Меню Рубрики

Анализ литературных источников как метод исследования

К анализу литературных источников исследователь обращается на подготовительном этапе и собственно исследовательском.

На подготовительной стадии происходит первичное ознакомление с литературой, с новейшими сведениями, имеющимися в педагогике и смежными с ней областями.

На втором этапе работа с литературой становится более глубокой, она необходима для уточнения, подтверждения или опровержения, обоснования полученных результатов.

Работа над теоретической частью включает:

I. Составление первичного списка литературы по теме. Существуют следующие способы библиографических разысканий

1) хронологический — выяснение того, как развивалось данное явление или понятие;

2) обратно-хронологический: изучение новейших исследований, чтобы рассмотреть сделанные ранее публикации под соответствующим углом зрения;

3) сравнительно-хронологический: возможность проследить развитие двух или нескольких родственных явлений (различных точек зрения, теорий, концепций).

II. Определение важных для исследования установок:

1) есть ли литература специально по той проблеме, которая выдвигается как предмет исследования;

2) какие стороны проблемы в литературе затрагиваются и как освещаются, какие методы при этом используются;

3) в чем достоинства и недостатки данных исследований;

4) устанавливается и анализируется литература, имеющая косвенное отношение к изучаемой проблеме;

5) выписываются основные термины и составляется понятийный аппарат. При работе с определениями необходимо:

— выписать все определения, имеющиеся в толковых, энциклопедических, специальных словарях, монографиях;

— определить, какие признаки в них встречаются чаще других;

— исходя из анализа терминов выбрать рабочее определение или составить свое. Обосновать свой выбор.

В результате анализа выделяются:

1) источники, выполняющие методологическую функцию. Они будут составлять основу исследования; идеи, представленные в них, будут определять сущность и логику исследования;

2) отдельно определяется литература, которая может служить для подтверждения некоторых выдвигаемых в исследовании положений;

3) особо обращается внимание на источники, подвергающиеся критике, т.е. дискуссионные;

4) среди литературы отмечают и такую, в которой содержится интересный материал по методике исследования.

III. Выбор теоретического уровня описания литературы. Выделяют следующие уровни описания научной литературы:

1) реферативный обзор в виде пересказа выводов без попытки увидеть преемственность, взаимосвязь, развитие научного знания.

Алексеев В.И. дает такое определение.

А Петров С.П. рассматривает это явление как.

В психолого-педагогическом словаре это понятие трактуется следующим образом.

2) реферативный анализ с элементами сопоставления точек зрения с той целью, чтобы выявить, какая из них более полно, разносторонне раскрывает интересующее нас явление.

В определении, данном Алексеевым В.И., дается перечисление. а вот иное определение. В нем дана иерархия. но. А вот в определении Петрова С.П.

3) теоретико-констатирующий анализ, когда прослеживается развитие знания с каких-то теоретических позиций.

В работах Алексеева В.И., Петрова С.П. интересующее нас явление характеризуется с позиции авторитарной педагогики. Оно рассматривается как. А в монографии Семеновой Р.К. представлена гуманистическая позиция в решении сформулированных проблем.

4) теоретико-методологический анализ, цель которого — оценить имеющиеся знания по проблеме с точки зрения полноты реализации в нем определенных методологических идей, высказать свое отношение к ним.

Типичные ошибки при анализе литературы:

1. Описательный характер теоретической части (конспект источников).

2. Анализ превращается в самоцель.

3. Бессистемность в анализе, отсутствие логики.

4. Некритическое использование литературы, неумение определить его научную ценность.

5. Искажение авторской мысли, превратное понимание материала.

Рекомендации по работе с источниками

1. Конспектировать на одной стороне листа, не делать сокращений слов. Оставлять поля, на которых можно делать различные пометки: к какому параграфу той или иной главы может быть отнесен материал, высказывать свое оценочное отношение и др.

2. Обязательно указывать автора, полное название книги, выходные данные и номер страницы, которая конспектируется.

3. Отдельно на карточках выписывать определения, составляющие понятийный аппарат работы (на обороте карточки также указывать точное наименование источника).

4. Материал, относящийся к отдельным главам, параграфам, сразу группировать и складывать в соответствующие пронумерованные папки (например, глава 1, параграф 1 и т.д.).

Все это поможет легко и быстро обработать изученное и представить в связном тексте.

4.3 Организация опытно-экспериментальной работы

Под опытной работой в педагогическом исследовании понимается организация автором практической деятельности в соответствии с имеющимся в литературе и практике опытом без каких-либо конструктивных авторских изменений.

Педагогический эксперимент является своеобразным комплексом методов исследования, который обеспечивает научно-обоснованную и доказа-

тельную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы.

В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента:

1. Естественный и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания. Исследователь наблюдает начальное состояние деятельности, поведения школьников, затем осуществляются рекомендуемые изменения в содержании, формах, методах учебно-воспитательной деятельности. После этого вновь изучается уровень успешности учения школьников или уровень воспитанности и делается вывод об эффективности применяемой в естественных условиях системы мер.

В случае лабораторного эксперимента выделяется группа учащихся, с которыми в специально созданных условиях осуществляется особая деятельность и делается вывод об ее эффективности.

2. Констатирующий и формирующий эксперимент.

В первом случае исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы. Во втором случае исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учащихся определенных личностных качеств, улучшения их учебной деятельности и т.д.

Для проведения эксперимента, как правило, выделяется две группы учащихся (два класса, два коллектива и др.), которые называются контрольной и экспериментальной группами. Определение этих групп осуществляется с помощью случайной выборки, при этом необходимо констатировать примерно одинаковый уровень обученности или воспитанности учеников этих групп до начала эксперимента. Вместе с тем, возможно проведение эксперимента на одной группе, без выделения контрольной. В этом случае замеряется уровень обученности или воспитанности, или каких-то других параметров (в зависимости от целей эксперимента) до и после его проведения.

Выделяют следующие основные этапы проведения эксперимента:

1) предшествующий эксперименту этап (анализ литературы, практики);

2) подготовка к проведению эксперимента (выбор объекта, методики изучения и измерения, определение критериев и т.д.);

3) проведение эксперимента (изучение начального состояния системы, осуществление предлагаемой системы мер по решению экспериментальных задач, фиксирование данных о ходе эксперимента, указание трудностей в его проведении и т.д.);

4) подведение итогов эксперимента (описание результатов конечного состояния системы, характеристика условий, при которых эти результаты были достигнуты и т.д.).

Для проведения эксперимента необходимо выполнить ряд условий:

1) Определить задачи эксперимента.

2) Выбрать необходимое число экспериментальных объектов.

3) Определить длительность эксперимента.

4) Выбрать конкретные методики, применяемые в ходе эксперимента.

5) Определить критерии оценки успешности экспериментальных действий.

6) Соотнести итоги эксперимента и гипотезу исследования.

Одним из сложных вопросов любого педагогического исследования является выбор критериев эффективности предлагаемой системы мер. Критерии должны удовлетворять следующим принципам:

— быть объективными (насколько это возможно), т.е. оценивать исследуемый признак однозначно;

— валидными, т.е. оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить;

— нейтральными по отношению к исследуемым явлениям (например, если в экспериментальном классе изучается какая-то тема, а в контрольном нет, то нельзя сравнивать знание учащимися данной темы);

— полными, т.е. совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления или процесса.

Для определения уровня сформированности готовности к выбору профессии:

а) — общественная направленность личности;

— интересы и склонности к избирательному виду труда;

— накопленный опыт деятельности в сфере личных профессиональных интересов (С.Н.Чистякова);

б) — информированность о мире профессий;

— знание своих индивидуально-личностных особенностей;

— умение соотнести свои личностные качества с требованиями профессии и специальности (Е.М.Павлютенков)

Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 10982 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Данный метод служит средством уточнения понятийного аппарата, получения информации о прошлом и современном состоянии объекта исследования, выявления проблемы и путей ее разрешения.

Работа по подбору литературы обычно начинается после выбора темы и установления конкретных задач исследования. Собственная библиография по интересующей проблеме составляется на основе библиотечных каталогов: алфавитного, систематического, предметного.

В алфавитном каталоге сведения об имеющейся в библиотеке литературе располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы). Алфавитный порядок сохраняется также для имени и отчества автора. Литература, опубликованная на языке, использующем латинскую графику, как правило, располагается в этих каталогах после всех изданий на русском языке.

В систематических каталогах описания произведений даны по отраслям науки и техники. Отделы и подотделы систематических каталогов строятся в порядке от общего к частному, который закрепляется специальными индексами – сочетанием букв или цифр. Отделы систематических каталогов нередко имеют вначале перечни своих подразделений, со ссылками и примечаниями, позволяющими ориентироваться в большом массиве каталожных карточек. Алфавитное расположение тут играет подчиненную роль, зачастую уступая место хронологическому порядку – прямому или обратному.

Предметные каталоги отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке.

Также можно выделить еще каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с литературой следует учесть, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные, чем книги и монографии, т.к. последние долго готовятся и издаются. В то же время в монографиях и книгах материал излагается более подробно.

При работе с журналами«Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», «Тренер», «Физкультура и спорт», «Педагогика», «Вопросы психологии» и др. следует начинать просмотр с последнего номера, т.к. в конце его приводится указатель статей, опубликованных за прошедший год.

Знакомству с результатами последних исследований в университетах и институтах поможет чтение сборников тезисов, материалов различных научных и научно-методических конференций, симпозиумов.

Для успешного поиска в библиотеке необходимой литературы надо запомнить следующее:

1. Вы знаете автора книги или ее название – обратитесь к алфавитному каталогу.

2. Вас интересует книга по определенной отрасли науки – обратитесь к систематическому каталогу.

3. Вам необходима книга по какому-либо узкому, специальному вопросу (предмету) – обратитесь к предметному каталогу.

4. Вы интересуетесь статьей из периодического издания – обратитесь к систематическим или предметным карточкам журнальных и газетных статей.

В изучении литературных источников можно выделить несколько этапов, название и содержание которых раскрыты в таблице 1.

Этапы и содержание работы с литературными источниками

Этапы работы содержание
1. Общее ознакомление — ознакомление с оглавлением — беглый просмотр литературного источника
2. Внимательное чтение по главам и разделам — выделение наиболее важного участка текста
3. Выборное чтение — перечитывание наиболее важной части текста
4. Составление плана прочитанного материала — постановка проблем
5. Выписка из прочитанного — полные и точные (цитата + библиографическое описание с указанием тех страниц, откуда взята цитата)
6. Оформление картотек — библиографическая картотека (карточки с библиографическим описанием источника) — картотека выписок (карточки содержат название тематического раздела, к которому относится содержание текста выписки) — картотека рефератов (содержит библиографическое описание + реферат источника по разным темам) — картотека иностранной литературы (картотека на языке оригинала + перевод + термины на языке оригинала)
7. Сопоставление прочитанного с другими источниками
8. Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Изложив существо отдельных положений, нужно выявить точки зрения авторов, вскрыть единство и различия во взглядах, обозначить дискуссионные, неясные и малоразработанные положения.

Необходимо отметить, что нового и оригинального вносит автор каждой работы, высказать свое отношение к авторской позиции, к полученным ими выводам.

При подборе интересующей литературы надо учитывать год издания, авторитетность и известность в науке автора книги, издательство, общую направленность работы (определяемой на данном этапе по заглавию). Этап подбора соответствующей литературы должен сопровождаться библиографическим описанием источника на специальных каталожных карточках или в тетради. Это связано с тем, что иногда возни­кает потребность в повторных просмотрах тех или иных источни­ков, а также необходимостью создать личную картотеку, постро­енную по определенному тематическому признаку. Все библио­графические описания должны быть строго унифицированы и отвечать общепринятым правилам. На карточках, оформляемых на библиотечные книги, необходимо обязательно указывать шиф­ры, под которыми эти книги значатся в библиотеке. Наличие шифра помогает библиотечным работникам быстро отыскать данный ис­точник.

Изучение литературы необходимо для более четкого представ­ления методологии исследования и определения общих теорети­ческих позиций, а также выявления степени научной разработан­ности данной проблемы. Всегда важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специаль­ных работах по данному вопросу, отражающих результаты соот­ветствующих исследований.

Еще одним мето­дом сбора фактических данных является изучение педагогической документации и архивных материалов: планов и дневников тре­нировок, протоколов соревнований, учебных планов и программ, журналов учета успеваемо­сти и посещаемости, личных дел и медицинских карточек, стати­стических материалов и т. п. В этих документах фиксируются мно­гие объективные данные, помогающие установить ряд характери­стик, причинные связи, выявить некоторые зависимости и т. д.

Читайте также:  Как собрать анализ мочи беременной

По форме фиксации информации существуют: письменные документы (содержат в основном буквенный текст); статистические данные (информация в основном цифровая); иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины); фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты); технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество).

Большинство необходимых документов сконцентрировано в государственных архивах (федерального значения, республиканских, краевых, обла­стных). Свои архивы имеет также ряд научных и учебных заведений и организаций.

Документы в архивах откладываются и хранятся по фондам, которые делятся на описи. В основу описи положен хронологиче­ский принцип либо структурные подразделения учреждения-фондообразователя. При отборе документов в архиве следует, преж­де всего, ознакомиться с его учетно-справочным аппаратом: свод­ным справочным фондом архива или путеводителем по архиву, часто имеющим аннотации к наиболее значительным фондам; ка­талогами и описями дел фондов, которые называются единицами хранения. После установления названия фонда, материалы кото­рого необходимы для работы, составляется заявка по форме, име­ющейся в каждом архиве. Полученные по заявке документы нуж­но внимательно просмотреть и выявить их ценность и необходи­мость для дальнейшего изучения. Содержание очень важных для работы и имеющих небольшой объем документов следует выпи­сывать полностью, одновременно указывая название фонда, но­мер описи, номер дела, единицу хранения и лист. В некоторых случаях можно ограничиться краткими выписками отдельных фак­тов, также сопровождая их обязательной ссылкой на фонд, опись, дело и лист.

источник

Педагогическое исследование обычно проводится в четкой последовательности: анализ состояния исследуемой проблемы и формулировка темы; уточнение темы и разработка гипотезы; проведение систематических наблюдений, исследовательская работа и экспериментальная проверка гипотезы; привлечение дополнительного материала; анализ материала и построения выводов; литературное оформление проведенной работы. И хотя данная схема не раскрывает логики исследования проблемы, но она убедительно показывает, что анализ состояния исследуемой проблемы в научном исследовании имеет важное значение. Чтобы полноценно спланировать исследовательскую работу, квалифицированно и продуктивно провести исследование, необходимо хорошо ориентироваться в тех результатах, которые были получены ранее. Для этого всесторонне изучаются литературные данные, документы учебных заведений. Такая работа и называется анализу исследуемой проблемы.

Каждое педагогическое исследование начинается прежде всего с изучения литературных источников по проблеме исследования. К важнейших литературных источников, содержащих разнообразный фактический материал, относятся труды выдающихся представителей педагогики прошлого и современности, диссертации, монографии, научные отчеты, депонированные тексты результатов исследований, статьи, доклады педагогических проблем.

Для педагога-исследователя большую научную ценность представляют также учебные планы и программы, учебники и учебно-методические пособия.

Следует отметить, что изучение состояния исследуемой проблемы по литературным источникам — дело непростое: человечество только за предыдущее столетие накопило такой объем знаний об окружающем мире, что даже в узкой области науки исследователь может буквально утонуть в множестве публикаций. Не исключением является и педагогическая наука. Поэтому ориентирование со знанием дела в информационных источниках, умение правильно их подбирать и целенаправленно изучать — важная составляющая профессиональной квалификации педагога-исследователя.

Важное место в изучении состояния проблемы занимает изучение педагогического опыта по конкретной проблеме. Чаще всего его изучение осуществляется в ходе разнообразных контактов, устанавливаемых между исследователем и учителем, воспитателем, вузовским преподавателем, мастером производственного обучения. Другим способом непосредственного использования педагогического опыта является изучение определенных литературных источников. К ним относятся статьи, публикуемые в научно-методических журналах, доклады, прочитанные на педагогических чтениях, научно-практических конференциях.

Обычно в методическом обзоре научно-педагогической литературы каждый исследователь раскрывает свой подход к подбору литературных источников, содержащих важный настановчий и обобщающий фактический материал, о способах и средствах обучения, о рационализаторские приемы организации учебного процесса, о сознательно создаваемые внешние условия его совершенствования и т. п, свою классификацию этих источников. Важно, чтобы исследователь при рассмотрении очерченного круга литературных источников под углом зрения своей проблемы, а также психологической и педагогической их эффективности наметил пути рационального их использования в научно-исследовательской работе.

Ознакомление с опубликованными по теме исследования научными трудами начинается сразу после разработки идеи, то есть замысла научного исследования, который находит свое отражение в теме и рабочей программе исследования. Такая постановка дела дает возможность целенаправленнее искать литературные источники по выбранной теме и лучше проработать материал, опубликованный в трудах других ученых, ибо истоки основных вопросов проблемы почти всегда заложены в более ранних исследованиях.

Литературный афоризм утверждает: «Изучать явление без книг — это начать плавание в неизведанном море без карты, изучать же книги без практической работы — это значит вовсе не выйти в море». Конечно, проводя исследования приходится прочесть довольно много книг и статей, из которых только незначительная часть будут по настоящему изучены и проанализированы. Поэтому необходимо пользоваться двумя видами чтения: «быстрого» и «медленного».

«Быстрое» чтения (чтения «по диагонали») должно ответить на вопрос, стоит ли данную статью или книгу внимательно изучать.

После того, как просмотрены всю имеющуюся на данный момент литературу, можно приступить к «медленного» чтению, к более глубокому ее изучению, переходя от простого материала к более сложному. Надо начинать с книг, впоследствии — статьи, сначала изучать отечественные источники, а потом — иностранную литературу.

При чтении отобранной литературы надо делать пометки, желательно на одной стороне листа стандартного формата; это дает возможность в дальнейшем компоновать материал в любом порядке или, как говорят, пользоваться методом «клея и ножниц». Читая источники, лучше записать больше, потому что заранее не всегда известно, что из этого материала может понадобиться повторный поиск — лишняя потеря времени.

Очень большое значение имеет обработка записей по мере их накопления. Здесь нужно проявить максимальную организованность, граничащая с педантизмом. За систему хранения записей следует взять первоначальный план исследования. Полезно для каждого раздела завести отдельную папку, куда складывать все выписки относительно этого раздела в последовательности, соответствующей изложению материала.

Потом весь материал надо систематизировать, то есть разместить в соответствии с планом, исключить лишнее (дубли, материалы, пересекаются и др.).

Дальнейшая обработка материала должна дать ответ на вопрос о полноте собранной информации, ее достаточно для работы.

Как найти нужную литературу? Есть два пути получения библиографической справки: заказ в специализированном информационном учреждении (информационном подразделении учреждения) или самостоятельный поиск. Надо отметить, что несмотря на высокую квалификацию работников информационных служб, они никогда не поймут литературу так, как нужно исследователю, хоть и сохранят ему много ценного времени. Научный работник в поиске литературы должен сначала выяснить перечень периодических изданий, от которых можно надеяться необходимой информации. Хорошо составленный список даже при беглом знакомстве с заголовками источников помогает осознать объем нужной информации. Необходимо просмотреть все виды источников, содержание которых связано с темой исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, печатаемые документы (отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, депонированные рукописи, материалы зарубежных изданий), официальные материалы. Если такой перечень окажется очень большим, следует ограничить параметры библиографического поиска: язык, страна, год издания и т.др. Когда по данному вопросу существует библиографический справочник, надо его использовать, одновременно проверив его полноту. Начинать поиск стоит с новой литературы, а потом постепенно «разматывать клубок», пользуясь ссылками на другие источники.

Еще одним источником информации о литературе по теме есть прикнижкова, или пристатейна библиография или ссылки на книги и статьи, что дадутся постранично. Этим источником не следует пренебрегать, потому что они могут быть непосредственно относящимися к теме исследования. Уже на этапе предварительного ознакомления с литературой следует обратиться к библиографии книг и статей и пополнять из этого источника список литературы собственного исследования.

Состояние изученности темы целесообразно анализировать с информационных изданий, целью выпуска которых является оперативная информация как о самих публикациях, так и наиболее существенные моменты их содержания. В настоящее время выпуском информационных изданий занимаются Украинский институт научно-технической и экономической информации (УкрНТЕІ), Книжная палата Украины, центральные научные библиотеки, Институт регистрации информации НАН Украины (электронная газета «всем», реферативный журнал «Источник»), службы научно-технической информации министерств и ведомств, некоторых научных учреждений.

Поиск литературы и предварительное ознакомление с ней сопровождаются соответствующей работой. Если название книги отражает выбранную тему, то следует выписать на специальную карточку входные данные: фамилию, инициалы автора, название книги или статьи, место издания (город и издательство, для статьи указывают название журнала или сборника, год издания и количество страниц, для статьи, кроме года, указывают номер журнала и страницы, на которых размещена статья).

Особенно следует остановиться и подчеркнуть необходимость использования для составления списка литературы (библиографии) карточек. Лучше всего использовать специальные каталожные карточки, производятся из плотной бумаги, одинакового размера. Использование карточек создает выгоду и экономит время в работе с литературой. Когда исследователь приступает к литературному оформлению научной работы, возникает необходимость ссылаться на литературные источники, поэтому список должен быть оформлен раньше, чем начнется непосредственная работа над текстом. Карты позволяют сделать такой список очень быстро, без затрат времени и усилий. Достаточно составить карточки с исходными данными литературных источников, используемых в тексте, в алфавитном порядке и скрепить. Список литературы готов. Остается пронумеровать карточки, если ссылки делаются с указанием номера литературного источника без трокових сносок. Это самая удобная форма ссылок на литературные источники. Переписывать список литературы при такой форме ведения записей необходимо всего лишь один раз — в окончательном оформлении текста научной работы.

Если какие-то из литературных источников не используется в тексте, то достаточно отложить карточку с исходными данными в сторону и не нужно делать никаких викреслювань.

После того как исходные данные зафиксированы на все имеющиеся в каталоге литературные источники имеет смысл их систематизировать, то есть определить порядок, в котором они будут изучаться. После этого можно заказывать их.

Знакомство с литературным источником осуществляется в определенной последовательности: 1) сначала знакомятся с названием; 2) затем читают аннотацию; 3) следующий шаг — знакомство с разделами книги; 4) если книга имеет научный аппарат (предметный, именной указатель), то можно воспользоваться им для выборочного чтения; 5) наконец, знакомство с текстом разделов и параграфов — чтение как сплошное, так и выборочное в зависимости от источника.

Знакомство с аннотацией, разделам, предметным, именным указателем, бігле (ознакомительное) чтение следует сопровождать аналитическими записями. Они могут иметь вид: 1) аннотирование, критических замечаний, отдельных выписок прямо на карточке после беглого чтения; 2) сжатое конспектирование отдельных разделов книги после выборочного чтения; 3) подробного конспекта отдельных разделов или всей работы, если она имеет прямое отношение к теме исследования.

Уже на этапе предварительного знакомства с литературой книги и статьи для подробного конспекта откладываются. Во время чтения книг можно руководствоваться образной совету Ф. Бэкона, который писал, что есть книги, которые надо только попробовать (посмотреть аннотацию, разделы), есть такие, которые лучше всего проглотить (прочитать беглым чтением) и лишь немногие стоит разжевывать и переваривать (прочитать сплошным медленным чтением и подробно законспектировать). В зависимости от цели и задач конкретного научного исследования используют различные способы библиографического поиска: хронологический, обратно-хронологический, сравнительно-хронологический.

Хронологический применяется для выяснения того, как развивалось изучение какого-либо явления, когда появились первые исследования по теме, как они изменились со временем, что накоплено на сегодняшний день, что осталось неизвестным и др.

Возвратно-хронологический — это способ, при котором исходят из новейших исследований, чтобы затем под этим углом зрения обратиться к более ранних публикаций.

Сравнительно-хронологический средство дает возможность проследить развитие нескольких точек зрения, концепций, теорий, касающихся одного и того же явления.

Наиболее важные книги и статьи необходимо обязательно прочитать в оригинале. Изучив литературный источник, сразу следует сделать его полное библиографическое описание. Никогда не полагайтесь на свою память, запишите на карточках необходимое и замечания к каждому источнику.

Изучая литературу не пытайтесь только заимствовать материал. Параллельно обдумываем найденную информацию. Этот процесс должен продолжаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания. Обычно используется не вся информация, содержащаяся в определенном источнике, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме исследования и поэтому наиболее ценна и полезна. Таким образом, критерием оценивания изученного является возможность его практического использования в диссертации.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Изучая литературные источники, нужно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем ими было легко пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях. Возможно, часть полученных данных окажется бесполезной, очень редко они используются полностью. Поэтому необходимы тщательный отбор и оценивание их. Отбор научных фактов — не простое дело, это не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной работы.

Надо подбирать не любые, а только научные факты. Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее, чем понятие «факт», что применяется в повседневной жизни. Когда говорят о научных фактах, то понимают их как составные элементы основы научного знания, отражение объективных свойств вещей и процессов. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до этого времени предмет, явление или процесс. Это не обязательно научное открытие, но новое знание о том, чего мы до сих пор не знали.

Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю. Новые научные факты, иногда довольно значительные, именно из-за того, что их значения недостаточно раскрыто, могут надолго оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Достоверность научного факта базируется на его безусловном реальном существовании, которое подтверждается при построении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации Очевидно, что официальное издание, опубликованное от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых вызывает меньше сомнений.

Известно, что наблюдения в педагогических исследованиях предполагает фиксацию различных фактов. Фиксация фактов позволяет более точно описать исследуемые педагогические явления, учебно-воспитательный процесс.

Очень важный фактический материал исследователь может получить из документов (под документом социологи понимают средство передачи или сохранения информации). Круг документов, отражающих различные стороны деятельности учебного заведения, широкий. В педагогической литературе документы классифицируют по-разному.

По форме фиксации документы делятся на: письменные (директивные и учебно-программные документы, рабочие перспективные и текущие планы, протоколы, отчеты), статистические (таблицы, графики и тому подобное), образные или графические (кино и фотодокументы), фонетические (магнитофонные записи).

Иногда используют классификацию документов, основанием которой служит характер их использования. В связи с этим выделяются три группы документов: 1) позволяющие восстановить некоторые педагогические явления; 2) позволяют сделать некоторые выводы об их авторов (преподавателей, мастеров производственного обучения, учащихся и др); 3) позволяющие иллюстрировать педагогические явления (для приведения примеров, ссылок и др.).

Принято и более упрощенную классификацию документов:

1) документы, отражающие деятельность педагогического коллектива (расписание занятий, классный журнал, учебно-методическая документация и тому подобное);

2) документы, отражающие деятельность учащихся (дневник, рабочая тетрадь, контрольная работа, творческое изделие и др.).

При анализе документации применяются методы, которые объединяются в две основные группы: традиционные методы анализа; количественные методы анализа (контент-анализ).

Первая группа объединяет все мыслительные операции, направленные на интерпретацию данных определенной точки зрения. Конечно, информационные данные, которые интересуют исследователя, находятся в документе в скрытой форме. Превращение этой формы и представляет собой интерпретацию его содержания.

Традиционные методы анализа используются при внешнем и внутреннем анализе документов. Благодаря внешнему анализу устанавливаются вид, форма документа, время и место появления, его автор, контекст, надежность и достоверность. Внутренний анализ — исследование содержания документа, характеризующего изучаемое педагогическое явление. Такой анализ раскрывает глубинные, скрытые стороны содержания документа.

Хотя внешний и внутренний анализ документов является самостоятельным творческим процессом, существуют общие требования к его проведению, установленные в виде следующего формализованного перечня вопросов:

1. Что представляет собой документ? Кто его автор?

2. С какой целью создан документ? Какова его надежность?

3. Какова достоверность зафиксированных в нем данных?

4. Какой общественный резонанс документа?

5. Который фактическое содержание документа?

6. Какова ценность содержания документа?

7. Выводы о фактах, содержащихся в документе.

8. Выводы о оценочные установки, содержащиеся в документе.

9. Выводы об авторе документа.

10. Полнота данных, содержащихся в документе.

Сущность количественных методов анализа документов (контент-анализ) заключается в определении признаков, черт, свойств документа, что легко подсчитываются и которые отражают определенные существенные стороны его содержания. Только в этом случае качественное содержание документа становится удобным для измерения.

Контент-анализ — это техника выведения заключения за помощью выявленных объективных характеристик текста. Использование контент-анализа содержит в себе ряд стандартизированных процедур. Его применение необходимо тогда, когда несистематизированный материал большой по объему; категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах; для изучения проблемы важное значение имеет язык изучаемого источника информации.

источник

Данный метод служит средством уточнения понятийного аппарата, получения информации о прошлом и современном состоянии объекта исследования, выявления проблемы и путей ее разрешения.

Работа по подбору литературы обычно начинается после выбора темы и установления конкретных задач исследования. Собственная библиография по интересующей проблеме составляется на основе библиотечных каталогов: алфавитного, систематического, предметного.

В алфавитном каталоге сведения об имеющейся в библиотеке литературе располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы). Алфавитный порядок сохраняется также для имени и отчества автора. Литература, опубликованная на языке, использующем латинскую графику, как правило, располагается в этих каталогах после всех изданий на русском языке.

В систематических каталогах описания произведений даны по отраслям науки и техники. Отделы и подотделы систематических каталогов строятся в порядке от общего к частному, который закрепляется специальными индексами – сочетанием букв или цифр. Отделы систематических каталогов нередко имеют вначале перечни своих подразделений, со ссылками и примечаниями, позволяющими ориентироваться в большом массиве каталожных карточек. Алфавитное расположение тут играет подчиненную роль, зачастую уступая место хронологическому порядку – прямому или обратному.

Предметные каталоги отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке.

Также можно выделить еще каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с литературой следует учесть, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные, чем книги и монографии, т.к. последние долго готовятся и издаются. В то же время в монографиях и книгах материал излагается более подробно.

При работе с журналами«Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», «Тренер», «Физкультура и спорт», «Педагогика», «Вопросы психологии» и др. следует начинать просмотр с последнего номера, т.к. в конце его приводится указатель статей, опубликованных за прошедший год.

Знакомству с результатами последних исследований в университетах и институтах поможет чтение сборников тезисов, материалов различных научных и научно-методических конференций, симпозиумов.

Для успешного поиска в библиотеке необходимой литературы надо запомнить следующее:

1. Вы знаете автора книги или ее название – обратитесь к алфавитному каталогу.

2. Вас интересует книга по определенной отрасли науки – обратитесь к систематическому каталогу.

3. Вам необходима книга по какому-либо узкому, специальному вопросу (предмету) – обратитесь к предметному каталогу.

4. Вы интересуетесь статьей из периодического издания – обратитесь к систематическим или предметным карточкам журнальных и газетных статей.

В изучении литературных источников можно выделить несколько этапов, название и содержание которых раскрыты в таблице 1.

Этапы и содержание работы с литературными источниками

Этапы работы содержание
1. Общее ознакомление — ознакомление с оглавлением — беглый просмотр литературного источника
2. Внимательное чтение по главам и разделам — выделение наиболее важного участка текста
3. Выборное чтение — перечитывание наиболее важной части текста
4. Составление плана прочитанного материала — постановка проблем
5. Выписка из прочитанного — полные и точные (цитата + библиографическое описание с указанием тех страниц, откуда взята цитата)
6. Оформление картотек — библиографическая картотека (карточки с библиографическим описанием источника) — картотека выписок (карточки содержат название тематического раздела, к которому относится содержание текста выписки) — картотека рефератов (содержит библиографическое описание + реферат источника по разным темам) — картотека иностранной литературы (картотека на языке оригинала + перевод + термины на языке оригинала)
7. Сопоставление прочитанного с другими источниками
8. Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Изложив существо отдельных положений, нужно выявить точки зрения авторов, вскрыть единство и различия во взглядах, обозначить дискуссионные, неясные и малоразработанные положения.

Необходимо отметить, что нового и оригинального вносит автор каждой работы, высказать свое отношение к авторской позиции, к полученным ими выводам.

При подборе интересующей литературы надо учитывать год издания, авторитетность и известность в науке автора книги, издательство, общую направленность работы (определяемой на данном этапе по заглавию). Этап подбора соответствующей литературы должен сопровождаться библиографическим описанием источника на специальных каталожных карточках или в тетради. Это связано с тем, что иногда возни­кает потребность в повторных просмотрах тех или иных источни­ков, а также необходимостью создать личную картотеку, постро­енную по определенному тематическому признаку. Все библио­графические описания должны быть строго унифицированы и отвечать общепринятым правилам. На карточках, оформляемых на библиотечные книги, необходимо обязательно указывать шиф­ры, под которыми эти книги значатся в библиотеке. Наличие шифра помогает библиотечным работникам быстро отыскать данный ис­точник.

Изучение литературы необходимо для более четкого представ­ления методологии исследования и определения общих теорети­ческих позиций, а также выявления степени научной разработан­ности данной проблемы. Всегда важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специаль­ных работах по данному вопросу, отражающих результаты соот­ветствующих исследований.

Еще одним мето­дом сбора фактических данных является изучение педагогической документации и архивных материалов: планов и дневников тре­нировок, протоколов соревнований, учебных планов и программ, журналов учета успеваемо­сти и посещаемости, личных дел и медицинских карточек, стати­стических материалов и т. п. В этих документах фиксируются мно­гие объективные данные, помогающие установить ряд характери­стик, причинные связи, выявить некоторые зависимости и т. д.

По форме фиксации информации существуют: письменные документы (содержат в основном буквенный текст); статистические данные (информация в основном цифровая); иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины); фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты); технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество).

Большинство необходимых документов сконцентрировано в государственных архивах (федерального значения, республиканских, краевых, обла­стных). Свои архивы имеет также ряд научных и учебных заведений и организаций.

Документы в архивах откладываются и хранятся по фондам, которые делятся на описи. В основу описи положен хронологиче­ский принцип либо структурные подразделения учреждения-фондообразователя. При отборе документов в архиве следует, преж­де всего, ознакомиться с его учетно-справочным аппаратом: свод­ным справочным фондом архива или путеводителем по архиву, часто имеющим аннотации к наиболее значительным фондам; ка­талогами и описями дел фондов, которые называются единицами хранения. После установления названия фонда, материалы кото­рого необходимы для работы, составляется заявка по форме, име­ющейся в каждом архиве. Полученные по заявке документы нуж­но внимательно просмотреть и выявить их ценность и необходи­мость для дальнейшего изучения. Содержание очень важных для работы и имеющих небольшой объем документов следует выпи­сывать полностью, одновременно указывая название фонда, но­мер описи, номер дела, единицу хранения и лист. В некоторых случаях можно ограничиться краткими выписками отдельных фак­тов, также сопровождая их обязательной ссылкой на фонд, опись, дело и лист.

Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение представляет собой прямое планомерное констатирование фактов и событий на уроке физической культуры, внеурочных мероприятиях по физической культуре, спортивной тренировке, соревнованиях с последующим их анализом и оценкой.

Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны обучения и воспитания, которые можно фиксировать не нарушая хода педагогического процесса.

Объектами педагогических наблюдений могут быть: средства и методы обучения, воспитания, развития, совершенствования физических качеств, тактической подготовки, психологической подготовки, учебно-тренировочная и соревновательная деятельность, деятельность учителя физической культуры (тренера), взаимоотношения между школьниками, спортсменами; параметры, характеризующие технику выполнения физических упражнений; характер и величина тренировочных нагрузок и т.д.

Читайте также:  Как сделать сравнительный анализ законодательства

Выбор объекта наблюдения полностью определяется задачами исследования.

По количеству объектов, подлежащих наблюдению, различают тематическое и комплексное (проблемное) наблюдение.

Тематическое наблюдение заключается в том, что из целостного учебно-воспитательного процесса как бы вычленяются то или иное явление (предмет исследования) и подвергается наблюдению.

Комплексные (проблемные) наблюдения представляют собой наблюдение за несколькими взаимосвязанными педагогическими явлениями, составляющими в совокупности одно из определяющих направлений в исследовании предмета.

Например, исследование дифференцированного подхода к физическому воспитанию требует вести наблюдение за различными способами дифференциации и ее результатами, определяющими, в конечном счете, эффективность физического воспитания.

Перед тем как проводить наблюдение необходимо: сформулировать задачи наблюдения; наметить какие стороны педагогического процесса будут изучаться; определить методы фиксации полученных данных и организацию проведения наблюдения; определить методы статистического анализа собранного материала.

Для проведения педагогических наблюдений используются следующие способы:

1. Протоколирование(словесное описание; графическая фиксация с использованием различных условных обозначений и систем изображения (схем, рисунков).

Визуальное наблюдение за техникой исполнения и тактикой можно вести с помощью обычной записи или специальных условных обозначений и таблиц оценки техники и технических действий.

В исследованиях, проводимых в области педагогики, физического воспитания и спорта широкой известностью пользуются методы, называемые опросом. В зависимости от методики проведения такого опроса можно выделить: анкетирование, интервью, беседу. Сущность опроса сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы.

Анкетирование – метод получения информации путем письменных ответов респондентов (опрашиваемых) на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Виды анкетирования: сплошное и выборочное, личное и заочное, индивидуальное и групповое.

Применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования от­вета, и закрытые, в которых приходится выбирать один из готовых ответов; полузакрытые (полуоткрытые) — даются готовые ответы и можно добавлять собственные ответы; именные, требующие указывать фамилию испытуемо­го, и анонимные — без указания автора ответов; полные и урезанные; пропе­девтические и контрольные и т. д.

Применяется также «полярная» анкета с балльной оценкой. По аналогии составляются опросные листы для самооценки и оценки других. Например, при исследовании качеств личности в опросные листы вносят пятибалль­ную шкалу:

Добрый Жадный
Трудолюбивый Ленивый
Ответственный Неответственный
Одаренный Малоспособный

Затем каждое качество оценивается по шкале. Число баллов может быть различным, включая положительную и отри­цательную градации (-5, -4, -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3, +4, +5).

Интервью – это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем.

Беседа – это метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Метод анкетирования широко применяется в социометрическом эксперименте, который используется для измерения межличностных социально-психологических отношений в малых группах с целью их последующего изменения; в психодиагностике, при изучении мотивации, психических состояний и т.д. для изучения текущего или ретроспективного состояния педагогического явления.

Экспертное оценивание

Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения (качество выполнения гим­настических упражнений, артистизм в фигурном катании, уро­вень воспитанности личности ит.д.). В этом случае используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов-экспер­тов.

Экспертиза бывает индивидуальной и групповой. Эксперты могут устно высказать свое мнение или заполнять специальную анкету.

Наиболее простой способ экспертизы – ранжирование – определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения. Используя метод ранжирования, эксперты расставляют оцениваемые объекты (спортсменов, педагогические факторы и т.д.) по рангам в порядке от большего предпочтения к меньшему или в порядке ухудшения качества. Место, занятое каждым объектом, определяется числом набранных баллов: чем больше (меньше) сумма баллов, тем выше занятое место (таблица 2).

Форма таблицы, составляемой при проведении экспертизы методом предпочтения.

№ объекта экспертизы Результаты ранжирования Сумма баллов Занятое место
Номера экспертов

Проведение экспертизы включает следующие основные этапы: определение цели, подбор экспертов, выбор методики, проведение опроса и обработку полученной информации, в том числе оценку согласованности индивидуальных экспертных оценок.

Контрольные испытания

Контрольные испытания – это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия (контрольные упражнения, функциональные пробы, тесты).

Контрольные испытания в области физического воспитания используются для решения следующих задач:

ü выявить общую тренированность с помощью комплексных методов тестирования, которые включают оценку функциональ­ного состояния внутренних органов, антропометрические изме­рения, определение уровня развития психических и двигательных качеств;

ü выявить специальную тренированность спортсмена с помо­щью комплексных методов тестирования, включающих оценку функционального состояния внутренних органов, определение уровня развития двигательных и психических качеств, а также степени овладения техническими и тактическими навыками;

ü выявить динамику развития спортивных результатов в про­цессе тренировки (в том числе и многолетней);

ü изучить систему планирования процесса тренировки;

ü изучить методы отбора талантливых спортсменов;

ü рационализировать существующие системы тренировки;

ü воспитывать у спортсменов самостоятельность и сознатель­ность в упражнениях и самоконтроле;

ü проверить теоретические положения на практике и подтвер­дить единство и совпадение положений теории и практики;

ü установить контрольные нормативы для различных этапов и периодов учебно-тренировочного процесса;

ü разработать контрольные нормативы по отдельным видам спорта и для спортсменов различного возраста, пола и квалифи­кации.

В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, можно различить следующие их разновидности:

ü тесты для функционального исследования сердечно-сосуди­стой системы;

ü антропометрические измерения для определения зависимо­сти спортивных достижений от телосложения;

ü тесты для исследования двигательной работоспособности;

ü тесты для исследования физических качеств;

ü тесты для определения технических и тактических навы­ков;

ü тесты для определения психологической и морально-воле­вой подготовленности.

В методике проведения контрольных упражнений и тестов сле­дует руководствоваться следующими общими положениями:

ü условия проведения тестирования должны быть одинаковы­ми для всех занимающихся, испытуемых (например, время дня, время приема пищи, объем нагрузок и т.п.);

ü контрольные упражнения должны быть доступны для всех исследуемых, независимо от их технической и физической подготовленности;

ü в сравнительных исследованиях контрольные упражнения должны характеризоваться индифферентностью (независимостью) по отношению к изучаемым педагогическим факторам;

ü контрольное упражнение должно измеряться в объективных величинах (во времени, пространстве, числе повторений и т.п.);

ü желательно, чтобы контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки, наглядностью результатов испыта­ний для исследуемых.

Общей рекомендацией следует считать про­ведение контрольных испытаний в сроки, которые зависят от це­лей исследования и задач учебно-тренировочного процесса.

В исследованиях, как правило, применяют не один тест, а несколько.

Гомогенная батарея тестов состоит из однородных тестов (например, тестов, позволяющих выявить уровень развития силовых способностей).

Гетерогенная батарея тестов состоит из двигательных заданий различной направленности (например, скоростной, силовой, на выносливость, на проявление аэробных и анаэробных возможностей организма).

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент — преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количествен­ное измерение результатов изменения процесса.

Как и наблюдение, педагогический эксперимент считается основным исследовательским методом. Но если при наблюдении исследователь пас­сивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Ла­бораторный эксперимент — это эксперимент, который проводится в искус­ственных, лабораторных условиях.

Естественный эксперимент проводится в обычной для испытуемого об­становке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и ла­бораторный, и естественный эксперимент может быть констатирующим или формирующим. Констатирующий эксперимент — выявляет наличное состояние, существующие педагогические факты (до формирующего экс­перимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий, созидательный) экспери­мент — это активное формирование чего-то. На основе констатации и тео­ретического осмысления выделяются и вводятся новые педагогические яв­ления, проверяется их истинность.

Эксперимент может быть длительным и кратковременным. Требования к педагогическому эксперименту: не допускать риска для здоровья детей; не проводить эксперимент с заведомо отрицательным результатом.

При проведении педагогического эксперимента организуются как мини­мум две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Сравнение результатов в этих группах при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности позволяет делать вывод об эффективности или неэффективности тех нововведений, которые включены в педагогиче­ский процесс.

источник

При написании научного исследования автору предстоит изучить немало литературы, выбрать наиболее подходящие ресурсы, обработать их. Только после тотального изучения информации возможно выявить и исследовать проблему, разработать новые способы ее решения. Важно, чтобы текст учебной или научной работы был грамотно изложен, согласно принципам ясности, четкости, последовательности и пр. В данной статье мы рассмотрим наиболее распространенные методы анализа и обработки научных ресурсов.

При написании научного исследования автору предстоит изучить немало литературы, выбрать наиболее подходящие ресурсы, обработать их. Только после тотального изучения информации возможно выявить и исследовать проблему, разработать новые способы ее решения. Важно, чтобы текст учебной или научной работы был грамотно изложен, согласно принципам ясности, четкости, последовательности и пр. В данной статье мы рассмотрим наиболее распространенные методы анализа и обработки научных ресурсов.

Данный прием основывается на изменении последовательности изложения мысли автора. Здесь исследователю предстоит тщательно отбирать материал и включать в подходящие моменты выбранные фрагменты со ссылкой на первоисточник. Желательно переплетать основную мысль с доказанными гипотезами других авторов и при этом аргументировано описывать свою позицию.

Метод деконструкции основан на таких принципах, как оценка текста, толкование прочитанного на «своем языке» без искажения смысла. Фактически этот прием призван отбирать наиболее существенные и подходящие фрагменты для личного «пользования». Главное, чтобы был сохранен контекст (смысл) из первоисточника и правильно, уместно употреблен в научном исследовании.

Название данного способа происходит от слова «аксиома» – утверждение, не требующее доказательства. Данный метод основан на том, что все предположения фактически выводятся из одного (или нескольких) уже ранее доказанных утверждений. Автор, опираясь на известные теории, логическим путем приводит читателя к новым гипотезам, положениям. В качестве аргументов могут быть использованы тезисы, идеи, алгоритмы из первоисточника, которые и выступают в роли «аксиомы». Важно, чтобы все утверждения были дополнены личными выводами.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этот метод предполагает обычное дополнение хода исследования новыми сведениями из иных источников. Главное, чтобы все используемые в качестве дополнения ресурсы были связаны с выбранной темой научного проекта. Таким образом, этот способ предполагает связывание мыслей автора с чужими трудами, демонстрирует зависимость его точки зрения от иных гипотез.

В любом исследовании выделяются ключевые слова, моменты. Автор старается обосновать свою гипотезу, полагаясь именно на них. Такой прием называется дескриптивным, так как он основывается на «дескриптах» – опорных словах, словосочетаниях. Данный способ позволяет конкретизировать ход мысли, выявить ключевые слова, сделать акцент на наиболее ярких и важных моментах.

Чтобы конкретизировать и обосновать проблему или тему досконально, зачастую авторы прибегают к изучению вопроса с ранних истоков. Они исследуют его с момента зарождения и вплоть до настоящего времени. Зачастую такой подход используется при написании учебных и научных работ по гуманитарным дисциплинам (история, философия, социология и пр.). Исследование проблемы с учетом ее исторического развития производится с помощью диахронического метода.

В этом случае автор будет обосновывать свое суждение с помощью конкретной теории, трудов определенного автора. Также данный прием предполагает исследование проблемы с какого-либо конкретного ракурса (аспекта). Зачастую аспектный метод используется при написании научно-исследовательских работ с практической частью, когда рассмотренная в теории проблема «доказывается» (анализируется и решается) на практике (на конкретном примере).

Данный прием считается одним из самых полноценных, расширенных и в то же время сложных. Он предполагает изучение темы (проблемы), как целого явления, так и в раздробленном виде, с учетом его взаимосвязей с окружающим миром. То есть данный метод позволяет изучить внутреннюю структуру проблемы, а также воздействие на нее внешних факторов, поведение объекта исследования в конкретных ситуациях и условиях.

Каждый из рассмотренных приемов сбора и обработки данных позволяет конкретизировать проблему, рассмотреть ее с учетом позиции автора, доступных для него источников информации, углубиться в тему и добиться успеха на научном поприще. В научной работе всегда используется не какой-либо один прием, а целый комплекс мер, то позволяет автору разобраться в ситуации и доказать свою гипотезу.

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

источник