Меню Рубрики

Abc анализ как инструмент оперативного анализа

Актуальность выбранной темы очевидна, поскольку ресурсная политика выступает в качестве главного элемента конкурентной стратегии любого предприятия. Исследуя мировой опыт, можно с уверенностью сказать, что лидирующие позиции в конкурентной борьбе получают те субъекты, которые лучшим образом сформировали ресурсную базу, владеют методами её совершенствования и может максимально эффективно ею управлять. Правильно организованная ресурсная база предприятия дает возможность сотрудникам предприятия координировать свою работу в направлениях, сулящих большую отдачу.

В течении долгого времени, торговля характеризовалась недостаточным предложением. В настоящее время все изменилось. Высокий уровень конкуренции в странах с развитой экономикой, стал главной проблемой при привлечении покупателей, а не удовлетворение спроса. Поэтому, обеспечение эффективности формирования ресурсной базы предприятия, в современных условиях хозяйствования, является очень актуальной задачей.

Предприятие вынуждено своевременно реагировать на изменения, происходящие в рыночной среде, которые в первую очередь отражаются на ресурсной базе предприятия.Ресурсная политика предприятия — один из основных объектов системы управления, поскольку, именно потребительский спрос на продукцию определяет возможности существования и развития предприятия.

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы. Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

1. Изучены теоретические аспекты ABC-анализа;

2. Рассмотрены подходы к определению потребностей логистической системы;

3. Изучен порядок оптимизации ресурсов предприятия.

Объектом исследования является ГБПОУ«1-Мок»

Предметом исследования – ресурсная политика предприятия.

Структурно курсовая работа состоит из: введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.Во введении раскрыта актуальность темы, определены цель и основные задачи работы, сформулирована практическая значимость работы, определены объект и предмет, структура и информационная база.

В первой главе изложены теоретические аспекты и взгляды на проблему разработки ресурсной политики.

Во второй главе приведен анализ и оценка разработки ресурсной политики на примере ГБПОУ «1-Мок»,приведены конкретные показатели, характеризующие процесс планирования в организации на основании усовершенствования ресурсной политики предприятия.

В третьей главе даны теоретические рекомендации по совершенствованию системыразработки ресурсной политики в ГБПОУ «1-Мок»и приведены показатели, характеризующие эффективность предложений.

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты «Оптимизации ресурсов предприятия»

Сущность ABC- анализа

ABC- анализ сотворён на принципе Парето.

На базе Парето лежит принцип – 20% всех товаров играют 80% оборота.

ABC- анализ –это метод, позволяющий систематизироватьприпасы фирмы по степени их значительности. ABC- анализ представляется одним из способов рационализаций и имеетвозможность применяться в сфере работы каждого предприятия.

ABC- анализ – это распределение ассортимента по- разнымхарактеристикам. Распределение аналогичным образом можно и поставщиков, и складские ресурсы, и клиентов, и долгие сроки продаж- всё, собственно,что располагает достаточное количество статистических критерий. ИтогомABC- анализа считается классификация объектов по степени влияния на одинаковый итог.

ABC- анализ распределяется на три категории:

Ø Группа А – Значимые товары. Необходим постоянный контроль и точная оценка.

Ø Группа B — Группа припасов, которые дают не5плохие неизменные продажи/прибыль фирмы. Выполняется обычный контроль, направленный на выявление ведущихпоправок в применении ресурсов.

Ø Группа С- менеезначимая группа в компании. Как правилоприпасы группы C ведут компанию книзу или не приносят заработок. При анализе данной группы надо быть довольно наблюдательным и в первую очередь понять причину невысокого вклада.

Задача ABC анализа– несложное, удобное и наглядное ранжирование каждых ресурсов с точки зрения их вклада в прибыль или же продажи. Благодаря этому ранжированию можно верно расставить приоритеты деятельности, сфокусировать использование ограниченных ресурсов фирмы (трудовые, временные, вложений и т.д.), обнаружитьлишнее использование ресурсов и сделать своевременные корректирующие меры.

Ø Периодичность проведения ABC анализа: как минимум один раз в год, чтобы стратегически, на ежеквартальной базе.

Для принятия стратегических правильных решений результаты предоставленного способа рекомендовано смотреть в динамике за некоторое количество периодов. Ежемесячный анализ проводить можно, но данный промежуток времени очень мал для реализации принятых решений и очень мал для отслеживания динамики ситуации

Ø Преимущества ABC- анализа: простота, прозрачность, универсальность, автоматизация и оптимизация ресурсов.

Первое и ключевое преимущество, это простота применения. Чем легчеспособ, тем он безопасней, это истина. Из-за простоты его легко приспособить к разным обстановкам. Изучение также не требует большого количества времени.

Прозрачность

Это преимущество случается из простоты. Чем легче, тем безопасней, но ещё и понятней. Всякийпериод анализа можно изучить и, в случае если надо, подкорректировать. Интерпретация расчётов не вызывает проблем. Трудные статистические способы таким преимуществом не пользуются.

Универсальность

Ещё одно ключевое преимущество. Это практически абсолютная универсальность. С поддержкойABC-метода можно анализировать в том числе товарооборот, в том числе деньги, в том числе и урожай зерна, да собственно что угодно, что возможно разделить на составляющие элементы. Перед ABC- анализом все равны. Приоритетность (отличие вклада в общий итог) имеется практически всюду.

Автоматизация

Когда не было компьютеров, все расчеты делались на бумаге и в уме, в наилучшем случае на калькуляторе. В следствие этого проведение любого анализа было связано с трудоемкостью расчётов. В данный моментданная проблемапотеряласобственную актуальность. Для АВС- анализа это вообще не проблема, так как алгоритм довольно строг.Расчёт в Excelможно сделать с помощью нескольких нажатий клавиш. Есть также множество специализированных программ, макросов и приложений, которые рассчитывают количество нажатий до одного. Более кратко, АВС- анализ ныне делается быстро. Умножать и делить столбиком уметь не обязательно, про логарифмические линейки и счёты, в конце концов, можно забыть.

Оптимизация ресурсов

Это фактически назначение метода. Успешное использование АВС-анализа допускаетуменьшить и высвободить большое количество временных и трудовых запасов. Это достигается методом концентрации работы над более ключевыми элементами и, наоборот, экономия запасов на менее приоритетных составляющих.

Ø Ограничения АВС- анализа:способочень математичен, иногда имеет возможность не принимать во внимание стратегические цели фирмы.

К примеру, развивающиеся категории всякий раз станут в категории «С», например,как в краткосрочном периоде станут иметь наименьший вклад в продажи/прибыль фирмы

Методика АВС анализа содержит обширноеиспользование в различных отраслях и видах работы благодаря собственной универсальности. Имеетвозможность использоваться в стратегическом и тактическом управлении, планировании и бюджетировании, логистике и управлении ресурсов компании.

Ø АВС-анализ товаров отдельного бренда или же всего ассортимента компании

Ø АВС-анализ запасов компании

Ø АВС-анализ сырья и каждых закупаемых материалов

Ø АВС-анализ клиентов или же групп потребителей

Ø АВС-анализ производительности работы подразделений и анализ трудовых ресурсов

Ø АВС-анализ бюджета,вложений или же каждыхрасходов

5. Выводы и мероприятия по оптимизации

ABC-анализ. Позволяет изучить массив данных и обнаружить ту долю, которая гарантирует наибольший эффект. В нашем случае, взяв за отправную точку ассортимент, анализируем его по двум характеристикам: размер продаж и получаемая выгода. После получения некой матрицы (рисунок 1) принимаются начальные управленческие решения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9091 — | 7271 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

ABC-анализ позволяет разбить большой список, например ассортимент товаров, на три группы, имеющие существенно разное влияние на общий результат (объем продаж).

Иными словами, ABC-анализ позволяет:

Выделить позиции, которые вносят наибольший вклад в суммарный результат.

Анализировать три группы вместо большого списка.

Работать сходным образом с позициями одной группы.

Группы обозначаются латинскими буквами ABC:

Можно анализировать (ранжировать) любые объекты, если у них есть числовая характеристика.

Ассортимент по объему продаж

Клиентов по объему заказов

Поставщиков по объему поставок

Дебиторов по сумме задолженности

Запасы по занимаемой площади склада

Очень важно, что в каждом конкретном случае не надо ломать голову над тем, в какую группу отнести товар (клиента, поставщика и т.д.). Есть простая методика, выполняющая это разделение.

Методика основана на принципе Парето (принцип 20/80), открытом итальянским экономистом Парето в 1897 году. В наиболее общем виде он формулируется так: «20% усилий дают 80% результата». В нашем случае: 20% ассортимента дают 80% выручки.

Группы должны быть примерно следующими (на примере анализа ассортимента):

Группа A дает 80% выручки, содержит 20% наименований

Группа B дает 15% выручки, содержит 30% наименований

Группа C дает 5% выручки, содержит 50% наименований

На всякий случай уточню: разбиение на группы выполняется по сумме выручки, а доля от числа наименований — какая получится.

Понятно, что соотношения (80%-15%-5%) по объему и (20%-30%-50%) по количеству наименований не являются точным законом природы, cуществует несколько методов определения границ ABC-групп. Но при значительных отклонениях от указанных значений следует насторожиться.

При анализе клиентской базы выяснилось, что в группу А, дающую 80% заказов входит всего 5% клиентов вместо рекомендуемых 20%. Значит при уходе одного-двух клиентов из этой группы произойдет резкое падение выручки.

Далее приведена общая методика и пояснения на примере анализа ассортимента. Пояснения показаны синим.

Выбрать цель анализа. Например: оптимизация ассортимента.

Выбрать объект анализа. Товары или товарные группы.

Выбрать параметр (числовую характеристику) по которому будем производить разбиение на группы. Выручка.

Отсортировать список по параметру в порядке убывания. Расположить товары в порядке убывания выручки.

Подсчитать общую сумму параметра по списку. Сумма выручки по всем товарам списка.

Вычислить долю параметра каждой позиции списка в общей сумме. (Выручка по товару) / (сумма выручки) * 100%.

Вычислить для каждой позиции списка долю нарастающим итогом. Например, для десятого товара: (доля 1-го товара)+ (доля 2-го товара)+…+(доля 10-го товара). Для последнего товара доля нарастающим итогом равна 100%.

Найти позицию списка, в которой доля нарастающим итогом ближе всего к 80%. Это будет нижняя граница группы A. Верхняя граница группы A – первая позиция в списке.

Найти позицию списка, в которой доля нарастающим итогом ближе всего к 95% (80%+15%) . Это будет нижняя граница группы B.

Подсчитать количество позиций списка в каждой группе. Число наименований товаров в каждой группе.

Подсчитать общее количество позиций списка. Общее число наименований товаров.

Подсчитать долю количества позиций в каждой группе от общего количества. (Число товаров в группе) /(общее число товаров)*100%.

Сравнить получившиеся значения с рекомендуемыми.

Включать в список для анализа однородные позиции. Нет смысла включать в один список холодильники ценой от 10 000 руб. и розетки ценой 20 руб.

Правильно выбрать значения параметра. Например, суммы месячной выручки дадут более объективную картину, чем суммы дневной выручки.

Проводить анализ регулярно и периодически, правильно выбрав период.

Методика довольно простая, но весьма трудоемкая. Для ABC-анализа идеальным инструментом служит Excel.

Пример ABC-анализа ассортимента расчет в Excel по шагам

Покажем на примере как работает методика ABC-анализа. Возьмем ассортимент из 30 условных товаров.

Цель анализа — оптимизация ассортимента.

Параметр по которому будем производить разбиение на группы — выручка.

Cписок товаров отсортировали в порядке убывания выручки.

Подсчитали общую сумму выручки по всем товарам.

Вычислили долю выручки по каждому товару в общей сумме выручки.

Вычислили для каждого товара долю нарастающим итогом.

Нашли товар для которого доля нарастающим итогом ближе всего к 80%. Это нижняя граница группы A. Верхняя граница группы A – первая позиция в списке.

Нашли товар для которого доля нарастающим итогом ближе всего к 95% (80%+15%) . Это нижняя граница группы B.

Подсчитали количество наименований товаров в каждой группе. A — 7, B — 10, C — 13.

Общее количество товаров в нашем примере 30.

Подсчитали долю количества наименований товаров в каждой группе. A — 23.3%, B — 33.3%, C — 43.3%.

Сравнили результат ABC-анализа с рекомендуемыми значениями.

Группа A80% выручки, 20% наименований

Группа B15% выручки, 30% наименований

Группа C5% выручки, 50% наименований

Для списка товаров из нашего примера:

Группа A79% выручки, 23.3% наименований

Группа B16% выручки, 33.3% наименований

Группа C5% выручки, 43.3% наименований

источник

Маркетинг » ABC-анализ: характеристика, особенности и применение

Одной из главных задач в жизни любой компании является управление ассортиментом. В том числе, управление закупками и остатками, что непосредственно влияет на объем продаж и прибыльность. В предыдущей статье мы рассматривали матрицу БКГ , которая позволяет разделить весь ассортимент на четыре группы, и за счет этого оптимизировать товарную стратегию. В этой статье мы поделимся информацией о другой известной концепции, которые получили название АВС-анализа. Мы рассмотрим его методологию, сферу применения, преимущества и особенности, знание которых позволит получить более точные результаты.

АВС-анализ позволяет разделить большой массив данных, исходя из их вклада, на три группы. Это позволяет, во-первых, выделить позиции, которые являются ключевыми. Во-вторых, мы сможем сконцентрироваться на анализе трех групп, вместо большого списка, и работать с позициями в пределах групп сходным образом.

Данный метод основан на принципе Парето, открытому в 1897 г. Согласно этому принципу, «20% усилий дают 80% результата». В зависимости от предмета анализа его можно перефразировать: 20% ассортимента приносят 80% прибыли; 20% клиентов приносят нам 80% выручки и т.д. Метод АВС-анализа имеет широкое применение, т.к. с его помощью можно проанализировать практически любую сферы деятельности компании, в том числе:

  • Ассортимент по объему продаж и прибыльности,
  • Клиентов по количеству заказов,
  • Поставщиков по объему поставок,
  • Запасы по занимаемой площади склада и т.д.

По результатам анализа мы можем выделить следующие группы (на примере анализа ассортимента):

  • Группа А: 20% ассортимента, с 80% долей в выручке,
  • Группа В: 30% ассортимента, дающие 15% выручки,
  • Группа С: 50% ассортимента, приносящие 5% от общей выручки.

Таким образом, к Группе А относятся товары-лидеры, к Группе В – товары средней важности, а к Группе С — наименее важные товары, которые претендуют на исключение из ассортимента. Следует отметить, что соотношение 80-15-5% по объему и 20-30-50% по количеству не являются единственно верным. В зависимости от особенностей ассортимента каждой конкретной компании эти значения могут быть скорректированы. Так в других источниках приводятся другие значения доли по количеству: 10-20-70%. Поэтому важно учитывать специфику деятельности компании и вашего ассортимента при выборе базовых соотношений, что получило название эмпирического метода. Также существуют и другие методы определения соотношения долей.

Читайте также:  Сан книжка какие анализы сдавать повару

При использовании метода сумм границы определяются по значению суммы двух показателей: доли по объему (нарастающим итогом) и доли по количеству (нарастающим итогом).

  • Группа A. Нижняя граница (Доля по объему + Доля по количеству) = 100%,
  • Группа B. Нижняя граница (Доля по объему + Доля по количеству) = 145%,
  • Группа C. Все оставшиеся.

Фактически, мы получаем те же значения, что и в предыдущем подходе, но с более подвижными границами групп за счет того, что: (80+20)=100, (95+50)=145, (5+50)=200. Другие существующие методы для определения границ используют принципы статистики и математического анализа и являются более сложными в исполнении. К ним можно отнести:

  • Дифференциальный метод,
  • Метод касательных,
  • Метод многоугольника (двойной касательной),
  • Метод треугольника,
  • Метод петли.

Вышеперечисленные методы являются более точными, но требуют больше времени и навыков для их использования. Стоит отметить, что наиболее точным считается метод двойной касательной, а наиболее гибким — метод треугольника.

Необходимо учитывать, что в реальности на анализируемую совокупность влияет не один, а сразу несколько факторов. Например, на группировку ассортимента влияет не только выручка от продаж, но также его прибыльность, оборачиваемость, занятая площадь склада и т.д. С этим ограничением уверенно помогает справиться многомерный АВС анализ. В данной статье мы рассмотрим пример двухмерного анализа, взяв в качестве критериев выручку от продаж и прибыльность товаров. При использовании большего количества критериев возникает сложность графического изображения и анализа данных, поэтому оптимальным количеством являются 1-3 критерия для анализа.

В качестве первого шага двухмерного анализа, необходимо провести АВС-анализ по каждому из критериев. После этого полученные результаты следует объединить, т.е. присвоить каждой позиции не одну, а две буквы, каждая из которых будет отвечать за свой признак. В итоге, мы получим девять групп, которые схематично можно представить в виде следующей таблицы:

Как же анализировать полученные результаты? Для этого вернемся к стандартному виду анализа, состоящему из трех групп. Для объединения полученных значений в Группы А, В и С существуют различные методики. Например, в Группу А мы можем отнести только товары из группы АА, в Группу В относим значения ВА, ВВ и АВ, а остальные — в Группу С. Это позволяет выделить безусловных лидеров ассортимента и сконцентрироваться на развитии этой группы.

Существует и противоположная методика, когда к Группе С относятся только значения СС, в Группу А входят значения, содержащие хотя бы одну букву А, а остальные относятся к Группе В. Но повторюсь, многое зависит от целей анализа и специфики деятельности компании, в зависимости от этого, вы можете составить группы и по другим признакам.

Далее обратимся к сильным и слабым сторонам АВС-анализа. В качестве его преимуществ можно выделить его простоту (если использовать базовые критерии отбора) и универсальность (можно применить почти к любой сфере деятельности компании, взяв за основу любой критерий). Главное же преимущество метода в том, что он позволяет оптимизировать ресурсы компании. При этом использование анализа на сегодняшний день автоматизировано, т.к. его без проблем можно провести в MS Excel, не утруждая себя объемными вычислениями.

Говоря о недостатках метода, необходимо учитывать его особенности. Если принимать их во внимание, то можно минимизировать недостатки анализа и получить более точные данные. Остановимся на этих особенностях более подробно.

  1. Анализ неоднородной продукции. Если у фирмы в ассортименте находится товар одной группы, то все становится предельно ясно. А если фирма занимается реализацией разнообразной продукции, которая заметно отличается по цене, оборачиваемости и прибыльности? В таком случае, при проведении анализа по всей совокупности мы получим искаженные данные, пользуясь которыми мы будем принимать неверные управленческие решения. Например, если мы анализируем ассортимент по выручке, то, после проведения анализа, мы будем уделять большее внимание дорогим товарам, но не факт, что они будут лидерами по прибыльности и частоте продаж.

Правильным выходом из этой ситуации является разбиение массива анализируемых данных на однородные группы и проведение АВС-анализа по каждой из них. Также не следует анализировать товары, которые фирма реализует исключительно «под заказ» с другими товарами, т.к. любой крупный контракт по ним переведет его в Группу А, но это не гарантирует, что такой объем продаж будет в следующем периоде.

  1. Анализ данных за неоднородный период. Важно правильно ответить на вопрос: «Когда проводить анализ?» Если в сфере деятельности фирмы присутствует сезонность, и мы будем проводить анализ, например, летом, то есть большой риск исключить из ассортимента товары, у которых пик продаж приходится на зиму. Поэтому рекомендуется проводить анализ за год, что поможет выявить общую тенденцию. Для более детального анализа, можно проводить анализ для каждого пика продаж в отдельности.
  2. Анализ новых товаров. Для анализа новых товаров, которые только появляются в нашем ассортименте, необходимо использовать другие критерии. Так как мы не можем оценить их уровень продаж за прошлые периоды, то для них следует проводить «политику наибольшего благоприятствования», поэтому на первое время их можно автоматически отнести к Группе А, чтобы уделять им наибольшее внимание.

Также могут возникнуть ситуации, когда возникают перебои с поставками товара. Причины могут быть разные: ошибка в закупках, отсутствует у поставщика и т.д. Так как товар отсутствовал, то уровень его продаж будет ниже потенциально возможного. Если это был товар Группы А, то он может незаслуженно попасть в Группу В или С. В таких случаях, рекомендуется исключать моменты отсутствия товара из нашего анализа. Сделать это несложно, если перейти от суммарных продаж к средним продажам за более мелкий период (от годовых к квартальным или месячным).

  1. Выбор признаков для анализа. Очень важно правильно выбрать те признаки, по которым мы будет проводить анализ и относить товары в группы. Поэтому перед проведением анализа следует задать вопрос: «Насколько хорошо выбранные признаки отражают анализируемую совокупность и насколько они соответствуют цели анализа?»
  2. Дополняющие товары. При сокращении товаров из Группы С важно ответить на вопрос: «А не попадают ли в эту группу товары, дополняющие товары из Группы А или В?» Важно, чтобы сокращение таких товаров не сказалось на спросе потребителей на товары ведущих групп. Поэтому эту особенность также необходимо учитывать при проведении анализа.

Важно помнить, что игнорирование вышеперечисленных особенностей АВС-анализа может не только перечеркнуть все усилия по анализу, но и привести к абсолютно неверным выводам. В этой главе мы познакомимся с алгоритмом его проведения, т.е. рассмотрим из каких последовательных этапов состоит АВС-анализ:

  1. Выбрать цель анализа. Выбираем к чему мы должны прийти по итогу анализа, например: оптимизация ассортимента, рост выручки, рентабельности и др.
  2. Выбор объекта анализа. Определяем, что будем анализировать: ассортиментную группу/подгруппу, номенклатуру в целом, поставщиков, клиентов. Возможна детализация направлений анализа по каналам сбыта, рыночным сегментам и др.
  3. Определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта. Это может быть средний товарный запас, объем продаж, количество продаж, объем заказа и т.д.
  4. Составление рейтингового списка по выбранному параметру и его сортировка в порядке убывания. Например, если в качестве критерия мы выбрали «объем продаж», то сортируем весь наш ассортимент от товаров с наибольшими продажами до наименьших.
  5. Подсчитать общую сумму по выбранному параметру (например, общий объем продаж по всему ассортименту) и вычислить долю параметра каждой позиции списка в общей сумме. Для нашего примера, доля продаж по каждому товару будет равна отношению продаж по товару к общей выручке.
  6. Вычислитьдолю нарастающим итогом для каждой позиции списка. Например, для десятого товара: (доля 1-го товара) + (доля 2-го товара) + … + (доля 10-го товара). Для последнего товара доля нарастающим итогом будет равна 100%.
  7. Определение групп А, В, С. Найти позицию списка, в которой доля выбранного параметра ближе всего к 80% (нарастающим итогом). Это будет нижняя граница группы A. Верхняя граница группы A – первая позиция в списке. Следующим шагом необходимо найти позицию списка, в которой доля нарастающим итогом ближе всего к 95% (80%+15%). Это будет нижняя граница группы B. Оставшиеся позиции будут относиться к Группе C.
  8. Сравнение полученных значений с рекомендуемыми. Для этого необходимо посчитать количество позиций в каждой группе и вычислить их долю от общего количества. Если полученные значения объективно отражают рассматриваемую совокупность, то мы можем перейти к завершающему этапу анализа.
  9. Анализ полученных данных и подведение итогов. Разумеется, это самый важный шаг всего анализа, т.к. от сделанных выводов будут зависеть дальнейшие шаги руководства компании в области управления ассортиментом, управления продаж и т.д.

Итак, мы можем сделать вывод, что несмотря на преимущества анализа, включающие его простоту, универсальность и автоматизацию, при его проведении важно соблюдение определенных условий. Если аналитик неверно определит цель, объект и признаки анализа, а также проигнорирует особенности анализа неоднородной продукции или периодов, то он запросто может не достичь поставленной цели. Важно помнить, что качество этого вида анализа зачастую зависит от качества исходных данных. Поэтому для повышения его точности рекомендуется анализировать однородные группы и еще раз убедиться в том, что выбранные параметры объективно оценивают анализируемое явление. В следующей статье мы поговорим о XYZ-анализе , который может стать хорошим дополнением к проведенному АВС-анализу.

источник

ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы компании (база клиентов является ресурсом) по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться для любого предприятия и в любой сфере его деятельности.

Основная цель ABC-анализа базы клиентов – выделить в сегментах клиентов группы клиентов, которые обеспечивают наибольший вклад (80%) в результаты работы компании, с тем, чтобы сфокусироваться на наилучшем удовлетворении потребностей именно этой группы.

Заполнив форму обратной связи в конце статьи, Вы сможете получить удобный Excel шаблон для проведения ABC-анализа.

В основе ABC-анализа лежит принцип Парето: 20/80. Применительно к ABC-анализу базы клиентов правило звучит следующим образом: 20% всех клиентов компании приносят ей 80% дохода. Еще 15% дохода приносят следующие 30% клиентов. И 50% клиентов (половина клиентской базы) приносят всего 5% дохода. В зависимости от отрасли и типа бизнеса цифры эти могут немного колебаться (бывают и крайние случаи, когда у бизнеса всего 1-2 клиента), но общая статистика именно такая.

Оценка клиентов по уровню приносимого дохода — самый простой вариант оценки клиентов компании, и часто компании настраивают такую оценку в системе учета. Но, оценка только на основе принесенного клиентом дохода недостаточна. Компанию должна интересовать не просто выручка, а то какую прибыль она получает на каждую гривну продаж. Поэтому, важно понимать не только выручку от продажи конкретному клиенту, но и маржинальную прибыль, которую клиент компании принес. Маржинальную прибыль нужно определять с учетом всех затрат, связанных с продажей именно этому клиенту. Довольно часто бывает, что клиент покупает вроде бы много, но требует, и максимальной скидки, и дополнительных условий (доставка, или послепродажное обслуживание, или бонусы). При этом цикл продаж этого клиента оказывается более длинным, чем для других клиентов, и персонал продаж тратит на него больше времени, чем на других. Поэтому, маржинальный доход, приносимый клиентом, желательно оценивать на единицу времени, затраченную на каждую сделку. В итоге, посчитав все затраты, связанные с продажами таким клиентом, может оказывается, что и прибыли эти продажи компании не приносят.

Кроме того, компанию должен интересовать вопрос: какую выручку от продаж она получает на каждую гривну используемого капитала, — вопрос эффективности использования капитала компании. А это напрямую зависит от платежной дисциплины клиентов. Т.е. приводит к необходимости оценки дебиторской задолженности клиентов.

Именно поэтому, мы предлагаем использовать расширенный вариант анализа – одновременную оценку ценности клиентов на основе выручки, маржинального дохода, и нескольких других показателей, выбираемых в зависимости от специфики бизнеса и стратегии компании. К примеру, объемов продаж, сроков погашения дебиторской задолженности, частоты покупок, сроков последней покупки или выручки на одну сделку и т.д.

Безусловно, необходимым условием проведения корректного анализа является корректное ведение учета продаж в разрезе сегментов клиентов, наименований клиентов, получаемого дохода и с учетом всех видов затрат, которые компания несет на привлечение, удержание клиента, после продажное обслуживание, если такое есть. Для такого учета продаж необходима проработанная методология управленческого учета в компании и ее реализации в ИТ-системе.

АВС-анализ необходимо проводить, как минимум один раз в год, при разработке и пересмотре стратегии компании для существующего рынка с целью разработки стратегии маркетинга и стратегии продаж для существующих клиентов. Анализ также должен проводиться для среднесрочного (годового) планирования продаж: продажи существующим клиентам в прошлом могут служить основной для прогноза будущих продаж. Однако, для многих рынков и видов бизнеса желательно проводить ABC-анализ чаще, — раз в квартал, так это поможет оперативно фокусировать маркетинг и продажи на лучших клиентах компании.

ABC-анализ мощный инструмент для анализа эффективности клиентской базы компании, но он представляет только один компонент обширного процесса анализа клиентов. Поэтому, этот инструмент должен использоваться вместе с другими стратегическими инструментами: стратегический анализ клиентской базы, анализ портретов клиентов, анализ потребностей и поведения клиентов.

ABC-анализ можно применить не только для анализа базы клиентов и выделения лучших клиентов. Его можно применить для анализа категорий товаров и номенклатуры внутри категории для определения категорий и товаров, пользующихся наибольшим спросом и наиболее прибыльных, оценки эффективности менеджеров по продажам, каналов продаж, партнеров, анализа запасов, сырья и закупаемых материалов, анализ затрат и т.д.

Читайте также:  Саркоидоз какие анализы могут его выявить

При объединении анализа клиентов и анализа товаров получим перекрестный анализ, позволяющий фокусироваться как на приоритетных клиентах, так и на номенклатуре, которую приоритетные клиенты выбирают.

Процесс проведения ABC-анализа состоит из следующих шагов (см. Рис. 1):

Рис.1 Процесс проведения ABC-анализа

    Шаг 1 Выбор показателей продаж для анализа и подготовка учетных данных;

    Шаг 2 Анализ эффективности сегментов клиентов;

    Шаг 3 Анализ сегментов по каждому показателю продаж отдельно;

    Шаг 4 Сведение результатов оценки по отдельным показателям продаж в единую таблицу;

    Шаг 5 Анализ по совокупности всех показателей продаж;

    Шаг 6 Подготовка выводов по результатам анализа и принятие управленческих решений.

    Результат процесса ABC-анализа даст вам более четкое понимание, кто является самыми ценными клиентами компании, приносящими ей наибольший доход и прибыль. Вы получите основу для принятия взвешенных управленческих решений для распределения бюджета маркетинга с учетом самых ценных клиентов; для фокусировки усилий персонала продаж (и другого персонала компании) на самых ценных клиентах; для дальнейшей стратегической разработки уникального ценностного предложения для самых ценных клиентов и усиления конкурентоспособности компании.

    Для проведения анализа прежде всего нужно выбрать показатели продаж, по которым будет оцениваться клиентская база. Это, по своей сути, стратегические показатели продаж, которые компания выбрала для оценки продаж при разработке стратегии. Как правило, это выручка и маржинальный доход, плюс, может быть, погашение дебиторской задолженности или объемы продаж.

    Кроме этого, для проведения анализа вам понадобиться предварительная подготовка данных. Это связано с тем, что, как правило, у большинства компаний в учете нет порядка. Один и тот же клиент в учете может фигурировать под разными именами. Одна из причин, клиент может иметь несколько юридических лиц для ведения хозяйственной деятельности и оформлять сделки на разные лица. Вторая причина элементарные ошибки введения наименований компаний персоналом по продажам под разными именами в силу отсутствия в компании стандарта ведения управленческого учета. Достаточно ввести клиента один раз как «Компания», второй раз как ООО «Компания», третий как ТОВ «Компания», и в системе появится три клиента вместо одного.

    Поэтому, выгружаем данные из учетной системы в таблицу Excel и делаем анализ наименований, составляем уникальный список клиентов и продажи одного и того же клиента суммируем. Результаты этого шага могут служить основой наведения порядка в учете продаж клиентам.

    Как правило, компания работает с несколькими сегментами клиентов. Поэтому первым шагом необходимо проанализировать вклад каждого сегмента в результаты компании. А затем проводить дальнейший анализ базы клиентов внутри каждого сегмента по отдельности.

    Рис.2 Вклад сегментов в общий результат компании

    В силу того, что сегментов клиентов в компании, как правило, не много (2-4) оценка их эффективности не очень сложна и наглядна. Вычислив долю выручки сегмента в общей выручке компании и долю выручки сегмента в маржинальной прибыли от продаж, можно сразу сделать определенные выводы. В приведенном на рисунке 2 примере Сегмент 2 приносит компании 32% маржинальной прибыли при выручке менее 24%. И это самый приоритетный сегмент. На сегмент 1 нужно обратить внимание, так как при самой большой доле в выручке от продаж, он приносит компании только около 22% маржинального дохода. Еще более пристальное внимание нужно обратить на сегмент 4 – почему в этом сегменте такой низкий маржинальный доход.

    Устанавливаем диапазон категорий: АВС

    Рис.3 Диапазоны категорий ABC

    Для каждого показателя продаж готовится свой лист таблицы Excel. Рассмотрим проведение анализа на примере показателя продаж «Выручка». Последовательность анализа следующая:

    Сортируем по показателю продаж по убыванию (в данном случае по выручке);

    Рассчитываем общую сумму показателя продаж;

    Рассчитываем колонку «Доля» — долю каждого клиента в общей сумме показателя продаж по формуле: (Выручка по клиенту) / (Общая сумма выручки) * 100%;

    Рассчитываем колонку «Накопительный итог» — накопительный итого доли клиентов в выручке, начиная с самого большого значения. К примеру, доля Клиента 14 в выручке – 29,89%, доля Клиента 10 в выручке -26,55%, доля Клиента 13 в выручке – 6,09%. Накопительный итог первых трех клиентов составит: Клиент 14 (29,89%) + Клиента 10 (26,55%) + Клиента 13 (6,09%) = 62,53%;

    Присваиваем категории ABC. Находим клиента, доля которого нарастающим итогом ближе к 80%. Это нижняя граница категории А. Находим клиента, доля которого нарастающим итогом ближе к 95%. Это нижняя граница категории В. Все клиенты ниже этой границы относятся к категории С. Делаем условное форматирование по категориям: категория А –зеленый, категория В – желтый, категория С – красный.

    Рис.4 Результаты Шага 3.

    Результаты анализа предыдущего шага по каждому отдельному показателю продаж сводятся в общую таблицу. Сортировка таблицы выбирается по приоритетному показателю, к примеру, по выручке.

    Рис.5 Сводная оценка клиентов по совокупности показателей продаж

    Для наглядности переносим результаты в таблицу с присвоенными категориями. Полученный наглядный результат дает возможность быстро сделать оценки и принять управленческие решения. В приведенном примере, мы видим, что Клиенты 14 и 8 и по выручке, и по маржинальной прибыли самые ценные для компании. Клиент 10 и выручки и прибыли компании приносит много, но размеры каждой сделки с этим клиентом небольшой, т.е. он покупает часто, но небольшими объемами. Соответственно во временном аспекте каждая сделка с ним требует от компании больше ресурсов. Если бы в учетной системе компании учитывалась бы маржинальная прибыль с учетом затрат времени персонала на одну сделку, скорее всего, что по показателю маржинальной прибыли, этот клиент не попал бы в категорию «А». Несовершенство учетной системы компании может приводить к неправильным выводам

    Рис.6 Сводная оценка клиентов по совокупности категорий АВС

    Есть ряд клиентов (Клиент 13, 2, 4), которые по выручке попадают в категорию «А», а по маржинальной прибыли в категорию «В». Это означает, что, возможно, этим клиентам компания предоставляет чрезмерные скидки или дополнительные бесплатные услуги. Клиент 15 при выручке в категории «В» по прибыли попадает в категорию «А». Это означает, что, если приложить усилия для увеличения продаж этому клиенту, компания сможет получать дополнительную прибыль пропорционально большую, чем увеличение продаж.

    Из представленной матрицы также видно, что половина клиентов компании попадают в категорию С, т.е. в сумме приносит компании меньше 5% выручки и прибыли.

    Возникает логичный вопрос: «Какие управленческие решения необходимо принять?»

    Эти клиенты, по сути, тянут компанию вниз, отвлекая человеческие и временные ресурсы, которые могли бы быть использованы более эффективно. Фактически, те, кто занимает место в нижней части вашего списка, являются кандидатами «на увольнение», как бы это странно не звучало.

    Ни один анализ не имеет смысла, если на основе его результатов не принимаются управленческие решения. Порой существует мнение, что нужно «подтянуть» отстающих, чтобы получить больше выручки и прибыли. Но это, ошибочное мнение. Компания должна сосредоточиться на своих самых ценных, лучших клиентах, доказавших, что они уже приносят ценность компании и могут принести ее в будущем. Лучшие клиенты – это те, которые сгенерировали наибольший доход и прибыль за последние 12 месяцев (или 24 месяцев), и дают вам максимальный почасовой доход/прибыль (доход, который они порождают, деленный на время, которое вы на них тратите).

    Решения, которые нужно принять:

    Как удовлетворять потребности самых ценных клиентов еще лучше, чтобы увеличить выручку и прибыль, приносимую ими?

    Как распределить бюджет маркетинга с учетом самых ценных клиентов?

    Как распределить усилия персонала по продажам?

    Как клиентов с категорией «В» по выручке и «А» по прибыли перевести в категорию «АА» и по выручке, и по прибыли?

    Необходимо обязательно разделять сегменты клиентов и проводить анализ внутри сегментов. Смешение клиентов разных сегментов в одной таблице анализа приведет к неправильной оценке и неправильным управленческим выводам и решениям.

    Если компания реализует свои товары на разных географических рынках и функционирует в разных отраслях — рекомендуется проводить ABC-анализ для каждого сегмента, каждого канала продаж, каждой отрасли, для каждого рынка.

    Для получения надежных оценок в ABC-анализе необходимо иметь надежную исходную информацию в системе учета. Для этого необходим продуманная политика управленческого учета с детальным учетом затрат и развернутой аналитикой по продажам.

    Самые серьезные ошибки происходят по причине некорректных учетных данных, неправильно отображающих нюансы хозяйственной деятельности компании. Поэтому необходимым условием должно быть разработка и внедрение Политики управленческого учета с максимально возможной детализацией затрат, связанных с генерированием дохода, и развернутой аналитикой по продажам.

    Необходимо обязательно разделять сегменты клиентов и проводить анализ внутри каждого сегмента.

    Не достаточно анализировать только выручку или только маржинальную прибыль. Необходимо применять совокупную оценку по стратегическим параметрам продаж компании.

    Для того, чтобы получить максимальную выгоду от ABC-анализа его следует использовать в организации на регулярной основе для обеспечения возможности выявления любых тенденций в продажах и своевременного на них реагирования.

    Как и все другие методы ABC-анализ имеет свои преимущества и недостатки.

    Обеспечивает простой, легко используемый и наглядный шаблон для анализа клиентской базы компании;

    ABC-анализ дает экономическую оценку каждому клиенту для определения его ценности для вашего бизнеса;

    Учитывает исключительно предыдущую статистику компании (в будущем динамика может измениться);

    Зависит от качества учетной информации: продуманной методологии управленческого учета и наличия развернутой аналитики продаж;

    Компаниями часто упрощают анализ и проводят его только по одному показателю продаж, что может приводить к неправильным выводам;

    Процесс должен проводиться регулярно для того, чтобы быть эффективным. Однако, часто компании этого не делают, считая, что это требует значительного времени (а значит денег);

    Для принятия стратегических решений рекомендуется ABC-анализ использовать в сочетании с методом стратегической оценки клиентской базы, который количественные показатели ABC-анализа дополняет качественными экспертными оценками стратегической значимости клиентов для будущего развития компании.

    Хотите поблагодарить? Сделайте репост:

    Для получения MS EXCEL шаблона ABC-анализа необходимо заполнить и отправить приведенную далее форму:

    источник

    Каждый собственник, директор или маркетолог интернет-магазина желает знать, где находятся точки роста его бизнеса. У вас не получится определить, какой товар приносит большую выручку за конкретный период времени, если в процессе анализа вы забыли про сезонность, активность конкурентов, запустивших промо-акцию, или общие тенденции рынка. Почему важно учитывать все параметры, чтобы в результате получить объективную и полную картину?

    Это инструмент, который поможет правильно определить ценность продукта в представленном компанией ассортименте, формируя на основе полученных данных объемы новых поставок. Вы всегда будете знать – что пользуется популярностью и почему, сколько тратите на закупку и какую в итоге получаете прибыль.

    ABC и XYZ анализ используют для классификации продукции, услуг или выполняемых работ, анализа номенклатуры, продаж, а также определяют лидеров среди всех товарных групп, чтобы оперативно внести корректировки в каталогах или отдельных позициях товаров.

    Нельзя ограничиваться соотношением общего количества продаж и прибыли, когда речь идет о комплексном анализе бизнеса. Нужно выяснить, насколько стабилен спрос в перспективе и как вы можете повлиять на реализацию отдельных категорий товаров.

    Мы не рекомендуем использовать ABC и XYZ по отдельности, так как максимальную эффективность инструменты показывают именно в комплексе. ABC анализ, отталкиваясь от абсолютного значения одного из показателей, в основном – объему поступающего дохода или прибыли, делит совокупность объектов на три группы по уровню их важности. XYZ анализ делает похожее разделение, ориентируясь на отклонения этих значений от среднего.

    В первую очередь все зависит от ваших целей: хотите сузить ассортимент — оценивайте объемы реализации и прибыльность, определяете рентабельность — смотрите показатель ROI и коэффициент оборачиваемости и т.д.

    Если вам знаком закон Паррето , то можете сразу переходить к следующем абзацу, для всех остальных — когда 20% действий дают 80% результата, а остальные 80% действий дают лишь 20% результата. То есть в вашем магазине ⅕ объема всех имеющихся товаров дает 80% оборота, поэтому регулярный мониторинг и контроль этих позиций поможет вам обеспечить стабильную деятельность компании.

    Полученный результат позволит вам конкретизировать объекты, на которые нужно обратить внимание, чтобы улучшить результаты продаж. Метод также можно использовать для оптимизации ассортимента, анализа клиентской базы и в других направлениях.

    Разделите факторы бизнеса на три категории – товары или покупатели, так как несмотря на возможность расширить число групп, этот вариант является наиболее распространенным:

    • А — ценные ресурсы 20%, которые в результате приносят бизнесу 80% оборота;
    • В — промежуточные 30% ресурсов, обеспечивающих 15% продаж;
    • С — наименее ценные 50% ресурсов, составляющих только 5% от общего объема.

    К последней категории относятся клиенты, которые сделали разовую покупку за небольшие деньги, или низко маржинальные товары.

    С помощью этого анализа вы сможете определить частоту и регулярность продаж товара. Для каждого товара рассчитывается коэффициент, демонстрирующий отличие продаж в процентом соотношении — в чем разница продаж за отдельно взятый период от средних показателей. Близкий к нулю коэффициент означает стабильную реализацию товара, тогда как отклонения в большую сторону сигнализируют о перебоях в продажах, над которыми нужно работать.

    • Класс X — товары, продаваемые в одинаковом количестве каждый период. На основе этих данных формируется задача для отдела закупок — отсутствие избытка на складе, благодаря правильному объему заказа;
    • Класс Y — товары со средне-стабильным уровнем продаж. Факторы, влияющие на количество продаж: сезонность, тенденции моды, наличие или отсутствие рекламы и т.д. Сотрудники отдела продаж должны анализировать их прежде, чем сделают заказ у поставщика.
    • Классу Z — товары, которые крайне редко пользуются спросом, из-за чего нельзя точно предсказать продажи.

    BCG – так называют максимально информативный анализ, который совмещает в себе обе классификации ABC и XYZ. Он определяет признак важности и надежности, в результате чего появляются группы – AX, AY, AZ, BX, BY, BZ, CX, CY, CZ.

    Такой анализ помогает скорректировать закупку и оптимизировать затраты, благодаря правильной оценке объемов потребления конкретных товаров, не разделяя их на плохие и хорошие.

    Читайте также:  Сахарная кривая как подготовиться к анализу

    Например, если в группе АХ, где нужно регулярно проверять остатки и устанавливать четкий график поставок, и AY отсутствуют товары, то при случайной задержке доставки образуется дефицит, который случится из-за того, что товары группы А заказывают впритык под количество продаж. Подобный подход к работе с ассортиментом приведет к потере прибыли.

    Другая ситуация с заказами из группы АZ — продукция скапливается на складе, но её продажа приносит хороший доход, поэтому группу нельзя оставлять без остатков. СХ – группа товаров для отработки поставки в срок, потому что неудачи не принесут больших убытков.

    В категорию CZ попадают сопутствующие товары – вспомогательные средства, специальная одежда и т.д., которые покупаются с разной периодичностью и не приносят компании серьезного дохода. При этом они всегда должны быть в наличии, повышая лояльность покупателя и подталкивая его в повторным покупкам в конкретном магазине.

    При анализе интернет-магазинов мы дополнительно отслеживаем показатели продаж и доходов рекламных каналов: Я.Директ, Google Реклама, и т.п.

    Д ля сбора данных для отчетов и их автоматизации мы используем jetstat.io, что существенно помогает сократить время на подготовку исследований, и потратить его на анализ данных и выводы.

    По каждому продукту рассчитаны доли доходов внутри этих каналов:

    Доля дохода внутри канала вычисляется по формуле (суммарный доход продукта через рекламный канал)/(суммарный доход всех продуктов через этот рекламный канал)
    Ячейка выделяется красным, если, отсутствуют продажи продукта в этом канале.

    Разница в доле доходов показывает отклонение дохода канала от общего дохода продукта.

    Если отклонение значительное, значит нужно обратить на товар внимание и попытаться разобраться – почему доля продаж товара в канале сильно отличается от показателя по всему магазину.

    В данной таблице отражена эффективность каналов в каждой категории. Чем больше процент неохваченных товаров – тем менее эффективно работает канал. Особенно следует обратить внимание на показатели в категории А.

    Пренебрегая или отказываясь от ABC и XYZ анализа, вы не сможете объективно определить ценность товара и сформировать объемы поставок. Непонимание спроса и уровня потребление карается потерей прибыли, которую заберут более технически подкованные конкуренты. Собственник или директор бизнеса должен контролировать распределение финансовых потоков на всех этапах и знать о популярных товарах, особенно, когда речь идет об интернет-магазине — поставка, размещение, реализация и т.д.

    Комплексный анализ предполагает системный подход к работе с данными и детализацию бизнес-процессов, в результате которой вы видите все, что происходит с вашим бизнесом и сможете оперативно вносить корректировки, оптимизируя свои расходы. ABC и XYZ анализ позволяет выявить уровень спроса как сейчас, так и в ближайшем будущем. На основе этой информации вы можете вносить корректировки, оптимизируя затраты на закупку и увеличивая продажи.

    источник

    Розничный бизнес – это множество бизнес процессов, которые связаны не только с закупкой и продажей товаров. Это еще и аналитическая работа, результат которой призваны ответить на вопросы о том, как улучшить эти бизнес-процессы, повысить эффективность бизнеса, увеличить прибыль и значения рентабельности. Одним из инструментов проведения такой аналитической работы является ABC и XYZ-анализ.

    О чем вы узнаете:

    База знаний для директора магазина

    Более 100 инструкций, практических рекомендаций и готовых решений в одном месте — базе знаний директора магазина.

    Это вид анализа, с помощью которого различные параметры, например, ассортимент, по степени важности или по тому, насколько тот или иной вид продукции важен для магазина с точки зрения спроса. Или по-другому: товар с помощью АВС анализа ранжируется и распределяется по группам: хорошо продается, средне и приемлемо, плохо продается.

    АВС анализ основан на методе математика Парето, так называемый метод «80/20» или «20/80», совершенно без разницы, как его называть. Самое главное то, что он означает, а именно то, что 20% усилий дают 80% результатов. Это статистическое правило находит подтверждение во всех областях жизни.

    Что касается розничной торговли, правило Парето означает, в частности, то, что наибольшим спросом, 80% всего ассортимента продукции любого магазина, пользуются 20% наименований продуктов. Остальные 80% продукции и товаров пользуются спросом только на 20%.

    Или другой пример: 20% продуктов и товаров обеспечивают магазину 80% прибыли. Оставшиеся 80% товаров, или большинство, обеспечивают только 20% прибыли.

    АВС анализ позволяет определить, какие товары из всего ассортимента, который есть в магазине на полках и на складе, пользуется большим спросом, а какие товары нет.

    А, В и С – это три группы, на которые делятся все товар и продукты, продающиеся в магазине:

    • А – наиболее ценные товары: 20 % всего ассортимента, которые обеспечивают 80 % продаж.
    • В – промежуточная группа товаров: 30 % всего ассортимента, которые обеспечивают 15 % от всего объема продаж.
    • С – наименее ценные товары и продукты: 50 % от всего ассортимента, которые обеспечивают лишь 5 % от всего объема продаж.

    Эти три группы – наиболее часто встречающийся вариант АВС анализа. Иногда товары можно разделить на 4 или даже 5 групп, но это делается в зависимости от специфики бизнеса и от того, какие цели ставятся, какие управленческие решения будут приняты в зависимости от результатов проведенной аналитической работы.

    АВС анализ – это суть ранжирование различных показателей по какому-то признаку. Ранжировать таким образом можно не только товары и товарные запасы: АВС анализ можно проводить также и в отношение поставщиков, которых также можно разделить по группам по разным признакам, например, по срокам поставки товаров, по тому, как с поставщиками можно рассчитываться за поставленный товар.

    С программой для автоматизации магазина от Бизнес.Ру вы сможете анализировать продажи, поставщиков, движения товаров и т.п. Формирование отчетов теперь не будет занимать много времени — все данные по магазину доступны в любое время в режиме онлайн.
    Попробуйте весь функционал программы для автоматизации магазина от Бизнес.Ру бесплатно >>

    Поставщики в свою очередь, могут методом АВС анализа ранжировать своих покупателей и заказчиков, магазины, в том числе, ваш, например, по признаку оплаты и сроков оплаты, по признаку погашения дебиторской задолженности: кто лучше рассчитывается, кто хуже.

    Главное условие для проведения корректного АВС анализа – это наличие количественного признака, то есть, когда анализируемые показатели можно измерить в количественных единицах: в рублях, в днях, в килограммах и т. д.

    Алгоритм проведения АВС анализа следующий.

    1. В первую очередь необходимо составить рейтинг всех товаров по какому-то признаку, например, по спросу, который выражен в рублях.
      Например, Товар 1 принес в рассматриваемом периоде 1000 рублей, Товар 2 – 1248 рублей и так далее по всем товарам без исключения, которые продаются в магазине.
    2. Далее определяется доля выручки по каждому товару в общей сумме выручке. Например, в общем объеме выручки Товар 1 имеет 15%, Товар 2 — 12% и т. д. тоже по всем без исключения товаров и продуктов.
    3. Все товары делятся на группы – А, В и С.

    Деление происходит следующим образом.

    Во-первых, все товары ранжируются в убывающем порядке. Во-вторых, происходит само разделение по группам:

    1. В группу «А» входят те товары, которые в совокупности приносят выручку в объеме 80%. Это наиболее ценные товары и услуги. Таких товаров на самом деле будет меньшинство, около 20% от всех наименований товаров и продуктов, которые есть в ассортименте магазина.
    2. В группу «В» входят товары и продукты, которые в совокупности приносят 15% выручки. Это приемлемые товары и продукты.
    3. В группу «С» входят оставшиеся товары и услуги, которые в общем своем объеме продаж приносят всего лишь оставшиеся 5% выручки.

    Проведя анализ, можно заметить, что таких товаров и продуктов (группы В и С), скорее всего, будет большинство, то есть, по правилу Парето – «80/20».

    АВС анализ ассортимента и структуры продукции, анализ ассортимента продукции необходимо проводить для того, чтобы принимать правильные управленческие решения. В частности, предприниматель должен знать, на какие товары и продукт обращать внимание и направлять на них усилия по маркетингу, рекламе и промо.

    Например, вряд ли нужно тратить много денег на закупку тех товаров, которые не пользуются спросом: их можно закупить в определенном небольшом количестве и пусть лежат и постепенно продаются. Естественно, с учетом условий и сроков хранения. Основная часть оборотных средств, то есть, денег, будет уходить на закуп тех товаров, которые пользуются спросом.

    Точно также вряд ли предприниматель будет отдавать много торговых и складских площадей под те же не пользующиеся спросом товары. Они нужны, это бесспорно, их все равно покупают, но они не будут занимать много места на прилавках и на складах.

    Вот для того, чтобы знать, какие товары пользуются спросом, а какие нет, какие быстрее оборачиваются и приносят больше прибыли, а какие, наоборот, медленно и меньше, проводят АВС анализ ассортимента и структуры продукции, анализ ассортимента продукции.

    Еще один важный нюанс, о котором необходимо помнить, проводя АВС анализ. Данные, скажем, по выручке по каждому товару и в целом нужно брать не дневную и даже не недельную, а лучше за месяц, то есть, анализировать данные за месяц.

    Данные о выручке по каждому товару поможет собрать программа для автоматизации работы магагазина от Бизнес.Ру. Информация о продажах и конкретных товарах за любой промежуток времени доступна 24/7, из любого места где есть интернет.
    Попробуйте все возможности программы для автоматизации работы магазина от Бизнес.Ру бесплатно >>

    Потому что, если брать данные за день, они с большой вероятностью будут некорректными: в какой-то день выручка по отдельным товарам и в целом может сильно измениться в любую сторону, и это изменение не будет объективно отражать реальное положение вещей, не будет соответствовать реальной тенденции.

    Очевидно, что, когда в магазине, причем в любом, даже небольшом, ассортимент продуктов и товаров насчитывается десятки, сотни и тысячи наименований, то для проведения АВС анализа необходимо использование специальных программных продуктов. Вручную делать такой анализ ассортимента продукции просто невозможно.

    Одним из наиболее популярных и удобных инструментов для проведения АВС анализа является популярная табличная программа, знакомая практически всем, Excel. Эта программа предоставляет широкие и удобные возможности для проведения АВС анализа.

    Делается это очень просто (анализ ассортимента продукции):

    1. В одну колонку записываются все наименования товаров.
    2. Во вторую колонку записываются данные по выручке, по сумме продаж в рублях.
    3. В третью колонку записывается доля каждого товара в общем объеме выручки. Для этого применяется одна из элементарных форм, которые входят в пакет Excel.
    4. Далее все полученные данные с помощью фильтров (это также есть в Excel) формируются в порядке убывания или возрастания.
    5. Точно также, как говорилось выше, товары делятся на группы А, В и С.

    Этот вид анализа несколько сложнее и применяется часто в дополнение к АВС анализу. Смысл его в следующем.

    Товары ранжируются по какому-то признаку с применением коэффициента вариации, который показывает, характеризует меру разброса значения от средней величины показателя. Коэффициент вариации – относительный показатель (в процентах) и достаточно информативный.

    С помощью XYZ анализа исследуются такие показатели, как выручка, прибыль, объемы продаж и другие.

    XYZ анализ показывает, насколько, например, спрос на тот или иной товар отклоняется от средней величины спроса, то есть, насколько велика его вариация. Буквы обычно обозначают следующие группы товаров (анализ ассортимента продукции):

    • X – 0-10% это коэффициент вариации, который говорит о том, что товары, которые относятся к этой группе, обладают устойчивым спросом.
    • Y – 10-25%. Такой коэффициент вариации показывает, что товары из этой группы имеют изменчивый под воздействием различных факторов спрос.
    • Z – больше 25%, то есть спрос меняется достаточно неопределенно, точнее, спрос сам по себе неопределенный, случайный.

    XYZ анализ точно также, как и АВС анализ можно проводить с помощью табличной программы Excel, которой товары точно также записываются в колонки. Далее проставляются необходимые формулы, и программа автоматически все сама считает. Также автоматически происходит ранжирование данных по группам X, Y и Z.

    Результаты XYZ анализа предпринимателями также используются для принятия эффективных управленческих решений. Например, кие товары закупать больше, какие меньше. Или на какие товар и товарные группы направлять маркетинговые усилия и, соответственно, финансовые ресурсы, а на какие нет.

    Excel – прекрасный и удобный инструмент для проведения и АВС анализа, и XYZ анализа. Но когда речь идет об ассортименте в сотни, тысячи и десятки тысяч наименований, что характерно для сетевого ритейла, то необходимо применения уже более серьезных программных продуктов.

    Одним из наиболее оптимальных таких решений является онлайн сервис «Бизнес.Ру».

    В частности, он предоставляет следующие возможности аналитической работы, которые позволят значительно повысить эффективность управленческих решений, эффективность бизнеса в целом:

    1. АВС анализ ассортимента продукции.
    2. XYZ анализ ассортимента продукции.
    3. Анализ ассортимента продукции, рентабельности товаров и товарных групп.
    4. Отчет по прибыльности товаров, заказов покупателей.
    5. Воронка продаж.
    6. Возможность анализа прибыли фирмы по сегментам клиентов, организациям, складам, розничным точкам, группам товаров.
    7. Анализ дополнительных доходов и расходов фирмы.

    Преимуществом онлайн сервиса «Бизнес.Ру» является то, что он позволяет осуществлять все бизнес процессы компании, в том числе, проводить аналитическую работу и принимать управленческие решения по результатам этой работы дистанционно, то есть из любой точки мира.

    Полноценная автоматизация магазина, онлайн-касса 54-ФЗ

    • Полноценный складской учет и инвентаризация
    • Удобный и понятный интерфейс для кассира
    • Поддержка 100 моделей ККТ, эквайринга, весов
    • ЕГАИС, Меркурий, Маркировка
    • Гибкая настройка скидок, своя система лояльности
    • Прогнозирование продаж, оптимизация остатков
    • Отслеживание выручки и прибыли в реальном времени
    • Контроль работы ККТ через мобильное приложение

    источник