Меню Рубрики

Анализ и синтез как операции мышления

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов. Мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами. Эта ориентировка может быть связана с (1) непосредственными действиями с предметами, (2) их зрительным изучением или (3) словесным описанием — таким образом определяется вид мышления. Отсюда и мыслительные операции могут осуществляться на уровне (1) наглядно — действенного, (2) наглядно-образного и (3) словесно — логического мышления.

Исследователи выделяют следующие основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация и систематизация.

Сравнение – это мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами. Основанием для сравнения бывают, как правило, существенные признаки сравниваемых объектов. Сравнение является часто первичной элементарной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций – прежде всего анализом и синтезом.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные части или характеристики. Осуществляется анализ путем выделения в объекте существенных свойств, признаков, связей, отношений.

Синтез — мысленное объединение отдельных существенных признаков, свойств, связей в единое целое. Эта операция противоположна анализу.

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к более конкретному понятию. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое из элементов, которые выделяет анализ.

В самом складе некоторых людей наблюдается преимущественная склонность – у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в точности и четкости – в анализе, и другие, по преимуществу синтетические, особая сила которых – в широте синтеза. Однако и при этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез более или менее уравновешивают друг друга.

Но анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Развитие операций анализа и синтеза создает необходимые предпосылки для последующего формирования операций сравнения, абстрагирования и обобщения.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от других, несущественных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, или наоборот, выделить только форму.

Обобщение (или генерализация) – это получение вывода на основе мысленного объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества (например, все круглые предметы из ряда разнообразных, или все красные фигуры из разноцветных).

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Классификация – это распределение предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам, разрядам в зависимости от их существенных признаков. Можно сказать, что если дано некоторое множество объектов, то классификация решает тройственную задачу: а) упорядочить это множество; б) сделать его хорошо обозримым; в) облегчить доступ в памяти к любому виду предметов данного множества.

Систематизация как мыслительная операция представляет собой расположение объектов, имеющих общие свойства, в определенном порядке. В начале 70-х гг. в психологии преобладала тенденция к отождествлению операции систематизации и классификации. Однако в исследованиях более позднего периода наблюдается отход от такой трактовки. Справедливо указывается, что мыслительная деятельность систематизации протекает и самостоятельно и вместе с мыслительным процессом классификации. Главное различие между этими двумя процессами — в их конечном результате. Конечный результат классификации — установление принадлежности единичного объекта или явления к определенному роду, закону или правилу, а систематизации — образование некоторой целой группы объектов или явлений.

В современной психологии классификация и систематизация рассматриваются как взаимосвязанные мыслительные операции, мыслительные действия и логические структуры.

Как видно из изложенного, общим элементом всех мыслительных операций являются существенные признаки. Поэтому и процесс формирования мыслительных операций должен начинаться с выработки умения выделять существенные признаки изучаемых явлений, процессов, объектов. Именно умение выделять главное, существенное — важнейшее качество человеческого ума.

Таким образом, мышление осуществляется совокупностью различных операций. Осуществляя мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, абстракцию, обобщение — человек приобретает новые знания. Использование языковых средств позволяет выйти за пределы чувственного познания, овладеть системами понятий. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить данные своего сенсорного опыта, устанавливать причинно-следственные зависимости между явлениями, делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.

источник

Мыслительная деятельность людей совершается при по­мощи мыслительных операций: сравнения, анализа и син­теза, абстрагирования, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной дея­тельности мышления – опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений меж­ду предметами, явлениями, фактами (1).

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. К. Д. Ушинский считал операцию сравнения основой по­нимания. Он писал: «. сравнение есть основа всякого по­нимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение. Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней среды был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и нахо­дите в нем сходство с самыми отдаленными от него пред­метами: тогда только выясните себе все существенные при­знаки предмета, а это и значит понять предмет» (2).

Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между со­бой, в других – различны. Признание предметов сходны­ми или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других — различными. Например, при сравнительном изучении домашних животных с точки зрения их пользы для чело­века выявляется много сходных признаков между ними, но при изучении их строения и происхождения обнару­живается много различий.

Сравнивая, человек выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное значение для решения теоретичес­кой или практической жизненной задачи.

«Сравнение, – отмечает С. Л. Рубинштейн, – сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия. Выявляя тожество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение яв­ляется часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тожество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое позна­ние требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств Это осуществляется другими сторонами мыс­лительного процесса или видами мыслительных операций — прежде всего анализом и синтезом» (3).

Анализ – это мысленное расчленение предмета или яв­ления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая пред­мет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он со­стоит. Например, в растении мы выделяем стебель, ко­рень, цветы, листья и пр. В данном случае анализ – мыс­ленное разложение целого на составляющие его части.

Анализ может быть и мысленным выделением в целом его отдельных свойств, признаков, сторон. Например, мыс­ленное выделение цвета, формы предмета, отдельных осо­бенностей поведения или черт характера человека и пр.

Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элемен­ты, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вме­сте с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова – в предложения, предложе­ния – в те или иные разделы текста. Или вспомним рассказ о любом событии – отдельные эпизоды, их связь, зависи­мость и т.д.

Развиваясь на основе практической деятельности и наглядного восприя­тия, анализ и синтез должны осуществляться и как само­стоятельные, чисто умственные операции.

В каждом слож­ном процессе мышления участвуют анализ и синтез. На­пример, путем анализа отдельных поступков, мыслей, чувств литературных героев или исторических деятелей и в результате синтеза мысленно создается целостная харак­теристика этих героев, этих деятелей.

«Анализ без синтеза порочен; – подчеркивает С. Л. Рубинштейн, –попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому све­дению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ» (4).

Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновре­менном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Например, чтобы усвоить доказательство геометрической теоремы в общем виде, надо отвлечься от частных особенностей чертежа – мелом или карандашом он выполнен, какими буквами обо­значены вершины, абсолютная длина сторон и пр.

Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других при­знаков или свойств и становятся самостоятельными объек­тами мышления. Так, у всех металлов мы можем выделить одно свойство – электропроводимость. Наблюдая за тем, как движутся люди, машины, самолеты, животные, реки и пр., мы можем выделить в этих объектах один общий признак – движение. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия – смелость, красота, дис­танция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость и пр.

Обобщение – объединение сходных предметов и явлений по общим для них признакам (5). Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними.

При обобщении за основу берутся те признаки, которые мы полу­чили при абстрагировании, например, все металлы электропроводны. Обобщение, как и абстрагирование, проис­ходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единичному предмету или явлению, а ко множеству сход­ных единичных объектов. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты», соединены сходные (су­щественные) признаки, которые имеются в яблоках, гру­шах, сливах и др.

В учебной деятельности обобщение обычно проявляет­ся в определениях выводах, правилах. Детям нередко труд­но совершить обобщение, так как не всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие при­знаки предметов, явлений, фактов.

«Абстракция и обобщение, подчеркивает С. Л. Рубинштейн, – в своих первоначальных формах укоре­ненные в практике и совершающиеся в практических действиях, связанных с потребностями, в своих высших формах являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса рас­крытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существен­ных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях» (6, рис. 1).

Рис. 1. Общая характеристика мышления как психического процесса

Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от раз­личных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По суще­ству, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В осо­бенности важна она в объяснениях, даваемых преподавателем детям. Выбору примера следует уделять серьезное внима­ние. Привести пример иногда бывает нелегко. В общем виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не уда­ется.

1. Дубровина И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 176.
2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические труды. В 2 т. Т. 2. — М., 1954. С. 361.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 377.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 378.
5. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1973. С. 228.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 382.

источник

Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

Мыслительные операции – это умственные действия по преобразованию объектов (психических состояний, мыслей, идей образов и др.), представленных в форме понятий.

Процесс мышления включает в себя несколько операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, систематизация и классификация.

Остановимся на каждой подробнее.

Анализ – это мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части (свойства, признаки и др.). Так, в познавательной деятельности индивида выделяются составляющие ее процессы ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, представления, воображения и речи, хотя эти процессы образуют единую систему познания окружающего мира человеком.

Считается, что анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой и является необходимым этапом познания.. С него начинается любое исследование.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Анализ неразрывно связан с синтезом.

Синтез – процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое. Эта операция противоположна анализу. Но они взаимодополняют друг друга. Господство анализа или синтеза на каком-то этапе мыслительного процесса может быть обусловлено прежде всего характером материала. Если материал, исходные данные проблемы неясны, то сначала нужен анализ. Если же все данные понятны и известны, то мысль пойдет по пути синтеза.

Сравнение – это установление сходства и различия между объектами познания. Результатом сравнения является классификация. Например, менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность (по их исполнительности, энергичности, компетентности и др.).

Сравнение является часто первичной формой позна­ния: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания.

Абстрагирование – выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует. Например, рассматривая какие-нибудь предметы, можно выделить их форму, отвлекшись от их цвета, или, наоборот, выделить их цвет, отвлекшись от их формы.

В результате абстракции формируются понятия. Абстракция зарождается сначала в плане действия.

Обобщение — мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.

Выделяют 2 вида обобщений:
— синкретическое – простейшее обобщение, это группирование, объединение объектов на основе отдельного случайного признака;
— комплексное – группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям.

Конкретизация – это выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Это мыслительная операция, противоположная обобщению.

Например, хозяин пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с маком и яблочной начинкой.

Систематизация – мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид систематизации – классификация, т.е распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (например, классификация животных, растений, типов темперамента и т.д.).

Стремление к систематизации в виде простейших классификаций возникает уже у дошкольника и выражается в словах «все», «один», «некоторые» и т.п. Систематизация занимает важное место в развитии и воспитании мышления и памяти.

источник

В процессе эволюции взглядов на природу и сущность мыслительного процесса, особое внимание ученых привлекал вопрос формирования мыслительных операций. Мышление, в отличие от других физиологических процессов, совершается на основе определенной логики. Это позволяет выделить отдельные структурные элементы: абстрагирование, анализ и синтез, классификация и категоризация, конкретизация, обобщение, сравнение, — и охарактеризовать их. Закономерности функционирования названных операций мышления и есть по сути основными внутренними, специфическими основами мышления. Их изучение помогает получить детальное объяснение всех внешних проявлений мыслительной деятельности.

  • Абстрагирование
  • Анализ и синтез
  • Классификация и категоризация
  • Конкретизация
  • Обобщение
  • Сравнение
  • Развитие способности совершать мыслительные операции

Абстрагирование (абстракция) – один из основных процессов умственной деятельности человека, познание на основе выделения существенных, закономерных признаков, свойств, связей объекта предмета или явления, отвлечение от несущественных сторон. В повседневной жизни умение абстрагироваться чаще всего сопряжено с умением сосредоточиться на поиске и решении самого важного аспекта рассматриваемой проблемы.

В зависимости от целей абстрагирования существуют формальная и содержательная абстракции. Формальная абстракция – выделение свойств предмета, которые независимо от него не существуют (например, форма или цвет). Служит основой усвоения знаний детьми, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления. Содержательная абстракция – вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (например, клетка организма). Этот тип абстракции развивает способность оперировать свойствами отдельно.

В любом виде интеллектуального труда – в области математики, политологии, живописи и др.– широко применяются анализ и синтез. Речь идет не о научных методах, а о взаимосвязанных мыслительных операциях.

Этимология слова «анализ» восходит от древнегреческого «разбивать», «расчленять». Как мыслительная операция анализ подразумевает изучение вещи, свойства, процесса или отношения между предметами путем реального или мыслительного расчленения целого на составляющие. Данная операция – одна из базовых в процессе познания и предметно-практической деятельности человека.

Примером практического анализа может служить химический процесс расщепления молекулы кухонной соли на ионы Натрия и Хлора с целью изучения состава и молекулярных связей. Умственная операция анализа предполагает теоретическое умение оперировать составляющими частями предмета или явления и на основании этого делать определенные выводы. Например, благодаря умственному анализу ребенок учится различать геометрические фигуры как набор отдельных характеристик: квадрат состоит из четырех прямых линий, треугольник отличается от квадрата количеством углов и линий.

Синтез (от древнегреческого «соединение», «складывание») – изучение чего-либо через объединение вещей, понятий, суждений о явлении или предмете с целью получить комплексное и разностороннее представление о нем. Примером синтеза может быть случай, когда во время написания реферата по истории на тему «Общие черты экономических систем СССР и Китая», студент, опираясь на знания двух разных тем, определяет что было общего в развитии двух главных социалистических стран в заданный период.

Джон Локк в своем «Опыте о человеческом разуме» был уверен, что знания создаются путем комбинирования восприятия, представления и других видов знаний. Иммануил Кант в «Критике чистого разума» утверждал, что есть две взаимно дополняемые операции: анализ – понимание через изучение частей, синтез – понимание через связь, объединение составляющих, восхождение от единичного к множественному. Говоря обычным языком, анализ и синтез – две стороны одной медали.

С классификацией и категоризацией мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно, она насколько прочно вошла в нее, что большинство людей даже не задумываются, когда прибегают к такой мыслительной операции. На протяжении всей жизни, понятия и знания о предметах мы чуть ли не на подсознательном уровне относим их к той или иной категории, что приводит к удобству использования информации. Практически все вокруг нас подчиняется определенной логике: будь то отделы в супермаркете или дорожные знаки.

Большинство современных словарей используют термины «классификация» и «категоризация» как взаимозаменяемые. Существует и отличное мнение о том, что «категория» более широкое понятие чем «класс», но даже в таком случае определение самого термина остается прежним. Классификация – логическая операция деления объема понятия, исходя из его характеристик. Пример – известная нам еще со школьной скамьи таблица:

Конкретизация (от латинского «сложившийся») – прием познания, логическая операция, связанная с переносом некоего общего утверждения на конкретный предмет или явление. Например, известно, что коррозия металлов происходит в результате влияния окружающей среды, в частности кислорода, на металл. Следовательно, открыв новый металл, можно предположить, что и он будет коррозировать под влиянием кислорода.

Обобщение – логическая операция противоположная конкретизации. Подразумевает перенос частного утверждения, применимого в отношении одного или нескольких объектов, на другие объекты, в результате которого оно перестает быть конкретным, приобретая общий характер. Так, изучив фотосинтез на примере нескольких растений, можно сделать вывод о том, что процесс невозможен без солнечного света и у других растений.

Каждый человек хоть раз слышал умозаключение: «Все познается в сравнении». Действительно, определить что хорошо, а что лучше, сопоставить свойства двух объектов возможно только прибегнув к операции сравнения – процессе количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) объектов. Сравнение – важнейшая мыслительная категория на основе которой складывается наше представление об окружающем мире.

Все вышеперечисленные логические операции взаимно дополняются, помогают получать и преобразовывать информацию, быстро использовать ее в нужный момент.

Мало кто из взрослых задумывается сегодня над тем, что много детских игр и предлагаемых в начальной школе задачек построены таким образом, чтоб развивать основные мыслительные операции. Логические цепочки, ребусы, загадки и головоломки преследуют цель развить навыки абстрактно-логического мышления с детства, научить выявлению сходства и различий в объектах, определению понятий, исключению лишнего. Вырастая, мы совершаем эти операции, не задумываясь, но порой сталкиваемся с трудностями при решении кажущихся детскими головоломок. Это как раз и связано с тем, что с годами занятий профессиональной деятельностью, наш мозг до автоматизма совершенствует выполнение тех или иных задач связанных с родом занятий. Но как только мы встречаемся с другой областью – возникают трудности. Чтоб этого не происходило, нужно постоянно совершенствоваться, развивая все основные мыслительные операции. Помогут в этом упражнения на умение понимать, идентифицировать и применять эти операции.

Классическими образцами таких игр являются шахматы, нарды, скрэббл. В советское время довольно популярными были головоломки со спичками, которые сегодня обрели новую жизнь благодаря популяризации в соцсетях. Попробовать свои силы в такого рода задачках вы можете с помощью материалов нашего блога.

Интересным и эффективным упражнением на развитие мыслительных операций может стать прохождение теста на IQ. Существует много его разновидностей, самый популярный из которых – тест Айзенка. С рекомендациями по прохождению таких тестов, которые в наше время также популярны при устройстве на работу, вы можете ознакомиться у нас на сайте.

Детальная информация о развитии разных типов мышления, а также упражнения для их тренировки собраны в курсе «Когнитивистика». Пройдите его, если заинтересованы в развитии своего мышления!

источник

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию (рис. 2). С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Мыслительные операции
Анализ
Синтез
Обобщение
Сравнение
Классификация
Абстрагирование
Конкретизация
Мысленное расчленение объекта на составляющие его части
Мысленное объединение частей или свойств в единое целое
Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам
Сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними
Распределение предметов или явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия между ними
Отвлечение существенных свойств предмета от несущественных
Сосредоточение на частных аспектах предметов или явлений

Рис. .2. Мыслительные операции

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. Наряду с выделением существенных частей предмета, анализ позволяет мысленно выделить и отдельные свойства предмета, такие как цвет, форма предмета, скорость процесса и т.д. Следует обратить внимание и на то, что анализ возможен не только тогда, когда человек воспринимает какой-либо предмет, но и тогда, когда он воспринимает его по памяти. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки.

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний и представлений. Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой.

Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.

Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов являются для человека существенными. Операцию сравнения человек может осуществлять двумя путями: непосредственно и опосредованно. Когда человек может сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно, он использует непосредственное сравнение. В тех случаях, когда человек осуществляет сравнение путем умозаключения, он использует опосредованное сравнение.

Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализ-ация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.

Суть абстрагирования как мыслительной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, человек рассматривает выделенную часть или свойство независимо от других частей или свойств данного предмета. Таким образом, с помощью абстрагирования человек может выделить часть предмета или свойства из всего потока воспринимаемой информации, т.е. отвлечься или абстрагироваться от других признаков получаемой им информации.

Абстракция широко используется человеком при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. Абстрагирование позволяет следователю из огромного потока информации выделить то, что непосредственно относится к совершению преступления.

На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. В конкретных представлениях человек не стремится отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремится представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.

Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Мышление протекает с помощью мыслительных операций – это умственные действия по преобразованию информации.

Анализ и синтез— это основные процессы или операции мышления. Все остальные мыслительные операции опираются на них.

Анализ – выделение в объекте каких-либо сторон, элементов, свойств, связей, т.е. расчленение предмета или общей ситуации на составные компоненты.

Синтез – получение единого целого из составных частей.

Синтез и анализ тесно взаимосвязаны. Например, анализ дорожной обстановки необходим для синтеза решения.

Скорость мышления.Для каждого вида деятельности необходима своя скорость мышления, то есть скорость принятия решения. Философ может никуда не торопиться, пилот «Формулы 1» должен принимать решения очень быстро.

Для освоения управления автомобилем в реальных условиях требуется изменение скорости мышления со «скорости мышления пешехода» до «скорости мышления водителя».

Принятие решения в различных дорожных ситуациях.

Существует несколько основных стратегий принятия решения для водителя.

Приложение — применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена. Например, быстрая и точная реакция на изменение дорожной ситуации. Для начинающего водителя важно изучение примеров правильных действий и практические тренировки, чтобы «включить» в нужный момент эту стратегию принятия решения.

Адаптация— приспособление имеющихся общих знаний к конкретным условиям, к изменяющейся ситуации. Этот способ хорош для обучения управлению автомобилем, когда мы используем знания и навыки, которые уже имеются для переноса на новый вид деятельности. Известно, что люди, занимающиеся спортом хорошо осваивают навыки управления автомобилем. Люди с гибким мышлением также легче осваивают искусство вождения автомобиля.

Оперативное мышление и прогнозирование

Оперативное мышление работает очень быстро. При оперативном мышлении водитель в условиях ограниченного времени должен мысленно представить дорожную ситуацию в деталях и сформировать план своих оптимальных действий. Водитель должен учесть влияние его будущих действий на дорожно-транспортную обстановку в целом с точки зрения безопасности всех участников движения. Оперативное мышление развивается с приобретением опыта.

Различают три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятия – это транспортное средство, опасная ситуация, реакция водителя, дорожные знаки, правила дорожного движения. Эти понятия водитель изучает в теоретическом курсе обучения. На основе понятий формируются суждения. Например, при взгляде на дорогу у водителя возникает суждение: «Впереди мост, обгонять нельзя». Умозаключение это более сложный процесс, в котором из одного и нескольких суждений выводится новое. Например: «Сейчас будет крутой поворот дороги. На повороте следует снизит скорость. Мне нужно снижать скорость». Умозаключение лежит в основе прогнозирования, т. е. способности водителя предвидеть изменение дорожной обстановки.

Навыки распознавания опасных ситуаций.

Чувство опасности можно и нужно тренировать. Типичных, распространенных аварийных ситуаций несколько сотен. Их можно и нужно изучать в учебном классе и на полигоне, а не на собственном опыте за рулем автомобиля. Разбирая опасные ситуации в классе, мы тренируем наше мышление в прогнозировании дорожной ситуации и выборе правильной реакции на нее.

Выбор правильного решенияводителем переоценить нельзя. Умение принимать правильные решения на дороге складывается из умения прогнозировать ситуацию и знания оптимальных способов реагирования в разных дорожных ситуациях. Например, при неожиданном появлении ребенка на проезжей части дороги.

Психомоторика, – это процесс взаимодействия систем восприятия, мышления (разработка двигательной программы) и реализация программы действий в моторном акте. У водителя психомоторика проявляется в выполнении необходимых действий в ответ на информацию, сигнализирующую об изменении дорожной обстановки. Например, нажатие на педаль тормоза, переключение передачи, нажатие на педаль газа, поворот руля, или различное сочетание вышеперечисленных действий …

Формирование психомоторных навыков управления автомобилем

В процессе исследования процесса формирования моторных навыков были выделены 4 этапа.

Первый этап формирования навыка предварительный. На этом этапе происходят формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточные движения.

Второй этап — аналитический. Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы и длительности каждого движения. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно суженный объем внимания (если даются какие-либо побочные сигналы, никто из будущих водителей их не замечает).

Третий этап — синтетический. Отдельные элементы действия объединяются в целое, образуется единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь. Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации. На этом этапе происходит устранение излишних движений и излишней мышечной напряженности. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к суставно-мышечному чувству.

Влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков.

Скорость формирования психомоторных навыков зависит от возраста и от физической активности будущих водителей. Конечно, в возрасте поздней зрелости моторные навыки формируются медленнее, чем в юности. Однако, если человек всю свою жизнь занимался физкультурой, спортом или танцами, привык осваивать новые движения, то у такого кандидата в водители моторные навыки управления автомобилем сформируются быстрее, чем у молодого человека, не занимающегося своим физическим развитием.

Гендерные различия определяются воспитанием мальчиков и девочек по-разному. Мальчики чаще играют с машинами, а девочки чаще с куклами. Большинство мальчиков в результате лучше чувствуют габариты и траектории. И именно поэтому в будущем большинство мальчиков лучше осваивает навыки парковки или заезда в гараж.

Простая и сложная сенсомоторные реакции.

Сенсомоторные реакции – ответные действия человека на информацию, получаемую органами чувств.

Простая сенсомоторная реакция — ответное действие водителя на заранее известный стимул заранее известным способом. Например, нажатие на педаль тормоза при включении красного сигнала светофора, если водитель, ожидая сигнала, подготовился к торможению.

Сложная сенсомоторная реакция – ответное действие, реакция водителя на ситуацию, к которой он заранее не был готов. Например, ребенок выбежал на дорогу. Наиболее важные для водителя характеристики сенсомоторных реакций – это время реакции и точность реакции.

Точность реакции – складывается на основании точности моторной реакции водителя и качества обработки информации о дорожной ситуации. Важный вклад в точность реакции вносит суставно-мышечное чувство, которое осуществляет контроль правильности и точности выполняемых движений.

Факторы, влияющие на быстроту реакции

Быстрота реакции водителя определяется временем реакции — временем ответного действия водителя на раздражитель, на сигнал об изменении дорожной ситуации. Быстрота реакции водителя зависит как от субъективных факторов (состояние здоровья водителя, возраст, пол, темперамент, уровень профессиональной и физической подготовленности, самообладание, устойчивость внимания, действие лекарств и т.п.), так и от объективных факторов (видимость, сложность дорожной обстановки, скорость движения, время суток, климатические условия и т.п.).

Среднее время реакции при экстренном торможении составляет 1 секунду. У опытных водителей этот показатель колеблется на уровне 0,5–1,5 секунды, у водителей с меньшим опытом – 1,0–2,0 секунды. Время реакции увеличивается при утомлении, болезненном состоянии, после приема алкоголя, при повышении температуры окружающего воздуха (при температуре 43 °С время реакции увеличивается на 30–45%).

Время реакции у мужчин меньше, чем у женщин. В темное время суток время реакции увеличивается на 0,6. 0,7 с. При повышении скорости время реакции также увеличивается. При увеличении скорости движения автомобиля с 50 до 70 км/ч время реакции водителя увеличивается с 1,1с до 1,7 с.

Тема 2. Этические основы деятельности водителя

Цели обучения управлению транспортным средством.

Для чего нужно учиться управлять автомобилем? Для того, чтобы стать надежным ответственным водителем. Какими качествами должен обладать ответственный водитель? Список, приведенных качеств достаточно длинный.

Развитые системы восприятия (зрения, слуха, вестибулярного аппарата, суставно-мышечного чувства), хорошая сенсомоторная реакция, Хорошее внимание (устойчивость, распределение, переключаемость), хорошее пространственное мышление, гибкость мышления, способность быстро принимать решения, уравновешенность, выносливость, стрессоустойчивость, устойчивость к монотонии, ответственность, доброжелательность, навыки и опыт, безопасный стиль вождения. Часть из этих качеств можно развивать. Например, сенсомоторную реакцию, внимание, способность принимать решения. О других своих особенностях надо просто знать, для того, чтобы выработать свой собственный безопасный стиль управления автомобилем, чтобы планировать маршруты и остановки для отдыха.

Очень важны личные цели обучения будущего водителя. Каких целей кандидат в водители хочет достичь? Просто сдать экзамен на права? Или надежно и безопасно управлять автомобилем?

Что должен уметь хороший водитель?

Он должен уметь хорошо управлять автомобилем и знать правила дорожного движения. Он должен уметь прогнозировать опасность, уметь правильно оценивать степень риска в каждый момент движения автомобиля. Он должен объективно оценивать собственные навыки управления автомобилем. Он должен уметь противопоставить риску каждого момента движения достаточный запас безопасности.

Но главное хороший и надежный водитель должен хотеть создать этот запас безопасности, он должен быть ответственным водителем. Должен взять на себя свою долю ответственности за безопасную дорожную обстановку. И здесь большое значение имеют ценности и мотивы человека.

Мотивация в жизни и на дороге.

Мотив – это то, что заставляет активно включаться в деятельность. Мотив отвечает на вопрос «Зачем человек садится за руль?». «Какую ценность я получу, если буду безопасно управлять автомобилем?». Говоря о мотивах, человек всегда использует глаголы. Например: «Я хочу научиться водить автомобиль, чтобы ездить на дачу и получить одобрение жены».

Управление автомобилем, это не просто рациональное перемещение из точки А в точку Б. Это комплекс действий в социальном контексте. В таком случае, поездки на автомобиле и связанные с ними риски напрямую связаны с мотивами водителя, причинами поездки, с отношением к жизни и отношением к дорожной обстановке. Очень небольшое количество водителей сознают это. Чем раньше водители примут во внимание эти факторы и смогут ими управлять, чем больше у них будет возможность самокритично оценить себя в дорожной ситуации, тем больше они смогут снизить риск аварии или даже избежать ее.

Мотивация достижения успеха и избегания неудач.

Мотивация достижения (ориентация на успех) и мотивация избегания (боязнь неудач) направлены на получение результата, только вот способы, характер поведения, эмоций и состояний абсолютно разные.

Люди с выраженной ориентацией на успех (те, у кого преобладает мотивация достижения) предпочитают оптимистичный взгляд на жизнь, рассматривают задачи как стимул к движению вперед, к развитию, реагируют на появление препятствий с оптимизмом и энергией. Они опираются на свои способности (реально их оценивая и развивая), прилагают усилия к достижению цели, считают, что во многом только от них самих зависит успех. У таких людей есть ощущение контроля над собственной жизнью.

Те же, у кого преобладает боязнь неудач (мотивация избегания), сосредоточены на возможных сложностях, стараются минимизировать потери при достижения своих целей. У них повышена тревожность из-за сомнений и неуверенности в своих силах преодолеть сложности и достичь успеха. Возникает парадоксальный механизм – препятствия рассматриваются как подтверждение их сомнений, что ничего не получится. «Я так и думал!» В результате часто так и получается.. Мотивация к достижению успеха или мотивация к избеганию неудач связаны со склонностью водителя к риску.

Склонность к рискованному поведению на дороге.

Люди, умеренно ориентированные на успех предпочитают средний уровень риска, а люди с мотивацией избегания неудач предпочитают малый или слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация к успеху, тем ниже готовность к риску.

Интересно, что те, кто мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в аварии, чем те, кто имеют высокую готовность к риску и избегает неудач. Кроме того, с возрастом склонность к риску снижается, также она снижается у опытных водителей.

В конфликтной ситуации склонность к риску возрастает, особенно у людей, чувствующих себя отвергнутыми. Конфликтные люди, настроенные враждебно к окружающим, склонны к чрезмерному риску за рулем.

В условиях группы склонность к риску возрастает, по сравнению с поведением одиночки и зависит от групповых ожиданий. То есть молодой, неопытный водитель в присутствии друзей чаще будет совершать рискованные маневры.

В Австрии на больших группах водителей автомобилей и мотоциклов, были проведены исследования зависимости аварийности от уровня самооценки водителей, оценки ими своего водительского мастерства. Оказалось, чем ниже оценка водителем своего водительского мастерства, тем выше аварийность. Причем у водителей с низкой самооценкой наблюдался более спортивный, рискованный стиль вождения, что ученые объясняют стремлением к компенсации за неуверенность в себе. И наоборот – чем выше оценка водителем своего мастерства, тем более безопасный стиль вождения он исповедует, более спокойный, надежный. Однако слишком высокая, завышенная самооценка, этакий «нарциссизм» — тоже дает всплеск аварийности. Идеальный вариант – золотая середина.

Формирование привычек.

Формирование привычек будущего водителя, его стиля вождения во многом зависит от значимых людей в его жизни. В первую очередь, это родители, если они управляли автомобилем. На формирование привычек водителя могут повлиять друзья и знакомые, с которыми будущий водитель ездил. Какие-то привычки молодой водитель возьмет у героев любимых фильмов. Очень важной фигурой для будущего водителя является инструктор, мастер производственного обучения в автошколе. Это как бы второй отец или мать для «новорожденного» водителя. Поэтому очень важно, чтобы инструкторы показывали пример ответственного поведения на дороге.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Ценности человека, группы и водителя.

Ценности – это то, что человек считает очень важным для себя в жизни, чем хочет обладать, то, что он боится потерять, если имеет.

Система ценностей формируется в юности, и зависит от воспитания и социального окружения человека (его родителей, друзей, коллег).

Набор ценностей, которые соотносятся с безопасным управлением автомобилем: здоровье, любовь, семья, безопасность, материальный достаток.

Набор ценностей, который может способствовать опасному поведению водителя: удовольствие, внимание и восхищение окружающих, свобода.

Ценность может быть очень значимой для человека, но он не будет для достижения ее что-либо делать. Чтобы что-то делать нужен мотив.

Свойства личности и темперамент. Влияние темперамента на стиль вождения.

Классификация по темпераментам была предложена во II веке до н. э. врачом Клавдием Галеном. Типы темпераментов были выбраны на основе двух характеристик. Силой психики и преобладанием процессов возбуждения или торможения. Сильными типами являются сангвиник, холерик и флегматик. У представителей этих темпераментов сильная психика, сильные проявления эмоций. Настроение, как правило, устойчивое. Критику в свой адрес выдерживают хорошо. После неудачной попытки могут повторить упражнение и исправить ошибки.

Сангвиник — это энергичный, быстро думающий и действующий, уверенный в себе человек. Он легко приспосабливается к изменениям, легко обучается, имеет высокую сопротивляемость трудностям, легко сходится с людьми, у него преобладает возбуждение и положительный эмоциональный фон (настроение). Его главный недостаток – излишний оптимизм и склонность к риску. Хуже всего он справляется с монотонией на дороге. Особенно тяжело ему в пробках, во время занятий на площадке и повторение одних и тех же маршрутов.

Холерик — энергичный, быстро действующий, уверенный человек, у него также преобладает возбуждение. Эмоциональный фон у холерика, как правило, отрицательный (как правило, в плохом настроении). Он вспыльчив и несдержан, у него существует цикличность активности и пассивности. Из пассивного состояния в активное его можно вывести критическими замечаниями. Он сначала выльет на вас свое недовольство, а затем будет готов к работе.

Флегматик эмоционально устойчив, спокойный, настойчивый человек. К его недостаткам можно отнести то, что он реагирует на все медленно.

Флегматик трудно привыкает ко всему новому. При этом, он хорошо сопротивляется сильным и продолжительным стимулам (крик, сигналы машин, стоящих сзади)

С ним важна отработка ситуаций, где надо действовать быстро. Для него очень важно проводить детальный разбор неправильных действий и объяснение как делать правильно. Акцент должен быть сделан на скорость реакции.

Меланхолик.Это мягкий, чувствительный, тревожный, ранимый человек. Он плохо воспринимает сильные стимулы, громкий голос, например. Меланхолик очень трудно переживает резкие изменения, ему трудно правильно реагировать в незнакомой ситуации. У него, обычно, снижено настроение.. Очень болезненно воспринимает критику. Он склонен к длительным переживаниям. Ему очень важно получать ободрение и поддержку.

Для снижения тревоги у меланхолика, необходимо медленно увеличивать сложность маршрута. Важно изучить разные способы реагирования и обсудить их подробно. В условиях учебной площадки нужно отрабатывать ситуации «ошибки». Закладывать в задание неизбежность ошибки. Разбирать ситуации и исправлять их. Таким образом, снимается «запрет на ошибку». И в реальных условиях города меланхолик не впадет в ступор, поняв, что он что-то сделал неправильно. Меланхолики не склонны к завышению своей самооценки и излишнему риску.

Негативное социальное научение. Влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя. Ложное чувство безопасности.

Теорию социального научения разработал Альфред Бандура. Суть ее в том, что эффект научения может быть получен посредством наблюдения за поведением другого человека. Причем человек, действия или поведение которого наблюдаются (данную фигуру в процессе научения называют социальной моделью), может не ставить специальной цели научить чему-либо наблюдателя или заставить его подражать себе. Поведение другого человека — образца для подражания — служит источником значимой информации, которую наблюдатель затем использует, чтобы вести себя точно так же.

Образцом для подражания могут служить известные успешные люди, герои рекламы, фильмов или компьютерных игр. Дети, подростки и юноши стараются полностью копировать своего героя. У них еще не сформировано до конца критическое мышление, функции прогнозирования и контроля. В то время как взрослые люди могут взять только отдельные черты или детали одежды, критично относясь к другим чертам своего идеала.

Для водителя негативным результатом социального научения является копирование агрессивного, аварийноопасного стиля вождения любимого героя. Например, водителя такси в фильме «Такси», героя фильма «Адреналин» или успешного бизнесмена в рекламе автомобиля с мощным двигателем. Эти герои никогда не попадают в аварии, или после серьезной аварии выходят сами из автомобиля и пересаживаются в другой автомобиль. У зрителей создается ощущение ложной безопасности такого стиля вождения. Важно различать фантазии, которые показывают в кино и рекламе от реальности дорожного движения при управлении транспортным средством.

Понятие социального давления. Влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения. Способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством.

Социальное давление — психологическое воздействие группы людей, оказывающее влияние на характер поведения членов группы и приводящее их личные привычки, установки, ценности и нормы поведения в соответствие с групповыми. Примерами таких групп являются формальные объединения (политические партии, сотрудники одной фирмы, члены профессионального сообщества, члены гольф-клуба) или неформальные группы (соседи по дому, друзья, родители детей из одной школы, болельщики одной команды, владельцы престижной марки автомобиля). В среде подростков и молодежи это группы одноклассников, однокурсников, одногруппников, члены одной спортивной команды. Принадлежность к группе позволяет человеку взять на себя социальную роль (друга, спортсмена этой команды, бизнесмена или чиновника). Человек чувствует себя защищенным своей социальной группой, знает как себя вести в той или иной ситуации. Ему не надо думать и брать на себя личную моральную ответственность за свои действия. Поскольку у человека есть потребность в принадлежности к группе и принятии этой группой, то он часто готов принять мнения членов группы как истину и руководство к действию, даже если в душе он с этим не согласен.

Начинающие молодые водители часто перевозят пассажиров своего возраста группой, чтобы провести вместе время. Эта ситуация может создать ряд типичных групповых рисков, характерных для юного возраста. Это- групповое давление в виде советов и мнений увеличить скорость, громко включить музыку, обогнать автомобиль, советы об изменении маршрута движения, поддразнивания и оценка молодого водителя. Возникают опасности отвлечения внимания на дороге, желания поэкспериментировать, показать себя перед друзьями, ответить на толчок в бок. Все это может привести к аварийной ситуации.

Как противостоять групповому давлению? Водителю всегда надо помнить, что он несет персональную ответственность за свои действия на дороге, за жизнь и здоровье пассажиров и пешеходов, за сохранность автомобиля. Молодому водителю лучше вообще какое-то время не брать пассажиров. Стоит также задуматься, нужна ли тебе эта группа, если ее члены дают такие советы и идеи поведения за рулем, которые могут привести к аварии. Ведь это фактически призыв к саморазрушаюшему поведению (водитель может стать либо убийцей либо самоубийцей, следуя таким советам). Непреложным должно быть правило, что решения за рулем принимает водитель, что водителю должно быть комфортно в автомобиле. В том числе речь идет о психологическом и эмоциональном комфорте. Если молодому водителю некомфортно в автомобиле из-за поведения пассажиров, то необходимо остановить автомобиль. Продолжать движение можно только тогда, когда будет восстановлено состояние спокойного внимания направленного на дорогу. Даже, если для этого придется высадить пассажиров.

Представление об этике и этических нормах.

Понятие «этика» возникло от слова «этос». Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По развития общества к этому смыслу добавляются понятия совести, сострадания, ответственности. Возникает этика разных видов человеческой деятельности. Правила поведения в приличном обществе назывались этикетом, возникает этика врача, педагога, психолога. В современном обществе такой вид деятельности как управление транспортным средством, средством повышенной опасности не может обойтись без этических норм, без правил взаимодействия со всеми участниками дорожного движения.

Поведение человека определяется многими факторами. Темперамент, характер, самочувствие, особенности ситуации, поведение окружающих людей и многое другое может оказывать влияние на поведение человека. И тем не менее, существуют границы в пределах которых человек может проявлять свое поведение.

Они называются правилами. Некоторые правила устанавливает закон. Например, правила дорожного движения. Нарушитель закона наказывается шрафом, исправительными работами или лишением свободы. Кроме того, существуют правила поведения, которые устанавливает общество, в котором человек живет. Эти правила относятся к вопросам культуры и морали общества. Правила устанавливаются обществом для того, чтобы желания и поведение одного человека не мешало жить остальным членам этого общества. Нарушитель этих правил считается человеком некультурным, невежливым и аморальным. Это этические нормы и правила этикета.

Существуют внутренние правила самого человека. Они связаны с внутренней этикой человека, с его нравственными и этическими нормами, ценностями и убеждениями. Эти правила определяют, как себя человек ведет, когда его никто не видит и не может оценить.

За рулем, человек не вступает в непосредственный контакт с людьми, не слышит, что о нем говорят другие участники движения и они его тоже не слышат. Он чувствует себя в большей безопасности от оценки его поведения за рулем, от контроля начальства, родителей, коллег, соседей по дому. И тогда только внутренней культурой человека определяется поведение водителя на тех участках дороги, где не стоят сотрудники дорожной полиции, нет камер видеонаблюдения и никто не сможет его наказать. Человек сам решает, занимать ли место для инвалидов на парковке, пропускать ли в свой ряд автомобиль, с какой скоростью ехать в жилой зоне, использовать ли «спортивный скоростной стиль» езды в городе.

Этические нормы водителя.

Этические нормы водителя – это нормы поведения на дороге, за рулем автомобиля. Свод этих правил называется этикетом.

Основная этическая норма — это сознательно и ответственно относится к управлению автомобилем, не создавать аварийных ситуаций, с пониманием относиться к менее опытным водителям, помогать и реагировать на действия уязвимых участников дорожного движения. Особые требования предъявляются к водителям, потому что они управляют средством повышенной опасности для других участников движения (других водителей, пассажиров, пешеходов, велосипедистов).

Дорожный этикет – это правила поведения участников дорожного движения. Необходимо быть понятным в своих действиях на дороге другими водителями. Для этого в систему дорожного этикета входит система жестов, световых и звуковых сигналов.

Главное правило дорожного этикета – выполнять Правила дорожного движения и когда есть свидетели и тогда, когда свидетелей нет. Потому что остальные участники дорожного движения чаще всего предполагают, что другие выполняют правила. Особенно часто так думают наиболее уязвимые участники дорожного движения: старики, дети, молодые матери с маленькими детьми, велосипедисты, неопытные водители….

Второе правило дорожного этикета – быть предсказуемым, своевременно информировать других участниках дорожного движения о своих намерениях на дороге. Знать систему звуковых и световых сигналов. Дать время своим партнерам по дорожному движению принять ваш сигнал и отреагировать на него.

Третье правило дорожного этикета – это помощь другим участникам движения. Опытный водитель может оценить быстрее и точнее опасную ситуацию, проанализировать последствия своих действий и спрогнозировать действия других участников движения. Следовательно, он несет большую моральную ответственность за свои действия на дороге. Даже, если он прав в соответствии с буквой закона, он должен сделать все возможное, чтобы уберечь от травм и аварийных ситуаций менее опытных и компетентных участников дорожного движения. Находясь в более выгодной позиции, необходимо помогать другим водителям.

Существует, правило этикета «пускать через одного» автомобили из боковых проездов и со вспомогательных дорог. При обгоне принято оказывать помощь обгоняющему. Ведь обгоняемый видит больше, чем обгоняющий.

Четвертое правило этикета – выражать благодарность за помощь другим участникам движения. Атмосфера на дороге важный фактор безопасности.

Информировать участников дорожного движения о своих маневрах надо заранее, оставляя им время на реакцию. И не жалейте лишний раз поблагодарит за помощь или извиниться.

Ответственность водителя за безопасность на дороге.

Ответственность водителя — это понимание того, что от тебя зависит безопасность на дороге, понимание возможных последствий своих действий за рулем автомобиля, это умение принимать решение и действовать не только в своих интересах, а в интересах всех участников дорожной ситуации, это готовность прилагать усилия для повышения своего водительского мастерства. Будущему водителю очень важно понимать свою долю ответственности за безопасность на дороге. Тогда и к процессу обучения он будет относится по-другому и обучение будет проходить более продуктивно.

Взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения.

Оптимальной стратегией взаимодействия на дороге является стратегия «выиграл-выиграл». Необходимо быть понятным в своих действиях на дороге другими водителями. Информировать участников дорожного движения о своих маневрах надо заранее, оставляя им время на реакцию. И не нужно лениться лишний раз поблагодарить за помощь или извиниться. Для этого в систему дорожного общения входит система жестов, световых и звуковых сигналов.

Примеры световых сигналов:

Дата добавления: 2015-05-08 ; Просмотров: 7087 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник