Меню Рубрики

Активы как объект экономического анализа

В специальной литературе сложилось несколько следующих определений экономического анализа:

1) экономический анализ– это система специальных знаний, способствующая идентификации тенденций, присущих деятельности предприятий и организаций за анализируемый период времени, а также их экономическая интерпретация на основе сопоставления с определенными критериями оценки (данный процесс составляет сущность диагностикирезультатов деятельности организаций) с целью выявления «узких мест»;

2) экономический анализ– это способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы и изучение последних в их взаимосвязи путем синтеза, т. е. объединения ранее выделенных частей объекта;

3) экономический анализ– это применение аналитических инструментов к показателям различных экономических и финансовых документов с целью выявления существенных связей и характеристик, а также с целью преобразования данных учета в экономическую информацию, всесторонне характеризующую деятельность субъекта хозяйствования.

Под объектом обычно понимают то, на что направлена познавательная деятельность.

Предмет познания — это отдельные стороны, свойства, отношения в объекте, которые изучаются только данной наукой. Один и тот же объект может быть предметом исследования различных наук.

Предметом экономического анализа являются причины изменения результатов хозяйствования и их отклонений от целевых параметров. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность происходящих в ней процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам в сложившейся ситуации, выявить резервы повышения эффективности работы, обосновать планы и управленческие решения, направленные на достижение поставленных целей.

Предметная сфера анализа определяется целями его проведения, зависящие от запроса пользователей аналитической информации

Субъектами экономического анализа принято называть пользователей его результатов, которых можно разделить на две группы:

внутренние пользователи – это руководство организации, которое ставит перед экономическим анализом цели и задачи оценки состояния и перспектив результативности и эффективности деятельности организации;

внешние пользователи, которые подразделяются на две подгруппы:

а) лица и службы, прямо заинтересованные в результатах деятельности организации: собственники и акционеры итд

б) лица и службы, кому результаты анализа необходимы для защиты интересов первой подгруппы внешних пользователей: аудиторские службы,юристы итд

Объектами изучения в прикладном экономическом анализе являются хозяйствующие субъекты экономики (предприятия и коммерческие организации и др. формы бизнеса и хозяйственной деятельности).

При этом в конкретных случаях анализа та сторона объекта, которая подвергается изучению – предмет анализа – может быть различной. Причем степень дифференциации предмета анализа определяется его целями, но в целом под предметом экономического анализа понимается хозяйственно-финансовая деятельность предприятий в целом, в т. ч. его структурных подразделений, и составляющие ее процессы, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов. В более узком понимании предметом экономического анализа выступают причинно-следственные связи экономических показателей, отражающих результаты деятельности организаций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10137 — | 7555 — или читать все.

источник

Системный подход к экономическому анализу активов хозяйствующего субъекта (Д.А. Ендовицкий, «Экономический анализ: теория и практика», N 15, май 2009 г.)

Системный подход к экономическому анализу активов
хозяйствующего субъекта

Одно из центральных мест в теории и методике экономического анализа занимает проблема анализа активов хозяйствующего субъекта. Актуальность их аналитического исследования только усиливается в условиях кризисной и посткризисной экономики. Это связано с тем, что для эффективного управления организацией необходимы достоверные и объективные данные о структуре и динамике активов, техническом состоянии, риске обесценения, физической и моральной годности имущества, источниках его формирования и стоимости финансирования, рациональности использования и оборачиваемости. Активы оказывают прямое влияние и на результаты деятельности организации, и на стоимость бизнеса (в случае с публичными компаниями на их капитализацию).

В то же время существует определенная терминологическая путаница в определениях активов, в особенности для целей учетно-аналитической практики; в статьях и книгах ученых-экономистов нет общей консолидированной точки зрения на содержание понятий «методология», «системный подход», «комплексность», «методика». Раскрытию этих важных для науки и практики понятий на примере экономического анализа активов посвящена данная статья. Используя богатый опыт исследований в области методологии экономического анализа, проведенных российскими учеными С.К. Татуром, М.И. Бакановым, А.Д. Шереметом, В.В. Ковалевым, М.В. Мельник, Ю.И. Черняком, автор попытался аргументированно обосновать собственную точку зрения на эти сложные вопросы.

Кардинальные изменения социально-экономической модели развития нашего общества, постоянные, порою взаимно противоречивые новации в нормативной базе, гармонизация бухгалтерского законодательства на основе международных стандартов финансовой отчетности, интеграционные процессы на межгосударственном уровне и внутри отдельных бизнес-групп, появление новых сегментов бизнеса, новых инструментов и рычагов повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов приводят к необходимости проведения фундаментальных и прикладных исследований в области учета, анализа и контроля. С 1990-х гг. и по настоящее время учетно-аналитическое, контрольное и статистическое направление экономической науки постоянно находится в состоянии реформирования.

Одно из последних событий в мировой экономической системе — глобальный финансовый кризис, который толкает многие экономики развитых стран к рецессии, заставляет по-новому смотреть на как казалось эффективные инструменты бухгалтерского учета, финансового анализа и аудита. Одной из причин такого кризиса многие ведущие экономисты называют бесконтрольный выпуск деривативов (производных финансовых инструментов). В мире параллельно развиваются две экономики: виртуальная (которая подобно «пузырю» раздувается и в определенной периодичности, в случае кризиса, лопается, приводя мировую финансовую систему к сбалансированному состоянию) и реальная экономика (основанная на немонетарных активах и деятельности предприятий реального сектора экономики).

Мы видим, как мгновенно «беднеют» наши миллиардеры, чье состояние оценивается по уровню капитализации их компаний. Чувствительные к риску спекулятивные, преимущественно зарубежные инвесторы выводят свои капиталы, продают финансовые активы; в результате значительного превышения предложения над спросом на рынке ценных бумаг курсовая стоимость публичных компаний (наших «голубых фишек») катастрофически падает. Причем, по мнению известных в России инвестиционных компаний (например, ИК «Тройка Диалог»), российский рынок крайне недооценен и дешев. На конец ноября 2008 г. всю российскую нефтяную отрасль можно было купить по цене бразильской Petrobras, все торгующиеся на рынке российские банки стоят столько же, сколько банковский сектор Польши, весь сектор мобильной связи можно приобрести по цене Singapore Telecom. В качестве основных причин такой низкой инвестиционной привлекательности российских компаний в глазах инвесторов можно назвать: высокие доходности на долговом рынке; проблемы с ликвидностью у ряда компаний; неопределенность с ценами на сырье; девальвационные ожидания; плохое корпоративное управление (случаи с нарушением прав акционеров по ОГК-3; ТГК-4; ТГК-2).

Фундаментальные факторы роста стоимости компании (основанные на рентабельности, экономической добавленной стоимости, объемах продаж, открытости информации и пр.) перестают оказывать существенное влияние на поведение инвесторов.

Кризисная виртуальная (финансовая) экономика через дефицит ликвидности в банковском секторе оказывает влияние и на реальный сектор экономики: резко уменьшается объем свободных средств, которые банки могут направить на кредитование предприятий, в результате падает потребительский спрос (особенно в отраслях с сезонным характером работ, например сельское хозяйство), снижается деловая активность, резко снижаются объемы продаж, идет затоваривание продукции на складах, растут издержки, снижается прибыль, невыгодными из-за высокой стоимости становятся кредиты под пополнение оборотных средств и пр. Как видим, все эти процессы тесно взаимосвязаны. И в этих процессах, пожалуй, центральное место можно отдать активам.

Актуальность изучения активов хозяйствующего субъекта сохраняется одинаково и в стабильно развивающейся экономике, и в условиях кризиса. Можно с уверенностью утверждать, что активы оказывают существенное влияние на многие качественные и количественные параметры деятельности коммерческой организации. В частности, можно выделить следующие характеристики компании и экономические операции, где активы выступают в качестве важного фактора влияния:

АКТИВЫ — инвестиционная активность;

АКТИВЫ — конкурентные преимущества компании;

АКТИВЫ — инновационная деятельность;

АКТИВЫ — кредитоспособность организации и залоговое имущество;

АКТИВЫ — деловая активность;

АКТИВЫ — масштабность деятельности;

АКТИВЫ — инвестиционная привлекательность;

АКТИВЫ — финансовая состоятельность;

АКТИВЫ — рискованностъ (предпринимателъский и финансовый риски);

АКТИВЫ — аффилированностъ и зависимость;

АКТИВЫ — рост стоимости бизнеса;

Что же такое активы? Надо разобраться в этом понятии. Активы — от латинского activus, английского asset, assets — активный, действующий, способный действовать. Во многих энциклопедических словарях говорится, что активы — это:

(1) имущество, а также права на него, принадлежащие физическому или юридическому лицу;

(2) собственность фирмы (здания, машины и оборудование, банковские вклады, инвестиции в ценные бумаги, патенты). Конечно, это достаточно упрощенное видение внутренней логики и содержания столь сложного и комплексного понятия.

Если обобщить отечественную и зарубежную деловую практику, подходы известных ученых-экономистов, можно сказать, что под активами понимают: хозяйственные средства; имущество; хозяйственные товары; финансовые инструменты (ценные бумаги); материальные и нематериальные ценности; ресурс; объект управления; объект сделки слияния/поглощения и пр.

Более того, в теологии существует и духовная трактовка активов (имущества), которые представляются в качестве дара Божьего. Вот как это описывается в Библии (Еккл. 5:18):

«И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий. «.

Согласно международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) актив представляет собой ресурс, контролируемый предприятием в результате прошлых событий, от которого предприятие ожидает получение будущих экономических выгод.

При этом выделяются следующие критерии признания актива:

(1) существует высокая вероятность (пороговое знание «скорее да, чем нет») получения предприятием любых экономических выгод, связанных с этим активом;

(2) данный актив имеет фактическую или иную стоимость, которую можно с надежностью определить.

В свою очередь в немецкой деловой практике (Торговый кодекс Германии) активы (предметы имущества) — это единолично отчуждаемые хозяйственные товары.

По нормам российского законодательства активы выступают в качестве имущества, причем имуществом признаются хозяйственные средства, контролируемые организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

С позиции экономического анализа актив хозяйствующего субъекта можно рассматривать как количественно измеримый в стоимостном выражении ресурс, обладающий определенной степенью риска и длительностью жизненного цикла, способный приносить экономические выгоды и взаимодействовать с другими активами в различных бизнес-процессах во благо собственника.

Можно выделить следующие виды активов:

доходные вложения в материальные ценности;

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

отложенные налоговые активы;

денежные средства и их эквиваленты.

Для целей бухгалтерского учета и экономического анализа активы организации можно сгруппировать следующим образом:

монетарные и немонетарные;

амортизируемые и неамортизируемые;

обесцениваемые и необесцениваемые;

реальные и нематериальные;

инвестиционные и производственные;

рисковые активы и активы, прямо не связанные с риском;

Для раскрытия сущности системного подхода к экономическому анализу в первую очередь рассмотрим понятие комплексности. Комплекс [от лат. complexus — связь, сочетание] — совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое (единую систему, схему). Для реализации многоцелевых функций в системе управления экономический анализ должен обладать свойством комплексности. Комплексный анализ через совокупность принципов, методов и процедур на базе максимально полной и качественной информации об объекте исследования изучает его внутреннюю логику и существенные причинно-следственные связи, служит действенным инструментом изучения поведения предмета или явления во взаимодействии с другими элементами системы.

Для достижения комплексности экономического анализа активов необходимо соблюдение следующих условий:

полнота и всесторонность анализа. Другими словами, изучение в ходе экономического анализа всех бизнес-процессов, связанных с появлением, использованием и ликвидацией активов, их движением по различным видам деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой), с применением всех известных методов и видов анализа;

формулирование единой цели.

Цель экономического анализа активов состоит в:

объективной оценке потребности, возможности, масштабности, целесообразности, доходности и безопасности осуществления инвестиций в активы (приобретении различных видов имущества);

определении рациональной структуры и состава активов, достаточных для достижения корпоративных целей, стратегических и тактических задач;

оценке состояния активов и эффективности их использования на всех этапах производственно-финансового цикла изготовления продукции (работ, услуг) и на различных стадиях жизненного цикла организации;

разработке приемлемых технических, социальных, инновационных, экологических и прочих условий появления, использования и ликвидации активов;

независимой и справедливой оценке стоимости активов;

оперативном выявлении факторов риска, связанных с появлением и использованием активов;

обосновании оптимальных управленческих решений, способствующих поддержанию/созданию конкурентных преимуществ и укреплению устойчивости организации, а в конечном итоге максимизации благосостояния ее собственников;

целостность и системность анализа. В процессе экономического анализа активов необходимо придерживаться определенной логической последовательности действий, учитывать причинно-следственные связи между процессами, связанными с движением и использованием активов, и конечными результатами деятельности организации;

использование программно-целевого метода решения сложных проблем. В этом случае под каждый объект/проблему формулируются цель и задачи анализа; осуществляется определение источников информации и дается оценка ее качеству; моделируются исходные факторные системы показателей; раскрывается организационное обеспечение аналитической деятельности (координатор, организатор, исполнители, сроки и периодичности выполнения работ, каналы коммуникации, информационные потоки и др.); оценка и использование результатов анализа;

поиск резервов сохранности и повышения эффективности использования активов;

проведение комплексной оценки использования активов.

Основополагающими принципами экономического анализа активов являются:

объективность и релевантность результатов, полученных в процессе экономического анализа;

их научная обоснованность;

системность и комплексность аналитических мероприятий;

существенность и оптимальность для принятия рациональных управленческих решений;

соотносимостъ затрат на проведение анализа и полезности полученной информации для заинтересованного пользователя;

принцип выделения ведущего звена (при отборе наиболее приемлемых вариантов управленческих решений);

своевременность получения выходных аналитических данных;

количественная определенность, вариантность, достоверность, ясность и сопоставимость (сравнимость) результатов анализа.

Более подробно остановимся на таком важнейшем общеметодологическом принципе, как системность.

Выполнение этого исходного положения представляет экономический анализ активов (ЭАА) в качестве единого целого — системы, охватывающей в себе логически взаимосвязанные составные элементы более низкого порядка и в то же время являющейся неотъемлемой частью системы более высокого уровня, в которой ЭАА взаимодействует с остальными подсистемами. Рассмотрение ЭАА в качестве системы, исследование его логической целостности и выявление многообразных типов связей внутри этого объекта лежат в основе системного подхода (СП) как одного из направлений методологии научного познания. Существует множество взглядов о реализации системного подхода в экономическом анализе. Одна из распространенных точек зрения в отношении этапов проведения анализа, основывающегося на СП, нашла отражение в работах А.Д. Шеремета [1, с. 340 — 342].

Можно выделить следующие этапы проведения системного анализа:

целевой этап. Объект исследования представляется в качестве системы, для которой определяют цели и условия функционирования;

параметрический этап. Выявление параметров функционирования системы и их представление через обобщающие и частные показатели;

этап моделирования. С использованием абстрактно-логического подхода построение принципиальной информационной модели, в целом раскрывающей логику влияния факторов и формирования основных показателей;

факторный этап. Классификация показателей и факторов, определение взаимосвязей между ними; построение исходных факторных систем;

этап апробации. Проверка на достоверность и реалистичность разработанных моделей и исходных факторных систем. При необходимости внесение корректив;

информационный этап. Выделение источников релевантной информации, ее сбор, тестирование на достоверность и обобщение;

расчетно-аналитический этап. С использованием полученной учетной и внеучетной информации работа с моделью, проведение аналитических процедур и расчетов, документальное оформление результатов анализа;

оценочный этап. Интерпретация результатов анализа, формирование выводов и предложений, аналитическое обоснование оптимальных управленческих решений.

Необходимость использования системного подхода к анализу активов возникает в случаях, когда:

решение проблемы (оптимизация структуры, состава и величины активов, рис. 1) предусматривает увязку различных целей (максимизация благосостояния собственников, расширение производства, обновление основных средств, изменение технологии производства, укрепление конкурентных преимуществ, достижение нормативного показателя рентабельности, создание рабочих мест, удовлетворение новых потребностей рынка, увеличение доли рынка и пр.) со множеством возможных альтернатив их достижения (сделки слияния/поглощения, реализация инвестиционных проектов, создание группы взаимосвязанных организаций, изменение логистических технологий, оптимизация бизнес-процессов, капитальное строительство, стимулирование покупателей и заказчиков и др.); принимаются решения в условиях риска и неопределенности; требуется обоснование долгосрочных управленческих решений (более 1 года);

возникает потребность в сборе и обработке большого объема учетной (системной) и внеучетной информации;

существенное влияние на результаты деятельности оказывают факторы предпринимательского и финансового риска (см. рис. 2);

возникает конфликт интересов между поставщиками капитала (собственниками) и экономическими агентами (менеджментом), которым доверяется управление активами, что создает условия для появления фактов корпоративного мошенничества (см. рис. 2);

усиливается кризис доверия между собственниками -потенциальными инвесторами — кредиторами, с одной стороны, и организацией и ее менеджментом, с другой стороны (см. рис. 2);

требуется координация усилий множества различных подразделений, отделов и служб компании.

Рисунок 1, на котором раскрывается место активов в обеспечении необходимых условий устойчиво развивающейся компании, подтверждает важное значение анализа имущественного комплекса в системе управления изменениями в организации. На рис. 1 показаны:

— обязательные условия простого функционирования организации:

максимизация рентабельности и доходности, устойчивости и ликвидности, кредитоспособности;

минимизация негативного влияния факторов по уровню предпринимательского и финансового рисков;

— дополнительные условия, необходимые для обеспечения устойчивого роста:

максимизация инвестиционной активности, конкурентоспособности организации и качества продукции;

повышение масштабности деятельности и деловой активности;

Для оценки реалистичности и достижимости каждого условия (на нижнем/обязательном и верхнем/дополнительном уровнях) существенными являются результаты анализа активов организации.

Первым шагом системного анализа является определение системы путем четкого представления следующих ее составляющих:

объекта исследования (активов хозяйствующего субъекта: основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности, отложенных налоговых обязательств, материально-производственных запасов, финансовых вложений и денежных средств);

субъекта исследования (финансовых и производственных аналитиков, менеджеров, специалистов учетно-финансовых, маркетинговых и логистических служб организации, акционеров, внешних экспертов, аудиторов, представителей органов государственного финансового и налогового контроля, кредиторов и пр.);

целей и задач (общие корпоративные, стратегические цели — специфические функциональные цели управления активами — задачи конкретным службам и подразделениям, ответственным за формирование, сохранение и использование активов);

языка (комплекс понятий и взаимосвязей между ними, классификация объекта исследования, символы и знаковая система, грамматика, семантика).

Общее свойство систем любой природы заключается в возможности выделения в них стандартных компонентов и типов взаимодействия между ними. Таким образом, если система — это определенная целостность объектов, ограниченная от внешней среды, то возникает необходимость исследования между индивидуальных ее частей, называемых элементами системы (модулями, блоками и пр.).

Концентрация внимания аналитика на конкретных элементах системы позволяет ему решить едва ли не основную задачу системного анализа — найти простое в сложном, объяснить общее состояние системы через анализ состояния ее индивидуальных компонентов и оценку степени влияния их на другие составляющие этой системы. Комплекс объектов, объединенных в одном модуле/блоке, как правило, обозначается некоторым высказыванием, знаком или символом (группой символов). Система комплексного экономического анализа активов будет осуществлять взаимодействие с внешней средой (с системой более высокого порядка) через входящие и выходящие потоки информации.

При определении системы и представлении ее в качестве единого целостного невозможно обойтись без понятия структуры. Структура системы позволяет упорядочить индивидуальные ее элементы и отношения (взаимосвязи) между ними по какому-либо одному признаку. При этом система представляет собой определенную ступенчатую иерархическую конструкцию. Экономический анализ активов может быть представлен, с одной стороны, как неотъемлемая часть системы более высокого уровня — КЭА, с другой стороны, как целостная система, обладающая собственной внутренней структурой. Такое системное понимание анализа активов позволяет выстроить следующую иерархическую конструкцию (рис. 3).

источник

Активы предприятия, представляют собой ресурсы, которые образовались на основании прошлых операций (событий) и назначение которых – увеличить экономические выгоды для организации.

Активы предприятия можно классифицировать по нескольким признакам:

  • В зависимости от объекта финансового управления;
  • В зависимости от вещественной формы объекта инвестирования;
  • В зависимости от срока получения денежного потока;
  • По форме получения;
  • По регулярности получения дохода;
  • В зависимости от степени риска;
  • В зависимости от оборачиваемости;
  • В зависимости от степени ликвидности.

В бухгалтерском балансе активы предприятия представлены как оборотные и внеоборотные ресурсы предприятия.

Целью анализа активов предприятия является изучение их структуры и динамики изменения их состава и стоимости за определенный период хозяйствования организации.

На основании анализа активов, руководство предприятия принимает соответствующие управленческие решения в части ведения дальнейшей деятельности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По результатам анализа товарных запасов предприятия, было выявлено, что их остатки на складе растут, а выручка от реализации остается без существенных изменений. В таком случае, целесообразно рассмотреть вопрос сокращения закупки товаров и увеличить направления сбыта имеющихся остатков.

В общем, задачами анализа активов предприятия можно назвать следующие (Рис.1)

Анализ активов предприятия, как правило, осуществляется на основании финансовой отчетности предприятия (Баланс, Отчет о движении денежных средств и т.д.).

Существует множество вариантов анализа, но самыми распространенными являются: горизонтальный и вертикальный анализ финансовых отчетов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Построение вертикального анализа раскрывает структуру активов организации и ее источников (табл.1).

Из такого анализа, можно увидеть, какую долю занимает актив в общей структуре активов предприятия.

Горизонтальный анализ активов осуществляется путем построения аналитической таблицы, где рассчитываются как абсолютные показатели, так и относительные — темп роста(табл.2).

Из полученных данных можно сделать вывод о снижении стоимости обоих видов активов.

Чаще всего, применяют объединенный анализ, то есть данные по активам предприятия заносят в таблицу и анализируют как структуру активов в составе имущества, так и показатели изменения их количества и стоимости в динамике.

В зависимости от вида деятельности предприятия, норма показателей изменения структуры активов может отличаться.

Если для предприятия, основной деятельностью, является реализация товаров в кредит или рассрочку, то рост показателя дебиторской задолженности не является негативным, как для другой организации.

Основные признаки положительных результатов анализа активов организации являются

  • Увеличение валюты баланса на конец отчетного периода по сравнению с показателем на начало периода.
  • Рост темпов прироста оборотных активов над темпами прироста внеоборотных активов.

Для получения сравнительной характеристики, путем осуществления анализа активов организации, необходимо номенклатуру всех статей баланса на начало и конец отчетного периода привести в полное соответствие. Также необходимо учесть инфляцию при расчете показателей. Особенно, это необходимо учесть при анализе денежных средств организации.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Понятие и сущность активов предприятия

1.2 Структура активов предприятия

1.3 Показатели и методы анализа активов предприятия

Глава 2. Практическая часть

2.1 Анализ и управление активами на предприятии ОАО «Тверской вагоностроительный завод»

Комплексное управление любым предприятием требует, прежде всего, знания его исходного состояния, сведений о том, как оно существовало и развивалось в периоды, предшествующие настоящему.

Для успешного развития в условиях рыночной экономики предприятию необходимо профессиональное управление всеми его ресурсами. Наиболее важную роль играет умение управлять активами предприятия, т.к. от этого зависит эффективное развитие производства, получение максимальной прибыли и повышение конкурентоспособности предприятия.

Одним из важнейших условий качественного управления активами предприятия является анализ его финансового состояния. В современных условиях финансовое состояние предприятия отражает конечные результаты его деятельности, которые интересуют не только работников предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы и др. Поэтому, для достижения наилучших результатов деятельности предприятия, необходимо отслеживать и анализировать динамику использования активов и совершенствовать систему планирования на предприятии.

Все это предопределяет актуальность проведения анализа использования активов и повышает роль такого анализа в экономическом процессе. Поэтому темой моей курсовой работы является анализ и управление активами на ОАО «Тверском вагоностроительном заводе».

Объект исследования — ОАО «Тверской вагоностроительный завод» в настоящее время является самым крупным предприятием России по производству различных типов магистральных пассажирских вагонов и монополистом на отечественном рынке вагонов локомотивной тяги. Предприятие является крупнейшим в отрасли и специализируется по выпуску вагонов локомотивной тяги: пассажирских всех типов и специального назначения.

На ОАО ТВЗ производится следующая продукция, и оказываются услуги:

пассажирские вагоны разных модификаций;

вагоны грузовые и специального назначения;

почтово-багажные вагоны и комплектующие к ним;

прицепные вагоны электропоездов;

колесные пары с буксовыми узлами для тележек пассажирских и грузовых вагонов;

запасные части к вагонам собственного производства;

капитальный ремонт вагонов в условиях вагоностроения с продлением срока службы.

Основным видом продукции, обеспечивающим свыше 80% от объема реализации, составляют новые пассажирские вагоны локомотивной тяги.

Целью данной курсовой работы является анализ использования активов ОАО «ТВЗ», выявление конкретных факторов и причин, повлиявших на изменение финансового положения организации путем применения методов анализа финансовых показателей работы предприятия.

Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в различных их видах, используемые в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Они формируются для конкретных целей осуществления этой деятельности в соответствии с миссией и стратегией экономического развития предприятия и в форме совокупных имущественных ценностей характеризуют основу его экономического потенциала. Как целенаправленно формируемая совокупность экономических ресурсов в виде определенного комплекса имущественных ценностей предприятия активы призваны соответствовать функциональной направленности и объемам его хозяйственной деятельности. Только в таком соответствии они представляют для предприятия определенную ценность как его экономические ресурсы, предназначенные для использования в предстоящем периоде. Предметная сущность активов как экономических ресурсов проявляется прежде всего в сфере экономических отношений, а более конкретно — в экономической сфере деятельности предприятия. Соответственно, выступая носителем экономических характеристик, активы являются объектом экономического управления любых микроэкономических хозяйствующих систем.

Активы являются имущественными ценностями предприятия, формируемыми за счет инвестируемого в них капитала. Вкладываемый в новый или развивающийся бизнес капитал материализуется в форме активов предприятия. Между категориями капитала и активов существует тесная связь: активы могут рассматриваться как объект инвестирования капитала, а капитал — как экономический ресурс, предназначенный для инвестирования в активы. Только путем инвестирования в активы капитал как накопленная ценность вовлекается в экономический процесс. Следует при этом отметить, что направляемый на формирование активов предприятия капитал может инвестироваться не только в денежной, но и в реальной форме, например, в форме конкретных капитальных товаров.

Активы представляют собой имущественные ценности предприятия, имеющие стоимость. Концепция стоимости активов базируется прежде всего на их ценности для предприятия как экономического ресурса. Уровень стоимости активов определяется суммой затрат факторов производства на их создание, периодом использования, соответствием целям хозяйственного использования, конъюнктурой рынка средств и предметов труда и т.п.

К активам относятся только те экономические ресурсы, которые полностью контролируются предприятием. Под таким контролем понимается право собственности на используемые экономические ресурсы или в отдельных, предусмотренных законодательством случаях, — право владения соответствующими их видами (например, имущественными ценностями, привлеченными к их использованию на условиях финансового лизинга). Экономические ресурсы, используемые предприятием, но не контролируемые им, активами не являются. Это относится, в первую очередь, к используемым трудовым ресурсам, а также к имущественным ценностям, арендуемым предприятием или предоставленных ему во временное пользование на безвозмездной основе. Следовательно, как контролируемые экономические ресурсы, активы предприятия являются носителем прав собственности. В этой роли они могут выступать носителем всех форм этой собственности — индивидуальной частной, коллективной частной, муниципальной, общегосударственной и т.п. При этом, объектом собственности предприятия является совокупность его активов вне зависимости от источников финансовых средств (собственного или заемного привлеченного капитала), за счет которых они сформированы.

Активы являются экономическим ресурсом, генерирующим доход. Способность приносить доход в процессе операционной или инвестиционной деятельности является одной из важнейших характеристик активов предприятия как объекта экономического управления. Этот доход активы генерируют, прежде всего, как экономические ресурсы, обладающие производительностью. Важно отметить также, что потенциальная способность активов генерировать доход не реализуется автоматически, а обеспечивается лишь в условиях эффективного их использования.

Активы предприятия, используемые в хозяйственной деятельности, находятся в процессе постоянного оборота. Этот оборот присущ как всей совокупности активов, так и отдельным их видам. Совокупность используемых предприятием активов видоизменяется прежде всего в реальных своих формах — одни виды активов в процессе оборота переходят в другие их виды (например, запасы сырья — в запасы готовой продукции; запасы готовой продукции — в дебиторскую задолженность или денежные активы и т.п.). Так, в процессе оборота стоимость одних видов активов возрастает за счет приращения стоимости труда и других используемых видов экономических ресурсов (например, стоимость запасов готовой продукции, изготовленной из запасов сырья); стоимость других видов активов, наоборот, снижается (например, стоимость используемых основных средств, амортизируемых нематериальных активов и т.п.). Оборот активов подчинен определенным циклам — хозяйственному, операционному, инвестиционному.

Хозяйственное использование активов неразрывно связано с фактором риска. Риск является важнейшей характеристикой всех форм использования активов в хозяйственной деятельности предприятия. Носителем этого фактора активы выступают в неразрывной связи с их характеристикой как экономических ресурсов, генерирующих доход. Уровень риска использования активов находится в прямой зависимости от уровня ожидаемой доходности.

Формируемые в составе активов имущественные ценности связаны с фактором ликвидности. Под ликвидностью активов понимается их способность быть быстро конверсированными в денежную форму по своей реальной рыночной стоимости. Эта характеристика активов обеспечивает возможность быстрой их реструктуризации при наступлении неблагоприятных экономических и других условий их использования в сформированных видах.

Рассмотренные характеристики активов предприятия показывают, насколько многоаспектной с теоретических и прикладных позиций является эта экономическая категория. При этом все рассмотренные характеристики, отражающие особенности функционирования активов предприятия с различных сторон, тесно взаимосвязаны и требуют комплексного отражения при определении их экономической сущности.

Активы предприятия представляют собой контролируемые им экономические ресурсы, сформированные за счет инвестированного в них капитала, характеризующиеся детерминированной стоимостью, производительностью и способностью генерировать доход, постоянный оборот которых в процессе использования связан с факторами времени, риска и ликвидности.

внеоборотные активы (иммобилизованные средства), срок эксплуатации которых более 12 мес.;

оборотные активы (мобильные средства), срок эксплуатации которых не превышает 12 мес.

К внеоборотным активам относятся : стоимость основных средств, нематериальных активов; незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности, отложенные налоговые и прочие внеоборотные активы. Основные средства приобретаются для долгосрочного использования предприятием.

Основные производственные фонды предприятия — это стоимостное выражение средств труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя свою натуральную форму. Главным определяющим признаком основных фондов выступает способ перенесения стоимости на продукт — постепенно: в течение ряда производственных циклов, частями: по мере износа.

Основные средства предприятия — это денежная оценка средств труда, отражающихся в балансе предприятия. В нормативных материалах они представляются как часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 мес. Или обычный операционный цикл, если он превышает 12 мес.

Непременным условием для осуществления предприятием хозяйственной деятельности является наличие оборотных средств.

Оборотные средства — это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения. В отличии от основных фондов, неоднократно участвующих в процессе производства, оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью переносят свою стоимость на готовый продукт. Оборотные средства предприятия существуют в сфере производств и в сфере обращения. Оборотные производственные фонды и фонды обращения подразделяются на различные элементы, составляющие материально-вещественную структуру оборотных средств.

Оборотные производственные фонды включают:

незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства;

Фонды обращения состоят из следующих элементов:

готовая продукция на складах;

товары в пути (отгруженная продукция);

средства в расчетах с потребителями продукции.

Общий размер собственных оборотных средств устанавливается предприятием самостоятельно. Обычно он определяется минимальной потребностью средств для образования необходимых запасов товарно-материальных ценностей, для обеспечения планируемых объемов производства и реализации продукции, а также для осуществления расчетов в установленные сроки.

Наряду с прибылью для пополнения собственных оборотных средств используются так называемые устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным средствам. Устойчивыми называются пассивы, которые постоянно используются предприятием в обороте, хотя не принадлежат ему. В качестве устойчивых пассивов служат нормальная, переходящая из месяца в месяц задолженность по заработной плате и отчислениям по социальному страхованию, остаток средств ремонтного (резервного) фонда, средства потребителей по залогам за возвратную тару, резерв предстоящих платежей. Поскольку эти средства постоянно находятся в обороте предприятия и их размер на протяжении года существенно колеблется, в качестве источника формирования приравненных оборотных средств используется их минимальная сумма в данном году.

В течение года потребность предприятий в оборотных средствах может изменяться, поэтому нецелесообразно полностью формировать оборотные средства за счет собственных источников. Это привело бы к образованию излишков оборотных средств в отдельные моменты и ослаблению стимулов к их экономичному использованию. Предприятие поэтому использует для финансирования оборотных средств заемные средства.

Кроме собственных и заемных средств в обороте предприятия находятся привлеченные средства. Это кредиторская задолженность всех видов, а также средства целевого финансирования до их использования по прямому назначению.

Важной составной частью механизма управления активами предприятия являются показатели и методы их анализа.

Анализ активов представляет собой процесс исследования результативных показателей их формирования и использования на предприятии с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности их функционирования.

В зависимости от используемых методов различают следующие системы финансового анализа, проводимого на предприятии при исследовании функционирования активов: горизонтальный, вертикальный, сравнительный, интегральный финансовый анализы и анализ финансовых коэффициентов.

1. Горизонтальный финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей финансовой отчетности за ряд периодов и определяются общие тенденции их изменения. В системе управления активами наибольшее распространение получили следующие методы финансового анализа:

исследование динамики показателей отчетного периода в сопоставлении с показателями предшествующего периода;

исследование динамики показателей отчетного периода в сопоставлении с показателями аналогичного периода прошлого года;

исследование динамики показателей за ряд предшествующих периодов. Целью этого метода анализа является выявление тенденций изменения отдельных показателей, характеризующих результаты функционирования активов предприятия.

2. Вертикальный (структурный) финансовый анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих финансовых показателей. Наибольшее распространение получили следующие методы вертикального анализа:

структурный анализ объема использования активов по видам хозяйственной деятельности. Такой анализ служит предпосылкой расчета показателей эффективности использования активов в разрезе отдельных видов деятельности и проведения соответствующего факторного анализа этой эффективности по предприятию в целом;

структурный анализ объема и состава активов по внутренним подразделениям предприятия. Результаты этого анализа служат базой проведения последующего углубленного сравнительного и факторного анализа эффективности использования активов отдельными внутренними подразделениями;

структурный анализ используемых операционных внеоборотных и оборотных активов предприятия. Такой анализ служит основной предпосылкой исследования оборачиваемости активов предприятия в разрезе отдельных видов его хозяйственных циклов, а также базой расчета показателей эффективности использования конкретных видов этих активов.

3. Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В системе управления активами наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного финансового анализа:

сравнительный анализ показателей функционирования активов предприятия и среднеотраслевых показателей. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения основных результатов формирования и использования активов данного предприятия с аналогичными среднеотраслевыми параметрами с целью оценки своей конкурентной позиции в этой сфере хозяйствования и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности их функционирования;

сравнительный анализ показателей функционирования активов данного предприятия и предприятий-конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабые стороны деятельности предприятия в сфере использования его активов с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции на конкретном региональном рынке;

сравнительный анализ функционирования активов в разрезе внутренних структурных подразделений данного предприятия. Такой анализ проводится с целью сравнительной оценки и поиска резервов повышения эффективности формирования и использования активов внутренних подразделений предприятия;

сравнительный анализ отчетных и плановых показателей функционирования активов. Такой анализ составляет основу организуемого на предприятии контроллинга активов. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых, определяются причины этих отклонений и формируются выводы о необходимости корректировки отдельных направлений хозяйственной деятельности предприятия, связанной с использованием его активов.

4. Анализ финансовых коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности предприятия между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные результаты функционирования активов предприятия, и степень их влияния на общий уровень финансового состояния предприятия. В системе управления активами наибольшее распространение получили следующие группы аналитических финансовых коэффициентов: коэффициенты оценки рентабельности активов; коэффициенты оценки производительности активов; коэффициенты оценки ликвидности активов; коэффициенты оценки оборачиваемости активов.

· Коэффициенты оценки рентабельности активов характеризуют их способность генерировать необходимую прибыль в процессе хозяйственной деятельности и определяют общую эффективность использования как всей совокупности, так и отдельных их видов.

Для проведения такой оценки используются следующие основные показатели:

а. коэффициент рентабельности всех используемых активов или коэффициент экономической рентабельности. Он характеризует уровень чистой прибыли, генерируемой всеми активами предприятия, находящимися в его использовании по балансу. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

Р а =

Средняя стоимость активов предприятия

б. коэффициент рентабельности продаж.

Он характеризует уровень прибыли, полученной с каждого рубля реализованной продукции. При расчете этого показателя используется следующая формула:

Р пр =

в. коэффициент рентабельности основной деятельности.

Этот показатель отражает прибыльность основной деятельности. Он может быть определен по следующей формуле:

Прибыль от реализации продукции

Р од =

г. коэффициент рентабельности собственного капитала предприятия. Этот показатель характеризует эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

Р ск =

д. коэффициент рентабельности операционных внеоборотных активов предприятия.

Он дает представление об эффективности использования совокупных основных средств и нематериальных активов, задействованных в операционной деятельности предприятия.

Для расчета этого показателя используется следующая формула:

Р ова =

Средняя стоимость операционных внеоборотных активов

е. коэффициент рентабельности оборотных активов предприятия.

Он характеризует уровень прибыльности совокупных оборотных активов предприятия и рассчитывается по следующей формуле:

Р оа =

Средняя стоимость оборотных активов предприятия

· Коэффициенты оценки ликвидности активов характеризуют возможность предприятия своевременно рассчитываться по своим текущим финансовым обязательствам за счет оборотных активов различного уровня ликвидности. Для проведения оценки ликвидности активов (уровня платежеспособности предприятия) в процессе финансового анализа используются следующие основные показатели:

Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует платежеспособность организации на дату составления баланса. Он показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время.

Коэффициент срочной ликвидности. По смысловому назначению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако, исчисляется по более узкому кругу текущих активов. Анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание на факторы обусловившие его изменение. Так, если рост его связан с ростом дебиторской задолженности, это не характеризует деятельность предприятия с положительной стороны.

Коэффициент текущей ликвидности. Характеризует обеспеченность оборотными активами для погашения краткосрочных обязательств.

Коэффициент ликвидности при мобилизации средств. Показывает степень зависимости платежеспособности предприятия от материальных запасов с точки зрения мобилизации денежных средств для погашения краткосрочных обязательств.

Коэффициент собственной платежеспособности. Характеризует способность предприятия возместить за счет чистых оборотных активов его краткосрочные долговые обязательства.

Коэффициент восстановления платежеспособности определяет возможность восстановления организацией своей платежеспособности в течение 6 месяцев.

Коэффициент утраты платежеспособности определяет возможность утраты организацией своей платежеспособности в течение 3 месяцев.

Коэффициенты оценки оборачиваемости активов характеризуют насколько быстро сформированные активы оборачиваются в процессе хозяйственной деятельности предприятия. В определенной степени они являются индикатором его деловой (производственно-коммерческой) активности.

Расчет агрегированных статей в целях оценки ликвидности баланса

Название: Анализ активов предприятия
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: курсовая работа Добавлен 13:27:31 25 января 2011 Похожие работы
Просмотров: 9803 Комментариев: 13 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Наиболее ликвидные активы (А1) — денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения

Наиболее срочные обязательства (П1) — кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства

Быстро реализуемые активы (А2) — дебиторская задолженность сроком погашения в течение 12 месяцев после отчетной даты и прочие оборотные активы

Краткосрочные обязательства (П2) — краткосрочные заемные средства и кредиты

Медленно реализуемые активы (А3) — запасы (за вычетом расходов будущих периодов), а также статья «Долгосрочные финансовые вложения» из раздела Iактива баланса (за вычетом вложений в уставные фонды других предприятий)

Долгосрочные обязательства (П3) — долгосрочные кредиты и заемные средства, отложенные налоговые обязательства, прочие долгосрочные обязательства

Труднореализуемые активы (А4) — раздел Iактива баланса «Внеоборотные активы» (за вычетом статей этого раздела, включенных в предыдущую группу) и дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты

источник

Характеристика показателей Код стр. Усл. ликв. Характеристика показателей
1 2 3 4

Популярные записи