Меню Рубрики

Анализ глагол как часть речи

Глагол — самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета. Отвечает на вопросы что делать?, что сделать? Примеры слов части речи глагол: делать, приклеила, встретит, скажи.

Глагол — самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

  • несовершенного вида — отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться);
    совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться);
  • переходные — сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);
    непереходные — сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море);
  • 1-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть);
    2-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить);
  • возвратными — с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться);
    невозвратными (встречать, умывать, учить).

О спряжениях и глаголах-исключениях написано подробно ниже в пункте спряжения глаголов.

Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.

Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.

  • по трём наклонениям:
    • изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) — глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
    • условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) — глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
    • повелительное наклонение (беги, смотри, иди) — глаголы с выражением просьбы, приказа.
  • по трём временам:
    • прошедшее время — отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
    • настоящее время — действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
    • будущее время — действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
  • по лицам и числам в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут);
    по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).

Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени — по числам и родам (я писал, она писала, они писали).

Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами — с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать ? (совершенный вид).

-ть -ти
возражать — возразить, реагировать — отреагировать ползи — приползти, расти — подрасти стричь — постричь, жечь — сжечь

Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть). Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить). Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.

I спряжение:
брить, стелить
(2 глагола)

II спряжение:
-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
-ать: гнать, держать, слышать, дышать
(11 глаголов)

При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.

Лицо I спряжение II спряжение
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
1-е -у/-ю -ем -у/-ю -им
2-е -ешь -ете -ишь -ите
3-е -ет -ут/-ют -ит -ат/-ят

Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь — выполнять (несов. вид), выполним — выполнить (сов. вид).

Примеры:
читаю → читать → I спряжение
построят → построить → II спряжение

При определении спряжения глагола учитывайте, что:

  1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать — сделать, работать — поработать, учить — выучить, гнать — обогнать;
  2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться — умывать, советоваться — советовать, учиться — учить, извиниться — извинить;
  3. Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку — печёшь, берегу — беречь, хожу — ходишь, прошу — просишь, отвечу — ответишь и др.

От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа. От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть. Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению — разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

Род есть только в единственном числе прошедшего времени:
Мужского рода (что делал?): плыл, висел.
Женского рода (что делала?): плыла, висела.
Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал.
Настоящее: (что делает?): рисует.
Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует.

В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.

Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил.
Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи.
Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы.

В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.

В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.

Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
Учиться — всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
Прошу вас подождать . (Дополнение.)
Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
Ребята побежали прятаться . (Обстоятельство.)

В морфологическом разборе глагола отмечают постоянные и непостоянные морфологические признаки, инфинитив, роль в предложении. Смотрите план и примеры морфологического разбора глагола.

Подробные описания частей речи русского языка:

источник

Цель урока: закрепить умения анализировать глагол.

  1. Привести в систему имеющиеся у обучающихся знания о глаголе.
  2. Тренироваться в изменении глагольных форм.
  3. Работать над обогащением активного словаря обучащихся посредством работы над лексическим значением глагола «говорить», составления синонимичного ряда, введения в речь данного глагола.
  4. Содействовать развитию интереса к изучению русского языка посредством логических игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов.
  5. Развивать орфографическую память и зоркость, внимание, способность высказывать свои мысли, умение обосновывать свои суждения.
  6. Формировать у учащихся умение осуществлять мыслительные операции.
  7. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Оборудование: карточки- задания для работы в парах и группах; индивидуальные листы с тестами.

Учитель: Сегодня я вам предлагаю глубже окунуться в загадочный мир, чудесную страну.

Не добраться туда на поезде.
Не долететь на самолете.
Даже ракета не сумеет нас домчать туда.
Но у нас все есть:
Уши, чтобы слышать,
Глаза, чтобы видеть,
А сердце, чтобы все понять.

— Вы хотите узнать, что это за страна?

Учитель: Это страна Лингвиния. «Лингва» по-гречески – «язык». Жители Лингвинии – звуки, слова, предложения. В гости к словам мы отправляемся часто и нам всегда рады. А кто же сегодня будет нашим экскурсоводом? Отгадайте.

II. Чистописание с орфографическим заданием.

Учитель: Я загадала слово. Вы будете отгадывать по букве и записывать заглавную и строчную буквы на строке.

  • Бе. п..нять, ло..кий, ..сина, Рома, л..цо, лес..ница, стричь.

В результате на доске запись:

Учитель: Догадались, какое слово получилось? Говорить.

Назовите орфограммы в слове. Запишите его на новой строке с большой буквы.

Учитель: Проанализируйте это слово, как часть речи.

Дети: Слово говорить отвечает на вопрос что делать?. Это глагол в неопределенной форме.

Учитель: Поставьте глагол в форму прош. в., ед. ч., ж. р.

(Ученик записывает слово на доске.)

Образуйте и запишите однокоренные слова с глаголом «говорить» слова. Определите часть речи. Покажите строение слова.

Учитель: Слово «говорить» будет сопровождать нас на уроке. Объясните смысл этого слова. Что значит «говорить»?

Дети: Владеть речью, выражать свои мысли.

Учитель: В старину школьный учитель оценил правильный ответ ученика фразой: «Верно глаголешь!» Как вы ее понимаете?

Устаревшее слово «глаголеть» – «говорить», родственно слову. Догадались?

Учитель: Верно. Устаревшее слово «глагол» означает «слово», «речь». И буква Г называлась «глаголь».

Сегодня на уроке мы продолжим определять формы глагола, как часть речи. Вспомните, что такое глагол?

1. Что такое глагол?
А) Часть слова. Б) Часть речи. В) Часть предложения.

2. Глагол обозначает .
А) признак предмета; Б) действие ; В) предмет.

3. Глагол изменяется .
А) по падежам; Б) по родам; В) по временам.

4. Выбери верное утверждение .
А) перед глаголами бывают предлоги;
Б) перед глаголами не бывает предлогов.

5. Выбери верное утверждение .
А) глаголы в неопределённой форме имеют время и число;
Б) глаголы в неопределённой форме не имеют ни времени, ни числа.

Сидя, выпрямили спинки.
И следите все за мной:
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
Руку левую подняли,
Ею дружно помахали.
Пальцы в замок соединили,
За головою их поместили.
Влево сделать поворот,
Вправо сделать поворот.
Влево, вправо.
Влево, вправо.
Не начать ли все сначала?

Учитель: Подберите синонимы к слову говорить.

Дети: «Болтать», «разговаривать», «сказать».

Учитель: Что общего у этих слов?

— Поставьте слово сказать в форму (на доске):

  1. Наст. вр., ед. ч., 1 л. (скажу).
  2. Прош. в., ед.ч., ж.р. (сказала).
  3. Буд.в., мн.ч. (скажут).

Учитель: Вы искали в словаре толкование некоторых слов :

СУДАЧИТЬ – сплетничать, говорить о чужих делах. Например: «Кумушки судачат».
ТРЕЗВОНИТЬ – распускать слухи, сплетни. Например в сказке А.С. Пушкина: «. И молва трезвонить стала, дочка царская пропала. ».
БОЛТАТЬ – говорить, разговаривать, беседовать. Например: «Мало ли что болтают?».
ГУТОРИТЬ – говорить.
МОЛВИТЬ – сказать.
СКАЗЫВАТЬ – говорить, молвить.

Учитель: Можно ли в наш ряд синонимов поставить слово «калякать»? Что обозначает это слово?

Учитель: В толковом словаре Даля КАЛЯКАТЬ – беседовать, разговаривать. «А помнишь ночи напролёт калякали мы с тобою?»

Как богат наш русский язык. Сколько в нем слов, близких по значению к слову «говорить», и это ещё не все слова. Это исконно русские слова, но сейчас мы их не используем в речи. Запишите любое слово, которое вам понравилось, а запомнить постарайтесь все.

Составьте словосочетания, со словом говорить.

  1. Говорить как.
  2. Говорить с кем.
  3. Говорить о чем.
  4. Говорить что.

Учитель: Составьте предложение со словом «говорить». Дайте анализ глаголу.

Объясните смысл поговорки: «Меньше говори, больше делай».

Глаголы поставить в указанную форму:

ЛЕЗТЬ Наст. в., ед. ч., 1л. ЛЕЗУ
ОТНЕСТИ Буд. в., ед.ч., 1л. ОТНЕСУ
ПОЛЗТИ Наст. в., ед. ч., 3л. ПОЛЗЕТ
СГРЫЗТЬ Прош. в., мн.ч. СГРЫЗЛИ
ЛЕТЕТЬ Прош. в., ед. ч., м. р. ЛЕТЕЛ

Учитель: Какие ещё пословицы со словом «говорить» вы узнали ?

  1. Говорил день до вечера, а слушать нечего.
  2. Говорит бело, а делает черно.
  3. Больше слушай, меньше говори.
  4. Говори меньше, умнее будет.
  5. Ему говорить, что об стенку горох лепить.
  6. Знаючи – говори, а не знаючи – молчи.
  7. Знай больше, да говори меньше.
  8. У кого что болит, тот о том и говорит.
  9. Красно говорит, а слушать нечего.

Учитель: Что лучше: «Молоть языком» или «Держать язык за зубами»? Каков смысл пословицы?

  • Говорит по секрету, а выйдет всему свету.

— Выпишите глаголы и укажите их форму (на доске).

VII. Самостоятельная работа (вставь пропущенные глаголы, определи форму).

. она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты . чаще с ней,
Будешь вчетверо умней. (Книга.)

Слова для справок: говорить, толковать, беседовать, болтать, трезвонить.

— Говорить нам – не устать, было бы что сказать.

— Итак, о чем мы сегодня с вами говорили?

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

— Что важного повторили? Нового узнали?

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.»
(И. Тургенев)

источник

Глагол – это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.

Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную форму глагола, которая отвечает на вопросы «что делать» и «что сделать», называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.

Например: понимать (подлежащее) – значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).

Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола ,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.

Одна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:

  • Принадлежность к виду. Если процесс или действие, описанное глаголом, законченно на данный момент, или указано, что оно будет таковым – это совершенный вид. Например: уехал, пришел, напишу, прочитаю, скажу. А если слово не предполагает законченности, то это несовершенный вид глагола. Например: живу, рисовал, пишу.
  • Переходность и непереходность. Различия этих грамматических признаков заключаются в наличии предлога при употреблении глагола с местоимением или именем существительным. Переходные глаголы могут употребляться без предлогов с именительными частями речи в винительном, а при отрицании — в родительном падеже. А при непереходных формах наличие предлога для связи слов – обязательное условие. Например: читал письмо, не читал статью, построили дом, отвыкнуть от дома, сочувствовать другу, дорожить временем.
  • Возвратность. Определить этот признак достаточно просто, как правило, все глаголы такого типа заканчиваются на -ся или -сь. Стоит отметить, что данная характеристика указывает на то, что глагол непереходный. Например: смеялся над сестрой, растворился в воде, придерживаться диеты.
  • Спряжение – это одна из важнейших характеристик, которая участвует в формировании слов и заключается в изменении глаголов по числам и лицам. Для изучения и закрепления этой темы в школьном курсе русского языка уделяется немало времени, и от умения правильно определить спряжение глагола зависит качество правописания. Однако можно всю тему записать в один маленький конспект. Итак, к первому спряжению относят все глаголы с окончаниями -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют, а ко второму — с окончаниями на –ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят. Чтобы определить спряжение, глагол следует изменить по лицам и проследить за изменением окончания.

Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:

  • Наклонение. Форма этого признака показывает на отношение действия к реальному времени. Существует три формы наклонения: изъявительная (действие происходит сейчас), условная (действие является лишь желаемым) и повелительная (действие возможно при определенных событиях).
  • Время и число. В русском языке существует прошедшее, настоящее и будущее время глаголов. Как правило, с определением этого грамматического признака трудностей не возникает, равно как и с определение множественного или единственного числа.
  • Род. Как и все знаменательные части речи, глаголы могут изменяться по родам, в зависимости от слова, определяющего лицо, с которым связано действие.

Именно вышеуказанные особенности и следует указать в морфологическом разборе глагола, план которого выглядит так:

  1. Указать название части речи.
  2. Определить начальную форму.
  3. Указать постоянные признаки глагола как части речи: вид, возвратность, переходность, спряжение.
  4. Обозначить непостоянные признаки: наклонение, время, лицо и род (если они есть), а также число.
  5. Разобрать предложение, в котором употребляется глагол, и определить его функцию, то есть указать, каким членом он является.

Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.

В качестве примера рассмотрим такую фразу: «На небе ярко светит солнце».

  1. Светит – глагол.
  2. Начальная форма – светить.
  3. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, использован во втором спряжении.
  4. Солнце светит – действие происходит в настоящем времени, а значит, это изъявительная форма глагола, который употреблен в единственном числе, в третьем лице и в среднем роде.
  5. На — предлог, небе — обстоятельство, ярко — обстоятельство, светит — сказуемое, солнце — подлежащее.

Не менее важной является тема: «Морфемный разбор слова». Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.

Вслед за основой выделяют суффикс – морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.

Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал – читал бы, нес – нес бы.

Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов –ть- и –ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала – спать и спасла – спасти.

Приставка – одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.

Корень – обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.

Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.

Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:

  1. Определение части речи.
  2. Выделение окончания с объяснением его значения.
  3. Подбор однокоренных слов и определение корня.
  4. Выделение приставки и суффикса.
  5. Определение основы слова, в которой заключено лексическое значение.

Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает – начальная форма страдать. Это несовершенный вид глагола с окончанием -ет, которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова —страда-, суффикс —а-. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий. Корень – страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.

источник

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

источник

В процессе решения каких-либо лингвистических задач у нас может возникнуть потребность выполнить разбор глагола как части речи. Подобный анализ, ещё называемый морфологическим разбором, обычно осуществляется по шаблонному плану из нескольких пунктов, реализуя которые мы можем составить довольно полную характеристику разбираемого глагола. В этом материале я расскажу об определении глагола как части речи, и какова последовательность действий при реализации указанной задачи.

Учимся выполнять морфологический разбор глагола

Разбор глагола как части речи изучается ещё в школе, на уроках русского языка. Где учащиеся могут составить понимание о структуре предложения, морфологическом разборе различных частей предложения, составить схему предложения, разборе слова по составу и других формах синтактического анализа предложения и его структурных элементов.

При этом интересующий нас разбор речевого глагола обычно производится в соответствии со следующим планом:

  1. Определяем, к какой части речи относится разбираемое нами слово (то есть что оно обозначает, на какой вопрос отвечает). В нашем случае это глагол ;
  2. Определяем начальную (неопределённую) форму нашего глагола . Глаголы в начальной форме обычно отвечают на вопрос «что делать?», «что сделать?». К примеру, начальная форма глагола «играют» будет «играть»;
  3. Перечисляем постоянные (неизменные) признаки нашего глагола – вид (завершённый или незавершённый, в зависимости от завершённости или незавершённости действия). Возвратность (в зависимости от использования суффиксов — сь и — ся ), переходность (если глагол выражает действие, переходящее на предмет, то он переходный, иначе — непереходный), а также спряжение глагола.

Для определения спряжения глагола смотрим на его окончание (в некоторых случаях – на суффикс глагола в неопределённой форме), а затем соотносим с указанной таблицей.

Типы спряжения глаголов в зависимости от окончания

4. Перечисляем постоянные (неизменные) признаки нашего глагола – его время, лицо, и число.

При этом для глаголов в прошедшем времени мы перечисляем лишь род и число.

Для глаголов в настоящем и будущем времени мы перечисляем лишь лицо и число .

  • Время делится на прошлое, настоящее, и будущее;
  • Лица – на 1-2-3 (чтобы узнать какого лица наш глагол, необходимо согласовать глагол с местоимением первого, второго, или третьего лица);
  • Род бывает мужской, женский, и средний (а также общий, споры о наличии которого ещё ведутся);
  • Число – единственное и множественное.

5. Определяем синтаксическую роль глагола в предложении. В нашем случае глагол обычно выступает в роли сказуемого (подчёркивается снизу двумя горизонтальными линиями).

Давайте рассмотрим несколько примеров морфологического разбора глаголов в ряде предложений:

«Мы уходим всё дальше и дальше в лес.»

Выполним разбор в соответствии с перечисленными выше пунктами плана:

  1. Поскольку нас в предложении интересует глагол, то им является слово « уходим »
  2. Начальная форма нашего глагола – уходить ;
  3. Глагол относится к незавершённому виду, невозвратная форма, непереходный, II спряжение (окончания «-ите», «-ит» — смотрим таблицу);
  4. Поскольку глагол имеет настоящее время (действие происходит в данный момент – мы уходим), мы перечисляем лишь его лицо и число. Данный глагол имеет 1 лицо (мы), и множественное число (мы уходим):
  5. Наш глагол имеет синтаксическую форму сказуемого и при письменном разборе предложения будет подчёркнут двумя горизонтальными линиями.
Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

На небе ярко светит солнце.

Выполняем наш разбор по стандартному плану, описанному выше:

  1. Интересующий нас здесь глагол – светит ;
  2. Начальная форма нашего глагола – светить ;
  3. Глагол относится к незавершённому виду, невозвратная форма, непереходный, II спряжение (окончание «-ит» — смотрим таблицу);
  4. Глагол имеет настоящее время – (действие происходит сейчас – светит), мы перечисляем лишь его лицо и число. В данном случае это единственное число (солнце светит), и третье лицо (он, оно, она, они);
  5. Глагол «светит» имеет синтаксическую форму сказуемого.

Так выглядит схема разбора глагола в учебнике русского языка

Для выполнения синтаксического разбора глагола в предложении необходимо руководствоваться стандартным планом такого разбора, приведённом нами выше. Обратите внимание, что при таком разборе для глаголов прошедшего времени мы указываем лишь их род и число, а для глаголов настоящего и будущего времени – лицо и число. В остальном же подобный разбор не несёт каких-либо экстремальных сложностей, и может быть выполнен за довольно короткое время.

источник

Морфология — раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. В русском языке есть десять частей речи, которые принято разделять на самостоятельные, служебные и междометия.

Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:

  1. общее грамматическое значение;
  2. морфологические признаки (или грамматические значения);
  3. синтаксическую роль.

Анализ слова как части речи представляет собой одновременно емкую и полную характеристику отдельной словоформы с учетом грамматических особенностей его употребления. Каждая часть речи имеет постоянные и изменяемые признаки. При разборе нужно уметь определять, к какой части речи относится слово, находить его начальную форму, выделять морфологические признаки.

Морфологический разбор, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.

Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор слова, следует запомнить последовательность и принцип анализа. Так, сначала следует выделить общие признаки частей речи, а затем найти конкретные признаки данной словоформы.

План морфологического разбора слова следующий:

  1. Указать часть речи и его значение, на какой вопрос отвечает слово.
  2. Поставить слово в начальную форму: Им.п., ед.ч. — для существительных, Им.п., ед.ч., м.р. — для прилагательных, неопределенная форма — для глаголов (что (с)делать?).
  3. Определить постоянные признаки: нарицательное или собственное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение у существительных; вид, возвратность, переходность и спряжение у глагола; разряд по значению, степень сравнения, полная или краткая форма у прилагательных.
  4. Охарактеризовать форму, в которой слово употреблено: у существительных определить число и падеж, у прилагательных — степень сравнения, краткую или полную форму, число, падеж и род; у глаголов — наклонение, время, число, род или лицо, если есть.
  5. Роль в предложении — показать, каким членом является слово в предложении: второстепенным или главным. Иногда требуется выписать словосочетание и показать его синтаксическую роль графически.

Образец морфологического разбора имени существительного:

На столе стоял кувшин с молоком.

  1. С молоком — сущ., с чем?; предм.
  2. Начальная форма — молоко.
  3. Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение
  4. В единственном числе, в творительном падеже
  5. Дополнение.

Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.

Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо — в настоящем и будущем времени.

Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).

Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами морфологического разбора: поле, бобров, алей, пали, парки, полпарка, отпарка, спарка, упарка, лады, для выполнения морфологического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.

источник

ТК урока русского языка «Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи («Учимся анализировать (разбирать) глагол как часть речи»). Анализ глагола как части речи»

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе ОС «Гармония», учитель Попова О.А.

Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи

(«Учимся анализировать (разбирать) глагол как часть речи»). Анализ глагола как части речи

Обобщение знаний о роли глагола в нашем языке, о его грамматических особенностях, развитие умения рассказывать о глаголе по плану.

Личностные УУД : Элементы способности оценивать свои достижения, осознавать границу собственных знаний и умений. Желание использовать разнообразные средства языка и осуществлять контроль за их выбором. Становление положительного отношения к изучению русского языка.

Регулятивные УУД : Ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач, отражать план действий в памятках, осуществлять действия, использовать речь для регуляции своих действий. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах, проверять.

Познавательные УУД : Читать и понимать указанный учебный текст, уточнять свои знания. Пользоваться памятками учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его. Наблюдать за языковым материалом, осуществлять целенаправленные действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Проявлять лингвистическое мышление. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД : Участвовать в общей беседе, искать ответ на поставленный вопрос, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы, задавать вопросы. Строить короткие сообщения. Передавать приобретённую информацию другим, учить ею пользоваться.

— Выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, определять морфологические признаки слова, выполнять для этого необходимый способ действия.

— Сравнивать слова по освоенным признакам.

— Ставить слова изучаемых частей речи в указанную форму, находить формы слов в текстах.

— Устанавливать связи слов по смыслу и по форме.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ( Регулятивные УУД ).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме ( Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы ( Познавательные УУД ).

Памятка «анализируем глагол как часть речи»

Русский язык, литературное чтение

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс, 2ч.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник ч.2

Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I . Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: — актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— уточнение тематических рамок.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

уточняет тематические рамки.

Психологический настрой на урок

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II . Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин)

Цели : организация формулирования темы урока учащимися;

— организация постановки цели урока учащимися;

— мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.

Запись в тетрадях числа, оформление вида работы.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует формулирование темы урока учащимися

Организует постановку цели урока учащимися

— Прочитайте тему нашего урока. Предположите, что нам предстоит сегодня выполнять на уроке.

Проверка домашнего задания

Строить предложения при ответе на вопросы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ( Регулятивные УУД).

III . Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (18 мин)

Цели : обобщение знаний о глаголе, знакомство с памяткой «Анализируем глагол как часть речи»

Сравнивают назначение различных видов анализа (разбора) слов , дополняют систему новым видом разбора, включают его в ряд уже известных. Составляют план характеристики глагола, сравнивают его с планом в учебнике, осознают последовательность действий и выполняют их, пользуются образцом анализа глагола в устной и письменной форме. Систематизируют сведения о глаголе, анализируют, сравнивают, изменяют глагольные формы, осмысливают использование новых терминов, выявляют «прирост» своих знаний .

Выполняют различные вида анализа слов, решают разнообразные орфографические задачи, ориентируются при этом на общий способ орфографического действия . Работают со словарями учебника.

Актуализирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.

Организует работу над заданием по инструкции

Введение понятия « анализ слова как части речи »

Знакомство с письменным и устным образцами анализа глагола

Актуализация опорных знаний

— Как отличить глагол от других частей речи? Что известно о неопределенной форме глагола?

Задание 368 – – С каким именем существительным вам сразу же захотелось его соединить?

– Мы много узнали о глаголах. Давайте дадим характеристику глаголу «зазвучала».

1) Что обозначает это слово?

2) Проведите звукобуквенный анализ.

3) Из каких частей состоит это слово?

4) Что еще можем рассказать об этом глаголе?

Задание 369(ТПО) – работа по инструкции задания.

Задание 370 — Сравнение характеристик ( учебник, с. 13, памятка ).

– Почему в анализе важно слово «употреблён»?

– Почему у глагола не указывают род и лицо одновременно?

Задание 371 – Познакомьтесь с образцом письменного анализа глагола и образцом устного анализа глагола.

Выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, определять морфологические признаки слова, выполнять для этого необходимый способ действия.

Выявлять в текстах слова, формы слов, обеспечивающие точность и выразительность речи.

— Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, выполняя правила речевого поведения.

— Самостоятельно читать материалы учебника, извлекать информацию, следовать инструкциям.

— Применять освоенные правила письма, выполнять предписываемые ими действия.

Уметь обмениваться впечатлениями о прошедших каникулах, выбирать наиболее точные синонимы и антонимы для выражения мыслей, чувств. ( Коммуникативные УУД)

Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД)

IV . Контролирующее задание (15 мин)

Цель : упражнение в освоении памятки «Анализируем глагол как часть речи»

Строят ответы на вопросы, выполняют указанные в задании действия, выполняют анализ глаголов как части речи

Организует работу над заданием в парах

Координирует действия учащихся в случае затруднений.

Задание 372 – Как вы понимаете пословицы?

– Спишите первую пословицу, выполните разбор глаголов как части речи.

(После выполнения задания устно анализируют глаголы.)

Действовать по памятке «Анализируем глагол как часть речи»

Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ( Регулятивные УУД ).

V . Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин)

Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся.

Выполняют самооценку работы, вносят исправления.

Сдают тетради на проверку.

Записывают домашнее задание.

Выставляет отметки за урок.

Дает инструкцию по домашнему заданию.

– Какой пункт анализа вызывает трудность?

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ( Личностные УУД ).

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Уметь оформлять свои мысли в устной форме ( Коммуникативные УУД ).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки ( Регулятивные УУД).

источник

Видеоурок 1: Уроки русского языка. Разбор глагола как части речи

Видеоурок 2: Уроки русского языка. Вид глагола

Лекция: Самостоятельные части речи. Глагол

Глагол

Отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Любоваться, разукрашивать, отойти, печь.

Начальная форма – неопределённая (инфинитив) отвечает на вопросы что делать? что сделать? и оканчивается на -ть, -ти, -чь.

Бывают несовершенного (что делать?) и совершенного (что сделать?) видов.

Начинать – начать, решать – решить.

Есть переходные (действие переходит прямо на сущ. в В.п. без предлога) и непереходные (сущ. стоит не в В.п. либо есть предлог).

Нарисовать (что?) картину – переходн.

Дружить (с кем) с Полиной – непереходн.

Выполняют роль сказуемого,
подлежащего, дополнения, определения, обстоятельства.

Курить (подлежащее) – здоровью вредить (сказуемое).

Не хочу (чего? дополнение) учиться, а хочу (чего? дополнение) жениться.

Г. с суффиксом -ся (-сь) называют возвратными.

Чесаться, влюбиться, решаться, умываюсь.

NB! Как мы сформируем Г. нужного нам вида, имея Г. иного вида:

1) прибавляя приставку: учить – вы учить, делать – с делать.

2) меняя суффикс: прыг а ть – прыгн у ть, обознач а ть – обознач и ть.

3) меняя основу: идти – прийти , класть – положить .

4) меняя ударение: срезАть – срЕзать, посыпАть – посЫпать.

Этот процесс сопровождается зачастую тем, что в корне чередуются звуки: закре п ить — закре пл ять, забрать – заб и рать.

Наклонение глагола

В изъяв. накл. Г. несов. вида имеют все три времени, а Г. сов. вида только два времени: прош. и буд. простое.

Как образовать Г. усл. накл.? Надо к основе инфинитива добавить суффикс -л- и бы (б).: увидел бы, улыбнулся бы.

Г. в усл. накл. меняются по числам и в ед. числе – по родам: нашла бы, нашёл бы, нашли бы.

Как образовать Г. повел. накл.? Надо к основе наст. или буд. простого времени добавить суффикс -и- или нулевой суффикс, а если вы хотите образовать мн. ч, добавьте —те: несите, дайте, сотрите. Дети, сотрите с доски.

А если вы хотите смягчить свой приказ, добавьте частицу -ка: несика, возьмика, сотритека. Дети, сотритека с доски.

Время глагола

Как установить время глагола? Надо знать вот что:

Г. в наст. времени означает действие, совершаемое вот сейчас, когда об этом говорят, либо действие, совершаемое без перерыва, постоянно. У такого Г. можно менять лицо, число: ты ходИШЬ – мы ходИМ.

Г. в прош. времени означает действие, совершенное раньше, в прошлом. Как установить, стоит ли Г. в прош. времени? Посмотрите, как он образован. Если к основе неопр. формы добавлен суффикс -л-, то это Г. прош. времени.

NB! Г. на -чь, -ти, -нить (несов. вида) в м.р, ед.ч. не имеют суффикс -л-: печь – пёк, беречь – берёг.

NB! Только у Г. прош. времени можно установить род. К примеру, пришёл (м.р.) – пришла (ж.р.) – пришло (ср.р.). А ещё во мн.числе Г. прош. времени по лицам не меняются.

Г. в буд. времени означает действие, которое произойдёт потом, в будущем: нарисую, спою, переделаю, будешь переделывать.
Буд. время имеет две формы: простую и составную. От Г. сов. вида образуется буд. простое время, от Г. несов. вида – будущее составное.

Чтобы сформировать Г. буд. составного времени, надо взять Г. быть и добавить неопр. форму Г. несов. вида: будем веселиться, будет петь.

Спряжение глагола

Когда мы меняем по лицам и числам Г. в наст. и буд. времени, мы его спрягаем .

Если личное окончание Г. под ударением, установить спряжение легко. Надо выучить окончания:

Г. 1-го спр. – окончания -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют):

Г. 2-го спр. – окончания: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят):

К примеру: заговоришь, заговорит, заговорим, заговорите, заговорят.

Если личное окончание Г. безударное, нужно проверить себя по следующим правилам:

1. Все на Г. -ить (кроме брить, стелить), а также 11 Г.–исключений: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

2. Г. в 3 лице мн.ч. – окончание -ат, -ят.

1. Все остальные глаголы + брить, стелить.

2. Г. в 3 лице мн.ч. – окончание -ут, -ют.

Хотеть, есть, бежать, дать – относят и к 1 спр., и ко 2 спр.: даёт – дадим, ешь – едят.

Морфологический разбор глагола

План анализа:
I. Установите часть речи, каково общее значение.

II. Укажите морфологические признаки:
1. Начальная форма (инфинитив).
2. Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение,
в) переходность.
3 . Непостоянные признаки:
а) наклонение,
б) число,
в) время (если есть),
г) число (если есть),
д) род (если есть).

III. Определите синтаксическую роль.

Образец письменного анализа:

Недолго думая, подбежал я к проруби, сильно топнул ногой по тонкому льду.

I. (Я) подбежал – глагол, означает действие предмета.

II. 1. Н. ф. подбежать
2. П.признаки: а) сов. вид,
б) неперех.,
в) невозвр.,
г) разноспряг..
Н.признаки:
а) изъяв. накл.,
б) прош. вр,
в) м.р.,
г) ед.ч.

III. Я (что сделал?) подбежал – сказуемое.

источник

План-конспект урока по теме «Анализ глагола как части речи» (программа УМК «Гармония»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Цель урока: закрепить навыки и умения разбирать глагол как часть речи, используя памятку. Задачи: 1. Привести в систему имеющиеся зания о глаголе; 2. Развивать орфографическую память и зоркость; 3. Работать над обогащением словарного запаса учащихся; 4. Содействовать развитию интереса к изучению русского языка.

Вложение Размер
Урок русского языка по программе «Гармония» 23.29 КБ
urok_russkogo_yazyka.ppt 2.36 МБ

Урок русского языка в 3-м классе УМК«Гармония» по теме:

«Учимся анализировать (разбирать) глагол как часть речи»

Цель: закрепить план анализа глагола.

  1. привести в систему имеющиеся знания о глаголе;
  2. тренировать в изменении глагольных форм;
  3. развивать орфографическую память и зоркость;
  4. воспитывать аккуратность при выполнении работы;
  5. работать над обогащением активного словаря учащихся посредством работы над лексическим значением глагола «говорить», составления синонимичного ряда, введения в речь данного глагола;
  6. содействовать развитию интереса к изучению русского языка посредством логических игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов;
  7. развивать внимание, память, способность высказывать свои мысли, умение обосновывать свои суждения; формировать у учащихся умение осуществлять мыслительные операции.

Учитель: Ребята, давайте поприветствуем гостей нашего урока (Ребята поворачиваются лицом и делают кивок головой)

— Наша задача сегодня показать, чему мы научились за время обучения школы, как умеем себя вести на уроке, а главное слушать внимательно и стараться правильно отвечать.

Откроем тетради и запишем дату, классная работа.

2. Чистописание с орфографическим заданием

Учитель: Сейчас мы прочитаем стихотворение автора Рика, а ваша задача подумать: какие действия названные автором, считаются невежливыми? (Слайд 2)

Мне б мешок конфет достать,

Учитель: Итак, в какой строчке этого стихотворения действия невежливые?

Ученики: Чавкать, чмокать, уплетать (Слайд 3)

Учитель: Какая служебная часть речи нам поможет изменить смысл этих слов на противоположное значение?

Учитель: Пропишем соединение букв в этом слове. (Показ на доске)

Учитель: Как будут звучать эти слова с отрицательной частицей НЕ?

Ученики: НЕ чавкать, не чмокать, не уплетать.

Учитель: На какое правило написание этих слов?

Ученики: Частица НЕ пишется раздельно.

Учитель: ____________ пойдет к доске и запишет эти слова с частицей НЕ.

Учитель: Какая часть речи в нашем стихотворении «главная»?

Ученик: Главная часть речи – глагол.

Учитель: В какой форме употреблены слова этой части речи?

Ученики: Слова этой части речи употреблены в неопределенной форме?

Учитель: Так над какой частью речи нам предстоит сегодня работать на уроке:

Учитель: В старину школьный учитель оценил правильный ответ ученика фразой: «Верно глаголишь!» Как вы ее понимаете?

Ученик: Верно отвечаешь, верно говоришь.

Учитель: Заглянем в Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой. (Слайд 4) . Значение слова «ГЛАГОЛИТЬ» устаревшее. Обозначает ГОВОРИТЬ

глаголить [глаголить] несов. перех. и неперех. устар. Говорить.

Учитель: Подберите к этому слову синонимы.

Ученики: «Беседовать», «болтать», «разговаривать», «сообщать», «судачить»,

Учитель: Я вам зачитаю строки известного русского классика. Ваша задача: найти слова, близкие по значению со словом «говорить» (Слайд 5)

«Правду ль бают или лгут, дива я не вижу тут»,

«…И молва трезвонить стала, дочка царская пропала…». «Трезвонить» — обсуждать.

Учитель: Кто автор этих строк?

Учитель: Как богат наш русский язык. Сколько в нем слов, близких по значению к слову «говорить», и это ещё не все слова… Это исконно русские слова, многие из них мы не используем в речи. На смену им приходят новые. А мы вернемся к слово ГОВОРИТЬ. Давайте попробуем составить пословицы со словом ГОВОРИТЬ. (Слайд 6)

МЕНЬШЕ ГОВОРИ – БОЛЬШЕ ДЕЛАЙ.

ХОТЬ СИДИШЬ КРИВО – ГОВОРИ ПРЯМО.

НЕ ГОВОРИ, ЧЕМУ УЧИЛСЯ, А ГОВОРИ, ЧТО УЗНАЛ.

У КОГО ЧТО БОЛИТ, ТОТ О ТОМ И ГОВОРИТ.

ЗНАЙ БОЛЬШЕ, ДА ГОВОРИ МЕНЬШЕ.

ЗНАЮЧИ – ГОВОРИ, А НЕ ЗНАЮЧИ – МОЛЧИ.

Учитель. Может еще какие-нибудь вспомните пословицы?

Повторение изученного (анализ глагола как части речи)

Учитель: А теперь перейдем непосредственно к анализу глагола как части речи.

(Слайд 7) Для начала поставьте глагол ГОВОРИТЬ в форму:

Буд. в., ед. ч., 3 л. ( будет говорить).

Учитель : На прошлом уроке мы познакомились с Памяткой «Анализируем глагол как часть речи». Попробуем по этой памятке выполнить письменный анализ глагола ГОВОРИМ.

Ученик: 1. Говорим – что делаем?, действ., изм. по вр. – гл.

2. Неопр. ф. – что делать? – говорить.

IV. Физкультминутка (Слайд 8)

Учитель: Какие глаголы из нашей физкультминутки вы запомнили?

Ученики: ПОДНЯЛИ, ПОМАХАЛИ, СОЕДИНИЛИ, ПОМЕСТИЛИ, СДЕЛАТЬ, НАЧАТЬ

V. Работа по учебнику и ТПО

Учитель: Прочитайте задание из упражнения 374 на стр. 14. Запишем слова и покажем их строение. Объясните выбор буквы на месте пропущенной орфограммы.

Учитель: Выполним письменный анализ этих слов по вариантам. 1 вариант – лезу, 2 вариант – сгрызли. (Проверка выполненного). Можем воспользоваться образцом на экране и памятками на с.12 (Слайд 10)

Ученик 1: 1. Лезу – что делаю?, действ., изм. по вр. – гл.

2. Неопр. ф. – что делать? – лезть.

Ученик 2: 1. Сгрызли – что сделали?, действ., изм. по вр. – гл.

2. Неопр. ф. – что сделать? – сгрызть.

Учитель: Продолжим работу со словами в ТПО с. 55-56. Прочитаем задание упражнения 374. Чтобы не ошибиться, нам поможет Памятка «Как изменяются глагола?»

Первый ученик пойдет к доске и слева от слов назовет формы, в которых они даны.

Второй ученик поставит глаголы в указанную форму и справа запишет их. А вы в тетради ТПО выполните обе работы.

Буд. в., ед.ч., 1л. ОТНЕСУ ОТНЁС

Наст. в., ед. ч., 3л. ПОЛЗЕТ ПОЛЗ

VΙ. Орфографическая работа

Учитель: Можно ли глаголы в первом столбике считать проверочными словами для второго столбика слов? Какая общая орфограмма есть в словах второго столбика?

Ученик: Парная на конце слова.

Учитель: А можно ли записанные нами слова второго столбика считать проверочными для напечатанных слов первого столбика? Для каких орфограмм?

Ученик: В словах ОТН Е СУ, ПОЛЗ Е Т орфограмма безударная гласная.

Учитель: Говорить нам – не устать, было бы что сказать.

Итак, о чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

Учитель: Что тренировались делать?

Ученики: Делали разбор (анализ) глагола как части речи.

Учитель: Значит, выходит мы все о глаголе знаем? (Да) Давайте запишем в тетради предложение, которое сказал дошкольник. (Слайт 11) Ученики учатся, и я хочу учиться.

Учитель: Просмотрев ваши записи, вижу что мнение по поводу написания глаголов разделились. (Слайт 11) Одни на конце написали ЦА, другие ТСЯ, третьи ТЬСЯ. А как правильно – вот проблема? Над этой опасностью письма мы будем работать на следующем уроке.

Спасибо за работу на уроке!

Учитель: Д/з записано на доске, упр. 376, памятки.

источник