Меню Рубрики

Анализ государственной службы как социального института

Вопрос 75 Государственная и муниципальная служба как социальный институт и предмет социологического анализа.

Государственная служба как социальный институт играет важную роль в решении задач повышения уровня жизни населения, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, составляющих главное содержание политики государства.

Социальный институт представляет собой

· ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

· совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

· формальную и неформальную организацию;

· совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу

· обособленный комплекс социальных действий.

Под социальным институтом государственной службы понимается исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства, социальная практика которых нацелена в конечном итоге на обеспечение законных прав и свобод граждан, на создание благоприятных условий для их безопасности и достойной жизни.

Выделяют две позиции в подходах к государственной службе:

— институциональный (государственная служба рассматривается как социально-правовой институт. Его цель обслуживать интересы не отдельного «политического»руководителя, а всего народа);

— деятельностный (Государственная служба является профессиональной

деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов и носит политический характер).

Особое внимание в исследовании становления государственной службы уделяется её миссии, цели и социальным функциям. Основной целью государственной службы как социального института являетсяслужение интересам граждан, гражданского общества и государства, при этом миссия государственной службы как социального института состоит в удовлетворении

потребностей общества в эффективном административном государственном управлении.

Муниципальная служба как социальный институт представляет собой особый вид социальной практики, нацеленной в итоге на обеспечение законных прав и свобод граждан, на создание благоприятных условий для их безопасности и достойной жизни; определяется как функция особого социального слоя людей – муниципальных со своими корпоративными интересами и запросами, как срез общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления муниципальным служащим особых функций по обеспечению органичной связи муниципальных органов с населением; муниципальная служба является носителем культуры социума и народных традиций, должной морали и духовности общества.

К социальным функциям муниципальной службы можно отнесли следующие: реализация интересов, прав и свобод граждан; эффективное решение социальных задач общества: производство социальных услуг; разрешение социальных конфликтов; регулирование социального статуса муниципальных служащих; формирование их социального состава в соответствии с принципом равного доступа граждан к муниципальной службе.

Вопрос 76, типологические модели управленческого процесса: признаки, характер управленческих отношений, стили руководства.

Модель управления — теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность.

— по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;

— по степени рыночного влияния на экономику: рыночная, рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);

— по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;

— по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности развития).

Управленческие отношения характеризуются:

1. Сложностью своего состава;

2. Представляют собой единство объективного и субъективного;

3. Обменом человеческой деятельностью;

4. Властной и невластной природой;

5. Существованием во всех сферах общественной жизнедеятельности, в которых раскрывается конкретное содержание управленческих отношений.

В процессах управления субъекты одного и разных уровней взаимодействуют, причем не только с одним, он и одновременно с различными уровнями и видами управляемых объектов. В результате этого складывается и действует сложная система вертикальных, горизонтальных и пересекающихся управленческих отношений. Необходимо также отметить тот факт, что индивид, группа в одном взаимодействии выступающие как объект, в другом могут выступать как субъект, и наоборот. Таким образом, социальная зависимость лежит в основе управленческих отношений.

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

• Директивный стиль (авторитарный); • Демократический стиль (коллегиальный); • Либеральный стиль (попустительский или анархический). Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Вопрос №77 Социология образования: особенности профессиональных и социальных ориентаций современной молодежи.

Для сегодняшней молодежи характерно то, что ее социальные ориентации, личные планы тесно связаны с привлекательностью для молодежи определенных занятий и статусов и, как правило, она при своей самореализации в значительной части руководствуется этими субъективными намерениями. Молодежь обычно ориентируется на самые привлекательные занятия и статусы.

Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Стремление к высшему образованию характерно для всех социальных групп молодых людей. Под социальной ориентацией мы понимаем осознание индивидом своей связи со средой происхождения и его ожидания относительно будущей социальной «позиции», т.е. места и роли в той социальной группе, членом которой он намерен стать. Важное место в мотивации студентов даже в сегодняшних условиях занимает перспектива найти хорошую работу. Профессиональная ориентация студентов зачастую находится под влиянием экономических и политических факторов. Когда политическая ситуация спокойна, а экономика находится в равновесии, господствует подход, делающий акцент на значении способностей и интересов личности в выборе ею профессии. Если же экономическая и политическая ситуация осложняется, то изменяется и политика профориентации.

Однако в современных условиях состояние студенческой молодежи не позволяет говорить о полной реализации ее социального потенциала, особенно в сфере профессиональной деятельности и карьерного роста.

Вопрос №78 Понятие культуры и её социологические аспекты. Социальные функции культуры.

Культура- системное исторически образовавшееся и исторически меняющееся многосторонняя целостность человеческих способов деятельности и её опредмеченных плодов. Культура — это мир человека. Создание и сохранение культуры является не самоцелью, а способом существования и выживания человека, как общественного существа и общества, как человеческой организации. Из этого вытекают основные задачи, которые решает культура: во-первых, это социализация человека, т.е. сохранение и приумножение в нем всего истинно человеческого, а значит и общественного; во-вторых, это такая организация жизни общества, которая служила бы дальнейшему общественному процветанию во имя человека.

Функции культуры: 1) это природопреобразующая функция. 2) . Выполняя защитно-адаптивную функцию, культура создает и постоянно совершенствует различные средства защиты, причем не только материальные в виде огня, одежды, жилых зданий и т.п., но и в форме соответствующего знания о том, как вести себя в той или иной ситуации, как определить потенциального и реального врага, будь то живое существо или условие, обстоятельство. 3) Человекотворную функцию называют еще и воспитательной, так как культура и только культура делает человека человеком. И начинается это воспитание с того, что культура определяет «поле деятельности» человека, дает ему возможность реализовывать свои возможности. 4) интегративная функция. освоение культуры создает у людей — той или иной социальной группы (большой или малой) общности, принадлежности к одной нации, народу, религии и т.д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их и обеспечивает целостность всего сообщества. 5) — информационная функция. Связана она с такими важными потребностями человека, как общение, накопление сохранение культуры, как информации и передача ее в виде социального опыта в пространстве и во времени. 6) Аксиологическая, или ценностно-ориентационная, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры и выражается не только в том, что культура является системой норм и ценностей, но и в том, что она развивается и изменяется, меняя и переориентируя ценности членов той или иной социальной общности. 7) нормативно-регулирующую функцию. . Главная задача этой функции, связана с потребностью общества поддержать жизнеспособность, стабильность, устойчивость, общественное равновесие. Нормы существуют в различных сферах жизни: нормы нравственного поведения; нормы технологического поведения в труде; фундаментальные нормы (табу на каннибализм, отцеубийство, кровосмешение); нормы питания; нормы отношений мужчины и женщины, детей и взрослых и т.п. поддерживается такими системами, как мораль и право.

Вопрос №79 . Информационное общество: общие характеристики и критерии. Социальные императивы информационного общества.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания .ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека .Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация. Информация же является продуктом деятельности современного человека. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения. Безопасность информационного общества, информации. Защита интеллектуальной собственности. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Социальные императивы информационного общества.

Информация, относящаяся к публичному достоянию, должна быть легкодоступной в интересах развития информационного общества и должна быть защищена от незаконного присвоения. Следует укреплять публичные учреждения, такие как библиотеки и архивы, музеи. Наличие обширного публичного достояния — важнейшая составляющая развития информационного общества, обеспечивающая такие многочисленные преимущества, как получение населением образования, создание новых рабочих мест, инновационная деятельность, открытие перспектив в хозяйственной сфере и научный прогресс. Одной из самых значительных ценностей, связанных с предоставлением информации, создаваемой государственными органами, населению, является прозрачность государственного управления и приоритет демократических принципов: равенства, открытости и гласности. Чем больше информации для публичного доступа исходит от государственных органов и касается их деятельности, тем меньше вероятность того, что такое общество сможет скрыть случаи беззакония, коррупции или произвола. Открытое и неограниченное распространение информации для публичного доступа повышает безопасность и здоровье общества, а также способствует повышению уровня жизни. Информация для публичного доступа, создаваемая государственными органами, может также способствовать научно-техническому прогрессу общества.

Вопрос №80 Средства массовой коммуникации и духовная жизнь общества.

(Духовное-весь акт сознания Человека) Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. communicatio — способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей. Функционирование СМК немыслимо без соответствующего технического обеспечения. Сейчас Интернет является самым популярным средством передачи информации и в ближайшем будущем эта популярность не спадет, а вырастет .Массовая коммуникация — это массовый процесс производства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения и общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры и охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения. Развитие массово-коммуникативных процессов способствует по большому счету развитию всей цивилизации. Итак, массовая коммуникация влияет на личность с самого рождения. Особенно важно эстетическое, нравственное и художественное содержание информации доносимой до потребителя, так как духовно-нравственное , эстетическое, художественное и особенно психологическое становление личности важно в детском возрасте и носит определяющий характер. Массовая коммуникация незаметно подменяет истинные ценности культуры на фальшивые, и, поскольку является действительно массовой, имея выход на самую широкую аудиторию через СМИ и хорошо технически оснащенная, она становится чрезвычайно опасной для общества, особенно, для подрастающего поколения, вселяя в сознание молодых людей сомнения в этических основах жизни. Именно в подмене ценностей – моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра и зла, справедливости, счастья и т.п., которые человек может усвоить в ходе социализации. Наступает духовное саморазрушение, ибо, как известно, человек вне энергетического поля культуры существовать не может – он перестает быть человеком. Всему этому во многом способствует массовая коммуникация , отравляя сознание неподготовленного читателя, зрителя, слушателя, подогревая его интерес ко всему низменному, что представляет, как отмечают ученые, большую опасность для общества поскольку, разбудив в себе низменные страсти, человек, как правило, оказывается не в силах управлять ими.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Вопрос №81 Социальные функции и статус религии в современных условиях.

Религия в современном российском обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических. Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества. Если принять во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (Московский патриархат), осуществляющая активные контакты с государством, то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В этом заключается социально-историческая роль Русской Православной Церкви. Духовная жизнь современного российского общества существенно отличается от советских времен идеологическим многообразием, отсутствием государственной или обязательной идеологии, свободой совести и вероисповедания, свободой мысли и слова, правом каждого на образование, обязательностью основного общего образования, свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, правовой защитой собственности, правом каждого на пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям. В России гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В современном демократическом государстве религиозные вероучения выполняют роль регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев. В модернизирующемся российском обществе к основным функциям Русской православной церкви относятся:−культуротранслирующая обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу культурного наследия от поколения к поколению;− нормативная оказывает стабилизирующее влияние на общественные отношения благодаря религиозным нормам;− функция социализации вырабатывает у человека через систему ценностей, обрядовую деятельность новое видение тех или иных социальных ситуаций и проблем и способствует успешной адаптации к новым и сложным социальным условиям и обстоятельствам в социальной среде;− интеграционная и адаптационная рассматривают религию, руководствуясь принципом толерантности в отношениях между религиозными конфессиями, и играют важную роль при адаптации мигрантов к новой для них социальной среде. Помимо вышеперечисленных функций Церковный институт выполняет другие социальные функции и задачи: сохранение и возрождение культурного наследия, формирование и поддержка важнейших социально-нравственных качеств, объединение российского общества, воспитание чувства патриотизма, оказание социально-психологической помощи больным, престарелым, оказание помощи беспризорным.На современном этапе к традиционным функциям религии, которые выполняет церковь, относят интегративную, регулятивную, психотерапевтическую и коммуникативную. Первые две непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.

Вопрос №82. Трансформация семьи в российском обществе.

Опросы общественного мнения в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья – одно из условий деградации общества. Система высшего образования должна учитывать роль семьи, ее значимость для молодежи. Поскольку именно нынешней молодежи предстоит решать социальные, экономические, культурные, духовные задачи, которые будут стоять перед российским обществом в первой половине XXI века. Современное российское общество на протяжении последних лет испытывает постоянные кризисы во всех сферах социальной, экономической и психологической жизни, которые влекут за собой трансформацию всех его подсистем, в том числе и института семьи. Семья как социальный институт представляет особый интерес, поскольку с одной стороны она обеспечивает стабильность общества и эволюционирует вместе с ним, а с другой стороны выступает как пространство, в котором происходит личностное становление человека.В последнее время в структуре современной семьи произошли изменения: уменьшилось количество детей, сократились ее размеры, значимость близких теряет свое значение.В настоящее время более 200 тысяч взрослых, не выполняющих своих родительских обязанностей, состоит в отделениях внутренних дел на социально- профилактическом учете. Общее количество детей-сирот на сегодня составляет 740,5 тысяч человек.В России сегодня происходит увеличение гражданских браков. Каждый третий ребенок сегодня рожден вне брака. При этом большинство таких детей имеют обоих родителей. Есть сведения, что в Москве таких браков 40%, во многих европейских столицах эта цифра доходит до70%2. В 1999 году вне зарегистрированного брака родилось 339283 младенца, их доля, в общем числе родившихся составила 27,93% (в 1994 году -19,58%)3. Современной городской семье свойственна потребность не в детях, а в ребенке. Зарубежные и российские исследования показали, что для современной городской семьи наличие детей является психотравмирующим фактором, снижает уровень удовлетворенности браком, так как ухудшается экономическое состояние семей, увеличиваются бытовые нагрузки. Здесь бы хотелось бы сказать и о разводах. Развод – это дестабилизация всего жизненного уклада. Он несет с собой множество жизненных проблем. Риск заболеваний у разведенных людей в течение года после развода становится выше на 30%5. Для детей развод родителей – травма, это крушение мира. Они не редко винят в разводе родителей себя либо одного из родителей. Могут испытывать к родителям злость и долго не проходящую обиду. Иногда, уже став взрослыми, дети упрекают отцов, презирают за те грехи, которые им предъявляет мать, а сами бессознательно становятся похожими на них.Таким образом, семья сама того не желая, наносит вред воспитанию детей. Став взрослым такой ребенок не может быть уравновешенной здоровой личностью, не может создать нормально функционирующую семью.

Вопрос №83. Социализация личности: роль социальных институтов и особенности протекания.

Словосочетание «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте религии и т. д. Социальный институт или общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определённых норм, правил. Примеры: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения. Различают 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения: Экономическая — отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты: частная собственность, рынок и рыночная конкуренция. Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга. Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, СМИ. Духовная — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты: учреждения системы образования, науки, театры, музеи. ФУНКЦИИ: 1)Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.2)Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.3)Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.4)Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты — организованные объединения людей, которые выполняют определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

источник

Наиболее распространенным на сегодняшний день подходом к изучению феномена государственной службы является институциональный подход.

Если суммировать все множество подходов к понятию социального института, то их можно представить следующим образом:

  • — ролевая система, в которую включены также нормы и статусы;
  • — совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
  • — формальная и неформальная организация;
  • — совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
  • — обособленный комплекс социальных действий [1] .

Соответственно, социальный институт выполняет следующие функции в общественной жизни:

  • 1) создает возможности членам общества удовлетворять различного рода потребности;
  • 2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивает выполнение желательных действий и осуществляет репрессии по отношению к нежелательным действиям;
  • 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;
  • 4) осуществляет интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивает внутреннюю сплоченность общности 1 .

Каждый институт обладает следующими составными элементами, выступающими в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Он имеет свою цель (шире — функцию). Для достижения цели институт располагает средствами и учреждениями. Это могут быть средства материальные, символические и идеальные. Наконец, институты располагают определенными санкциями как в отношении лиц, выполняющих институционализированные функции, так и в отношении лиц, которые являются объектом этих действий.

Эволюция социальных институтов происходит в процессе естественного отбора, а не путем искусственного создания. Так, Т. Веблен отмечал, что институты меняются при изменении обстоятельств и с изменением общественных потребностей, развитие институтов есть развитие общества. В то же время институты являются результатом процессов, происходящих в прошлом, «они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени» 2 . Это несоответствие между сложившимися институтами и изменившимися условиями (внешней средой) и делает необходимым изменение существующих институтов, смену устаревших институтов новыми. Институты возникают для удовлетворения социальных потребностей, которые являются толчком к созданию института. Но потребности должны «созреть»; следовательно, родившись, институты уже отстают от потребностей.

Английский социолог Г. Спенсер, первым применивший термин «социальный институт», подробно изучил и описал шесть типов социальных институтов: промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный, домашний. Всякий социальный институт, по Г. Спенсеру, складывается как устойчивая структура «социальных действий». [2] [3]

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается 1 .

С позиций этого подхода государственная служба как социальный институт «представляет собой организованную группу лиц, осуществляющих свою деятельность в иерархической, самовоспроизводящейся системе специализированных на выполнении социальнозначимой функции (управления) материальных учреждений — государственных органов с едиными процедурами взаимодействия внутри себя и вовне, общим статусом лиц, исполняющих задачи государственных органов, направления, деятельности которой определяются функциями государства» [4] [5] .

От чего же зависит успешность функционирования социальных институтов? Можно указать на следующие условия:

  • 1) от четкого определения цели и круга выполняемых действий или же объёма функций;
  • 2) от рационального разделения труда и его рациональной организации;
  • 3) от степени деперсонализации действий и объективации функций. Другими словами, если данный институт превращается в учреждение, зависимое от интересов людей, призванных выполнять институционализированные функции, тогда он утрачивает свой общественный характер, утрачивает престиж и доверие всей группы;
  • 4) от признания и престижа, каким он обладает в глазах всей группы или преобладающей его части;
  • 5) и, наконец, от бесконфликтного включения в глобальную систему институтов [6] .

Как уже было показано в п. 1.1, данные условия присущи институту рациональной бюрократии, описанной М.Вебером.

Необходимо подчеркнуть, что в качестве социального института государственная служба опосредует отношения между гражданским обществом и государством, представляя собой орган взаимодействия государственного аппарата и общественных структур, государственного служащего и гражданина. Институт государственной службы, во-первых, призван обслуживать государство, обеспечивать исполнение полномочий его органов, проводить в жизнь законы, принятые парламентом, и политику, провозглашенную исполнительной властью, а во-вторых — обслуживать общество, вносить порядок и рациональную организацию в социальное пространство, обеспечивать права и свободы человека, повышать качество жизни населения. Таким образом, государственная служба непосредственно удовлетворяет общественно значимые потребности в управлении и власти.

В основе осмысления роли, места и значения государственной службы как социального института в условиях реформирования России лежит анализ механизмов взаимодействия между государственной службой, другими социальными институтами и социальными группами гражданского общества по поводу адекватности взаимного удовлетворения их требований друг к другу. Институциональный подход помогает понять, что именно необходимо стабилизировать в государственной службе.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Г.В. Атаманчук полагает, что государственная служба как институт состоит из «двух системно организованных частей: а) норм, правил, стандартов, процедур, структур и других элементов, диктующих порядок осуществления государственной власти, а также требований, предъявляемых к тем, кто непосредственно участвует во власте- отношениях, государственном управлении общественными процессами (правовая составляющая); б) граждан, профессионально подготовленных и постоянно участвующих в исполнении компетенции различных государственных органов (социальная составляющая)» [7] .

Государственная гражданская служба Российской Федерации относится к одним из наиболее значимых институтов государственной власти и управления. По своему положению в структуре государственной власти, государственным и общественным функциям государственная гражданская служба является связующим звеном в отношениях государства и гражданского общества. Проблемы государственного развития, эффективности государственной власти, ее приближенности к интересам общества непосредственно зависят от состояния и степени институционального развития государственной гражданской службы.

Государственная гражданская служба реализует потребности гражданского общества в управлении, оказывает влияние на политический процесс в основном опосредованно — через участие в политическом процессе самих государственных служащих — членов общества и граждан государства. Поведение такой большой социальной группы имеет существенное общественное значение, особенно в соотнесении с властными возможностями госслужащих и потенциями формирования у них корпоративного поведения.

Государственная служба выступает своеобразным мостом между государством и обществом, государством и гражданином. Ряд ученых справедливо считает, что «любые практические вопросы государственной службы приобретают свой истинный смысл лишь в соотношении с государственным управлением и под утлом его обеспечения» [8] . В глазах населения государственная служба, как правило, олицетворяет государство. Какова государственная служба, таково и государство.

Каждое государство, используя свое легитимное исключительное право на правовую деятельность, формирует нормы права, определяющие государственную службу. Социальная природа государственной службы зависит от формы государственного устройства, т. е. от формы правления, от типа политической системы, от характера отношений между центром и составными частями и многих других внешних факторов.

Когда граждане встречают непонимание, нежелание или невозможность со стороны государственных служащих решения их проблем, они напрямую это связывают с позицией государства в целом. Происходит отождествление органа государственной вдасти и государственного аппарата.

На современном этапе в России концептуальные основы взаимодействия государства и гражданского общества, социальная среда не подготовлены для плодотворных отношений между государством и гражданским обществом. Поэтому многие преобразования, протекающие в государственном аппарате (реформа государственной службы), не затрагивают общество, не оказывают сколько-нибудь ощутимого положительного влияния на общественное бытие.

Итак, институт государственной службы представляет собой систему социальных и правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т. е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих,, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений.

Социальный институт государственной службы воз- никаеттогда, когда появляется определенная социальная потребность. А потребность в данном социальном институте заложена в самой природе общества, которое не может существовать без специализированной организующей структуры — публичного управления (управления обществом). Уже в первобытном обществе возникает некий аналог, зачаток публичного управления в виде власти вожаков, старейшин и т. п. С появлением государства в ранней человеческой цивилизации оформляется и бюрократическая машина публичной власти — государственная служба.

Постоянная эволюция государственной службы — это исторический процесс обновления социально-управленческой технологии. Государственная служба как социальный институт представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую форму организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства.

В России возникновение социального института государственной службы можно датировать концом XV —началом XVI вв. Именно в этот период «. сложилось единое централизованное российское государство. В процессе его формирования возникла общественная потребность в профессиональном аппарате, способном осуществлять функции централизованного государства» 1 . Государственная служба в России прошла длительный путь институционализации, формирования традиций, норм и ценностей лиц, профессионально занимающихся государственным управлением.

В демократическом обществе государство является основной формой консолидации общечеловеческих и национальных, социальных и профессиональных ценностей и интересов его граждан. Свои задачи государство решает через государственную службу, являющуюся комплексным правовым и социальным институтом, функционирующим посредством осуществления людьми профессиональной деятельности по реализации компетенции государственных органов и государственных должностей.

Необходимо также отметить, что несовершенство функционирования института государственной службы в современной России проявляется в ряде факторов.

Во-первых, государственная служба не в полной мере выполняет функцию социальной коммуникации, т. е. связи государства с обществом. В результате в процессе принятия управленческих решений практически не учитывается мнение различных социальных групп и, в конечном итоге, не достигается баланс интересов. Необходимо создание действенных механизмов административной подготовки и реализации необходимых управленческих решений и социально-экономических программ с участием всех заинтересованных сторон. Подобная практика служит формированию взаимного доверия, что является основой социального капитала.

Во-вторых, слабо работают механизмы социального контроля институтов гражданского общества за деятельностью государственных служащих.

Мельников В.П., НечипоренкоВ.С. Государственная служба России: отечественный опыт организации и современность. Ч. I — II М. Изд-во РАГС, 2000.

МШУЦНОШЬНЬИ И Д?Я1ЕДЬНОС!НЫИ ПОДХ ОДЫ К АНАЛИЗУ ГРСУДАРСГВЕННРЙ СЛУЖБЫ

В-третьих, государственная служба слабо реализует функцию социальной информации. Вследствие этого граждане плохо информированы о деятельности государственных органов, что таит опасность отчуждения органов публичной власти от граждан. Для решения этой проблемы в ряде стран мира с успехом осуществляется проект «электронного правительства».

В-четвертых, существенные социально-нормативные регуляторы, например, принятые этические нормы поведения и деятельности государственного служащего, работают не в полную силу либо вовсе не работают.

Все это актуализирует исследование государственной службы как социального института.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственная служба — важный социальный институт, без которого невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства.

источник

Под соц. институтами принято понимать сложившиеся на основе традиций, правовых норм устойчивые формы совместной жизнедеятельности людей, обеспечивающие удовлетворение соц. потребностей.

Гос. службакак соц. институт представляет собой цивилизованную форму государственною управления обществом, которая включает профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов гос. власти и гос. органов субъектов РФ, соц. группу гос. служащих, а также гос. органы управления гос. службой.

Место гос. службы в системе взаимодействия государства и общества:

1. Гос. служба как цивилизованная форма гос. управления обществом характеризуется легитимностью и гуманностью, что отличает ее от неправовых, антигуманных форм гос. управления, которые свойственны репрессивным, диктаторским режимам. 2. Соц. предназначением гос. службы является исполнение полномочий гос. органов и должност­ных лиц таким образом, чтобы в полной мере выражалась их соц. роль – служить обществу, обеспечивать установленные законом права граждан.

Основные функции государственной службы как социального института:

I. Функция внутренней организации (штабная, аппаратная): приобретает особое значение в периоды становления и реформирования системы гос. управления, о чем свидетельствует проводимая в нашей стране административная реформа.

В целом успешная реализация аппаратной функции обеспечивает оптимальную организационную структуру гос. службы и своевременную модернизацию технологий и методов служебной деятельности.

II. Функция соц. организации общества, или функция «ор­ганизации жизни» может быть отнесена к целевым функциям, по­скольку рассмотренная ранее аппаратная функция является средством достижения гос. службой поставленных перед ней целей. Конкретной формой реализации данной функции является обеспечение условий целостности и развития российского общества.

Структура и уровни организации гос. службы РФ:

В качестве основных компонентов структуры гос. службы России выделяют:

· два уровня организации – федеральная гос. служба и гос. служба субъектов РФ;

· гос. службы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые, наряду с аппаратами центральных федеральных органов, имеют территориальные гос. органы.

Закон о системе гос. службы дополняет орг. структуру гос. службы следующими видами: военная служба; правоохранительная служба; гос. гражданская служба.

Заметим, что представленная система гос. службы не является завершенной. Законодатель предусмотрел возможность учреждения других видов гос. службы.

Первичный элемент системы гос. службы – гос. должность.

Должность гос. службы – внесенная в штатное расписание первичная организационно-структурная единица гос. органа, на которую возложена часть его компетенции, заключающаяся в обеспечении исполнения полномочий гос. органов и должностных лиц.

Гос. служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ; федеральных органов гос. власти; субъектов РФ, органов гос. власти субъектов РФ, иных гос. органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, учрежденные Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных гос. органов; лиц, замещающих должности, учрежденные конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий гос. органов субъектов РФ.

Гос. гражданская служба – вид гос. службы, который представляет собой проф. служебную деятельность граждан на должностях гос. гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий РФ и ее субъектов, федеральных и региональных органов гос. власти и лиц, замещающих гос. должности РФ и ее субъектов.

Федеральная гос. гражданская служба — проф. служебная деятельность граждан на должностях федераль­ной гос. гражданской службы по обеспечению полномо­чии федеральных гос.органов и должностных лиц.

Гос. гражданская служба субъекта РФ – проф. служебная деятельность граждан на должностях гос. гражданской службы субъекта РФ по обеспечению полномочий субъекта РФ, а также полномочий гос. органов субъекта РФ и лиц, замещаю­щих гос. должности субъекта РФ.

Гос. служба законодательной, исполнительной и судебной властей: принципы взаимодействия:

Взаимодействие гос. служб трех ветвей власти должно осуществляться на основе Конституции РФ и имеет следующие особенности: Конвенциональный характер, что означает взаимодействие не на принципах субординации, руководства и подчинения, а на основе договора, согласия и координации. Нормативный характер, поскольку координация государственно-служебной деятельности осуществляется посредством соответствующих гос. нормативных актов: законов, совместных постановлений, общих процедур и т.д. Гос. служба ни одной из ветвей власти не вправе претендовать на какие-либо преимущества перед другими ветвями власти. Однако реализация указанных принципов в настоящее время не м. б. признана удовлетворительной, поскольку гос. служба исполнительной власти, например, нередко пытается использовать свою ресурсную базу для давления на законодательные и судебные органы.

Основные направления реформирования гос. службы России:

1. создание комплексной нормативно-правовой основы регули­рования государственной службы РФ;

2. разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы РФ в целях оптимизации состава государственных служащих;

3. выработка мер по совершенствованию оплаты труда гос.служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы, по рационально­му использованию в системе государственной службы информацион­ных технологий;

4. внедрение программ подготовки кадров для государственной службы РФ и профессионального развития государственных служащих;

5. формирование системы управления гос. службой РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Как социальный институт государственная служба представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую форму организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе у государства. В обществе, исходя из его функциональных качеств, действуют самые различные социальные институты – политические, экономические, духовной сферы жизни общества и др. В пределах названной классификации государственная служба относится к политическим институтам.

Государственная служба тесно связана со всеми другими институтами общества. Следует особо подчеркнуть связь государственной службы с институтом права. Государственная служба только тогда выполняет социальную функцию, когда строится на правовой основе, является по существу не только социальным, но и государственно-правовым институтом.

Выступая элементом общественной структуры, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту. Во-первых, она представляет только свойственную ей сферу профессиональной деятельности. Всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов. Во-вторых, как связующее звено между государством и гражданином государственная служба призвана защищать права и интересы граждан. Конституционное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, выступает определяющим стержнем в деятельности государственных служащих независимо от служебного статуса.

В-тертьих, государственная служба как общественное явление представляет собой нечто большее, чем деятельность государственных служащих и органов управления. Это и своеобразная форма отражения общественных связей и отношений, показатель степени гуманности, человечности, существующих в обществе порядков.

В-четвертых, государственная служба не просто отражает общественные связи и отношения. Она имеет социальную ориентацию, направленную на приближение конституционного идеала правового, демократического государства к объективной реальности. В-пятых, государственная служба не только правовая, но и этическая система. Формируя правосознание граждан, она вместе с тем выступает показателем должной морали, моральных ценностей, ориентирует государственных служащих и граждан на соблюдение моральных норм, правил человеческого общения.

Государственная служба представляет собой профессиональную сферу деятельности государственных служащих как особой социальной группы общества.

Ведение государственных дел установлено как общая для институтов выборной власти и государственной службы функция, на участие в исполнении которой имеет право каждый гражданин. При этом избранные лица, равным образом и государственные служащие, осуществляя функции по ведению государственных дел, осуществляют не свое собственное, личное право, а совокупное, точнее публичное, право всех граждан государства. Избранные народом должностные лица, равно как и поступившие на государственную службу граждане, выступают в таком случае доверенными народа. Государственная служба – публичный институт реализации конституции, законов и функций государства. Она формируется как система нормативно установленных государственных органов – служб, надзоров, агенств и т.п. для профессионального исполнения и обеспечения полномочий органов государственной власти и управления. Институт функциональных административных служб, имеющий не политический, а юридический характер, призван обеспечивать, гарантировать осуществление государственных задач.

Государственная служба обеспечивает реализацию политических программ, законов. Государственная служба – это система госорганов (служб, надзоров, агентств и т.д.), исполняющих административные функции по предметам ведения, входящих структурно в состав министерств, ведомств, подразделений, исполняющих административные функции.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Какова бы ни была сущность общественного строя, эффективность государства зависит, прежде всего, от работы государственного аппарата.

При смене правительств, при роспуске парламента публичные службы, профессионально и непрерывно обеспечивая исполнение конституции, законов, удерживают законопорядок во внутри- и внешнегосударственных отношениях. Состав функций, исполняемых в административном порядке, должен иметь соответствующее закрепление в статусе соответствующего рода госслужбы.

Государственная служба как термин имеет собирательный характер, обозначая совокупность различных видов (гражданской, военной и правоохранительной), различных уровней (республиканского, регионального, местного) службы.

Содержательную деятельность каждого вида государственной службы определяет его базовая функция. В обобщенном виде функции единого целостного института госслужбы можно изложить следующим образом.

Основная функция госслужбы – управление в процессе (во времени и пространстве) как служение государству, обществу в целях обеспечения законности и правопорядка, стабильности и развития.

Госслужба – это ведение государственных дел в органах всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Управляя государственными делами во всех разделениях государственной власти, государственная служба придает им правовую общность, чем способствует единству государственной власти, правовому характеру государства. Отсюда особую важность представляет привлечение на государственную службу квалифицированных специалистов, честных, порядочных людей, с устойчивой системой моральных ценностей

источник

Практика государственного управления свидетельствует, что государственная служба — это не только аппарат государственных органов, это правовой, социальный институт. Поэтому вполне обоснованно в понимании государственной службы рассматривать институциональный подход. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)» ставит в качестве первого направления этого реформирования и развития формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правовового института.

В ходе становления и развития современной государственной службы первостепенное значение приобретает ее формирование как социального и правового института. Это было самым слабым звеном советской административной службы, что наряду с другими объективными и субъективными факторами ускорило крах советской системы. В настоящее время возросло понимание первостепенной важности развития государственной службы как социального и правового институт. В системе российской государственности законодательно и социально отрегулированная государственная служба считается важным стабилизирующим фактором развития государства и общества.

В действующем законодательстве государственная служба Российской Федерации конституируется как профессиональная служебная деятельность. Это никоим образом не противоречит институциональному подходу, а дополняет его. То есть государственную службу следует рассматривать в комплексе всех ее аспектов. Поэтому для регулирования отношений, связанных с организацией государственной службы, должна быть создана система современных юридических и социальных норм, эффективно влияющих на повышение профессионализации управленческого труда.

Государственная служба — это, прежде всего, общественное явление, имеющее не только правовую, организационную, но и собственно социальную природу.

Тема государственной службы как социального института стала разрабатываться сравнительно недавно усилиями ученых-социологов. Важны в этом плане работы, в которых анализируются особенности государственной службы как социального института. Среди них выделяются труды В.Д. Граждана, Б.В. Лытова, B.C. Нечипоренко, В.М. Соколова. А.И. Турчинова и ряда других ученых

В социологии под социальным институтом понимается совокупность правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные формы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. В развитом виде социальные институты обычно предъявляют собой системные образования, отличающиеся устойчивой структурой, интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью, динамичностью функций.

В обществе в соответствии с его функциональными качествами действуют самые различные социальные институты — политические, экономические, духовные и т.п. В пределах названной классификации существует и такой институт, как государственная служба имеющий в первую очередь политико-административный характер.

В социальном смысле слова понятие «служба» имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятие служащего, место его работы; волевое, интеллектуальное, психическое, физическое и иное напряжение человека ведомственное подразделение; самостоятельное ведомство, организация.

Уяснение социальной природы государственной службы является важным условием познания ее сущности и особенностей, определения ее места и роли в системе социальных институтов государства и общества.

В силу специфики своего предмета понятие «государственная служба» как социальный институт отличается от его нормативного понятия, данного законодателем в федеральных законах о государственной службе в 1995, 2003 и 2004 гг., где доминирует не институциональный, а деятельностный подход. В российском законодательстве о государственной службе отсутствует упоминание о ее общественном предназначении. На Западе именно на это акцентируется внимание. Там гражданская служба называется публичной.

Впервые на государственном уровне определение государственной службы как социального института прозвучало в 2001 г. в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Президентом РФ. Там было сказано, что государственная служба является комплексным — публичным, социальным, правовым, организационным — институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства 1 Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации № Пр-1496 от 15 августа 2001 г. .

Социальное понятие «государственная служба» очень многогранно, и в широком смысле слова под государственной службой как социальным институтом понимается:

  • исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства;
  • особый вид социальной практики, нацеленной в конечном итоге на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан, на создание благоприятных социальных условий для их достойной жизни;
  • функция особого социального слоя людей — государственных служащих, которым присущи свои корпоративные интересы, социальные потребности и запросы;
  • срез общественных отношений, складывающихся в процессе выполнения государственным аппаратом функций по обеспечению связи государства и гражданского общества;
  • инструмент формирования и повышения уровня социального статуса чиновника;
  • носитель культуры и традиций общества, должной морали и духовности.

Будучи механизмом государственного управления, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту:

  • социальный характер, поскольку представляет собой социальную сферу профессиональной деятельности особой социальной группы общества — государственных служащих; всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государства и государственных органов;
  • социальную ориентацию — ее приоритетами является реализация социальных (сервисных) функций государства, направленных на производство социальных услуг для населения (безопасность, образование, здравоохранение и т.п.);
  • социальную природу, так как представляет собой особую социальную группу государственных служащих, имеющих свои корпоративные потребности и социальные интересы;
  • защита прав и свобод человека и гражданина как главная социально-политическая ценность;
  • служба чиновников социуму — обществу, которое содержит институт государственной службы за счет своих налоговых отчислений.

Эти особенности подчеркивают социальный смысл и характер государственной службы в любом демократическом государстве, в том числе и в России.

Чем определяется социальный характер государственной службы? Исторический опыт показывает, что он определяется как минимум тремя факторами:

  • сущностью политического строя и политическим режимом в стране;
  • процедурами и технологией управленческой деятельности чиновников;
  • профессиональным уровнем развития государственных служащих, их деловыми и нравственными качествами.

1. Тоталитарный политический режим с неизбежностью воспроизводит адекватный характер государственной службы. В таком государстве деятельность государственного аппарата милитаризована жестко формализована, строго централизована и направлена, в конечном счете, против гражданского общества. В обществе с демократическим режимом правления государственная служба имеет по-настоящему социальный характер, так как ориентирована на соблюдение прав и свобод, удовлетворение интересов и запросов как гражданина, так и гражданского общества.

2. Социальный характер функционирования государственной службы во многом определяется демократическими процедурами и стилем управленческой деятельности государственных служащих. К таким процедурам следует отнести: коллективный характер выработки и принятия наиболее важных административных решений; учет и контроль за ходом выполнения принятых решений; наличие прямой и обратной связи с гражданским обществом; демократический стиль управления персоналом государственной службы и т.д.

3. Социальный характер государственной службы в значительной степени определяется политическими, профессиональными, деловыми, нравственными и личностными качествами государственных служащих. К политическим качествам обычно относят патриотизм, обязанность и способность признавать и отстаивать конституционный строй страны, наличие гражданской позиции, преданное служение тому государству и обществу, интересам которого подчинена государственная служба. К системе профессиональных качеств чиновников принадлежат такие, как профессионализм и компетентность. Деловые качества обычно подразделяются на организаторские и интеллектуальные. К морально-нравственным качествам относятся честность, преданность, открытость, неподкупность, антикоррупционность и т.д. Личностные качества бывают психофизическими и коммуникативными — это общительность, доброжелательность, умение слушать людей, налаживать деловые контакты, убеждать. Чем выше качественный уровень состава государственных служащих, тем не только профессиональнее, но и «социальнее» сама государственная служба.

Учитывая все сказанное, можно определить социальные цели, задачи и функции государственной гражданской службы Российской Федерации как социального института. Есть две стратегические социальные цели государственной службы современной России: построение социального государства и качественная реализация социальной функции государства.

Типология социальных задач и функций государственной службы разнообразна.

К социальным задачам государственной службы можно отнести: защиту и реализацию интересов, прав и свобод граждан; эффективное решение социальных задач и обязательств государства перед обществом; производство социальных государственных услуг (безопасность, здравоохранение, образование и т.д.); борьбу с безработицей; разрешение социальных конфликтов в обществе; регулирование социального статуса чиновников; формирование корпуса государственных служащих в соответствии с конституционной нормой равного доступа граждан к государственной службе.

К социальным относятся следующие функции государственной службы:

  • социальной организации;
  • социальной коммуникации;
  • социальной информации;
  • социального регулирования;
  • контроля;
  • образовательная и воспитательная.

Социальный характер государственной службы проявляется на трех уровнях: высшем — это уровень гражданского общества и государства; среднем — уровень государственной службы как института государства; нижнем — уровень социального статуса государственного служащего, его социального статуса.

1. На уровне общества и государства социальный характер государственной службы определяется прежде всего тем, что социальным является само государство, которое должно проводить современную государственную социальную политику — заботиться о трудовом устройстве населения, об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении по старости и инвалидности, о борьбе с преступностью и т.п. В целом должна быть демократичная и гуманная социальная политика государства, проводимая в жизнь структурами государственной гражданской и муниципальной службы.

Поэтому реализация социальных функций государства является приоритетной задачей государственной гражданской службы в ходе разработки проектов и реализации решений по вопросам: соблюдения прав и свобод человека и гражданина; усиления социальной защищенности населения; безработицы; системы образования и здравоохранения; пенсионного обеспечения; поддержки малоимущих слоев населения; борьбы с преступностью; предотвращения социальных и национальных конфликтов. Все это должно приводить к снижению социальной напряженности в обществе, повышению уровня жизни людей, к стабильности общественной и государственной систем.

Жизнь свидетельствует, что пока эти вопросы не стали приоритетными в содержании государственной гражданской службы России. Большинство граждан не удовлетворены качеством социальной поддержки государства обеспечения порядка и личной безопасности, жилищно-коммунального обеспечения. Более трети граждан отмечают низкое качество образовательных и медицинских услуг государства.

2. На уровне государственной службы как системы она рассматривается в первую очередь как социальный слой людей — чиновников, пожизненно занятых данным видом профессиональной деятельности. По официальным данным, сейчас насчитывается около 900 тыс. гражданских служащих.

3. На уровне статуса государственных служащих социальность характера состоит в том, что государственные служащие имеют свои статусные особенности — запреты и привилегии. Это прежде всего наделение административной властью, особый правовой статус, высокий уровень нормативного обеспечения профессиональной деятельности, высокий уровень организованности, служебной дисциплины и юридической ответственности, профессионализма компетентности и образованности, доступ к информации, к государственным ресурсам и т.д.

У государственных служащих имеются корпоративные интересы, которые требуют удовлетворения со стороны государства. Это потребности в стабильности своего положения, в признании общественной значимости их труда, создании системы социальной защиты государственных служащих и членов их семей. Когда государство об этом забывает, чиновники удовлетворяют такого рода интересы за счет граждан и хозяйствующих субъектов, прибегая к коррупции. Поэтому в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. предусмотрены основные и дополнительные государственные гарантии гражданским служащим (гл. 11, ст. 52 и 53). Но проблема преодоления коррупционности государственной службы остается одной из самых актуальных.

Государственная служба содержится за счет налогоплательщиков. В связи с этим граждане вправе предъявлять к государственной службе и чиновникам высокие требования. Но многие гражданские государственные служащие считают, что они служат не обществу, а только государству, и более того — только своему руководителю. Проводимые социологические опросы подтверждают этот факт. На вопрос о том, чем руководствуются государственные служащие при выполнении своих должностных обязанностей, лишь 13,8% респондентов из числа государственных служащих ответили, что руководствуются интересами общества. Это седьмое по рангу место из восьми предложенных вариантов ответа 2 Социологические исследования в системе государственной службы (1992—2002). М.; Орел: РАГС, 2002. .

Итак, государственная служба как социальный институт, проявляя себя на трех социальных уровнях, является важной гранью системы государственной службы, недооценивать которую нельзя.

Вместе с тем на сегодняшний день состояние государственной службы Российской Федерации как социального института характеризуется значительным количеством нерешенных проблем и противоречий, обусловленных становлением и развитием новой российской государственности.

  • неэффективность государственной кадровой политики в государственной службе (высокая текучесть кадров, недемократичные, авторитарные формы подбора и расстановки кадров, частые структурные изменения, нестабильность государственной службы);
  • недостаточный уровень профессионализма и компетентности гражданских служащих, несовершенная система их профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки, особенно в сфере правовых и социальных знаний и навыков;
  • непрозрачность, закрытость государственной службы для гражданского общества и самих государственных служащих;
  • отсутствие законодательно утвержденного федерального органа управления системой государственной службы, который бы занимался в том числе вопросами социальной защищенности государственных служащих;
  • недостаточно высокий социальный статус и престиж государственных гражданских служащих в обществе;
  • высокий уровень коррупции на государственной службе.

источник