Меню Рубрики

Анализ песни как под горкой

Форма — куплетно-вариационная, состоит из 8 куплетов, где куплет равен периоду, т.е. строфе поэтического текста. Период состоит из 8 тактов.

Схема первых четырех куплетов

  • 1 предложение 2 предложение
  • 4 такта 4 такта (роль припева)
  • 1 фраза 2 фраза 1 фраза 2 фраза
  • 2 такта 2 такта 2 такта 2 такта
  • 1 предложение 2 предложение
  • 4 такта 4 такта (роль припева)
  • 1 фраза 2 фраза 1 фраза 2 фраза
  • 2 такта 2 такта 2 такта 2 такта
  • 16 тактов
  • 1 предложение 2 предложение
  • 4 такта 4 такта
  • 1 фраза 2 фраз 1 фраза 2 фраза
  • 2 такта 2 такта 2 такта 2 такта
  • 3 предложение
  • 6 тактов
  • 1 фраза 2 фраза 3 фраза
  • 2 такта 2 такта 2 такта
  • 14 тактов
  • 1 предложение 2 предложение
  • 1 фраза 2 фраза 1 фраза 2 фраза
  • 2 такта 2 такта 2 такта 2 такта
  • 3 предложение
  • 1 фраза 2 фраза
  • 2 такта 4 такта
  • (расширение за счёт выкриков «ой»)

Условно данное произведение можно разделить на 3 раздела, где первый раздел включает в себя с 1го по 4ый куплеты, каждый из которых является разомкнутым незавершенным периодом, где его разрешение звучит вначале последующего куплета.

Период нормативный, состоит из двух предложений квадратного строения по 4 такта. В предложении 2 фразы по 2такта. Второе предложение играет роль припева.

Средний раздел — разработочный, состоит из 3 куплетов:

  • 5 к. — «Бел камушек выбивыл..»
  • 6 к. — «Жена мужа продала…»
  • 7 к. — «За копеечный калач…»

Период же среднего раздела ненормативный, состоит из трёх предложений с разным количеством тактов, за счёт повтора припева. Пятый и седьмой куплеты состоят их 3х предложений по 4 такта. А каждом из них 2 фразы по два такта.

Большой по масштабу 6 куплет. Он включает в себя 16 тактов.

Второе предложение — «Продала, продала, ходи право, продала…»

Эти предложения равны и делятся на две фразы по 2 такта, а третье предложение расширено за счёт повтора припева с новым текстом и тональностью ( cis moll):

Последний (третий) раздел представлен нам одним куплетом:

По форме этот куплет представляет собой ненормативный период, состоящий из 3х предложений.

Первое предложение «Пришла домо…» — 4 такт; второе предложение «Просить бы мне три рубля…» — 4 такта; третье предложение «Купить бы мне три коня…» — 6 тактов, расширено за счёт выкриков «ой» у всего хора.

В обработке О. П. Коловского «На горушке, на горе» каждый куплет имеет свое логическое развитие и изложение в разных типах хора. Разберем подробнее каждый куплет.

Первый куплет: звучит соло басов, здесь они исполняют роль запевал. Напев начинается с Т, затем следует восходящий скачок на кварту с его заполнением. Далее — интонации «Барыни» во втором предложении, где звучит повторяющийся терцовый тон и его заполнение. Здесь динамика mf.

Второй куплет: звучит двухголосный мужской состав хора, где тема проходит у басов, а тенора звучат в квинтовом и терцовом соотношении с басами, исполняя верхний подголосок.

Следующий куплет исполняется смешанным составом. В первой фразе тема проходит у альтов, а уже во второй тема перехватывает партия сопрано.

Основой и принципом формообразования в этой обработке является повторность мелодико-тематических элементов (мелодия, ритм, метр, тональный план), что характерно для русских народных песен. Здесь в каждом куплете встречается интонация первого куплета, которая на протяжении всего произведения фигурирует в разных голосах.

В чётвертом куплете звучит весь хор. Здесь тема закреплена за партией альтов, у сопрано верхний подголосок. Диапазон увеличивается от ч.5 до ч.8, где ч. 8 можно наблюдать между партиями женского состава, также между партиями и мужского состава хора.

Олег Павлович точно знал русскую народную песню, поэтому в своей обработке он следует основным фактурным принципом, используя подголосочность, вариационность. Использование звучание разных групп хора, как и соло, так дуэт между партиями.

Средний раздел интересен выявлением различных тембров у составов хора. Пятый куплет звучит в исполнении мужской группы хора, где солируют тенора по нижнему восходящему тетрахорду миксолидийского и натурального D, а у басов звучит нисходящее повторяющееся поступенное движение от 1 ступени к 5.

Во втором предложении, в припеве, солируют басы на фоне гармонической поддежки теноров, затем тему припева перехватывает женская группа. Они исполняют в G dur. Они звучат на фоне трезвучия соль мажора, с последующим разрешением в доминантовый секундаккорд (к первоначальной тональности) с выпуском квинтового тона у вторых теноров. Таким образов возникает гамофонно-гармонический склад письма,

а шестой куплет представлен нам наоборот. Он начинается с женского трёхголосия, с подхватом теноров, звучащим на фоне секунды у женской группы хора.

В седьмом куплете тема вновь возвращается к басам, где они повествуют нам о том, что жена продала мужа за копеечный калач, а у теноров и женского состава звучит выкрик «ой», будто с издевкой, насмешкой. Во втором предложении интонации «Барыни» мы слышим у мужской группы, а втретьем — у женского в сексту на фоне секунды у мужчин, на основе D2 с последующим разрешение того в Т.

Восьмой куплет представляет собой апофеоз всей обработки. Здесь и яркая динамика — ff, и смысловая кульминация «Пришла домой, каялась…». Последний куплет исполняется всем хором, звучит шестиголосие. Тема проводится в верхних голосах. Второе и третье предложение звучит перекличкой между девушками и юношами, будто скороговоркой. Приём речитации.

Заканчивается произведение общими выкриками «ой» на секундах, с последующим разрешение той в терцию.

В обработке О. П. Коловского «На горушке, на горе» находят отражение юмор, ирония, сарказм, идущие от плясовых песен и частушек. Здесь скрыты черты русского характера: жена может высказать всё, что угодно своему мужу, высмеять его. У других народов такое отношение не принято. Иронизируется здесь то, что жена, продав своего мужа, каялась и охала, что продешевила.

Данная обработка написана для четырёхголосного смешанного хора с элементами divisi в верхних голосах (сопрано/тенор), в жанре плясовой шуточной народной песни.

Музыкальный образ точно раскрывается в следующих срадствах мызкальной выразительности:

  • · в быстром темпе — Скоро, = 184, но во многих изданиях метроном не указан)
  • · в динамике — от p до ff
  • · в исполнительских штрихах — акцентах
  • · в смене размеров —
  • · в ритмических группах —
  • · в различной фактуре — смешанная: мелодическая, гамофонно-гармоническая, подголосочная полифония, которая образует гармонические вертикали

Тональность произведения — D миксолидийский ( мажор с низкой седьмой ступенью). Присутствуют отклонения в G dur и cis moll.

источник

Сведения о жизни и творчестве Олега Павловича Коловского. Хоровые обработки народных и революционных песен. Изучение вокальных произведений композитора. Музыкальный, хоровой анализ обработки русской народной песни «На горушке, на горе» О.П. Коловского.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОУ СПО ВО «Вологодский Областной Музыкальный Колледж»

Анализ хоровой обработки русской народной песни «На горушке, на горе» Олега Павловича Коловского

Студентки 4 курса специальности

1.Общие сведения о композиторе и обработке

коловский музыкальный композитор хоровой

А) Сведения о жизни и творчестве композитора.

Олег Павлович Коловский 1915 -1995

Замечательный русский хоровой дирижёр, профессор Ленинградской консерватории, преподаватель таких дисциплин, как: полифония, анализ форм, хоровая аранжировка. Также Олег Павлович руководил военным ансамблем.

О.П. Коловский известен своими статьями о хоровом творчестве Шостаковича, Шебалина, Салманова, Свиридова. Ряд статей посвящены анализу хоровых партитур и песенной основе хоровых форм в русской музыке.

Значительное место в творчестве О.П. Коловского занимают хоровые обработки народных и революционных песен:

«Русский песенный фольклор это богатейшая сокровищница самобытной культуры России. Здесь мы не только любуемся россыпями изумительных напевов, но постигаем образность и красоту русского поэтического слова, связываем огромное временное пространство, заключающее в себе многовековую судьбу родной земли и её людей, сознанием своим и душой прикасаемся трепетно к душе своего народа и сохраняем тем самым неразрывность прошедшего с грядущим».

— всякое видоизменение оригинального нотного текста музыкального произведения. В прошлом, в Западной Европе, была распространена полиф о н ическая о б работка напевов григорианского хорала, служившая до 16 века основой всей многоголос но й музыки. В 19-20 веках большое значение пр и обрела обработка народных мелодий, которую чаще называют их гармониз а цией. Русскую культуру невозможно представить без народной песни. Име н но русская песня сопровождает человека на протяжении всей его жизни: от колыбели до могилы

Многие композиторы обращались к жанру хоровых обработок русских народных песен. Народная песня занимала особое место в творчестве М.А.Балакирева — сборник «Сорок русских народных песен», М.П. Мусоргского — четыре русские народные песни: «Ты взойди, взойди, солнце красное», «У ворот, ворот батюшкиных», «Скажи девица милая», «Ах ты, воля моя воля».

Обработки Н.А. Римского-Корсакова отличались богатсвом приёмов и сладов хорового письма: «Заплетися плетень», «Со вьюном я хожу», «Ай во поле липенька».

Обработки народных мелодий осуществляли многие крупные композиторы: И. Гайдн, Л. Бетховен, И. Брамс, П. И. Чайковский, А. К. Лядов, Костальский, А. Давиденко, А. Александров, Д. Шостакович ( «Как меня младу-младёшеньку»).

Многие обработки также сделаны хормейстерами. Выдающийся хоровой дирижёр, руководитель Государственного академического хора СССР

А.В. Свешников сделал интереснейшие обработки русских народных песен: «Вниз по матушке по Волге», «Как пойду я на быструю речку», «Ах, ты ноченька», «Грушица».

Интерес к народной песне не ослабевает, в хоровые обработки вносятся современные гармонии и ритмы, приближая их к самостоятельным сочинениям на народные темы. Как раз таки этим третьим способом обработки и воспользовался О. П. Коловский в данном сочинении.

Работая над русской народной песней «На горушке, на горе», Олег Павлович сделал оригинальную обработку свободного типа, используя жанр плясовой песни шуточного, задорного характера, интонационно близкой русской народной плясовой «Барыне».

Просить бы мне три рубля, ой,

Купить бы мне три коня, ой.

Использование народного белого стиха.

2. Музыкально-теоретический анализ

Форма — куплетно-вариационная, состоит из 8 куплетов, где куплет равен периоду, т.е. строфе поэтического текста. Период состоит из 8 тактов.

Схема первых четырех куплетов

1 предложение 2 предложение

4 такта 4 такта (роль припева)

1 фраза 2 фраза 1 фраза 2 фраза

2 такта 2 такта 2 такта 2 такта

1 предложение 2 предложение

4 такта 4 такта (роль припева)

1 фраза 2 фраза 1 фраза 2 фраза

2 такта 2 такта 2 такта 2 такта

1 предложение 2 предложение

1 фраза 2 фраз 1 фраза 2 фраза

2 такта 2 такта 2 такта 2 такта

1 предложение 2 предложение

1 фраза 2 фраза 1 фраза 2 фраза

2 такта 2 такта 2 такта 2 такта

(расширение за счёт выкриков «ой»)

Условно данное произведение можно разделить на 3 раздела, где первый раздел включает в себя с 1го по 4ый куплеты, каждый из которых является разомкнутым незавершенным периодом, где его разрешение звучит вначале последующего куплета.

Период нормативный, состоит из двух предложений квадратного строения по 4 такта. В предложении 2 фразы по 2такта. Второе предложение играет роль припева.

Средний раздел — разработочный, состоит из 3 куплетов:

Период же среднего раздела ненормативный, состоит из трёх предложений с разным количеством тактов, за счёт повтора припева. Пятый и седьмой куплеты состоят их 3х предложений по 4 такта. А каждом из них 2 фразы по два такта.

Большой по масштабу 6 куплет. Он включает в себя 16 тактов.

Второе предложение — «Продала, продала, ходи право, продала…»

Эти предложения равны и делятся на две фразы по 2 такта, а третье предложение расширено за счёт повтора припева с новым текстом и тональностью ( cis moll):

Последний (третий) раздел представлен нам одним куплетом:

По форме этот куплет представляет собой ненормативный период, состоящий из 3х предложений.

Первое предложение «Пришла домо…» — 4 такт; второе предложение «Просить бы мне три рубля…» — 4 такта; третье предложение «Купить бы мне три коня…» — 6 тактов, расширено за счёт выкриков «ой» у всего хора.

В обработке О. П. Коловского «На горушке, на горе» каждый куплет имеет свое логическое развитие и изложение в разных типах хора. Разберем подробнее каждый куплет.

Первый куплет: звучит соло басов, здесь они исполняют роль запевал. Напев начинается с Т, затем следует восходящий скачок на кварту с его заполнением. Далее — интонации «Барыни» во втором предложении, где звучит повторяющийся терцовый тон и его заполнение. Здесь динамика mf.

Второй куплет: звучит двухголосный мужской состав хора, где тема проходит у басов, а тенора звучат в квинтовом и терцовом соотношении с басами, исполняя верхний подголосок.

Следующий куплет исполняется смешанным составом. В первой фразе тема проходит у альтов, а уже во второй тема перехватывает партия сопрано.

Основой и принципом формообразования в этой обработке является повторность мелодико-тематических элементов (мелодия, ритм, метр, тональный план), что характерно для русских народных песен. Здесь в каждом куплете встречается интонация первого куплета, которая на протяжении всего произведения фигурирует в разных голосах.

В чётвертом куплете звучит весь хор. Здесь тема закреплена за партией альтов, у сопрано верхний подголосок. Диапазон увеличивается от ч.5 до ч.8, где ч. 8 можно наблюдать между партиями женского состава, также между партиями и мужского состава хора.

Олег Павлович точно знал русскую народную песню, поэтому в своей обработке он следует основным фактурным принципом, используя подголосочность, вариационность. Использование звучание разных групп хора, как и соло, так дуэт между партиями.

Средний раздел интересен выявлением различных тембров у составов хора. Пятый куплет звучит в исполнении мужской группы хора, где солируют тенора по нижнему восходящему тетрахорду миксолидийского и натурального D, а у басов звучит нисходящее повторяющееся поступенное движение от 1 ступени к 5.

Во втором предложении, в припеве, солируют басы на фоне гармонической поддежки теноров, затем тему припева перехватывает женская группа. Они исполняют в G dur. Они звучат на фоне трезвучия соль мажора, с последующим разрешением в доминантовый секундаккорд (к первоначальной тональности) с выпуском квинтового тона у вторых теноров. Таким образов возникает гамофонно-гармонический склад письма,

а шестой куплет представлен нам наоборот. Он начинается с женского трёхголосия, с подхватом теноров, звучащим на фоне секунды у женской группы хора.

В седьмом куплете тема вновь возвращается к басам, где они повествуют нам о том, что жена продала мужа за копеечный калач, а у теноров и женского состава звучит выкрик «ой», будто с издевкой, насмешкой. Во втором предложении интонации «Барыни» мы слышим у мужской группы, а втретьем — у женского в сексту на фоне секунды у мужчин, на основе D2 с последующим разрешение того в Т.

Восьмой куплет представляет собой апофеоз всей обработки. Здесь и яркая динамика — ff, и смысловая кульминация «Пришла домой, каялась…». Последний куплет исполняется всем хором, звучит шестиголосие. Тема проводится в верхних голосах. Второе и третье предложение звучит перекличкой между девушками и юношами, будто скороговоркой. Приём речитации.

Заканчивается произведение общими выкриками «ой» на секундах, с последующим разрешение той в терцию.

В обработке О. П. Коловского «На горушке, на горе» находят отражение юмор, ирония, сарказм, идущие от плясовых песен и частушек. Здесь скрыты черты русского характера: жена может высказать всё, что угодно своему мужу, высмеять его. У других народов такое отношение не принято. Иронизируется здесь то, что жена, продав своего мужа, каялась и охала, что продешевила.

Данная обработка написана для четырёхголосного смешанного хора с элементами divisi в верхних голосах (сопрано/тенор), в жанре плясовой шуточной народной песни.

Музыкальный образ точно раскрывается в следующих срадствах мызкальной выразительности:

· в быстром темпе — Скоро, = 184, но во многих изданиях метроном не указан)

· в исполнительских штрихах — акцентах

· в различной фактуре — смешанная: мелодическая, гамофонно-гармоническая, подголосочная полифония, которая образует гармонические вертикали

Тональность произведения — D миксолидийский ( мажор с низкой седьмой ступенью). Присутствуют отклонения в G dur и cis moll.

В своей обработке Олег Павлович широко использует D миксолидийский. Натуральный D dur появляется лишь в пятом куплете «Бел камушек выбивал…», в третьем предложении 7 куплета «За калач, за калач…». В среднем разделе появляется отклонения в G dur в первом предложении 6 куплета у женщин («Жена мужа продала…») и в cis moll в третьем предложении у мужчин. Восьмой куплет также звучит в G dur, но речитация в D dur.

Основным организационным началом в плясовых песнях является ритм. Здесь можно встретить и простейшие виды двухдольности:

Но в плясовых также можно встретить и трактование нечетных размеров:

Читайте также:  Как сделать анализы на дому

Существенное значение для плясовых песен имеются характерные ритмические обороты, во многом определяющие особенности русского плясового шага — сочетание основной доли с её же дроблением:

Первая фраза каждого куплета построена на излюбленном во многих песнях приёме замедления второй доли:

Возникает ритмический контраст между неторопливым распевом начальной фразы куплета и в два раза более скорого, чёткого ритмического движения второго предложения.

Таким образом, мы встречаем здесь сложный размер и полиметрию:

Также здесь присутствуют внутритактовые синкопы:

О.П. Коловский пишет свою обработку в быстром темпе, где четверть равна 184, что характерно как раз таки для плясовых песен. Но метроном в некоторых изданиях не указывается, поэтому указание автора «Скоро» может датироваться и другим метрономом.

В гармоническом плане часто встречаются аккорды с неакордовыми звуками :

Помимо простых аккордов Т, D, S, их обращений появляются более сложный краски, такие как DD (Двойная Доминанта), секундаккорд седьмой ступени с низким терцовым тоном, D7/D с низким квинтовым, D7 к G dur, первый секунда в D миксолидийском.

В обработке Коловского Олега Павловича встречаются полутоновые интонации не характерные для народной музыки:

Можно конечно представить это как G лидийский (4+).

В этом куплете звучат параллельные трезвучия, рассматриваемые как подголосочной полифонией, образующие гармонические вертикали.

Обработка РНП «На горушке, на горе» написана для профессионального академического смешанного четырёхголосного хора с элементами divisi в верхних голосах. Последние приводят к пяти- и даже шестиголосию.

Общий диапазон — 3, 5 октавы. Это диапазон профессионального хора

Самый большой диапазон у партии сопрано, который составляет дуодециму. Использована часть нижней, средняя и верхняя тесситуры. Сопрано справятся с дано тесситурой, так как нижние ноты будут звучать на p, а верхние на ff.

Диапазон альтов охватывает большую нону. У них задействована средняя и высокая тесситуры. В основном альты будут использовать в звучании микст.

Диапазон теноров представлен малой децимой. Использована средняя и высокая тесситуры. Тенора будут звучать довольно ярко и насыщенно, так как это их рабочая тесситура.

Небольшой диапазон у басов. Он составляет чистую октаву. Голоса использованы в рабочей тесситуре, поэтому басам будет здесь удобно исполнять свою партию.

В основном в хоре звучит естественный ансамбль. Но сложно будет исполнять ff в 8 куплете (кульминации). У первых сопрано и теноров звучит «ля», у вторых теноров, альтов и вторых сопрано — переходные ноты, которые нужно сглаживать — петь с ощущением грудного регистра.

В гамафонно-гармонической фактуре фон звучит на нюанс тише, выявляя красочность темы:

В полифоническом проведении важны темы напева и вторы:

Исполнения данного произведения a cappella требует от певцов хорошего представления внутренним слухом основной тональности, слышания отклонения в другие тональности. Также сложностью точного интонирования будут является соотношения фона и накладывающегося напева. Так в 5 куплете во втором предложении на тоническом органном пункте выявляется напев басов. Тенорам следует петь ноту «ре» с постоянным её повышением для того, чтобы остаться в тональности и «не уехать» в тональность ниже. В третьем предложении этого же куплета басам нужно мыслить уже другой тональностью — соль мажором, третья ступень должна интонироваться с тенденцией к повышению. В третьем предложении шестого куплета («Жена мужа продала..») басы звучат в cis moll на фоне секунды. Здесь для басов будет сложное место, так как от женской секунды им нужно будет перестроиться на новую тональность и предслышать «си диез»:

Секунда женщин должна звучать ярко. Женская группа должна исполнять её уверенно, так как здесь идет перекрещивание — соль диез у басов и натуральная соль у альтов.

Строй осложняется разновременными вступлениями партий: в 7 куплете у басов звучит тема, а у остального хора выкрики «ой». Для начала следует отдельно разучить данные выкрики, с прохлопыванием, тактированием, счётом, а затем только спеть вместе с солирующей партией. Басам здесь нужно уверенно вести свою тему и не сбиваться с темпа и ритма.

Кроме того в этой обработке встречаются такие интервалы как ч.4, ч.5, ч.8, терции и сексты. Их нужно интонировать, сохраняя единую вокальную позицию. Нижний звук пропевать так же как их верхний. Можно предложить певцам прием пения нот наоборот: сначала спеть верхний звук, затем нижний или же сначала нижний, а потом верхний. Взять интонирование интервалов перед рабой над произведением, в распевании. Чистые интервалы интонируются устойчиво. Малая секста — интервал достаточно широкий, поэтом он интонируется к сужению.

Встречаются хроматические ступени. При смене миксолидийского лада на натуральный мажор 7 ступень интонируется высоко, с тенденцией повышения и разрешения в тонику. А 7 миксолидийская, там звучит до бекар, интонируется как можно ниже.

Также важно выстраивать унисоны между партиями. Например, в третьем куплете звучит унисон у альтов и сопрано. У альтов нота «ре» входит в рабочий унисон, эта нота у девушек будет звучать достаточно ярко и сочно, а вот у сопрано здесь могут возникнуть трудность, хоть это и рабочий их диапазон, но могут возникнуть проблемы в ансамбле из-за разного звучания тембров. Сложность будет и в октавных унисонах. Важно, чтобы каждая партия слышала основную тональность.

Трудности могут появится в следующим: прийти в унисон после интервалов.:

Следует применить следующий приём: повторение интервала до унисона, с последующим попаданием в унисон, а затем ход на новый интервал. Каждый интервал стоит пропевать по руке дирижера, на выдержанной фермате.

Сложны для интонирования аккорды с секундовыми сочетаниями, а также второй квинтсекст, доминанта к соль мажору, двойная доминанта.

Данные аккорды следует выстраивать от баса (Б — А — Т — С)

Могут возникнуть трудность при исполнении секстаккордов, так как терцовый тон находится внизу и его нужно интонировать особенно чисто, с тенденцией к повышению.

При работе над словом важно выявить специфику работы над народной песней. Это тембральное озвучивание хоровых партий и характерный диалект. Например, смещается ударение «хОди право», попадает на слог «нА горушке», «прОсить бы мне», такие же примеры мы можем встретить в таких песнях как «В темном лесе», «За лесью», «Как меня младу-младёшеньку».

Но так как это обработка третьего вида (сочинение приравнивается к свободному), Олег Павлович подчеркивает крупную долю в слове «у мОлодца». А слово «продала» датируется по-разному, там мы можем встретить ударение на разные слоги.

Часто мы слышим речитацию, звучит скороговорка, скандирование текста.

«Выбивал, выбивал, ходи право, выбивал»

«Жена мужа продала, ходи право, продала»

«За калач, за калач, ходи право за калач»

«просить бы мне три рубля, три рубля, три рубля»

«Купить бы мне три коня, три коня, три коня».

Поэтому дикция в данной обработке играет не маловажную роль. Важно четко и ясно проговаривать согласные звуки и пристраивать их к последующему слогу:

Вы — би — ва — лвы — би — ва — лхо — ди; за ка — ла — чза — ка — ла — чхо — ди; про — си — тьбы — мне и т.д.

Гласные же пропеваются и редуцируются, если не стоят под ударением:

Ходи, на горе, продала, на дворе, вороной, копыточком, за копеечный, домой — гласная «о» здесь будет звучать между «а» и «о».

От хора потребуется также общехоровое дыхание по 4 такта. В основном цепное, проточное, опорное на залигованных длительностях. В конце 8 куплета в 3 предложение дыхание берется по 2 такта, за счёт пауз.

Характер звука в общем и целом зависит от слова и характера произведения. А именно — юмор, издевка, насмешка, шутка, задорность. Отсюда звук будет звонким. В звуковедении legato в начале куплетов потребуется ясное, пропетое, с использованием мягкой атаки слово.

С использованием легкого non legato в конце первого предложения каждого куплета и в припевах, потребуется активное, быстрое произношение слов с мелкой артикуляцией.

Восьмой куплет исполняется широко, здесь дирижер может использовать расширение, используя жест «legatissimo». Но на акцентах же применяется твёрдая атака и звуковедение marcato.

Текст музыкальный и текст песни взаимообогащают друг друга. В обработке происходит своего рода спектакль: жена кается, что продешевила, когда продала мужа за копеечный калач, а могла бы за три рубля продать и купить на них три коня. В ответ же народ иронизирует, насмехается, язвит. Это выражается в разной динамике ( от pp до ff), речитацию и подражение повседневной речи, «базарной» речи.

В динамическом плане обработка очень яркая, встречаются лишь незначительные dim и cresc в каждом куплете, в основном динамика mf и f. Смысловая и динамическая кульминация происходит в восьмом куплете, там у всего хора фортиссимо.

В моём исполнении 8 куплет будет звучать широко, а речитация в первоначальном темпе, но важно, чтобы не произошло ускорения и четверть оставалась равна 184. Еще в моем исполнении будет замедление и фермата в конце шестого куплета:

Для слушателей будет интересно, за что именно жена продала мужа, поэтому хочется подготовить слушателей к следующему куплету и рассказать о том, что она продала своего мужа за копеечный калач.

Также пианиссимо и пиано используется тогда, когда хор исполняет роль фона, чтобы не заглушать ведущую партию или же используется для резкого контраста:

Задача дирижёра выявить жанр через такие средства музыкальной выразительности, как дирижёрские штрихи, звуковедение, слова, дикцию, динамику, тембровые краски певцов, куплетно-вариационную форму.

Здесь используются такие жесты как: legato, non legato, morcato.

Произведения в пятидольном размере в быстрых темпах дирижируется по двухдольной схеме, но в данной обработке пятидольный размер, как исключение, укладывается в трехдольную схему. Отсюда возникают неровные доли:

Дирижируется по трёхдольной схеме, четырехдольный укладывается в двухдольную схему:

Суммируются по 2 такта. Один двухдольный такт дирижируется на раз.

Основной трудностью для дирижера является ВДП, которая отрабатывается при счете четвертями или восьмыми.

Задача дирижера — показать точное вступление на первую долю и снятие первой, второй и третьей доли. Важно показывать разновременные вступления голосов.

Здесь правая рука ла легато ведет тему у басов, а левая рука дает точные ауфтакты на короткие вступления восьмых за счет «выброса руки». Также здесь необходимо общехоровое вступление и снятие 1, 2, 3, 4 долей.

Дирижеру предельно точно нужно показывать синкопы

Важно обратить внимание на акценты, нужно заранее подготовить хор, сделав замах рукой и силовой удар.

Дирижёр должен объединить мысль и не потерять ту в паузах. Пауза есть продолжение.

Жест на форте должен быть более наполненным, особенно в кульминации. При звучании нон легато кисть легкая, собранная, активная, а на акцентах предельно энергичная.

Самое главное дирижёр должен показывать ведение звука у различных партий: это сопрано в 3 куплете, альты в четвертом, басы в 5 куплете второго предложения, а в третьем предложении сопрано и альты. Задача дирижёра — отрабатывать распевы, чтобы помочь хору жестом.

Данную обработку исполняли многие хоры, в том числе хор Астраханской консерватории, Новгородская капелла, хор Санкт — Петербургской консерватории.

1. «Хоровой словарь». Романовский

2. «Хоровая литература». Усова

3. «Основы русской народной музыки». Т. Попова

4. «Методика преподавания хорового дирижирования». Л. Андреева

Анализ источника белорусской народной песни «Ох, пайду я цёмным лесам». Литературный текст первоисточника и хоровой обработки. Ладовая и тональная основа, особенности гармонического языка. Темповые, динамические, фактурные соотношения в звучности.

контрольная работа [84,6 K], добавлен 11.07.2014

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников. Стилевые и жанровые особенности русской народной песни. Возможности русской народной песни как методического материала для развития эмоциональной отзывчивости школьников на уроках музыки.

дипломная работа [62,2 K], добавлен 28.04.2013

Музыкальная обработка А. Юрьяна древней латышской свадебной песни «Вей, ветерок». Мелодическая линия, динамика, аккордово-гармоническая фактура произведения. Диапазоны хоровых партий: гармонический строй, метроритмический, дикционный, тембровый ансамбль.

реферат [1,0 M], добавлен 18.01.2017

Хоровые самодеятельные коллективы: задачи и специфические черты. Виды хоровой самодеятельности. Художественно-исполнительские направления: народный и академический хор, ансамбль песни и танца, театрализованное и симфоническое хоровое исполнительство.

лекция [19,3 K], добавлен 03.01.2011

Татарская музыка как народное, в основном вокальное искусство, представленное одноголосными песнями устной традиции. Ладовая основа и звукоряд татарской народной музыки. Композиторы Пермского края. Вклад композитора Чуганаева в развитие народной песни.

курсовая работа [21,7 K], добавлен 30.03.2011

Изучение биографии величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского. Музыкально-теоретический анализ произведений. Вокально-хоровой анализ. Фактура произведения «Пиковая дама», гомофонно-гармонический склад и развернутый ладотональный план.

реферат [35,5 K], добавлен 14.06.2014

Текст песни как поликодовый текст, содержащий несколько компонентов. Особенности музыки как носителя эмоционально-экспрессивного значения в коммуникативной системе. Анализ песни с точки зрения взаимодействия ее музыкальной и вербальной составляющих.

статья [17,4 K], добавлен 24.07.2013

Творческий портрет П.О. Чонкушова. Вокальное творчество композитора, анализ особенностей исполнения его музыки. «Зов апреля» — цикл романсов на стихи Д. Кугультинова. Жанр вокально-симфонической поэмы «Сын степей». Песни в творчестве П. Чонкушова.

реферат [1,4 M], добавлен 19.01.2014

Феномен бардовской песни в русской культуре. Хронологическое и событийное время в текстах бардовской песни, способы его выражения. Характеристика творчества Ю. Визбора, исследование проявления выразительных возможностей временных форм в его лирике.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 06.06.2014

Расселение мордвы-эрзи и мордвы-мокши на территории РМ. Жанровая классификация мордовских народных песен. Своеобразие эрзянских и мокшанских песен. Бытование русской песни в мордовских деревнях. Своеобразие переработки русских песен в мордовских деревнях.

курсовая работа [224,4 K], добавлен 20.12.2009

источник

Это шуточная песня. Она состоит из вопросов и ответов. Старик торговал золой, к нему подхо­дит девушка. Она хочет купить золу, чтобы побе­лить холсты:

Как под горкой, под горой Торговал старик золой!

Картошка моя, вся поджаренная!

Старик интересуется, зачем ей нужно белить холсты, а она хочет их продать:

Старик дальше спрашивает покупательницу, зачем ей деньги:

Старик не унимается, снова спрашивает, по­чему она собирается одарить ребят:

А девушка хочет плясать-танцевать:

“…Перед мальчиками Пройду пальчиками!

Перед старыми людьми Пройду белыми грудьми!

Краткое содержание поэмы Некрасова “Дедушка”Мальчик Саша смотрит на портрет молодого генерала – это его дедушка, которого он никогда не видел. На все расспросы о том, почему дедушка не приходит, родители отвечают, что Саша сам это поймет, когда вырастет. Через некоторое время отец сообщает сыну, что тот скоро увидит деда. Мальчику не терпится посмотреть на старика, но тому предстоит очень […].

Краткое содержание Дары волхвов О. Генри в сокращении (Литература XX века)Действие рассказа происходит в рождественский сочельник. Герои рассказа – молодая супружеская пара, Джим и Делла Юнг. Делла хочет сделать подарок мужу, но в ее распоряжении слишком маленькая сумма. И ей в голову неожиданно приходит решение продать свои прекрасные длинные волосы, единственное богатство, которым она обладает. Получив деньги, она покупает мужу цепочку для часов. Вечером с […].

Краткое содержание Бедная Лиза в сокращении (Карамзин Н. М.)Возле Симонова монастыря, что находится недалеко от Москвы жила девушка со своей матушкой. Девушка была совсем молоденькая, а мать – стара. Звали ее – Лиза. Отец ее умер. Был он достаточно богат, но после его смерти жена и дочь обеднели. Мать девушки уже не могла работать и с каждым днем теряла жизненные силы. А дочери […].

Двадцать минут с ангелом краткое содержаниеВампилов А. В. Александр Вампилов Двадцать минут с ангелом (Провинциальные анекдоты) – трагикомическое представление в 2-х частях Командированные из города Лопацка: Хомутов – агроном, Анчугин – шофер, Угаров – экспедитор. Базильский – скрипач, прибывший на гастроли. Ступак – инженер и Фаина – студентка, они молодожены. Васюта – коридорная гостиницы “Тайга”. В двухместном номере гостиницы просыпаются […].

Краткое содержание “Крестьянин и Смерть” ЛафонтенХолодной зимой старик крестьянин набирает валежника и, кряхтя, несет его в свою дымную лачужку. Остановившись на пути передохнуть, он опускает с плеч вязанку дров, садится на нее и принимается жаловаться на судьбу. В обращенной к самому себе речи старик вспоминает о том, какую он терпит нужду, о том, как измучили его “подушное, боярщина, оброк”, о […].

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Краткое содержание Крестьянин и Смерть де ЛафонтенЖ. де Лафонтен Крестьянин и Смерть Холодной зимой старик крестьянин набирает валежника и, кряхтя, несет его в свою дымную лачужку. Остановившись на пути передохнуть, он опускает с плеч вязанку дров, садится на нее и принимается жаловаться на судьбу. В обращенной к самому себе речи старик вспоминает о том, какую он терпит нужду, о том, как […].

Особенности композиционной структуры романа М. Ю. Лермонтова “Горой нашего времени”1. Хронологическая последовательность событий. 2. Смешение жанров. 3. Смысл нарушения хронологии в романе. Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Прост она родных, идеальных, Небрежный плод моих забав, Бессонниц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет, Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет. А. С. Пушкин Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” состоит из пяти повестей-глав. […].

Краткое содержание рассказа Погодина “Сколько стоит долг”В северном приграничном поселке, где каждый человек на виду, экскаваторщик Роман Панкевич встречает странно одетого мальчишку лет тринадцати, Павлуху. Павлуха живет километрах в ста от поселка с матерью, младшими братом и сестрой. Мать работала в рыбном колхозе, теперь из-за болезни рук ее перевели в другое место. Несовершеннолетний Павлуха тоже хочет работать в колхозе, но председатель […].

Краткое содержание Цыганы в сокращении (Пушкин А. С.)По степям Бессарабии кочует цыганский табор. Цыганская семья готовит у костра ужин, недалеко пасутся кони, лежит за шатром ручной медведь. Вечереет, все постепенно смолкает, и на табор опускается сон. Только в одном шатре бодрствует старик, ожидающий свою дочь Земфиру, которая ушла гулять в поле. Наконец, Земфира появляется вместе с незнакомым юношей. Девушка рассказывает, что встретила […].

Краткое содержание “Бедная Лиза краткое содержание” КарамзинОписываются окрестности Москвы. Недалеко от монастырской стены стоит хижина, в которой лет тридцать назад жила Лиза со своей матерью. Отец ее был “довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь”. Но он умер. Его вдова и дочь не могли сами обрабатывать землю и были вынуждены отдать ее […].

Краткое содержание Сказка о рыбаке и рыбке в сокращении (Пушкин А. С.)У самого синего моря жил да был старик со своею старухой. Жили они в ветхой землянке вот уже тридцать лет, да три года. Ловил старик неводом рыбу. Два раза закидывал невод, да пуст он был, а третий раз оказалась в нем золотая рыбка. Попросила она старика отпустить ее. Отпустил старик. Пришел он домой и рассказал […].

Краткое содержание “Сказка о рыбаке и рыбке” ПушкинЖил старик со своею старухой у самого синего моря; они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Старик два раза закидывал невод – ничего не было, в третий раз вытянул золотую рыбку. Рыбка попросила отпустить ее. Старик отпустил. Пришел домой рассказал жене. Жена сказала попросить корыто. Дала рыбка корыто. Старуха сказала попросить […].

Краткое содержание рассказа Брэдбери “Каникулы”Три человека едут по железной дороге на дрезине, мужчина, женщина и мальчик – семья. Кончается бензин, дорогу надо починить, и путешественники вынуждены сделать привал. Во время привала мальчик спрашивает у родителей, были ли на свете люди. Прошло несколько месяцев, но он плохо их помнит. Сын спрашивает у отца, куда они делись, на что он искренне […].

Краткое содержание Белые ночи в сокращении (Достоевский Ф. М.)Героем повести является Мечтатель(его имени мы называть не будем) Он 8 лет живет в Петербурге, но так и не смог завести ни единого знакомства. Мечтателю исполнилось двадцать шесть лет. Настало лето и все люди разъехались по своим дачам. И лишь Мечтатель одиноко ходит по городу и чувствует себя брошенным потому что он не встречает людей […].

“Космос, нервная система и шмат сала” краткое содержаниеРаз в месяц старик Наум Евстигнеевич напивается, после чего три дня лежит на печи, хворает и “матерится в бога”. Вот и сейчас он стонет и жалуется своему квартиранту, восьмикласснику Юрке. Юрка учит уроки, и на жалобы старика отвечает: “Не надо было напиваться”. От разговоров Науму Евстигнеевичу становиться малость легче, но Юрке нужно учить уроки. Он […].

Сочинение на тему: Кто прав?Кто прав? Дедушка и внучка поспорили, что нужно дарить в день рождения друзьям. Девочки хочет купить что-нибудь в магазине, иначе ее обвинят в жадности. Дедушка говорит, что нет лучше подарка, сделанного своими руками. Я думаю, каждый по-своему прав. Можно, конечно, что-то сделать самому. Но это должна быть красивая вещь. Например, картина, если вы хорошо рисуете, […].

“Старец из Восточного зала” Циня Цзяньфу краткое содержаниеЫ У купца Чжао Го-ци есть непутевый сын, по прозвищу Янчжоу-ну, и невестка. Заболев, Чжао зовет к себе приятеля, честного богача Ли Мао-цина по прозвищу Старец из Восточного зала и поручает ему присматривать за сыном. Они заключают соглашение, под которым, не глядя, ставит подпись и сын. Прошло 10 лет после смерти старого Чжао. Янчжоу-ну проводит […].

Охота жить краткое содержаниеШукшин В. М. Охота жить Центральные герои произведения – старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с “малых лет таскался по тайге” иногда обитает в избушках, каких много вырублено по тайге. Так было и в этот раз. Нежилая, но уже согретая теплом сгорающих в печурке дров, она казалась давно обжитой. […].

Белый пудель краткое содержаниеКуприн А. И. Белый пудель Этот день был не особо удачным для бродячих циркачей – дедушки Мартына Лодыжкина (на плече – старая “нездоровая” шарманка), мальчика Сергея (взят дедушкой “напрокат” у забулдыги, который вскоре умер) и пуделя Арто: со многих мисхорских дач их выгоняли, лишь одна барыня дала гривенник, и тот дырявый… На последней даче “Дружба” […].

Краткое содержание “Белый пудель” КупринЭтот день был не особо удачным для бродячих циркачей – дедушки Мартына Лодыжкина (на плече – старая “нездоровая” шарманка), мальчика Сергея (взят дедушкой “напрокат” у забулдыги, который вскоре умер) и пуделя Арто: со многих мисхорских дач их выгоняли, лишь одна барыня дала гривенник, и тот дырявый… На последней даче “Дружба” они стали невольными свидетелями семейных […].

Краткое содержание книги Ли Чжифу “Тигровая табличка”Ы К чжурчжэньскому тысяцкому Шаныпоума и его жене Чача приезжает в гости его дядя Иньчжума с женой. Тысяцкий на охоте, за ним посылают бестолкового слугу Лю-эра Дядя просит племянника не забывать, как он, Иньчжума, помогал ему в молодости. Является гонец от государя с указом: Шаныпоума назначается главнокомандующим, главой Верховной канцелярии и получает высший знак власти […].

Краткое содержание А. И. Куприн Белый пудельА. И. Куприн Белый пудель Этот день был не особо удачным для бродячих циркачей – дедушки Мартына Лодыжкина (на плече – старая “нездоровая” шарманка), мальчика Сергея (взят дедушкой “напрокат” у забулдыги, который вскоре умер) и пуделя Арто: со многих мисхорских дач их выгоняли, лишь одна барыня дала гривенник, и тот дырявый… На последней даче “Дружба” […].

Краткое содержание Цыганы А. С. ПушкинА. С. Пушкин Цыганы Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику […].

Краткое содержание пьесы “Брат Гильбер”Ы Молодая женщина жалуется куме, что ее престарелый супруг не способен погасить пламя ее любовной страсти. Кума советует ей искать утешения на стороне и завести любовника. Их разговор подслушивает монах, брат Гильбер, распутник и сластолюбец. Он предлагает жене старика свои услуги и уверяет ее, что она не пожалеет, если согласится назначить ему свидание. Та приглашает […].

Дедушка Мазай и зайцы краткое содержаниеНекрасов Н. А. Дедушка Мазай и зайцы Каждое лето рассказчик приезжал на неделю в деревню Малые Вежи, чтобы погостить у старого охотника Мазая и вместе с ним поохотиться. Как-то раз во время охоты начался сильный дождь, и рассказчик с Мазаем укрылись в сарае. Старик начал рассказывать истории про деревенских охотников: один поломал курок у ружья, […].

Цыганы краткое содержаниеПушкин А. С. Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. […].

Краткое содержание баллады Жуковского “Людмила”Людмила ожидает своего возлюбленного из военного похода. Стоя на распутье, девушка наблюдает, как мимо нее проходят оставшиеся в живых воины, но любимого среди них нет. Людмила решает, что ее любимый умер. Идя домой она думает о нем и о своих чувствах к нему; ей кажется, что она не может без него жить. Расступись, моя могила; […].

Мцыри краткое содержаниеЛермонтов М. Ю. Картина развалин монастыря в Грузии. Русский генерал везет с собой пленного ребенка лет шести “из гор к Тифлису”. Тот в пути занемог, “он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал”. Один из монахов оставляет мальчика у себя. Тот вначале живет в стороне от всех, “бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток”. Его […].

Краткое содержание: Герой нашего времени – Тамань, ЛермонтовПовествование ведется от первого лица (от ли­ца Печорина). Поздно ночью на перекладных Пе­чорин приезжает в Тамань. Его отводят в хату на самом берегу моря, так как казенных квартир не оказалось. В хате находится сирота – слепой мальчик. Он говорит, что хозяйка умерла, а ее дочь уехала за море с лодочником из Керчи, крымским татарином. Печорин […].

“Коварство и любовь” краткое содержание по актам драмы ШиллераАкт первый Действие пьесы начинается в доме учителя музыки Миллера. Его дочь Луиза встречается с майором Фердинандом, сыном президента фон Вальтера. Миллер опасается, что знатный юноша соблазнит Луизу и бросит. В это время к музыканту приходит секретарь президента и жених Луизы Вурм. Жена Миллера намекает, что теперь у дочери совсем другие перспективы. Она может стать […].

Краткое содержание “Мцыри” ЛермонтовКартина развалин монастыря в Грузии. Русский генерал везет с собой пленного ребенка лет шести “из гор к Тифлису”. Тот в пути занемог, “он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал”. Один из монахов оставляет мальчика у себя. Тот вначале живет в стороне от всех, “бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток”. Его окрестили, скоро он […].

Краткое содержание Кавказский пленник в сокращении (Лермонтов М. Ю.)(1828г.) В черкесском ауле появляется всадник, который тащит за собой пленного русского. Пленник ранен и кажется мертвым, но позже он приходит в сознание, видит кандалы на своих руках и ногах и понимает, что теперь он – раб. Он мечтает о родине, не хочет жить в рабстве и задумывается о смерти. Ночью, когда весь аул спит, […].

Краткое содержание “Бедная Лиза новая версия” КарамзинАвтор рассуждает, как хороши окрестности Москвы, но лучше всего около готических башен Сл…нова монастыря, отсюда видно всю Москву с обилием домов и церквей, множеством рощ и пастбищ на другой стороне, “подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь”, а еще дальше, на горизонте встают Воробьевы горы. Бродя среди развалин монастыря, автор представляет себе […].

Чучело краткое содержаниеЖелезников В. К. В провинциальную школу где-то между Калугой и Серпуховом приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Она селится в доме своего деда Николая Николаевича, бывшего военного, который коллекционируeт картины с целью обустройства картинной галереи в своем доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни. Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, […].

Краткое содержание “Путешественника с багажом” ЖелезниковаСюжетная основа Двенадцатилетний школьник Сева с Алтая едет в “Артек”. Он хочет найти отца, который ушел из семьи и живет в Москве. Сева не решается послать отцу телеграмму. Он покупает ему в подарок вазу. На пересадке в Москве Сева убегает от вожатой. В автобусе мальчик едет без билета. Водитель автобуса спасает Севу от штрафа и […].

Краткое содержание: Бесприданница, Действие четвертоеЛица: Паратов. Кнуров. Вожеватов. Робинзон. Лариса. Карандышев. Илья. Гаврило. Иван. Цыгане и цыганки. Светлая летняя ночь. Кофейная. Робинзон иг­рает на деньги с Иваном, слуга отказывается иг­рать в кредит. Робинзон от огорчения, что его не взяли, решает задолжать в буфете, чтобы за него потом расплачивались. Появляется Карандышев, Иван говорит Робинзону, что вчера Карандышев с пистолетом ушел […].

Кошка под дождем краткое содержаниеХемингуэй Э. Действие происходит в Италии, в приморском отеле. Главные герои – американцы, семейная пара. Мужа зовут Джордж, имя его жены автор не упоминает. Муж лежит на кровати в номере отеля и читает книгу. Американка стоит у окна и смотрит в сад. Идет дождь. На улице, под самыми окнами их комнаты, под зеленым столом, с […].

Зимовье на Студеной краткое содержаниеМамин-Сибиряк Д. Н. В зимовье на реке Студеной живет старик-охотник Елеска с псом Музгаркой. Семья деда умерла от холеры, медведь покалечил самого Елеску, но знакомые купцы устроили калеку на зимовье, где он бил птицу, соболей, ловил рыбу – с того и жил. Еду и общение зимой привозили обозы; старик жалел только, что не хватает хлеба […].

Краткое содержание поэмы “Мцыри” Лермонтова М. ЮКартина развалин монастыря в Грузии. Русский генерал везет с собой пленного ребенка лет шести “из гор к Тифлису”. Тот в пути занемог, “он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал”. Один из монахов оставляет мальчика у себя. Тот вначале живет в стороне от всех, “бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток”. Его окрестили, скоро он […].

“Горя бояться – счастья не видать” краткое содержаниеСтарый Дровосек рубит в лесу дрова и все время поминает горе-злосчастье. Его племянница Настя приносит ему обед. Дровосек упрекает девушку, что она ждет своего любимого, солдата Ивана Тарабанова, который гол как сокол, а богатого мельника отвергает. Дровосек продолжает рубить лес, поминая горе-злосчастье, и у него ломается топор. Перед Дровосеком появляется маленькая старушка – Горе-Злосчастье. Оно […].

источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Урмарская ДШИ»

Анализ музыкального произведения

русская народная песня в обработке А.М.Иванова-Крамского

«Я на камушке сижу»

План анализа произведения .

  1. Общие сведения о произведении и его авторе:

— полное и подробное название произведения;

— время создания музыки (век, эпоха);

— сведения о жизни и творчестве композитора;

  1. Музыкально-теоретический анализ:

— разбор музыкально-тематического материала;

— ладотональные особенности произведения, определение основной тональности, характеристика тонального плана;

— взаимосвязь фактуры с содержанием произведения.

  1. Исполнительский анализ:

— общий характер произведения;

— динамика, фразировка, кульминация;

— наличие различных редакций данного произведения;

— назвать произведения разных авторов на данную мелодию – тему;

— собственное отношение к изучаемому произведению.

Список используемой литературы.

Общие сведения о произведении и его авторе

Александр Михайлович Иванов-Крамской родился 8 сентября 1912 г . в Москве. В 1922 г . стал учеником музыкальной школы имени Игуманова по классу скрипки. В 1926 году, отправившись на урок. молодой музыкант увидел афишу, извещавшую о концерте прославленного испанского гитариста Андреса Сеговии в Большом зале Московской консерватории. После концерта юный скрипач принял решение посвятить себя гитаре. Это желание, возможно, было обусловлено и наследственными генами: прадед мальчика крепостной Никита Иванов был талантливым гитаристом, освобождением из неволи обязанный своей игре, пленившей хозяина – графа Пашкова.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Осваивать инструмент Александр начал самостоятельно. По окончании школы-семилетки, в силу затруднительного положения семьи, работал некоторое время токарем, слесарем, молотобойцем. Любовь к гитаре привела его в 1930 г . в класс П.С.Агафошина в музыкальный техникум имени Октябрьской революции и позднее в Московскую консерваторию на курсы повышения квалификации. Параллельно, под руководством профессора Московской консерватории К.С.Сараджева, овладел искусством дирижирования, брал уроки композиции у Н.С.Речменского. Таким образом, Александр Михайлович стал первым советским гитаристом, окончившим профессиональное учебное заведение.

Творческая карьера Иванова-Крамскрго началась в 1932 году, когда он впервые выступил на Всесоюзном радио. С этого времени начались начались его постоянные выступления по радио и на концертных эстрадах страны с сольными программами, в ансамблях. Имя Иванова-Крамского нередко можно было встретить на концертных афишах квартетов имени Бетховена и Комитаса. В течении многих лет он аккомпанировал выдающимся певцам – Надежде Андреевне Обуховой и Ивану Семеновичу Козловскому .

В 1936 году шестиструнную гитару в нашей стране причислили к космополитическим инструментам. В постановлениях партии и правительства указывалось, что советский человек не может пропагандировать «иностранщину»: классы гитары были закрыты в школах, училищах и Московской консерватории. А.М.Иванова-Крамского начали преследовать «за пропоганду «испанщины», на какое-то время его отстранили от сцены, не давали работать». Но несмотря на запреты, Александр Михайлович вместе с П.С.Агафошиным продолжали вести концертную деятельность. В 1939 году, Иванов-Крамской был удостоен II премии Всесоюзного радио на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. А.М.Иванов-Крамской руководил военным оркестром, который обслуживал части Советской Армии. В семейном архиве хранятся медали участника войны «За оборону Кавказа», «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы»,»За оборону Сталинграда» и другие. После войны А.М.Иванова-Крамского пригласили в качестве дирижера оркестра народных инструментов Всесоюзного радио.

В творческой жизни Александра Михайловича значительное место занимала педагогическая деятельность. В послевоенные годы он оказался единственным , кто вел последовательную борьбу за жизнь классической гитары, за необходимость восстановить занятия по классу гитары, прекращенные в середине тридцатых годов. По его инициативе в 1960 году в Музыкальном училище при Московской консерватории был открыт класс гитары. Сегодня всем хорошо известно, насколько значительным оказалось это событие для дальнейшего развития советского гитарного искусства. Тогда же это было смелым решением: «Он ходил по инстанциям, сражался с чиновниками, и – победил. Среди воспитанников класса А.М.Иванова-Крамского – профессор класса гитары Российской академии музыки им. Гнесиных Николай Комолятов; гитарист, гитарный мастер Феликс Акопов; солист Москонцерта Евгений Ларичев; солист Киевской филармонии Валерий Петренко; первый гитарист из Киргизии – Даниал Назарматов; первый гитарист из Туркмении – Ислам Бабаев; преподаватель музыкального училища при Московской консерватории Наталия Александровна Иванова-Крамская. Он автор «Школы игры на шестиструнной гитаре», по которой занимались музыканты-профессионалы и любители.

Иванову-Крамскому принадлежит большая заслуга в создании концертного сольного репертуара для гитары. Его программы состояли из музыки всех эпох, от композиторов XVI века до современных авторов.

Иванов-Крамской – автор более пятисот сочинений для гитары: сонат, переложений и обработок, двух концертов для гитары и симфонического оркестра, музыки к фильму «Несрочная весна».

Александр Михайлович в своей концертной деятельности часто исполнял и собственные сочинения: два концерта для гитары с оркестром, обработки русских народных песен ”Выхожу один я на дорогу”, ”У ворот, у ворот”, ”Как у месяца”, ”Я на камушке сижу”, вариации на тему романса ”На заре ты ее не буди”.

В 1959 году музыкант был удостоен звания заслуженный артист РСФСР

источник

Хрестоматия для младших хоров «Двухголосие» содержит учебный и концертный репертуар, систематизированный по степени трудности и сгруппированный в тематические разделы по жанрам. В сборник вошли обработки народных песен, произведения, написанные для детских хоровых коллективов отечественными композиторами-классиками, композиторами советского периода и последующего времени. Обширный разножанровый репертуар обеспечивает возможность воспитания вокально-хоровых навыков, необходимых для овладения пением на два голоса в младшем хоре.
В составлении хрестоматии участвовали руководители детских хоров и хоровых студий Москвы и Санкт-Петербурга, имеющие богатый опыт работы с детскими коллективами и предложившие отобранный ими хоровой репертуар, успешно опробованный в повседневной практике.
В издание включены каноны из сборников, подготовленных Г.?А.?Струве, Г.?В.?Куриной, а также произведения из репертуара хора мальчиков Академии хорового искусства им.?В.?С.?Попова (Москва).

От редактора-составителя
ДВУХГОЛОСИЕ. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАБОТЫ
ПЕСНИ-ДИАЛОГИ С ПЕРЕКЛИЧКОЙ ГОЛОСОВ
Весна. Музыка и слова М. Лазарева (посмотреть ноты)
Эхо. Музыка и слова М. Лазарева
Д. Кабалевский. Гости. Слова И. Рахилло
ДВУХГОЛОСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ-РАСПЕВАНИЯ ДЛЯ ХОРА
Упражнение 22. Савка и Гришка сделали дуду. Русская народная песня
Упражнение 26. В путь. Итальянская народная песня
Упражнение 27. Сольфеджио
Упражнение 23. Бим! Бом!
Упражнение 24. Бим! Бом!
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ В ОБРАБОТКЕ Г. КУРИНОЙ
Дон-дон, загорелся кошкин дом
У кота-воркота
Долгоногий журавель
Ходит, бродит по лужку

КАНОНЫ
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ-КАНОНЫ
А Ерёма жил на горке. Русская народная песня
Как под горкой, под горой. Русская народная песня
Во поле берёза стояла. Русская народная песня
У меня ль во садочке. Русская народная песня
В сыром бору тропина. Русская народная песня
Заиграй, моя волынка. Русская народная песня
ПЕСНИ-КАНОНЫ НАРОДОВ МИРА
Будем петь и веселиться. Французская народная песня
В погреб лезет Жучка. Чешская народная песня
Где ты был, мой баран? Венгерская народная песня
Как-то Томми-крошка. Немецкая народная песня
Пой, малышка, песенку. Эстонская народная песня
Зовёт зверей кукушка. Эстонская народная песня
Дал верный тон наш камертон. Норвежская народная песня. Русский текст Я. Серпина
Мяу, мяу, моя кошка. Испанская народная песня
Мяу, мяу, хитрая кошка. Французская народная песня
Братец Яков. Французская народная песня
Музыканты. Немецкая народная песня
АВТОРСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ-КАНОНЫ И ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ КАНОНОМ
Н. Метлов. Бьют часы на башне
У. Кабиц. Вдруг потерялся наш петух
Ю. Литовко. Соловушка. Слова народные
Ю. Литовко. Бесконечный канон. Слова народные
Светит солнышко. Русская народная песня. Обработка Ю. Литовко
Ю. Литовко. Наш весёлый пастушок. Слова народные
Белый голубок. Чешская народная песня. Русский текст Н. Найдёновой
Солнышко вставало. Литовская народная песня. Русский текст А. Машистова. Обработка С. Шимкуса
Г. Литинский. Петя-спортсмен. Слова Ю. Островского
Л. Сибирцева. Рыбкин телевизор. Слова М. Бородицкой
Дыханье года. Четыре канона для детского хора а cappella. Музыка и слова С. Смольянинова
1. Осенний канон
2. Зимний канон
3. Весенний канон
4. Летний канон

ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН А CAPPELLA
Зайчик. Русская народная песня. Обработка Ю. Литовко
Ладушки-ладошки. Русская народная песня. Обработка Ю. Литовко
На зелёном лугу. Русская народная песня. Обработка Ю. Литовко
Как под наши ворота. Русская народная песня
Веснянка. Русская народная песня
Ай-я жу-жу. Латышская народная песня
Посмотрите, как у нас-то в мастерской. Русская народная песня
Весна красна на весь свет. Белорусская народная песня
Где ты был так долго? Латышская народная песня
Дрёма. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова
На горе-то калина. Русская народная песня
На горе-то калина. Русская народная песня. Обработка А. Луканина
У меня ль во садочке. Русская народная песня. Обработка Д. Яичкова
У меня ль во садочке. Русская народная песня (вариант)
Уж как по мосту, мосточку. Русская народная песня. Обработка Т. Ставиновой
Земелюшка-чернозём. Русская народная песня. Обработка С. Благообразова
Комарочек. Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
Соловей, соловеюшка. Русская народная песня (хороводная). Обработка А. Луканина
Я с комариком плясала. Русская народная песня
Лён зеленой. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова
Козёл и коза. Украинская народная песня. Обработка В. Соколова
Плясовая. Венгерская народная песня. Русский текст Н. Найдёновой. Обработка С. Благообразова
Уж ты сад. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова
Я на камушке сижу. Русская народная песня
Пошла млада за водой. Русская народная песня
Со вьюном я хожу. Русская народная песня. Обработка С. Благообразова
Уж мы шили ковёр. Русская народная песня. Запись С. Аксюка
Наша Дарья. Музыка и слова неизвестного автора
Ах ты зимушка-зима. Русская народная песня. Обработка З. Каминской
Ах ты степь моя. Русская песня. Слова А. Кольцова. Обработка А. Луканина
Зеленейся, мой зелёный сад. Русская народная песня. Обработка В. Соколова
Ивушка. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова
Вышел как-то поздно ночью. Болгарская народная песня
Во кузнице. Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
Казачья колыбельная. Русская песня. Слова М. Лермонтова. Обработка А. Луканина
Ах ты ноченька. Русская народная песня
Как в лесу, лесу, лесочке. Русская народная песня. Обработка С. Полонского
Куковала звонко кукушка. Финская народная песня. Русский текст К. Алемасовой. Обработка В. Попова
Ветерочек лес колышет. Русская припевка. Запись и обработка А. Абрамского. Слова В. Застрожного (посмотреть ноты)
Мотылёк. Туркменская народная песня. Русский текст Н. Найдёновой. Обработка Л. Тихеевой
Светлячок. Грузинская народная песня
Ой, при лужку. Русская народная песня
Со вьюном я хожу. Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
В сыром бору тропина. Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
Дрёма. Русская народная песня. Обработка А. Думченко
Как у бабушки козёл. Русская народная песня. Обработка А. Думченко
Четыре охотника. Чешская народная песня. Русский текст Н. Найдёновой. Обработка И. Павчича. Переложение для двухголосного хора А. Григорян
У зари-то, у зореньки. Русская народная песня. Обработка А. Юрлова
Ой, на дворе дождь. Русская народная песня. Обработка Т. Ставиновой
Пастушок. Чешская народная песня. Обработка Ю. Литовко
Во поле рябинушка стояла. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова

ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН С АККОМПАНЕМЕНТОМ
Во поле берёзонька стояла. Русская народная песня. Обработка А. Агафонникова
Земелюшка-чернозём. Русская народная песня. Обработка А. Лядова
Возле речки, возле мосту. Русская народная песня. Обработка М. Иорданского. Хоровая редакция В. Соколова
Утушка луговая. Русская народная песня. Обработка Л. Сибирцевой
Ивушка. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова
Как по полю. Русская народная песня. Обработка В. Герчик
Две курицы. Русская народная песня. Обработка В. Герчик
Ах вы сени мои, сени. Русская народная песня. Обработка Т. Попатенко
Ой, по-над Волгой. Русская народная песня. Обработка В. Локтева
Маки-маковочки. Русская народная песня. Обработка А. Гречанинова
Зелёная рощица. Русская народная песня. Обработка А. Думченко

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ-КЛАССИКОВ ДЛЯ ДВУХГОЛОСНОГО ХОРА
В. Ребиков. Вот лягушка по дорожке. Слова народные
В. Ребиков. Май настал. Слова А. Плещеева
В. Ребиков. Отцвела уже фиалка. Слова А. Плещеева
Р. Глиэр. Вербочки. Слова А. Блока
В. Кюнер. Времена года. Слова Л. Модзалевского
М. Мусоргский. Вечерняя песенка. Слова А. Плещеева
М. Мусоргский. Колыбельная. Слова из пьесы А. Островского «Воевода». Обработка Т. Ждановой
М. Мусоргский. Сказочка про то и про сё. Из оперы «Борис Годунов». Слова из либретто М. Мусоргского по одноименной трагедии А. Пушкина (посмотреть ноты)
А. Гречанинов. Призыв весны. Слова народные
Викт. Калинников. Журавель. Слова народные
Викт. Калинников. Скок-поскок. Слова народные
Ц. Кюи. Времена года. Слова Л. Модзалевского
Колыбельная песня. Музыка и слова С. Танеева. Обработка В. Попова
М. Ипполитов-Иванов. Цвет вишни. Из цикла «Пять японских стихотворений». Слова Тимонори, перевод А. Глузкиной. Обработка И. Рувинской
М. Глинка. Венецианская ночь. Слова И. Козлова. Обработка В. Самарина
И. С. Бах. Перед дорогой. Ария из Нотной тетради Анны Магдалены Бах. Русский текст Я. Серпина. Обработка В. Попова
Р. Шуман. Домик у моря. Русский текст К. Алемасовой. Обработка В. Попова
Л. Маренцио. Давай споём, приятель. Русский текст Л. Некрасовой. Обработка И. Марисовой

ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ДЛЯ ДВУХГОЛОСНОГО ХОРА A CAPPELLA
М. Ройтерштейн. Петушок. Из цикла «Хоровые забавы». Слова народные
М. Ройтерштейн. Ой, ладушки. Из цикла «Хоровые забавы». Слова народные
М. Ройтерштейн. Ай, качи. Из цикла «Хоровые забавы». Слова народные
Ю. Литовко. Рано-рано. Слова народные
Ю. Литовко. Дождик. Слова народные
У кота. Русская народная песня. Обработка Ю. Литовко
Так-тики-так. Мексиканская народная песня. Обработка Ю. Литовко
Ю. Литовко. Гном. Слова Г. Алексеевой
Старые часы. Музыка и слова Ю. Литовко
Т. Рогожина. Дождик. Русская прибаутка. Слова народные
Е. Носихина. Колыбельная (в народном духе). Слова народные
М. Грачёв. Вечер. Слова К. Алемасовой
Ж. Клинкова. Школьный колокольчик. Слова С. Аладжова, перевод с болгарского М. Вайнштейн
Р. Бойко. Знойный полдень. Слова Л. Дербенёва
Р. Бойко. У нашей Алёнки… Слова В. Викторова
Г. Смирнова. Журавель. Слова П. Воронько, перевод с украинского С. Маршака
Г. Смирнова. Почему? Слова Й. Змая, перевод с сербского С. Маршака
М. Раухвергер. В гостях у вороны. Слова М. Кравчука
В. Купревич. Колыбельная. Слова Н. Берендгофа
С. Разорёнов. Летний дождь. Слова М. Ивенсен
А. Холминов. Лес осенью. Слова А. Твардовского
А. Пахмутова. Пчела. Слова С. Гребенникова и Н. Добронравова
В. Ходош. Два хора на стихи Агнии Барто
Барабан
Игра
М. Красев. Столяры. Слова О. Высотской. Обработка Л. Тихеевой
К. Потоцкий. Жавороночек. Слова народные
А. Савенков. Одуванчик. Слова М. Садовского
З. Кодай. Ярмарочная. Русский текст М. Кравчука
З. Кодай. Игра в свечу. Русский текст М. Кравчука

ПЕСНИ О РОЖДЕСТВЕ, НОВОМ ГОДЕ, О ЗИМЕ
Е. Зарицкая. Где зимуют зяблики? Слова Л. Куклина
Е. Зарицкая. Рождественская песня. Слова И. Шевчука
Т. Попатенко. Заиграли огоньки (Зимний праздник). Слова О. Фадеевой
М. Парцхаладзе. Здравствуй, ёлка! Слова И. Черницкой (посмотреть ноты)
Е. Крылатов. Песня о снежинке. Из телефильма «Чародеи». Слова Л. Дербенёва
Радуйся, ликуй, Вифлеем! Музыка и слова С. Смольянинова
Рождественская песенка. Музыка и слова Ю. Давыдовой
Рождество. Музыка и слова И. Цеслюкевич
Это Новый год! Музыка и слова С. Смольянинова
М. Парцхаладзе. Снега-жемчуга. Слова М. Пляцковского
А. Думченко. Выпал снег. Слова Е. Чуриковой
Е. Хорошина. Коньки. Вальс из музыкальной сказки для детей «Дом с волшебными окнами». Слова Э. Эмден
В. Ренёв. Белая дорожка. Слова А. Пришельца
Хор нашего Яна. Эстонская народная песня. Партия фортепиано И. Рогановой и Е. Михайлюковой
Р. Глиэр. Здравствуй, гостья зима! Слова И. Никитина
Р. Глиэр. Зима. Слова А. Пушкина
Е. Подгайц. Под Новый год. Слова Н. Шумилина (посмотреть ноты)
А. Висков. Воробушек летит. Новогодняя колядка. Слова народные
С. Гаврилов. Новый год. Слова С. Никольского
Здравствуй, гостья зима! Мелодия народная. Слова И. Никитина. Обработка К. Никитина

БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДВУХГОЛОСНОГО ХОРА И ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЁХГОЛОСИЯ
Комарочек. Русская народная песня. Обработка А. Абрамского
Т. Рогожина. Дроздок. Русская прибаутка. Слова народные
Я на камушке сижу. Русская народная песня. Обработка С. Золотухиной
Ах вы сени! Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
Я посеяла ленку. Русская народная песня. Обработка В. Попова
Выходили красны девицы. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
Во лесочке комарочков. Русская народная песня (хороводная плясовая игровая). Обработка И. Ельчевой
К. Херинг. Кофе. Канон. Русский текст К. Алемасовой
Уточка. Русская народная песня. Обработка В. Иванникова
В Авиньоне на мосту. Французская народная песня. Русский текст И. Мазнина
А. Гречанинов. Звоны. Слова народные
В. Ребиков. Воробушек-воробей. Слова народные
Ф. Мендельсон. Воскресный день. Русский текст Я. Серпина. Обработка В. Попова
А. Соболева. Богородице Дево, радуйся (посмотреть ноты)
Е. Подгайц. Эхо. Слова В. Мусатова
Е. Туркина. Петух. Слова А. Введенского
А. Думченко. Унылая пора. Слова А. Пушкина
В. Ходош. Песенка о Добре и Чуде. Из оперы «Курочка Ряба». Слова Г. Ворониной
В. Ходош. Даль зовёт. Слова Н. Скрёбова и В. Шатуновского

источник