Меню Рубрики

Анализ имени существительного как части речи

Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его семантическая роль в словосочетании или в предложении.

Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:

  • 1. Часть речи, к которой относится словоформа, и вопрос.
  • 2. Начальная форма, морфологические признаки:
    • 2.1. Постоянные (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые употребляются только в единственном либо только во множественном числе));
    • 2.2. Непостоянные (число, падеж).
  • 3. Синтаксическая роль (какую роль существительное выполняет в словосочетании или предложении).

Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:

  • 1. Андрей – существительное (кто?).
  • 2. Начальная форма – Андрей;
    • 2.1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, м. р., 2 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: И. п., единственное число.
  • 3. Подлежащее.
  • 1. Кофе – существительное (что?).
  • 2. Начальная форма – кофе;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, м. р., несклоняемое существительное, единственное число;
    • 2.2. Непостоянные признаки: В. п.
  • 3. Дополнение.
  • 1. Чашки – существительное (из чего?).
  • 2. Начальная форма – чашка;
    • 2.1.

    Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 579.

    Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

    1. Что такое морфологический разбор имени существительного?
    2. Как разобрать существительное как часть речи?
    3. Примеры морфологического разбора существительных

    По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

    1. 1. Алина Сайбель 453
    2. 2. Никита Майнер 278
    3. 3. Чориа 236
    4. 4. Ольга Твардовская 192
    5. 5. Роман Данилов 187
    6. 6. Игорь Проскуренко 159
    7. 7. Алиса Александрова 145
    8. 8. Карина Огурцова 139
    9. 9. Анна Булгакова 122
    10. 10. 109
    1. 1. Мария Николаевна 13,675
    2. 2. Лариса Самодурова 13,070
    3. 3. Liza 12,690
    4. 4. Кристина Волосочева 12,445
    5. 5. Ekaterina 12,221
    6. 6. Юлия Бронникова 11,980
    7. 7. TorkMen 11,901
    8. 8. Darth Vader 11,661
    9. 9. Влад Лубенков 11,400
    10. 10. Лиса 11,380

    Самые активные участники недели:

    • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

    Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

    • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

    Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

    источник

    Выполнить разбор слова с точки зрения его принадлежности к классу существительных — значит проанализировать:

    • что оно обозначает: предмет или явление,
    • какими морфологическими признаками обладает,
    • какую роль выполняет в предложении.

    Такой анализ часто еще называют морфологическим разбором, поскольку с точки зрения лингвистики именно морфология изучает слово как часть речи.

    Какие характеристики существительного относятся к морфологическим? Это его род, склонение, разряд (включает два признака), число, а также падеж. Первые три признака — род, склонение и разряд — не зависят от того, какое место в предложении занимает слово, поэтому называются постоянными. В отличие от них, число и падеж существительные могут менять, поэтому оба этих признака относятся к непостоянным характеристикам.

    Обычно разбор существительного как части речи происходит по стандартной схеме. Приведем ее.

    1. Указываем, что существительное означает (предмет или явление), какой вопрос ему можно задать, а также его начальную форму.
    2. Перечисляем постоянные и непостоянные морфологические характеристики:
      • в первую очередь постоянные признаки:
        • определяем одушевленность слова-существительного по простому правилу: одушевленные предметы — это все живое, они отвечают на вопрос кто?, соответственно, неодушевленные предметы — это все неживое, отвечают на вопрос что?;
        • определяем, какое перед нами существительное: собственное или нарицательное? Все собственные слова пишутся с заглавной буквы; к ним относят имена, фамилии, названия исторические, географические, различных произведений и тому подобное. Все прочие существительные относятся к нарицательным;
        • определяем, какой род имеет существительное. Иногда род этой части речи определить невозможно. Например, в предложении «Мой сосед — ябеда» существительное «ябеда», с одной стороны, относится к женскому роду, а с другой — к мужскому, так как характеризует слово «сосед». Здесь нужно учитывать второй аспект, то есть род определяем по смыслу предложения;
        • последний неизменяемый признак — склонение существительного. Различают три основных вида склонения, иногда встречаются разносклоняемые и несклоняемые слова;
      • непостоянные (изменяемые) характеристики:
        • определяем падеж существительного в контексте данного предложения. В русском языке известно шесть падежей;
        • последний морфологический признак — это число существительного — единственное или множественное. Иногда встречаются такие слова, которые имеют какую-то одну форму числа. Например, слова: молоко, железо, детство, Урал могут находиться только в единственном числе. А часы, ножницы, листва, деньги — только во множественном. Для таких существительных данный признак неизменен.
    1. На последнем этапе определяем, каким членом предложения является анализируемое существительное. В предложениях эта часть речи выступает либо в качестве главного члена — подлежащего, либо как второстепенный член — дополнение. Но бывают исключения.

    Разберем в предложении «В воздухе витает запах дождя» слово «дождя» как часть речи по предложенной схеме.

    1. Существительное, обозначающее явление. Начальная форма — дождь. В предложении отвечает на вопрос родительного падежа: запах чего? — дождя.
    2. Морфологические признаки:
      • неодушевленное, нарицательное, мужского рода, II-го склонения;
      • отвечает на вопрос родительного падежа, находится в единственном числе.
    3. В данном предложении — дополнение.

    источник

    Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.

    Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.

    1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

    2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.

    род (мужской / женский / средний);

    склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)

    падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);

    число (единственное / множественное).

    4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

    Образец морфологического разбора имени существительного

    Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».

    Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.

    нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;

    в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.

    4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).

    Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.

    Котята — сущ., погнались (кто?) котята;

    Н.ф. (начальная форма) — котёнок;

    4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.

    Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

    Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).

    род прилагательного, падеж, число.

    4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

    Образец морфологического разбора имени прилагательного

    Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».

    Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.

    Начальная форма — красивый.

    В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.

    Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.

    Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.

    Мелодия (какая?) — красивая — определение.

    Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

    Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.

    (для количественных: целое/дробное/собирательное);

    4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

    Образец морфологического разбора имени числительного

    Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».

    Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;

    Постоянные признаки: простое, собирательное;

    непостоянные: в форме именительного падежа;

    Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.

    Во дворе меня ждали двое товарищей.

    Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;

    4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.

    Больше интересных материалов:

    Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

    Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.

    а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),

    б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;

    4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

    Образец морфологического разбора местоимения

    Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».

    Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.

    Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.

    Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).

    Я позвоню тебе в пятницу вечером.

    Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;

    4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.

    Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

    Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.

    спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),

    время (прошедшее / настоящее / будущее),

    4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

    Образец морфологического разбора глагола

    Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».

    Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.

    Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;

    глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.

    4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).

    Снег усиливался с каждой минутой.

    Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;

    Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.

    Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

    Морфологические признаки (неизменяемость).

    Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

    Образец морфологического разбора наречия

    Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».

    Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.

    Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).

    На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.

    источник

    Морфологический разбор существительного.
    План морфологического разбора имени существительного:

    а) нарицательное / собственное (парта / Москва);

    б) одушевленное / неодушевлённое (девочка / школа);

    в) род:
    ⇒ женский (мама);
    ⇒ средний (облако);
    ⇒ мужской (папа);
    ⇒ общий (сирота);

    г) склонение 1 :
    ♦ 1-е (мама, папа, земля, дядя);
    ♦ 2-е (облако, мяч_, море);
    ♦ 3-е (мышь_, степь_);
    ♦ разносклоняемое (мать_, дочь_, путь_ + 10 сушествительных на мя 2 );
    ♦ несклоняемые (кофе, пальто);
    ♦ адъективные (склоняются как имена прилагательные: вожатый);
    ♦ вне склонения (только во множественном числе: сливки);

    • д) разряд 3 :
      ⇒ конкретные (называют конкретные предметы живой/неживой природы: парта,дом,ребёнок);
      ⇒ вещественные (называют различные вещества: молоко, железо, масло);
      ⇒ отвлеченные / абстрактные (называют явления, воспринимаемые мысленно: учение,чтение,бег,упрямство,радость,храбрость,выносливость);
      ⇒ собирательные (называют множество одинаковых предметов как одно целое: детвора, учительство, листва — только в единственном числе);
      ⇒ со значением парных предметов 4 (брюки,ворота,очки,ножницы — только во множественном числе).
    • а) число:
      ♦ единственное число (машина,корова,карандаш) + только в единственном числе (воздух,молоко);
      ♦ множественное число (машины,коровы,карандаши) + только во множественном числе (ножницы,сливки);
    • б) падеж 5 (И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.);

    Примеры:
    Концевые сноски:

    1 Склонением называют изменение имён существительных по падежам и числам. Изменяемые имена существительные в русском языке распределяются по трём склонениям:

    2 10 разносклоняемых имён существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя.

    3 Вещественные, отвлечённые/абстрактные, собирательные, имена существительные со значением парных предметов не изменяются по числам: имеют либо только форму единственного числа, либо только форму множественного числа. Изменяются по числам лишь в отдельных случаях: сливочное масло (ед. ч.); НО: эфирные масла (мн. ч.), т. е. разные виды масел. Некоторые существительные во множественном числе приобретают новое значение: чтение — название действия, которое выполняет человек, читая что-либо написанное; чтения — цикл докладов или лекций, посвящённых какому-либо вопросу (в данном случае отвлечённое/абстрактное существительное «чтение», употребленное во множественном числе переходит в разряд конкретных) .

    4 Иногда данный разряд объединяют с разрядом конкретных имён существительных.

    5 Несклоняемые существительные не изменяются по падежам.

    Вы смотрели конспект урока по русскому языку «Морфологический разбор существительного». Выберите дальнейшее действие:

    Все конспекты уроков по теме «Имя существительное«:

    источник

    План разбора имени существительного

    I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    II Начальная форма. Морфологические признаки:
    A Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлённое или неодушевлённое;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).
    Б Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам);
    2 падеж.
    III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

    Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey

    Образцы разбора имён существительных

    В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
    2. Н. ф. – поезд.
      А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
    3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
    2. Н. ф. – Петербург.
      А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
    3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
    2. Н. ф. – Москва.
      А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
    3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
    2. Н. ф. – отделение.
      А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
    3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
    2. Н. ф. – курящий.
      А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая) и склоняется как полное причастие.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
    3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
    2. Н. ф. – поручик.
      А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
    3. В предложении выполняет роль приложения.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
    2. Н. ф. – Климов.
      А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
    3. В предложении выполняет роль подлежащего.

    источник

    План разбора имени существительного

    Морфологический разбор имён существительных

    План разбора имени существительного

    I-Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    II- Начальная форма (ед.ч., И.п.).

    Постоянные морфологические признаки:

    собственное или нарицательное;

    одушевлённое или неодушевлённое;

    число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).

    Непостоянные морфологические признаки:

    число (если слово изменяется по числам);

    IV- Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

    1. (у) берега — у чего? (сущ.)
    2. Н.ф.- берег
    3. Морфолог. признаки:
    1. Пост. призн. — нариц., неодуш., м.р., 2 скл.
    2. Непост. призн. — ед.ч., Р.п.
    1. у берега (дополнение)

    Морфологический разбор имён прилагательных

    План разбора имени прилагательного

    I-Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    II- Начальная форма (ед.ч., И.п.)

    Постоянные морфологические признаки:

    Непостоянные морфологические признаки:

    — число (единственное или множественное);

    — род (женский, мужской, средний);

    IV- Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

    1. (у) красивого (дерева) – у какого? (прил.)
    2. Н.ф.- красивый
    3. Морфолог. признаки:

    2. Непост. призн. — ед.ч., ср.р., Р.п.

    1. у красивого дерева (определение)

    Морфологический разбор глаголов

    I-Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    II- Неопределенная форма (что делать? что сделать?)

    Постоянные морфологические признаки:

    — вид (совершенный или несовершенный)

    — спряжение (I спряжение или II спряжение)

    Непостоянные морфологические признаки:

    — время ( настоящее, прошедшее, будущее)

    — число (единственное или множественное)

    IV- Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

    1. бегает – что делает? (глаг.)
    2. Неопр.ф.- (что делать?) бегать
    3. Морфолог. признаки:

    1. Пост. призн. – несов.вид, I спряж.

    2. Непост. призн. — наст.вр., ед.ч.

    План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления .

    Урок в 4 классе «Морфологический разбор имени существительного» с использованием мультимедийной презентации.

    1.План — конспект урока2. Технологическая карта урока3. Приложение.

    Большое внимание на уроках русского языка я уделяю языковым анализам. При изучении темы «Имя существительное», учащиеся знакомятся с морфологическим разбором имени существительного. С помощью мультиме.

    На уроке дети повторяют признаки имён существительных, самостоятельно выводят алгоритм морфологического разбота имён существительных. На уроке используются разнообразные виды деятельности, что позволя.

    Открытый урок » Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных&quot.

    источник

    Существительное — самостоятельная часть речи, одна из наиболее значимых в русском языке и наиболее употребляемых. Именно с изучения имени существительного начинается курс морфологии как в школе, так и в университете. Поэтому нужно не только знать, что это такое, какими признаками обладает, но и уметь выполнять морфологический разбор существительного. О чем, собственно говоря, и пойдет далее речь в представленной вашему вниманию статье.

    Существительные бывают собственными и нарицательными. Первые называют конкретные предметы, которые выделяются из класса однородных предметов, вторые — общие наименования разнообразных классов и единичных предметов внутри этих классов. Имена нарицательные могут становиться собственными и наоборот. К именам нарицательным относятся, например, слова стул, стол, человек, собака, к собственным – Алиса, Германия, Волга.

    Для того чтобы сделать морфологический разбор существительного, также следует знать о категориях и разрядах. Существительные бывают одушевленные и неодушевленные. Причем категория одушевленности у существительных лексико-грамматическая и не имеет никакого отношения к наличию души у предмета или того, живой ли это предмет. К одушевленным относятся названия людей и животных, слова мертвец и покойник, зомби, кукла, некоторых шахматных фигур, таких как слон, ферзь, король и т. п. Остальные существительные относятся к неодушевленным.

    Также существительные делятся на разряды по значению. Тут выделяют конкретные имена существительные, абстрактные, вещественные, собирательные. Причем каждый класс имен существительных имеет свои признаки.

    В школьном курсе выделяют три типа склонения. Давайте выясним, какие существительные относятся к каждому из типов. К первому относятся существительные мужского и женского рода, которые в именительном падеже имеют окончание или . К примеру, весна, папа. Ко второму относится слова мужского рода с нулевым окончанием, окончанием или , среднего рода с окончанием или в именительном падеже. Например: дом, море, окно. К третьему относятся существительные женского рода, которые заканчиваются на мягкий знак. Например, мать, тетрадь. Каждое из этих склонений имеет свою систему окончаний при словоизменении. Знание склонений имени существительного помогает правильно изменять слова и грамотно писать. Кроме того, ученые выделяют еще четыре типа склонений, но они изучаются лишь в университетах на филологических факультетах. Поэтому в данной статье мы рассматриваем только три склонения из семи. Этой информации вполне хватит для того, чтобы выполнить морфологический разбор существительного.

    Кроме того, мы не отметили, что существительные делятся на три рода — мужской, женский, и средний, а также существительные общего рода. Так, слова мать, кошка относятся к женскому роду, моряк, человек — к мужскому, море, озеро — к среднему. Слова типа сирота относятся к общему роду и могут употребляться как для обозначения существ женского пола, так и мужского. Стоит отметить, что род существительных определяется не по половой принадлежности, а по специальным правилам, окончаниям слов. Род слов иностранного происхождения определяется по особым правилам.

    Кроме того, существительные имеют единственное и множественное число. Некоторые существительные могут употребляться в обоих числах, а некоторые имеют лишь одно. Так, слова ножницы, штаны употребляются всегда во множественном числе.

    Все существительные изменяются по падежам, которых в русском языке шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

    Последнее, что следует узнать для того, чтобы выполнить морфологический разбор существительного — его синтаксическую роль. Существительное может играть в предложении любую роль. Оно может быть как главным, так и второстепенным членом предложения, в зависимости от того, на какой вопрос в предложении отвечает. Существительные в прямом падеже, то есть то, которое отвечает на вопрос кто? или что? в предложениях выступают подлежащими. Например: девочка идет в театр. Кто идет в театр? Девочка. Сказуемым существительное бывает тогда, когда отвечает на вопросы что такое? и кто такой? Аня — школьница. Аня кто такая? Школьница. Если существительное отвечает на вопросы косвенных падежей, то есть всех, кроме именительного, оно выступает дополнением. Вася поздоровался с дедушкой. Поздоровался с кем? С дедушкой. Определением выступает в том случае, если отвечает на вопросы какой? и чей? Она получила четверку с минусом. Она получила какую четверку? С минусом. Существительные-обстоятельства отвечают на вопросы зачем? как? когда? где? куда? откуда? почему? Инна была дома. Была где? Дома. Как видите, если знать вопросы, на которые отвечают те или иные члены предложения, можно с легкостью определить, к какой части речи относится анализируемое вами имя существительное.

    Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор имени существительного нужно знать схему разбора. Рассмотрим алгоритм разбора существительного как части речи. Вот перечень вопросов, которые вы должны задать, выполняя анализ слова:

    1. Называем анализируемое слово, определяем, что это имя существительное. Задаем к нему вопрос, на который оно отвечает.

    2. Называем начальную форму слова.

    3. Перечисляем постоянные признаки слова, к которым относятся следующее:

    — нарицательное или собственное имя существительное;

    — одушевленное или неодушевленное;

    — к какому из трех склонений относится данное существительное.

    4. Определяем непостоянные признаки данного слова:

    5. Выясняем, какую синтаксическую функцию в предложении выполняет данное слово.

    Как видите, все довольно просто. Данная схема анализа употребляется с самого начала изучения существительного как части речи, она проста и компактна. В университетах возможна более усложненная форма разбора. Для того чтобы правильно выполнить разбор слова, всегда придерживайтесь этой схемы и выполняйте действия именно в том порядке, в котором они перечислены.

    Для закрепления схемы следует разобрать хотя бы одно слово, чтобы раз и навсегда запомнить схему и систематизировать знания. Возьмем для анализа следующее предложение: Мальчик не вспоминал о завтрашнем экзамене. Сделаем разбор существительного о «экзамене»:

    1. Экзамене — имя существительное, отвечает на вопрос «что?».

    2. Начальная форма — экзамен.

    3. Нарицательное, неодушевленное, мужской род, второе склонение.

    4. Единственное число. Предложный падеж.

    5. В предложении выступает второстепенным членом предложения дополнением.

    Имя существительно – одна из значимых частей речи. Существительные отвечают на вопросы кто? что? Имеют ряд категорий, которые следует запомнить. Может быть любым членом предложения.

    источник

    Морфологический разбор существительного, пример которого мы рассмотрим в данной статье, – очень популярный вид работы на уроках русского языка. Дело в том, что таким образом можно без труда понять, насколько хорошо учащиеся ориентируются в теме относительно данной части речи.

    Что же охватывает морфологический разбор слова (существительного)? Примеры предоставлены вашему вниманию.

    Имя существительное весьма распространено в русском языке. Оно призвано называть предметы и явления, которые окружают человека. А их очень много. Четверть всех слов, которые мы употреблям, приходятся именно на существительные.

    Отвечает эта часть речи на вопросы: «кто?» или «что?». Все зависит от того, одушевленный предмет или нет. Кроме того, не нужно забывать и о падежных вопросах.

    Проводя морфологический разбор существительного (пример его мы продемонстрируем немного позже), следует учесть, что могут выделяться несколько значений этой части речи:

    1. Конкретные. Они обозначают осязаемые предметы, например: книга, журнал, стол, человек, птица.
    2. Вещественные. Обозначают какое-либо вещество — кофе, сахар, вода, шелк.
    3. Отвлеченные. Обозначают явления, которые невозможно осязать: мысль, любовь, учение, плач.
    4. Собирательные. Означают множество как целоеи — студенчество, детвора, мошкара, листва.

    Любой морфологический разбор слова, с примерами или без, включает в себя перечисление признаков. У любой изменяемой части речи они будут подразделяться на постоянные и непостоянные.

    Дело в том, что практически любая часть речи (кроме деепричастия и наречия) может менять свою форму. Имя существительное также подвержено изменению. В зависимости от грамматического строя предложения, мы употребляем различные окончания – это называется формообразованием. Подобные признаки и будут непостоянными. Для имени существительного это числа и падежи.

    Непостоянные морфологические признаки являются неизменными вне зависимости от грамматики. Существительное всегда будет определенного рода (мужского, среднего либо женского) или склонения (первого, второго или третьего). Кроме того, однозначно можно говорить о его одушевленности или неодушевленности, а также о том, собственное оно или нарицательное.

    Доказать, что перед нами конкретная часть речи нужно обязательно, с этого начинается морфологический разбор существительного. Пример:

    Мы летели самолетом до места отдыха.

    Самолетом (чем?) – имя существительное, потому что обозначает предмет.

    Кроме того, необходимо указать начальную форму (слово ставится в именительнцй падеж единственного числа). В данном случае начальной формой будет самолет.

    Приведем еще пример, где общеграмматическое значение будет отвлеченным понятием:

    Всевозможные мысли посещали Наталью перед сном.

    Мысли (что?) – существительное, т.к. обозначает отвлеченное понятие. Начальная форма – мысль.

    В разборе части речи также необходимо указать и постоянные морфологические характеристики. Остановимся на них подробнее. Во-первых, определяем, перед нами собственное или нарицательное существительное.

    Большинство слов данной части речи в русском языке нарицательные, т.е. они называют однородные предметы и явления. Их отличительная черта – они пишутся с маленькой буквы, если стоят не в начале предложения: машина, стол, книга, человек, дерево. Собственные существительные обозначают уникальные предметы и явления — это всевозможные топонимы, имена и фамилии.

    Во-вторых, определяем одушевленность. Если существительное относится к живой природе – оно будет одушевленным, в противном случае – нет.

    Категория склонения также относится к постоянным морфологическим признакам. В русском языке имеется три склонения. Их таблица предоставлена в статье.

    Род имени существительного также относится к постоянным признакам, он неизменен у данной части речи.

    Во время анализа части речи, обязательно указываются формообразующие или непостоянные признаки. Без них невозможен морфологический разбор имени существительного. Примеры:

    Туристы неторопливо подошли к озеру.

    К озеру – употреблено в дательном падеже, единственном числе.

    Девушка стояла за дверью кабинета и не решалась войти.

    За дверью – употреблено в творительном падеже, множественном числе.

    Таким образом, к непостоянным морфологическим признакам существительного мы относим падеж и число.

    Синтаксическая роль в предложении завершает морфологический разбор существительного. Пример:

    Из-за туч появилось ласковое весеннее солнышко.

    Появилось (откуда?) из-за туч. Существительное туч является обстоятельством с предлогом. При письменном разборе его можно просто соответствующим образом подчеркнуть.

    Есть в предложении еще одно существительное – солнышко.

    Появилось (что?) солнышко. В предложении оно является подлежащим.

    Как же полностью выглядит морфологический разбор имен существительных? План и образец письменного разбора следующие:

    1. Общеграмматическое значение. Указываем, на какой вопрос отвечает слово. Что оно называет – предмет, отвлеченное понятие, вещество или же имеет собирательное значение.
    2. Начальная форма. Необходимо поставить слово в именительный падеж единственного числа.
    3. Постоянные морфологические признаки. Нарицательное или собственное, категория одушевленности, склонение, род.
    4. Признаки непостоянные. Уточняем в какой форме употреблено существительное в данном предложении, учитывая число и падеж.
    5. Синтаксическая роль. Обязательно указываем в словосочетании с вопросом. Нельзя забывать про предлог, относящийся к данному члену предложения.

    В качестве примера разберем все существительные из предложения:

    Вся ребятня выбежала на поле порадоваться теплому летнему дождику.

    1. Ребятня (кто?) – существительное, называет собирательный образ.
    2. Начальная форма – ребятня.
    3. Постоянные характеристики: нарицательное, одушевленное, 1-е склонение, женский род.
    4. Непостоянные характеристики: употреблено в форме единственного числа (оно имеет только эту форму, т.к. является собирательным) именительного падежа.
    5. Выбежала (кто?) ребятня – в предложении является подлежащим.

    На поле (на что?) – существительное, т.к. называет предмет.

    1. Начальная форма – поле.
    2. Постоянные характеристики: нарицательное, неодушевленное, 2 склонение, средний род.
    3. Непостоянные характеристики: употреблено в винительном падеже единственном числе.
    4. Выбежала (куда?) на поле – в предложении является обстоятельством с предлогом.

    Дождику (чему?) – существительное, т.к. называет явление природы.

    1. Начальная форма – дождик
    2. Постоянные характеристики: нарицательное, неодушевленное, 2 склонение, мужской род.
    3. Непостоянные характеристики: употреблено в дательном падеже единственном числе.
    4. Порадоваться (чему?) дождику – в предложении является дополнением.

    источник

    Обучение в 7 классе подразумевает подведение итога по морфологии за весь курс. Программа 8-9 класса рассчитана на изучение раздела по синтаксису. У ученика 7 класса багаж знаний о морфологическом разборе имени существительного должен быть в полном объёме.

    Работа начинается с 4 класса, когда даётся первоначальное понимание морфологических особенностей частей речи. В 5, 6 классах область знаний расширяется. Изучаются понятия постоянных, непостоянных признаков существительного. Ученик должен освоить порядок определения особенностей и полного морфологического разбора имени существительного (ИС).

    Грамматические свойства ИС, присущие конкретному слову, являются отправной точкой для анализа. В зависимости от способности меняться под действием контекста и других членов предложения или элементов словосочетания, признаки ИС бывают постоянными и изменяющимися.

    К постоянным относятся разряды, которые характеризуют част речи по отношению называния единственного в своем роде предмета, события, явления или одного из группы подобных: собственные и нарицательные. Собственные в письменной речи оформляются заглавной буквой и по значению служат в качестве названия единичного предмета, при необходимости заключаются в кавычки, например: Евгений Онегин, журнал «Костёр», День радио. Все остальные случаи образуют группу нарицательных предметов.

    Разряды, определяющие одушевлённость и неодушевлённость. Одушевлённые отвечают на вопрос Кто?, например: человек, собака, шофер, конь, брат, чайка.

    Неодушевлённые – остальные существительные, обозначающие неживые предметы и явления, к которым задают вопрос Что?, например: озеро, счастье, планета, дерево, ненастье, гора, суп.

    В 7 классе не рассматривают разряды нарицательныз имен, связанные с группами вещественных (соль, кислород), отвлечённых (отвага, вражда), собирательных (народ, старьё, люди), конктерных (подушка, цветок, пчела) существительных. При определении разрядов таких слов могут возникнуть затруднения.

    Род является постоянным признаком. Соотнеся ИС с личным местоимением он, она, оно, можно определить родовую принадлежность к мужскому, женскому, среднему роду. В начальном звене обучения определение рода делается по рядом стоящему прилагательному. Пример: любимый папа. Папа (какой?) любимый (мужской род).

    По роду и окончанию в начальной форме пределяется склонение существительного: первое, второе, третье. Также бывают несклоняемые, разносклоняемые ИС. Есть группы слов, которые не вписываются в общие правила: такие ИС всегда стоят только во множественном числе (сани, ворота, дрожжи).

    К непостоянным признакам ИС относятся число, падеж. Большинство имен нарицательных могут стоять в единственном и во множественном числе. Если предмет может употребляться только в одной числовой форме, то такой признак относится к постоянным. Еще одна задача, которую потебуется решить, чтобы разобрать морфологические свойства ИС, – определить падеж. Именительный падеж никогда не бывает с предлогом. Предложный падеж всегда требует добавления предлога. Падежи, которые могут быть с предлогом, называются косвенными.

    Хотя в буквальном понимании определение членов предложения к морфологии не относится, каждая часть речи имеет свой набор синтаксических функций. В этом плане существительное отличается универсальностью. В именительном падеже оно может быть подлежащим или сказуемым. В косвенных выражаются остальные члены предложения: обстоятельство, определение, дополнение.

    По правилам школьной грамматики, во время морфологического разбора имени существительного нужно правильно определять неизменные свойства и формальные особенности слова. План поможет сделать работу упорядоченно и полно:

    1. Указать часть речи, логически обосновать вывод.
    2. Указать начальную форму (именительный падеж единственного числа, если у данного существительного есть такая форма). Выделить и охарактеризовать постоянные признаки. Исходя из формы ИС, указанной в задании, определить точную форму слова.
    3. С учетом данных, полученных при выполнении предыдущих двух пунктов, назвать синтаксическую функцию ИС.

    Анализ должен выполняться учеником в устной и письменной форме. Устный анализ включает полную цепочку рассуждений, поиск правильного ответа и вывод. Запись такого разбора будет включать только выводы с использованием сокращений.

    В качестве образца устного анализа приведем ИС в предложении:

    • Вековые деревья колышутся ветром.

    Пример морфологического разбора слова «деревья».

    О чем идет речь в предложении? О деревьях. Обозначает предмет, отвечает на вопрос Что?. Это имя существительное.

    Начальная форма (им.п. ед.ч.) – дерево. Постоянные морфологические признаки: нарицательное (это один предмет из ряда одинаковых), неодушевлённое (показатель – вопрос Что?, совпадающий в Им. и В.п.) , существительное среднего рода, 2 склонения. Непостоянные: стоит в именительном падеже (колышутся кто? что? – вопросы Им.п.) во множественном числе (речь о множестве деревьев, нестандартное окончание -ья). Деревья что делают? колышутся. Это субъект действия, вместе со сказуемым составляет синтаксическую основу предложения, значит, выполняет роль подлежащего.

    При письменном анализе возможно сокращение слов. Делать такое оформление рекомендуется школьной грамматикой.

    Деревья – (что?) предмет, имя сущ.
    Нач.ф. – дерево. Пост.приз.: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл. Непост. пр.: им.п., множ. ч.
    Подлежащее.

    источник

    Тема данного урока: «Морфологический разбор имени существительного». Вначале вы вспомните, как осуществляется морфологический разбор любой части речи. Затем наметите план, как можно произвести подобный анализ для имени существительного. Далее на конкретных примерах рассмотрите примеры разбора существительных разного типа.

    Тема: Имя существительное

    Урок: Морфологический разбор имени существительного

    1. Общий порядок морфологического разбора

    Морфологический разбор любой части речи состоит из трех частей:

    1. Общее грамматическое значение;

    2. Грамматическое значение разбираемого слова;

    3. Синтаксическая роль разбираемого слова.

    2. Порядок морфологического разбора имени существительного

    Чтобы произвести морфологический разбор имени существительного, во-первых, необходимо выписать слово в той форме, в которой оно употребляется в предложении.

    Затем произвести морфологический разбор по предложенному плану:

    I. Указываем часть речи, общее грамматическое значение и вопрос, на который отвечает слово.

    II. Указываем начальную форму слова (Им.п., ед.ч.).

    1. Указываем постоянные морфологические признаки:

    — одушевленное или неодушевленное;

    — собственное или нарицательное;

    — число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).

    2. Указываем непостоянные морфологические признаки:

    — число (если слово изменяется по числам).

    III. Указываем синтаксическую роль (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

    3. Образец морфологического разбора имени существительного

    Климов ехал из Петербурга в Москву в почтовом поезде, в отделении для некурящих.

    Сначала разберем существительное (в) поезде.

    I. Существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос в чем?

    II. Начальная форма – поезд.

    1. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения.

    2. Непостоянные признаки: употреблено в форме предложного падежа, единственного числа.

    III. В предложении является обстоятельством места.

    Произведем морфологический разбор существительного Климов.

    I. Существительное, обозначает лицо, отвечает на вопрос кто?

    II. Начальная форма – Климов.

    1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, мужского рода, 2-го склонения.

    2. Непостоянные признаки: употреблено в форме именительного падежа, единственного числа.

    III. В предложении является подлежащим.

    Список литературы

    1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
    2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
    3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    Домашнее задание

    1. Упражнение 1.

    Произведите морфологический разбор существительных из данного предложения.

    На ковре из осенних листьев отражаются солнечные блики.

    2. Упражнение 2.

    Произведите морфологический разбор существительных из данного предложения.

    Всю ночь бушевала непогода, а к утру начался снегопад.

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    источник

    1. Предмет. Каждое существительное имеет общий и первичный смысл.
    2. В зависимости от падежа, можно поставить различные вопросы (например, кого? чего?).
    3. Начальной формой является именительный падеж, единственное число.
    4. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Существительное может быть одушевленным и неодушевленным, нарицательным или собственным. Также имеет род, число, склонение и изменяется по падежам.
    5. В предложении существительному назначается определенная синтаксическая роль. Оно способно выступать в качестве подлежащего, дополнения, несогласованного определения, обстоятельства, приложения, именной части сказуемого.

    1. Какое значение имеет? Какой вопрос можно к нему поставить?
    2. В каком первоначальном виде существует?
    3. Какие постоянные признаки имеются у этой части речи? Является ли существительное неодушевленным или одушевленным, нарицательным или собственным? Какой род имеет? Какое склонение?
    4. Есть ли изменчивые признаки? В каком падеже используется в составе словосочетания?
    5. В предложении ему присуща главная или второстепенная роль?

    1. Слово «тишина» является существительным. Отвечает на вопрос «что это?».
    2. В тексте используется в именительном падеже в единственном числе — тишина.
    3. Постоянные признаки: неодушевленное (относится к предметам неживой природы), нарицательное (однородное), жен. род (гнетущая тишина), 1 склонение.
    4. Непостоянные признаки: единственное число и именительный падеж.
    5. В структуре предложения — подлежащее, так как участвует непосредственно в обозначенном действии и согласовано со сказуемым.

    Комнату

    1. Существительное. Отвечает на вопрос: «что переполняла?».
    2. Именительный падеж — комната, единственное число.
    3. Является неодушевленным, нарицательным, жен. род, 1 склонение.
    4. В винительном падеже.
    5. В структуре предложения является второстепенным членом (дополнением).

    При выполнении устного структурного анализа существительного нужно давать больше пояснений. При письменном же всё делается кратко, по существу. Как видно выше, при изучении слова «тишина» использовался устный разбор, «комнату» — письменный.

    Рассмотрим различные предложения, чтобы практически закрепить пройденный материал:

    1. Дикий гусь летел на цветущую поляну быстрее ветра.
    2. Над рекой кружился воробей.
    3. На составление плана воспитания вредного кота Васьки нужно обязательно выделить время .
    4. Язык может поставить человека на колени.
    5. Летом, в начале июня, цветущие тополя сбрасывают пух, что может вызвать чихание как у ребенка, так и у взрослого.
    6. В памятке в основном говорилось: чтобы открыть ставень, нужно вытянуть удерживающий ее штырь.
    7. В лесу было озеро, к которому на водопой приходили различные звери.
    8. Когда взошел месяц, стало легче разобрать буквы в смятой записке, зажатой в потной ладошке.
    9. Чтобы получить признание в какой-либо сфере жизни, нужно потрудиться. Никто не принесёт это на тарелочке!
    10. Друг, тебе поручение: надевай безрукавку и иди наводить порядок в огороде!
    11. После восстания Донецкая область развалилась на две части.
    12. Используй циркуль, чтобы начертить круг!
    13. О том, насколько тернист путь к знаниям, понимали еще в Киевской Руси, когда много было бедных и безграмотных, и мало кто умел читать и писать.

    Согласно нашей схеме, проанализируем выделенные слова:

    1. Все они существительные, к ним можно поставить конкретные вопросы (например, кто летел? быстрее чего?).
    2. Именительный падеж и единственное число подчеркнутых слов следующие: гусь, поляна, ветер, река, воробей, план, воспитание, кот, Васька, время, язык, человек, колено, лето, июнь, тополь, пух, чихание, ребенок, памятка, ставень, штырь, лес, озеро, водопой, месяц, буква, записка, ладошка, признание, сфера, жизнь, тарелочка, друг, поручение, безрукавка, порядок, огород, восстание, область, часть, циркуль, круг, путь, знания, Русь.
    3. В основном все существительные — неодушевленные и нарицательные. К собственным относятся Васька и Русь. К одушевленным — гусь, воробей, кот, человек, ребенок.
    4. Все выделенные слова — различного рода (встречаются как женского, мужского, так и среднего).
    5. В предложении существительные стоят в винительном падеже (большая часть), родительном, предложном и именительном.
    6. Имеется несколько подлежащих (гусь, воробей, язык, тополя, озеро, звери, путь). Остальные существительные являются второстепенными членами предложения (дополнениями и обстоятельствами).

    Для лучшего понимания, проведем морфологический анализ нескольких имен существительных, входящих в состав первого предложения: Гусь

    1. Существительное. Отвечает на вопрос: «кто летел?»
    2. Именительный падеж — гусь.
    3. Одушевленное, нарицательное, мужской род, второе склонение.
    4. В именительном падеже.
    5. Является подлежащим.

    Поляну

    1. Куда летел?
    2. Поляна
    3. Неодушевленное, нарицательное, женский род, второе склонение.
    4. Винительный падеж.
    5. Обстоятельство.

    1. Быстрее чего?
    2. Ветер.
    3. Неодушевленное, мужской род, не является собственным, второе склонение.
    4. Родительный.
    5. Дополнение.

    Сейчас, когда компьютер в доме и подключение к Всемирной Сети отсутствует разве что у совсем бедного, можно провести морфологический разбор онлайн любой части речи.

    Для удобства, многие веб-ресурсы, претендующие на авторство и эксклюзивность контента, используют наглядные рисунки, таблицы, схемы.

    источник

    В морфологическом разборе имён существительных есть много замысловатых ловушек, о которых часто забывают. Напомним самое главное.

    По своему значению и морфологическим признакам существительные делятся на несколько разрядов: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

    Собственные имена легко узнать: они называют какой-нибудь единичный предмет и пишутся с большой буквы (Петя, Зорька, Рига, Италия, «Огонёк»), иногда образуют наименования в виде словосочетаний (Красная Пресня, Александр Сергеевич Пушкин, Великая Отечественная война), имеют только единственное число. Собственное наименование выписываем целиком и разбираем как одно существительное.

    У существительных общее грамматическое значение — предмет. Вопросы кто? или что? помогают различить одушевлённые и неодушевлённые существительные. Но наши представление о живом и неживом не всегда совпадают, поэтому используем подсказку: сравниваем падежи во множественном числе. У одушевлённых совпадают винительный и родительный падежи (вижу брата — нет брата), у неодушевлённых — винительный и именительный (вижу книги — лежат книги).

    Предмет может быть разным: живым существом, растением или лицом, промежутком времени, событием или явлением природы, качеством или процессом. Группы конкретных (ворона, стол), вещественных (сахар, водород), отвлечённых (смелость, вражда) и собирательных существительных (вороньё, народ) в школьном разборе не указываются, но играют не последнюю роль в определении некоторых признаков. Например, одушевлённости или числа, рода или падежа.

    Конкретные существительные поддаются счёту, хорошо сочетаются с количественными числительными, употребляются в единственном и множественном числе.

    Вещественные называют пищевые продукты, напитки, материалы, ткани, химические элементы, лекарства, имеют форму только единственного числа (молоко, нефть) или только множественного числа (духи, опилки), их можно измерить, но не сосчитать. В количественном значении они имеют окончание -У в родительном падеже: купить мёду, плитка шоколаду, дайте сахарку.

    Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают понятия, никак не связанные со счётом, и тоже не изменяются по числам, обладают суффиксами -ИЗМ-, -ОСТЬ-, -ИЗН-, -ИН-, -ОТ-, -СТВ-, -ТИЙ-, -НИЙ-: героизм, смелость, белизна, тишина, доброта, озорство, прибытие, воспитание.

    Собирательные называют множество предметов как единое целое, являются неодушевлёнными, имеют только единственное или только множественное число, не поддаются счёту (листва, мебель). Узнать их можно и по суффиксам -j-, -ОТ-, -В-, -СТВ, -ЕСТВ-, -НИК-, -НЯК-: вороньё, беднота, листва, студенчество, ельник, ивняк.

    После указания разрядов существительных переходим к роду, который определяем по форме именительного падежа единственного числа или методом подстановки местоимений ОН-ОНА-ОНО; МОЙ, МОЯ, МОЁ. Формально род можно определить и по окончаниям:

    -А, -Я, нулевое, -О, -Е, особый тип как у прилагательного -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ — это мужской род (папа, дядя, врач, домишко, топорище, больной, участковый, рабочий);

    -А, -Я, нулевое, особый тип как у прилагательного -АЯ, -ЯЯ — это женский род (мама, тётя, степь, гостиная, передняя);

    -О, -Е, слова на -МЯ, особый тип как у прилагательного -ОЕ, -ЕЕ — это средний род (окно, море, время, мороженое, будущее);

    -А, -Я — это общий род (плакса, соня).

    Слова общего рода делятся на 3 группы: неофициальные имена Женя, Шура), несклоняемые фамилии (Живаго, Гюго) и существительные со значением свойств и оценки лиц по внешности (коротышка), поведению (забияка), интеллекту (тупица), нравственности (скряга), социальному положению (деревенщина). К общему роду не относят существительные, обозначающие профессии или род занятий (учитель, агроном, директор — все мужского рода).

    У несклоняемых существительных род определяется по смыслу и зависимым словам (маэстро, леди, горячий кофе, тёплое пальто). Нельзя установить род у слов во множественном числе (часы, сани).

    Склоняемые существительные распределяются на три группы. К 1 склонению: мужской и женский род с окончаниями -А, -Я; ко второму — средний род с окончаниями -О, -Е, мужской род с нулевым окончанием, к 3 склонению: женский род с нулевым окончанием.

    Есть группа слов разносклоняемых (10 слов на -МЯ и «путь») и несклоняемых (иноязычные слова, имена собственные, сложносокращённые слова и аббревиатуры на гласные). У слов, имеющих форму только множественного числа, и у существительных, перешедших из прилагательных, с особым типом склонения, нельзя определить склонение, например: грабли, ворота; животное, раненый.

    Большинство конкретных слов изменяются по числам: кот — коты, чудо — чудеса, человек — люди, новое пальто — новые пальто. Но если существительное имеет только одну форму числа, это его постоянный признак.

    Все падежи, кроме именительного, принято называть косвенными, так как они употребляются с предлогами и без них, а предложный падеж только с предлогами. Падежи отличаются вопросами и окончаниями.

    Именительный (Им.п.): есть кто? что?

    Родительный (Р.п.): нет кого? чего?

    Дательный (Д.п.): дам кому? чему?

    Винительный (В.п.): вижу кого? что?

    Творительный (Т.п.): горжусь кем? чем?

    Предложный (Пр.п.): думаю о ком? чём?

    Нельзя путать падежи! Рассуждайте так.

    В предложении: Весь год шли дожди — слово «дожди» стоит в Им.п., так как связано со сказуемым «шли», шли как долго? (временной отрезок) год — это слово стоит в В.п.

    В предложении: Завтра будут объявлены результаты конкурса — слово «результаты» в Им.п. связано со сказуемым «будут объявлены», результаты чего? конкурса — это слово стоит в Р.п.

    В предложении: Нужно вылечить животных — слово «животных» стоит в Р.п. при сказуемом, выраженном переходным глаголом.

    В предложении: По истечении срока гарантии товар нельзя починить — слово «по истечении» стоит в Пр.п. (думаю о чём? об истечении).

    Если существительное употреблено в именительном падеже, оно может быть подлежащим или обращением, именной частью сказуемого или приложением. Существительное в косвенных падежах выступает в роли дополнения, обстоятельства и определения.

    Знакомимся с планом морфологического разбора существительных и приступаем к изучению примеров.

    1. Часть речи и общее грамматическое значение.

    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.) и морфологические признаки:
    Постоянные (П.п.):
    — разряд:
    собственное или нарицательное,
    одушевлённое или неодушевлённое;
    — род,
    — склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    — числе,
    — падеже.

    3. Синтаксическая роль существительного.

    Предложения выбраны из смешных рассказов детского писателя Сергея Вольфа.

    Сначала мы по бульвару вышагиваем.

    1. (По) бульвару — существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): бульвар
    Постоянные (П.п.):
    — нарицательное,
    — неодушевлённое;
    — м.род,
    — 2 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    — ед.числе,
    — Д.падеже.
    3. Вышагиваем (по чему? где?) по бульвару (обстоятельство места).

    Там цветы растут, похожие на укроп, деревья и второй день мяукает кошка, которую я никак не могу выследить.

    1. Цветы — существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): цветок
    Постоянные (П.п.):
    — нарицательное,
    — неодушевлённое;
    — м.род,
    — 2 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    — мн.числе,
    — Им.падеже.
    3. Растут (что?) цветы (подлежащее).

    На улице мы взялись за руки и дошли до парка.

    1. (На) улице — существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): улица
    Постоянные (П.п.):
    — нарицательное,
    — неодушевлённое;
    — ж.род,
    — 1 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    — ед.числе,
    — Пр.падеже.
    3. Взялись (на чём? где?) на улице (обстоятельство места).

    — Что с тобой, Алёша ? — сказала она и потрогала мой лоб.

    1. Алёша — существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Алёша
    Постоянные (П.п.):
    — собственное,
    — одушевлённое;
    — м.род,
    — 1 склонение,
    — имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    — Им.падеже.
    3. (Кто?) Алёша (не является членом предложения, т.к. обращение).

    Отпустите вашего мальчика в Москву !

    1. (В) Москву — существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Москва
    Постоянные (П.п.):
    — собственное,
    — неодушевлённое;
    — ж.род,
    — 1 склонение,
    — имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    — В.падеже.
    3. Отпустите (во что? куда?) в Москву (обстоятельство места).

    Но он неделю назад взял расчёт и уехал в Сибирь строить новую железную дорогу.

    1. (В) Сибирь — существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Сибирь
    Постоянные (П.п.):
    — собственное,
    — неодушевлённое;
    — ж.род,
    — 3 склонение,
    — имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    — В.падеже.
    3. Уехал (во что? куда?) в Сибирь (обстоятельство места).

    Потом мы пьём кофе и едим слоёные пирожки.

    1. Кофе — существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): кофе
    Постоянные (П.п.):
    — нарицательное,
    — неодушевлённое;
    — м.род,
    — несклоняемое,
    — имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    — В.падеже.
    3. Пьём (что?) кофе (прямое дополнение).

    Очень стыдно в наше время верить во всякое такое.

    1. (В) время — существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): время
    Постоянные (П.п.):
    — нарицательное,
    — неодушевлённое;
    — ср.род,
    — разносклоняемое,
    — имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    — В.падеже.
    3. верить в время (во что? когда?) время (обстоятельство времени).

    Сядут, расставят шахматы и — давай о литературе.

    1. Шахматы — существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): шахматы
    Постоянные (П.п.):
    — нарицательное,
    — неодушевлённое;
    — нет рода,
    — нет склонения,
    — имеет только мн.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    — В.падеже.
    3. Расставят (что?) шахматы (прямое дополнение).

    Во дворе уже полно было ребят из соседних домов.

    1. Ребят — существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): ребята
    Постоянные (П.п.):
    — нарицательное,
    — неодушевлённое;
    — нет рода,
    — нет склонения,
    — имеет только мн.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    — В.падеже.
    3. Полно было (кого?) ребят (прямое дополнение).

    И лошадь вытянула морду и мягко так, губами взяла этот сахар прямо с Сергея Васильевича ладони.

    1. Сахар — существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): сахар
    Постоянные (П.п.):
    — нарицательное,
    — неодушевлённое;
    — м.род,
    — 2 склонение,
    — имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    — В.падеже.
    3. Взяла (что?) сахар (прямое дополнение).

    Вошёл учитель Лев Евгеньевич.

    1. Учитель — существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): учитель
    Постоянные (П.п.):
    — нарицательное,
    — одушевлённое;
    — м.род,
    — 2 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    — ед.числе,
    — И.падеже.
    3. Вошёл (кто?) учитель (подлежащее).

    Учишься ты неплохо, но я не знал, что ты такая балда .

    1. Балда — существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): балда
    Постоянные (П.п.):
    — нарицательное,
    — одушевлённое;
    — общий род,
    — 1 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    — ед.числе,
    — И.падеже.
    3. Ты (кто?) балда (составное именное сказуемое).

    Отнесёшь папины рубашки в прачечную .

    1. (В) прачечную — существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): прачечная
    Постоянные (П.п.):
    — нарицательное,
    — неодушевлённое;
    — ж.род,
    — склоняется как прилагательное.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    — ед.числе,
    — В.падеже.
    3. Отнесёшь (во что? куда?) в прачечную (обстоятельство места).

    Выполните морфологический разбор указанных имён существительных.

    1)»Видишь, − говорит, − а имя моё запомнил, приятно.

    2)Но вот когда ребята поставили спектакль «Ну, погоди» и я увидел Светулю в костюме зайца , я потерял голову .

    3)Весь день я ходил сам не свой и очень радовался.

    4)Я так запутался в этих размышлениях .

    5)У меня плотва брала нормально, более или менее часто, у Светы − тоже ничего себе.

    6)Там, в полукилометре от санатория , обнаружилась речка, дед даже поначалу воспрянул духом, удочку-то он с собой взял, но быстро выяснилось, что речка − совсем крохотуля , узенькая, а главное − там ничего, кроме пескаря, не было.

    7)Все, как это обычно бывает в начале пути , ошеломленные отъездом, сидели по своим купе , в коридоре вагона было пусто и тихо, вообще (я прислушался) стояла полная тишина .

    8)Кто-то пискнул и завозился в кустах ивняка …

    1. Илюшина Л.А. О морфологическом разборе имени существительного / Русский язык в школе и дома. — 2002. — № 3.

    2. Чуглов В.И. О морфологическом разборе / Русский язык в школе. — 2002. — №3.

    источник