Меню Рубрики

Анализ как муравьишка домой спешил

Виталий Валентинович Бианки (1894–1959) открывал для себя природу, наблюдая за ее представителями на берегу Финского залива на даче в Лебяжьем. Он был и писателем-натуралистом, и охотником, и краеведом. Когда он писал сказку, то становился сам поочередно то одним, то другим насекомым, очеловечивая их. Так произошло со сказкой Бианки «Как муравьишка домой спешил». Краткое содержание познакомит читателя с различными букашками и козявками.

Писателю хотелось, чтобы его рассказы и сказки были интересны и детям, и взрослым. Ребятишки, которые не умеют читать, с интересом слушают короткие сказки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Где раки зимуют?», а также маленькую повесть-сказку Бианки «Как муравьишка домой спешил». Краткое содержание этой истории будет изложено ниже. Много, более 300 рассказов, написано автором.

Фильм по мотивам произведения называется «Путешествие муравья», автор сценария и режиссер-постановщик Э. Назаров.

Каждый рассказ В. Бианки открывает читателю что-то новое и неизведанное. В них собраны факты и наблюдения, описано время года и время дня, когда происходит действие. Каждый зверек, птичка, насекомое и растение описаны с биологической достоверностью. Чтобы больше заинтересовать читателя, заголовок часто превращается в вопрос или начинается со слова «как». Так привлекает внимание к содержанию сказки Бианки «Как муравьишка домой спешил». Краткое содержание этой лесной истории сразу ставит читателя в известность, почему муравей торопился к себе домой. А постепенно мы узна́ем всех его помощников.

Солнышко шло к закату, а муравьишка сидел на самой верхушке березы. Под ним был его родной муравейник. Ему надо было поторапливаться: с последним лучом солнца муравьи закрывают все входы-выходы из своего домика. Он сел на листочек отдохнуть, чтобы потом быстро спуститься вниз и успеть попасть в свое жилище.

Дунул ветер и оторвал листок от березки, и улетел на нем муравей далеко-далеко за реку и за деревню. Так начинает описывать Бианки, как муравьишка домой спешил. Краткое содержание этой удивительной истории излагаем дальше. Он упал вместе с листочком на камень и больно ушиб лапки. Бедняга очень горюет: теперь точно не успеет домой.

Ножки у него болят, и бежать он не может. Вдруг видит бедолага Гусеницу-Землемера и просит ее помочь.

Ноги у него выше тела. Взобрался малыш по ноге, а потом пересел на спинку. Ноги у паука как ходули, но идет он медленно. Не успеет муравей домой. Рассказ Бианки «Как муравьишка домой спешил» продолжается дальше.

Когда Паучок увидел Жужелицу, то он сказал, что она бегает очень быстро и вмиг донесет муравья до дома.

Посадила Жужелица на себя больного муравья, быстро-быстро побежала всеми шестью ногами. Добежала до картофельного поля и рассталась с муравьишкой. Здесь ему помог крошечный Жучок-Блошачок. Крепко держится за него Муравей, потому что лапки у Блошачка, как пружинки. Они то сложатся, то распрямятся. Моментально все поле проскакал резвый Блошачок. Вот как муравьишка домой спешил. Бианки поставил перед ним непреодолимую преграду – высокий забор. Кто дальше ему поможет? Солнце все ниже и ниже, а муравейник еще далеко.

Через забор горе-путешественника перенес кузнечик. А впереди – река. Как муравьишка домой спешил! Бианки снова осложнил ему дорогу. Но нашелся и здесь помощник – Водомерка-Клоп.

По воде Водомер идет, как другие по земле, точнее, как конькобежец по катку. Вот и мы немного познакомились с особенностями передвижения разных насекомых. Так перебрался на другой берег муравей.

Смотрит муравьишка — солнца-то почти не видно. Ножки все болят и болят, бежать он не может по-прежнему. А торопиться надо, но как? Тут мимо ползет Майский Хрущ (жук, очень мощный и тяжелый). Все насекомые видели, как муравьишка домой спешил. Сказка В. Бианки продолжится полетом. Забрался муравей на крылышки, а Жук ему велит пересаживаться на голову. Раскрыл Майский Хрущ надвое сначала твердые крылья, а потом выпустил из них тоненькие, полупрозрачные и – полетели. Добрались до родной березы и на ней в вышине распрощались. Уж совсем темнеет. Последнее приключение муравья покажет Бианки. Как муравьишка домой спешил? Содержание сказки показывает, как трудно было малышу добраться до родного муравейника. Гусеница Листовертка отказалась ему помогать. А спуститься вниз срочно необходимо: последние минутки остаются. Муравьишка бросился на нее и укусил. Гусеница перепугалась и упала с листочка.

Муравей в нее крепко вцепился, и они падают вместе. Вдруг что-то их задержало. Видит муравьишка тоненькую ниточку. Она из брюшка Листовертки выходит и делается все длинней и длинней и не рвется. Так они вдвоем вниз на ниточке опускаются. Спустились, а ход всего один остался, как будто дожидался путешественника. Муравей прыг в него – и он дома. Успел! Солнышко село. Вот какие приключения были в то время как муравьишка домой спешил. Автор так подробно описал каждого помощника – никаких учебников читать не надо.

Здесь проявились оба таланта писателя – ученого и сказочника. Ученый рассказал, как по вечерам ложатся спать муравьи. Он подробно описал умения всех насекомых, которых встретил муравей. Гусеница-Землемер ползает складываясь, а потом распрямляясь. Добрый Паук-Сенокосец с огромными лапками ходит медленно. Жужелица на ровном месте очень проворная, она мчится, как автомобиль, но не все препятствия может преодолеть. Картофельное поле оказалось ей не по силам. Жучок-Блошачок скачет очень резво, но высоко прыгать, как Кузнечик, он не умеет. По воде отлично бегает и не тонет Клоп-Водомер. Майский Жук летает, как самолет. Кстати, у него есть особенность. По всем законам физики он летать не может, но летает! Эту загадку ученым еще предстоит разгадать. Гусеница Листовертка умеет выпускать нити из брюшка, чтобы потом делать из них кокон. А в коконе будут лежать куколки, из которых появятся молоденькие листовертки. Все это знания ученого.

Все жители леса и полей разговаривают друг с другом, стремятся помочь несчастному муравью. Дорога домой полна испытаний и приключений. Но конец, как положено, в сказке благополучный.

Читатели отмечают дружбу и взаимопомощь, которые воспитывает сказка. А знания ученого – просто клад, которым он умело в художественной форме делится с юным читателем. Многие отмечают высокое качество иллюстраций. Хорошо, что они размещены на всех разворотах. В каких-то семьях эта история пробудила новый интерес к насекомым. Многие дети ее слушали столько раз, что знают ее наизусть.

Такие отзывы не случайны. В. Бианки родился в семье биолога. Жил рядом с Зоологическим музеем, где работал его отец. Именно отец научил Виталия вести дневник природы. Позже он много ездил по нашей родине и всегда привозил новые записанные наблюдения. Так создалось немало произведений, которые покоряют читателя художественной и научной стороной.

источник

ИРИНА РЫЧИНА
НОД по сказке В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»

Цель: учить связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи: развивать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение;

составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы;

уточнить знания детей о насекомых, условиях их жизни, закрепить умение узнавать насекомых по описанию, внешнему виду;

формировать связную речь, отвечать на вопросы полными ответами; воспитывать в детях умение прийти на помощь в трудной ситуации; воспитывать у детей интерес к художественному слову.

Предварительная работа: чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», рассматривание изображений насекомых, отгадывание загадок о насекомых.

Оборудование: опорные картины с изображением рассказа, книга В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», изображения насекомых из сказки, мнемотаблица по сказке, презентация по теме «Насекомые» (игра «Четвертый лишний»)

Педагог: посмотрите – что это? (конверт расположен на доске)

Ребята, хотите узнать, что там? Здесь вас просят отгадать по описанию, о ком идет речь.

2. Чтение рассказа. (Педагог читает отрывок из рассказа)

Мы с вами прочитали рассказ писателя Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил».

1. Где жил муравьишка?

2. Для чего он залез на вершину березы?

3. Почему муравей оказался далеко от своего дома?

4. Кого увидел Муравьишка около камня? О чем попросил землемера? Как передвигалась гусеница?

5. Кого увидел Муравьишка, попрощавшись с Землемером? Кого он попросил о помощи?

6. С кем встретился Муравьишка, поблагодарив за помощь Паука – Сенокосца? Почему Жужелица посоветовала ему сменить помощника?

7. Кого увидел Муравьишка, попрощавшись с Водомером? Как готовится к полету майский жук.

8. куда доставил Муравьишку Жук – Хрущ? Почему он не опустил его на муравейник

9. Что увидел Муравьишка с ветки березы? К кому он обратился за помощью?

10. Что помогло Муравьишке «уговорить» гусеницу? Почему листовертка не упала с Муравьишкой на землю?

11. Почему Муравьишка так торопился домой?

12. Как называется жилище муравьёв?

Что вас заинтересовало в рассказе?

Какие моменты понравились?

4. Игра «По дороге домой» Каждому ребенку раздаются конверты, в которых находятся картинки с насекомыми из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Ребятам необходимо как можно быстрее разложить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома.

Гусеница-землемер = паук-сенокосец = жужелица = жучок-блошачок = кузнечик = водомерка = майский жук = гусеница-листоверка

Поднимайте плечики раз, два, раз, два

6. Пересказ рассказа по графическим схемам.

(Во время пересказа помогать наводящими вопросами.)

7. Игра «Угадай по описанию»

«Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат» (Паук – сенокосец.)

«Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (Водомерка-клоп.)

«На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху – дёрг! И закачался он на шёлковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница.)

8. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (презентация по теме «Насекомые»)

Педагог: С каким рассказом вы сегодня познакомились? Кто автор рассказа?

Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

Легко ли вам было пересказывать по опорной схеме? В чем она вам помогла?

Посмотрите, сколько насекомых помогли муравью, не оставили его в беде. Оказывается взаимопомощь, дружеские взаимоотношения, помощь в трудной ситуации существует и у маленьких насекомых. Что могло случиться с Муравьишкой, если бы ему никто не помог?

Каждое насекомое помогало как могло, и в беде муравья не оставили. А как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?

Педагог: муравьишка оставил вам свои раскраски на память. На столе вас ждут карандаши– можете сейчас присесть и начать раскрашивать все вместе.

Конспект НОД «Как зайчик спешил в гости» ФЭМП Тема: «Как зайка спешил в гости» Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения. Задачи:.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Поможем бельчонку вернуться домой» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура». Цель: формировать у детей математические.

Конспект НОД по математическому развитию «Маша идет домой» для детей второй младшей группы Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,.

Конспект НОД по творчеству Бианки В. В. Тема: «Знакомство с творчеством В. Бианки. Театрализация сказки «Лесной колобок – колючий бок» Задачи: познакомить детей с творчеством писателя.

Лесная стенгазета «Весеннее пробуждение» — по сказке В. Бианки «Заяц, косач, медведь и весна» Лесная газета «Весеннее пробуждение» — по сказке В. Бианки «Заяц, косач, медведь и весна». Подготовили воспитатели и дети группы компенсирующей.

Литературный досуг в средней группе по сказке В. Бианки «Первая охота» Литературный досуг в средней группе по сказке В. Бианки «Первая охота» Цель: 1. Познакомить детей со сказками писателя Виталия Бианки ; 2. Закрепить.

НОД «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей подготовительной к школе группы НОД «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»»Для детей подготовительной к школе группыТема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»».

Развлечение ко Дню защиты детей «Как дети помогли Чуду-Юду домой попасть» Развлечение в детском саду посвященное Дню защиты детей «Как дети помогли Чуду Юду домой попасть» Цели: 1. Создание радостного веселого.

Конспект НОД по рисованию «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой» Тема: «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой». Задачи: Обучающая: 1. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать.

Сказка «Как муравьишка узнал о правилах дорожного движения» Как муравьишка узнал о правилах дорожного движения В некотором царстве, лесном государстве жили-были муравьи. Среди этого огромного и дружного.

источник

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Бианки В. сказка «Как муравьишка домой спешил»

Жанр: литературная сказка о животных

Главные герои сказки «Как муравьишка домой спешил» и их характеристика

  1. Муравьишка. Обычный муравей, которого ветер унес далеко от муравейника. Сильно боялся остаться на ночь один, поэтому старался вернуться в муравейник.
  2. Насекомые, которые помогали муравью достичь муравейника по порядку: Гусеница-землемер, Паук-сенокосец, Жужелица, Жучок-блошачок, Кузнечик, Водомер, Майский хрущ
  3. Насекомое, которое отказалась помогать муравьишке: Гусеница-листовертка

План пересказа сказки «Как муравьишка домой спешил»

  1. Муравей на березе
  2. Порыв ветра
  3. Дальний луг
  4. Землемер
  5. Сенокосец
  6. Жужелица
  7. Картофельное поле
  8. Забор и кузнечик
  9. Река и водомер
  10. Странности майского жука
  11. Жестокая листовертка
  12. Успел!

Кратчайшее содержание сказки «Как муравьишка домой спешил» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Муравей сидел на самом верху березы, когда порыв ветра сорвал листок, и унес его через реку в луг
  2. Насекомые стали помогать муравью вернуться домой и довезли его до забора деревни
  3. Через забор и деревню, к реке, муравья доставляет кузнечик
  4. Через реку его перевозит водомерка
  5. Майский жук быстро переносит муравья на родную березу.
  6. Муравей кусает листовертку и в последний момент оказывается в муравейнике.

Главная мысль сказки «Как муравьишка домой спешил»
Помогая другому, ты помогаешь и самому себе, отказывая в помощи — делаешь хуже себе.

Чему учит сказка «Как муравьишка домой спешил»
Эта сказка учит помогать тому, кто попал в беду. Учит взаимовыручке, учит работать вместе над решением сложных задач. Учит быть добрым, отзывчивым, не равнодушным.

Отзыв на сказку «Как муравьишка домой спешил»
Это очень занимательная и познавательная сказка, в которой описаны самые разные насекомые. Мне понравилось, что почти все они старались помочь муравью вернуться в муравейник, просто так, от доброго сердца. И только противная листовертка не захотела помогать муравью, и за это ее справедливо съели.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Пословицы к сказке «Как муравьишка домой спешил»
Мир не без добрых людей.
Кто сам ко всем лицом, к тому и люди не спиной.
Делая зло на добро не надейся.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Как муравьишка домой спешил»
Залез муравьишка однажды на березу, сидит на листе, на муравейник любуется. А дело к вечеру, пора уже домой собираться, ведь как сядет солнце, закроют муравьи входы-выходы и не попасть будет в муравейник.
Но тут ветер дунул, сорвал листок с муравьишкой и унес его. Через поле, через реку, за деревню, прямо в луг.
Упал муравьишка, ударился, ноги отшиб. Охает: «Как же теперь мне в муравейник успеть!».
Тут гусеница-землемер ползет. Попросил ее муравьишка подвезти. Согласился землемер, да как начал шагать. Муравей только подлетает вверх-вниз, вверх-вниз.
Соскочил муравей с землемера, отдышался, видит на лугу трава скошенная, а по ней паук-сенокосец ходит. Попросил муравей его подвезти, сенокосец согласился. Ноги паука перед муравьем мелькают, голова кружится. Слез муравей. Видит жужелица бежит, ее помочь попросил.
Согласилась жужелица, быстро довезла муравьишку до картофельного поля. Тут предложил муравью помощь жучок-блошачок, сам маленький, но очень прыткий. Залез на него муравей, да как блошачок поскачет. Мигом до забора муравья доставил.
Слез муравей, видит кузнечика, попросил того через забор перенести. Согласился кузнечик, подпрыгнул, крылья развернул, да через забор муравьишку перенес. А дальше река. По воде водомерка бежит, тоже согласилась муравья подвезти.
Перевез водомер муравья через реку, уже и лес впереди стоит, да только солнце почти село. Не попасть муравью в муравейник, не успеть.
Но тут жук ползет — хрущ майский, тяжелый и неуклюжий. Все равно попросил его муравей донести до муравейника. Согласился хрущ, полез муравей на спину, да жук его на голову погнал. Спина-то у него раскололась, и два крыла открылись. Взлетел жук выше леса, да как помчит. Вот уже и береза знакомая.
Сел жук на сучок, а солнце уже на половину скрылось. Муравей его просит вниз спуститься, а жук не хочет к муравейнику лететь — сильно муравьи кусаются.
Тут муравьишка листовертку увидел, просит ее спустить его к муравейнику. А гусеница не хочет, отказывается. Не удержался муравей прыгнул на нее, укусил, гусеница с перепугу вниз свалилась, а муравей за нее держится.
Спустились они на нити, что листовертка выпускает, в самый муравейник, в последний вход попали. Тут и солнце зашло.

источник

Урок литературного чтения во 2-м классе: «Может ли писатель быть ученым? Сложный авторский взгляд на мир». В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Тема урока сложная, но интересная. Все этапы урока логически следуют друг за другом, позволяют найти ответ на проблемный вопрос, отмечается многогранный талант В. Бианки. Предусматривается глубокий анализ художественного произведения, использование различных форм, методов и приёмов работы. Осуществляется глубокая межпредметная связь с предметом “Окружающий мир”, что также подчиняется логике. (В. Бианки – не только выдающийся писатель, но и учёный-биолог)

Цели:

  1. помочь учащимся понять сложную природу дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и учёного-знатока природы, (т. е. знание законов сказки, использование художественных приёмов — дар писателя и употребление выражений, точное описание, требующее научных знаний — дар учёного), помочь детям эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя;
  2. развивать навыки работы с художественным текстом, исследовательские умения, мыслительную деятельность (сравнение, обобщение), коммуникативные умения, расширить представления об окружающем мире;
  3. прививать интерес к чтению, к изучению природы, воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование: портрет В. Бианки, схемы с основными понятиями, карта “Путь Муравьишки домой”, индивидуальные листы, “Благодарность”.

I. Организация начала урока.

(в парах, положить руки друг другу на плечи):

Здравствуй, друг! Как ты тут? Улыбнись-ка мне, а я тебе!

П. Постановка цели урока урока.

(упражнение на инд. листах “Найди слова”, — зрительный вербальный анализ)

— В данных рядах букв найдите “спрятавшиеся слова”:

атвкакчевменьмуравьишкавлгрслищдасбдомойшвалчсяфкаварсипрспешил Назовите слова, которые вы отыскали. (Как Муравьишка домой спешил). Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением В. Бианки “Как Муравьишка домой спешил”.

Но перед тем, как начать работать по теме нашего урока, потренируемся в совершенствовании навыков чтения.

III. Актуализация знаний, практических и умственных умений.

Совершенствование навыков чтения. Упражнение “Угадай” (развитие правильности восприятия, понимание текста, расширение знаний об окружающем мире)

Мур_вьям приходится мног_ бегат_ по окр_жающей местности в поиск_х пищ_^ чтоб_ нак_рмит_ свои_ товарище. Но бегают не все. У мур_вьёв строг_ е разделение труда: одн_ зан_маютс_ домашним хозяйством, подновляя и оч__щая мур_вейник, други_ ух_ж_вают за молодняком, третьи дежурят у вх_дов, гот_вые отразит_ вр_га, а вот ч_ твёртые уходят дал_ко от муравейника и зан_маются добыванием пищи.

Муравьям приходится много бегать по окружающей местности в поисках пищи, чтобы накормить своих товарищей. Но бегают не все. У муравьев строгое разделение труда: одни занимаются домашним хозяйством, подновляя и очищая муравейник, другие ухаживают за молодняком, третьи дежурят у входов, готовые отразить врага, а вот четвёртые уходят далеко от муравейника и занимаются добыванием пищи.

— Что узнали о жизни муравьев? А знаете ли вы, как муравьи ориентируются и находят дорогу домой?

Доп-но. Свои пути муравьи метят, прикасаясь брюшком к земле и выделяя пахучие вещества — ФЕРОМОНЫ. (Сл. работа).

ТРУДОЛЮБИВЫЙ, КАК МУРАВЕЙ — Почему так говорят? Эти маленькие труженики могут поднять груз в 100 раз больше собственного леса. Они защищают лес от вредителей насекомых, в сутки 1 муравейник уничтожает около 1 кг вредителей.

IV. Изучение нового материала. 1. Подготовительная работа:

— После того, как мы расширили знания о таком важном жителе леса, как муравей, приступим непосредственно к теме, к дальнейшему изучению произведения Виталия Бианки “Как Муравьишка домой спешил”. На дом было дано опережающее задание:

Придумать вопросы по произведению, которые помогли бы лучше в нём разобраться. (уч-ся могут зачитать вопросы).

— Спасибо за интересные вопросы. Среди ваших вопросов мог бы оказаться такой: Может ли писатель (художник слова) быть

УЧЁНЫМ? Попробуем разобраться: В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СЛОЖНЫЙ АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР? 2. Отличие задач писателя от задач учёного.

Для того, чтобы хорошо разобраться в этом, подумаем, чем отличается писатель от учёного.

Повторим, кто такой писатель (художник слова), какова его задача, и кто такой учёный, в чём заключается задача учёного.

Создаёт художественный образ мира в красках, звуках

Использует художественные приёмы

Воздействует на чувства читателей

Даёт точные научные знания

— Учёный пишет научные тексты, а писатель (художник слова) — художественные. -Где вы встречали научные тексты? (в энциклопедиях, словарях, в учебниках).

— А художественные? (проблемный вопрос) Как ВЫ Думаете, В. БИАНКИ — писатель или учёный? Докажите.

— Сравним тексты, взятые из детских энциклопедий о природе, напечатанные на карточках и отрывки из сказки В. Бианки? Подчеркните и прочитайте одинаковые слова и выражения, которые использованы при описании насекомых.

Убедимся, что его наблюдения, знания совпадают с научным описанием. Подтвердите своё мнение словами из текста.

(днфференц. работа в группах, задания различаются по объёму, помощь уч-ся)

У неё мощные челюсти и длинные ноги. Многие жужелицы окрашены в тёмные тона и активны в сумерках. На своих ногах жужелица может пробежать километр, а то и два в поисках добычи.

У кузнечиков длинные ноги, прямые надкрылья. Все кузнечики хорошо прыгают, взлетают молниеносно, опускаются с помощью крыльев плавно и медленно.

На поверхности воды живут клопы-водомерки. Удерживаются на поверхности воды водомеркам помогают длинные, широко расставленные ноги и то, что нижняя сторона их тела не смачивается водой. Скользя по воде, они охотятся на мелких, падающих в воду насекомых.

Обобщение: — Что вы можете сказать о В. Бианки как об учёном? Как хорошо он знает жизнь природы?

Вывод: Сравнивая научные тексты и отрывки из сказки “Как Муравьишка домой спешил”, можно отметить сходство в описании разных насекомых, В. Бианки использует точные и научные слова и выражения, а значит, обладает даром УЧЁНОГО. Схема: В. Бианки

4. А теперь выясним, как решает В. Бианки задачи писателя, соблюдает ли он законы сказочного жанра? Вспомните сказку “Колобок ”. Сравним эти сказки. (дорога из дома дорога домой, накопление героев. . . , разный конец)

Путь-дорога испытаний, накопление героев (сравнение со сказкой “Колобок”.

Герой благополучно достигает цели.

Счастливый конец (выборочное чтение)

— С чего начинаются его испытания? Давайте повторим путь Муравьишки. Сколько видов транспорта сменил? С кем он встретился? Писатель учился у народа, у народной сказки, поэтому в его сказках — юмор, простота, яркость языка, стремительность действия. . .

5. Использование приёма “эмпатии”, т. е. примеривания на себя характера главного. героя и его взгляда на мир, умение “вжиться” в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя.

— А сейчас представьте тот момент, когда Муравьишка, наконец-то, попал домой в муравейник, долгое время не мог уснуть, вспоминая, каким долгим и трудным был путь, и о своих впечатлениях рассказал своим друзьям. Представьте, что Муравьишка — это вы, а точнее, что вы — это Муравьишка. Выберите самого интересного “извозчика”, т. е. того, кто помогал ему в пути, опишите его. Как можно точнее и расскажите о своих впечатлениях наездника. (подготовительная работа с текстом и рассказы уч-ся по 1 чел от группы).

— Что вы чувствуете, что ощущаете? А как вы думаете, что чувствовал В. Бианки, когда рассказывал нам эту историю о Муравьишке? (он переживает, называет его ласково Муравьишкой, чтобы показать хрупкость и незащищённость, как бы помогает своему герою: во время пути к дому постоянно сверяется с солнышком, оно зашло только тогда, когда Муравьишка был дома)

Обобщение: Только писатель даёт возможность вжиться в образ героя, встать на его место, представить себя им, наука не даёт нам такой возможности. Что вы можете сказать о В. Бианки как о писателе? (ответы уч-ся, использование опорной схемы: знание законов сказочного жанра, использование художественных приёмов, например,. .)

Вывод; В Бианки обладает ярким даром ПИСАТЕЛЯ. (продолжение работы по схеме:

— Талант В. Бианки многогранный, это талант учёного и писателя, поэтому книги, которые он создал — особые, в них присутствует научное и художественное видение мира, они так и называются НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ книги для детей, среди которых “Страна зверей”, “Заячьи хитрости”, “Наши птицы”. В течение 40 лет выпускал сборники под названием “Лесная газета на каждый год”.

6. А сейчас мы проведём небольшое тестирование, оно покажет, как точно вы запомнили слова и выражения из произведения, (чтение вслух, самост. выбор ответа)

2) Как называется это произведение:

а) Как Муравьишка домой бежал
б) Как Муравьишка домой спешил
в) Как Муравьишка домой торопился
г) Как Муравьишка домой добрался

3) С кем из насекомых не встречался Муравьишка:

а) Кузнечик
б) Жужелица
в) Комар
г) Клоп-Водомерка

4) Какого из препятствий не было на пути Муравьишки:

5) Кто последним выручил Муравьишку:

а) Землемер
б) Жук Хрущ
в) Жучок-Блошачок
г) Гусеница-Листовёртка

Проверка.: чтение правильного варианта, подведение итогов, 5 ответов совпало -отлично, 4 ответа — молодцы, 3 ответа и меньше — перечитайте сказку более внимательно.

V. Подведение итогов и результатов урока.

— В 2004 г. В. Бианки исполнилось бы 110 лет. А каким вы представляете В. Бианки ? (умным, добрым, с чувством юмора, наблюдательным. . .) Посмотрите на его пытливые глаза, запомните этот добрый взгляд. А для чего В. Бианки писал такие произведения? (чтобы мы тоже знали и понимали природу, любили и берегли её, осознавая, как сложен и хрупок мир)

Наш урок – это дань памяти замечательному писателю и биологу, который хорошо знал и любил русскую природу

VI. Использование приёма “Рефлексии”.

— А сейчас выйдите все к доске, встаньте в круг и расскажите, пожалуйста, о том, каким был для вас сегодняшний урок. Что вы почувствовали? Что вам особенно понравилось? Что бы хотели изменить?

VII. Дом. задание (по выбору):

— Нарисовать картинку к сказке, можно слепить из пластилина Муравьишку или любое другое насекомое;

— Выбрать отрывок из сказки и подготовиться к чтению по ролям (вместе со словами -описанием насекомых)

источник

Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.

Муравьишка сел на листок и думает:

У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Солнце уже к лесу спускалось.

Муравей сидит на листке и думает:

«Ничего, поспею: вниз ведь скорей».

А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несётся листок через лес, через реку, через деревню.

Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха.

Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.

Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».

Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк-червяком, только спереди — ножки и сзади — ножки.

Муравьишка говорит Землемеру:

— Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.

Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лёг на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нём росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошёл, так и пошёл землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.

— Не могу больше! — кричит. — Стой! А то укушу!

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.

Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги, как ходули, между ног голова качается.

— Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.

Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.

Начал Паук свои ходули переставлять — одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идёт Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.

— Слезай, — говорит. — Вот Жужелица бежит, она резвей меня. Слез Муравьишка.

— Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.

Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные, как у коня.

Бежит шестиногий конь, бежит, не трясёт, будто по воздуху летит.

Вмиг домчались до картофельного поля.

— А теперь слезай, — говорит Жужелица. — Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.

Картофельная ботва для Муравьишки — лес густой. Тут и со здоровыми ногами — целый день бежать. А солнце уж низко.

Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:

— А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем. Обернулся Муравьишка — стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.

— Да ты маленький! Тебе меня не поднять.

— А ты-то большой! Лезь, говорю.

Кое-как уместился Муравей на спине у Блошака. Только-только ножки поставил.

Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, — а они у него, как пружинки складные, — да щёлк! — распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щёлк! — на другой. Щёлк! — на третьей.

Так весь огород и отщёлкал до самого забора.

— Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.

— Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.

Сел Муравьишка Кузнечику на загривок.

Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.

— Стоп! — сказал Кузнечик. — Приехали.

Муравьишка глядит вперёд, а там река: год по ней плыви — не переплывёшь.

— Через реку и мне не перескочить. Очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.

Затрещал по-своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках. Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.

— Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.

— Миленький, шибче! — просит Муравьишка. — Меня домой не пустят.

— Можно и пошибче, — говорит Водомер.

Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.

— А по земле не можешь? — спрашивает- Муравьишка.

— По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.

Посмотрел Муравьишка вперёд и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке домой!

— Гляди, — говорит Водомер, — вот тебе и конь ползёт.

Видит Муравьишка: ползёт мимо Майский Хрущ — тяжёлый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь? Всё-таки послушался Водомера.

— Хрущ, Хрущ, снеси меня домой. У меня ножки болят.

— Далеконько… Ну что с тобой делать? Садись, довезу.

Полез Муравьишка по жёсткому жучьему боку.

— Эх, глупый! Полезай на голову.

Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.

Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф, уф, уф!» Будто мотор заводит.

— Дяденька, — просит Муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей!

Не отвечает Жук, только пыхтит:

Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. «Жжж! Тук-тук-тук. » — поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх — выше леса.

Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.

Как помчал Хрущ — у Муравьишки даже дух захватило.

«Жжж! Тук-тук-тук!» — несётся Жук, буравит воздух, как пуля.

Мелькнул под ним лес — и пропал.

А вот и берёза знакомая, и муравейник под ней.

Над самой вершиной берёзы выключил Жук мотор и — шлёп! — сел на сук.

— Дяденька, миленький! — взмолился Муравьишка. — А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.

Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жёсткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.

— А уж как тебе вниз спуститься, — не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.

Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой берёзой, его дом родной.

Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.

Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.

Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся!

Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовёртка сидит, шёлковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.

— Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась, — не пустят меня домой ночевать.

— Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.

— Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!

Не удержался Муравьишка, кинулся на неё да как куснёт!

С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа — и полетела вниз.

А Муравьишка на ней висит — крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху — дёрг!

И закачались они оба на шёлковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.

Качается Муравьишка на Листовёртке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовёртки из брюшка, тянется, не рвётся. Муравьишка с Листовёрткой всё ниже, ниже, ниже опускаются.

А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.

Все закрыли — один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк — и домой!

источник

Эту известную всем замечательную сказку-быль сумел увидеть в природе и запечатлеть фотохудожник Павел Корзунович. Правда, не все насекомые на снимках соответствуют героям сказки, поэтому поясним: роль землемера и гусеницы-листовёртки играет гусеница ночной бабочки пяденицы, блошачка — листоблошка, майского хруща — восковик перевязанный. Но сам муравьишка, а также паук-сенокосец, кузнечик, водомерка и жужелица — персонажи реальные. Итак…

Залез муравьишка на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.

Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко — и вниз».

У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат — все домой бегут. Сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Солнце уже к лесу спускалось.

Муравей сидит на листке и думает: «Ничего, поспею: вниз ведь скорей».

А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несётся листок через лес, над рекой, над деревней.

Летит муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха.

Занёс ветер листок на луг за деревней да там и бросил.

Упал листок на камень, муравьишка себе ноги отшиб. Лежит и думает: «Пропала моя головушка! Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».

Смотрит муравьишка — рядом гусеница-землемер лежит. Червяк червяком, только спереди ножки и сзади ножки.

Муравьишка говорит землемеру:

— Землемер, землемер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

Муравьишка вскарабкался на спину землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост к голове. Потом вдруг встал во весь рост да так и лёг на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нём роста, и опять в дугу скрючился. Так и пошёл, так и пошёл землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу — то вниз головой, то вверх.

— Не могу больше, — кричит, — стой! А то укушу.

Остановился землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.

Огляделся. Видит — луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу паук-сенокосец шагает: ноги — как ходули, между ног голова качается.

— Паук, а паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.

Пришлось муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться пауку на спину: коленки у сенокосца торчат выше спины.

Начал паук свои ходули переставлять — одна нога тут, другая там: все восемь ног, будто спицы, в глазах у муравьишки замелькали. А идёт паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку. Остановился паук.

— Слезай, — говорит. — Вот жужелица бежит, она резвей меня.

— Жужелка, жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.

Только успел муравьишка вскарабкаться жужелице на спину, как она пустилась бежать! Ноги у неё ровные, как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит — не трясёт, будто по воздуху летит.

Вмиг домчались до картофельного поля.

— А теперь слезай, — говорит жужелица, — не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.

Картофельная ботва для муравьишки — лес густой. Тут и со здоровыми ногами целый день бежать, а солнце уж низко.

Вдруг слышит муравьишка — пищит кто-то:

— А ну, муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.

Обернулся муравьишка — стоит рядом жучок-блошачок, чуть от земли видно.

— Да ты маленький! Тебе меня не поднять.

— А ты-то большой! Лезь, говорю.

Кое-как уместился муравей на спине у блошака. Только-только ножки поставил.

Блошачок подобрал под себя тол-стые задние ножки, а они у него, как пружинки, складные, — да щёлк! — распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щёлк! — на другой. Щёлк! — на третьей.

Так весь огород и отщёлкал блошачок, до самого забора.

— Через забор не могу: высок очень. Ты кузнечика попроси: он может.

— Кузнечик, кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.

Сел муравьишка кузнечику на загривок.

Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их, точно выстрелил собой в воздух. С треском развернулись крылья, перенесли его через забор и тихонько опустили на землю.

— Стоп! — говорит кузнечик. — Приехали.

Муравьишка глядит вперёд, а там река: год по ней плыви — не переплывёшь.

— Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я водомерку кликну: будет тебе перевозчик.

Затрещал по-своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках.

Нет, не лодочка, а водомерка-клоп.

— Водомер, водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

Сел муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху.

— Миленький, пошибче! — просит муравьишка. — Меня домой не пустят.

— Можно и пошибче, — говорит водомер.

Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.

— А по земле не можешь? — спрашивает муравьишка.

— По земле мне трудно: ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.

Посмотрел муравьишка вперёд и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось.

Нет, не попасть муравьишке домой!

— Гляди, — говорит водомер, — вот тебе и конь ползёт.

Видит муравьишка: ползёт мимо майский хрущ — тяжёлый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь?

Всё-таки послушался водомера.

— Хрущ, хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— Далеконько. Ну, что с тобой делать? Садись, довезу.

Полез муравьишка по жёсткому жучьему боку.

— Эх, глупый! Полезай на голову.

Влез муравьишка жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил жук спину надвое — два жёстких крыла приподнял. Крылья у жука точно два перевёрнутых корыта; а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.

Стал жук пыхтеть, надуваться: уф, уф, уф! Будто мотор заводит.

— Дяденька, — просит муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей!

Не отвечает жук, только пыхтит: уф, уф, уф!

Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали — жжж! тук-тук-тук.

Поднялся хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх, выше леса.

Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.

Как помчал хрущ, у муравьишки даже дух захватило.

Жжж! Тук-тук-тук! Несётся жук, буравит воздух, как пуля.

Мелькнул под ним лес — и пропал.

А вот и берёза знакомая, муравейник под ней.

Над самой вершиной берёзы выключил жук мотор и — шлёп! — сел на сук.

— Дяденька, миленький! — взмолился муравьишка. — А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.

Сложил жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жёсткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал. Подумал и говорит:

— А уж как тебе вниз спуститься, не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам как знаешь.

Глянул муравьишка вниз, а там, под самой берёзой, его дом родной. Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Глянул вокруг себя — сучья да листья, листья да сучья. Не попасть муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся!

Вдруг видит: рядом на листке гусеница-листовёртка сидит, шёлковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.

— Гусеница, гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась — не пустят меня домой ночевать.

— Отстань! Видишь, дело делаю — пряжу пряду.

— Все меня жалели, никто не гнал, ты — первая!

Не удержался муравьишка, кинулся на неё да как куснёт!

С перепугу гусеница лапки поджала, да кувырк с листа! — и полетела вниз. А муравьишка на ней висит, крепко вцепился.

Только недолго они падали: что-то их сверху — дёрг!

И закачались они оба на шёлковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.

Качается муравьишка на листовёртке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у листовёртки из брюшка, тянется, не рвётся.

Муравьишка с листовёрткой всё ниже, ниже, ниже опускаются.

А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат: входы, выходы закрывают.

Все закрыли, один — последний — вход остался.

Муравьишка с гусеницы — кувырк! — и домой.

Подробности для любознательных

КАК МУРАВЬИ НАХОДЯТ СВОЙ ДОМ

В самом деле, как муравей находит свой дом после вылазки за пищей или строительным материалом?

Во-первых, по запаху. У муравьёв есть специальная железа, оставляющая на земле ароматный след там, где муравей пробежит. По этому следу он и возвращается туда, откуда вышел.

Во-вторых, по характеру окружающей местности. У многих видов муравьёв достаточно острое зрение, чтобы видеть и запоминать приметные ориентиры.

В-третьих, по Солнцу, а если Солнце скрыто за облаками — по поляризованному свету. (Солнечный свет, проходя через атмосферу, рассеивается и приобретает особое свой-ство — поляризованность*. Мы с вами без специальных приборов не замечаем, но муравьи, пчёлы и некоторые другие животные прекрасно видят поляризованный свет.) А отдельные виды муравьёв ночью ориентируются по ярким звёздам.

Наконец, недавно биологи обнаружили, что у муравья есть свой магнитный компас. Энтомологи из Панамского института тропических исследований выхватывали муравьёв с их обычной тропы, поворачивали случайным образом и снова опускали на землю неподалёку, где не было видно ни наземных, ни небесных ориентиров. Большинство насекомых не искали знакомую тропу, а прямо «по бездорожью» направлялись к своему муравейнику и находили его. Заподозрив, что тут действует магнитный компас, экспериментаторы подвергали насекомых мощным магнитным импульсам — и те сбивались с дороги. А когда под дорогу подложили электромагнит, переворачивавший земное магнитное поле на 180 градусов, муравьи уверенно пошли в обратную от муравейника сторону.

* Кому интересно, загляните в статью А. Голубева «В мире поляризованного света» («Наука и жизнь» № 5, 2008 г.).

источник

Название произведения: «Приключения муравьишки».

Главные герои: Муравей, Гусеница-землемер, Паук, Жужелка, Блошачок, Кузнечик, Водомер, Майский Хрущ, Листовертка.

Муравьишко — любознательный и отчаянный.

Из-за своего любопытства чуть не погиб.

Жуки и гусеницы — помогли Муравьишке добраться до родного дома.

Листовертка — злая, скупая и строгая.

Отказала в помощи Муравью.

Взобрался Муравей на березовый лист и решил там отдохнуть.

Но лист был уже не так крепок, как летом, и лишь подул ветер, как Муравья унесло далеко-далеко от дома.

Он приземлился на камни и повредил ноги, поэтому сам идти не мог.

Муравей знал, что когда солнце сядет, то все ходы в муравейник будут закрыты и домой он не попадёт.

Стал он просить помощи у других жуков и насекомых.

И Землемер, и Жужелица, и Паук, и Блошачок, и Водомер, и Кузнечик, и Майский Хрущ помогают Муравью перебраться с одного конца луга на другой, к его дому.

Отзывчивые насекомые верхом на себе перевозят его через густой лес, глубокую реку, высокий забор, картофельное поле и др.

В конце, Жук высаживает Муравья на березе, но спуститься вниз к муравейнику главный герой не может.

А тут еще и Гусеница-Листовертка отказывается ему помогать.

Муравей укусил ее и вместе с ней полетел на ее шелковых нитках вниз.

Так он успел вовремя прибыть домой и попасть внутрь до закрытия последнего входа.

1. Муравей взобрался на листок.

5. Муравей не выдерживает шагов Землемера и слезает с него.

6. Муравью не нравится, как его везет Паук.

7. Жужелка доставляет муравья до картофельного поля.

8. Путешествие с Блошачком.

9. Кузнечик перепрыгивает с муравьем через забор.

10. Как Водомер Муравья через реку перевозил.

11. Хрущ высаживает Муравья на березе над домом.

12. Муравей просит Листовертку спустить ее к дому.

13. Гусеница отказывается и Муравей ее кусает.

15. Муравьи закрывают все ходы.

16. Муравей успевает попасть в дом через последний вход.

Основная идея сказки заключается во взаимопомощи.

Если б другие насекомые не помогли муравью, он бы так и не смог добраться до дома не только до захода солнца, а и вообще.

Сказка учит нас, что нельзя стыдиться просить помощи у других, особенно, когда она так нужна тебе.

У муравья были перебиты ножки и сам бы он никак не добрался до своего муравейника.

Также рассказ учит нас быть добрыми, дружелюбными и открытыми.

Главный герой учит нас не сдаваться в трудную минуту, а искать другие пути решения проблемы.

«Приключения муравьишки» — удивительная сказка.

Она знакомит нас с отважным Муравьем, который оказавшись вдалеке от дома, с помощью других жуков и букашек всё-таки попадает в муравейник вовремя.

Я очень рад, что все герои рассказа по-своему помогли Муравью: кто-то перенес его через поле, кто-то через высокий забор, кто-то и вовсе помог переплыть глубокую реку.

Сюжет сказки настолько интересно продуман, что не знаешь, чего ожидать от появления следующего героя.

Когда думаешь, что всё, все ему помогают, тут появляется Листовертка, которая не хочет Муравья спускать с дерева.

Муравью пришлось укусить гусеницу, и только тогда он смог спуститься к дому.

Из этой сказки я понял, что неважно кто ты, если ты оказался в беде, то хорошие люди всегда придут на помощь.

Сказку В. Бианки я рекомендую всем прочитать на досуге.

«Кто скоро помог, тот дважды помог».

«На добрый привет, добрый и ответ».

«Спасти товарища — спасти себя».

Не удержался Муравьишка, кинулся на неё да как куснёт!

С перепугу гусеница лапки поджала, да кувырк с листа и полетела вниз.

А Муравьишка на ней висит, крепко вцепился.

Только недолго они падали: что-то их сверху — дёрг!

И закачались они оба на шёлковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.

Качается Муравьишка на Листовёртке, как на качелях.

А ниточка всё длинней, длинней делается: выматывается у Листовёртки из брюшка, тянется, не рвётся.

Муравьишка с Листовёрткой всё ниже, ниже, ниже опускаются.

Ходули — приспособление, помогающее передвигаться.

Чиркает — резко проводить по чему-либо.

Ботва — стебель корнеплодов.

Загривок — часть шеи ниже затылка.

Библиотека читательских дневников автора пополняется

источник

Конспект совместной деятельности логопеда и детей старшего дошкольного возраста

Конспект совместной деятельности логопеда и детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Как Муравьишка домой спешил».

Цель: Расширять представления детей о многообразии и жизни насекомых.

  • развивать неречевое дыхание;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
  • развивать эмоциональность речи, сообразительность в процессе отгадывания загадок;
  • обогащать словарный запас по теме, уточнять значения слов;
  • развивать связную речь;
  • обучать правильно использовать грамматические формы слов;
  • развивать навык звукобуквенного анализа, синтеза;
  • развивать навык языкового синтеза;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать зрительно-пространственный гнозис и праксис;
  • воспитывать бережное отношение к природе и насекомым;
  • воспитывать интерес к произведениям русских писателей;
  • закреплять знания о составе сложных слов;
  • закреплять навык составления предложений по опорным словам;
  • совершенствовать навык чтения слогов, слов;
  • развивать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;

Оборудование: сказка В.В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»; вырезанные из бумаги листья (дубовый, кленовый, березовый) с написанными на обратной стороне словами; картинки с изображением березы, муравья, муравейника, паука; паутина, сплетенная из ниток с запутанными в ней буквами; пластмассовые игрушки насекомых (комар, муха, сверчок, пчела, цикада); ножницы (3 шт.); мяч.

Т.С.О.: персональный компьютер; компьютерная программа «Баба – Яга учится читать»; аудиозапись звуков, издаваемых различными насекомыми.

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на нашем занятии.

II. Сообщение темы занятия.

— Сегодня я предлагаю вам вспомнить сказку Виталия Валентиновича Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

— Залез муравей на березу, посмотрел вниз, а там, на земле его родной дом виден. Скажите, как называется дом муравья? Правильно. Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко – и вниз». А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

— Сейчас я предлагаю вам ненадолго превратиться в ветер и подуть на листочки. Филипп возьмет березовый листок, Юлиана – кленовый, а Илья – дубовый.

— Встаньте ровно, плечи опустите. Сделайте вдох через нос и долго, плавно подуйте на листок перед собой.

— Посмотрите, это не простые листочки, на них написаны слова. Прочитайте их.

— Ребята, какое предложение можно составить из этих слов? Оказывается, это послание от нашего Муравьишки. Он попал в беду и просит нас о помощи. Слишком далеко от муравейника унес его ветер. Сам Муравьишка не сможет добраться домой.

III. Основная часть занятия.

— Дети, поможем Муравьишке? Но чтобы ему помочь, надо пройти нелегкие испытания! Готовы?

— Послушайте первую загадку:

— Правильно! И первым, кто встретился Муравьишке на пути к дому, была гусеница-землемер. А поможет она ему или нет, зависит от вас. Скажите, из каких двух слов состоит название гусеницы «землемер»? Почему гусеницу так назвали?

— Вот какое задание приготовила для вас гусеница-землемер: «Назовите насекомых, названия которых так же состоят из двух слов, и объясните, почему они так называются».

— Молодцы, ребята! Повезет гусеница-землемер нашего Муравьишку домой!

— Отгадав вторую загадку, вы узнаете, кого следующего Муравьишка встретил на своем пути:

— Правильно! Повстречал Муравьишка паука-сенокосца. Посмотрите, какое задание он приготовил для вас: «В паутине запутались буквы, назовите их. Вырезайте буквы ножницами и попробуйте из них составить слово. Тогда вы сразу поймете, кто попался пауку в паутину».

— Молодцы, ребята! Справились с заданием паука. Придется ему помочь Муравьишке перебраться через луг со скошенной травой.

— А впереди еще долгий путь домой. Послушайте третью загадку:

— Правильно! И вот какое испытание приготовила для вас жужелица: «Сейчас вы будете слушать разные звуки и угадывать, какое насекомое их издает».

Логопед делает вид, что ловит насекомое, прячет в ладонях пластмассовую игрушку и подносит к уху. В это время звучит аудиозапись. Если дети правильно называют насекомое, педагог показывает игрушку.

— Молодцы, ребята! И это задание вы выполнили правильно. Посадила жужелица Муравьишку на спину и повезла к дому.

— А вот кто дальше повстречался Муравьишке, вам подскажет следующая загадка:

— И вот какое задание он для вас приготовил: «Громко и красиво расскажите считалку про кузнечика».

«Скачет маленький кузнечик,

— Молодцы, ребята! С легкостью перенес кузнечик Муравьишку через высокий забор.

— Снова на своем пути Муравьишка встречает препятствие. А кто ему будет помогать, вы сейчас узнаете:

«На поверхности воды летом обитает,

Под корой, без суеты, зиму коротает.

Ход ее длиннющих ног – водной глади мерка.

Кто б скользить еще так мог?

— Правильно. Водомерка предлагает вам ответить на интересные вопросы о жизни насекомых:

1.) Назовите единственное насекомое, которое может заглянуть себе за спину.

2.) Люди придумали вертолет, наблюдая за какими насекомыми?

3.) Какое насекомое может замерзнуть даже летом, если перестанет гудеть?

4.) Какое насекомое дети во многих странах мира берут в руки и просят полететь к Богу?

5.) В Древнем Риме люди верили, что эти насекомые произошли от цветов, оторвавшихся от растений. О каком насекомом идет речь?

6.) Какие животные очень похожи на насекомых, но не относятся к ним?

7.) Какое насекомое считается священным в Египте?

8.) Как вы думаете, почему светлячки светятся по ночам?

— Вы прекрасно справились и с этим заданием. Придется водомерке перенести нашего Муравьишку через реку.

— Спешит Муравьишка домой, торопится попасть в муравейник до захода солнца. Отгадайте, кто сейчас придет ему на помощь:

— Правильно! Майский жук приготовил для вас интересную компьютерную игру: «Посмотрите, Баба – Яга напустила на липу жуков-вредителей. Вы сможете спасти дерево. Щелкните мышкой подряд по двум жукам с одинаковыми буквами, оба и упадут».

Аналогичная работа проводится со слогами.

— Вижу, что эта игра вам очень понравилась. Перенес майский жук Муравьишку через лес и сел на ту самую березу, под которой его родной дом находится. А как спуститься вниз Муравьишка не знает.

«Толстая, зеленая, может быть пушистой,

Может быть рифленою, или золотистой.

Ползает по веточке, объедает листья,

И легко на ниточке может вниз спуститься».

— Ребята, кто это? Спустит она Муравьишку к дому или нет — зависит от вас. Гусеница предлагает вам поиграть в игру «Цепочка слов».

— Ребята, давайте вспомним всех насекомых, которые помогали нашему Муравьишке вернуться домой. Кто правильно называет насекомое – получает разрезную картинку с его изображением и собирает ее.

— Дети! Наш Муравьишка снова очутился дома и это ваша заслуга! Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие муравьи!

— Ребята, давайте вспомним, по страницам какой сказки мы с вами сегодня путешествовали?

— Тогда скажите, всех ли насекомых из этой сказки мы с вами сегодня вспомнили? Никого не забыли?

— Через что жучок – блошачок перенес Муравьишку на своей спине?

— Скажите, где в Санкт-Петербурге можно увидеть большую коллекцию насекомых?

— Дети, а вы знаете, что «МУРАВЕЙНИКОМ» называют не только домик муравьев, но и вкусный десерт? Я всех приглашаю пить чай и пробовать это угощение.

— Спасибо за вашу прекрасную работу на занятии. До свидания.

источник