Меню Рубрики

Анализ как функция управления таможенных органов

Функция управления — это конкретный вид управленческой деятель­ности, для реализации которого требуются определенные операции (уп­равленческие работы).

Несмотря на наличие в системе таможенных органов различных под­ходов к классификации функций управления, их целесообразно разделить на общие функции управления, отражающие стадии процесса управле­ния, и специфические (функции управления конкретными видами опера­тивно-служебной деятельности таможенных органов).

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они уни­версальны, так как характеризуют процесс управления любым объектом.

К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

Анализ — это методологический прием разложения явления, системы или процесса на составляющие части для их последующего исследования с научных позиций, синтезирования общего вывода, который и является базой для подготовки управленческого решения.

Прогнозирование — это определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их про­шлом и нынешнем состоянии. Оно дает субъекту, принимающему реше­ние, информацию о будущем состоянии исследуемых объектов, как на­блюдаемых в настоящее время, так и ненаблюдаемых.

Планирование это основная функция управления, посредством кото­рой вырабатываются организационные начала предстоящей деятельнос­ти. С помощью планирования определяют цели и направления движения системы, разрабатывают методы, с помощью которых этому движению придается темп, находят материальные источники, обеспечивающие это движение.

Ответственность за планирование возлагается, как правило, на первых руководителей таможенных органов и их подразделений.

Под организацией понимается общая функция управления, посредст­вом реализации которой и создаются условия, необходимые для успеш­ного проведения в жизнь принятых управленческих решений (планов). Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, уста­новлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в оп­ределении рациональных форм и методов их деятельности.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи путем координации, поддержания взаимодействия, мотивации и стимулирования должностных лиц и коллективов, а также операцион­ного руководства.

Управленческий учет это процесс накопления, анализа, переработки и передачи информации о деятельности организации, используемый для планирования, руководства и контроля. Его предназначение — обеспечить информацией руководителей различных уровней внутриорганизационного управления, ответственных за достижение конкретных оперативно-служебных целей.

Контроль это общая функция управления, включающая систему мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленчес­ких решений.

В таможенных органах применяются три основные метода контроля: наблюдение, обследование, эксперимент.

Контроль осуществляется в различных формах. К основным формам контроля относятся: проверка; рассмотрение отчетности; заслушивание устного доклада (на коллегии, совете, лично руководителю или на созы­ваемом им совещании); изучение и оценка поступающей к субъекту опе­ративной информации; изучение дел, отражающих состояние и динамику управленческой и таможенной деятельности, и др.

К специфическими функциями управления в таможенных органах относятся функции управления таможенной, финансово-экономической, социальной и административно-хозяйственной деятельностью.

Функция управления таможенной деятельностью включает в себя управление: таможенным оформлением и таможенным контролем, пра­воохранительной деятельностью, экономической деятельностью, статис­тической деятельностью, а также деятельностью по научно-техническому развитию таможенного дела.

Функция управления финансово-экономической деятельностью вклю­чает в себя: управление финансовой деятельностью и управление бухгал­терской деятельностью.

Функция управления социальной деятельностью включает в себя: уп­равление кадровой, трудовой деятельностью и социальным обеспечени­ем, а также психолого-педагогической деятельностью.

Функция управления административно-хозяйственной деятель­ностью включает в себя: управление административной деятельностью; управление развитием таможенной инфраструктуры и капитальным стро­ительством; управление материально-техническим обеспечением.

источник

Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные операции (управленческие работы).

Функции управления раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются распределением обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства реализации для получения намеченных результатов.

Несмотря на наличие различных подходов к классификации функций управления, для управления в системе таможенных органов их целесообразно разделить на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (функции управления конкретными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов) (рис.2).

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, т.к. характеризуют процесс управления любым объектом.

При определении состава общих функций управления следует учитывать их диалектическое единство, а также единство управляющей и управляемой систем. Состав функций управления должен обеспечивать эффективность реагирования управляющей системы на любые изменения состояния управляемой системы.

К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

Для того, чтобы реализовать ту или иную общую функцию управления, необходимо выполнить ряд операций (управленческих работ). При этом под операцией (управленческой работой) понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функций управления, но недостаточных для обеспечения управляемости объекта управления.

Если полная реализация общей функции управления приводит к тому, что оперативно-служебная деятельность переходит в новое качество, то выполнение отдельной операции (управленческой работы) еще недостаточно для того, чтобы эта деятельность получила новое качественное состояние.

Реализация каждой конкретно взятой общей функции управления осуществляется строго определенным количеством конкретных только для этой функции операций (управленческих работ).

Объективные возможности социальной системы могут быть выявлены на основе анализа и прогнозирования как из важнейших функций управления.

Анализ это методологический прием разложения явления, системы или процесса на логически составленные части для их последующего исследования с научных позиций, синтезирования общего вывода, который и является базой для подготовки управленческого решения.

Анализ как познавательная деятельность руководителя имеет свои отличительные черты по сравнению с анализом, проводимым функциональными службами и отдельными специалистами. К ним можно отнести: рассмотрение организации в целом как системы, состоящей из обособленных элементов: систематическое проведение сравнений и сопоставление конечных результатов и государственной установкой; системная оценка эффективности технологических процессов деятельности организации; факторный подход при оценке конечных результатов, позволяющий «заглянуть внутрь социально-экономических процессов, выявить причины успеха и срывов.

Прогнозирование – это вид научного предвидения, предвосхищения будущего объекта управления. Овладение научными основами прогнозирования — необходимое условие успеха в деятельности управленческих кадров, так как управлять – это значит предвидеть, а предвидеть можно только на основе составления и использования в управленческой практике достоверных прогнозов.

По своей сути прогнозирование – это определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии. Оно дает субъекту, принимающему решение, информацию о будущем состоянии исследуемых объектов, как наблюдаемых в настоящее время, так и не наблюдаемых.

Планированиеэто основная функция управления, посредством которой вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатывается методы, с помощью которых это движение обеспечивается темпом движения, материальные источники, обеспечивающие это движение.

Планирование решает следующие задачи: выработка цели, моделирование и программирование. Перечисленные задачи решаются выполнением таких операций (управленческих работ) как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; принятие управленческого решения; разработка и утверждение программы или организационного плана реализации принятого управленческого решения.

Планирование в таможенных органах и их подразделениях является обязательным. Наличие планов работы свидетельствует об уровне организованности. Планирование в таможенных органах и их подразделениях осуществляется на основе их общей компетенции в сфере управления таможенным делом.

Объектом планирования является деятельность соответствующего таможенного органа.

Таможенные органы и их подразделения, планируют как общую работу, так и разрабатывают планы проведения конкретных мероприятий, готовят предложения к планам вышестоящих звеньев управления, проводят анализ плановой работы в подчиненных подразделениях, оказывают методическую помощь в составлении планов.

Ответственность за планирование возлагается, как правило, на первых руководителей таможенных органов и их подразделений.

Основными задачами планирования являются: взаимоувязка целей и задач деятельности таможенных органов с имеющимися ресурсами; обеспечение единства и согласованности действий всех звеньев таможенной системы, направленных на достижение целей таможенного дела; обеспечение устойчивости и преемственности.

Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия, их создает функция управленияорганизация.

Под организацией понимается общая функция управления, посредством реализации которой и создаются условия необходимые для успешного проведения в жизнь принятых управленческих решений (планов). Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

Организуя исполнение принятых решений и планов субъект управления решает следующие основные задачи; -упорядочение элементов системы и отношений между ними для успешной реализации принятых решений; поддержание и совершенствование состояния упорядоченности; воздействие на исполнителей с целью предупреждения и устранения отклонений от принятых решений; создание условий для успешной реализации решений.

При организации исполнения принятых решений и планов необходимо соблюдение ряда требований, которые вытекают из общих принципов управления и специфики таможенной деятельности. Это определение основной задачи перед исполнителями; эффективность и экономичность организации исполнения принятых решений; соблюдение законности; эффективное сочетание различных методов управления; стимулирование деятельности исполнителей.

Под регулированием следует понимать общую функцию управления, в результате осуществления которой возрастает эффективность деятельности подчиненных, или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи, путем координации; поддержания взаимодействия; мотивации и стимулирования должностных лиц и коллективов, а также операционного руководства.

Управленческий учет – это процесс накопления, анализа, переработки и передачи информации о деятельности организации, используемый для планирования, руководства и контроля. Его предназначение – обеспечить информацией руководителей различных уровней внутриорганизационного управления, ответственных за достижение конкретных оперативно-служебных целей.

Контроль это общая функция управления,включающая систему мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений.

Это постоянная деятельность субъекта управления по проверке фактического состояния оперативно-служебной деятельности и обеспечения единства слова и дела.

Усиление контроля в таможенных органах в современных условиях вызываются следующими обстоятельствами: возрастанием ответственности таможенных органов за решение поставленных перед ними задач; предъявлением особых повышений требований к должностным лицам и их деятельности; передачей ответственности за принятие ряда решений сверху вниз; потребностью специализации, разделения функций между подразделениями; развитием инициативы и творчества и др.

Задачи, решаемые с помощью контроля: повышение дисциплины кадров и их ответственности за порученное дело; выявление неиспользованных ресурсов и возможностей для неукоснительного выполнения принятых решений; обобщение и распространение положительного опыта в исполнении решений; совершенствование организации управленческой и непосредственно таможенной деятельности; стимулирование творческого подхода к решению возложенных задач; упреждение возможных просчетов и ошибок в исполнении решений.

Контроль направлен на обеспечение законности, проведение в жизнь решений высших органов власти и управления в области таможенной политики, дальнейшее укрепление исполнительской дисциплины, готовности должностных лиц к выполнению задач в сложных условиях обстановки и др.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

В таможенных органах применяется три основные метода контроля: наблюдение, обследование, эксперимент.

Контроль осуществляется в различных формах. К основным формамконтроля относятся: проверка; рассмотрение отчетности; заслушивание устного доклада (на коллегии, совете, лично руководителю или на созываемом имсовещании); изучение и оценка поступающей к субъекту оперативной информации; изучение дел, отражающих состояние к динамику управленческой и таможенной деятельности, и др.

Наиболее эффективной формой контроля является проверка.

Все рассмотренные общие функции управления находятся в неразрывной связи друг и другом и представляют собой единое целое.

К специфическими функциями управления в таможенных органах относятся функции управления таможенной, финансово-экономической, социальной и административно-хозяйственной деятельностью.

Функция управления таможенной деятельностью включает в себя управление: таможенным оформлением и таможенным контролем, правоохранительной деятельностью, экономической деятельностью, статистической деятельностью, а также деятельностью по научно-техническому развитию таможенного дела.

Функция управления финансово-экономической деятельностью включает в себя: управление финансовойдеятельностью и управлениебухгалтерской деятельностью.

Функция управления социальной деятельностью включает в себя: управление кадровой, трудовой деятельностью и социальным обеспечением, а также психолого-педагогической деятельностью.

Функция управления административно-хозяйственной деятельностью включает в себя: управление административнойдеятельностью; управление развитием таможенной инфраструктуры и капитальным строительством; управление материально-техническим обеспечением.

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 4845 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:  Как делают анализ мочи на цистит

источник

Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные управленческие работы (операции).

В управлении таможенными органами функции управления занимают важнейшее место, так как они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства действий при их реализации для получения намеченных результатов.

Функции управления в таможенных органах подразделяются на общие, отражающие стадии процесса управления, и специфические (или конкретные) функции управления конкретными видами деятельности таможенных органов.

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, так как характеризуют процесс управления любым объектом. Состав общих функций управления характеризует их диалектическое единство и единство управляющей и управляемой систем. Состав функций управления должен обеспечивать эффективность реагирования управляющей системы на любые изменения состояния управляемой системы. К общим функциям управления относятся: планирование, организация, мотивация персонала и контроль. Все эти функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое.Для того чтобы реализовать ту или иную функцию управления, необходимо выполнить ряд управленческих работ (операций). При этом под управленческой работой (операцией) понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функции управления, но недостаточных для обеспечения управляемости объекта управления. Если полная реализация основной функции управления приводит к тому, что таможенная деятельность переходит в новое качество, то выполнение отдельной управленческой работы еще недостаточно для того, чтобы эта деятельность получила новое качественное состояние. Реализация каждой конкретно взятой общей функции управления осуществляется путем выполнения строго определенного количества специфических только для этой функции управленческих работ.

Контроль существует для того, чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения. Контроль — это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Контроль за реализацией принятых решений направлен на выявление соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное внесение в зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

Конкретные задачи и методы контроля производны от оперативно-служебной обстановки(под таможенной оперативно-служебной обстановкой понимается совокупность взаимосвязанных элементов с находящимися в диалектическом развитии экономическими, политическими, социальными, правовыми, региональными и другими условиями или факторами, существенно влияющими на таможенную деятельность).

Контроль ведется в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой — совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений.

Для реализации функции «контроль» требуется выполнить такие управленческие работы как:

-определение объектов, сроков, методов контроля; определение исполнителей контроля и их подготовка;

-подготовка объекта контроля;

-обработка данных контроля и их реализация.

Контроль необходим не только при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник

— На основе поставленных целей таможенные органы Российской Федерации выполняют ряд основных функций. В управлении государственными органами функции управления занимают важнейшее место, т.к. они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях (ФТС; РТУ; таможни; таможенного поста).

Разработку организационных структур управления, применение методов и технических средств управления, подбор, подготовку и расстановку кадров следует осуществлять с учетом состава и конкретного содержания функции управления.

Возникновение функций управления – это результат разделения и специализации труда в сфере управления.

Образование системы функций – необходимый процесс, порождаемый сложностью и разнообразием служебной деятельности и управления ею.

Концепция функционированного разделения управления основывается на положении, что функции управления объективны и постоянны по отношению к их исполнителям.

Большинство исследователей и специалистов по управлению, под функцией управления понимают сложную деятельность, характеризующуюся определенной однородностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления, которые поддерживают равновесие между системой и средой в процессе преобразования последней.

Функция управления – конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные управленческие работы (операции).

В управлении таможенными органами функции управления отражают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и связаны с распределением обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства действий при их реализации для получения намеченных результатов.

Классификация функций управления в системе таможенных органов:

общие функции управления — отражают стадии процесса управления;

специфические (конкретные) функции управления – связаны с конкретными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов.

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, так как характеризуют процесс управления любым объектом.

При определении состава общих функций управления следует учитывать их диалектическое единство, а также единство управляющей и управляемой систем. Состав функции управления должен обеспечивать эффективность реагирования управляющей системы на любые изменения состояния управляемой системы.

К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование оперативно-служебной обстановки, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

Для того чтобы реализовать ту или иную функцию управления, необходимо выполнить ряд управленческих работ (операций).

При этом под управленческой работой (операцией) понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функции управления, но недостаточных для обеспечения управляемости объекта управления.

Если полная реализация основной функции управления приводит к тому, что оперативно-служебная деятельность переходит в новое качество, то выполнение отдельной управленческой работы еще недостаточно для того, чтобы эта деятельность получила новое качественное состояние.

Реализация конкретно взятой общей функции управления осуществляется путем выполнения строго определенного количества специфических только для этой функции управленческих работ.

Объективные возможности таможенных органов могут быть выявлены на основе анализа и прогнозирования оперативно-служебной обстановки как одной из важнейших функций управления. Расчленяя систему на части, выявляя ее структуру, анализ выявляет их взаимоотношения и взаимозависимость. При этом анализ распространяется не только на систему управления в целом, но и на каждый компонент управленческого цикла.

Анализ и прогнозирование таможенной оперативно-служебной обстановки неразрывно связаны с изучение, познанием и предвидением развития совокупности условий на том или ином участке таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного дела, а также в целях принятия обоснованных решений и составления планов.

Под таможенной оперативно-служебной обстановкой понимается совокупность взаимосвязанных элементов с находящимися в диалектическом развитии экономическими, политическими, социальными, правовыми, региональными и другими условиями (факторами), существенно влияющими на таможенную деятельность.

Основными элементами таможенной оперативно-служебной обстановки являются:

— обслуживаемые участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – российские и иностранные физические и юридические лица, виды, объемы и направления товарных потоков в зоне деятельности таможенного органа, распределение их по времени, месту, видам транспорта;

— наличие участников ВЭД, злостно нарушающих таможенное законодательство и их пособников; контрабандистов и их пособников; около таможенных криминальных структур и их пособников, пытающихся осуществить отрицательное воздействие на таможенные органы; сведения об их устремлениях, планах, замыслах, времени, месте, стратегии и тактике осуществления преступлений и нарушений таможенных правил;

— силы и средства таможенных органов и их возможности по выполнению возложенных на них функций и задач;

— общегосударственные меры обеспечения экономической безопасности и защиты экономических интересов РФ;

— наличие в зоне деятельности таможенных органов других правоохранительных органов, ведомств и организаций по борьбе с контрабандой и таможенными правонарушениями, возможности использования их для решения задач таможенных органов;

— среда, в которой осуществляется таможенная деятельность.

Планирование – это основная функция управления, посредством которого в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности.

С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых решаются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как:

— определение цели управления;

— выявление проблемы, мешающей достижению цели;

— выработка и принятие управленческих решений по достижению поставленной цели;

— разработка организационного плана реализации принятого решения;

— согласование разработанного плана;

— утверждение плана руководителем.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможни, таможенные посты).

Кроме того оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы – долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года).

Таким образом, управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует, что план будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия – их создает другая функция управления – организация.

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создается условия для выполнения разработанных планов.

Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.

Функция «организация» в таможенных органов реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как:

— постановка задач по выполнению решений и разработанных планов;

— подготовка исполнителей, включающая их обучение;

— а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи. Оно может реализовываться путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивации и стимулирования отдельных сотрудников и коллективов.

Реализация функции управления «регулирования» включает исполнение таких управленческих работ (операций) как:

— анализ результатов контроля;

— принятия решений на регулирование;

— доведение решений в виде задач до исполнителей;

— проверка действенности регулирования.

Сущность функций учета состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах.

Для того чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.

Контроль – это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Контроль за реализацией принятых решений направлен на выявление соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное решение внесение в зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

Конкретные задачи и методы контроля производны от оперативно-служебной обстановки. Контроль ведется в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой – совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений.

Читайте также:  Как делают анализ мочи на туберкулез

Для реализации функции контроля требуется выполнить такие управленческие работы как:

— определение объектов, сроков, методов контроля, определение исполнителей контроля и их подготовка;

— подготовка объекта контроля;

— обработка данных контроля и их реализация.

Контроль необходим не только при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

Все перечисленные функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое.

Таким образом, управление в таможенных органах – это комплексная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.

Специфические (конкретные) функции управления

Специфические функции управления в таможенных органах обусловлены самой сущностью оперативно-служебной деятельностью и ее многогранностью.

Рассмотрим кратко каждую из этих функций.

Функция управления таможенным контролем и таможенным оформлением – это целенаправленный вид деятельности, объектом которого являются сотрудники, задействованные в процессе таможенного контроля и оформления.

Функция управления правоохранительной деятельностью предусматривает управление борьбой таможенных органов с преступлениями, отнесенными к их компетенции, с нарушениями таможенных правил, управление оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов и организации службы таможенной охраны.

Функция управления экономической деятельностью – это вид деятельности, объектом которого являются сотрудники таможенных органов, осуществляющие таможенно-тарифное регулирование, определение таможенной стоимости, взимающие таможенные платежи, осуществляющие валютный контроль и ведущие таможенную статистику.

Функция управления правовым регулированием рассматривает вопросы управления сотрудниками, осуществляющими правовое регулирование таможенного дела, относящиеся к компетенции таможенных органов.

Функция управления научно-техническим обеспечением и развитием – средство повышения эффективности таможенной деятельности.

Функция управления финансовой деятельностью обеспечивает оперативно-служебную деятельность таможенных органов финансовыми ресурсами. Она способствует повышению финансовой эффективности деятельности таможенных органов, а также механизмов стимулирования сотрудников таможенных учреждений для целесообразного и экономического расходования выделенных ассигнований.

Функция управления бухгалтерской деятельностью является учетной и контролирующей функцией управления.

Функция социального управления решает задачи, связанные с подготовкой, подбором и расстановкой кадров таможенных организаций и учреждений, а также обеспечением нормальных условий их труда и отдыха.

В группу социальных функций управления входит: функция управления кадровой деятельностью; функция управления трудовой деятельностью и социальным обеспечением, а также функция управления психолого-педагогической деятельностью. Рассмотрим кратного их содержание.

Функция управления кадровой деятельностью призвана удовлетворять потребности оперативно-служебной деятельности таможенных органов в высококвалифицированных кадрах всех направлений деятельности.

Функция управления трудовой деятельностью и социальным обеспечением включает разработку мероприятий по созданию безопасных, нормативно-психофизиологических, санитарно-технических условий труда, повышению культуры служебной деятельности, а также решение задач бытового и социального обеспечения.

Функция управления психолого-педагогической деятельностью направлена на:

— групповое и индивидуальное воспитание;

— формирование воспитательного потенциала коллектива и управление им;

— обучение и профессиональное совершенствование объектов управления (функции управления педагогической деятельностью);

— социально-психологическое развитие коллектива;

— формирование и совершенствование личности членов коллектива (функции управления психологической деятельностью).

Группа административно-хозяйственных функций включает: функцию управления административной деятельностью; функцию управления развитием таможенной инфраструктуры и капитальным строительством; функцию управления материально-техническим обеспечением.

Все перечисленные функции управления образуют содержательную, функциональную часть механизма управления таможенной оперативно-служебной деятельностью. Функциональные подсистемы структуры управления, выделенные относительно конкретных объектов, в совокупности представляют собой взаимодействие общих и специфических функций управления.

Научно-технический прогресс оказывает влияние на развитие оперативно-служебной деятельности и, соответственно, на развитие функций управления.

Внедрение в управление современных достижений науки и техники приводит к появлению новых и изменению содержания отдельных элементов процедур и операций (управленческих работ), которые формируют содержание функций управления.

Общие функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое, а специфические функции управления обусловлены самой сущностью оперативно-служебной деятельностью таможенных органов.

источник

Функции управления — это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Когда речь идет об управлении в таможенных органах, общепринятым является деление на общие и специфические функции управления таможенной деятельностью (табл. 3.1).

Функции управления в таможенных органах

Функции управления таможенной деятель- ностью

Управление таможенным оформлением и контролем

Управление правоохранительной деятельностью

Управление экономической деятельностью

Управление деятельностью по правовому регулированию

Управление научно-техническим развитием

Функции управления финансово-экономической деятельностью

Управление финансовой деятельностью

Управление бухгалтерской деятельностью

Управление кадровой деятельностью

Управление трудовой деятельностью и социальным обеспечением

Управление психолого-педагогической деятельностью

Функции управления административно- хозяйственной дея- тел ьн остью

Управление административной деятельностью

Управление развитием инфраструктуры и капитальным строительством

Управление материально-техническим обеспечением

Общие функции управления характеризуют процесс руководства любой деятельностью, вне зависимости от ее содержания. Специфические функции обусловлены сущностью оперативно-служебной деятельности таможенных органов. Для выполнения всех функций нужна информационная система обеспечения.

Чтобы осуществить любую работу, необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Таким образом, в составе общих функций управления выделяют планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними показана на рис. 3.3. Движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием сотрудников. В центре рисунка находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

Рис. 3.3. Взаимосвязь функций управления

Планирование — это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. В таможенном органе планирование обычно исходит из целей, устанавливаемых вышестоящим органом.

  • 1) по содержанию — функциональное разделение обязанностей между отдельными сотрудниками таможенного органа и его подразделениями, определение их основных задач и их сопряжение с общими целями таможенной службы;
  • 2) по времени — хронологическое распределение задач подразделений и отдельных исполнителей во времени, определение рациональной последовательности их выполнения.

С точки зрения временного интервала планирование в таможенной службе подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное.

Стратегическое планирование (свыше пяти лет) включает в себя, в основном, долгосрочные целевые программы решения наиболее актуальных проблем развития таможенной службы.

Примером стратегического плана может служить Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р, а также план мероприятий по реализации данной стратегии.

Стратегическое планирование базируется на основополагающих документах, определяющих направление развития таможенных органов:

  • • международных конвенциях и многосторонних договорах, в первую очередь — Киотской конвенции;
  • • Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли;
  • • плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования», принятом распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2012 г. № 1613-р;
  • • федеральных, межгосударственных, государственных и ведомственных целевых программах, в исполнении которых принимает участие ФТС России и т.д.

Федеральные целевые и ведомственные программы являются важнейшим инструментом стратегического планирования, поскольку позволяют конкретизировать усилия для комплексного и системного решения проблем таможенной политики страны, обеспечивают прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которых необходимо достигнуть в различные временные периоды, определяют пути достижения результатов с использованием различных форм поддержки, в том числе на федеральном уровне.

Тактическое планирование (1—5 лет) предполагает определение промежуточных целей на пути решения стратегических задач.

Единая система стратегических целей, задач и соответствующая группировка функций и показателей деятельности таможенной службы ежегодно пересматривается руководством ФТС России, что находит свое отражение в публикуемых планах деятельности ФТС на пятилетний период, а также докладах о результатах и основных направлениях деятельности на три года. Разработка и реализация указанных документов являются одним из инструментов программно-целевого планирования. К тактическим планам относится также публичная декларация о приоритетных задачах таможенной службы на определенный год, публикуемая на официальном сайте ФТС России.

Пятилетний план работы таможенной службы содержит:

  • • перечень общественно значимых целей таможенных органов;
  • • значения целевых показателей, характеризующих достижение целей;
  • • перечень ключевых событий (задач), необходимых для достижения целей;
  • • сроки решения задач;
  • • перечень высших должностных лиц (заместителей руководителя ФТС России), ответственных за выполнение разделов плана.

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России базируется на положениях государственных и федеральных целевых программ. Он содержит:

  • • характеристику основных результатов деятельности ФТС России за отчетный год в разрезе участия в государственных программах;
  • • перечень основных направлений деятельности Федеральной таможенной службы на среднесрочную перспективу (в разрезе государственных программ);
  • • значения целевых показателей, характеризующих достижение целей и решение задач государственных программ РФ и федеральных целевых программ, реализуемых ФТС России;
  • • характеристику результатов реализации основных мероприятий государственных программ РФ, по которым ФТС России является соисполнителем, и федеральных целевых программ на отчетный и плановый период;
  • • сведения о распределении ассигнований федерального бюджета, выделяемых ФТС России, по государственным программам РФ и непрограммной части расходов.

Оперативное или рабочее планирование (до года) последовательно и целенаправленно обеспечивает выполнение задач, предусмотренных перспективными планами. Оно предполагает, что стандарты деятельности, описание работ вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих целей организации.

Оперативные планы делятся на следующие виды.

  • 1) организационные — планы, разрабатываемые регулярно:
    • • годовые, полугодовые, квартальные и месячные планы работы таможенного органа, его структурных подразделений;
    • • планы работы коллегий таможенных органов;
    • • ежемесячные планы основных мероприятий;
    • • план финансовой деятельности;
    • • план капитального строительства;
    • • планы профессионального обучения;
    • • графики инспекторских, комплексных, целевых проверок;
    • • планы служебных командировок сотрудников таможенных органов и др.;
  • 2) разовые планы — составляются по мере необходимости:
    • • планы, предусматривающие комплексное участие ряда подразделений в решении отдельных задач (комплексный план по укреплению служебной дисциплины);
    • • планы проведения оперативно-поисковых мероприятий и широкомасштабных специальных операций;
    • • планы проведения семинаров, совещаний и др.

Планирование в таможенных органах осуществляется на основе следующих принципов:

  • • полноты — учета максимально возможного числа событий и ситуаций, которые могут иметь значение для развития таможенного органа;
  • • точности — использования современных методов, средств и процедур, обеспечивающих точность прогнозов;
  • • непрерывности — постоянства процесса планирования;
  • • экономичности — расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем;
  • • взятых обязательств — рациональное планирование должно быть ограничено таким периодом времени в будущем, который необходим и достаточен для выполнения обязательств, предусмотренных тем или иным плановым решением;
  • • гибкости — возможность корректировки путей достижения поставленных целей в случае наступления непредвиденных обстоятельств;
  • • содействия достижению целей — предполагается, что план разрабатывается не ради его наличия, а ради решения ключевых задач таможенной службы;
  • • эффективности планов — эффект от достижения целей должен превосходить расходы и нежелательные последствия, связанные с самим процессом планирования;
  • • ясности — понятность формулировок плана всем членам организации;
  • • согласования во времени — различные по срокам планы должны соответствовать друг другу и проистекать друг из друга.

Техники планирования варьируются от таких традиционных, как бюджетные методы, до более сложных — моделирования, теории игр, разработки сценариев.

Организация — основная функция управления, посредством реализации которой создаются условия для выполнения разработанных планов: устанавливаются постоянные и временные взаимоотношения между всеми подразделениями таможенного органа, определяется порядок и условия его функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей.

В процессе совместной деятельности как основы организационного функционирования возникает объективная необходимость решения двух основных задач:

  • 1) необходимо распределить все содержание совместной деятельности между ее членами таким образом, чтобы каждый из них вносил свой вклад в нее, т.е. осуществить функциональное разделение труда;
  • 2) необходимо согласовать, сорганизовать индивидуальные вклады в общую цель.

Процессы дифференциации и интеграции внутри совместной деятельности порождают необходимость управления ими, т.е. организации этой деятельности с целью придания ей возможно более целостного, а значит, эффективного характера.

Выполнение функции организации предполагает:

  • 1) определение и детализацию целей таможенного органа, выявленных в ходе планирования;
  • 2) определение видов деятельности по достижению этих целей;
  • 3) поручение различных задач сотрудникам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы и подразделения;
  • 4) координацию различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство;
  • 5) контроль за тем, чтобы цели отдельных сотрудников не противоречили друг другу и целям организации;
  • 6) ресурсное обеспечение выполнения плана — техническое, материальное, финансовое, информационное.
Читайте также:  Как делают анализ мочи на сахар

В результате организации деятельности каждый сотрудник должен знать:

  • • что он должен делать и какими средствами;
  • • в какие сроки;
  • • с кем он может и должен взаимодействовать;
  • • кто им руководит.

Основы организации деятельности таможенных органов содержатся в ряде нормативных документов, таких как:

  • • положение — документ, определяющий организационные принципы управления в таможенном деле, структуру, цели, функции и задачи таможенных органов, а также нормативно-организационные процедуры для принятия решений в ходе осуществления таможенных операций;
  • • регламент — нормативный правовой акт, регулирующий внутреннюю организацию отдельных видов таможенной деятельности на уровне ФТС России, ее подразделений, отдельных сотрудников (в последнем случае документ называется должностным регламентом);
  • • порядок — вид нормативного документа, предусматривающий правильное, налаженное осуществление отдельных таможенных операций, процедур и приемов;
  • • инструкция — нормативно-методический документ, определяющий содержание и порядок исполнения сотрудником таможенного органа профессиональных обязанностей, а также способы выполнения решений.

Функция мотивации — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их развития.

Методы стимулирования персонала делятся:

  • • на экономические;
  • • нематериальные:
  • — установление целей, обогащение труда, вовлечение персонала в принятие решений и весь комплекс социально-психологических методов стимулирования.

Экономические методы мотивации (выплата заработной платы, премий, оплата отпусков, больничных, страхование жизни и здоровья, пенсионное обеспечение, различные ссуды и пр.) являются наиболее очевидными и часто используемыми, в том числе и в таможенных органах. В соответствии с законодательством РФ сотрудники таможенных органов получают должностные оклады, а также целый ряд дополнительных выплат как ежемесячных, так и разовых. Кроме того, им предоставляются различные социальные льготы.

Вторым после денег по силе средством повышения трудовой мотивации сотрудников является установление перед ними целейу обладающих определенными характеристиками:

  • 1) конкретных, ясных и четких;
  • 2) трудных, но достижимых.

Данный метод стимулирования обычно применяется в сочетании с монетарными методами, так как известно, что при постановке любой цели включение денежных стимулов усиливает мотивацию к ее достижению.

Методы проектирования и перепроектирования работ, обогащения труда предполагают разработку и (или) внесение изменений в относящиеся к работе действия индивида с учетом потребностей как сотрудника, так и организации. Когда речь заходит о перепроектировании работы, очень часто используются два термина — расширение работы и обогащение труда. Расширить работу — значит дать работнику больше работы того же типа, тогда как при обогащении труда ему поручают работу более высокого порядка.

Обогащенному труду присущи:

  • • ответственность (работник отвечает за результативность);
  • • достижение (работник считает, что он выполняет важную работу);
  • • контроль над ресурсами;
  • • возможность получения обратной связи о результатах труда;
  • • профессиональный рост;
  • • контроль над условиями труда.

Вызываемое этими характеристиками благоприятное психологическое состояние работника имеет своим следствием рост удовлетворенности трудом и повышение его эффективности.

Основными чертами метода соучастия или вовлечения работников являются:

  • • регулярные совещания руководителя с подчиненными;
  • • открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
  • • вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
  • • делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий;
  • • участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
  • • создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений;
  • • предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации) разрабатывать те или иные проблемы, формулировать новые идеи и т.п., внося тем самым вклад в развитие инновационных процессов.

Возможности применения данного метода в таможенных органах ограничены присущей любому государственному органу иерархичностью и преобладанием административных методов управления.

Нематериальные методы стимулирования персонала таможенных органов включают:

  • • дополнительное образование;
  • • объявление благодарности;
  • • поощрение Президента или Правительства РФ;
  • • представление к государственным наградам РФ, присвоение почетных званий, награждение знаками отличия, орденами и медалями Российской Федерации;
  • • досрочное присвоение очередного специального звания;
  • • награждение именным оружием;
  • • карьерный рост, внесение в кадровый резерв и др.

Существует несколько подходов к измерению и оценке мотивации’.

  • 1) наблюдение за поведением сотрудника. Мотивация проявляется через усилия, старания, настойчивость, инициативность действий человека;
  • 2) оценка получаемого в работе результата, который зависит не только от мотивации работника, но и от ясности цели, способностей человека, наличия необходимых ресурсов, организации работы;
  • 3) оценка восприятия человеком собственной работы — знает ли он результат своей работы, ощущает ли за нее ответственность, понимает ли смысл. Мотивация отражается в том, чему человек уделяет внимание, что запоминает и о чем говорит. Восприятие некоторых факторов и их наличие в характеристике содержания работы свидетельствует об определенных состояниях работника, которые формируют у него мотивационное поведение;
  • 4) применение специально разработанных тестовых методик;
  • 5) оценка косвенных результатов (частота и количество конфликтов, текучесть кадров и т.п.).

Контроль это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов.

Процесс контроля подразделяется на три обязательных компонента (этапа):

  • 1) разработка стандартов и критериев. На этом этапе устанавливается два типа оценочных критериев:
    • • ориентиры по содержанию;
    • • ориентиры по времени.

Главные требования данного этапа:

  • • согласованность критериев с общеорганизационными целями;
  • • реалистичность критериев;
  • • ознакомление с ними исполнителей;
  • 2) сопоставление реальных результатов работы с разработанными критериями. Полное совпадение результатов и стандартов — это большая редкость. Отклонения существуют практически всегда, однако они могут быть либо допустимыми, либо нет. Поэтому возникает проблема выработки не столько стандартов как таковых, сколько определенных границ их допустимых вариаций. В связи с этим в теории управления сформулирован «принцип исключения»: система контроля должна срабатывать при обнаружении не всех, а только недопустимых отклонений от стандартов.

Наличие диапазона стандартов создает предпосылки для одной из частых и типичных ошибок руководителя — неоправданного расширения допустимого диапазона стандартов для одних исполнителей (фаворитов) и сужения его для других («отверженных»). Как следствие, возникает либо протекционизм, либо гипертребователыюсть;

3) осуществление коррекционных мероприятий.

Действия, которые определяются сопоставлением результатов со стандартами, группируются в пять основных типов:

  • 1) отсутствие действий в случае отсутствия отклонений или их нахождения внутри допустимого диапазона. Такая ситуация является показателем эффективности работы сотрудника, стимулом к ней и фактором неявного поощрения;
  • 2) действия, направленные на устранение отклонений: они направлены на приведение параметров деятельности в соответствие с установленными ранее стандартами. Чем раньше замечены отклонения, тем менее трудоемкими будут эти действия и тем выше их эффективность;
  • 3) действия, направленные на пересмотр стандартов и оценочных критериев. Они реализуются в том случае, если выявляется очевидная нереа- листичность стандартов, невозможность их выполнения средним работником. Эта ситуация обусловлена ошибками планирования и нормирования;
  • 4) действия, составляющие основу специфического «корректирующего поведения». Они направлены не на исправление ошибки, а на человека, допустившего ее. При этом руководитель должен опираться на психологические и, главным образом, индивидуальные особенности исполнителей;
  • 5) оценочные действия, определяющиеся имеющимися у руководителя возможностями материального и морального поощрения, а также его властными полномочиями по осуществлению тех или иных санкций.

Принципами организации контроля являются следующие:

  • 1) стратегическая направленность — построение системы контроля на основе определения ключевых параметров и аспектов функционирования организации;
  • 2) постоянство и обязательность;
  • 3) оперативность;
  • 4) гибкость:
    • • возможность изменения существующих систем контроля в целом;
    • • возможность пересмотра при необходимости стандартов и критериев;
    • • возможность реагирования системы контроля на изменения внутри и вне организации;
  • 5) объективность;
  • 6) ориентация на результат;
  • 7) отсутствие тотальности, т.е. контроль не за всеми, а только за «опорными» элементами рабочего процесса. Это необходимо, чтобы стимулировать в сотрудниках поиск оригинальных подходов в решении возникающих проблем;
  • 8) открытость. Подчиненные должны знать, кто их контролирует, в какой форме реализуется контроль, каковы основные его средства;
  • 9) экономичность. Затраты на контроль должны быть меньше выгод от его реализации;
  • 10) понимание контроля как проявления внимания к работнику, а не средства личного негативного отношения к нему руководителя. Недопустимо использовать контроль как карательную меру в работе с персоналом. Контроль есть реализация ориентации на человека, его высшие социальные потребности;
  • 11) адекватность системы контроля личности руководителя;
  • 12) доведение результатов контроля до исполнителя. Выводы, вытекающие из контроля, важны в первую очередь для сотрудника: и как значимая производственная информация, и как оценка труда, и как стимул для дальнейшей работы.

Система контроля в таможенных органах имеет некоторые особенности, а именно:

  • 1) оценка действий персонала происходит в значительной мере по тому, насколько четко были соблюдены существующие правила и инструкции. Это зачастую заслоняет возможность оценки результативности деятельности таможенного органа, т.е. степени достижения целей;
  • 2) система контролирующих лиц и органов — субъектов контроля — сложна и имеет много уровней. Она включает:
    • • высшие органы государственного управления и компетентные органы власти — Президента и Правительство РФ, Счетную палату, суды, государственную налоговую инспекцию и т.п.;
    • • потребителей государственных таможенных услуг — участников ВЭД и физических лиц;
    • • собственные подразделения таможенных органов, занимающиеся раскрытием правонарушений, а также контролем отдельных видов таможенной деятельности;
    • • руководителей таможенных органов и их подразделений, реализующих функцию контроля в процессе повседневной служебной деятельности;
  • 3) контроль за выполнением ключевой функции таможенных органов — решением задач в сфере таможенного дела — является обособленным элементом системы управленческого контроля и регламентируется целым блоком нормативных документов. Данный вид контроля носит название ведомственного контроля.

Ведомственный контроль — деятельность таможенных органов и их должностных лиц, направленная на выявление и устранение нарушений, допускаемых нижестоящими таможенными органами и должностными лицами при принятии решений и совершении действий, связанных с выполнением задач в сфере таможенного дела.

Основные задачи ведомственного контроля:

  • • выявление, устранение и предупреждение нарушений, совершаемых таможенными органами при принятии решений в сфере таможенного дела;
  • • сокращение числа незаконно принятых решений и действий таможенных органов в сфере таможенного дела и устранение их вредных последствий;
  • • выявление причин и условий, способствовавших принятию незаконных и необоснованных решений в сфере таможенного дела и выработка мер, направленных на устранение данных причин.

Координация это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются отчеты, собрания. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля), а также действий руководителей.

Специфика реализации всех перечисленных функций управления в таможенных органах состоит в том, что помимо линейных руководителей их выполнение возложено на специальные подразделения, такие как Главное организационно-инспекторское и Аналитическое управление ФТС России; организационно-аналитические и организационно-инспекторские подразделения РТУ и таможен.

источник