Меню Рубрики

Анализ финансового состояния как механизм

Одно из важнейших условий успешного управления предприяти­ем — анализ его финансового состояния, поскольку результаты дея­тельности в любой сфере предпринимательской деятельности зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов. В условиях рыночной экономики забота о финансах является важным элементом деятельности каждого предприятия. Именно для эффектив­ного управления финансами необходимо систематически проводить финансовый анализ, основным содержанием которого является ком­плексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов, на него влияющих, и прогнозирование уровня доходности капитала предприятия.

Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупнос­тью показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кру­гооборота и способность предприятия финансировать свою деятель­ность на определенный момент времени. Проводится анализ финансо­вого состояния предприятия с целью выявления возможностей повышения эффективности его функционирования. Способность предприятия успешно работать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в постоянно изменяющейся внутренней и внешней предпринимательской среде, поддерживать свою платежесп­собность и финансовую устойчивость свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

1) выявления факторов, влияющих на его финансовое состояние;

2) выявления изменений показателей финансового состояния;

3) оценки количественных и качественных изменений финансово­го состояния;

4) оценки финансового положения предприятия на определенный момент времени;

5) определения тенденций изменений финансового состояния предприятия.

Анализ финансового состояния делится на внутренний и вне­шний, цели и содержание которых различны.

Внутренний финансовый анализ – это исследование механизма форми­рования, размещения и использования капитала с целью поиска ре­зервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала субъекта хозяйствования.

Внешний финансовый анализ – это исследование финансового со­стояния субъекта хозяйствования с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности.

Собственники предприятия анализируют его финансовое состоя­ние для обеспечения стабильности положения на рынке и повышения доходности капитала. Кредиторы и инвесторы анализируют финансо­вые отчеты для минимизации своих рисков по вкладам и займам. Та­ким образом, субъектами анализа могут выступать как непосредствен­но, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприя­тия пользователи информации.

1) существующие и потенциальные собственники средств предпри­ятия, в том числе акционеры, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации;

2) существующие и потенциальные кредиторы и инвесторы, использующие результаты финансового анализа для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;

3) поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;

4) государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов;

5) персонал предприятия, интересующийся данными анализа фи­нансового состояния предприятия с точки зрения стабильности уровня заработной платы и перспектив работы на данном предприятии;

6) руководители предприятия.

Вторая группа субъектов финансового анализа – это те, кто непос­редственно не заинтересован в деятельности предприятия, однако изу­чение финансового состояния предприятия им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчетности.

1) аудиторские фирмы, проверяющие соответствие данных бухгал­терской отчетности существующим правилам с целью защиты интере­сов инвесторов;

2) консультанты по финансовым вопросам, которые на основе ре­зультатов анализа финансового состояния разрабатывают рекоменда­ции своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную предпринимательскую организацию;

3) биржи ценных бумаг, принимающие решения о приостановке деятельности какого-либо предприятия;

5) юристы, нуждающиеся в информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;

6) профсоюзы, заинтересованные в информации о финансовом со­стоянии предприятия для определения своих требований в отношении заработной платы членам профсоюзов и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие;

7) пресса и информационные агентства, использующие результаты анализа финансового состояния предприятия для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных предприятий и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

8) торгово-производственные ассоциации, использующие данные о финансовом состоянии предприятий для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятель­ности на отраслевом уровне.

Финансовое состояние предприятия выражается в соотно­шении структур его активов и пассивов, т.е. средств предприя­тия и их источников. Основные задачи анализа финансового состояния – определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчиво­сти и платежеспособности предприятия.

Эти задачи решаются на основе исследования динамики абсолютных и относитель­ных финансовых показателей, разбиваются на следующие ана­литические блоки:

1) структурный анализ активов и пассивов;

2) анализ финансовой устойчивости;

4) анализ необходимого прироста собственного капитала.

Таким образом, финансовый анализ – это непременный элемент как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово – кредитной системой.

Анализ финансового состояния предприятия характеризуется совокупностью определенных функций, методов и способов функционирования предприятия.

1) своевременная и объективная оценка финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования;

2) выявление факторов и причин достигнутого состояния;

3) подготовка и обоснование принимаемых управленческих реше­ний в области финансов;

4) выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния предприятия и повышения эффективности всей хозяйствен­ной деятельности;

5) прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах ис­пользования ресурсов.

Для того чтобы обеспечить стабильное функционирование пред­приятия в рыночных условиях хозяйствования, его управленческому персоналу необходимо в первую очередь реально оценивать финансо­вое состояние не только своего предприятия, но и существующих и потенциальных партнеров. Для этого нужно владеть методикой оцен­ки финансового состояния предприятия, а также иметь соответствую­щее информационное обеспечение.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга, поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику ее отдельных показателей.

В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных ста­тей баланса за определенный период.

Цель вертикального анали­за – вычисление удельного веса отдельных статей в итоге балан­са, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату.

С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет от­ношений отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ – анализ отдельных финансовых показателей дочерних фирм, подразделений, цехов, а так­же сравнение финансовых показателей предприятия с показателями предприятий-конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэко­номическими данными.

Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (при­чин) на результативный показатель. Факторный анализ может быть пря­мым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, и обратным (синтез), когда его отдельные эле­менты соединяются в общий результативный показатель.

Главными приемами (способами) анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, наибо­лее часто применяемыми на практике, являются:

а) анализ производственной структуры экономической системы; производственных процессов, включая анализ системы разделения и кооперации труда работников по выполнению производственных процессов и всей хозяйственной деятельности;

б) анализ структуры управляющей системы, процессов управле­ния (положений об отделах и службах, функционально-должност­ных инструкций, схем документооборота, рабочих инструкций, схем распределения ответственности, организационных операций и про­цедур, технологии процессов управления данным звеном произ­водства в целом и отдельных технологических циклов управления, рабочих мест в аппарате управления, трудовых процессов);

в) комплексный анализ управления производством с примене­нием различных технических средств для сбора, переработки, хра­нения и передачи информации, необходимой для оперативного принятия решений, учета и контроля за ходом производства.

Основным источником информации для проведения анализа финансового состояния предприятия является финансовая отчетность, представляющая собой формы, показатели и пояснительные матери­алы к ним, в которых отражаются результаты хозяйственной деятель­ности предприятия. (Приложения 1 – 6).

Основным документом, используемым для проведения анализа финансового состояния предприятия, является бухгалтерская отчет­ность, включающая:

1) форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

2) форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

3) форму № 3 «Отчет об изменениях капитала»;

4) форму № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

5) форму № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;

6) форму № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств»;

8) итоговую часть аудиторского заключения.

Данные бухгалтерской отчетности предприятия должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.

Таким образом, из этого можно сделать вывод, что важными элементами анализа деятельности предприятия явля­ются структурирование, группировка и классификация отдельных элементов, изучение количественных и качественных характерис­тик, установление критериев и оценка эффективности функцио­нирования предприятия.

Вопросы и тесты

1. Охарактеризуйте финансовую систему предприятия, ее структуру и обеспечение.

2. Назовите основные финансовые институты и их функции.

3. Каково значение финансового планирования на предприятии?

4. Какую роль выполняет финансовый контроль на предприятии?

5. В чем заключается содержание финансового менеджмента на предприятии?

6. Охарактеризуйте субъект и объект финансового менеджмента.

7. Сущность финансового рынка и его виды.

8. Основное содержание анализа финансового состояния предприятия.

9. На основании каких документов проводится анализ финансового состояния предприятия?

1. Что входит в состав базовых элементов финансовой системы:

а) финансовые фонды, финансовые службы, финансовая политика;

б) финансовые ресурсы, финансовые службы, подсистема управления.

2. К какому инструменту финансового планирования следует отнести ограничение по максимально допустимым расходам на содержание персонала:

3. Какой из базовых методов финансового планирования наиболее целесообразен для условий предприятия:

г) математического моделирования.

4. Какой вид финансового документа применяется при планировании целевых затрат по конкретной инвестиционной программе?

5. Всегда ли процесс оперативного управления должен сопровождаться корректировкой уже принятого решения?

б) иногда, в порядке исключения;

в) лишь при изменении внутренних или внешних условий деятельности предприятия.

6. С каким из базовых элементов оперативного управления наиболее тесно связана потребность в компьютеризации системы управления в целом:

б) нормативно – методической базой;

7. К какой форме контроля следует отнести контроль со стороны собственника предприятия?

8. Какой метод контроля чаще всего применяет налоговая инспекция?

9. Какому виду планирования относится бизнес – план?

10. Как называется метод расчета плановых показателей, если планируемая величина показателя заключается в определении количественного выражения взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами их определяющими:

а) расчетно-аналитический метод;

б) экономико-математическое моделирование;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10686 — | 7350 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Содержание и основная целевая установка финансового анализа — оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта — это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. В традиционном понимании финансовый анализ – это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.

Финансовое состояние предприятия может быть, устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Об устойчивом финансовом состоянии предприятия свидетельствует его способность полностью и в срок производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, без серьёзных последствий переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность, а отсутствие перечисленных качеств с большой вероятностью говорит о неустойчивости финансового состояния предприятия.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно не только обладать гибкой структурой капитала, но обязательно уметь организовать движение финансовых ресурсов таким образом, чтобы достичь постоянного превышения доходов над расходами с целью создания условий для сохранения платежеспособности и самовоспроизводства.

Финансовая устойчивость предприятияпредставляет собой, прежде всего способность хозяйствующего субъекта функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, которая гарантирует его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в пределах допустимого уровня риска.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность непосредственно зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это благоприятно влияет на финансовое положение предприятия, и, наоборот, из-за недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Устойчивое финансовое состояние предприятия — это итог грамотного и искусного управления всем комплексом факторов, непосредственно определяющим результаты хозяйственной деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами.

Главная цель этой части финансового анализа — своевременно выявить и устранять недостатки в финансовой деятельности и найти резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

При этом необходимо решить следующие основные задачи:

1. На основе изучения причинно — следственной взаимосвязи между различными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

2. Прогнозировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность исходя из реально сложившихся условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей изменения финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Практика финансового анализа выработала и использует для оценки финансового состояния предприятия и его устойчивости целую систему показателей, характеризующих:

а) наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования;

б) оптимальность структуры пассивов предприятия, его финансовую независимость и степень финансового риска;

в) оптимальность структуры активов предприятия и степень производственного риска;

г) оптимальность структуры источников формирования оборотных активов;

д) платежеспособность и инвестиционную привлекательность предприятия;

е) риск банкротства (несостоятельности) субъекта хозяйствования;

ж) запас его финансовой устойчивости.

В настоящее время из-за высокой инфляции использовать для анализа абсолютные показатели представляется весьма затруднительным, так как их очень трудно привести в сопоставимый вид, поэтому ведущую роль в анализе финансового состояния предприятия играют главным образом относительные показатели.

Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:

— с общепринятыми или установленными нормами для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;

— с аналогичными данными других предприятий (в особенности конкурентов), что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможный потенциал;

Читайте также:  Как правильно сдать анализ мочи кота

— с аналогичными данными за предыдущие годы (периоды) для выявления и изучения тенденций улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние предприятия приходится анализировать не только руководству предприятия, но и его учредителям, инвесторам с целью изучения эффективности использования ресурсов, банкам — для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщикам — для своевременного получения платежей, налоговым инспекциям — для выполнения плана поступления средств в бюджет и так далее. Согласно этому выделяют внутренний и внешний анализ.

Внутренний анализ осуществляется на предприятии, то есть его службами, и результаты такого анализа используются для прогнозирования, планирования финансового состояния предприятия и контроля за ним. Целью данного анализа является обеспечение планомерного поступления денежных средств и размещение собственных и заемных средств наиболее оптимальным способом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия и максимизации прибыли.

Инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, органами контроля на основе публикуемой годовой (квартальной) отчетности предприятия осуществляется внешний анализ. Цель этого анализа — установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить или минимизировать риск потери.

Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия (годовой и квартальной отчетности). Его значение в данном отношении настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Наряду с балансом источниками данных для анализа являются отчет о финансовых результатах и их использовании, отчет о состоянии имущества предприятия, отчет о наличии и движении средств предприятия, а также данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

По мере доступности информацию предприятия можно разделить на открытую и закрытую (секретную). Использование нормативов в финансовой деятельности становится делом выбора самого предприятия, поэтому информация о нормативах переходит в область коммерческой тайны. Анализ отклонений от планируемых предприятием нормативов соответственно становится частью внутреннего анализафинансового состояния, осуществляемого финансистами предприятия на основе всей достоверной информации о хозяйственной деятельности.

Анализ финансового состояния, основывающийся на бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т. е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами, на основе отчетных данных. Форма бухгалтерского баланса позволяет внешним пользователям отчетности объективно оценивать финансовое состояние предприятия, не используя информацию, являющуюся коммерческой тайной. Методика внешнего анализа финансового состояния предприятия представляет большой интерес для каждого предприятия не только для целей оценки потенциальных партнеров, но и для собственной самооценки, осуществляемой с точки зрения внешних пользователей бухгалтерской отчетности.

Основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет.

Основы методики включают следующие блоки анализа:

— общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период;

— анализ финансовой устойчивости предприятия;

— анализ ликвидности баланса;

— анализ финансовых коэффициентов.

Оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу — нетто, а также анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости составляют исходный пункт, из которого логически развиваются остальные блоки анализа финансового состояния. Анализ ликвидности баланса, исходя из анализа устойчивости, оценивает текущую платежеспособность и дает заключение о возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем.

источник

Финансовое состояние компании характеризуется размещением, использованием средств и источниками их формирования. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия, по сути дела, отражает конечные результаты ее деятельности. Все это определяет важность проведения анализа финансового состояния экономического субъекта и повышает роль анализа в экономическом процессе [8, с. 112].

Анализ финансового состояния компании – одно из важнейших условий успешного управления ее финансами. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. На основе анализа финансового состояния предприятия осуществляется выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, определяются меры по его укреплению или выходу из сложной финансовой ситуации.

Главная цель анализа финансового состояния – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия.

Анализ финансового состояния предприятия включает этапы:

— оценка имущественного состояния предприятия;

— анализ финансовой устойчивости предприятия;

— анализ платежеспособности предприятия и ликвидности его баланса;

— анализ деловой активности и рентабельности;

— диагностика вероятности банкротства предприятия.

1. Оценка имущественного положения предприятия и его изменений за отчетный период. В процессе функционирования предприятия величина активов, их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности. Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Вертикальный анализ позволяет перейти к относительным оценкам и проводить хозяйственные сравнения экономических показателей деятельности предприятий, различающихся по величине использованных ресурсов, сглаживать влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности. Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.

2. Анализ финансовой устойчивости предприятия. Оценка финансового состояния предприятия будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Финансовая независимость – определенное состояние счетов предприятия, гарантирующих его постоянную платежеспособность. Анализ финансовой независимости на ту или иную дату позволяет ответить на вопрос: насколько правильно организация управляла финансовыми ресурсами в течение периода предшествующего этой дате. Сущность финансовой независимости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов. Важным показателем, который характеризует финансовое состояние предприятия и его независимость является обеспеченность материальных оборотных средств собственными источниками, т.е. финансовая независимость – обеспеченность запасов источниками их формирования, а платежеспособность – внешнее её проявление.

Общим показателем финансовой независимости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов.

1. Наличие собственных оборотных средств:

СОС = Капитал и резервы — Внеоборотные активы. (1)

2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов:

КФ = (Капитал и резервы + Долгосрочные пассивы) – Внеоборотные активы. (2)

3. Общая величина основных источников формирования запасов:

ВИ = (Капитал и резервы + Долгосрочные пассивы + Краткосрочные кредиты и займы) – Внеоборотные активы. (3)

Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками формирования:

1) излишек или недостаток собственных оборотных средств:

; (4)

2) излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов:

; (5)

3) излишек или недостаток общей величины основных источников:

. (6)

Задачами анализа финансовой устойчивости предприятия является оценка величины и структуры активов и пассивов – это необходимо для того, чтобы выяснить:

а) насколько предприятие независимо с финансовой точки зрения;

б) растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние активов и пассивов задачам финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

3. Анализ ликвидности и платежеспособности. Финансовое положение предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового положения — ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, т.е. его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. От ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется как временная величина, необходимая для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше их ликвидность.

Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Очевидно, что ликвидность и платежеспособность не тождественны друг другу. Так, коэффициенты ликвидности могут характеризовать финансовое положение как удовлетворительное, однако по существу эта оценка может быть ошибочной, если в текущих активах значительный удельный вес приходится на неликвидные активы и просроченную дебиторскую задолженность.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия можно разделить на ниже следующие группы.

А1. Наиболее ликвидные активы — к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения.

А2. Быстро реализуемые активы — дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

А3. Медленно реализуемые активы — статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, налог на добавленную стоимость, дебиторскую задолженность и прочие оборотные активы.

А4. Трудно реализуемые активы — статьи раздела I актива баланса — внеоборотные активы.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.

П1. Наиболее срочные обязательства — к ним относится кредиторская задолженность.

П2. Краткосрочные пассивы — это краткосрочные заемные средства, и прочие краткосрочные обязательства.

П3. Долгосрочные пассивы — это статьи баланса, относящиеся к V и VI разделам, т.е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а также задолженность участникам по выплате доходов, доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов.

П4. Постоянные пассивы или устойчивые — это статьи IV раздела баланса «Капитал и резервы».

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, А3 ≥ П3, А4 ≤ П4. (7)

Если выполняются первые три неравенства в данной системе, то это влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому важно сопоставить итоги первых трех групп по активу и пассиву. В случае, когда одно или несколько неравенств системы имеют противоположный знак от зафиксированного в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе в стоимостной оценке, в реальной же ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.

4. Анализ деловой активности и рентабельности. Одним из направлений анализа результативности является оценка деловой активности анализируемого объекта. Деловая активность проявляется в динамичности развития предприятия, достижении поставленных целей, что отражают абсолютные стоимостные и относительные показатели. Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции. Различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений и перманентных средств.

5. Диагностика вероятности банкротства предприятия.Степень близости предприятия к банкротству определяется с помощью методики предложенной именно для российских предприятий (Z-счет Альтмана):

ZИ = 8,38К1 + К2 + 0,054К3 + 0,64К4, (8)

где К1 — собственный оборотный капитал / активы;

К2 — чистая прибыль / собственный капитал;

К4 — чистая прибыль / себестоимость продукции.

Вероятность банкротства предприятия в соответствии со значением модели Zи определяется следующим образом:

Zи меньше 0 — вероятность банкротства максимальная (90-100%);

Zи = 0 — 0,18 — вероятность банкротства высокая (60-80%);

Zи = 0,18 — 0,32 — вероятность банкротства средняя (35-50%);

Zи = 0,32 — 0,42 — вероятность банкротства низкая (15-20%);

Zи больше 0,42 — вероятность банкротства минимальная (до 10%).

Р.С. Сайфуллина, Г.Г. Садыков предложили использовать для оценки финансового состояния предприятий рейтинговое число (нормативное значение 1):

где Ко — коэффициент обеспеченности собственными средствами;

Ктл — коэффициент текущей ликвидности;

Ки — коэффициент оборачиваемости активов;

Км — коммерческая маржа (рентабельность продукции);

Кпр — рентабельность собственного капитала.

Финансовые коэффициенты — важнейшие инструменты анализа финансового состояния предприятия. Принято рассчитывать четыре группы финансовых коэффициентов: показатели ликвидности; показатели финансовой устойчивости; показатели деловой активности; показатели рентабельности (таблица 3).

Таблица 3 — Показатели оценки финансового состояния предприятия

Наименование показателя Что показывает Как рассчитывается Комментарий
Показатели ликвидности
Общий коэффициент покрытия Достаточность оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств Отношение текущих активов (оборотных средств) к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам) От 1 до 2. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно для покрытия своих краткосрочных обязательств. Превышение над краткосрочными обязательствами более чем в 2 раза считается также нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании
Коэффициент срочной ликвидности Прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами Отношение денежных средств и краткосрочных ценных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам 1 и выше. Низкие значения указывают на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов со своими поставщиками
Коэффициент ликвидности при мобилизации средств Степень зависимости платежеспособности предприятия от запасов и затрат с точки зрения необходимости мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств Отношение материально-производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных обязательств 0,5-0,7
Показатели финансовой устойчивости
Соотношение заемных и собственных средств Объем заемных средств, которые предприятие привлекло на 1 руб. вложенных в активы собственных средств Отношение всех обязательств предприятия (кредиты, займы и кредиторская задолженность) к собственным средствам. Значение соотношения должно быть меньше 0,7. Превышение указанной границы означает зависимость пред приятия от внешних источников средств, потерю финансовой устойчивости (автономности)

Коэффициент обеспеченности собственными средствами Наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости Отношение собственных оборотных средств к общей величине оборотных средств предприятия Нижняя граница — 0,1. Чем выше показатель (около 0,5), тем лучше финансовое состояние предприятия.
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств Способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства за счет собственных источников Отношение собственных оборотных средств к общей величине собственных средств 0,2-0,5. Чем ближе значение показателя к верхней рекомендуемой границе, тем больше возможностей финансового маневра у предприятия
Показатели рентабельности
Рентабельность чистых активов по чистой прибыли Эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже Отношение чистой прибыли к средней за период величине чистых активов Рентабельность чистых активов по чистой прибыли должна обеспечивать окупаемость средств акционеров, вложенных в предприятие
Рентабельность проданной продукции Эффективность затрат, произведенных на производство и реализацию продукции Отношение прибыли от реализованной продукции к объему затрат на производство реализованной продукции Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за стоимостью реализованной продукции
Показатели деловой активности
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала Скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за анализируемый период или сколько рублей оборота (выручки) снимается с каждого рубля данного вида активов Отношение объема чистой выручки от реализации к средней за период величине стоимости материальных оборотных средств, денежных средств и краткосрочных ценных бумаг Нормативного значения нет, однако усилия руководства предприятия во всех случаях должны быть направлены на ускорение оборачиваемости.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала Скорость оборота вложенного собственного капитала или активность денежных средств, которыми рискуют акционеры Отношение чистой выручки от продаж к среднему за период объему собственного капитала Показатель свидетельствует о нерациональности структуры капитала.
Читайте также:  Как правильно сдать анализ мочи на флору

Существует ряд важнейших принципов анализа финансового состояния предприятия.

1. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

2. Анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.

3. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.

4. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект. Данными принципами следует руководствоваться при проведении анализа хозяйственной деятельности на любом уровне.

Дата добавления: 2016-02-02 ; просмотров: 1971 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Финансовый анализ представляет собой оценку финансово – хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Его цель – определить состояние финансового здоровья фирмы, выявить слабые места, потенциальные источники возникновения проблем при дальнейшей ее работе и обнаружить сильные стороны, на которые фирма может сделать ставку. При оценке финансового положения фирмы к помощи финансового анализа прибегают различные экономические субъекты, заинтересованные в получении наиболее полной информации о ее деятельности.

Внутренний финансовый анализ – анализ, который необходим для удовлетворения собственных потребностей предприятия, – направлен на определение ликвидности фирмы или на строгую оценку ее результатов в последнем отчетном периоде, в том случае, например, когда руководство фирмы и ее финансовый аналитик хотят знать, может ли предприятие позволить себе выделение средств на планируемую производственную экспансию (расширение производства) и как отразятся на нем дополнительные расходы.

Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия.

Целью финансового анализа, инициатива которого не принадлежит фирме, могут быть определение и оценка кредитоспособности и инвестиционных возможностей предприятия. Так, представителя банка может заинтересовать вопрос о ликвидности или платежеспособности фирмы. Потенциальный инвестор хочет знать, насколько рентабельна фирма и какова степень риска потери вклада при ее инвестировании. Существует методика, позволяющая при помощи финансово-отчетной документации и анализа различных финансовых показателей спрогнозировать возможность банкротства фирмы или же убедиться в ее стабильности.

Независимо от того, чем вызвана необходимость анализа, его приемы в сущности всегда одни и те же. Его главный инструмент – выведение и интерпретация различных финансовых коэффициентов. Правильное применение данных приемов позволяет ответить на многие вопросы относительно финансового здоровья фирмы.

Жизнь фирмы составляют постоянно меняющиеся ситуации и сложные проблемы. Для организации надежного финансового управления необходимо разбираться в реальном движении дел на предприятии, знать, чем оно занимается, владеть информацией о его рынках, клиентах, поставщиках, конкурентах, качестве продуктов его деятельности, дальнейших целях и т.д. Одним из средств координации работы предприятия и контроля за его фондами является финансовый анализ. Он позволяет ответить на многие вопросы относительно движения средств в фирме, качества управления ими и положения на рынке, которое приобретает фирма в результате своей деятельности.

Движение материальных фондов на предприятии обуславливает движение денежных средств. Финансовый аналитик должен понимать, что любая отрасль экономики имеет свои особенности и, как результат, отличные от других финансовые потребности и финансовую стратегию. В тяжелом машиностроении или строительстве производственные и торговый цикл значительно дольше, чем в сфере обслуживания (например, в консультационных агентствах, туристических фирмах или хлебопекарной промышленности). Разница в продолжительности финансового и производственного цикла отражается на изменении степени риска, которому подвержена каждая из отраслей, а также оказывает влияние на формирование структуры и способа финансирования конкретной коммерческой деятельности.

Для наглядности представим себе небольшое, только начинающее свою деятельность предприятие. Его владелец вкладывает денежные средства в фирму. Она приобретает средства производства (оборудование, материалы), нанимает рабочую силу, которая производит товары, и оплачивает ее труд. Произведенный товар продается покупателям, за его реализацию фирма получает деньги. Созданные таким образом финансовые средства снова возвращаются на предприятие.

Первым источником финансирования работы предприятия является собственное производство. В фирму поступает добавочный капитал – как результат собственной деятельности. Так происходит наращивание собственного капитала.

Если по истечении некоторого времени производство развивается таким образом, что деньги, созданные в результате собственного производства, уже не в состоянии удовлетворить все потребности фирмы и обеспечить ее экспансию, необходимо привлечь средства извне.

Классическим, а на сегодняшний день – и самым популярным способом привлечения внешних ресурсов является получение банковских кредитов. Это те случаи, когда предприниматель или руководство предприятия получает на заранее оговоренный срок заемный (ссудный) капитал, который должен поддержать дальнейшее развитие производства. В течение определенного времени фирма обязана вернуть заемный капитал и выплатить ссудный процент.

Получить финансовые средства таким образом можно на рынке капиталов. Существуют два способа:

  • эмиссия (выпуск) облигаций, режим которых в сущности такой же, как и у банковской ссуды. По истечении срока платежа фирма должна выкупить облигации – «долговые обязательства» – и вернуть полученные в заем деньги их владельцам; фирма выплачивает за привлеченный капитал процент – купон
  • выпуск акций или продажа пая (подписка на пай) – доли участия в предприятии, дающей право на часть имущества и «право голоса». Компания не обязана возвращать полученные таким образом деньги, тем не менее к выпуску акций и их размещению на рыке капиталов всегда предъявляются жесткие требования. Акции должны обладать свойствами, привлекательными для инвесторов, они должны приносить достаточно высокие дивиденды и их рискованность должна быть соизмерима с размерами дивидендов

Наряду с названными выше основными видами ценных бумаг (акции и облигации) существуют и другие, в разной мере сочетающие в себе свойства двух основных (например, конвертируемые облигации, дисконтные облигации, привилегированные акции). В соответствии со спектром собственных интересов и возможностей предприятие стремится выпускать ценные бумаги, наделенные свойствами, благодаря которым они способны наилучшим образом удовлетворить его потребности и предоставить дополнительные средства что может изменить структуру капитала предприятия. Для принятия решения о выпуске того или иного вида ценных бумаг значительную роль играют также преимущественные права отдельных групп инвесторов и их неприятие риска.

Банковские кредиты и операции на рынке капиталов являются вторым источником финансирования деятельности предприятия. Фирма получает дополнительный капитал, созданный в результате заключения договоров о предоставлении кредитов и подписки на ценные бумаги.

Стабильность работы предприятия связана с общей его финансовой структурой, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Так, многие предприятия в процессе своей деятельности помимо собственного капитала привлекают значительные средства, взятые в долг. Однако если структура «собственный капитал – заемные средства» имеет значительный перекос в сторону долгов, предприятие может обанкротиться, если сразу несколько кредиторов потребуют возврат своих денег в «неудобное время».

Для поддержания финансовой устойчивости на «здоровом» уровне и необходим постоянный финансовый анализ состояния предприятия.

Можно назвать четыре основные группы субъектов, заинтересованных в получении подробной информации о финансовой ситуации и ее деятельности: субъекты, предоставляющие краткосрочные кредиты, субъекты, предоставляющие долгосрочные кредиты, акционеры и руководство фирмы. Каждая группа имеет свою точку зрения и преследует отличные от других интересы при проведении финансового анализа, что обусловлено различным финансовым отношением к анализируемому предприятию. Чтобы понять перспективы каждой группы и определить отвечающее интересам конкретной группы направление анализа, рассмотрим более детально различия, специфику их подхода.

Особая роль в этом вопросе отведена руководству фирмы, которое должно понимать точки зрения трех других групп.

Кредиторов, выдающих краткосрочные кредиты (коммерческие банки, поставщики или коммерсанты), интересует, прежде всего, вопрос ликвидности, способности фирмы создавать деньги и вовремя выполнять свои обязательства. Для удовлетворения потребностей данной группы анализ должен дать детальный разбор качества и характера движения краткосрочных активов и краткосрочных обязательств, а также позволить изучить последовательные изменения в обороте средств (создание и реализация запасов, фактурирование и погашение задолженности).

Если анализ ликвидности вызывает сомнения в способности компании создать необходимые наличные средства, кредитор концентрирует внимание на платежеспособности фирмы. Платежеспособность – это относительное превышение стоимости активов над стоимостью обязательств (пассивов). В случае невыполнения фирмой принятых на себя обязательств (по погашению долгов) возникает вопрос, насколько высока степень надежности защиты кредиторов, гарантированной общей стоимостью активов. Кредитор подвергается определенному риску полной или частичной потери своих инвестиций.

Обычно для кредиторов, предоставляющих краткосрочные кредиты, прибыльность фирмы не является первостепенной по актуальности проблемой. Тем не менее каждый банк, любой коммерсант (поставщик) охотнее работает с рентабельной компанией, поскольку сотрудничество с преуспевающими партнерами – залог прочных, стабильных взаимоотношений в будущем, но ни банк, ни поставщик не принимает непосредственного участия в прибылях компании. Банк получает свои фиксированные проценты и платежи, а поставщик – выручку от торговой деятельности. Основное требование, предъявляемое представителями рассматриваемой группы, – наличие определенных гарантий получения своих денег обратно в относительно короткий срок. Неблагоприятная финансово-экономическая ситуация в фирме влияет на степень риска, которому подвергаются кредиторы. Поэтому в большинстве случаев целью проводимого ими анализа является ответ на вопрос: «Будут ли выполняться фирмой ее обязательства и в случае отсутствия прибыли?».

Кредиторов, предоставляющих долгосрочные кредиты (например, владельцев облигаций или пенсионных фондов и страховых компаний), также интересует вопрос ликвидности фирмы по краткосрочным обязательствам. Так, если они являются причиной невыполнения фирмой краткосрочных обязательств, это может привести к осложнениям в отношениях с другими группами инвесторов. В тех случаях, когда у потенциального кредитора есть основания ожидать возникновения в будущем у дебитора определенных проблем с ликвидностью, он, вероятно не захочет вкладывать деньги в облигации данного предприятия и предоставлять ему кредит. Кредиторы, предоставляющие долгосрочные кредиты, обычно основное внимание уделяют способности компании расплачиваться по долгосрочным обязательствам. Чтобы фирма могла выполнять свои обязательства и выплачивать проценты, она должна оставаться рентабельной на протяжении достаточно длительного времени. Поэтому кредиторы, предоставляющие долгосрочные кредиты, проводят анализ-прогноз будущей финансовой деятельности фирмы, оценивают стабильность денежных потоков и ожидаемых доходов компании вплоть до срока выполнения долгосрочных обязательств.

Для акционеров актуален вопрос ликвидности, платежеспособности и отношения будущих прибылей и cash flow (денежного потока, движения денежных средств) к долгосрочным обязательствам – (долгам). Дивиденды представляют собой платеж с прибыли, который осуществляется уже после погашения прочих видов задолженности (процентов, налогов), следовательно, акционеры находятся в положении последних бенефициаров, получающих часть прибыли фирмы. Стоимость акций напрямую зависит от ожидаемой будущей прибыли (доходов) от акций, точнее говоря, от будущего налично-денежного движения и риска, которому подвергается инвестированный капитал. Анализ, который проводится в интересах акционеров, основывается на перспективной оценке будущих доходов от собственного капитала. Акционеры рассматривают ликвидность краткосрочных обязательств и платежеспособность по долгосрочным задолженностям с точки зрения их влияния на риск, которому они подвергаются.

Руководство видит свою основную задачу в том, чтобы сделать стоимость акций максимально высокой. Поэтому его подход к анализу в сущности тот же, что и у акционеров. Однако одновременно акционеры возлагают на руководство ответственность за поддержание достаточной ликвидности, выполнение обязательств перед кредиторами и привлечение достаточного для деятельности фирмы капитала посредством получения кредитов и новых инвестиций (реализация акций). Следовательно, руководство должно подходить к финансовому анализу также с точно зрения кредиторов, предоставляющих долгосрочные и краткосрочные кредиты, т.е. должно понимать позицию «другой стороны».

Бухгалтерские отчеты являются важнейшей основой финансового анализа. Перед тем как приступить к их обработке и фундаментальному анализу содержащейся в отчетности информации, аналитик должен серьезно изучить методику расчета отдельных статей.

Если финансовый аналитик выводит расчетные показатели, не обладая глубоким знанием проблематики, просто «по инструкции», основываясь на приведенных в бухгалтерских отчетах цифрах и не пытаясь понять, что за этими цифрами скрывается, то такой поверхностный подход может привести к неправильной оценке, ошибочным заключениям и, возможно, к принятию неверных решений. Каждый аналитик должен иметь это в виду и сделать все для того, чтобы избежать ошибочных выводов, сделанных в результате переоценки или недооценки определенных данных.

Безусловно, бухгалтерские отчеты представляют собой основное сырье для анализа расчетных показателей, однако нельзя не отметить и некоторые слабые стороны в их содержании и в используемых при их подготовке бухгалтерских методиках.

Баланс не отражает точную стоимость предприятия на день оценки. Бухгалтерские стандарты часто используют в качестве основы при оценке активов и пассивов первоначальную стоимость – стоимость в ценах приобретения, которая, несмотря на регулярные амортизационные отчисления, не соответствует стоимости активов и пассивов на день оценки (амортизация и методы списания стоимости являются лишь неточным и искусственным приблизительным отражением действительного процесса старения актива).

Читайте также:  Как правильно сдать анализ мочи на белок

Для определения реальной стоимости некоторых статей баланса необходима перспективная оценка. Примером служат дебиторская задолженность, оцененная и очищенная с точки зрения возвратности (так называемые статьи нетто – после отчисления сомнительных или спорных сумм, которые уже не являются реальным активом компании), запасы, стоимость которых должна быть основана на их продажности, и необоротные активы, реальная стоимость которых должна базироваться на сроке годности, длительности эксплуатации.

Общепринятой практикой при оценке долгосрочных внеоборотных активов является постепенное снижение их стоимости (списание). С другой стороны, возрастание стоимости активов почти никогда не принимается во внимание. Этот аспект особенно важен для фирм, большую долю собственности которых составляют активы с возрастающей стоимостью, например пахотная земля, леса, рудники и т.п. Однако действительный срок службы актива редко связан с его амортизацией (к еще большему упрощению и разрыву между реальным сроком эксплуатации актива и начислением амортизации может привести применение метода ускоренной амортизации).

В бухгалтерские отчеты вообще не включены многие статьи, имеющие определенную «внутреннюю» финансовую стоимость. Причина кроется в объективной проблематичности их оценки. Речь идет прежде всего о людских ресурсах, опыте и квалификации сотрудников или поддержке компании солидным экономическим или политическим субъектом.

Стоимость ценных бумаг фирмы (акций, облигаций) базируется на ожидаемых в будущем налично-денежных потоках и доходах от владения бумагами или от их продажи. Отчет о прибылях и убытках же сосредоточен на определении бухгалтерской прибыли. Чистая прибыль – итоговая статья этого финансового документа – не равна чистой сумме наличности, созданной фирмой за данный отчетный период, и не отражает реальный налично-денежный доход.

Отчет о прибылях и убытках представляет попытку измерить чистую прибыль как результат деятельности компании в течение определенного периода. Этот документ составляется на кумулятивной базе, а не на налично-денежной. Речь идет об отражении взаимосвязи между доходами предприятия за определенный период и участвующими в их создании расходами. Однако эти расходы почти всегда относятся не к одному периоду. Статьи расходов и доходов не отражают фактический процесс притока и оттока наличности, а следовательно, и итоговая чистая прибыль не показывает реального размера наличных средств, полученных в результате деятельности фирмы в течение определенного периода.

В подготовленном для анализа балансе чешского предприятия статьи актива сгруппированы с точки зрения ликвидности, т.е. с точки зрения продолжительности периода, необходимого для их обращения в наличности, – от наиболее ликвидных к менее ликвидным.

Задолженности располагаются в соответствии со сроком оплаты: от тех, которые должны быть погашены раньше, к задолженностям с наиболее поздним сроком оплаты. По каждой статье необходимы наиболее точно отражающая реальность оценка и очистка о спорных сумм.

Оформленный таким образом отчет позволяет легко определить, какие статьи относятся к текущей, краткосрочной, повторяющейся в течение одного года, деятельности (краткосрочные активы), а какие – к более продолжительному периоду (долгосрочные или внеоборотные активы).

Статьям актива должен приблизительно соответствовать и характер финансовых ресурсов, указанных в статьях пассива и собственного капитала.

Краткосрочные активы должны финансироваться преимущественно краткосрочными средствами – краткосрочной кредиторской задолженностью перед поставщиками, сотрудниками, бюджетом и т.п.

Долгосрочные активы должны финансироваться долгосрочными средствами: либо собственными ресурсами предприятия в форме собственного (акционерного) капитала, либо привлеченными средствами в виде займов или ценных бумаг – облигаций и долговых обязательств.

В финансовом анализе для обозначения имеющихся в распоряжении фирмы долгосрочных финансовых средств применяется термин используемый капитал. Это относится как к собственным, так и к привлеченным средствам.

Часть используемого капитала, образованная номинальной стоимостью выпущенных обычных акций, эмиссионным доходом и накопленной нераспределенной прибылью компании, представляет капитал акционеров.

В подготовленном для анализа отчете о прибылях и убытках чешского предприятия сначала указаны расходы и доходы, относящиеся к производственной деятельности, затем статьи, связанные с финансовой и инвестиционной деятельностью, и, наконец, статьи по неосновной деятельности, если таковые имеются. Затем следует налогообложение валовой прибыли и определяется чистая прибыль.

В конце отчета указываются сведения о распределении чистой прибыли между акционерами (в виде дивидендов) и компанией (в виде нераспределенной прибыли).

Оформленный таким образом отчет о прибылях и убытках позволит инвесторам и аналитикам с первого взгляда выявить «вес» отдельных видов деятельности, которой занималась фирма в данном периоде (производственная, финансовая, неосновная), и облегчит оценку возможного изменения ориентации фирмы по сравнению с предшествующим периодом.

Статьи по неосновной деятельности не учитываются вместе с результатами текущего отчетного периода по другим видам деятельности, поскольку ее результат нельзя считать регулярным и полноценным источником финансирования.

1.4. Баланс и Отчёт о прибылях и убытках АО «Ковопласт», на основе которых проведены расчёты и комментарии к ним

АО «Ковопласт» – чешское производственное предприятие, бухгалтерская отчетность которого была опубликована в «Финансовой газете» N38 за 1998 год.

Баланс АО «Ковопласт» (в млн. чешск. крон)

1993 г. 1992 г.
АКТИВ
КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
1. Наличность и счета в банках 50 55
2. Рыночные ценные бумаги 25
3. Дебиторская задолженность покупателей, заказчиков (за вычетом комиссионных, за сомнительные долги) 350 315
4. Запасы – в ценах расходов или в текущих рыночных ценах, если они ниже 300 215
5. Краткосрочные – оборотные – активы, итого 700 610
ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
6. Здания и оборудование 1800 1470
7. Износ 500 400
8. Внеоборотные активы, итого 1300 1070
9. АКТИВЫ, ИТОГО 2000 1680
ПАССИВ И СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
10. Поставщики 60 30
11. Краткосрочные займы (векселя, чеки…) 100 60
12. Заработная плата (начисленная и невыплаченная) 10 10
13. Подлежащие оплате налоги (за текущий отчетный период) 130 120
14. Краткосрочные обязательства, итого 300 220
ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА – ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
15. Облигации первого класса с блокированным фондом погашения, гарантированные ипотечным кредитом 500 520
16. Ненадежные облигации 300 60
17. Долгосрочные обязательства, итого 800 580
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ
18. Привилегированные акции. Выпущено 20 млн. акций номинальной стоимостью 1 чешск. крона 20 20
19. Обычные акции. Выпущено 50 млн. акций номинальной стоимостью 1 чешск. крона 50 50
20. ЭМИССИОННЫЙ ДОХОД 80 80
21. НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ 750 730
22. Собственный капитал, итого 900 880
23. ПАССИВ И СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ, ИТОГО 2000 1680

Отчет о прибылях и убытках АО «Ковопласт» (в млн. чешск. крон)

1993 г. 1992 г.
24. Чистая выручка 3000 2850
25. Прямые расходы по реализации товаров: (статьи с 26 по 30)
26. Оплата труда, расходы на материалы 2544 2413
27. Амортизационные отчисления 100 90
28. Расходы по реализации (маркетинг и т.д.) 22 20
29. Административные и накладные расходы 40 35
30. Арендные платежи 28 28
31. Эксплуатационные расходы, итого 2734 2586
32. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ДО УПЛАТЫ НАЛОГОВ И ПРОЦЕНТОВ (EBIT) 266 264
33. Процент с краткосрочных займов 8 2
34. Процент, выплаченный владельцам облигаций 1-го класса 40 42
35. Процент с ненадежных облигаций 18 3
36. Выплаченные проценты 66 47
37. ДОХОД ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (EBТ) 200 217
38. Налог на прибыль (40%) 80 87
39. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (NI) 120 130
40. Дивиденды владельцев привилегированных акций 8 8
41. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ 112 122
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
42. ДИВИДЕНДЫ с обычных акций 92 82
43. НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ НА КОНЕЦ ГОДА (Экономический результат отчетного периода) 20 40

В бухгалтерских отчетах все статьи выражены в кронах, однако в действительности наличные средства представляет только статья «Наличность». В статье «Дебиторская задолженность» указаны денежные средства, которые должны «Ковопласту» его покупатели (заказчики); в статье «Запасы» учитываются денежные средства, вложенные компанией в сырье, незавершенное производство и нереализованный пока готовый товар. Статья «Внеоборотные активы» показывает финансовые средства, потраченные «Ковопластом» на приобретение зданий и оборудования. Все эти активы представляют материальные ресурсы, при помощи которых «Ковопласт» может «воспроизводить деньги». В действительности вновь созданные наличные средства могут быть меньше или превышать стоимость, которая декларируется в бухгалтерском учете как стоимость активов.

Статьи пассива делятся на две группы: обязательства – денежные средства, которые должна компания поставщикам, банкам, владельцам облигаций и т.д., и акционерный капитал – денежные средства (имущество), которыми владеет компания.

Если стоимость активов уменьшается, например в том случае, когда часть задолженностей по истечении срока списывается как ненадежный долг, обязательства компании остаются прежними, а собственный (акционерный) капитал необходимо изменить (уменьшить). Колебание стоимости активов всегда представляет риск для владельцев обычных акций.

Раздел «Собственный капитал» состоит из четырех счетов: «Привилегированные акции», «Обычные акции», «Оплаченный капитал» («Эмиссионный доход») и «Нераспределенная прибыль». На счете «Нераспределенная прибыль» на протяжении лет аккумулируются средства, которые не были выплачены акционерам в качестве дивидендов. Счета «Обычные акции» и «Эмиссионный доход» возникают при продаже акций (подписке), когда фирма получает капитал. Счет «Обычные акции» показывает номинальную стоимость подписанных обычных акций. Избыток, возникающий в результате превышения ценой продажи акций их номинальной стоимости, образует эмиссионный доход.

К части акционерного капитала, называемый «чистый капитал», иногда относят и привилегированные акции, если они могут обращаться в обычные акции компании. Однако эта статья не всегда включается в документы, поскольку привилегированные акции часто имеют характер гибридного инструмента, т.е. представляют собой нечто среднее между долгом и собственностью. Существуют также кумулятивные привилегированные акции: выплата дивидендов с таких акций может быть отсрочена. Однако в подобной ситуации и владельцы обычных акций не могут получить дивиденды, пока не будут выплачены все (в том числе и прошлые, аккумулированные) дивиденды владельцам привилегированных акций.

При оценке запасов – поставок готового продукта производства на склад – фирма «Ковопласт» использует метод ФИФО. Конечно, она может применить и метод ЛИФО. Во время инфляции, когда растут цены на сырье и продукцию, применение метода ЛИФО позволяет показать более высокую стоимость запасов, чем ФИФО. При ежегодном увеличении расходов, к примеру на 10% цена запасов, приобретенных в данный конкретный момент, выше цены запасов аналогичных товаров или сырья, приобретенных год назад. Если в экономике наблюдается инфляция, а «Ковопласт» при оценке запасов использует метод ФИФО, показатели его расходов будут относительно низкими по сравнению с результатами применения ЛИФО. Соответственно относительно высокими будут приведенные в балансе показатели запасов, а также полученной прибыли.

Для регулирования налогообложения фирмы часто используют метод ускоренной амортизации, а для отчетности перед акционерами – метод равномерной амортизации. «Ковопласт» в обоих случаях опирается на метод ускоренной амортизации. Если бы «Ковопласт» выбрал метод равномерной амортизации, сумма его амортизационных отчислений была бы меньше. В этом случае выше были бы и показатели чистой прибыли, а также прибыли (дохода) от акций. Если при этом прежними остаются дивиденды с акций, то и нераспределенная прибыль была бы выше.

В балансе компании «Ковопласт», в 15-й статье, появляются облигации первого класса с блокированным фондом погашения. гарантированные ипотекой. Фонд погашения (sinking fund) представляет собой созданные из доходов компании финансовые средства, зарезервированные для последовательной и регулярной оплаты – погашения – названных облигаций. Фонд погашения обычно создается компаниями с целью обеспечения своевременного погашения долгов. На практике это выглядит чаще всего следующим образом: фирма обычно раз в год «призывает» заранее установленное количество облигаций (В случае, если облигации в этот момент продаются на рынке по цене ниже их номинальной стоимости, фирма просто покупает облигации в количестве, соотносимом с принятыми ею при создании фонда погашения обязательствами. Для инвесторов данный «призыв» облигаций является благоприятным, так как на некоторое время повышается спрос на названные облигации (ceteris paritus). Если рыночная цена превышает номинальную стоимость, проводится розыгрыш тиража, и владельцы облигаций, номера серий которых выпали, обязаны продать компании эти облигации по номинальной стоимости, которая в этом случае ниже рыночной цены). Менее распространенной является ситуация, при которой фонд погашения «блокируется» в том смысле, что деньги регулярно помещаются и аккумулируются на специально для этого открытом счете (trustee account; «trustee» – доверенное лицо, т.е. не имеющий отношения к компании субъект, который занимается финансовыми и прочими делами компании. Выделенные для этих целей деньги (в данном случае для погашения облигаций) периодически перечисляются компаний – эмитентом облигаций – на «счет доверенного лица»). К сроку оплаты облигации фонд погашения должен иметь достаточное количество денежных средств для выплаты суммы долга – капитальной суммы. Фонд погашения является для владельцев дополнительной гарантией безопасности и уверенности в получении обратно своих инвестиций. На биржевых рынках такое снижение риска означает, что процент (купон), который принесут гарантированные фондом погашения облигации, в тех же самых условиях будет меньше. Это логично, так как менее рискованные ценные бумаги, на которые существует больший спрос, предлагают меньший доход.

ЕВIТ – чистая прибыль до уплаты налогов и процентов (реальная прибыль или убыток).

ЕВIТ (Earning Before Interest and Taxes = прибыль до уплаты налогов и процентов) – статья отчета о прибылях и убытках, показывающая эксплуатационную (операционную и производственную) прибыль. Используется при расчете показателей производственной способности, способности компании выплатить проценты и т.п.

ЕВIТ определяется следующим образом: из выручки (доходов) вычитаются производственные затраты и расходы по реализации товаров, при этом, однако, не учитываются расходы по финансовой деятельности, т.е. проценты и обязательства перед бюджетом (налоги).

ЕВТ – доход (прибыль) до налогообложения.

Earning Before Taxes (ЕВТ) = прибыль до налогообложения; в отличие от предыдущей статьи при выведении этого показатели учитываются (вычитаются) расходы по финансовой деятельности – проценты.

Net income (NI) = чистая прибыль; из чистой прибыли компания обязана выплатить дивиденды в первую очередь владельцам привилегированных акций (Однако так бывает не всегда. Некоторые виды привилегированных акций содержат особые дополнения и оговорки, например уже были упомянуты кумулятивные привилегированные акции. В определенных случаях при невыплате дивидендов с привилегированных акций их владельцы получают право голоса. Некоторые классы привилегированных акций имеют фонд погашения, опцион покупателя (эмитент их может «призвать», использовать) и т.д.), после чего остается чистая прибыль к распределению.

Компания распределяет чистую прибыль между владельцами обычных акций в форме дивидендов, а часть оставляет для собственного производства в качестве нераспределенной прибыли. Решение о форме и схеме распределения принимается финансовым или высшим руководством фирмы.

источник