Меню Рубрики

Анализ бывает так какая то истома

Стихотворение входит в цикл “Тайны ремесла”. Анна Ахматова пытается объяснить читателю, что такое ремесло поэта и что такое творчество. Широко известны стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,

Н. А. Некрасова на эту тему. Но Анну Ахматову инте­ресует не то, какова функция поэта (как у Пушкина в “Памятнике” или “Пророке”), а то, КАК из “ничего” появляются стихи.

Рождение стиха Ахматова представляет как после­довательные этапы, поэтому в тексте использованы синтаксические конструкции, которые начинаются со слов: но вот; тогда. Не случайно все глаголы в тексте стоят в настоящем времени – это позволяет читателю быть как бы непосредственным свидетелем творческого процесса.

Ахматова описывает в стихотворении три этапа поэтического творчества. Первый этап – это когда поэт еще не знает, что выйдет из-под его пера:

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг…

Творец должен погрузиться

Эта загадочность подчеркивается неопределенными местоимениями: какая-то, какой-то. Состояние это можно назвать как угодно – трансом, отрешени­ем, но именно в нем возможно соприкосновение с мировым ходом времени (в ушах не умолкает бой часов) и с потоком чувств, которыми живут люди нынешнего времени и давно умершие (неузнанные и пленные голоса).

Из общего потока “в этой бездне шепотов и звонов” выделяется один звук (встает один, все победивший звук), и начинается второй этап творчества. Эта строчка является композиционным рубежом, чертой, за которой к поэту приходит мысль, вокруг которой потом создается стихотворение. “Все победивший звук” не обязательно понимать буквально – это метафора какой-то мысли, чувства. Главное, что возникновение этого звука означает, что замысел будущего стихотворения выношен.

А потом проис­ходит его образное воплощение.

Образ может воплотиться только в словах. Поэт объясняет рождение стиха без участия авторской воли. Автор не мучается в поисках ярких образов, нужных слов и удачных рифм – его задача просто услышать звук. Но, конечно же, надо быть гением, чтобы услышать его.

Вероятнее всего, поэт творит по воле Бога. Именно Бог дает ему вдохновение и водит его рукой по бумаге. И лишь потом, на по­следнем этапе творческого пути, к поэту приходят слова и рифмы, чтобы он смог выразить свои мыс­ли, и тогда из-под его руки выходит законченное произведение:

Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, –

И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

В первой половине произведения подчеркнуты шум и суета окружающего мира: “бой часов”, “раскат стихающего грома”, “жалобы и стоны”, “бездна ше­потов и звонов “. А во второй половине стихотворения все затихает – становится “непоправимо тихо”, так тихо, что слышно, как “в лесу растет трава” и как “по земле идет с котомкой лихо”.

В стихотворении соединены черты символизма и романтизма. Все образы многозначны: нельзя точно определить, что значат для Ахматовой “неузнанные и пленные голоса”, “жалобы и стоны”, “какой-то тайный круг”. Воссоздается атмосфера чего-то чу­десного, таинственного и даже фантастического.

Все это позволяет автору выразить “невыразимое”, передать свои глубокие мысли и быть при этом по­нятой читателями.

Когда поэт рассуждает о процессе творчества, это называется авторефлексией. Стихотворение Ахма­товой “Творчество” – авторефлексивный текст.

Анализ стихотворения А. Ахматовой “Творчество”Это стихотворение называется “Творчество”, и взято оно из цикла А. Ахматовой “Тайны ремесла”. Конечно же, здесь Ахматова рассказывает о самом творчестве, а в самом первом стихотворении этого цикла о том, как к поэту приходит вдохновение. На мой взгляд, это стихотворение можно разделить на три части. В первой части говорится о самом начале создания нового поэтического […].

Анализ стихотворения “Творчество” Ахматовой А. АВ “Творчестве” (1936), первом стихотворении цикла “Тайны ремесла” (“Седьмая книга”), как бы вслед за пушкинской “Осенью” описывается творческий процесс поэта, в данном случае, естественно, собственный ахматовский. Его предваряет “какая-то истома”, задерживают на себе внимание разные звуки: бой часов, стихающий гром, наконец, чудятся человеческие голоса, “неузнанные и пленные”, – уже знакомые нам мотивы чьего-то голоса и […].

Анализ стихотворения Ахматовой “Творчество”В своих автобиографических воспоминаниях Анна Ахматова неоднократно упоминала о том, что с детства мечтала быть поэтом. Более того, она утверждала, что ее судьба была предопределена заранее, и кто-то свыше постоянно посылал будущей поэтессе знаки, недвусмысленно указывающие на ее принадлежность к миру литературы. Свое первые стихи Ахматова написала довольно рано, и в 22 года уже издала […].

Анализ стихотворения “Родная земля” Ахматова“Родная земля” (1961). В этом стихотворении по-особому звучит тема изгнанничества, столь актуальная для русской лите­ратуры послереволюционного времени. Поэтесса испытывает жалость ко всем тем, кто вынужден скитаться, покинуть родную землю. Несмотря на то что жизнь в России трудна, сохранена ве­ра в будущее. Вот главный мотив, заявленный в данном стихо­творении, относящемся к более позднему периоду творчества Ахматовой. […].

Анализ стихотворения “Уединение” Ахматова“Уединение” (1914). Тема предназначения поэтического творчества является основной в этом стихотворении Ахматовой. Лирическая героиня избирает своим уделом одиночество. Един­ственной исцеляющей силой является искусство, которое спо­собно вывести человека из круга обступивших его мелочных ин­тересов и страстей, подавленности и уныния на горизонты прекрасной и мудрой жизни: Так много камней брошено в меня, Что ни один из них […].

Анализ стихотворения Ахматова Сжала руки под темной вуальюСтихотворение является ярким примером творчества великой русской поэтессы. Здесь Анна Ахматова, как всегда, красочно передала внутреннее состояние главного героя всего лишь в нескольких строках, при этом наделив каждого из них неповторимым набором качеств. В стихотворении отражается вся сложность отношений между двумя гордыми и, возможно, импульсивными личностями, а также раскрывает истинные слабости человеческой натуры, которые он […].

Анализ стихотворения “Дверь полуоткрыта…” Ахматова“Дверь полуоткрыта…” (1911). В лирическом произведении эмоция передана через характерную деталь, внешний образ В стихотворении изображено состояние лирической героини по­сле ухода возлюбленного. И хотя “на столе забыты хлыстик и перчатка”, свидетельствующие фактически о приручении жен­щины, героиня не понимает: “Отчего ушел ты?”, – она пытает­ся успокоить себя заверениями, что “завтра будет утро”, что “эта жизнь прекрасна”, […].

Анализ стихотворения Я научилась мудро жить АхматоваЭто стихотворение является одним из прекрасных образцов любовной лирики Анны Ахматовой, пропитанное большим жизненным и философским смыслом. Это очень чувственное женское стихотворение, написанное Ахматовой под влиянием очередного расставания со своим мужем Николаем Гумилевым. Рассказ женщины, вылившийся в стихи. Она пережила любовную драму, закончившуюся расставанием с любимым. Вернуть свое душевное равновесие ей помогает природа и вера […].

Анализ стихотворения “Есть в близости людей заветная черта…” (Ахматова Анна)Есть в близости людей заветная черта, Ее не перейти влюбленности и страсти, – Пусть в жуткой тишине сливаются уста И сердце рвется от любви на части. И дружба здесь бессильна и года Высокого и огненного счастья, Когда душа свободна и чужда Медлительной истоме сладострастья. Стремящиеся к ней безумны, а ее Достигшие – поражены тоскою… Теперь […].

Анализ стихотворения “Песенка” Ахматова“Песенка” (1911). Начало стихотворения (первые две стро­фы) перекликается с народно-песенной традицией. В первых двух строках первой строфы говорится о пении во время работы, которое обещает радость. Но последующие строки снимают эту радостную интонацию: изображена картина женского труда (крестьянка на коленях в огороде). В стихотворении последова­тельно развивается тема “доли-муки”. Лирическая героиня ис­пытывает чувство страха, которое нагнетается […].

Анализ стихотворения “Приморский сонет” Ахматова“Приморский сонет” (1958). Сонет относится к философской лирике Ахматовой. Все обостряющееся ощущение скоротечно­сти жизни вызывает у лирической героини не только печаль, но и чувство изумления перед нестареющей красотой жизни: Здесь все меня переживет, Все, даже ветхие скворешни И этот воздух, воздух вешний, Морской свершивший перелет. И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней, И над цветущею […].

Анализ стихотворения Заболеть бы как следует АхматоваОсновным мотивом стихотворения “Заболеть бы как следует” является память и возвращение в прошлое. Произведение пропитано желанием заболеть, и не просто заболеть, а заболеть “как следует”. По мнению поэтессы, только такое состояние позволит ей снова испытать радость встреч с бывшими возлюбленными, с которыми, кроме как в состоянии “жгучего бреда”, встретиться не суждено. Стихотворение посвящено близким людям, […].

Анализ стихотворения Молитва (Ахматова Анна)Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. 1915 г. 1. Тема – обращение к трагической судьбе России. 2. Идея – лирический герой чувствует ответственность за […].

Анализ стихотворения “Настоящую нежность не спутаешь…” Ахматова“Настоящую нежность не спутаешь…” (1913). Н. Недоброво, анализируя данное стихотворение из сборника “Четки”, пи­сал, что ахматовская “речь проста и разговорна до того, пожа­луй, что это и не поэзия…”: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и ока тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой […].

Анализ стихотворения “Заплаканная осень, как вдова…” Ахматова“Заплаканная осень, как вдова…” (1921). Стихотворение по­священо первому мужу Ахматовой Н. С. Гумилеву и написано после его смерти. По форме лирическое произведение напомина­ет вдовий плач, в котором выражена скорбь о безвременно и без­возвратно загубленном человеке: Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит.. Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет. И будет так, […].

Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю (Ахматова Анна)Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от […].

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество1. Лирическая героиня стихов. 2. Ранний период жизни и творчества Ахматовой. 3. Особенности любовной лирики поэта, эволюция ее звучания. 4. Творческий “почерк” Ахматовой. 5. Тема личной трагедии как отражение трагедии всей страны в позднем творчестве. 6. Стихи Ахматовой – зеркало ее души. Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, – […].

Анализ стихотворения Три осени (Ахматова Анна)Осень.. Это время, когда происходят самые незабываемые моменты жизни. Она такая разная: то серая и унылая, с постоянно накрапывающим дождиком, из-за которого мерзнут ноги и хочется скорей попасть в теплую постель, выпить горячего чая и никогда не возвращаться в эту сырость, но все вдруг изменяется: желтые, красные, рыжие листья, летящие в медленном танце и ложащиеся […].

Анализ стихотворения А. Ахматова “Земной отрадой сердца не томи…” (*Общие критические статьи)Можно сказать, что в этом стихотворении содержится формула сохранения морального облика человека, сохранения духовной чистоты. Автор берет за основу христианские принципы любви к ближнему, сострадания. Ахматова пришла к этому, основываясь на своем жизненном опыте, а ей пришлось пройти через многое к моменту написания этого стихотворения. Лирическая героиня призывает отречься от земного и всей душой отдаться […].

Анализ стихотворения Сжала руки под темной вуалью (Ахматова Анна)В стихотворении рассказывается, что из-за нелепой ссоры и гордости двух влюбленных, отношения между ними приходят к печальному финалу. И даже попытка героини перешагнуть свое самолюбие ради любви к человеку, которого она боится потерять, не помогает вернуть все, что было прежде. Двое молодых людей не могут быть вместе, этому мешает сложный характер, обиды друг на друга. […].

Анализ стихотворения Сероглазый король (Ахматова Анна)В стихотворении “Сероглазый король” лирическая героиня рассказывает о гибели человека, которого она тайно любила. Идея произведения заключается в том, что близкие люди, уходя из жизни, оставляют и “безысходную боль”, и свой след в памяти. При этом окружающие и даже родные могут не догадываться о горе человека, потерявшего любовь. В данном стихотворении мы видим множество образов: […].

Анализ стихотворения Мандельштама “Звук осторожный и глухойПервый поэтический сборник под названием “Камень” Мандельштам выпустил в 1913 году. Впоследствии он переиздавался с изменениями в 1916 и 1923 гг. Ключевая особенность книги – соединение в ней стихотворений, принадлежащих к двум совершенно разным художественным направлениям: символизму и акмеизму. По мнению литературоведа Лилии Гинзбург, в дебютном сборнике Осипа Эмильевича “суровость Тютчева”, проявляющаяся в серьезности тем, […].

Анализ стихотворения “Стихотворения чудный театр” Ахмадулина Б. А“Стихотворения чудный театр” В поэзии Б. Ахмадулиной важное место занимает тема творчества. Произведение “Стихотворения чудный театр” написано дактилем. Это сообщает ему плавность и мелодичность. Поэт в нем представлен как сторонний наблюдатель. Вдохновение, творческий замысел, талант существуют где-то вне его. Стихотворение создает “чудных божеств несравненный талант”, неведомый дирижер, который берет грозную палочку “где-то меж звездами”. Божественное […].

Краткое содержание, анализ “Мне голос был…” Ахматова“Мне голос был…” (1917, сборник “Подорожник”) Во всем сборнике – переживания Ахматовой о Первой мировой и гражданской войнах в России, о грядущей рево­люции. Это период, когда Ахматова увлекается поэтами-классиками, особенно Пушкиным, отсюда – соответству­ющие стихотворные размеры и возвышенные строки. Они пронизаны чувством бескорыстной, безграничной любви к родине. Не приемля революцию, Ахматова могла бы уе­хать вслед […].

Анализ стихотворения Ахмадулиной Б. А. “Стихотворения чудный театр”В поэзии Б. Ахмадулиной важное место занимает тема творчества. Произведение “Стихотворения чудный театр” на­писано дактилем. Это сообщает ему плавность и мелодичность. Поэт в нем представлен как сторонний наблюдатель. Вдохновение, творческий замысел, талант существуют где-то вне его. Стихотворение создает “чудных божеств несравнен­ный талант”, неведомый дирижер, который берет грозную па­лочку “где-то меж звездами”. Божественное происхождение таланта – […].

Анализ стихотворения Фета “Уснуло озеро; безмолвен лесАфанасий Фет по праву считается мастером пейзажной лирики, и большинство его стихотворений раннего периода творчества посвящено красоте родной природы. К ним, в частности, относится произведение под названием “Уснуло озеро; безмолвен лес…” , созданное в 1847 году и ставшее своеобразным гимном тихой летней ночи. При жизни Афанасия Фета часто критиковали за беспредметность стихов, однако последующие поколения […].

Анализ Поэмы без героя (Ахматова Анна)Литература Серебряного века была проникнута болезненным ощущением приближающейся катастрофы. Этому способствовала и сама рубежность времени, отмеченного сдвигами в социальной и нравственной почве. А. Ахматова вспоминала впоследствии, что она не переставала слышать в те годы некий “подземный гул”. Ахматовская лирика передавала – опосредованно, через сюжеты личных драм, но вполне адекватно – этот грозный “шум времени” (О. […].

Анализ Стихотворения “Поэт” ЛермонтоваСтихотворение “Поэт” (“Когда Рафаэль вдохновенный…”). Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Поэт” (“Когда Рафаэль вдохновенный…”) было написано М.Ю. Лермонтовым в 1828 году, во время обуче­ния поэта в пансионе при Московском университете. В этом сти­хотворении поэт сопоставлен с Рафаэлем, упавшим перед своим творением. К образу этого художника часто обращались немец­кие и русские романтики. Непосредственным же источником стихотворения стала, […].

Анализ стихотворения “Жизнь наша в старости – изношенный халат…” ВяземскийСтихотворение, написанное в 1875-1877 годах, относится к позднему периоду творчества П. А. Вяземского и по своей при­роде философично. Вяземский построил свое стихотворение, со­поставляя жизнь лирического героя с изношенным халатом. Данное сопоставление усиливается использованием сравнитель­ных оборотов: “мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат”, “как мы состарились, состарился и он”, “и, как боец свой […].

Краткое содержание, анализ “Мне ни к чему одические рати…” Ахматова“Мне ни к чему одические рати…” (1940, цикл “Тайны ремесла”) Первая строфа сразу заявляет: это субъективные раз­мышления лирической героини. Стихи, полагает Ахмато­ва, должны быть живыми, неожиданными, преподносить свежие мысли (“в стихах все быть должно некстати”). По­этические строки рождаются несмотря ни на что (“Когда б вы знали, из какого сора \\ Растут стихи, не ведая сты­да…”), […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Жалобы турка”Юный Лермонтов не только всесторонне развит, но и активно интересуется политикой. Однако открыто высказывать свои взгляды не решается по той причине, что еще сведи воспоминания о расправе над декабристами. Тем не менее, в 1829 году 15-летний поэт пишет стихотворение “Жалобы турка”, которое будет напечатано лишь спустя полвека в Германии, да и то после тщательной правки […].

Читайте также:  Как сделать выводы из анализа

Анализ стихотворения Поля Верлена “Осенняя песня”Это стихотворение отражает состояние осенней природы и одновременно внутреннее состояние лирического героя. Как изменяются времена года, так меняется и человек, его чувства и настроения. Осень – время переоценки того, что прошло, и подготовки к чему-то новому, неизвестному. Также присутствует образ часов, которые отсчитывают мгновения жизни. Лирический герой погружается в детские воспоминания, но через минуту он […].

Анализ стихотворения Пушкина “Анне Вульф”Стихотворение, публикующееся под заглавием “Анне Н. Вульф”, впервые было напечатано уже после смерти Пушкина. При этом автографа не сохранилось. Посвящено произведение Анне Николаевне Вульф. Поэт познакомился с ней в 1817 году, когда вместе с родителями приехал в Михайловское после завершения учебы в Царскосельском лицее. Девушке тогда было семнадцать лет. Она жила в соседнем имении – […].

Краткое содержание, анализ “Песня последней встречи” Ахматова“Песня последней встречи” (1911, сборник “Вечер”) Произведение ранней лирики Ахматовой, “Песня…” отражает драматизм уже в своем названии. Используя прием антитезы (противопоставления), Ахматова усилива­ет описываемые чувства лирической героини: “Так беспо­мощно грудь холодела, \\ Но шаги мои были легки”. Здесь же излюбленные поэтессой “говорящие детали”: перчатка с левой руки, надетая на правую руку, передает ощущение психологического дискомфорта; […].

Анализ стихотворения Пушкина “Если жизнь тебя обманет…”Евпраксия Николаевна Вревская (девичья фамилия – Вульф) свела знакомство с Пушкиным в юном возрасте. Дело в том, что Михайловское – имение Александра Сергеевича – соседствовало с Тригорским – владениями матери девушки. Одно время поэт был влюблен в Евпраксию Николаевну, но в итоге их отношения свелись к крепкой дружбе. Вревская украсила своим присутствием последние дни Пушкина, […].

Анализ стихотворения “Станок” Цветаева“Станок” (1931). В этом стихотворении Цветаева размыш­ляет о соотношении тайны и поэтического творчества. Непрере­каемым, божественным авторитетом является А. С. Пушкин. Ли­рическое произведение – молитвенное признание в любви, преклонение перед гением. Лирическая героиня считает себя достойной ученицей Пушкина, поэтому ведет с гением разговор на равных: Прадеду – товарка: В той же мастерской! Каждая помарка – Как […].

Анализ стихотворения “Демон” А. С. Пушкина“Демон” – стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, в котором поэт описывает свою жизнь, полную скептицизма и разочарований, написанный в один из самых тяжелых периодов его жизни – в 1823 году. Главным героем стихотворения является сам поэт, в беззаботную и счастливую жизнь которого вторгся “какой-то злобный гений”. Причиной написания стиха, стало множество разочарований в жизни и скептицизм, […].

Краткое содержание, анализ “Реквием” Ахматова“Реквием” (Поэма) Поэма из отдельных главок-осколков, написанная в 1935-1940 гг., была выстрадана поэтессой: жуткие для разведенной жены “контрреволюционера” Николая Гуми­лева и матери арестованного “заговорщика” Льва Гумилева тридцатые годы, постоянное ожидание ареста, чудовищные репрессии близких, семнадцать месяцев в тюремных очере­дях с передачами… Это не только судьба самой Ахматовой, но и большей части населения ее родины, ее […].

“Поэт” анализ стихотворения Александра Сергеевича ПушкинаАлександр Сергеевич Пушкин дал огромный импульс развитию русской поэзии. Его самобытность, новаторство, искрометный талант помогли очистить искусство стихосложения от устаревших форм, избавиться от тяжеловесного слога. Поэт находился в постоянном поиске, создавал свой неповторимый стиль. Он много размышлял о значении литературы в формировании общественного сознания и о собственном предназначении. Поэтому Пушкин неоднократно возвращался к теме взаимоотношений […].

Анализ стихотворения “До свидания мальчики…” ОкуджаваНе мог поэт остаться в стороне и от события, которое объединяло разные народы, – войны. Этому периоду истории посвящено его стихотворение “До свидания, мальчики…” (1950-е гг.). Отправляя на войну юношей и девушек, поэт словно призывает и заклинает их вернуться назад, говоря им не “прощай”, а “до свидания. “Ах, война, что ж ты сделала, подлая, Стали […].

источник

Это стихотворение называется «Творчество», и взято оно из цикла А.Ахматовой «Тайны ремесла». Конечно же, здесь Ахматова рассказывает о самом творчестве, а в самом первом стихотворении этого цикла о том, как к поэту приходит вдохновение. На мой взгляд, это стихотворение можно разделить на три части. В первой части говорится о самом начале создания нового поэтического произведения. Поэт ещё не знает, что выйдет из-под его пера:

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг…

Далее можно заметить, что у поэта возникает основная мысль, вокруг которой он будет строить всё своё стихотворение:

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встает один, все победивший звук.

А в конце стихотворения мы видим, как поэт находит слова и рифму, чтобы выразить свои мысли. Вдохновение пришло к писателю, и из-под его руки уже выходит законченное произведение:

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки,—

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

Можно заметить, что лексика на протяжении всего стихотворения меняется. В первой половине произведения Цветаева словами старается всячески подчеркнуть шум, суету окружающего мира: «бой часов», «раскат стихающего грома», «и жалобы и стоны», «бездна шёпотов и звонов». Однако во второй половине стихотворения всё стихает, поэтому и лексика разительно меняется. Теперь становится «непоправимо тихо», тихо до такой степени, что даже слышно, как «в лесу растёт трава», как «по земле идёт с котомкой лихо». Всё это далеко не случайно. Таким способом поэтесса как бы делит своё стихотворение на две части, в которых противопоставляет друг другу два абсолютно разных «образных мира». Первый мир – это мир обычный, реальный, который окружает поэтессу, а второй – это внутренний мир Ахматовой, её духовное состояние в момент творчества. В этом случае, на мой взгляд, роль композиционного рубежа выполняет строчка: «Встаёт один всё победивший звук», – то есть к поэту приходит основная мысль, вокруг которой он будет строить своё стихотворение.

Однако это произведение А.Ахматовой можно рассмотреть и с другой позиции. Мне кажется, что здесь также прослеживается связь с такими пушкинскими стихотворениями, как «Пророк», «Эхо», «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы…» и «Осень». В таком случае стихотворение Ахматовой делится на две другие части, на два других «образных мира». Первая часть заканчивается строчкой «Как по земле идёт с котомкой лихо…». Здесь поэтесса рисует окружающий её мир звуков: это «бой часов», «раскат стихающего грома», различные голоса, «жалобы и стоны», «шёпоты и звоны», поэт даже слышит, «как в лесу растёт трава» (это явный намёк на строки Пушкина из его стихотворения «Пророк»: «И внял я неба содроганье,/ И горний ангелов полёт,/ И гад морских подводный ход,/ И дальней лозы прозябанье»). Вторая же часть рисует мир творчества, стихию слова. Здесь и лексика меняется, остаются только слова, имеющие непосредственное отношение к творческой работе поэта: это сами слова, «лёгкие рифмы» и строчки, которые «ложатся в белоснежную тетрадь».

В таком ракурсе и строчка «…Но в этой бездне шёпотов и звонов / Встаёт один всё победивший звук» принимает более глубокое значение. Здесь слышен намёк на строку Пушкина (также из стихотворения «Пророк») «И бога глас ко мне воззвал», то есть можно сказать, что и Ахматова, и Пушкин выражали одну и ту же мысль: поэт творит по воле Бога. Именно Бог даёт поэту вдохновение и водит его рукой по бумаге. В этом, на мой взгляд, и заключается художественная идея стихотворения А.Ахматовой.

Само стихотворение близко, на мой взгляд, символизму и романтизму. Символизму – так как все образы в стихотворении многозначны; нельзя точно сказать, что значили для Ахматовой «неузнанные и пленные голоса», «жалобы и стоны», «какой-то тайный круг». А к романтизму это стихотворение можно отнести потому, что в нём воссоздаётся атмосфера чего-то чудесного, таинственного и фантастического. Ахматова специально выбирает эти литературные направления, потому что именно они позволяют ей наиболее глубоко выразить свои мысли и быть при этом понятой читателями.

У В.Брюсова есть одноимённое стихотворение. В нём, как и в ахматовском, описывается состояние поэта в момент поэтического вдохновения, в момент творчества. Однако нужно заметить, что у стихотворений есть довольно существенные различия. Хоть они и относятся к одной литературной эпохе, ахматовские стихи более понятны, на мой взгляд, для читателя. Она пишет всё достаточно ясно, не вдаваясь сильно в настоящий символизм. Брюсов же наоборот запечатлевает всё в символах (не зря его называли «отцом русского символизма»), не выражая свои мысли прямо, а лишь намекая на них и рассчитывая, что читатель сможет домыслить всё сам.

И, конечно же, существуют стихотворения, родственные произведению А.Ахматовой «Творчество» по сюжету и тематике. На мой взгляд, к ним относятся стихотворения А.С.Пушкина – «Пророк», «Эхо», «Осень», «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы…», Н.Гумилёва – «Творчество», А.Блока – цикл «Ямбы», С.Есенина – «Мы теперь уходим понемногу…» и В.Маяковского – «Во весь голос».

источник

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

5 ноября 1936, Фонтанный Дом

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Анна Андреевна Ахматова является одной из самых ярких личностей Серебряного века. Ахматова — поэт, о котором говорят как о преемнике Александра Сергеевича Пушкина. Он, как известно, считал,что путь поэта должен быть наполнен терзаниями и сомнениями о назначении поэта. Поэзия должна нести людям идеалы любви, дружбы, доброты, милосердия, чести и достоинства. А роль поэта заключается в том, чтобы открывать в человеке то светлое, что в нем есть.

Жизнь Анны Андреевны отображается в ее творчестве. Поэтесса понимает, что через свои стихи она способна влиять на людей, их чувства и эмоции.

Стихотворение «Творчество» написано в 1936 году. В этом произведении тонко прописан таинственный процесс создания стихов. Стихотворение входит в цикл «Тайны ремесла». В этой серии стихов поэтесса повествует о творчестве. Она считает, что процесс написания является волшебным обрядом познания своего воображения. «Мне чудятся и жалобы, и стоны, сужается какой-то тайный круг», — пишет Ахматова. В моменты творчества поэт словно находится в неком беспорядке, который в итоге становится готовым произведением. Складывается впечатление,что вихрь событий и впечатлений буквально захватывает автора, чтобы перенести его в состояние вдохновения. Поэтесса проводит грань между настоящим миром и миром поэта, в котором он порождает свои стихи.

Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.

Ахматова сравнивает будущее стихотворение с мощным звуком, на фоне которого остальные шумы не слышны. В такие моменты она слышит, «…как в лесу растет трава, как по земле идет с котомкой лихо». Анна Андреевна не преувеличивает собственные таланты. «Рождение» стихотворения происходит без воли автора. Он не ищет нужные слова и рифмы ,ему важно слышать только звук. Поэтесса считает, что кто-то невидимый диктует ей поэтические строчки. Она запечатляет тот удивительный момент, когда звуки начинают складываться в слова, а слова превращаются в пламенные, наполненные колоссальной силой, стихи, которые пронзают сердце и душу читателя.

Стихотворение было подвержено многочисленной критике со стороны окружения Ахматовой. Люди отнеслись недоверчиво к смыслу данного стихотворения и не поняли его суть. Это произошло, потому что поэтесса описывала понятие творчества, как некий мистический процесс, который происходит только с вмешательством высших сил.

источник

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

  • как понимала ахматова процесс рождения поэтического текста
  • творчество ахматова
  • творчество ахматова анализ

Стихотворение входит в цикл «Тайны ремесла». Анна Ахматова пытается объяснить читателю, что такое ремесло поэта и что такое творчество. Широко известны стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,

Н. А. Некрасова на эту тему. Но Анну Ахматову инте­ресует не то, какова функция поэта (как у Пушкина в «Памятнике» или «Пророке»), а то, КАК из «ничего» появляются стихи.

Рождение стиха Ахматова представляет как после­довательные этапы, поэтому в тексте использованы синтаксические конструкции, которые начинаются со слов: но вот; тогда. Не случайно все глаголы в тексте стоят в настоящем времени — это позволяет читателю быть как бы непосредственным свидетелем творческого процесса.

Ахматова описывает в стихотворении три этапа поэтического творчества. Первый этап — это когда поэт ещё не знает, что выйдет из-под его пера:

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг…

Творец должен погрузиться в некое загадочное состояние.

Эта загадочность подчёркивается неопределёнными местоимениями: какая-то, какой-то. Состояние это можно назвать как угодно — трансом, отрешени­ем, но именно в нём возможно соприкосновение с мировым ходом времени (в ушах не умолкает бой часов) и с потоком чувств, которыми живут люди нынешнего времени и давно умершие (неузнанные и пленные голоса).

Из общего потока «в этой бездне шёпотов и звонов» выделяется один звук (встаёт один, всё победивший звук), и начинается второй этап творчества. Эта строчка является композиционным рубежом, чертой, за которой к поэту приходит мысль, вокруг которой потом создаётся стихотворение. «Всё победивший звук» не обязательно понимать буквально — это метафора какой-то мысли, чувства. Главное, что возникновение этого звука означает, что замысел будущего стихотворения выношен. А потом проис­ходит его образное воплощение.

Образ может воплотиться только в словах. Поэт объясняет рождение стиха без участия авторской воли. Автор не мучается в поисках ярких образов, нужных слов и удачных рифм — его задача просто услышать звук. Но, конечно же, надо быть гением, чтобы услышать его. Вероятнее всего, поэт творит по воле Бога. Именно Бог даёт ему вдохновение и водит его рукой по бумаге. И лишь потом, на по­следнем этапе творческого пути, к поэту приходят слова и рифмы, чтобы он смог выразить свои мыс­ли, и тогда из-под его руки выходит законченное произведение:

Но вот уже послышались слова И лёгких рифм сигнальные звоночки, —

И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

В первой половине произведения подчёркнуты шум и суета окружающего мира: «бой часов», «раскат стихающего грома», «жалобы и стоны», «бездна шё­потов и звонов ». А во второй половине стихотворения всё затихает — становится «непоправимо тихо», так тихо, что слышно, как «в лесу растёт трава» и как «по земле идёт с котомкой лихо».

В стихотворении соединены черты символизма и романтизма. Все образы многозначны: нельзя точно определить, что значат для Ахматовой «неузнанные и пленные голоса», «жалобы и стоны», «какой-то тайный круг». Воссоздаётся атмосфера чего-то чу­десного, таинственного и даже фантастического. Всё это позволяет автору выразить «невыразимое», передать свои глубокие мысли и быть при этом по­нятой читателями.

Когда поэт рассуждает о процессе творчества, это называется авторефлексией. Стихотворение Ахма­товой «Творчество» — авторефлексивный текст.

В этой лирической миниатюре, в этом поэтическом шедевре Ахматовой раскрываются главные особенности её внутреннего духовного строя, её личности, её поэтики. Вспомним определение поэзии, данное Пушкиным: «союз волшебных звуков, чувств и дум». Если у одних поэтов в стихах доминируют звуки, то у Ахматовой. Как и у Пушкина, — поэтов с гармоническим мироощущением, поэтов, способных преодолеть, победить любую беду и несчастье, выдержать жестокие удары судьбы, поэтов, воспринимающих жизнь и способность творить как божественный дар, — звуки, чувства и думы находятся в гармоническом равновесии.
Уже первые строки стихотворения говорят о том, что поэт ведёт разговор со своим читателем – единомышленником. Первым же словом – союзом «но» — Ахматова, возможно, отсылает читателя к своему раннему стихотворению «Молюсь оконному лучу…» (1909г.). Сила Ахматовой – в умении выразить надличностную, эпическую стихию музыки и гармонии с действительным содержанием.
Образ «ласточки» передаёт естественное чувство свободы ахматовской речи, лёгкости и воздушности её стихов, чувство полёта над землёй, над бытом. «Крылатость» стихов поэтессы исследователи иногда определяют словом «креативность», что означает сверхчувствительность, чуткость, высокую эмоциональность.
В узорах и форме листьев «клёна» угадывается ясность и графическая чёткость её стихов, хотя у многих читателей любовная лирика Ахматовой, в которой значительное место занимает несчастная любовь, вызывает ассоциации с плачущей серебряной ивой, часто появляющейся в её стихах. И сами стихи Ахматовой для нас звучат как молитвы или как звуки благовеста, которыми наполняется наша душа, как мелодия, одухотворяющая нашу бытовую жизнь, наши монотонные будни, как добрая, радостная весть. Они возвещают нам о жизни, пронизанной светом веры и поэзии, они будят нашу уснувшую совесть.
А заканчивается всё стихотворение «неутомимым стоном». Это произведение было написано в эпоху, о которой Бродский сказал так: «Наверное, в истории России не было страшней пятнадцати предвоенных лет. Не было их и в жизни Ахматовой». Она перенесла и вынесла гибель от рук режима и первого мужа – поэта Николая Гумилёва, и второго мужа – искусствоведа Николая Пунина, и судьбу сына, которого в течение восемнадцати лет пыталась вызволить из лагерей.
И всё-таки она выстояла, выстояла в значительной степени и благодаря своим стихам, благодаря своей способности слушать музыку природы и тишину земли, благодаря способности сочувствовать всем страдающим людям. Ахматова, сознавая естественность и неизбежность несчастья, преодолевает это несчастье и достойно противостоит превосходящим силам судьбы.
«Но я предупреждаю вас…», как и многие стихи Ахматовой, написано как «Последнее стихотворение», заканчивающееся словами: «А я без него… умираю», — как действительно последнее стихотворение. В одном из стихов Ахматовой мы слышим взволнованный, но сдержанный и тихий голос. И многие читатели, о которых Анна Ахматова сказала так:
«А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад…», — многие читатели, умеющие слушать и слышать её «неповторимый голос», обращают к ней ту мольбу, которую А.Блок обратил к Пушкину:
«Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!».

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

1741 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет! —
Чтобы быть современнику ясным,
№ 4 Весь настежь распахнут поэт.

И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта холодное пламя
№ 8 Его заклеймило чело.

А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,

№ 12 Всю жизнь промолчавший подряд.

Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то беспомощно плачет
№ 16 В какой-то назначенный час.

И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад,
Там те незнакомые очи
№ 20 До света со мной говорят,

За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной.
Так исповедь льется немая,
№ 24 Беседы блаженнейший зной.

Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен —
№ 28 Поэта неведомый друг.

Ne dolzhen byt ochen neschastnym
I, glavnoye, skrytnym. O net! —
Chtoby byt sovremenniku yasnym,
Ves nastezh raspakhnut poet.

I rampa torchit pod nogami,
Vse mertvenno, pusto, svetlo,
Laym-layta kholodnoye plamya
Yego zakleymilo chelo.

A kazhdy chitatel kak tayna,
Kak v zemlyu zakopanny klad,
Pust samy posledny, sluchayny,
Vsyu zhizn promolchavshy podryad.

Tam vse, chto priroda zapryachet,
Kogda yey ugodno, ot nas.
Tam kto-to bespomoshchno plachet
V kakoy-to naznachenny chas.

I skolko tam sumraka nochi,
I teni, i skolko prokhlad,
Tam te neznakomye ochi
Do sveta so mnoy govoryat,

Za chto-to menya uprekayut
I v chem-to soglasny so mnoy.
Tak ispoved lyetsya nemaya,
Besedy blazhenneyshy znoy.

Nash vek na zemle bystrotechen
I tesen naznachenny krug,
A on neizmenen i vechen —
Poeta nevedomy drug.

Yt ljk;ty ,snm jxtym ytcxfcnysv
B, ukfdyjt, crhsnysv/ J ytn! —
Xnj,s ,snm cjdhtvtyybre zcysv,
Dtcm yfcnt;m hfcgf

Не должен быть очень несчастным
И главное скрытным. О нет! —
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.

И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта холодное пламя
Его заклеймило чело.

А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.

Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то таинственно плачет
В какой-то назначенный час.

И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад.
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят.

За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной…
Так исповедь льется немая.
Беседы блаженнейший зной.

Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг.
А он неизменен и вечен —
Поэта неведомый друг.

Авторская версия темы предназначения поэзии включает ориентацию на читательское восприятие в число обязательных признаков идеального творческого процесса. В противном случае писательский труд теряет мотивацию и оказывается бессмысленным. Художественное произведение живет, пока продолжается диалог между его создателем и адресатом — такая мысль содержится в стихотворении «А в книгах я последнюю страницу…». Прочитанный и закрытый читателем том возвращает автора в первоначальное состояние, когда он «бесповоротно одинок». По этой причине «пышная концовка» текста приукрашивается остроумными или язвительными высказываниями.

Образу читателя, слушателя и поклонника, посвящено одноименное стихотворение 1959 г., входящее в знаменитые «Тайны ремесла». Произведение открывается описанием портрета поэта, инициатора творческого диалога. Начав с отрицания, лирический герой отмечает главную черту персонажа — открытость, доведенную до максимума, до состояния «настежь распахнут». Четко обозначена позиция поэта: он находится в неподвижном и светлом пространстве театральной или эстрадной авансцены. Не обойдена вниманием обратная, диссонансная сторона внимания и популярности. Из средств, создающих противоречивый эффект, следует выделить лексемы «мертвенно» и «заклеймило». По театральному антуражу, отношениям персонажа к категориям света и темноты стихотворный текст сближается с характеристиками художественного мира пастернаковского «Гамлета».

Ярко освещенной фигуре поэта противопоставлен неопределенный облик читателя, который находится в тени. Особенность его положения дает основание для сравнения образа с тайной или кладом, сокрытым в земле. Неясная природа персонажа позволяет сосуществовать нескольким его вариантам: вдумчивому и легкомысленному, эмоциональному и сдержанному, согласному и желающему поспорить. В изображения читательской реакции вплетены традиционные для русской лирики мотивы и образы, поданные в форме скрытых цитат.

Кульминационный момент стихотворения — диалог двух участников творческого действа. Он обозначен метафорическими конструкциями «блаженнейший зной» и «исповедь немая», последняя из которых основана на оксюмороне. Иносказательный прием подчеркивает гармоничный и продуктивный характер беседы, приносящей удовольствие обеим сторонам.

Финальный катрен утверждает постоянство и вневременную суть идеальной ипостаси читателя, которая позиционируется в качестве «неведомого друга» творца.

«А каждый читатель как тайна…» (А.А.Ахматова).

Общеизвестно, что воспитание и обучение должно быть творческим, только тогда личность может адаптироваться в обществе, обрести себя, самореализоваться в социуме, ощутить свою ценность в нём. Достижение этого учеником и будет тем планируемым, но отсроченным результатом учебно-воспитательного процесса, которого мы, учителя, стараемся добиться. При этом одно из первых мест здесь принадлежит Слову: урокам литературы, русского языка, Праздникам словесности. Мысль рождает Слово, Слово рождает поступок – это непреложный закон жизни, творчества. Это необходимо донести до детей, этому необходимо научить их, научить через чуткое отношение к Слову великих мастеров русской литературы. Проблема, поставленная перед учениками, — это проблема воспитания в себе талантливого читателя. Помочь здесь, на наш взгляд, может и такая форма, как встреча любителей русской словесности в литературной гостиной.

Воспитывать и развивать эстетический вкус детей (на примерах классических образцов русской поэзии), их творческие способности.

Развивать мыслительную и рефлексивную деятельность учащихся через включение их в процессы социального взаимодействия (ученик – ученик; ученик – учитель).

Два – три плаката с высказываниями знаменитых людей о книгах, о роли чтения:

«Ах, если бы сутки состояли из 48 часов, — сколько бы можно было прочитать хорошего!» (И.С.Никитин).

«Книги мы покупаем и не жалеем за них денег, потому что их требует душа и они идут ей во внутреннюю пользу…» (Н.В.Гоголь).

«Дело художника – рождать радость.» (К.Г.Паустовский) и др.

Книжная полка с новинками детской литературы (библиотекарь).

Таблица «Я читатель» (итоги анкетирования учащихся).

Сборники стихов поэтов 20 века.

Книга К.Г.Паустовского «Золотая роза».

Интерактивная доска, компьютер, диски с записями стихов в исполнении авторов, мастеров слова.

За неделю до встречи в гостиной участникам была дана анкета, в которой дети должны были выбрать один из ответов на поставленные вопросы по теме «Какой я читатель». Итоги анкетирования нашли своё отражение в сводной таблице, помещённой впоследствии в классе на видном месте. Вначале встречи учитель коротко комментирует результаты анкетирования, а затем начинает беседу.

На интерактивной доске — тема встречи и эпиграф:

И чувства добрые я лирой пробуждал…

Короткий рассказ подготовленного ученика о Жане Шамете – герое книги К.Г.Паустовского «Золотая роза»:

Парижский мусорщик Жан Шамет зарабатывал себе на существование тем, что прибирал мастерские ремесленников в своём квартале. Однажды он встретил молодую женщину и узнал в ней свою давнюю знакомую Сюзанну. Старый солдат помог ей, как это уже было давным-давно, пожелал ей счастья и на всю жизнь расстался с той, которую любил больше всего на свете. Шамет знал, что Сюзанна мечтала о золотой розе, и решил подарить её возлюбленной. Мусорщик перестал выкидывать золотую пыль из ювелирных мастерских, стал отсеивать из этой пыли золото, чтобы из него потом выковать маленькую розу для счастья Сюзанны. Вскоре после того, как роза была готова, Шамет незаметно и тихо умер. Роза попала к пожилому литератору, который в своих записях оставил следующие строки (демонстрируется слайд – выдержка из повести К. Паустовского).

Вы, наверное, поняли и знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Послушайте, как о слове – Слове Поэта – писал А. Тарковский (читает подготовленный ученик):

Плёнка, звук пустой, но в нём

Бьётся жилка, вьётся живчик,

Что в сорочке твой счастливчик

Власть от века есть у слова,

Вы догадались, ребята, что это за розовая точка, что за жилка бьются в слове, по мысли А. Тарковского? (Ученики приходят к выводу, что поэтическое слово «живое», у него есть «сердце», «душа», особый смысл).

А зачем, во имя чего, во имя кого «горит писательская мысль»? Дети, обсуждая вопрос в парах или группах, дают ответы, главные слова из которых записываются учителем на доске:

Хочет удивить, заинтересовать.

Воздействует на чувства читателя.

Высказывает свою точку зрения.

Показывает хорошее и плохое в людях, в жизни.

Хочет, чтобы читатели делали выводы.

Описывает красоту природы.

Хочет дать пример из жизни, положительный идеал.

Хочет, чтобы мы сравнили себя с героями…

Верно, молодцы! Вот послушайте, что написал знаменитый поэт Александр Блок о писателях: «Уюта – нет. Покоя – нет.» А его современница Анна Андреевна Ахматова так размышляла об авторах и читателях в своей книге «Тайны ремесла»:

А каждый читатель как тайна,

Как в землю закопанный клад,

Пусть самый последний, случайный,

Всю жизнь промолчавший подряд.

Наш век на земле быстротечен

Как называет Анна Андреевна читателя? Найдите и выпишите ключевые слова поэтессы, относящиеся к читателю.

(Дети быстро находят и выписывают в блокноты следующие слова и словосочетания: тайна, клад, поэта неведомый друг, вечный, неизменный ).

А можно ли что-то добавить, пользуясь стихотворением, к «характеристике» поэта, писателя?

(Ученики говорят о быстротечности века писателя, тесном, назначенном ему круге – жизни. Далее учитель предлагает детям ещё раз прослушать стихотворение и попробовать рассказать его наизусть. У кого-то чтение наизусть получается, а кто-то из ребят читает выразительно с листа).

Давайте, ребята, попробуем описать читателя – талантливого читателя! – друга поэта и писателя, о котором мечтает любой автор!

Участники встречи могут предложить такой образ талантливого читателя:

Размышляет над прочитанным.

Берёт хорошие примеры с героев.

Читает выразительно, без ошибок.

Сравнивает кинофильм и книжку.

Понимает «тайны» слова писателя…

Опять вы молодцы, дети! Вы сумели рассказать о талантливом читателе. Наверное, вы и сами талантливы! Н.Г.Чернышевский, писатель и критик, как-то сказал: «Талант даёт каждому двойную силу». Этого пожелаю и я вам. Дома попробуйте ответить на вопрос, талантливый ли ты читатель, написав небольшое сочинение (эссе).

ИЗ СОЧИНЕНИЙ УЧЕНИКОВ 5-6 КЛАССОВ

Я не думаю, что я талантливый читатель, ведь я читаю мало художественных произведений. Меня интересуют книги с немного научным уклоном. Конечно, талантливый читатель должен читать разные виды книг, но у меня это плохо получается. Ещё в начале сентября меня интересовали разные произведения, а сейчас мне не хватает времени на книжки. (Алёна П.)

Я думаю, что я умею быть талантливым читателем. Я читаю довольно много и почти без ошибок. Я думаю так о себе потому, что я люблю читать. А ещё я в детстве ходила в школу читателя. Мне нравится фантастика. (Евгения П.)

Порой я не могу оторваться от чтения, а порой меня заставляет читать мама. Я часто читаю перед сном и, засыпая, всё думаю о том, что же будет дальше. На улице я рассказываю друзьям, что мне нравится в книгах. Мы играем иногда тоже по книгам. Я, наверное, талантливый читатель, но иногда нет, потому что не всегда хочу читать. (Настя Щ.)

Я считаю, что я не совсем талантливый читатель. Я, конечно, понимаю, о чём читаю, читаю с интересом, беру пример с кого-то из героев. Ценю автора, его книгу. Но дело в том, что я иногда читаю с ошибками, не сопереживаю героям и не сочувствую им. Ну, не умею я! И не понимаю, как можно сочувствовать человеку из книги, да и это происходит не с тобой. Наверное, нет у меня таланта читателя! (Маша М.)

Мне кажется, что я не очень талантливый читатель, потому что я читаю мало книг и редко. У меня есть одна любимая книга «Герои Древней Греции». Я перечитал её уже много раз. Эту книгу мне подарили в школе на день рождения. (Иван П.)

Я думаю, что меня можно назвать талантливым читателем. Когда я читаю книгу, у меня всегда появляется интерес, запоминаются диалоги, чудеса из сказок. На земле немного талантливых читателей, им может стать не каждый, потому что понимать, сочувствовать умеют не все. (Сергей Н.)

Я думаю, что я и талантливый, и не очень талантливый читатель, потому что я могу читать с ошибками, не ценить, не уважать автора и его книгу. Бывает, мне трудно пересказать и объяснить текст. Но и бывает, что я читаю без ошибок, с интересом, мне нравится книга, я уважаю её автора, могу пересказать и объяснить всё, что прочитал. Так что я могу быть и талантливым, и не очень талантливым. (Андрей И.)

Я, наверное, талантливый читатель, потому что я люблю читать и всегда беру в руки книгу с удовольствием. Читаю я много. Когда не могу заснуть, тоже беру книгу и читаю, читаю. Если уже поздно, а я не могу заснуть, то придумываю продолжение книги с того места, где закончила чтение. Если дома нечего читать, то я читаю старые книги или сама пишу разные истории. Когда мы читали сказку о Синдбаде – мореходе, я радовалась, что знаю много историй о нём из сказок «Тысяча и одна ночь». (Юля Б.)

Читайте также:  Как провести детальный анализ рынка

Исправлены только орфографические ошибки, стиль ученических работ сохранён.

Не должен быть очень несчастным
И главное скрытным. О нет! —
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.

И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта холодное пламя
Его заклеймило чело.

А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.

Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то таинственно плачет
В какой-то назначенный час.

И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад.
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят.

За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной…
Так исповедь льется немая.
Беседы блаженнейший зной.

Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг.
А он неизменен и вечен —
Поэта неведомый друг.

Авторская версия темы предназначения поэзии включает ориентацию на читательское восприятие в число обязательных признаков идеального творческого процесса. В противном случае писательский труд теряет мотивацию и оказывается бессмысленным. Художественное произведение живет, пока продолжается диалог между его создателем и адресатом — такая мысль содержится в стихотворении «А в книгах я последнюю страницу…» Прочитанный и закрытый читателем том возвращает автора в первоначальное состояние, когда он «бесповоротно одинок». По этой причине «пышная концовка» текста приукрашивается остроумными или язвительными высказываниями.

Образу читателя, слушателя и поклонника, посвящено одноименное стихотворение 1959 г., входящее в знаменитые «Тайны ремесла». Произведение открывается описанием портрета поэта, инициатора творческого диалога. Начав с отрицания, лирический герой отмечает главную черту персонажа — открытость, доведенную до максимума, до состояния «настежь распахнут». Четко обозначена позиция поэта: он находится в неподвижном и светлом пространстве театральной или эстрадной авансцены. Не обойдена вниманием обратная, диссонансная сторона внимания и популярности. Из средств, создающих противоречивый эффект, следует выделить лексемы «мертвенно» и «заклеймило». По театральному антуражу, отношениям персонажа к категориям света и темноты стихотворный текст сближается с характеристиками художественного мира .

Ярко освещенной фигуре поэта противопоставлен неопределенный облик читателя, который находится в тени. Особенность его положения дает основание для сравнения образа с тайной или кладом, сокрытым в земле. Неясная природа персонажа позволяет сосуществовать нескольким его вариантам: вдумчивому и легкомысленному, эмоциональному и сдержанному, согласному и желающему поспорить. В изображения читательской реакции вплетены традиционные для русской лирики мотивы и образы, поданные в форме скрытых цитат.

Кульминационный момент стихотворения — диалог двух участников творческого действа. Он обозначен метафорическими конструкциями «блаженнейший зной» и «исповедь немая», последняя из которых основана на оксюмороне. Иносказательный прием подчеркивает гармоничный и продуктивный характер беседы, приносящей удовольствие обеим сторонам.

Финальный катрен утверждает постоянство и вневременную суть идеальной ипостаси читателя, которая позиционируется в качестве «неведомого друга» творца.

источник

Стихотворение входит в цикл «Тайны ремесла». Анна Ахматова пытается объяснить читателю, что такое ремесло поэта и что такое творчество. Широко известны стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,

Н. А. Некрасова на эту тему. Но Анну Ахматову инте­ресует не то, какова функция поэта, а то, КАК из «ничего» появляются стихи.

Рождение стиха Ахматова представляет как после­довательные этапы, поэтому в тексте использованы синтаксические конструкции, которые начинаются со слов: но вот; тогда. Не случайно все глаголы в тексте стоят в настоящем времени — это позволяет читателю быть как бы непосредственным свидетелем творческого процесса.

Ахматова описывает в стихотворении три этапа поэтического творчества. Первый этап — это когда поэт еще не знает, что выйдет из-под его пера:

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг…

Творец должен погрузиться в некое загадочное состояние.

Эта загадочность подчеркивается

Из общего потока «в этой бездне шепотов и звонов» выделяется один звук, и начинается второй этап творчества. Эта строчка является композиционным рубежом, чертой, за которой к поэту приходит мысль, вокруг которой потом создается стихотворение. «Все победивший звук» не обязательно понимать буквально — это метафора какой-то мысли, чувства. Главное, что возникновение этого звука означает, что замысел будущего стихотворения выношен.

А потом проис­ходит его образное воплощение.

Образ может воплотиться только в словах. Поэт объясняет рождение стиха без участия авторской воли. Автор не мучается в поисках ярких образов, нужных слов и удачных рифм — его задача просто услышать звук.

Но, конечно же, надо быть гением, чтобы услышать его. Вероятнее всего, поэт творит по воле Бога. Именно Бог дает ему вдохновение и водит его рукой по бумаге. И лишь потом, на по­следнем этапе творческого пути, к поэту приходят слова и рифмы, чтобы он смог выразить свои мыс­ли, и тогда из-под его руки выходит законченное произведение:

Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, —

И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

В первой половине произведения подчеркнуты шум и суета окружающего мира: «бой часов», «раскат стихающего грома», «жалобы и стоны», «бездна ше­потов и звонов «. А во второй половине стихотворения все затихает — становится «непоправимо тихо», так тихо, что слышно, как «в лесу растет трава» и как «по земле идет с котомкой лихо».

В стихотворении соединены черты символизма и романтизма. Все образы многозначны: нельзя точно определить, что значат для Ахматовой «неузнанные и пленные голоса», «жалобы и стоны», «какой-то тайный круг». Воссоздается атмосфера чего-то чу­десного, таинственного и даже фантастического.

Все это позволяет автору выразить «невыразимое», передать свои глубокие мысли и быть при этом по­нятой читателями.

Когда поэт рассуждает о процессе творчества, это называется авторефлексией. Стихотворение Ахма­товой «Творчество» — авторефлексивный текст.

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматова «Родная земля» . В этом стихотворении по-особому звучит тема изгнанничества, столь актуальная для русской лите­ратуры послереволюционного времени. Поэтесса испытывает жалость ко всем тем, кто вынужден скитаться, покинуть родную землю. Несмотря. .

Краткое содержание, анализ «Реквием» Ахматова «Реквием» Поэма из отдельных главок-осколков, написанная в 1935-1940 гг., была выстрадана поэтессой: жуткие для разведенной жены «контрреволюционера» Николая Гуми­лева и матери арестованного «заговорщика» Льва Гумилева тридцатые годы, постоянное ожидание ареста. .

А. А. Ахматова в воспоминаниях современников А. Г. Найман: «Бездомность, неустроенность, скитальчество. Готовность к утратам, пренебрежение к утратам, память о них. Неблагополучие, как бы само собой разумеющееся, не напоказ, но бьющее в глаза. Некультивируемое, неспутанные волосы. .

Анализ стихотворения Ахматвой «О тебе вспоминаю я редко…» В 1911 году Анна Ахматова познакомилась с Александром Блоком, и эта мимолетная встреча произвела на поэтессу неизгладимое впечатление. К этому моменту Ахматова уже была знакома с творчеством этого поэта, считая. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Любовь» В 1912 году Ахматова выпустила дебютный сборник «Вечер» в издательстве «Цех поэтов». Первый тираж его, вышедший с предисловием выдающегося представителя литературы Серебряного века Михаила Кузмина, составил три сотни экземпляров. Творчество. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Приговор « Сталинские репрессии не обошли стороной семью Анны Ахматовой. Сперва был арестован и расстрелян ее бывший муж Николай Гумилев, а затем в 1938 году по ложному обвинению осудили сына, Льва Гумилева. .

Развивается ли народное творчество сегодня? Мне почему-то раньше казалось, что устное народное творчество — это прошлое, что-то такое, что давно записано, отпечатано и хранится на полках. Я задумывался над тем, развивается ли народное творчество сейчас. .

Анализ стихотворения Гумилева «Когда, изнемогши от муки…» Брак Николая Гумилева и Анны Ахматовой был неудачным и непродолжительным. Пара прожила вместе 8 лет, в течение которых чувства этих двух людей друг к другу диаметрально менялись. Если в начале. .

Анализ стихотворения САМОЙЛОВА «СЛОВА» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Д. САМОЙЛОВА «СЛОВА». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение «Слова» было написано Д. Самойловым в 1961 году. Мы можем отнести его к философской лирике. Ос­новная тема его — тема творчества. .

Анализ стихотворения Пастернака «Про эти стихи» Борис Пастернак осознал себя настоящим поэтом довольно рано, однако рассматривал написание стихов как хобби, юношеское увлечение. И это неудивительно, ведь сам автор вырос в практичной еврейской семье, и его родители. .

Краткое содержание, анализ «Родная земля» Ахматова «Родная земля» Эпиграфом стихотворения стали постреволюционные строчки Ахматовой: «Не с теми я, кто бросил землю \\ На растерзание врагам». Это осознанное признание в любви своей родине. Земля — это и. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Что ты бродишь неприкаянный…» После расторжения брака с Николаем Гумилевым Анна Ахматова связала свою судьбу с ученым-востоковедом Владимиром Шилейко. По воспоминаниям очевидцев, сперва она снимала комнату в его петербургской квартире, а позже фактически выселила. .

О жизни тленной, тленной и прекрасной — А. Ахматова Начало XX века в России было временем небывалого расцвета поэзии, по праву названным серебряным веком вслед за золотым, пушкинским. Это период возникновения в русском искусстве множества новых направлений: символизма, футуризма. .

Анализ стихотворения БЛОКА «К МУЗЕ» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ» Это стихотворение входит в цикл «Страшный мир», на­писанный с 1909 по 1916 год. Его тема достаточно тради­ционна для русской и мировой поэзии. Поэт. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Все расхищено, предано, продано…» Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…» было написано А. А. Ахматовой в 1921 году. События революции, граж­данской войны стали для поэта новой, тревожной. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Разлука» В 1917 году издательство «Гиперборей» выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая», достаточно солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Большая часть писавших о книге критиков акцентировала. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я спросила у кукушки…» Анна Ахматова прожила достаточно долгую и насыщенную событиями жизнь. Она застала сразу несколько эпох, став свидетельницей метаморфоз, которые происходили в российском обществе. Революция и свержение самодержавия, волна репрессии и Великая. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, — «Нам свежесть слов и чувства простоту…». В произведении, написанном в 1915 году. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Клятва» Анна Ахматова никогда не благоволила к советской власти, которая фактически сломала ее жизнь, лишила мужа и обрекла сына на ссылку в лагеря. Однако когда встал вопрос о том, чтобы покинуть. .

Пять стихотворений, которые Ахматова посвятила Блоку До сих пор известно было пять стихотворений, которые Ахматова посвятила Блоку. Они относятся к разным периодам ее жизни и одинаково свидетельствуют о том исключительном значении, которое имело для нее явление. .

Анализ стихотворения «Жизнь наша в старости — изношенный халат…» Вяземский Стихотворение, написанное в 1875-1877 годах, относится к позднему периоду творчества П. А. Вяземского и по своей при­роде философично. Вяземский построил свое стихотворение, со­поставляя жизнь лирического героя с изношенным халатом. Данное. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Вечером» Анну Ахматову по праву считают «дамской» поэтессой, которая привнесла в русскую литературу совершенно новые веяния. Она впервые затронула в своих произведениях тему чувств и мыслей обычной женщины, показав, что представительницы. .

Анализ стихотворения Фета «Бабочка» Раннее творчество Афанасия Фета многие критики сравнивают с импрессионизмом в живописи. И в этом нет ничего удивительного, потому что стихи этого поэта, датированные 1838-1856 годами, отличаются удивительной метафоричностью, изяществом и. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Жалобы турка» Юный Лермонтов не только всесторонне развит, но и активно интересуется политикой. Однако открыто высказывать свои взгляды не решается по той причине, что еще сведи воспоминания о расправе над декабристами. Тем. .

Анализ стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» К 30 годам Александр Пушкин уже был достаточно известным поэтом, чье творчество являлось предметом салонных споров. Однако светское общество относилось к стихам будущего классика русской литературой с определенной долей скептицизма. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Все отнято: и сила, и любовь…» Весной 1915 года Ахматова поселилась в Петербурге, в квартирке, расположенной на Пушкарской улице. Комната была сырая и темная, вскоре после переезда поэтесса заболела бронхитом. За ним последовал туберкулез, от которого. .

Анализ стихотворения «На столетие Айны Ахматовой» Бродского И. А «На столетие Айны Ахматовой» Стихотворение И. А. Бродского «На столетие Анны Ахматовой» посвящено памяти поэтессы, которую поэт считал своей наставницей в литературе. Известно, что И. А. Бродского и А. А. .

О А. А. Ахматовой из статьи «Анна Ахматова» Анну Андреевну я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н. С. Гумилева, который тогда же. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Прошло пять лет — и залечила раны…» Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде, но медики настояли, чтобы 52-летняя на тот момент поэтесса, покинула любимый город. Далее последовала череда переездов — из Северной столицы в Москву. .

Опорные понятия по теме «Творчество В. Маяковского» По теме «Творчество В. Маяковского» предполагается дать определения и краткие характеристики следующим понятиям: «лирический герой», «остранение», «пафос», «метафора», «тоническая система стихосложения», «миф», «утопия». Темы сочинений Человек настоящего и человек будущего. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Бессонница» В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой «Четки», закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение «Бессонница». Произведение датировано 1912 годом. Главная его. .

Анализ стихотворения Некрасова «Этой грусти теперь не рассыпать…» Сергей Есенин очень болезненно переживал период своего становления и взросления, считая зрелость синонимом приближающейся старости. Его беспокоило не столько физическое состояние, хотя постоянные запои далеко не самым лучшим образом сказались. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Ты всегда таинственный и новый…» В 1913 году Анна Ахматова познакомилась со своим вторым супругом, ученым Казимиром Шилейко, которого в прямом смысле слова отбила у законной жены. Сперва она поселилась в питерской квартире этой интеллигентной. .

Анализ стихотворения Гумилева «Кенгуру» Нерастраченные любовь и нежность стали для Николая Гумилева чем-то вроде символа семейной жизни. Его отношения с Анной Ахматовой с самого начала складывались очень непросто, и сама поэтесса признавалась, что вышла. .

Анализ стихотворения Тютчева «Сон на море» В стихотворении Ф. И. Тютчева «Сон на море» проявились тютчевская острота ощущения противоречий действительно­сти, мысль о разладе души с миром и роли творчества в жизни человека. В нем рисуется картина. .

Анализ стихотворения Фета «Горячий ключ» Личная трагедия, связанная с гибелью любимой женщины, привнесла в творчество Афанасия Фета черты печали и уныния. Именно поэтому литературоведы четко разделяют произведения этого поэта на два периода, первый из которых. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я пришла сюда, бездельница…» 22 апреля 1911 года произошло событие, ставшее знаковым для русской литературы. В редакции журнала «Аполлон» состоялось заседание Общества ревнителей художественного слова, на котором разрешили выступить начинающим поэтам. В их числе. .

Анализ стихотворения Маяковского «Приказ по армии искусства» Стихотворение-манифест Маяковского «Приказ по армии искусства» впервые было опубликовано в 1918 году еженедельной газетой «Искусство коммуны» в виде передовицы. Страницы издания, выходившего в свет в период с декабря 1918 по. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Сероглазый король» Стихотворение «Сероглазый король», написанное Анной Ахматовой в 1910 году, является, пожалуй, одним из наиболее загадочных лирических произведений поэтессы. До сих пор критики спорят о том, кому именно оно было посвящено. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Стихи о Петербурге» Тема Петербурга занимает важнейшее место в творчестве Ахматовой. К городу на Неве она всегда относилась с особой любовью. Недаром поэтесса не хотела покидать Северную столицу, когда началась Великая Отечественная война. .

источник