Меню Рубрики

Анализ как основа процесса управления

Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа информации о затратах и результатах хозяйственной деятельности, необходимой управленческому персоналу для управления деятельностью компании.

Управленческий анализ – комплексный анализ внутренних ресурсов и внешних возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

Цель управленческого анализа это предоставление информации собственникам и (или) менеджерам (другим заинтересованным лицам) для принятия управленческих решений, выбора вариантов развития, определения стратегических приоритетов.

Управленческий анализ показывает: что мешает добиться эффективного размещения ценностей; нет ли вакуума или дублирования функций в системе управления; нет ли конфликта прав; существуют ли механизмы координации и не являются ли они тяжеловесными; эффективно ли используются исполнительная вертикаль и горизонтальные связи; сбалансированы ли полномочия и ответственность; существует ли разделение власти, нет ли излишней концентрации ее у одного лица в ущерб остальным или, наоборот, ее распыления; адекватна ли система управления выбранному сегменту рынка, организационной структуре и персоналу.

Методы управленческого анализа подразделяются на социологические и аналитические.

1.1. Метод опроса – ориентирован на получение информации от непосредственных участников исследуемых процессов или явлений. Этот метод имеет несколько видов: групповое и индивидуальное анкетирование; почтовый, прессовый и телефонный опрос; формализованное, фокусированное и свободное интервьюирование.

1.2. Метод наблюдения – ориентирован на достаточно протяженный сбор информации, осуществляемый одновременно с развитием исследуемых явлений (проблем). Виды наблюдения: полевое и лабораторное, систематическое и несистематическое, включенное и не включенное, структурализованное и неструктурализованное.

1.3. Метод эксперимента – ориентирован на проверку жизнеспособности исследуемого явления (проблемы). Виды экспериментов: полевые, лабораторные, линейные, параллельные и т. д.

1.4. Метод анализа документов – ориентирован на использование всей полноты информации, которая может содержаться в документе. Виды: качественный (традиционный) и формализованный (контент – анализ) анализ.

2. Аналитические методы включают в себя:

2.1. Метод сравнения (сравнение сопоставимых показателей для определения отклонений от плановых показателей, установления их причины и выявления резервов). Основные виды сравнений, применяемые при анализе: отчетные показатели с плановыми показателями; плановые показатели с показателями предшествующего периода; отчетные показатели с показателями предшествующих периодов; показатели работы за каждый день; показатели сравнения со среднеотраслевыми данными; показатели технического уровня и качества продукции данного предприятия с показателями аналогичных предприятий; показатели работы одного подразделения с аналогичными показателями работы других подразделений; показатели сравнения деловых и личных качеств одних работников с аналогичными качествами других (возможно по парное сравнение); показатели сравнения индивидуальных показателей со средними по подразделению; показатели результатов работы до и после введения каких-либо новшеств, нововведений. Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т. д.).

2.2. Индексный метод (разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя). Он применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов.

2.3. Балансовый метод (сопоставление взаимосвязанных показателей с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства). При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

2.4. Метод статистики (отражение цифровых показателей, характеризующих протекание различных процессов, состояний объектов с установленной для целей исследования периодичностью). В статистическом исследовании выделяют следующие этапы: регистрация, учет первичных данных с использованием специальных форм; систематизация и группировка данных по определенным признакам; представление данных в удобном для восприятия и анализа виде; проведение анализа по выяснению сути происходящих процессов и взаимосвязей составляющих их элементов.

2.5. Метод цепных подстановок (получение корректированных значений обобщающего показателя путем сравнения значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок).

2.6. Метод элиминирования (выделение действия одного фактора на обобщающие показатели организационной деятельности).

2.7. Графический метод (средство иллюстрации процессов, исчисления ряда показателей, оформления результатов анализа). Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.). При правильном построении графические средства обладают наглядностью, выразительностью, доступностью, способствуют анализу явлений, их обобщению и изучению.

2.8. Функционально-стоимостной анализ (выбор наиболее оптимальных вариантов, определяющих решения в сложившихся или планируемых условиях).

Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа

Классификационные признаки Финансовый (внешний) анализ Управленческий (внутренний) анализ
1. Цель анализа Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибыли, прогнозирование доходов и потоков денежных средств, выявление дивидендной политики осуществляемой руководством предприятия. Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования, разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей.
2. Объект анализа Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение. Различные аспекты производственно финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта.
3. Субъекты анализа (исполнители) Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии, кредитные агентства и др.) Различные организационные структуры внутри хозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа, лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессионалы).
4. Организация анализа (периодичность проведения) Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию – ежеквартально в статистическое управление – ежеквартально и т.д.) Проводится по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д.
5. Информационная база анализа Бухгалтерская отчетность (формы № 1, 2, 4, 5). Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа.
6. Доступность информации Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности. Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления.
7. Потребители информации Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты, ЦБ, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления, учреждения социальной защиты населения. Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.
8. Использование систем учета Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности. Не обязательно системно организованный анализ. Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели.
9. Измерители информации Преимущественно стоимостные измерители. Любые измерители: стоимостные, натуральные» трудовые и условно-натуральные.
10. Использование методов анализа Группировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа. Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др.
11. Направленность анализа Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты. Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство.
12. Свобода выбора в проведении анализа Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности. Нет установленных норм его проведения, не имеется общепринятых методик. Критерий — пригодность, результативность.
13. Формы обобщения Табличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемыми с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных. Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений.
14. Вид анализа Внешний, ретроспективный, тематический. Внутренний, оперативный, текущий, комплексный.
15. Степень надежности Во многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма ее получения. Выправляется это положение аудиторскими проверками. Зависит от целей проведения, использует строго достоверные первичные данные, подтвержденные ревизионной группой и группой внутреннего аудита.
16. Место принятия решений по результатам анализа За пределами деятельности анализируемого предприятия, чаще всего на базе завуалированных данных и даже умышленно искаженных, фальсифицированных предприятиями, представляющим отчетность для обнародования в целях избегания, например, чрезмерного налогообложения и т.п. Менеджерами и директорами предприятии, руководителями их подразделений, информация глубоко обоснованная, составлена на базе выверенных объективных данных, используемых для управления своим предприятием.

Управленческий анализ использует весь комплекс экономической информации, носит оперативный характер и полностью подчинен воле руководства организации. Только такой анализ позволяет реально оценить состояние дел в организации, исследовать структуру себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов, особенно тщательно изучить характер ответственности должностных лиц за выполнение бизнес-плана.

Данные управленческого анализа играют решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики организации: совершенствования технологии и организации производства, создания механизма достижения максимальной прибыли. Поэтому результаты управленческого анализа огласке не подлежат, они используются руководством организации для принятия управленческих решений как оперативного, так и перспективного характера. Более наглядно различия между характеристиками финансового и управленческого анализа представлены в таблице.

Сравнительная характеристика видов анализа

источник

Актуальность вопроса об этапах процесса руководства связана с тем, что он красной нитью проходит через всю деятельность организации. Эффективность управленческих процессов можно сравнить с часами. Отлаженный и четкий механизм приведет к планируемому результату. Вместе с тем хорошей системе менеджмента свойственна гибкость – способность приспосабливаться к новым условиям.

Под управлением подразумевается руководство объектом (предприятием, ресурсом) или субъектом (человеком). Менеджмент как процесс является совокупностью различных видов деятельности, координации, поддержания порядка, необходимых для успешной работы предприятия, достижения целей и развития.

Процесс управления включает в себя решение тактической и стратегической задачи:

  • задача, связанная с тактикой, требует поддержания гармонии, целостности и результативности элементов управляемого объекта;
  • стратегия подразумевает развитие, усовершенствование и позитивное изменение состояния.

Процесс управления является непрерывным и цикличным. Он состоит из управленческого труда, предмета, средств и конечного продукта. Управление любым объектом связано с периодической повторяемостью отдельных этапов работы. Это могут быть фазы сбора и анализа данных, выработки управленческого решения, организации его выполнения.

Технология процесса управления совершенствуется вместе с развитием организации. Если руководитель запаздывает, принимая решения, то управленческий процесс становится хаотичным, инерционным.

Замкнутая последовательность управленческих действий, повторяющихся для достижения целей, называется циклом менеджмента. Началом цикла становится выявление проблемы, итогом – достижение рабочего результата. Периодичность управленческих процессов помогает найти общие для организаций разного профиля закономерности и принципы.

Основы процессов управления выражены через фундаментальные принципы. Они объективны и согласованы с законами менеджмента. Список общих принципов менеджмента, который можно найти в учебниках, не маленький. Среди них выделяют:

  • целенаправленность;
  • обратную связь;
  • преобразование информации;
  • оптимальность;
  • перспективность.

Формирование и деятельность системы менеджмента опирается на несколько других принципов.

Функции менеджмента отделяются друг от друга и становятся основой для структуры управления. Появляются отделы, бригады, выполняющие разные, но единые виды работ.

Сочетание операций в управленческих функциях. Взаимосвязь функций управляющих органов с внутренней структурой.

Процесс управления и организационная структура остаются централизованными и независимыми от внешней среды.

Подчинение в системе управления

Информационный поток по ступеням связывает высшее, среднее и низовое управленческое звено.

Осуществление принципов способствует эффективному объединению управленческих функций, укреплению связей на всех уровнях управленческих органов.

Профессиональную деятельность менеджеров поэтапно отражают управленческие функции.

Процесс управления включает в себя виды деятельности

Общие (универсальные) функции

Планирование, осуществление прогнозов, координация, организация, контроль, учетная функция и другие. Способствуют развитию, совершенствованию и взаимосвязи управленческих процессов.

Администрирование, управление персоналом, мотивация. Как инструменты для общих функций, они помогают организовать продуктивную деятельность.

Обслуживание управленческих процессов для успешного функционирования всех уровней управления.

По характеру деятельности выделяют функции, применяемые в различных сферах, связанные с производством, хозяйственной частью, экономикой, технологией.

Анри Файоль поделил функции управления промышленной организацией на 6 групп: административная, коммерческая, производственная, бухгалтерская, страховая и учетная деятельность.

Каждое управленческое действие и решение сопровождается единством информации, целей, социума и других аспектов. Сущность менеджмента отражает управленческий цикл, который может быть представлен как совокупность этапов.

Процесс управления включает этапы, которые непрерывно чередуются.

Анализ ситуации, постановка «диагноза» проблемы

Определение вероятного варианта развития событий

Выработка целей и задач, стратегии по их достижению

Процесс выработки и принятия оптимального решения

Кроме вышеперечисленных этапов, к процессу управления относят действия по реализации управленческого решения.

Создание системы мероприятий для достижения цели

Мобилизация сотрудников для выполнения задач, распределение ролей

Стимулирование или побуждение исполнителей к работе

Наблюдение, координация и обработка результатов

Обеспечение связей между сотрудниками

Управленческие задачи в сфере человеческих ресурсов разнообразны. Процесс управления персоналом состоит из семи этапов.

  • Планирование кадрового обеспечения всех функций предприятия.
  • Привлечение персонала, формирование кадрового резерва, отбор и наем.
  • Трудовая мотивация. Создание материальной (заработная плата, премии) и нематериальной системы мотивации для формирования стабильного коллектива.
  • Система адаптации и профориентации сотрудников. В результате каждый должен быстро войти в работу, знать корпоративные цели, понимать суть и требования к своей деятельности.
  • Оценка сотрудников и труда. Оценка знаний, умений, навыков для эффективной работы. Система оценки труда каждого и информирование коллектива в целом.
  • Перемещение, планирование карьеры, ротация кадров.
  • Подготовка кадров на смену руководителям. Повышение квалификации управленческих работников.

Эффективный процесс управления персоналом невозможен без развития и повышения профессионального потенциала трудящихся. Этот фактор становится решающим в производстве и производительности труда.

Процессы управления проектами представляют собой совокупность функций и определенных видов деятельности.

Управление и распределение ресурсов

Мотивация и контроль исполнителей

Оперативное и текущее управление

Весь проект и каждого исполнителя можно оценить, используя ряд показателей. Это объем, период и качество проведенных работ в соответствии со сроками, объем вложенных ресурсов (материальных, финансовых), кадровый состав проектной группы, предполагаемый уровень риска.

Процессы управления проектами связаны с решением следующих задач:

  • формулирование целей проекта;
  • поиск и выбор вариантов решений по выполнению проекта;
  • создание структуры (команда исполнителей, ресурсы, сроки и бюджет);
  • связь с внешней средой;
  • руководство командой исполнителей и координация хода работ.

Информация представляет собой совокупность знаний, сведений о каком-либо событии, факте, явлении или процессе. В управлении производством информация становится необходимым средством связи, коммуникации между сотрудниками.

Большое значение информации в системе управления связано с ее универсальностью. Она является не только предметом и продуктом управленческого труда, но и совокупностью данных о состоянии системы управления, внутренней и внешней среды.

Процессы управления информацией представляют собой этапы сбора, передачи, преобразования, обработки и применения информации. В качестве отдельных процессов выделяют хранение и уничтожение информационной базы.

Управление рисками на любой фирме является не разовым мероприятием, а постоянной необходимостью. Риск-менеджмент стал этапом управления бизнесом, без которого невозможно получение прибыли, достижение целей. Процесс управления рисками включает в себя пять этапов направленных действий.

Альтернативные методы управления риском

Осуществление мер по управлению риском

Наблюдение и совершенствование системы оценки риска

В практической деятельности данные процессы не всегда выполняются в данной очередности или могут осуществляться одновременно.

Общая картина должна быть дополнена обратной связью для каждого из этапов, означающей возвращение при необходимости на пройденный этап. Итоговый этап связан с выводами и конечной оценкой. Итоги необходимо использовать при работе над оценкой и минимизацией рисков в будущем.

Системы управления технологическими процессами зависят от организационной структуры, которая представлена на современных предприятиях в трех вариантах.

  • Централизованный способ управления предполагает сосредоточение функций в отделах. На производстве фактически присутствует только линейное руководство. Поэтому централизация применима только на небольшом производстве.
  • Децентрализация — структура процесса управления связана с передачей цехам всех функций. Цеха становятся частично независимыми подразделениями.
  • Сочетание централизации и децентрализованной системы используют большинство производственных предприятий. Оперативные вопросы решаются в цехах или бюро, а методика управления и контроль качества остаются за управленческими отделами. Цеха имеют собственные управленческие аппараты и ведут весь технологический процесс.

Система управления финансами должна присутствовать даже на небольшой фирме и состоять не только из бухгалтерии. Процесс управления включает в себя пять направлений финансовой работы.

Помогает выявлять возможные потери денежных средств

Создание финансового отдела

Финансовая структура и выделение финотделов — это четкое распределение ответственности, эффективный контроль денежных потоков.

Контроль перемещения денег и товаров

Осуществляется с помощью финансового плана денежных потоков.

Внедрение управленческого учета

Внедряется после разработки показателей для оценки состояния финансов, эффективности отделов.

Процесс управления включает в себя планирование бюджета на основе аналитической информации финотделов.

Главной целью управленческого анализа является обеспечение руководства информацией для принятия обоснованных решений. К нему относят три направления анализа:

  • ретроспективный (исследует информацию о прошлых событиях);
  • оперативный (анализ текущей ситуации);
  • перспективный (краткосрочный и стратегический анализ возможной ситуации в будущем).

Процесс совершенствования управленческой системы проводится на основе анализа данных управленческого, бухгалтерского учета. Для оценки ее эффективности необходимо рассчитать ряд коэффициентов: управляемость, уровень автоматизации труда, экономичность труда, экономическую эффективность управления, результативность управления, производительность труда.

Совершенствование управленческой системы – это неизбежный процесс для успешной организации. На этом этапе процесс управления включает в себя, например:

1) аудит управленческой системы;

2) проверку соблюдения законодательства, международных стандартов, рекомендаций Банка РФ;

3) разработку мер по совершенствованию управленческой системы и актуализацию внутренней документации;

4) сотрудничество совета директоров с акционерами и формирование предложений.

Современное состояние общества и экономики способствует переосмыслению менеджмента и профессионализма управляющего. Для руководителя становится актуальной активная работа на развитие персонала, главного ресурса предприятия. Успешный управленец умеет смотреть в будущее, проявлять гибкость в принятии решений при полной непредсказуемости внешней среды.

Читайте также:  Какой анализ сдается для поджелудочной железы

источник

Функции управления появились в результате разделения, специализации управленческого труда, поскольку доказана эффективность такого подхода к управлению организацией, при котором полномочия делегируются.

Анализ, в том числе управленческий, является одной из функций менеджмента (рис. 1.4).

Управленческий анализ — это основа процесса управления, так как:

1) управленческий анализ является одной из функций менеджмента — процесса управления;

2) управленческий анализ пронизывает весь процесс управления. Он предшествует решениям и действиям, обосновывает их, контролирует их выполнение и аргументирует мероприятия по повышению эффективности деятельности организации при последующем принятии решений;

3) анализ (в частности управленческий) как самостоятельный вид профессиональной деятельности может быть представлен в организации отдельной штатной деятельностью управленческого аппарата.

Экономический управленческий анализ в процессе управления выступает как элемент обратной связи между управляющей и управляемой системой.

Управляющая система — это совокупность органов (руководство предприятия разных уровней), средств, инструментов и методов управления.

Управляемая система — это хозяйственный процесс (чаще всего, производственный процесс).

Управленческий анализ позволяет уменьшить неопределенность исходной информации и риск, связанный с выбором правильного решения.

Успех предпринимательской деятельности во многом предопределяется обоснованностью управленческих решений, генерируемых менеджментом предприятия. Однако нередко решения, принимаемые руководством, не имеют должного экономического обоснования. Объясняется это, на наш взгляд, двумя причинами:

1) руководители больше полагаются на свои организаторские способности, интуицию и опыт, нежели на данные бухгалтерского учета;

2) в постановке бухгалтерского, в том числе и внутрипроизводственного учета предприятия ориентируются главным образом на необходимость представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы и соблюдения требований налогового законодательства в части признания тех или иных расходов для целей налогообложения.

Первым этапом создания системы управления является установление ее стандартов. Это этап определения ориентиров, относительно которых будет оцениваться деятельность системы и осуществляться контроль. При определении стандартов за основу принимаются цели функционирования системы. Они могут описываться с использованием количественных, качественных и временных переменных. Обычно цели конкретизируются в планах, программах деятельности системы.

Программы и планы разрабатываются с участием аналитиков, задачами которых являются обоснование плановых показателей и моделирование возможных результатов деятельности. Установление стандартов дает отправную точку, относительно которой оценивается выполнение планов и движение к намеченной цели.

После того как стандарты установлены, и деятельность началась, менеджмент осуществляет второй этапнаблюдение и проверку. Проверка представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и периодического обследования работы, процесса функционирования и результатов деятельности экономической системы. Наблюдение и проверка дают аналитику необходимую информацию, а также позволяют корректировать методики анализа и инструментарий, применявшийся на этапе планирования.

Анализ показателей деятельности организации характеризует третий этап процесса управления — измерение фактически достигнутых результатов. При сопоставлении достигнутых результатов с установленными на первом этапе стандартами, прежде всего, устанавливаются масштабы допустимых отклонений.

Размер отклонения зависит от:

· характеристики самого контрольного стандарта. Например, недопустимо отклонение от интервального значения обязательного экономического норматива. Отклонение от установленного размера риска должно находиться в заданных руководством организации пределах, и все колебания подвергаются жесткому контролю, поскольку влияют на устойчивость деятельности в целом. Величина административных расходов является менее существенным фактором и, соответственно, анализируется с меньшим пристрастием;

· масштабов финансово-хозяйственной деятельности показателей. Чем масштабнее функционирующая система, тем выше риски и тем большая вероятность отклонения от нормативов;

· принятой стратегии развития системы. Если предприятие в качестве стратегии выбирает расширение своих позиций на рынке, то очень часто определение снижения рентабельности отдельных видов продукции является положительным фактором, потому что оно дает возможность предприятию в большей мере реализовать свою продукцию по приемлемой для потребителя цене и занять большую нишу на товарном рынке.

Заключительный этап — осуществление необходимых корректировочных действий — подразумевает анализ связи выявленных отклонений с предыдущими действиями по реализации процесса управления организацией. Выявленные на третьем этапе отклонения определяют направление корректировочных действий:

· если отклонения незначительные, менеджмент может не делать корректировок;

· если отклонения значительны, ликвидировать их можно либо доведением фактических результатов до уровня стандартов, либо путем корректировки самих стандартов. В обоих случаях предоставляется обоснование на основе результатов проведенного экономического анализа;

· крайним случаем оценки рассматриваемого процесса управления может явиться мнение о неверной постановке самой цели деятельности. Тогда корректировке подвергается стратегия развития организации (изменение целевой группы клиентов, их отраслевой принадлежности, смена рынков сбыта, иная организация бизнеса) либо принимается решение о ликвидации бизнеса.

источник

При разработке стратегии предприятия менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия.

Управленческий анализ — это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Конечной целью управленческого анализа являетсяпредоставление информации менеджерам и другим заинтересованнымлицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему предприятия. По сути, управленческий анализ является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности предприятия.

Разделение стратегического анализа на две части(анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, чтоза их проведение должны отвечать разные службы предприятия. Если анализ внешней среды является функцией маркетинга, то проведениеуправленческого анализа строго не закреплено за функциональными службами предприятия. Пока только в коммерческих банках имеется специальная структура, частично отвечающая за управленческий анализ, — служба внутреннего аудита.

В современной литературе по менеджменту используются различные термины для обозначения процесса анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия: его называют анализом деятельности предприятия, внутренним анализом, самоанализом, бизнес-диагностикой, анализом проблем, управленческой или организационной диагностикой. Нам представляется, что дело не столько в терминологии, сколько в различном понимании сути и предназначения данного процесса. Управленческий анализ является частью стратегического менеджмента, направленной на выявление и детальное понимание стратегически важных аспектов деятельности предприятия, стратегических проблем.

В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей предприятия стратегическим задачам обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ предприятия, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка. Следовательно, имея внутреннюю направленность по объекту (внутренняя деятельность предприятия), управленческий анализ тем не менее ориентирован на требования внешней среды. Нацеленность на перспективу, на соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам предприятия отличает управленческий анализ от существовавшего в советский период анализа хозяйственной деятельности.

Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами:

— во-первых, он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;

— во-вторых, он необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах;

— в-третьих, управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.

По мнению Б. Карлофа, в результате проведения внутреннего анализа предприятия можно выявить ряд моментов:

— переоценивает или, наоборот, недооценивает себя предприятие;

— переоценивает или недооценивает оно своих конкурентов;

— каким требованиям рынка оно придает чересчур большое или, наоборот, слишком малое значение.

А результаты анализа должны заставить персонал предприятия понять и принять необходимость изменений. Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением парадигмы управления в переходной экономике: постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности. Такая логика планирования «от ресурсов — к стратегии» наиболее адекватна условиям деятельности российских предприятий.

Сложнейшей методологической проблемой в управленческом анализе является определение круга анализируемых показателей. Американцы Т. Питере и Р. Уотермен отмечают: «Внутренняя слабость аналитического подхода к принятию деловых (коммерческих) решений состоит в том, что люди анализируют то, что легче всего поддается анализу, тратят на это основное время и более или менее игнорируют все остальное». Информационные технологии значительно расширили возможности менеджеров в части учета и анализа большого числа взаимосвязанных факторов. Вместе с тем они же выявили и проблемы ограниченности человеческих возможностей в восприятии многообразной информации. Известный американский экономист Герберт А. Саймон (Simon), анализируя процессы принятия управленческих решений, отмечает, что практически всегда человек использует ограниченную информацию и ограниченные вычислительные возможности для решения возникающих проблем.

Поэтому он предлагает рассматривать внимание менеджера как ограниченный ресурс, влияющий на процесс принятия управленческих решений. Любая экономическая система, как и человек, ведет себя как система последовательной обработки информации, способная в каждый момент времени заниматься лишь чем-то одним. В процессе управления «необходимо привлечь внимание к одному или двум ключевым вопросам, другие проблемы, какими бы неотложными они ни были, должны ждать своей очереди для .включения в повестку дня. Бесполезно вести речь о рациональности выбора в общественных делах, не считаясь с тем, какие процедуры имеются в наличии для рационального ранжирования проблем в повестке дня, и без учета косвенных последствий действий, предпринятых для достижения конкретных целей или решения конкретных проблем».

Далее, Г. Саймон отмечает, что по поводу организаций можно утверждать следующее: «Число факторов, потенциально имеющих отношение к эффективности той или иной организации, так велико, что в каждый момент времени можно учитывать лишь некоторые наиболее очевидные из них. Набор этих принимаемых во внимание факторов постоянно меняется по мере того, как под действием внешних и внутренних обстоятельств возникают новые ситуации». Исходя из этого можно сказать, что конкретный перечень показателей, ресурсов и сфер деятельности, которые должны быть подвергнуты анализу, меняется по мере изменения условий функционирования предприятия.

И. Н. Герчикова выделяет два направления экономического анализа на предприятии и соответственно две группы показателей:

— показатели, характеризующие экономический потенциал фирмы;

— показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы.

Очевидно, что при управленческом анализе речь идет об оценке экономического потенциала предприятия, его сравнении с другими фирмами, определении места фирмы в системе ранжирования на национальном и международном уровне. К числу таких показателей обычно относят активы предприятия, объем продаж, показатель валовой или чистой прибыли, число занятых, научно-технический потенциал предприятия.

Так, деловой американский журнал Fortune и английский Economist используют такие критерии оценки при ранжировании лучших фирм. Американцы привлекают к этой оценке свыше 8 тыс. наиболее компетентныхспециалистов — экономистов и предпринимателей, которые оценивают предприятия поданным критериям по 10-балльной шкале.

2. Качество производимых товаров и услуг.

3. Финансовое состояние предприятия.

5. Умение привлекать талантливых людей, способствовать их развитию и закреплять их за фирмой.

6. Долгосрочные капиталовложения.

7. Способность к инновациям.

8. Ответственность перед обществом и природой.

Рейтинговую оценку предприятий, банков России проводит журнал«Эксперт». В качестве основных критериев включения предприятия в список «Эксперт-200» выбраны объем реализации продукции и рыночная стоимость (капитализация) компании. Для полноты картины используются и другие показатели: прибыль, число занятых, параметры рынка акций. Сибирская межбанковская валютная биржа совместно с ИК «РИФ» и Западно-Сибирским центром приватизации составляют рейтинги сибирских предприятий «Сибирь-100». Оценка эффективности деятельности предприятий проводится по следующим общепринятым показателям (табл. 4.1).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8886 — | 7570 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Процесс управления— непрерывный, целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов и технических средств для достижения поставленных задач.

Основная цель системы управления — обеспечение условий, необходимых для реализации поставленных целей, а среди них решающее место отводится экономическим методам целенаправленного воздействия на объект управления.

В системе управления выделяются управляющая и управляемая системы:

o управляющая система — совокупность органов, средств, инструментов и методов управления;

o управляемая система — чаще всего производственно-коммерческий процесс.

Управляющая и управляемая системы взаимосвязаны и представляют собой замкнутый контур управления. В свою очередь, управление можно рассматривать как процесс воздействия органов управления на материальное производство с использованием определенных методов.

Управление, представляя собой информационный процесс, как правило, остается неизменным по структуре операций. К таким операциям относятся:

o получение, обработка, хранение информации;

o выработка управляющего решения;

o передача управляющего воздействия на объект;

o анализ результатов воздействия принятого решения. Процесс управления разделяется на основные и обслуживающие функции (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Функции процесса управления

Функция планирования включает долгосрочное, текущее и оперативное планирование. При этом выполнение всех видов работ идет взаимосвязанными этапами: оценка внешней ситуации; определение спроса на продукцию; создание системы связей и формирование потоков информации для планирования; определение главных целей и задач; разработка общих планов на длительный период, текущих планов. Оперативное планирование дополняет текущее планирование и связано с разработкой планов на короткие промежутки времени.

Функция организации обеспечивает формирование пространственно-временных отклонений, пропорций в использовании материально-вещественных элементов производства и труда.

Функция контроля следует за учетом, включает регулярный и периодический контроль, который проявляется в выявлении и отборе данных, отражающих выполнение плановых заданий, нормативов и отклонений от них.

Регулирование — функция управляющей системы, которая обеспечивает направление деятельности объекта управления в соответствии с планом. Ее роль выражается в коррекции, благодаря которой устраняются случайные отклонения системы. В зависимости от объектов различают регулирование запасов, затрат на производство, календарных планов.

Функция учета призвана отражать результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивать данные о состоянии объекта управления за определенный период и включает бухгалтерский, статистический, оперативный учет. В обязанности бухгалтера входит: организация и ведение учета, планирования и контроля, внутренняя и внешняя отчетность, оценка и консалтинг, работа с налогами, учет и контроль активов, экономическая оценка и глубокий анализ. Бухгалтер должен знать потребность руководителей разных уровней, улучшать технику учетной работы, с тем чтобы в полной мере способствовать решению проблем управления.

Управленческий анализ как функция управляющей системы включает оценку внутренних и внешних факторов создавшейся ситуации, общих тенденций развития экономических процессов, возможных резервов повышения эффективности производства; предусматривает оценку степени напряженности и выполнения плана по всем видам показателей, изучение хода оперативного выполнения плана, возмущающих причин, путей их устранения.

Управленческий анализ, опираясь на данные учета, составляет базу обоснованного планирования, предваряет планирование, завершает выполнение плана и идет в ходе его оперативного осуществления.

Анализ тесно связан с учетом и контролем. Учет несет информацию о состоянии объекта управления. Контроль базируется на сопоставлении учетной информации с нормативной, предполагает ревизию, административные санкции. Если контроль устанавливает только факт самого отклонения, то задача анализа, используя данные, накопленные учетом и контролем, изучить:

o закономерности отклонений, их стабильность;

o факторы, вызвавшие их конкретные причины;

o размер возможных резервов при устранении возмущающих воздействий;

o возможные пути реализации резервов;

Задачи управленческого анализа гораздо шире контрольных функций.

Управленческий анализ — это важный элемент системы управления. Он призван обеспечить управленческий аппарат организации, предприятия информацией, необходимой для управления и контроля за деятельностью организации и помогающей управленческому аппарату в выполнении его функций.

Анализ представляет собой содержательную сторону процесса управления организацией. Он служит инструментом подготовки управляющего решения.

Оптимальность принимаемых управленческих решений зависит от развития политики разных направлений деятельности предприятия:

o качества управленческого анализа;

o разработки учетной и налоговой политики;

o выработки направлений кредитной политики;

o качества управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

o анализа и управления затратами, включая выбор амортизационной политики.

Выработка управляющего решения (см. рис. 1.2) составляет одну из главных задач процесса управления предприятием. Управленческий анализ в процессе управления выступает как

Рис. 1.2. Последовательность принятия управленческого решения

элемент обратной связи между управляющей и управляемой системами. Управляющий орган передает командную информацию на объект управления, который, изменяя свое состояние, через обратную связь сообщает управляющему органу о результатах выполнения команды и о своем собственном новом состоянии.

Обратная связь показывает, как повлияли на производственно-хозяйственный процесс определенные управленческие решения, что позволяет осуществить поиск альтернативных решений, изменить направление и методы работы. Обратная связь включает набор технических приемов и взаимоотношения людей.

Иерархия обратной связи в управленческом анализе выстраивается таким образом, что оперативные управленческие решения принимаются на низших уровнях по максимуму предоставляемых данных (рис. 1.3).

Говоря о роли управленческого анализа в управлении организацией, следует выделить следующие моменты. Так, анализ:

o позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внутренние и внешние факторы, стабильный или случайный характер отклонений и является инструментом обоснованного планирования;

o способствует лучшему использованию ресурсов, выявляя неиспользованные возможности, указывая направления поиска резервов и пути их реализации;

Рис. 1.3. Иерархия обратной связи

o способствует воспитанию коллектива организации в духе бережливости и экономии;

o воздействует на совершенствование механизма самоокупаемости предприятия, а также самой системы управления, вскрывая ее недостатки, указывая пути лучшей организации управления.

Исходя из временного аспекта, в управленческом анализе можно выделить предварительный, текущий, последующий и перспективный виды (см. рис. 1.4). Каждый из них необходим для принятия управленческих решений определенными менеджерами на конкретном этапе деятельности предприятия (см. рис. 1.5).

Управленческий анализ уменьшает неопределенность исходной ситуации и риск, связанный с выбором правильного решения.

В процессе выработки решений можно выделить четыре основные фазы.

1. Изучение исходного положения, сбор и передача информации о фактическом состоянии объекта управления. Это важный аспект аналитической работы органов управления, позволяющий определить современные и будущие условия, в которых находится объект управления, и сравнить их с общими целями, для того чтобы сформулировать основные проблемы решений.

Читайте также:  Папилломы на шее какие анализы сдавать

2. Обработка информации, подготовка и принятие решений. Производится всесторонняя обработка информации, сопоставление, выяснение причин, разрабатываются воз

Рис. 1.4. Виды управленческого анализа исходя из временного аспекта

можные альтернативы вариантов, определяются критерии. Осуществляется разработка проектов, их технико-экономическое обоснование, определение общих целей и задач при учете имеющихся ресурсов. Задача экономического анализа на данном этапе состоит в выборе лучшего варианта.

3. Организация и осуществление решений, выдача команд объекту управления для устранения выявленных отклонений.

4. Расчет и контроль осуществления решений. Анализируется фактическая эффективность решений. Одним из важнейших видов решений служит план, а экономический анализ выступает инструментом обоснования планов, выбора вариантов, оценки степени их выполнения и факторов, повлиявших на отклонение от плана.

Следует различать уровни принятия решения и, соответственно, распределение аналитической информации по этим уровням (см. рис. 1.6). На всех уровнях системы принимаются решения, соответствующие имеющейся информации и производственной необходимости.

Укрупненная модель системы аналитического обеспечения (CAO) состоит из блоков, соответствующих объектам управления и процессам производственно-хозяйственной деятельности.

Рис. 1.5. Принятие решений в системе управления

Рис. 1.6. Уровни принятия решений

Производственно-хозяйственная деятельность представляет собой наложение процессов на ресурсы. Входом являются ресурсы, материально-вещественные потоки, которые, проходя через процессы, в том числе производственный процесс, выходят в виде результатов (готового продукта, прибыли, финансовых операций), завершающих старый и начинающих новый цикл процессов.

Как в управляющей, так и в управляемой системах выделяются блоки информации в соответствии с объектами управления.

Под объектами управления понимаются ресурсы (средства труда, предметы труда, труд и заработная плата, финансовые ресурсы) и результаты (продукт труда, затраты, прибыль, финансовые операции).

Основное содержание объектов управления заключается в следующем.

Ресурсы производства — это:

а) средства труда:

— здания (производственные, жилые и др.),

— сооружения и передаточные устройства (гидротехнические, трубопроводы, линии электропередачи и др.),

— силовые машины и оборудование (теплотехническое оборудование, комплексные установки),

— рабочие машины (компрессорные машины, насосы, подъемно-транспортное оборудование),

— транспортные средства (автомобильный транспорт, производственный транспорт и др.),

— измерительные приборы (приборы для электрических и магнитных измерений, оптические, световые и электронные микроскопы),

— инструменты и приспособления (инструмент основной, инструмент вспомогательный);

б) предметы труда — топливо (твердое, жидкое); энергия (электрическая, пар, вода, сжатый воздух); сырье и материалы (основные и вспомогательные); запасные части для ремонтов; тара; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; полуфабрикаты (покупные);

в) трудовые ресурсы — численность работников предприятия по категориям, возрасту, образованию, уровню квалификации; движение численности; рабочее время, его потери; производительность труда в различных измерителях; фонд заработной платы, его структура по категориям; состав фонда заработной платы, уровень заработной платы;

г) финансовые ресурсы — денежная наличность в кассе, на расчетном счете, в прочих расчетах; дебиторская, кредиторская задолженность и прочие денежные средства.

Результаты производственно-хозяйственной деятельности — это:

а) продукт труда — готовая продукция и работы промышленного характера на сторону; готовая продукция — готовые изделия; запасные части; кооперированные поставки, отпускаемые за пределы основной деятельности; полуфабрикаты и продукция вспомогательных цехов на сторону;

б) показатели эффективности производства — себестоимость продукции; прибыль и рентабельность;

в) финансовые операции — цикл операций, завершающих использование ресурсов на разных стадиях кругооборота. Сюда входят формирование собственных оборотных средств, использование заемных средств, кредиторская задолженность, формирование различных резервов, амортизационные отчисления и целевое финансирование.

Процессы производственно-хозяйственной деятельности — это:

а) снабжение — начинается с покупки материальных ценностей и завершается поступлением их в производство;

б) производство — охватывает все операции, начиная с момента поступления материалов в производство и кончая поступлением готовой продукции на склад предприятия;

в) продажа — начинается с отгрузки готовой продукции и завершается поступлением выручки на расчетный счет предприятия, которая обеспечивает возмещение затрат и формирование чистого дохода;

г) распределение — начинается с момента поступления выручки и завершается созданием предпосылок для возобновления процесса производства, которые находят свое отражение в распределении части выручки от реализации на возмещение материальных затрат и восстановление производственных запасов и, таким образом, завершаются с началом нового цикла снабжения.

источник

Сущность и назначение анализа в менеджменте. Специфика и предмет управленческого и финансового анализа. Иерархия целей и результатов функции анализа. Основные цели анализа хозяйственной деятельности предприятия. Этапы и содержание процесса анализа.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине: Основы менеджмента

На тему: Анализ как общая функция менеджмента

анализ менеджмент управленческий

1. Сущность и назначение анализа в менеджменте

2. Цели и принципы функции анализа

3. Содержание функции анализа

1. Сущность и назначение анализа в менеджменте

Аналитико-синтетическая деятельность человека является необходимым условием его жизни. Однако анализ работы предприятия возник и стал возможным лишь со становлением функции учета, и особенно ее составной части — бухгалтерского учета. Учет фиксирует факт достижения результата, состояния процесса, появления какой-либо ситуации. Анализ должен оценить полученный результат, установить закономерности развития процессов и явлений, их зависимость от различных влияющих факторов.

Анализ является неотъемлемой работой менеджеров в процессе принятия управленческих решений, планирования, организации, контроля и стимулирования. Анализ призван повысить достоверность учетной информации, объективно, рационально и реально представить протекание процессов и полученных результатов.

Поскольку предприятие работает в изменчивой внешней среде, то политический и коммерческий риск для него — категория объективная и доставляющая массу хлопот. Предусмотреть возникновение угроз со стороны внешней среды и преодолеть возникшие трудности с наименьшим риском можно лишь на основе объективного анализа.

Виды деятельности, включаемые по функциональному признаку в анализ, так широки, что для того, чтобы увидеть их в соответствующей перспективе, мы должны их рассмотреть на основе существующих понятий и определений.

В историческом плане функция анализа сформировалась на основе политической экономии как экономический анализ. Экономический анализ направлен на хозяйственные процессы предприятия (различных видов и собственности), их конечные результаты, которые сложились под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Отсюда следует, что предметом деятельности экономического анализа являются:

а) хозяйственные процессы и их конечные результаты, сложившиеся в результате влияния объективных внешних факторов;

б) хозяйственные процессы и конечные результаты, складывающиеся в результате воздействия субъективных (внутренних) факторов;

в) хозяйственные процессы и их результаты, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получившие соответствующее отражение в системе экономической информации.

Вышеназванные объекты (предметы) экономического анализа определяют широкую сферу назначения аналитической работы в процессе управления. К числу важнейших назначений анализа можно отнести:

· отражение потребностей предприятия и условий (ограничений и возможностей), создаваемых внешней средой;

· формирование исходных данных о состоянии внешних факторов и внутреннем потенциале;

· оценку реального выполнения плановых заданий и соблюдения стандартов (нормативов);

· оценку эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);

· выявление и оценку использования внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);

· установление величины отклонений контролируемых параметров в производственно-хозяйственных процессах предприятия;

· осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей, сопоставление альтернативных вариантов и их оценка в процессе принятия решений.

Эти направления анализа взаимозависимы и взаимосвязаны. Например, разработка плана (стратегического, тактического или оперативного) представляет собой процесс подготовки и принятия решения относительно соответствующего плана.

В связи с разделением бухгалтерского учета на две составляющие — управленческий учет и финансовый учет — выделилась сфера функции анализа с соответствующим названием — управленческий анализ и финансовый анализ.

Управленческий анализ базируется на данных управленческого учета. Предметом его деятельности являются производственные затраты, связанные с процессами приобретения ресурсов, производства и реализации в необходимых для предприятия параметрах. Результаты анализа используются в оперативном, тактическом и стратегическом планировании.

Управленческий анализ охватывает различные аспекты внутрихозяйственной деятельности предприятия и имеет различное назначение (рис. 1).

Финансовый анализ обеспечивает аналитической информацией как руководство предприятия (внутрихозяйственный финансовый анализ), так и внешних субъектов, заинтересованных в деятельности предприятия (кредиторы, поставщики, покупатели, налоговые органы, акционеры) и имеющих какие-либо отношения к предприятию (аудиторы, консультанты, профсоюзы и т. д.).

Рис. 1. Назначение управленческого и финансового анализа

Предметом финансового анализа являются процессы и результаты финансовой деятельности предприятия. Назначение финансового анализа многогранно (см. рис. 1.). Оно зависит от внутренних и внешних потребностей различных субъектов хозяйствования.

Специфическим видом экономического анализа является функционально-стоимостной анализ (ФСА). ФСА представляет собой особый метод системного анализа функций изделия, производственного процесса, управленческого процесса, оргструктуры управления, направленный на минимизацию затрат в различных сферах и повышение эффективности использования ресурсов. ФСА основан на системном исследовании потребительских свойств предмета (объекта) анализа и связанных с ним фактических затрат.

Исходной информацией для анализа являются расходы на выполнение полезных функций предметом и набор характеристик (технических, экономических, организационных, социальных), определяющих его назначение и полезность.

Предметом (объектом) ФСА является система, имеющая определенную конкретную функциональную структуру. К таким объектам можно отнести:

· конструкторскую и технологическую подготовку производства;

· внедрение механизации и автоматизации;

· использование основных фондов, материальных и трудовых ресурсов;

· организацию труда и производства;

· финансово-хозяйственную деятельность и др.

ФСА базируется на присущей только ему основе и собственных, свойственных ему принципах, что дает право рассматривать его как отдельный вид анализа.

Из рассмотренного выше материала можно сделать вывод: экономический анализ, финансовый анализ и управленческий анализ представляют собой разновидности аналитической деятельности менеджеров, между которыми трудно провести четкое разграничение. Взаимопроникновение этих разновидностей анализа происходит н основе использования общих показателей, формируемых бухгалтерским (финансовым и управленческим), статистическим и оперативным учетом, а также информацией, которая не подлежит специальному учету, но используется в процессе управления.

Для раскрытия функции анализа как вида управленческой деятельности необходимо рассмотреть ее на основе других классификационных признаков.

Классификация видов анализа.

Нас будет интересовать содержание процесса анализа, направленность процесса анализа на конкретные объекты, время проведения анализа, назначение анализа.

В теории и практике менеджмента принято выделять по указанным признакам следующие виды анализа. По содержанию стадий (периодов) процесса анализа выделяют: оперативный анализ; текущий (ретроспективный) анализ; перспективный (прогнозный, предварительный) анализ.

Оперативный анализ используется для организации решения комплексных задач управления (организации работы группы), а также процесса принятия и реализации управленческих решений. Значительная часть оперативной аналитической информации используется в функции организации.

Текущий (ретроспективный) анализ охватывает информацию, отражающую итоги деятельности анализируемых объектов за тот или иной период. Основное его назначение — анализ состояния или результата контролируемых объектов или параметров. Аналитическая информация служит для осуществления эффективного контроля.

Перспективный анализ направлен на оценку будущего поведения факторов внешней среды и оценку соответствия внутреннего потенциала требованиям внешней среды. Он является источником информации для планирования. Эффективным подходом анализа внешней среды, который широко используется в практике, выступает SWOT-анализ. Этот метод нацелен на анализ внешней и внутренней среды предприятия и предназначен для выявления связей между сильными и слабыми сторонами, свойственными организации, а также между угрозами и возможностями, которые предоставляет внешняя среда организации.

Для определения своих стратегических позиций предприятию важно знать поведение внешней среды и уровень ее нестабильности. Такой анализ проводится с помощью метода, получившего название «шкала И. Анссффа».

По времени проведения можно выделить следующие виды анализа:

Функции анализа присущи все планово-учетные периоды, характерные для процессов управления.

По назначению и полноте анализируемых объектов или параметров могут быть:

· полный анализ всей хозяйственной деятельности, т. е. экономический, управленческий и финансовый;

· локальный анализ деятельности отдельных объектов. Он проводится в рамках экономического анализа для обеспечения информацией функций организации и контроля;

· тематический анализ отдельных параметров контролируемых объектов. Разумеется, мы рассмотрели возможный срез аналитической деятельности, а не отдельные виды анализа. Срез показывает лишь отдельную сторону сложной деятельности менеджеров по анализу ситуаций, возникающих на предприятии. На практике отдельные виды анализа (кроме ФСА) в чистом виде встречаются редко. Однако знание признаков, характеризующих многогранность функции анализа, необходимо для его организации и использования соответствующих методов.

Для дальнейшего рассмотрения (определения цели и принципов) функции анализа мы будем придерживаться классификации по содержанию стадий процесса управления, т. е. деления анализа на перспективный, оперативный и текущий. Именно такое деление позволяет нам рассмотреть анализ в отношении уровней управления, процесса принятия решений и взаимосвязи с другими функциями управления.

2. Цели и принципы функции анализа

В практике менеджмента учетные данные довольно редко используются без анализа. Правильно зафиксировать полученный результат, состояние протекания процессов на предприятии, появление факторов внешней среды, которые воздействуют на предприятие, что осуществляется функцией учета, совершенно недостаточно для принятия эффективных решений. Важнее установить, почему это произошло именно так, что может быть сделано, имеются ли для этого возможности и как направить процесс изменений, если он требуется. Анализ (от греческого слова analisis) означает расчленение, разложение объекта на части, элементы, на внутренние присущие этому объекту соединяющие для выявления взаимосвязей, соотношений и тенденций.

Цель анализа выявить причинные связи между событиями (полученными конечными результатами, состоянием парам? ров производственно-хозяйственных процессов) и условиями, которые привели к данным событиям или которые могут возникнуть в будущем.

Отсюда следует, что функция анализа обеспечивает оценку свершившегося события (факта) и установление условий, в которых эти события произошли, т. е. подготавливает учетную информацию для восприятия в процессе принятия управленческих решений.

Специфические объекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия подлежащие анализу, определяют цели различных видов анализа. Остановимся на определении целей видов анализа, выделенных выше.

Оперативный анализ — это один из видов экономического анализа, направленный на оценку процессов выполнения плановых заданий по обеспечению предприятия ресурсами, процессов производства и реализации продукции, использования в процесе производства материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также выявление причинно-следственных связей с условиями протекания этих процессов.

Цель оперативного анализа заключается в подготовке и предоставлении аналитической информации для контроля параметров протекания производственно-хозяйственных процессов и своевременного выявления и использования текущих внутрипроизводственных резервов.

Оперативный анализ представляет собой процесс решения аналитико-информационных задач, направленных на осуществление повседневного контроля над выполнением оперативно-плановых заданий и своевременного регулирования производственно-хозяйственных операций, по результатам анализа непосредственно или контроля.

Следовательно, оперативный анализ обеспечивает входной информацией процесс решения задач контроля и регулирования.

Текущий анализ. Этот вид анализа осуществляется периодически. Он проводится на основе данных, содержащихся в официальной отчетности, и на основе системного бухгалтерского учета. Следовательно, периодичность его проведения соответствует текущим планово-отчетным периодам, т. е. месяц, квартал, год нарастающим итогом. Используя данные бухгалтерского и статистического учета, текущий анализ исследует и оценивает результаты деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений за соответствующий планово-отчетный период.

Цель текущего анализа — подготовка и предоставление исходных данных о достигнутых результатах производственно-хозяйственной деятельности, имеющихся резервах, о внутренних и внешних факторах, влияющих на их использование, а также формирование информации для решения задач стимулирования.

Таким образом, текущий анализ необходим для разработки планов на будущий плановый период и для стимулирования работников предприятия по результатам труда и качества работы.

Перспективный анализ. Цель этого вида анализа вытекает из его названия: анализ результатов хозяйственной деятельности для установления возможных значений в будущем. Перспективный анализ призван оценить состояние потенциальных возможностей деятельности предприятия в будущей внешней среде, в которой могут возникнуть угрозы для этой деятельности.

Цель перспективного анализа состоит в оценке сильных и слабых сторон в будущем потенциале предприятия и в установлении характера нестабильности факторов внешней среды, в которой будет работать предприятие.

Познавая диалектическое единство различных элементов прошлого и настоящего, перспективный анализ необходим для нахождения в каждом процессе или явлении хозяйственной деятельности наиболее устойчивых перспективных элементов, способных играть решающую роль в будущем.

Анализируя настоящее и прогнозируя картину будущего, перспективный анализ обеспечивает аппарат управления информацией о будущем для решения задач стратегического планирования.

Рассмотренные цели функции анализа находятся в своеобразной иерархической зависимости (рис. 2). Эта зависимость вытекает из:

а) преемственности использования на разных этапах анализа аналитической информации: оперативный анализ — текущий анализ — перспективный анализ;

б) присутствия функции анализа во всех процессах управления предприятием;

Рис. 2. Иерархия целей и результатов функции анализа

Концептуально функция анализа базируется на количественном подходе к исследованию дискретности развития динамических процессов, их расчлененности на составляющие с обязательным соблюдением принципа целостности объекта анализа.

Концепция функции анализа базируется на определенных принципах.

В практической деятельности при анализе информации, используемой в процессе управления, важно соблюдать общие принципы. Они вытекают из самой сути и назначения функции «анализ». Несоблюдение принципов анализа приводит к недостоверности информации или к затруднению использования ее в принятии управленческих решений.

Данный принцип определяет условия проведения перспективного (прогнозного) анализа. В перспективном анализе используются экономические показатели предыдущих отчетных периодов. Для прогнозирования важно обеспечить преемственность этих показателей по разным отчетным периодам. Экономические показатели должны иметь определенную устойчивую тенденцию изменений, которые проходят от одного отчетного периода к другому, от предшествующего к настоящему, от настоящего к последующему.

Принцип причинно-следственной связи.

Из этого принципа вытекает, что для анализа необходимо использовать систему показателей (результатов), всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность в причинно-следственной связи. Это позволяет изучить причины изменения этих показателей, выявить и измерить взаимосвязи между ними. Поскольку экономические явления обусловлены причинной связью и причинной зависимостью, то задача анализа состоит в раскрытии и изучении этих причин. Поскольку факторов, вызывающих изменение показателей, много, то задача анализа состоит в установлении наиболее существенных причин, решающим образом повлиявших на тот или иной показатель. Из содержания данного принципа вытекает главное правило проведения анализа: нельзя экономические понятия, хозяйственные показатели брать изолировано, все они между собой связаны, как причина и следствие.

Читайте также:  Как делается генетический анализ при беременности

Этот принцип определяет требование к исходной информации, используемой для анализа. Хозяйственно-финансовая деятельность различных предприятий измеряется многочисленными экономическими показателями. Для использования в практике анализа их представление регламентируют следующим образом:

а) стоимостные и натуральные (или условно натуральные) показатели — в зависимости от положенных в основу их оценки измерителей;

б) количественные и качественные показатели — в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется;

в) объемные и удельные показатели — в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.

Неувязки, ошибки, искажения и другие отклонения от указанных регламентов, допускаемые в отчетности, могут исказить аналитическую информацию, что приведет к неправильному результату. Потому все предприятия при заполнении учетных и отчетных документов должны четко соблюдать установленные регламенты.

Системность в реализации функции анализа проявляется в том, что анализируемые хозяйственные процессы и их результаты рассматриваются как многоаспектные и внутренне сложные. Поэтому в процессе анализа должны выявляться и изучаться элементы (операции, процедуры) процессов и связи между ними. Такое изучение требует применения совокупности различных методов не только анализа, но и смежных дисциплин. Их использование возможно только на системной основе.

Системность не означает, что рассматриваемые сложные процессы можно анализировать лишь в целом. Это противоречило бы понятию анализа как процессу разложения сложных проблем и явлений на составляющие. Следовательно, системность не исключает возможности и необходимости логического обособления отдельных элементов в процессе аналитических расчетов. Однако важно при этом учитывать их связь и зависимость от других элементов.

3. Содержание функции анализа

Анализ хозяйственной деятельности предприятия по своему содержанию направлен на:

а) определение эффективности осуществления снабженческих, производственных и сбытовых видов деятельности за установленный период времени;

б) оценку отклонений (величину и причины, их вызвавшие) протекания хозяйственных процессов с целью их стабилизации;

в) определение возможных направлений развития производственно-хозяйственной деятельности на текущую перспективу и стратегический период с точки зрения возможного обеспечения необходимыми финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами и реализации продукции в условиях слабо предсказуемой внешней среды.

Эти направления определяют основное содержание функции «анализ». Нетрудно заметить, что каждое направление обслуживается соответствующим видом анализа. Каждый из видов анализа выполняет свою роль в процессе управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

Исходным пунктом в проведении перспективного анализа является принцип преемственности экономических показателей. Результатами этого вида анализа являются:

1. выбор миссии предприятия;

2. состав критериев и ограничений, учитываемых в планировании и контроле;

3. упорядоченность системы целей и их проверка на экологию;

4. оценка уровня нестабильности факторов внешней среды;

5. выбор факторов внешней среды, которые будут оказывать влияние на предприятие в будущем, и оценка степени их влияния;

6. оценка потенциала предприятия, слабых и сильных его сторон, возможностей и угроз со стороны внешней среды;

7. выбор типа реакции предприятия на воздействие внешней среды;

8. подготовка аналитических данных, необходимых для выбора и проектирования организационной структуры управления и создания структуры аппарата управления.

В соответствии с принципом системности все факторы и элементы внешней и внутренней среды предприятия анализируются во взаимосвязи и взаимном влиянии друг на друга. Перспективный анализ создает информационную базу для разработки стратегической плановой модели деятельности предприятия.

Содержание функции анализа можно рассматривать в трех взаимосвязанных направлениях.

1. Процедуры, стадии и этапы, выполняемые при обработке учетной информации.

2. Виды аналитической работы, связанной с решением задач анализа.

3. Методы, используемые для решения задач анализа.

Нас будут интересовать два первых направления. Рассмотрение методов не является нашей целью, ибо это особая интересная тема, входящая в курс анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание процесса анализа.

Анализировать — значит сравнивать информацию, необходимую для принятия решения.

Анализ — это этап процесса принятия решения.

Он состоит в оценке полученного результата, свершившегося факта, протекания процесса или события и выявления причин, их вызвавших. Процесс анализа состоит из следующих стадий:

· Получение информации об истинном положении дел.

· Сравнение истинного положения с предсказанным (плановыми стандартами, нормами) положением.

· Выбор методов, пригодных для проведения конкретного анализа.

· Установление причинно-следственных связей между результатами и факторами, их обусловившими.

· Выдача рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия.

Подготовка аналитической информации для планирования, контроля, стимулирования и внешних потребителей.

Отбор информации. При отборе информации необходимо четко определить проблему и установить цель проведения анализа. Отбор информации для анализа часто стоит очень дорого, и расплывчатое или неправильное определение проблемы и целей анализа может привести к непроизводительным затратам при нулевом или неверном результате анализа. Старинная мудрость гласит: «Хорошо определенная проблема-это уже полпути к ее решению».

Проблема и цель определяют вид информации, необходимой для проведения анализа. Нужно учитывать то, что в соответствии с принципом преемственности в разных проблемах, подлежащих анализу, используются одни и те же показатели. Поэтому очень легко потерять направление при сборе необходимой информации.

Важно также установить заказчика результатов анализа (кому нужна аналитическая информация) и методы эффективного получения необходимой исходной информации. Для анализа могут использоваться данные функции учета, данные различны: наблюдений или же и те и другие одновременно.

Учетная информация включает в себя официальные отчеты предприятия (финансовый и статистический учеты), показатели производственно-хозяйственной деятельности (управленческий, оперативный и первичный учеты), учетные ведомости и т. п.

Информация наблюдения представляет собой данные, полученные менеджером в процессе непосредственного наблюдения за процессами, событиями, людьми и обстановкой. Например, информация маркетинговых исследований собирается методом наблюдений, анкет, интервью.

Для проведения анализа важно извлечь из совокупности полученных данных наиболее важные сведения и результаты.

Практика показывает, что необходимые для проведения качественного анализа сведения часто отсутствуют или вызывают сомнение в их достоверности. Поэтому довольно часто аналитику приходится уточнять данные учета и наблюдений.

Анализ информации. Одно дело — отобрать важные сведения, характеризующие полученный результат или протекание процесса, и совсем другое — определить, какие результаты удовлетворяют предприятие, а какие имеют отклонение от нормы и почему. Поэтому полученную исходную информацию (учетную или наблюдаемую) необходимо сравнить с нормативными данными.

Для анализа могут быть использованы три компонента нормативных данных:

· главные показатели, стандарты и нормативы;

· показатели потенциала предприятия;

· представления руководства о желаемом будущем предприятия.

Такое сопоставление дает возможность оценить соответствие полученных результатов установленным нормам.

Выбор методов анализа. Проведение конкретного анализа осуществляется на основе ряда разработанных экономико-математических методов и моделей. Основу любой системы анализа управленческих проблем можно представить в виде банка экономико-математических методов и банка моделей.

Банк экономико-математических методов — это совокупность современных методик обработки информации, позволяющих наиболее полно вскрыть взаимозависимость между результатами и факторами, оказывающими на них влияние.

Банк моделей — это набор экономико-математических моделей, отражающих количественную характеристику экономических процессов и задач, решаемых с помощью функции анализа.

Эти модели могут способствовать получению ответов на вопросы типа «а что если?» и «что лучше?».

Методы и модели позволяют определить не только оценку результата, но и установить зависимость этого результата от различных факторов.

Установление причинно-следственных связей. Системный подход — важное требование к проведению анализа полученных результатов. Хозяйственная деятельность предприятия описывается сравнительно небольшим кругом показателей. Но их особенность заключается в том, что на каждый такой показатель оказывает влияние целая система факторов.

Анализ направлен на выявление этих факторов, определение силы их влияния на показатель, установление причинно-следственных связей между показателями и факторами. Системная классификация факторов дает возможность создавать модели для банка моделей и использовать их для анализа хозяйственной деятельности и поиска внутрихозяйственных резервов.

Выработка рекомендаций. Процесс анализа заканчивается разработкой предложений по улучшению анализируемых сторон деятельности предприятия. Сюда относятся рекомендации по выявлению и использованию резервов, а также основные аналитические результаты, нужные руководству и менеджерам для принятия стратегических, текущих и оперативных решений. Результаты проведенного анализа используются в процессе планирования, контроля и стимулирования. Аналитические данные также используются для дополнения форм финансовой и статистической отчетности. Эти данные предназначены для использования различными субъектами рыночной среды, прямо или косвенно заинтересованными в информации о деятельности предприятия.

Виды аналитической работы.

Содержание функции анализа вытекает из главного требования к управленческой информации. Главное требование — практическая потребность. Анализировать информацию, которая используется для управления организацией, заставила сама жизнь. Поэтому на предприятии анализируются многие виды функциональной деятельности.

Анализ производственных процессов.

Задачи анализа производственного процесса сводятся к совершенствованию отдельных операций, необходимых для выполнения рабочего задания, и улучшению их последовательности. Такой анализ направлен на:

· улучшение использования рабочего времени;

· нормирование труда и решения проблем заработной платы;

· использование и ремонт технологического оборудования, выявление причин износа оборудования.

Анализ финансового состояния.

Одним из важнейших направлений анализа является оценка финансового состояния предприятия. Сюда относится:

· анализ доходности или рентабельности. Анализ доходности предприятия проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. При этом анализируется влияние на прибыль основных факторов, таких как объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы от вне реализационных операций, расходы по внереализационным операциям, величина налога на прибыль и других налогов;

· анализ финансовой устойчивости. Этот вид анализа включает в себя состав и размещение активов предприятия, динамику и структуру источников финансовых ресурсов, наличие собственных оборотных средств, кредиторскую задолженность, наличие у структуры оборотных средств, дебиторскую задолженность, платежеспособность;

· анализ кредитоспособности. Анализ условий кредитования предполагает изучение следующих вопросов: «солидность» заемщика, «способность» заемщика производить конкурентоспособную продукцию, «доходы» — оценка прибыли, получаемой банком при кредитовании, цель использования кредитных ресурсов, погашение кредита;

· анализ использования капитала. Анализируется использование оборотных средств, основных фондов, нематериальных активов;

· анализ уровня самофинансирования. Анализу подлежат и прибыль, направляемая в фонд накопления, и амортизационные отчисления, и заемные средства, и кредиторская задолженность, и другие привлеченные средства;

· анализ валютной самоокупаемости. Анализируется превышение поступления валюты над ее расходами.

Маркетинговый анализ. Любое предприятие должно уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности. Маркетинговый анализ направлен на выявление рыночных возможностей. Сюда относится:

1. анализ новых возможностей на рынке, возможностей более глубокого внедрения на рынок;

2. анализ влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды;

3. анализ состояния рынка, распределения долей рынка (глобально, по товарным группам и отдельным товарам);

4. анализ покупателей и потребителей (имеющихся и потенциальных);

анализ конкурентной обстановки;

1. анализ рыночных цен и формирование собственной ценовой тактики;

2. анализ конечных финансовых результатов.

Анализируются возможности получения средней или, по возможности, большей нормы прибыли на вложенный капитал.

Трудовые отношения. Основные задачи анализа трудовых отношений направлены на:

· область использования рабочей силы: численность, состав и структура рабочей силы, уровень квалификации и пути ее повышения; использование рабочего времени и выработка мероприятий его интенсификации; формы, динамика и причины движения рабочей силы, дисциплины труда; влияние численности работающих на динамику продукции;

· область производительности труда: уровень производительности труда по предприятию, цехам и рабочим местам; определение интенсивных и экстенсивных факторов роста производительности труда, качества применяемых норм выработки, их выполнения и влияния на рост производительности труда; выявление ресурсов роста производительности труда и их влияния на динамику продукции;

· область оплаты труда: обоснованность применяемых форм и систем оплаты труда; размер и динамику средней заработной платы отдельных категорий и профессий работников; отклонения в численности работников и в средней заработной плате, и их влияния на расход заработной платы; темпы роста производительности труда и их соотношение с темпами та заработной платы; выявление резервов повышения эффективности использования заработной платы.

Анализ ресурсов. Задачами анализа ресурсов являются:

1. определение уровня обеспеченности предприятия необходимыми материальными ресурсами;

2. выявление сверхнормативных или дефицитных видов материальных ресурсов;

3. установление степени ритмичности поставок, их объема, комплектности, качества, сортности;

4. своевременности заключения хозяйственных договоров на поставки материальных ресурсов;

5. исчисление транспортно-заготовительных расходов;

6. рациональность использования материальных ресурсов в производстве;

7. потери вследствие вынужденных замен материалов, простоя оборудования рабочих из-за отсутствия материалов;

8. влияние организации материально-технического снабжения и использовании материальных ресурсов на объем выпуска и себестоимость продукции.

Плановый анализ. Данный вид анализа применяется при исследовании прошлых и текущих состояний (потенциала) предприятия, при определении основных принцип его функционирования, при прогнозировании его деятельности на будущее. В основном анализу подлежат:

· природа, структура и динамика предприятия;

· исторические факты и, характерные для прошлого, тенденции, указывающие на возможное будущее;

· социально-экономические, организационные, культурные, технические и другие внешние и внутренние ограничения и возможности;

· людские и материальные ресурсы, необходимые для направленных изменений;

· существующие факторы, которые желательно сохранить или практически невозможно изменить за период планирования;

· обязательства на будущее, обусловленные предшествующими действиями и событиями, доступными ресурсами и действующими факторами;

· возможные последствия применения имеющихся ресурсов к различным наборам задач;

· выбор из нескольких наиболее желательных и осуществимых способов действий и намерений на будущее или их объединение;

· программы первоочередных действий и последовательного внедрения.

Комплексный экономический анализ. При системном анализе внимание уделяется исследованию взаимной связи и обусловленности его отдельных разделов, показателей и факторов производства. Он, как правило, проводится по следующим направлениям:

1. комплексный обзор обобщающих показателей производственно-хозяйственной деятельности;

2. анализ организационно-технического уровня производства и качества продукции;

3. анализ натуральных и стоимостных показателей объема производства;

4. анализ использования основных фондов и работы оборудования;

5. анализ использования материальных ресурсов;

6. анализ использования труда и заработной платы.

7. анализ себестоимости продукции.

8. анализ прибыли и рентабельности.

9. анализ финансового состояния и оборачиваемости денежных средств.

10. обобщающая оценка работы и анализ эффективности экономического стимулирования.

Безусловно, мы рассмотрели лишь основные направления аналитической деятельности, проводимой на предприятии. Многогранность функции анализа, необходимость выявления причинно-следственных связей между результатами и факторами, поиск и использование резервов на всех стадиях производственно-хозяйственной деятельности требуют четкой организации работы аппарата управления, осуществляющего этот вид деятельности.

Предметом экономического анализа является вся доступная исследователю реальность, принятая в совокупности предметов и явлений, находящихся в тех или иных связях друг с другом и постоянном движении и развитии.

Существуют различные признаки классификации видов анализа. Для раскрытия сущности и содержания функции анализа удобно использовать признак содержания процесса управления. По данному признаку выделяются: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ.

Каждый вид анализа имеет свою цель, предмет и назначение. Цели анализа находятся в иерархической зависимости.

Основными принципами осуществления функции анализа являются принципы преемственности и причинно-следственной связи, регламентности, системности.

Задачи анализа взаимосвязаны с задачами планирования, контроля и стимулирования. Исходными данными для решения задач анализа являются выходы решения задач учета, а также наблюдения за реальными событиями и явлениями.

1. Мартыненко Н. М. «Основы менеджмента». К., 2003.

2. Белоусов Р.А. Основные этапы развития и практики управления.

3. Бобышев Д.Н., Семенцов СП. История управленческой мысли.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

5. Питерс Т., Уотерлин Р. В поисках эффективного управления.

6. История менеджмента: Учеб. пособие /Под ред. Д.В. Валового.

Сущность анализа финансово-хозяйственной деятельности, система показателей, характеризующих состояние объекта анализа. Задачи и методики анализа финансовых результатов, информационное обеспечение. Проведение АФХД предприятия на примере ЗАО «Аккорд».

дипломная работа [2,3 M], добавлен 19.08.2010

Взаимосвязь финансового менеджмента и управленческого анализа в системе управления предприятием. Операции управленческого учета в области издержек, определение ликвидности баланса, анализ безубыточности и калькуляция себестоимости единицы продукции.

курсовая работа [44,6 K], добавлен 28.12.2014

Понятие финансового анализа предприятия, задачи его анализа. Методика и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности. Особенности антикризисного управления предприятием. Оценка финансового состояния предприятия как элемента антикризисной политики.

реферат [27,8 K], добавлен 27.01.2016

Сущность и значение портфельного анализа, его основные цели и этапы. Модель для анализа ассортиментного портфеля компании, разработанная Бостонской консалтинговой группой (Матрица БКГ). Анализ основных достоинств и недостатков портфельного анализа.

презентация [634,6 K], добавлен 29.10.2015

Теоретические основы управления по целям. Цели управления, и их функции. Основные этапы управления по целям. Анализ целей предприятия. Определение ключевых целей на основании SWOT-анализа. Предложения по уточнению целей предприятия.

курсовая работа [46,6 K], добавлен 12.05.2008

Сущность управленческого анализа и его место в системе управления. Методы, практические аспекты применения и этапы проведения бизнес-анализа на различных предприятиях. Мероприятия для улучшения управления товарными запасами на фирме ООО «Монарх».

курсовая работа [136,5 K], добавлен 07.11.2011

Сущность и значение портфельного анализа, его основные цели и этапы. Достоинства и недостатки портфельного анализа. Анализ на основе матрицы Бостонской консалтинговой группы. Краткая характеристика организации «Ренди». Пример применения матрицы.

курсовая работа [128,8 K], добавлен 26.06.2014

Сущность и значение анализа хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики. Задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности бизнес-структур для принятия оперативных управленческих решений. Мониторинг затрат и задолженностей предприятия.

курсовая работа [317,5 K], добавлен 05.07.2016

Сущность и цель управленческого анализа как функции управления, его направление и основные этапы. Характеристика основных видов экономического анализа. Управленческий анализ деятельности предприятий транспорта, его специфические особенности и свойства.

курсовая работа [105,0 K], добавлен 04.12.2010

Сущность и содержание эвристических методов проектного анализа. Элементы истории развития эвристических методов анализа. Особенности «качественных» методов анализа: мозговая атака, сценарии, «дельфи», дерево целей, Цвикки, метод проб и ошибок, синектика.

контрольная работа [24,3 K], добавлен 04.12.2010

источник