Меню Рубрики

Анализ письма лихачева как говорить

Неряшливость в одежде – это, прежде всего, неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щёгольски. В щёгольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и строгий чёрный костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в ещё больше мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

Если человек родился и живёт вдали от города и говорит на своём диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Фёдор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово – слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен. ». «Исправить» язык былин – перевести его на нормы русского литературного языка – это попросту испортить былины.

Иное дело, если человек долго живёт в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной – своим селом. Это неплохо и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который её носил с детства, привык к ней. Если же он надел её, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно, и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплёка лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашноиронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищёнными против них. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо 1.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной « закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснить его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть этот и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.

Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять всё, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И ещё: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.

А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-то идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретить сочувствие.

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова.

Сейчас речь у меня пойдёт только о письменном языке и по преимуществу о том виде письменного языка, к которому я сам больше привык, то есть о языке научной работы (литературоведческой в основном) и о языке журнальных статей для широкого читателя.

Прежде всего, одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо ещё в юные годы – о своём детстве, например).

У нас часто говорят о том, что научные работы и учебники пишутся сухим языком, изобилуют канцелярскими оборотами. Особенно в этом отношении «достаётся» работам по литературоведению и истории. И по большей части эти упрёки справедливы. Надо писать хорошо и не надо плохо! Этого никто не отрицает и вряд ли найдутся люди, которые бы выступили с противоположной точкой зрения. Но вот что такое «хороший язык» и как приобрести навыки писать хорошо — об этом у нас пишут редко.

В самом деле, «хорошего языка» как такового не существует. Хороший язык – это не каллиграфия, которую можно применить по любому поводу. Хороший язык математической работы, хороший язык литературоведческой статьи или хороший язык повести – это различные хорошие языки.

Часто говорят: «Язык его статьи хороший, образный», и даже от классных работ в школе требуют образности языка. Между тем образность языка не всегда достоинство научного языка.

Язык художественной литературы образен, но с точки зрения учёного неточен. Наука требует однозначности, в художественном же языке первостепенное значение имеет обратное – многозначность. Возьмём строки Есенина: «В залихватском степном разгоне колокольчик хохочет до слёз». Перед нами образ, очень богатый содержанием, но неоднозначный. Что это – весёлый звон колокольчика? Конечно, не только это. Крайне важно, что в строках этих упоминаются и слёзы, хотя при поверхностном чтении можно и не придать им особого значения, приняв в целом всё выражение за обычный фразеологизм: хохотать очень сильно. Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». Здесь вступает в силу тема иронии судьбы – судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни.

Художественный образ как бы постепенно «разгадывается» читателем. Писатель делает читателя соучастником своего творчества. Эта постепенность самораскрытия художественного образа и соучастие читателя в творческом процессе – очень существенная сторона художественного произведения. От этого зависит не только то эстетическое наслаждение, которое мы получаем при чтении художественного произведения, но и его убедительность. Автор как бы заставляет читателя самого приходить к нужному выводу. Он делает читателя, повторяю, своим соучастником в творчестве.

То же можно сказать и о такой разновидности художественного творчества, как шутка. Шутка незаменима, например, в споре. Заставить рассмеяться аудиторию – это значит наполовину её убедить в своей правоте. Художественный образ и шутка заставляют читателя или слушателя разделить с их автором ход его мыслей.

Французская поговорка гласит: «Важно иметь смеющихся на своей стороне». Тот, с кем смеются, — победитель в споре.

Шутка важна в трудных положениях: ею восстанавливается душевное равновесие. Суворов шуткой подбадривал своих солдат.

Поэтому там, где необходимо не только логическое убеждение, но и эмоциональное, — художественный образ и шутка очень важны. Они важны в научно-популярной работе и в ораторских выступлениях. Всякий лектор знает, как важно восстановить ослабевшее внимание аудитории шуткой. Шутка даже в большей степени, чем художественный образ, требует активного соучастия, она заставляет слушателей не только активно слушать, но и активно «домысливать» остроту.

Но в научной работе образность и остроты допустимы только в качестве некоторого диверсимента. По природе своей научный язык резко отличен от языка художественной литературы. Он требует точности выражения, максимальной краткости, строгой логичности, отрицает всякие « домысливания».

В научном языке не должны «чувствоваться чернила»: он должен быть лёгким. Язык научной работы должен быть «незаметен». Если читатель прочтёт научную работу и не обратит внимания на то, хорошо или плохо она написана, — значит, она написана хорошо. Хороший портной шьёт костюм так, что мы его носим, «не замечая». Самое большое достижение научного изложения (тут уж я говорю вообще об изложении, а не только о языке) – логичность и последовательность переходов от мысли к мысли. Умение развивать мысль – это не только логичность, но и ясность изложения.

Очень важно, чтобы учёный «чувствовал» своего читателя, точно знал, к кому он обращается.

Надо всегда конкретно представлять себе или воображать читателя будущей работы и как бы записывать свою беседу с ним. Пусть этот воображаемый читатель будет скептик, заядлый спорщик, человек, не склонный принимать на веру что бы то ни было. В строго научной работе этот мысленный образ читателя должен быть высок – воображаемый читатель должен быть специалистом в излагаемой области. В научно-популярных работах этот воображаемый читатель должен быть немного непонятлив (но в меру: своего читателя не следует «обижать»). Беседуя с таким воображаемым читателем, записывайте всё, что вы ему говорите. Чем ближе ваш письменный язык к языку устному, тем лучше, тем он свободнее, разнообразнее, естественнее по интонации. Специфические для письменной речи обороты утяжеляют язык. Они не нужны. Однако устный язык имеет и большие недостатки: он не всегда точен, он неэкономен, в нём часты повторения. Значит, записав свою речь к воображаемому читателю, надо затем её максимально сократить, исправить, освободить от неточностей, от чрезмерно вольных, «разговорных» выражений. Научная работа «подожмётся», станет компактной, точной, но сохранит интонации живой речи, а главное – в ней будет чувствоваться адресат, воображаемый собеседник автора.

Обогащение и лёгкость письменного языка часто идут от разговорного языка. Из разговорного языка можно заимствовать отдельные слова и целые выражения. Но надо помнить, что разговорные выражения настолько стилистически сильны и заметны в письменном языке, что в точном научном языке их нельзя повторять в близком расстоянии друг от друга.

В науке очень важно найти нужное обозначение для обнаруженного явления – термин. Очень часто это значит закрепить сделанное наблюдение или обобщение, сделать его заметным в науке, ввести его в науку, привлечь к нему внимание.

Если вы хотите, чтобы ваше наблюдение вошло в науку, — окрестите его, дайте ему имя, название. Вводите в науку своё детище, предоставьте его обществу учёных, а для этого назовите его и ничто не оставляйте безымянным. Но не делайте это слишком часто. Некоторые новые работы по лингвистике или литературоведению перенасыщены новой терминологией. В деле своей жизни учёному достаточно создать всего два-три новых термина для значительных явлений, им открытых.

Ньютон не столько открыл закон всемирного тяготения (все и до него знали, что вещи падают на землю, а чтобы оторвать их от земли, необходимо некоторое усилие), сколько создал термин, обозначение всем известного явления, и именно этим заставил «заметить» его в науке.

Обычный путь создания нового обозначения, нового термина – привлечение метафоры. Метафорой будет и заимствование слова из какой-то соседней области, из науки другого характера.

Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. Поэтому в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным. Лишь тогда, когда за метафорой, образом закрепится одно точное значение, — исследователи к нему «привыкнут», образ, лежащий в основе нового термина, потеряет свою остроту, — термин войдёт в употребление и даже, может статься, будет казаться удачным

Точное научное значение «прорастёт» сквозь образ. Сперва в новом научном термине образ как бы заслоняет собой точное значение, затем точное значение начинает заслонять образ.

Точным должно быть само наблюдение учёного, ярко отграниченным и специфическим само явление, которое обозначается новым термином, — тогда точным станет и термин.

В тех случаях, когда учёный может или даже должен прибегнуть к метафоре, к образу, необходимо следить за их «материальным» значением. У одного высокообразованного литературоведа XIX века мы читаем такую фразу: «Данте одной ногой прочно стоял в средневековье, а другой приветствовал зарю возрождения. » Остроумнейший и наблюдательнейший историк В.О.Ключевский так пародировал эту фразу в своём «Курсе лекций по русской истории»: «Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу. одной ногой он ещё крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занёс было за её черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении» 2.

Здесь образ пародирован. Пародия оправдана тем, что в обоих случаях речь идёт о величайших переходных этапах: один – в истории Западной Европы, другой – в истории России. Но царь Алексей Михайлович не Данте и над ним стоило посмеяться.

Однако у того же В.О.Ключевского мы можем встретить и неудачные выражения, неудачные образы: «Этому взгляду. критик не мог придать цельного выражения, высказывая его по частям, осколками». «Осколками» нельзя высказывать что-либо. Но если стремиться сохранить образ «осколков», то фразу легко было бы исправить так: «Его мысли были чисты и ясны как стекло, но высказывал он их неполно – как бы осколками». Надо всегда следить за уместностью и осмысленностью образа. Советский историк Б.Д.Греков писал в своей работе о Новгороде: «В воскресный день на Волхове больше парусов, чем телег на базаре. » И это осмыслено тем, что речь в контексте идёт именно о торговле.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Нельзя писать просто «красиво». Надо писать точно и осмысленно, оправданно прибегая к образам. Великий мастер русского языка историк В.О.Ключевский умел не размазывать свою мысль, давая её иногда лишь намёком, прибегая к своего рода стилистическому лукавству, которое действовало иногда сильнее, чем самый яркий образ. Сравните его такие фразы: «В университете при Академии наук (речь идёт о XVIII веке, — Д.Л.) лекций не читали, но студентов секли» или о времени Петра: «Казнокрадство и взятничество достигли размеров небывалых прежде, разве только после. » О стихотворстве царя Алексея Михайловича он же пишет: «Сохранилось несколько написанных им строк, которые могли казаться автору стихами».

Ключевский был и мастером антитез. Вот некоторые примеры: «Личная свобода становилась обязательной и поддерживалась кнутом» — это об эпохе Петра I . Или о воображаемом предке Евгения Онегина: «Он (этот «предок», — Д.Л.) старался стать своим между чужими и только становился чужим между своими». В последнем случае перед нами крестообразная антитеза, которой Ключевский также владел превосходно. Вот пример одной его такой крестообразной антитезы, имеющей непосредственное отношение к нашей теме: «Лёгкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжёлое дело».

Говоря о научных терминах, мы должны вспомнить и об особой роли терминов в исторической науке, когда для научного понятия берётся старое слово или целое выражение. Архаизмы, инкрустации в свои работы целых выражений, цитат вполне законны у историков, так как старые явления жизни лучше всего выражаются в старом же языке. Но опять-таки – не следует этим злоупотреблять.

Хорошо, когда образ постепенно развёртывается и имеет многие отражения в описываемом явлении, то есть когда образ соприкасается с описываемым явлением многими сторонами. Но когда он просто повторяется (даже не всегда прямо) – это плохо. У Ключевского в одном тексте говорится о том, что кривая половецкая сабля была занесена над Русью, а немного дальше о том, что кривой ятаган был занесён над Европой. Не совсем точный и удачный образ становится совершенно невозможным от его повторения, хотя бы и варьированного.

Цветистые выражения имеют склонность вновь и вновь всплывать в разных статьях и работах отдельных авторов. Так, у искусствоведов часто повторяются такие выражения, как «звонкий цвет», «приглушённый колорит» и прочая «музыкальность». В последнее время в искусствоведческой критике в моду вошло прилагательное «упругий»: «упругая форма», «упругая линия», «упругая композиция» и даже «упругий цвет». Всё это, конечно, от бедности языка, а не оттого, что слово «упругий» чем-то замечательно.

Главное – нужно стремиться к тому, чтобы фраза была сразу понята правильно. Для этого большое значение имеет расстановка слов и краткость самой фразы. Например, на с.79 моей работы «Человек в литературе Древней Руси (2-е изд., 1970) напечатано: «Вот почему Стефан Пермский называется Епифанием Премудрым «мужественным храбром». » Фраза двусмысленная. Иная расстановка слов сразу бы её исправила: «Вот почему Стефан Пермский называется «мужественным храбром» Епифанием Премудрым. » Или ещё лучше так: «Вот почему Епифаний Премудрый называет Стефана Пермского «мужественным храбром»».

Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше. Не следует бояться повторений одного и того же слова, одного и того же оборота. Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно. Это требование не может быть правильным для всех случаев. Язык должен быть, разумеется, богат, и поэтому для разных явлений и понятий нужно употреблять разные слова. Употребление одного и того же слова в разном значении может создать путаницу. Этого делать не следует. Однако если говорится об одном и том же явлении, слово употребляется в одном и том же значении, вовсе не надо его менять. Конечно, бывают сложные случаи, которые нельзя предусмотреть каким-либо советом. Бывает, что одно и то же понятие (а следовательно, и одно и то же слово) употребляется от бедности самой мысли. Тогда, разумеется, если нельзя усложнить мысль, то надо прийти на помощь мысли стилистически, разнообразя словами тупо вертящуюся мысль. Лучше всего помогать мысли самой мыслью, а не вуалировать словом скудоумие.

Ритмичность и удобочитаемость фразы! Люди, читая, мысленно произносят текст. Надо, чтобы он произносился легко. И в этом случае основное – в расстановке слов, в построении фразы. Не следует злоупотреблять придаточными предложениями. Стремитесь писать короткими фразами, заботясь о том, чтобы переходы от фразы к фразе были лёгкими. Имя существительное (пусть и повторенное) лучше, чем местоимение. Избегайте выражений «в последнем случае», «как выше сказано» и прочее.

Бойтесь пустого красноречия! Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы, а красота его – в чувстве меры.

А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят, прежде всего, от неточности мысли. Поэтому учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля. Язык должен быть прост (я говорю сейчас об обычном и научном языке – не о языке художественной литературы).

Лёгкость языка бывает ложная: например, «бойкость пера». «Бойкое перо» — не обязательно хороший язык. Надо воспитывать в себе вкус к языку. Дурной вкус губит даже талантливых авторов.

Цитируется по:

Д.С.Лихачев . Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.

1 С вопросом о психологии языковой грубости вы можете ознакомиться в моей работе: «Арготические слова профессиональной речи» в кн.: Развитие грамматики и лексики современного русского языка. М., 1964. С. 311 – 359.

2 Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч.3. Сочинения. М., 1957. Т. III . С.320.

источник

10.11.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 — За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 — Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 — На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению » Гордость и смирение»

10.03.2019 — На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 — Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

КНИЖНАЯ ПОЛКА ДЛЯ СДАЮЩИХ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Уважаемые абитуриенты!

Проанализировав ваши вопросы и сочинения, делаю вывод, что самым трудным для вас является подбор аргументов из литературных произведений. Причина в том, что вы мало читаете. Не буду говорить лишних слов в назидание, а порекомендую НЕБОЛЬШИЕ произведения, которые вы прочтете за несколько минут или за час. Уверена, что вы в этих рассказах и повестях откроете для себя не только новые аргументы, но и новую литературу.

Письмо девятнадцатое
КАК ГОВОРИТЬ?

Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык веще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово-слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен… «Исправить» язык былин – перевести его на нормы русского литературного языка – это попросту испортить былины.

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной – своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо 1.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Поделись с другом в социальной сети

источник

Комплексный анализ письма Д.С.Лихачева. Подготовка к написанию части С
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости компетентного, конкурентоспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью в различных речевых ситуациях, требующих конкретного стиля общения, соблюдения определенных культурно-речевых и этических норм. Так, социальное самоопределение, самореализация и познание возможны при высоком уровне развития коммуникативных умений выпускников.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Формирование и развитие навыков речевого общения на уроках русского языка проходит на двух уровнях: на репродуктивном (адекватно понимать информацию текста) и продуктивном (создавать текст).

Совершенно закономерно, что одной из актуальных методологических идей в обучении русскому языку в школе является текстоцентричность. Комплексный анализ текста, принципы и методика которого сформулированы в работах Т.М. Пахновой, стал одним из основных видов деятельности учащихся на уроке русского языка в старших классах. Он позволяет развивать все виды предметных компетенций, общеучебные умения, навыки и способы действия.

Разработанный проект предназначен для подготовки к ЕГЭ по русскому языку — написания сочинения – рассуждения (часть С).

Ведущей педагогической идеей данного проекта является оказание помощи учащимся в систематизации знаний об особенностях публицистического стиля, в выполнении тестовых заданий по синтаксису и морфологии, в овладении умений работы с текстом, определяя его тему, проблему, основную мысль, стиль речи, языковые средства и приемы построения текста – рассуждения, тип речи, а также создании текста (сочинение-рассуждения ) с опорой на его функциональную характеристику и собственную аргументацию.

В данной разработке предлагаются различные методические приёмы: индивидуальный и фронтальный опросы способствуют развитию устной монологической речи, групповая и парная деятельность совершенствует навыки построения высказываний в форме сочинения-рассуждения.

К уроку прилагается мультимедийная презентация, ( наглядное пособие на уроке) , которая в большей степени активизирует познавательный процесс, позволяет осуществить контроль знаний.

Вложение Размер
urok_kompleksnyy_analiz_teksta_po_lihachevu.doc 149.5 КБ
kompleksnyy_analiz_teksta_po_lihachevu.ppt 1.44 МБ

Тема: Комплексный анализ письма Д. С. Лихачева «Про зависть».

Подготовка к сочинению-рассуждению (часть С).

организовать деятельность учащихся по систематизации знаний об особенностях публицистического стиля, создать содержательные и организационные условия для комплексного анализа текста.

развивать у обучающихся умение проводить самоанализ на основе личного жизненного опыта, создавать условия для развития устной монологической речи, мышления, работать во времени, отработать навыки выполнения тестовых заданий по синтаксису, морфологии, совершенствовать навыки построения высказывания в форме сочинения – рассуждения..

подвести обучающихся к осмыслению своей жизненной позиции, воспитывать позитивное отношение к окружающим, интерес к публицистике Д. С. Лихачева.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: литература, обществознание

Оборудование: видеопроектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал, рабочие карты.

2. Знакомство с темой и целями урока

Учитель : Сегодня нам предстоит познакомиться с письмом для молодого поколения Д.С. Лихачева « Про зависть» и проанализировать его. Откройте рабочие карты, напишите тему урока: Комплексный анализ письма Д. С. Лихачева «Про зависть». (1 слайд)

-Какие задачи нам предстоит решить с вами на этом уроке?(совместная постановка задач)

Учитель: также мы будем работать с тестами на основе этой статьи, напишем фрагменты сочинения – рассуждения, аналогичного тому, которое вы будете писать на экзамене. (2 слайд)

3 . Проверка домашнего задания

У : Кто же такой Лихачев? Что вы знаете о нем? Дома вам нужно было подготовить небольшое сообщение о Д.С. Лихачеве (3 слайд) (подготовленные сообщения учащихся).

4. Лингвистичекая разминка. Составление кластера.

У: С татья Д.С. Лихачева называется «Про зависть». А что такое Зависть , ребята? (см. в толковом словаре Ожегова)

У: Запишите — зависть . Поставьте ударение ( падает на первый слог). Подберите однокоренные слова к нему – завистник ( сущ. ) — завидовать( глагол) – завидный( прилаг.). Определите значение и части речи этих слов.

У: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите зависть, завидовать ? (4 слайд )

Досада по чужому, ненависть, нежелание добра другому, а одному лишь себе, предательство, интриги . (5 слайд)

5. Объяснение темы урока. Работа с текстом.

У: Обратимся непосредственно к письму Д.С. Лихачева Во время чтения текста подумайте над вопросами:

1. Почему текст так называется?

2. Какие варианты названия вы могли бы предложить? ( других не может быть, в заглавии автор указывает тему)

Чтение текста учителем. (6 слайд)

У: Какова тема этого текста? (ответы детей)

Тема указана в заглавии, причем Лихачев использует разговорную предложную форму про (что?) про зависть. (Запись в рабочих картах). (7 слайд)

У: Что волнует автора, какова проблематика этого текста? (7 слайд)

1. Почему всегда существует опасная близость зависти?

2. Можно ли избежать зависти, есть ли средство от этого ужасного чувства?

3. Когда чувство зависти овладевает человеком?

У: Какова основная мысль этого текста?

Главная мысль выражена в побуждении к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной неповторимости (7 слайд)

У: К чему призывает нас Лихачев в этом письме?

Человек, познай самого себя,- вот к чему призывает нас Лихачев. Если нас беспокоят достижения окружающих, вызывая болезненную реакцию, надо задуматься, что я сделал для развития собственных способностей, как я реализую те таланты, которые дарованы мне, верю ли я в себя, могу ли свободно и независимо сотрудничать с успешными людьми, чтобы не стать себе самому чужим.

(запись в рабочих картах) (7 слайд)

У: Почему автор избирает именно публицистический стиль? С какой целью? (8 слайд)

Давайте более подробно поговорим об особенностях этого стиля : (9 слайд)

Сфера применения: (10 слайд)

( общественно — политическая жизнь, газеты, журналы, стиль общественных деятелей и писателей – публицистов)

( конкретность, логичность эмоциональность, общедоступность)

Цель публицистического стиля – привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, заставить задуматься, поразмышлять. Тексты этого стиля вызывают ответную реакцию у адресата. (12 слайд)

( сообщить информацию о жизни страны, сформировать определенное отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию) (13 слайд)

Языковые средства: (14 слайд)

(книжные и разговорные слова, однородные предложения, параллельный способ связи, побудительные, вопросительные предложения, прямые обращения к собеседнику)

7. Анализ публицистического текста «Про зависть».

У : Давайте посмотрим, какие приемы построения текста использует Лихачев? (запись в рабочих картах – номера предложений) (15 слайд)

Вопросительные и побудительные предложения- №1,2,3,5.

Совмещение книжных и разговорных слов;

Повторы; зависть — 6 раз, завидовать — 5 раз.

Прямые обращения к собеседнику — №1, 4, 10.

Параллельный способ связи предложений — №11, 12

Использование предложений с однородными членами –

У: Какие способы связи предложений в тексте вы знаете?

Зависть развивается прежде….

Зависть развивается…..(параллельная связь)

У: Как называется такой прием ( Зависть развивается…..

Анафора — это повтор слов в начале строк.

У: Прочитайте ещё раз внимательно 1 абзац. Что особенного вы увидели в этих предложениях? (это неполные предложения)

-С какой целью автор использует их в речи? (интонация живой разговорной речи, рассуждения автора логичны, убедительны, благодаря синтаксическим конструкциям)

-Посмотрите, какие предложения преобладают в тексте?( сложноподчиненные)

-Какие союзы преобладают в тексте? (подчинительные). Значит предложения СПП. Какова роль этих предложений в тексте? (заставляют задуматься над проблемой в тексте).

-Что вы можете сказать о типе речи? (16 слайд)

— Почему автор выбирает такой тип речи? (в роли вступления работает цепочка риторических вопросов, таким образом, автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса, далее автор четко ставит задачу, побуждает к действию, даёт конкретный совет, рекомендации, своеобразный рецепт «как жить»).

Какова структура сочинения — рассуждения? Обратите внимание на слайд.

8. Физкультминутка (17 слайд)

9 . Работа с тестами (распечатки тестов на столах уч-ся) – 2-3 мин.

Ответы: 1 вариант – 3, 2, 1; 2 вариант – 4, 3, 3.) (18 слайд)

10. Работа в группах — 12 мин

У: Сейчас вы приступаете к самому ответственному этапу работы — формированию собственных тезисов. Совместными усилиями вы через 12 минут представите плоды ваших трудов. Я разделила вас на 4 группы в соответствии с вашими способностями. (19 слайд)

Первая группа должна сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором .

Вторая группа будет формулировать тезисы, в которых выразит позицию автора.

Третья группа должна выразить собственное восприятие текста и одной из его проблем, помня о том, что необходимо два аргумента в защиту своей позиции, подкрепленные вашим жизненным опытом. Обратите внимание на структуру собственной аргументации. (20 слайд)

Я предлагаю обратиться к художественным произведениям и привести 2 аргумента на их основе. На основе каких произведений можно выстроить аргументацию? (Моцарт и Сальери, Гринев и Швабрин, Печорин и Грушницкий – по произведениям Пушкина)

Четвертая группа должна написать заключение к сочинению.

У: У вас на столах лежат материалы, которые понадобятся вам при написании работ.

Итак, можете приступать к работе. Удачи!

11. Этап контроля знаний и полученных фрагментов сочинения

У: Учимся зачитывать свои работы как единое целое. Защита своих работ.

12. Выставление и комментирование оценок.

У: Сегодня мы с вами рассуждали о зависти.

Убедил ли вас Лихачев в том, что завидовать — значит не найти себя? (21 слайд ) (ответы учащихся)

У: Когда я слышу слово зависть, я вспоминаю строки Омара Хайяма, ведь именно они дают возможность найти верное решение:

Не завидуй тому, кто силен и богат,

За рассветом всегда наступает закат,

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

У: Я вижу, что эта проблема никого из вас не оставила равнодушным.

На уроке мы с вами сделали небольшие наброски вашего сочинения, а дома я попрошу вас написать полноценное сочинение – рассуждение. Я хочу вам пожелать, чтобы эскизы, которые вы сделали в классе, превратились дома в настоящее сочинение . (22 слайд)

Раздаточный материал к уроку

1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете?(2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

(4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре — холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами спрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой.

(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

(13) Завидуете – значит не нашли себя.

А8 Какие слова являются одной из грамматических основ в первом (1) предложении текста?

1) ставит рекорд 2) ставит новый мировой рекорд

3) тяжеловес ставит 4) ставит мировой рекорд

A9 Укажите верную характеристику (11) предложения текста.

1) сложное с сочинительной и подчинительной связью

2) сложноподчинённое, 2 основы

3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложноподчинённое, 3 основы

A10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЧТО из четвертого (4) предложения текста.

1) союз 2) относительное местоимение 3) союзное слово 4) вопросительное местоимение

Раздаточный материал к уроку

1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете?(2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

(4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре — холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами спрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой.

(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

(13) Завидуете – значит не нашли себя.

А8 Какие слова являются одной из грамматических основ в шестом (6) предложении текста?

1) нашли спрятанную вещь 2) вы нашли с завязанными глазами

A9 Укажите верную характеристику (10) предложения текста.

1) сложное с сочинительной и подчинительной связью

2) сложноподчинённое, 2 основы

3) сложное с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью

4) сложноподчинённое, 3 основы

A10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова КАК из (10) предложения текста.

1) союз 2) относительное местоимение 3) союзное слово 4) наречие

Почему люди завидуют друг другу? На первый взгляд, этот простой вопрос предполагает такой же простой и очевидный ответ: в нашем мире одни люди совсем лишены тех житейских благ, которыми другие обладают в полноте и даже в избытке. Таким образом, проблема в том, что несправедливо устроен сам мир. Потому-то бедные и завидуют богатым, некрасивые — красивым, бездари — талантливым, больные — здоровым.
Казалось бы, ответ на вопрос о природе зависти вполне логичен, однако в реальной жизни такое объяснение почему-то не срабатывает. Ведь завидовать можно не только богатству и красоте, но и вообще чему угодно. Человек среднего достатка завидует преуспевающему бизнесмену, глядя на его шикарный коттедж и дорогие автомобили.
Но этот же самый бизнесмен, чье время расписано буквально по минутам, а количество дел и забот значительно превышает его естественные возможности, с завистью смотрит на рядового сотрудника своей компании, который после рабочего дня спокойно идет домой и тут же забывает обо всех служебных делах. Бездетный завидует тем, у кого есть дети, а многодетный нет-нет да и позавидует тому, кто живет исключительно для себя. Старик завидует молодости подростков, играющих в футбол у него под окнами, а мальчишки завидуют взрослым и мечтают побыстрее вырасти.
Об этом и рассуждает автор текста Лихачев в своем письме к молодому поколению.

Как часто приходится слышать от людей: я никогда никому не завидую, потому что завидовать – это плохо. Я смотрю внимательно на таких людей и думаю: неужели оттого, что вам сказали когда-то «завидовать – это плохо», вы вот так просто взяли и перестали испытывать это чувство? Вот так ловко взмахнули волшебной палочкой и перестали завидовать? Как бы сказал здесь Станиславский – «Не верю!»
Я не верю именно потому, что когда-то сама была свято убеждена: я – не завистливый человек. Абсурдно было допустить саму мысль о том, что я могу кому-то завидовать. Оказалось, что и я способна завидовать.

Зависть – это сравнение себя с другим человеком . И в результате этого сравнения я чувствую себя очень некомфортно. Я нахожу себя хуже, чем он. Я убежден, что я хуже, а он лучше.
Сама по себе зависть – эмоция очень неприятная . Это похоже на то, как будто у вас отняли что-то ваше, что по праву должно принадлежать вам, и отдали кому-то другому. В крайнем проявлении это похоже на ядовитый укус. Не зря есть выражение: отравлен завистью.
Зависть – это обида на себя . Зависть не связана с тем, что другой человек чем-то лучше вас. Просто когда вы видите его успехи, вы ощущаете себя неуспешной, незначимой, некрасивой, в общем, не идеальной. Такой, какой вы себя не любите. Зависть – это острое переживание своего несовершенства. Поэтому зависть всегда появляется на почве внутренних комплексов: страхов, неуверенности, сомнений.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

В песне Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона» звучит наивное пожелание автора:
Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет.

Эта просьба к Богу выражает определенную идею, напрямую относящуюся к теме зависти, которая звучит в письме Д.С.Лихачева «Про зависть».

Действительно, почему бы Богу не дать каждому всего и вволю?Ведь тут предполагается уже не примитивный «социализм» Шарикова, когда для того, чтобы что-то дать одному человеку, это «что-то» сначала нужно непременно отобрать у другого. Здесь рассуждение гораздо изящней и тоньше: мы веруем в то, что Бог всемогущ, а значит, Он не имеет нужды в распределении уже имеющихся благ и вполне может удовлетворить все возможные потребности каждого человека без малейшего ущерба для остальных людей.

Следовательно, если Бог это сделает, то зависть тут же прекратит существовать как явление, поскольку в душах облагодетельствованного человечества для нее просто не останется оснований. Так почему же Всемогущий Господь до сих пор не дал каждому то, чего у него нет?
Ответ на «Молитву Франсуа Вийона» нетрудно найти в Послании апостола Иакова: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4:2-3).

Как же бороться с завистью? Зависть в основе своей имеет очень верное ощущение утраты связи человека с его Создателем. Человек чувствует, что потерял нечто очень важное, без чего его жизнь пуста и несчастна. Только он не знает, что же это было.
И в поисках утраченного, словно в лабиринте, начинает метаться между различными целями, каждая из которых неизбежно оказывается ложной. Потому что никакое земное благо не может заменить собой Подателя всех этих благ.
Избавить себя от такого пагубного заблуждения можно только одним способом. Святитель Василий Великий пишет: «Мы можем избежать зависти, если из человеческого не будем почитать великим и чрезвычайным ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья, но будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных».
А единственным вечным и истинным благом для человека является лишь то, что никогда, никто и ни при каких обстоятельствах не сможет у него отнять. Таким благом может стать лишь наше общение с Богом.. Если искать именно этого блага, если стремиться к нему, стараясь выстраивать свою жизнь по Евангелию, тогда и завидовать никому уже не придется. Ведь все Евангельские заповеди, в сущности, направляют человека к единственной цели — сделать главным содержанием его жизни любовь к Богу и другим людям.
Завидовать же можно лишь тем, кого не любишь, к кому испытываешь пусть легкую, но все же неприязнь. А там, где есть любовь или хотя бы стремление к ней, зависти уже нет места. Так, мать не может завидовать своему ребенку просто потому, что любит его, радуется его радостям и любой его успех воспринимает как свою собственную победу.
Зависть всегда связана с вашими нереализованными целями и желаниями. Вы завидуете только тому, что хотите иметь сами. Поэтому зависть можно превратить в ценный инструмент развития и улучшения себя. Развивайте свои способности, свой талант, и у вас все получится!

Рабочая карта учащегося 11 класса

Фамилия, имя ____________________________________________________________________

Лингвистическая разминка . Кластер.

Тема _____________________________________________________________________________
Проблема _ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная мысль текста____________________________________________________________

Языковые средства и приёмы построения текста :

Вопросительные и побудительные предложения_______________________________________

Совмещение книжных и разговорных слов_____________________________________________________________________________

Прямые обращения к собеседнику____________________________________________________

Параллельный способ связи предложений______________________________________________

Использование предложений с однородными членами____________________________________

Работа с тестом __________________________________________________________________________

Вступление (проблема и её комментарий). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тезис (позиция автора)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 аргумент _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________

Рефлексия: Убедил ли вас Лихачев в том, что завидовать – значит не найти себя?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

муниципального образования «Барышский район»

Комплексный анализ письма Д.С.Лихачева.

сочинения-рассуждения (часть С)

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Цыганова Оксана Геннадьевна

Лихачев Дмитрий Сергеевич

Действительный член (академик) Российской Академии наук.
Родился 28 (15) ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета (1928). В 1928 — 1932 годах был незаконно репрессирован и находился в Соловецком и Беломоро-Балтийском лагерях. С 1938 года — младший, а с 1941 года — старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. С 1954 года — заведующий сектором, в настоящее время — отделом древнерусской литературы ИРЛИ. В 1941 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Новгородские летописные своды XII века», в 1947 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук — «Очерки по истории литературных форм летописания XI — XVI веков». С 1953 года — член-корреспондент АН СССР, с 1970 года — действительный член (академик) АН СССР (в настоящее время — РАН).
Известный ученый, автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор сотен работ (в том числе десятков книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербо-хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.
Иностранный член Академий наук Болгарии, Венгрии, Академии наук и искусств Сербии. Член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, член-корреспондент старейшего общества США — Философского. Член Союза писателей с 1956 года. С 1983 года — председатель Пушкинской комиссии РАН, с 1974 года — председатель редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия». С 1971 по 1993 год возглавлял редколлегию серии «Литературные памятники», с 1987 года является членом редколлегии журнала «Новый мир», а с 1988 года — журнала «Наше наследие». В 1986 году организовал Советский (ныне Российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда по 1993 год. С 1990 года входит в Международный комитет по организации Александрийской библиотеки (Египет). Избирался депутатом Ленинградского городского Совета (1961 — 1962, 1987 — 1989).
Член комиссии по правам человека при Администрации Санкт-Петербурга. Народный депутат СССР (1989 — 1991) от Советского Фонда культуры. Герой Социалистического Труда (1986). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966), болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени (1963, 1977) и медалями. Русской академией искусствознания и музыкального исполнительства награжден орденом искусств «Янтарный крест» (1997).

Награжден Почетным дипломом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (1996).

Первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1993).

Почетный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо.

Имя Лихачева присвоено малой планете № 2877 (1984).

Скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге.

Каждая беседа пожилого человека с молодым оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном — как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках — ничего не увидите.

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всём — в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения — Родион Раскольников — думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом — нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни учёного. Если же стремиться в науке к «мелким» целям -— к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то учёный неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счёте! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестаёт существовать, и сам учёный рано или поздно перестаёт быть учёным. Соблюдать большое надо во всём решительно. Тогда всё легко и просто.

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только её подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость — это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделённая радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат — опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий.
Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят её и затруднят.
И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовёшь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всём своего ребёнка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» — слова шовинистической немецкой песни) привёл к нацизму, слепой восторг перед Италией — к фашизму.

Мудрость — это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты — хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное , долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Кик выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость — всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей стране в широком и узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счёте верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

Цитируется по:
Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.

№ 13 весна 2003 г дата публикации: 1.03.2003

источник