Меню Рубрики

Анализ как метод исследования криминология

Своеобразие любой науки определяется особенностями ее предмета и метода исследования. В связи с тем что криминология относится к категории социально-правовых наук, система методов криминологического исследования характеризуется совокупностью приемов и способов изучения, заимствованных из смежных с ней наук, как юридических, так и социологических.

При характеристике системы методов криминологических исследований используются следующие термины.

  • 1. Метод – это приемы, способы и средства исследований, с помощью которых раскрываются закономерности, формы и содержание изучаемых явлений.
  • 2. Методика криминологического исследования – это совокупность приемов, способов и средств, позволяющих познать преступность, ее причины и условия, особенности личности преступника и разработать систему предупреждения преступности.
  • 3. Методология криминологического исследования – это учение о методах, способах, средствах научного исследования преступности, ее причин и условий, особенностях личности преступника и разработке системы предупреждения преступности.

Своеобразие объекта и предмета исследования обуславливают особенности методологии криминологических исследований.

В качестве базового метода познания и исследования криминология использует всеобщий метод диалектического познания.

В процессе исследования криминологических явлений применяются основные категории диалектики, такие как сущность и явление; единое, особенное и общее; необходимое и случайное; причины и следствия, а также основные философские законы. Данные законы диалектики позволяют охарактеризовать основные показатели преступности, сущность и классификацию ее причин, личность преступника.

В криминологии также используются общенаучные, частнонаучные методы и специальные криминологические методики.

Общенаучные методы – это способы, приемы, средства исследования процессов, закономерностей и явлений, используемые в различных отраслях научного знания. Общенаучные методы основываются на формальной логике.

В криминологическом исследовании используются следующие общенаучные методы познания:

  • • метод анализа;
  • • метод синтеза;
  • • метод индукции;
  • • метод дедукции;
  • • метод абстракции;
  • • метод выдвижения гипотез;
  • • системно-структурный анализ (системный подход);
  • • исторический метод;
  • • метод сравнения;
  • • статистический метод;
  • • метод обобщения и др.

Анализ – это разложение целого на части, позволяющее исследовать отдельные части целого, их взаимосвязи.

Анализ преступности – это процесс, заключающийся в единстве познания и оценки преступности на основании фактических данных о преступности.

Синтез – воссоединение целого из частей. Этот метод используется для исследования существующего многообразия связей и взаимозависимостей частей.

Индукция – это движение знания от единичных утверждений к общим выводам.

Под дедукцией понимается доказательство или выведение следствия из посылок.

Абстракция – это процесс мысленного выделения одних свойств и связей изучаемого явления и отвлечение их от побочных явлений.

Гипотеза – это недоказанное теоретическое предположение, заслуживающее проверки. Она должна согласовываться с научно обоснованными положениями криминологии и характеризоваться обоснованной вероятностью. Выдвижение гипотезы – необходимый этап криминологического исследования, требующий оценки уже имеющихся теоретических и эмпирических данных, их соотнесения с предметом, объектом и задачами исследования.

Системно-структурный подход позволяет исследовать преступность как определенное сложно организованное системное образование, имеющее определенную структуру, обусловленное определенным комплексом причин и условий, а не простую совокупность преступлений.

Исторический подход позволяет исследовать преступность в историческом развитии, ее особенности в различных исторических условиях, динамику ее изменения на различных этапах общественного развития. Значимые с точки зрения криминологии явления рассматриваются в аспекте их изменения во времени. Изучается прошлое, настоящее, прогнозируется будущее.

Метод сравнения используется в целях выявления сходства и различий преступности в разных государствах и регионах, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения и др. Метод сравнения основывается на использовании методов сходства и различия.

Статистический метод позволяет исследовать количественно-качественные показатели преступности и личности правонарушителей.

Метод обобщения – это отражение и формулирование тенденций, закономерностей, лежащих в основе познаваемого явления, процесса.

источник

Министерство образования РФ

Факультет дополнительного образования

По дисциплине “ Криминология”

Тема: “Криминологическое исследование”

2.1 Понятие криминологического исследования 4

2.2 Этапы и программа криминологического исследования 7

2.3 Основные методы криминологического исследования 9

2.4 Итоги и выводы криминологического исследования 13

Криминология изучает преступность, виды преступности, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.

Преступность в различных ее проявлениях включает: преступление или индивидуальное преступное поведение; отдельные виды преступности, выделяемые по объекту посягательств (государственная, хозяйственная), формам вины (умышленная и неосторожная); преступность представителей разных социальных групп (несовершеннолетних, женщин, предпринимателей); преступность в разных регионах; в разных сферах жизнедеятельности общества (экономической, политической, духовной); преступность в государстве в целом; преступность человеческого общества на конкретных этапах его существования.

Содержание криминологии как науки — это исследование и оценка преступности, ее изменений, региональных и социально-групповых различий, их оценка; исследование и оценка процессов детерминации и причинности соответствия преступности, ее изменений и различий; разработка рекомендаций по борьбе с преступностью, а также методологии и методики криминологических исследований.

Методология и методика любой науки имеет важное значение, так как они всегда привязываются к предмету исследования и определяют надежность и достоверность его результатов.

В данной работе будет дано понятие криминологического исследования, показаны этапы криминологического исследования, подробно рассмотрены основные методы криминологического исследования.

Понятие криминологического исследования.

Совокупность конкретных приёмов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, её причинах и условиях, мерах борьбы с ней, личности преступника, называется методикой криминологических исследований.

Стоящие перед криминологией как наукой проблемы и задачи, требующие разрешения, определяют и специфику конкретных методов исследований. Эти методы носят общенаучный характер и обусловлены тем, что криминология является социально-правовой дисциплиной. Однако методы эти применяются с учётом особенностей криминологии, кроме того, имеются методы, ориентированные на изучение специально криминологических проблем.

Криминология, описывая преступность, использует такие философские категории как общее, особенное и единичное. Преступность как относительно массовое явление представляет собой то, что на языке философии именуется общим.

Образующие его подвиды преступности (групповая преступность, преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков, насильственная преступность и др.) характеризуются своими, специфическими для подвида или группы преступлений, чертами. Подвиды преступности объясняются как особенное. Как преступность, так и ее виды реально существуют в виде совокупности уголовно-противоправных деяний, т.е. в массе своих единичных проявлений.

Объяснение единичного и массового проявления преступности становится более ясным, если использовать философские категории необходимого и случайного. Отдельное преступление всегда является случайным событием в том смысле, что оно могло и не иметь места. В целом о преступности этого сказать нельзя.

Большую роль в криминологии играют философские категории явления и сущности. Опираясь на философский закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы и общества, можно утверждать, что преступность не существует и не может изучаться изолированно, вне ее связи с иными социальными процессами.

В конкретном криминологическом исследовании используется комплекс различных методов, позволяющих решить сложные и неординарные задачи. Как правило, социальные объекты криминологического исследования – явления многоаспектные, требующие комплексного междисциплинарного подхода. В одном и том же социальном процессе представители различных гуманитарных наук могут увидеть различные аспекты изучения одного и того же объекта, однако едва ли юрист может выполнить работу психолога или экономист – социолога. Точно так же и криминолог, изучая преступность, используя методы социологии, статистики, психологии, не подменяет специалистов этих наук, а лишь реализует возможности, заложенные в междисциплинарных методах и подходах к проблемам. Обычно при проведении подобных исследований в исследовательский коллектив включаются специалисты смежных отраслей знания, оказывающие заметную помощь в достижении намеченного результата.

Задачей криминологического исследования является получение репрезентативного (представительного) по объёму, глубокого по информационному содержанию материала, основанного не на простой фиксации ряда криминологически значимых признаков, а на выявление глубинных, системообразующих связей между ними.

Методология криминологического исследования, как и любого другого, зависит от предмета и объекта исследования, стоящих перед исследователем задач. Предмет криминологического исследования — закономерности поведения преступника, их детерминации, причинности, подверженности различным воздействиям, а объект – преступность в различных проявлениях, продуцирующих ее влияние, и влияющие на ее явления, процессы, характер воздействия на преступность и последствия такого воздействия.

Если говорить в целом о методологии криминологического познания, то оно базируется на использовании диалектико-материалистического учения. При этом следует учитывать несколько аспектов. Преступность рассматривается как социальное явление, поэтому при ее исследовании используют методы социальных наук, например, социологии, социальной психологии.

Наряду с разнообразными социальными явлениями изучается и человек, но не с биологической точки зрения, а как член общества, продукт общественного развития. В с этим криминологи говорят о личности преступника. Преступность тесно связана со многими другими общественными явлениями, с так называемыми негативными отклонениями или различными формами социальной патологии, например, наркоманией, административными нарушениями. Криминология изучает преступность в ее движении и изменении, анализирует ее прошлое, настоящее, прогнозирует будущее. Развитие криминологически значимых явлений рассматривается, как процесс, в котором движение носит поступательный характер. Учитываются и внутренние противоречия, разные стороны изучаемых криминальных явлений. В криминологии, как и в обычных науках, важно следование правилу совпадения начального пункта в теории с начальным пунктом на практике.

Криминологическое исследование – это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с применением всех методов использования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии.

Поскольку криминология является социально-правовой наукой, в основу методики криминологических исследований должно быть положено сочетание социологических и правовых методов. Без этого нельзя выяснить значения и возможностей правовых мер в борьбе с преступностью, путей повышения их эффективности.

Этапы и программа криминологического

Качество и объём получаемой в процессе исследования криминологической информации очень во многом обусловлены организацией самого исследования. Структура любого исследования делится на методологический и организационный блок. Поиск нового должен быть строго ориентирован и, несомненно, должен быть целесообразным. Отсюда необходимость разработки программы, которая предполагает разбиение этой структуры на ряд более мелких элементов. В криминологическом исследовании наличествует сбор, анализ, обработка, интерпретация полученных сведений. При интерпретации материалов большое влияние оказывает человеческий фактор субъективности.

Криминологическое исследование носит плановый характер, исследователь заранее определяет характер и объём той информации, получение которой необходимо, определяет её основные источники.

Криминологическому исследованию предшествует подготовительный этап, а начинается оно с составления программы и плана. Программа исследования представляет собой научную основу всех осуществляемых исследовательских процедур на всех этапах исследования – сбора, обработки и анализа полученной информации, с целью получения в итоге теоретических и практически реализуемых выводов. Программа состоит из методологического и процедурного разделов. В методологическом разделе программы формулируются:

1. цель и задачи исследования;

4. ключевые понятия; описывается поставленная проблема, указываются источники информации

Процедурный раздел программы включает описание конкретных методов и техники сбора, обработки и анализа информации, возможных выводов и рекомендаций, способов их реализации,а также конкретный поэтапный план с указанием исполнителей и сроков исполнения. К программе прикладываются список литературы и образцы методик, схем, диаграмм, анкет.

Для выполнения программы составляется план криминологического исследования, определяются этапы его проведения, необходимые для проведения исследования мероприятия организационного характера, исполнители, средства материально-технического обеспечения.

В научном отношении программа исследования должна содержать в себе теоретическую основу, т. е. краткое описание самой проблемы на основе анализа всего уже имеющегося комплекса научных знаний, теорий, обобщения результатов ранее проведённых исследований, включающее выдвижение рабочих гипотез, т.е. научно обоснованных предположений, объясняющих характеристики исследуемого объекта. Данные гипотезы должны соответствовать целям и задачам исследования, не противоречить общей его логике. На основе имеющейся программы исследования производится разработка методических документов (методического инструментария), с помощью которых осуществляется сбор информации (анкеты, программы интервью, программы изучения уголовных дел и пр.).

При проведении криминологического исследования, как правило, выделяются следующие его этапы:

— подготовка исследования (включает разработку его программы, плана, комплекса методических документов, решения задач организационного и материально-технического обеспечения);

— сбор первичной информации (проведение интервью, анкетирования, экспертных опросов и т.п.);

— подготовка собранной информации к обработке;

-анализ полученной информации, подготовка итогового документа (отчёта; научного доклада; справки и пр.).

Основные методы криминологического исследования.

Систему методов криминологических исследований образуют теоретические и эмпирические методы. К теоретическим методам относятся философские, логические, исторические, сравнительные способы познания, системный и комплексный подходы. Большинство отечественных криминологов работает в рамках диалектико-материалистической парадигмы, изучающей явления в развитии, движущим источником которого являются противоречия.

Логические методы – это анализ и синтез, индукция, дедукция и др.

Системный подход требует рассмотрения изучаемых объектов в их целостности и единстве многообразных связей с другими явлениями или процессами.

Комплексный подход как метод исследования заключается в использовании достижений различных наук, привлечении специалистов различных областей знаний.

В криминологических исследованиях обязательно использование эмпирических методов: опросы населения (преступников, их жертв, иных лиц), тестирование, анализ уголовных дел, публикаций средств массовой информации, уголовной статистики и других документов. Эмпирические методы, используемые в криминологии, подразделяются на социологические, психологические, статистические и математические.

Рассмотрим основные методы криминологических исследований, начав с методов социологических, без применения которых не обходится практически ни одно исследование.

Метод опросов — это самый распространенный и часто используемый метод, он подразделяется на анкетирование, интервьюирование, социометрический опрос.

Наиболее часто встречающимся является анкетирование, анкетирование это заочный опрос. Значит, для проведения опроса надо составить соответствующую программу, с которой мы должны ознакомить респондента (опрашиваемого). Отсюда необходимость информации о том, как анкета составляется. Вопросы анкеты подразделяются на закрытые, открытые и полузакрытые в зависимости от наличия или отсутствия подсказок. Подсказка это возможный вариант ответа. Вопрос по общему правилу должен быть закрытым, какие называть варианты, ведь могут быть взаимоисключающие подсказки (связана со шкалированием ответов на вопрос, напр., высказывается суждение о том, что необходимо пересмотреть результаты приватизации и ответы шкалируются: а) категорично не согласен; б) скорее не согласен, чем согласен; в) затрудняюсь; г) скорее согласен, чем не согласен; д) категорически согласен). Вообще подсказки должны формулироваться от менее вероятного, к более вероятному, это еще одно правило при формулировании подсказки. Подсказки также должны быть равной степени длины (респондент склонен выбирать самые короткие) и разной степени конкретности (респондент склонен выбирать самые абстрактные).

Читайте также:  Какие анализы сдавать при выскабливании

Открытые вопросы формулируются в двух случаях: а) когда невозможно закрыть вопрос; б) не желаю навязать мнение, напр., если проснулись завтра президентом, здесь ведь беспредельное количество реализаций мечты.

Вопросы делятся на прямые и косвенные; вопросы-фильтры, они отделяют одну часть респондентов от других, напр., вы судимы? Да/нет, и на следующий вопрос напр., могут отвечать только судимые; контрольные вопросы позволяют оценить степень искренности, достоверности, компетентности; вопросы-ситуации, они моделируют ситуацию и предлагают ее решить.

Анкета должна начинаться с обращения, как преамбула к анкете она содержит три идеи: а) актуальность проблемы, напр., наркомания большая беда. ; б) как заполнять анкету, напр., подчеркивание избранного пункта или формулирование анкета; в) гарантии конфиденциальности.

Вопросы должны идти от простого к сложному и от более деликатного к менее деликатному. Первый вопрос должен заинтересовать респондента, и вообще хорошая анкета должна заполняться с интересом, и респонденту должно быть лестно, что к нему обратились для опроса. В данном случае рекомендуется задавать вопрос с точки зрения оценки ситуации, напр., как характеризуется ситуация с наркоманией (в лучшую, худшую сторону, остается стабильной).

Интервьюирование — это очный опрос. Интервью как способ получения информации более надежен, чем анкетирование, т.к. можно контролировать ситуацию. Процесс подготовки интервьюеров, это сложный процесс, важную роль играют внешние данные — его респектабельность, умение вызывать эмоциональное доверие со стороны потенциального респондента, также необходимо обладать соответствующими знаниями.

Первая задача интервьюера — установить эмоциональный контакт.

Вторая задача — известная формализация интервью, определенный скелет. Могут быть заданы уточняющие вопросы, расширяющие те сведения, которые чел получил.

Третья задача — побуждение к искренности респондента. Вызывается это не только располагающим видом, но и психологическими приемами, напр., подчеркнутая безликость психологическая интервьюера, он не должен высказывать свое мнение, он должен провоцировать опрашиваемого на ответы по заданным вопросам. Ни в коем случае интервьюер не должен высказывать негативного отношения к высказываемому опрошенным, наоборот, всегда надо поощрять. Можно выражать только то, что непонятен ответ, нужны пояснения для разъяснения ответа.

В хороших исследованиях метод интервью должен дополнять анкетирование, но надо помнить, что без интервью хорошее исследование невозможно.

Выделяются три вида интервью: формализованное, фокусированное, неформализованное (свободное). Формализованное интервью – самая распространённая разновидность интервьюирования. В его основе лежит детально разработанный вопросник (программа интервью), а все действия интервьюера жёстко регламентированы соответствующей инструкцией. Фокусированное интервью – менее стандартизированная процедура, целью которого является сбор оценок, мнений по поводу конкретного социального явления (например, преступности), его причин, последствий и пр. Свободное интервью отличается минимально возможной стандартизацией беседы интервьюера и респондента.

В криминологии используют и метод изучения документов путем контент-анализа (т. е. выделения ключевых признаков, их значений и последующего подсчета), публикаций СМИ, уголовных дел и других документов.

Другой метод – метод наблюдения – состоит в том, что сам исследователь воспринимает и описывает интересующие его факты, события, процессы, находясь вовне по отношению к ним (простое) или будучи их участником (включенное наблюдение).

Метод экспертных оценок заключается в получении мнений по поставленным вопросам научных и практических работников – специалистов в области борьбы с преступностью.

Эксперимент – это научно поставленный опыт с целью проверки гипотез, поиска эффективных средств воздействия на преступность. В криминологии использование эксперимента ограниченно.

Из психологических методов криминологи используют тестирование, т. е. выяснение психологических характеристик личности путем постановки перед обследуемым задач, вопросов, на которые он должен дать ответы, и социометрию, т.е. метрическое изучение эмоционально-психологических связей между людьми.

Одним из источников криминологической информации выступает государственная статистика и особенно ее уголовно-правовой раздел. Уголовная статистика — главный метод исследования, позволяющий выявлять закономерности и тенденции преступности, давать им количественную оценку.

Информация о преступности и деятельности по воздействию на нее отражается в документах первичного учета, а затем – в статистической отчетности. Основными формами статистического учета, изучаемыми криминологами, выступают карточки:

1. на выявленное преступление (форма № 1);

2. о результатах расследования преступления (форма № 1.1);

3. на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма № 1.2);

4. на лицо, совершившее преступление (форма № 2);

5. о движении уголовного дела (форма № 3);

6. о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4);

7. о результатах рассмотрения дела в суде (форма № б).

Статистическое исследование включает наблюдение, сводку, группировку и анализ. Статистическое наблюдение, т. е. учет и регистрация информации, может быть сплошным и выборочным. Выборочное исследование части явления (например, всех квартирных краж), чтобы быть таким же достоверным, как и сплошное наблюдение, должно отвечать научным требованиям репрезентативности и случайности. Репрезентативность означает, что выборка должна отражать, представлять закономерности целого. Чем больше выборка, тем точнее результаты. Массив выборки определяется на основе специальных таблиц или математических расчетов с тем, чтобы ошибка в результатах была не более 5%. Случайность выборки состоит в том, что заранее не определяется единица изучения, а обеспечивается равновероятное попадание в выборку любой и каждой единицы совокупности.

Сводка – это обработка первичных данных, а группировка – это распределение единиц совокупности на однородные, качественно различающиеся между собой группы по тем или иным признакам. Группировки могут быть типологические (расчленение на однородные группы по количественным и признакам) и аналитические (распределение по зависимости между двумя или более разнородными группами, например, взаимосвязи между преступлением и состоянием опьянения).

Итоги и выводы криминологического исследования.

Конечным результатом исследований должны быть практические выводы с предложениями, рекомендациями о совершенствовании практики борьбы с преступностью, улучшении деятельности правоохранительных органов и других субъектов профилактики.

Итогами массовых опросов (анкетирования, интервьюирования) являются анкеты и результаты интервью, на основании которых после их обработки делаются выводы.Объект исследования, локализованный во времени, на который распространяются выводы исследования, называется генеральной совокупностью. Таковой может быть, например, группа работников торговли и общественного питания области, совершивших в течение года обман покупателей. Результатом социологических методов криминологического исследования является получение полной и содержательной информации в какой-либо отрасли знания или практической деятельности по конкретным вопросам, представляющим интерес для исследователей.

Итогами уголовно-статистических методов являются количественные показатели, дающие характеристики преступности,- состояния, динамики, структуры, личности преступников, факторов, её обуславливающих, а также разработка рекомендаций по борьбе с ней. Научное и практическое значение уголовной статистики заключается прежде всего в возможности анализа закономерностей и тенденций преступности, их дальнейшей качественной оценки, на основе которой становится возможной разработка эффективных мер профилактического воздействия.

Важным итогом уголовно – статистических методов криминологического исследования является анализ преступности. Анализ преступности ставит своей задачей выявление основных качественных и количественных характеристик преступности, её устойчивых закономерностей и тенденций. Качественные характеристики преступности включают в себя показатели её распространённости и временных изменений, а также состояния и изменений её структурных элементов. Количественные характеристики выражают темпы изменения преступности, её видов, других структурных элементов во времени и пространстве.

Важнейшими итогами криминологических исследований являются также подготовка публикаций, выступления на конференциях, форумах, законотворческая деятельность.

Методология криминологического исследования, как и любого другого, зависит от предмета и объекта исследования, стоящих перед исследователем задач. Предмет криминологического исследования — закономерности поведения преступника, их детерминации, причинности, подверженности различным воздействиям, а объект – преступность в различных проявлениях, продуцирующих ее влияние, и влияющие на ее явления, процессы, характер воздействия на преступность и последствия такого воздействия.

Если говорить в целом о методологии криминологического познания, то оно базируется на использовании диалектико-материалистического учения. При этом следует учитывать несколько аспектов. Преступность рассматривается как социальное явление, поэтому при ее исследовании используют методы социальных наук, например, социологии, социальной психологии.

Наряду с разнообразными социальными явлениями изучается и человек, но не с биологической точки зрения, а как член общества, продукт общественного развития. Преступность тесно связана со многими другими общественными явлениями, с так называемыми негативными отклонениями или различными формами социальной патологии, например, наркоманией, административными нарушениями. Криминология изучает преступность в ее движении и изменении, анализирует ее прошлое, настоящее, прогнозирует будущее. Развитие криминологически значимых явлений рассматривается, как процесс, в котором движение носит поступательный характер. Учитываются и внутренние противоречия, разные стороны изучаемых криминальных явлений.

Криминологическое исследование – это один из видов социального исследования в его широком понимании. В данной работе были подробно рассмотрены этапы и программа криминологического исследования, различные методы криминологического исследования, итоги и выводы криминологического исследования.

1 Криминология: Учебник под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой. – М.: 1994

2 Криминология: Учебник. — М.: 1988.

3 Иванов А. К. Отечественная криминология: Курс лекций. – Саратов, 1996

4 Рябыкин Ф. К. Криминология и предупреждение преступлений: Учебное пособие. – М., 1993

5 Новиченко А. С. Методологические основы познания преступности. – М., 1991.

источник

1. Общая характеристика методик, применяемых в криминологических исследованиях.

2. Выборочное исследование.

3. Статистические методы в криминологических исследованиях.

4. Опрос и его виды в криминологическом исследовании.

5. Социометрия и ее использование в криминологии.

6. Организация и этапы криминологического исследования.

Одним из необходимых условий проведения криминологического исследования является использование определенных методов или совокупности методов, с помощью которых изучаются разнообразные конкретные проблемы преступности.

Методика– это совокупность технических приемов, способов сбора и анализа информации о преступности, ее причинах и личностях преступников, а также о мерах борьбы с преступностью. Результатом криминологических исследований должны быть практические выводы с рекомендациями, предложениями по повышению эффективности борьбы с преступностью, по составлению программ предупреждения преступности и совершенствованию законодательства и т. п.

Криминология использует для исследования проблем преступности разнообразные частнонаучные методы. Эти методы довольно многочисленны и в большинстве случаев отнюдь не криминологические. Многие конкретные методы заимствуются из таких наук, как социология, психология, юридические науки, статистика, демография, экономика.

Применительно к современной криминологии все методы условно можно классифицировать на три группы: 1) методы, используемые в юридических науках (исторический, сравнительный, логический, системный, статистический); 2) методы, используемые в социологии (наблюдение, опрос, эксперимент, экспертные оценки, контрольная группа, документальный метод); 3) методы, используемые в психологии (социометрия, тестирование).

Применение тех или иных методов в любом криминологическом исследовании на различных объектах (социальная группа, район, город и т. д.) обусловливается предметом, целями и задачами изучения.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в науке нет универсальных методов; каждый метод имеет как положительные стороны, так и недостатки. Поэтому необходимо сочетать методы по принципу подкрепления, дополнения и взаимоконтроля.

Сущность выборочного исследования состоит в том, что целое описывается на основе ее части; изучается только часть всей совокупности, а полученная информация используется для характеристики всей совокупности.

Теория статистики утверждает, что при достаточно большом числе наблюдений могут быть установлены и измерены закономерности, которые характерны для всей изучаемой совокупности (генеральной совокупности). Конечно, между результатами сплошного и выборочного изучения будут определенные расхождения, называемые ошибкой репрезентативности. Пределы допустимой ошибки обусловлены целями исследования. Практика криминологических исследований показывает, что в тех случаях, когда требуется повышенная точность результатов исследования, допускается ошибка выборки от 2 до 3%, обычная точность допускает 3-10%.

Вместе с тем, опираясь на установленные теорией статистики формулы и разработанные специальные таблицы, можно всегда рассчитать величину этой ошибки и определить число единиц, включенных в выборку, с тем чтобы ошибка не превышала пределов, допустимых при оценке ситуации. Кроме того, чем больше выборка (в % отношении ко всей совокупности), тем точнее результаты, меньше ошибка репрезентативности и, с другой стороны, чем более однородная совокупность, тем меньше может быть выборка.

При выборочном методе важно, чтобы единицы, составляющие эту часть, были отобраны в случайном порядке, т. е. независимо от воли или склонности исследователя. Для этого каждая единица отобранной части от всей совокупности должна иметь одинаковую возможность быть отобранной. Математическая статистика рекомендует ряд методов, среди которых наиболее часто в криминологических исследованиях применяются такие способы выборки, как случайная и по принципу квот. Так, сущность случайной выборки состоит в том, что заранее не определяется единица наблюдения, а обеспечивается равновероятное попадание в выборочную совокупность любой и каждой единицы наблюдения (например, из общего количества дел о кражах отбирается каждое 10-е).

Значение выборочного метода (выборки) обусловливается тем, что исследователям нередко затруднительно проводить сплошное обследование всей совокупности, требующее много времени, сил и средств. Выборочный метод фактически всегда используется при опросах граждан, работников правоохранительных органов, заключенных, преступников, а также при изучении уголовных дел в целях получения интересующей нас информации по проблемам преступности, ибо невозможно опросить или изучить столь многочисленные группы указанных лиц и значительное количество уголовных дел.

Преступность – это массовое социальное явление. Поэтому именно с помощью статистического метода можно собрать и обобщить информацию о количественных характеристиках преступности, ее причинах и условиях, о личности преступника. Эта информация позволит обнаружить закономерности, типические черты изучаемых явлений, зависимости между изменениями одних и других. В результате можно получить необходимые данные для разработки различных мер предупреждения преступности, для оценки эффективности действующей системы мер борьбы с ней.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Статистический метод в криминологических исследованиях включает в себя, как правило, три этапа.

1. Первый этап – сбор необходимой первичной массовой информации. Исследователь может получить ее из статистических карточек и статистических отчетов, имеющихся в органах МВД, прокуратуры, юстиции и суда, а также из материалов анкетирования, интервью, уголовных дел, эксперимента и т. д.

2. Второй этап заключается в сводке и группировке (классификации) всей массы собранных данных первичного учета. На этом этапе первичные данные систематизируются, подсчитывается их количество и затем группируются по различным признакам (например, по видам преступлений, по полу и возрастным группам), проводится подсчет по этим признакам, что сводится воедино в статистическом отчете, таблицах, схемах, диаграммах.

Различают три вида группировок:

Типологическиегруппировки – это группировки, распределяющие изучаемую совокупность на однородные в качественном отношении типы (например, группировки по видам преступлений, по месту совершения преступлений). Вариационные группировки распределяют исследуемые явления по количественному (варьирующему) признаку. Этот вид группировок применяется при изучении возрастного состава преступников, сроков лишения свободы, рецидива и т. д. Аналитические группировки ставят перед собой цель установить взаимосвязь между изучаемыми явлениями, например между преступностью и пьянством, преступностью и семейным положением, преступностью и образованием и т. д.

3. На третьей стадии статистической работы анализируются собранные и сгруппированные данные о преступности при помощи обобщающих показателей. Это процесс и результат сравнения, изучения полученных первичных и сгруппированных цифровых данных, их обобщения для установления взаимосвязей и закономерностей криминологически значимых явлений и процессов. Абсолютные величины, даже будучи сгруппированными, часто не позволяют выявить реально существующие взаимосвязи. Поэтому, прежде чем приступить к логическому и качественному анализу разгруппированных абсолютных данных (величин), необходимо привести их в сравнимый вид, т. е. преобразовать в обобщающие показатели.

Выполнение описательной задачи криминологического исследования завершается вычислением комплекса показателей, характеризующих состояние преступности, ее структуру, характер и динамику за ряд лет; дается ее количественно-качественная характеристика. После этого переходят к выполнению аналитической задачи, собственно анализу. Он состоит в интерпретации полученной цифровой информации, в ходе которой формулируются выводы о существующих связях и зависимостях между теми и другими явлениями и процессами; соотносятся полученные данные с уже имеющимися и доказанными и т. д. На этой основе вырабатываются рекомендации и предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью.

Опрос является одним из распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни. Его цель состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов). В криминологических исследованиях при помощи опроса изучаются, как правило, конкретные причины и условия преступности, личности преступника и потерпевшего, эффективность применяемых мер предупреждения преступности, престиж правоохранительных органов, уровень правосознания различных социальных групп населения, их отношение к проблемам борьбы с преступностью и др.

Все разнообразие методов опроса, применяемых в криминологии, можно свести к двум основным видам:

При анкетировании информация собирается путем получения письменных ответов на заранее разработанный вопросник (анкету). Интервью – это беседа, в процессе которой опрашиваемый (респондент) отвечает на поставленные исследователем вопросы.

Качество получаемой информации при анкетировании и интервьюировании во многом зависит от правильно сформулированных вопросов, организации и техники опроса. Вопросы в анкете или при интервью – это инструмент регистрации первичных фактов. Характер вопросов определяется целями и задачами исследования. Вопросы могут быть открытыми (свободное изложение ответа) и закрытыми, должны быть предусмотрены определенные варианты ответов по типу: «да», «нет», «не знаю» и т. д.

Как правило, анкета должна состоять из трех частей: вступление, где в общей форме изложены цели и задачи данного исследования, название организации, его проводящей; основная часть, в которой содержаться сами вопросы; заключение, где отражаются общие сведения о респонденте.

Различают два вида интервью: формализованное и свободное. При формализованном интервью вопросы заранее подготавливаются исследователем по типу анкет, ставятся перед опрашиваемым и ответы записываются не обследуемыми лицами, а исследователями. Свободное интервью не требует предварительной разработки вопросника (анкеты) беседы. Исследователю необходимо лишь понимание того, какую информацию он должен получить, насколько она нужна для решения задач криминологического исследования.

Метод экспертных оценок заключается в получении мнений, излагаемых по определенным вопросам группой специально отобранных экспертов из числа научных и практических работников, хорошо знающих проблемы борьбы с преступностью. Он достаточно широко используется для оценки уровня латентной преступности, прогнозирования преступности, изучения эффективности норм уголовного права, причин изменений в динамике преступности и др.

Основная задача при использовании данного метода состоит в том, чтобы сформулировать вопросы, правильно отобрать экспертов и организовать с ними работу. Число экспертов определяется задачами исследования, сложностью изучаемой проблемы и др.

Существуют две основные формы опроса экспертов: 1) индивидуальные и 2) групповые. Опросы могут быть очные и заочные, письменные и устные, по общим и частным вопросам. Опросы позволяют получить серию отдельных и коллективных мнений по конкретным вопросам изучаемой криминологической проблемы. Ответы экспертов обобщаются, анализируются; подсчитываются количественные оценки факторов (если они были указаны); определяются средние значения.

При исследовании отдельных криминологических проблем может применяться метод контрольной группы. Главное в этом методе заключается в том, что отбираются две или более группы, одна из которых является основной (экспериментальной), а другая – контрольной. Причем группы должны быть тщательно уравнены по всем признакам, кроме изучаемого. Сравнение результатов исследования основной и контрольной группы показывает, типичны ли установленные закономерности для основной группы.

Контрольная группа (или группы) является тем необходимым фоном, на котором выявляются и анализируются количественные и качественные признаки изучаемого явления. Например, исследование группы несовершеннолетних преступников показало, что 78% из них проживали в семьях, имевшие отдельные квартиры. Большой это процент или нет, влияют ли жилищные условия на совершение преступлений несовершеннолетними? Обратимся к контрольной группе – к такому же числу подростков, не совершивших преступлений. Проверка показала, что 75% этих несовершеннолетних проживает в семьях, также имеющих отдельные квартиры. Отсюда можно сделать вывод, что жилищные условия как таковые не играют большой роли в преступности несовершеннолетних.

Важную роль в методе контрольной группы играет соблюдение строгости в выравнивании групп по определенным признакам. Пренебрежение к выравниванию групп может привести к смещению и недостоверности результатов по всем исследуемым параметрам.

Социометрическое исследование есть метрическое изучение эмоционально-психологических связей между людьми. Социометрический метод – это система технических средств и процедур, применяемых для метрического и качественного анализа социально-эмоциональных связей данного индивидуума с членами той группы, в которой человек работает и живет. С помощью социометрического метода возможно получить «снимок» динамики внутренних взаимоотношений в группе, дать количественную и качественную оценки внутригрупповых и межгрупповых процессов общения, выявить характер психологических взаимоотношений, определить симпатии и антипатии людей внутри группы, наличие лидерства, группировок, конфликтных ситуаций.

В основе социометрии лежит социометрический опрос – необходимый набор вопросов, которые задаются опрашиваемым (испытуемым) с целью выявления взаимоотношений с другими членами группы. Опрос в социометрическом исследовании должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе.

В криминологии социометрия как метод познания применяется весьма редко, лишь при исследовании криминологических проблем семейных отношений. Вместе с тем социометрический метод может быть успешно использован при исследовании отдельных проблем криминологии, в частности при изучении эффективности мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы и др.), института соучастия. С его помощью могут производиться изменения в составе группы отбывающих наказание в исправительных учреждениях, ликвидироваться конфликтные ситуации, оздоровляться психологическая атмосфера, отношения к нормам уголовного и уголовно-исполнительного права.

Одной из разновидностей социометрического метода является тестирование. Тест – это задача, вопросы, ситуации, которые разрабатываются исследователем и ставятся перед обследуемыми, на которые они должны дать ответы. Целью тестирования является выяснение психологических характеристик личности преступника: его интеллектуальные возможности как индивида, творческие способности, склонность к риску, самоконтролю, жестокости, способность к быстрому реагированию в чрезвычайной ситуации и т. д. Тестовые обследования дают возможность глубже изучить особенности личности таких отдельных категорий преступников, как хулиганы, убийцы, расхитители и контрабандисты.

Любое исследование представляет собой упорядоченную последовательность (организацию) определенных действий, направленных на решение конкретных задач. Не является исключением и криминологическое исследование. Таким образом, организация криминологического исследования — это последовательность действий исследования, определенные этапы процесса криминологического изучения проблем преступности, которые необходимо соблюдать, чтобы с наибольшей эффективностью добиться ответа на поставленные задачи и цели исследования. Ее соблюдение обеспечивает целенаправленность и оптимальность всей исследовательской работы.

В целом процедура криминологического исследования состоит из следующих этапов (стадий):

2) разработка программы (проекта) исследования;

3) определение эмпирических объектов исследования;

4) разработка методики данного конкретного исследования;

5) проба (пилотаж) методик, их доработка;

6) сбор первичной информации;

7) количественная и логическая обработка собранных данных;

8) интерпретация результатов, выводы, рекомендации и предложения.

Подготовительный этап должен занимать в исследованиях проблем криминологии особое место. Выбор проблемы исследования, ее целей и задач предполагает необходимость предварительного ознакомления с объектом, известной социальной практикой; работами, проделанными другими исследователями, и специальной литературой. В подготовительной стадии решаются многие организационно-технические вопросы, осуществляется подбор исследовательской группы и распределяются обязанности, происходит составление и размножение документов, анкет, схем и диаграмм.

После подготовительного этапа, выбора объекта и предмета исследования необходимо составить программу исследования. Без программы нельзя проводить сколько-нибудь серьезное криминологическое исследование, ибо только она обеспечивает организованность, целенаправленность, надежность и систематичность исследования. Программа представляет собой научную основу, остов исследования, в рамках которого осуществляются сбор, анализ и интерпретация фактического материала с целью получения в итоге теоретических и практических реализуемых выводов. Она включает в себя методологический и процедурный разделы.

Методологический раздел программы содержит в себе описание самой проблемы на основе анализа уже имеющегося комплекса научных знаний, теорий, обобщения результатов ранее проведенных исследований. В нем особое место принадлежит выдвижению рабочих гипотез, т.е. научно обоснованных предположений и о характере изучаемого предмета (явления), его структуре и связях. Также здесь определены цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, уточняются основные понятия, которыми будут оперировать исследователи, а также источники информации по изучаемой проблеме.

Процедурный раздел программы содержит описание конкретных методов (методики), которые будут использованы для сбора и анализа полученной информации, возможных выводов и рекомендаций, поэтапный план и сроки исследования.

Разрабатывая конкретную методику, нельзя обойтись без предварительной проверки ее эффективности (пилотажа). На стадии пилотажа следует проиграть, прорепетировать процесс сбора и обработки информации. Результатом пилотажного исследования является уточнение используемых методов, корректировка выборочной совокупности и т. п. Особенно это важно производить тогда, когда в исследовании используется метод опроса граждан, практических работников, заключенных, экспертов и т. д.

Дата добавления: 2016-07-09 ; просмотров: 4371 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Под методами криминологического исследования принято понимать систему приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения.

В криминологических исследованиях используются общенаучные и специальные методы.

Общенаучные методы познания — это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются во всех отраслях научного знания.

К общенаучным методам криминологических исследований относятся следующие: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза, обобщение, абстракция, эксперимент, формализация, аналогия, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др.

Анализ представляет собой процесс мысленного или реального разложе­ния целого на части, а синтез — процесс соединения элементов в единое целое.

Индукция — это способ рассуждения от частных фактов и положений к общим выводам; дедукция же понимается как выведение следствии из по­сылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер.

Обобщение — это отражение и формулирование тенденций, лежащих в основе изучаемого процесса.

Абстракция — это процесс мысленного выделения определенных свойств и связей изучаемого явлений и отвлечение их от побочных явлений.

Эксперимент (проба, опыт) определяет характеристики функционирова­ния объекта в заданных условиях с целью получения новой информации о нем.

Формализация — это представление и изучение какой-либо содержа­тельной области знания в виде форм, системы исчисления, например в виде математических или логических методов.

Аналогия — это соответствие, сходство предметов, явлений или процес­сов в каких-либо свойствах. Умозаключения по аналогии — это знания, полученные при изучении одного объекта, которые переносятся на менее изученные, сходные по существенным свойствам и качествам.

Исторический подход — это рассмотрение и изучение закономерного процесса движения и развития общества с учетом характеристик и особенностей конкретного временного периода.

Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, целостности этих объектов и многообразия их связей в единстве.

Системный анализ — это совокупность методологических средств и при­емов, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам. Системный анализ опирается на принципы системного подхо­да, а также на ряд математических и других количественных методов. Ос­новная процедура — это построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации.

Моделирование — это способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой инфор­мации. Эффективное исследование такого комплексного явления, как пре­ступность невозможно без использования методов моделирования.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Частнонаучные методы – это методы, которые используются только определенными науками.

Так в криминологии используются следующие частнонаучные методы:

• аналитическое обследование (группировка и ранжирование);

• социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);

• статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция);

• социологические методы (анкетирование, интервьюирование);

• функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) и другие.

Наиболее часто используемыми методами в криминологических исследованиях являются социологические методы, поэтому остановимся на них по подробнее.

Анкетный метод, который представляет собой способ исследования криминологических проблем путем опроса репрезентативного числа лиц или обобщения сведений, содержащихся, например в уголовных делах, по специально разработанной письменной анкете и последующего обобщающего анализа и оценки собранных данных. Анкетному опросу могут быть подвергнуты преступники, потерпевшие, сотрудники правоохранительных органов, представители общественных организаций, отдельных групп населения и т.д.

С помощью анкетирования возможно в частности:

а) выявление и изучение причин преступлений и условий, способствующих их совершению, распространенности отдельных видов преступлений, основных характеристик;

б) определение степени распространенности отдельных явлений, отрицательно воздействующих на поведение (пьянство, наркомания, токсикомания, бродяжничество, безработица, уклонение от общественно-полезного труда и т.п.);

в) исследование эффективности деятельности правоохранительных органов, общественности по борьбе с преступностью (опросы сотрудников, компетентных лиц, населения и т.п.);

г) изучение рецидивной преступности, эффективности мер наказания, преступности несовершеннолетних и др.

Анкетный метод обладает определенными достоинствами: он позволяет получать данные по таким показателям, которые невозможно установить в статистических материалах и, что важно, проводить неоднократную проверку этих данных. Недостаток указанного метода — в неизбежной субъективности информации, получаемой методом анкетного опроса.

Различают анкеты закрытые, в которых все ответы предусмотрены заранее, и открытые, в которые записывается тот ответ, который дается опрашиваемым или извлекается из материалов дела. Могут быть открыто-закрытые анкеты, когда часть ответов уже предложена, а другая вписывается во время анкетирования. Открытые и закрытые ответы могут быть даже в рамках одного вопроса.

Однако несмотря на различные варианты анкет, существуют общие требования, предъявляемые к формулировке вопросов в анкете:

1. вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции;

2. вопрос должен указать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе;

3. в вопросе не следует употреблять слова с двойным значением;

4. контрольные вопросы не должны следовать сразу за основными;

5. вопрос должен указывать на всевозможные альтернативы ответов (положительные, отрицательные выборы);

6. при необходимости конкретизации ответа в вопросе можно ввести краткое предисловие;

7. формулировка вопроса и его смысл должны учитывать персональный опыт опрашиваемых в т ой области, на которую направлен вопрос;

8. нельзя в начале анкеты ставить трудные и беспокоящие опрашиваемого опросы.

Следует отметить, что метод анкетирования дает положительные результаты только в сочетании с другими методами, обеспечивая тем самым полноту, объективность и достоверность всего исследования и его результатов.

Интервью — представляет собой беседу, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает.

Интервью во многом сходно с анкетированием, в отличие от которого при интервью ответы даются в устной форме. В этом кроются положительные и отрицательные стороны указанного метода. Достоинством интервью является то, что оно позволяет при определенных условиях получать необходимую информацию быстрее и нередко полнее. Однако, учитывая специфику криминологического исследования и его задач, возможны зачастую и серьезные затруднения в достижении позитивных результатов. Чтобы избежать этих затруднений, требуется специальная организационно-психологическая подготовка к проведению устного опроса и соответствующая профессионализация лиц, применяющих упомянутый метод. Чаще интервьюирование применяется для углубленного изучения личности преступников, потерпевших и общественного мнения. Известны следующие разновидности интервью:

— свободное (неформальное), при котором допускается произвольное изменение числа и содержания вопросов в зависимости от хода беседы;

— стандартизированное (формальное) при условии четкого ограничения и формулирования конкретных вопросов.

Устный опрос может быть индивидуальным и групповым, в последнем варианте интервьюер беседует сразу с несколькими лицами, мнение которых учитывается по степени преобладания.

Тестирование — (от английского test — опыт, проба) — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа: 1) выбор теста, что определяется целью тестирования, задачами исследования в целом, а также степенью достоверности и надежности теста; 2) его проведение, что обусловлено инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов, что связано с системой теоретических допущений относительно предмета тестирования и теоретических установок. Тестирование всегда должен проводить квалифицированный психолог.

Тестирование дает возможность количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества, а также выявить те качества личности, которые сложно или невозможно определить в ходе клинических бесед или изучения письменных материалов. В криминологических работах тестирование чаще всего применяется для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступников и потерпевших, их установок и ориентацией, характера и содержания отношения с другими людьми, отношений к самому себе и т.д.

Социометрия — от латинского socius (товарищ, соучастник), латинского societas (общество) и греческого metrum (измерение). Это измерение эмоционально-психологических связей между людьми; система организационно-технических средств и процедур для количественного и качественного анализов. Социально-эмоциональные связи конкретного индивида с той группой лиц, в которой он живет и работает.

С помощью этого метода можно проследить криминологические особенности взаимоотношений в группе, дать им оценку, выявить характер психологических взаимоотношений, наличие конфликтных ситуаций, группировок, лидерства и т.п.

Социометрическое исследование предлагает использование преимущественно методов письменного и устного опросов (анкетирование и, интервью). Полученные данные обрабатываются и суммируются в социоматрицах (схемах).

В криминологии указанный метод полезен при изучении эффективности мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы, ограничение свободы и др.), в уголовном праве (институт соучастия и т.п.).

Документарный метод предполагает изучение документов, содержащих информацию, представляющих интерес в криминологических исследованиях.

Важнейшим источником документальной информации является обобщение судебно-следственной практики. Ни одна другая наука не располагает столь подробным и достоверным репрезентативным количеством содержащихся в уголовном деле документированных сведений о событии, происшествии, поступке, преступлении, личности преступника, потерпевшего, как криминология.

Изучение уголовных дел, как правило, дополняется: опросом преступников, их родственников, сослуживцев; анализом документов, не вошедших в уголовное дело (личных писем, официальных свидетельств и т.п.); проведением психологических тестов, составлением социограмм и т.п.

Помимо уголовных дел, указанный метод используется для анализа самой разнообразной иной документацией: официальной и неофициальной (законодательный материал, личные документы, правовая, экономическая и иная статистика и т.д.).

Наблюдение представляет собой процесс визуального восприятия обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение.

Известны такие виды наблюдения, как непосредственное, при котором исследователь ограничивает свою роль пассивным наблюдением конкретной ситуации. Другой вид — включенное наблюдение, при осуществлении которого исследователь становится активным участником изучаемого процесса (деятельности) в коллективе (группе), где о его роли чаще всего никому неизвестно, впрочем этот аспект зависит от вида, целей и характера наблюдения.

Эксперимент — научно поставленный опыт. В узком смысле применяется весьма ограниченно, ибо из-за его криминологической сути нередко возникают проблемы этического характера. Так, нельзя методом эксперимента воспроизводить опытным путем многие причины и условия конкретного преступления. Вместе с тем указанный метод может быть успешно применен для проверки действия социально положительных факторов, эффективности профилактической работы и т.п. Другими словами, социальный эксперимент полезен при изучении искусственно создаваемых изменений условий и форм общественной жизни в рамках, например, экономических или социально-правовых преобразований (проверка эффективности и обоснованности суда присяжных в отдельных регионах и т.п.).

Экспертная оценка необходима при прогнозировании тех или иных явлений. При осуществлении этого метода в основе результата оценки заданных субъективных факторов, виляющих на преступность, лежит мнение соответствующих специалистов, ответы которых обобщаются, анализируются с целью определения их усредненного значения.

Указанные выше методы успешно используются для разработки и реализации комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

Важной формой реализации криминологических исследований являются и специально проводимые криминологические экспертизы.

Сферой их применения являются:

а) своевременный криминологический анализ нормотворческой и правоприменительной деятельности и ее результатов; другими словами, обязательную криминологическую экспертизу должны проходить нормы и практика применения уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, гражданского, административного хозяйственного и иного законодательства;

б) предварительная оценка с криминологической точки зрения самых разнообразных проектов, программ социально-политической, социально-экономической организационно-хозяйственной и иной направленности, реализация которых может так или иначе иметь криминогенные последствия.

4. Методы уголовной статистики и их использование в криминологическом исследовании

Статистическая методология – совокупность взаимосвязанных специфических методов, способов и приемов исследования, применяемых в статистике.

Универсальное значение любого научного метода заключается в том, что он дает не указание на причины или другие результаты исследования, а ориентирует на пути писка причин или других искомых данных. Опираясь на философские категории случайности и необходимости, количества и качества, взаимосвязи и развития явлений, а также на математическую теорию статистики, правовая статистика разрабатывает свои специфические методы, предназначенные для изучения количественно стороны преступности, гражданско-правовых деликтов и связанных с ними социальных явлений и процессов.

К специфическим методам, с помощью которых правовая статистика изучает свой предмет, относят:

1) массовое статистическое наблюдение;

2) сводка и группировка данных;

3) статистический количественный анализ сведенных и разгруппированных показателей;

4) всесторонний качественный анализ статистических материалов.

Перечисленные методы, образуя единый процесс статистического исследования, иногда именуются его стадиями, ибо каждый последующий метод, как правило, может быть применен с использованием показателей предыдущего. Поэтому любое статистико-правовое, статистико-криминологическое обследование будет считаться полным и завершенным только тогда, когда оно слагается из перечисленных выше основных стадий (методов).

Рассмотрим более подробно названные методы правовой статистики.

1) Методы массового статистического наблюдения означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений, деликтов и т.д. можно установить объективные закономерности в преступности, в их причинности, в правоприменительной деятельности судов. прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов. Изучение явлений единичных или в небольшом количестве в силу случайных отклонений не позволяет выявить действительные закономерности. При массовом наблюдении случайные колебания взаимно погашаются и остаются следствием, обусловленные общими причинами. Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватывать либо всю совокупность изучаемых явлений, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представленной (репрезентативной) и позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных. имеют такую-то ошибку. Научной опорой в этом случае служит закон больших чисел, который позволяет рассчитать возможную ошибку при неполном изучении фактов.

2) Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам. В целях проникновения в сущность наблюдаемых явлений они должны быть сведены и разгруппированы по нужным нам признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (против личности, экономики, государства), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и др.). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и др.

3) Статистический количественный анализ позволяет углубить изучение, устойчивость и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих в себя частые, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики.

Например, если число учтенных преступлений в разных странах в 1960 принять за 100 % и соотнести с этими показателями данные 1990 г., то обнаружится главная закономерность развития преступности: за 30-летие зарегистрированная преступность в США увеличилась в 7,2, а в Англии и Уэльсе – в 6,1 раза. В реальной жизни «кривая» динамики преступности не была строго линейной: преступность в разных странах в те или иные годы росла, сокращалась. Но как бы она ни колебалась, основная тенденция – рост преступности, обгоняющий рост народонаселения – четко пробивалась через массу случайностей.

4) Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования: и при наблюдении, и при группировке, и при количественном анализе.

Качественный анализ является основополагающим. Отступление от него не может привести в плен механических представлений и схоластических расчетов.

На основании количественного анализа можно было бы говорить о серьезных успехах правоприменительных органов.

Применение всестороннего качественного анализа в конкретных статистико-правовых и статистико-криминологических исследованиях предполагает глубокое уяснение сущности анализируемых процессов, исходящих из теоретических положений гражданского и уголовного права, криминологии. и последующее углубление теории этих наук или совершенствовании юридической практики на базе полученных результатов.

Таким образом, основой всякого статистического изучения служит качественный анализ исследуемых явлений с целью установления тенденций и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

Все четыре стадии статистического исследования находящих между собой в тесной связи и требуют взаимосогласованности при их реализации. Отсутствие одной из них ведет к разрыву целостности статистического исследования. Однако простое перечисление стадий не дает возможности увидеть специфику статистического метода. Только в совокупности они представляют законченное применение статистического метода исследования при условии всестороннего качественного анализа наблюдаемых общественных явлений и процессов.

Тема: «Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности»

1. Понятие криминологического прогноза и криминологического прогнозирования, их научно-практическое значение.

2. Виды и масштабы криминологического прогноза. Субъекты криминологического прогнозирования.

3. Методы и организация криминологического прогнозирования.

4. Прогнозирование индивидуального преступного поведения.

5. Планирование и программирование предупреждения преступности

источник