Меню Рубрики

Анализ методики вот я какой

Методика изучения «Я-концепции» была предложена М. Куном и называется «20 высказываний». Испытуемого просят написать по крайней мере 20 ответов на вопрос «Кто я?». Инструкция дается закрытой и попытки испытуемого уточнить задание пресекаются, исследователь может лишь повторить инструкцию и сказать, чтобы испытуемый отвечал так, как ему кажется правильным, подчеркнув при этом, что здесь не может быть плохих и хороших ответов.

Время работы — 12 минут (испытуемому не сообщается).

Для интерпретации данных необходимо провести как количественную, так и качественную обработку результатов:

а) подсчитывается количество ответов, выявляющих работоспособность испытуемого и степень его рефлексивности;

б) выделяются и анализируются категории ответов. Все высказывания должны быть разделены на шесть категорий:

— первая категория содержит объективные характеристики, отражающие осознание испытуемым его принадлежности к определенным общеизвестным классам, группам, а также формальные и профессиональные роли испытуемого, например, «человек», «студент», «дочь», «друг»;

— ко второй категории относятся утверждения, отражающие субъективные характеристики самого себя, имеющие положительную эмоциональную окраску: «хороший друг», «старательный студент», «счастливый», «веселый»;

— в третью категорию попадают высказывания субъективного характера с негативной эмоциональной оценкой — «я недостаточно начитанный», «я не умею общаться», «я плохо учусь»;

— утверждения, в которых как бы констатируются объективные результаты самопознания — «я — флегматик», «я — впечатлительный», «у меня средняя самооценка» — входят в четвертую категорию;

— пятая категория включает в себя утверждения, отражающие стремление к дальнейшему развитию: «мне надо работать над собой», «я стараюсь быть внимательным», «я стремлюсь больше знать»;

— к последней категории относятся выражения, отражающие ситуативные действия и состояния испытуемых: «я голодный», «я хочу спать», «я сижу за партой».

в) подсчитывается количественное соотношение высказываний по категориям, которое интерпретируется следующим образом:

— малое количество (менее 20) всех высказываний и относительно высокая доля ситуативных утверждений (категория 6) говорит о слабой структурированности и дифференцированности представлений о себе;

— при начальном становлении образа Я человек пытается осознать себя со стороны своих формальных ролей, а затем со стороны переживания своей уникальности, акцентируя внимание на своих положительных характеристиках (категории 1 и 2, а также небольшое количество высказываний, относящихся к категории 4);

— появление негативных характеристик при одновременном повышении числа высказываний о результатах самопознания (категория 4), снижении числа формально-ролевых высказываний (из категории 1) и практическом отсутствии высказываний из 6-й категории свидетельствует об углублении процесса самопознания и развитии процессов рефлексии (самоанализа). Также момент отражения субъектом собственных недостатков является как бы переходным этапом в процессе актуализации мотива личностного роста и превращения его из неосознаваемой потребности в осознанный мотив; и лишь появление высказываний 5-й категории говорит о том, что человек начинает осознавать желание переделать или усовершенствовать себя и отражает сознательную установку на саморазвитие. Это является критерием зрелой личности с богатым творческим потенциалом и способностью к личностной саморегуляции;

г) оценивается значимость упоминаемых категорий. Существует мнение, что наиболее значимыми для испытуемого являются первые пять ответов. Порядок следования категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, однако этот тезис не является доказанным. О значимости ответов можно судить также по количеству ответов данной категории и по возврату к ней в самоописании;

д) оценивается временная направленность ответов. Направленность в будущее определяется наличием суждений, касающихся стремлений, желаний испытуемого, а также ответов с прилагательными «будущий» (например, «будущий бизнесмен», «будущая жена»). О ретроспективной направленности свидетельствуют ответы, направленные на анализ прожитой жизни или ответы с прилагательным «бывший» (например, «бывший двоечник»);

е) подсчитывается индекс самоприятия испытуемого, который равен отношению числа положительных оценок к общему числу ответов. Известно, что обычно индекс самоприятия подчиняется правилу «золотого сечения»: 66 % — положительных ответов, 34 % — отрицательных. Перевес оценочных ответов в ту или иную сторону свидетельствует о позитивном или негативном самоприятии.

Упражнение 2. Вариант методики Дембо—Рубинштейн

Для изучения самооценки используют вариант методики Дембо—Рубинштейн, который заключается в следующем: на листке бумаги чертятся четыре вертикальные линии длиной в 10 сантиметров. Каждая линия представляет собой шкалу: первая — шкала здоровья, вторая — шкала характера, третья — шкала ума и четвертая — шкала счастья. Внизу, под линиями, можно написать название шкал.

Инструкция испытуемому: «Представьте себе, что на первой линии расположены все люди мира по уровню здоровья. Внизу — самые больные, вверху — самые здоровые. Отметьте свое место на этой шкале. На второй линии люди расположены по характеру: внизу — люди с самым плохим характером, который только можно представить, наверху — с самым замечательным. На третьей линии — самые глупые и самые умные, и на четвертой — самые несчастные и самые счастливые. На всех шкалах следует отметить свое место среди людей: («каким я себя чувствую в данный момент», Я настоящее). Также можно попросить испытуемого отметить то место, где бы он хотел быть (Я идеальное).

В самооценке анализируются следующие параметры:

— высота самооценки, (как человек себя оценивает по тем или иным параметрам в сравнении с другими людьми). Если отметки испытуемого на шкалах находятся в верхней трети шкал, то самооценка считается высокой; в средней трети — средней, а в нижней трети шкал — низкой;

— адекватность (правильность) самооценки, когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Неадекватная самооценка встречается тогда, когда мнение человека о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, и может быть завышенной или заниженной. Адекватность оценивается по дополнительным факторам, вытекающим из беседы, а также из успехов субъекта в различных сферах деятельности. Адекватность можно исследовать методом экспертных оценок. Необходимо попросить людей (не менее 3 человек), хорошо знающих испытуемого, оценить его по тем же параметрам, которые предъявлялись самому испытуемому. Экспертные оценки усредняются и строится профиль экспертных оценок. По соотношению профилей реальной самооценки испытуемого и экспертной оценки судят о степени адекватности самооценки испытуемого. Если его профиль пролегает значительно ниже экспертного, то говорят о заниженной самооценке; если выше — то о завышенной;

— устойчивость самооценки определяется примерно одинаковым ее уровнем по разным шкалам, а также устойчивостью ее во времени, для чего необходимо провести повторное обследование через 10—14 дней;

— дифференцированность самооценки предполагает умение испытуемого выделить из общего ощущения себя различные параметры, по которым субъект в состоянии себя оценивать. Для этого необходимо спросить, по каким еще шкалам хотел бы себя оценить испытуемый, и зафиксировать количество и название предлагаемых шкал;

— степень расхождения в оценке «Я настоящего» и «Я идеального» — чем больше расхождение, тем больше вероятность наличия внутриличностных проблем и неблагоприятного эмоционального самоощущения.

Интерпретация методик самооценки

Высокая адекватная самооценка, позитивная Я-концепция — это ценность, которую необходимо развивать не только в себе, но и в других. Самоуважение зависит от достижений человека, от его успехов в важных для него областях (работа или учеба, семья, межличностные отношения, внешние данные и т. д.), а также от социальной поддержки в форме позитивного отношения значимых других — родителей, близких друзей, преподавателей, социального окружения в учебе или на работе.

Люди с низкой самооценкой отличаются неуверенностью в себе, тревожностью, депрессией, конформностью, большой зависимостью от мнения других, отсутствием инициативы, настойчивости, они более уязвимы в межличностных отношениях (испытывают затруднения в общении, обижаются на критику, шутку, мало доверяют людям, испытывают чувство одиночества, им кажется, что их недостаточно любят). Для них большую роль имеет престиж, они меньше выражают интерес к общественным делам, не бывают лидерами, работают менее эффективно в стрессовых ситуациях и при неудачах, имеют более низкие притязания и ожидания успеха, рассматривают будущее как угрожающее, мрачное.

Люди с адекватной высокой самооценкой отличаются чувством собственного достоинства, независимостью от мнения окружающих, открытостью, самостоятельностью. Они осознают свои цели и ценности, но достаточно гибки, чтобы изменить их в случае необходимости. Могут отстаивать собственные решения, имеют оптимистический взгляд на жизнь и устойчивы к критике. К другим людям относятся доброжелательно, могут быть как лидерами, так и ведомыми в зависимости от обстоятельств.

Люди с неадекватной высокой самооценкой характеризуются самоуверенностью, скрытностью, выраженной потребностью в социальном одобрении. Они имеют тенденцию представлять себя в более выгодном свете, часто берутся за работу, превышающую их возможности. Такие люди очень остро переживают даже мелкие обиды, склонны к агрессивному поведению в ответ на критику, при неудаче стремятся переложить ответственность на обстоятельства или на других людей.

Способы реагирования на ту или иную ситуацию зависят не только от высоты самооценки, но и от ее устойчивости или неустойчивости. Так, люди с нестабильной высокой самооценкой чаще выдают агрессивные реакции, чем люди со стабильной высокой самооценкой. Оправдания после неуспеха наиболее характерны для лиц с нестабильной низкой самооценкой. Депрессивные тенденции чаще проявляются у лиц со стабильной низкой самооценкой и с нестабильной высокой самооценкой.

Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестник Моск. ун-та. — Серия 14. — Психология. — 1986. — № 3. — С. 15—23.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Проективная методика исследования личности, основана на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. Вариант нестандартизированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности. Одним из вариантов является тест Twenty Statements Attitude Test, предложеннный М. Куном и Т. Мак-Партландом в 1954 г.

В инструкции к данному тесту указывается, что фиксировать ответы необходимо в том порядке, в котором они спонтанно возникают, не заботясь о последовательности, грамматике и логике.

Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности у подростков 14-17 лет. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.

Инструкция к тесту: «В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов. Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос».

Когда подросток заканчивает отвечать, его просят произвести первый этап обработки результатов — количественный: «Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:

«+» — знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;

«-»- знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;

«±» — знак «плюс-минус» — если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;

«?» — знак «вопроса» — если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.

Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки, как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.

После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:

сколько всего получилось ответов,

сколько ответов каждого знака».

Интерпретация результатов теста

Самооценка представляет собой эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Самооценка отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений.

Уровень самооценки выражает степень реальных, идеальных или желаемых представлений о себе.

Самооценка идентичности определяется в результате соотношения количества оценок «+» и «-», которые получились при оценивании каждого своего ответа испытуемым (клиентом) на этапе количественной обработки.

Самооценка считается адекватной, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 65-80% на 35-20%.

Адекватная самооценка состоит в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, за ней стоит позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности.

Также адекватная самооценка выражается в том, что человек ставит перед собой реально достижимые и соответствующие собственным возможностям цели и задачи, способен брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверен в себе, способен к жизненной самореализации.

Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям.

Человек с адекватной самооценкой свободно и непринужденно ведет себя среди людей, умеет строить отношения с другими, удовлетворен собой и окружающими. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования уверенного полоролевого поведения.

Различают неадекватную завышенную самооценку – переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку — недооценку себя субъектом.

Неадекватная самооценка свидетельствует о нереалистичной оценке человеком самого себя, снижении критичности по отношению к своим действиям, словам, при этом часто мнение о себе у человека расходится с мнением о нем окружающих.

Самооценка считается неадекватно завышенной, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 85-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»).

Люди с завышенной самооценкой, с одной стороны, гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки. Они ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.

Человек с завышенной самооценкой характеризуется также неспособностью принимать на себя ответственность за свои неудачи, отличается высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность.

Самооценка считается неадекватно заниженной, если количество отрицательно оцениваемых качеств по отношению к положительно оцениваемым («-» к «+») составляет 50-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»).

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. Ведь низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, которые обусловлены недооценкой своих успехов и достоинств.

При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, — чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности».

Самооценка является неустойчивой, если число положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 50-55%. Такое соотношение, как правило, не может длиться долго, является неустойчивым, дискомфортным.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Что стоит за применением человеком оценки «±» относительно своих характеристик?

Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений.

Можно условно выделить людей эмоционально-полярного, уравновешенного и сомневающегося типа.

К людям эмоционально-полярного типа относятся те, кто все свои идентификационные характеристики оценивают только как нравящиеся или не нравящиеся им, они совсем не используют при оценивании знак «плюс-минус».

Для таких людей характерен максимализм в оценках, перепады в эмоциональном состоянии, относительно них можно сказать «от любви до ненависти один шаг». Это, как правило, эмоционально-выразительные люди, у которых отношения с другими людьми сильно зависят от того, насколько им человек нравится или не нравится.

Если количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Для них, по сравнению с людьми эмоционально-полярного типа, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей.

Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу. Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты).

Что стоит за применением человеком оценки «?» относительно своих характеристик?

Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам.

Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?» ставят только 20% обследуемых.

Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний.

В целом использование человеком при самооценивании знаков «±» и «?» является благоприятным признаком хорошей динамики консультативного процесса.

Применяющие данные знаки люди, как правило, быстрее выходят на уровень самостоятельного решения собственных проблем.

Как в методике «Кто Я?» проявляются особенности половой идентичности?

Половая (или гендерная) идентичность — это часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знания индивидом своей принадлежности к социальной группе мужчин или женщин вместе с оценкой и эмоциональным обозначением этого группового членства.

Особенности половой идентичности проявляются:

во-первых, в том, как человек обозначает свою половую идентичность;

во-вторых, в том, на каком месте в списке идентификационных характеристик находится упоминание своей половой принадлежности.

Обозначение своего пола может быть сделано: напрямую, косвенно или отсутствовать вовсе.

Прямое обозначение пола — человек указывает свою половую принадлежность в конкретных словах, имеющих определенное эмоциональное наполнение. Отсюда можно выделить четыре формы прямого обозначения пола: нейтральное, отчужденное, эмоционально-положительное, эмоционально-отрицательное.

Формы прямого обозначения пола

«Человек мужского пола», «Особь женского пола»

Ирония, признак критического отношения к своей половой идентичности

«Привлекательная девушка», «веселый парень», «роковая женщина»

Признак принятия своей привлекательности

«Обычный парень», «некрасивая девушка»

Признак критического отношения к своей половой идентичности, внутреннее неблагополучие

Наличие прямого обозначения пола говорит о том, что сфера психосексуальности в целом и сравнение себя с представителями своего пола в частности являются важной и принимаемой внутренне темой самоосознания.

Косвенное обозначение пола — человек не указывает свою половую принадлежность прямо, но его половая принадлежность проявляется через социальные роли (мужские или женские), которые он считает своими, или по окончаниям слов. Косвенные способы обозначения пола также имеют определенное эмоциональное наполнение.

Косвенные способы обозначения пола

Примеры обозначения идентичности

«Друг», «приятель», «муж», «брат», «сын», «отец», «студент»

«Подруга», «приятельница», «жена», «сестра», «дочь», «студентка»

«добрый», «умеющий делать», «я пошел»

«добрая», «умеющая делать», «я пошла»

Наличие косвенного обозначения пола говорит о знании специфики определенного репертуара полоролевого поведения, которое может быть:

широким (если включает в себя несколько половых ролей)

узким (если включает в себя только одну-две роли).

Наличие и прямого, и косвенного вариантов эмоционально-положительного обозначения своего пола говорит о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола, и позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми.

Отсутствие обозначения пола в самоидентификационных характеристиках констатируется тогда, когда написание всего текста идет через фразу: «Я человек который…». Причины этого могут быть следующими:

отсутствие целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний);

избегание рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности данной темы (например, вытеснения негативного результата сравнения себя с другими представителями своего пола);

несформированность половой идентичности, наличием кризиса идентичности в целом.

При анализе половой идентичности также важно учитывать, на каком месте текста ответов содержатся категории, связанные с полом: в самом начале списка, в середине, в конце.

Это говорит об актуальности и значимости категорий пола в самосознании человека (чем ближе к началу, тем больше значимость и степень осознанности категорий идентичности).

Как проявляется рефлексия при выполнении методики «Кто Я?»?

Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»).

Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим человеком легкость или трудность в формулировании ответов на ключевой вопрос теста.

Как правило, человек с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся его собственных индивидуальных особенностей.

Человек же, не часто задумывающийся о себе и своей жизни, отвечает на вопрос теста с трудом, записывая каждый свой ответ после некоторого раздумья.

О низком уровне рефлексии можно говорить, когда за 12 минут человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности).

О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос «Кто Я?».

Как анализировать временной аспект идентичности?

Анализ временного аспекта идентичности необходимо проводить, исходя из посылки, что успешность взаимодействия человека с окружающими предполагает относительную преемственность его прошлого, настоящего и будущего «Я». Поэтому рассмотрение ответов человека на вопрос «Кто Я?» должно происходить с точки зрения их принадлежности к прошедшему, настоящему или будущему времени (на основе анализа глагольных форм).

Наличие идентификационных характеристик, соответствующих различным временным режимам, говорит о временной интегрированности личности.

Особое внимание необходимо обратить на присутствие и выраженность в самоописании показателей перспективной идентичности (или перспективного «Я»), то есть идентификационных характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами, относящихся к различным сферам жизни.

Наличие целей, планов на будущее имеет большую значимость для характеристики внутреннего мира человека в целом, отражает временной аспект идентичности, направленный на дальнейшую жизненную перспективу, выполняет экзистенциальную и целевую функции.

При этом важно учитывать, что признаком психологической зрелости является не просто наличие устремленности в будущее, а некоторое оптимальное соотношение между направленностью в будущее и принятием, удовлетворенностью настоящим.

Преобладание в самоописании глагольных форм, описывающих действия или переживания в прошедшем времени, говорит о наличии в настоящем неудовлетворенности, стремлении вернуться в прошлое в силу его большей привлекательности или травматичности (когда психологическая травма не переработана).

Доминирование в самоописании глагольных форм будущего времени говорит о неуверенности в себе, стремлении человека уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованности в настоящем.

Преобладание в самоописании глаголов настоящего времени говорит об активности и сознательности действий человека.

Для консультирования по вопросам брака и семьи наиболее важно, как отражается в идентификационных характеристиках тема семьи и супружеских отношений, как представлены настоящие и будущие семейные роли, как они оцениваются самим человеком.

Так, одним из основных признаков психологической готовности к браку является отражение в самоописании будущих семейных ролей и функций: «я будущая мать», «буду хорошим отцом», «мечтаю о своей семье», «буду все делать для своей семьи» и т. д.

Признаком же семейного и супружеского неблагополучия является ситуация, когда женатый мужчина или замужняя женщина в самоописаниях никаким образом не обозначают свои реальные семейные, супружеские роли и функции.

Что дает анализ соотношения социальных ролей и индивидуальных характеристик в идентичности?

Вопрос «Кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» (или Я-концепцией). Отвечая на вопрос «Кто я?», человек указывает социальные роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть он описывает значимые для него социальные статусы и те черты, которые, по его мнению, связываются с ним.

Таким образом, соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик говорит о том, насколько человек осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей.

Отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик (показателей рефлексивной, коммуникативной, физической, материальной, деятельной идентичностей) при указании множества социальных ролей («студент», «прохожий», «избиратель», «член семьи», «россиянин») может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите.

Отсутствие же социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик может говорить о наличии ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей.

Также отсутствие социальных ролей в идентификационных характеристиках возможно при кризисе идентичности или инфантильности личности.

За соотношением социальных ролей и индивидуальных характеристик стоит вопрос о соотношении социальной и личностной идентичностей. При этом под личностной идентичностью понимают набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других, социальная идентичность же трактуется в терминах группового членства, принадлежности к большей или меньшей группе людей.

Социальная идентичность преобладает в случае, когда у человека наблюдается высокий уровень определенности схемы «мы — другие» и низкий уровень определенности схемы «я — мы». Личностная идентичность превалирует у людей с высоким уровнем определенности схемы «я — другие» и низким уровнем определенности схемы «мы — другие».

Успешное установление и поддержание партнерских взаимоотношений возможно человеком, имеющим четкое представление о своих социальных ролях и принимающим свои индивидуальные характеристики. Поэтому одной из задач супружеского консультирования является помощь клиенту в осознании и принятии особенностей своих социальной и личностной идентичностей.

Что дает анализ представленных в идентичности сфер жизни?

Условно можно выделить шесть основных сфер жизни, которые могут быть представлены в идентификационных характеристиках:

семья (родственные, детско-родительские и супружеские отношения, соответствующие роли);

работа (деловые взаимоотношения, профессиональные роли);

учеба (потребность и необходимость получения новых знаний, способность меняться);

досуг (структурирование времени, ресурсы, интересы);

сфера интимно-личностных отношений (дружеские и любовные отношения);

Все идентификационные характеристики можно распределить по предложенным сферам. После этого соотнести предъявляемые клиентом жалобы, формулировку его запроса с распределением характеристик идентичности по сферам: сделать вывод относительно того, насколько представлена сфера, соответствующая жалобе в самоописании, как оценены данные характеристики.

Принято считать, что характеристики самого себя, которые человек записывает в начале своего списка, в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются в большей мере осознаваемыми и значимыми для субъекта.

Несоответствие темы жалобы и запроса той сфере, которая представлена более выпукло и проблемно в самоописании, говорит о недостаточно глубоком самопонимании у клиента или о том, что клиент не сразу решил рассказать о том, что его действительно волнует.

Что дает анализ физической идентичности?

Физическая идентичность включает в себя описание своих физических данных, в том числе описание внешности, болезненных проявлений, пристрастий в еде, вредных привычек.

Обозначение своей физической идентичности имеет прямое отношение к расширению человеком границ осознаваемого внутреннего мира, поскольку границы между «Я» и «не-Я» первоначально проходят по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в системе самоосознания человека. Расширение и обогащение «образа Я» в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией собственных эмоциональных переживаний и телесных ощущений.

Что дает анализ деятельной идентичности?

Деятельная идентичность также дает важную информацию о человеке и включает в себя обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений. Идентификация своего «деятельного Я» связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость, то есть является отражением совокупности эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, особенностей имеющихся взаимодействий.

Что дает анализ психолингвистического аспекта идентичности?

Анализ психолингвистического аспекта идентичности включает в себя определение того, какие части речи и какой содержательный аспект самоидентификации являются доминирующими в самоописании человека.

Преобладание в самоописаниях существительных говорит о потребности человека в определенности, постоянстве;

Недостаток или отсутствие существительных — о недостаточной ответственности человека.

Преобладание в самоописаниях прилагательных говорит о демонстративности, эмоциональности человека;

Недостаток или отсутствие прилагательных — о слабой дифференцированности идентичности человека.

Преобладание в самоописаниях глаголов (особенно при описании сфер деятельности, интересов) говорит об активности, самостоятельности человека; недостаток или отсутствие в самоописании глаголов — о недостаточной уверенности в себе, недооценке своей эффективности.

Чаще всего в самоописаниях используются существительные и прилагательные.

Гармоничный тип лингвистического самоописания характеризуется использованием приблизительно равного количества существительных, прилагательных и глаголов.

Под валентностью идентичности понимается преобладающий эмоционально-оценочный тон идентификационных характеристик в самоописании человека (данная оценка осуществляется самим специалистом).

Разность общего знака эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик определяет различные виды валентности идентичности:

негативная — преобладают в целом отрицательные категории при описании собственной идентичности, больше описываются недостатки, проблемы идентификации («некрасивый», «раздражительная», «не знаю, что сказать о себе»);

нейтральная — наблюдается или равновесие между положительными и отрицательными самоидентификациями, или в самоописании человека ярко не проявляется никакой эмоциональный тон (например, идет формальное перечисление ролей: «сын», «студент», «спортсмен» и т. д.);

позитивная — положительные идентификационные характеристики преобладают над отрицательными («веселая», «добрый», «умный»);

завышенная — проявляется или в практическом отсутствии отрицательных самоидентификаций, или в ответах на вопрос «Кто Я?» преобладают характеристики, представленные в превосходной степени («я лучше всех», «я супер» и т. д.).

Наличие позитивной валентности может выступать признаком адаптивного состояния идентичности, так как связано с настойчивостью в достижении цели, точностью, ответственностью, деловой направленностью, социальной смелостью, активностью, уверенностью в себе.

Остальные три вида валентности характеризуют неадаптивное состояние идентичности. Они связаны с импульсивностью, непостоянством, тревожностью, депрессивностью, ранимостью, неуверенностью в своих силах, сдержанностью, робостью.

Данные психолингвистического анализа, проведенного специалистом, сопоставляются с результатами самооценивания клиента.

Читайте также:  Как берут анализ на мор

Можно условно найти соответствие между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности, которое говорит о том, что выполняющий методику «Кто Я?» человек, использует типичные для других людей критерии эмоциональной оценки личностных характеристик (например, качество «добрый» оценивается как «+»). Это соответствие является хорошим прогностическим знаком способности человека к адекватному пониманию других людей.

Наличие расхождений между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности (например, качество «добрый» оценивается человеком, как «-») может говорить о существовании у клиента особой системы эмоциональной оценки личностных характеристик, которая мешает установлению контакта и взаимопониманию с другими людьми.

Соответствие видов валентности и самооценки

Виды валентности идентичности

Виды самооценки идентичности

Как оценить уровень дифференцированности идентичности?

В качестве количественной оценки уровня дифференцированности идентичности выступает число, отражающее общее количество показателей идентичности, которое использовал человек при самоидентификации. Число используемых показателей колеблется у разных людей чаще всего в диапазоне от 1 до 14.

Высокий уровень дифференцированности (9-14 показателей) связан с такими личностными особенностями, как общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля.

Низкий уровень дифференцированности (1-3 показателя) говорит о кризисе идентичности, связан с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя.

Шкала анализа идентификационных характеристик

Включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:

I. «Социальное Я» включает 7 показателей:

прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);

сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);

учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);

семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);

этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);

мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);

групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

II. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);

общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);

III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:

описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);

оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);

отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

IV. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:

субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);

фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);

пристрастия в еде, вредные привычки.

V. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);

самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);

семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);

групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);

коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.

материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);

физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);

деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);

персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);

оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);

глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

Два самостоятельных показателя:

проблемная идентичность (я ничто, не знаю — кто я, не могу ответить на этот вопрос);

ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).

источник

Самооценка — важный инструмент самопознания человека. Она необходима для формирования гармоничной, полноценной личности, которая будет готова выстраивать здоровые отношения с окружающим миром и достойно принимать вызовы судьбы. Основы адекватного отношения к себе закладываются ещё в детстве, поэтому родителям и педагогам нужно понимать, как ребёнок воспринимает свою личность . Методика Р.С. Немова «Какой я?» диагностирует уровень самооценки у детей дошкольного, а также младшего и среднего школьного возраста. С её помощью можно вовремя обнаружить проблему самовосприятия и провести психологическую коррекцию.

Самооценка — это представление человека о значении своей личности и деятельности, оценивание себя, собственных качеств и чувств с позитивной или негативной стороны. Формировать у ребёнка положительное отношение к себе важно с самого раннего детства, это тот «фундамент», на котором строится успешное взросление и развитие малыша.

Имея высокую оценку своих качеств, ребёнок легче находит общий язык с ровесниками

Гораздо более важно то, что ты думаешь о самом себе, чем то, что другие думают о тебе.

Луций Анней Сенека

Нравственные письма к Луцилию

Только объективная самооценка приносит моральное удовлетворение, устанавливает подлинное чувство личного достоинства. При верной самооценке человек перестаёт быть зависимым от мнения окружающих, может уверенно отстаивать свои мировоззренческие позиции, настойчиво идти к намеченной цели. Трезвое самоотношение позволяет создавать гармоничные и близкие отношения на основе взаимного уважения, а не авторитарного подчинения.

Самооценка — один из фундаментальных компонентов структуры личности, который закладывается в раннем детстве и развивается всю жизнь. Поэтому необходимо уделять особое внимание её становлению у детей начиная с дошкольного возраста (3–6 лет). Благодаря позитивному восприятию себя, ребёнок может объективно оценивать окружающих, нормально относиться к внешнему миру, адекватно соизмерять свои интересы и потребности, не нарушая при этом свободу других людей.

Разработал и внедрил методику «Какой я?» академик, доктор психологических наук Роберт Семёнович Немов. Область его научной специализации — проблемы психологии личности, социальная психология, он является автором многочисленных публикаций и учебных пособий. Диагностика самооценки ребёнка, предложенная Р.С. Немовым, ориентирована на детей дошкольного возраста, младших школьников,но подходит и для учеников средней школы.

Основная задача теста «Какой я?» — психодиагностика личностных качеств. Этот тест является частью комплексных мероприятий, которые определяют уровень психологической и интеллектуальной готовности малыша к школе. При переходе ребёнка в среднюю школу методика поможет понять, насколько он готов к новым учителям, сформированы ли у него качества психологической независимости, более зрелого и ответственного самоотношения.

Методика Р.С. Немова на языке профессиональных психологов классифицируется как «чистая», то есть исследуемый просто подтверждает или опровергает наличие у него тех или иных психологических и нравственных качеств, которые озвучиваются ему из списка. На основании ответов делаются выводы об уровне его самооценки.

Исследование не требует особой подготовки, единственное, что нужно распечатать протоколы по числу тестируемых детей. И создать обстановку теплоты и доверия, это непременное условие всех психологических тестов.

Тест организован так, что ребёнок сам себе выставляет оценку по ряду личностных качеств. Итоговая сумма баллов позволяет сделать выводы об уровне его самооценки. Также испытуемый самостоятельно комментирует, насколько важны для него перечисленные качества характера.

Протокол исследования оформляется в виде таблицы:

  1. Хороший.
  2. Добрый.
  3. Умный.
  4. Аккуратный.
  5. Послушный.
  6. Внимательный.
  7. Вежливый.
  8. Умелый (способный).
  9. Трудолюбивый.
  10. Честный.

С детьми младшей возрастной категории исследование проводится устно и индивидуально

После исследования не будет лишним задать несколько вопросов, чтобы уточнить отношение ребёнка не только к себе, но и к окружающим: родителям, товарищам по учёбе и играм, педагогам.

  • Ожидаешь ли ты похвалы?
  • Как к тебе относятся сверстники, родители, учителя?
  • Как ты понимаешь слово «самооценка»?
  • Уважают ли тебя твои друзья?
  • Какое место ты отводишь себе в кругу друзей?

В процессе исследования нужно серьёзно отнестись к особенностям возрастной психологии дошкольника и ученика младшего школьного звена. Это возраст активного развития, психика ребёнка неустойчивая, он быстро устаёт, поэтому на тестирование могут повлиять слабая концентрация внимания, неразвитые волевые качества, отсутствие мотивации при невысокой заинтересованности ребёнка. Если анкетируемому неинтересно, то с ним очень тяжело работать.

Следует иметь в виду, что дошкольник не умеет разграничивать деятельность и характеристику личности. В случае, если критически отозвались о его поступке, в сознании срабатывает понимание: «я плохой». Во внутреннем мире малыша определяющим является эмоциональный фон, он очень нуждается в одобрении и поощрении со стороны ближнего круга взрослых. Ребёнок в этом возрасте с трудом воспринимает критику, часто идеализирует свой характер и качества.

Для преодоления или смягчения этих трудностей потребуются, при довольно высоком уровне квалификации исследователя, дополнительные усилия для создания атмосферы максимально полного доверия и взаимопонимания с ребёнком, чтобы услышать от него честные и осознанные ответы. Если относиться к тесту поверхностно, то можно создать необъективную картину самооценки испытуемого.

Заинтересованность ребёнка в исследовании сведёт к минимуму погрешность результатов теста

К концу дошкольного периода и на этапе средней школы возникают благоприятные условия для интеллектуального роста, осознанного закрепления этических норм поведения. По мере интеллектуального и психологического созревания преодолевается зависимость от оценочных суждений взрослых о ребёнке, развивается самодостаточность. На смену позиции детского эгоцентризма со временем приходит более реалистичное представление о себе, желание партнёрских, равноправных отношений с окружающими.

Для младшей возрастной категории, до девяти лет, опрос рекомендуется проводить в устной форме и учитывать, что дети могут иметь недостаточный уровень владения техниками чтения и письма. Организатор теста должен работать индивидуально с каждым ребёнком, поскольку ему придётся записывать ответы, задавать дополнительные уточняющие вопросы, чтобы убедиться в том, что малыш понимает задание и глубоко осознаёт свой ответ.

Очень важно не игнорировать эмоциональное поведение тестируемого, а записывать высказывания, которыми он, возможно, сопроводит свой ответ. Это могут быть восклицания: «очень», «всегда», «никогда». Профессиональный подход поможет провести тестирование более успешно и добиться объективного результата.

Запомните: вопросы для дошкольников и детей младшей школы должны проговариваться в спокойной интонации, формулироваться просто, понятно и чётко. Если ребёнок не понял, задание уточняется.

Во время теста по методике «Какой я?» важно учитывать эмоциональное состояние ребёнка

В целом алгоритм проведения теста «Какой я?» прост:

  1. Даём задание: «Я называю качества характера человека, а ты говоришь, какие из них относятся к тебе».
  2. Объясняем: «Когда отвечаешь, можешь говорить слова «да», «нет», «не знаю», «не всегда».
  3. Называем характеристику, уточняем: «Ты понимаешь, что это слово значит? Подумай, не торопись».
  4. Вносим данные в протокол.

Для детей средней школы можно организовать тест в небольшой группе, в которой все хорошо знакомы друг с другом и чувствуют себя раскованно и комфортно. Дети этого возраста самостоятельно отвечают на вопросы в протоколах письменно. Тест проводим по такой схеме:

Диагностика самоотношения ребят среднего звена проводится письменно и в группе

  1. Подписываем протокол для каждого ребёнка, выдаём персонально.
  2. Объясняем задание: «Напротив каждого качества надо поставить себе оценку по шкале: «да», «нет», «не знаю». Поясняем, что ответы надо выставлять быстро, но и не принуждаем детей чрезмерно торопиться.
  3. Убеждаемся, что дети понимают смысл всех слов о нравственных качествах, и просим начать тест.
  4. После завершения собираем протоколы для подведения итогов.

Когда протоколы заполнены, переходим к обработке полученных результатов. В тесте есть оценочная шкала: ответы «да» получают 1 балл; ответы «нет» оцениваются в 0 баллов; ответы, выражающие сомнение («не знаю», «иногда»), зарабатывают 0,5 балла. Общая сумма баллов определяет качественный уровень самооценки ребёнка.

  • 10 баллов — очень высокий;
  • 8–9 баллов — высокий;
  • 4–7 баллов — средний;
  • 2–3 балла — низкий;
  • 0–1 балл — очень низкий.

Получив и оценив результаты теста, можно провести беседу с заинтересованными родителями и воспитателями. На консультации рассказывают, как проявляется отклонение от нормы в самооценке ребёнка.

Заниженная самооценка обнаруживает себя склонностью к «самоедству», мнительностью, слабой мотивацией, тревожностью. Для такого человека любая проблема становится гипертрофированно сложной, он болезненно и нетерпимо воспринимает критику в свой адрес, долго и мучительно «пережёвывает» чужие слова, носит в себе обиду. Даже положительную реакцию окружающих человек воспринимает как временный и случайный эпизод в своей жизни, находясь в постоянном эмоциональном напряжении ожидания удара от судьбы. Такой психологический негативизм препятствует построению долговременных, прочных, глубоких отношений с другими людьми.

Дети с низкой самооценкой замыкаются в себе, имеют проблемы с учёбой не из-за качества знаний, а в силу своей неуверенности и страха быть непонятыми, высмеянными. Помощь психолога нужна им однозначно и незамедлительно.

Завышенная самооценка неизбежно создаст проблемы в общении со сверстниками

Завышенная самооценка, наоборот, приводит к тому, что человек ставит себя в позицию превосходства, уверен в собственной правоте, игнорирует точку зрения окружающих. При завышенном уровне восприятия своих сил и возможностей человек склонен к безответственности в действиях, поскольку берётся за работу, которая ему «не по плечу».

Так как зачастую именно родители формируют самооценку ребёнка, чрезмерно восторженное отношение к своему чаду может оказать ему «медвежью услугу», исказив реальное понимание вещей. С другой стороны, родительский критицизм и негативизм сформирует апатию и робость, убьёт энтузиазм, ограничит энергию активного действия для достижения успеха. Кроме того, могут появиться непонимание и неприятие со стороны сверстников.

Дошкольникам в целом свойственно иметь завышенную самооценку в силу недостатка знаний о себе, об окружающих людях. Часто у детей 45 лет можно услышать ответы в преувеличенной степени, когда ребёнок утверждает, будто он «всегда добрый», «всегда умелый», что свидетельствует об отсутствии самокритичности.

Насколько реалистичны и объективны ответы, можно будет проверить, сравнив самооценку ребёнка с мнением родителей и учителей о нём по тем же характеристикам. Старшие дошкольники и ученики средней школы, как правило, объективно и здраво осознают свои положительные качества и недостатки, для них важно мнение друзей и взрослых о них.

Обращаем внимание на то, что статистической нормой такого способа диагностики является психологически обоснованное и закономерное расхождение реального и идеального представления о себе ребёнка.

Реальная концепция своего «я» — это представление ребёнка о себе, то, что он сам о себе думает. Идеальная концепция подразумевает восприятие личностью своего «я» в соответствии со своими ожиданиями и желаниями, то есть: «Каким я хочу быть?».

Опытный практикующий психолог обязательно обнаружит возможный внутренний конфликт между реальным и идеальным в психологическом автопортрете человека.Рекомендации проницательного исследователя станут ценными для учителей и родителей, которые стремятся разобраться в особенностях характера ребёнка, глубже понять причины поведения своих детей или учеников.

Читайте также:  Какие существуют анализы на сифилис

Методика Р.С. Немова «Какой я?» — один из инструментов определения уровня самооценки, который необходим для раннего выявления проблем в области становления своего «я» ребёнка. Обращать внимание на то, как человек воспринимает самого себя, важно с детства, чтобы при необходимости провести психологическую коррекцию и помочь ему счастливо жить, расти, любить себя и комфортно общаться с окружающими.

источник

Формирование классного коллектива — одна из главных задач, стоящих перед классным руководителем. Ведь от того, как ученики чувствуют себя в коллективе, зависит их желание идти в школу, желание учиться. Атмосфера в классном коллективе влияет на формирование личностных качеств учащихся. В то же время каждый ребенок имеет влияние на коллектив. Это тоже важно учитывать при планировании и проведении воспитательной работы в классе.

Приведенные ниже методики в числе прочих помогут педагогу изучить коллектив детей, правильно построить свою работу с учениками.
Игры и методики заимствованы с различных интернетресурсов.
«Вот я какой!» (изучение интересов)
Эта игра превосходно подходит для начала учебного года. Дети могут представить себя небольшому кругу своих одноклассников, рассказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно бегло, то им стоит раздать предварительно размноженную анкету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать развернутые и детальные ответы. В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например: «Какое событие твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?», «Когда тебе нравится учиться?», «Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел стать его другом?», «С каким взрослым тебе интереснее и легче общаться?».
Материалы:
Каждому ребенку нужен экземпляр анкеты «Вот я какой!»
Инструкция:
Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем допишите незавершенные предложения (10 мин.). После того как выполните эту работу, разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.
Анкета «Вот я какой!»
1. Меня зовут
2. Мне лет
3. У меня глаза
4. У меня волосы
5. Улица, на которой я живу, называется
6. Моя любимая еда
7. Мой любимый цвет
8. Мое любимое животное
9. Моя любимая книга
10. Моя любимая телепередача
11. Самый прекрасный фильм, который я видел
12. Я люблю в себе
13. Моя любимая игра
14. Моего лучшего друга зовут
15. Страна, в которую я хотел бы съездить
16. Лучше всего я умею
17. Моих братьев и сестер зовут
18. Самая главная моя цель
Анализ упражнения:
— С кем из детей у тебя больше всего общего?
— Чьи ответы показались тебе самыми интересными?
— На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?

«Размышляем о жизненном опыте»
адаптированная методика, автор д.п.н. Н.Е. Щуркова
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3—4 классов.
Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» — мальчик, «д» — девочка).
Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Ответы ребята отмечают в таблице:
№ вопроса ответ А ответ Б ответ В
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.
— 1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?
— а) обойду, не потревожив;
— б) отодвину и пройду;
— в) смотря какое будет настроение.
— 2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
— а) ничего, какое мое дело;
— б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
— в) подойду и непременно заговорю.
— 3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
— а) тороплюсь в школу;
— б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
— в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.
— 4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
— а) предложу свою помощь;
— б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

— в) если попросят, я, конечно, помогу.
— 5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
— а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
— б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
— в) вступаюсь за обиженного.
— 6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
— а) они мои, раз я их нашел;
— б) завтра спрошу, кто их потерял;
— в) может быть, возьму себе.
— 7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
— а) на шпаргалки
— б) на усталость учителя: авось, пропустит;
— в) на свои знания.
— 8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
— а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
— б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
— в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
— 9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
— а) соглашусь с благодарностью;
— б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
— в) отказываюсь решительно.
— 10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
— а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
— б) выполняю, конечно;
— в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
— 11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
— а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
— б) не знаю, как придется;
— в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

— 12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
— а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
— б) сижу и жду, когда кто-то назовёт мою фамилию;
— в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
— 13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
— а) напомню о праве на отдых;
— б) делаю, раз надо;
— в) посмотрю, что скажут остальные.
— 14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?
— а) отвечаю тем же
— б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
— в) разрываю все отношения с этим человеком.
— 15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
— а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
— б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
— в) буду ждать новых сообщений.
— 16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
— а) ужасно завидую, мне неудобно;
— б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
— в) мне все равно.
— 17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
— а) отдаю – здоровье дороже;
— б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
— в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
— 18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
— а) быстро начинаю скучать;
— б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
— в) не замечал.
— 19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
— а) отбираю интересное и приношу;
— б) ненужных книг у меня нет;
— в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
— 20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
— а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
— б) человеку просто повезло прославиться;
— в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.
— Большое спасибо за ответы!
— Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо под¬считать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах
— Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19.
— Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
— Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.
— Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
— Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
— Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
— Графа в. Сосчитать * на вопросы 11,12.
— Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

«10 моих «Я»»
— Учащимся предлагаются листочки бумаги, на каждом из которых написано 10 раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах. Например, я – умный; я — красивый и т.д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики

Методики изучения атмосферы в коллективе «Подарки»
Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Таня – книга, Лена — ручка и т.д.
Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика, и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках.

«Аукцион»
Учащимся класса раздаются листы бумаги, некоторых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, неактивный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их приме¬няют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть, над чем работать с детским коллективом.
«Дом, в котором я живу»
Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

«Социометрия»
Цель: изучение состояния эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Необходимо для проведения.
Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
3. Кому ты доверишь свою тайну?
4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»
Ход проведения.
Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испы¬туемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.
Методики изучения самочувствия ребенка в классе ∆
«Солнце, тучка, дождик»
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению. Пример ответа:
В классе мне – 
С друзьями мне – 
Дома мне – 

«Цветик — семицветик»
автор И.М. Витковская
Цель: выявление направленности интересов младших школьников.
Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.
Обработка и интерпретация результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив следующую таблицу.

Желание
для себя для родных и близких для класса и школы для всех
Аня А. 3 1, 2, 6 4, 5 7

источник