Меню Рубрики

Анализ какая ночь как воздух чист

Когда нас просят рассказать стихотворение о природе, в памяти сразу же появляются строки из произведений Афанасия Фета. И это неудивительно, ведь в его творчестве можно найти стихотворение, посвященное практически любому явлению и состоянию природы. Фет уникален тем, что в своих творениях он умело проводит параллель между чувствами лирического героя и внешней средой. «Какая ночь! Как воздух чист…»- это одно из самых известных стихотворений в арсенале поэта, и его по праву можно считать образцом не только природной, но и любовной лирики. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» было создано в 1857 году. В момент написания Фету было 37 лет, и он уже был признанным поэтом в литературной среде, а его творчество насчитывало уже три сборника стихов.

В этом стихотворении автор стремится показать читателю то, какое восхищение и вдохновение приносит ему это время суток. Однако за красотой и таинственностью ночи скрываются чувства и переживания самого писателя. Литрекону известно, кому посвящено стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…».

Известно, что это стихотворение Афанасий Фет написал вскоре после свадьбы с М. Боткиной. К сожалению, этот брак не был соединением двух любящих сердец, ведь его причиной стала финансовая выгода, что характерно для России тех времен. До женитьбы поэт действительно испытывал крайнюю нужду в деньгах и не мог посвящать все свое время творческому развитию, поэтому этот союз стал для него спасательным кругом. Несмотря на то, что поэт ценил и уважал свою супругу, он не чувствовал себя счастливым, а вера в любовь и вовсе покинула его. Осознание совершенной ошибки послужило мощным источником вдохновения для Афанасия Афанасьевича, и эта тоска, безусловно, отразилась на его лирике.

Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» написано в традиционном для творчества Фета жанре пейзажной лирики.

Без сомнений, это стихотворение отвечает всем канонам «чистого искусства». Оно посвящено природе, в нем воспевается красота, и лишь красота является предметом изображения. В тексте нет места насущным проблемам и серьезным темам, оно легкое и прекрасное, будто полет бабочки.

В стихотворении можно наблюдать перекрестную рифмовку (чередование мужской и женской рифмы). Размер — ямб (наиболее характерный для поэзии Фета).

Несмотря на то, что стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» состоит всего из 12 строк, оно наполнено множеством образов и символов. В них автор закладывает те чувства, которые находятся внутри него, и тем самым демонстрирует природную сущность человека.

Для лирического героя А.А. Фета ночь — это удивительное время суток, когда человек может побыть наедине со своими мыслями и чувствами. В стихотворении «Какая ночь. » автор восхищается своим любимым временем суток. Поэт, преисполненный романтикой, описывает ночь с необычайным восторгом. В первой части стихотворения он находит красоту во всем, что его окружает: лист, тени, волны. Фет наполняет природу жизнью, одушевляет ее. В этой тьме все его чувства и переживания усиливаются, и он старается уловить их в каждом очертании ночи.

Лирический герой осознает, что все то время он задыхался в мире страстей, и только здесь, ночью, ему спокойно и хорошо: «…да вместо страсти хочет грудь вот этим воздухом вздохнуть».

Вторая часть стихотворения открывает читателю душу поэта, для которой природные пейзажи так любимы и дороги, что он не представляет своей жизни без них. Любовь к природе — это единственное искреннее чувство доступное поэту, только оно наставляет его на верный путь и наполняет его вдохновением.

Он признается, что для его души:

…Полночный свет… тот же день;
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав…

Основная тема в стихотворении «Какая ночь! Как воздух чист…» — описание состояния душевного равновесия, умиротворения, духовного созерцания, вызываемого в человеке атмосферой ночи.

По настроению это стихотворение можно разделить на две части: в первых шести строках преобладает восторг («Какая ночь!…»), а во второй части возникает чувство умиротворения («Лишь ум светлей, мирнее нрав…»).

Первая часть стихотворения посвящена описанию восхитительной, чарующей ночи, которую так любил автор. В ней раскрывается тот трепет, с которым Фет всегда относился к природе. Смысл стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…» заключается в упоении от контакта с природой, которое демонстрирует автор. Окружающий мир дарит ему утешение и поддержку в трудные минуты.

Однако именно во второй части стихотворения к нам приходит понимание истинных чувств и тревог лирического героя. Здесь мы видим то сожаление и одиночество, которое сопровождало поэта на протяжении долгих лет его жизни из-за несбывшейся любви и самообмана. Такова главная мысль стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…».

Лирика А. Фета всегда отличалась обилием средств художественной выразительности.

  • Автор использует многочисленные эпитеты, точно передающие не только пейзажи, но и настроение самого героя. Так, эпитеты «безмятежный», «светлее», «мирный» характеризуют не только природу, но и душевное состояние писателя.
  • Помимо этого, автор наделяет объекты природы душой, используя прием олицетворения: дремлет» лист, «спит» залив, «не вздохнёт» волна. Все это создает непреодолимое ощущение единства человека и природы.
  • Нельзя не отметить и такой прием, как аллитерация (повторения звуков «з», «с», «ж»), ведь именно он отвечает за особую звуковую выразительность этого стихотворения и создает впечатление живого движения и таинственности ночной поры.

источник

«Какая ночь! Как воздух чист…» Афанасий Фет

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, черней лишь тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

Поздняя любовная лирика Афанасия Фета наполнена трагизмом и глубокими личными переживаниями, которые он умело маскирует за более возвышенными чувствами. Тем не менее, после гибели его возлюбленной Марии Лазич, в чем поэт винил себя до конца жизни, стихи Фета приобретают отчетливый оттенок грусти и сожаления о том, что ничего невозможно вернуть назад. Даже в тех случаях, когда ему удается создавать тонкие и восхитительные по красоте стихи-пейзажи, их все равно омрачает тень юношеской трагедии.

Осознание того, что ему больше не суждено испытать глубокого и всепоглощающего чувства любви, накладывает на творчество Афанасия Фета свой отпечаток. Он присутствует и в стихотворении «Какая ночь! Как воздух чист…», которое было написано поэтом в 1857 году сразу же после женитьбы на Марии Боткиной. Казалось бы, автор получил все, к чему так стремился в жизни. У него есть семья, любящая и преданная супруга, а, главное, финансовое благосостояние, о котором он мечтал с 14 лет, лишившись внушительного наследства и дворянского титула. Однако поэт понимает, что в своей жизни он упустил что-то очень важное, без чего она полностью утрачивает смысл.

На первый взгляд, стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» не имеет никакого отношения к любовной лирике, так как посвящено восхитительному времени суток, которое так любил поэт. Он мастерски и с присущей ему деликатностью создает волнующий пейзаж, в котором «серебристый дремлет лист» и «тень черна прибрежных ив». В этот полуночный час весь мир погружен в сладкий сон, и сам автор мечтает забыться, вдохнуть полной грудью теплый и свежий летний воздух.

Однако вторая часть стихотворения раскрывает истинные мотивы его создания. Фет подчеркивает, что для него ночь – это тот же день, ведь именно в этот момент он может остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Его продолжает восхищать удивительный окружающий мир, в котором автор черпает вдохновение, не переставая удивляться тому, как он переменчив и непредсказуем, и сколько волшебных открытий таит в себе. Тем не менее, сравнение ночи и дня в этом произведении не является случайным – поэт подсознательно хочет спрятаться от мирской суеты, он не готов к тому, чтобы изменить свой образ жизни, к которому привык за долгие годы затворничества и полунищенского существования. Именно ночь дает ему освобождение от повседневных обязанностей и забот, которые поэт считает для себя обременительными. Однако больше всего его угнетает брак по расчету, благодаря которому автор больше не испытывает нужды в средствах. Свою молодую супругу он ценит и уважает, однако той страсти, которую ему когда-то довелось испытать, нет и в помине. Поэтому поэт отмечает, что теперь у него «ум светлей, мирнее нрав», намекая на то, что доволен своей сытой и обеспеченной жизнью. Но при этом в его сердце нет любви, хотя размеры и глубину этой личной трагедии автору предстоит осознать гораздо позже. Пока же Фет лишь констатирует тот факт, что «вместо страсти хочет грудь вот этим воздухом вздохнуть».

Согласно воспоминаниям очевидцев, в последние годы своей жизни поэт практически перестал писать стихи и занимался общественной деятельностью, а также литературными переводами. Но те редкие произведения, которые все же были созданы в этот период, уже не так безмятежны и чисты, как стихи раннего периода творчества. Фет понимает, что добровольно отказался от своего счастья ради меркантильных интересов, и надеется лишь на то, что сможет воссоединиться со своей возлюбленной после смерти, мечтая о загробной жизни, как о единственном спасении и избавлении от душевных страданий.

источник

Четверг, 13 апреля 2017 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: Фет, стихотворение, анализ
Автор статьи: sosiska
Афанасий Фет – великий поэт, чье творчество пронизано трагизмом и чувственностью. На творения автора повлияла его жизнь. Родился поэт 23 ноября в 1820 году в дворянской семье. Его отец — А. Шеншин — имел знатное происхождение и материальное благополучие, мать Каролина Фёт – интеллигентная дама, перебравшаяся из Германии. Отец и мать его жили без брака.

Поэта записали фамилией Шеншин, однако, когда он достиг четырнадцатилетнего возраста, была обнаружена ошибка в записях, что лишило его возможностей, предписанных для дворян. С тех пор он обязан был носить фамилию своей матери. Таким образом, дворянский мальчик неожиданно для себя стал никем, сыном никому не известного иностранца, который имеет сомнительное происхождение. Фет воспринял для себя это позором. Жить в таком унизительном положении он не собирался и предпринимал все для того, чтобы выбраться из нищеты. Чтобы возобновить положение в обществе и материальную состоятельность, Фет посвятил всю свою жизнь литературе.

Проблемы не отняли у поэта возможность получить прекрасное образование. Обучение Фет проходил в учебном заведении в городе Верро (сегодня это эстонский город Выру), затем у профессора Погодина. Данная личность известна в свое время как журналист. Профессор готовит поэта для поступления в ВУЗ.

В 1844 автор изысканных произведений заканчивает университет. Среди одногруппников Фет нашел себе друга Григорьева, который разделял его страсть к поэзии. «Благословил» на серьезные творческие труды Фета сам Гоголь, который сказал о нем: «Это несомненное дарование». Первое собрание произведений автора мир увидел в 1840 и сразу получил признание критиков. Хвалебные слова знающих людей воодушевили поэта на дальнейшую творческую деятельность. Его творения стали появляться во многих изданиях. Это определенно был настоящий успех и признание, которое начало приносить хороший заработок.

Стоит отметить особенный стиль изложения творений Фета. Все шедевры автора переполнены чувствами — это можно связать с трагическими событиями в жизни поэта.

Фет пережил смерть своей любимой женщины Марии Лазич. Данная трагедия определенно дала отражение во всех произведениях Фета. На творчество автора наложен отпечаток грусти того, что больше не испытает в своей жизни любви и переполненного чувствами сердца после смерти любимой женщины. Автор не был обделен финансово, он имел все, что нужно для комфортной и, казалось бы, счастливой жизни. Постоянное чувство чего-то недостающего преследовано поэта всю его жизнь. Все его творчество – это борьба между материальным и духовным.

Не исключение и стихотворение “Какая ночь”. С первого взгляда и прочтения ничего трагичного в шедевре нет. При повторном и более детальном изучении стихотворения можно заметить всю глубину переживаний автора. Многие критики отмечают, что Фет изящно и мастерски завуалировал богатый арсенал своих чувств в легком на первый взгляд в творении. “Какая ночь” – особенное стихотворение, которое признано одним самых красивых у автора.

После первого прочтения стихотворение не имеет ничего общего с любовной лирикой, поскольку речь идет о ночи, настолько полюбившейся поэту, который деликатно и изящно создал в произведении насыщенный пейзаж.

Все меняет вторая часть творения великого поэта. Автор дает понять, что ночное время для него является тем же днем, поскольку именно ночью он имеет возможность побыть только с собственными мыслями и переживаниями. Фет не перестает восхищаться прекрасной природой, в которой поэт берет свое вдохновение.

В начале стихотворения поэт восхищается природой, призывая читателя разделить с ним его эмоции. Дальше уже прослеживается другой характер. Тут можно наблюдать разницу между светлым и темным временем. Природные явления Фет сравнивает с состоянием души. Творение заключается тем, что после приведенных всех прекрасных сторон ночи герой чувствует освобождение от мирской суеты. Автор призывает испытать с ним перемену в своем настроении.

Стихотворение написано в виде четырёхстопного ямба, который является излюбленным видом изложения Фета. Ударение поэт не ставит на восклицание «как» — это дает возможность избежать чрезмерного пафоса. Очертания приобретают тонкость и простоту в проявлениях.

Плавное и тонкое изложение, в котором описывается природа и очень тонко смысл переходит к философским суждениям, — все это позволяет передать содержание стихотворения кратко. Словами «безмятежный», «светлее» автор в одинаковой степени характеризует как окружающую природу, так и переживания человека. Сочетание и связь с окружающим миром, состояние души, переплетенное с природой,- это основная мысль анализируемого произведения.

В стихотворении можно прочесть о привлекательности ночи, как о способе спрятаться от всего мирского, — от суеты, от людей, от всего непривлекательного, что есть в обществе. Ночь для поэта – это верное спасение от надоевшего общения. Больше всего для поэта невыносимым становится брак не по любви. Свою жену Фет ценит и уважает, но любви к ней не испытывает. Слова стихотворения «ум светлей, мирнее нрав» говорят о том, что поэт вполне удовлетворен своей спокойной жизнью и высоким материальным положением. При всем этом душа его не пылает чувствами, он не любит свою жену.

«Какая ночь» – это известное на весь мир творение, которое создано в 1857 году. Данный стих вышел тогда, когда поэт связался узами брака с дворянкой Марией Боткиной. В это время у поэта уже было 3 сборника. Критики отмечали способность поэта прекрасно передавать всю прелесть природы. Фет часто сравнивает природу с состоянием души человека, проводя тонкую грань. Стих условно можно разделить на две части.

Как вспоминали соседи поэта, в конце своей жизни он не писал стихотворения, а занимался лишь хозяйственной деятельностью и переводами. Позднее творчество Фета говорит о том, что он по своей воле выбрал материальные интересы, положение в обществе и жизнь без любви, как расплату за все что имеет. Стоит отметить, что такое положение вещей его вполне устраивало.

Стихи поэта — это поэзия во всех смыслах. Имеется в виду, что в ней не имеется прозы. Обычно он не описывал ярких чувств, моментов грусти, страсти, духовных мыслей. Фет говорил в своих творениях о самом обычном — о красотах природы, о грозе, о морозной зиме, о морских пейзажах, о птицах, о лесах, о луне, о самых легких терзаниях души, а также о временных ощущениях. Его стихотворения радостные и светлые, им присуще чувство света и умиротворение. Об опыте несчастливой любви он рассказывает в произведениях светло и прекрасно, хотя его чувства глубоки и свежи, как в первые минуты, несмотря на то, сколько страданий ему это принесло. На протяжении всей жизни поэту не изменяло чувство прекрасного, которое проникло практически во все его творения.

Легкость, природность, искреннее изложение его стихотворений впечатлили читателей. Произведения отличаются мелодичностью, простотой и легкостью. Неспроста к его поэтическим творениям обращались известные композиторы. «Это не простой поэт, а поэт — музыкант. »- в свое время сказал о Фете Чайковский. На произведения поэта написано большое количество романсов, завоевавших всемирное признание.

Фет описывает природу с особым упоением и чувствами. Момент наступления весеннего пробуждения, чарующая теплая ночь и холодная зима, пшеничное поле и зеленый лес — обо всем этом повествует поэт в своих произведениях. Природа по описаниям Фета всегда прекрасная, немного волшебная и тихая, словно замерзшая.

Во всех творения автора, где описывается природа, поэт отчетливо придерживается наименьших деталей, цветов, настроения. Все передается максимально точно и красиво. По этой причине поэту и удалось создать мелодичные произведения, вот уже много лет впечатляющие нас точностью, филигранностью и природностью изложения. Все творения о природе Фета являются основными страницами его творчества, по которым характеризуют автора. Душа поэта раскрывается, и весь этот трагизм, переплетенный с окружающим миром его произведений, впечатляет читателей. Творения поэта полюбились многим читателям. Время, безусловно, только подтверждает значимость его творений, оно показало, что шедевры нужны людям двадцатого века, потому что стихи автора трогают самые тонкие нити души.

В шестидесятых годах поэт обзавелся имением и стал заниматься хозяйством. Фет не отличался лояльным подходом к управленческой деятельности, однако имел авторитет и признание среди крестьян и соседних дворян. В данный период (почти на двадцать лет) он бросает творчество, лишь иногда пишет статьи на тему сельского хозяйства. В определенный период своей жизни поэт работал мировым судьей. В 1873 случилось то, к чему Фет шел всю жизнь, – ему удалось вернуть себе все привилегии и фамилию.

В восьмидесятые годы Фет возвращается в столицу, где он возобновляет свою деятельность как поэт. С 1883 года успешно выходят несколько сборников великого автора. В 1889 году он ярко празднует 50-тилетие своего творчества, пригласив на мероприятие много гостей.

источник

Стихотворение Фета «Какая ночь! Как воздух чист…» относится к поздним произведениям, которые написал автор. Все его произведения были наполнены не только трагическими моментами, но и личными переживаниями. Но при этом Фет умеет их правильно маскировать и скрывать за более высшими чувствами. Данное стихотворение появилось примерно в 1857 году, как раз в это время он женился на Марии, вот только никакой любви к ней не испытывал. А вот она наоборот старается сделать все для того чтобы наладить с мужем превосходные отношения и быть счастливой женщиной до конца своих дней. Кроме этого с самого детства он мечтал об обеспеченной жизни, в которой он не будет ни в чем нуждаться.

С самого начала стихотворения сразу же приходит на ум, что оно не про любовь, а все, потому что большинство здесь описывается то время, которое так было любо самому Фету. При помощи специальных слов ему удается создать интересный, а также волнующий пейзаж всего происходящего. В это время больше всего на свете ему хочется обо всем забыть и насладиться в полной мере данными ощущениями, которые уже давно не испытывал.

А вот во второй части своего произведения автор старается рассказать про ночь. Ведь только ночью ему удается остаться наедине не только с самим собой, но и со своими мыслями и немного поразмышлять о своей жизни и может быть, что-нибудь изменить в лучшую сторону. Именно мир помогает ему черпать и ощущать все, что происходит в мире и немного брать себе. Он не перестает удивляться тому, что является непредсказуемым и очень быстро меняется одно на другое. И поэтому предсказать доподлинно, что будет в будущем очень тяжело или практически невозможно. И сколько бы люди не старались его познать и учить, но все равно остаются такие моменты, которые никто не может предсказать, а также не могут даже предположить, почему это получилось.

Кроме этого больше всего на свете ему хочется куда-нибудь спрятаться и как можно дальше и глубже и все для того чтобы спокойно жить и чтобы никому не удалось его отыскать. И делает он это все только потому, что долгое время автор жил при затворничестве, а также при нищете, и дальше все это продолжаться не может. К тому же он не рад тому, что женился по расчету и теперь ему не нужно считать деньги, ведь они у него постоянно имеются. Он старается показать, что испытывает к ней нежные чувства, но на самом деле их нет, и никогда не было.

Многие очевидцы говорят о том, что в последние годы жизни Фет совсем не писал произведений и стихов, а наоборот занимался общественной жизнью. Кроме этого ему нравилось заниматься различными литературными переводами. Конечно, иногда он находит время на то, чтобы писать произведения, вот только теперь они стали меркантильными и жестокими. Больше всего на свете ему хочется поскорее уйти из жизни для того чтобы снова увидеться и быть вместе со своей любимой.

Поздняя лирика Фета, которую принято причислять к любовной, все больше наполняется трагическими переживаниям, они глубоки, а автор пытается скрыть волнения души за обычными, возвышенными чувствами. Автор все больше винит себя за смерть единственной своей возлюбленной, он до последнего дня считает, что смог бы спать ее от нелепой смерти. Он сожалеет о прошлом, которое не может вернуть назад, которое увы не подвластно простому человеку. И несмотря на то, что основной остается пейзажная лирика, он вплетает в нее драматизм собственных переживаний.

Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» идеально вписывается в душевное состояние автора. Он пишет его в 1857 году, как только жениться на Марии Боткиной. Окружающие уверены, он заполучил все, о чем так мечтал. Ему обеспечено финансовое благополучие, рядом с ним женщина, которая его любит и фактически боготворит, но он не может смириться с потерей. Он фактически утратил смысл жизни, рядом нет той, которая могла бы полноценно разделить с ним горести и радости.

И хотя на первый взгляд кажется, что стихотворение никак не связано с любовной лирикой, но если внимательнее прочитать вторую часть произведения, то все становится на свои места.

Он привносит мотивы создания такого описания. Ночь для него равноценна дню, он имеет возможность остаться наедине со своими мыслями, погрузиться в собственные переживания и терзания, ему не нужно стесняться женщины, которая готова ради него положить жизнь.

Поэтому ночью он чувствует себя на порядок комфортнее, чем днем. Кроме того, из строчек произведения читатель понимает, автор не намерен менять свое отношение к жизни, он все также будет жить ночами.

Очевидцы говорят, что в последние годы жизни, он фактически не брался за перо и не посвящал время творчеству. Иногда он занимался литературными переводами, а также благотворительностью. Он считал, что подобные дела смогут спасти его душу от полного забвения и позволят продолжать полноценную жизнь. Фет занимает свою жизнь различными делами, чтобы не мучатся. Совесть терзала его до последнего мгновения, не давала ему перевести духа, а жизнь превратилась в постоянную борьбу за редкие минуты спокойствия. Фет был уверен, он потерял в жизни самое важное, свою любимую Машу, чувства, которые никогда не повторяться снова.

Анализ стихотворения Какая ночь! Как воздух чист по плану

Афанасий Фет – человек очень талантливый, может хотя бы потому у него очень романтичные и яркие стихи, что и жизнь у него была вначале очень насыщенной, ведь любовь – это именно то чувство насыщенности

Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет

Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила человека и что такое настоящая красота. Многие из его текстов звучат как ненавязчивое дружеское наставление или поэтическое размышление

Поздняя лирика Фета, которую принято причислять к любовной, все больше наполняется трагическими переживаниям, они глубоки, а автор пытается скрыть волнения души за обычными, возвышенными чувствами.

К 1910 году, когда была написана Волшебная скрипка, Брюсов был состоявшимся поэтом, наряду с Гумилевым он трудился на поприще символизма. Поэтому данное стихотворное посвящение следует в большей степени считать подарком

источник

Поздняя любовная лирика Афанасия Фета наполнена трагизмом и глубокими личными переживаниями, которые он умело маскирует за более возвышенными чувствами. Тем не менее, после гибели его возлюбленной Марии Лазич, в чем поэт винил себя до конца жизни, стихи Фета приобретают отчетливый оттенок грусти и сожаления о том, что ничего невозможно вернуть назад. Даже в тех случаях, когда ему удается создавать тонкие и восхитительные по красоте стихи-пейзажи, их все равно омрачает тень юношеской трагедии.

Осознание того, что ему больше не суждено испытать глубокого и всепоглощающего чувства любви, накладывает на творчество Афанасия Фета свой отпечаток. Он присутствует и в стихотворении «Какая ночь! Как воздух чист…», которое было написано поэтом в 1857 году сразу же после женитьбы на Марии Боткиной. Казалось бы, автор получил все, к чему так стремился в жизни. У него есть семья, любящая и преданная супруга, а, главное, финансовое благосостояние, о котором он мечтал с 14 лет, лишившись внушительного наследства и дворянского титула. Однако поэт понимает, что в своей жизни он упустил что-то очень важное, без чего она полностью утрачивает смысл.

На первый взгляд, стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» не имеет никакого отношения к любовной лирике, так как посвящено восхитительному времени суток, которое так любил поэт. Он мастерски и с присущей ему деликатностью создает волнующий пейзаж, в котором «серебристый дремлет лист» и «тень черна прибрежных ив». В этот полуночный час весь мир погружен в сладкий сон, и сам автор мечтает забыться, вдохнуть полной грудью теплый и свежий летний воздух.

Однако вторая часть стихотворения раскрывает истинные мотивы его создания. Фет подчеркивает, что для него ночь – это тот же день, ведь именно в этот момент он может остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Его продолжает восхищать удивительный окружающий мир, в котором автор черпает вдохновение, не переставая удивляться тому, как он переменчив и непредсказуем, и сколько волшебных открытий таит в себе. Тем не менее, сравнение ночи и дня в этом произведении не является случайным – поэт подсознательно хочет спрятаться от мирской суеты, он не готов к тому, чтобы изменить свой образ жизни, к которому привык за долгие годы затворничества и полунищенского существования. Именно ночь дает ему освобождение от повседневных обязанностей и забот, которые поэт считает для себя обременительными. Однако больше всего его угнетает брак по расчету, благодаря которому автор больше не испытывает нужды в средствах. Свою молодую супругу он ценит и уважает, однако той страсти, которую ему когда-то довелось испытать, нет и в помине. Поэтому поэт отмечает, что теперь у него «ум светлей, мирнее нрав», намекая на то, что доволен своей сытой и обеспеченной жизнью. Но при этом в его сердце нет любви, хотя размеры и глубину этой личной трагедии автору предстоит осознать гораздо позже. Пока же Фет лишь констатирует тот факт, что «вместо страсти хочет грудь вот этим воздухом вздохнуть».

Согласно воспоминаниям очевидцев, в последние годы своей жизни поэт практически перестал писать стихи и занимался общественной деятельностью, а также литературными переводами. Но те редкие произведения, которые все же были созданы в этот период, уже не так безмятежны и чисты, как стихи раннего периода творчества. Фет понимает, что добровольно отказался от своего счастья ради меркантильных интересов, и надеется лишь на то, что сможет воссоединиться со своей возлюбленной после смерти, мечтая о загробной жизни, как о единственном спасении и избавлении от душевных страданий.

источник

Анализ стихотворения А.А.Фета
Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

1.определить мотив лирики(2-3 примера)
2.описать картину мира(3-4 предложения)
3.тема и идея
4.охарактеризовать лирического героя
5.вывод

Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист. » было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в словах всю красоту природы. Стихотворение, анализ которого проводится, не является исключением.

Сравнение природы и состояния человеческой души часто встречается в творчестве Фета. В данном произведении параллель между ночной благодатной тишиной и вдохновенным настроением лирического героя — это основа сюжета.

Стихотворение можно разделить на две части: в первых шести строках высказывается только восхищённое любование природой, и это подчёркивается повторением восклицаний «какая», «как». У читателя возникает ощущение, что автор обращается непосредственно к нему, приглашая разделить восторг от красоты ночи. В следующих же шести строках лирический герой начинает рассуждение: «полночный свет, ты тот же день», и сравнивает состояние души в ночные и дневные часы.

Первая часть — описательная, с помощью аллитерации (повторения звуков «з», «с», «ж») и одушевления объектов природы («дремлет лист», «спит залив», «вздохнёт волна») автор создаёт впечатление живого движения, непостижимой жизни мира ночи. Во второй части описание имеет другой характер: прилагательные в сравнительной форме подчёркивают разницу между дневной, ночной природой и состоянием человеческой души. Композиция завершается тем, что, перечислив преимущества ночи, лирический герой ощущает блаженное спокойствие и свободу от страстей. Автор заставляет и читателя пережить эту перемену настроения: обильные восклицания в первой части стихотворения сменяются умиротворёнными словами, влияя на наши чувства.

Произведение написано четырёхстопным ямбом, излюбленным стихотворным размером Афанасия Фета. Ударение не падает на восклицания «как», и это помогает избежать излишней эмоциональности и пафоса. Напротив, выделяются спокойные, округлые слоги.

Лирическое произведение, описывающее природу и незаметно переходящее к философии, — так можно кратко изложить содержание стихотворения. Эпитеты «безмятежный», «светлее», «мирный» можно в равной степени отнести как к окружающему миру, так и к настроению человека. Слияние и гармония с природой, движения души, находящие в ней отражение, — вот главная мысль анализируемого стихотворения.

Сравнение природы и состояния человеческой души часто встречается в творчестве Фета. В данном произведении параллель между ночной благодатной тишиной и вдохновенным настроением лирического героя — это основа сюжета.

Стихотворение можно разделить на две части: в первых шести строках высказывается только восхищённое любование природой, и это подчёркивается повторением восклицаний «какая», «как». У читателя возникает ощущение, что автор обращается непосредственно к нему, приглашая разделить восторг от красоты ночи. В следующих же шести строках лирический герой начинает рассуждение: «полночный свет, ты тот же день», и сравнивает состояние души в ночные и дневные часы.

Первая часть — описательная, с помощью аллитерации (повторения звуков «з», «с», «ж») и одушевления объектов природы («дремлет лист», «спит залив», «вздохнёт волна») автор создаёт впечатление живого движения, непостижимой жизни мира ночи. Во второй части описание имеет другой характер: прилагательные в сравнительной форме подчёркивают разницу между дневной, ночной природой и состоянием человеческой души. Композиция завершается тем, что, перечислив преимущества ночи, лирический герой ощущает блаженное спокойствие и свободу от страстей. Автор заставляет и читателя пережить эту перемену настроения: обильные восклицания в первой части стихотворения сменяются умиротворёнными словами, влияя на наши чувства.

Произведение написано четырёхстопным ямбом, излюбленным стихотворным размером Афанасия Фета. Ударение не падает на восклицания «как», и это помогает избежать излишней эмоциональности и пафоса. Напротив, выделяются спокойные, округлые слоги.

Лирическое произведение, описывающее природу и незаметно переходящее к философии, — так можно кратко изложить содержание стихотворения. Эпитеты «безмятежный», «светлее», «мирный» можно в равной степени отнести как к окружающему миру, так и к настроению человека. Слияние и гармония с природой, движения души, находящие в ней отражение, — вот главная мысль анализируемого стихотворения.

источник

Четверг, 13 апреля 2017 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: Фет, стихотворение, анализ
Автор статьи: sosiska
Афанасий Фет – великий поэт, чье творчество пронизано трагизмом и чувственностью. На творения автора повлияла его жизнь. Родился поэт 23 ноября в 1820 году в дворянской семье. Его отец — А. Шеншин — имел знатное происхождение и материальное благополучие, мать Каролина Фёт – интеллигентная дама, перебравшаяся из Германии. Отец и мать его жили без брака.

Поэта записали фамилией Шеншин, однако, когда он достиг четырнадцатилетнего возраста, была обнаружена ошибка в записях, что лишило его возможностей, предписанных для дворян. С тех пор он обязан был носить фамилию своей матери. Таким образом, дворянский мальчик неожиданно для себя стал никем, сыном никому не известного иностранца, который имеет сомнительное происхождение. Фет воспринял для себя это позором. Жить в таком унизительном положении он не собирался и предпринимал все для того, чтобы выбраться из нищеты. Чтобы возобновить положение в обществе и материальную состоятельность, Фет посвятил всю свою жизнь литературе.

Проблемы не отняли у поэта возможность получить прекрасное образование. Обучение Фет проходил в учебном заведении в городе Верро (сегодня это эстонский город Выру), затем у профессора Погодина. Данная личность известна в свое время как журналист. Профессор готовит поэта для поступления в ВУЗ.

В 1844 автор изысканных произведений заканчивает университет. Среди одногруппников Фет нашел себе друга Григорьева, который разделял его страсть к поэзии. «Благословил» на серьезные творческие труды Фета сам Гоголь, который сказал о нем: «Это несомненное дарование». Первое собрание произведений автора мир увидел в 1840 и сразу получил признание критиков. Хвалебные слова знающих людей воодушевили поэта на дальнейшую творческую деятельность. Его творения стали появляться во многих изданиях. Это определенно был настоящий успех и признание, которое начало приносить хороший заработок.

Стоит отметить особенный стиль изложения творений Фета. Все шедевры автора переполнены чувствами — это можно связать с трагическими событиями в жизни поэта.

Фет пережил смерть своей любимой женщины Марии Лазич. Данная трагедия определенно дала отражение во всех произведениях Фета. На творчество автора наложен отпечаток грусти того, что больше не испытает в своей жизни любви и переполненного чувствами сердца после смерти любимой женщины. Автор не был обделен финансово, он имел все, что нужно для комфортной и, казалось бы, счастливой жизни. Постоянное чувство чего-то недостающего преследовано поэта всю его жизнь. Все его творчество – это борьба между материальным и духовным.

Не исключение и стихотворение “Какая ночь”. С первого взгляда и прочтения ничего трагичного в шедевре нет. При повторном и более детальном изучении стихотворения можно заметить всю глубину переживаний автора. Многие критики отмечают, что Фет изящно и мастерски завуалировал богатый арсенал своих чувств в легком на первый взгляд в творении. “Какая ночь” – особенное стихотворение, которое признано одним самых красивых у автора.

После первого прочтения стихотворение не имеет ничего общего с любовной лирикой, поскольку речь идет о ночи, настолько полюбившейся поэту, который деликатно и изящно создал в произведении насыщенный пейзаж.

Все меняет вторая часть творения великого поэта. Автор дает понять, что ночное время для него является тем же днем, поскольку именно ночью он имеет возможность побыть только с собственными мыслями и переживаниями. Фет не перестает восхищаться прекрасной природой, в которой поэт берет свое вдохновение.

В начале стихотворения поэт восхищается природой, призывая читателя разделить с ним его эмоции. Дальше уже прослеживается другой характер. Тут можно наблюдать разницу между светлым и темным временем. Природные явления Фет сравнивает с состоянием души. Творение заключается тем, что после приведенных всех прекрасных сторон ночи герой чувствует освобождение от мирской суеты. Автор призывает испытать с ним перемену в своем настроении.

Стихотворение написано в виде четырёхстопного ямба, который является излюбленным видом изложения Фета. Ударение поэт не ставит на восклицание «как» — это дает возможность избежать чрезмерного пафоса. Очертания приобретают тонкость и простоту в проявлениях.

Плавное и тонкое изложение, в котором описывается природа и очень тонко смысл переходит к философским суждениям, — все это позволяет передать содержание стихотворения кратко. Словами «безмятежный», «светлее» автор в одинаковой степени характеризует как окружающую природу, так и переживания человека. Сочетание и связь с окружающим миром, состояние души, переплетенное с природой,- это основная мысль анализируемого произведения.

В стихотворении можно прочесть о привлекательности ночи, как о способе спрятаться от всего мирского, — от суеты, от людей, от всего непривлекательного, что есть в обществе. Ночь для поэта – это верное спасение от надоевшего общения. Больше всего для поэта невыносимым становится брак не по любви. Свою жену Фет ценит и уважает, но любви к ней не испытывает. Слова стихотворения «ум светлей, мирнее нрав» говорят о том, что поэт вполне удовлетворен своей спокойной жизнью и высоким материальным положением. При всем этом душа его не пылает чувствами, он не любит свою жену.

«Какая ночь» – это известное на весь мир творение, которое создано в 1857 году. Данный стих вышел тогда, когда поэт связался узами брака с дворянкой Марией Боткиной. В это время у поэта уже было 3 сборника. Критики отмечали способность поэта прекрасно передавать всю прелесть природы. Фет часто сравнивает природу с состоянием души человека, проводя тонкую грань. Стих условно можно разделить на две части.

Как вспоминали соседи поэта, в конце своей жизни он не писал стихотворения, а занимался лишь хозяйственной деятельностью и переводами. Позднее творчество Фета говорит о том, что он по своей воле выбрал материальные интересы, положение в обществе и жизнь без любви, как расплату за все что имеет. Стоит отметить, что такое положение вещей его вполне устраивало.

Стихи поэта — это поэзия во всех смыслах. Имеется в виду, что в ней не имеется прозы. Обычно он не описывал ярких чувств, моментов грусти, страсти, духовных мыслей. Фет говорил в своих творениях о самом обычном — о красотах природы, о грозе, о морозной зиме, о морских пейзажах, о птицах, о лесах, о луне, о самых легких терзаниях души, а также о временных ощущениях. Его стихотворения радостные и светлые, им присуще чувство света и умиротворение. Об опыте несчастливой любви он рассказывает в произведениях светло и прекрасно, хотя его чувства глубоки и свежи, как в первые минуты, несмотря на то, сколько страданий ему это принесло. На протяжении всей жизни поэту не изменяло чувство прекрасного, которое проникло практически во все его творения.

Легкость, природность, искреннее изложение его стихотворений впечатлили читателей. Произведения отличаются мелодичностью, простотой и легкостью. Неспроста к его поэтическим творениям обращались известные композиторы. «Это не простой поэт, а поэт — музыкант. »- в свое время сказал о Фете Чайковский. На произведения поэта написано большое количество романсов, завоевавших всемирное признание.

Фет описывает природу с особым упоением и чувствами. Момент наступления весеннего пробуждения, чарующая теплая ночь и холодная зима, пшеничное поле и зеленый лес — обо всем этом повествует поэт в своих произведениях. Природа по описаниям Фета всегда прекрасная, немного волшебная и тихая, словно замерзшая.

Во всех творения автора, где описывается природа, поэт отчетливо придерживается наименьших деталей, цветов, настроения. Все передается максимально точно и красиво. По этой причине поэту и удалось создать мелодичные произведения, вот уже много лет впечатляющие нас точностью, филигранностью и природностью изложения. Все творения о природе Фета являются основными страницами его творчества, по которым характеризуют автора. Душа поэта раскрывается, и весь этот трагизм, переплетенный с окружающим миром его произведений, впечатляет читателей. Творения поэта полюбились многим читателям. Время, безусловно, только подтверждает значимость его творений, оно показало, что шедевры нужны людям двадцатого века, потому что стихи автора трогают самые тонкие нити души.

В шестидесятых годах поэт обзавелся имением и стал заниматься хозяйством. Фет не отличался лояльным подходом к управленческой деятельности, однако имел авторитет и признание среди крестьян и соседних дворян. В данный период (почти на двадцать лет) он бросает творчество, лишь иногда пишет статьи на тему сельского хозяйства. В определенный период своей жизни поэт работал мировым судьей. В 1873 случилось то, к чему Фет шел всю жизнь, – ему удалось вернуть себе все привилегии и фамилию.

В восьмидесятые годы Фет возвращается в столицу, где он возобновляет свою деятельность как поэт. С 1883 года успешно выходят несколько сборников великого автора. В 1889 году он ярко празднует 50-тилетие своего творчества, пригласив на мероприятие много гостей.

источник

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, черней лишь тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

Поздняя любовная лирика Афанасия Фета наполнена трагизмом и глубокими личными переживаниями, которые он умело маскирует за более возвышенными чувствами. Тем не менее, после гибели его возлюбленной Марии Лазич, в чем поэт винил себя до конца жизни, стихи Фета приобретают отчетливый оттенок грусти и сожаления о том, что ничего невозможно вернуть назад. Даже в тех случаях, когда ему удается создавать тонкие и восхитительные по красоте стихи-пейзажи, их все равно омрачает тень юношеской трагедии.

Осознание того, что ему больше не суждено испытать глубокого и всепоглощающего чувства любви, накладывает на творчество Афанасия Фета свой отпечаток. Он присутствует и в стихотворении «Какая ночь! Как воздух чист…», которое было написано поэтом в 1857 году сразу же после женитьбы на Марии Боткиной. Казалось бы, автор получил все, к чему так стремился в жизни. У него есть семья, любящая и преданная супруга, а, главное, финансовое благосостояние, о котором он мечтал с 14 лет, лишившись внушительного наследства и дворянского титула. Однако поэт понимает, что в своей жизни он упустил что-то очень важное, без чего она полностью утрачивает смысл.

На первый взгляд, стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» не имеет никакого отношения к любовной лирике, так как посвящено восхитительному времени суток, которое так любил поэт. Он мастерски и с присущей ему деликатностью создает волнующий пейзаж, в котором «серебристый дремлет лист» и «тень черна прибрежных ив». В этот полуночный час весь мир погружен в сладкий сон, и сам автор мечтает забыться, вдохнуть полной грудью теплый и свежий летний воздух.

Однако вторая часть стихотворения раскрывает истинные мотивы его создания. Фет подчеркивает, что для него ночь – это тот же день, ведь именно в этот момент он может остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Его продолжает восхищать удивительный окружающий мир, в котором автор черпает вдохновение, не переставая удивляться тому, как он переменчив и непредсказуем, и сколько волшебных открытий таит в себе. Тем не менее, сравнение ночи и дня в этом произведении не является случайным – поэт подсознательно хочет спрятаться от мирской суеты, он не готов к тому, чтобы изменить свой образ жизни, к которому привык за долгие годы затворничества и полунищенского существования. Именно ночь дает ему освобождение от повседневных обязанностей и забот, которые поэт считает для себя обременительными. Однако больше всего его угнетает брак по расчету, благодаря которому автор больше не испытывает нужды в средствах. Свою молодую супругу он ценит и уважает, однако той страсти, которую ему когда-то довелось испытать, нет и в помине. Поэтому поэт отмечает, что теперь у него «ум светлей, мирнее нрав», намекая на то, что доволен своей сытой и обеспеченной жизнью. Но при этом в его сердце нет любви, хотя размеры и глубину этой личной трагедии автору предстоит осознать гораздо позже. Пока же Фет лишь констатирует тот факт, что «вместо страсти хочет грудь вот этим воздухом вздохнуть».

источник

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, черней лишь тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

Поздняя любовная лирика Афанасия Фета наполнена трагизмом и глубокими личными переживаниями, которые он умело маскирует за более возвышенными чувствами. Тем не менее, после гибели его возлюбленной Марии Лазич, в чем поэт винил себя до конца жизни, стихи Фета приобретают отчетливый оттенок грусти и сожаления о том, что ничего невозможно вернуть назад. Даже в тех случаях, когда ему удается создавать тонкие и восхитительные по красоте стихи-пейзажи, их все равно омрачает тень юношеской трагедии.

Осознание того, что ему больше не суждено испытать глубокого и всепоглощающего чувства любви, накладывает на творчество Афанасия Фета свой отпечаток. Он присутствует и в стихотворении «Какая ночь! Как воздух чист…», которое было написано поэтом в 1857 году сразу же после женитьбы на Марии Боткиной. Казалось бы, автор получил все, к чему так стремился в жизни. У него есть семья, любящая и преданная супруга, а, главное, финансовое благосостояние, о котором он мечтал с 14 лет, лишившись внушительного наследства и дворянского титула. Однако поэт понимает, что в своей жизни он упустил что-то очень важное, без чего она полностью утрачивает смысл.

На первый взгляд, стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» не имеет никакого отношения к любовной лирике, так как посвящено восхитительному времени суток, которое так любил поэт. Он мастерски и с присущей ему деликатностью создает волнующий пейзаж, в котором «серебристый дремлет лист» и «тень черна прибрежных ив». В этот полуночный час весь мир погружен в сладкий сон, и сам автор мечтает забыться, вдохнуть полной грудью теплый и свежий летний воздух.

Однако вторая часть стихотворения раскрывает истинные мотивы его создания. Фет подчеркивает, что для него ночь – это тот же день, ведь именно в этот момент он может остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Его продолжает восхищать удивительный окружающий мир, в котором автор черпает вдохновение, не переставая удивляться тому, как он переменчив и непредсказуем, и сколько волшебных открытий таит в себе. Тем не менее, сравнение ночи и дня в этом произведении не является случайным – поэт подсознательно хочет спрятаться от мирской суеты, он не готов к тому, чтобы изменить свой образ жизни, к которому привык за долгие годы затворничества и полунищенского существования. Именно ночь дает ему освобождение от повседневных обязанностей и забот, которые поэт считает для себя обременительными. Однако больше всего его угнетает брак по расчету, благодаря которому автор больше не испытывает нужды в средствах. Свою молодую супругу он ценит и уважает, однако той страсти, которую ему когда-то довелось испытать, нет и в помине. Поэтому поэт отмечает, что теперь у него «ум светлей, мирнее нрав», намекая на то, что доволен своей сытой и обеспеченной жизнью. Но при этом в его сердце нет любви, хотя размеры и глубину этой личной трагедии автору предстоит осознать гораздо позже. Пока же Фет лишь констатирует тот факт, что «вместо страсти хочет грудь вот этим воздухом вздохнуть».

источник

Афанасий Фет. Какая ночь! Как воздух чист.
Читает: Дарья Донова.

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

Для людей, что хотят постоянно совершенствоваться, чему-то обучаться и постоянно изучать что-то новое, мы специально сделали эту категорию. В ней исключительно образовательный, полезный контент, который, безусловно, придется Вам по вкусу. Большое количество видео, пожалуй, могут посоревноваться даже с образованием, которое нам дают в школе, в колледже или университете. Самым большим достоинством обучающих видео является то, что они стараются давать самую свежую, самую актуальную информацию. Мир вокруг нас в эру технологий постоянно меняется, и печатные обучающие издания просто не успевают выдавать свежую информацию.

Среди роликов также можно найти и обучающие видео для детей дошкольного возраста. Там Вашего ребенка обучат буквам, цифрам, счету, чтению и т.д. Согласитесь, очень даже неплохая альтернатива мультикам. Для учеников начальных классов также можно найти обучения английскому языку, помощь в изучении школьных предметов. Для более старших учеников созданы обучающие ролики, которые помогут подготовиться к контрольным, к экзаменам либо же просто углубить свои познания в каком-то определенном предмете. Приобретенные знания могут качественным образом сказаться на их умственном потенциале, а также Вас порадовать отличными оценками.

Для молодых людей, что уже окончили школу, учатся или не учатся в университете, есть множество увлекательных образовательных видео. Они им могут помочь в углублении знаний по профессии, на которую учатся. Или же получить профессию, например программиста, веб-дизайнера, SEO-оптимизатора и прочее. Таким профессия пока в университетах не учат, поэтому специалистом в этой продвинутой и актуальной сфере можно стать только занимаясь самообразованием, в чем мы и стараемся помочь, собирая самые полезные ролики.

Для взрослых людей эта тема тоже актуальна, так как очень часто бывает, что проработав по профессии годы, приходит понимание, что это не твое и хочется освоить что-то более подходящее для себя и одновременно прибыльное. Также среди данной категории людей часто становятся ролики по типу самосовершенствования, экономии времени и денег, оптимизации своей жизни, в которых они находят способы жить гораздо качественнее и счастливее. Еще для взрослых людей очень хорошо подойдет тема создания и развития собственного бизнеса.

Также среди образовательных роликов есть видео с общей направленностью, которые подойдут для практически любого возраста, в них можно узнать о том, как зарождалась жизнь, какие теории эволюции существуют, факты из истории и т.д. Они отлично расширяют кругозор человека, делают его гораздо более эрудированным и приятным интеллектуальным собеседником. Такие познавательные видео, действительно, полезно смотреть всем без исключения, так как знание – это сила. Желаем Вам приятного и полезного просмотра!

В наше время просто необходимо быть, что называется «на волне». Имеется в виду не только новости, но и развитие собственного ума. Если Вы хотите развиваться, познавать мир, быть востребованным в обществе и интересным, то этот раздел именно для Вас.

источник

Об особенностях преподавания родного русского языка.

О преподавании родной русской литературы.

Нормативные документы о предметной области.

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Родной язык и родная литература
  • Рабочая программа по родному языку для СПО

Рабочая программа учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык предназначена для изучения родного (русского) языка в ОБПОУ «КЭМТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОВПб.03 Родной (русский) язык

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык
  3. Место учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык в учебном плане
  4. Результаты освоения учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык
  5. Содержание учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей
  6. Тематическое планирование
  7. Характеристика основных видов деятельности студентов
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык
  9. Литература

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету ОВПб.03 Родной (русский) язык составляют следующие документы:

  • ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного Министерством образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413, в редакции от 29 июня 2017 г.;
  • Федеральный закон от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Письмо Минобрнауки России от 15.02.2017 № МОН-П-617 «Об изучении русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации»;
  • Письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 № 03-510 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»).

Программа учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык входит в образовательную область «Родной язык и родная литература» и является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) при подготовке специалистов среднего звена по специальностям:

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы;

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);

15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок;

15.02.08 Технология машиностроения;

18.02.04 Электрохимическое производство;

23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного);

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

ФГОС СОО определяет требования, предъявляемые к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык.

Содержание программы учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОВПб.03 Родной (русский) язык

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

В содержании учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений обучающихся о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма обучающихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.

Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении родного русского языка.

МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОВПб.03 Родной (русский) язык

Учебный предмет ОВПб.03 Родной (русский) язык входит в состав предметной области «Родной язык и родная литература» ФГОС СОО.

В ОБПОУ «КЭМТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебный предмет ОВПб.03 Родной (русский) язык изучается в общеобразовательном учебном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОВПб.03 Родной (русский) язык

Освоение содержания учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • идентичность в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности до­стижения поставленных коммуникативных задач;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, по­требность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по­ниманием), говорением, письмом;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использо­вание приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще­ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличност­ного и межкультурного общения;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изуче­ния русского языка;
  • расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязей его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики;
  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и при­менение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;
  • овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота­ций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОВПб.03 Родной (русский) язык

ТЕХНИЧЕСКОГО, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ

Раздел I. Язык и культура

Место русского языка в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

Русская лексика. Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от слова. Курские фразеологизмы. Создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты произведений Е.И. Носова как единство формы и содержания.

Контрольная работа № 1 по теме «Развитие современного русского языка».

Практические занятия

Выявление в стихотворениях Н.Н. Асеева неологизмов как средства образности художественного текста. Классификация неологизмов с точки зрения причин возникновения.

Наблюдение над изменением значений имеющихся в русском языке слов, их переосмыслением и стилистической переоценкой.

Определение значений современных фразеологизмов, их классифицирование с точки зрения происхождения и сферы употребления.

Наблюдение над художественным своеобразием рассказа Е.И. Носова «Радуга».

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики в стихотворениях А.А. Фета «Вечер» и «Осень».

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений на темы:

Причины заимствования в современном русском языке.

Язык как отражение национального характера.

Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий.

Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.

Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.

Происхождение и источники фразеологизмов.

Раздел II. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Фразеологизмы. Роль фразеологизмов в художественных произведениях. Использование фразеологизмов в произведениях курских писателей. Словари русского языка. Словари языка курских писателей. Лексический анализ прозаического и поэтического текстов курских поэтов и прозаиков.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами.

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Контрольная работа № 2 по теме «Орфоэпические, лексические и грамматические нормы русского языка».

Практические задания

Определение и исправление типичных акцентологических ошибок в современной речи.

Выполнение фонетического разбора слов.

Определение и исправление типичных ошибок, связанных с нарушениями лексических норм языка и речевой избыточностью.

Определение диалектных и просторечных элементов и их функционального значения в рассказе Е.И. Носова «Алюминиевое солнце»

Сравнительный анализ современных толковых словарей. Определение их характеристик и особенностей.

Наблюдение над использованием фразеологизмов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в баснях И.А. Крылова.

Выполнение лексического анализа отрывка из рассказа К.Д. Воробьева «Гуси-лебеди».

Наблюдение над использованием сложных слов и аббревиатур в стихотворениях поэта Н.Н. Асеева. Определение рода аббревиатур.

Исправление ошибок, связанных с нарушением норм употребления причастных и деепричастных оборотов.

Определение и исправление типичных ошибок в построении сложных предложений.

Выполнение упражнений по отработке различных способов оформления чужой речи.

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений на темы:

Причины заимствования в современном русском языке.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Лексика со значением времени в поэзии Н.Н. Асеева.

Использование цветописи в стихотворениях В.В. Бородаевского.

Телефонный этикет в деловом общении.

Названия денежных единиц в русском языке.

Курские топонимы в произведениях Е.И. Носова.

Искусство комплимента в русском и иностранных языках.

Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Понятие речевого (риторического) идеала.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерстваю Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.

Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.

Текст как единица языка и речи

Категория монолога и диалога как формы речевого общения.

Структура публичного выступления.

Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.

Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.

Функциональные разновидности языка.

Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.

Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование обучающимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование курскими поэтами. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.

Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация.

Практические занятия

Выполнение синтаксического анализа текста стихотворений А.А. Фета «Я пришел к тебе с приветом…» и «Какая ночь! Как воздух чист…» .

Выполнение стилистического анализа текста рассказа Е.И. Носова «Деревенские ласточки».

Составление рецензий по опорным схемам.

Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений на темы:

Жанр интервью в современных газетах.

Особенности курской разговорной речи.

Как влияют социальные сети на язык.

Язык прозы А.А. Харитановского.

Слоганы в языке современной рекламы.

Особенности языка СМС сообщений.

Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре», «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях» и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания учебного предмета ОВПб.03 Родной (русский) язык в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

  1. для специальностей 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного); 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы образования — 117 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия (40 часов), — 78 часов;
  2. для специальностей 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок; 15.02.08 Технология машиностроения; 18.02.04 Электрохимическое производство — 129 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия (40 часов), — 78 часов;
  3. для специальностей 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям); 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) — 78 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия (40 часов), — 78 часов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Виды учебной работы

Количество часов

Профили профессионального образования, наименование специальностей

Аудиторные занятия

Содержание обучения

Самостоятельная работа

23.02.05 Экс-плуатация транспортного электрообору-дования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного);

09.02.01 Компь-ютерные сис-темы и комплексы

15.02.06 Мон-таж и тех-ническая экс-

плуатация холодильно-компрессор-ных машин и установок;

15.02.08 Технология машино-строения

18.02.04 Электро-химическое производство

ническая экс-плуатация и обслуживание электричес-кого и элек-тромеханического обору-дования (по отраслям)

38.02.01 Экономика и бухгал-терский учет (по отраслям)

источник

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу