Меню Рубрики

Анализ народной песни как делать

песня повтор образ символ

Важным элементом для понимания значения и употребления ключевых слов является повтор как средство художественной выразительности. Повторяемость — это организующий принцип построения лирической песни.

Первые попытки объяснения происхождения словесных повторов в народной лирике были сделаны еще в 19 веке. Например, П.П. Сокальский объясняет явление повторяемости физиологическими особенностями человека: «Чувство, однажды настроенное на известный лад, представляет собою материальное движение в нервах, которое по закону инерции, усиливается удержаться в своем строе; оттого оно не так легко и быстро меняется, как мысли».

Изначально ритм формировал мелодию и развивающийся при ней поэтический текст. Когда же мелодия и поэтический текст оформились, когда песня приобрела жанровую специфику, ритм потерял в ряде песенных жанров свойство первоэлемета

Получается, что повторение элементов мелодии влияет на повторяемость тех или иных слов, которые могут являться ключевыми словами песни.

Так, например, синтаксический параллелизм проясняет смысл текста, создается смысловая четкость за счет такого рода повторов:

Здесь мы наблюдаем противопоставление двух смысловых планов, где ключевыми словами, несомненно, будет являться пара, построенная на антитезе: «чужой — свой».

Было бы не совсем верно считать возникновения повторов только ради усовершенствования стиля песни, усиления речи, ее украшения или замедления. Повтор определенных слов несет в себе определенную смысловую нагрузку. И чтобы понять мысли, чувства человек делает акцент на том или ином слове, подчеркивая его повтором.

Приведем в пример рефрен (припев) в песне «Весной Волга разольется»:

Он повторяется после каждого куплета. Несомненно, из него становится ясно, что лирическая героиня страдала долгое время, страдает и сейчас, но решила поставить точку в отношениях: «Любила — довольно».

А теперь перейдем к анализу русской народной песни именно со стороны ключевых слов.

Мы взяли традиционную лирическую рекрутскую песню, в которой передаются мысли и чувства молодого рекрута, которому предстоит идти не по своей «во солдаты».

Не кукушечка во сыром бору куковала

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушко в зеленом саду громко свищет,

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет,

Обливается добрый молодец горючими слезами:

«Как берут меня, доброго молодца, во неволю,

Уж как вяжут мне, доброму молодцу, белы руки,

Что куют, куют добру молодцу скоры ноги,

Что везут, везут добра молодца, везут в город,

Отдают меня, добра молодца, в царску службу,

Что во ту ль, во ту службу царскую, во солдаты.

Уж никто по мне, добром молодце, не потужит:

Только тужит лишь одна матушка, мать родная,

Молода жена добра молодца проклинает,

Красны девушки про молодчика вспоминают,

Род и племя все меня, молодца, провожают:

«Послужи-ка ты, добрый молодец, верой, правдой,

Положи за нас буйную ты головку».

В данной песне чувствуется горечь и страдания, которые испытывает «добр молодец» из-за предстоящего ухода на службу: служить придется двадцать пять лет — немалый срок. Символическими образами и ключевыми словами здесь являются «кукушечка» и «соловушко», где кукушка — это мать, которая горюет о сыне, уходящем на службе.

Важно отметить, что и в заглавии песни мы видим слово «кукушечка». Несомненно, это слово будет ключевым: в рекрутских песнях горюет всегда не жена, а именно мать. Поэтому этот образ-символ и вынесен в заглавие.

Еще один символический образ — «соловушко» — это сам «добр молодец» (несложно заметить, что это сочетание слов повторяется практически в каждой строке — это центральный образ в песне).

Для того, чтобы передать чувства молодого человека, употребляются такие слова: «неволюшка», «неволя». Для него «царска служба» (это сочетание повторяется, и оно будет ключевой фразой) сравнима с тюрьмой. «Куют, куют», «везут, везут» — словно на него надевают кандалы и отправляют в тюрьму, а не выполнять гражданский долг. К тому же дважды употребленное слово «везут» показывает нежелание молодца служить и насильное его привлечение к службе.

Для еще одного примера определения ключевых слов в тексте возьмем лирическую свадебную песню, где они отчетливо проявляются.

Ты родимая родна мамонька, ты родимой мой родной тятенька,

Отдаете вы меня младу-младешеньку во чужую дальну во сторонушку,

Ко чужому неродному батюшке, ко чужой неродной мамоньке,

Через горы да через высокие, через реки да через глубокие,

Через леса да через темные.

Как я буду жить там млада-младешенька со чужим неродным батюшкой,

Со чужой неродной мамонькой?

Песня относится к причитальным лирическим песням, которые поются в день «заручин». Характерной чертой является то, что девушка причитала, независимо от того, желала ли она сама выходить замуж или нет. Это своеобразный обряд, когда молодая девушка показывает, что она будет горевать по родимому дому, по отцу и матери.

К тому же здесь есть и некоторые элементы сверхъестественного: девушка такой песней показывал духам предков, что не хочет покидать родной дом, иначе в новой жизни ее могла ждать неудача.

Поэтому, начиная с первой строчки мы обнаруживаем повтор слова «родимый» — показать любовь и уважение к своим отцу и матери.

Далее девушка поет о «чужой стороне», то есть про семью мужа. В восьми строках отрывка песни слово «чужой» встречается шесть раз. Естественно, что таким образом девушка противопоставляла свою любимую семью той, чужой, неродной.

Повторяется здесь и слово «родной» (один раз с приставкой «не»). Таким образом, песня строится на антитезе.

Мы доказали, что ключевые слова в тексте песен встречаются обязательно не менее двух раз, доказали, что они несут своеобразную смысловую нагрузку. При этом в первой песне ключевым словом стал образ-символ.

источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Урмарская ДШИ»

Анализ музыкального произведения

русская народная песня в обработке А.М.Иванова-Крамского

«Я на камушке сижу»

План анализа произведения .

  1. Общие сведения о произведении и его авторе:

— полное и подробное название произведения;

— время создания музыки (век, эпоха);

— сведения о жизни и творчестве композитора;

  1. Музыкально-теоретический анализ:

— разбор музыкально-тематического материала;

— ладотональные особенности произведения, определение основной тональности, характеристика тонального плана;

— взаимосвязь фактуры с содержанием произведения.

  1. Исполнительский анализ:

— общий характер произведения;

— динамика, фразировка, кульминация;

— наличие различных редакций данного произведения;

— назвать произведения разных авторов на данную мелодию – тему;

— собственное отношение к изучаемому произведению.

Список используемой литературы.

Общие сведения о произведении и его авторе

Александр Михайлович Иванов-Крамской родился 8 сентября 1912 г . в Москве. В 1922 г . стал учеником музыкальной школы имени Игуманова по классу скрипки. В 1926 году, отправившись на урок. молодой музыкант увидел афишу, извещавшую о концерте прославленного испанского гитариста Андреса Сеговии в Большом зале Московской консерватории. После концерта юный скрипач принял решение посвятить себя гитаре. Это желание, возможно, было обусловлено и наследственными генами: прадед мальчика крепостной Никита Иванов был талантливым гитаристом, освобождением из неволи обязанный своей игре, пленившей хозяина – графа Пашкова.

Осваивать инструмент Александр начал самостоятельно. По окончании школы-семилетки, в силу затруднительного положения семьи, работал некоторое время токарем, слесарем, молотобойцем. Любовь к гитаре привела его в 1930 г . в класс П.С.Агафошина в музыкальный техникум имени Октябрьской революции и позднее в Московскую консерваторию на курсы повышения квалификации. Параллельно, под руководством профессора Московской консерватории К.С.Сараджева, овладел искусством дирижирования, брал уроки композиции у Н.С.Речменского. Таким образом, Александр Михайлович стал первым советским гитаристом, окончившим профессиональное учебное заведение.

Творческая карьера Иванова-Крамскрго началась в 1932 году, когда он впервые выступил на Всесоюзном радио. С этого времени начались начались его постоянные выступления по радио и на концертных эстрадах страны с сольными программами, в ансамблях. Имя Иванова-Крамского нередко можно было встретить на концертных афишах квартетов имени Бетховена и Комитаса. В течении многих лет он аккомпанировал выдающимся певцам – Надежде Андреевне Обуховой и Ивану Семеновичу Козловскому .

В 1936 году шестиструнную гитару в нашей стране причислили к космополитическим инструментам. В постановлениях партии и правительства указывалось, что советский человек не может пропагандировать «иностранщину»: классы гитары были закрыты в школах, училищах и Московской консерватории. А.М.Иванова-Крамского начали преследовать «за пропоганду «испанщины», на какое-то время его отстранили от сцены, не давали работать». Но несмотря на запреты, Александр Михайлович вместе с П.С.Агафошиным продолжали вести концертную деятельность. В 1939 году, Иванов-Крамской был удостоен II премии Всесоюзного радио на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. А.М.Иванов-Крамской руководил военным оркестром, который обслуживал части Советской Армии. В семейном архиве хранятся медали участника войны «За оборону Кавказа», «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы»,»За оборону Сталинграда» и другие. После войны А.М.Иванова-Крамского пригласили в качестве дирижера оркестра народных инструментов Всесоюзного радио.

В творческой жизни Александра Михайловича значительное место занимала педагогическая деятельность. В послевоенные годы он оказался единственным , кто вел последовательную борьбу за жизнь классической гитары, за необходимость восстановить занятия по классу гитары, прекращенные в середине тридцатых годов. По его инициативе в 1960 году в Музыкальном училище при Московской консерватории был открыт класс гитары. Сегодня всем хорошо известно, насколько значительным оказалось это событие для дальнейшего развития советского гитарного искусства. Тогда же это было смелым решением: «Он ходил по инстанциям, сражался с чиновниками, и – победил. Среди воспитанников класса А.М.Иванова-Крамского – профессор класса гитары Российской академии музыки им. Гнесиных Николай Комолятов; гитарист, гитарный мастер Феликс Акопов; солист Москонцерта Евгений Ларичев; солист Киевской филармонии Валерий Петренко; первый гитарист из Киргизии – Даниал Назарматов; первый гитарист из Туркмении – Ислам Бабаев; преподаватель музыкального училища при Московской консерватории Наталия Александровна Иванова-Крамская. Он автор «Школы игры на шестиструнной гитаре», по которой занимались музыканты-профессионалы и любители.

Иванову-Крамскому принадлежит большая заслуга в создании концертного сольного репертуара для гитары. Его программы состояли из музыки всех эпох, от композиторов XVI века до современных авторов.

Иванов-Крамской – автор более пятисот сочинений для гитары: сонат, переложений и обработок, двух концертов для гитары и симфонического оркестра, музыки к фильму «Несрочная весна».

Александр Михайлович в своей концертной деятельности часто исполнял и собственные сочинения: два концерта для гитары с оркестром, обработки русских народных песен ”Выхожу один я на дорогу”, ”У ворот, у ворот”, ”Как у месяца”, ”Я на камушке сижу”, вариации на тему романса ”На заре ты ее не буди”.

В 1959 году музыкант был удостоен звания заслуженный артист РСФСР

источник

Подходы искусствоведов к классификации русской народной песни. Примеры из песен где присутствует явное повторение ключевых слов. Образ розы и березы в народном творчестве. Понятие символа. Повтор как средство художественной выразительности, происхождение.

Песня испокон веков занимает огромное место в наших жизнях. Сейчас мы можем прослушать любую композицию, нажав на одну кнопку на мп3-плеере, или включив песню online. Раньше не было стольких возможностей, и все равно песня ценилась, считалась неотъемлемой частью жизни каждого человека!

Крестьяне пели при рождении ребенка, невеста пела до свадьбы, на ней и после всех церемоний, пели, провожая сыновей и мужей на службу, пели, когда собирали урожай. Песня отражала жизнь людей, их чувства и отношение к действительности. Впрочем, с тех времен ничего не изменилось.

Песня — это великое достояние народа: в ней сохранилась культурная память наших предков. Русская народная песня — это огромная сокровищница, она дает нам неизмеримые знания.

Несмотря на внешнюю простоту русской народной песни, в ней хранится опыт прошлого. Каждое последующее поколение вносит в песни эмоции, мотивы, смыслы, в зависимости от эпохи, в которой звучат эти песни, в них отражаются лучшие черты жизни нашего народа.

Высокие художественные качества русского народного песнетворчества неотделимы от всей многовековой истории труда и борьбы, от великой исторической роли русского народа.

Достаточно часто во многих городах и селах устраивают концерты русских народных песен. В большие города съезжаются коллективы с различных населенных пунктов, с разных областей нашей большой страны.

Поэтому можно сказать однозначно, что выбранная тема актуальна в наши дни и, скорее всего, еще долгое время она будет значимой не только для лингвистики, но и для других областей знаний.

Цель работы — проанализировать такие понятия, как «ключевые слова», символ, образ и проследить их наличие и повторяемость в текстах народных песен.

В данной работе ставим несколько важных задач:

описать существующие классификации народных песен;

изучить лингвистические понятия: ключевые слова, символ, образ, повтор;

проанализировать и проследить опыт выделения «ключевых слов» не только в стихотворных текстах русских классиков, но и в прозаических;

доказать, что «ключевые слова» несут весомое значение для понимания текста песни.

Считается, что ни у одного народа в Европе, кроме русского нет такого количества народных песен, отличающихся своеобразием структуры, ритма, музыкальности, символики. Существует даже упоминание о том, как наши песни удивляли иностранных гостей своей неповторимостью. В предисловии к «Собранию русских народных песен» (1 изд., 1790) Прач — один из самых известных в конце XVIII и первой четверти XIX в. клавикордных мастеров, учитель музыки, придворный капельмейстер и композитор, перелагал русские народные песни на ноты — пишет, как композитор Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, «что бы они были случайным творением простых людей», но полагал, что они являются «произведением искусных музыкальных сочинителей».

Русская песня уникальна по своему содержанию и форме. Они настолько гармонируют друг с другом, что любая песня будет понятна образованному и необразованному, музыканту или человеку, который никогда не был связан с музыкой хотя бы косвенно!

Что же так привлекает в русской народной песне? Возможно, особенность ритма, особая подборка слов в песнях той или иной тематике, музыкальность и красота многоголосного пения. Народная песня состоит из двух важнейших элементов: текста и напева. Сложно представить песню без использования слов. Народ сначала придумывает слова, ассоциируя их с той или иной деятельность, явлением или человеком, а потом уже создает и соответствующий тексту напев, мотив. Уникальный стиль русской песни был отмечен в 18 веке в сочинении иностранца: Штелин — искусствовед, был выдающимся деятелем Академии наук — в сочинении о музыке говорит, что мелодия русского народа в основе остается всегда той же самой, свойственной стране, и не похожа ни на какую другую мелодию вне России. (Изучение структуры и формы русской народной песни началось лишь в 19 веке по той причине, что до тех пор не было собрано материала в нужном количестве).

Исполнялись русские песни в основном без музыкального сопровождения хором или одиночно. В основе сюжетов лежат все явления крестьянской жизни: рождение, свадьба, смерть, посев, сбор урожая, исторические события.

Касаясь вопроса о ритме русской песни, учтем тот факт, что они не распределяются правильно на равномерные части, чего требует ритмический принцип организации музыкальных произведений. Это связано с постоянными изменениями в русском.

Достаточно сложно четко разделить песни на такты, обычно их делят на полустишия: чем древнее текст, тем проще его разделить на ровные полустишия.

Ю.Н. Мельгунов (русский пианист, музыкальный теоретик, фольклорист, живший в 19 веке) считал, что в ритме народных песен отражены древнегреческие законы стихосложения, утверждал, что нет музыки, которая так точно соответствовала бы законам древнегреческой ритмике, как русская народная песня (но данное мнение не имеет научных оснований).

Существует много классификаций русской народной песни, но несколько из них считаются более стройными.

Первая классификация принадлежит известному знатоку и собирателю русских песен П.В. Шейну (был известным этнографом и лингвистом, собиратеемь великорусских и белорусских песен, знатоком быта и говоров Северо-Западного края). Он разделил свое собрание великорусских песен (около трех тысяч) на две группы по отношению к двум сторонам жизни крестьянина: личной и общественной.

Песни, в которых отражены основные моменты жизни человека (рождение, женитьба, смерть — в пределах семьи, волости).

Песни, в которых отражена общественная и государственная жизнь.

Вторая классификация принадлежит Лопатину Н.М. Он делит все русские песни на два разряда, исключая из них былины:

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Лирические песни (сюда же включаются и большинство исторических песен);

Обрядовые песни (свадебные, хоровые, игровые песни).

Минус последней классификации в том, что лирический и личный элемент, к примеру, присущ и обрядовой песне.

Классификация В.Я. Проппа является теоретическим обоснованием распределения песен, предпринятого им в сборнике «Народные лирические песни» (1961), и подкупает своей фундаментальностью и детальной разработанностью.

Классификация народных песен, исходя из «поэтической системы» (особенности содержания и художественной формы). Пропп выделяет три больших группы:

Песни крестьян, ведущих земледельческий труд;

Песни крестьян, оторвавшихся от земледельческого труда;

По форме исполнения Пропп делит народные песни на два вида:

Песни, которые исполняются в сопровождении различных телодвижений;

Песни, которые исполняются только одним голосом.

Та форма русской народной песни, которую мы видим сейчас, родилась в результате длительного процесса изменений. Всю свою жизнь песня испытывает влияние не только времени, но и мировоззрения людей, исторических событий. Мы никогда не сможем узнать первоначальный вариант народной песни, потому что она передавалась из уст в уста, из поколения в поколение.

Н.А. Николина в известном труде «Филологический анализ текста» рассуждает о знаках, которые появляются в художественных текстах и несут особый смысл. Такие слова он называет «ключевыми» или «доминантой».

Народная песня, как уже говорилось выше, может иметь несколько вариантов, так как передавалась устно, к тому же формы песен, которые мы видим сейчас могут коренным образом отличаться от оригинала, который родился, возможно, несколько сотен лет назад.

Но при этом в тексте песни сохраняются слова, которые имеют весомое значение. Такие слова выстраивают структуру песни и помогают передать авторское отношение (конкретнее: отношение группы авторов и редакторов). Ключевые слова песни (да и любого другого произведения) — определенный каркас, на котором держится как форма, так и содержание.

Для того, чтобы выделить значимые для понимания произведений интонаций, образов, символов, смыслов, используются повторы, функции которых многообразны.

Приведем примеры из песен, где идет явное повторение ключевых слов.

Соловей мой, родной бвтюшка!

Наличие таких знаков в структуре текста подтверждают поэты и прозаики. Наиболее ярко в этом плане высказывание А. Блока, которое процитировала Николина Н.А в работе «Филологический анализ текста»: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях слов. Эти слова светятся как звуки. Из-за них существует стихотворение. Тем оно темнее, чем отдаленнее эти слова от текста».

Александр Блок, как мы видим, выделяет в поэтическом тексте особые слова, которые играют в нем конструктивную роль.

Для того, чтобы как-то обозначить подобные знаки в научной литературе, используют различные термины, наиболее распространенным из которых является термин «ключевые слова». Но термин в определенной мере можно считать условным: ключевыми знаками в тексте кроме слов выступают и словосочетания, и даже предложения. Помимо термина «ключевые слова», употребляются еще и различные метафорические термины: «смысловые вехи текста» (введено А. Соколовым), «опорные элементы» (введено В. Одинцовым), «смысловые ядра» (введено А. Лурия), которые отражают функцию определенных знаков, прежде всего в семантической организации текста.

Исходя уже из вышесказанного, мы понимаем, что ключевые слова должны обладать рядом определенных и весьма существенных признаков. Приведем основные и наиболее весомые:

частотность повторяемости и употребления ключевых слов в тексте;

способность ключевого слова свертывать информацию, выраженную целым текстом, объединять «его основное содержание» ;

соотнесенность двух содержательных уровней текста: собственно фактологического и концептуального — и «получение в результате этого соотнесения нетривиального эстетического смысла данного текста».

Последний признак ключевых слов является самым важным. Но нужно учитывать, если в тексте наблюдается высокая степень повторяемости различных лексических единиц, безусловно, являющихся значимыми, это еще не делает их ключевыми в тексте.

(Ключевыми словами будут слова «полынушка, полынка, полынь», «травка горькая», так как они несут в себе значение горя, страдания и неоднократно повторяются в тексте все песни).

Поэтому в любых художественных текстах наблюдаются частотные повторения личных местоимений, названий мест действия персонажей, глаголов перемещения и конкретного физического действия. Но они не всегда представляют собой знаки: только слова или словосочетания, «сопрягающие» два уровня текстовой информации, которые раскрывают неодномерные, эстетически организованные смыслы, могут считаться ключевыми словами текста. Отсюда и выражаются такие важнейшие признаки ключевых слов: они должны быть многозначными, семантически осложненными.

Ты заря ли моя, заря ль моя, зорюшка,

Ты зачем же, заря, занимаешься,

По белу свету, заря, рассыпаешься?

(Повторение слова «заря» выделяет основной образ и привлекает к нему внимание).

Ключевые слова, не имея четкой фиксации в тексте, могут располагаться, повторяясь, в любой части текста. Исследователи отмечают, что они достаточно часто располагаются в начале произведения, а также достаточно часто функционируют как заглавия. Но эта тенденция проявляется далеко не всегда. Ключевые слова могут по-разному распределяться в текстах, часто не совпадать с заглавием. Ко всему прочему количество ключевых слов также реализуется по-разному. Но их не может быть менее двух.

Лучина, лучинушка березовая

Лучина, лучинушка березовая!

Что же ты, лучинушка, неясно горишь?

Неясно горишь, не вспыхиваешь?

Или ты, лучинушка, в печи не была?

Или ты, лучинушка, не высушена?

Или свекровь лютая водой подлила?

Ключевые слова собирают вокруг себя различные семантические группы: образуют в тексте семантические комплексы: вокруг них собираются аналогичные им единицы, слова, которые связаны с ним ассоциативно, однокоренные слова, их повтор часто неслучайный.

Несомненно, с понятием «ключевые слова» будет связано понятие «символа».

Поэтическая символика русской народной песни привлекала к себе внимание ученых еще в ХХ веке.

Обращаясь к символике песен, важно отметить тот факт, что поэтическая символика используется по большей части в лирических жанрах фольклора, соответственно, и в народной песне.

Главное назначение таких песен в выражении определенного отношения к фактам и явлениям из бытовой и общественной жизни народа, в показе богатства народной мысли, чувств и переживаний.

Что самое интересное, песенная символика зародилась не в пору древнего анимистического миросозерцания, а гораздо позднее, в период разложения родового строя и зарождения классового феодального общества.

Анализируя символический мир той или иной песни в определенной мере можно судить о ее национально-бытовом и (или) географическом своеобразии. Например, образ розы распространен в украинских песнях, а в русских практически не встречается. Зато образ березы в русских песнях, а особенно в северно-русских районах находит необычайно частое использование.

Сосенка, сосеушка зелененькая!

Чего ты, сосенушка, не зеленая?

— Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть?

(Можно предположить, что данная песня зародилась ближе к северу страны, где хвойные деревья встречаются гораздо чаще).

Получается, что предметом, то есть источником символов является окружающий человека мир природы. Соответственно объектом символизации в русских народных песнях является человек, их чувства, поступки, мысли…

Что легло в основу создания символизации? В основе создания образов-символов лежит сопоставление каких-либо схожих или общих черт и признаков, явлений из окружающего человека мира с предметами и явлениями из человеческой жизни.

Приведем список некоторых образов-символов, которые чаще всего будут являться ключевыми словами:

Соловей, дуб, хмель, сокол, селезень, голубь, виноград — символ молодца

Пава, серая утица, белая лебедушка и сизая голубка, калина, березка, малина и сладка вишня — девица

Серая кукушка — печальная девушка, горькая женская доля

Сосна, осина, рябина, груша — женщина

Особенностью образов-символов в русской народной песне является употребление символов попарно, потому что в тексте обычно встречается не менее двух героев (муж — жена, жених — невеста и так далее):

Виноград — Иван Васильевич.

Ой, ягодка — свет Сергеевна.

Отсюда следует заключение: многие образы-символы природы и явлений персонифицированы. Вместе с этим нужно подчеркнуть, что часто в народных песнях растения оказываются символами каких-то человеческих образов, а употребляются в зависимости от их состояния, выражают различные состояние души, настроение, передают и психологическое состояние героев.

Ученые отмечают, что персонификация возникает главным образом в обрядовой лирике:

Ох, изюмная ягодка расцветала,

Виноградная вишенька поспевала.

(Песня исполняется на девичнике. В ней изображается идеальный образ жениха, и выражается просьба: чтобы батюшка не гнался за богатством).

В песнях необрядовой лирики поэтические символы чаще обозначают не определенный образ (но это несомненно встречается), а выражают то или иное настроение, определяют эмоциональный колорит:

Что один был зелен сад — и тот засыхает,

Что один был милый друг — и тот отъезжает.

(Для любовных песен типичным является изображение гулянья девушки и молодца по саду, срывание цветков в нем, плетение венков друг другу).

Н.П. Колпакова в «Русской народной бытовой песне» пишет, что два плана человеческих эмоций — радость и горе с их многочисленными оттенками — определяют главное содержание русских народных лирических песен.

— Ты о чем, горька кукушечка,

— Как же мне, горькой кукушечке,

Что один, один-то был зеленый сад,

(Девица печалится от того, что милый покидает ее).

Не стоит забывать, если в песне изображается цветение растения, то это символ счастья, веселья и радости, если изображается его увядание, то, наоборот, символ разлуки, горя, печали.

При этом нужно помнить, что символы необходимо рассматривать в контексте песен, так как одни и те же символы могут реализоваться в самых разных конкретных песенных содержаниях.

3. Повтор как средство художественной выразительности

песня повтор образ символ

Важным элементом для понимания значения и употребления ключевых слов является повтор как средство художественной выразительности. Повторяемость — это организующий принцип построения лирической песни.

Первые попытки объяснения происхождения словесных повторов в народной лирике были сделаны еще в 19 веке. Например, П.П. Сокальский объясняет явление повторяемости физиологическими особенностями человека: «Чувство, однажды настроенное на известный лад, представляет собою материальное движение в нервах, которое по закону инерции, усиливается удержаться в своем строе; оттого оно не так легко и быстро меняется, как мысли».

Изначально ритм формировал мелодию и развивающийся при ней поэтический текст. Когда же мелодия и поэтический текст оформились, когда песня приобрела жанровую специфику, ритм потерял в ряде песенных жанров свойство первоэлемета

Получается, что повторение элементов мелодии влияет на повторяемость тех или иных слов, которые могут являться ключевыми словами песни.

Так, например, синтаксический параллелизм проясняет смысл текста, создается смысловая четкость за счет такого рода повторов:

Здесь мы наблюдаем противопоставление двух смысловых планов, где ключевыми словами, несомненно, будет являться пара, построенная на антитезе: «чужой — свой».

Было бы не совсем верно считать возникновения повторов только ради усовершенствования стиля песни, усиления речи, ее украшения или замедления. Повтор определенных слов несет в себе определенную смысловую нагрузку. И чтобы понять мысли, чувства человек делает акцент на том или ином слове, подчеркивая его повтором.

Приведем в пример рефрен (припев) в песне «Весной Волга разольется»:

Он повторяется после каждого куплета. Несомненно, из него становится ясно, что лирическая героиня страдала долгое время, страдает и сейчас, но решила поставить точку в отношениях: «Любила — довольно».

4. Анализ русской народной песни

А теперь перейдем к анализу русской народной песни именно со стороны ключевых слов.

Мы взяли традиционную лирическую рекрутскую песню, в которой передаются мысли и чувства молодого рекрута, которому предстоит идти не по своей «во солдаты».

Не кукушечка во сыром бору куковала

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушко в зеленом саду громко свищет,

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет,

Обливается добрый молодец горючими слезами:

«Как берут меня, доброго молодца, во неволю,

Уж как вяжут мне, доброму молодцу, белы руки,

Что куют, куют добру молодцу скоры ноги,

Что везут, везут добра молодца, везут в город,

Отдают меня, добра молодца, в царску службу,

Что во ту ль, во ту службу царскую, во солдаты.

Уж никто по мне, добром молодце, не потужит:

Только тужит лишь одна матушка, мать родная,

Молода жена добра молодца проклинает,

Красны девушки про молодчика вспоминают,

Род и племя все меня, молодца, провожают:

«Послужи-ка ты, добрый молодец, верой, правдой,

Положи за нас буйную ты головку».

В данной песне чувствуется горечь и страдания, которые испытывает «добр молодец» из-за предстоящего ухода на службу: служить придется двадцать пять лет — немалый срок. Символическими образами и ключевыми словами здесь являются «кукушечка» и «соловушко», где кукушка — это мать, которая горюет о сыне, уходящем на службе.

Важно отметить, что и в заглавии песни мы видим слово «кукушечка». Несомненно, это слово будет ключевым: в рекрутских песнях горюет всегда не жена, а именно мать. Поэтому этот образ-символ и вынесен в заглавие.

Еще один символический образ — «соловушко» — это сам «добр молодец» (несложно заметить, что это сочетание слов повторяется практически в каждой строке — это центральный образ в песне).

Для того, чтобы передать чувства молодого человека, употребляются такие слова: «неволюшка», «неволя». Для него «царска служба» (это сочетание повторяется, и оно будет ключевой фразой) сравнима с тюрьмой. «Куют, куют», «везут, везут» — словно на него надевают кандалы и отправляют в тюрьму, а не выполнять гражданский долг. К тому же дважды употребленное слово «везут» показывает нежелание молодца служить и насильное его привлечение к службе.

Для еще одного примера определения ключевых слов в тексте возьмем лирическую свадебную песню, где они отчетливо проявляются.

Ты родимая родна мамонька, ты родимой мой родной тятенька,

Отдаете вы меня младу-младешеньку во чужую дальну во сторонушку,

Ко чужому неродному батюшке, ко чужой неродной мамоньке,

Через горы да через высокие, через реки да через глубокие,

Через леса да через темные.

Как я буду жить там млада-младешенька со чужим неродным батюшкой,

Со чужой неродной мамонькой?

Песня относится к причитальным лирическим песням, которые поются в день «заручин». Характерной чертой является то, что девушка причитала, независимо от того, желала ли она сама выходить замуж или нет. Это своеобразный обряд, когда молодая девушка показывает, что она будет горевать по родимому дому, по отцу и матери.

К тому же здесь есть и некоторые элементы сверхъестественного: девушка такой песней показывал духам предков, что не хочет покидать родной дом, иначе в новой жизни ее могла ждать неудача.

Поэтому, начиная с первой строчки мы обнаруживаем повтор слова «родимый» — показать любовь и уважение к своим отцу и матери.

Далее девушка поет о «чужой стороне», то есть про семью мужа. В восьми строках отрывка песни слово «чужой» встречается шесть раз. Естественно, что таким образом девушка противопоставляла свою любимую семью той, чужой, неродной.

Повторяется здесь и слово «родной» (один раз с приставкой «не»). Таким образом, песня строится на антитезе.

Мы доказали, что ключевые слова в тексте песен встречаются обязательно не менее двух раз, доказали, что они несут своеобразную смысловую нагрузку. При этом в первой песне ключевым словом стал образ-символ.

Для написания данной работы мы использовали труды таких ученых, как Лазутина С.Г., Николиной Н.А., Лукина В.А. и многих других. Отсюда можно сделать вывод: тема ключевых слов является и будет актуальной всегда, так как это явление встречается как в лирических, так и в прозаических текстах, к тому же темы, касающиеся русских народных песен так же останутся интересными для изучения.

Мы добились главной цели: разобрались с понятием «ключевые слова», символ, образ, проследили их наличие и повторяемость в текстах народных песен, отметили, как они влияют на смысл текста песен, от чего зависит такое частотное употребления.

1. «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.»/«Материалы, собранные и приведенные в порядок П. В. Штейном», СПб., 1898. С. 33-57

2. Рыбаков С. Русская песня. Из истории собирания русской песни. [Электронный ресурс] http://www.norma40.ru/articles/russkaya-narodnaya-pesnya.htm 03.12.12 21:07

3. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1982. Т. 24. С. 54

4. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М. 1981. С. 110-145

5. Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. М. 1990. С. 32-34.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

6. Литературный энциклопедический словарь //Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров и др. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 752 С.

7. Лукин В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 2009. С. 109.

8. Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. Специальностей. 2-е изд., доп. М.: Высш. шк., 2012. С. 12-25

9. Новиков Л.А., Преображенский СЮ. Ключевые слова и идейно-этическая структура стиха//Язык русской поэзии XX в. М., 1989. С. 24.

10. Новикова А.М. Народная лирическая песня. Народные частушки. М. 1960. С. 50-51

11. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия для филолог. Фак-тов пед. ин-тов. Под ред. проф. Н.И. Кравцова. М., Просвещение, 1971. С. 30-64

12. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие для филол. Спец. Пед. ин-тов. /Сост. Ю.Г. Круглов. М.: Высш. шк., 1986. С. 5-23

13. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия: Учеб. пособие для пед. ин-тов. /Сост. М.А. Авилова, В.А. Василенко, В.И. Игнатов и др., Под ред. А.М. Новиковой. 3-е изд, испр. и доп. М., Высш. шк., 2007. С. 56-74

14. Русское народное творчество. Хрестоматия./ Составители Э.В. Померанцева и С.И. Минц. 2-е изд. М., 1963. С. 23-30

15. Сахарный Л.В. Тексты-примитивы и закономерности их порождения // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М., 1991. С. 45-60

16. Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. Сост. и автор пояснительных статей Ф.М. Селиванов. М., Просвещение, 1972. С. 80-90

17. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. С. 222.

18. Немеровская О. Судьба Блока. Л., 1928. 288 с.

Песня — «форма словесно-музыкального искусства. Следует различать песню фольклорную и песню как жанр письменной поэзии. В традиционном фольклоре текст песни и ее мелодия создавались одновременно; литературная песня служила лишь основой для последующих, часто различных музыкальных произведений».

Народная песня — «один из древнейших жанров народного поэтического творчества, может быть эпической, лирической., лиро-эпической. и лиро-драматической. Для эпической песни характерна повествовательность. В лирической песне повествовательное начало обычно менее развито; в них выражено главным образом идейно-эмоциональное отношение к событиям. Лиро-эпическая песня сочетают развернутое повествование с сильным эмоциональным звучанием. Примером лиро-драматических являются игровые и некоторые хороводные песни, содержание которых разыгрывается. В зависимости от условий бытования народная песня делятся на обрядовые и необрядовые».

Образ художественный — «категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образ. также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произв. Само терминологическое словосочетание “Образ чего-то” или “Образ кого-то” указывает на устойчивую способность художественного Образ соотноситься с внехудожественными явлениями, вбирать внеположную ему действительность; отсюда господствующее положение этой категории в эстетических системах, устанавливающих специфическую. связь искусства с не-искусством — жизнью, сознанием и т. д. В художественном образе неразрывно слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала».

Символ (от греч. Symbolon — знак, опознавательная примета) — «универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями — образа художественного, с одной стороны, знака и аллегории — с другой. В широком смысле можно сказать, что символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий символ есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере символ); но категория символа указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного».

Доминанта — «компонент произведения, который приводит в движение и определяет отношения всех прочих компонентов»

Ключевые слова — «слова, которые служат для выражения смысла, и знаки, которые играют особенно важную роль в установлении внутритекстовых семантических связей и организации читательского восприятия».

Повтор — «основная разновидность стилистических фигур прибавления. В простейшем его случае слова повторяются подряд (эпаналепсис, А А); в более сложных — в началах и концах смежных отрезков текста (анафора, А. А. ; эпифора, . А. А; анадиплосис, . А, А. ; симплока, А. В, А. В). Повтор с ослаблением смыслового тождества повторяемых слов дает антанакласис (“У кого нет в жизни ничего милее жизни, тот не в силах вести достойный образ жизни”— старинная сентенция), с ослаблением звукового тождества — паронимию (“Есть соль земли — есть сор земли”, А. А. Вознесенский), этимологизацию, полиптотон. По аналогии с этими словесными повторами различаются и звуковые повторы (различные виды аллитераций), и фразовые повторы (рефрен, припев), и образные повторы (одних и тех же мотивов, ситуаций)».

Песни как своеобразная поэтическая летопись борьбы и протеста. Репертуар русской рабочей песни. Идейное содержание рабочей поэзии. Специфическое отличие рабочих песен от основных традиционных крестьянских. Влияние крестьянской традиционной лирики.

реферат [53,9 K], добавлен 03.09.2010

Понятие исторических песен, их возникновение, особенности и тематика, место в русском фольклоре. Отношение народа к Самозванцу (Гришке Отрепьеву), выразившееся в песне. Связь народной исторической песни с трагедией А.С. Пушкина «Борис Годунов».

контрольная работа [20,3 K], добавлен 06.09.2009

Музыка и образ музыканта в русской литературе. Особенности творчества О. Мандельштама. Литературные процессы начала ХХ века в творчестве О. Мандельштама. Роль музыки и образ музыканта в творчестве О. Мандельштама. Отождествление поэта с музыкантом.

дипломная работа [93,5 K], добавлен 17.06.2011

Особенности восприятия русской действительности второй половины XIX века в литературном творчестве Н.С. Лескова. Образ рассказчика лесковских произведений — образ самобытной русской души. Общая характеристика авторской манеры сказания Лескова в его прозе.

реферат [19,3 K], добавлен 03.05.2010

Высшее достижение немецкой героической поэзии. Главные сюжеты народных героических песен. История создания «Песни о Нибелунгах». Сказание о Брюнхильде. Сказание о бургундах. Сознательный эстетический отказ от иллюзорного искусства куртуазного эпоса.

реферат [27,9 K], добавлен 19.04.2013

Объем теоретических понятий «образ», «традиция», «картина мира», «поэтика». Связь «картины мира» и «поэтики» русского футуризма и рок-поэзии. Художественная трактовки образа города в творчестве В.В. Маяковского. Образ города в творчестве Ю. Шевчука.

курсовая работа [50,8 K], добавлен 10.02.2011

Образ врача в русской литературе. Вересаевский тип врача, борьба с жизнью и обстоятельствами. Изображение лекарей в творчестве А.П. Чехова. Годы обучения Булгакова в университете, подлинные случаи врачебной деятельности писателя в «Записках юного врача».

презентация [1,1 M], добавлен 10.11.2013

«Книга Песен БГ»: заголовочный комплекс и архитектоника. Библейский код в названиях альбомов данного автора. Цитирование Библии в контексте субъектной организации песен Б. Гребенщикова на материале альбома «Лилит», использование крылатых выражений.

диссертация [294,1 K], добавлен 03.12.2013

Ханты-Мансийский автономный округ — родина поэта А.С. Тарханова. Тема человека и природы в творчестве поэта. Связь образов деревьев с образом природы. Нетрадиционное и непривычное восприятие природы автором. Образы кедра, лиственницы, сосны и березы.

сочинение [18,3 K], добавлен 24.11.2013

Русский символизм в творчестве А. Блока: образ Музы в начале творческого пути А. Блока (Цикл «Стихи о Прекрасной Даме») и его эволюция во времени. Художественные искания «младосимволистов» и образ матери, возлюбленной и Родины в творчестве поэта.

реферат [31,7 K], добавлен 28.11.2012

источник

Нынешний век – это время забвения и утраты традиций и разрушения многих семейных и социальных устоев. Поклонение перед западной культурой вытесняет из жизни русского общества исконные, хранимые веками народные обычаи и традиции. Например, традицию русской народной песни, исполняемой в кругу друзей, семьи или при застолье, мамы перестали петь детям колыбельные – один из древнейших жанров народной песни. Богатство народной песни сообщает о нравственном законе и правилах жизни, о лучших качествах человеческого сердца. Справедливость и отвага, любовь и честь, патриотизм и трудолюбие, бескорыстие и широта души – вот предметы вековой русской песни.

Наша исконная песня не только раскрывает неповторимость русской души и хранит достояние истории русского народа, но ещё и сохраняет общность русской нации, приобщает последующие поколения к культурному достоянию прошлого. Понимая ценность народного творчества, старшее поколение бережно хранит и помнит многие народные песни. В сердцах многих людей продолжают жить лучшие образцы песенного творчества русского народа. Перед нами встал вопрос: почему русская народная песня живет по сей день? Когда появился интерес к русской народной песне, когда стали ее записывать и изучать? В своей работе мы попытаемся познакомить вас с краткой историей, известными собирателями и исполнителями русской народной песни, а также выяснить, насколько молодое поколение знакомо с русской народной песенной культурой.

Цель исследовательской работы: сравнить прошлое состояние русской народной песни с современным.

  • собрать, проанализировать и систематизировать материал об истории русской

народной песни, ее собирателях и исполнителях

  • рассмотреть особенности русской народной песенной традиции в Архангельской области
  • выявить значение русской народной песни для молодого поколения.

Таким образом, предметом исследования становиться русская народная песня, объектом исследования – процесс развития русской народной песни как явления культурной жизни русского народа.

В ходе работы применялись следующие методы исследовательской деятельности:

2. Анализ русской народной песни

Эти методы позволили выявить основные исторические закономерности развития жанра русской народной песни, помогли обозначить исторический путь изучаемого объекта.

Перед исследованием было сделано следующее:

  • собран и изучен материал о русской народной песне
  • проанализированы статьи о собирателях и составителях первых сборников русской песни
  • изучены биографии исполнителей народной песни
  • собран материал о песенных традициях Архангельской области
  • изучены материалы сети Интернет по теме исследования
  • организована встреча с руководителем детского фольклорного ансамбля «Морошка» Евгенией Георгиевной Тиглевой
  • проведено анкетирование среди учащихся школы.

По данной теме существует достаточно много сведений, которые в данной работе были проанализированы и систематизированы.

Актуальность темы исследования обусловлена самой жизнью, многие прежние культурные ценности утратили свой смысл, изменились нравственные ориентиры, поэтому необходимо возрождать интерес к своим корням и традициям, так как традиция – важнейшая составляющая культуры любого народа.

Вложение Размер
prilozheniya.docx 2.73 МБ
vvedenie._osnovnaya_chast.docx 64.48 КБ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче,

тем более глубоко и радостно

творимого нами настоящего.

Нынешний век – это время забвения и утраты традиций и разрушения многих семейных и социальных устоев. Поклонение перед западной культурой вытесняет из жизни русского общества исконные, хранимые веками народные обычаи и традиции. Например, традицию русской народной песни, исполняемой в кругу друзей, семьи или при застолье, мамы перестали петь детям колыбельные – один из древнейших жанров народной песни. Богатство народной песни сообщает о нравственном законе и правилах жизни, о лучших качествах человеческого сердца. Справедливость и отвага, любовь и честь, патриотизм и трудолюбие, бескорыстие и широта души – вот предметы вековой русской песни.

Наша исконная песня не только раскрывает неповторимость русской души и хранит достояние истории русского народа, но ещё и сохраняет общность русской нации, приобщает последующие поколения к культурному достоянию прошлого. Понимая ценность народного творчества, старшее поколение бережно хранит и помнит многие народные песни. В сердцах многих людей продолжают жить лучшие образцы песенного творчества русского народа. Перед нами встал вопрос: почему русская народная песня живет по сей день? Когда появился интерес к русской народной песне, когда стали ее записывать и изучать? В своей работе мы попытаемся познакомить вас с краткой историей, известными собирателями и исполнителями русской народной песни, а также выяснить, насколько молодое поколение знакомо с русской народной песенной культурой.

Цель исследовательской работы: сравнить прошлое состояние русской народной песни с современным.

  • собрать, проанализировать и систематизировать материал об истории русской

народной песни, ее собирателях и исполнителях

  • рассмотреть особенности русской народной песенной традиции в Архангельской области
  • выявить значение русской народной песни для молодого поколения.

Таким образом, предметом исследования становиться русская народная песня, объектом исследования – процесс развития русской народной песни как явления культурной жизни русского народа.

В ходе работы применялись следующие методы исследовательской деятельности:

2. Анализ русской народной песни

Эти методы позволили выявить основные исторические закономерности развития жанра русской народной песни, помогли обозначить исторический путь изучаемого объекта.

Перед исследованием было сделано следующее:

  • собран и изучен материал о русской народной песне
  • проанализированы статьи о собирателях и составителях первых сборников русской песни
  • изучены биографии исполнителей народной песни
  • собран материал о песенных традициях Архангельской области
  • изучены материалы сети Интернет по теме исследования
  • организована встреча с руководителем детского фольклорного ансамбля «Морошка» Евгенией Георгиевной Тиглевой
  • проведено анкетирование среди учащихся школы.

По данной теме существует достаточно много сведений, которые в данной работе были проанализированы и систематизированы.

Актуальность темы исследования обусловлена самой жизнью, многие прежние культурные ценности утратили свой смысл, изменились нравственные ориентиры, поэтому необходимо возрождать интерес к своим корням и традициям, так как традиция – важнейшая составляющая культуры любого народа.

I. Краткая история русской народной песни, жанровые особенности.

Русская народная песня берет начало в фольклоре славянских племен, живших на территории Киевской Руси в IX-XII веках. Исследователи полагают, что до того как сложилась Киевская Русь восточные славяне уже имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку [Приложение №1]. Как утверждает музыковед Б.В.Асафьев: «Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами» [1] . Народное музыкальное искусство зародилось задолго до возникновения светской профессиональной и православной музыки.

Таким образом, ко времени появления русского православного песнопения фольклор имел многовековую историю. Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни.

С принятием христианства языческие верования постепенно теряют свое значение. Смысл магических действ, породивших тот или иной вид народной песенной музыки, постепенно забывался. Христианская православная церковь негативно относилась к народным песням и пляскам, считая их проявлением греховности. Эта оценка зафиксирована во многих летописных источниках. Известны, например, ответы киевского митрополита Иоанна II писателю XI в. Якову Черноризцу, где говорится: «Тем лицам иерейского сана, которые ходят на мирские пиры, святые отцы повелевают соблюдать благообразие; когда же войдут с игрой, плясками и музыкой, то надлежит, как повелевают отцы, встать из-за стола, дабы не осквернить чувства тем, что могут увидеть и услышать, либо совсем отказаться от тех пиров» [2] . В XVII веке, во времена царя Алексея Михайловича воевода Всеволожский наказывал своему приказчику настрого: «Где объявятся домры, гудки, и гусли, и всяки гудебны бесовски сосуды, выимать и, изломав, те бесовские игры велеть сжечь» [3] . Это доказывает, что в то время признавались песнопения только церковные, т.к. считалось, что любое народное творчество, не подкрепленное верой — ложно.

Таким образом, в XVII веке наши предки либо довольствовались песнопениями сугубо духовными, либо боязливо слушали на пирах старинные народные песни.

В XVIII столетии, во времена правления Елизаветы и Екатерины Второй — растет и укрепляется самосознание русской нации. Но для русской песни эта эпоха оказалась несладкой. С Запада хлынула на Русь незнакомая, порой чуждая ей культура. Русскую народную песню уже никто не считал бесовской, но интерес к ней заметно ослабел, вытесняемый новыми иностранными образами и мотивами. Правда, репертуар русской народной песни еще после Петра I несколько расширился, например, благодаря солдатским песням. Расширилось и содержание песен, так как стал меняться жизненный уклад, культурные отношения, взгляд на женщину. Но эстетическая цельность русской песни с западным влиянием стала разрушаться, теряя самобытность. Несмотря на начинающиеся разрушения, русская народная песня в XVIII веке все еще определяла весь семейный и бытовой уклад народа. У каждого уважающего себя барина был свой крепостной хор. Но с конца XVIII века в порче старой чисто народной песни никто уже не сомневался. Вовсю стали распеваться романсы, а в деревнях стала появляться новая крестьянская «аристократия»: писари, целовальники, подьячие, — в песнях вместо традиционных героев, идущих из дедовских былин — добра молодца и красной девицы — появились новые — плут-подъячий, щеголь-писарь и т.д.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Таким образом, постепенно старые образы и символы стирались, новые песенные сюжеты стали напоминать анекдот. Русская народная песня теряла свою прежнюю глубину и чистоту, близость к родной природе.

Однако лучшие образцы русской народной песни с конца XVIII века начинают записываться и издаваться. Также в этот период русская народная музыка сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Новую жизнь русская народная песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению через радиопередачи, граммпластинки, телевидение. Существовало множество самодеятельных хоров, профессиональных коллективов, исполнителей-солистов.

С течением времени складываются определенные жанры русских народных песен. Наиболее древнейшим жанром считаются календарно-обрядовые песни [Приложение №2.1]. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Жанр семейно-бытовых песен [ Приложение№2.2]. К ним относятся: родинные, крестинные песни, колыбельные, свадебные игровые песни. Музыкальный язык этих песен, отличался особой эмоциональностью, выразительностью, напевностью мелодий. Так же древними жанрами являются – хороводные и плясовые песни [ Приложение№2.3]. Водили хороводы на протяжении почти всего года – на Святки, на Масленицу, после Пасхи. Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски. К этому же периоду относятся былины — русские народные эпические песни [ Приложение№2.4]. Эпические песни-былины повествуют о подвигах богатырей или исторических личностей. Хотелось бы упомянуть об особом жанре русской народной песни как скоморошья песня. Негативную реакцию православной церкви вызывала эта определенная область фольклора, рожденная в недрах так называемой «смеховой» культуры Древней Руси. Шумные народные гульбища с элементами театрального действа с непременным участием музыки, принципиально отличались от храмовых праздников. В песнях скоморохов не раз находилось острое словцо про духовенство, монахов и бояр. Лирические песни [Приложение№2.5] — один из популярнейших жанров русской народной песни. В них раскрывается внутренний мир человека, его переживания, чувства и настроения. В обрядовых песнях — праздничных и семейных — лирика является одним из основных элементов. По характеру своему русская народная лирика отличается большей частью грустным тоном, но наряду с грустными, протяжными песнями, есть безудержные, дышащие беззаветным весельем. Недаром А.С.Пушкин отметил в русских песнях контрастные настроения: «то разгулье удалое, то сердечная тоска» (стихотворенье «Зимняя дорога»). Т рудовые песни [Приложение№2.6] создавались во время трудовых процессов, требовавших постоянных ритмических усилий, а именно исполнялись при подымании тяжестей, вспахивании поля, ручном помоле зерна, выделке льна, сборе урожая. Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что русская народная песня прошла долгий период своего развития, сопровождая народ в его великом историческом пути. Развиваясь, народная песня приобретала новые темы, образы, средства музыкальной выразительности, что привело к сложению определенных жанров русских народных песен.

II. Собиратели русских народных песен и первые исполнители.

Народную песню, мог придумать обычный русский крестьянин, ямщик, мастеровой или служивый. Неизвестный сочинитель ни заботился, ни помышлял о том, чтобы его имя было увековечено в будущем. Народная память просто бережно хранила на протяжении столетий многие прекрасные русские песни, передавая их из уст в уста.

В XVIII в., в период становления профессиональной музыки народное искусство впервые становится предметом изучения. Музыканты стали думать о том, как сохранить для будущего великие богатства народной песни. Уже в XVIII веке появились сборники песен с нотами. Первый сборник под названием песен «Собрание разных песен» создал в 1770году М. Д. Чулков [ Приложение№3.1]. Огромный вклад в сохранении русской народной песни внес известный русский писатель, фольклорист Петр Киреевский [Приложение№3.2]. В 1840-50-е года Киреевский усиленно занимался собиранием и изучением памятников русского фольклора. Он собрал тысячи текстов лирических и исторических песен, народных былин. Огромный вклад в сохранении и обработке народных песен внесли русские композиторы XIX века. В 1866 г. вышел в свет «Сборник русских народных песен», составленный М. Балакиревым. Здесь впервые встречается полная точность записи мелодий и тщательный выбор самих песен. В 1877 г. издан Н. А. Римским-Корсаковым «Сборник русских народных песен». В состав сборника вошли песни, сообщенные собирателю композитором Мусоргским. Нельзя не сказать и о Митрофане Ефимовиче Пятницком [Приложение№3.3] , русском советском музыканте, исполнителе и собирателе русских народных песен, основателе и первом художественном руководителе русского народного хора. С 1903 года он посетил много деревень, записал много песен от крестьян. «Народная песня, – говорил Пятницкий, – эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днём…деревня начинает забывать свои прекрасные песни… народная песня исчезает и её надо спасать». [4]

В конце XIX века начинается освоение песенных традиций Русского Севера экспедицией Песенной комиссии императорского Русского географического общества. Фольклорная экспедиция была направлена – в Олонецкую, Вологодскую и Архангельскую губернии. Результатом экспедиции было появление в 1894 г. сборника «Песни русского народа» [Приложение№3.4].Работа заключалась в одновременной записи слов и напева во время исполнения. Таким образом, была осуществлена «точная запись напевов…воспроизведение слов песен с поэтическими уклонениями и местными особенностями народной речи…» [5] .

Одним из первых фольклорных коллективов в России в начале XX века стал Русский народный хор М.Е.Пятницкого [Приложение№4.1]. Ни одно важное событие в России не обходилось без выступления хора Пятницкого , коллективу уже более 100 лет. Первый концерт крестьянского хора, которым руководил Митрофан Ефимович Пятницкий, состоялся в марте 1911 года в Москве. Сейчас хор продолжает выступать на различных концертных площадках страны.

Одной из исполнительниц русских народных песен была Лидия Андреевна Русланова [Приложение№4.2] . Ее своеобразный певческий стиль возрождал забытые традиции русских песенниц. Проникновенная исполнительница народных песен, на сцену любила выходить в подлинно русских костюмах.

Людмила Зыкина [Приложение№4.3] — царица русской песни. Свои «певческие университеты» Зыкина начала постигать рано. В семье пели все – бабушка, мать, отец. Именно тогда, в домашней песенной атмосфере и был заложен фундамент будущей карьеры певицы. Главные темы песен Людмилы Георгиевны – это Россия, любовь к Отчизне, родной земле. Каждая её песня – это «маленький шедевр», наполненный глубокой житейской мудростью. Галина Вишневская, народная артистка СССР, говорила: «Л.Г.Зыкина пронесла через всю свою жизнь удивительную чистоту и любовь к музыке и возвела русскую фольклорную песню на уровень необычайной высоты» [6]

Огромный вклад в популяризацию русской народной песни внесли известные оперные певцы: Сергей Лемешев, Иван Козловский, Борис Штоколов, Юрий Гуляев, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский. Во второй половине XX столетия русская песня так же звучала в концертах Клавдии Шульженко, Валентины Толкуновой, Владимира Трошина и многих других исполнителей.

Русская народная песня в наши дни постоянно звучит на концертной эстраде в исполнении таких коллективов и солистов как Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня» [Приложение№4.4], Надежда Кадышева и «Золотое кольцо» [Приложение№4.5], Екатерина Шаврина, Сергей Захаров, Людмила Рюмина. Есть и молодые исполнители, такие как Марина Девятова [Приложение№4.6] и Пелагея. С эстрады звучит в большей мере стилизованная песня, меньше мы слышим и видим коллективы, которые сохраняют исконность русской народной песни.

Настоящим хранителем исконной русской народной песни является Русский Север. О том, что старинная русская народная песня жива, свидетельствует творчество самодеятельных фольклорных коллективов в районах Архангельской области: Пинежском, Лешуконском, Мезенском. Гордостью Северного края и всей страны является Государственный академический Северный русский народный хор [Приложение№5] высокопрофессиональный художественный коллектив, чья многолетняя просветительская деятельность способствует приобщению зрителей и слушателей к традиционной русской культуре. Коллектив является хранителем северной исполнительской манеры. Н.К.Мешко – руководитель хора с 1960по 2008 гг. часто повторяла: «Не надо передразнивать старух. Мы — коллектив не крестьянский. Мы — профессионалы. Народная традиция, плюс высшая музыкальная культура, высшее мастерство — вот к чему мы стремимся». [7]

Северный хор узнаваем, он не утратил свою манеру пения. «Теперь, когда все меньше и меньше становится песенниц, знающих старинные напевы, владеющих искусством импровизации и многоголосого исполнения, Государственный Северный хор становится не только пропагандистом, но и хранителем традиционного народного творчества. Черпая свое искусство у народа, он возвращает его в обогащенном виде», — писала музыковед Л.Жирнова в книге «Северный русский народный хор» [8] .

Особое внимание Северный хор уделяет воспитанию своего слушателя, своего зрителя, поэтому множество его программ посвящается детской, подростковой и студенческой аудитории.

Таким образом, музыканты XVIII – XIX веков записали и сохранили для будущих поколений русскую народную песню, а исполнители начала XX века возродили традиции русской народной песенности.

Прежде чем выяснить насколько хорошо современная молодежь знает русскую народную песенную культуру, я взял интервью у основателя и бессменного руководителя детского ансамбля народной песни «Морошка» при ДДЮТ г. Архангельска Евгении Георгиевны Тиглевой [Приложение№6] Более 30 лет Евгения Георгиевна прививает детям любовь к русской народной песне. Она любезно согласилась дать интервью, которое я включила в свою работу.

1.Как давно вы знаете русские народные песни?

С детства. Учительница в школе пела, я запоминала. Пели родители по маминой линии, музыкальных инструментов не было и папа остукивал ритм палочками, а я пела.

2. Чем привлекла Вас народная песня?

Привлекало то, что народная песня исходит из души народа, и она близка народу. В русской песне – мелодичность, искренность.

3. Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся (весёлые, грустные, хороводные, частушки)?

Все народные песни нравятся, но — лирические протяжные, например, песни Лешуконского района, нравятся и частушки. Куда голос направлен, – туда и душа лежит.

4. А есть у Вас самая любимая песня?

Самой любимой песни нет, не выбирала, все любимые. Больше нравиться исполнять песни Пинежского района: «Цветики, цветочки», «Гуленьки», «Соловеюшка».

5. Какие жанры русской народной песни вы знаете?

Их очень много: баллады, хороводные, плясовые, игровые, календарные, частушки.

6. Как вы думаете, есть ли у русской народной песни будущее?

Обязательно будет. Много ансамблей и хоров на эстраде. В том числе и в нашем регионе. Детей поет много. Мы выступаем на городских, областных, международных фестивалях. Пока мы поем, пока в нас нуждаются, слушают и любят – русская песня будет жить. Ансамбль «Морошка» воспитал много талантливых артистов. Среди них Татьяна Белкина – главный хормейстер Северного хора, (две ее дочки поют в «Морошке»), нашими выпускниками являются – артисты Северного хора, преподаватели народного пения, которые работают в музыкальных школах.

7. Но ведь не секрет, что большинство нашей молодежи интересуется совсем другими песнями, и если спросить какие русские народные песни они знают, думаю, ответ не будет оптимистичным. И получается, что книг не читаем, русский язык не знаем, песен народных не помним. Что нужно сделать, чтобы молодежь потянулась к русской народной песне?

Когда мы начинали 30 лет назад, детей и молодежи в коллективе было больше. Они приходили записываться сами, а сейчас мамы за ручку приводят. В настоящее время руководители ансамблей стараются выходить в школы заниматься с детьми, т.е родители и учителя в этом заинтересованы. Я считаю, что все-таки народ почувствовал упадок собственной культуры и старается приобщиться к ней, в том числе и к русской народной песне. Сейчас больше стало создаваться фольклорных ансамблей. Создаются певческие ансамбли, которые поют именно истинно русскую песню без всяких изменений. Современные же ансамбли сохраняют основу мелодии, а остальное идет уже в современной обработке: и ритм, и свет, и костюмы. Чтобы привлечь молодежь, нужно больше афиш, рекламы, концертов русской народной песни и по телевидению, и на сцене концертных залов.

Побеседовав с руководителем детского фольклорного ансамбля «Морошка», нам захотелось узнать мнение наших учащихся о народной песне.

Учащимся 6-8 классов была представлена следующая анкета:

1.Можешь ли ты назвать себя любителем музыки?

2. Какую музыку ты любишь слушать (современную зарубежную, современную русскую,

классическую, русскую народную)?

3.Какие народные песни ты знаешь?

4.Назовите известных вам исполнителей солистов народных песен?

5. Какие народные коллективы ты знаешь?

6. Нужна ли нам народная песня?

Анализ результатов опроса показал следующие результаты [Приложение№7,№8].

Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкой современной музыке, которая является частью массовой культуры. Музыка классическая и народная, которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, школьникам менее известна. Однако большая часть опрошенных считают, что русская народная песня нужна т.к она(из высказываний школьников) «является частью нашей культуры», «чтобы не забывать русские традиции, обычаи, обряды», «она отличает нас от других народов», «учит нас патриотизму и любви к Родине», «это наша история», «сейчас в русском языке появляется много иностранных слов, язык деградирут, русская музыка, несомненно, нужна», «нужна, чтобы современный человек знал, на каких песнях выросли его родители», «в ней изложена мудрость народная», «человек должен гордиться своими песнями», «да, нужна, чтобы пенсионеры зажигали».

Таким образом, изучение прошлого и настоящего русской народной песни помогло понять, что в России испокон веков любят, чтят и помнят народные песни, в которых отражаются обычаи, традиции, характер народа. Песня прошла долгий исторический путь умирала, подвергалась гонениям и возрождалась. Народная память хранила на протяжении столетий многие прекрасные древние песни, которые благодаря профессиональным музыкантам были собраны, записаны и дошли до наших дней. Многие выдающиеся исполнители подарили нам их душевное звучание. В народной песне нашли воплощение все лучшие черты русского характера: доброта, трудолюбие, душевная щедрость и смелость. Ч еловек, знающий культуру и наследие своего народа, любящий русскую песню, не может быть равнодушным и злым. Какой бы пестрой и разнообразной ни была бы наша современная жизнь с ее стремительными темпами, какими бы разными ни были бы наши цели и задачи — нас объединяет то, что мы живем в России, следовательно, несем в себе русские народные традиции. Таким образом, народные песни раскрывают душу каждого народа, помогают понять его культуру.

Из р езультатов опроса школьников выяснилось, что современная молодежь в силу своего возраста увлекается жанрами современной и в большей степени зарубежной музыкой. Однако, несмотря на это, молодые люди правильно понимают значение культурных ценностей своего народа, а именно: важность сохранения русской народной песенной культуры.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в деятельности учителей музыки, литературы, истории, а так же руководителей детских фольклорных коллективов.

1.Асафьев Б. О народной музыке.- Л., 1987.

2.Жирнова Л. Северный русский народный хор. – М.:Советский композитор, 1975.

3. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г.. Русское народное творчество: Учебник для фил. Спец.

Ун-тов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. Шк., 1983, 448 с., с ил..

4. Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году /Записали: слова – Ф.М.Истомин, напевы – Г.О.Дютш. СПб., 1899. С.VII. В дальнейшем – Песни русского народа (I).

5.Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. – М.: Государственное

музыкальное издательство, 1982.

6. Попова Т. Основы русской народной музыки. – М.: МУЗГИЗ, 1987.

7. Соболева Г. Г., Россия в песне. Музыкальные страницы: Для детей среднего

и старшего возраста. – 2-е изд. – М.: Музыка. 1982. -207 с., ил., нот.

8. Щуров В. М. Песня, традиция, память.- М.: Государственное музыкальное

[1] Асафьев Б.В. О народной музыке. – Л. 1987. С. 65. [2] Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: МУЗГИЗ, 1987. С.163. [3] Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: МУЗГИЗ, 1987. С.174. [4] Щуров В.М. Песня, традиция, память. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1987. С.76. [5] Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году / Записали: слова – Ф.М.Истомин, напевы – Г.О.Дютш. СПб., 1899. С.VII. В дальнейшем – Песни русского народа (I).С.12. [6] Сайт в Интернет. www.playcast.ru. [7] Жирнова Л. Северный русский народный хор. – М.:Советский композитор,1975. С.45. [8] Жирнова Л. «Северный русский народный хор». – М.:Советский композитор,1975. С.64.

источник