Меню Рубрики

Строительные нормы и правила анализ

В процессе проектирования и возведения зданий, мостов и дорог архитекторы и строители руководствуются сводом правил, которые утверждены на законодательном уровне, они называются СНиП. Что это за аббревиатура, какова ее роль и назначение, стоит знать не только тем, кто занимается строительством, но и всем остальным людям. Это слово довольно часто встречается в различных статьях, документах и даже в новостных выпусках.

Понимая даже в общих чертах, что значит СНиП (расшифровка: строительные нормы и правила), можно составить более продуктивный диалог с бригадиром ремонтной или строительной бригады, с агентом по недвижимости.

В повседневной жизни наиболее часто упоминают категории СНиП для жилых и общественных домов. Так называют документ, который включает огромное количество различных нюансов, характерных для строительного процесса. Его пункты затрагивают практически все сферы и этапы проектирования и возведения зданий:

  • Иллюстрируют общие положения.
  • Описывают нормы проектирования.
  • Содержат правила строительства и приема готового объекта.
  • Перечисляют сметные нормы и правила.

СНиП (что это, более подробно рассмотрим далее) касается разработки проектов жилых и общественных домов, закладки их фундамента, строительства стен (а также лестничных пролетов и клеток), размера и местоположения окон и дверей, а также многих других вопросов. Кроме того, в пунктах документа описаны требования к системам водоснабжения, электрическим сетям, канализации и отоплению. Каждый пункт имеет нумерацию и название.

Разрабатывая правила, создатели постарались максимально точно и полно сформулировать все требования, чтобы исключить недопонимание и неправильную трактовку СНиП.

Каждое новое здание, независимо от назначения, должно быть построено в соответствии с требованиями СНиП. Это обусловлено не только словом «надо», но и соображениями безопасности.

Приведенные в документе цифры представляют собой средние показатели, рассчитанные в процессе сложнейших вычислений. В результате обработки большого количества статистических данных было выведено оптимальное расположение несущих стен, расстояние между окнами, размер лестничных маршей, высота поручней и ступеней, состав и плотность бетона, а также другие характеристики.

В качестве примера можно рассмотреть угол наклона лестницы. Самой удобной и безопасной считается лестничная конструкция под наклоном от 30 до 50 градусов. Такими ступенями смогут пользоваться не только взрослые, активные мужчины и женщины, но также дети или пожилые люди.

Когда строители придерживаются СНиП, возведенное ими здание получается надежным, безопасным, удобным и прочным. В тех случаях, когда строительные нормы и правила (СНиП) нарушаются, могут возникнуть следующие осложнения:

  • Отсутствие комфорта при использовании конструкции.
  • Падение и травмирование людей.
  • Усадка дома.
  • Возникновение трещин в стенах.
  • Поломка системы отопления и водопровода (в результате нарушения геометрии здания).
  • Повышенная опасность возникновения пожара.
  • Обвал потолка, лестничного пролета, крыши или всего дома.

Конечно, последняя ситуация – это наихудший вариант развития событий, однако его также следует учитывать.

Возведение домов, дорог и мостов всегда было сложным и ответственным делом, поэтому неудивительно, что первые нормы и стандарты возникли в далеком одиннадцатом веке. Конечно, на протяжении следующих столетий они были дополнены и изменены. Те нормы, которые мы знаем сегодня, представляют собой эволюционировавший «Свод производственных строительных норм» (конец 20-х годов ХХ века).

Строительные нормы и правила (СНиП) впервые были приняты в 1955 году и с тех пор неоднократно редактировались. Интересно то, что многие из пунктов актуальны и полезны до сих пор. Довольно активно редакция СНиП осуществлялась в 90-е, 2000-е годы. За двадцать лет было внесено огромное количество уточнений и корректировок не только в текст этого документа, но и в национальные стандарты.

Документ состоит из пяти разделов:

  1. В первом собраны правила, касающиеся организации, управления и экономической стороны строительства. Здесь расписаны требования к главному инженеру или архитектору проекта, указано, кто должен контролировать ход работ.
  2. Второй раздел самый большой, он освещает нормы проектирования. Здесь есть подразделы, связанные с безопасностью, бетонными, металлическими и другими конструкциями и кровлями, инженерными сетями и системами, транспортом, гидротехническими сооружениями, а также с градостроительством.
  3. Третий раздел описывает порядок организации производства и приемки работ.
  4. Четвертый перечисляет существующие сметные нормы.
  5. В пятом разделе содержится важнейшая информация, которая позволяет рассчитать количество материалов для постройки определенного объекта. Кроме того, здесь есть нормы затрат рабочей силы и строительного инструмента.

Когда планируется строительство здания, заливке или сооружению фундамента уделяется повышенное внимание. На этом этапе нельзя игнорировать положения СНиП. Фундаменты – это опоры всех домов, на них приходится колоссальная нагрузка, и, если эта часть здания будет с изъяном, качество остальных работ существенно снизится.

Чтобы соорудить прочный фундамент, инженеры учитывают все геологические особенности местности и опыт тех, кто уже успешно выполнил подобное задание. В тех случаях, когда дом нужно построить на почве со сложными геологическими условиями, разработкой проекта занимаются специализированные предприятия.

После тщательного изучения всех обстоятельств определяют такие параметры:

  1. Тип фундамента. Он может быть естественным или искусственным.
  2. Типология конструкции.
  3. Глубина закладки.

Будущую нагрузку на основание дома вычисляют в соответствии с требованиями СНиП. Фундаменты должны быть спроектированы с учетом несущей способности, деформационных воздействий и неблагоприятных факторов внешней среды.

Нагрузочную способность просчитывают в тех случаях, когда предвидятся серьезные горизонтальные нагрузки, а также если будущее здание располагают на откосе или в местности со скальным грунтом. В тех случаях, когда фундамент гарантированно не будет смещаться, несущую способность можно не рассчитывать.

Когда проект предусматривает строительство непосредственно после заливки основания, то нагрузку контролируют в процессе.

При внимательном изучении СНиП (проектирование фундаментов и оснований) можно заметить, что немалое значение придается типу почвы и специфике грунтовых вод. Это настолько важно потому, что неправильный прогноз может свести на нет все строительство.

СНиП содержит несколько пунктов с описанием факторов, которые следует учитывать при сооружении естественного фундамента:

  • Грунт не должен быть замерзшим. Для местности с отрицательной температурой требования другие: почва не должна размораживаться.
  • Рыхлую почву уплотняют.
  • Если местность склонна к подтоплению, принимаются в расчет долговременные наблюдения.

Чтобы выяснить основные характеристики грунта, обязательно проводят испытания. При этом допускают возможность изменения гидрогеологических условий за период проверки данных (подъем грунтовых вод, появление верховодки или сезонные климатические воздействия). Когда же фундамент уже возведен, его подвергают проверке на прочность и испытательным нагрузкам.

Требования СНиП также определяют глубину, на которой должен быть заложен фундамент. Этот параметр зависит от назначения и размера конструкции.

Как и все остальные строительные работы, проектирование и монтаж канализационной системы следует выполнять в соответствии со стандартами и правилами. Правда, многие строители смотрят свысока на существующие нормы, хотя и знают о СНиП. Что это и для чего разработано, они прекрасно понимают, однако считают такие стандарты чрезмерно затратными, нерациональными и неуместными. В результате, когда приходит время ремонта или замены какого-нибудь элемента водопровода или канализации, владельцы дома сталкиваются с огромными трудностями. Кроме того, этой системой будет неудобно пользоваться, и даже может ухудшиться санитарная обстановка в районе.

Чтобы этого не случилось, заказчику стоит поинтересоваться стандартами и контролировать процесс строительства.

Системы подачи и отведения воды чрезвычайно важны как для частных домов, так и для многоквартирных зданий. Выделяют внешнюю и внутреннюю канализационную сети:

  1. Первая представляет собой разветвление труб, которые должны направлять сточные воды от жилых домов к резервуарам колодцев. Такие сети устанавливают под наклоном, чтобы вода отходила самотеком. Однако иногда применяют насосы. И один, и второй варианты регулируются правилами.
  2. Вторая – это канализация, входящая в систему сантехнических приборов и труб здания. Функцией этой системы становится вывод воды и отходов из дома во внешнюю канализацию.

Если выполняются все требования СНиП, безопасность зданий будет обеспечена. Также повышается их комфортабельность и удобство, что немаловажно для длительного использования жилых и производственных построек.

Проектируя и прокладывая водопроводные и канализационные трубы, обычно учитывают следующие факторы:

  1. Структура, свойства и состав грунта.
  2. Размещение грунтовых вод.
  3. Объем воды, которая будет проходить через трубы (подача и отведение).

Также принимают во внимание отдаленность насосной станции или очистительного сооружения от будущей постройки.

Трубы могут быть металлическими, чугунными, асбестоцементными, бетонными или пластиковыми, это оговорено в пунктах ГОСТ и СНиП. Водопровод подвергается огромным нагрузкам, поэтому трубы должны быть максимально прочными на всем протяжении. Снаружи на них влияет влажная почва, изменяющаяся температура и другие условия, а изнутри давление оказывает вода. Если речь идет о канализации, то стоит учесть состав этой воды: здесь в больших количествах содержатся активные химические компоненты.

Подбирая трубы для водопровода, мастера обязательно обращают внимание на маркировку, так как трубы для внутренних и внешних систем разительно отличаются.

Когда все требования и стандарты выполнены, владелец дома может быть спокоен за безопасность своей семьи, ведь такое здание прослужит верой и правдой не один десяток лет.

источник

ТАБЛИЦЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА СНИП И АКТУАЛИЗИРОВАННЫХ СВОДОВ ПРАВИЛ

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
СТРОИТЕЛЬСТВО В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ
СНиП II-7-81*

СВОД ПРАВИЛ
СТРОИТЕЛЬСТВО В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ
АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ РЕДАКЦИЯ
СНиП II-7-81*
СП 14.13330.2011

1.1*. Настоящие нормы следует соблюдать при проектировании зданий и сооружений, возводимых на площадках сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов.

Настоящий свод правил распространяется на область проектирования зданий и сооружений, возводимых в районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов.

1.2*. При проектировании зданий и сооружений для строительства в указанных районах надлежит:

применять материалы, конструкции и конструктивные схемы, обеспечивающие наименьшие значения сейсмических нагрузок;

4.1. При проектировании зданий и сооружений надлежит:

применять материалы, конструкции и конструктивные схемы, обеспечивающие снижение сейсмических нагрузок, в том числе системы сейсмоизоляции, динамического демпфирования и другие новые системы регулирования сейсмической реакции;

Интенсивность сейсмических воздействий в баллах (сейсмичность) для района строительства следует принимать на основе комплекта карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации — ОСР-97

Интенсивность сейсмических воздействий в баллах (сейсмичность) для района строительства следует принимать на основе комплекта карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации (ОСР-97) . Добавлено: следующие средние интервалы времени между землетрясениями расчетной интенсивности: 500 лет (карта A) , 1000 лет (карта B) , 5000 лет (карта C) .

Сейсмичность площадки строительства. Добавлена дополнительная информация о скорости сейсмических волн

2.10. Расчетные значения поперечной и продольной сил, изгибающего и опрокидывающего моментов, нормальных и касательных напряжений в конструкциях от сейсмической нагрузки при условии статического действия ее на сооружение следует определять по формуле

, (8)

5.10. Расчетные значения поперечных и продольного усилий, изгибающих и крутящего моментов, нормальных и касательных напряжений в конструкциях от сейсмической нагрузки при условии статического действия ее на сооружение, а также расчетные значения перемещений следует определять по формуле

, (8)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
СНиП

СВОД ПРАВИЛ
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ РЕДАКЦИЯ
СНиП
СП 48.13330.2011

Настоящие строительные нормы и правила распространяются на строительство новых и реконструкцию существующих (далее — строительство) объектов недвижимости. Положения настоящих норм и правил могут быть распространены на ремонт эксплуатируемых зданий и сооружений.

Настоящий свод правил распространяется на строительство новых, реконструкцию и снос существующих зданий и сооружений (далее — строительство), возводимых на основании разрешения на строительство, полученного в установленном порядке, а также на благоустройство и инженерную подготовку территорий.

3.1 Строительство объекта недвижимости (здания, сооружения) может выполняться только при наличии разрешения на строительство.

4.1. Строительство зданий и сооружений выполняется при наличии разрешения на строительство, полученного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

3.2 Общее ведение строительства осуществляет лицо, получившее разрешение на строительство (далее — застройщик). В соответствии с действующим законодательством [ 1 , 2 , 4 ] базовыми функциями застройщика являются:

4.3. Застройщик должен обеспечивать выполнение всех функций, указанных в 4.4, 4.6 и не закрепленных договорами за другими участниками строительства.

4.4. Базовыми функциями застройщика являются:

4.1 Застройщик (заказчик) определяет исполнителя работ:

— подрядчика (генподрядчика) на основе договора строительного подряда [1] при подрядном способе строительства, в том числе по результатам тендера;

— на основе собственной распорядительной документации при ведении строительства организацией, совмещающей функции застройщика (заказчика) и исполнителя работ.

5.1. С целью осуществления строительства на основании договора застройщик (заказчик) привлекает для выполнения работ в соответствии с действующим законодательством подрядчика (генподрядчика) в качестве лица, осуществляющего строительство.

Читайте также:  Норма для мужчин биохимического анализа таблица

5.1 До начала любых работ строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами ограждают в соответствии с требованиями нормативных документов.

При въезде на площадку устанавливают информационные щиты с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту и представителя органа госархстройнадзора или местного самоуправления, курирующего строительство, сроков начала и окончания работ, схемы объекта.

Наименование и номер телефона исполнителя работ наносят также на щитах инвентарных ограждений мест работ вне стройплощадки, мобильных зданиях и сооружениях, крупногабаритных элементах оснастки, кабельных барабанах и т. п.

6.2.1. Границы строительной площадки должны быть указаны на стройгенплане и ситуационном плане, а для линейных объектов — указаны в виде ширины полосы отвода.

6.2.2. В строительную площадку кроме земельного участка, находящегося во владении застройщика, при необходимости могут быть включены дополнительно территории других (в том числе соседних) земельных участков. В таких случаях застройщик до получения разрешения на строительство должен получить согласие владельцев дополнительных терри

6.1 Производственный контроль качества строительства выполняется исполнителем работ и включает в себя:

— входной контроль проектной документации, предоставленной застройщиком (заказчиком);

— приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;

— входной контроль применяемых материалов, изделий;

— операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;

— оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся недоступными для контроля после начала выполнения последующих работ.

7.1. Участники строительства — лицо, осуществляющее строительство, застройщик (заказчик), проектировщик — должны осуществлять строительный контроль, предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, с целью оценки соответствия строительно-монтажных работ, возводимых конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации.

Лицо, осуществляющее строительство, в составе строительного контроля выполняет:

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
СВАЙНЫЕ ФУНДАМЕНТЫ
СНиП 2.02.03-85

СВОД ПРАВИЛ
СВАЙНЫЕ ФУНДАМЕНТЫ
АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ РЕДАКЦИЯ
СНиП 2.02.03-85
СП 24.13330.2011

Настоящие нормы распространяются на проектирование свайных фундаментов вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений.
Настоящие нормы не распространяются на проектирование свайных фундаментов зданий и сооружений, возводимых на вечномерзлых грунтах, свайных фундаментов машин с динамическими нагрузками, а также опор морских нефтепромысловых и других сооружений, возводимых на континентальном шельфе при глубине погружения опор более 35 м.

Настоящий свод правил распространяется на проектирование свайных фундаментов вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений (далее — сооружений).
Свод правил не распространяется на проектирование свайных фундаментов сооружений, возводимых на вечномерзлых грунтах, свайных фундаментов машин с динамическими нагрузками, а также опор морских нефтепромысловых и других сооружений, возводимых на континентальном шельфе.

1.1. Выбор конструкции фундамента (свайного, на естественном или искусственном основании), а также вида свай и типа свайного фундамента (например, свайных кустов, лент, полей) следует производить исходя из конкретных условий строительной площадки, характеризуемых материалами инженерных изысканий, расчетных нагрузок, действующих на фундамент, на основе результатов технико-экономического сравнения возможных вариантов проектных решений фундаментов (с оценкой по приведенным затратам), выполненного с учетом требований по экономному расходованию основных строительных материалов и обеспечивающего наиболее полное использование прочностных и деформационных характеристик грунтов и физико-механических свойств материалов фундаментов.

4.1. Свайные фундаменты должны проектироваться на основе и с учетом:

а) результатов инженерных изысканий для строительства;

б) сведений о сейсмичности района строительства;

в) данных, характеризующих назначение, конструктивные и технологические особенности сооружения и условия их эксплуатации;

г) действующих на фундаменты нагрузок;

д) условий существующей застройки и влияния на нее нового строительства;

е) экологических требований;

ж) технико-экономического сравнения возможных вариантов проектных решений.

2.1. По способу заглубления в грунт надлежит различать следующие виды свай:

6.1. По способу заглубления в грунт различают следующие виды свай:

3.1. Расчет свайных фундаментов и их оснований должен быть выполнен по предельным состояниям:

7.1.1. Расчет свайных фундаментов и их оснований должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 27751 по предельным состояниям:

4.11. Отрицательные (негативные) силы трения, возникающие на боковой поверхности свай при осадке околосвайного грунта и направленные вертикально вниз, следует учитывать в случаях:

планировки территории подсыпкой толщиной более 1,0 м;

7.2.11. Основание, в котором расположены сваи, может испытывать деформации из-за консолидации, набухания, пригрузки смежных областей и т. д. Отрицательное (негативное) трение, возникающее на боковой поверхности свай при осадке околосвайного грунта и направленное вертикально вниз, следует учитывать в случаях:

планировки территории подсыпкой толщиной более 1,0 м;

источник

Система нормативных документов в строительстве

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Министерство строительства Российской Федерации

1. РАЗРАБОТАНЫ Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации, Государственным предприятием — Центр методологии, нормирования и стандартизации в строительстве (ГП ЦНС) и экспертным советом в составе ведущих специалистов по нормированию и стандартизации научно-исследовательских и проектных организаций Минстроя России.

ВНЕСЕНЫ Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Минстроя России

2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. № 18-38

3. ВЗАМЕН СНиП 1.01.01-82*, СНиП 1.01.02-83, СНиП 1.01.03-83* и ГОСТ 24369-86

4. ИЗДАНЫ с учетом Постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. № 18-2

4. Основные цели, принципы и структура Системы

6. Содержание, построение, изложение и оформление нормативных документов

7. Разработка и принятие нормативных документов

8. Применение нормативных документов

Приложение А. Термины Системы нормативных документов в строительстве и их определения

Приложение Б. Структура Системы нормативных документов в строительстве

Приложение В. Форма обложки нормативных документов

Приложение Г. Форма первой страницы нормативных документов

Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого, «описательного» или «предписывающего» подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя.

Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИ ЛА РОССИЙСКОЙ Ф ЕД ЕРАЦИИ

СИСТ ЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМ ЕНТОВ В СТРОИТЕ Л ЬСТВЕ

SY STEM O F NORMATIVE DOCUMENTS IN CONSTRUCT ION

Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принци пы и общую структуру Систе мы нор мативных документов в строит ельстве (дал ее Системы) , требования к нормативным докум ента м, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.

Положения настоящего доку мента обя зательны для органов управления и надзора, пред приятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и при ме нение нормативных документов в строительстве .

Требования по применению нор мативных документов Систе мы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.

В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы :

ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».

ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации . Порядок разработки государственных стандартов» .

ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных о бъединений. Общие положения.»

ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.»

В настоящих н ормах и правилах при менены термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1 .0 .

4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаи мосвязанных доку ментов, прини мае мых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах со здания и эксплуатации стро ительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей , общества и государства .

4.2 Система, исходя из общих целей стандартизации, должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:

— соответствие строительной продукции своему на значени я и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения ;

— безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производств а и эксплуатации;

— защиту строительной продукции и л юдей от неблагоприятных во здействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций ;

— надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений ;

— выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

— взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

4 .3 Объ ектами стандарти зации и нормирования в системе являются :

— организацио нно-методические и общие технические правила и нормы, необходи мые для разработки, производства и применения строительной продукции;

— об ъекты градостроительной деятельности и строительная продукция — здания и сооружения и их комплексы ;

— промы шленная продукция, применяемая в строительстве — строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;

— экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.

4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.

4 .5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требо ваний законодательства .

4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприя тий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера . Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений .

4.7 Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармони зации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически ра звитых зарубежных стран.

4.8 Структура Системы ( приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, об ъединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов, при необходимости, разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.

5.1 Нормативные документы Систе мы подразделяют на государственные фед еральные доку менты, документы субъектов Российской Фед ерации и производственно-отраслевые доку менты субъектов хозяйственной д еятельности. С учетом тр ебований ГОСТ Р 1.0 в составе сист емы ра зрабатывают следующие документы.

Федеральные нормативные документы:

— строительные нормы и правила Российской Ф ед ерации

— государственные стандарты Российской Федерации в области строительства

— своды правил по проектированию и строительству

— руководящие документы Системы

Нор мативные документы субъектов российской Федерации :

— территориальные строительные нормы

Читайте также:  Норма для ребенка биохимических анализов

Производственно-отраслевые нормативны е документы:

— стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений

В качестве федеральных нормативны х документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), вв еденные в действие на территории Российской Федерации.

5.2 Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, опр еделяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходи мо руководствоваться в процес се создания строительной продукции.

5 .3 Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавлива ют обязательны е и рекомендуе мые положения, определяющи е конкретные параметры и характеристики отдельных ча стей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и об еспечивающие техническое единство при разработке, прои зводстве и эксплуатации этой продукции.

5.4* Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в ра звитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам , не регламентированным обязательными нормами .

5.5* Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деят ельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве , архитектуре , градостроительстве , проектировании и изысканиях .

5.4-5.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).

5.6 Территориальные строительны е нормы устанавливают обя зательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемы е положения, учитывающие природно-климатические и социальны е особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, кра ев и областей Ро ссии .

5.7 Стандарты предприятий (объедин ений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии прои зводства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.

На поставляемую (сдаваемую зака зчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ) в составе технической документации .

5.8 Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, уста новленных законодательными актами Российской Федерации .

Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обя зательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.

5.9 Наряду с нормативными документами системы в строительстве применяют:

— государственные стандарты и другие документы по стандарти зации, метрологии и сертификации Госстандарта России ;

— нормы, правила и нормативы органов государственного над зора ;

— стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией .

5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством .

Минстрой России в установленном порядке дает заключени я по направляемы м ему федеральными органа ми исполнительно й власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обя зательным требованиям строительных норм и государственных стандартов.

Разрабатываемые и утвержда емые минист ерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое России.

6 .1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и националь ны е стандарты технически развитых стран.

Они должны содержать в необходимом объеме технич ески и экономически обоснованные полож ения, направленные на достиже ние целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.

Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.

6.2 Положения нормативных документов могут быть обя зательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максималь но допустимом уровне, рекомендуемые — на уровн е лучших отечественных и мировых достижений.

К обязательным относят те полож ения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.

К реко ме ндуемым относят нормы, правила и характ еристики, которые могут из меняться в соответствии с конкретными потребностями и возможностя ми потребит еля или условиями про изводства.

В ввод ной части нормативных докум ентов, содержащих обязательные и рекомендуемые положения, ука зывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный характер.

6.3 В сос таве нормативных документов следует предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании, строительстве и эксплуатации (эксплуатационные положения).

Эксплуатационные положения должны быть о снованы на требованиях потребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эк сплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, формы, ра змеров, применяемых материалов или технологии прои зводства.

Эксплуатационные положения следует и злагать в нормативных документах с применением следующих или аналогичных им формулировок :

— Сооружени е (здание) должно быть запроектировано и построено таким образом, чтобы .

Для каждой эксплуатационной характеристики в нормативных документах должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности . При нево зможности прямого нормирования обязательных эксплуатационных характеристик, в том числе в свя зи с отсутствием методов контроля, эти характеристики могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных п оложений .

6.4 В строительных нормах и правилах устанавливают обязательные положения, общие для всей территории Российской Федерации или ряда ее регионов с определенными климатическими, геологическими и другими природными условиями.

Строительные нормы и правила должны содержать основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования .

Эти требования должны определять :

— надежность зданий и сооружений и их систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;

— устойчивость зданий и сооружений и бе зопасность людей при землетря сениях, обвалах, опол знях и в других расчетных условиях опасных природных воздействий;

— устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях;

— охрану здоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимы помещений;

— эксплуатационные характеристики и параметры зданий и сооружений различного назначения и правила их размещения с учетом санитарных, экологических и других норм;

— сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов и уменьшение потерь теплоты в зданиях и сооружениях.

Строительные нормы и правила не должны содержать тр ебований к технологическим процесса м, для которых предназначены здания или сооружения, а также других положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в строит ельных нормах и правилах следует приводить ссылки на санитарные , экологические и другие нормативные требования.

6. 5 В государственных стандартах в зависи мости от их вида устанавливают обязательные и реком ендуемые положе ния в соответствии с ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ Р 1.5, в том числе :

— требования к нормативной, проектной, технологической и другим вида м документации;

— требования по ра змерной и функциональной сов мести мости и взаимозаменяемости в строительстве;

— контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и сооружений, а также элементов инженерных систем;

— требования к группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к наиболее массовым конкретным видам строительных изделий, материалов и оборудования;

— правила прие мки и методы контроля (испыта ний и измерений) в строительстве и при производстве строитель ных изделий, материалов и оборудования.

6 .6* В сводах правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально при знанных и оправдавшие с ебя на практике положения, прим ен ение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил и стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества. Своды правил, в частности, могут содержать :

— положения по органи за ции, технологии и правилам производства работ при инженерных изыск аниях для строи тельства, проектировании и строительстве , эксплуатации зданий и сооружений , а также ведению градостроительного кадастра и осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности;

— общие градостроительные, типологические и социальны е нормативы;

— объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и их частей;

— методы расчета и проектирования строительных конструкций и основа ний .

В своды правил могут включаться и звлечения из обязательных положений строительных норм, правил и стандартов (со ссылкой на них), в развитие которых эти своды правил разработаны .

Примечание — Своды правил, как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий, и других документов, не являющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие мат ериалы ра зличной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.

6.6 (Измененная редакция, Изм. № 1).

6 .7 В территориальных строительных нормах устанавливают в соответствии с настоящими нормами и правилами организационные, градостроительные, типологические, социально-экономические и необходимые технические положения, которые в федеральных нормативных документах не устанавливаются или приво дятся в качестве рекомендуемых.

6 .8 Требования к содержанию стандартов предприятий и стандартов общественных объединений — по ГОСТ Р 1 .4 .

6. 9 В технических условиях устанавливают требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке (сдаче заказчику) , которые целесообразно выделить из состава конструкторской, проектной и другой технической документации для исполь зования в договорах (контрактах) на поставку продукции или строительство объ екта .

Построение, изложение и оформление технических условий — в порядке, установленном Госстандартом России.

6.10 Построение, изложение и оформление нормативных документов Системы — в соответствии с требованиями, установленными для стандартов в ГОСТ Р 1.5, и с учетом настоящих норм и правил.

Титульные листы и первые страницы строительных норм и правил, сводов правил, территориальных строительных нор м и руководящих документов оформляют в соответствии с приложениями В и Г , а в заголовках применяют прямой порядок слов.

Нормативные ссылки и определения применяемых терминов при нецелесообра зности размещения непосредственно в тексте документа из-за большого объема помещают в приложениях.

В предисловии к сводам правил (СП) указывают: «одобрен Минстроем России (письмо N . от . ) и согласован с . (указывают соответствующие органы надзора и номера документов )».

Строительные нормы и правила издают типографски м способо м форматом 210 ´297 мм.

6 .11 Обозначения строительных норм и правил, сводов правил, руководящих документов и территориальных строит ельных нор м состоят из индекса (СНиП, СП, РДС, ТСН), но мера комплекса в структуре Системы, а затем ч ере з дефис — порядкового номера документа данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия доку мента. При этом порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП — с номера 101, РДС с номера 201, ТСН — с ном ера 301. В обозначение территориальных строительных норм после цифр года их принятия включают наименования соответствующ ей территории .

Обозначения нормативных документов по ста ндартизации — в соответствии с тр ебованиями ГОСТ Р 1 .5 .

В предисловии к стандарту, кроме сведений, приводимых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1 .5, указывают: «В системе нормативных документов в строительстве входит в комплекс .

7.1 Разработку государственных федеральных нормативны х докум ентов и территориальных строительных норм осущ ествляют в соответствии с настоящими нормами и правилами научно-исследовательски е, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области. В разработке документов участвуют также со здаваемые Минстроем России технические комитеты по стандарти зации и т ехническому нормировани ю в строительстве (ТКС).

Заказчиком на разработку документа может быть организация, на которую возложено его принятие, или любая другая заинт ер есованная организация (предприятие).

Читайте также:  Норма для кошек биохимический анализ

Разработку стандартов предприятий и обществ енных объединений осуществляют по ГОСТ Р 1 .4 , технических условий — в соответствии с указаниями Госстандарта России и настоящих нор м и правил .

7. 2 Ра зработку нормативных документов осуществляют по следую щим стадиям:

1-я стадия — организация ра зработки документа;

2-я стадия — ра зработка про екта документа в п ервой редакции;

3-я стадия — подготовка проекта доку мента в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику;

4-я стадия — рассмотрение, принятие (утверждение) и регистрация документа;

5-я стадия — издание документа.

Примечание — Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений) документа, опытное проектирование и др.

7 .3 Организация ра зработки документа включает в себя представление предполагаемым ра зработчиком обоснованной заявки, согласование объемов рабо т и заключение договоров на их выполнение между заказчиком, основным ра зработчиком и соисполнителями .

При заключении договора заказчик утверждает краткое техническое задание на разработку нормативного документа, в котором ука зывает основные цели и задачи ра зработки, этапы работы и сроки их выполнения, организации-соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование .

При этом предусматривается, что нор мативные документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов надзора, согласовываются с этими органа ми.

Территориальные строительные нормы в числе других заинтересованных организаций направляют на заключение также научно-исследовательским и про ектным институтам, выполняющим функции головных по соответствующим направлениям нормирования и стандартизации .

Информация о начале разработки строит ельных норм и правил и государственных стандартов публикуется Минстроем России в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ). На основе этой инфор мации заинтересованные организации и предприятия представляют разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (п ервой редакции).

7.4 Разработка проекта нормативного документа организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором. Подготовленный проект документа рассматривают на научно-техническом совете основного ра зработчика и рассылают на от зыв с пояснительной запиской по ГОСТ Р 1.2 (первая редакция).

Отзыв по проекту документа направляют разработчику не позднее , чем через два месяца со дня получения проекта. Изложение отзыва — по ГОСТ Р 1.2. При отсутствии от зывов каких либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.

7 .5 Подго товку проекта нормативного доку мента для представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных от зывов .

Для рассмотрения за мечаний и предложений по проекту ос новной разработчик при необходи мости рассмотрения разногласи и проводит согласительное совещание с ответственны ми представителя ми заинтересованных организаций. При няты е на сов ещании решения оформляются протоколо м и отражаются в сводке отзывов.

В тех случаях, когда по соответствующему направлению нормирования и стандарти зации Минстроем России создан технический комитет (ТКС), проект документа рассыла ется также на от зыв все м членам ТКС. Рассмотрение проекта доку мента в этом случае, его научно-техническую экспертизу и доработку по результата м рассылки проводит ТКС и ра зработчик в порядке, установленном Положением о ТКС.

7 .6 Согласование проекта документа с органами государ ственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение. Согласование федеральных документов осущ ествляют с федеральными органами, до кументов субъектов федерации и субъектов хозяйст венной деятельности — с соответствующими территориальными органами надзора .

Проект документа направляют на согласование в окончательной редакции ра зработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.

Разногласия, во зникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по ра зногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными органами принимает Минстрой России.

7 .7 Проект нормативного документа ра зработчик представ ляет в трех экземплярах, один из которых должен быть первы м, с сопроводительным письмом и следующей документаци ей в одном экземпляре:

— пояснительной запиской к проекту докумен та по ГОСТ Р 1.2 с обоснованиями, данными об использованных ре зультатах научно-исследовательских работ и о результатах сопоставления документа с международными и зарубежными стандартами;

— проектом документа, рассылавш егося на отзыв (первая редакция) и перечнем организаций, которым проект документа был направлен;

— подлинными заключениями организаций, которым документ рассылался на от зыв и сводкой отзывов;

— протоколами заседаний НТС, согласительного совещания или ТКС по рассмотрению проекта нормативного документа;

— подлинными документами, подтверждающими согласование проекта органами государственного над зора и другими организациями или протокол разногласий (если согласование требовалось техническим заданием) ;

-предложениями об отмене действующих документов или проектами изменений в них, свя занными с введением нового нормативного документа .

В случаях, установленных техническим заданием, один экземпляр проекта нор мативного документа представляется на ма шинном носителе.

7. 8 При рассмотрении представленного проекта нормативного документа для решения вопроса о его принятии проводят его проверку на соответствие требованиям законодательства и действующих норматив ных документов, общим методологическим принципам нормирования и стандарти зации, требованиям настоящих норм и правил , стандартов ГСС и технического задания. По результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него необходимые уточнения .

При принятии нормативного документа устанавливают дату введения его в действие . О дновременно отменяют документы, взамен которых он разработан.

7.9 Строительные нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты (ГОСТ) в области строительства принимаются и вводятся в действие постановлениями Минстроя России.

Своды правил по проектировани ю и строительству (СП) принимает разработчик . Согласованные с соответствующими органами надзора своды правил перед утверждением направляют для одобрения в Минстрой России. Одобрение свода правил офор мляется письмом Минстроя России .

Руководящие документы Системы (РДС) принимает (утверждает) Минстрой России в установленном им порядке.

Территориальные строительные нормы (ТСН) принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленно м ими порядке.

7.10 И зменения к нормативным документам ра зрабатывают и утверждают в порядке, аналогичном порядку ра зработки и утверждения этих документов. В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен .

Отмену нормативных документов осуществляют органы, их утвердившие .

7.11 Регистрацию, учет и издание утвержденных строительных норм и правил, государственных стандартов, сводов правил, руководящих документов, изменений к этим документам, а также регистрацию территориальных строительных норм осуществляет Минстрой Рос сии в установленном им порядке. При этом государственные стандарты в области строительства и изменения к ним проходят государственную регистрацию в органах Гос стандарта России.

При регистрации территор иальных строительных норм проводится проверка их соответствия обязательным требованиям федеральных нормативных документов. Территориальные строительные нормы не соответствующие этим требованиям, не ре гистрируют и не включают в Перечень действующих нор мативны х документов. Издание зарегистрированных территориальных нор м осущ ествляют соответствующие органы субъектов Российской Федерации .

7.12 Технические условия на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных пр едприятий разрабатывают организации-разработчики или производител и ука занной продукции как составную часть проектной, конструкторской или технологической докум ентации на ее изготовление.

Согласовани е и утв ерждение технических условий на продукцию предприятий должно производиться в соотв етствии с порядком, установленном Госстандартом России ( «Правила согласования и утверждения технических условий» ПР 50.1.001-93 ).

При этом вновь разрабатываемые и пересматриваемы е т ехнические условия на продукцию, от качества которой зависят прочность , несущая способность , до лговечность и другие эксплуатационные характеристики строительных кон струкций, а также инженерных систем зданий и сооружений дол жны пройти научно-техническую экспертизу в организациях, пер ечень которых определяет Минстрой России .

По требованию заказчика проектной доку ментации на строительство в составе этой докум ентации ра зрабатывают т ехнические условия, необходимые для приемки строя щихся объектов, которые становятся обя зательными, если их применение предусмотрено договором подряда.

7.13 Информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах публикуется Минстроем России в виде с пециальных еж егодных перечней (указател ей) .

Текущую и нформацию об утверждении, изменении и отмене этих документов Минстрой России публикует в журнал е «Бюллетень строительной техники» (БСТ) и информационно-справочных изданиях ГП «Центр проектной продукции массового прим ен ения» Минстроя России.

Информация о государственных стандартах в строительстве публикуется также в еж емесячных и еж егодных указателях «Государственные стандарты Российской Федерации» Госстандарта России.

7.14 Участие в разработк е межгосударственных и других региональных, а также международных нормативных документов (стандартов) органи зует Минстрой России в установленном им порядке .

8 .1 Нормативные документы Системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм и правил, законом Российской Федерации » О стандартизации» и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандарти зации) .

Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Ро ссийской Федерации в кач естве федеральных нормативных документов пут ей принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем России порядке.

Международные, м ежгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяют в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядк е, установленном ГОСТ Р 1.0.

8.2 Обязательные требования нормативных документов подлежат при менению всеми органами управления и над зора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, заруб ежными юридическими и физическими лицами.

Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нор мативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которы й этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.

8.3 Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.

Указанные положения становятся обя зательными для при менения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.

При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний эксп ортирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обя зательных требований, или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.

Исполнитель может разработать и о существить собственное или любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.

8.4 На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов, при необходимости, следует ра зрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.

8.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соотв етствии с ранее действовавши ми нор мативными документами, вновь разрабатыва емые документы не распространяются, за искл ючени ем случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнитель ной власти или собственник об ъекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существую щих з даний и сооруж ений.

При и зменении функционального на знач ения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым на значением этих зданий или помещений.

8.6 Юридически е и фи зические лица несут ответственность за нару шение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательство м .

ТЕРМИНЫ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

источник