Меню Рубрики

Анализ как функция управления виды анализа

Анализ как функция управления

Общая характеристика анализа

Термин «анализ» (от гр. апаlуsis — разло­жение) традиционно предполагает мыс­ленное или реальное разделение объек­та на элементы, части, что позволяет упростить познание объекта. Анализ неразрыв­но связан с синтезом (объединением частей в целое) и чаще всего выступает синонимом на­учного исследования как такового.

Анализ — особый вид умственной, познава­тельной деятельности руководителей и специа­листов-аналитиков, системное и постоянно об­новляемое познание содержания, структуры, взаимодействий между отдельными элементами управляемого объекта и его динамики.

Анализ — это функция управления, исполь­зующая средства и методы изучения обстанов­ки, проблем, ситуаций путем выявления и со­поставления свойств и характеристик объектов исследования по установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций измене­ния.

Анализ, как правило, критичен. Хотя он ис­пользуется для выявления позитивных аспектов

и стимулирования их создания, его главная цель — создание гно­сеологических предпосылок для развития, а это требует сосредо­точения на угрозах внешней среды, недостатках и слабых сторо­нах управляемой системы, процессов управления, личностей ру­ководителей и др.

В рыночных условиях возникает много трудностей, связан­ных с многочисленностью субъектов и факторов рынка, с боль­шой степенью неопределенности и риска, поэтому неизбежно возрастают роль и значимость квалифицированного анализа. Причем от его достоверности и обоснованности в определяющей степени зависят направленность и результативность всех функ­ций системы менеджмента.

Успех или, наоборот, неудача одной из конкурирующих сто­рон в современной рыночной обстановке предопределяется со­отношением их коллективного интеллекта, качеством информа­ции и эффективностью использования этих ресурсов для анали­за конъюнктуры и принятия соответствующих решений. Чтобы победить в противоборстве умов, нужно правильно анализиро­вать состояние и развитие социально-экономической обстанов­ки, понимать интересы своей страны, региона, коллектива и кон­кретного человека. Конечные результаты работы органов власти и управления, эффективность их деятельности находятся в пря­мой зависимости от качества анализа.

Анализ внешней среды в целом представлен несколько ранее и использует технологии SWOT-, SNW-, PEST-анализа и др.*. Популярны методы и технологии анализа рынка (конкурентов, поставщиков, посредников), поведения потребителей, соотно­шения спроса и предложения, позиций фирм на рынке и сравни­тельной конкурентоспособности товаров, качества и ассорти­мента выпускаемой продукции на предмет соответствия потреб­ностям рынка, конкретных целевых групп потребителей. Из других видов анализа наиболее популярны:

— GАР-анализ — анализ отклонений (разрывов);

Портфолио-анализ — анализ распределения деятельности предприятия по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков;

СVР-анализ — анализ соотношения «затраты-объем-прибыль» (Соst-Volume-Profit);

АВС-анализ — анализ групп товаров и производственных подразделений в зависимости от их вклада в доход;

анализ потребности в ресурсах;

финансовый анализ показателей деятельности;

Анализ потенциала менеджера

Анализу может быть подвержен как любой исполнитель (пер­сонал организации), так и сам менеджер. Содержание критиче­ского самоанализа ограничений потенциала менеджера пред­ставлен списком групп критериев, приведенным ниже (в любом случае важно заранее правильно определить значимость тех или иных требований применительно к целям, задачам, потенциалу и условиям деятельности управляемой системы):

Неумение управлять собой: неумение руководителя бороться со стрессами, рационально использовать время, силы и способ­ности, поддерживать состояние здоровья и работоспособности.

Размытые личные ценности: недостаточно ясные личные цен­ности приводят к размытости суждений и необоснованности ре­шений. Современная концепция успешного управления в целом ориентирована на такие ценности, как эффективность и реализа­ция личного потенциала работников, его развитие и совершен­ствование. Руководители, для которых неясны собственные жиз­ненные ценности, или жизненные ценности которых не соответ­ствуют времени, ограничены в своих действиях.

Размытые личные цели: руководитель может не иметь четких Целей, стремиться к недостижимым или нежелательным целям, недооценивать альтернативные варианты и упускать главное в угоду второстепенному.

Остановленное саморазвитие: неспособность преодолеть свои слабости, склонность избегать острых ситуаций, напряжения ума и воли, привычка не рисковать.

Недостаточность навыков решать проблемы: неумение при­нимать эффективные и оперативные решения, изобретать раз­личные варианты решений, проводить совещания по решению проблем, установлению целей, обработке информации, планиро­ванию и контролю. Накапливающиеся и нерационально решен­ные проблемы тормозят дело.

Недостаток творческого подхода: неумение принимать не­стандартные творческие решения, неспособность к инновациям, изобретательству. Стереотипно мыслящие руководители неспо­собны выдвигать новые идеи сами, стимулировать и достойно оценивать изобретательность других. Руководитель, не желаю­щий экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход в работе, несмотря на трудности, ограничен в принятии эффективных решений.

Неумение влиять на людей: отсутствие дара внушения, вооду­шевления людей, умения «повести за собой». Такой руководитель не умеет, как правило, внимательно слушать, убеждать, прихо­дить к согласию в спорных вопросах.

Недостаточное понимание особенностей управленческого тру­да: незнание науки управления, конкретных методов и приемов воздействия. Руководители, недостаточно понимающие мотива­цию работников, и те, управленческий стиль которых устарел, негуманен, неэтичен, ограничены недостаточным пониманием сути управленческого труда.

Слабые навыки руководства: отсутствие способности руково­дить, таланта руководителя. Подчиненные у таких руководителей чувствуют себя неудовлетворенными и работают ниже своих воз­можностей; психологический климат в таких коллективах низ­кий; отмечается низкая производительность труда.

Неумение обучать: неумение помогать подчиненным в лич­ном и служебном росте, отсутствие качеств наставника, лидера и авторитета. Подчиненные работают, не имея обратной связи с ру­ководителем, со стороны которого оценки формальны и поверх­ностны.

Низкая способность формировать коллектив: неумение сфор­мировать дружную, эффективно работающую «команду» едино­мышленников, которые способны полностью реализовать свои возможности, достигать своих целей и получать удовольствие от работы.

Взаимодействие анализа с другими функциями управления

Анализ не только поставляет информацию той или иной сте­пени переработки для других функций, но и используется для оценки их выполнения. При оценке любого средства воздействия менеджер анализирует процесс управления по всем его стадиям и основным функциям. Без анализа невозможно охарактеризовать проявления функций управления, а значит, управляемая система не может нормально функционировать.

Анализ функций управления обычно осуществляется для оцен­ки:

необходимости и достаточности реализуемых функций управ­ ления;

исключения дублирования и параллелизма функций, совер­шенствования распределения управленческого труда;

определения узких мест и проблемных вопросов декомпози­ции функций управления;

полноты представления и рационального распределения по уровням функций планирования, маркетинга, контроллинга и др.;

определения затрат на выполнение конкретных функций; анализа функций с точки зрения трудоемкости, сложности, эф­фективности.

Наиболее естественная в этой ситуации разновидность ана­лиза — функционально-стоимостный анализ.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА, в англоязычной транскрипции — Activity Based Costing АВС) имел своим предше­ственником так называемый инженерно-стоимостный анализ и лишь постепенно распространил свое влияние на собственно сферу управления и его функции.

Функционально-стоимостный анализ обеспечивает сравни­тельно высокую точность в распределении суммарных фактиче­ских затрат на продукты и услуги, которые порождают эти затра­ты, с точки зрения стратегического управления он является по­лезным финансовым инструментом.

Метод ФСА разработан как «операционно-ориентированная» альтернатива традиционным финансовым подходам. В отличие 0т традиционных финансовых подходов, метод ФСА:

предоставляет информацию в форме, понятной для персона­ла предприятия, непосредственно участвующего в бизнес-про­цессе;

распределяет накладные расходы в соответствии с детальным просчетом использования ресурсов, подробным представлением о процессах и их влиянием на себестоимость, а не на основании прямых затрат или учета полного объема выпускаемой продук­ции.

ФСА позволяет выявить возможные пути улучшения стоимо­стных показателей. Цель создания ФСА-модели — достижение улучшений в работе предприятий по показателям стоимости, трудоемкости и производительности.

Специфика ФСА состоит в том, что он требует комбинирован­ного применения процессного и структурного подходов к организа­ции и управлению финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Содержание и последовательность этапов проведе­ния ФСА приводятся ниже.

1. Подготовительный этап: определение целей и выбор объек­та анализа, создание исследовательских групп.

2. Информационный этап: сбор и систематизация данных о реальных условиях функционирования объекта. Построение структурно-стоимостной и функционально-стоимостной моде­лей объекта анализа. Определение состава информационной ба­зы.

выявление, формулирование и классификация функций;

анализ общеобъектных функций и внешних функциональных связей;

анализ внутриобъектных функций, системный анализ функ­ций;

выбор методов выявления функций реальных объектов;

функциональное моделирование объектов;

оценка и анализ параметров функций;

определение связи между стоимостью объекта и стоимостью его функций, порядка калькулирования затрат и их видов;

определение конкретных методов поиска управленческих ре­шений: информационный поиск известных решений, патентный поиск, формирование фондов технических решений и ноу-хау, эвристический поиск новых решений, мозговой штурм, синектика, методы теории решения изобретательских задач и др.;

экономическая оценка реализации функций управления, ак­туализация системы управления затратами в рамках ФСА.

Высокий уровень сложности современных социально-эко­номических объектов управления несовместим с простым за­поминанием аналитиками огромного объема используемой ин­формации, в том числе и хранящейся в разрозненных докумен­тах. Возникает необходимость обратиться к формализованным методам анализа, к средствам его автоматизации, среди которых выделяются САSЕ-средства. САSЕ-средства (Computer-Aided Software/Systems Engineering) — это комплекс средств автоматиза­ции для анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем, к которым и относятся многие организации.

Специалисты советуют: разработке современных моделей с использованием перспективных технологий должен предше­ствовать глубокий анализ существующих технологий, построение их моделей по типу «как есть». Разобраться в сложной предмет­ной области, слабоструктурированных знаниях о ней позволяют САSЕ-средства, предоставляющие возможности декомпозиции, «дозированного» иерархического представления информации. Построение модели «как есть» с использованием САSЕ-средств вынуждает системного аналитика глубоко разобраться в модели­руемом объекте, связать воедино разрозненные и неполные дан­ные о нем. Требуя вертикальной и горизонтальной «привязки» функций к информационным потокам, СА5Е-средства играют роль «активизаторов», заставляющих аналитиков искать недоста­ющую информацию, разбираться в неточностях и противоре­чиях.

источник

Наиболее важным аспектом в организации управленческой деятельности является определение ее целенаправленности, постановки цели функционирования всей системы. Цель — это то состояние, которому должна стремиться система. Выделяют два вида целей: развития и стабилизации.

Как правило, цели, являющие целями организации, обладают следующими характеристиками (рис.1):

Рисунок 1 – Характеристики цели

  • конкретностью – цель должна представлять собой определенный результат;
  • обозримостью – цель устанавливается на определенный период времени и может быть и краткосрочной, и долгосрочной;
  • реальность – цель должна быть достижима;
  • взаимосвязанностью – цели не должны противоречить друг другу;
  • эффективностью – цель должна быть направлена на достижение результата.

После определения целей функционирования организации, определяются функции управления, помогающие в реализации поставленных целей.

Функции управления были созданы в процессе разделения труда, для объединения связанных действий и достижения, близких по смыслу целей. Полное представление о системе управления предприятием можно представить только, если рассматривать все функции управления как единое целое.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Каждая функция управления включает в себя следующие виды деятельности:

  1. Планирование.
  2. Организация.
  3. Координация.
  4. Активизация.
  5. Контроль.

Для того чтобы ясно понимать суть каждой управленческой функции, надо рассматривать ее как единство вышеупомянутых видов деятельности.

Анализ функций управления производится на основе анализа эффективности их реализации, что помогает спроектировать наиболее эффективную структуру управления.

Функции являются основой менеджмента, так как благодаря им определяется состав и численность не только управленческого аппарата, но и всего рабочего персонала в целом. Любое управленческое воздействие на организационную систему может быть реализовано только через функции управления.

Основным направлением деятельности аппарата управления является объединение разных, но взаимозависимых функций управления. Поэтому анализ функционального аппарата управления играет важную роль в жизни предприятия.

Что же дает анализ функций управления? Анализ их эффективности дает возможность упорядочить информацию о динамике, темпах роста и направлениях развития, причинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенствования их организации.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Анализ функций управления — составляющая менеджмента, а результаты анализа — основа для совершенствования существующей системы управления.

В ходе анализа проводит выбор объекта, который зависит от задач проведения анализа.

Как правило, в качестве объекта анализа должна выступить каждая функция системы, а затем проводиться анализ все управленческой системы в целом. В некоторых случаях возможен анализ отдельных операций, входящих в состав какой-либо конкретной функции.

Состав анализа управленческих функций заключается в следующем:

  • в контроле за их исполнением;
  • в анализе соответствия подразделения функциям управления;
  • выявлении резервов распределения функций и их частей между подразделениями, а также прав и обязанностей между менеджерами разных звеньев;
  • в разработке мероприятий по использованию резервов.

Многогранность анализа складывается из необходимости поиска резервов, тщательного распределения ответственности между всеми звеньями.

Каждый отдел предприятия обязан проводить анализ текущей деятельности и принимать участие в изучении материалов по управленческим функциям и операциям. В свою очередь, выполнение комплексного анализа ложится на плечи специальных отделов управления, обязанность которых координировать работу всего управленческого аппарата в соответствии с поставленными задачами и целями.

Какие данные берутся для анализа эффективности функций? Это могут быть:

  • результаты анкетного опроса или интервью;
  • наблюдение за ходом управления (фотографии рабочего дня, длительное наблюдение за работой функционального отдела и т.д.);
  • анализ документооборота;
  • изучение нормативно-инструктивных материалов и др.

В процессе проведения анализа функций менеджмента специалисты изучают:

  • соответствие целей управляемого объекта содержанию работ по функциям управления;
  • содержание работ каждой функции по уровням управления;
  • распределение функций управления по подразделениям;
  • распределение прав и обязанностей между работниками аппарата управления;
  • связи функций управления.

Анализ функций управления должен производиться в строгой последовательности независимо от объекта управления, методов и способов управления. На рисунке 2 представлены основные этапы анализа эффективности функций управления.

Рисунок 2 – Этапы анализа функций управления

Результаты анализа выражаются в виде различных моделей:

  • функциональной модели управления – такая модель отражает взаимосвязь функций управления и их исполнителей;
  • функциональной диаграммы – диаграмма отражает связь подразделений между собой;
  • графика выполнения работ (сетевого или календарного), отражающего динамику выполнения работ и их взаимосвязь.

В качестве результата анализа предлагаются рекомендации и мероприятия, например:

  • разделение вспомогательных и рутинно-расчетных работ;
  • рационализацию связи между работниками и исполнителями;
  • выделение общих работ для системы управления в целом, результаты которых используются всеми подразделениями;
  • выделение координирующих межфункциональных работ.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что основными направлениями анализа функций менеджмента являются исследование их общей эффективности, которая составляет содержание управления, установление степени соответствия функций целям и задачам, стоящим перед объектом управления, а также совершенствование его организации.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Читайте также:  Санитарная книжка какие анализы для продавца

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Анализ или аналитическая функция связана с изучением итогов выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением тенденций развития и т.п. Выполняется анализ разными специалистами в зависимости от сложности и уровня анализируемого объекта или процесса. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы за год и более проводят специалисты, а на уровне цеха, отдела – менеджер этого уровня (начальник или его заместитель) совместно со специалистом – экономистом.

Анализ— процесс генерирования альтернатив на основании складывающейся на объекте ситуации и желаемых значений параметров, задаваемых на фазе «Планирование», с одной стороны, и постановка диагноза и выявление причин отклонения движения системы от заданной траектории, с другой стороны. На основе учтенных данных формулируются выводы о различных сторонах работы предприятия.

Планирование любой деятельности начинается с анализа ситуации, т. к. без результатов анализа невозможно определить, какие возможности и ресурсы имеются в наличии, какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана, сколько времени уйдет на его выполнение, являются ли затраты ресурсов приемлемыми, а также невозможно определить нужно ли планирование вообще и, следовательно, невозможно построить план.

После проведения анализа ситуации выявляются проблемы и свободные ресурсы. При составлении планов проблемы лягут в основу целей, а свободные ресурсы послужат средством к достижению этих целей.

Планирование — функция управления

Планирование (плановая функция) состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач. Например, бизнес-план для всей фирмы, план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план, план проведения научно-исследовательской работы и т.п. на различные сроки (год, квартал, месяц, день).

Планирование— это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений, которое вырабатывается на основе целей, формулируемых вышестоящей организацией, и альтернатив, генерируемых на фазе «Анализ». В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. В экономике планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы тесно взаимосвязаны между собой. По мнению многих авторов, планирование – одна из важнейших функций управления.

Процесс планирования проходит в 4 этапа.

Этапы процесса планирования

· определение конкретных, детализированных целей на заданный,

· сравнительно короткий период времени;

· определение задач и средств их решения;

· контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе, поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.

Технология планирования хорошо разработана и постоянно используется. Исходя из назначения и основных принципов предприятия, формулируются стратегические цели, указывающие, что делать в целом. Затем они конкретизируются до задач, а те — до конкретных заданий. Далее подсчитываются необходимые ресурсы: материальные, финансовые, кадровые, временные — и при необходимости пересматриваются задания, задачи и цели. В результате получают реально осуществимый план. Очень важно, что необходимы резервы на случай непредвиденных обстоятельств. Иногда отождествляют стратегическое и долгосрочное, тактическое и краткосрочное управление, но это не всегда верно.

Любая серьезная экономическая система стратегического управления должна включать в себя управляющую (информационную) подсистему, обрабатывающую и актуализирующую стратегическую информацию об инновационных мероприятиях, о состоянии рынков товаров, услуг и ценных бумаг, о ресурсном обеспечении, о финансовых условиях и критериях, о принципах и методах управления и др.

Результаты планирования часто оформляют в виде «бизнес-плана». Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит данные о виде и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырья, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта.

Ясно, что реально используемые фирмами технологии планирования достаточно сложны. Обычно им занимаются специальные подразделения. Полезными оказываются математические методы планирования. В 1975 г . Нобелевскую премию по экономике получили советский математик Леонид Витальевич Канторович и американский экономист Тьяллинг Купманс (родился в Нидерландах). Премия была присуждена за разработку теории оптимального использования ресурсов, которая составляет важную часть математического арсенала плановика.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Автор: Анатолий Георгиевич Пopшнeв, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой маркетинга Государственного университета управления | Источник: Elitarium

Одной из важнейших проблем организации менеджмента является определение целенаправленности его системы, т. е. установление главной (общей) цели существования фирмы. Цель — это желаемое состояние системы. Существуют два вида целей: развития и стабилизации.

Цели, составляющие общую цель фирмы, должны обладать рядом характеристик:

1. конкретностью (определенный результат);

2. обозримостью (краткосрочность, долгосрочность);

3. реальностью (достижимость);

4. взаимосвязанностью (согласованность с другими целями);

5. эффективностью (результативность и прибыльность).

Главное — определить цели, которые отвечают интересам фирмы, а следовательно, определить функции управления, реализующие эти цели.

Цели реализуются через функции управления. Реализация каждой функции обеспечивается соответствующим управленческим подразделением, которое является структурным элементом системы управления. Обоснованность существования в системе управления структурных подразделений всегда определяется их функциями. В свою очередь эффективность работы каждого подразделения зависит от его внутренней структуры, элементы которой (группы и отдельные работники) определяются составляющими данные функции операциями.

Функции управления порождаются разделением труда, объединяя однородные по характеру и общности промежуточных целей элементы совокупного воздействия, т. е. отдельные управленческие работы. Чтобы назвать функции управления, необходимо определить признаки однородности и общности целей, элементов целенаправленного воздействия. Ни одна из функций сама по себе или простая сумма функций не дают представления об управлении. Только в неразрывном единстве, взаимодействии они образуют единый управленческий цикл.

Любая функция управления состоит из пяти видов управленческой деятельности, обладающих относительной самостоятельнОстью:

Каждый предыдущий вид деятельности является необходимой предпосылкой последующего, пока данная функция не будет полностью реализована. Значит, степень полноты реализации функции управления зависит от комплексности управленческой деятельности.

Чтобы понять содержание каждой функции управления, необходимо представить ее как совокупность указанных пяти основных видов взаимосвязанных управленческих действий. Для ясности проиллюстрируем это на функции планирования при разработке конкретного плана. Этой работой занимается значительная группа сотрудников. Для достижения цели (разработка плана) их деятельность необходимо спланировать, организовать, скоординировать, активизировать и проконтролировать. На этом примере можно видеть различие понятий «планирование» как функции управления и «планирование» как ее составляющей, одного из пяти управленческих действий этой функции. Точно так же, если группа сотрудников разрабатывает систему поощрения работников фирмы, то их работу нужно планировать, организовывать, координировать, активизировать (поощрять) и контролировать. То есть при выполнении функции управления «активизация» работников нужно активизировать.

Рассмотрим теперь виды управленческих действий.

1. Первый вид — планирование,

Т. е. определение оптимального результата при заданных ограничениях по времени и ресурсам. В любом управленческом решении, распоряжении всегда есть ответы на вопросы: кто должен сделать, что, сколько и когда.

2. На вопрос, как сделать, позволяет дать ответ второй вид управленческой деятельности — организация,

Т. е. определение путей, методов и средств достижения поставленной цели. При анализе реализации функций необходимо самым серьезным образом проверять, на каком иерархическом уровне руководства реализуется стратегия организации, а на каком — тактика.

3. Третий вид — координация, или гармонизация,

Т. е. установление гармонии в совместном труде участников планируемого процесса. Анализируя функции по этому виду деятельности, необходимо обратить внимание на время реализации. Как правило, на практике этот вид управленческой деятельности осуществляется в ходе производственного процесса, а не до его начала. Отсюда огромное количество так называемых пятиминуток, длящихся зачастую по несколько часов. Поэтому при анализе функций целесообразно обратить внимание на протоколы различных совещаний, на которых в основном в оперативном порядке решаются вопросы координации.

4. Четвертый вид — активизация, или стимулирование,

Т. е. создание таких условий труда, при которых каждый работник трудился бы с наивысшей отдачей.

5. Пятый вид управленческой деятельности — контроль

— должен быть особенно тщательно выполнен. На практике, к сожалению, происходит смешение контроля и учета. Часто вместо того, чтобы прогнозировать ход работ, значительную часть времени расходуют на выявление причин срыва заданий. Контроль — это прежде всего прогнозирование отклонений и своевременное их предупреждение. Не допустить отклонений — вот главная задача совершенной системы менеджмента.

Менеджмент предполагает комплексность в реализации функций управления. Для эффективности менеджмента необходимо рассмотреть:

всю сумму функций, составляющих содержание управления, и установить степень соответствия этой суммы целям и задачам, стоящим перед данной конкретной системой управления; комплексность реализации каждой функции по видам деятельности, скоординированность долей функции при их реализации разными исполнителями и трудоемкость выполнения функции с учетом равной напряженности труда; процедуры реализации каждой функции в целях упрощения и совершенствования технологии их выполнения.

Анализ эффективности реализации функции позволит также более четко определить обязанности и права работников аппарата управления и на этой основе спроектировать более рациональную систему менеджмента.

Функции являются основой менеджмента. Состав и численность аппарата управления в целом, равно как состав и численность работников входящих в него подразделений, определяются функциями управления и составляющими их операциями. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления.

Деятельность аппарата управления направлена на то, чтобы объединить в общем потоке управленческого труда все относительно обособленные, хотя и неразрывно связанные управленческие функции. Поэтому важное значение имеет анализ функционального аппарата менеджмента.

Анализ функций управления дает возможность систематизировать знания о динамике, темпах и направлениях развития, причинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенствования их организации. Анализ функций управления — составляющая менеджмента, а результаты анализа — основа для совершенствования существующей системы управления.

Выбор объекта анализа зависит от задач его проведения. Можно выявить виды работ, тесно взаимосвязанные и в то же время представляющие единую функцию управления, обосновать общесистемную информацию, распределение прав и обязанностей в системе управления. В качестве объекта анализа принимаются функции всей системы, затем проводится общий системный анализ. А при необходимости обоснования специфической информации за объект анализа берут подфункцию (функциональную подсистему), в состав которой входит этот круг работ.

Анализ отдельных операций на рабочем месте проводится в тех случаях, когда нужно выделить работы, требующие равной квалификации управленческого персонала.

Содержание анализа функций управления состоит:

    в контроле за ходом их выполнения; оценке соответствия подразделения функциям управления; выявлении резервов распределения функций и их частей между подразделениями, а также прав и обязанностей между работниками управления; разработке мероприятий по использованию резервов.

Многогранность анализа, необходимость поисков резервов на всех уровнях управления при выполнении каждой функции требуют строгого распределения ответственности между всеми звеньями в проведении этой аналитической работы. Все подразделения и службы должны вести текущий, оперативный анализ и участвовать в изучении работы по функциям или подфункциям, операциям. Выполнение комплексного анализа закрепляется за определенными службами (подразделениями по организации управления), которые должны координировать работу управленческого аппарата в соответствии с функциями, отвечающими стоящим перед ним целям и задачам.

Исходными данными для анализа могут быть: результаты анкетного опроса или интервью; наблюдение за ходом управления (фотографии рабочего дня, длительное наблюдение за работой функционального отдела и т. д.); анализ документооборота; изучение нормативно-инструктивныхматериалов, отчетов о выполнении работ, заключений комиссий, протоколов совещаний, собраний и др.

В процессе анализа функций управления изучаются:

соответствие целей управляемого объекта содержанию работ по функциям управления; содержание работ каждой функции по уровням управления; распределение функций управления по подразделениям; распределение прав и обязанностей между работниками аппарата управления; связи функций управления.

Все это основные направления анализа функций управления. Независимо от объекта, методов и направлений проведения он должен осуществляться в строгой последовательности: составляется программа анализа, проводятся отбор исходных данных и их изучение, обобщаются результаты анализа и даются соответствующие рекомендации.

Результаты анализа функций управления могут быть выражены в виде:

функциональной (экономико-организационной) модели управления, которая отражает взаимосвязь функций управления и конкретных исполнителей; функциограммы (функциональной диаграммы), которая показывает, как связаны между собой подразделения в статике; графика выполнения работ (сетевого или календарного), отражающего динамику выполнения работ и их взаимосвязь.

Результатом анализа могут быть мероприятия, направленные на:

отделение вспомогательных и рутинно-расчетных работ; рационализацию связи между работниками и исполнителями; выделение общих работ для системы управления в целом, результаты которых используются всеми подразделениями; выделение координирующих межфункциональных работ.

Таким образом, основными направлениями анализа функций управления являются исследование всей их суммы, которая составляет содержание управления, установление степени ее соответствия целям и задачам, стоящим перед объектом управления, а также совершенствование его организации.

источник

Анализ— это функция управления, исполь­зующая средства и методы изучения обстанов­ки, проблем, ситуаций путем выявления и со­поставления свойств и характеристик объектов исследования по установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций измене­ния.

Анализ функций управления обычно осуществляется для оценки:необходимости и достаточности реализуемых функций управления; исключения дублирования и параллелизма функций, совер­шенствования распределения управленческого труда; определения узких мест и проблемных вопросов декомпози­ции функций управления; полноты представления и рационального распределения по уровням функций планирования, маркетинга, контроллинга и др.; определения затрат на выполнение конкретных функций; анализа функций с точки зрения трудоемкости, сложности, эф­фективности.

Критерии оценки аналитического потенциала управленца —аналитические способности (умение проводить анализ проблемы, выделять ее составляющие, делать логичные выводы, основанные на правильно отобранной информации);

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни,грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Дает ООН.

Документационное обеспечение управления.

Документ это материальный объект созданный человеком для передачи его во времени и пространстве.

Читайте также:  Санитарная книжка анализ на зппп какие

основные группы документов:

1) организационные (уставы, положения, штатное расписание, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка); 2) распорядительные (приказы по основной деятельности, распоряжения, решения); 3)справочно-информационные (акты, письма, факсы, докладные записки, справки, телефонограммы); 4) документы по личному составу предприятия (приказы по личному составу, трудовые контракты, личные дела, , лицевые счета по зарплате, трудовые книжки);5) коммерческие документы (контракты, договоры).

Функции документа :информационная. организационнаякоммуникативная Юридическая Воспитательная

Способы и средства документирования

Документирование – это создание документа с использованием различных методов, способов и средств закрепления информации на материальном носителе.

способы документирования: текстовое документирование, техническое документированиеКинофотофонодокументирование, электронное.

Классификация документов

По видам деятельности:. 1) по общим и административным вопросам, т.е. вопросам общего руководства предприятием (организацией) и его производственной деятельностью. 2) по функциям управления. по наименованиям: научные отчеты, чертежи, схемы, графики, приказы, распоряжения, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, справки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, анкеты, По способу фиксации информации — письменные (рукописные, машинописные, на ЭВМ), графические и фото-фоно-кинодокументы.. По месту составления -, для решения внешних и внутренних вопросов. на входящую и исходящую корреспонденцию. По степени сложности — простые и сложные. По степени гласности — открытые (несекретные) и документы с ограниченным доступом. По юридической силе — подлинные и подложные. По срокам исполнения — срочные и несрочные. По стадиям подготовки — черновой документ и (оригинал подлинник). По происхождению — служебные, подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб. По срокам хранения -постоянного и временного хранения. По степени обязательности — информационные, и директивные — обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы. По степени унификации — индивидуальные, типовые, трафаретные, примерные и унифицированные в виде анкеты и таблицы. По характеру содержания — первичные и вторичные.

Организационные документы — комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи, функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия.

Устав — свод правил, регулирующих деятельность организаций, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в сфере государственной или хозяйственной деятельности.

Инструкция – нормативный документ, утвержденный руководителем предприятия или его подразделения, в котором определены права, обязанность и ответственность работников предприятия.

Текст приказа состоит из двух частей – констатирующей и распорядительной.

Положение– это правовой акт, определяющий порядок образования, задачи, обязанности, права, ответственность и организацию работы предприятия в целом или его структурных подразделений.

Распоряжение – документ, издаваемый по вопросам информационно-методического и оперативного характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других нормативных документов данной организации или вышестоящих органов. «ПРЕДЛАГАЮ» или «ОБЯЗЫВАЮ»,

Штатное расписание — документ, закрепляющий должностной и численный состав предприятия с указанием фонда заработной платы. оформляется на бланке предприятия, указываются перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладов, надбавках и месячном фонде заработной платы.

Указание – правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации его заместителями, преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с выполнением приказов, инструкций и других актов данной или вышестоящей организации.

Решение – правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами учреждений, организаций, предприятий, фирм в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности.

Протокол– документ, содержащий запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях, заседаниях и других формах работы коллективных органов. Основная часть — по схеме, СЛУШАЛИ – ВЫСТУПИЛИ – ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)

Целью распорядительных документов является регулирование деятельности, позволяющее органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач. процедура издания распорядительных документов -стадии:

1) инициирование решения – обоснование издания распорядительного документа;

2) сбор и анализ информации по вопросу;

3) подготовка проекта распорядительного документа;

4) согласование проекта документа;

5) внесение проекта распорядительного документа на рассмотрение руководства;

6) принятие решения (подписание документа);

7) доведение распорядительного документа до исполнителей.

17. Гос требования к уровню подготовки управленца

Профессиональная деятельность менеджера гму- совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по организации, координации и контролю системы государственного органа с целью удовлетворения потребностей государства и общества.

менеджер государственного и муниципального управления обеспечивает защиту интересов государства и общества, охрану прав и свобод граждан, реализацию Конституции и законов РФ на вверенной им территории. Под профессионально значимыми качествами — совокупность требований и ограничений, предъявляемых к человеку какой-либо определенной профессии и способствующих успешному овладению этой профессией.

лидерские качества являются профессионально значимыми в деятельности менеджера.

индивидуальные свойства— умение распределять работу в коллективе, налаживать контакты, способность к непринужденному межличностному общению.

Для успешного осуществления субъект-субъектных отношений — коммуникабельным; уметь правильно выстраивать взаимоотношения с людьми; доводить до людей оперативную информацию; ориентироваться в коммуникативной ситуации; конструктивно разрешать конфликты

Умение принимать решения — от правильности и своевременности управленческого решения зависит успешность управления, жизнедеятельность большого количества.

способности творчески мыслить и индивидуальные качества: инициативность, решительность, стремление к самостоятельному выполнению возложенных обязательств.

В соответствии с N 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню и направлению подготовки (специальности) и при необходимости специализации профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

уровни квалификационных требований:

— базовые; отражают минимальный уровень знаний и навыков: к уровню профессионального образования;к продолжительности стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа (опыта) работы по специальности;к знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);к правовым знаниям, включая Конституцию Российской Федерации, законодательство о гражданской службе, законодательство о противодействии коррупции;к знаниям и навыкам в области документооборота и делопроизводства;в области информационно-коммуникационных технологий.

— функциональные; устанавливаются по направлениям деятельности. виды: к направлению подготовки (специальности) профессионального образования, включая дополнительное профессиональное образование; к содержанию стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки с учетом специальности (направления подготовки) профессионального образования;к профессиональным знаниям и навыкам, содержащие требования к знанию законодательства Российской Федерации и иным профессиональным знаниям — специальные.

Профессиональные качества-Укрепление авторитета государственных гражданских служащих; Межличностное понимание, стиль общения, соответствующий ситуации; Ориентация на достижение результатаЛичностные качества-честность, открытость, нравственность, порядочность, толерантность, добросовестность, ответственность, обязательность ответственность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, активная жизненная позиция, организованность, пунктуальность, исполнительность, внимательность к деталям, стрессоустойчивость, коммуникабельность, самоконтроль.Профессиональные навыки Навыки поведения, общения с гражданами и представителями организаций в соответствии с нормами этикета. Навыки разрешения конфликтных ситуаций. Способность понять других людей Понимание эмоционального и вербального содержания речи Умение определять цели, приоритеты. Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, при необходимости выполнять работу в короткие сроки.

18.Государственное регулирование экономики

Гос регулирование — целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества.

Объекты— первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально экономические процессы, т.е. то, на что направлено внимание гос органов для обеспечения условий эффективного функционирования нац экономики: •процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации; •структура форм собственности; •социальная, отраслевая,региональная и воспроизводственная структуры народн хозяйства; •условия и источники накопления капитала; • денежное обращение; • цены, антиинфляционные процессы; •конкурентная среда; •предпринимательство; •инвестиции, НИОКР; •соц сфера, трудовые отношения, механизм зашиты населения;•занятость, кадры; •платежный баланс;•внешнеэконом деят-ть страны; •окр среда.
цели: • экономический рост; • полная занятость; • стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; • внешнеэкономическое равновесие.
“сверхзадача” связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. оживления инвестиционной активности. Важнейшая функция государства- создание правовой основы функционирования и развития эконом системы. Это реализуется через закон-во о собственности, налогах, предприним-е, внешнеэконом деят-ти, антимонопольные законы и др. +главная функций гос рег-я — активизация, интенсификация, инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности нац валюты. достигается мерами финансовой, денежной и кредитной пол-ки.
Одним из инструментов являются законодат и правовые документы, издаваемые гос-м. Материальной базой и важным инструментом гос регулирования- гос собственность и предпр-во.

Инструменты гос регулирования -финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.
Соц политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами госрегулирования, не уступающими по значимости инструментам. С помощью соц политики обеспечивается достижение соц безопасности, относительно справедливого распределения доходов.
Внешнеэкономическое регулирование включает — торговую политику, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Методы ГРЭ – способы влияния гос-ва на сферу предпринимательства,инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания услроивий их эффект. функционирования в соответствии с направлениями гос. экон. политики. 1)прямого и косвенного влияния. прямого -вынуждают суб экономики принимать решения, основанные не на самост экономическом выборе, а на предписаниях гос-а: определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;гос заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативн требования к качеству и сертификации технологии и продукции;правов и администр ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций. косвенного -создают предпосылки, чтобы при самост. выборе суб. эконом отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям эконом политики. (программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации.) 2)административные и экономические.Адмна -запрета, разрешения, принуждения . предписывают строго контролируемую линию поведения эконом агентов.
Экономические — не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее.

Поддержка малых предприятий:• освобождение от налогообложения прибыли,;• установление льготных ставок налога на прибыль;• возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;• предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;

приоритетные с точки зрения интересов гос-а виды деятельности:

• производство и переработка сх продукции; продовольств и промышл товаров) тов. народного потребления, лекарств препаратов и медицинской техники;• оказание произв. , коммун. и бытовых услуг;• стр-во объектов жилищн, произв. и соц. назначения; • инновац деятельность.

гос управление в области налоговой и таможенной пол-ки включает: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Особенности налогового планирования и прогнозирования — должно опираться на фундаментальные познания политических, экономх и юр. наук. включает:оценку ситуации за истекший период;прогноз социально-экономического развития на предстоящий период и основанную на этом оценку уровня объемов налоговых поступлений;-разработку концепции налогообложения;утверждение конкретных ставок налогов и сборов;утверждение бюджета по налогам.

В сфере таможенного регулирования гос-во использует лицензии — разрешение, предоставляемое государством на импорт или экспорт какого-либо товара. Квоты и лицензии -неценовые способы регулирования внешней торговли.

Таможенный союз (ТС) в рамках Евразийского экономического сообщества — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Договор о Евразийском экономическом союзе подписан и начнет функционировать на пространстве Таможенного союза уже с 1 января 2015 года.

Экологическая безопасность в РФ поддерживается определенными нормативно-правовыми документами-Конституция РФ, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»

инструментом государства является ограничительное регулирование: стандарты для автомобилей; нормативы, регулирующие использование токсических веществ, и т.д. Согласно БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению: в доход федерального бюджета – по нормативу 20 %;в доход бюджета субъектов Российской Федерации – по нормативу 40 %;в доходы бюджетов муниципальных районов и городских округов – по нормативу 40 %.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.

Регулирование денежного обращения — движениеденег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Естественная монополия – когда одна организация лучше и дешевле заполняет рынок, чем при конкуренции. Ситуация естественной монополии характерна для таких жизнеобеспечивающих сфер, имеющих принципиальное значение для преодоления социальных и экономических проблем и повышения качества жизни, как энерго-, газоснабжение, железнодорожное и коммунальное хозяйство. Существующая в настоящее время система государственного регулирования деятельности естественных монополий не позволяет обеспечить баланс интересов общества и собственников предприятий регулируемых отраслей, Государство должно таким

образом регулировать деятельность естественной монополии, чтобы, не позволяя монополисту диктовать свои условия потребителям, дать ему при этом возможность успешно функционировать и развиваться.

источник

Анализ как функция управления

Обеспечение эффективной работы предприятия требует экономически грамотного управления его производственно-хозяйственной деятельностью, которое во многом определяется умением анализировать сложившуюся ситуацию и планировать результаты принимаемых управленческих решений. Анализ (от греч. analyzis) в его широком понимании – это способ познания окружающей действительности, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ является важнейшим информационно образующим элементом системы управления предприятием. Как метод расчленения и проникновения в сущность изучаемых явлений анализ является важнейшей стадией управленческого цикла и элементом технологии управленческой деятельности. Необходимость выделения экономического анализа в самостоятельную научную дисциплину обусловлена тем, что экономический анализ не только является одним из этапов при принятии любого управленческого решения, но и сам стал одной из функций управления. Назначение экономического анализа как функции управления заключается в том, чтобы служить средством подготовки управленческих решений и средством контроля за ходом их реализации. Таким образом, экономический анализ – это функция управления, которая обеспечивает научность принятия управленческих решений. При этом на любой стадии управленческого цикла анализ выполняет две функции: − информационно образующую, формируя необходимую для управления информацию; − функцию контроля. Экономический анализ является основой контроля за производством и уровнем эффективности принятых и реализованных решений, тем самым определяется эффективность деятельности аппарата управления и отдельных групп его работников. При проведении анализа хозяйственной деятельности предприятия необходимо учитывать следующие моменты: − функционирование предприятия, его деловая активность носит цикличный характер, поэтому анализ рекомендуется проводить на всех фазах экономического цикла; − на ход хозяйственных процессов оказывают влияние множество фак- торов объективного и субъективного характера, воздействие которых в процессе анализа необходимо тщательно изучать; − для отражения полной картины состояния предприятия важны не только количественные, но и качественные характеристики его функционирования, т.е. анализу на предприятии подвергается не только производственная и финансовая сфера, но и юридические, социальные и экологические аспекты его функционирования. Таким образом, экономический анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений. Являясь прикладной дисциплиной, он оправдывает себя в полной мере лишь тогда, когда приносит реальную пользу, т.е. выявляет неиспользованные резервы на всех стадиях формирования производственного потенциала и повышает эффективность его использования.

Читайте также:  Санаторно курортная карта ребенку какие анализы сдавать

Виды анализа хозяйственной деятельности

Виды анализа хозяйственной деятельности в зависимости от классифицирующего признака весьма разнообразны. Классификация видов экономического анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач, для разработки методики его проведения и для организации аналитического процесса. В этой связи используют различные классификации в зависимости от классификационного признака. Классификация видов экономического анализа По временному признаку − перспективный (предварительный) – планирование; − оперативный (текущий) – управление; − ретроспективный (заключительный) – контроль. По уровню управления − макроэкономический; − микроэкономический. По пространственному признаку − межфирменный; − внутрифирменный. По субъектам (пользователям) анализа − внешний; − внутренний. По степени охвата анализируемых показателей − сплошной; − выборочный; По периодичности проведения − периодический; − разовый. По объектам управления технико-экономический, финансовый, аудиторский (бухгалтерский), социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, анализ уровня управления, маркетинговый, инвестиционный. По методике исследования объектов сравнительный, факторный, диагностический, маржинальный, экономико-математический, стохастический (корреляционный), функционально-стоимостной, экспертный, ситуационный, коэффициентный. На практике отдельные виды экономического анализа в чистом виде встречаются редко. На каждом уровне управления ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых одновременно используются различные виды экономического анализа.

Сущность методики и методов комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности

Под методом в науке следует понимать способ изучения предмета исследования. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: разработка и использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность; изучение причин изменения этих показателей; выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности. Таким образом, метод анализа хозяйственной деятельности (АХД) представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства. Применение метода АХД включает в себя следующие последовательные процедуры: 1) определение системы показателей, описывающих объект исследования; 2) установление соподчиненности этих11 показателей; 3) установление формы взаимосвязи между показателя- ми; 4) выбор приемов и способов изучения взаимосвязей. Методика анализа – научно обоснованный комплекс приемов проведения аналитических расчетов, осмысления их результатов и формулировки выводов (либо совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы). Методика экономического анализа включает следующие этапы: 1) выбор объекта анализа, формулировка задач и целей анализа, составление плана аналитической работы, определение исполнителей анализа и потребителей его результатов; 2) формирование системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа; 3) выбор источников данных, на основании которых производится анализ, сбор информации; 4) описание способов исследования изучаемых объектов, сравнение данных, факторный анализ; 5) выявление резервов, оценка результатов. Такая последовательность выполнения аналитических исследований является наиболее целесообразной с точки зрения теории и практики АХД.

Анализ качества продукции

Качество продукции – совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи: ⎯ оценивается технический уровень продукции; ⎯ выявляются отклонения от этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным; ⎯ анализируется структура выпуска по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки; ⎯ выделяются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции; ⎯ обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения: а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; б) удельный вес продукции высшей категории качества; в) средний коэффициент сортности; г) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции; е) удельный вес сертифицированной продукции; ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам. Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: а) полезность; б) надежность (долговечность, безотказность в работе); в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость); г) эстетичность изделий. Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др. По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитываются доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов. Средний коэффициент сортности (Ксорт) можно определить отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта: общ сорта m i i i сорт __________________ (3.3) где Qi ,Qобщ – объем производства в натуральном выражении i-того вида товара и общий объем соответственно; Цi , Ц1сорта – цена единицы i-того вида продукции и первого сорта соответственно. Средний уровень брака ( ср β ) определяется исходя из удельного веса потерь от брака к фактической полной себестоимости изделия или удельного веса трудозатрат, связанных с производством бракованной продукции и исправлением брака, к фактической трудоемкости продукции. _______________, (3.4) где i n – объем выпуска i-того изделия, руб.; 40 βi – уровень брака по i-тому изделию; m– количество позиций ассортимента производственной программы. Анализ брака производится в динамике, при полном учете потерь от брака и рекламаций, где необходимо учитывать равномерность производства продукции и обнаружения брака. Кроме того, выделяют еще такие показатели, как уровень сдачи продукции с первого предъявления и доля возврата продукции с контрольных точек ОТК.

Анализ деловой активности

Деловая активность предприятия – это категория рыночной экономики, характеризующая степень умения управленческого звена предприятия обеспечить интенсивное использование всех ресурсов, как внутренних, так внешних, и создать, таким образом, прочную репутацию продукции предприятии и его торговой марки. Понятие деловой активности включает в себя не только количественную, но и качественную сторону. Деловая активность организации зависит от многих внутренних и внешних факторов и условий. Наиболее существенными из них являются следующие: — фактор спроса – ассортимент промышленных товаров и услуг, пользующихся спросом на внутреннем и внешнем рынках; — ценовой фактор – соотношение между уровнем цен, сложившимся на данные товары, продукцию и услуги на рынке, и уровнем цен на эти товары и услуги у товаропроизводителя. Конкуренция может быть преодолена тем успешнее, чем больше единицы соотношение указанных цен; — производственный фактор – характеризуется возрастной структурой и уровнем использования основного и оборотного капитала, а также качеством применяемых технологий; — научно-технический фактор – определяет, наряду с производственным фактором, качество выпускаемой продукции и услуг, уровень ее наукоемкости и конкурентоспособности; — группа макроэкономических факторов – включает проводимую в стране денежно-кредитную, налогово-бюджетную, ценовую, амортизационную политику, правила валюто обменных и внешнеэкономических операций и другие меры государственного регулирования. Согласно «Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования» для оценки эффективности использования средств субъекта хозяйствования проводится анализ деловой активности, который заключается в исследовании динамики коэффициентов оборачиваемости. Для определения тенденций оборачиваемости рассчитывается коэффициент оборачиваемости оборотных активов как отношение выручки от реализации товаров (продукции, работ, услуг) к средней стоимости оборотных активов организации. Скорость оборота оборотных активов организации является одной из качественных характеристик проводимой финансовой политики. Чем скорость оборота выше, тем выбранная стратегия эффективнее. Поэтому рост (абсолютный и относительный) оборотных активов может свидетельствовать не только о расширении производства или действия фактора инфляции, но и о замедлении их оборота, это объективно завышает потребность в увеличении их массы. Также рассчитываются показатели оборачиваемости частей оборотных средств и имущества. Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств рассмотрен в теме «Анализ использования оборотных средств». Некоторые авторы предлагают расширить перечень показателей дело- вой активности. Так, Ермолович Л.Л. деловую активность организации характеризует системой следующих показателей: — продвижение на внутренних и внешних рынках сбыта товаров, продукции и оказания услуг; — вложения капитала на выгодных условиях; — рост динамики объема продаж, прибыли от реализации и чистой при- были, производства, качества продукции; — увеличение производства товаров, продукции, рост удельного веса, поставляемых и выполняемых услуг на экспорт; — выполнение договорных обязательств; Мировая практика выработала так называемое «золотое правило экономики предприятия» — правило анализа и оценки его деловой активности путем сопоставления темпов изменения основных показателей его хозяйственной деятельности. Оптимальным является следующее соотношение, базирующееся на их взаимосвязи: _______________ (12.1) где Трб, Тор, Тв – соответственно темпы изменения прибыли отчетного периода, объема реализации (выручки), суммы активов (капитала). Данное соотношение означает: — во-первых, прибыль увеличивается более высокими темпами, чем объем продаж продукции, что свидетельствует об относительном снижении издержек производства и обращения; — во-вторых, объем продаж возрастает более высокими темпами, чем активы (капитал) предприятия, т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно; — наконец, в-третьих, экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом. Необходимо отметить, однако, что если деятельность предприятия требует значительного вложения средств (капитала), которые могут окупиться и принести выгоду лишь в более или менее длительной перспективе, то вероятны отклонения от этого «золотого правила». Тогда эти отклонения не следует рассматривать как негативные. Деловая активность предприятие в финансовом аспекте — это экономическая категория, характеризующая интенсивность и эффективность использования всех производственных и финансовых ресурсов предприятия. Поэтому при анализе необходимо оценить не только оборачиваемость, но и рентабельность. При оценке деловой активности большое внимание уделяется анализу рентабельности (прибыльности) активов предприятия. Прибыль, деленная на общие активы, является наиболее обобщающим показателем. Частными показателями являются коэффициенты прибыльности на внеоборотные и оборотные активы. При расчете коэффициента прибыльности в знаменателе могут использоваться и данные пассива баланса. В этом случае могут быть рассчитаны коэффициенты прибыльности всех пассивов (итог баланса), собственного капитала (акционерного), простого акционерного капитала, перманентного капитала и др.

Анализ как функция управления

Обеспечение эффективной работы предприятия требует экономически грамотного управления его производственно-хозяйственной деятельностью, которое во многом определяется умением анализировать сложившуюся ситуацию и планировать результаты принимаемых управленческих решений. Анализ (от греч. analyzis) в его широком понимании – это способ познания окружающей действительности, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ является важнейшим информационно образующим элементом системы управления предприятием. Как метод расчленения и проникновения в сущность изучаемых явлений анализ является важнейшей стадией управленческого цикла и элементом технологии управленческой деятельности. Необходимость выделения экономического анализа в самостоятельную научную дисциплину обусловлена тем, что экономический анализ не только является одним из этапов при принятии любого управленческого решения, но и сам стал одной из функций управления. Назначение экономического анализа как функции управления заключается в том, чтобы служить средством подготовки управленческих решений и средством контроля за ходом их реализации. Таким образом, экономический анализ – это функция управления, которая обеспечивает научность принятия управленческих решений. При этом на любой стадии управленческого цикла анализ выполняет две функции: − информационно образующую, формируя необходимую для управления информацию; − функцию контроля. Экономический анализ является основой контроля за производством и уровнем эффективности принятых и реализованных решений, тем самым определяется эффективность деятельности аппарата управления и отдельных групп его работников. При проведении анализа хозяйственной деятельности предприятия необходимо учитывать следующие моменты: − функционирование предприятия, его деловая активность носит цикличный характер, поэтому анализ рекомендуется проводить на всех фазах экономического цикла; − на ход хозяйственных процессов оказывают влияние множество фак- торов объективного и субъективного характера, воздействие которых в процессе анализа необходимо тщательно изучать; − для отражения полной картины состояния предприятия важны не только количественные, но и качественные характеристики его функционирования, т.е. анализу на предприятии подвергается не только производственная и финансовая сфера, но и юридические, социальные и экологические аспекты его функционирования. Таким образом, экономический анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений. Являясь прикладной дисциплиной, он оправдывает себя в полной мере лишь тогда, когда приносит реальную пользу, т.е. выявляет неиспользованные резервы на всех стадиях формирования производственного потенциала и повышает эффективность его использования.

источник