Меню Рубрики

Анализ отклонений как инструмент управленческого учета

Система «стандарт-кост» — инструмент управления для планирования затрат и контроля за ними. Она может использоваться и при позаказном, и при попроцессном (попередельном) методах калькулирования себестоимости. Система «стандарт-кост» представляет собой целостную концепцию. Если ее применяют в полном объеме, то все данные о фактических производственных затратах замещаются нормативными (стандартным и значениями). Такие счета, как «Материалы», «Незавершенное производство», «Готовая продукция» (и по дебету, и по кредиту), ведут с использованием нормативных, а не фактических затрат. Бухгалтер ведет отдельные счета фактических затрат, чтобы в конце учетного периода сравнить их. Разница между нормативными и фактическими затратами называется отклонением.

Системы управленческого учета затрат

Методы, вызываемые через указатели, могут быть виртуальными. При этом вызывается метод, соответствующий типу объекта, к которому применялся указатель.

Формат указателя на поле класса:

В определение указателя можно включить его инициализацию в форме:

Если бы поле health было объявлено как public, определение указателя на него имело бы вид:

int (monster::*phealth) = &monster::health;cout *phealth; // Обращение через операцию ->*

Обратите внимание на то, что указатели на поля классов не являются обычными указателями — ведь при присваивании им значений они не ссылаются на конкретный адрес памяти, поскольку память выделяется не под классы, а под объекты классов.

Рекомендации по составу класса

Как правило, класс как тип, определенный пользователем, содержит скрытые поля и следующие функции:

  • конструкторы, определяющие, как инициализируются объекты класса;
  • набор методов доступа к скрытым элементам класса (эти методы описываются с модификатором const, указывающим, что они не должны изменять значения полей);
  • набор методов, изменяющих значения полей;
  • набор операций, позволяющих присваивать, сравнивать объекты и производить с ними другие действия, требующиеся по сути класса;
  • класс исключений, используемый для сообщений об ошибках с помощью генерации исключительных ситуаций.

Если существуют функции, которые работают с классом или несколькими классами через интерфейс (то есть доступ к скрытым полям им не требуется), можно описать их вне классов, чтобы не перегружать интерфейсы, а для обеспечения логической связи поместить их в общее с этими классами пространство имен, например:

namespace Staff; class hero ; void interact(hero, monster); . >

5.1. Система учета «стандарт-кост»

Понятие «стандартные (нормативные) затраты», лежащие в основе данной системы, в широком смысле подразумевает себестоимость, установленную заранее (в противоположность себестоимости, данные о которой собираются). То есть в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, и затем обособленно отражаются возникшие отклонения.

Основная задача, которую ставит перед собой данная система, — учет потерь в прибыли предприятия. В ее основе лежит четкое, твердое установление норм затрат материалов, энергии, рабочего времени, труда, зарплаты и всех других производственных расходов. Другими словами, небольшой перерасход более приемлем, чем экономия. При обнаружении отклонения бухгалтер должен выяснить причину его происхождения. Этот процесс, известный как анализ отклонений, эффективный инструмент контроля и всей системы управления.

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные затраты, которые обычно выражаются на единицу готовой продукции, т. е. текущие (действующие) нормы затрат с поправками на изменение технологии.

Нормативные затраты на единицу производственного продукта состоят из шести элементов:

1. нормативная цена основных материалов;

2. нормативное количество основных материалов;

3. нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам);

4. нормативная ставка прямой оплаты труда;

5. нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов;

6. нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов.

Для организаций, оказывающих услуги, применяются только последние четыре, т. к. эти организации не используют сырье и материалы в своих операциях.

Несмотря на некоторую схожесть, следует различать учет нормативных материальных затрат и учет накладных по нормативам. Нормативные затраты основаны на инженерных оценках и расчетах, прогнозных данных о потреблении, изучении трудовых операций, зависят от типа и качества используемых материалов. Нормативы накладных расходов основаны на более простых предположениях на базе данных о прошлых затратах.

Нормативные затраты основных материалов определяются умножением нормативной цены этих материалов на их нормативное количество. Нормативная цена основных материалов представляет собой тщательную оценку затрат определенного вида основных материалов на следующий учетный период. Ответственность за установление нормативных цен на все основные материалы несет агент по закупкам; определяя нормативные цены, он должен учесть все возможные увеличения цен, количественные изменения на рынке материалов, новые источники поставок, также он совершает все фактические закупки.

Нормативное количество основных материалов – оценка ожидаемого количества, которое будет использовано. Такая оценка является одной из наиболее трудных задач в установлении нормативов. На нее оказывают влияние специфика конструкции изделий, качество основных материалов, возраст и производительность машин и оборудования, квалификация и опыт рабочих. Определенный брак и потери неизбежны, и это необходимо учитывать при расчете нормативного количества материалов. Обычно эти нормативы устанавливают менеджеры, отвечающие за производство, или бухгалтер, ведущий учет затрат, привлекая дач их разработки инженеров, агентов по закупке материалов и машинных операторов.

Применительно к системе нормативного учета затрат «интегрированное управление» означает не только системный бухгалтерский учет оперативно выявленных отклонений по затратам и связанных с ними объемов выпуска, но и возможность анализа возникающих отклонений в разрезе различных объектов учета. Такую возможность предоставит информационная база нормативного метода. Ее формат зависит от структуры центров затрат, центров ответственности, объективно разработанной шкалы отклонений, а также от Целенаправленного взаимодействия функционально обособленных производственных, обслуживаю их И управленческих звеньев: как по вертикали — между уровнями управления (предприятие — цех участок — рабочее место), так и по горизонтали — между функциональными отделами и службами.

Оперативно выявленные отклонения на счетах управленческой бухгалтерии дают основу для анализа и своевременного решения раз личных проблем. Задача финансовой бухгалтерии — выявить и отразить в учете реальное состояние средств и источников, определить финансовые результаты деятельности.

Учитывая специфику технологического процесса конкретного предприятия, целесообразно нормировать затраты, связанные как с производством, так и с реализацией продукции. При этом в расчет необходимо брать не только производственную себестоимость, но и все прочие факторы, влияющие на доходность, например: объемы продаж, коммерческие и административные расходы. Результатом должна стать стандартная (нормативная) себестоимость, т. е. проектные затраты на единицу продукции или единицу исполненной функции при избрании их в качестве объекта нормирования для центра затрат.

Данный процесс, как правило, состоит из нескольких этапов:

1. Все операции, связанные с изготовлением изделия или исполнением функций, шифруются и классифицируются по статьям расхода.

2. Определяется перечень сдельных и повременных работ, приходящихся на данное изделие. Расходы на повременные работы определяются умножением стандартного времени, необходимого для выполнения операции, на стандартную часовую ставку.

3. Стандартная стоимость материалов рассчитывается как произведение стандартной цены на стандартный расход. В качестве стандартных цен, как правило, используются рыночные цены. Они рассчитываются из условий франко-станция назначения.

4. Определяется ставка распределения косвенных расходов.

Нормативный метод калькулирования, как и любой другой, не исключает и не может исключить учета фактических затрат, отражение которых будет производиться на счетах управленческого учета. Но при этом возникает потребность в аналитическом учете затрат на производство (по объектам калькулирования или другим признакам локализации) и по нормативной себестоимости. Для этого необходимо использовать специальный счет, например, счет 38 Выпуск продукции (работ, услуг) по нормативной себестоимости», для отражения в учете готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости в течение отчетного периода. Этот счет является операционно-результатным, на нем формируется информация о выпущенной из производства продукции в двух оценках: по дебету — фактическая производственная себестоимость, по кредиту нормативная (плановая) себестоимость.

Система «стандарт-кост» дает возможность детально и своевременно учитывать (выявлять) отклонения каждого центра ответственности по элементам затрат или по статьям калькуляции, указывает менеджерам на возникшие отклонения в целях принятия необходимых управленческих воздействий, регулирующих уровень затрат.

Создание и применение системы учета «стандарт – костинг» привело к тому, что себестоимость продукции стала объектом управления. Возник новый метод регулирования процесса формирования себестоимости — управление по отклонениям.

При использовании нормативного метода все затраты подразделяются на нормируемые и ненормируемые. В качестве нормируемых затрат, как правило, выступают прямые затраты.

Для учета отклонений в бухгалтерском учете используется счет 40 (выпуск продукции, товаров, услуг). Счет 40 предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции, (работах, услугах) за отчетный период, а так же выявления отклонений фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой) себестоимости. По дебету счета 40 отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции (работ, услуг). По кредиту счета 40 отражается нормативная (плановая) себестоимость. В конце отчетного периода (месяца) счет 40 закрывается, сальдо списывается на финансовый результат (счет 90).

1) Анализ по количеству материалов

Отклонение фактическое нормативное нормативная

по кол-ву = кол-во — кол-во * цена мат-лов

2) Анализ по цене материалов

Отклонение фактическая нормативная фактическое кол-во

по цене = цена ед. — цена ед. * закупленных мат-лов

3) Анализ отклонений рабочего времени

Отклонение фактическое нормативное нормативный

по времени = отраб. часы — часы * тариф оплаты труда

Отклонение фактический нормативная фактическое кол-во

по тарифу = тариф — тариф * отработанных часов

5) Анализ отклонений по списанию накладных затрат

Отклонение фактический нормативный нормативный

по объему = показатель — показатель * фактор

базы распределения базы распределения распределения

6) Анализ контролируемого отклонения по списанию накладных затрат

Отклонение фактические нормативные

контролируемое = накладные расходы — накладные расходы

Основное правило анализа отклонений: сумма отклонений по анализируемым факторам с учетом знака отклонения должна равняться общему отклонению по анализируемому показателю.

Исчисление фактических затрат (себестоимости) как совокупности нормы и отклонений особенно целесообразно в условиях крупносерийного и массового производства, но в масштабах мелкосерийного и единичного выпуска продукции компьютеризация делает нормативный метод учета столь же приемлемым и эффективным.

По мере компьютеризации управления и создания автоматизированных производств роль нормативного метода возрастает. Он переходит в новое качество: создание автоматизированного банка данных позволяет фиксировать в первичных учетных документах только объем выполненной работы и отклонения от норм, определение же суммарного объема затрат производится на базе информации, хранящейся в банке данных, объема работ и отклонений от нормы.

Еще одним преимуществом применения системы «стандарт-кост» является экономия на ведении учетных записей. На первый взгляд может показаться, что использование нормативов требует больших затрат на ведение учета по сравнению с системой фактических издержек. На самом деле применение нормативов затрат упрощает ведение учета. Например, все индивидуальные данные о материале за месяц можно просуммировать и одной проводкой списать с кредита счета 10 «Материалы». Аналогично нет необходимости каждому рабочему фиксировать время, затраченное на каждую операцию, т. к. все нормативные прямые трудозатраты определены заранее.

При использовании системы «стандарт-кост» дополнительные затраты возникают лишь при установлении индивидуальных нормативов. Как правило, эти затраты незначительны, поскольку многие нормативы применяются месяцами или даже годами без изменений. Только существенные изменения, такие как изменение конструкции изделия, освоение нового изделия, вызывают необходимость пересмотра нормативов. Ценовые составляющие нормативов затрат обновляются, как правило, ежегодно или чаще того, чтобы можно было отразить влияние инфляции и других факторов на цены приобретаемых материалов или стоимость рабочей силы. Пересмотр нормативов общехозяйственных расходов осуществляется в большинстве организаций независимо от того, применяется система «стандарт-кост» или нет.

На основе анализа отклонений принимаются управленческие решения, направленные на улучшение финансового состояния предприятия. Система «стандарт — костинг» позволяет определить отклонения и выявить причины таких отклонений. На предприятии устанавливается допустимое отклонение от плана (5-7%), ниже этого предела отклонения затрат считаются незначимыми, анализируются отклонения выше этой величины.

5.2. Система «директ-костинг»

В пятидесятые годы двадцатого столетия в связи с усилением конкуренции, развитием теории маркетинга и делением затрат производства на постоянные и переменные сформировалась система директ-костинг, в основу которой положен принцип контроля затрат в связи с колебаниями объема производства или степени загрузки оборудования.

Название, происходящее от английского выражения direct costing – учет прямых затрат, не совсем точно отражает суть системы, т. к. лишь классическая ее модификация предполагает исчисление только прямых (основных) затрат, из которых переменные сырье и расходы на персонал.

Возникновение системы вызвано необходимостью ускорить процесс правления и по возможности регулировать затраты, т. е. рассчитывают то, на что можно повлиять. Общим для всех этих модификаций является то, что исчисляется не полная, а частичная (сокращенная) себестоимость. Именно по ней оценивают незавершенное производство и готовую продукцию, а постоянные расходы списывают на счет прибылей и убытков.

Директ — костинг (direct-costing) –метод калькулирования себестоимости продукции по переменным затратам. В себестоимость продукции включаются только переменные затраты, постоянные затраты не включаются в расчет себестоимости, а как расходы периода списываются на финансовый результат того периода, в котором они были произведены.

Калькулирование по переменным затратам (директ-костинг) – это управленческая технология калькулирования, позволяющая принимать решения об изменениях объемов производства и реализации продукции и оптимизировать прибыль. Международные стандарты бухгалтерского учета (МСФО) запрещают использовать этот подход для составления финансовой отчетности компании (в финансовом учете). Основным аргументом против этого выдвигается тезис о том, что постоянные затраты тоже участвуют в процессе создания продукции. Однако, постоянные затраты по-разному участвуют в создании себестоимости разного объема одной и той же продукции, а рассчитать действительное участие постоянных затрат в создании себестоимости практически невозможно и их учет в себестоимости продукции носит условный характер.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

При калькулировании по переменным затратам базовым показателем прибыли является маржинальная прибыль как разница между выручкой и переменной частью себестоимостью реализованной продукции.

Система «директ-костинг» предполагает оценку расходов, непосредственно связанных с производительностью и, как уже отмечалось, поддающихся контролю.Себестоимость может включать только прямые затраты; только переменные, т. е. зависящие от изменения объемов производства, затраты; она может калькулироваться на основе только производственных расходов, связанных с изготовлением данной продукции, выполнением работ или оказанием услуг, даже если они носят косвенный характер. Но, несмотря на различную полноту включения в себестоимость объекта калькулирования различных видов расходов, общим для этого подхода является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли). В этом основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости.

Определение прямых издержек позволяет более рационально увязывать производственную и сбытовую деятельность, поскольку дает ясное представление о связи между издержками, объемом производства и прибылью. Исчисление прямых издержек помогает разрабатывать эффективный план прибылей, сбытовые планы и на их основе – производственный план, при составлении которого для каждого вида продукции находят прямые затраты и максимально возможную прибыль.

Товаропроизводители нуждаются в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части прямых, переменных или всех производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) – разнице между ценой продажи (выручки от реализации) и неполной себестоимостью изделия или реализованной продукции в целом — и дает система «директ-костинг».

На сегодняшний день часто в теории и практике управления себестоимостью и прибылью на Западе декларируется и применяется следующий принцип: самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределении включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ и услуг.

Частичная, рассчитанная по переменным издержкам, себестоимость служит более надежным ориентиром при принятии решений в силу того, что деление расходов на постоянные и переменные позволяет оценить издержки будущего периода. Кроме того, такое деление требуется для сопоставления затрат при различной производительности (объеме производства). Еще одно преимущество частичной калькуляции заключается в том, что она позволяет при оценке прибыли абстрагироваться от влияния изменения запасов, т. к. в этом случае прибыль зависит только от объема реализации, а при полном исчислении затрат — от объемов реализации и производства.

Таблица – Различия двух подходов к исчислению затрат

Характеристика Расчет полных затрат Расчет частичных затрат
Основная цель Полное покрытие всех затрат и последующая оптимизация чистой прибыли (нетто) Покрытие переменных затрат и по- следующая оптимизация прибыли брутто (переменных затрат)
Область эффективного применения Принятие долгосрочных управленческих и краткосрочных решении Принятие краткосрочных управленческих решении
Контрольные функции Обеспечивает контроль связей между производством Обеспечивает контроль связей между производством и реализацией в краткосрочном аспекте. Позволяет установить нижнюю границу цены
Точность и трудоемкость Обеспечивает точный, но трудоемкий и сложный контроль Обеспечивает оперативный контроль за счет подачи простои сигнальной информации
Сверхзадача Ориентирует администрацию на получение наилучших результатов Ориентирует администрацию на поиск оптимальных решений путем адаптации производственной программы к меняющимся условиям рынка
Временной горизонт Является основой долго срочной политики в сфере производства, материально- технического снабжения, создания запасов, перспективного планирования Является инструментом текущего управления хозяйственной деятельности предприятия

Метод учета затрат по полной себестоимости позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет предприятие в связи с производством и реализацией одного изделия. Например, предприятие занимается выпуском изделия «А» и его затраты на производство единицы этого изделия составляют 38,9 рублей. Если цена изделия 45 р., то прибыль предприятия от реализации единицы изделия «А» составит 6,1 р. Следует отметить, что этот метод широко распространен в нашей стране. Однако он не учитывает одно важное обстоятельство: себестоимость единицы изменяется при изменении объема выпуска продукции. Если предприятие расширяет производство и продажу, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска — себестоимость растет.

В современных условиях хозяйствования преимущество нужно отдать методу учета затрат в разрезе сокращенной себестоимости маржинальному методу учета, в соответствии с которым на продукцию списывают не все издержки предприятия, а только цеховую производственную себестоимость. Разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход (или сумму покрытия). Маржинальный доход — это часть выручки, остающаяся на покрытие постоянных (накладных) затрат и образование прибыли. Для иллюстрации данного метода воспользуемся следующим примером.

Затраты предприятия на производство и реализацию единицы изделия «А» характеризуются следующими данными.

Таблица – Затраты предприятия на производство и реализацию, руб.

1. Цена
2. Переменные затраты
3. Маржинальный доход (п.1-2)
4. Постоянные затраты 7,5
5. Прибыль (п. 3-4) 10,5

Как видно из приведенного примера, маржинальный доход на единицу изделия составляет 18,00 рублей (55,00 — 37,00) и представляет своего рода валовую прибыль — прибыль брутто. После списания постоянных затрат в уменьшение маржинального дохода получают чистую прибыль – прибыль нетто.

Маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных изделий. Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности, для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.

Применение методов системы директ-костинг позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, т. к. разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.

Традиционные классические методы ценообразования, основанные на калькуляции полной фактической себестоимости, не всегда обеспечивают эффективность ценовой политики предприятия, работающего на рынке. В настоящее время на Западе более популярны подходы к ценообразованию, при которых, прежде всего, учитываются факторы, более относящиеся к спросу, чем к предложению, т. е. оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар. После того, как установлена цена равновесия, предприятие должно проанализировать все свои затраты и постараться максимально их сократить.

В западном управленческом учете существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт товара; он равен полной себестоимости изделий. Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь прямые (переменные) затраты; он равен себестоимости в части ТОЛЬКО прямых (переменных или производственных) затрат. С учетом по системе «директ-костниг» также связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.

Частыми для предприятий, работающих в условиях рынка, являются ситуации, связанные с недогрузкой производственных мощностей. Возникают так называемые «холостые издержки» — часть постоянных затрат, приходящихся на долю неиспользованных производственных мощностей. В таких случаях к правильным решением может привести только информация, получаемая в системе учета директ-костинг.

Имея учетные данные об ограниченной себестоимости и суммах покрытия по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как:

  • оптимизация ассортимента выпускаемой продукции при наличии узких мест,
  • нецелесообразность Принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычных,
  • решение о производстве комплектующих внутри предприятия либо закупке их на стороне,
  • определение оптимального размера партии или серии деталей (продуктов),
  • выбор и замена оборудования и др.

Показатель другой принципиально новый для отечественной теории и практики вариант, лежащий в основе вышеописанной системы, предполагает разделение всех затрат за отчетный период на производственные (затраты на продукт), обусловленные протеканием производственного процесса, и периодические, связанные более с длительностью отчетного периода.

Относительно составления точных калькуляций МОЖНО сказать, что не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы продукции со стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат на изделие, как бы хорошо оно ни было обосновано, искажает фактическую себестоимость, снижает точность калькулирования. Если смотреть с этих позиций, то самой точной является калькуляция по прямым (переменным) расходам, которая получается при калькулировании по системе «директ-костинг».

Все вышесказанное позволяет сделать вывод об эффективности применения «директ-костинг», позволяющей решать такие важнейшие задачи управления затратами, как:

· определение нижней границы цены продукции или заказа;

· сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции;

· определение оптимальной программы выпуска и реализации продукции;

· выбор между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне;

· выбор оптимальной с экономической точки зрения технологии производства;

· определение точки безубыточности и запаса прочности предприятия. Но вместе с этим данная система учета имеет и ряд недостатков:

· отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимый согласно законодательству;

· себестоимость запасов незавершенной и готовой продукции оказывается заниженной;

· возникают сложности разделения постоянных и переменных затрат, которые во многом зависят от длительности рассматриваемого периода времени и анализируемого диапазона объемов выпуска.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8511 — | 7376 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Обоснование обязательности ведения управленческого учета в организации. Состав косвенных затрат. Порядок учета отклонений при использовании нормативного метода. Уровни анализа отклонений фактических затрат от бюджетных. Применение трансфертной цены.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Контрольная работа по дисциплине

«Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы»

Обязательно ли ведение управленческого учета в организации

Какие затраты называются косвенными? Каков их состав

Каков порядок учета отклонений при использовании нормативного метода

Назовите четыре уровня анализа отклонений фактических затрат от бюджетных

В каких случаях применяется трансфертная цена

Обязательно ли ведение управленческого учета в организации

На сегодняшний день не существует однозначного определения управленческого учета. Какая-либо нормативная законодательная база по управленческому учету отсутствует. Иногда, для простоты, управленческий учет ограничивают только задачами сбора, агрегирования (группировки) информации и формирования управленческой отчетности, то есть формированием информационной среды для руководителей и менеджеров, принимающих управленческие решения. Некоторые рассматривают его как систему управления прибылью предприятия через управление затратами.

Управленческий учет в любой трактовке не является учетом в узком смысле этого слова, а включает также и планирование, и контроль, и анализ.

Управленческий учет — это система:

§ планирования расходных и доходных показателей;

§ привлечения финансовых средств;

§ распределения поступивших средств в соответствии с планом;

§ учета фактически осуществленных расходов и соотнесения их с плановыми показателями;

§ формирования внутренней и внешней отчетности о полученных и израсходованных средствах;

§ контрольных мероприятий за всеми этими процессами.

На основании вышеизложенного можно вывести следующее определение:

Управленческий учет — это система планирования, финансирования, расходования и контроля за этими процессами с помощью инструментов учета и отчетности.

Цель управленческого учета

Главной целью управленческого учета является обеспечение руководителей и менеджеров необходимой информацией для принятия решений и эффективного управления предприятием.

Основные задачи управленческого учета, решаемые в рамках поставленной цели:

§ определение затрат и контроль;

Планирование — процесс определенных действий, которые должны быть выполнены в будущем. В основе планирования лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета. Планирование в рамках управленческого учета называется бюджетным планированием — самое детализированное планирование.

Определение затрат (учет затрат и калькулирование себестоимости продукции)представляет собой процесс, начинающийся со сбора всей информации, относящейся к затратам, возникающим при покупке или производстве готовой продукции, услуг предприятием. Большое значение для правильной организации учета затрат имеет научно обоснованная классификация затрат.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Система контроля, как установление обратной связи, должна обеспечивать, с одной стороны, планирование затрат, взаимосвязанное с реальной деятельностью, прошлыми и будущими событиями в организации. С другой стороны, система контроля обеспечивает четкое отслеживание исполнения планов, учет отклонений фактических показателей от запланированных ранее, а также анализ данных отклонений.

Принятие решений является конечной, итоговой задачей ведения управленческого учета. Именно на обеспечение возможности принимать верные решения направлен управленческий учет.

Косвенные затраты — это затраты, которые нельзя отнести на конкретную позицию номенклатуры (например, административно-управленческие расходы).

Косвенные затраты (накладные расходы) — расходы (затраты), сопровождающие основную деятельность предприятия, но не связанные с ней напрямую, не входящие в стоимость труда и материалов. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Например, затраты на:

· аренду офисного помещения.

Косвенные затраты — это издержки производства, которые не могут быть прямо отнесены на определенную единицу или тип продукции. Примеры: машины для производства различной продукции в различное время дня; персонал на фабрике, контролирующий работу нескольких линий; суммы арендной платы за отопление цеха, выпускающего несколько видов продукции. Проблема заключается в том, что при расчете полных издержек производства определенных изделий необходимо произвести некоторое условное распределение этих затрат по различным единицам или видам продукции. Такая калькуляция полных издержек или распределение затрат (которые включают в себя все накладные расходы) может быть полезной для принятия производственных решений, установления цен, вычисления рентабельности видов продукции. Однако результаты могут ввести в заблуждение, поскольку возможны другие варианты распределения. Некоторые накладные расходы могут изменяться, другие быть постоянными в течение короткого промежутка времени, поэтому сокращение объема определенной продукции не уменьшит эти расходы.

Примерный состав косвенных затрат.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

1. Амортизация оборудования

3. Эксплуатация оборудования

4. Перемещение продукции, товаров внутри предприятия

1. Содержание аппарата управления (цеха, подразделения)

2. Амортизация зданий и сооружений

3. Расходы на испытания и научные исследования

1. Зарплата управленческого персонала

2. Командировочные расходы

3. Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны

2. Стоимость упаковки товара

3. Стоимость транспортировки товара

4. Затраты на проведение маркетинговых исследований

3. Каков порядок учета отклонений при использовании нормативного метода

Отклонение от норм — это выявленная разница между фактическими и нормативными затратами. По содержанию отклонения делят на отрицательные (перерасход) и положительные (экономия).

Отрицательные отклонения возникают при нарушении технологического процесса производства продукции, недостатках в организации и управлении производством (при порче сырья и материалов, наличии брака, сверурочных работах и т.п.)

Положительные отклонения, как правило, являются следствием мер, направленных на повышении эффективности производства (при рациональном использовании отходов, устранение брака, и т.п.). Положительные отклонения могут возникать при использовании заниженых норм, поэтому нормы периодически пересматривают и при необходимости и при необходимости повышают.

Отклонения можно вычислять для целых категорий, таких, как общие затраты основных.

Отклонения по материалам. Затраты на материалы, используемые в производстве продукта, зависят от цены материалов и от количества материалов. Так как фактическое количество использованных материалов, скорее всего, отличается от нормативного, а фактические цены — от нормативных цен, то фактические затраты будут отличаться от нормативных.

Отклонение по цене материала вычисляется по следующей формуле

отклонение по цене материала

количество приобретенного материала

Отклонение по использованию материала вычисляется по следующей формуле

отклонение по использованию материала

Нормативное количество материалов для фактического выпуска продукции

фактическое количество материала

нормативная цена материала

Причинами возникновения отклонения по использованию материала могут быть небрежное отношение сотрудников с материалом, закупка материала низкого качества, хищения материала, изменение требований по контролю за качеством или методов производства.

Общее отклонение по затратам на материал равно сумме отклонения по цене материала и отклонения по использованию материала. Общее отклонение по затратам на материал вычисляется по следующей формуле

общее отклонение по затратам на материал

фактический выпуск продукции

нормативные издержки на материал на единицу продукции

нормативная цена материала

Отклонения по материалам делятся на две группы: отклонения, вызванные колебаниями закупочных цен, и отклонения, вызванные колебаниями объемов использованных материалов. Первая группа отклонений формируется в процессе учета и отражается в финансовом учете на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов». При передаче материалов в производство эти отклонения списываются с кредита счета 16 в дебет счетов учета затрат. Вторая группа отклонений формируется в процессе учета затрат на производство и отражается непосредственно на счетах учета затрат.

Отклонения по трудозатратам. Общее отклонение прямых трудовых затрат определяется как разница между фактическими и нормативными затратами труда на произведенные единицы за исключением брака (как окончательного, так и исправимого):

общее отклонение по трудозатратам

фактическая ставка оплаты труда

нормативная ставка оплаты труда

Чтобы оценить степень выполнения плана, руководство должно знать, какая часть общего отклонения вызвана изменением затрат рабочего времени, а какая — изменением ставок оплаты труда. Эти отклонения можно рассчитать по формулам:

отклонение по ставке оплаты труда

отклонение по производительности труда

нормативная ставка оплаты труда

Причинами возникновения отклонения по производительности труда являются материалы низкого качества, сложность работы, плохое техническое обслуживание оборудования, использование нового оборудования, изменение производственных процессов.

Отклонения по реализации продукции. Общее отклонение по реализации — это разность между фактической прибылью и сметной прибылью. Отклонения по реализации продукции возникают из-за изменения цен реализации и объема продаж.

Отклонение по цене реализации вычисляется по следующей формуле

отклонение по цене реализации

фактическая цена единицы продукции

нормативная цена единицы продукции

фактический объем реализации

Отклонение по объему продаж вычисляется по следующей формуле

отклонение по объему продаж

объем фактической реализации

объем нормативной реализации

нормативная прибыль на единицу продукции

Для учета отклонений от норм используют следующие способы: документирования, инвентарный, расчетный способ документирования и инвентарный используют для учета отклонений по прямым переменным затратам; расчетный способ — как правило, для учета отклонений по косвенным переменным расходам.

Аналитический учет отклонений от норм осуществляется по местам возникновения затрат, причинам, видам выпускаемой продукции, статьям калькуляции.

Установление причин, вызвавших отклонения от нормативов, осуществляется с помощью неформализованного и формализованного способов.

Первый способ предполагает выявление таких причин, как использование некандиционного сырья, нарушения технологии производственного процесса и др. Каждая из них выявляется в индивидуальном порядке, а понесенные потери рассчитываются так называемым методом прямого счета.

Второй способ предполагает построение и анализ жестко детерминированных факторных моделей.

Как правило выделяют отклонения от нормативов за счет изменения цен и за счет изменения объемов использованных материалов или изменения норм. Ценовые отклонения представляют собой произведения разницы в ценах на фактическое количество. Отклонения эффективности (фактор-норм) — произведение разницы в количестве на стандартную цену.

4. Назовите четыре уровня анализа отклонений фактических затрат от бюджетных

управленческий учет бюджетный затрата

Анализ отклонений фактических затрат от бюджетных производится на 4 уровнях:

· на 0 уровне сравниваются показатели фактических затрат с бюджетными и выявляются положительные и отрицательные отклонения;

· на 1 уровне выявляются причины отклонений. Причинами могут быть: изменение в объеме продаж; изменение общей суммы затрат;

· на 2 уровне рассчитывается отклонение по цене реализации, которое показывает отличие фактической цены от стандартной;

· на 3 уровне рассчитывается отклонение по объему использованных ресурсов.

Трансфертные цены — это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями компании, а также разных, но входящих в одно объединение компаний. Под трансфертными подразумеваются цены, по которым совершается купля-продажа сырья, комплектующих и других ресурсов родственными компаниями.

Как правило, данные о трансфертных ценах ограничены, они составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношения значительно отличаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей. Последние могут быть в несколько раз выше при продаже на рынок.

Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие. Использование трансфертных цен способно существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспособность.

Главная цель введения трансфертных цен на практике — это минимизация налогообложения внутрикорпоративных расчетов и таможенных платежей, а также аккумулирование прибыли в сбытовых структурах, зарегистрированных в зонах с льготным налогообложением.

Схема работает просто: производственные компании поставляют продукцию по трансфертной цене, которая намного ниже рыночной, родственным сбытовым компаниям, зарегистрированным в оффшорной зоне (иностранной или внутренней). Сбытовики реализуют товар по рыночной цене, получая сверхприбыль, с которой не платятся налоги. По данным журнала The Economist, на базе трансфертных цен сегодня осуществляется 30-50% мирового экспорта товаров и услуг. Используя механизм трансфертных цен, транснациональные корпорации добиваются снижения налоговой нагрузки в среднем на 10-15%.

Однако трансфертное ценообразование — это не только налоговые схемы. Если рассматривать группу компаний как единый бизнес, объединенный общей стратегией, то внутри ее (этой группы), как правило, существуют экономические интересы основного владельца и миноритарных акционеров отдельных предприятий. Если внутри группы активы переходят из одной компании в другую, то у основного собственника они, образно говоря, перетекают из одного кармана в другой, а акционеры отдельных компаний могут потерпеть убыток или получить доход за счет того, что активы были оценены значительно выше или ниже их рыночной стоимости.

Хозяйственной единицей в российском бизнесе часто выступает не отдельная фирма, а так называемый бизнес, т.е. совокупность нескольких фирм, объединенных наличием единого конечного собственника или группы собственников. Обычная структура производственного бизнеса включает в себя производственное предприятие, в котором конечный собственник прямо или опосредованно владеет контрольным пакетом акций, и снабженческо-сбытовые фирмы, все 100% акций которых контролируются собственником. Основой схемы такого бизнеса обычно становится трансфертное ценообразование.

Поясним механизм использования трансфертных цен. Реализация права собственника на получение дохода от собственности на акции предприятия происходит с помощью трансфертных цен, устанавливаемых либо на продукцию, либо на используемые сырье и материалы. При этом продукция реализуется, а сырье и материалы закупаются через входящие в бизнес снабженческо-сбытовые фирмы. Тогда трансфертные цены внутри бизнеса устанавливаются таким образом, чтобы не оставлять на основном предприятии ничего сверх необходимого для покрытия производственных издержек минимума средств. Таким образом, общая прибыль бизнеса аккумулируется на счетах снабженческо-сбытовых фирм, выполняющих роль центров прибыли. С целью экономии на налогах центры прибыли зачастую располагаются в офшорных зонах как внутри России, так и за рубежом. Использование подобной схемы позволяет доминирующему собственнику, во-первых, экономить на налогах, а во-вторых, присваивать прибыль предприятия, включая ту ее часть, которая приходится на долю мелких акционеров. В этих условиях выплата дивидендов становится для доминирующего собственника ничем не оправданной тратой средств. В результате уровень дивидендов остается очень низким.

Одно из существенных отрицательных последствий практики использования трансфертных цен — невыгодность внешних инвестиций и кредитования таких предприятий, которые не показывают свою прибыль.

№1. Требование обязательности ведения учета в наибольшей степени распространяется на:

в) оперативный производственный учет.

№2. Метод прямого распределения затрат непроизводственных подразделений между производственными центрами ответственности используется в случае, когда непроизводственные подразделения:

б) оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке;

в) обмениваются встречными услугами;

г) во всех вышеперечисленных случаях.

№3. Объекты учета затрат и калькулирования совпадают при использовании:

а) попроцессного метода учета затрат и калькулирования;

в) попередельного метода учета затрат и калькулирования;

№4. Решение о целесообразности принятия дополнительного заказа при условии неполной загрузки производственных мощностей основывается на информации:

а) о производственной себестоимости;

г) в каждом конкретном случае решение принимается индивидуально.

№5. Предприятие производит 400 ед. изделий. Общая сумма его затрат составляет 80 тыс. руб., размер постоянных расходов — 30 тыс. руб. Гибкий бюджет затрат предприятия может быть представлен в виде:

№6. Верно ли утверждение, что расчет себестоимости продукции (работ, услуг) осуществляется в финансовом учете в соответствии с действующим законодательством, в управленческом учете — в соответствии с методикой, разработанной предприятием:

№7. Контроль в системе управленческого учета (управленческий контроль) предполагает:

а) контроль за деятельностью центров ответственности в рамках общей организационной структуры предприятия;

б) контроль доходов и расходов внутри центров ответственности;

в) сравнение данных сегментарного планирования с сегментарной отчетностью;

г) контроль за своевременным перечислением налогов в бюджет;

№8. Удельные переменные расходы на производство полуфабриката центром прибыли X (см. тест 3) составляют 20 руб. Отделение Y, имея возможность закупок полуфабриката на стороне по цене 28 руб., предлагает вдвое увеличить закупки у подразделения, установив трансфертную цену в 24 руб. Выгодно ли данное предложение подразделению X?

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Задача представлена на примере условной организации — ОАО «Идея». Решение предложенной задачи предполагает знания в области бюджетирования. В ходе решения задачи студенты должны использовать изученный материал и методики и суметь составить бюджетные отчеты.

Все суммы в работе условны и приведены в десяти вариантах.

1. Компания Х выпускает один вид продукции А. План продаж на квартал в тысячах штук:

источник

В предыдущих главах обсуждалась роль бюджетов как инструмента краткосрочного планирования на предприятии. Однако для успешного функционирования этой системы необходимо помнить и о второй ее стороне: система планирования должна служить основой для выполнения функций контроля и мотивации.

При разработке любых систем финансового контроля отправным моментом выступает сравнение бюджетных и фактических величин целевых показателей. При этом важно понимать, что контроль не может осуществляться без наличия самого плана (бюджета) и осознания всеми участниками бюджетного процесса целей, стоящих перед организацией и ее отдельными сегментами. Отсутствие оценки степени выполнения планов сводит на нет все достоинства планирования. Чтобы этого не произошло, финансовый контроль строится на оценке того, насколько организация продвинулась за определенный период к поставленным целям. Такая оценка называется управлением по отклонениям и осуществляется выявлением расхождений между бюджетными и фактическими показателями или между бюджетными показателями и установленными организацией целями. Действия менеджеров, направленные на преодоление выявленных в результате анализа значимых отклонений, и составляют суть управления по отклонениям.

Мы начнем обсуждение проблем контроля с описания возможных форм и видов контроля, а основное внимание уделим использованию бюджетов в качестве инструмента финансового контроля. Рассмотрим также связанные с этим аспекты ответственности и мотивации менеджеров компаний.

Прежде чем исследовать методы и процедуры организационного контроля, следует обратиться к их классификации. Она может быть осуществлена по нескольким основаниям. Три подхода к классификации методов контроля, которые кажутся нам наиболее важными, приведены на рис. 13.1.

Управление по отклонениям основано на сравнении результатов, и здесь можно выделить два аспекта сравнения: для пояснения того, какие результаты сравниваются, используются термины «контроль с прямой связью» и «контроль с обратной связью». Мы встречались с этими понятиями в разделе 2.5 (рис. 2.4) при обсуждении процедуры принятия управленческих решений.

Контроль с обратной связью подразумевает сравнение бюджетных и фактических результатов, тогда как контроль с прямой связью — сравнение желаемых результатов (т. е. целей) с бюджетными. Ключом к эффективному контролю являются процедуры, которые позволяют менеджерам не только удостовериться в соответствии реальной деятельности планам, но и убедиться в том, что сами цели разумно соотносятся с возможностями организации по их реализации.

На рис. 13.2 показана последовательность этапов бюджетного планирования и контроля.

Проиллюстрируем применение процедур контроля с прямой и обратной связью на примере 14.

В качестве одной из своих краткосрочных целей руководство компании «Арсенал» рассматривает снижение накладных коммерческих расходов на 20% за следующие полгода. В процессе разработки бюджетов оказалось, что поставленную задачу можно решить двумя путями: снизить комиссионное вознаграждение коммерческим агентам с 5 до 2% выручки либо отказаться от доставки заказов клиентам до магазина или офиса и перейти на выдачу заказов со складов самого «Арсенала». Первый вариант может привести к увольнениям наиболее активных агентов, второй — к потере большинства клиентов, что, безусловно, не соответствует стратегическим и тактическим целям компании. Таким образом, контроль с прямой связью на первом этапе выявил несоответствие разработанных бюджетов целям организации.

В свете этого на второй итерации бюджетного процесса краткосрочные цели были пересмотрены и разработан бюджет коммерческих расходов, предусматривающий их сокращение на 5% по сравнению с текущим периодом. Планировалось достичь этого путем жесткой экономии расходных материалов и оптимизации схемы грузоперевозок. Однако по истечении бюджетного периода в ходе контроля отклонений выяснилось, что расходы за период в абсолютном выражении не сократились. При этом в течение периода имела место инфляция в размере 7%, которая повлияла не только на стоимость расходных материалов, но и на цену продукции самой компании, что (вместе с ростом интереса покупателей к продукции компании) привело к существенному росту комиссионных. В результате контроля с обратной связью было решено: во-первых, в ходе текущего контроля учитывать влияние изменения цен как на входящие ресурсы, так и на собственную продукцию и своевременно пересматривать гибкие бюджеты; во-вторых, при планировании на следующие периоды учитывать возможную инфляцию в нормативах и бюджетах; в-третьих, в связи с ростом рыночной активности компании на следующие периоды в качестве целей первого порядка рассматривать рост объемов продаж и выручки, а не снижение затрат.

Поскольку контроль с обратной связью требует знания фактических результатов, которые неизвестны до тех пор, пока событие не произойдет, он носит ретроспективный характер. Контроль с прямой связью, наоборот, ориентирован в будущее. Общий подход к применению этих контрольных процедур предполагает после установления целей организации на следующие бюджетные периоды и разработки системы бюджетов сравнение полученных документов с поставленными целями. Может оказаться, что усилия всех участников бюджетного процесса не привели к созданию бюджетов, отвечающих целям организации, и в этом случае следует предпринять одно из двух действий (или оба сразу, нумерация соответствует цифрам на рис. 13.2):

  1. пересмотр целей: возможно, цели, сформулированные высшим менеджментом или собственниками организации, невыполнимы в реальных условиях функционирования организации, и их следует пересмотреть в сторону приближения к действительности;
  2. пересмотр бюджетов: возможно, разработчикам бюджетов следует еще раз рассмотреть возможности поиска рыночных возможностей и резервов эффективности использования имеющихся ресурсов. Если же расхождение между бюджетами и целями организации несущественно, следует принять бюджеты и приступить к их реализации, сравнивая в ходе их выполнения или по окончании бюджетного периода фактически достигнутые и плановые результаты. Если итоговый контроль выявил несущественность отклонений фактических результатов от плановых, можно считать бюджет успешно выполненным и с чистого листа приступать к разработке бюджетов следующих периодов. Если же отклонения оказались существенными, после их анализа можно предпринять одно из (или все) действий;
  3. пересмотр процедур и методов текущего контроля и регистрации результатов. Возможно, руководителям нужно принять не только организационные, но и кадровые решения. При этом не следует забывать и о «перекрестной» ответственности за выполнение бюджетов, когда результаты одного подразделения сказываются (иногда противоположным образом) на результатах другого. В последу
  4. ющих разделах данной главы мы неоднократно будем сталкиваться с этим эффектом;
  5. пересмотр бюджетов. Бюджеты, которые составлялись и утверждались еще до начала финансового года, в процессе деятельности могут потребовать пересмотра в свете изменившейся за это время рыночной ситуации;
  6. пересмотр целей. Реальные условия деятельности могут потребовать даже пересмотра целей.

Кем осуществляются все эти процедуры? В разделе 2.4 мы обсуждали, кто устанавливает цели компании — это ее владельцы и высшие менеджеры. Их прерогативой является не только формулирование целевых установок, но и их пересмотр по результатам процедур управленческого контроля (действия 1 и 5 на рис. 13.2). Руководитель компании несет ответственность и за утверждение отчетов о выполнении бюджетов прошедших периодов и «запуск» очередных бюджетных циклов (действие 6). Ответственность за разработку бюджетов, анализ отклонений и выработку рекомендаций по устранению недостатков, выявленных в деятельности отдельных сегментов организации и ее менеджеров, лежит на бюджетных комитетах (действия 2 и 4). Ответственность за выполнение бюджетов вместе с осуществлением процедур текущего контроля лежит на линейных менеджерах, руководителях центров ответственности (действие 3).

Используя процедуры контроля с прямой и обратной связью, следует помнить, что ни один из этих видов контроля не позволяет выявить причины возникновения отклонений, а также не дает рецептов действий в той или иной ситуации. Возможности выявить причины отклонений и выработать корректирующие действия зависят от того, насколько хорошо руководители организации понимают процессы и процедуры, которые они пытаются контролировать.

Взаимосвязь двух видов контроля — с прямой и обратной связью — имеет и еще один важный аспект, связанный с общим учетным принципом непрерывности деятельности организации: осуществляя в текущем периоде контроль с обратной связью, мы почти всегда имеем в виду интересы будущего планирования и стратегические интересы организации в целом. Например, сопоставление фактических результатов деятельности с плановыми, выявление причин отклонений и возможностей их избежать в будущем обязательно приведет к коррекции бюджетов на следующий год и повлияет на пересмотр краткосрочных целей, а также может привести к пересмотру стратегических целей и бюджетов.

В теории и практике управления экономическими системами выделяют три типа контроля:

  1. социальный контроль, осуществляемый членами социального окружения сотрудников и менеджеров;
  2. самоконтроль, осуществляемый самими исполнителями определенных организационных функций как на высших, так и на всех остальных уровнях организации;
  3. административный контроль, процедуры которого разрабатываются и внедряются руководителями и владельцами организации (или по их заказу третьими сторонами) для того, чтобы определять действия людей и экономических институтов внутри самой организации. Важной частью административного контроля является финансовый контроль.

Несмотря на то что социальный контроль и самоконтроль (то есть поведенческие аспекты) по форме и содержанию кажутся гораздо более простыми, нежели административный контроль, не следует рассматривать их изолированно. Формирование и действие системы административного контроля в рамках организации могут находиться под сильным влиянием социального контроля и самоконтроля, а в отдельных случаях даже быть полностью обусловлены ими. Например, ни одна система планирования в организации не будет работать без понимания ее значения и принципов для себя лично всеми сотрудниками, в том числе и рядовыми исполнителями. Административный контроль не будет эффективен, если сами сотрудники (и лично, и в составе коллектива) не будут согласны выполнять то, что требует от них администрация и/или владельцы.

В этой главе мы будем обсуждать в основном особенности организации и функционирования системы административного (в частности, финансового) контроля, однако там, где идет речь об ответственности, процедуры административного контроля фактически основываются на самоконтроле менеджеров на разных уровнях организации.

Говоря об административном вообще и финансовом — в частности — контроле, можно выделить два способа его информационного проявления:

  1. правила и предписания (т. е. указания и модели желаемого поведения отдельных людей и групп в определенные периоды времени и в определенных ситуациях);
  2. целевые показатели (т. е. указания на результаты действий, а не на то, как этих результатов необходимо достичь).

Первый из этих способов реализуется в форме процедур предварительного (опережающего) и текущего (оперативного) контроля, а второй — в форме заключительного (результирующего) контроля. Все формы контроля осуществляются специалистами учетно-финансовой службы и руководителями центров ответственности всех уровней.

Предварительный контроль устанавливается до начала решения управленческой задачи. Его главной целью является определение готовности и возможности реализации управленческого решения имеющимися в распоряжении организации ресурсами.

Предварительный финансовый контроль производится в следующих формах:

  1. доведение целей, задач, бюджетных заданий и т. п. информации до руководителей более низких уровней управления и исполнителей;
  2. заслушивание руководителей более низких уровней управления о готовности к выполнению планируемых задач;
  3. проверка наличия и/или возможности привлечения необходимых финансовых ресурсов;
  4. организация инвентаризационных проверок имеющихся материальных ресурсов;
  5. организация проверок готовности производственных мощностей к планируемой загрузке;
  6. контроль за укомплектованностью персоналом и его компетентностью в решении поставленных задач.

Текущий контроль осуществляется с начала управленческой, финансово-хозяйственной или производственной операции до момента достижения требуемого результата или с начала до конца бюджетного периода.

Задача текущего контроля — вовремя обнаружить отклонения от утвержденных планов, стандартов, инструкций и решить возникающие проблемы прежде, чем это приведет к негативным последствиям или потребует слишком больших затрат на свое преодоление.

Текущий контроль производится в форме регулярных отчетов перед вышестоящими руководителями менеджеров различных уровней управления или уполномоченных ими лиц о ходе хозяйственной деятельности и выполнении отдельных пунктов бюджетов и планов мероприятий. Фактически текущий контроль осуществляется ежедневно.

Заключительный контроль проводится по результатам выполнения планов и решения поставленных задач и дает руководству организации информацию о факте и степени достижения поставленной цели.

Заключительный контроль производится в форме отчетов о выполнении планов (бюджетов) на всех уровнях ответственности в организации с выбранной периодичностью, а также ревизионных проверок деятельности различных центров ответственности. Периодичность будет зависеть от продолжительности бюджетного периода и способа профилирования бюджетов. Например, на уровне производственных центров ответственности отчеты могут быть недельными, месячными и годовыми. Отчеты по итогам периода происходят на совещаниях в рамках работы бюджетного комитета или в составе процедур обычного административного контроля.

После утверждения бюджетным комитетом отчета подразделения за период может быть назначена ревизия результатов финансово-хозяйственной деятельности. Порядок проведения ревизий определяется специальными нормативными положениями организационного уровня.

Хотя некоторые правила и предписания существуют практически в любой системе бюджетирования, в большинстве организаций наиболее разработанными являются процедуры заключительного (выходного) контроля, поскольку они нацелены главным образом на результаты деятельности. Британские исследователи Отли и Берри определили четыре условия существования системы управленческого выходного контроля:

источник