Меню Рубрики

Анализ как вид исследовательской деятельности

Теоретическое обоснование проблемы

Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся

Общество требует от человека новых качеств. Прежде всего, это способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу.

В современных социально-экономических условиях усиливается роль исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы. Исследовательская деятельность в наибольшей степени содействует формированию творчески мыслящей, конкурентоспособной личности.

Цели исследовательской деятельности:

1. привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;

2. развитие творческих способностей и познавательных интересов;

3. углубление общеобразовательной подготовки;

4. развитие личностных качеств учащихся.

Функции исследовательского подхода.

Существует несколько функций исследовательского подхода и все они находятся во взаимодействии:

воспитание познавательного интереса;

создание положительной мотивации учения и образования;

формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

развитие интеллектуальной сферы личности;

формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;

развитие познавательной активности и самостоятельности .

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

во введении общих и частных методов исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

в организации учебной и внеурочной образовательной и поисково-творческой деятельности;

в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

В едущими методами являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы.

Общие методы исследования:

Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение.

Теоретические методы исследования: абстрагирование, формализация.

Комплексные методы исследования: анализ синтез, моделирование.

Виды исследовательской деятельности.

Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Приобщаясь к исследовательской работе, учащимся следует двигаться по своеобразной лесенке: от простого к сложному, от определения и фиксации конкретной проблемы до создания научных работ, от учебно-исследовательской к научно-исследовательской деятельности.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Исследовательский подход является одним из способов познания окружающего мира. Этот метод познания связан с интеллектуальной деятельностью человека. Приобщение учащихся к исследованию начинается с мотивации.

Именно на этой стадии каждый ученик должен увидеть конкретные результаты своей деятельности. Прежде исследовательская деятельность ученика должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, во-вторых, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, решая понятные для него творческие задачи.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД).

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.» [1, 3]

Что же такое УУД? «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.» [1, 27] В составе универсальных учебных действий выделяют четыре блока: личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание); регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли); познавательные (общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и т.д.), логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и т.д.), действия постановки и решения проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)). Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели:

Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс? Ведь в настоящее время не все учебно-методические комплекты содержат задания, направленные на их формирование.

Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе деятельностного подхода. Он предполагает активность обучающихся, когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Учение превращается в сотрудничество — совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации, как в учении, так и в повседневной жизни.

Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

Можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

1. Выделение и постановка проблемы.

3. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).

4. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).

5. Представление результатов исследовательской деятельности.

Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.

источник

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы). Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Состав элементов исследовательской работыпри оформлении

Любая исследовательская работа должна иметь определенную структуру, в которой можно выделить основные части:

7. Библиография (список литературы);

Последовательно рассмотрим содержание основных частей исследовательской работы, алгоритмы их создания и оформления, а также типичные ошибки, допускаемые при проведении исследований.

Этапы выполнения исследовательской работы

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)

1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.

2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;

3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;

4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;

5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;

6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы

1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;

2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;

3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видеозаписи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);

4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);

5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)

1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.

2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы

1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);

3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10686 — | 7351 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Для проверки эффективности работы, было проведено несколько контрольных обследований школьников, посещающих элективный курс «Избирательное право. Избирательный процесс» и проведен соответствующий анализ полученных результатов. Методика последующих обследований совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности исследовательских умений, мотивации и духовно-нравственных качеств личности школьников.

Повторная диагностика уровня сформированности исследовательских умений показала, что он значительно повысился, по сравнению с предыдущим уровнем, выявленным при констатирующей диагностике. Это наглядно представлено на диаграмме (рис.1).

Рис. 1 Уровень сформированности исследовательских умений обучающихся (первый и второй год обучения)

Для подтверждения достоверности результатов исследования были проведены расчеты статистических различий с помощью метода углового преобразования Фишера. Расчет динамики уровня сформированности исследовательских умений у школьников, занимающихся первый год и у учащихся, включенных второй год в этот процесс, позволил констатировать различия по показателям.

Так, у принимавших участие в исследовательской деятельности уч-ся второй год значительно выше, чем у уч-ся, первый год принимавших участие в исследовательской деятельности средние уровни исследовательских умений, а именно умения выделять главное и второстепенное (ц*=6,4, р?0,01), давать определение понятиям (ц*=3,4, р?0,01), классифицировать (ц*=4, р?0,01), сравнивать (ц*=6,2, р?0,01), определять закономерности (ц*=4,7, р?0,01), наблюдать (ц*=6,6, р?0,01), высказывать суждение (ц*=6, р?0,01), ставить задачи (ц*=6,7, р?0,01), умение пользоваться литературными источниками (ц*=3,4, р?0,01), умение письменно ответить на поставленный вопрос (ц*=5,4, р?0,01), умение выдвигать гипотезу (ц*=4, р?0,01), умение сформулировать цель (целеполагание) (ц*=6, р?0,01), умение провести анализ собственной деятельности (ц*=9, р?0,01), умение адекватно определить успехи и недочеты (рефлексия, самооценка) (ц*=6,7, р?0,01).

Читайте также:  Конизация шейки матки какие анализы сдавать

Также при изучении мотивационной сферы детей, занимающихся в объединении исследовательской деятельностью, были получены следующие результаты: У детей начинающих заниматься первый год (2008 г.), в качестве основных мотивов посещения элективного курса преобладали внешние (например, все ходят, и я хожу) — 84%, общение со сверстниками — 78%, знание как ценность воспринимали 64%, познавательный мотив был только у 45 % респондентов. На второй год обучения (2009 г.) цифры выглядели следующим образом — 30%, 76%, 86%, 89%. Результаты представлены на диаграмме. ( рис.2)

Рис. 2 Динамика мотивационной сферы школьников посещающих элективный курс

Результаты диагностики духовно-нравственных качеств (уровень воспитанности) личности выглядят следующим образом: первый год обучения (2008 г.) — 14.2%, средний — 42.2%, высокий — 43.6%. Второй год обучения (2009 г.) — 8.3%, 22.6%, 69.1%. Графический это изображено на диаграмме (рис.3)

Рис. 3 Динамика уровня воспитанности обучающихся

Таким образом, приобщение к исследовательской деятельности нужно начинать в школьном возрасте, когда процесс формирования исследовательских умений опирается на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость.

Данная практическая модель организации исследовательской деятельности школьников включает в себя методы и формы обучения исследовательским умениям, поэтапную работу учащихся над собственным исследованием, в которой применяются на практике сформированные умения, и как завершающий этап — публичное представление совместной исследовательской работы.

Организация исследовательской деятельности школьников — это процесс управления подготовкой, методическим и ресурсным обеспечением и проведением учащимися исследований, реализацией их результатов [23, с.224].

Уровень развития исследовательских умений у школьников определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности.

В ходе выполнения исследовательской работы от школьников требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из различных источников, обобщать факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений, событий.

Исследовательская деятельность позволяет детям пройти путь ученого от выдвижения гипотезы, до ее доказательства или опровержения, от выбора темы исследования до преставления и защиты своей работы на конференции [16, с.137].

Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития исследовательских умений, формирования познавательной активности.

Учебное исследование детей школьного, особенно младшего и среднего, возраста должно осуществляться при помощи и поддержке педагогов и родителей.

Задачей педагога — научного руководителя является не только руководство исследованием школьника, но и установление тесного контакта с его родителями, разъяснение, в чем может заключаться их помощь. Заинтересованность родителей является еще одним важным мотивирующим фактором исследовательской деятельности учащихся.

Полученные данные свидетельствуют: создание научно-методической базы организации исследовательской деятельности школьников, включение родителей школьников в совместные с детьми занятия исследовательской деятельностью влияют на качество организации исследовательской деятельности школьников и помогают решать главную задачу воспитание гармонично развитой личности.

Национальный приоритетный проект «Образование» заявляет о том, что конкурентноспособность человека труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. В ситуации динамичного социально-экономического развития страны анализ запросов местного сообщества, запроса учащегося и изменившегося заказа государства позволяет выявить потребность в новых результатах образования. Одним из ответов системы образования на запрос работодателя и местного сообщества является идея компетнтностно — ориентированного образования, заложенная в Федеральных стандартах школьного образования нового поколения [35].

В связи с этими задачами сформулированы требования к уровню подготовки выпускников школы. В предлагаемых требованиях отмечено, что выпускник старшей школы, должен уметь «участвовать в обсуждении проблем и в групповой исследовательской работе, определяя ключевые моменты дискуссии, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам, представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, аннотации, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, комментария, описание эпизода, публично презентовать результаты своей работы». Таким образом, выпускник школы, имеющий намерение в отношении продолжения образования, должен иметь определенный опыт исследований и исследовательской работы в подтверждение владения способами познавательной деятельности, а значит, своей информационно — коммуникативной компетентности.

У нас в школе в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности. Этому в немалой степени способствуют занятия учащихся на элективном курсе.

источник

Одной из форм работы с одаренными детьми является исследовательская работа во внеурочное время. Мы, учителя естественнонаучного цикла ГБОУ лицей № 000, занимаемся исследовательской деятельностью 9 лет. Итогом нашей деятельности является ежегодная «Школьная научно-исследовательская конференция». В этом году мы занимались вопросами экологии. В этом году она состоялась 26-го апреля.

Когда мы начинали свою работу, то у всех нас: учителей нашего методического объединения , были разные представления и мнения об исследовательской работе. Были трудности. Была большая работа, как со стороны преподавателей, так и учеников. Представленные работы были, как простыми и неинтересными, так и очень серьезными, которыми просто можно гордиться. Какие выводы были сделаны за это время? Чем я могу поделиться с вами, из опыта своей работы в этой области?

Виды исследовательской деятельности, которыми мы занимались в нашем лицее, в основном, это:

Поэтому хочу отметить, что при исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. На одних и тех же источниках можно выполнить реферативную и исследовательскую работу.
Реферат ни в коем случае не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту. Суть реферативной работы — в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих выбранную проблему.
Специфика реферата – в том что, во-первых, в нем нет развёрнутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте.
Необходимо развести понятия «научно-исследовательская деятельность» и «учебно – исследовательская деятельность».
Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. Учебно-исследовательская деятельность — это деятель­ность, главной целью которой является развитие познавательного типа мышления. Учебно-исследовательская деятельность требует определенной под­готовки, как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех за­висит от подготовленности каждого из ее участников. Совершенно естест­венно, что основная доля ответственности ложится на руководителя рабо­ты, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участ­ника.

Научно-исследовательская деятельность — это вид деятель­ности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Она требует выдвижение гипотезы, которая может подтвердиться или нет.

Надо также развести понятия исследовательская деятельность и проектно-исследовательская деятельность. При исследовательской деятельности может быть проведена исследовательская работа, но может не быть конечного продукта данной деятельности. В проектной работе обязательно наличие конечного продукта представленных, например: в виде презентации, печатной работы, статьи, реферата и др.

Последовательность этапов деятельности в исследовательской работе.

1.П1.Подготовительный: определение темы и цели исследования. Подбор рабочей группы.

2.Планирование: определение источников необходимой информации, определение способов сбора инф информации, распределение задач (обязанностей) между членами группы.

3.Сбор и уточнение информации, наблюдения, эксперименты, постановка и решение задач для выполнения конечной цели, поэтапное выполнение исследовательских задач.

4.Анализ информации. Формулирование выводов.

5.Подготовка отчетов, выводов выполненной работы, презентаций. Подготовка к защите.

6. Защита исследовательской работы.

Надо отметить, чтобы работа была комфортной и приятной, тему исследования должен выбирать ребенок. Ученик и сам может предложить интересную тему. Подбор рабочей группы должен быть согласован с учениками.

При выборе информации различают просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение. Просмотровое чтение помогает выбрать нужный материал по названиям глав, книг, статей. Составить картотеку. Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответа на определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения и сопоставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения. Изучающее чтение — это активный вид подробного чтения. Он предполагает, что вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

• быть проверяемой;
• содержать предположения.
• соответствовать фактам.

Цель и задачи исследования
.

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих законо­мерностей; Цель — идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения постав­ленной цели и проверки положений сформулированной им гипоте­зы выделяет конкретные задачи исследования.

Можно поставить целью например: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать.

Задача исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего форму­лировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели ис­следования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наи­менее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество опреде­ляется глубиной исследования.

После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следу­ет этап определения методов исследования.

Ясно, что от выбора метода исследования зависит сама возможность реализации исследования — его проведения и получения определенного результата.

1. Метод наблюдений:

Наблюдение — направленное, системное, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых явлений, процессов. Основное условие научного наблюдения — возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо другими методами (например, экспериментально). Можно использовать не инструментальные методы, а доступные описательные шкалы, которые позволяют замечать и фиксировать различные изменения.

2.Метод эксперимента. В отличии от метода наблюдения, эксперимент — регистрация параметров объекта исследования без вмешательства в процесс. Постановка эксперимента — запланированная реализация процесса с записью его характеристик.

Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению.

1). Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.

2). Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников. Избегать директивных приемов.

3) Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

4). Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

5). Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
6). Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.

Оформление научно-исследовательской работы.
Работа должна включать в указанной ниже последовательности:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение (цель исследования, задачи, гипотеза).
4. Основную часть (обзор литературы по проблеме, методика исследования и
собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности)
5. Заключение (выводы).
6. Перечень условных обозначений (если они есть).
7. Список использованной литературы.
8. Приложения (если они есть).

При всей ответственности педагога за качество планируе­мой работы необходимо помнить, что исследовательская рабо­та требует максимальной самодисциплины и самостоятельно­сти от учителя и учащегося-исследователя. В заключение, хочется сказать, что хотелось, чтобы мы учителя «варились не в собственном соку», а были бы в школах научные руководители-консультанты, доступ к лабораториям ВУЗов и сотрудничество с различными ВУЗами.

Хотелось бы знать о новостях, успехах исследовательской деятельности в других школах, обмениваться опытом.

До сих пор мы не можем определить систему оценивания проектной работы. Ведь проект может быть простым и сложным, малым по объему, но глубоким по содержанию. Как оценить грамотно работу старшеклассника и параллельно работу ученика 7-8 –ого класса. Ведь возрастной системы оценивания еще не существует. Если у вас есть подобные проблемы, давайте объединяться и решать их вместе. Мои координаты: лицей № 000, учитель физики

источник

Наталья Сулимова
Методы и приёмы организации исследовательской деятельности дошкольников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Читайте также:  Комиссия на инвалидность какие анализы сдавать

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

филиал АлтГУ в г. Камень-на-Оби

«МЕТОДЫ (ПРИЁМЫ) ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Наталья Васильевна Сулимова

Юлия Викторовна Атемаскина

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНА ИЗ ВЕДУЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Сущность понятия «исследовательская деятельность». 5

1.2. «Исследовательское обучение» в современной педагогике…. 6

1.3 Значение исследовательской деятельности в развитии ребёнка 7

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ….

2.1. Экспериментирование – один из методов исследовательской деятельности дошкольников….

2.2. Роль наблюдения в исследовательской деятельности дошкольников…

2.3. Использование эвристических бесед и проблемных ситуаций в исследовательской деятельности дошкольников….

2.4. Проекты в исследовательской деятельности дошкольников…. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…. 23

«Расскажи и я забуду, покажи и я запомню,

дай попробовать и я пойму»

В наше противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения, так как обществу вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», то есть научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать собственное предположение. Все это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания

Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка – проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведении.

Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Считаю, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНА ИЗ ВЕДУЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность понятия «исследовательская деятельность».

Что такое исследовательская деятельность?

Анализ литературы показал, существуют различные трактовки понятия «исследовательская деятельность».

Исследование – это бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. Исследование – это творчество в чистом виде.

А. И. Савенков рассматривает исследовательскую деятельность как целостное образование личности в совокупности процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих.

По мнению В. И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.

Н. Лысенко рассматривает поисково-исследовательскую деятельность как организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения.

«Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования»

1.2. «Исследовательское обучение» в современной педагогике.

Проблема организации познавательно- исследовательской деятельности детей интересовала ученых во все времена. Элементы исследовательского обучения встречаются еще у Сократа, в знаменитой беседе, в ходе которой осуществлялся поиск истины, своего рода исследование. В более поздние времена беседы Сократа активно использовали в образовании. Более интенсивно данная проблема привлекла внимание в конце ХIХ- начале ХХ вв. таких как, К. Н. Вентцель, Дж. Дьюи, У. Киллпатрик, Е. Пракхерст, И. Ф. Свадковский, С. Френе и др., чьи работы не потеряли своей актуальности, основной идеей которых была идея организовать процесс познания через включения ребенка в деятельность, но не любую, а исследовательского характера.

В XIX в. А. Я. Герд, М. М. Стасюлевич, Армстронг, Т. Гексли выдвигали теорию о том, что исследовательская деятельность способствует формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности, создание атмосферы увлеченности учением, доставление радости детям от самостоятельного поиска и развития.

Джон Дьюи рассматривал исследовательскую деятельность как особый вид детской деятельности в контексте «что-нибудь делать».

А. Ферьер рассматривал исследовательскую деятельность, как активатор разнообразных чувств ребенка в процессе познания через игровую деятельность, как стимул умственной деятельности. Путь развития детской исследовательской деятельности – от бессистемности до целенаправленных действий.

В настоящее время отдельные аспекты детской исследовательской деятельности получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.

В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

1.3. Значение исследовательской деятельности в развитии ребёнка.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к адекватным методам познания и рефлексии собственного мышления и поведения, что выражено в повышенном внимании к исследовательским методам обучения и к проектированию.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Так же важна в детском саду познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, всем известно давно. У ученого, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

На протяжении всего дошкольного детства, по моему стойкому убеждению, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личностных качеств ребёнка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которой мною понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным моим руководством, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Методы для организации исследовательской деятельности дошкольников могут быть следующими:

• эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного характера;

• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

• постановка и решение проблемных педагогических ситуаций;

• проектная деятельность познавательно- исследовательского характера.

2.1. Экспериментирование – один из методов исследовательской деятельности дошкольников

Особая роль в исследовательской деятельности отведена опытам и экспериментам.

Опыты, или эксперименты, используются для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

По мнению академика Н. Н. Поддьякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Практическая деятельность убедила меня в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка- дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят – любознаек и почемучек.

Мой девиз звучит так: «Помоги мне сделать это самому!» В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом я стараюсь быть не учителем – наставником, а равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет детям проявлять собственную исследовательскую активность.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

Считаю, что нужно уважать право детей быть непохожими друг на друга, право на индивидуальность. Не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия, чтобы он сделал собственное открытие, предоставлять ему возможность для самостоятельных решений. Главное – ребенку должно быть интересно.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, – опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов — песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «Волшебница Вода» проводили опыты «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами.

На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…»

Как известно, любой материал легко усваивается детьми через игру. Поэтому исследование окружающего мира с детьми проводим через игры-эксперименты:

• игры-эксперименты с песком «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;

• игры-эксперименты с водой «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет — не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;

• игры-эксперименты с магнитами «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».

Эксперименты провожу в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах. Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

Игры-экспериментирования проводим в специальной лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предполагаемой работы.

Читайте также:  Компетентность воспитателя как способность к анализу

Совместная деятельность с детьми в детской лаборатории организуем один раз в неделю. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Результаты опытов фиксируются с детьми в журнале исследований, фиксируются разными способами:

• использование условных знаков;

• запись рассказа ребенка воспитателем;

• запись наблюдений детьми воспитателем.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Взрослому не следует торопиться с ответом, необходимо дать возможность детям найти его самостоятельно.

Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно пытается найти ответы на интересующие его вопросы.

Использую в работе все существующие разновидности экспериментов:

• случайные эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

• плановые эксперименты (заранее запланированные);

• эксперименты, как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка).

Структура проведения игры-экспериментирования заключается в правильной постановке познавательной задачи, выдвижение предположений, отборе способов проверки, выдвинутых детьми, проверка самих гипотез, подведение итогов и фиксация результатов.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

2.2. Роль наблюдения в исследовательской деятельности дошкольников.

Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.

Наблюдение – целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной, конституирующий компонент наблюдения (Л. В. Занков).

К. Д. Ушинский писал: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».

Сущность метода наблюдения заключается в чувственном познании объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания окружающего мира обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о нем.

Результативность наблюдения так же обеспечивается использованием в работе приема сравнения, поэтому предлагаю детям сравнить предметы, объединять их в группы по схожим признакам, классифицировать и анализировать увиденное. Еще К. Д. Ушинский писал: «Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами, только тогда вы выясните себе все существенные признаки предмета, а это значит и понять предмет».

При организации наблюдения стараюсь задавать вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. Не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением. Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте.

По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности.

И. П. Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия.

Для того чтобы у ребенка сформировались достоверные представления об окружающем мире использую различные виды наблюдений: первичные, повторные, сравнительные, итоговые, индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, распознающие и воссоздающие.

В наблюдении стараюсь обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, ощупывает, слушает, рассуждает, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

«Методы, приёмы, формы работы воспитателя по созданию в группах развивающей речевой среды». Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные.

Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Использование ИКТ-средств в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (Материалы конференции РМО) В мае 2016 года состоялась четвертая конференция районного методического объединения по экологии для воспитателей.

Конспект совместной деятельности по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Волшебные магниты» Программное содержание: Образовательные задачи: Познакомить детей с магнитом и его свойствами. Учить делать умозаключения и выводы. Побуждать.

Методы и приёмы развития произвольного внимания детей дошкольного возраста МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной.

Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему «Мой дом» 1. Программное содержание 1 мл. группа Цели, задачи, содержание: Знакомить детей с улицами, домами родного села. Развивать умения детей.

Педагогический совет «Методы и приёмы ТРИЗ для развития связной речи детей» ПРОТОКОЛ Педагогического совета №3 Председатель: Попова С. В. – ст. воспитатель Секретарь: Пелепягина Ю. А. – воспитатель Присутствовали:.

Создание условий для организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Создание условий для организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста В ДОО используется модификация педагогической.

Технологическая карта организации совместной поисково-исследовательской деятельности «Заколдованный сундучок» Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми Тема: «Заколдованный сундучок» в подготовительной группе Возрастная.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Характеристика видов исследовательской деятельности

Цель современного образования — воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Поэтому современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в образовательном процессе разнообразных творческих заданий — все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации образовательного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию интереса к предмету.

Исследовательская деятельность, как и любая другая имеет свои «плюсы» и «минусы». Исследовательская деятельность вызывает устойчивый интерес к предмету, побуждает к поиску, позволяет глубже осмыслить и творчески переработать информацию, развивает аналитико-прогностического свойства личности, позволяет осуществлять развитие личности учащихся по индивидуальной образовательной траектории, формирует ценностные качества личности, в процессе работы над исследованием привлекаются родители, что усиливает связь школы и семьи. К трудностям, связанным с организацией исследовательской деятельности отнесем низкую познавательную активность учащихся, отсутствие технологичности при организации исследовательской деятельности, недостаточную сформированность учебной мотивации. Вместе с тем необходимо отметить слабое оснащение школ экспериментальным и современным информационным оборудованием, несоизмеренность уровня рассматриваемой темы имеющемуся уровню развития познавательных способностей учащихся, что может вызвать «обратный эффект» (испугать ученика).

Рассмотрим основные виды учебно-исследовательской деятельности:

проблемно-реферативное исследование, которое включает: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

аналитико-систематизирующее исследование: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

диагностико-прогностическое исследование направлено на изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;

изобретательско-рационализаторское исследование предполагает усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов;

экспериментально-исследовательская деятельность включает проверку предположения о подтверждении или опровержении результата;

проектно-поисковая деятельность направлена на поиск, разработку и защиту проекта — особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

описательное исследование — наблюдение и качественное описание какого-либо явления.

Рассмотрим некоторые виды исследовательской деятельности.

Эксперимент позволяет поднять учащихся на более высокий уровень развития познавательного интереса, так как он связывает теорию с практикой, показывает применение теоретических знаний и необходимость их экспериментального подтверждения. Экспериментально-исследовательские задания – это такие задания, в которых на основе теоретического анализа ситуации возможно предсказание результатов исследования. Цель эксперимента — создание условий для развития исследовательского мышления и формирования навыков самостоятельной экспериментальной деятельности.

Формы организации учебных занятий, направленных на развитие у ребят самостоятельного экспериментирования, весьма разнообразны: творческий лабораторный практикум, творческие экспериментальные задания, домашние экспериментальные задания, индивидуальное учебное исследование, практикум по моделированию эксперимента. Эти формы организации учебных занятий реализуются через проблемно-поисковый, экспериментально-исследовательский и исследовательские методы обучения.

Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Эксперимент, в данном случае, служит толчком для создания новых технологий обучения, например, метода проблемного подхода к изучению нового материала. Это дает возможность сформулировать у учащихся активное восприятие темы и получить полное представление о деятельности исследователя на различных этапах его экспериментальной работы.

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание [2].

К исследовательским заданиям относятся:

— познавательные задачи – специально подобранные учебные задачи, которые не должны быть надуманными, а должны быть как бы выхваченными из окружающей действительности. Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельность на уроке является постановка и решение проблемы. Проблема — сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес.

Например, вопрос: какое количество электроэнергии потребляет наша школа? И готова тема для исследования, в результате которого ученики узнают о электричестве, а также могут предложить пути экономии электроэнергии.

— творческие задачи могут носить форму загадки, могут быть составлены на основе необычного и интересного текста, содержать вопрос или задание.

урок-исследование. Явление, изучение которого предусмотрено программой, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя в ходе урока-исследования.

Ход урока-исследования можно представить в виде цепочки:

определение объекта и предмета исследования;

разработка гипотезы исследования;

оценка полученных результатов и выводы.

конструкторская работа. Из всего многообразия видов работ, развивающих самостоятельность учащихся, можно выделить конструкторскую работу, в которой заложены широкие возможности формирования умения думать, использовать свои теоретические знания, вести исследования, работать с материалом исследования и справочной литературой.

— урок-семинар — это следующая ступенька в обучении, которая целиком базируется на содержании учебного материала предыдущих занятий. Необходимо соблюдать четкие рекомендации по подготовке и проведению семинара.

Требования к подготовке и проведению семинара:

Материал готовиться всеми учениками группы (3-4 человека).

Каждой группе дается определенное время на выступление (максимум 10 минут).

Группа должна представить тему наглядно (с использованием схем, чертежей, рисунков, моделей, показом опытов или сопровождать приведением исторических, интересных фактов, которые приравниваются к дополнительному материалу).

Наиболее важные понятия, законы и формулы диктуются для записи.

Приводятся примеры, решения задач, разбираются тестовые задания с пояснениями.

Слушатели после доклада могут дополнять рассказ информацией из учебника или дополнительной литературы.

Учащиеся задают вопросы докладчикам с целью уточнения непонятных моментов.

Докладчики задают слушателям заранее заготовленные вопросы по теме выступления (закрепление знаний).

Оценивается как работа каждого члена рабочей группы, так и работа слушателей (включая работу над конспектом и активность во время обсуждения темы).

По умению выполнять самостоятельную исследовательскую деятельность возможно формирование групп учащихся: 1-я группа – учащиеся, действующие продуктивно, способные включаться в самостоятельную исследовательскую деятельность, активно в ней участвовать, делать анализ материала, формулировать выводы; 2-я группа – учащиеся, способные включаться в самостоятельную исследовательскую деятельность с помощью учителя, действующие медленнее и менее продуктивно; 3-я группа – учащиеся, у которых недостаточно развиты познавательные способности, действующие по образцу, неспособные вести самостоятельные исследования [6].

В ходе исследовательской деятельности у учащихся формируются умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.

источник