Меню Рубрики

Анализ как функция управления школой

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 11:49, реферат

Понятие «управление» относится к числу наиболее общих, наиболее универсальных, оно используется во всех областях человеческой деятельности. В Советском энциклопедическом словаре (М., 1981) находим следующее определение: «Управление — элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей» (

Вступление
Педагогический анализ как функция управления школой
Оперативный (ежедневный) анализ
Тематический анализ
Итоговый анализ
Целеполагание
Планирование
Базисный план
Расписания занятий
Перспективный план развития школы
Годовой общешкольный план
Организация
Разделение труда
Группировка различных видов работ
Подразделение
Диапазон контроля
Контроль
Основные группы форм контроля
Заключение

  1. Вступление
  1. Педагогический анализ как функция управления школой
  • Оперативный (ежедневный) анализ
  • Тематический анализ
  • Итоговый анализ
  1. Целеполагание
  1. Планирование
  • Базисный план
  • Расписания занятий
  • Перспективный план развития школы
  • Годовой общешкольный план
  1. Организация
  • Разделение труда
  • Группировка различных видов работ
  • Подразделение
  • Диапазон контроля
  1. Контроль
  • Основные группы форм контроля
  1. Заключение

Понятие «управление» относится к числу наиболее общих, наиболее универсальных, оно используется во всех областях человеческой деятельности. В Советском энциклопедическом словаре (М., 1981) находим следующее определение: «Управление — элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей» (с. 1396).

Педагогический анализ — это функция управления школой, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата учебно-воспитательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.

Без педагогического анализа невозможно на научной основе определять задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива.

Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя.

Педагогический анализ является также методом контроля, который в свою очередь осуществляется при помощи целенаправленного изучения, наблюдения и оценивания результатов деятельности ее участников.

В школе используются три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый.

Оперативный (ежедневный) анализ направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Завуч на основе оперативного контроля получает информацию о ходе и состоянии дел за день, неделю, месяц. Его содержание строится на основе посещения уроков, внеучебных занятий и включает:

  • оценку работы школы, учителя и учащихся;
  • выявление причин отклонений в качестве преподавания;
  • установление причин отклонения фактического уровня знаний, умений и навыков от требований, сформулированных в учебной программе и т.д.

Выводы и рекомендации оперативного анализа должны сопровождаться быстротой реакции со стороны управленцев, выработкой и принятием мер по качественному улучшению учебно- воспитательного процесса в школе.

Тематический анализ предполагает системный подход к изучению учебно-воспитательного процесса (система уроков и внеучебных занятий, вариативных технологий, система деятельности учителя и совокупность необходимых документов). Цель тематического анализа — диагностика тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса. Установление их взаимосвязей и зависимостей, выработка рекомендаций.

Итоговый анализ проводится по результатам четверти, полугодия, учебного года с целью оценки деятельности школы в целом, выработки на основе выводов рекомендаций по совершенствованию ее дальнейшей работы.

Целью данного вида анализа — подведение итогов деятельности и оценка результатов управляемой системы за истекший период, построение блока целей следующего учебного года, отработка рекомендаций по организации, регулированию, планированию, внутришкольному контролю.

Целеполагание как основная функция менеджмента ориентирует социально-педагогическую систему во времени и пространстве.

Ее назначение — постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с социальным заказом общества.

Цели — конкретные конечные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Все социально-педагогические системы являются многоцелевыми. Выделяются образовательные, социальные, инновационные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением и структурой деятельности.

В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положительную связь между планированием и успехом организации.

Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы — это государственный нормативный документ, утверждаемый Правительством РФ и являющийся составной частью государственного стандарта образования. Его основное назначение — сохранение единого образовательного пространства в России.

В результате в учебном плане любой школы выделяются три основных типа учебных занятий:

  • обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
  • обязательные занятия по выбору учащихся;
  • факультативные занятия.

Для успешной организации образовательного процесса в школе важнейшее значение имеет еще один этап планированиярасписания занятий.

В практике школы существуют различные виды расписаний: расписание учебных занятий, занятий ГПД, внеурочных занятий второй половины дня. Они должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и образовывать целостную систему.

Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана школы и является инструментом для структурирования времени учебного дня и недели, распределения времени учащихся и педагогов.

Перспективный план развития школы (на 3—5 лет) согласуется с планами муниципалитета и составляются на 1-е января текущего года.

Этот план предусматривает направления деятельности школы с учетом работы органов власти. В нем отражены:

  1. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.
  2. Потребность в учителях разной квалификации.
  3. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.
  4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, ТСО, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.
  5. Финансовую, коммерческую деятельность.

Особое внимание следует уделить системе повышения квалификации учителей: создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию.

Годовой общешкольный план составляется в мае-июне, утверждается педсоветом в конце августа (схема 1). О каждом изменении ставится в известность педсовет.

Примерная структура годового общешкольного плана

Введение (анализ итогов и задачи на новый учебный год)
à 1.Организационно- педагогические мероприятия.
à 2.Учебно-методическая работа
à 3. Воспитательная работа с учащимися.
à 4.Системавнутришкольного контроля.

Организация как функция менеджмента представляет собой вид действий, способов и средств по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей. Организация формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления — это формирование условий устойчивости и гибкости социально-педагогической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или границ действий и принятия решений; полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. меры и формы ответственности и санкций за последствия принятых решений.

Организация как функция управления в современной школе требует совместной работы многих специалистов и разделения труда между ними.

Определение необходимого характера и степени специализации труда — это первая задача организационной деятельности. Она состоит в определении видов работ, которые следует предпринять для достижения целей школы и их рациональном распределении между отдельными сотрудниками и группами соответственно их квалификации.

Разделение труда происходит по двум направлениям: горизонтальному — постадийное распределение работ; и вертикальному — разделение работ по уровням иерархии.

В школе имеют место оба способа специализации. Учителя работают с учащимися разных классов (постадийное распределение). Труд делится на исполнительский и управленческий, т. е. по уровням иерархии. Специализация может быть как узкой, так и широкой. Наиболее широка она у учителя начальной школы. Некоторые учителя специализируются на преподавании предмета только в определенных классах, например, «учитель физкультуры начальной школы». Это пример узкой специализации.

Другой задачей организации как функции управления является группировка различных видов работ (департаментализация).

Смысл ее состоит в том, чтобы закрепить определенные виды специализированных работ за группами специалистов.

Первым основанием для группировки служит наличие связей между отдельными трудовыми процессами. Например, разработка оптимального для учащихся класса варианта учебного плана или расписания занятий, создание системы внеурочной работы по предмету, разработка методики работы с учащимися с низким (высоким) уровнем обучаемости, создание механизма преемственности в обучении иностранному языку и др.

Подразделением школы является относительно самостоятельная структурная единица, объединяющая специалистов, выполняющих взаимозависимые и сходные по характеру профессиональные задачи. Объединения учителей одного класса, параллели, начальной, средней и старшей школы, классных руководителей, социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования, учителей, преподающих предметы одной образовательной области, работающих по программам одного образовательного уровня и т.д. — все это структурные подразделения школы.

источник

Тематический план содержательного модуля

Самостоятельная и индивидуальная работа

Основные функции управления

3.1. Педагогический анализ как функция управления

3.2. Планирование работы школы

3.3. Организация как функция управления

3.4. Особенности внутришкольного контроля

3.4.1. Сущность, принципы и функции внутришкольного контроля

3.4.2. Субъекты и объекты внутришкольного контроля

3.4.3. Виды, формы и методы внутришкольного контроля

3.4.4. Планирование и организация внутришкольного контроля в школе

Ключевые понятия: функция управления, педагогический анализ, комплексный анализ, тематический анализ, параметрический анализ, прогнозирование, стратегическое планирование, среднесрочный план, текущее планирование, перспективный план работы школы, годовой план работы школы, расписание уроков, поурочные планы, организация, организационные отношения, делегирование полномочий, департаментализация, распределение функциональных обязанностей, координация деятельности, контроль, внутришкольный контроль, субъекты внутришкольного контроля, объекты внутришкольного контроля, методы контроля результатов , методы контроля состояния процессов , планирование внутришкольного контроля.

Сущность управления — это когда идеи из головы босса оказываются в руках рабочей силы

Функции управления — это отношение между руководящей, управляемой системой и управляемым объектом, требующих от управляющей системы исполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности и организованности процессов, которыми управляют.

Таким образом, функция — это еще не сама деятельность, а лишь потенциальная возможность деятельности, определение необходимого содержания деятельности. Функция управления определяется только тогда, когда она определена не только действие, но и объект, по отношению к которому она выполняется. Управленческие действия различаются по содержанию и результатом, отсюда — и различие в функциях управления. Разделение функций управления по видам имеет важное значение поскольку при построении руководящих систем функции реализуются различными методами.

Среди многочисленных функций и обязанностей руководителя школы видное место занимает педагогический анализ. Педагогический анализ является неотъемлемой частью управленческой деятельности, поскольку именно он дает основу, материал для управленческих решений. От того, насколько четко проанализирована деятельность, обнаружено связи между факторами, зависит эффективность управленческой деятельности в целом.

Педагогический анализ в управленческой деятельности руководителя учреждения образования следует отличать от анализа, который рассматривают как прием формальной логики. В обще определенном смысле — это расчленение предмета на части и изучение каждой части как компонента целостной системы. Педагогический анализ, находится в роли функции управления, содержит, кроме анализа, такие логические приемы, как синтез, абстрагирование, сравнение и обобщение.

Под педагогическим анализом понимают функцию управления школой, направленную на изучение состояния, тенденций развития, объективную оценку результатов педагогического процесса и выработки на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перевода ее в более качественное состояние.

Функция анализа направлена на изучение управленческой информации, выяснение проблем, установление закономерностей и тенденций развития отдельных явлений, на определение причинно-следственных связей, объективную оценку ситуации, составление прогноза и моделирования будущего.

Анализ начинает и завершает управленческую деятельность, обеспечивает ее целостность и цикличность, выполняет роль системообразующего элемента в управлении. Это приводит объективную необходимость функции. Анализ тесно связан с другими функциями управления. Именно они усваивают результаты анализа и делают необходимой и актуальной эту функцию. Функциональная интегративность анализа как функции управления состоит в обеспечении взаимодействия всех других функций управления.

Анализ дает основания для определения целей и задач, установление приоритетов в работе, позволяет определиться с ведущими направлениями, путями и средствами деятельности. Следовательно, без аналитической деятельности цель управления не только не может быть реализована, но и определена.

Управленческая деятельность начинается с анализа информации, а от умения организовать ее поступления, обработать и использовать зависит качество планов и принятия решений.

Аналитический подход к определению функциональных обязанностей, делегирование полномочий, распределения работ, построения подсистем и структур, установление периода времени, выбора методов деятельности обеспечивает эффективность управления на этапе Организовування.

Информация — основа процесса управления. Без нее нельзя сформулировать проблему, верно оценить ситуацию, определить цели управления и принять решение. Целью анализа является обеспечение качества познавательного аспекта управления школой как фактора эффективности этого процесса. А задачами :

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

— Анализ системы и ее подсистем;

— Оценка деятельности и ее результатов;

— Определение путей развития педагогического процесса в целом и на отдельные промежутки времени

— Формулировка задач на будущее

— Изучение путей достижения результатов работы школы и отдельных ее подразделений;

— Выявление факторов влияния на результаты педагогического процесса;

— Выявление причин несогласованности в деятельности элементов системы;

— Выявление резервов по улучшению состояния системы;

— Анализ взаимодействия с внешней средой; анализ передового педагогического опыта;

— Анализ эффективности управленческой деятельности;

— Разработка рекомендаций по улучшению состояния предмета анализа.

Объектом анализа , как правило, учебное заведение как социально-педагогическая система и его составляющие или внешняя среда учебного заведения.

Субъектом анализа могут быть администрация, общественные организации (руководитель методического объединения, член методического совета, член аттестационной комиссии, профсоюзный комитет, Совет школы), работник учебного заведения, представитель органов власти (инспектор, методист отдела образования и т.д.).

Предметом анализа выступают последовательные качественные и количественные изменения предмета, явления, которые имеют единую, общую и внутреннюю для них тенденцию по достижению определенного конечного результата. По-другому — педагогический процесс, его результаты и условия осуществления, а также элементы внешней среды.

Функция анализа основывается на определенной системе принципов:

1. Научности (реализуется через применение методов научного познания, достижений научной мысли, передового опыта. Анализ, осуществленный на научной основе, обеспечивает научный подход к управлению в целом).

2. Объективности (отделения существенного от несущественного, установленные закономерностей, учет и качественных, так и количественных параметров, исследования причины и источники явления или противоречия).

3. Преемственности и развития (возникновение предпосылок явления, трансформация предпосылок в случае возникновения нового, развитие нового, возникновение предпосылок будущего явления, состояние предмета в прошлом и сейчас; сравнения состояния предмета со стандартом).

4. Системности (раскрытие структуры предмета, явления, выявление внутренних связей субординации, взаимозависимости факторов влияния и т.д.).

5. Массовости и коллегиальности (привлечение всех участников учебно-воспитательного процесса на разных уровнях анализа).

6. Взаимосвязи и взаимодействия (из двух одновременных педагогических явлений одно является причиной, а другое следствием).

7. Главного цепочки (выявление главного фактора влияния, ориентация на главные цели деятельности, результат). Главный цепочку — тот элемент системы, влияние на который позволяет достичь цели кратчайшим путем.

8. Комплексного подхода (изучение явления с позиций различных наук, использование различных методов исследования, учета нравственных, ценностных, психологических факторов, подчинения всех целей главной т.д.).

9. Целенаправленного планирования.

10. Воспитательного воздействия.

Содержание процесса анализа предусматривает следующие обязательные факторы: получение информации о состоянии дел; сравнение реального состояния с предусмотренным (в соответствии с плановыми стандартов, норм) выбор методов, пригодных к анализу; установления причинно-следственных связей между результатами и факторами, которые обусловили; разработку рекомендаций по повышению эффективности деятельности; подготовку аналитической информации для других функций.

Классификация методов анализа:

1. Теоретические: сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, моделирование.

2. Информационно-констатувальни: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, ранжирование.

3. Производительные: тесты-ситуации, тесты-задания, контрольные работы, ведения школьной документации, эксперимент.

4. Рейтинговые: самооценка, экспертная оценка, независимая характеристика, отзыв.

Существует несколько подходов к классификации анализа как функции управления.

Комплексный (или итоговый) вид анализа позволяет отслеживать деятельность объектов и субъектов за определенный отчетный период: месяц, четверть, полугодие, учебный год, несколько лет. Цель: оценка результатов деятельности субъектов и объектов за определенный период, нахождение лучших вариантов их дальнейшего развития, формулировка и разработка целей для новых планов (решений). Особенность такого анализа — это комплексный характер, а главное достоинство — перспективность, направленность на изменения. Недостатки итогового анализа обусловлены, прежде всего, нехваткой времени для его осуществления.

Тематический (или локальный) вид анализа направлен на глубокое изучение наиболее важных и сложных проблем в целях обеспечения рекомендациями по совершенствованию определенных систем, перевод отдельных структурных элементов к высшему качественного состояния. Задача этого вида анализа связаны с созданием условий для совершенствования и развития систем учебного заведения, повышением эффективности управления ими.

Особенность тематического анализа — это глубина проникновения в подсистему, а позитив кроется в объективности оценки, содержательности рекомендаций, возможности управлять положительным развитием. Недостатки связаны с ограниченностью в выборе вопросов для глубокого, всестороннего изучения.

Параметрический (или оперативный) вид анализа позволяет ежедневно, еженедельно анализировать основные показатели учебно-воспитательного процесса, разоблачать причины отклонений от стандартов (решений, планов) и вырабатывать рекомендации по устранению этих причин. Цель — обеспечить регулирование, подготовку данных для тематического и комплексного анализа. Задача: разоблачить недостатки в работе и установить их причины, найти резервы для совершенствования деятельности. Особенностью параметрического анализа является оперативность, скорость воздействия и коррекции.

Основное его преимущество кроется в возможности сразу установить причины недостатков и срочно внести коррекцию. Недостатки — это, прежде всего, этажность, высокий уровень случайности и субъективизма, невозможность глубокого анализа и содержательных выводов.

— Объективная оценка деятельности;

— Подведение итогов работы и планирования задач на будущее

— Формулировка новых целей и задач;

— Устранение недостатков в учебном процессе;

— Регулирование течения учебного процесса;

— Обобщение передового педагогического опыта;

— Определение знаний, умений, навыков учащихся и уровня преподавания учебного предмета;

— Выявление новых педагогических резервов развития;

— Обобщение материалов проверок;

— Определение степени эффективности управления.

источник

Роль педагогического анализа в управлении целостным педагогическим процессом

Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А.Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

При определении места и роли педагогического анализа необходимо учитывать тот факт, что управление педагогическим процессом осуществляется не прямо, а опосредованно, через учебно-воспитательные ситуации. Поэтому, прежде чем спланировать и провести урок, воспитательное мероприятие или коллективное творческое дело, организовать ту или иную деятельность учащихся, учитель изучает, анализирует и учитывает основные элементы педагогической ситуации.

Эффективность управленческой и педагогической деятельности во многом определяется тем, как руководитель школы, учитель владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.

Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Ю.А.Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы.* Эта функция — одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффективен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.

Виды и содержание педагогического анализа

Латентный — скрытый, внешне не проявляющийся.

В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.) определены основные виды педагогического анализа. Существуют различные его классификации в зависимости от субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анализируется) и т.д. Мы обратимся в дальнейшем к выделению и характеристике видов педагогического анализа в зависимости от его содержания, т.е. от того, каков характер анализа во временном, пространственном, фактологическом отношении. В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ход регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.

Основное содержание параметрического анализа, проводимого директором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ. Параметрический анализ — это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа уже является система уроков, система внеклассной работы и т.д. Директор школы или завуч могут получить наиболее полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий, получив таким образом представление о системе работы учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся; система работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др.; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.

Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявления тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа, четвертных, полугодовых контрольных работ, из данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций.

Основные объекты педагогического анализа

Основными объектами педагогического анализа, концентрирующими в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания детей, являются организованные формы обучения, и прежде всего урок, внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общей, объединяющей педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода. Методология и логика системного подхода к педагогическому анализу как функции управления школой определяются последовательностью следующих действий:

рассмотрения урока, воспитательного мероприятия или учебного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;

выявления совокупности факторов, определяющих эффективность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культуры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учебно-материальное обеспечение педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в школе и др.);

определения целесообразности и обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;

анализа результатов проведения уроков, воспитательных мероприятий, работы в течение учебного года;

установления основных причин недостатков, положительных сторон в их организации и проведении;

формулирования замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприятия, комплексной работы в течение нового учебного года.

Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В разные периоды развития школы существовали реальные и ирреальные нормативы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и качеством их анализа. Школьная практика показывает, что руководители школ и учителя испытывают наибольшие трудности при анализе урока в определении триединой дидактической цели, в выборе форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся, в оптимальной реализации собственных профессионально-личностных возможностей на уроке.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

В управленческой деятельности руководителей школы выделяются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный.

Развернутый педагогический анализ урока предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого: определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку. Развернутый анализ урока проводится при посещении уроков начинающих учителей, учителей, испытывающих серьезные затруднения в работе с планом, учителей, чей опыт является предметом специального изучения для обобщения и распространения опыта.

Краткий анализ урока со стороны директора, завуча или методиста требует от них объективного изложения предложений и рекомендаций. Краткий анализ урока — это не анализ «на бегу», это не посещение урока для галочки; такой анализ требует хорошего знания личности учителя, высокой методической и управленческой культуры.

Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например на использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся, или на изучение системы работы учителя при проверке домашнего задания или особенностей групповой работы учащихся на уроке.

Важное место в аналитической деятельности руководителя школы занимает педагогический анализ воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел (КТД). Как было отмечено ранее, воспитательное мероприятие представляет собой ряд последовательно взаимосвязанных этапов, в процессе реализации которых дети участвуют в организационной, предметной, творческой деятельности.

В общем виде логика педагогического анализа воспитательного дела определяется последовательностью этапов его проведения. Последовательность этапов может иметь следующий вид: совместная выработка целей, задач воспитательного мероприятия, выбор форм проведения; совместное планирование; участие учащихся в подготовке и особенности педагогического руководства учителей; непосредственное проведение воспитательного дела; совместное подведение итогов и анализ.

Изучение опыта работы школ и их руководителей позволяет представить один из возможных вариантов педагогического анализа воспитательного дела:

анализ цели воспитательного дела;

анализ темы воспитательного дела, формы его проведения, определение места данного мероприятия в системе воспитательной работы класса, школы;

оценку места проведения воспитательного дела, оформления аудитории, состояния и качества использованного оборудования;

анализ каждого этапа проведения воспитательного дела (достижение воспитательной задачи этапа, соответствие содержания поставленной задаче этапа, оптимальность использования методов, анализ результатов этапа);

анализ влияния воспитательного дела на индивидуальное развитие личности школьника, на развитие детского коллектива, его самоуправление;

оценку деятельности учителя, классного руководителя, уровня его педагогического мастерства: компетентности и профессионализма воспитателя в управлении воспитательным процессом, авторитетности, педагогического такта, форм сотрудничества;

недостатки в проведении воспитательного дела, их причины;

рекомендации, советы классному руководителю, учителю, воспитателю по совершенствованию воспитательного процесса.

Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления:

качество преподавания — соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы; выполнение образовательных программ и государственных стандартов; использование активных форм и методов обучения; реализация воспитательного потенциала урока; развитие индивидуальных задатков и способностей личности; соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;

качество знаний, умений, навыков учащихся — объем, глубина, системность, прочность, осознанность; качество знаний учащихся на разных ступенях общего образования (начального, основного, полного среднего); типичные пробелы в знаниях учащихся и их причины; компьютерная грамотность учащихся, степень развития познавательных интересов и др.;

уровень воспитанности школьников; состояние и качество методической работы в школе;

эффективность работы с родителями и общественностью;

состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура;

результативность деятельности совета школы, педагогического совета; работа школы за прошедший десятилетний цикл обучения и воспитания; отчетный общешкольный доклад.

Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.

источник

Роль педагогического анализа в управлении целостным педагогическим процессом. Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю. А. Ко-наржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

При определении места и роли педагогического анализа необходимо учитывать тот факт, что управление педагогическим процессом осуществляется не прямо, а опосредовано, через учебно-воспитательные ситуации. Поэтому, прежде чем спланировать и провести урок, воспитательное мероприятие или коллективное творческое дело, организовать ту или иную деятельность учащихся, учитель изучает, анализирует и учитывает основные элементы педагогической ситуации.

Эффективность управленческой и педагогической деятельности во многом определяется тем, как руководитель школы, учитель владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой и необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.

Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. [Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. — Челябинск, 1978. — С. 23]. Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценки роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффектен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального напряжения, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.

Виды и содержание педагогического анализа. В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.) определены основные виды педагогического анализа. Существуют различные его классификации в зависимости от субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анализируется) и т.д. Мы обратимся в дальнейшем к выделению и характеристике видов педагогического анализа в зависимости от его содержания, т.е. от того, каков характер анализа во временном, пространственном, фактологическом отношениях. В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ходе регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, состояния дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, анализ посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.

Основное содержание параметрического анализа, проводимого директором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ. Параметрический анализ — это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в педагогическом процессе. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа выступает уже система уроков, система внеклассной работы и т.д. Директор школы или завуч могут получить наиболее полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий, получив таким образом представление о системе работы учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения; система работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.

Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявления тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий достижения этих результатов. Итоговый анализ подготавливает реализацию всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализов, четвертных и полугодовых контрольных работ, данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций.

Основные объекты педагогического анализа. К основным объектам педагогического анализа, концентрирующим в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения — и воспитания детей, относятся организованные формы обучения и прежде всего урок, — внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общим, что объединяет педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода. Педагогический анализ как функция управления школой предполагает такую последовательность действий:

• рассмотрение урока, воспитательного мероприятия или учебного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;

• выявление совокупности факторов, определяющих эффективность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культуры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учебно-материальное обеспечение педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в школе и др.);

• определение целесообразности и обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;

• анализ результатов проведения уроков, воспитательных мероприятий, в целом работы в течение учебного года;

• установление основных причин недостатков, положительных сторон в их организации и проведении;

• формулирование замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприятия, комплексной работы в течение нового учебного года.

Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В разные периоды развития школы существовали разные нормативы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и качеством их анализа.

В управленческой деятельности руководителей школы выделяются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный.

Развернутый педагогический анализ урока предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого: определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку. Развернутый анализ урока проводится при посещении уроков начинающих учителей, учителей, испытывающих серьезные затруднения в работе с планом, учителей-мастеров, чей опыт является предметом специального изучения для его обобщения и распространения.

Краткий анализ урока со стороны директора, завуча или методиста требует от них объективного изложения предложений и рекомендаций. Краткий анализ урока — это не анализ «на бегу»; такой анализ требует хорошего знания личности учителя, высокой методической и управленческой культуры.

Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например использования средств наглядности для развития познавательной активности учащихся, или системы работы учителя при проверке домашнего задания, или использования учителем групповой работы учащихся на уроке.

Важное место в аналитической деятельности руководителя школы занимает педагогический анализ воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел (КТД). Как было отмечено ранее, воспитательное мероприятие представляет собой ряд последовательно взаимосвязанных этапов, в процессе реализации которых дети участвуют в организационной, предметной, творческой деятельности.

Изучение опыта работы школ и их руководителей позволяет представить один из возможных вариантов педагогического анализа воспитательного дела:

• анализ цели воспитательного дела;

• анализ темы воспитательного дела, формы его проведения, определение места данного мероприятия в системе воспитательной работы класса, школы;

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

• оценка места проведения воспитательного дела, оформления аудитории, состояния и качества использованного оборудования;

• анализ каждого этапа проведения воспитательного дела (достижение воспитательной задачи этапа, соответствие содержания этапа поставленной задаче, оптимальность использования методов, анализ результатов);

• анализ влияния воспитательного дела на индивидуальное развитие личности школьника, на развитие детского коллектива, его самоуправление;

• оценка деятельности учителя, классного руководителя, уровень его педагогического мастерства: компетентность и профессионализм воспитателя в управлении воспитательным процессом; авторитет, педагогический такт, формы сотрудничества с учащимися;

• недостатки в проведении воспитательного дела, их причины;

• рекомендации, советы классному руководителю, учителю, воспитателю по совершенствованию воспитательного процесса.

Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют итоги по ведущим направлениям:

• качество преподавания — соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы; выполнение образовательных программ и государственных стандартов; использование активных форм и методов обучения; реализация воспитательного потенциала урока; развитие индивидуальных задатков и способностей личности; соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;

• качество знаний, умений, навыков учащихся — объем, глубина, системность, прочность, осознанность; качество знаний учащихся на разных ступенях общего образования — начального, основного, полного среднего; типичные пробелы в знаниях учащихся и их причины; компьютерная грамотность учащихся; степень развития познавательных интересов и др.;

• уровень воспитанности школьников;

• состояние и качество методической работы в школе;

• эффективность работы с родителями и общественностью;

• состояние здоровья педагогов и учащихся, их санитарно-гигиеническая культура;

• результативность деятельности совета школы, педагогического совета.

Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.

§ 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой.

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Разумеется, трудно с исчерпывающей точностью установить, когда у воспитуемого сформируется то или иное необходимое качество, произойдут те или иные изменения в межличностных отношениях, но планирование позволяет прогнозировать основные условия, этапы становления личности и коллектива. Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности, самореализация ее творческих возможностей.

Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать как деятельность педагога, так и деятельность ученика. Цель управленческой деятельности — это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке «дерева» целей недостаточно знать лишь объективные требования общества. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели, по утверждению Л. И. Божович, должны явиться результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом, в конкретные требования к его интересам, стремлениям, чувствам и поступкам. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, или, как говорят, «генеральную», цель представить в виде ряда конкретных, частных целей, т.е. декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели достигается за счет выполнения составляющих ее частных целей.

Опора в управлении на сознательное определение целей не только директором, но и учителями и учащимися подчеркивает тот факт, что каждый участник педагогического процесса является носителем определенных прав, обязанностей, меры ответственности.

Такое понимание целеполагания предусматривает переход к комплексно-целевому планированию, позволяющему разрабатывать комплексные целевые программы, направленные на достижение генеральной цели. Комплексная целевая программа — не упрощенная модель плана работы школы, а его необходимая часть, когда из плана работы школы вычленяются 3-4 наиболее важные проблемы и детально прорабатываются администрацией и коллективом школы.

Такая целевая программа должна содержать краткое описание состояния проблемы; указание ее места в общешкольном плане; генеральную цель, систему задач; показатели достижения целей. В ней должны быть определены сроки, исполнители, информационное обеспечение управления процессом решения задач, формы контроля за ходом выполнения программы; показаны пути коррекции выполнения программы. (Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой. — М., 1991. — С. 78).

Цель функционирования педагогической системы в динамике усложняется, отражая тем самым и сложность деятельности, направленную на ее достижение. Трудно точно определить границы цели на каждом этапе «дерева» целеобразования, но четкое представление о его структуре помогает руководителю школы, учителю и ученику принимать целенаправленные, обоснованные решения. Планирование в управлении школой выступает, таким образом, как принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на дальнюю перспективу, а могут быть направлены на решение текущих, оперативных дел. Логично на этом основании выделять перспективные, годовые, текущие планы работы школы.

Виды планов работы школы и основные требования к ним. Подготовка планов работы школы основывается на соблюдении ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения. Прежде всего это соблюдение требования целевой направленности. Целенаправленность в данном случае понимается как определенная целевая установка, как учет прошлого опыта работы школы, развивающий и углубляющий основные направления работы педагогического и ученического коллективов. Это постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций. Одним из требований выступает перспективность планирования, когда цели деятельности педагогами и учащимися принимаются, во-первых, как эмоционально окрашенные цели, близкие, понятные, желанные и, во-вторых, как стратегия, намечаемая на длительный срок, но тем не менее реально осознаваемая. В числе требований, предъявляемых к планированию, необходимо выделить и такое, как комплексность. Данное требование означает, что в ходе разработки плана предлагается использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи. Соблюдение требования объективности основывается на знании объективных условий деятельности школы, ее материальных, экономических условий, местонахождения, окружающей природной и социальной среды, возможностей педагогического и ученического коллективов.

К сожалению, пренебрежение этими требованиями в работе школы часто приводит к недостаточной аналитической обоснованности, неконкретности, несогласованности в планах различных школьных управленческих структур. Изучение опыта работы школ показывает, что планирование рассматривается подчас как доминирующая функция управления школой. Усилия руководителей школы в таком случае концентрируются в основном на том, чтобы разработать план работы, не обеспечив его в организационном, оценочном отношениях. Поэтому неплохо спланированная деятельность остается нереализованной, так как не приведены в движение остальные функции управления. Управленческий цикл, не получив своего развития, угасает — в итоге не достигается поставленная цель.

В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий.

Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может быть, например, такой.

1. Задачи школы на планируемый срок.

2. Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов.

3. Перспективы обновления образовательного процесса, внедрение педагогических инноваций.

4. Обеспечение школы педагогическими кадрами.

5. Повышение квалификации педагогических кадров через различные формы (ИУУ, курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т.д.).

6. Развитие материально-технической базы и учебно-методического оснащения школы (строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, пополнение книжного фонда библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.).

7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.

Годовой план охватывает время работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного года и проходит несколько этапов. На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности. На втором э т а -п е (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициативная группа по разработке и корректировке структуры проекта плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть) анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана. На первом заседании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается.

Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана.

Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

Примерное содержание годового плана работы школы. Обобщая различные варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные ранее требования к планированию, рассмотрим один из возможных вариантов плана.

1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи за новый учебный год.

2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча. В этой части плана уточняются границы микрорайона школы, количество учащихся, обучающихся в конкретной школе, перспективы увеличения контингента учащихся. Школа планирует ряд мероприятий, направленных на создание необходимых условий для получения детьми основного общего и среднего (полного) общего образования: выполнение положений закона РФ «Об образовании» о гарантиях на получение образования; организация питания детей в школе; оказание материальной помощи детям, не имеющим родителей. Работа по выполнению всеобуча охватывает также круг вопросов, связанных с защитой прав детей, нуждающихся в особом уходе, в организации обучения на дому, в оказании помощи трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям. Закон РФ «Об образовании» предоставляет широкие возможности школе по развитию индивидуальных особенностей детей. Поэтому в содержании плана работы педагогического коллектива и родителей предусматривается создание условий для индивидуально-творческого развития детей.

3. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества образовательного процесса. Это наиболее объемный, развернутый раздел плана, который охватывает многообразные стороны деятельности учителей и учащихся: обеспечение качества знаний, умений и навыков — индивидуализация и дифференциация обучения, использование современных форм организации процесса обучения, активных методов обучения. Деятельность школы по организации внеурочной и внеклассной работы, по формированию базовой культуры личности школьников в ее многообразных проявлениях. Деятельность школы по развитию ученического самоуправления, по поддержке детских общественных организаций в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудовых коллективов по воспитанию учащихся. Работа школы по повышению педагогической культуры родителей. Содержание работы этого раздела направлено на утверждение роли школы как организующего центра в совместной работе с семьей и общественностью. Сюда входит работа с родительским коллективом и советом школы, проведение педагогических лекториев, занятий в университете педагогических знаний, общешкольных педагогических конференций, дней открытых дверей для родителей. Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися в качестве руководителей кружков, секций, студий и др. Организация индивидуальной, дифференцированной работы с родителями и т.п.

5. Работа с педагогическими кадрами. Проведение аттестации педагогических кадров, использование средств ЭВТ и информатики в оценке уровня профессиональной подготовки, работа коллектива школы над общешкольной научно-методической проблемой (проведение семинаров, конференций, педагогических чтений, заседаний методических советов, педагогических советов). Организация работы школы передового педагогического опыта. Определение содержания деятельности методических объединений учителей-предметников и классных руководителей. Руководство изучением, обобщением и распространением педагогического опыта. Оценка и внедрение педагогических инноваций, формирование инновационной среды в школе.

6. Система внутришкольного контроля.

7. Укрепление учебно-материальной базы школы. В течение года планируется проведение инвентаризации материальных ценностей школы, ТСО, учебных пособий. Программа оформления и переоборудования учебных кабинетов. Улучшение работы групп продленного дня и занятий с детьми шестилетнего возраста. Укрепление материальной базы для занятий спортом, туризмом, техническим творчеством. Комплектование фонда школьной библиотеки. Программа текущего и капитального ремонта школы.

8. Организационно-педагогические мероприятия. В этой части плана указываются тематика заседаний совета школы, педагогического совета, тематика производственных совещаний. Распределяются обязанности между администрацией школы, определяется единый режим работы школы, график дежурства по школе, распределяется учебная нагрузка, классное руководство, заведование кабинетами и др.

Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник