Меню Рубрики

Анализ как управленческое действие включает

Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа информации о затратах и результатах хозяйственной деятельности, необходимой управленческому персоналу для управления деятельностью компании.

Управленческий анализ – комплексный анализ внутренних ресурсов и внешних возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

Цель управленческого анализа это предоставление информации собственникам и (или) менеджерам (другим заинтересованным лицам) для принятия управленческих решений, выбора вариантов развития, определения стратегических приоритетов.

Управленческий анализ показывает: что мешает добиться эффективного размещения ценностей; нет ли вакуума или дублирования функций в системе управления; нет ли конфликта прав; существуют ли механизмы координации и не являются ли они тяжеловесными; эффективно ли используются исполнительная вертикаль и горизонтальные связи; сбалансированы ли полномочия и ответственность; существует ли разделение власти, нет ли излишней концентрации ее у одного лица в ущерб остальным или, наоборот, ее распыления; адекватна ли система управления выбранному сегменту рынка, организационной структуре и персоналу.

Методы управленческого анализа подразделяются на социологические и аналитические.

1.1. Метод опроса – ориентирован на получение информации от непосредственных участников исследуемых процессов или явлений. Этот метод имеет несколько видов: групповое и индивидуальное анкетирование; почтовый, прессовый и телефонный опрос; формализованное, фокусированное и свободное интервьюирование.

1.2. Метод наблюдения – ориентирован на достаточно протяженный сбор информации, осуществляемый одновременно с развитием исследуемых явлений (проблем). Виды наблюдения: полевое и лабораторное, систематическое и несистематическое, включенное и не включенное, структурализованное и неструктурализованное.

1.3. Метод эксперимента – ориентирован на проверку жизнеспособности исследуемого явления (проблемы). Виды экспериментов: полевые, лабораторные, линейные, параллельные и т. д.

1.4. Метод анализа документов – ориентирован на использование всей полноты информации, которая может содержаться в документе. Виды: качественный (традиционный) и формализованный (контент – анализ) анализ.

2. Аналитические методы включают в себя:

2.1. Метод сравнения (сравнение сопоставимых показателей для определения отклонений от плановых показателей, установления их причины и выявления резервов). Основные виды сравнений, применяемые при анализе: отчетные показатели с плановыми показателями; плановые показатели с показателями предшествующего периода; отчетные показатели с показателями предшествующих периодов; показатели работы за каждый день; показатели сравнения со среднеотраслевыми данными; показатели технического уровня и качества продукции данного предприятия с показателями аналогичных предприятий; показатели работы одного подразделения с аналогичными показателями работы других подразделений; показатели сравнения деловых и личных качеств одних работников с аналогичными качествами других (возможно по парное сравнение); показатели сравнения индивидуальных показателей со средними по подразделению; показатели результатов работы до и после введения каких-либо новшеств, нововведений. Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т. д.).

2.2. Индексный метод (разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя). Он применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов.

2.3. Балансовый метод (сопоставление взаимосвязанных показателей с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства). При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

2.4. Метод статистики (отражение цифровых показателей, характеризующих протекание различных процессов, состояний объектов с установленной для целей исследования периодичностью). В статистическом исследовании выделяют следующие этапы: регистрация, учет первичных данных с использованием специальных форм; систематизация и группировка данных по определенным признакам; представление данных в удобном для восприятия и анализа виде; проведение анализа по выяснению сути происходящих процессов и взаимосвязей составляющих их элементов.

2.5. Метод цепных подстановок (получение корректированных значений обобщающего показателя путем сравнения значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок).

2.6. Метод элиминирования (выделение действия одного фактора на обобщающие показатели организационной деятельности).

2.7. Графический метод (средство иллюстрации процессов, исчисления ряда показателей, оформления результатов анализа). Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.). При правильном построении графические средства обладают наглядностью, выразительностью, доступностью, способствуют анализу явлений, их обобщению и изучению.

2.8. Функционально-стоимостной анализ (выбор наиболее оптимальных вариантов, определяющих решения в сложившихся или планируемых условиях).

Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа

Классификационные признаки Финансовый (внешний) анализ Управленческий (внутренний) анализ
1. Цель анализа Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибыли, прогнозирование доходов и потоков денежных средств, выявление дивидендной политики осуществляемой руководством предприятия. Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования, разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей.
2. Объект анализа Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение. Различные аспекты производственно финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта.
3. Субъекты анализа (исполнители) Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии, кредитные агентства и др.) Различные организационные структуры внутри хозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа, лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессионалы).
4. Организация анализа (периодичность проведения) Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию – ежеквартально в статистическое управление – ежеквартально и т.д.) Проводится по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д.
5. Информационная база анализа Бухгалтерская отчетность (формы № 1, 2, 4, 5). Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа.
6. Доступность информации Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности. Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления.
7. Потребители информации Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты, ЦБ, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления, учреждения социальной защиты населения. Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.
8. Использование систем учета Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности. Не обязательно системно организованный анализ. Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели.
9. Измерители информации Преимущественно стоимостные измерители. Любые измерители: стоимостные, натуральные» трудовые и условно-натуральные.
10. Использование методов анализа Группировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа. Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др.
11. Направленность анализа Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты. Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство.
12. Свобода выбора в проведении анализа Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности. Нет установленных норм его проведения, не имеется общепринятых методик. Критерий — пригодность, результативность.
13. Формы обобщения Табличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемыми с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных. Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений.
14. Вид анализа Внешний, ретроспективный, тематический. Внутренний, оперативный, текущий, комплексный.
15. Степень надежности Во многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма ее получения. Выправляется это положение аудиторскими проверками. Зависит от целей проведения, использует строго достоверные первичные данные, подтвержденные ревизионной группой и группой внутреннего аудита.
16. Место принятия решений по результатам анализа За пределами деятельности анализируемого предприятия, чаще всего на базе завуалированных данных и даже умышленно искаженных, фальсифицированных предприятиями, представляющим отчетность для обнародования в целях избегания, например, чрезмерного налогообложения и т.п. Менеджерами и директорами предприятии, руководителями их подразделений, информация глубоко обоснованная, составлена на базе выверенных объективных данных, используемых для управления своим предприятием.

Управленческий анализ использует весь комплекс экономической информации, носит оперативный характер и полностью подчинен воле руководства организации. Только такой анализ позволяет реально оценить состояние дел в организации, исследовать структуру себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов, особенно тщательно изучить характер ответственности должностных лиц за выполнение бизнес-плана.

Данные управленческого анализа играют решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики организации: совершенствования технологии и организации производства, создания механизма достижения максимальной прибыли. Поэтому результаты управленческого анализа огласке не подлежат, они используются руководством организации для принятия управленческих решений как оперативного, так и перспективного характера. Более наглядно различия между характеристиками финансового и управленческого анализа представлены в таблице.

Сравнительная характеристика видов анализа

источник

Основной целью системы управления является обеспечение условий, необходимых для реализации поставленных целей, а среди них решающее место отводится экономическим методам целенаправленного воздействия на объект управления.

В системе управления выделяются управляющая и управляемая системы. Под управляющей системой понимается совокупность органов (руководство предприятия разных уровней, являющееся основным потребителем данных управленческого анализа), средств, инструментов и методов управления. Под управляемой системой чаще всего понимается производственный процесс. Управляющая и управляемая системы взаимосвязаны и представляют собой замкнутый контур управления.

Выработка управляющего решения составляет одну из главных задач процесса управления. Хотя каждое управленческое решение является уникальным и не может быть представлено как связанное с какими-либо правилами, этапами или временными ограничениями, оно подчиняется определенной внутренней логике.

Цикл принятия решений включает следующие этапы:

· определение целей и задач;

· поиск альтернативных курсов (вариантов) действий;

· выбор оптимального курса действия из альтернативных вариантов;

· осуществление выбранного варианта;

· сравнение полученных и планируемых результатов;

Экономический анализ в процессе управления выступает как элемент обратной связи между управляющей и управляемой системами. Он позволяет уменьшить неопределенность исходной информации и риск, связанный с выбором правильного решения, на следующих основных фазах выработки решений:

1) изучения исходного положения, сбора и передачи информации о фактическом состоянии объекта управления. Это важная фаза аналитической работы органов управления, позволяющая определить современные и будущие условия, в которых находится объект управления сформулировать основные проблемы;

2) обработки информации, подготовки и принятия решений. В этой фазе производится всесторонняя обработка информации, разрабатываются возможные альтернативы вариантов, определяются критерии, осуществляется разработка проектов, их технико-экономическое обоснование, определяются общие цели и задачи при учете имеющихся ресурсов. Задачей экономического анализа на данном этапе является выбор лучшего варианта;

3) организации и осуществления решений, выдачи команд объекту управления для устранения выявленных отклонений;

4) расчета и контроля осуществления решений. На этом этапе анализируется фактическая эффективность решений. Одним из важнейших видов решений является план, а экономический анализ выступает инструментом обоснования планов, выбора вариантов, оценки степени их выполнения и факторов, повлиявших на отклонение от плана.

В системе управления выделяют основные и обеспечивающие функции (рис. 1.1).

Функция планирования, одна из основных, включает долгосрочное, текущее и оперативное планирование. При этом выполнение всех видов работ идет взаимосвязанными этапами:

1) оценка внешней ситуации;

2) определение спроса на продукцию;

3) создание системы связей и формирование потоков информации для планирования;

1) определение главных целей и задач;

2) разработка общих планов на длительный период, текущих планов.

Оперативное планирование дополняет текущее планирование и связано с разработкой планов на короткие промежутки времени.

Функция контроля следует за учетом, включает регулярный и периодический контроль, который проявляется в выявлении и отборе данных, отражающих выполнение плановых заданий, нормативов и отклонений от них.

Регулирование функция управляющей системы, которая обеспечивает направление деятельности объекта управления в соответствии с планом. Ее роль выражается в коррекции, благодаря которой устраняются случайные отклонения системы. В зависимости от объектов различают регулирование запасов, затрат на производство, календарных планов.

Читайте также:  Какие анализы сдавать при выскабливании

Функция организации обеспечивает формирование пространственно-временных отклонений, пропорций в использовании материально-вещественных элементов производства и труда.

Функция учета, которая является обеспечивающей функцией, призвана отражать результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивать данные о состоянии объекта управления за определенный период и включает бухгалтерский, статистический, оперативный учет.

В обязанности бухгалтера входит:

· организация и ведение учета, планирования и контроля;

· составление внутренней и внешней отчетности;

· экономическая оценка и глубокий анализ.

Бухгалтер должен знать потребность руководителей разных уровней, улучшать технику учетной работы, с тем чтобы в полной мере способствовать решению проблем управления.

Экономический анализ как функция управляющей системы включает оценку внутренних и внешних факторов создавшейся ситуации, общих тенденций развития экономических процессов, возможных резервов повышения эффективности производства; предусматривает оценку степени напряженности и выполнения плана по всем видам показателей, изучение хода оперативного выполнения плана, возмущающих причин, путей их устранения

Говоря о роли экономического анализа в процессе управления организацией, необходимо подчеркнуть, что экономический анализ:

· позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внутренние и внешние факторы, стабильный или случайный характер отклонений, он является инструментом обоснованного планирования;

· способствует лучшему использованию ресурсов, выявляя неиспользованные возможности, указывая направления поиска резервов и пути их реализации;

· воздействует на совершенствование механизма безубыточности предприятия, а также самой системы управления, вскрывая ее недостатки, указывая пути лучшей организации управления.

Управленческий анализ представляет собой не только вид экономического анализа, но и один из элементов управленческого учета. Объектом последнего, а следовательно, и самого управленческого анализа выступают прошлые и будущие результаты функционирования сегментов предпринимательской деятельности.

Сегмент является основной информационной единицей управленческого учета, выделяемой для получения отчетной и прогнозной информации. Следовательно, от того, каким образом будет решен вопрос о сегментации бизнеса, зависит последующее функционирование всей системы управленческого учета, в том числе и успешность проведения управленческого анализа. Выбранный организацией подход к сегментации бизнеса оказывает влияние на качество информации, собранной в системе управленческого анализа.

Сегментация бизнеса, прежде всего, должна создать предпосылки для реализации в системе управления организацией двух важных функций:

Выполнение этих функций требует позиционирования отдельных слагаемых предпринимательской деятельности в двух координатах – в качестве информационных и организационных сегментов бизнеса. Информационные сегменты отличаются большим разнообразием, их природа определяется индивидуальными особенностями, стратегией организации. В табл. 1.2 показаны некоторые из возможных подходов к разделению бизнеса на информационные сегменты.

Таблица 1.2 Возможные подходы к сегментации предпринимательской деятельности

по информационному признаку

Особенности технологического процесса

Вид деятельности 1, вид деятельности 2

Центральные регионы России

1 Признак выделения сегмента определяется информационными запросами менеджеров и отраслевыми особенностями организации.

2 Признак выделения сегмента определяется степенью его финансовой ответственности и задачами мотивации, решаемыми по отношению к нему менеджментом организации

Так, в отраслях с поточным производством информационными сегментами могут стать переделы (например, в текстильной промышленности это ткачество, прядение, отделка; в металлургическом производстве – производство чугуна, стали, проката).

Сегментация по видам деятельности в первую очередь свойственна организациям сферы услуг. Например, в аудиторской фирме восстановление бухгалтерского учета может рассматриваться как вид деятельности 1, проведение аудиторских проверок – вид деятельности 2, оказание консалтинговых услуг – вид деятельности 3. Таким образом, во всех приведенных примерах подходы к сегментации бизнеса зависят от технологических особенностей производственного процесса.

Организация может одновременно использовать несколько из названных подходов, осуществляя сегментацию в различных комбинациях. Например, один и тот же бизнес может сегментироваться по заказам и каналам реализации; по видам деятельности и рынкам сбыта.

Деление предпринимательской деятельности на информационные сегменты позволяет организовать процесс бюджетирования, осуществить контроль за ходом выполнения плана каждым информационным сегментом, проанализировать возникшие отклонения, т.е. реализовать планово-аналитическую функцию управления.

Другая функция – контрольно-мотивационная исполняется посредством выделения организационных сегментов сегментации организации по центрам ответственности (затрат, доходов, прибыли, инвестиций). Таким образом, в любой предпринимательской деятельности сегмент может позиционироваться по двум признакам – функциональному и организационному. Здесь также возможны их различные комбинации. Например, ткацкий передел, являющийся информационным сегментом текстильного предприятия, с учетом организационного аспекта может позиционироваться как центр затрат. Отдельные виды аудиторских услуг (информационные сегменты) в случае существенного превышения их доходной части над затратной с учетом организационного аспекта сегментации могут идентифицироваться в системе управленческого учета как центры доходов (выручки).

Структуризация бизнеса по центрам ответственности, в отличие от деления его на информационные сегменты, является типовой для всех организаций независимо от их отраслевой принадлежности, размеров и организационной формы.

Для иллюстрации содержания организационного аспекта сегментации бизнеса можно воспользоваться формулой расчета рентабельности активов (PA), широко используемой в экономическом анализе:

где PA – рентабельность активов сегмента бизнеса; Р – прибыль сегмента бизнеса; А – стоимость активов сегмента бизнеса; N – доходы (выручка) сегмента бизнеса; S – расходы сегмента бизнеса.

Степень ответственности руководителей сегментов бизнеса за отдельные составляющие этой зависимости представлена в табл. 1.3.

Таблица 1.3 Степень влияния руководителей организационных сегментов бизнеса на параметры производственной деятельности

Вид центра ответственности

Показатель, контролируемый руководителем центра ответственности

источник

Одна из важнейших задач любого руководителя — контроль над действиями подчиненных. Это неотъемлемая составляющая его должностных обязанностей вне зависимости оттого, какое место он занимает в иерархии управления предприятием. Важность контроля обусловлена тем, что никакую другую функцию управления (планирование, организацию, мотивацию и др.) нельзя осуществлять в отрыве от функции контроля. Объектом внимания и оценки становятся как результаты деятельности работников, так и сам процесс труда. Контроль призван оценивать реальную ситуацию и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений.

Следует различать контроль как управленческое действие и как управленческую функцию. Функция, по определению, — это выполнение повторяющихся действий, поэтому понятно, что функция контроля гораздо шире отдельного контролирующего действия. Контроль как функция отличается от контроля как действия своей протяженностью во времени. Он пронизывает всю управленческую деятельность на всем ее протяжении.

Что такое контроль? Это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Поэтому контролировать может только тот, кто знает, что должно быть и своевременно делает это знание достоянием других.

А Контрольпроцесс сопоставления фактически достигнутых резуль- татов по отношению к запланированным (нормативным).

Организационный контроль — это систематический процесс, по результатам которого руководители регулируют деятельность работников, обеспечивая соответствие достигнутых результатов плановым и нормативным показателям. Контроль призван обеспечить стабильность протекания процессов в деятельности предприятия и его подразделений и в конечном итоге достижение поставленных целей.

Л Контроль в широком смысле — совокупность мероприятий, средств имеханизмов, направленных на обеспечение работниками предписанных норм и правил поведения при выполнении возложенных на них задач и осуществлении полномочий.

Объектами управленческого контроля Контрольэто постоянное на действующем предприятии являются

сравнение того, что есть, все протекающие процессы и отдельные с тем, что должно быть 7т *

их элементы. Например, объект контроля

в процессе производства продукции — ее количество и качество, соблюдение технологии, сроки выполнения работ. Руководитель подразделения, отвечающий за управление финансовыми потоками, контролирует доходы и расходы предприятия, сравнивает величину фактически полученной прибыли с ожидаемой и т.п. Руководитель кадровой службы контролирует вопросы обеспеченности предприятия работниками соответствующей квалификации, вопросы трудовой дисциплины, соблюдение трудового законодательства и др. В большинстве случаев субъектами контроля на предприятии являются руководители. В то же время полномочия контролировать других людей могут быть приданы не только работникам, занимающим руководящие должности. Например, контроль качества продукции или внутренний бухгалтерский аудит могут осуществлять работники, по существу не являющиеся начальниками,— контролеры ОТК, аудиторы. Здесь речь идет о том, что некоторые виды работ целиком состоят из контролирующих действий и их осуществляют специальные контролеры. Можно выделить еще и внешние, по отношению к предприятию, субъекты контроля — государственные органы, призванные контролировать различные аспекты его деятельности (налоговая, пожарная, трудовая инспекция и т.п.).

Таким образом, контроль — особый вид деятельности, которая осуществляется повсеместно и непрерывно как внутри предприятия, так и со стороны некоторых элементов его внешней среды (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Специфика функции «контроль» (7, с. 266)

Контроль — типичный вид работ для руководителя, и, в целом, содержание и цели контроля понятны, тем не менее существуют некоторые заблуждения, могущие сделать его менее эффективным. В частности:

  • 1. Кажется, что контроль завершает управленческий цикл, так как в логической цепочке действий руководителя (планирование — организация — мотивация — координирование — контроль) он стоит на последнем месте. И на этом, вроде бы, процесс управленческой работы руководителя заканчивается. Однако это завершение относительное, так как по результатам контроля могут быть приняты очень разные управленческие решения. Например, если контроль показал, что полученные результаты неудовлетворительны, можно разработать другой план, иначе организовать работу, внести изменения в систему мотивации работника, чтобы побудить его к более высокому качеству работы. То есть управленческий цикл может быть начат практически сначала, и тогда контроль можно считать отправной точкой этого нового цикла работ.
  • 2. Кажется, что контроль — это главная функция менеджера. По крайней мере очень часто на вопрос, в чем состоит работа руководителя, люди отвечают: «Контролировать подчиненных». Однако нельзя сказать, что это главная функция. Прежде чем контролировать, нужно поставить перед работниками цели и дать им задание. То есть это не главная функция, а одна из главных, а точнее — одна из общих функций менеджмента.
  • 3. Кажется, что контролировать легко. На самом деле это трудно. Во-первых, с точки зрения выполнения этой работы. Так, руководителю надо проверить результат, сравнить его с нормами и стандартами, оценить. В то же время для целого ряда работ этих норм и стандартов вообще нет (управленческие, творческие, поисковые, исследовательские работы). Результаты по этим видам работ оцениваются только экспертным путем, что требует значительных умственных усилий со стороны руководителя. Трудность контроля обусловлена и тем, что необходимо уметь осуществлять контроль. То есть надо знать не только, что контролировать и с чем сравнивать результат, но и как осуществлять этот процесс. Например, применительно к каждой конкретной ситуации надо решить, как организовать контроль, чтобы не отбить у подчиненных желание работать, а наоборот, мотивировать их к активным действиям.

Еще одна сложность в реализации функции контроля — проблема человеческих отношений. Так, не всякому руководителю доставляет удовольствие контролировать других. Например, руководитель может считать, что, контролируя подчиненных, он обижает их недоверием. В этом случае особенно полезно помнить: контроль — прямая профессиональная обязанность руководителя.

источник

При разработке стратегии предприятия менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия.

Управленческий анализ — это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Конечной целью управленческого анализа являетсяпредоставление информации менеджерам и другим заинтересованнымлицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему предприятия. По сути, управленческий анализ является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности предприятия.

Разделение стратегического анализа на две части(анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, чтоза их проведение должны отвечать разные службы предприятия. Если анализ внешней среды является функцией маркетинга, то проведениеуправленческого анализа строго не закреплено за функциональными службами предприятия. Пока только в коммерческих банках имеется специальная структура, частично отвечающая за управленческий анализ, — служба внутреннего аудита.

В современной литературе по менеджменту используются различные термины для обозначения процесса анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия: его называют анализом деятельности предприятия, внутренним анализом, самоанализом, бизнес-диагностикой, анализом проблем, управленческой или организационной диагностикой. Нам представляется, что дело не столько в терминологии, сколько в различном понимании сути и предназначения данного процесса. Управленческий анализ является частью стратегического менеджмента, направленной на выявление и детальное понимание стратегически важных аспектов деятельности предприятия, стратегических проблем.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей предприятия стратегическим задачам обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ предприятия, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка. Следовательно, имея внутреннюю направленность по объекту (внутренняя деятельность предприятия), управленческий анализ тем не менее ориентирован на требования внешней среды. Нацеленность на перспективу, на соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам предприятия отличает управленческий анализ от существовавшего в советский период анализа хозяйственной деятельности.

Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами:

— во-первых, он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;

— во-вторых, он необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах;

— в-третьих, управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.

По мнению Б. Карлофа, в результате проведения внутреннего анализа предприятия можно выявить ряд моментов:

— переоценивает или, наоборот, недооценивает себя предприятие;

— переоценивает или недооценивает оно своих конкурентов;

— каким требованиям рынка оно придает чересчур большое или, наоборот, слишком малое значение.

А результаты анализа должны заставить персонал предприятия понять и принять необходимость изменений. Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением парадигмы управления в переходной экономике: постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности. Такая логика планирования «от ресурсов — к стратегии» наиболее адекватна условиям деятельности российских предприятий.

Сложнейшей методологической проблемой в управленческом анализе является определение круга анализируемых показателей. Американцы Т. Питере и Р. Уотермен отмечают: «Внутренняя слабость аналитического подхода к принятию деловых (коммерческих) решений состоит в том, что люди анализируют то, что легче всего поддается анализу, тратят на это основное время и более или менее игнорируют все остальное». Информационные технологии значительно расширили возможности менеджеров в части учета и анализа большого числа взаимосвязанных факторов. Вместе с тем они же выявили и проблемы ограниченности человеческих возможностей в восприятии многообразной информации. Известный американский экономист Герберт А. Саймон (Simon), анализируя процессы принятия управленческих решений, отмечает, что практически всегда человек использует ограниченную информацию и ограниченные вычислительные возможности для решения возникающих проблем.

Поэтому он предлагает рассматривать внимание менеджера как ограниченный ресурс, влияющий на процесс принятия управленческих решений. Любая экономическая система, как и человек, ведет себя как система последовательной обработки информации, способная в каждый момент времени заниматься лишь чем-то одним. В процессе управления «необходимо привлечь внимание к одному или двум ключевым вопросам, другие проблемы, какими бы неотложными они ни были, должны ждать своей очереди для .включения в повестку дня. Бесполезно вести речь о рациональности выбора в общественных делах, не считаясь с тем, какие процедуры имеются в наличии для рационального ранжирования проблем в повестке дня, и без учета косвенных последствий действий, предпринятых для достижения конкретных целей или решения конкретных проблем».

Далее, Г. Саймон отмечает, что по поводу организаций можно утверждать следующее: «Число факторов, потенциально имеющих отношение к эффективности той или иной организации, так велико, что в каждый момент времени можно учитывать лишь некоторые наиболее очевидные из них. Набор этих принимаемых во внимание факторов постоянно меняется по мере того, как под действием внешних и внутренних обстоятельств возникают новые ситуации». Исходя из этого можно сказать, что конкретный перечень показателей, ресурсов и сфер деятельности, которые должны быть подвергнуты анализу, меняется по мере изменения условий функционирования предприятия.

И. Н. Герчикова выделяет два направления экономического анализа на предприятии и соответственно две группы показателей:

— показатели, характеризующие экономический потенциал фирмы;

— показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы.

Очевидно, что при управленческом анализе речь идет об оценке экономического потенциала предприятия, его сравнении с другими фирмами, определении места фирмы в системе ранжирования на национальном и международном уровне. К числу таких показателей обычно относят активы предприятия, объем продаж, показатель валовой или чистой прибыли, число занятых, научно-технический потенциал предприятия.

Так, деловой американский журнал Fortune и английский Economist используют такие критерии оценки при ранжировании лучших фирм. Американцы привлекают к этой оценке свыше 8 тыс. наиболее компетентныхспециалистов — экономистов и предпринимателей, которые оценивают предприятия поданным критериям по 10-балльной шкале.

2. Качество производимых товаров и услуг.

3. Финансовое состояние предприятия.

5. Умение привлекать талантливых людей, способствовать их развитию и закреплять их за фирмой.

6. Долгосрочные капиталовложения.

7. Способность к инновациям.

8. Ответственность перед обществом и природой.

Рейтинговую оценку предприятий, банков России проводит журнал«Эксперт». В качестве основных критериев включения предприятия в список «Эксперт-200» выбраны объем реализации продукции и рыночная стоимость (капитализация) компании. Для полноты картины используются и другие показатели: прибыль, число занятых, параметры рынка акций. Сибирская межбанковская валютная биржа совместно с ИК «РИФ» и Западно-Сибирским центром приватизации составляют рейтинги сибирских предприятий «Сибирь-100». Оценка эффективности деятельности предприятий проводится по следующим общепринятым показателям (табл. 4.1).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9548 — | 7477 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Ключевым понятием теории менеджмента является понятие управленческого процесса как одного из основных элементов управленческой деятельности. Что подразумевает его система, разберем в статье.

  • Что включает в себя система управленческих процессов.
  • Из каких этапов состоит управленческий процесс.
  • Какие бывают методы управленческого процесса.
  • Как проводить анализ управленческих процессов.

Управление как деятельность представляет собой совокупность управленческих процессов, то есть целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации и направленных на достижение цели.

Управленческие процессы в организации развиваются и совершенствуются вместе с организацией. Они могут быть:

  • первичными и производными;
  • одноступенчатыми и многоступенчатыми;
  • скоротечными и продолжительными;
  • полными и неполными;
  • регулярными и нерегулярными;
  • своевременными и запаздывающими и т. п.

Кроме того, процессы управления могут содержать как жесткие (формальные) элементы, например правила, процедуры, официальные полномочия, так и мягкие, например стиль руководства , организационные ценности и прочее.

Особенности управленческих процессов зависят как от объективных, так и от субъективных факторов. К первым относятся характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и другое. Ко второй группе факторов относятся интересы руководства и персонала, а также неформальные связи.

Специфика управленческой деятельности как одного из типов профессиональной деятельности определяется ее основной и общей задачей – необходимостью соорганизации деятельности сотрудников в направлении достижения общих целей компании на основе принципов иерархии .

Управленческая деятельность основана на работе управленческих работников. Численность менеджеров в компании зависит от размера организации, направления ее деятельности, специфики стоящих перед ней задач, финансовых показателей и стадии развития предприятия.

При этом всех управленческих работников организации можно отнести к одной из трех категорий:

  • Руководители – занимают наиболее высокую ступень в корпоративной иерархии, руководители компании принимают решения по основным вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев.
  • Специалисты – выполняют функции, связанные с подготовкой и реализацией управленческих решений, деятельность таких работников сочетает в себе функции управления и исполнения.
  • Вспомогательный персонал – осуществляют информационное обслуживание аппарата управления, к таким сотрудникам относятся секретари, ассистенты, кассиры и т. д.

Вы можете сказать, что радуетесь проблемам в бизнесе и с нетерпением ждете их? Вряд ли. Тогда прочитайте статью электронного журнала «Коммерческий директор» и узнаете, что для создания и поддержки успешного бизнеса неприятности, даже большие, нужны вам так же, как жизнеспособный продукт или сервис. Не бегите от проблем — научитесь с ними справляться и извлекать из них пользу.

К элементам системы управления организации относят управленческий труд, который реализуется в определенном результате, его предмет и средства.

Предметом и продуктом труда в управленческих процессах является информация о существующей проблеме и способах ее решения. Исходная информация не всегда может использоваться на практике. Однако в результате обработки она трансформируется в управленческое решение, которое становится основой для конкретных действий.

Управленческие решения формируют определенный организационный порядок, который может гарантировать автоматическое срабатывание многих управленческих механизмов и выполнение управленческих действий без специальных распоряжений. Такая система значительно ускоряет и упрощает работу менеджеров.

Средствами управленческого труда служит все то, что способствует проведению операций с информацией – офисная техника, системы автоматизации, специальное программное обеспечение и рабочие инструменты работников.

Управленческий труд представляет собой совокупность действий и операций, с помощью которых менеджер подготавливает и реализует отдельные решения. Такой труд относится к категории интеллектуального и может существовать в трех формах:

  • эвристическая,
  • административная,
  • операторная.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по изучению проблем и разработке вариантов их решений – организационных, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера задач он выполняется руководителями и специалистами.

Административный труд , как правило, относится к функциям руководителей. Он включает в себя такие виды работ, как распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, контроль и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация , проведение собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, ответы на письма и телефонные звонки партнеров.

Важной особенностью административного труда является целевое управляющее воздействие. По типу такое воздействие может быть приказом, рекомендацией, советом, порицанием или похвалой. По форме воздействие бывает непосредственным или опосредованным, явным или неявным, мягким или жестким. По способу передачи информации целевые управляющие воздействия подразделяются на официальные и неофициальные.

Операторный труд направлен на обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Операторный труд включает следующие функции:

  • Документационная – оформление, размножение, сортировка и хранение документов.
  • Первично-счетная и учетная – сбор статистической, бухгалтерской и прочей информации о внутренних процессах в организации.
  • Вычислительная и формально-логическая – обработка и анализ собранной информации.
  • Коммуникативно-техническая – техническое обслуживание систем коммуникации между сотрудниками.

Любой управленческий процесс состоит из фаз. Фаза – это качественно определенная часть управленческого процесса. Переход из одной фазы в другую означает качественное изменение как самого процесса, так и системы, в которой он проводится.

Полное прохождение всех фаз процесса и возвращение к исходному состоянию образует цикл управленческого процесса. В общем случае цикл представляет собой полную совокупность последовательно осуществляемых стадий процесса.

Более узким понятием по сравнению с фазой является понятие этапа. Этапы выделяются только в тех управленческих процессах, которые ориентированы на достижение результатов. Этап управления – это конкретные действия, входящие в управленческий процесс, целью которых является получение планируемого результата. Этапы имеют специфический характер и могут развиваться самостоятельно. Вместе с тем они неразрывно связаны, образуя целостную систему.

  • Сбор и обработка информации, анализ и оценка ситуации.
  • Фактически обоснованное прогнозирование наиболее вероятных тенденций и особенностей развития объекта управления за определенный период на основе оценки устойчивых связей и зависимостей между прошлым, настоящим и будущим проекта.
  • Выработка и принятие управленческого решения.
  • Разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели – планирование .
  • Организация управленческих процессов – доведение до исполнителей поставленных задач, правильный подбор ресурсов и постановка задач исполнителям.
  • Мотивация и стимулирование исполнителей.
  • Учет и контроль управленческих процессов – сбор, обработка и анализ информации о ходе реализации управленческих задач.
  • Регулирование – последующее обеспечение оптимального функционирования всей системы управления.

Основными целью управленческого процесса является изменение или, наоборот, сохранение управленческой ситуации, то есть совокупности обстоятельств, которые оказывают или могут оказать в будущем положительное или отрицательное влияние на развитие компании . Ситуацию можно оценить с помощью различных показателей:

  • длительность,
  • острота,
  • место и причины возникновения,
  • содержание,
  • круг участников,
  • важность,
  • сложность,
  • перспективы развития.

Наиболее распространенной на сегодняшний день классификацией методов управленческого процесса является их классификация по содержанию. В этой связи выделяют:

  • организационные,
  • административные,
  • экономические,
  • социально-психологические методы управления.
Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Организационные методы призваны создавать необходимые условия работы организации. С их помощью деятельность компании нормируется, регламентируется и обеспечивается необходимыми инструкциями для персонала. К организационным методам управления можно отнести: подбор и работа с кадрами, организационное регламентирование, организационное планирование, организационный инструктаж, организационный контроль, организационный анализ.

Административные методы представляют собой способы воздействия на управляемый объект с помощью приказов, распоряжений, оперативных указаний, контроля над их выполнением, системы административных средств поддержания трудовой дисциплины и других инструментов. При этом основными задачами административных методов является обеспечение организационной четкости, дисциплинированности и эффективности работы руководства компании, поддержание необходимого распорядка в работе предприятия, управление персоналом и реализация принятых решений.

Недостаток административных методов управления заключается в том, что они поощряют исполнительность, но не инициативу. Способствовать проявлению инициативы и ответственности работников должны экономические методы управленческого процесса. В таком случае своевременное и качественное выполнение поставленных задач вознаграждается различными денежными выплатами или при помощи иных методов поощрения.

Социально-психологические методы управления представляют собой специфические способы воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы внутри компании. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду и воздействуют на личность с помощью психологических приемов. Такие методы управления, с одной стороны, должны сформировать благоприятный психологический климат в коллективе, а с другой стороны – раскрыть личные способности каждого работника и помочь его профессиональной самореализации.

Анализ управленческих процессов проводится с целью устранения слабых мест в системе управления организации или для ее реорганизации и радикального обновления. Поводом для проведения анализа может быть недовольство клиентов, неудовлетворительные результаты отчетности, обновление структуры компании в связи с ее расширением либо сокращение этой структуры.

Анализ управленческих процессов включает в себя систематический учет, документирование и оценку процессов по следующим критериям: затраты, фактор времени и качество. Инструментами документирования, которые чаще всего используются на практике, могут быть диаграммы, отражающие ход определенных действий, описания процессов, циклов, мероприятий или графическая сетка процессов.

Одним из самых распространенных методов анализа является метод калькуляции затрат процессов. Расходы , связанные с отдельными элементами управленческих процессов, определяются в рамках комплексной калькуляции затрат по месту их возникновения. Расходы основных процессов вычисляются путем суммирования расходов частных процессов.

При калькуляции частных расходов носителями затрат признаются только определенные расходы, которые возникли в организации. Если качественные расходы невозможно закрепить непосредственно по носителям затрат, тогда они переходят в производственный продукт.

Бизнес-процесс – это установленная последовательность действий, требующая определенного входа, достигающая определенного выхода и использующая определенные ресурсы, которые помогают в реализации работ или услуг для клиента. В деловой литературе бизнес-процесс часто представляется как множество из одной или нескольких связанных операций или процедур, реализующих в совокупности определенную цель производственной деятельности, которая осуществляется в рамках заранее определенной организационной структуры.

Характерными для компаний бизнес-процессами являются выполнение заказа, разработка продукта, управление компанией, доставка продукции. На практике в каждой компании существуют типичные для ее сферы и взаимосвязанные друг с другом бизнес-процессы, цель которых заключается в создании и реализации продуктов и услуг.

Бизнес-процессы в компаниях могут различаться по разным параметрам. К таким параметрам относят:

  • Вид деятельности: производственный процесс или оказание услуг. Результатом производственного процесса является материальный продукт, оказания услуг – нематериальный.
  • Вид выполнения: оперативные, то есть выполняемые процессы, или диспозитивные процессы, такие как планирование, управление.
  • Создание стоимости: прямые, изменяющие объект (монтировка), или косвенные процессы создания стоимости, подготовительные, или поддерживающие процессы (транспортировка).
  • Комплексность: макропроцессы или микропроцессы. Макропроцессы описывают общие процессы на предприятиях (производство легковых автомобилей). Микропроцессы – их составные части (производство кузова).

источник

Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Меняются условия окружающей среды, и организация должна соответственно к ним адаптироваться. Потому важен контроль, который, попросту говоря, является процессом, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.

Анализ — это функция управления, исполь­зующая средства и методы изучения обстанов­ки, проблем, ситуаций путем выявления и со­поставления свойств и характеристик объектов исследования по установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций измене­ния.

Анализ не только поставляет информацию той или иной сте­пени переработки для других функций, но и используется для оценки их выполнения. При оценке любого средства воздействия менеджер анализирует процесс управления по всем его стадиям и основным функциям.

Анализ функций управления обычно осуществляется для оцен­ки:

-необходимости и достаточности реализуемых функций управ­ления;

-исключения дублирования и параллелизма функций, совершенствования распределения управленческого труда;

-определения затрат на выполнение конкретных функций; анализа функций с точки зрения трудоемкости, сложности, эф­фективности.

Учет — составная часть управленческого процесса, сущность которого состоит в фиксации существующих состояний и параметров, в сборе и накоплении информации.

В соответствии с классификацией А. Файоля функция контроля представляет собой одну из административных функций. Контроль и анализ как функции менеджмента являются составной частью управленческих процессов.

Контроль включает в себя процесс наблюдения за объектом для того, что бы оценить соответствие его реального состояния по отношению к желаемому состоянию. Желаемое (нормативное) состояние может быть предусмотрено законодательством, инструкцией, положением, соответствующими нормативными актами, а также планом, программой, проектом, договором и др.

Контроль и анализ как функции менеджмента осуществляются в процессе отслеживания производственной деятельности и направлены гарантию ее запланированного течения. Также контроль и анализ как функции менеджмента включают в себя корректировку любых выявленных при этом значительных отклонений.

Контроль как функция менеджмента

Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения компанией своей цели. Функция контроля имеет исключительное значение в условиях неопределенности, так как она направлена на решение несколько главных задач:

1. Выявление проблем во внутренней и внешней среде предприятия,

2. Корректировка проблем предприятия до того момента, когда они смогут перерасти в кризис,

3. Установка направлений организационной деятельности, более эффективно способствующих достижению общих целей предприятия,

4. Выявление нарушений, неудач и ошибок организации и их причин.

Контроль является заключительным звеном в цепочке действий по управлению и дает возможность менеджерам узнать, достигнута ли цель компании. В случае, если цель не достигнута, функция контроль позволяет выявить причины.

Принципы контроля в управлении

Цели функции контроля могут стать достижимыми, если функция реализуется в соответствии с основными принципами. В первую очередь контроль должен иметь всеохватывающий характер, то есть иметь в поле зрения все основные сферы организационной деятельности, в том числе внешнюю среду и соответствующие ей внутренние процессы.

В то же время контроль должен обеспечить относительно полную и объективную картину ситуации, что достигается в случае, если система контроля направлена стратегически и способна охватить главные приоритетные области развития и функционирования предприятия.

Нецелесообразно проводить проверку второстепенных сфер деятельности предприятий, поскольку некоторые из них не имеет смысла контролировать. В большинстве случаев руководство прибегает к контролю не с целью выявления проблем, а для успешного их разрешения и достижения соответствующего результата, определения отклонений от обоснованных наукой стандартов.

Основной целью контроля является не исправление, а предотвращение ошибок, поскольку оно обходится гораздо дешевле. По этой причине контроль и анализ как функции менеджмента являются неотъемлемой частью стратегического планирования.

Контроль и анализ как функции менеджмента должны быть увязаны не только с планированием, но и с изменениями, происходящими в структуре управленческой системы.

Анализ как функция менеджмента

Исследователи в своей практической деятельности практически никогда не обходятся без анализа. Для принятия эффективных управленческих решений недостаточным будет правильно зафиксировать получаемые результаты, состояние протекания определенных процессов, проявления факторов внешней среды, воздействующих на компанию (это реализуется посредством функции учета). Важно установить причину, по которой произошло событие и что могло бы быть сделано, есть ли возможности для этого и как направить процессы изменений.

Анализ предполагает разложение объекта на части, которые представляют собой характерные для данного объекта, для определения соотношения, взаимосвязи и тенденций.

Цель анализа – выявить причинные связи событий (полученных результатов деятельности, состояния параметров производственно-хозяйственной системы) с условиями, по причине которых произошли данные события.

Посредством функции анализа обеспечивается оценка уже свершившихся событий или фактов, а также ставятся условия, в которых данные события произошли. При этом происходит подготовка учетной информации для восприятия в процессе принятия оптимальных управленческих решений.

ЦИКЛ ПРОЦЕССА УПРАЛЕНИЯ. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОБЩИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях (см. цикл управления).

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

— по степени охвата (общее и частичное),

— содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое — поиск новых возможностей и продуктов, тактическое — предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное — реализация данной возможности),

— предмету (объекту) планирования (целевое, средств — потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация;программное, действий),

— сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы),

— охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),

— срокам (кратко- , средне- , долгосрочное),

Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):

— полнота (требуется учесть все),

— детализация (глубина ее определяется целью планирования),

— эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),

— выравнивание при планировании (учет «узких мест»),

При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.

Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования,методов согласования планов, направлений и методов планирования.

— объект планирования (что планируется),

— субъект планирования (кто планирует),

— период (горизонт) планирования (на какой срок),

— средства планирования (например, компьютерное обеспечение),

— методику планирования (как планировать),

— согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Теорию (научную дисциплину) менеджмента можно охарактеризовать как аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате исследований в различных областях науки.

Теория менеджмента отличается следующими особенностями:

• ориентирована на решение практических задач;

• имеет междисциплинарный характер;

• разрабатывается в международном масштабе.

Менеджмент предназначен для решения практических задач. Он нацелен на исследование и разработку правил эффективного управления с целью достижения высоких результатов, являющихся критерием его качества. Отсюда вытекают следующие требования к теории менеджмента:

во-первых, она должна предоставлять работникам, занятым практической деятельностью, знания, помогающие им повысить уровень управления;

во-вторых, способствовать повышению квалификации менеджеров и особенно подготовке претендентов на эти должности;

в-третьих, определять области и проблемы, требующие дальнейшего изучения и разработки в целях содействия развитию познавательной базы.

Теория менеджмента — молодая научная дисциплина, систематическая разработка ее основ начата относительно недавно. Она стала предметом академических исследований в основном в XX в. при этом интенсивное изучение началось лишь после второй мировой войны.

Содержание теории менеджмента.

Содержанием теории менеджмента являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы управления.

Все управленческие действия, на любом уровне и в любой системе, сводятся к трем функциям:

1. Принятие управленческого решения

2. Реализация принятого решения.

В развитии менеджмента выделилось несколько направлений, которые к настоящему времени оформились в определенные модели управления: американская модель; японская модель; маркетинговая модель.

Американская модель управления — старейшая. Она берет свое начало от Ф.Тэйлора, и ее приоритет признавался в мире вплоть до 60-х годов XX века.

В 60-70 годы XX века активно заявил о себе японский менеджмент. Считается, что японский менеджмент вырос из американского, но перенесенный на специфическую, национальную, почву — превзошел его.

В последней четверга XX века сформировалась маркетинговая модель менеджмента. Маркетинговый менеджмент — новейшая, современная модель управления, органически соединяющая в себе передовые достижения ранее обособленных процессов — менеджмента и маркетинга. Маркетинговый менеджмент — это новая философия управления, сформировавшаяся в наиболее развитых странах.

Методы менеджмента — это совокупность способов и приемов влияния на коллектив и отдельных работников с целью выполнения миссии и достижение целейорганизации.

Методы менеджмента выполняют 2 функции:

· Исследование проблем функционирования организации.

источник