Меню Рубрики

Анализ как методы изучения тгп

Общие методы изучения ТГП

1. Исторический материализм представляет собой распространение диалектического материализма на исследование явлений общественной жизни. Согласно требованиям метода материалистической диалектики, все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, в их обусловленности. Они изучаются не в статике, а в динамике, развитии на основе действия законов перехода от постепенных количественных изменений к коренным качественным преобразованиям, борьбы противоречий между старым и новым, между отживающим и нарождающимся, отрицания в общественной жизни, с которыми связаны возникновение, развитие и функционирование государства и права.

Некоторые авторы (Корельский, Перевалов) отдельно выделяют материалистический подход (сущностные стороны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами) и диалектический метод (учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания).

2. Исторический и логический методы. До последнего времени они необоснованно рассматривались в качестве составных частей исторического материализма. Совпадая по конечной цели исследования, исторический и логический методы различаются между собой исходными материалами, а также непосредственными задачами исследования.

Исторический метод характеризуется конкретно-историческими, историкоэмпирическими формами изложения материала,

Логическийабстрактно-теотретические формы изложения материала.

Наука исследует государство и право не в статике, напротив, она исходит из того, что анализируемые явления исторические, динамические, изменяющиеся вместе с обществом. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции.

3. Анализ и синтез – процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части воссоединение целого из частей. Условие всестороннего познания государства и права – многогранность их анализа. Расслоение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта. Одна из форм анализа – классификация предметов и явлений.

Синтез – процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.

4. Метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции «форма государства» к ее видам – форме правления и форме государственного устройства, а затем к разновидностям указанных форм. При движении от конкретного к абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные правонарушения, их свойства, особенности, а затем сформулировать общее понятие правонарушения.

5. Системно-структурный или системный метод(Матузов, Малько относят данный метод к числу частных) – это совокупность методологический подходов, приемов и принципов изучения государства и права, многих государственно-правовых явлений как систем. Данный метод исходит из следующего:

· система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов

· она образует единство со средой

· любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка

· элементы любой исследуемой системы обычно выступают как системы более низкого порядка.

6. Метод сравнения (Марченко)

Частные методы изучения ТГП

1. Функциональный метод (выделяют Матузов, Малько) используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними. Данный способ применяется в ТГП при изучении функций государства, государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и др. государственно-правовых явлений.

2. Статистический методосновывается на количественных способах получения данных, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений.

Статистические исследования включают в себя несколько стадий:

• сводную обработку статистических данных

3. Метод моделирования – изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мысленного воспроизведения исследуемых объектов. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.

4. Метод конкретно-социологический исследований. Суть заключается в анализе, переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развития и функционирования государственных и правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соответствующих практических решений. Для успешного проведения исследований в области государства и права используются разнообразные приемы:

· анализ статистических и архивных данных, официальных сообщений и документов, материалов

· устные и письменные опросы, анализ общественного мнения

· методы математической и компьютерной обработки

5. Сравнительный методсопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними. Разновидностью сравнительного метода является историкосравнительный, который предполагает сравнение государственных и правовых институтов, форм правления и национально-государственного устройства, политических режимов в различные периоды исторического развития.

6. Формально-юридический метод (выделяют Лазарев; Корельский, Перевалов) вытекает из самой природы государства и права, помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые явления, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. Он применим при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и др.

источник

Метод науки или учебной дисциплины (от греческого «метод» – путь к чему-либо и «логос» – наука, учение) – совокупность способов, приемов, подходов, принципов, с помощью которых изучается предмет. (Соколов А.Н.)

Метод в науке, в научной деятельности – это средство (прием), с помощью которого добывается новое знание либо осуществляется систематизация, оценка, обобщение имеющейся информации.

Таким образом, метод науки определяет, каким образом осуществляется процесс изучения предмета данной науки.

Теория государства и права разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно использует общие методы, вырабо­танные общественными и естественными науками.

Методология теории государства и права – это совокупность теоретических принципов, логических приемов и конкретных способов исследования государственно-правовых явлений.

Первую группу составляют всеобщие методы.

На протяжении долгого времени в науке противобор­ствуют идеалистический и материалистический методы по­знания, метафизика и диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на материалистический под­ход, согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материа­листический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и уве­личения экономического потенциала общества.

Философской основой теории государства и права слу­жит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных из­менений в качественные (увеличение числа норм и институ­тов, закрепляющих и регулирующих отношения частной соб­ственности, привело к делению российского права на част­ное и публичное); закон единства и борьбы противополож­ностей (единство прав и обязанностей, централизация и де­централизация в государственном строительстве); закон от­рицания (в российской государственности имеются элемен­ты прошлой и зародыши новой государственности).

Вторую группу составляют общенаучные методы.

Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания.

К числу общенаучных методов относятся, в частности, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т.д.

Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и с родственными явлениями и институтами. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка. Как система может быть рассмотрено любое явление.

Государство и право по своей сути, по струк­туре – сложные, системные явления. Основными элемен­тами первого выступают органы государства, второго – нормы права. В целом же государство как важнейший поли­тический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право – в норма­тивную систему общества.

Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов госу­дарства и права, прямого и обратного влияния на государ­ство и право внутренней и внешней среды, для предупреж­дения противоречий и «возмущений» в правовой и государ­ственной системах.

Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей сточки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений.

Общие логические приемы(анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для научной деятельности.

1) К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного и конк­ретному и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания формы государства может двигаться об абстрак­ции «форма государства» к ее видам – форме правления и форме государственного устройства, затем к разновиднос­тям названных форм. При подобном подходе познание фор­мы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнет обогащаться кон­кретными признаками и особенностями. При движении мыс­ли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенно­сти, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.

2) Индукция и дедукция. Индукция– логический прием, который заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).Дедукция– логический прием, который заключается в том, что путем логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и, наконец, завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры.

3) В качестве общих методов изучения теории государства и права используются также анализ и синтез, представляющие собой процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей.

Условие всестороннего познания государства и права, различных государственно-правовых явлений – многогранность их анализа. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например, структуру механизма государства, системы права и т.д. Одна из форм анализа – классификация предметов и явлений (классификация государственных органов, функций государства, норм права, субъектов правоотношений, юридических фактов и т.п.).

Синтез есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих государство, государственный орган, право, правоотношение, правонарушение, юридическую ответственность, формулируются общие понятия. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.

Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные кор­ни государства и права. Изложенное обусловливает приме­нение при познании государственно-правовых явлений ис­торического метода.

Третью группу составляют частнонаучные методы.

1) Традиционен для юридической науки формально-юридический метод. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. Все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-пра­вовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.

Читайте также:  Как выписать направления на анализы мочи

2) В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения (сравнительно-правовой), который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты раз­личных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механи­ческим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.

3) Одним из эффективных инструментов изучения государства и права служит статистический метод, основывающийся на количественных способах получения данных, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений. Статистические явления, оперирующие цифрами, которые нередко оказываются доказательнее любых слов, включают в себя несколько стадий: статистическое наблюдение, сводную обработку статистических данных и их анализ.

4) К специальным относится и метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлени­ями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточ­ной степенью точности судить о других.

Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рацио­нальной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и др.

5) В современных условиях особое значение приобретает конкретно-социологический методисследования государ­ственно-правовых проблем. Суть метода конкретно-социологических исследований заключается в анализе, переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развития и функционирования государственных и правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соответствующих практических решений. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей го­сударственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социологи­ческие исследования содействуют разработке ключевых воп­росов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, стати­стических и иных данных.

В рамках конкретно-социологического метода исполь­зуются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, ин­тервьюирование, эксперимент и др.

6) При исследовании государственно-праовых явлений также применяется функциональный метод. Он используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций и связи между ними. Данный способ применяется в теории государства и права при изучении функций государства, государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других социально-правовых явлений.

Рассмотренные общие и частнонаучные методы изучения теории государства и права применяются комплексно, в тесной связи между собой.

Система теории государства и права

Анализ структуры теории целесообразно проводить с учетом специфики познания теории государства и права в качестве науки и учебной дисциплины.

Структурирование теории государства и права как науки осуществляется в контексте двух основных подходов, которые с определенной долей условности могут быть названы предметнымифункциональным.

В соответствии с предметнымподходом – в структуре теории государства и права выделяются два основных раздела: «теория государства» и «теория права».

Теория государства и права изучается по определенной системе, которая представляет собой логически последовательное расположение вопросов, отражающих объективную структуру и содержание предмета данной науки.

Изучение государства и права начинается с уяснения соотношения общества и государства, закономерностей происхождения тех признаков государства, которые отличают его от организации общественной власти первобытнообщинного строя. Затем рассматриваются основные вопросы теории государства: признаки, сущность государства, важнейшие характеристики правовой государственности, формы, типы, механизм и функции государства.

После уяснения общих вопросов теории государства, целесообразно переходить к изучению общей теории права. Этот раздел курса дает представление о том, что такое право и что есть его элементарная частица – норма права; в каких формах выражаются правовые нормы; что такое закон и каково его место в системе нормативно-правовых актов государства; какова роль права и нормативного регулирования в современной общественной жизни. Также изучаются принципы построения и функционирования системы права и системы законодательства, формы реализации правовых норм и особенностей правоприменительной деятельности компетентных органов государства.

Изучением общих закономерностей правоотношений, правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, законности и правового порядка завершается курс теории государства и права.

Сторонники функционального подхода выделяют в качестве относительно обособленных элементов юридическую догматику, юридическую технику, юридическую методологию, социологию права и философию права.

В качестве элементов, в комплексе образующих «предметное поле» современной теории государства и права, следует рассматривать:

понятийно-категориальный аппарат юриспруденции (юридическую догматику). Теория государства и права является своеобразной «азбукой юриспруденции». В рамках данной науки формулируются основные опнятия и принципы, характеризующие государство и право (право, государство, норма права, орган государства, правоотношение, правонарушение и.т.д.);

основные принципы и теоретические модели правотворчества и реализации права (юридическую технику). Теория государства и права дает общую характеристику процессов правотворчества и реализации права с точки зрения их структуры и содержания, исследует функции этих процессов, определяет возможные последствия, намечает перспективные пути оптимизации;

основные средства, приемы, способы и принципы познания в области .ридической науки (юридическую методологию). Теория государства и права дает общую характеристику основных методов познания юридической науки, определяет принципы использования этих методов в процессе исследования правовой реальности.

Социология правапредставляет собой новое научное направление, выделяемое всоциологии – науке, изучающей структурные элементы общества во взаимосвязи, условия их существования, а также функционирование и развитие всех сторон деятельности людей в обществе.

Социология права рассматривает правовую систему в тесной взаимосвязи с жизнью, общественной практикой; рассматривает право с точки зрения общественных отношений, порождающих правовые нормы и процедуры, связанные с их правовым регулированием и правовой охраны.

Социология права зародилась на рубеже XIX–XXвеков, а в России начала развиваться в 20-е годы прошлого века. Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, Н.Н. Кареев и другие, которые внести значительный вклад в развитие правовой мысли, выработали социологический подход к понятию права. В частности, Н.М Коркунов определял право как меру разграничения интересов людей, а С.М. Муромцев – как правоотношение.

Философия права предполагает акцентирование внимания на наиболее общих и в силу этого объективных закономерностях возникновения и развития государства и права, а также исследует философские категории (свобода, необходимость, общество и т.п.) в их юридической интерпретации.

Таким образом,в ходе лекции вы получили представления об объекте, предмете, системе науки «Теория государства и права», определили ее функции и методологию, сформулировали соответствующие понятия.

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: понятие, основные задачи и значение философии права; понятие, основные задачи и значение социологии права. Понятие, значение, функции специальной юридической теории (догмы)

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Понятие, значение теории государства и права как науки и ее предмет. 2. Функции теории государства и права. 3. Методология теории государства и права. 4. Система теории государства и права.

источник

Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический – метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный – метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – метод, основанный на использовании:

анализа – разделения объекта на части;

синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;

дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;

системности– исследования государственно—правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений;

моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической ситуации в действие вступало конвенци­онное начало, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве. Существующие в мире правовые системы и правовые семьи наглядно иллюстрируют сказанное.

Теория естественного права

Фундаментальную разработку эта теория по­лучила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепят­ственно осуществляться, источник прав человека находит­ся не в законодательстве, а в самой природе человека.

Основными положениями теории естественного права являются:

» право и закон — не одно и то же;

» законы (писаное, «позитивное» право) созданы законода­телями (людьми) и приняты государственными органами;

» право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

» право — совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

» фактически право и мораль едины, ос­нову права составляют нравственные ценности;

» не всегда законы соответствуют естественному праву;

» права человека имеют естественный характер, принад­лежат человеку от рождения и не зависят от воли зако­нодателя.

Достоинствами теории естественного права яв­ляются:

признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

допущение, что официальные законы не всегда соот­ветствуют естественному праву (то есть, нормам справед­ливости).

обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.

К основным недостаткам теории естественного права относятся:

-прямое отождествление права и морали;

-противопоставление писаного (позитивного) и неписа­ного (естественного) права, то есть конкретных формаль­но-определенных юридических норм и абстрактных идей;

-преувеличение роли неписаного права;

-различное понимание людьми идей справедливости.

-отрицание роли государства в правотворче­ском процессе.

Историческая школа пра­ва

Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII — начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи — австрийские и немецкие юристы.

Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:

» право возникает само по себе и формируется посте­пенно (подобно языку и нравам);

» основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;

» официальные законы являются юридическим оформле­нием (оболочкой) уже сложившихся обычаев.

Читайте также:  Как выписать направление на анализ кала

К достоинствам теории права можно отнести те фак­ты, что:

обычай действительно предшествовал появлению права;

принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные осо­бенности;

теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на есте­ственность развития права.

Главным недостатком теории является ее обра­щенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.

Теория нормативистского права

Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности. Нормативистская концепция права получила рас­пространение в первой трети XX в. Ее авторами считают­ся X. Кельзен — австрийский политик и правовед; Штаммер — немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый правовед.

Суть нормативистской теории составляют следую­щие положения:

» право является пирамидой норм;

» во главе данной пирамиды стоит «суверенная норма», определяющая смысл остальных норм (конституция);

» каждая норма в данной иерархии черпает юридиче­скую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суве­ренной нормы;

» сила права зависит от разумности построения всей ие­рархической правовой системы;

» право «живет» только в кодифицированных юридиче­ских нормах, то есть не может быть права вне норм (на­пример естественного);

» право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть «в чис­том виде».

К достоинствам теории можно отнести следующие:

признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии — от ин­дивидуальных актов до суверенной нормы высшей юри­дической силы;

идея о суверенной норме — фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от фило­софии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуа­лизма между «естественным» и «позитивным» правом.

такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и др.

Недостатки теории:

-главный повышенное внима­ние к формальной стороне права.

-игнорирование содержательной стороны права (субъективных прав лично­сти, -соответствия потребностям экономического развития и т.п.),

-игнорирование есте­ственных и нравственных начал в праве, абсолютизации -государственного влияния на правовую систему, угроза праву со стороны государства.

Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В насто­ящее время широкое признание получило требование соот­ветствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности.

Социологическая теория права

Социологический подход к праву как средство обеспечения динамизма общественной жизни.

Социологический подход сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Г. Канторо­вич, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др.

Эта школа имеет широкое распространение в Англии.

Суть социологической теории составляют следую­щие положения:

» право и закон нетождественны между собой;

» право — реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение).

Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.

Недостаток теории состоит:

-в фактическом отождест­влении права и правопорядка.

-скорее дестабилизирует правовой поря­док, нежели укрепляет его.

-вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения.

Разновидностью социологического направления выступа­ет теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внеш­него выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.

Заслуживает также внимания очень популярная на Западе примирительная теория происхождения права. Смысл этой теории состоит в том, что право зародилось не внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Время от време­ни между отдельными родовыми группами случались конфлик­ты. Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут унич­тожены последние члены конфликтующих групп. Чтобы из­бежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старей­шин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возник­ло так называемое примирительное право. Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а за­тем были оформлены государством в форме законов, предусмат­ривающих санкции за их нарушение.

Реалистическая школа

Одним из социологического направления является реалистическая теория права (Рудольф Иеринг).

Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защи­щенный государством интерес личности. Государство выступа­ет необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой).

Отрицательные стороны правового ре­ализма:

— отсутствие прочной юридической основы предпринимае­мых действий и уверенности в конечных их результатах;

— решение юридических дел в пользу экономически и полити­чески сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не сто­ящим у кормила политической власти;

— опасность некомпетентного решения и откровенного про­извола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Психологическая теория права

Логически завершенную форму получила в XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и др.

По данной концепции психика человека — это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущ­ность права определяются не через деятельность законо­дателя, а через правовые эмоции, переживания людей.

Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитив­ное. Позитивное — право установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право — результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей.

Интуитивные переживания (интуитивное право) высту­пает регулятором поведения человека и потому рассмат­ривается как реальное, действительное право. Оно выс­тупает критерием оценки позитивного права.

В разладе между позитивным и интуитивным правом заключается главная причина социальных потрясений. Право здесь выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой императивно-атрибутивное (обязатель­но-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание.

Суть данной теории можно отнести следующие:

» причины появления права коренятся в психике людей;

» субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо;

» юридические обязанности произошли от психологиче­ского чувства обязанности сделать что-либо;

» право делится на интуитивное (исходящее из личных пе­реживаний) и позитивное (установленное государством);

» истинным авторы теории считали именно интуитивное право, так как именно оно побуждает человека к само­стоятельным и волевым действиям.

Достоинствами данной теории являются следующие:

признание психологического элемента в возникновении и функционировании права;

учиты­вает психологические особенности людей, роль право­сознания в правовом регулировании общественных отно­шений.

интуитивное право имеет много общего с правосознанием.

Основные недостатки теории:

односторон­ний характер, отрыв от объективной реальности, недостаточный учет других факторов (кроме психоло­гических);

объявление интуитивного права (фактически правосоз­нания) действительным правом, придается значение только интуитивному праву, как регу­лятору поведения человека.

Марксистская теория права

Эта теория зародилась во вто­рой половине XIX — начале XX в. и являлась господ­ствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.

Основоположники данной теории — К. Маркс (1818 — 1883); Ф. Энгельс (1820 — 1895); В. И. Ленин (1870 — 1924).

В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господству­ющего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-норма­тивное выражение. Право — явление производ­ное от государства, в полной мере определяется его волей.

Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отноше­ний. Оно не могло быть выше, чем экономический и куль­турный строй, породивший его.

Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.

Суть марксистской теории права составляют сле­дующие положения:

» в основе теории лежит классовый подход;

» право — возведенная в закон воля правящего класса;

» право отражает существующие производственные от­ношения, где основная масса средств производства со­средоточена в руках небольшой группы собственников;

» право устанавливается и охраняется государством.

Положительные стороны теории:

подведение эконо­мического базиса под вопрос изучения права;

трезвая оценка роли государства и государственной элиты в соз­дании права;

показывает зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

обращает внимание на тесную связь права с государством, ко­торое устанавливает и обеспечивает его.

Основные недостатки теории:

преувеличение роли классовых антагонизмов,

недооценка интегрирующей функ­ции права (или средства решения противоречий в обще­стве);

отсутствие общечеловеческих критериев;

игнорирование культурных факторов,

ограниче­ние существовавшего права историческими рамками клас­сового общества.

Интегральный (интегративный) подход к пониманию права.

Мы рассмотрели различные теории права. Каждая из них односторонне, несовершенно раскрывает сущность права. Но вообще вряд ли мыслимо вполне совершенное право. В действительности оно всегда в чем-то неудовлетворитель­ное, несовершенное, требующее разных измерений и нео­динаковой трансформации в зависимости от условий, места и времени. Поэтому следует приветствовать различные подходы к пониманию права, ибо на этом пути решаются многие практические вопросы: основания права, источни­ков права, пределов правового воздействия, эффективности права, разрешения противоречий права и др. Об этом — в следующих темах лекций.

Каждая концепция имеет свои достоинства и недо­статки. Различные подходы к правопониманию, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия имеют определенную ценность в науч­ных целях.

Нельзя считать тот или иной признак неприемлемым или наоборот существенным. Мера свободы и справед­ливости будет характеризовать содержание, а формаль­ным свойством будет общеобязательность, основываю­щаяся на принуждении со стороны государства.

Право утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять свою роль по стабилизации и упорядочению общественных свя­зей, если бы понималось всеми по-разному. Определенность в понимании права — исходное начало определенности и поряд­ка в общественных отношениях.

Пра­во — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование сво­бодных воль в их взаимоотношении друг с другом.

С учетом положений различных теорий можно определить существенные черты права:

1. Право есть система нормативного регулирования, ос­нованная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах.

2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения челове­ка:

мера полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, воз­можностей для ее инициативного поведения;

мера допус­тимых ограничений свобод человека: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому…» (ст.4 Де­кларации прав человека и гражданина 1789 г.).

3. Право обеспечивается государственной властью, которая участвует в правообразовании, в охране права.

4. Нормативность есть исходное и основополагающее свой­ство права, придающее ему качество специфического регуля­тора, координатора деятельности людей и выра­жающееся через систему регулятивных средств различного уровня.

5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.

6. Право не тождественно закону. Законодательство высту­пает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права и приоритетам личности, правом не является.

источник

Методология теории права и государства представляет собой комплекс взаимосвязанных методов (т. е. приемов, способов, подходов) и принципов, при помощи которых осуществляется процесс изучения предмета данной науки.

Методология, в более широком смысле, может пониматься как «метатеория, рефлексивная по своей сути, исследующая методы познания той или иной научной дисциплины, условия их использования и возможные результаты их применения».[15]

Метод в науке, в научной деятельности – это средство (прием), с помощью которого добывается новое знание либо осуществляется систематизация, оценка, обобщение имеющейся информации. Таким образом, метод науки определяет, каким образом исследуется ее предмет (это способ познания окружающей действительности).

Философской (мировоззренческой) основой теории государства и права выступает диалектика, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания. Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные (расширение и сужение сферы государственного социального обеспечения фактически способствует изменению исторического содержания государства); закон единства и борьбы противоположностей (развитие государства и права непосредственно связано с борьбой социальных сил); закон отрицания отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда присутствуют элементы старой и зародыши новой системы).[16]

Читайте также:  Как выпить глюкозу для сдачи анализов

Конкретно диалектические моменты в познании проявляются в историческом подходе – в рассмотрении того, как данное явление (государство и право) возникло, какие этапы в своем развитии оно прошло, чем оно является в настоящее время.

Проявлением диалектики служит требование всестороннего подхода к изучаемым явлениям. Должны быть исследованы все стороны явления, а также связи с другими явлениями, в которых проявляются его свойства. Так, при изучении права анализируются не только его существенные признаки, но и формы (источники), функции, связи с политикой, моралью, правосознанием и т. д.

В процессе изучения теории государства и права используются общенаучные, специальные и частныеметоды.

1. Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т. д.

Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и с родственными явлениями и институтами. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка. Как система может быть рассмотрено любое явление (хотя не всякий объект научного анализа в этом нуждается).[17]

Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей с точки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений. В частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет сформулировать основные направления государственной деятельности в политической, экономической, экологической и других сферах общественной жизни. Данный метод используется также при изучении отдельных государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.

Метод моделирования исходит из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия, так что, зная характеристику одного из них (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об оригинале). Таким образом, данный метод предполагает создание моделей, концепций того или иного явления и изучение созданной модели, а затем распространение полученных сведений на существующие в реальности явления. Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и т. д.

В последнее время в философии уделяется довольно много внимания синергетике и синергетическому подходу как общенаучному методу исследования.[18] Суть синергетического подхода как общенаучного метода в том, что он объясняет появление систем способностью явлений и процессов к спонтанной, не обусловленной их предыдущим количественным развитием, самоорганизации в сложные и целостные объекты.

В юриспруденции уже имеются попытки применить синергетику в объяснении явлений права и государства. Впервые об этом заговорил профессор А. Б. Венгеров, широко привлекавший данные других наук к решению проблем право- и государствоведения. Так, он пишет: «Теория государства и права постепенно начинает впитывать и методологию, идущую от синергетики, формирующейся новой науки о самопроизвольных, самоорганизационных, случайностных процессах. Эти методологические идеи позволяют лучше понять различные процессы самоуправления и управления в государственно-правовой сфере, особенно при развитии демократических начал в местном самоуправлении, в структуре исполнительной власти. Новые данные о конструктивной роли случая в общественном развитии объясняют субъективный фактор в государственно-правовой жизни общества, позволяют наряду с закономерными причинно-следственными связями учитывать и случайностные, вероятностные связи».

Специфическим общенаучным методом является математический метод, который своим предметом имеет количественную сторону явлений, немаловажную в изучении права и государства. В свое время И. Кант утверждал, что наука становится таковой только тогда, когда использует математику.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для плодотворной научной деятельности.

Анализ предполагает выделение составных частей и изучение простейших составляющих того или иного явления.

Синтез предполагает обобщение данных, полученных в ходе анализа и получение качественно нового знания об исследуемом явлении.

Гипотеза – научное предположение о направлении развития исследуемого явления в обозримом будущем.

Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частным выводам.[19]

Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.[20]

Все перечисленные приемы познания тесно связаны между собой и используются исследователями в комплексе. Так, анализ, т. е. расчленение целого на составные части, позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например, структуру государственного механизма, системы права и т. д. В свою очередь синтез предполагает процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих государство, государственный орган, право, правоотношение, правонарушение, юридическую ответственность, формулируются и их общие понятия. Таким образом, анализ и синтез рассматриваются как первичное и производное знание и представляют собой неразрывно связанные этапы восприятия научной информации.

С анализом и синтезом также непосредственно связаны индукция и дедукция. По сути, индукция представляет собой процесс перехода аналитического знания в синтезированное, поскольку любые обобщения лишь тогда могут претендовать на истинность, когда в их основу положены первичные истинные данные. К примеру, аналитическое восприятие отдельных (частных) моментов, характеризующих право (понимание права как системы правил (норм), общности формальных источников, совокупности правоотношений, явления культуры, средства коммуникации и т. п.), позволяет сформировать общее (синтезированное) представление о сущности и содержании данного феномена. Соответственно дедукция может быть условно названа «обратным синтезом», поскольку предполагает вычленение из информации обобщенного характера конкретных сведений. В частности, знание общих закономерностей, характеризующих законотворческий процесс, позволяет высказывать предложения, касающиеся оптимизации отдельных его составляющих.

2. Специальные методы – это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных или социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический и др.

Социологический метод олицетворяет собой особое направление общетеоретических исследований – социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью. Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы, как анкетирование, опросы населения, проведение социально-правовых экспериментов и т. д.

Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т. д.).

Метод экстраполяции (распространения) позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий, т. е. распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.

3. Частно-правовые методы – это приемы и способы познания, выработанные непосредственно той или иной юридической наукой. К частно-правовым методам теории государства и права относят методы типологии права, сравнительного правоведения, интерпретации права, восполнения пробелов в праве, теоретико-правового моделирования и прогнозирования, формально-юридический метод и др.

Метод типологии права предполагает выделение и анализ основных типов правопонимания. Посредством этого метода систематизируются наиболее значимые в научном отношении представления о сущности права, о его месте и роли в системе социальной жизнедеятельности.

Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем.

При этом сравнение может быть синхронным – когда сравниваются государственно-правовые системы, существующие в одно время; и дихронным – когда сравниваются явления, существовавшие на различных исторических этапах развития общества.

Метод сравнения включает в себя следующие этапы:

– изучение сравниваемых институтов по отдельности;

– сравнение выявленных признаков с позиции их сходства и различия;

Методы толкования (интерпретации) права (уяснение, разъяснение) используются в процессе уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

Методы восполнения пробелов в праве (аналогия права, аналогия закона) позволяют принять решение по делу в ситуации, когда, с одной стороны, имеется ситуация требующая урегулирования правовыми средствами, а с другой – отсутствует формальный источник права, в котором бы эти средства были закреплены.

Метод теоретико-правового моделирования предполагает создание теоретических моделей, в рамках которых воплощаются представления об идеальных (для данного периода социально-политического развития) формах государства и права. К примеру, для современной отечественной юридической науки идеальной моделью государства считается правовое государство.

Метод теоретико-правового прогнозирования позволяет выдвигать и аргументированно доказывать возможность развития ситуации в сфере функционирования государства и права по тому или иному сценарию.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм) права, формальной определенности права и его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники – все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.

Предложенную классификацию методов науки нельзя абсолютизировать, по меньшей мере, по двум основаниям. Во-первых, в современных условиях наблюдается широкая интеграция наук, происходящая, в частности, и путем заимствования методов. Например, в юридической науке все шире распространяются методы социологии, психологии, логики, кибернетики, информатики. Во-вторых, методологическая основа конкретного научного исследования представляет собой, как правило, весьма сложную «связку» различных методов и приемов, нацеленных на максимально полный, всесторонний охват изучаемого объекта. По этим причинам отнесение методов к общенаучным, частнонаучным либо к специальным носит относительный, условный характер.

Кроме методов (инструментов, средств, приемов) в рамках методологии выделяют также принципы научного познания , т. е. основополагающие начала, идеи, на основании которых осуществляется осмысление предмета науки. К принципам познания в области теории государства и права относятся: историзм, объективность, универсальность, плюрализм.

Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция) по возможности сводится к минимуму.

Универсальностьтеории государства и права заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства и права, безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе, исторической эпохе. Понятия и принципы, сформулированные в рамках теории государства и права, выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена практически любая реально существующая (существовавшая в истории человеческой цивилизации) государственно-правовая система.

Принцип плюрализма закрепляет возможность существования различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ, порою отстаивающих противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного насаждения каких-либо идейно-теоретических схем, объявления их «абсолютными истинами» (как было, например, с идеями марксизма, знакомство с которыми проходило под лозунгом «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник