Меню Рубрики

Анализ и синтез как метод науки

Анализ и синтез называются общенаучными потому, что применяются в познании всех явлений действительности и, следовательно, во всех науках.

Эти методы сформировались в ходе многовековой познавательной деятельности людей и совершенствуются в ходе ее развития. Необходимо овладевать ими, чтобы применять их при исследовании социальной действительности, в том числе происходящих в обществе социально-экономических и политических процессов.

Общенаучные методы, будучи методами познания действительности, являются одновременно методами мышления исследователей; с другой стороны, методы мышления исследований выступают в качестве методов познавательной деятельности.

Целью данного реферата является исследование применения анализа и синтеза при исследовании технических объектов.

  • — изучение особенностей методологии технических наук;
  • — рассмотрение анализа, как метода познания;
  • — изучение синтеза, как метода познания.

Объектом работы является методология технических наук. Предмет работы — анализ и синтез, как методы исследования.

Эмпирический уровень познания — это процесс мыслительной — языковой — переработки чувственных данных, вообще информации, полученной с помощью органов чувств. Такая переработка может состоять в анализе, классификации, обобщения материала, получаемого посредством наблюдения. Здесь образуются понятия, обобщающие наблюдаемые предметы и явления. Таким образом формируются эмпирический базис тех или иных теорий.

Для теоретического уровня познания характерно то, что «здесь включается деятельность мышления как другого источника знания: происходит построение теорий, объясняющих наблюдаемые явления, открывающих законы области действительности, которая является предметом изучения той или иной теории».

Общенаучными методами, применяемыми как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания являются такие методы как: анализ и синтез, аналогия и моделирование.

Анализ и синтез, подобно индукции и дедукции, представляют собой противоположные, но в то же время тесно связанные методы познания.

В простейшем своем виде анализ есть мысленное расчленение целого на части и отдельное познание этих частей как элементов сложного целого. Задача анализа — найти, увидеть в целом — части, в сложном — простое, в едином — многое, в следствии — причину и т.п.

Анализ — это прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки.

Он занимает важное место в изучении объектов материального мира. Но он составляет лишь первоначальный этап процесса познания.

Метод анализа применяют для изучения составных частей предмета. Будучи необходимым приемом мышления, анализ является лишь одним из моментов процесса познания.

Средством анализа является манипулирование абстракциями в сознании, т.е. мышление.

Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в совокупности, в единстве.

Осуществить этот второй этап в процессе познания — перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого — возможно только в том случае, если метод анализа дополняется другим методом — синтезом.

В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т.п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого.

Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь, то есть позволяет понять то общее, что связывает части воедино.

Анализ и синтез находятся в единстве. По своему существу они — «две стороны единого аналитико-синтетического метода познания». «Анализ, предусматривающий осуществление синтеза, имеет своим ядром выделение существенного».

Анализ и синтез берут свое начало в практической деятельности. Постоянно расчленяя в своей практической деятельности различные предметы на их составные части, человек постепенно научался разделять предметы и мысленно.

Практическая деятельность складывалась не только из расчленения предметов, но и из воссоединения частей в единое целое. На этой основе возникал и мыслительный процесс.

Анализ и синтез являются основными приемами мышления, имеющими свое объективное основание и в практике, и в логике вещей: процессы соединения и разъединения, создания и разрушения составляют основу всех процессов мира.

На эмпирическом уровне познания применяют прямой анализ и синтез, для первого поверхностного ознакомления с объектом исследования. Они обобщают наблюдаемые предметы и явления.

На теоретическом уровне познания применяют возвратный анализ и синтез, которые осуществляются путем многократного возврата от синтеза к повторному анализу.

Раскрывают наиболее глубокие, существенные стороны, связи, закономерности, присущие изучаемым объектам, явлениям.

Эти два взаимосвязанных приема исследования получают в каждой отрасли науки свою конкретизацию.

Из общего приема они могут превращаться в специальный метод, так существуют конкретные методы математического, химического и социального анализа. Аналитический метод получил свое развитие и в некоторых философских школах и направлениях. То же можно сказать и о синтезе.

Синтез являет собой противоположный процесс — соединение частей в целое, рассмотрение целого как сложного, состоящего из множества элементов. Восхождение от причины к следствию есть синтетический, конструктивный путь.

Поскольку изучаемое явление предстает всегда как сложное образование, его познание (после предварительного общего ознакомления) обычно начинается с анализа, а не с синтеза. Чтобы объединить части в целое, необходимо сначала иметь эти части перед собой. Поэтому анализ предшествует синтезу.

Логика выработала ряд правил аналитического исследования, к числу которых относятся следующие.

  • 1. Перед анализом исследуемого предмета (явления) необходимо четко выделить его из другой системы, в которую он входит как составной элемент. Это тоже осуществляется с помощью анализа (предшествующего).
  • 2. Далее устанавливается основание, по которому будет производиться анализ. Основанием называется тот признак анализируемого предмета, который отличает одни компоненты от других. На каждой ступени анализа должно выбираться одно основание расчленения, а не несколько сразу. Выделяемые в результате анализа элементы должны исключать друг друга, а не входить один в другой.
  • 3. После этого осуществляется анализ, причем аналитические знания приобретаются в основном выводным путем, т.е. на основе действий, совершаемых по правилам формальной логики.

Синтез как способ построения невыводного знания заключается в объединении и переработке нескольких систем знаний, в объединении различных теоретических утверждений, в результате чего осуществляется межсистемный перенос знаний и рождается новое знание.

На основе синтеза в научном исследовании решаются следующие важные теоретические вопросы:

  • 1. Изучаемый предмет представляется как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных сторон и связей.
  • 2. Выясняется, существует ли единая природа, общие существенные элементы у явлений, которые изучаются как различные, но у которых замечено нечто общее.
  • 3. Устанавливается, существует ли связь между законами и зависимостями, относящимися к одному объекту.

Синтез, таким образом, не простое сложение частей, а логически — конструктивная операция, позволяющая намечать движение познания (выдвигать идей, гипотезы, развивать их) и осуществлять его движение. Результаты синтетической деятельности должна быть целостная картина, адекватно отражающая действительность.

Достоинство синтетического метода исследования — его соответствие, адекватность процессу движения, развития.

Процедуры системного анализа и синтеза в экономических исследованиях:

  • 1. Выявление и формулирование научной проблемы. Определение объекта и предмета исследования, цели и задачи.
  • 2. Целенаправленный сбор информации, структуризация проблем, описание исследуемой системы. Содержание: цели системы, степень зависимости от среды. Элементы системы. Структура. Связи и отношения. Поведение системы. Управление.
  • 3. Построение гипотез о механизмах интеграции и путях развития. Построение модели (синтез).
  • 4. Исследование объекта с помощью системы методов. Корректировка планов исследования.
  • 5. Прогноз развития системы. Объяснения. Оформления.

источник

Научный метод, как уже ясно из предыдущего рассмотрения, обеспечивает переход от эмпирии к теории, или от явления к сущности. Но ближайшим образом сущность — это причина. Поэтому, как доказывал Ф. Бэкон, наука должна давать нам знание причин, и только знание причин позволяет применить научное знание на практике. Тем не менее сущность не лежит на поверхности. Природа, как говорили древние, любит скрываться, и для ее обнаружения требуются особые методы. И первым простейшим методом здесь является анализ.

Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) означает разделение целого на составные части. Причем такое разложение может быть реально-фактическим, как, например, анализ мочи или разборка двигателя с целью диагностики. Но это разложение может производиться также «в голове». В свою очередь синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание) есть мысленное или реальное увязывание различных предметов, свойств или отношений в единое целое (систему). Но то, что мы делаем «в голове», до того уже делалось людьми практически. «Было бы неверно считать процессы анализа и синтеза только лишь логическими формами освоения действительности, — читаем мы в издании «Диалектическая логика». — Анализ и синтез представляют собой практически применяемые принципы материальной деятельности. Такое их понимание делает отчетливой связь способов познания с их генетической основой» [1] .

Живого кролика можно путем «анализа» разложить на составляющие его тело атомы. Но можно ли из этих атомов снова воссоздать живого кролика? Каждый скажет, что нет. И потому мало кто поверил русскому философу XIX в. Николаю Федорову, что можно из праха вновь восстановить «отцов». Что распалось, то распалось. И что разбилось, то заново не восстановишь. В этом смысле анализ убивает живое. По-своему эту мысль выразил Фридрих Ницше, по словам которого, наука видит всякую птицу ощипанной.

Но если наука разрушает органическую целостность, то естественно, что она, как подчеркивали философы Ф. Ницше, Н. Бердяев, Л. Шестов, убивает чувство красоты и нравственное чувство. Поэтому, доказывали они, нужно от науки вернуться назад — к мифу, в котором целостность человеческой жизни и культуры еще не распалась, а потому он способен жить в единстве с природой и самим собой. Но в области культуры, к сожалению, дела обстоят, как с кроликом, и разрушенного уже назад не вернешь.

Наука действительно «убивает» живое, но только тогда, когда она односторонне аналитична. И именно такой была наука, а точнее, естествознание в определенный период своего развития. Критикуя указанную методологическую односторонность в действиях ученого, русский философ XIX в. А.И. Герцен писал: «Возьмите все естественные науки, что в них наиболее успело: органология, зоотомия, анатомия, описание видов и родов; а физиология, естественная система давно ли явились и много ли успели? О психологии и говорить нечего. — В физике превосходно разобраны некоторые отдельные явления, сделаны удачные применения открытий, а главные деятели природы, законы их действования, причины явлений — до них редко доходит и речь. Анализ взял верх в химии. » [2]

Здесь следует оговорить тот факт, что во всякой науке совершенно необходим так называемый «предварительный анализ». Нов результате указанного предварительного анализа может быть утеряно из виду целое. Именно это и случилось в естествознании Нового времени. Характеризуя эту ситуацию, Герцен отмечает, что в науке его времени идет иногда многостороннее и точное познание частей при совершенном незнании целого. «Девиз анализа, — пишет он, — разъ- ятие, части; а душа, а жизнь находятся в целом организме, и притом в живом организме. С ножом и огнем идут естествоиспытатели на природу, режут ее, жгут и после уверяют, что, кроме вещества, ничего не существует. И для чего все это они делают; не для того, чтобы поверить какую-нибудь мысль, выполнить феорию, а так — посмотреть, что выйдет. Посмотрите зато, какова природа выходит из их рук. Это уже не та природа, полная жизни и изящного, дышащая свободою, проявленная идея бога, — одним словом, природа гор и океана, природа грозы и красот девы. Нет, это холодный мертвый труп, изрезанный на анатомическом столе, желтый, посиневший. Все приведено в беспорядок, всего множество, но оно лишнее; нет жизни, и никто не знает, зачем эта груда камней, зачем эти животные и в числе их одно лучше прочих — животное-человек! На сих-то развалинах царит бледный хладнокровный материализм, и, подобно всем тиранам, окружен трупами, и уверяет, что это самое высшее состояние наук, и уверяет, что никогда оно не падает».

Мы привели большую выдержку из работы Герцена для понимания того, что анализ — это только одно из условий научного позна 2

ния, но ни в коем случае не его цель. «Обыкновенно говорят, что [есть] два способа познания: аналитический и синтетический, — пишет Герцен. — В этом и спорить нельзя, что анализ и синтез не все равно и что то и другое суть способы познания; но нам кажется несправедливо принять их за отдельные способы познания: это поведет к ужаснейшим ошибкам. Ни синтез, ни анализ не могут довести до истины, ибо они суть две части, два момента одного полного познания» 1 . Герцен в данном случае следует за Гегелем, который считал, что анализ и синтез — это не два противоположных метода исследования, а две взаимосвязанные диалектические стороны научного познания.

Итак, от разложения необходимо как бы снова вернуться к целому предмету. Но такого рода возврат не есть простой круг в движении мысли. Если бы это было так, то мы бы совершали бессмысленные действия. На самом деле здесь не круг, а спираль: мы возвращаемся к целому, обогатив наше знание предмета пониманием его внутреннего устройства. Поэтому настоящая серьезная наука вследствие проведенного анализа не «убивает» живое и не «обедняет» предмет, как это обычно считается, а обогащает наше знание предмета. Ведь мы его теперь знаем не только с внешней стороны, но и со стороны внутренней.

Читайте также:  Как сделать сравнительный анализ законодательства

Только для людей, лишенных воображения, научное познание «обедняет». Но при этом нужно иметь в виду, что как раз воображение является условием обратного синтеза предмета, которое позволяет нам не потерять предмет. Иначе говоря, при каждом шаге анализа мы должны сохранять образ предмета как целого в памяти и представлении. И то и другое у человека держится на способности воображения, или иначе — творческой фантазии, которая необходима ученому не менее, чем художнику.

Воображение — это способность видеть целое раньше частей. И по большому счету неверно различение науки и искусства на том основании, что наука отражает действительность в понятиях, а искусство — в образах. Скорее, в науке понятие и образ меняются местами: в науке образ, образность мышления является условием понятия, в искусстве, наоборот, понятие является условием образа. И недаром пороки одностороннего аналитического метода были хорошо подмечены поэтом И. В. Гете: «Живой предмет желая изучить, чтоб ясное о нем познанье получить, Ученый прежде душу изгоняет, затем предмет на части расчленяет. И видит их, да жаль: духовная их связь тем временем исчезла, унеслась» 2 .

Итак, первое условие аналитической деятельности ученого состоит в том, что она должна не только предваряться, но и сопровож1

даться образом предмета как целого. Понятно, что в истории науки были целые эпохи, когда преобладала рассудочная аналитическая работа, в этих условиях разложению вещей на элементы уделяется больше внимания, чем выяснению характера связи этих элементов в составе целого. В другие эпохи акцент делался именно на синтезировании и интегрировании. И тем не менее там, где речь идет о постижении сущности как цели научного познания, анализ на всех этапах так или иначе должен сопрягаться с синтезом. А тогда, когда анализ становится односторонним, перед нами вырожденный случай научного исследования, закрывающий путь к решению главной задачи науки.

Другим необходимым условием аналитической деятельности является ее прекращение на том уровне, с которого как раз и возможно вернуться к первоначальной целостности. Иначе говоря, синтез определяет предельный уровень анализа предмета. И это должно быть понятно из приведенного примера с кроликом. Если мы дойдем здесь до атома, то вернуться назад уже не сможем. Если дойдем до молекулы, то тоже вряд ли вернемся. А вот если мы дойдем до клетки, признав ее элементом организации живого целого, то это уже другое дело. Именно поэтому открытие клетки как основной единицы живого и было революционным открытием в науке. Все основные жизненные процессы протекают именно в клетке.

Таким образом, анализ должен не просто разложить данное явление на его составляющие, а он должен обнаружить главное и определяющее в этом явлении. А это невозможно, если мы не выделим то ядро, ту «клеточку», из которой можно потом воспроизвести всю изучаемую реальность. Через клетку мы можем осуществить синтез живого в его специфике. Но угадать, что клетка должна дать основу для синтеза и в процессе анализа прийти именно к ней, нам позволяет заранее предполагаемый синтез.

Деятельность синтеза в научном исследовании не просто воссоздает целое, но устанавливает, как именно связаны обнаруженные элементы в составе данной конкретной вещи. И если в механическом целом части связаны чисто внешне, то в органическом целом они связаны внутренне, функционально. Игнорирование указанной специфики изучаемого предмета чаще всего приводит к редукционизму. Редукционизм (от латинского reductio возвращение, отодвигание назад) есть сведение высшего уровня организации к низшему, когда, к примеру, сущность жизни пытаются объяснить на химическом уровне, а сущность социального объясняют исходя из биологических законов. Редукционизм — одна из распространенных болезней в современной науке, которая обусловлена гипертрофией аналитического начала в ущерб восстановлению целого в его специфике.

Поэтому ложными являются представления, согласно которым ученый должен сначала произвести полный анализ, а затем осуществить полный синтез. В реальной науке каждый шаг в анализе должен сопровождаться синтезом. И именно в этом заключается органическое единство, неразрывная связь анализа и синтеза как двух сторон единого научного метода.

источник

Анализ и синтез- эвристические методы, нашедшие широкое применение в научных исследованиях. Анализ (от греч. analysis- разложение) — метод научного исследования, состоящий в разложение единства на множество, целого — на его части, сложного — на его компоненты, события — на его отдельные ступени, содержания, понятия — на его признаки [1] . Синтез — метод, противоположный анализу, означает процесс объединения в одно целое разъединенных ранее частей, компонент, признаков, ступеней в одно целое. Существует большое разнообразие определений, понимания и трактовок понятия «анализ». В математике под анализом понимают разработку приемов вычислений и их применение к решению различных вопросов о величинах. Достаточно часто под термином «анализ» подразумевают научное исследование. Последняя трактовка скорее относится к обыденной, повседневной, когда анализ рассматривается как процесс изучения, исследования.

Анализ как разложение целого на части очень тесно связан с таким понятие как абстрагирование — мысленное отвлечение от второстепенных свойств и качеств объекта и предмета исследования с целью выделить их основные, наиболее важные свойства.

Примером анализа может служить SADT-методология (методология структурного анализа и проектирования Structured A nalysis and Design TechniqueSADT), которая при функциональном анализе некоторой системы предписывает построение иерархической системы диаграмм — единичных описаний фрагментов системы. При этом сначала производится описание системы в целом и ее взаимодействия с окружающим миром (контекстная диаграмма) (рисунок 3.1), после чего производится функциональная декомпозициясистема разбивается на подсистемы, и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции) (рисунок 3.2).

На следующем шаге подсистема разбивается на более мелкие функции и так далее до достижения нужной степени детализации. После каждого сеанса декомпозиции возможно проведение экспертизы: каждая диаграмма проверяется экспертами предметной области, представителями заказчика, людьми, непосредственно участвующими в моделируемом бизнес-процессе. Такая технология позволяет построить модель, адекватную предметной области на всех уровнях абстрагирования.

Рисунок 3.1 Контекстная диаграмма

Рисунок 3.2 Декомпозиция функции АО

Необходимость тщательной проработки моделей с различной, подчас весьма значительной степенью глубины анализа, способствовала появлению программно-технологических средств специального класса — ease-средств (Computer Aided Software Engineering).

В экономике и менеджменте анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (в стране, отрасли, регионе, на предприятии, в частном бизнесе, семье) и служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами.

Синтез как метод исследований соединяет в целое раздробленные ранее фрагменты исследовательского материала, ориентирован на формирование новых понятий, принципов и концепций и осуществляет переход к новому экономическому знанию посредством синтетических суждений. Применение этого метода возможно как в рамках одной науки, например, экономической, или на базе междисциплинарного подхода, когда осуществляется соединение в единое целое теорий, методологий и методов различных дисциплин с целью формирования нового знания в рамках одной науки. Междисциплинарный синтез в настоящее время является одним из самых эффективных способов получения нового знания, в том числе и в области экономики и менеджмента.

В материалах сайта http://ecouniver.com/1070-analiz-i- sintez.html для демонстрации использования анализа и синтеза рассматривается следующий пример. В мире товаров хлеб, вино, костюм, туфли и прочие товары нас интересуют как объекты для выяснения того, что лежит в основе их обмена. Путем анализа, т.е. посредством расчленения каждого конкретного блага на составные части, можно выяснить следующее. Первая сторона — все блага приобретаются потому, что они способны удовлетворить ту илы иную конкретную потребность человека. В результате получаем экономическую категорию — потребительную стоимость, которая представляет свойство товара удовлетворить определенную потребность. Таким образом, можно сделать первое заключение, что все товары обладают полезностью, или потребительной стоимостью. Если рассматривать меновые пропорции в процессе обмена, то можно предположить, что шесть буханок хлеба обмениваются на одну бутылку вина, один костюм — на две пары туфель. Следовательно, можно сказать, что все товары обладают меновой стоимостью, или способностью обмениваться в определенных пропорциях между собой. Итак, на уровне анализа выявлены две экономи ческие категории: полезность (потребительная стоимость) и меновая стоимость.

Теперь необходимо воспринять данные товары не как расчлененные на отдельные свойства, а как единое целое. Эту функцию и выполняет синтез, устанавливая взаимосвязь между полезностью и меновой стоимостью. Эта взаимосвязь выражается в других категориях, а именно, в ценности и стоимости, которые отражают и полезность блага, и его меновую стоимость. Категория «ценность» свидетельствует о необходимости и полезности блага для общества, а «стоимость» — об его оценке обществом относительно других благ или денег. Иными словами, происходит определение, «чего оно стоит» на самом деле в едином товарном мире.

источник

Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.

Анализ и синтез лишь в своем единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Методология системного подхода к конструированию организационных систем управления позволяет во главу угла поставить конкретную цель деятельности и совокупность системных задач.

Методология анализа и синтеза включает следующие этапы:

· Уясняются задачи, поставленные руководителем, и определяется цель функционирования системы.

· Определяется подсистема задач, которые необходимо выполнить для того, чтобы обеспечить наиболее успешное достижение цели.

· Определяются подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение каждой из задач.

· Определяется технология выполнения мероприятий, обеспечивающих решение каждой из задач.

· Определяются факторы внешней и внутренней среды, влияющие на функционирование системы, выполнение мероприятий и задач.

· Определяются требуемые виды ресурсов.

· Определяется количество и качество наличных ресурсов.

· Определяется порядок выполнения мероприятий с учетом технологических и ресурсных ограничений.

· Разрабатывается и оптимизируется модель деятельности по достижению цели.

· Определяется минимальное количество ресурсов, необходимых для выполнения работ в срок, или характер изменения режима использования ресурсов.

· Доклад руководителю результатов моделирования и утверждение одного из вариантов действий.

· Оформление решения (разработка плана) и утверждение его руководителем.

· Подготовка исполнителей, получение недостающих средств, реализация решения (плана).

Сущность закона анализа и синтеза

Изучение организаций как социально-экономических объектов предусматривает обязательное использование операций анализа и синтеза. Анализ и синтез при исследовании процессов функционирования организации настолько переплетаются, что не могут существовать друг без друга. Поэтому, говоря о законе единстве анализа и синтеза, следует подразумевать их неразрывность и постоянное взаимодействие, осуществляемое в рамках диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. Анализ и синтез в своем единении составляют основу системного подхода к изучению деятельности организации. Все формы человеческой деятельности — производственной, научной, художественной, как бы ни были они сложны и своеобразны, всегда представляют два аспекта познания — аналитический и синтетический, в их взаимной смене и сплетении. Сами понятия «система», «комплекс» предполагают разложение их на элементы, части, которые образуют целое.

Анализ — исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т.п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе.

Синтез — исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему.

В теории организации анализ включает 2 основные процедуры:

1) разделение целого на части;

2) улучшение функционирования каждой из этих частей.

Синтез также состоит из двух процедур:

1) согласование характеристик выделенных частей;

2) объединение их в единое целое.

И таким образом целевая организация компаний обеспечивается постоянным циклическим процессом анализа и синтеза: изученные в процессе анализа элементы подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы. Синтез переводит знания с одного уровня на другой, более высокий. Анализ поведения различных частей системы (анализ связей с поставщиками, потребителями, анализ спроса и, предложения, анализ продаж, анализ уровня технологий и пр.) проводится для того, чтобы оценить систему (организацию) как единое целое, выявить причины отклонения от главной цели. Большой проблемой экономической науки является излишняя специализация, порой абсолютно необоснованная дифференциация экономических знаний, растаскивание знаний о едином целом на части. Эти части дробятся, распадаются на узкие дисциплины и, в конце концов, превращаются в огромный свод маловразумительных течений, понятных лишь узкому кругу так называемых «специалистов-теоретиков». Сам закон звучит следующим образом: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций». Так, если сложную систему разложить на составные части, то могут быть получены исходные элементы для образования новых систем; всякая вновь образуемая система есть комбинация элементов, входивших или входящих в другие системы. Для выполнения данного закона руководитель должен придерживаться таких принципов, как:

а) составить и реализовать программы постоянного совершенствования компании, ее элементов и подразделений;

Читайте также:  Как берут анализ на мор

б) привлечение к этой работе лучших специалистов или консультантов;

в) проводить маркетинговые исследования в ключевых областях деятельности;

г) сокращение затрат на производство продукции;

е) использовать информационные технологии управления.

Закон единства анализа и синтеза имеет свои существенные особенности, которые заключаются в том, что закон:

— не выражает специфики исторически определённых отношений, охарактеризует всеобщие связи и отношения в социальной среде;

— выступает в роли катализатора общественного прогресса;

— играет возрастающую роль в развитии общества.

Дифференциация знаний должна сопровождаться их интеграцией, анализ — синтезом, иначе произойдут монополизация отделов, элементов, потеря чувства единой системы, потеря единой цели системы. С другой стороны, жесткая интеграция может задушить свободу, творчество элементов системы, их способность к внутреннему саморазвитию.

В сложной самоорганизующейся системе с помощью бесконечного циклического процесса анализа и синтеза происходит структурная оптимизация системы; система отказывается от устаревших неэффективных элементов, заменяя их более прогрессивными. Одним словом, неразрывность и взаимодействие анализа и синтеза обеспечивают стремление системы к оптимальной самореализации.

На основании методов анализа-синтеза при моделировании экономических систем широко используются декомпозиционные и композиционные подходы к решению задач оптимизации. Декомпозиционный подход применяется к построению системы моделей, при котором цели нижних уровней иерархической структуры выводятся из целей верхнего уровня. При синтетическом, композиционном подходе, напротив, цели верхнего уровня иерархии выводятся путем согласования целей нижних уровней иерархии с помощью некоторых экономических механизмов.

Закон единства анализа и синтеза тесно взаимодействует с законами развития, информированности — упорядоченности, самосохранения и синергии. Важнейшую роль закон играет при стремлении системы к достижению соразмерности, пропорциональности элементов между собой и в соотношении к целому, с его помощью реализуются принципы композиции, пропорциональности и гармонии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Игнатьева А.В. Исследование систем управления [Текст]: учебное пособие для вузов /А.В.Игнатьева, М.М.Максимцов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 167 с.

2) Кожухар В.М. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие для вузов /В.М.Кожухар. — М.: Дашков и К, 2010. — 216 с.

3) Кузнецова Л.А. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие /Л.А.Кузнецова, Е.Н.Елисеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008. — 105 с.

4) Лашкова Е.Г. Маркетинг: практика проведения исследований [Текст]: учебное пособие для вузов /Е.Г.Лашкова, А.И.Куценко. — М.: Академия, 2008. — 240 с.

источник

Анализ и синтез как методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня. Виды аналитической деятельности, сущность метода контент-анализа. Схема анализа проектной работы. Синтез как прием научного мышления и его роль в эмпирическом исследовании.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет

Кафедра инженерных и технологических дисциплин

по дисциплине «Основы исследований в технологической подготовке»

«Аналитико-синтетическая деятельность в научном исследовании: сущность, виды анализа и синтеза»

Выполнила: студентка гр. ФТИ 41 ТО

Преподаватель: к.п.н., профессор каф. И и ТД

Горбунова Татьяна Викторовна

    Введение
  • 1. Анализ как метод научного исследования
  • 2. Схема анализа проектной работы
  • 3. Синтез как метод научного исследования
  • Список используемой литературы

Методами обработки и систематизации знаний эмпирического уровня прежде всего являются синтез и анализ.

Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.

Анализ — это метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Когда ученый пользуется методом анализа, он мысленно разделяет изучаемый объект, то есть, выясняет, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки.

Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.

1. Анализ как метод научного исследования

Анализ (др.-греч. ?нЬлхуйт — разложение, расчленение) — метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования (например, анализ крови, функциональный анализ, анализ требований).

АНАмЛИЗ м. греч. разбор, раздробка, разрешение, разложение целого на составные части его; общий вывод из частных заключений; противопол. синтез, синтетимческий способ, переход от общего к частностям; || химич. разложение вещества на стихии, на начала его; || математ. учение о величинах всех родов. Анализимровать что, разлагать, разбирать целое на начала, основы, стихии, на составные части его

1. Метод исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь.

Данный метод активно применяется в исследованиях, существует несколько видов аналитический деятельности.

Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных. анализ синтез эмпирический мышление исследование

Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.

Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.

Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа.

После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания.

Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).

В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся:

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

а) понятия, выраженные в отдельных терминах;

б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;

д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

После анализа выбранной литературы, необходимо проанализировать и суть самого исследования, возможно использовать для этого подобную схему.

2. Схема анализа проектной работы

В чем проблема исследования, зафиксирована ли она?

Есть ли определения основных понятий?

Проведено ли сравнение определений у разных авторов?

Определите экспериментальный план.

Какие использовались параметры?

Определите методы (по классификации) исследования.

Какие использовались методики?

Дайте характеристику соблюдения этических норм.

Есть ли описание хода исследования?

Дайте характеристику схемы анализа результатов.

Определите используемую описательную статистику.

Выделены ли статистические гипотезы?

Определите используемую статистику вывода и оцените корректность ее применения.

Оцените качество интерпретации результатов.

Есть ли выводы, насколько они соответствуют заявленной проблеме.

Оцените качество оформления отчета.

Оцените качество оформления таблиц.

Оцените качество оформления графиков.

Оцените качество оформления схем.

Ваши соображения по изменениям и дополнениям к данной работе.

Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

Термин происходит от др.-греч. уэниеуйт — соединение, складывание, связывание (ухн- — приставка со значением совместности действия, соучастия и иЭуйт — расстановка, размещение, распределение, (местоположение).

Синтез есть способ собрать целое из функциональных частей как антипод анализа — способа разобрать целое на функциональные части. Возможен синтез решений. В кибернетике процесс синтеза тесно связан с процессом предшествующего анализа. Синтез — инжиниринговое построение сложных систем из предварительно подготовленных блоков или модулей разных типов. Низкоуровневое, глубокое структурное объединение компонентов разных типов.

С точки зрения теории познания, синтез представляет собой необходимый этап проявления познавательной деятельности сознания. В совокупности с анализом, метод синтеза позволяет получить представления о связях между составляющими предмета изучения.

Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.

Возвратный или элементарно-теоретический анализ и синтез

— применяется для постижения сущности исследуемого объекта;

— дает возможность познать причинно-следственную связь, закономерность

Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяют структурно-генетические анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, их «клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.

Анализ и обобщение материала проводится с точки зрения возможности и целесообразности его использования (отсеивается лишнее — не относящееся к теме исследования или дополняются данные, собранные в недостаточном объеме).

Существенную роль синтез играет и в эмпирическом исследовании. Анализ и синтез тесно связаны между собой. Если у исследователя сильнее развита способность к анализу, может возникнуть опасность того, что он не сумеет найти места деталям в явлении как едином целом. Относительное же преобладание синтеза приводит к поверхностности, к тому, что не будут замечены существенные для исследования детали, которые могут иметь большое значение для понимания явления как единого целого.

Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенное общее, что связывает части в единое целое.

Анализ и синтез не просто дополняют друг друга, между ними есть более глубокая внутренняя связь, в основе которой лежит связь абстракций, что формирует, собственно, мышление.

Анализ и синтез как приемы научного мышления, применимые всегда и ко всему порождают в каждой области специальные методы.

1. Вайнштейн М.З. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вайнштейн М.З., Вайнштейн В.М., Кононова О.В.— Электрон. текстовые данные.— Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, Поволжский государственный технологический университет, ЭБС АСВ, 2011.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22586

2. Кузнецов И.Н Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров Дашков и К 2013 г. 283 страницы Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/164452

3. Ли Р.И. Основы научных исследований: учебное пособие / Ли Р.И.— Л.: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013. 190— c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22903

4. Маюрникова Л.А. Основы научных исследований в научно-технической сфере [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Маюрникова Л.А., Новосёлов С.В.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2009.— 123 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14381.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Новиков А.М. Методология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Новиков А.М., Новиков Д.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: СИНТЕГ, 2007.— 662 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8490.— ЭБС

6. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров Дашков и К 2012 г. 244 страницы http://www.knigafund.ru/books/149180

8. http://psyfactor.org/lib/k-a.htm Контент-анализ: сущность, задачи, процедур. И.В. Дмитриев, 2005 г.

Особенности методов научного познания. Изучение процессов анализа (процедура мысленного расчленения изучаемого объекта на составные части) и синтеза (процедура соединения полученных в результате анализа частей объектов). Индуктивный, дедуктивный методы.

реферат [33,7 K], добавлен 23.02.2010

Понятие научного факта. Мнение ученых о природе и особенностях научных фактов. Внутренняя структура и свойства эмпирического факта. Методы установления научных фактов: наблюдение, сравнение, измерение. Учение о роли научных фактов в развитии познания.

реферат [40,1 K], добавлен 25.01.2010

Анализ сущности и основных характеристик метода научного познания. Содержание его составляющих — синтеза, абстракции, идеализации, обобщения, индукции, дедукции, аналогии и моделирования. Разделение методов науки по степени общности и сфере действия.

контрольная работа [23,0 K], добавлен 16.12.2014

Роль моделирования в становлении науки и техники с исторической точки зрения, его философская основа. Классификационные признаки, по которым выделены различные типы моделей. Виды, цели и основные функции моделирования. Сущность модельного эксперимента.

курсовая работа [38,6 K], добавлен 14.12.2011

Формы и задачи научного познания. Процесс получения объективного, истинного знания. Методы, применяемые на теоретическом и эмпирическом уровне. Сущность и область применения формализации, аксиоматизации, гипотетико-дедуктивного метода и идеализации.

презентация [615,4 K], добавлен 13.04.2014

Понятие и классификация методов научного познания. Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания (анализ и синтез, аналогия и моделирование). Развитие методов познания.

реферат [15,5 K], добавлен 02.04.2007

Понятие и основные признаки научного закона, главные пути его формирования и становления как основы научной теории. Принципиальные характеристики научного закона, как основной категории в познании, степень его участия в современном научном исследовании.

реферат [52,2 K], добавлен 30.11.2015

Понятие, сущность и предмет методологии. Понятие «метода», основные типы методов и их взаимосвязь. Методы научного познания. Основные методы эмпирического и теоретического познания. Проблемы методологии и пути их решения. Важнейшие задачи методологии.

контрольная работа [29,6 K], добавлен 11.11.2010

Общелогические методы как особые приемы мыслительной деятельности, которые распространяются на любой познавательный процесс. Сущность эмпирического уровня научного познания. Специфические особенности применения индукции в философских исследованиях.

контрольная работа [71,4 K], добавлен 25.08.2017

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Понятие и основная функция метода научного исследования. Подходы к его классификации в зависимости от сферы применения и других признаков. Сущность и типы методологии, общая схема ее структуры, основные уровни. Общенаучные методы научного познания.

презентация [1,1 M], добавлен 23.06.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — в научном исследовании процедура мысленного разделения объекта (явления, процесса), свойства объекта (объектов) или отношения между объектами (явлениями, процессами) на части (признаки, свойства, отношения). Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще.

Процедуры анализа входят составной частью в психолого-педагогическое исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от общего описания изучаемого объекта или от общего представления о нем к выявлению его строения, состава, свойств, признаков, функций. Так, анализируя процесс становления у воспитанника какого-либо качества, исследователь выделяет стадии этого процесса, «кризисные точки» в становлении воспитанника, а затем подробно исследует содержание каждой стадии. Но и на других этапах исследования анализ сохраняет свое значение, хотя здесь он выступает уже в единстве с другими методами. В методологии образования анализ рассматривается как один из важнейших методов получения нового психолого-педагогического знания.

Один из нихмысленное разделение целого на части. Такой анализ, выявляющий строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Примером такого анализа служит системно-структурный анализ. При этом особое значение имеет случай, когда анализируемый объект рассматривается как представитель некоторого класса предметов: здесь анализ служит установлению одинаковой (с точки зрения некоторых отношений) структуры предметов класса, что позволяет с помощью вывода по аналогии переносить знание, полученное при изучении одних психолого-педагогических объектов, на другие. Так, некоторые свойства ситуации обучения могут быть распространены на воспитывающие ситуации.

Возможен также анализ общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение разделяют на его составляющие, которые поэтапно подвергаются дальнейшему анализу. Анализу может подвергнуться то, от чего ранее отвлеклись, и т.д. В результате анализа общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более частным и простым. Таким образом формулируются, например, определения педагогических и психологических понятий.

В науке используется также логический анализ. Логический анализ — это уточнение логической формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами современной логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логических выводов, доказательств, умозаключений и т.п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отдельных областей знания. Этот вид анализа чаще всего применяется в той части психолого-педагогического исследования, где выявляются возможности какой-либо концепции в решении задач исследования и характеризуется степень разработанности выбранной для изучения психолого-педагогической проблемы.

Все виды анализа применяются как при получении нового знания, так и при систематическом изложении уже имеющихся научных результатов. Например, при изложении содержания какой-либо психолого-педагогической концепции в ней необходимо выделить философские основания, целевые установки, предлагаемые педагогические средства и т.д., что позволит выявить сущность данной концепции и отнести ее к той или иной образовательной парадигме.

Следует отличать анализ как метод научного исследования от анализа как функции практической деятельности педагога или психолога. Общий анализ урока или воспитательного мероприятия дает информацию о характере образовательного процесса в том или ином учебном заведении, но вряд ли может привести к получению принципиально нового научного знания. В то же время вычленение в деятельности педагога и учащихся элементов, связанных, например, с развитием познавательного интереса, позволяет разработать модель этого психолого-педагогического феномена, а.также прийти к выводам об эффективных способах стимулирования познавательного интереса и выстроить модель соответствующих педагогических условий. Таким образом, анализ как метод психолого-педагогического исследования характеризуется целенаправленностью.

Чтобы анализ действительно был целенаправленным, необходимо определить признак (или несколько признаков), на основании которого вычленяется та или иная часть исследуемого объекта педагогической реальности. Выделение таких признаков зависит главным образом от задач исследования. Так, стадии процесса выделяются, как правило, на основании качественных изменений, которые происходят в развитии того или иного свойства системы. В основе выделения функций образовательного феномена лежат способы его взаимодействия с педагогической и социокультурной средой. Структурные элементы феномена выделяются чаще всего на основании его функций.

Признаки, по которым производится анализ, целесообразно выделять не одновременно, а последовательно. Например, анализ структуры и функций образовательного феномена представляет собой своеобразную цепочку: ее последующее звено (анализ структуры) базируется на предыдущем (анализ функций).

Анализ — необходимый этап познания целого. Он дает возможность изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, общие для всех частей, и тем самым осознать особенности структуры и развития целостного образовательного феномена.

Однако в процессе анализа отдельные части объекта, явления, процесса неизбежно вырываются из общего контекста их понимания, из их связи, из взаимодействия с другими частями и со всем целым; в результате получаются условные, односторонние, неполные определения. Поскольку образовательный феномен (как и любая система) не сводится к сумме его частей, то для воссоздания его в мышлении во всем богатстве взаимосвязей и взаимозависимостей необходимо применить другой метод — синтез.

Синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). В этом значении синтез как метод научного исследования противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан.

Во-первых, на единстве процессов анализа и синтеза основан процесс образования понятий.

Во-вторых, в теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций, являясь основой интеграции в психолого-педагогическом исследовании знания из разных научных дисциплин. Часто эти теории оказываются противоположными в определенных аспектах; корректное применение метода синтеза позволяет снять эти противоречия. Так, религиозная и светская образовательные парадигмы имеют много различий. Однако синтез знаний о духовном становлении человека, о способах приобретения им духовного опыта, заключенных в той и другой парадигмах, позволяет создать целостную теорию духовно-нравственного воспитания.

В-третьих, синтез применяется при теоретическом обобщении накопленных в ходе психолого-педагогического исследования эмпирических данных. На этом этапе исследования из разрозненных данных, полученных в результате использования эмпирических методов, необходимо составить единую картину, дающую целостное представление о том или ином объекте, явлении, процессе. В этом аспекте синтез выступает как средство выявления причинно-следственных связей, педагогических принципов как оснований деятельности педагога и пр.

В-четвертых, синтез может рассматриваться как метод восхождения от абстрактного к конкретному: получаемое в результате проведенного исследования конкретное знание об образовательном феномене — это результат синтеза, объединения его многообразных абстрактных определений, полученных в результате анализа. Такое объединение не является механическим. Здесь важна не простая сумма частей, а смысловые связи между ними. Поскольку всякое целостное знание представляет собой систему, то при синтезировании отдельных аспектов рассмотрения предмета возникает феномен, наделенный принципиально иными смыслами и обладающий новыми по сравнению с составляющими его частями качествами.

Анализ и синтез — это не изолированные друг от друга самостоятельные этапы научного исследования. На каждой его стадии они осуществляются в единстве, отражают связь частей и целого и не могут плодотворно применяться один без другого.

Так, при анализе мы выделяем в предмете те свойства, которые делают его частью целого, основываясь при этом на синтетическом, хотя бы самом общем предварительном представлении о целом, а при синтезе осознаем целое как состоящее из частей, определенным образом связанных между собой. Благодаря этому в ходе научного исследования синтез осуществляется через анализ, а анализ — через синтез. Анализ и синтез тесно связаны с другими методами психолого-педагогического исследования: абстрагированием, обобщением, классификацией и др.

Модель, как мы уже знаем, — -это система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Само исследование невозможно без параллельного моделирования, т.е. выделения существенных моментов исследуемого объекта в совокупности их взаимосвязей и взаимозависимостей.

Моделирование воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, который называется моделью. Между моделью и оригиналом существует отношение ограниченного подобия, форма которого ясно выражена: в процессе научного познания модель заменяет оригинал; изучение модели дает информацию об оригинале. Модель — результат синтеза выделенных в процессе анализа существенных признаков диагностируемого объекта.

Идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Идеализированные объекты служат средством научного анализа реальных объектов, основой для построения теории этих объектов. Модели в психолого-педагогическом исследовании являются именно такими идеализированными объектами. Истинная наука, как известно, возможна лишь на основании абстрактного мышления, последовательных рассуждений, протекающих в логической и языковой формах в виде понятий, суждений, выводов.

Важнейшим средством моделирования в психолого-педагогических исследованиях является аналогия. Аналогия (от греч. analogia — пропорция, соразмерность) — соответствие элементов, совпадение ряда свойств или какое-либо иное отношение между объектами, явлениями и процессами, дающее основание для переноса информации, полученной при исследовании одного объекта — модели, на другой — прототип (так называемое отношение объективного подобия). Под аналогией понимается также мыслительная операция — умозаключение о принадлежности объекту, явлению или процессу определенного признака, свойства или отношения на основе сходства в существенных признаках с другим объектом (явлением, процессом).

— аналогия может служить средством конкретизации отвлеченных идей и проблем, разъяснения непонятных фактов, положений, теорий, категорий, использоваться с целью представления абстрактного в более доступной, образной форме;

— по аналогии можно рассуждать об объектах, недоступных прямому наблюдению;

— аналогия часто используется в качестве метода решения исследовательских задач посредством сведения их к ранее решенным задачам;

— аналогия служит средством выдвижения гипотез;

— аналогия может выступать как средство обобщения и систематизации информации, поскольку позволяет получить детальное представление о ряде сходных объектов, выделить в них наиболее существенные черты, сопоставить их и таким образом получить обобщенное знание;

— аналогия устанавливает связь между различными областями знания и тем самым сближает их.

В современной науке аналогия трактуется не как формальное умозаключение, а как эвристический вывод, дающий выход на новое знание. Здесь особенно важно «сходство несходного», т.е. умение находить принципиальное, существенное сходство в предметах и явлениях, внешне друг с другом несхожих (так называемая аналогия противоположностей).

Выводы по аналогии в психолого-педагогическом исследовании носят вероятностный характер, однако корректное выделение линий, по которым проводится сопоставление, позволяет существенно повысить уровень достоверности таких выводов и выстроить эффективные модели образовательных феноменов.

Другим средством конструирования моделей является дедуктивное моделирование. Исследователь исходит из самых общих положений, составляющих модель. Статистически, с помощью выбранного математического аппарата эта модель проверяется. Применение дедуктивного (математического) моделирования тесно связано со все более глубоким познанием сущности воспитательных явлений и процессов, углублением теоретических основ исследования.

В процессе моделирования мы получаем новое знание о каком-либо объекте. Базой вывода при этом служит модель, т.е. некоторая известная система отношений, присущая другому объекту или абстрактной конструкции.

Это становится возможным благодаря следующим функциям модели:

а) формально упорядочивает, структурирует имеющиеся данные;

б) визуализирует представления о структуре изучаемого объекта;

в) дает возможность перехода к методикам и технике сбора данных, к диагностическим процедурам.

Главный результат построения исследовательской модели, которая упорядочивает представления о причинно-следственных взаимозависимостях между компонентами исследуемого объекта, закономерностях процесса его становления, — прогноз развития.

Прогностические выводы (о зоне ближайшего развития, о возможных затруднениях и т.д.) становятся основанием для выбора оптимальной стратегии обучения и воспитания, помощи в. преодолении объективных затруднений в развитии. Как правиле»; рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды, чтобы впоследствии можно было его конкретизировать и уточнять.

Индукция это метод исследования, позволяющий производить обобщение, устанавливать по частным фактам и явлениям общие принципы и законы. Так, анализ некоторого количества частных педагогических фактов дает возможность вывести общие для них закономерности, известные и неизвестные в науке.

Индукция осуществляется через абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов).

Существует несколько приемов абстрагирования, используемых в зависимости от характера реальных объектов и цели абстрагирования:

— если необходимо образовать общее понятие о каком-то классе предметов, обычно применяется обобщающая абстракция, иначе — абстракция отождествления. Обобщающая абстракция образуется путем выделения у многих предметов общих одинаковых признаков;

изолирующая, или аналитическая, абстракция не предполагает наличия многих предметов, ее можно совершить, имея всего один предмет, при этом аналитическим путем вычленяется нужное нам свойство с фиксированием на нем нашего внимания;

идеализация как прием абстрагирования акцентирует внимание на существенных признаках, отсутствующих в чистом виде.

Дедукция — такой метод исследования, который позволяет частные положения в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить их под понятие. Так, на основе теоретического знания о структуре процесса обучения строится исследование процесса изучения конкретного учебного материала. Конкретизация позвюляет лучше понять общее.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9560 — | 7483 — или читать все.

источник