Меню Рубрики

Анализ дворца как архитектурного сооружения

· Памятники градостроительного искусства: исторические города, их части, участки древней планировки; архитектурные комплексы, ансамбли.

· Памятники жилой архитектуры: усадьбы купеческие, дворянские, крестьянские, доходные дома и т.п.

· Памятники религиозного назначения (религиозное зодчество): храмы, часовни, монастыри.

  • Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, библиотеки, больницы, учебные здания, административные здания, вокзалы и др.
  • Оборонное зодчество: остроги, башни крепостные и др.
  • Памятники промышленной архитектуры: заводские комплексы, корпуса, кузницы и др. Садово-парковые сооружения, садово-ландшафтное искусство: сады и парки.
  1. Название (имя собственное).
  2. Зодчий.
  3. Время (дата) создания.
  4. Дать представление о плане здания.
  5. Определить строительный материал. Бетон, цемянка, стекло, металл, цемент, известь, древесина, кирпич (его разновидности (плинфа)), камень: мрамор, белый камень, гранит, известняк.
  6. Определить цветовую гамму. Можно дать и историческую справку о изначальном цвете здания и его наименовании.
  7. Охарактеризовать композицию внешнего объема.

Они традиционно делятся на фронтальные, глубинные, центрические и вертикальные.
Фронтальными называют композиции с развитием объема в одном направлении (например, на рис. 9,а многоэтажный секционный жилой дом).
Глубинные композиции представляют собой объемы, развитые в глубине (например, изображенный на рис. 9, б выставочный павильон).
Для центрической композиции характерно наличие большого помещения в центре (например, на рис. 9, в цирк, крытый рынок).
Вертикальная композиция характеризуется значительным преобладанием высоты над двумя остальными измерениями.

  1. По виду композиции внешние объемы зданий могут быть простыми, состоящими из одного объема, и сложными — из двух и более объемов разной формы. Различают также комплексные композиции, которые состоят из нескольких зданий, составляющих единый архитектурный комплекс.
  2. Необходимо установить количество объемов, образующих сложную композицию, и порядок их расположения.
  3. Определить форму внешних объемов. Форма внешних объемов здания может быть самой разнообразной, однако чаше всего она близка форме таких простых геометрических тел, как параллелепипед, куб, призма, пирамида, полусфера, полуцилиндр.
  4. Выявить «статичность» или «динамичность» архитектурной композиции данного памятника.
  5. Описать уличный (парадный) и дворовый фасады, дверные и оконные проемы, балконы, декоративное убранство экстерьера: колоннады, раскреповки карнизов, ступени, балюстрады и пр. определить ордерную систему.
  6. Охарактеризовать архитектуру внутреннего пространства здания (интерьера).
    Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др.

Внутренние помещения можно разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательные и коммуникационные.

Существуют разные схемы композиции интерьера:

  • зальная — все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, баптистерий);
  • центрическая — группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);
  • анфиладная — помещения расположены одно за другим (музеи, дворцы);
  • секционная — здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);
  • смешанная — зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют интерьер.

Композиционная схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.
Общественные и жилые интерьеры с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать различные настроения.

  1. Определить стиль архитектурного памятника.
  2. Сделать вывод о художественных достоинствах архитектурного памятника, его месте в историко­архитектурном наследии города, села, региона.

P.S. Если необходимо описать архитектурный ансамбль – совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик (См. пункт № 1), то нужно учесть следующие моменты.

Ансамбли бывают городские, загородные и парковые.

Пространственную композицию ансамблей[1] делят на несколько типов:

  • глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;
  • замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;
  • свободное пространство без строгих границ;
  • панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.
[1] Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля —постановка его композиционных узлов: зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры; монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле городской застройки могут быть центры площадей. Такова, например, триумфальная Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, представляющая собой монумент славы России, победившей Наполеона. Включение монументов в городские ансамбли имеет большое значение и для градостроительства.

источник

Анализ архитектурного произведения на примере здания Биржи в городе Санкт-Петербурге.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Материал содержит критерии и содержание анализа архитектурного сооружения

Анализ архитектурного произведения на примере Здания биржи в городе Санкт-Петербурге.

При анализе этой стороны выразительности определяется характер объемов, составляющих сооружение. Они могут быть вытянуты по вертикали или горизонтали. Представлять куб, цилиндр, параллелепипед или сочетание этих фигур. Но задача состоит не в том, чтобы определить геометрический объем, лежащий в основе образа, но оценить его миниатюрность или грациозность, утяжеленность или изящество, простоту или сложность. Нередко общий внешний вид архитектурного сооружения определяется окружающим архитектурным ансамблем, который диктует масштаб, характер ограждающих поверхностей и отбор декоративных деталей. В архитектурной композиции решающее слово принадлежит не самим этим формам и объемам, а их масштабам, пропорциям и ритмам.

Нередко общий внешний вид архитектурного сооружения определяется окружающим архитектурным ансамблем, который диктует масштаб, характер ограждающих поверхностей и отбор декоративных деталей.

В общем виде здания может обнажаться конструкция, подчеркиваться соотношение несущих и весомых элементов. Архитектура может сводиться к конструкции (конструктивистский, функциональный стили в архитектуре). С другой стороны, за счет усложнения объемов, обилия декоративных деталей может создаваться образ, отличающийся от конструкции, маскирующий ее (готика). Важно увидеть, оценить образ архитектурного сооружения, лаконичный, ясный или сложный, изощренный.

Конструкция зданий тесно связана с техническими возможностями эпохи.

Тип перекрытия здания (двухэтажный, плоский, шпилеобразный, купольный и т.д.) является наиболее выразительным элементом архитектуры. Он подчеркивает устремленность вверх или спокойную статику здания. Вертикали и горизонтали покрытия оказывают то же воздействие на зрителя, как и вертикали и горизонтали в живописи

Характер покрытия определяет очертания плана, толщину стен и опор

Характер ограждающих поверхностей также во многом определяет облик здания. Ограждающие здания стены могут быть монолитными и прорезанными арками, гладкими, рустованными или покрытыми узорами. В современной архитектуре стены состоят почти сплошь из стекла.

Ограждающие поверхности могут усложняться за счет галерей, колоннад, портиков.

Профилирование окон, входов, порталов

Размеры и форма окон, входов и порталов должны обратить на себя внимание. Их профилирование и масштаб связываются с общим видом здания, играют важную роль в образной стороне памятника, оживляя его.

Сложное профилирование оконных и дверных проемов – это оформление их в виде ряда уступов, создающих ощущение глубины.

Декоративные детали придают зданию особую нарядность, организовывают разнообразный ритм. При анализе следует узнавать и называть главные декоративные детали, а именно: колонны, полуколонны, пилястры, арки, скульптурные украшения; чувствовать и передавать в языке искусствоведческого анализа организованный ими ритм.

Важно обратить внимание на форму этих деталей, на характер рельефов, скульптур.

Декоративная отделка цветом

Плоскости и декоративные детали могут подчеркиваться цветом по принципу контраста или гармонии

Материал может отличаться большей (камень) или меньшей (кирпич) пластичностью. Дать анализ архитектурного сооружения, с точки зрения материала – значит оценить способность мастера преодолеть косность материалов или использовать его пластичность в создании выразительного образа.

Каждая эпоха выразилась в определенном архитектурном стиле. Памятник архитектуры всегда можно и нужно охарактеризовать с точки зрения стиля, вычленить те или иные его элементы. Основными стилями архитектуры являются: романский, готический, барокко, классицизм, ампир, эклектика, модерн, конструктивизм

Следует также различать основные классические ордера: дорический, ионический, коринфский, представлять устройство античного храма. Торец античного храма – излюбленный архитектурный мотив некоторых эпох.

ПЛАН АНАЛИЗА ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ

4. Назначение задания: а) культовое; б) светское: жилище, общественное сооружение.

5. Из чего построено. Если возможно, указать причину выбора именно этого материала.

6. Конструктивные особенности, по которым можно определить стиль (или использованные архитектурные детали, план, размеры и т.п.). 7. Вывод о типе задания, архитектурном стиле или принадлежности к какой-либо цивилизации. 8. Ваше отношение к памятнику. Обосновать свое мнение.

1.Здание Биржи в Санкт-Петербурге

2. Центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге .

4. Было построено для Санкт-Петербургской биржи , но впоследствии использовалось с различным назначением. Долгое время в здании располагалась экспозиция Центрального военно-морского музея (до переезда в Крюковские казармы ).

5. Первая российская Биржа, расположена в Петербурге, на стрелке самого большого острова в дельте Невы — Васильевского, к востоку от торгового комплекса Гостиного двора. Она строилась из дерева. Ее выстроили в 1730-х годах, после смещения торгового порта с Троицкой площади на Васильевский остров .

Постепенно рос товарооборот порта, но Биржа располагала меньшей площадью, чем требовалось. Зимой 1781 года, издан указ императора, построить здание из камня. С 1784 г. началось возведение здания Биржи Кваренги. Строили не быстро, вбили около 10 000 свай, возвели стены с локальным этажом. Но в 1788 году стройку остановили из-за войн сначала с турками, потом со шведами.

Новый проект Биржи поручили Ж. Ф. Тома де Томону. Когда проект утвердили, демонтировали старую постройку и взялись за возведение новой Биржи. Провели церемонию закладки летом 1805г. с участием архитекторов Тома де Томон и Захарова.

Габариты биржевой конструкции 69 х 44,5 метра. Она стоит на верхней ступени цоколя из гранита, а вокруг сорок четыре массивных колонны. Восточный и западный фасады с лестницами шириной сорок метров.

Залом Биржа служит помещение, его квадратура приблизительно 900 кв. м., высотой 25 метров. В качестве облицовки пола и стен помещения использованы плиты из мрамора. Зал украшают скульптуры, ассоциирующиеся с атрибутами торговли и коммерции.

6. Построено в стиле позднего классицизма Характерные черты классицизма в архитектуры: гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы; ритм; уравновешенность планировки, четкий и спокойные пропорции .

Классицизм — стиль и направление, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

7. Здание Биржи в Санкт-Петербурге построено в величественных, аристократических формах высшего классицизма и является центром архитектурной композиции Стрелки на Васильевском острове.

8. Это здание создает ощущение торжественности, как и его роль. Ведь раньше в нем располагалась биржа, которая имела очень большое значение для экономики города, его развития. Это здание сочетает в себе признаки, черты и каноны классицизма, которые обращаются далеко в античность. Я всегда восхищалась этим зданием. Колонны, которые обрамляют здание делают его воздушным, кажется что оно парит, в нем много воздуха благодаря цвету фасада.

1. Ивлев, С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры [Текст] /С.А. Ивлев. – М., 2001.

2. Методические материалы по предметам «музыка», «МХК», «Театр» в контексте образовательной области «Искусство» [Текст]: сб., в помощь учителю. – М.: Фирма МХК, 2001 .

источник

1. Как называется и где находится памятник.

2. К какому периоду относится его создание.

5. Описание архитектурных деталей, указание стиля памятника.

6. Какое впечатление он производит (ваше отношение к нему)?

Памятка № 40.

Анализ статистических данных.

1. Изучите представленные статистические данные.

2. Сделайте выводы о тенденциях явлений и процессов, отра­женных в статистическом материале (динамика, уровень, удель­ный вес, роль данного явления).

3. Определите процессы, отраженные в этих явлениях. Объяс­ните их важнейшие причины, закономерности, возможные послед­ствия, перспективы, значение.

Анализ идейных течений (общественной мысли).

1. Определите предпосылки возникновения общественных настроений, идей.

2. Охарактеризуйте идеологов, представителей идейного те­чения: чьи интересы они выражали, что подвергали критике; какой положительный идеал стремились утвердить; какие пред­лагали средства достижения цели.

3. Обобщите и оцените значение данного идейного течения в жизни общества, его истории.

Памятка № 42.

Изучение общественных движений

(политических, социальных, национальных).

1. Определите масштабы движения, проанализируйте соци­альный состав его участников.

2. Раскройте причины и цели общественного движения: против чего или кого оно было направлено.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

3. Определите цели и требования (экономические и полити­ческие) участников общественного движения, средства и мето­ды их достижения (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акции протеста или гражданского неповиновения и т.п.).

4. Степень организованности движения.

5. Его итоги и последствия: раскройте причины успеха или неудач данного движения.

6. Обобщите и оцените историческое значение движения.

Памятка № 43.

Характеристика и анализ произведения изобразительного искусства.

1. Ознакомьтесь с произведением искусства: определите ав­тора, время и место его создания (исторический период, век).

2. Проанализируйте его содержание:

• сюжет произведения, кто и что в нем изображено: пе­редний план, центр, задний план, интерьер помещения, пейзаж и т.п.;

• основная идея произведения;

• степень достоверности изображенного (если в этом есть необходимость).

Памятка № 44.

Анализ политических событий и явлений.

1. Каковы причины события или явления?

2. Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении.

3. Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?

4. Какими способами участники событий добивались поставленных целей?

5. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?

6. Как можно в целом оценить данное событие (явление)?

7. Способствует ли данное событие развитию свободы и демократии?

8. Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?

Памятка № 46.

Как рассказать о внешней политике.

1. Геополитическое положение страны и проблемы, связанные с ним.

2. Организация внешнеполитических ведомств.

3. Основные направления внешней политики государства:

— влияние политических группировок на внешнюю политику;

— участие страны в международных организациях.

4. Итоги внешнеполитического курса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8854 — | 7181 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

  • живопись искусство (17046)
  • путешествуем по миру (5552)
  • россия (1101)
  • замки (1236)
  • иллюстрация (1216)
  • животные (828)
  • жанровое (471)
  • современные художники (399)
  • соборы и храмы (391)
  • ювелирные изделия (384)
  • русские художники (344)
  • антиквариат (281)
  • западные художники (263)
  • история россии (238)
  • посуда (189)
  • статуэтки (183)
  • сюрреализм (133)
  • гифки (108)
  • религия (96)
  • русские художники пейзажисты (66)
  • интересное (34)
  • видео (12)
  • итальянские художники (7)
  • креотив (2)
  • московский кремль (1)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)

Творчество художника из Франции Леопольда Ковальского Творчество художника из Франции Леопольд.

Невероятно реалистичные скульптуры, которые смотрят прямо в душу! .

Живая природа в работах Г.Ксенева Художник Григорий Ксенев родился в 1975 году в Брянской области.

Как женская душа похожа на цветок. нежные образы художника Французский худ.

Художник Тина Спратт: каждому свое Тени, которые не скрывают, но подчёркивают. .

Зимний дворец -шедевр русского барокко.Часть 1.Архитектура

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38)

Зимний дворец— бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

Монументальный и нарядный Зимний дворец, возведенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 гг., — яркий памятник стиля барокко. Здание представляет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все его фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше.

Обилие лепных украшений — причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов — создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания особое великолепие. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме

Первый дворец — Свадебные палаты

Петр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на месте нынешнего Эрмитажного театра). В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

Второй Зимний дворец — дворец Петра I у Зимней канавки

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался.

Третий дворец — дворец Анны Иоанновны

Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство.

Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство. Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараи и конюшен[

Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки.

Четвёртый (временный) Зимний дворец
Был построен в 1755 году. Его построил Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки. Был разобран в 1762 год

Пятый зимний дворец
С 1754 по 1762 год идёт строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

Первоначально окраска дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и Шёнбрунна

В середине XIX веке в окраске дворца появились красные оттенки

Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.

1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле.

В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня (27 июня) 1754 года

По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному «Тронному» залу (который занимал всё пространство северо-западного крыла) начинался с востока — с «Иорданской» или, как она прежде называлась, «Посольской» лестницы и пролегал через анфиладу из пяти аван-залов (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал).

В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была перекинута галерея.

В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова (в 1764—1766 годах для Орлова будет возведён Южный павильон Малого Эрмитажа, соединённый с покоями Екатерины галереей на арке).

В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал», перед ним появилось помещение для ожидания — «Белый зал». Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем».

Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. В уборной императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского. В 1764 г. в Берлине через агентов Екатерина приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников. Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения); с 1767 по 1775 годы для них строится специальное здание восточнее дворца.

В 1780-1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.

В 1783 году по указу Екатерины был произведен слом дворцового театра.
В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом — «Аполлонов зал», — при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Тогда же Кваренги возводит и новый «Тронный (Георгиевский)» зал, открытый в 1795 году. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю Александру. Были также созданы «Мраморная галерея» (из трёх зал).

В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов — участников войны 1812 года. В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца О. Монферраном оформил «Фельдмаршальский», «Петровский» и «Гербовый» залы.

После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт.

7 апреля (по другой версии — 11 апреля) 1762 года на Пасху состоялся обряд освящения дворца, на следующий день в него въехал императорский двор.

К. Ж. Верне. Пожар в Зимнем дворце

29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны.Восстановительные работы потребовали громадных усилий, однако дворец был возрождён за два года. Работами руководил В. П. Стасов, который использовал новые конструкции перекрытий и кровли.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Женский ударный батальон на защите Зимнего Дворца от большевицкого мятежа.

5 февраля 1880 года народоволец С. Н. Халтурин произвёл взрыв в Зимнем дворце с целью убийства Александра II, при этом было убито одиннадцать солдат из караула и пятьдесят шесть ранено, но ни император, ни члены его семьи не пострадали.

9 января 1905 года во время шествия колонн рабочих к Зимнему дворцу была расстреляна мирная рабочая демонстрация, что послужило началом Революции 1905—1907 годов. В августе 1914 года после начала Второй Отечественной (Первой мировой) войны часть культурных ценностей из дворца, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву, однако Картинная галерея осталась на месте.

В середине октября 1915 года во дворце был размещён военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. Под госпитальные палаты были отведены залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский залы..Во время революции февраля 1917 года дворец был занят войсками, перешедшими на сторону восставших.

С июля 1917 года дворец стал резиденцией Временного правительства, которое объявило о национализации царских дворцов и образовало художественно-историческую комиссию по приёмке ценностей Зимнего дворца. В сентябре часть художественной коллекции была эвакуирована в Москву.

В ночь с 25 на 26 октября (7—8 ноября) 1917 года в дни Октябрьской революции Красная Гвардия, революционные солдаты и матросы окружили дворец, который охраняли гарнизон юнкеров и женский батальон, всего численностью в 2,7 тысяч человек. Дворец был обстрелян пушками Петропавловской крепости. К 2 часам 10 мин. ночи 26 октября (8 ноября) штурмом взяли дворец, арестовали Временное правительство. В кинематографе штурм Зимнего дворца изображался как битва. В действительности, он прошёл практически бескровно — защитники дворца почти не оказали сопротивления.

30 октября (12 ноября) 1917 года народный комиссар просвещения А. В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В течение нескольких месяцев в комнатах первого этажа дворца располагался Наркомпрос. В парадных залах начали устраивать кинематографические сеансы, концерты, лекции, собрания.[7] В 1919 году во дворце открылись первые после революции выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин, а также экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта».

Рабочие Кировского завода и молодые моряки на мосту. Защитники Ленинграда в дни блокады. Блокада Ленинграда Россия , Ленинградская область
22 июня 1941 года после начала Великой Отечественной войны в подвалах дворца оборудованы двенадцать бомбоубежищ, в которых до 1942 года постоянно проживали около двух тысяч человек. Во дворце была укрыта часть не эвакуированной музейной коллекции Эрмитажа, культурных ценностей из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда.

В годы войны строения дворца пострадали от обстрелов артиллерии Вермахта и бомбардировок Люфтваффе, в общей сложности в них попали семнадцать артиллерийских снарядов и две авиационные бомбы. Были повреждены Малый тронный (Петровский) зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесён ущерб Иорданской лестнице. 7 ноября 1944 года дворец был частично открыт для посещения. Восстановление залов и фасадов дворца продолжалось долгие годы после войны.[9]

Фасад, обращённый к Неве
Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда, которая была создана Растрелли после его работ по ремонту дворца в Стрельне, вероятно, под влиянием великолепного архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон). Различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия.

Часовой механизм башенных часов Зимнего

Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные). Длина по фасаду со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше.

Несмотря на перестройки и многие нововведения, основная планировочная схема дворца сохранила идеи Ф.-Б. Растрелли. Дворцовые корпуса формируются вокруг внутреннего Большого двора. В северо-западном и юго-западном крыльях на месте «Тронного зала» и «Оперного дома» были созданы световые дворы, вокруг которых сформировались анфилады жилых покоев.

С востока к Зимнему дворцу примыкает Малый Эрмитаж, выстроенный вдоль «Чёрного проезда». В этот проезд выходят корпуса Георгиевского зала, Большой церкви, юго-восточное и севверо-восточное крылья дворца; пространство дробится на систему дворов и западин: «Малый» и «Большой церковный» дворы (от находящейся здесь Большой церкви, заложенной ещё в 1763 году), «Церковная» и «Гаражная» (от расположенного тут гаража) западины, «Кухонный двор».

Трёхэтажное здание дворца имеет полуподвальный этаж и многочисленные антресольные этажи, некоторые парадные залы второго этажа — двухстветные. Кирпичная кладка стен на известковом растворе весьма массивна, междуэтажные перекрытия выполнены как в виде кирпичных сводов, так и по балкам. Массивный карниз дворца устроен на каменном основании, которое поддерживают проходящие сквозь кирпичную кладку наружных стен железные скрепы, сохранившиеся ещё со времён Растрелли.

Вся стропильная система и все перекрытия над залами в XVIII веке делались из дерева (потолки утепляли войлоком и парусиной, стропила смолили). Брандмауэров на чердаках до пожара не было. При восстановлении дворца главную роль уже стали играть железные конструкции. Столь массовое применение железа в строительстве было необычайным в мировой практике. Инженером М. Е. Кларком разработал для поддержания кровли Зимнего дворца треугольные стропильные фермы — «кровельные шпренгели», а для перекрытий залов дворца — «дутые эллиптический балки».

Перекрытие Георгиевского зала стало одним из первых примеров использования проката в отечественном строительствеВ 1887 году под руководством архитектора Горностаева производилось обновление некоторых деформированных и усиление старых конструкций. Большинство из них до сих пор исправно несут свою службу в Зимнем.

При устройстве перекрытий между ближайшими балками были сделаны микросводы из пустотелых гончарных горшков на известковом растворе. Снизу в залах крепили металлический потолок либо оштукатуривали.

В 1840-х годах в здании была устроена уникальная система отопления аммосовскими печами, которые расположились в подвалах, а нагретый чистый воздух поступал в помещения через жаровые каналы (позже на этой основе будет создана водо-воздушная система). Большое внимание в конце XIX-го века стали уделять и системе вентиляции. Нечистоты аккумулировались в построенном ещё Растрелли коллекторе, отводящим нечистоты в Неву. После реконструкции набережной этот коллектор был заделан и Зимний дворец какое-то время «ходил под себя». В 1886 году Зимний дворец был электрифицирован.

Стропила над Большим Тронным залом.

Двутавровая эллиптическая балка

Гончарные горшки в сводах дворца

Фасады и крыша дворца несколько раз меняли колористическую гамму.Первоначальный цвет имел очень лёгкую тёплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской.
Во второй половине 1850-х — 1860-х годов, при императоре Александре II, колорит фасадов дворца меняется. Охра становится более плотной. Ордерная система и пластический декор не окрашиваются дополнительным цветом, но приобретают очень лёгкое тональное выделение. По сути, фасады воспринимаются монохромными.

Расчистка исторической окраски

В 1880-е годы, при императоре Александре III, расколеровка фасадов производится в два тона: плотное охристое выражение с добавлением красного пигмента и более слабую терракотовую тональность. С воцарением Николая II в 1897 году, императором был одобрен проект окраски фасадов Зимнего дворца в колорите «новой ограды Собственного сада» — красного песчаника без какого-либо тонального выделения колонн и декора.

Зимний дворец.Окраска второй половины XVIII в.Б.Ф. Растрелли

Зимний дворец.Окраска рубежа XVIII — XIX вв.

В такой же цвет были окрашены все здания на Дворцовой площади — штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб, что, по мнению архитекторов того периода, способствовало единству восприятия ансамбля. В 2011 году при реставрации Эрмитажного гаража для окраски его

Зимний дворец.Окраска первой четверти XX в.

Терракотово-кирпичный цвет дворца сохранялся вплоть до конца 1920-х годов, после чего начинаются эксперименты и поиск новой расколеровки. В 1927 году предпринималась попытка окрасить его в серый цвет, в 1928—1930 гг. — в коричнево-серую гамму, а медновыколотную скульптуру на крыше — в чёрный цвет.

Зимний дворец.Окраска 1880-х — 1890-х гг.

В 1934 году впервые предпринята попытка окраски дворца масляной краской оранжевого цвета с выделением белой краской ордерной системы, однако масляная краска оказала негативное воздействие на камень, штукатурку и лепной декор. В 1940 году принимается решение об удалении масляной краски с фасада.

Зимний дворец.Окраска настоящее время

С началом Великой Отечественной войны в целях маскировки дворец окрашивают обратимой клеевой серой краской.
С 1960-х годов при окраске фасада вместо известковых красок начали применяться синтетические красители, которые негативно влияют на лепной декор, штукатурку и натуральный камень. В 1976 году по рекомендации Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории принято решение о расчистке поверхности скульптур от красочного покрытия для образования естественного слоя патины, которая на тот момент считалась естественной защитой от агрессивного воздействия окружающей среды. В настоящее время поверхность меди защищают специальным красочным составом, содержащим ингибитор коррозии меди.

За шестьдесят пять лет у общественности и властей города сложился определённый стереотип в восприятии колористической гаммы дворца, однако по мнению научных сотрудников Эрмитажа, существующее в настоящее время колористическое решение фасадов не соответствует художественному образу дворца, в связи с чем предлагается воссоздание цветового решения фасадов, максимально приближенной к объёмно-пространственной композиции дворца, созданной Бартоломео Растрелли.

Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892—1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен). «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.

источник

Дворцовая архитектура Венеции. Дворец Дожей Palazzo Ducale (начало строительства 9 в., окончание 13-14 вв. Одним из архитекторов был Филиппо Календарио). Дворец является памятником архитектуры итальянского Ренессанса, в нем сочетаются элементы романского стиля, готики и восточные мотивы

Самые первые здания, построенные людьми, предназначались для большой семьи, возглавляемой вождем. Такие родовые дома стали прообразом будущих дворцов. Примером могут служить Критские «дворцы», «дворцы» Одиссея и Приама, родовые жилища Триполья (в те времена дворцовая архитектура еще не имела имени собственного, название «дворец» в отношении древних построек стали применять гораздо позднее историки и археологи). Возникновение сложной иерархической социальной лестницы привело к обособлению правителей, которые отделились от рода (племени, семьи) и поселились во дворцах. Поскольку власть вождей и царей во времена античности имела сакральный характер, архитектура дворцов и святилищ (храмов) в те времена была практически одинаковой. Дворцовая архитектура древности отражала идею объединения дома бога и его представителя на земле. Иногда жилище властителя располагалось внутри святилища и занимало его часть (Рамессеум в Фивах; комплекс Мединет-Абу). Дворец мог находиться около храма (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине). Существовали и дворцовые сооружения, которые сами являлись храмом (дворец Зимрилима в Мари, дворцы в Тель-Амарне, в Тель-Халафе).

План города Дур-Шаррукин на севере современного Ирака. Дворец Саргона II (705- 722 г до н.э.) был связан с зиккуратом — многоступенчатым культовым сооружением. Площадь основания дворца занимает 100 тысяч кв.м. Комплекс включает 200 залов и комнат. Строение не имело окон, освещалось через двери или через отверстия в своде.

Архитектура дворцов Египта периода Нового царства ( приблизительно1552—1069 гг. до н. э.) включала перистильные дворы (прямоугольный двор, окруженный крытой колоннадой с 4-х сторон), гипостильные залы (залы, напоминающие пещеры из-за скученного расположения массивных колонн, примером могут служить храмы в Дейр-эль-Бахри, в Абу-Симбеле). Зоны дворца разделялись пилонами – сооружениями в форме усеченной пирамиды.

Храм в Дейр-эль-Бахри с гипостильным залом

Дворец периода Римской империи нес двойную функцию – он был не только местом, где жил монарх, но и служил в качестве здания городской администрации. Для римских дворцов была характерна публичность, широкая доступность для общественности. Известным исключением был «Золотой дом» в центре Рима, построенный императором Нероном. Дворцовая архитектура римского периода включала несколько функциональных зон: жилую зону с небольшими помещениями, хозяйственную — с кладовыми, кухней, складами и хранилищами, административную — с библиотеками, учебными классами, архивами и зону представительную с зальными помещениями с роскошной отделкой, а также место для собраний: площадь, цирк.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Остатки дворца Флавиев на Палатине.

В Византии дворцовые сооружения напоминали римские: например, в Константинополе в комплекс входил Большой дворец, площадь, форум, собор Святой Софии. Во многом повторяла эту схему архитектура дворцовых комплексов, которые нашли археологи на территории нынешних Абхазии, Армении, Болгарии. Постепенно дворцы стали символом централизации власти одного человека, который был способен руководить народом и выполнять административные функции. В разных цивилизациях того периода дворцовые сооружения представлялись как неотъемлемая часть монарха, его оболочка, «плоть». Восприятие дворцовой архитектуры как «плоти» монарха в древнем обществе объясняет то, что каждый новый царь строил собственный дворец. В публичной части дворцовых комплексов располагались мастерские, тут же жила прислуга, ремесленники, находились склады. Семья правителя проживала в покоях богато декорированного сектора, для приемов использовался тронный зал. Дворцы со временем часто достраивались и «обрастали» дополнительными помещениями. В странах Востока дворцовые сооружения в тот период выполняли ту же функцию, что и на Западе, но архитектура дворцов основывалась на законах символизма. Например, в Древней Индии жилища возводились по схеме мандала (сложносоставной символ, означающий существо Пуруша, из тела которого, согласно индуистской религии, была создана Вселенная). Во дворцах, построенных по этому принципу, были участки, в которых нельзя было устанавливать столбы и колонны.

Сакральный символ мандала

Пуруша в схеме устройства жилища

Пуруша в схеме устройства жилища

Архитектура дворцов Европы Средневековья создавалась на ином принципе. В культуре западноевропейских стран на роль правителя претендовал понтифик, он мог назначать и свергать монархов. Длительность королевской власти зависела от священнослужителей, государства тоже были недолговечными. Вплоть до 17-18 вв. все королевские ритуалы были связаны с церковью, а не с местом жилища короля. Символом власти были не королевские дворцы, а соборы, монастыри, аббатства. Например, в империи Карла Великого существовали монастыри, где король останавливался во время путешествий. В таких монастырях существовали специальные процедуры приема императорских особ, здесь создавались помещения, где осуществляли торжественный прием. Например, Сен-Галленский монастырь имел комплекс построек для императора: здание с большой трапезной, пекарней, пивоварней, спальнями и пристройкой конюшни. До наших дней сохранились ворота аббатства в Лорше с просторным надвратным залом для торжественных въездов короля.

Императорское аббатство в Лорше

Несколько веков дворцы Европы играли второстепенную роль по отношению к культовым и религиозным сооружениям. Однако, к концу Средневековья, с наступлением эпохи Возрождения статус королевской власти укрепляется. Дворцовая архитектура и убранство приобрели храмовые формы, храмовая роспись появилась в королевских покоях. Такой подход было связан с ветхозаветным преданием об иудейском царе Соломоне, построившем свой дворец похожим на священный храм. Во времена Ренессанса растет королевский двор, поскольку во дворце правителя селились его подданные, тут же воспитывались и их дети. Во дворцах проходили судебные заседания, собирались городские советы. Как писал немецкий социолог Н. Элиас (Norbert Elias. 1897 – 1990 гг.), при короле Франциске I (François Ier; 1494 —1547 гг. Король Франции с 1515 -1547 гг.), во Франции конца 15 — начала 16 вв. не было зданий, в которых могли бы разместиться все приближенные и слуги короля.

Поэтому в Европе развернулось строительство дворцовых сооружений для монархов: Фонтенбло Франциска I, Хэмптон-Корт Генриха VIII, Лувр Генриха IV, Версаль Людовиков XIV, XV, XVI, дворцы Карла XII в Стокгольме и Рудольфа II в Пражском Граде. Архитектура дворцов отражала абсолютизм монархии, а размеры позволяли вместить весь королевский двор.

Хэмптон Корт (Hampton Court) — загородная резиденция английских королей. Лондонское предместье Ричмонд-на-Темзе. Дворец был заложен в 1514 г. кардиналом Уолси. Затем он подарил сооружение королю Генриху VIII. С 1525 г. строительством руководил король, он и привнёс в архитектуру элементы средневекового зодчества

Одним из наиболее известных дворцовых комплексов стал Версальский дворец (Parc et château de Versailles), который начал стоиться при короле Людовике XIV в 1661 г. Дворцовая архитектура этого ансамбля, самого крупного в Европе, стала настоящим произведением искусства, образцом для подражания.

Версальский дворец (Parc et château de Versailles)

В 17 веке во Франции аристократические жилища получили названия, которые указывали на сословную принадлежность хозяев. Название «палас» (palais) относилось только к зданию, где живет король, принц или высшие духовные лица. «Гранд палас» (grand palais) –королевский дворец. Дома придворной аристократии называли «гранд отель» или «отель» (grand hotel, hotel), в зависимости от социального положения хозяев, в 18 веке «отелями» стали называть дома налоговых откупщиков. Архитектура дворцов, начиная с эпохи Возрождения и до середины 19 века, создавалась на основе ордеров, в соответствии с законами перспективы, пропорциональности и симметрии. Декор дворца предполагал определенную сюжетную композицию, которая демонстрировала отношение к истории, религии, искусству, этическим нормам и эстетике. Во дворцах Европы со временем упразднили хозяйственную зону, оставив только одну – презентационную. Архитектор Возрождения Виньола (Vignola. настоящая фамилия — Бароцци – Barozzi.1507-1573 гг.), писал о том, что необходимо таким образом строить дворцовый комплекс, чтобы не было видно бытовых помещений. Искусствоведы и историки говорят о том, что дворцы в те времена проектировали без учета существующего ландшафта. Перед началом строительства создавали пустое пространство: деревни сносили, леса вырубали, городские постройки разрушали. Архитектура дворцов, построенных, начиная с эпохи Ренессанса, стала настоящим произведением искусства: Букингемский дворец в Лондоне (Buckingham Palace 1703 -1853 гг.); Карлтон-Хауз в Лондонском Уэст-энде (Carlton House); новый Хофбург Габсбургов в Вене (Hofburg. середина 19-начало 20 вв), Королевский дворец в Праге (Starý Královský palác), Зимний дворец в Петербурге (нынешнее здание дворца построено 1754-1762 гг.), Старый дворец в Афинах (1834—1838 гг), дворец Абдин в Каире (Abdeen Palace. 1863-1874 гг.) и многие другие.

Новый Хофбург (Hofburg) – дворец королевской династии Габсбургов в Вене. В середине 19 века император Франц Иосиф начал строительство новой резиденции в стиле нео-ампир. Строительные работы продолжались до 1912 г.

Дворцовая архитектура периода абсолютной монархии легла в основу дворцов индустриального общества. В 19 веке дворцы уже встраивают в существующую городскую и сельскую застройку. Новые загородные дома монархов становятся менее амбициозными. Загородная дворцовая архитектура того периода разнообразна: некоторые здания обладают подчеркнуто «народным» характером, как, например, бревенчатый загородный дом короля Норвегии Хакона VII (Haakon VII) в окрестностях нынешнего Осло (Христиании), загородные виллы Александра III в Финляндии (1889 г. Лангинкоски).

Царская «изба» в Лангинкоски. Финская почтовая открытка.

Другие постройки выглядят уютными и «домашними»: Шарлоттенхоф в Потсдаме (Schloss Charlottenhof. Реконструкция 1826-1829 гг.), неоготический коттедж Николая I в Петергофе (1826-1829 гг. Создан на месте развалин усадьбы Меньшикова «Монкураж»), неоклассический дворец Итамаранди (1856 г. в Рио-де-Жанейро, Бразилия).

Дворец Итамаранди (1856 г. в Рио-де-Жанейро, Бразилия).

Романтична архитектура дворцов Александра III в Верхней Массандре, Людвига II Баварского Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein, «Новый лебединый камень». Около г. Фюссен), Линдерхоф (Schloss Linderhof. 1869 -1886 гг. около г. Обераммергау), Херенкимзее (Schloss Herrenchiemsee. 1878-1881 гг.), загородная резиденция Наполеона III — замок Пьерфон (Chateau de Pierrefonds. 1857- 1885гг.), замок великого герцога Фридриха Франца Мекленбургского (Zuarin.1845 -1857 гг.) в Шверине.

Дворец Нойшванштайн Людвига II Баварского (Neuschwanstein. 1869-1884 гг.)

Городская дворцовая архитектура 19 века оставалась образцом статусного строительства, демонстрируя высокое социальное положение хозяев. В конце 19 столетия с дворцами правителей начинают соперничать частные особняки представителей буржуазии. Возведение сооружений дворцового типа основывалось уже не на сословном праве, а на желании публичной демонстрации своего благосостояния. В США в конце 19 — начале 20 веков началось активное строительство дворцов для миллионеров. Промышленное производство позволило тиражировать художественные и архитектурные формы, что нередко приводило к переизбытку декора и показывало отсутствие вкуса владельцев дома. Появились так называемые «дешевые» или «ложные дворцы», созданные в эклектическом ренессансно-барочном стиле. Множество такого рода псевдо-дворцов появилось в Швейцарии, в которой в 19 веке начался настоящий курортный бум, и здания служили гостиницами для приема туристов. Дворцы также строились как представительные резиденции органов демократической государственной власти. Такого рода опыт появился еще в годы Французской революции – в этот период (1790–1797 гг.) было создано несколько проектов дворца Ассамблеи. Национальная Ассамблея сначала разместилась во дворце Тюильри. После пожара в Тюильри Ассамблея заняла Бурбонский дворец. В демократических европейских странах появились дворцы, где размещались парламенты, суды. Вид правительственных дворцов говорил о государственной власти и влиянии страны в мире. Для отражения идеологии и философии общества большое значение имел выбор стилистического прототипа дворцовой архитектуры. К примеру, Весминстерский дворец с его неоготическими формами стал символом английского парламентаризма. Неоготическая дворцовая архитектура государственных зданий напоминала о метрополиях (парламентский комплекс в Оттаве). Идея демократии подчеркивалась дворцами в неогреческом стиле: Дворец Правосудия в Лионе (1824г.), Дворец Юстиции в Генте (Gent 1836—1846 гг.), парламент в Вене (Hohes Haus. 1873-1883 гг.).

Парламент в Вене (Hohes Haus. 1873-1883 гг.)

Философию абсолютизма отражали дворцы в барочном стиле и стиле Ренессанс: дворцы Юстиции в Мюнхене (1891-1897 гг.), Вене (1881 г.), Риме (1840—1916 гг.), Федеральный суд в Лозанне (1881 – 1886 гг.), Рейхстаг в Берлине (начало строительства 1884г.), Федеральный дворец в Берне (1894-1902гг.), парламент в Стокгольме (реконструкция в 1866 г.).

Рейхстаг в Берлине (Reichstagsgebäude. Начало строительства 1884 г.)

В 20-м веке в дворцовом стиле строились также здания культурно-просветительные: театры, музеи, библиотеки, университеты: например, университет в Шарлоттсвилле, США, университет в Вене, здание Национальной оперы, Национальная галерея (1831г.-1837 г.), музей Прадо в Мадриде, Британский музей в Лондоне, национальные музеи в Будапеште, Праге, публичная библиотека в Бостоне, многие университеты в России.

Национальная галерея в Лондоне((The National Gallery. 1831-1837 гг.)

В качестве прототипа для таких сооружений часто служил Римский Пантеон, например, для читальных залов Британского музея, Национальных библиотек Парижа и Стокгольма. Дворцовая архитектура просматривается в зданиях, возведенных к Всемирным выставкам, например, Хрустальный дворец Всемирной Лондонской выставки (1851 г. в лондонском Гайд-парке); Дворец Индустрии с Галереей машин для Парижской выставки 1855 года, Дворец Машин (1889 г. Париж), выставочным дворцом был парижский Трокадеро на холме Шайо (1937 г). Дворцовая архитектура современного общества — резиденции органов власти и общественных институтов — символизирует принадлежность здания к сфере государственных и мировых интересов. Среди общественных зданий такого рода — дворец съездов в Московском Кремле, дворец Республики в Берлине, дворцы Республики в Бухаресте и Алжире, , Национальный дворец в Софии, дворец «Финляндия» (зал конгрессов») в Хельсинки, дворцы конгрессов в Лилле, Брюсселе, Брегенце. Эти дворцы ориентированы на публичность, присутствие большого количества людей, в них есть просторные холлы, фойе, магазины и киоски, студии и библиотеки, комплексы ресторанов и кафе. Здесь проводятся правительственные съезды, научные симпозиумы и конференции, концерты, художественные мероприятия, различные праздники.

Государственный Кремлевский дворец. 1961 г. Архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, П. П. Штеллер, Е. Н. Стамо и др.

Дворцы Конгрессов, Наций, Республик являются отражением демократии в государстве, в котором народ может контактировать со своими представителями в политических структурах. Дворец, как общественное здание, стал результатом и итогом развития дворцовой архитектуры. Одним из современных примеров дворца, выполняющего общественные функции, является фасад Дворца бракосочетания в Тюмени с декором из полиуретана, где сочетаются современные мотивы и традиции классического зодчества.

Фасад Дворца бракосочетания в Тюмени с декором из полиуретана

источник