Меню Рубрики

Анализ как метод оптимизации управленческих решений

Основными методами оптимизации являются:

  • 1) анализ;
  • 2) прогнозирование;
  • 3) моделирование, которое подразделяется на логическое, физическое

и экономико-математическое моделирование.

В практическом менеджменте основными методами анализа являются:

  • ? метод сравнения;
  • ? индексный метод;
  • ? балансовый метод;
  • ? метод цепных подстановок;
  • ? метод элиминирования;
  • ? графический метод;
  • ? функционально-стоимостный анализ;
  • ? факторный анализ;
  • ? экономико-математические методы.

Нод прогнозированием в менеджменте понимается непосредственно процесс разработки прогнозов, т.е. научно обоснованных суждений о возможных состояниях объекта, путях и сроках его видоизменений. Функционально прогноз в управлении представляется как предплановая разработка многовариантных моделей развития объекта управления. Прогноз носит вероятностный характер и может претерпевать изменения под воздействием меняющихся условий внешней и внутренней среды организации.

Наиболее важными задачами прогнозирования являются:

  • 1) разработка прогноза рыночной конъюнктуры;
  • 2) выявление экономических и иных тенденций, оказывающих влияние на рыночную конъюнктуру и масштабы полезного эффекта;
  • 3) выбор метода и временных ориентиров прогнозирования;
  • 4) экономическое обоснование разработки или совершенствования

выпускаемой продукции и т.п.

К основным функциям прогнозирования относят:

  • ? системность;
  • ? комплексность;
  • ? непрерывность;
  • ? вариантность;
  • ? адекватность и оптимальность.

Работы по прогнозированию должны обеспечивать оперативную разработку вариантов изменения характеристик изучаемого объекта, условий его функционирования и т.п. В связи с этим их организация должна соответствовать следующим принципам: адресности, сбалансированности, параллельности, непрерывности, прямоточности, адекватности, управляемости, альтернативности и адаптивности.

Оптимизационные методы являются достаточно дорогостоящими. Поэтому их применяют, как правило, при решении стратегических и тактических задач. Оперативные задачи финансово-хозяйственной деятельности решаются с применением более простых эвристических методов. Это обусловлено также тем, что решение оперативных задач протекает в сжатые сроки, что не позволяет уделить большое количество времени на сбор, обобщение и анализ информации.

Процесс моделирования условно подразделяют на три этапа:

  • 1) анализ теоретических закономерностей;
  • 2) определение методов решения задачи;
  • 3) анализ полученных результатов.

По результатам анализа полученных результатов выявляются причины несоответствия модели исследуемому объекту, и решение управленческой задачи повторяется.

Материалы, рассмотренные нами, приводят к выводу о том, что деятельность менеджера в условиях экономики рыночного типа требует от предпринимателей не только практического опыта в организации бизнеса, но и большого круга специфических знаний как об организации производственной деятельности, так и об управлении отдельными людьми и коллективами, управлении финансами предприятия (организации), о принципах построения управленческих структур и т.п.

Поскольку российская практика менеджмента насчитывает буквально несколько лет, ключевой проблемой российского менеджмента остается кадровая.

Основную массу менеджеров в России составляют люди, не имеющие специального образования в данной сфере деятельности. Многие из них считают, что в ходе практической деятельности они смогли приобрести навыки правильного управления своим бизнесом, все знают. Но лишь около 15% начинающих менеджеров добиваются успехов в карьере менеджера.

Основной причиной большинства неудач является отсутствие должной методологической подготовки начинающих менеджеров к разработке и принятию управленческих решений. Это подтверждается мыслью, высказанной М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури в книге «Основы менеджмента»: «Успехи теории управления зависели от успехов в других связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология».

Современный менеджер должен обладать знаниями во многих областях управления. Он должен знать производственный и финансовый менеджмент, управление персоналом и нововведениями, стратегический менеджмент и многие другие управленческие дисциплины. Это обусловлено тем, что любое управленческое решение должно быть сформулировано исходя из реальных финансовых, производственных, кадровых и т.п. возможностей фирмы (предприятия) и быть включено в общую стратегическую линию поведения организации в условиях экономики рыночного типа. Только при соблюдении всего комплекса современных требований к управленческой деятельности менеджер может рассчитывать на реальный успех своего предприятия или своей организации.

Принятие решения основывается на его эффективности. Под эффективностью управленческих решений понимается совокупность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение, получение определенного эффекта. К показателям эффективности разработки управленческих решений относятся:

  • ? срок реализации решения;
  • ? степень обоснованности решений (использование научных методов разработки, современных подходов);
  • ? многовариантность расчетов;
  • ? наличие прогрессивного отечественного и зарубежного опыта;
  • ? расходы, связанные с разработкой проекта решения;
  • ? стоимость реализации решения;
  • ? учет степени риска в реализации решения и др.

В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную. Экономическая эффективность характеризуется отношением полученного результата к затратам в соответствии с формулой:

где Ээ — экономическая эффективность;

Показателями экономической эффективности решений могут быть рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.

Примером показателей социальной эффективности могут быть степень выполнения заказов потребителей, своевременность выполнения заказа, полнота выполнения заказа, оказание дополнительных услуг, послепродажный сервис, степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалификационный уровень кадров и т.п.

При выборе вариантов решения важное значение имеет состояние предприятия, так как знание возможностей, неиспользованных резервов, сильных и слабых сторон позволяет сделать выбор той или иной альтернативы решения.

Анализ предприятия проводят обычно по следующим направлениям: производственно-хозяйственная деятельность, финансы, кадры.

В области производственно-хозяйственной деятельности анализируется состояние материальной и информационной базы, поставка сырья и материалов и др. Финансовое состояние предприятия позволяет выявить стабильность работы организации.

Одним из важнейших ресурсов в функционировании предприятия является персонал, так как в конечном счете все замыкается на человеке, его квалификации. Оценка персонала проводится по следующим параметрам: организационный климат — желание реагировать, квалификация линейного персонала — компетенция, способность реагировать, уровень ответственности.

При анализе предприятия следует учесть ряд важных внутренних факторов, которые способны оказывать значительное влияние на процесс разработки и реализации решений, таких как власть и конфликты.

Порой реализация управленческих решений способна изменять баланс власти, порядок распределения ресурсов, степень самореализации индивидуума и т.п. В силу того, что люди преследуют разные цели, по-разному воспринимают ситуацию, получают различное вознаграждение за труд в процессе разработки и реализации управленческих решений неизбежно возникновение конфликтов.

Негативные конфликты способны снизить эффективность решения, блокировать его выполнение, увеличивать затраты. Поэтому важно при выработке управленческих решений учитывать наличие конфликтов в организации и предусматривать меры по их предотвращению или ограждению процесса реализации решения.

Анализ возможностей предприятия не ограничивается только анализом внутренней среды предприятия. Следует провести анализ состояния внешней среды (структура спроса и предложения, конъюнктура рынка, инфраструктура и др.). Оценка внешней и внутренней среды предприятия является необходимым моментом при принятии управленческого решения, так как это позволит выбрать реальное решение, а также в дальнейшем мобилизовать и перераспределить ресурсы для реализации выбранной альтернативы действий.

Классической формой оценки экономической эффективности решения является сопоставление затрат и результатов в стоимостном выражении. Оно является основой оценки альтернативных действий при выборе экономических решений. Например, при планировании требуется учитывать большое число критериев. Ограничиваться оценкой экономической эффективности невозможно, так как при этом не учитываются качественные факторы, практически не поддающиеся количественным оценкам, а также наличие рисков. Поэтому все шире применяются методы оценок, сочетающие точные расчеты с субъективной оценкой качественных критериев (отношения трудового коллектива к проблеме, авторитет руководителя.). Именно таким образом взвешиваются преимущества различных действий и делается выбор оптимального варианта. Инструментами качественной оценки являются установление приоритетов, ранги, оценка в баллах и др.

Распространенным методом сравнения вариантов решений являются оценочные баллы. Сущность его состоит:

  • 1) в установлении на субъективной основе коэффициента значимости (веса) каждого из принятых критериев оценки эффективности (V.);
  • 2) определении каждого из результатов во взаимосвязи с коэффициентом значимости (весом) — K.V;
  • 3) суммировании результатов по каждому критерию имеющихся вариантов (альтернатив) — XE..V..

Линия поведения руководителя при выборе решений зависит и от знания им возможности возникновения объективных условий. Поэтому руководитель предварительно должен ставить перед собой вопросы: ? какие объективные условия могут повлиять на результаты альтернативных решений и можно ли учесть (предвидеть) их возникновение?;

? можно ли установить частоту возникновения объективных условий и насколько она постоянна?

Учитывая возникновение объективных условий и определив варианты решений, можно рассчитать и ожидаемые результаты по каждому их сочетанию, а на этой основе — степень соответствия поставленным целям. Для удобства анализа ожидаемых результатов решений при разных объективных условиях используется матрица решений. Так, обозначим объективные условия через Yj, где j принимает значение от 1 до ш; варианты решений — через Rj, где) — количество вариантов, ожидаемый результат при каждом сочетании объективных условий и вариантов решения — через Oij. Построим матрицу решений, которая при m = 3, j =4 примет вид:

Указанная матрица решений признана универсальной и может применяться для решения самых различных производственных задач.

При этом объективные условия (У]) характеризуют неуправляемые факторы, которые могут весьма существенно влиять на результаты решений. Результаты (Oij) отражают то, что будет достигнуто при выборе конкретного варианта и возникновении определенных объективных условий.

Следует заметить, что составление матрицы решений требует глубоких знаний специфики производства лица, принимающего решение, творческого мышления, опыта для достоверного прогнозирования появления возможных ситуаций (объективных условий) и их потенциального влияния на результаты деятельности. Приведенная матрица решений может быть использована для выбора решений и в условиях риска.

Чем сложнее проблема, тем ответственнее выбор решения. Поэтому данный этап предполагает сопоставление ожидаемого экономического и социального эффекта по разработанным альтернативам. Учитывается и воздействие внешней среды, в частности, влияние неуправляемых факторов на результаты принятого решения, оценивается степень возможного риска. Действие фактора неопределенности при принятии решения связывается с уровнем управления и длительностью периода реализации решений. Чем выше уровень управления и продолжительнее временной период, тем больше факторов являются управляемыми.

Реализация решения может привести к результатам, не отвечающим поставленной цели. Поэтому на данном этапе выделяются альтернативы, непосредственно связанные с достижением цели и удовлетворяющие определенным ограничениям. В качестве критерия оценки решения может выступать эффективность, фактор времени, ограничением — степень риска.

В процессе подготовки и выбора решения необходимо учитывать две стороны: формализованную и поведенческую. Первая — нормативная, обусловлена математизацией процесса выработки решения, вторая — особенностями поведения лиц, принимающих управленческое решение в конкретной обстановке. Это обстоятельство объясняется тем, что последнее слово в выборе окончательного решения принадлежит не математике и не машине, а человеку, зависит от его индивидуальных особенностей: профессионализма, склонности к риску и др. Кроме того, по соображениям конъюнктуры рынка и др. может приниматься решение и не лучшее с точки зрения проведенных расчетов. В связи с этим в рамках математической теории принятия решений выделяются нормативные модели (о чем уже упоминалось), ориентированные на расчет альтернатив и выбор оптимального варианта в условиях установленных критериев и ограничений. Исходя из данного подхода, нормативные модели «расписывают», как лицо, принимающее решение, должно принимать решение. В этом случае абстрагируются от личностных особенностей, а поведение лица, принимающего решение с позиции здравого смысла, принимается как аксиома.

источник

Оптимизация решения — это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение — это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.

Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то ее целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач любой подсистемы системы менеджмента. Оперативные задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических методов.

  • анализ;
  • прогнозирование;
  • моделирование, которое, в свою очередь, делится на логическое, физическое и экономико-математическое моделирование.

Рассмотрим подробнее эти методы.

На логической модели анализа факторов снижения качества продукции взято только два уровня моделирования:
на 1-м уровне — машины, человек, материалы, методы;
на 2-м уровне — факторы, влияющие на 1-й уровень.

Подобные модели могут иметь больше уровней и ориентированы на любой (положительный — улучшение или отрицательный — снижение, ухудшение) результат.

Физические модели представляют собой пропорционально уменьшенные в 10 и более раз и изготовленные из различных материалов (металл, дерево, пенопласт, пластилин и др.) натуральные объекты. Они изготавливаются в уменьшенном виде с целью экономии материалов для проверки аэродинамических, эстетических, компоновочных и других характеристик объекта.

Экономико-математическое моделирование представляет собой процесс выражения экономических явлений математическими моделями. Экономическая модель — это схематичное представление экономического явления или процесса с использованием научной абстракции, отражение их характерных черт. Математические модели — основное средство решения задач оптимизации любой деятельности. По своей сути эти модели — средство плановых расчетов. Ценность их для экономического анализа и оптимизации решений состоит в том, что они позволяют оценить напряженность плановых заданий, определить лимитирующую группу оборудования, видов ресурсов, получать оценки их дефицитности и т.п. Математическое моделирование экономических явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи. Модель — условный образ объекта управления.

Экономико-математическая модель должна быть адекватной действительности, отражать существенные стороны и связи изучаемого объекта. Отметим принципиальные черты, характерные для построения экономико-математической модели любого вида. Процесс моделирования можно условно подразделить на три этапа:

  1. анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому явлению или процессу и эмпирических данных о его структуре и особенностях; на основе такого анализа формируются модели;
  2. определение методов, с помощью которых можно решить задачу;
  3. анализ полученных результатов.

Важнейшим моментом первого этапа моделирования является четкая формулировка конечной цели построения модели, а также определение критерия, по которому будут сравниваться различные варианты решения. Такими критериями в системе менеджмента могут быть:

  • максимизация полезного эффекта товара при ограничении совокупности затрат;
  • максимизация прибыли фирмы при условии, что качество товара не снизится;
  • снижение себестоимости товара при условии, что его качество не снизится, затраты у потребителя не увеличатся;
  • рост производительности труда, улучшение использования оборудования или материалов, повышение оборачиваемости оборотных средств при условии, что качество товара не снизится и другие критерии не ухудшатся.

Таким образом, в качестве критерия оптимизации может быть целое или любой компонент прибыли, эффективности товара, объема рынка при условии, что другие компоненты при этом не ухудшатся.

Не для всякой экономической задачи нужна собственная модель. Некоторые процессы с математической точки зрения однотипны и могут описываться одинаковыми моделями. Например, в линейном программировании, теории массового обслуживания и других существуют типовые модели, к которым приводится множество конкретных задач.

Вторым этапом моделирования экономических процессов является выбор наиболее рационального математического метода для решения задачи. Например, для решения задач линейного программирования известно много методов: симплексный, потенциалов и др. Лучшей моделью является не самая сложная и самая похожая на реальное явление, а та, которая позволяет получить самое рациональное решение и наиболее точные экономические оценки. Излишняя детализация затрудняет построение модели, а излишнее укрупнение модели приводит к потере существенной экономической информации, к неадекватному отражению реальности.

Третьим этапом моделирования является всесторонний анализ результата, полученного при изучении экономического явления. Окончательным критерием достоверности и качества модели являются практика, соответствие полученных результатов и выводов реальным условиям, экономическая содержательность полученных оценок. Если результаты не соответствуют реальным условиям, то необходим анализ причин несоответствия, в качестве которых могут быть недостоверность информации, несоответствие модели экономическим условиям и др. По результатам анализа причин несоответствия экономико-математическая модель корректируется и решение задачи повторяется.

источник

Многовариантность управленческих решений.

Одним из условий повышения качества и эффективности управленческих решений является обеспечение их многовариантности. Исходя из этого, следует прорабатывать не менее трех организационно-технических вариантов выполнения одной и той же функции по достижению цели. Например, два металлических листа можно соединить следующими технологическими способами: сваркой, склеиванием, заклепками, болтовыми соединениями и т.п. Задача специалиста заключается в выборе такого способа соединения, который выполнял бы требуемые функции качественно и, одновременно, с минимальными затратами на разработку проблемы, изготовление, эксплуатацию и утилизацию конструкции. Следует при этом учитывать, что разные технологические решения невозможно реализовать с абсолютно одинаковым уровнем качества. Поэтому при сравнении эффективности вариантов решения проблемы следует обязательно приводить их в сопоставимый вид по уровню качества.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Альтернативные варианты управленческих решений приводятся в сопоставимый вид по следующим факторам:

1) фактор времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций);

2) фактор качества объекта;

3) фактор масштаба (объема) производства объекта;

4) уровень освоенности объекта в производстве;

5) метод получения информации для принятия управленческого решения;

6) условия применения (эксплуатации) объекта;

8) фактор риска и неопределенности.

Технология обеспечения сопоставимости вариантов по перечисленным выше факторам заключается в том, что количество учитываемых факторов определяется конкретной ситуацией.

Таким образом, оптимальный вариант является следствием оптимального решения, то есть выбранного по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективного из всех альтернативных вариантов решения. В свою очередь, оптимизация решения представляет собой процесс перебора множества факторов, оказывающих воздействие на результат деятельности фирмы, организации.

Основными методами оптимизации являются:

3) моделирование, которое подразделятся на логическое, физическое и экономико-математическое моделирование.

В практичесом менеджменте основными методами анализа являются:

d) метод цепных подстановок;

g) функционально-стоимостный анализ;

i) экономико-математические методы.

Под прогнозированием в менеджменте понимается непосредственно процесс разработки прогнозов, т.е. научно обоснованных суждений о возможных состояниях объекта, путях и сроках его видоизменений. Функционально прогноз в управлении представляется как предплановая разработка многовариантных моделей развития объекта управления. Прогноз носит вероятностный характер и может претерпевать изменения под возвоздействием меняющихся условий внешней и внутренней среды организации.

Наиболее важными задачами прогнозирования:

a) разработку прогноза рыночной конъюнктуры;

b) выявление экономических и иных тенденций оказывающих вляние на рыночную конъюнктуру и масштабы полезного эффекта;

c) выбор метода и временных ориентиров прогнозирования;

d) экономическое обоснование разработки или совершенствования выпускаемой продукции и т.п.

К основным функциям прогнозирования относят:

e) адекватность и оптимальность.

Работы по прогнозированию должны обеспечивать оперативную разработку вариантов изменения характеристик изучаемого объекта, условий его функционирования и т.п. В связи с этим, их организация должна соответствовать следующим принципам: адресность, сбалансированность, паралельность, непрерывность, прямоточность, адекватность, управляемость, альтернативность и адаптивность.

Оптимизационные методы являются достаточно дорогостоящими. Поэтому их применяют, как правило, при решении стратегических и тактических задач. Оперативные задачи финансово-хозяйственной деятельности решаются с применением более простых эвристических методов. Это обусловлено так же тем, что решение оперативных задач протекает в сжатые сроки, что не позволяет уделить большое количество времени на сбор, обобщение и анализ информации.

Процесс моделирования условно подразделяют на три этапа:

1) анализ теоретических закономерностей;

2) определение методов решения задачи;

3) анализ полученных результатов.

По результатам анализа полученных результатов выявляются причины несоответствия модели исследуемому объекту и решение управленческой задачи повторяется.

Материалы, рассмотренные нами в лекции, приводят к выводу о том, что деятельность менеджера в условиях экономики рыночного типа требует от предпринимателей не только практического опыта в организации бизнеса, но и большого круга специфических знаний как об организации производственной деятельности, так и об управлении отдельными людьми и коллективами, управлении финансами предприятия (организации), о принципах построения управленческих структур и т.п.

Поскольку российская практика менджмента насчитывает буквально несколько лет, ключевой проблемой российского менеджмента остается кадровая.

Основную массу менеджеров в России составляют люди не имеющие специального образования в данной сфере деятельности. Многие из них считают, что в ходе практической деятельности они смогли приобрести навыки правильного управления своим бизнесом, все знают. Но лишь около 15 процентов начинающих менеджеров добиваются успехов в карьере менеджера.

Основной причиной большинства неудач является с отсутствие должной методологической подготовки начинающих менеджеров к разработке и принятию управленческих решений. Это подтверждается мыслью, высказанной в книге “Основы менеджмента” Майклом Месконом, Майклом .альбертом и Франклином Хедоури: “Успехи теории управления зависели от успехов в других связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология”.

Современый менеджер должен обладать знаниями во многих областях управления. Он должен знать производственный и финансовый менеджмент, управление персоналом и нововведениями, стратегический менеджмент и многие другие управленческие дисциплины. Это обусловлено тем, что любое управленческое решение должно быть сформулировано исходя из реальных финансовых, производственных, кадровых и т.п. возможностей фирмы (предприятия) и быть включено в общую стратегическую линию поведения организации в условиях экономики рыночного типа. Только при соблюдении всего комплекса современных требований к управленческой деятельности менеджер может рассчитывать на реальный успех своего предприятия или своей организации.

Урок 8 Планирование,сущность,виды планирования

1. Образовательная: студенты должны иметь представление о предмете менеджмента, его функциях и задачах

2. Развивающая: расширять кругозор студентов путем введения новых понятий по изучаемой дисциплине.

3. Воспитательная: воспитывать у студентов сознательное отноше­ние к дисциплине и выбранной профессии.

4. Тип урока: Комбинированный

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1349 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Оптимизация решения — это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение — это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.

Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то её целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач. Оперативные задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических методов.

Анализ, как метод оптимизации применяется для многосторонней оценки проблемы, выявленных альтернатив для решения этой проблемы, а также анализ бывает часто связан с моделированием и прогнозированием различных явлений, например, Экономический анализ является одной из форм моделирования, а Анализ временных рядов является одной из форм прогнозирования. Подробнее суть этих и других методов будет раскрыта ниже.

Модель это представление объекта системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д.

Существует ряд причин обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:

сложность реального мира (реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число перемены, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека и постичь его можно упростив реальный мир с помощью моделирования);

экспериментирование (встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Определенные эксперименты в условиях реального мира могут и должны быть выполнены. Но прямое экспериментирование такого типа дорого стоит и требует времени. Существуют бесчисленные критические ситуации, когда требуется принять решение, но нельзя экспериментировать в реальной жизни.);

ориентация управления на будущее (невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и может быть никогда не состоится, как и проводить прямые эксперименты. Однако многие руководители стремятся рассматривать только реальные и осязаемые, и это, в конечном счете должно выразиться в их повороте к чему-то видимому. Моделирование — единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать.).

Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы.

2. аналоговая (организационная схема, график);

3. математическая (использование символов для описания действия или объектов).

Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов:

3. проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления;

4. применение модели; обновление модели в процессе исследования или реализации.

Эффективность модели может быть снижена за счет ряда потенциальных погрешностей, к которым можно отнести недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, непонимание модели самими пользователями, чрезмерная стоимость создания модели и т.п.

Часто при моделировании применяется теория игр. Она первоначально разрабатывалась военными, чтобы учесть возможные действия противника. В бизнесе она применяется при моделировании поведения конкурента, особенно часто в связи с проблемами изменения ценовой политики.

Модель теории очередей (модель оптимального обслуживания). Эта модель используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребностям в этих каналах.

Модель управления запасами. Эта модель часто используется для оптимизации времени исполнения заказов, а также для определения необходимых ресурсов и площадей для хранения той или иной продукции. Цель этой модели — свести к минимуму отрицательные последствия при накоплении или дефиците тех или иных запасов продукции или ресурсов.

Модель линейного программирования. Эта модель применяется для определения оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих между собой потребностей.

Имитационное моделирование. Часто применяется в ситуациях слишком сложных для использования математических методов (маркетолог может создать модель модификации покупательских потребностей в связи с изменением цен товаров на рынке, и их дизайна).

Экономический анализ является одной из форм моделирования. Примером может служить экономический анализ эффективности той или иной фирмы.

Также существуют методы прогнозирования управленческих решений. Их можно использовать для прогнозирования, когда деятельность фирмы в прошлом имела определенные тенденции, которые можно и необходимо продолжить в будущем, а информации для выявления тенденций в рассматриваемом периоде прогнозирования недостаточно.

Одним из методов такого прогнозирования является анализ временных рядов. Он основан на допущении, что на закономерностях прошлого можно прогнозировать будущее. Этот метод выявляет тенденции прошлого и проецирует их в будущее.

Причинно-следственный метод применяется в ситуациях, когда имеется несколько неизвестных. Это исследование статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными.

Мнение жюри. Суть этого метода состоит в соединении и усреднении мнений экспертов в данной области.

Метод исследования информации сбытовиков, то есть когда торговые агенты на основе своего опыта предсказывают спрос на определенном целевом рынке.

Модель ожиданий. Она базируется на опросе потребителей и обобщении их мнений.

Метод Дельфи. Суть его заключается в том, что эксперты заполняют специальные опросники по рассматриваемой проблеме. Каждый из них индивидуально формирует свой прогноз. Затем эти прогнозы передаются всем экспертам, принимающим участие в обсуждении. Они знакомятся с мнением коллег. и возможно, корректируют свой предшествующий прогноз на базе новых идей или информации. Эта процедура повторяется три-четыре раза, пока в конечном итоге все эксперты не придут к единому мнению.

«Байесовский подход», базирующийся на известной теореме Байеса- используется при решение задачи в условиях неопределенности (когда то или иное действие или оба действия приводят к множеству возможных частных исходов, но вероятности этих исходов неизвестны).

Также широко распространено использование научного метода, то есть наблюдение, формулировка гипотезы, подтверждение достоверности гипотезы.

В настоящее время в условиях научно-технического прогресса практически каждая фирма имеет доступ к передовым информационным технологиям и эффективным средствам вычислительной техники. В этих условиях широкое распространение получили математические и программные методы оптимизации управленческих решений. В частности создаются Экспертные информационные системы, работающие на основе четко структурированных баз знаний и характеризующиеся большей точностью. Они позволяют значительно повысить долю программных решений и, как правило, требуют меньших затрат времени и других ресурсов. Но, надо заметить, что многие ситуации, в которых руководителю приходиться принимать управленческие решения, имеют свою специфику и множество важных нюансов, которые не может проанализировать машина — здесь необходимо участие человека.

источник

Факторы, принципы и подходы к изучению оптимизации управленческих решений. Организационно-управленческие условия возникновения оптимизации управленческих решений в ООО «Логистик». Оценка эффективности управленческих решений и меры по их оптимизации.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Принятие правильного решения — это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго знания и умения составляют компетентность любого руководителя. В зависимости от достигнутого уровня компетентности, говорят об эффективности работы менеджера.

Руководитель организации обычно приходит к пониманию необходимости оптимизации решения после того, как осознает наличие проблемы или возможности для изменения ситуации, обдумает ее и придет выводу о целесообразности действий. Если проблемами не заниматься, то они могут становиться острее либо исчезнуть. Неиспользованные возможности могут стать еще более значительными или исчезнуть. Иногда проблемы или возможности еще «не созрели» до решения. Они могут быть слишком неопределенными, чтобы ими заниматься.

Повышение эффективности управления практически тождественно росту эффективности управленческих решений на всех уровнях иерархии, так как принятие оптимальных решений представляет собой основной инструмент управляющего воздействия; именно в разработке, принятии, организации и контроле выполнения оптимальных решений заключается деятельность, как отдельных менеджеров, так и аппарата управления в целом. Вместе с тем задача оптимизации управленческих решений относится к числу наиболее сложных и спорных проблем управления и потому полностью еще не решена. В дальнейшем изучении нуждаются такие вопросы, как показатели оптимальности и факторы, влияющие на оптимизацию решений.

Поэтому тема курсовой работы является особо актуальной.

Объектом исследования является предприятие ООО «ЛОГИСТИК».

Предмет исследования — прием и методы оптимизации управленческих решений.

Целью работы является формулирование предложений по оптимизации управленческих решений в ООО «ЛОГИСТИК».

1. Изучение содержания оптимизации управленческих решений.

2. Рассмотрение факторов, принципов и подходов к изучению оптимизации управленческих решений.

3. Характеристика современных методов оптимизации управленческих решений.

4. Анализ особенностей разработки управленческих решений в ООО «ЛОГИСТИК».

5. Выявление направлений совершенствования оптимизации управленческих решений.

ГЛАВА 1. Научные основы формирования оптимизации управленческих решений

1.1 Факторы, принципы и подходы к изучению оптимизации управленческих решений

Наилучший вариант решения, принятого на одном из уровней управляющей системы по какому-либо вопросу, называют оптимальным, а процесс поиска этого варианта — оптимизацией. Сложность и взаимозависимость технических, организационных, социально-экономических и других аспектов управления современным производством приводят к тому, что принятие управленческого решения неизбежно затрагивает десятки и даже сотни разнообразных факторов, настолько переплетающихся друг с другом, что выделить и проанализировать их отдельно обычными аналитическими методами невозможно. Многие факторы, определяющие или влияющие на выбор решения, по своей природе не поддаются количественной характеристике, другие — практически не могут быть измерены. Всё это сделало необходимой разработку специальных методов, облегчающих выбор управленческих решений в сложных технических, организационных, экономических задачах (методы исследования операций, экспертные оценки и др.).

Понятие «решение» в научной и учебной литературе трактуется по-разному. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки данного понятия заключается в том, что каждый раз в него вкладывают смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.

Оптимальное решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:

ѕ возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;

ѕ наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;

ѕ необходимость волевого акта ЛПР при выборе решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

Теория принятия решений по экономическим проблемам основана на предположении, что все ЛПР являются «экономически мыслящими» людьми, т.е. в пределах, допустимых законами, морально-этическими стандартами, они стараются максимизировать результаты производственно-хозяйственной деятельности фирмы (например, прибыль).

Однако в жизни ЛПР не всегда стремится максимизировать экономический результат. Вместо этого ЛПР принимает «удовлетворительные», «достаточно хорошие» решения. В этом случае при принятии решений могут использоваться такие критерии, как «приемлемая величина прибыли», «надежное выполнение плана».

Основными параметрами оптимизации управленческого решения считаются:

ѕ показатель энтропии (количественной неопределенности проблемы);

ѕ степень риска вложения инвестиций;

ѕ вероятность реализации решений по показателям качества, затрат и продолжительности;

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

ѕ степень адекватности теоретической модели фактическому объекту моделирования.

В производственных системах люди часто сталкиваются с разнообразными ситуациями, требующими решений. Поведение человека, принимающего решение, и само решение во многом зависят от структуры и объективных характеристик ситуации, применительно к которой он принимает решение. Ситуации являются частью окружающей среды, в которой действует человек, и для их анализа требуется предварительное знание характеристик этой среды.

Оптимизацию управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат, который зависит от ряда факторов:

· качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации);

· рационального характера принимаемого решения;

· своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;

· соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;

· квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;

· готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.

Для того чтобы быть оптимальным, т.е. достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:

1. единство целей — непротиворечивость решения ранее поставленным целям. Для этого должна быть проведена структуризация проблемы и построение дерева целей;

2. обоснованность и правомочность — аргументированность и обоснованность решения, а также соответствие прав и обязанностей органов принятия решения. Аргументы по возможности должны носить формализованный характер (содержать статистические, экономические и другие данные). Для достижения научной обоснованности и правомочности необходимо обеспечить:

— применение к разработке решения научных подходов менеджмента;

— изучение влияния экономических законов на эффективность решения;

— применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования для каждого решения.

3. ясность формулировок — ориентация на конкретного исполнителя;

4. краткость формулировок принятого решения — выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем;

5. гибкость — существование алгоритма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, описания состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;

6. своевременность и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения;

7. объективность — менеджеры не должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вариантов решений. Для этого необходимо:

— получить качественную информацию, характеризующую систему разработки решения;

— обеспечить сопоставимость (сравнимость) вариантов решений;

— обеспечить многовариантность решений;

— достичь правовой обоснованности принимаемого решения;

8. возможность верификации и контроля, отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно когда это известно еще на стадии разработки решений, могут делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной;

9. автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений — использование средств вычислительной техники, что значительно сокращает время разработки решения и повышает его обоснованность;

10. ответственность и мотивация при принятии качественного и эффективного решения;

11. наличие механизма реализации — содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений.

Кроме того, чтобы быть оптимальным, управляющее решение должно быть устойчивым в эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным) и гибким — предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, сделают эффективное управленческое решение неэффективным.

Оптимизация управленческих решений определяется, как уже отмечено выше, действием множества факторов технического, организационного, экономического и социально-психологического характера, влияние которых неоднозначно и проявляется на разных стадиях процесса разработки и реализации решений.

Но в целом можно считать, что основными из них являются:

1. Компетентность и опыт работы принимающего решения;

2. Степень информированности ЛПР;

3. Уровень коллегиальности в процессе разработки решения;

4. Факторы, удельный вес контролируемых решений;

5. Степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывавших решение, в его реализации;

7. Характер и степень ответственности руководителей за результаты решения.

В результате анализа работ ряда отечественных и зарубежных ученых можно выделить ряд принципов, являющиеся исходными положениями оптимизации решений:

4. Анализ производных показателей эффективности.

5. Соответствие поставленным целям и задачам.

6. Минимизация риска принятия неправильного решения.

7. Информационная достаточность.

Принцип объективности требует при проведении экономической оценки обеспечить реалистичность, беспристрастность и непредвзятость оценки. Результаты анализа должны быть представлены в тождественных величинах. Последнее может контролироваться разными способами: дезагрегацией показателя или соединением динамик частных характеристик в динамику сводного и обобщающего показателя эффективности.

Принцип однозначности предполагает, что существует только одно представление относительно эффективности решения (или одной из рассматриваемых альтернатив) и определяет недопустимость состояний следующего рода: «по показателю «А» эффективность выросла, а по показателю «Б» снизилась.

Принцип своевременности выражается в необходимости экономической оценки в тот момент, когда при отрицательных тенденциях еще можно принять меры к недопущению снижения эффективности, что не исключает проведения экономической оценки по окончании календарных периодов, итоговых.

При анализе производных показателей эффективности выявляется изменение темпов роста эффективности. Растущая эффективность при снижении темпов является отрицательным явлением и наоборот, снижающуюся эффективность, если темпы падения затухают, следует оценивать положительно.

Соответствие результатов экономической оценки эффективности поставленным целям и задачам дает возможность определить степень справедливости принимаемого решения, обеспечить строгую подчиненность данного решения общей цели, и, как следствие облегчает задачу выбора одной из рассматриваемых альтернатив решения проблемы, создает целостность процесса принятия маркетингового решения.

Минимизация риска принятия неправильного решения. Любое решение, как экономическое мероприятие, несет риск возможного убытка или неудачи при осуществлении данного решения, обусловленные изменчивостью рыночной конъюнктуры. Таким образом, при принятии решений должна быть произведена оценка риска и вероятности его наступления. Цель — минимизировать риск выбора неправильного решения из альтернативных вариантов.

Принцип информационной достаточности считается исходным для принятия обоснованных решений. На этапе выбора лучшего варианта решения из альтернативных и окончательном принятии выбранного решения лицу, принимающему решения необходимо, опираться на соответствующие информационные потоки.

Поэтому наличие исчерпывающей информации о возможных результатах принимаемого решения позволит заранее предусмотреть и подготовиться к конкретным рыночным ситуациям, знать внешние возможности, угрозы, внутренние силы и опасности, а также устранить ту беспокойность и тревожность от внешней неопределенности, которая приводит в конечном результате к экономическим потерям.

Принцип гибкости и маневренности при оценке эффективности решений подразумевает мониторинг экономических факторов, влияющих на оценку и корректировку решений с целью своевременного реагирования на все происходящие изменения. Данный принцип имеет большое значение, так как предпосылкой эффективного функционирования предприятия являются качественно принятые решения на основе постоянного анализа факторов окружающей среды.

Каждый из вышеназванных принципов может быть использован отдельно, но максимальная эффективность может быть достигнута при совместном и взаимодополняющем соблюдении принципов, что позволяют сформировать правила, с помощью которых проведение оценки экономической эффективности в соответствии с поставленными целями и задачами позволит выбрать решение наиболее соответствующее рыночным реалиям и внутреннему развитию предприятия.

Несмотря на взаимозависимость принципов, можно разделить их на две группы: базовые принципы и дополнительные. Базовые принципы являются справедливыми для принятия любого управленческого решения, в то время как дополнительные в большей мере справедливы при принятии решений.

К базовым можно отнести объективность, однозначность, своевременность, гибкость и маневренность. К дополнительным отнесем:

1. минимизация риска принятия неправильного решения;

2. информационная достаточность результатов экономической оценки для принятия решения;

3. согласованность экономической оценки с поставленными целями и задачами;

4. использование вторых производных показателей эффективности.

оптимизация управленческий организационный решение

1.2 Современные методы оптимизации управленческих решений

Существует множество методов, с помощью которых может быть принято управленческое решение. Вот некоторые из них.

1. Декомпозиция. Представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов.

2. Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.

3. Экспериментальные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.

4. Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока эксперты не придут к общему мнению, либо перейдет к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения наивысшей эффективности.

5. Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.

6. Линейное программирование.

7. Имитационное моделирование.

8. Метод теории вероятности.

9. Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности.

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице 1.

Таблица 1. Классификация управленческих решений

Группы Управленческих решений

Степень повторяемости проблемы

Прогнозируемые последствия решения

Количество критериев выбора

Характер использованной информации

В практическом менеджменте основными методами анализа являются:

4. метод цепных подстановок;

7. функционально-стоимостный анализ;

9. экономико-математические методы.

Важнейшим моментом первого этапа моделирования является четкая формулировка конечной цели построения модели, а также определение критерия, по которому будут сравниваться различные варианты решения.

Такими критериями в системе менеджмента могут быть:

1. Максимизация полезного эффекта товара при ограничении совокупности затрат;

2. Максимизация прибыли фирмы при условии, что качество товара не снизится;

3. Снижение себестоимости товара при условии, что его качество не снизится, затраты у потребителя не увеличатся;

4. Рост производительности труда, улучшение использования оборудования или материалов, повышение оборачиваемости оборотных средств при условии, что качество товара не снизится и другие критерии не ухудшатся.

Таким образом, в качестве критерия оптимизации может быть целое или любой компонент прибыли, эффективности товара, объема рынка при условии, что другие компоненты при этом не ухудшатся.

Не для всякой экономической задачи нужна собственная модель. Некоторые процессы с математической точки зрения однотипны и могут описываться одинаковыми моделями.

Например, в линейном программировании, теории массового обслуживания и других существуют типовые модели, к которым приводится множество конкретных задач.

Вторым этапом моделирования экономических процессов является выбор наиболее рационального математического метода для решения задачи. Например, для решения задач линейного программирования известно много методов: симплексный, потенциалов и др. Лучшей моделью является не самая сложная и самая похожая на реальное явление, а та, которая позволяет получить самое рациональное решение и наиболее точные экономические оценки. Излишняя детализация затрудняет построение модели, а излишнее укрупнение модели приводит к потере существенной экономической информации, к неадекватному отражению реальности.

Третьим этапом моделирования является всесторонний анализ результата, полученного при изучении экономического явления. Окончательным критерием достоверности и качества модели являются практика, соответствие полученных результатов и выводов реальным условиям, экономическая содержательность полученных оценок. Если результаты не соответствуют реальным условиям, то необходим анализ причин несоответствия, в качестве которых могут быть недостоверность информации, несоответствие модели экономическим условиям и др. По результатам анализа причин несоответствия экономико-математическая модель корректируется и решение задачи повторяется.

Под прогнозированием в менеджменте понимается непосредственно процесс разработки прогнозов, т.е. научно обоснованных суждений о возможных состояниях объекта, путях и сроках его видоизменений. Функционально прогноз в управлении представляется как предплановая разработка многовариантных моделей развития объекта управления.

Прогноз носит вероятностный характер и может претерпевать изменения под воздействием меняющихся условий внешней и внутренней среды организации.

Наиболее важными задачами прогнозирования:

1. разработку прогноза рыночной конъюнктуры;

2. выявление экономических и иных тенденций оказывающих влияние на рыночную конъюнктуру и масштабы полезного эффекта;

3. выбор метода и временных ориентиров прогнозирования;

4. экономическое обоснование разработки или совершенствования выпускаемой продукции и т.п.

К основным функциям прогнозирования относят:

Работы по прогнозированию должны обеспечивать оперативную разработку вариантов изменения характеристик изучаемого объекта, условий его функционирования и т.п. В связи с этим, их организация должна соответствовать следующим принципам: адресность, сбалансированность, параллельность, непрерывность, прямоточность, адекватность, управляемость, альтернативность и адаптивность.

Методы оптимизации управленческих решений подразделяются на:

1. математическое моделирование;

2. метод экспертных оценок;

3. метод мозгового штурма (мозговая атака);

Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Широкое использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения.

Основными этапами оптимизации управленческого решения с помощью математических методов являются:

2. Выбор критерия эффективности, который должен выражаться однозначно, например определенным числом, и отражать меру соответствия результатов решения поставленной цели.

3. Анализ и измерение переменных величин (факторов), влияющих на величину критерия эффективности.

4. Построение математической модели.

5. Математическое решение модели.

6. Логическая и экспериментальная проверка модели и полученного с ее помощью решения.

7. Разработка рекомендаций по практическому использованию полученных результатов.

Метод экспертных оценок представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок. Экспертное заключение оформляется в виде документа, в котором фиксируются ход исследования и его итоги. Во введении указывается: кто, где, когда и в связи с чем организует и проводит экспертизу. Далее фиксируется объект экспертизы, указываются методы, примененные для исследования, и полученные в результате исследования данные. В заключительной части содержатся выводы, рекомендации и практические меры, предлагаемые экспертами.

Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами.

Наиболее эффективно применение метода экспертных оценок при анализе сложных процессов, имеющих в основном качественные характеристики, при прогнозировании тенденций развития торговой системы, при оценке альтернативных вариантов решения.

Метод мозгового штурма (мозговая атака) применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются следующие правила:

1. все высказываются по очереди;

2. говорят лишь тогда, когда могут предложить новую идею;

3. высказывания не критикуются и не осуждаются;

4. все предложения фиксируются.

Обычно этот способ позволяет быстро и правильно решить возникшую проблему.

Разновидностью метода мозгового штурма является мнение жюри. Суть этого метода состоит в том, что к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующие между собой. Например, к решению о выпуске нового товара привлекаются менеджеры производственного, коммерческого и финансового подразделений фирмы. Применение данного метода способствует генерированию новых идей и альтернативных вариантов.

Одним из методов оптимизации управленческих решений в условиях рыночной конкуренции является использование методов, используемых в теории игр, суть которых состоит в моделировании воздействия принятого решения на конкурентов. Например, если с помощью теории игр руководство торговой фирмы приходит к выводу, что в случае повышения цен на товары конкуренты не сделают того же, то, вероятно, целесообразно отказаться от решения повысить цены, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.

Методы оптимизации управленческих решений могут дополнять друг друга я использоваться комплексно при выработке важных управленческих решений.

Выбор методов оптимизации управленческих решений в значительной мере зависит от информационного обеспечения менеджмента.

Во многих японских компаниях в той или иной мере использовалась система принятия решений «рингисэй», обеспечивающая углубленную проработку и согласование решений.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Классическая процедура «рингисэй» предусматривала многократное согласование подготавливаемого решения на нескольких уровнях управления, начиная с рядовых сотрудников (одному из них поручается составление предварительного проекта решения) и кончая высшими руководителями, утверждающими решение, прошедшее все стадии согласования. Согласование включает консультации на уровне рядовых сотрудников различных отделов (их проводит работник, отвечающий за подготовку предварительного проекта решения), на уровне руководителей отделов и иных подразделений (осуществляются в форме циркуляции проекта решения по всем отделам, имеющим отношение к данному вопросу), а затем более высокими руководителями — заместителями и начальниками управлений или департаментов. К концу циркуляции документ-проект оказывается завизированным личными печатями десятков начальников различных рангов. В случае возникновения несогласия в ходе подготовки решения на том или ином уровне собираются консультативные совещания руководителей соответствующего уровня, в ходе которых вырабатывается согласованная позиция. Подобная практика подготовки решений является достаточно сложной и длительной, но большинство японских корпораций идут на такое замедление принятия решений, рассчитывая на то, что процедура «рингисэй», обеспечивающая согласование действий на стадии принятия решения, облегчает координацию их последующего выполнения.

Система имеет безусловные плюсы. Однако, она не лишена и некоторых недостатков. Считается, что процедура должна обеспечить приток новых идей и свободу мнений при обсуждении решений. Но так происходит не всегда. Иногда в условиях жесткой иерархии и почтения к начальству подобный процесс сводится к попыткам подчиненных предугадать мнение руководителей, чем к продвижению их самостоятельной точки зрения. В таком виде система «рингисэй» часто превращалась в сложный и не всегда полезный механизм, отнимающий у руководителей и служащих разных рангов массу времени на согласование решений.

Поэтому происходит постепенное сокращение сферы влияния метода принятия решений «рингисэй». Это связано с рядом причин, — в том числе с широким распространением планирования и методов разработки бюджета в японских фирмах (за счет этого отпала необходимость принятия решений по многим, вопросам традиционным методом). Если учесть, что долгосрочное планирование используется, по имеющимся данным, на 83% японских фирм, то масштабы таких перемен достаточно ощутимы. На 63% японских фирм усилены полномочия отдельных лиц по принятию решений, что опять-таки привело к сокращению сферы «рингисэй». На 4% японских компаний к 1974 г. система «рингисэй» была ликвидирована вообще.

Современные методики расчета эффективности.

Многообразие методов требует включения в группу оценки различных специалистов и согласования методов, применяемых на различных этапах оценки.

Насколько эффективно управленческое решение, определяется определенными методами. Наиболее современными методами расчета эффективности управленческих решений являются:

— мeтoды кoллeктивнoй paбoты экcпepтнoй гpyппы;

— мeтoды пoлyчeния индивидyaльнoгo мнeния члeнoв экcпepтнoй гpyппы.

Методы коллективной работы экспертной группы предполагают получение общего мнения в xoдe coвмecтнoгo oбcyждeния peшaeмoй пpoблeмы. Иногда эти методы называют методами прямого пoлyчeния кoллeктивнoгo мнeния.

Основное преимущество этих методов заключается в возможности paзнocтopoннeгo aнaлизa пpoблeм. Нeдocтaткaми мeтoдoв являeтcя cлoжнocть пpoцeдypы пoлyчeния инфopмaции, cлoжнocть фopмиpoвaния гpyппoвoгo мнeния пo индивидyaльным cyждeниям экcпepтoв, вoзмoжнocть дaвлeния aвтopитeтoв в гpyппe.

Мeтoды кoллeктивнoй paбoты включaют мeтoды «мoзгoвoй aтaки», «cцeнapиeв», «дeлoвыx игp», «coвeщaний» и «cyдa».

Мeтoд «мoзгoвoй aтaки». Мeтoды этoгo типa извecтны тaкжe пoд нaзвaниeм кoллeктивнoй гeнepaции идей, мoзгoвoгo штypмa, диcкyccиoнныx мeтoдoв. Вce эти мeтoды ocнoвaны нac вoбoднoм выдвижeнии идей, нaпpaвлeнныx нa peшeниe пpoблeмы. Зaтeм из этиx идeй oтбиpaютcя нaибoлee цeнныe.

Дocтoинcтвoм мeтoдa «мoзгoвoй aтaки» являeтcя выcoкaя oпepaтивнocть пoлyчeния тpeбyeмoгo peшeния. Оcнoвным нeдocтaткoм eгo — cлoжнocть opгaнизaции экcпepтизы, тaк кaк инoгдa нeвoзмoжнo coбpaть вмecтe тpeбyeмыx cпeциaлиcтoв, coздaть нeпpинyждeннyю aтмocфepy и иcключить влияниe дoлжнocтныx взaимooтнoшeний.

Мeтoд «cцeнapиeв» пpeдcтaвляeт coбoй coвoкyпнocть пpaвил пo излoжeнию в пиcьмeннoм видe пpeдлoжeний cпeциaлиcтoв пo peшaeмoй пpoблeмe. Сцeнapий пpeдcтaвляeт coбoй дoкyмeнт, coдepжaщий aнaлиз пpoблeмы и пpeдлoжeния пo ee peaлизaции. Пpeдлoжeния в нaчaлe пишyт экcпepты индивидyaльнo, a зaтeм oни coглacyютcя и излaгaютcя в фopмe eдинoгo дoкyмeнтa.

Оcнoвным пpeимyщecтвoм cцeнapия являeтcя кoмплeкcный oxвaт peшaeмoй пpoблeмы в дocтyпнoй для вocпpиятия фopмe. К нeдocтaткaм мoжнo oтнecти вoзмoжныe нeoднoзнaчнocть, нeчeткocть излaгaeмыx вoпpocoв и нeдocтaтoчнyю oбocнoвaннocти oтдeльныx peшeния.

«Дeлoвы eигpы» ocнoвaны нa мoдeлиpoвaнии фyнкциoниpoвaния coциaльнoй cиcтeмы yпpaвлeния пpи выпoлнeнии oпepaций, нaпpaвлeнныx нa дocтижeниe пocтaвлeннoй цeли. В oтличиe oт пpeдыдyщиx мeтoдoв, гдe экcпepтныe oцeнки фopмиpyютcя в xoдe кoллeктивнoгo oбcyждeния, дeлoвыe игpы пpeдпoлaгaют aктивнyю дeятeльнocть экcпepтнoй гpyппы, зa кaждым члeнoм, кoтopoй зaкpeплeнa oпpeдeлeннaя oбязaннocть в cooтвeтcтвии c зapaнee cocтaвлeнными пpaвилaми и пpoгpaммoй.

Оcнoвным дocтoинcтвoм дeлoвыx игp являeтcя вoзмoжнocть выpaбoтки peшeния в динaмикe c yчeтoм вcex этaпoв иccлeдyeмoгo пpoцecca пpи взaимoдeйcтвии вcex элeмeнтoв oбщecтвeннoй cиcтeмы yпpaвлeния. Нeдocтaтoкзaключaeтcя в cлoжнocтиopгaнизaциидeлoвoйигpы в ycлoвияx, пpиближeнныx к peaльнoй пpoблeмнoй cитyaции.

Мeтoд «coвeщaний» («кoмиccий», «кpyглoгocтoлa») — caмый пpocтoй и тpaдициoнный. Он пpeдпoлaгae тпpoвeдeниe coвeщaния или диcкyccии c цeлью выpaбoтки eдинoгo кoллeктивнoгo мнeния пo peшaeмoй пpoблeмe. В oтличиe oт мeтoдa «мoзгoвoй aтaки» кaждый экcпepт мoжeт нe тoлькo выcкaзывaть cвoe мнeниe, нo и кpитикoвaть пpeдлoжeния дpyгиx. В peзyльтaтe тaкoгo тщaтeльнoгo oбcyждeния yмeньшaeтcя вoзмoжнocть oшибoк пpи выpaбoткe peшeния.

Дocтoинcтвoм мeтoдa являeтcя пpocтoтa eгo peaлизaции. Однaкo нa coвeщaнии мoжeт быть пpинятo oшибoчнoe мнeниe oднoгo из yчacтникoв в cилy eгo aвтopитeтa, cлyжeбнoгo пoлoжeния, нacтoйчивocти или opaтopcкиx cпocoбнocтeй.

Мeтoд «cyдa» являeтcя paзнoвиднocть юмeтoдa «coвeщaний» и peaлизyeтcя пo aнaлoгии c вeдeниeм cyдeбнoгo пpoцecca. В poли «пoдcyдимыx» выcтyпaют выбиpaeмыe вapиaнты peшeния, в poли «cyдeй» — лицa, пpинимaющиe peшeниe. В poли «пpoкypopoв» и «зaщитникoв» — члeны экcпepтнoй гpyппы. Рoль «cвидeтeлeй» выпoлняют paзличныe ycлoвия выбopa и дoвoды экcпepтoв. Пpи вeдeнии тaкoгo «cyдeбнoгo пpoцecca» oтклoняютcя или пpинимaютcя тe или иныe peшeния.

Мeтoд «cyдa» цeлecooбpaзнo иcпoльзoвaть пpи нaличии нecкoлькиx гpyпп экcпepтoв, пpидepживaющиxcя paзличныx вapиaнтoв peшeния.

Мeтoды пoлyчeния индивидyaльнoгo мнeния члeнoв экcпepтнoй гpyппы ocнoвaны нa пpeдвapитeльнoм пoлyчeнии инфopмaции oт кcпepтoв, oпpaшивaeмыx нeзaвиcимo дpyг oт дpyгa, c пocлeдyющeй oбpaбoткoй пoлyчeнныx дaнныx. К этим мeтoдaм мoжнo oтнecти мeтoды aнкeтнoгo oпpoca, интepвью и мeтoды «Дeльфи».

Оcнoвныe пpeимyщecтвa мeтoдa индивидyaльнoгo экcпepтнoгo oцeнивaния cocтoят в иx oпepaтивнocти, вoзмoжнocти в пoлнoй мepe иcпoльзoвaть индивидyaльныe cпocoбнocти экcпepтa, oтcyтcтвии дaвлeния co cтopoны aвтopитeтoв и в низкиx зaтpaтax нaэ кcпepтизy. Глaвным иx недоcтaткoм являeтcя выcoкaя cтeпeнь cyбъeктивнocти пoлyчaeмыx oцeнoк из-зa oгpaничeннocти знaний oднoгo экcпepтa. Мeтoд «Дeльфи», или мeтoд «дeльфийcкoгo opaкyлa», пpeдcтaвляeт coбoй итepaтивнyю пpoцeдy pyaнкeтнoгo oпpoca. Пpи этoм coблюдaeтcя тpeбoвaниe oтcyтcтвия личныx кoнтaктoв мeждy экcпepтaми и oбecпeчeния иx пoлнoй инфopмaциeй пo вceм peзyльтaтaм oцeнoк пocлe кaждoгo тypaoпpoca c coxpaнeниeм aнoнимнocти oцeнoк, apгyмeнтaции и кpитики.

Пpoцeдypa мeтoдa включaeт нecкoлькo пocлeдoвaтeльныx этaпoв oпpoca. Нa пepвoм этaпe пpoизвoдитcя индивидyaльный oпpoc экcпepтoв, oбычнo в фopмe aнкeт. Экcпepты дaют oтвeты, нeapгyмeнтиpyя иx. Зaтeм peзyльтaты oпpoca oбpaбaтывaютcя и фopмиpyeтcя кoллeктивнoe мнeниe гpyппы экcпepтoв, выявляютcя и oбoбщaютcя apгyмeнтaции в пoльзy paзличныx cyждeний.

Нa втopoм — вcя инфopмaция cooбщaeтcя экcпepтaм и иx пpocят пepecмoтpeть oцeнки и oбъяcнить пpичины cвoeгo нecoглacия c кoллeктивным cyждeниeм. Нoвыe oцeнки внoвь oбpaбaтывaютcя и ocyщecтвляeтcя пepexoд к cлeдyющeмy этaпy. Пpaктикa пoкaзывaeт, чтo пocлe тpex-чeтыpex этaпoв oтвeты экcпepтoв cтaбилизиpyютcя, и нeoбxoдимo пpeкpaщaть пpoцeдypy.

Дocтoинcтвoм мeтoдa «Дeльфи» являeтcя иcпoльзoвaниe oбpaтнoй cвязи в xoдe oпpoca, чтo знaчитeльнo пoвышaeт oбъeктивнocть экcпepтныx oцeнoк. Однaкo дaнный мeтoд тpeбyeтз нaчитeльнoгo вpeмeни нa peaлизaцию вceй мнoгoэтaпнoй пpoцeдyр.

Таким образом, в первой главе были рассмотрены факторы, принципы и подходы к изучению оптимизации управленческих решений, а так же современные методы оптимизации управленческих решений.

Глава 2. Анализ особенностей разработки управленческих решений организации в ООО «ЛОГИСТИК»

2.1 Организационно-управленческие условия возникновения оптимизации управленческих решений в ООО «Логистик»

Объектом исследования данной работы является общество с ограниченной ответственностью ООО «ЛОГИСТИК» является коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ. Основной вид деятельности- оказании логистических услуг полного цикла в Москве, Московской области и регионах России, на базе складских комплексов класса «А», в том числе:

1. Ответственное хранение с обработкой

2. Предпродажная подготовка

3. Организация складских комплексов

Общие складские площади — около 30 тыс.м2.

Среднегодовая численность работников составила 150 человек.

В 2010 г. предприятие получало стабильный доход от своего основного вида деятельности, то есть предприятие «ЛОГИСТИК» в данном периоде является прибыльным. Рентабельность — 15%. Ежегодный прирост прибыли -19%.

Миссия ООО «ЛОГИСТИК»: «Всеми силами способствовать развитию наших клиентов и расти вместе с ними»

Проанализируем внешнюю и внутреннюю среду предприятия.

Экономическая компонента макроокружения организации. Ситуация на рынке транспортно-логистических услуг России в ближайшие два года будет определяться динамикой экономического развития страны и прежде всего промышленного производства и оборота розничной торговли, темпы роста которых напрямую коррелируют с динамикой грузоперевозок и спросом на комплексные логистические услуги.

Объем рынка логистических услуг напрямую зависит от объема потребления товаров населением и производителями. Если снижается потребление, то меньше товара ввозится, хранится и незачем столько товаров производить. Текущее тяжелое положение в экономике страны и мира привело к снижению спроса на логистические услуги в связи с проблемами у клиентов и заказчиков логистических операторов. Современные тенденции оказывают отрицательное влияние.

Политическую компоненту макроокружения организации на данный этап времени в целом по стране можно охарактеризовать как стабильную. Можно сделать вывод, что на данном этапе времени существующие тенденции могут оказывать положительное влияние на организацию в целом.

Правовая составляющая ООО «ЛОГИСТИК» включает в себя Конституцию, законы и подзаконные акты как федерального, так и областного значения, постановления, которые регулируют деятельность юридических и физических лиц на всей территории страны. Правовая компонента макроокружения достаточно разработана и в полной мере соответствует нормальному функционированию организаций в современных условиях и положительно влияет на исследуемую организацию.

Социальная составляющая ООО «ЛОГИСТИК» характеризуется следующими тенденциями. Складывающаяся в социальной сфере ситуация оказывает значительное влияние на ООО «ЛОГИСТИК», так как развитие отрасли напрямую зависит от уровня потребления населения, что, в свою очередь, зависит от многих факторов, в частности, от уровня жизни, безработицы и т.д. Социальную обстановку вокруг ООО «ЛОГИСТИК» можно охарактеризовать как отрицательную.

Следующей составляющей макроокружения является технологическая компонента. Логистика, как система управления развивается на основе современных технических и технологических достижений в транспортно-складском хозяйстве и сфере управления. В целом в нашей стране технологический уровень в области логистики низкий. Компания ООО «ЛОГИСТИК» использует передовые технологические решения и на этом фоне ООО «ЛОГИСТИК» имеет очевидное преимущество.

Данная компонента оказывает двоякое влияние на ООО «ЛОГИСТИК». С одной стороны, при развитии технологий и повсеместного ее применения в фирмах-конкурентах снижается конкурентное преимущество ООО «ЛОГИСТИК», обладающего на данный момент самыми современными технологиями обработки товара и взаимодействия.

С другой стороны, внедрение новых технологических достижений оказывает положительное влияние на ООО «ЛОГИСТИК», но положительный эффект от внедрения передовых технологий может рассматриваться только в очень длительной перспективой.

По результатам анализа внешней среды составим список внешних возможностей и угроз, проранжирированные по убыванию степени их воздействия на организацию (табл.2).

Таблица 2. Внешние возможности и угрозы

Динамика эконом развития страны

Объектами анализа внешней среды прямого воздействия являются: структура и динамика отрасли и отдельных рыночных сегментов; позиция организации на рынке среди конкурентов.

Отрасль. Географические границы рынка логистических услуг определяются границами Российской Федерации. То есть клиенты компаний могут получить логистические услуги на всей территории страны, а также за ее пределами.

Стоимостной объем рынка складских услуг в 2010 возрос с $1,9 млрд. до $2,4 млрд., среднегодовой прирост — 13% (на уровне инфляции). Доходность бизнеса уменьшилась. Из-за давления долларовых ставок благодаря нестабильному курсу доллара, а так же в связи с падением стоимости логистических услуг многие логистические операторы балансируют между разорением и в лучшем случае управляемыми посильными убытками от своей деятельности. Тенденция снижения рентабельности в перспективе будет стимулировать более агрессивное поведение компаний и рост конкуренции на рынке.

К движущим силам данной отрасли можно отнести: изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли; технологические изменения; маркетинговые инновации; изменение потребительских потребностей и предпочтений.

Потребители в области логистических услуг — это компании, владельцы товаров, дистрибьюторы или производители, нуждающиеся в хранении товара и его доставке от/к месту хранения — это Клиенты логистический провайдеров. Нельзя сказать, что какие-то компании ушли с российского рынка, просто в связи с кризисом прошла перегруппировка и оптимизация объемов поставляемой и складируемой продукции.

Тем не менее, компании ООО «ЛОГИСТИК» имеет полный комплект клиентов, заполненность склада составляет 95-100% (в среднем по рынку у разных компаний разная наполняемость от 50 до 75% склада арендуемого оператором). В разработке находятся еще порядка 30 потенциальных клиентов, которыми компания собирается заполнить следующий склад, вводимый в эксплуатацию в 2011 году.

Степень внутриотраслевой конкуренции

Наиболее ожесточенная конкуренция возникает в области складской логистики, так как это область, наиболее освоенная российскими компаниями. Среди компаний предоставляющих более широкий спектр услуг рынок сегментирован ( медицина/ супермаркеты/ автозапчасти и проч), не насыщен и развитие в этой области происходит в соответствиями с темпами наращивания своих возможностей операторами. У ООО «ЛОГИСТИК» имеющего полный спектр услуг конкурентов заметно меньше, чем в среднем по рынку.

Вероятность появления новых конкурентов — новых компаний — из-за высокого порога входа на рынок считается маловероятным. Серьезно может рассматриваться только выход на российский рынок крупных иностранных компаний.

Поставщиками в нашем случае являются поставщики техники, оборудования, WMS систем, а так же поставщики складских площадей (арендодатели). Основной проблемой для арендодателей стало сокращение объемов финансирования проектов со стороны банков и инвестиционных фондов. Темпы прироста складских площадей снизились более чем в два раза. Что касается поставщиков оборудования и информационных систем, то общее ухудшение финансовой ситуации — приводит к снижению цен, что в данном случае является хорошим фактором.

В качестве товаров-заменителей может рассматриваться управление логистикой предприятий собственными силами самого предприятия. В связи с кризисом в целях экономии средств некоторые компании отказываются от услуг логистических операторов, несмотря на связанное с этим переходом снижение качества логистической цепочки.

Общее управление — Компания имеет четкую, но гибкую систему управления, настроенную на клиентоориентированном подход и центральном управлении сетью складов.

Производство и технология — в соответствии с внутренними принципами, все оборудование, техника приобретаются только новыми и обслуживаются авторизованными сервисными компаниями, это обеспечивает бесперебойную работу. Информационные системы, так же, обслуживаются сотрудниками, прошедшими обучение у производителя программного обучения. Постоянно ведется оптимизация технологических процессов.

Финансы — компания не имеет финансовых задолженностей и кредитной истории, что в условиях финансового кризиса является несомненным плюсом. Все денежные средства являются собственными (владельцев компании).

В области кадров и персонала присутствует некоторая текучесть персонала, особенно складского персонала, что, в принципе, является характерным для данной отрасли. Но, тем не менее, ведется постоянная работа по совершенствованию мотивационной программы персонала, учитывающей качество работы и производительность труда, по улучшению системы поиска и отбора персонала. За последние 2 год удалось повысить производительность труда на 67% за счет оптимизации технологических процессов и программы обучения и мотивации персонала.

Маркетинг — из-за высокой специализации предлагаемых услуг рекламные акции, направленные на массовую аудиторию неэффективны, поиск клиентов и система развития бизнеса не систематизирована.

Полученные результаты анализа внутренней среды организации представим в виде списка сильных и слабых сторон организации, упорядоченных по убыванию степени их значимости (табл.3).

Таблица 3.Сильные и слабые стороны организации

источник