Меню Рубрики

Психологический подход к анализу нормы

Прежде чем охарактеризовать аномальное развитие, следует определить понятие «норма». Понятие нормы очень неоднозначно, поскольку нет четкой границы между нормой и отклонением. Всякий человек в той или иной степени отклоняется от нормы. По-латыни норма означает: правило, образец, руководящее начало. Термин «норма» используется для обозначения здоровья как противоположности патологии (болезни, расстройства, нарушения). Примером трудностей в отделении нормы от патологии является эксперимент американского исследователя Розенхана. Чтобы проверить, могут ли психиатры отличить здорового человека от больного, каждый из 8 исследователей пришел в приемный покой какой-либо психиатрической больницы и пожаловался на то, что слышит голоса. Об остальном – об истории своей жизни, эмоциональном состоянии они говорили честно и никаких других симптомов не демонстрировали. Большинство из них получили диагноз «шизофрения» и провели в госпитале 2-3 недели. Позже Розенхан рассказал отдельным представителям персонала больницы, что в течение трех месяцев несколько псевдопациентов попытаются лечь в госпиталь. По прошествии 3 месяцев он попросил персонал догадаться, кто из 193 пациентов, госпитализированных за это время, притворялся. 41 человек из 193 были признаны нормальными хотя бы одним представителем персонала. В действительности среди пациентов не было ни одного здорового человека.

Различают следующие виды норм:
1. Статистическая норма характеризует статистическое большинство описываемых объектов, т.е. определяет место индивида в популяции по отношению к статистическому среднему. Например, интеллект среднего уровня (IQ=80-119 баллов) имеет 80% людей, небольшие дефекты интеллекта – 6%, умственную отсталость – 2-3%, повышенный интеллект – 9-12%.
2. Функциональная (физиологическая) норма характеризует процессы и состояния здорового организма. Определяется по отношению к выполнению или невыполнению функции какой-либо системы.
3. Индивидуальная норма – мера отклонения от статистической и физиологической нормы.
4. Нормативная норма – предварительно идеально установленный образец; то, что должно быть. Нормативную норму можно рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. То, что в одном обществе считается нормальным, в другом признается отклоняющимся от нормы, поэтому эти нормы историчны, они меняются вместе с развитием общества. Нормативные нормы присутствуют в образовательных программах, квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей.

Критерием нормы является целесообразное функционирование организма. Показатели отклонения от нормы: а) социальная дезадаптация – невозможность взаимодействовать с другими людьми или сужение круга таких лиц; б) затрудненность или невозможность оказывать воспитывающее и обучающее воздействие; в) замедление или деградация развития психики; г) неадекватное поведение. Тем не менее человек может считаться нормальным, несмотря на отклонения от нормы в его отдельных функциях, если социальная компенсация оказалась успешной. Например, слепой или глухой не обязательно дефективен, если он достиг того же результата в своем психическом и личностном развитии, что и большинство людей без дефекта.

Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142 с.

Понятие психологической нормы

Основным потребителем дифференциально-психологических знаний является психодиагностика. В психологии индивидуальных различий рождаются понятия, для измерения которых затем создаются или подбираются методики. Здесь же возникает представление о способах оценки и интерпретации полученных результатов. В связи с этим очень важным является понятие психологической (психической) нормы, очень неоднородное по своему содержанию, на которое оказывают влияние по меньшей мере четыре фактора.

1. Норма — статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких или высоких значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Очевидно, что приставки «суб» и «супер» не дают этической или прагматической оценки качества.

Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной и других). Так, например, на протяжении последних лет показатель маскулинности по опроснику MMPI у девушек устойчиво повышен; однако это говорит не о том, что они поголовно ведут себя как юноши, а о необходимости пересмотра устаревших норм.

2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся. Например, в российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это никем не осуждается.

3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции. Так, например, когда пожилой человек, осознавая слабость своей памяти, использует вспомогательные средства (записную книжку, раскладывание необходимых предметов в поле зрения), то это поведение соответствует норме, а если он, относясь к себе некритически, отказывается от необходимости «протезировать» свое жизненное пространство, то это приводит в конечном счете к неспособности решать поставленные задачи и свидетельствует о нарушении психического здоровья.

4. Наконец, представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.

В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную анормальность личности свести к узкому признаку как ее единственной первопричине. В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.

Итак, нормы — это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются. Обязательно должны регулярно пересматриваться и стандарты психодиагностических методик.

источник

Важнейшей базовой категорией используемой в психопатологии, выступает понятие нормы, по отношению к которой производится сопоставление различных реакций, когнитивных функций, эмоционально-волевых и мотивационных процессов, а также личности в целом. В явной и неявной форме норма всегда противопоставляется отклонениям от нормы и тем самым обозначает свои границы.

Существует несколько принципиальных подходов к решению проблемы нормы и к ее определению.

1. Бытовой подход, опирающийся на житейский опыт и интуицию. Сфера нормаль­ного всегда имеет в сознании людей свои границы. Здесь подразумевается способность любого человека идентифицировать в окружающей среде лиц или оценивать их психические процессы как нормальные или ненормальные, причем степень адекватности такой оценки может быть достаточно высока. Реально в основе интуитивного критерия лежит та или иная комбинация уже существующих, ранее выработанных критериев, порой заимствованных из средств массовой информации, книг или общения сгружающими, либо выработанная путем примеривания сомнительных форм поведения к себе.

2. Интроспективный подход подразумевает, что единственно надежным критерием не­нормальности того или иного состояния является суждение самого пациента, источник которых — наблюдения за самим собой. В этом случае оценочное решение выносится на
основании отчета испытуемого о своих ощущениях: наличии болезненности, тревожности, растерянности и т. п. В подобных случаях нерешенной остается проблема адекватности самооценки человека и его способности на языковом уровне (словарный запас, образность,
точность) передать свое состояние.

3. Клинический подход, построенный на традиционном противопоставлении («от про­тивного») нормы достаточно очерченным и не вызывающим разногласий формам психической патологии. Из-за последнего обстоятельства сама психиатрия долгое время не
испытывала потребности в теоретическом осмыслении нормы. Данный вопрос тем не менее возник со временем в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так на­зываемыми пограничными явлениями: психопатиями, неврозами, клиникой и педагогикой
проблемного детства, судебно-психиатрическими феноменами и др.

4. Статистический подход. В самой примитивной форме, на ранних этапах развития данного подхода, нормальным признается то, что присуще большинству представителей рассматриваемой популяции, то есть то, что при измерении или на качественном уровне
наиболее часто встречается в популяции и обычно соответствует вычисляемой средней. Современная психология уже давно ушла от узкого рассмотрения этого относительно простого, но абстрактного (отсутствующего в реальности) статистического параметра в
качестве критерия нормы.

Более перспективным и реально применяемым в экспериментальной практике является некоторым образом выбранный, консенсусный диапазон вокруг «средней психики», а к области патологии относится все, что выходит за пределы этого диапазона.

Обычно речь идет об определенной части так называемого нормального закона распределения, расположенной в центральной его зоне и, в зависимости от жесткости подхода, отсекающей примерно 67-95% популяции, по материалам которой данный закон (колоколообразная кривая частоты встречаемости признака в популяции) был построен. Наиболее широкое применение статистический подход получил при разработке шкал различных измерительных процедур и тестов.

Несмотря на массу преимуществ этого подхода, являющегося инструментом научных исследований, статистические критерии имеют и ряд существенных недостатков:

· Определение нормы как среднего или околосреднего, типичного для популяции исключает из этой категории все необычные психические проявления не только отрицательного, но и положительного характера, например гениальность.

· Поведение, характерное для одной популяции, например национальной группы, может восприниматься редчайшей аномалией в рамках другой популяции. То же имеет отношение и к дифференциации по половому признаку или по признаку обитания в конкретной природно-климатической или социальной, культурной среде, в определенный исторический период. Еще Петр Борисович Ганнушкин в предисловии к изданной в 1928г. «Исто­рии психиатрии» писал, что патопсихология и психиатрия стоят в самой определенной корреляции (связи) с состоянием биологии, социологии, фило­софии данного отрезка времени.

· Наличие широко распространенного признака не обязательно является свидетель­ством его нормальности (например, высокая вероятность гельминтозов у населения Центральной Африки).

· Если статистические критерии достаточно успешно применяются для оценки какого-то одного параметра функционирования психических процессов, например определения IQ, то при характеристике целостной («многомерной») личности в силу ее естественной уникальности могут возникать существенные трудности. Проблема осложняется еще и тем, что в процессе эволюции происходит не только дифференциация психических процессов, но и их взаимная координация, подгонка друг к другу, которые сами по себе определяют эффективность их реализации.

5. Адаптационный подход.В соответствии с ним, все, что способствует выживанию, отвечает природной целесообразности, является нормальным, а все, что этому противодей­ствует, — ненормальным. При таком подходе критерием нормального развития становится
сохранность личности, а к патологии относится все, что связано с повреждением или распадом личности, ее смертью как целого. В основу данного подхода положены биологически
ориентированные взгляды, характерные для естественного отбора.

6. Функциональная норма. Может рассматриваться как частный случай адаптационного подхода. Одним из наиболее глубоких представлений нормы для живых систем, изложен­ных в отечественной литературе, является характеристика ее как функционального оптимума. В выдвинутой концепции оптимального состояния норма трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняется оптимальная связь со средой и согласование всех функций организма.
Очевидно, что при переходе к социальному уровню регулирования и оценивания психики возникают принципиальные трудности, поскольку, с одной стороны, не все психические расстройства носят для больного угрожающий характер или укорачивают его жизнь, а с другой — приспособление к одной стороне социальной жизни или группы вполне может комбинироваться с дизадаптацией к другой. Вместе с тем критерий адаптированности (в том числе социально-психологической) чрезвычайно важен для понимания желаемой нормы.

7. Предписывающий (морально-этический) подход к понятию нормы предполагает существование в обществе системы официальных и неофициальных правил (должное), которые предписывают человеку некий достаточно широкий коридор поведения, выход за пределы которого может интерпретироваться как ненормальность. Поведение в рамках данного подхода может трактоваться в диапазоне конформности-девиантности. С другой стороны, применительно к психическим процессам, например, наличие правонарушения
может рассматриваться как результат невменяемости, не несущей в себе обвинения. Проблема подобной трактовки нормы заключается в частой противоречивости требований раз­личных социальных групп и слоев, а также в том, что медико-биологические нормы обычно
задаются как данные, а морально-этические и правовые — как должные и имеющие раз­мытые границы. По сути, речь идет о сопоставлении поведения человека с внешней для него системой ценностей.

8. Идеальностный подход. Нормативность поведения может задаваться не только «от противного», но и позитивными средствами, путем либо прямого указания на конкретного человека, воплощающего желаемые черты, к которым следует стремиться, либо выработки сложного, по возможности непротиворечивого эталона, указывающего вектор развития общества. Наиболее ярко подобная тенденция выражается в системе религиозных пред­ставлений, в недавнем прошлом — в «кодексе строителя коммунизма», в предлагаемых че­рез средства массовой информации образцах «преуспевающего благородного бизнесмена» и т. п. Во всех подобных случаях имеется некоторая унификация нормы, пренебрегающая индивидуальными ее вариантами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Понятие «норма» и «аномалия» в развитии ребёнка.

Норма –установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Проблема критериев нормы, нормального развития человека: приобретает особую актуальность в контексте коррекционно развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня «работающими» являются следующие понятия:

Предметная норма– знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования); социально-возрастная норма– показатели интеллектуального и личностного развития (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа; индивидуальная норма– проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития. Категория нормы психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.

Отклонения от общих закономерностей, неправильность в развитии и др. не соответствия норме, обозначается словом — аномалия (греч. отклонение).

В коррекционной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс обучения, воспитания, социализации ребенка. И на основе этого строить практическую деятельность педагога.

Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.

· Группа физических отклонений прежде всего связана со здоровьем человека и определяется медицинскими показателями (вес, рост, объем и др.). Отклонения в норме могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами. Всемирной организацией здравоохранения в 1980 году принят британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: недуг (связан с затруднением деятельности), ограниченная возможность (ограничения в деятельности), инвалидность (недееспособность). К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

· Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Сюда относятся задержкапсихического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильности до глубокой идиотии), нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одаренность детей.

· Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю или полную среднюю школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее среднее образование. Однако есть дети, не получившие общего среднего образования.

· Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Психологический аспект проблемы «норма — аномалия»

Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Остановимся на проблеме возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития. Предлагаемая психологами периодизация имеет свою интерпретацию фактов, т. е. объясняет, почему что-то происходит, случается или не случается, а это может служить основанием для выбора конкретных способов воздействия на индивидуальную судьбу человека.

Над периодизацией психического развития работалЛ.С.Выготский.Психическое развитие он понимал как процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых. Он разработал периодизацию психического развития в детском возрасте, в которой в качестве основного выступает понятие критический возраст. Выготский выделял несколько критических, поворотных пунктов психического развития ребенка, полагая, что кризисы — это необходимые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее протекает кризис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л.С.Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, личность ребенка изменяется как целое, и законы изменения этого целого определяют изменение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что и обусловливает особую роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие. В работах отечественных психологов — А. В. Запорожца, А. Р. Лу-рия, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, — принадлежащих к школе Выготского, дано теоретическое и экспериментальное обоснование параметров нормального психического и личностного развития ребенка.

Читайте также:  38 недель анализы в норме отеки

Значительный вклад в решение данной проблемы внес талантливый отечественный ученый-психолог Д. Б. Эльконин (1904-1984). Он разработал оригинальную концепцию возрастной периодизации психического развития ребенка, положив в ее основу закономерности развития деятельности растущего человека, т. е.ведущую деятельность.

Исследуя механизмы психического развития, Д. Б. Эльконин обращается к анализу системы отношений человека. Существует две системы отношений: система человек—предмет и система человек-человек. Применительно к развитию эти системы выступают как система ребенок-общественный предмет и система ребенок-общественный взрослый. Взрослый человек выступает для ребенка носителем новых и все более сложных способов действий с предметами, а также норм, эталонов и мер, выработанных обществом и необходимых для ориентации в окружающей действительности. Формирование личности ребенка осуществляется через деятельность внутри систем ребенок — общественный предмет и ребенок — общественный взрослый.

источник

Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Остановимся на проблеме возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития. Предлагаемая психолога­ми периодизация имеет свою интерпретацию фактов, т.е. объяс­няет, почему что-то происходит, случается или не случается, а это может служить основанием для выбора конкретных способов воз­действия на индивидуальную судьбу человека.

Над периодизацией психического развития работал Л.С.Вы­готский.Психическое развитие он понимал как процесс качествен­ных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, от­живших структур и формирования новых. Он разработал периоди­зацию психического развития в детском возрасте, в которой в каче­стве основного выступает понятие критический возраст. Выготский выделял несколько критических, поворотных пунктов психического развития ребенка, полагая, что кризисы — это необходимые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее протекает кри­зис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л.С.Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет.

Согласно взглядам Л.С.Выготского, личность ребенка изменя­ется как целое, и законы изменения этого целого определяют из­менение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что и обусловливает особую роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие.

В работах отечественных психологов — А.В. Запорожца, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, -принадлежащих к школе Выготского, дано теоретическое и экспе­риментальное обоснование параметров нормального психическо­го и личностного развития ребенка.

Значительный вклад в решение данной проблемы внес талант­ливый отечественный ученый-психолог Д.Б.Эльконин (1904-1984). Он разработал оригинальную концепцию возрастной периодиза­ции психического развития ребенка, положив в ее основу законо­мерности развития деятельности растущего человека, т.е. ведущую деятельность.

Исследуя механизмы психического развития, Д.Б.Эльконин обращается к анализу системы отношений человека. Существует две системы отношений: система человек — предмет и система че­ловекчеловек. Применительно к развитию эти системы выступают как система ребенок — общественный предмет и система ребенок — общественный взрослый. Взрослый человек выступает для ребенка носителем новых и все более сложных способов действий с пред­метами, а также норм, эталонов и мер, выработанных обществом и необходимых для ориентации в окружающей действительности. Формирование личности ребенка осуществляется через деятель­ность внутри систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый».

Детское развитие, согласно гипотезе Д.Б.Эльконина, перио­дично. В ходе развития ребенка последовательно сменяются пе­риоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и развитие на этой основе мотивационно-потребностной сферы; и периоды, в кото­рые происходит преимущественное освоение общественно выра­ботанных способов действий с предметами и на этой основе фор­мирование интеллектуально-познавательных способностей детей, их операционно-технических возможностей. Содержание освое­ния в каждый период своеобразно.

В психическом развитии детей Д.Б.Эльконин выделяет два резких перехода — переход от раннего детства к дошкольному воз­расту, известный в литературе как кризис трех лет, и переход от младшего школьного возраста к подростковому, который принято

47 называть кризисом полового созревания. Эти переходы имеют большое сходство. В обоих переходах усиливается тенденция к самостоятельности, а также ряд негативных проявлений, связан­ных с отношениями со взрослыми. Общим их признаком является нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, свидетель­ствующее о том, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем критические периоды протекают индивидуаль­но-вариативно. Кризисы детского развития описаны Л.С.Выгот­ским, Д.Б.Элькониным, А.Н.Леонтьевым, Л.И.Божович и др.

Существуют и другие научные позиции, в русле которых решается и проблема нормы — аномалии. Они широко представлены в зару­бежных концепциях личности. Значительный интерес, на наш взгляд, представляет концепция американского психотерапевта Э.Эриксона, который как бы «изнутри» анализирует жизнь человека и показывает источники его развития по линии норма — аномалия. Взгляды О.Эриксона представлены в книгах «Детство и общество», «Идентичность: юность и кризис».

Ребенок развивается как живое, органическое единство, как целостное явление. Именно поэтому отклонения в его развитии Э.Эриксон рассматривает в контексте целостного развития его личности.

Базовым качеством нормального человека является идентичность, или, иначе говоря, целостность. Это обобщенное понятие, которое включает в себя понятие психического здоровья человека, чувство устойчивости и непрерывности Я, причастности к социальной группе, принятости ею, тождественности. Иденти­фикация, по Эриксону, определяет целостность личности, систему ее ценностей, идеалы, жизненные планы, способности и потребно­сти. Это особый стиль и способ переживания, ощущения себя, восприятия себя с точки зрения других людей и исторического времени.

Формирование идентичности, целостности личности продол­жается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд ста­дий. Влияют на этот процесс не только родители и близкие ребен­ку люди, но и широкое социальное окружение, общество, кон­кретные социальные условия, т.е. время и место осуществления психической жизни ребенка. Эриксон выделил 8 основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. На каждой стадии возни­кает возможность формирования противоположных качеств, ко­торые человек осознает в себе и с которыми начинает себя иден­тифицировать. В ходе развития у человека последовательно формируются качества, каждое из которых в определенный момент становится определяющим его психическую жизнь и поведение. При этом развитие предполагает наличие реальных и потенци­альных свойств, которые избирательно влияют на другие свойства личности и регулируют воздействия социальной среды, отбирая соответствующие возможности ребенка и взрослого. При этом потребность в принятии группой, социальным окружением являет­ся важнейшим источником активности человека и проявляется как механизм включения ребенка в систему общественных отношений.

Переход от одной формы идентичности к другой сопровожда­ется кризисами. В этот момент усиливается уязвимость, но одно­временно возрастают потенциал человека, энергия для дальней­шего развития. Общество же предлагает человеку новые задачи и возможности для реализации этого потенциала. На каждом этапе развития человек оказывается перед выбором полярных отноше­ний к миру и к себе.

Первая стадия — до 1 года. Развитие в это время в основном детерминируется близкими людьми, родителями, которые форми­руют у ребенка чувство базового доверия, т.е. открытости к миру, или недоверия, настороженности, закрытости к окружающему. Возникает чувство собственной идентичности. «Количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта» определя­ется качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях. «Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе за­боту о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который сущест­вует в ее культуре», — подчеркивал Э.Эриксон.

Этнографические исследования Э.Эриксона говорят о том, что в разных культурах существуют разные «схемы доверия» и тради­ции ухода за ребенком. В одних культурах мать проявляет неж­ность очень эмоционально, кормит младенца всегда, когда он плачет или капризничает, не пеленает его. В других же культурах принято туго пеленать ребенка, давать ему возможность покри­чать и поплакать, «чтобы его легкие были сильнее». Такой способ ухода, по мнению Эриксона, характерен для русской культуры. Этим, по его мнению, объясняется особая выразительность глаз русских людей, поскольку туго запеленутый ребенок имеет основ­ной способ связи с миром — через глаза (Л.Ф.Обухова).

Вторая стадия — от 1 года до 3 лет — состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости или, напротив, зависимости от окружающих. Это связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. Чувство стыда и сомнения появляется в результате жесткого контроля. Возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового отношения к миру. Эти ограниче­ния создают основу для негативного чувства стыда и сомнения.

Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотруд­ничать с другими людьми и настаивать на своем (видимо, упрям-I то), между свободой самовыражения и ее ограничением. В кон­це стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие не будут жестко подавлять и чрезмерно управлять стремлением ребенка к автономии. Чувство доброжелательности и гор­дости происходит из чувства самоконтроля при положительной самооценке Внешний, чужеродный контроль, утрата чувства са­моконтроля приводят к появлению устойчивой склонности к со­мнению и стыду, чувства зависимости от взрослых.

Третья стадия — с 3 до 6 лет. Ребенок жадно и активно позна­ет окружающий мир. В игре он совместно со сверстниками осваи­вает систему отношений между людьми. У ребенка возникает же­лание выйти из роли маленького и включиться в реальную совме­стную со взрослыми деятельность. Но взрослые всемогуществен­ны, они диктуют ему строгие правила поведения, могут стыдить и наказывать. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, осваивает практически социаль­ные, этические нормы и правила. У него развивается чувство инициа­тивы, активной предприимчивости. Именно на этой стадии развития, как ни на какой другой, ребенок готов быстро и жадно учиться. Но это связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социа­лизации ребенка, насколько строгие правила ему предъявляются. Агрессивное поведение ребенка ведет к ограничению взрослыми его инициативы и появлению чувства вины и тревожности.

Четвертая стадия — от 6 до 14 лет. В это время развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. Ребенок идет в школу, начинается систематическое приобщение его к знаниям. Школа, учитель, одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько ребенок успеш­но учится, как складываются у него отношения с учителем и од­ноклассниками, зависит благополучие или неблагополучие его

55 становления. Трудолюбию противостоит чувство неадекватности и неполноценности. По мнению Эриксона, ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости и видит себя обречен­ным на посредственность или неадекватность. Если в благоприят­ных случаях значимость отца и матери отходит на второй план, то при появлении чувства своего несоответствия требованиям шко­лы семья вновь становится убежищем для ребенка.

Эриксон подчеркивает, что на каждой стадии развивающийся ребенок должен приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности. Поэтому снисходительное одобре­ние или незаслуженная похвала не должны его удовлетворять. Идентичность его полноценна в том случае, когда он понимает, что его достижения соответствуют тем требованиям, которые значимы в данной сфере жизни.

Пятую стадию — с 14 до 20 лет — характеризует самый глубо­кий жизненный кризис. Формируется первая цельная форма иден­тичности. К этому кризису приводят три линии развития: физиче­ский рост и половое созревание, озабоченность тем, «как я вы­гляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходи­мость найти свое профессиональное призвание, отвечающее ин­дивидуальным способностям и требованиям общества. В этом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Все прежние, старые задачи он должен теперь решить сознательно, будучи убежденным, что его выбор значим для него и для общества. Именно в таком случае социальное до­верие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.

На юношеский возраст приходится основной кризис иден­тичности, за которым следует либо обретение «взрослой иден­тичности», либо задержка в развитии. Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духов­ной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к за­держке в личностном развитии и составляет основу социальной патологии юношеского возраста. «Синдром патологий идентич­ности», по Э.Эриксону, включает: возврат к инфантильному уровню и желание как можно дольше оставаться ребенком; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным обще­нием и неспособность эмоционально воздействовать на лиц дру­гого пола; враждебность и презрение ко всем признанным обще­ственным ролям, вплоть до мужских и женских («унисекс») и др. (Л.Ф.Обухова).

Становление личностной идентичности позволяет молодому человеку перейти на очередную стадию развития. Последующие стадии развития относятся к периоду взрослости и имеют свои

задачи, связанные с формированием самостоятельности, автономности личности, творчества. Таким образом, при неблагоприятных условиях развитие ребенка может идти по линии формирования чувства зависимости, вины, тревоги, неполноценности, агрессии, противоречивости, внутренней конфликтности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

В психологии одним из источником заимствования является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма — патология».

Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З. Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни». В 1908 году вышла статья Ганнушкина «Постановка вопроса о границах душевного здоровья», в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и заболеванием существует множественные многообразные ступени.

В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы»:

1. Статистический подход. Этот подход состоит в понимании нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут понимать как аномальную. Грубо говоря, исходя из статистического подхода, быть нормальным — значит быть как все, соответствовать усредненному стандарту оценки возможностей человека. Однако, поскольку нормативы, полученные статистическим путем, обусловлены культурно, исторически, территориально, они являются относительными и не могут в полной мере быть критериями «нормальности». Отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения. Статистически «нормальное» общество не будет развиваться. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.

2. Адаптационный подход — исходит из такого утверждения, что быть нормальным — значит быть приспособленным, адаптированным. Достоинство такого подхода состоит в целостном взгляде на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Последователи этого подхода рассматривают «норму» в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека. Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития. В целом норма и не норма — это постоянно процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма — процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации. Понятие «нормы» смещается до границ индивида. Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы значительно снижается.

3. Культурно-релятивистский подход. Исходя из такого подхода, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что совершенно нормально для одной социальной группы, для прочих будет рассматриваться как патология. То есть, нормальное — это то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Однако, множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким социумом требований, исключают однозначное определение нормального и патологического поведения. Поэтому поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (например, требования родственников, друзей, трудового коллектива, социальной среды и т.д.). Кроме того, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.

4. Психопатологический подход. Является достаточно распространенным среди исследователей, которые стали принимать за основу оценки негативные критерии нормы. Исходя из этого подхода, норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Таким образом, здоровье определяется через нездоровье, норма — через аномалию. Однако, и этот подход не лишен некоторой однобокости.

5. Гуманитарный (гуманистический) подход. Проявляется в оценке нормы самой по себе при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот подход прямо противоположен психопатологическому подходу, поскольку описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Рассматривает не отсутствие тех или иных ущербов и недугов, а самочувствие личности как некоторое особое достояние, полнота.

Читайте также:  1 скрининг узи в норме анализ

Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма — это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся. А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

— эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;

— принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;

— непосредственность, простота, естественность;

— независимость и наличие потребности в уединении от суеты;

автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;

— спокойное отношение к социальным поощрениям;

— свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;

— вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;

— глубокие межличностные отношения;

— разграничение целей и средств;

— философское чувство юмора;

Э. Фромм выделяет следующие характерные черты нормы: — продуктивное дело, т.е. созидание; — связь человека с внешним миром через эмоции и переживания; — постижение объективной реальности своим интеллектом; — осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми; — отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным; — постоянное возрождение нормального человека; — нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.

Исходя из вышеизложенного, границы между «нормой» и «ненормой» есть динамичны, поэтому вопрос о «норме» и «ненорме» должен решаться «здесь и сейчас». В психологии сформулированы несколько подходов, которые имеют свои достоинства и недостатки, и применению их должен предшествовать анализ индивида сразу в нескольких направлениях, чтобы найти верное решение в отношении него. Подходов к пониманию «нормы» и «ненормы» достаточно много, поэтому для решения определенных задач в своей практике психолог должен выбирать наиболее уместный и правильный подход к норме в данном, конкретном случае.

источник

Норма — это термин, в который может вкладываться два основных содержания. Первое — статистическое содержание нормы:это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением.

Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Например, большинство людей не боятся оказаться в замкнутом пространстве и вступают в гетеросексуальные контакты, следовательно, отсутствие такого страха и отсутствие гомосексуальных контактов — это статистически нормально.
Второе — оценочное содержание нормы:нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. У такого образца всегда есть философское и мировоззренческое обоснование как состояния «совершенства», к которому должны в той или иной мере стремиться все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы — субъективного, произвольно устанавливаемого норматива,который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми: например, специалистов, лидеров группы или общества и т. п. Таким образом, в понятие нормы может быть включен оценочный, предписывающий компонент: человек должен быть таким, а не иным. Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным.


В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.

Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).
Социальные нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу.
Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.

Любое отклонение от установленной нормы может характеризоваться как патология. В медицинском лексиконе под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом уровне функционирования организма. Однако в клинической психологии в содержание понятия «патология» также включаются и такие отклонения от нормы, в которых нет никаких биологических компонентов (отсюда вполне возможно и правомерно употребление терминов «патологическая личность» или «патологическое развитие личности»). Употребление слова «патология» акцентирует внимание на том, что нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (т. е. на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных и иных биологических механизмов регуляции поведения).

В отношении биологической нормы можно установить более или менее четкие объективные границы допустимого разброса уровней функционирования человека, при котором организму не угрожает гибель от структурных и функциональных изменений. В отношении же определения психической нормы никаких четких объективных границ установить нельзя, поскольку здесь доминирует произвольный оценочный, нормативный подход. Установление пределов, характеризующих норму, оказывается тесно связано с теоретическими представлениями о природе личности, в которых моделируется некоторое идеальное представление о человеке как социальном существе. Например, в классическом психоанализе гомосексуальность трактуется как патология, тогда как в современных психологических теориях, ориентированных на понятие индивидуальной нормы — как норма.

В науке существует два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный.
Негативное определение здоровья рассматривает последнее как простое отсутствие патологии и соответствие норме. Здесь норма рассматривается как синоним здоровья, а патология — болезни. Однако понятия нормы и патологии более широкие, чем понятия здоровья и болезни. Норма и патология всегда охватывают целое множество взаимопереходящих состояний. Здоровье и болезнь выступают как дискретные, четко очерченные в своих границах состояния. Они связаны не с объективно регистрируемым отклонением от нормы, а с субъективным состоянием хорошего или плохого самочувствия, оказывающего влияние на выполнение нами повседневных функций в деятельности, общении и поведении.

Характеристика общего самочувствия оказывается центральным звеном разграничения здоровья и болезни. Здоровый человек — это тот, кто благополучно себя чувствует и поэтому может выполнять повседневные социальные функции.

Больной человек — это тот, кто имеет плохое самочувствие и поэтому не может выполнять повседневные социальные функции. При этом действительное наличие или отсутствие различных отклонений от нормы на биологическом уровне существования зачастую не является определяющим для отнесения себя к здоровым или больным. Например, люди, употребившие алкоголь на вечеринке, имеют отклонения от «нормальных» параметров психического функционирования (находятся в так называемом «измененном состоянии сознания»), однако, они не являются больными до тех пор, пока у них не нарушается выполнение социальных функций. Получается, что понятие здоровья шире, чем понятие нормы, а понятие болезни по содержанию отличается от понятия патологии. Это обстоятельство привело исследователей к поиску позитивных концепций здоровья.
Позитивное определение здоровья не сводит последнее к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание.

источник

Статья базируется на учениях и теориях: Ю.Б. Гиппенрейтер, Б.С. Братусь, З.Фрейд, А.Маслоу, Э.Фромм.

Как и в случае с общепринятым определением личности, в настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме в психологии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма — патология».

“Пусть «нормальными» будут считаться такие степени отклонения какого-нибудь свойства от математического среднего, которыми обладает половина популяции; тогда по ¼
популяции разместится на обоих полюсах «оси» этого свойства в зонах «отклонения» от нормы. Если мы теперь возьмем не одно, а два независимых свойства, то при тех же условиях в «нормальной» зоне окажутся уже ¼ часть всей популяции, а остальные ¾ попадут в зоны «отклонения». Короче говоря, при подсчете пяти независимых свойств остается всего один «нормальный» на 32 человека, а при учете 10 свойств – один «нормальный» на 1024 человека! Так, где в таком случае норма – 1024 или 1?” (Ю.Б.Гиппенрейтер)

«Понятие «нормальный» до такой степени емкое, что впору счесть его совершенно бессмысленным. Мне кажется, настало время определиться с тем, что же все-таки подразумевает психология и психиатрия, говоря о «норме», и найти для этого более подходящие термины»…. (А. Маслоу)
Причина такой ситуации кроется, безусловно, в сложности и многогранности данного понятия. Но, несмотря на всю сложность и многогранность данного вопроса, ученые и выдающие деятели в области психологии пытаются создавать и создают теории определяющие норму в психологии.

В своей книге «Аномалии личности», в первой ее части «Основные подходы к дихотомии «норма – патология» Б.С. Братусь выделяет и анализирует несколько подходов к пониманию нормы.

Сайт — Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.

1.Статистически-адаптационный подход: понимание нормы как что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы. Наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде.
2.Подход с позиции культурного релятивизма , который является, по сути, вариацией статистического адаптационного подхода.
3.Гуманистический, описательный . Здесь наиболее часто отмечаются такие черты как интерес к внешнему миру, наличие «жизненной философии», которая упорядочивает, систематизирует опыт, способность юмористически окрашивать действительность, способность к установлению душевных контактов с окружающими, целостность личности и ряд других.
4.Прослеживается описание и Психопатологического подхода . Если ничего не болит, если отсутствуют, какие бы то ни было симптомы, значит, ты здоров.
5.А так же говорится о подходах, где понятие «нормы» смещается до границ индивида. Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким стал. Таким образом, проблема нормы вовсе снимается.

Далее поговорим о подходах и попытаемся определить к какому из описанных в книге Б.С.Братусь, относятся понимания нормы, следующие теории личности: А. Маслоу, Э.Фромма, З. Фрейда.

На мой взгляд, теории личности Э. Фромма и А. Маслоу относятся к гуманистическому (описательному подходу), поскольку в их теориях явно присутствует описание характерных черт нормы, где наиболее существенное место отдается позитивным критериям:

Фромм выделяет следующие характерные черты нормы:
•продуктивная деятельность, т.е. созидание;
•связь человека с внешним миром через эмоции и переживания;
•постижение объективной реальности своим интеллектом;
•осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми;
•отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным;
•постоянное возрождение нормального человека;
•нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.

Маслоу предлагает следующие характеристики нормы личности:
•эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;
•принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;
•непосредственность, простота, естественность;
•центрированность на цели;
•независимость и наличие потребности в уединении от суеты;
•автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;
•спокойное отношение к социальным поощрениям;
•свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;
•вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;
•глубокие межличностные отношения;
•разграничение целей и средств;
•философское чувство юмора;
•сопротивление окультуриванию.

Данный подход, а именно многообразие данных характеристик, ограничивает возможности их использования в диагностической практике. По мнению Б.С. Братусь, в данном подходе большинство описаний не соотнесено с психологическим, категориальным аппаратом и потому не может быть непосредственно использовано научной психологии.

Что касается З. Фрейда,
То по мнению Б.С. Братусь, его теория относительно нормы человеческой психики, вообще не ставила такого вопроса. Поскольку не усматривалось отличие невротической личности от нормальной и свойства мотивации «невротика» распространялись на здорового индивида.

источник

Оговорюсь сразу, что однозначной позиции к понятию «норма» нет и быть не может.

К объяснению понятия «норма» имеется несколько подходов:

I — Cтатистичесеский подход. В этом подходе «норма» понимается как некоторая средняя величина.
Данный подход базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям. Величины измеренных признаков всегда будут находиться в неком числовом пространстве. Распределение признаков подчиняется так называемому нормальному распределению. В рамках этого подхода нормальным считается такое явление, которое находится в границах средней величины.
Статистическая норма имеет ситуативный характер, она дает представление о признаке «здесь и сейчас», но не позволяет перенести признак в другое время. Статистический подход не обеспечивает содержательного объяснения понятия «норма». В данном подходе необходима репрезентативность выборки.

II — Адаптационный подход. Человек нормален, если хорошо приспособлен.
Если не нарушается благополучие личности и благополучие ее окружающих, то это можно назвать адаптацией личности, если же нарушается — дезадаптацией.
Функциональная норма. Здесь под нормой понимается интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которой сохраняется оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма.
В психологии — это гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями с одной стороны, и требованиями социума, с другой стороны.
Достоинства этого подхода — попытка содержательного толкования понятия нормы
Недостатки: чрезмерная приспособляемость может свидетельствовать о патологии (чрезмерная гибкость); этот подход чреват утратой индивидуальности (быть как все).

III — Социокультурный подход. Нормально то, что некоторая культура «договорилась» считать нормой.
В каждой культуре, в каждом обществе существуют свои социальные требования, стереотипы, нормы. Понимается, что соотнесение с этими правилами соответствует социальным требованиям Аномальным считает то поведение, которое не соответствует этим правилам. Можно сказать, что человек «нормален», если следует всем социальным стереотипам. Данный подход сильнее проявляется в обществах с более жесткой культурой.
Недостатки подхода:
— не дает содержательного толкования того, что такое норма;
— утрата индивидуальности;
— невозможно однозначно определить норму и аномалию, как минимум потому, что нормы меняются со временем, и норма абсолютно разная в рамках разных групп общества.

IV — Медицинский подход. В этом подходе норма определяется как отсутствие патологии.
Этот подход считается негативным, потому что норма определяется через «не».
Достоинства подхода. Очерчиваются границы круга, в котором следует искать норму.
Недостатки.
— не дает содержательного описания;
— данный подход содержит в себе логическую ошибку — из того, что наличие какой-то патологии является не-нормой, то ее отсутствие еще не будет свидетельствовать о норме;
— различие в этом подходе не качественные, а количественные.

V — Идеальная норма. Норма как совершенство
Норма рассматривается как свойство выдающихся представителей человечества. Непонятно, что такое оптимальная норма и все ли могут ее достичь.
Гордон Олпорт полагал, что у здоровой продуктивной личности существует функциональная автономия мотивов, и что личностью управляет сознательное Я.
Признаки идеальной нормы:
— активная позиция к жизни;
— тяга к познанию;
— самоанализ;
— устойчивость к фрустрации.

То же самое делае и А. Маслоу вводя понятие самоактуализации. Согласно Маслоу, самоактуализирующаяся личность = здоровая личность.

Существуют и другие подходы к определению нормы. Например: субъективный, феноменологический, антипсихиатрический, подход Братуся.

источник

Понятие нормы в психодиагностике

Рядом исследователей диагностика в самом общем виде понимается как особый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания. В процессе диагностического познания осуществляется определение состояния единичного объекта. По сути дела, определение конкретного состояния той или иной системы есть не что иное, как установление диагноза. Еще одна особенность распознавания состояния единичного объекта заключается в том, что диагноз всегда сопоставляет выявленное состояние с нормой, эталоном и основывается на знании последнего.

Согласно толковому словарю Ожегова С. И., норма имеет два значения. Во-первых, это узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь. Во-вторых, это установленная мера, средняя величина чего-нибудь.

Понятие нормы является ключевым для теоретической и практической психодиагностики. Оно активно обсуждается в психологической литературе (Братусь Б. С., 1988; Бурлачук Л. Ф., 1989; Гайда В. К., Захаров В. П., 1982; Гильбух Ю. З., 1989; Гуревич К.М., 1982, 1985, 1986; Забродин Ю. М., 1984; Лучков В. В., Рокитянский В. Р., 1987; Петленко В. П., Корольков А. А. 1977; Талызина Н. Ф., 1980). Анализ понятия нормы, опирающийся на данные, представленные в психодиагностической литературе, показал, что для практического психолога, устанавливающего диагноз, норма выступает в двух аспектах:
как исходное начало для сравнения получаемых в процессе обследования данных и
как одно из состояний объекта психодиагностики.

Объект психодиагностики, обладая способностью к изменению, находится в одном из состояний, каждое из которых характеризуется множеством фиксированных в данный момент значений параметров деятельности или внутреннего конфликта и психических регуляторов. По отношению к норме объект психодиагностики имеет два состояния: нормальное и отклоняющееся.

В понятии нормы в психодиагностике выделяются следующие аспекты:
1. Норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования). С точки зрения данного аспекта в качестве нормального выступает состояние, обеспечивающее либо выживание человека, либо соответствие его поведения социальным нормам.

2. Норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования (как результаты, представляющие собой исходное основание для сравнения различных испытуемых). Зачастую в этих целях используется формальный критерий, связанный со статистическим подходом к пониманию нормы, выведенный на основе сравнения результатов и их распределения у большого количества людей. Однако чрезвычайно трудно определить положение человека относительно нормы, если взять за основание для сравнения не один, а систему показателей. Получится, что «нормальных» людей будет меньшинство.

3. Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий). В соответствии с этим подходом нормальным будет признан тот человек, у которого в результате обследования будет установлено отсутствие признаков, относимых в психологии к различного рода отклонениям и психическим заболеваниям.

Читайте также:  Аденома гипофиза анализы в норме

4. Норма как описательная характеристика (положительный логический критерий). Выделяются профессиональные, социальные, учебные и другие типы норм. Все они характеризуют определенную культуру конкретного общества на данном этапе его развития. Нормой в психологии считаются принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека. Описание нормы через положительный логический критерий предполагает установление набора признаков психического здоровья, основанием для выделения которых служат как общечеловеческие ценности, так и признаки продуктивной деятельности здоровой самоактуализирующейся личности. В качестве критерия нормы называют достаточно обширный перечень признаков психически здорового человека, который включает в себя:

— причинную обусловленность психических явлений;
— максимальную приближенность субъективных образов к отражаемым объектам действительности и отношением человека к ней;
— соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражении;
— критический подход к обстоятельствам жизни;
— адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
— чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
— способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций;
— самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;
— способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
Рассмотрим подробнее каждый из видов норм.

1. Норма как оптимальное состояние объекта психодиагностики.

Ряд исследователей, полагая, что нормальное состояние живой системы, и в особенности человека, не может быть выведено из нее самой вследствие включенности ее в более широкую систему, под нормальным состоянием объекта диагностики понимают его оптимальное состояние. Оно характеризуется как наиболее устойчивое, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования и в этом смысле лучшее из реально существующих однородных состояний.

Стремясь найти выход из создавшейся ситуации, Б. С. Братусь в противоположность адаптационному (адаптация к природной и социальной среде) предлагает подход, связывающий понимание нормы как оптимального состояния объекта психодиагностики с обретением человеком его всеобщей родовой сущности.
Ее конкретно-научными психологическими показателями являются:
отношение к другому человеку как к самоценности;
возможность самопроектирования будущего;
вера в осуществимость намеченного;
внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями;
стремление к обретению сквозного смысла жизни.

Поэтому норму в рамках данного аспекта можно определить следующим образом.
Норма как оптимальное состояние объекта психодиагностики, зафиксированное в определенных значениях диагностических переменных, обеспечивает приспособление человека к социальной и природной среде, а также ее преобразование, обусловленное реализацией социально значимых целей.

В качестве параметров феноменологических переменных выступают адаптивность жизненных процессов, обеспечивающая их соответствие требованиям природной и социальной среды, а также их родовая принадлежность, т.е. способность реализовывать творческую активность человека по преобразованию окружающей среды.
Уровень причинных оснований объекта психодиагностики образуют абстрактные, не меняющиеся и не зависящие от конкретной ситуации психические свойства, которые охватывают всю психическую сферу и выполняют функцию психической регуляции в любой точке пространства жизненных процессов (такие свойства, например, оценивают шкалы методики «шестнадцать личностных факторов» Р. Кеттелла или ММРI С. Хатэуэя и Дж. Маккинли).

Диагностические нормы по типу функциональных систем психической регуляции подразделяются на нормы систем «психическое состояние» и на нормы систем «деятельность».

Нормы систем «психическое состояние» характеризуют оптимальное состояние психики в целом и обеспечивая возможность адаптации человека к окружающей среде или реализацию его родовой сущности. Они распространяются на предельно широкий объем жизненных процессов, не зависят от особенностей конкретной ситуации (т.е. являются вне ситуационными) и имеют предельно высокую степень общности описания элементов объекта психодиагностики на феноменологическом уровне и на уровне причинных оснований.

Нормы систем «деятельность» фиксируют оптимальное состояние определенных компонентов психической регуляции. Они выполняют функцию реализации конкретного социально значимого требования, охватывают строго ограниченный объем жизненных процессов, являются ситуативными и задаются конкретными значениями параметров на двух уровнях объекта психодиагностики.

2. Норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования.

Учитывая различные значения термина «нормальный» («обычный», «типичный», «средний», «массовый», «упорядоченный», «правильный» и т.д.), большинство авторов согласны, что норма в диагностической деятельности выступает как исходное основание для сравнения получаемых в процессе обследования данных, позволяющее их оценивать.

Норма как исходное начало для сравнения получаемых в процессе обследования данных представляет собой систему отсчета, в качестве которой могут выступать два критерия:
1. популяция людей, позволяющая определить относительное положение обследуемого в группе на основе сопоставления индивидуального показателя с показателями других индивидов, обобщенных с помощью статистических методов;

2. установленная область содержания, представленная в требовании (эталоне) и дающая возможность соотнести индивидуальный показатель с ним и определить степень близости обследуемого к этому требованию.
Первый критерий можно обозначить как формальный групповой, а второй как содержательный эталонный.

2А. Чаще всего в качестве основания для оценки полученных в обследовании данных используется формальный критерий, связанный со статистическим подходом к пониманию нормы.
В биологии, медицине и психиатрии общепринятой является точка зрения, согласно которой человечество делится на огромное большинство (95% популяции), обладающее признаками нормы, и незначительное меньшинство (5%), имеющее признаки отклонений. Статистическая норма, опираясь на понимание нормального как типичного, широко распространенного, среднего и по функции совпадая с адаптационной нормой, задается посредством среднего показателя или средних показателей по ряду признаков.

Она характеризуется с помощью двух величин (средней арифметической χ и стандартного отклонения σ) и предполагает распределение изучаемых случаев по нормальному закону. Результаты в пределах ±, составляющие наиболее представительную часть распределения (68 % величины), задают границы нормы, а симметрично расположенные вправо и влево от них остальные части распределения (по 16 % с каждой стороны) — отклонение от нее.
Основой для сравнения, интерпретации результатов диагностических испытаний могут стать и такие показатели, как процентили.

Процентиль — это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которых ниже данного первичного показателя. Процентили не следует смешивать с обычными процентными показателями. Последние являются первичными показателями и представляют собой процент правильно выполненных заданий, тогда как процентиль это производный показатель, указывающий на долю от общего числа членов группы Первичный результат, который ниже любого показателя, полученного в выборке стандартизации, имеет нулевой процентильный ранг (Рο). Результат, превышающий любой показатель в выборке стандартизации, получает процентильный ранг 100 (Р1οο). Эти процентили, однако, не означают нулевого или абсолютного результата выполнения теста.

Процентильные показатели обладают рядом достоинств, в частности:
1. их легко рассчитать и понять даже сравнительно неподготовленному человеку;
2. их применение достаточно универсально и подходит к любому типу тестов.
Однако недостаток процентилей это существенное неравенство единиц отсчета в том случае, когда анализируются крайние точки распределения. При использовании процентилей (как уже отмечалось выше) определяется только относительное положение индивидуальной оценки, но не величина различий между отдельными показателями.

В диагностических методиках применяются и такие статистические норму, которые являются стандартизованными оценками (стандартизованными баллами), основанными на расчете статистических параметров: среднее арифметическое и стандартное отклонение. Это — так называемые Z-показатели, единицы IQ, стены, Т-баллы, стэнайны. Подробнее о них см. Приложение 3. Стандартизованные шкалы в психологии.

Приложение 3. Стандартизованные шкалы в психологии

Стандартизация данных, полученных с помощью той или иной психологической методики — это процесс создания стандартных тестовых шкал или стандартизованных шкал. Основные цели стандартизации:
а) сравнение результатов полученных по одной и той же методике в разных условиях и/или разными исследователями;
б) сравнение результатов данного испытуемого с выборкой стандартизации.

Выборка стандартизации — это группа испытуемых, на которой собираются статистические данные по методике. Эта выборка не должна быть малого объема (рекомендуется не менее 200 человек) и обязательно должна быть репрезентативна генеральной совокупности, то есть должна отражать ее основные характеристики. В результате стандартизации и создаются тестовые нормы. Впоследствии при тестировании предполагается, что выборка стандартизации и тестируемый принадлежат одной и той же генеральной совокупности.

При условии нормального распределения первичных данных приведение различных методик к единой шкале осуществляется путем построения шкалы стандартных значений или стандартизованной шкалы. Стандартизованная шкала отражает место любого значения признака хi в общей совокупности данных, измеряя его отклонение от среднего арифметического значения χ в единицах стандартного отклонения. Для этого осуществляется Z-преобразование первичных данных по следующей формуле:

zi=(xi-χ)/σ
где zi— стандартизованная величина для xi
xi— первичный результат
χ— среднее арифметическое значение первичных результатов
σх— стандартное отклонение первичных результатов

Для стандартизованных величин в любых шкалах всегда среднее арифметическое значение ζ=0 стандартное отклонение σz=1. Z-шкала относится к интервальным шкалам: единицей измерения в этой шкале является стандартное отклонение. В такую шкалу можно преобразовать любые первичные данные.
Недостатком стандартизованных Z-шкал является наличие в них отрицательных значений. Этот недостаток преодолевается переходом к другим, более удобным в обращении шкалам, которые строятся путем преобразования стандартизованных данных.

Для интервальных шкал допустимо преобразование следующего типа: z’=az+b, где всегдаa>0. В этом уравнении а и b— любые действительные числа, выбор которых определяется исключительно лишь удобством работы со шкалой. Такие шкалы называются преобразованными стандартизованными или нормализованными шкалами.
В психодиагностических методиках в качестве этих констант часто выбирают желательные параметры распределений в нормализованных шкалах (в качестве b подставляют стандартное отклонение, в качестве а — среднее арифметическое значение нормализованных данных).

Приведем примеры таких шкал в психодиагностических методиках.
Тест Векслера

Тест Амтхауэра

Шкала стенов Кеттелла(например, опросники 16PFКеттелла, МИС. УСК и т. п.)

Шкала стенайнов Гилфорда

Шкала Т-баллов(например, опросникиMMPI,CPI, САТ, ГТ и т. п.)

В руководстве по конструированию тестов, принятом Американской психологической ассоциацией, указывается, что типичным преобразованием ненормализованных стандартных показателе (то есть z-показателей) должно быть их приведение к шкале со следующими параметрами: среднее арифметическое 50 (это будет константа b) и стандартное отклонение 10 (константа а).

На рисунке показано соотношение кривой нормального распределения и наиболее распространенных в методиках нормализованных шкал.

Рис. Кривая нормального распределения и тестовые показатели.

Распределение оценок многих стандартизированных педагоги­ческих и психологических тестов апроксимируется формой нормальной кривой, показанной в верхней части этого рисунка. Ниже представлены некоторые шкалы, разработанные для упрощения интерпретации оценок путем преобразования их в числа, кото­рые указывают относительное положение тестируемых в группе стандартизации (выборка испытуемых, на которой проводится исследование с целью сбора статистического материала и определения статистической нормы).

Нуль (0) в центре базовой линии показывает положение средней арифметической первичных («сырых») оценок теста, а символ σ (сигма) размечает шкалу «сырых» оценок в единицах стандартного отклонения.
Накопленные проценты являются основой шкалы «процентильный эквивалент».

Некоторые шкалы основаны на единице стандартного отклонения. Среди этих шкал — стандартная z-оценка, Т-оценка, стены (10-балльная шкала) и стенайны (9-балльная шкала), оценка уровня развития интеллектаIQ— представляют собой шкалы, применяющиеся во множестве тестов.

Таблицы норм, либо в виде процентилей, либо в форме стан­дартной оценки, имеют значение только для конкретного теста, при­мененного к определенной выборке стандартизации. Диаграмма не позволяет сде­лать вывод о том, например, что процентильный ранг 84 по одному тесту обязательно эквивалентен z-оценке +1,0 для другого теста, это справедливо лишь в том случае, когда каждый тест непременно имеет нормальное распределение оценок и когда обе шкалы осно­ваны на идентичных или очень похожих группах людей.

Статистическая норма строится на сопоставлении индивидуальных данных, полученных в процессе обследования, с групповым распределением показателей, зафиксированных в выборке стандартизации. Она определяет относительное положение (порядковое место) индивида в некоторой группе, позволяет определить, как он выглядит на фоне других.

При анализе недостатков статистической нормы целесообразно отметить следующее.
1. Сопоставление данных обследования со статистической нормой, позволяя определить место индивида среди других людей, входящих в выборку стандартизации, ничего не говорит о его действительных возможностях в выполнении того или иного вида деятельности.

2. Необычные психические проявления положительного характера, например большой объем эйдетической памяти, статистический подход рассматривает как отклонения, включая в норму лишь типичное, среднее для популяции.

3. Попытка определения на основе статистического подхода границ нормы человека в целом, предполагающая много параметрическое его описание, приводит, с одной стороны, к утрате практической значимости нормы, отрицанию возможности существования соответствующих ей реальных диагностических объектов.

Это связано с тем, что практически каждый человек, обладая индивидуальной изменчивостью, в том или ином отношении представляет собой отклонение от канонизированной нормы «стандартного человека», построенной на основе объединения средних значений по ряду признаков. С другой стороны, при определении такой нормы исследователь сталкивается с парадоксом, заключающимся в том, что широко распространенное, присущее большинству выборки стандартизации явление, соответствующее статистическому пониманию нормы, оказывается крайне редким.

Закономерности нормального распределения, справедливые для случайных явлений, не всегда применимы по отношению к психическим явлениям. На это, обсуждая проблему построения возрастных нормативов, справедливо указывает Н.Ф. Талызина, которая пишет о том, что возможности управления процессом учения, а тем самым и процессом развития человека, дают основание считать, что достижения в интеллектуальном развитии людей не должны распределяться в соответствии с кривой Гаусса. Эта кривая отражает распределение достижений при стихийном ходе становления способностей.

2Б.Другой подход для оценки данных психодиагностического обследования предполагает в качестве «точки отсчета» использовать содержательные характеристики объекта психодиагностики, связанные с пониманием нормы как желательного, заданного, необходимого, требуемого его состояния. Эти характеристики по объему охватываемых ими жизненных процессов подразделяются на общие и конкретные. По представленности практическому психологу в процессе осуществления психодиагностической деятельности они подразделяются на логические и интуитивные критерии.

2Б-1.Последние получили отражение в понятия социально-психологического норматива. Оценка результатов исследования в этом случае строится на сравнении успешности деятельности каждого обследуемого с содержанием норматива и выяснении степени его близости к нему. Такой подход применительно к разработке средств психических измерений приводит к иной постановке проблемы валидности и надежности диагностических методик, снятию вопросов, связанных с их обеспечением, и позволяет осуществить переход от групповых статистических норм к индивидуальным нормам.

В нашей стране под руководством К. М. Гуревича разрабатываются тесты, в которых в качестве точки отсчета выступает не статистическая норма, а не зависимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив. Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. Все сопоставления индивидуальных или групповых результатов тестирования проводятся с тем максимумом, который представляется в тесте (а это полный набор знаний). В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. Имеется разработанная схема представления групповых количественных данных. Для анализа данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100%-ное выполнение всего теста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на пять подгрупп:
1. наиболее успешные — 10 %;
2. близкие к успешным — 20 %;
3. средние по успешности — 40 %;
4. мало успешные — 20 %;
5. наименее успешные — 10 %.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Далее строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат — процент выполненных каждой из подгрупп заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу. Такая обработка проводится по результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности.

Задаваясь в форме данных, должных, а также отсутствующих в действительности (или существующих в ней лишь в качестве отдельных образцовых) идеальных параметров, содержательные характеристики нормального состояния объекта психодиагностики выступают в роли исходного начала для сравнения получаемых в диагностическом обследовании данных.

2Б-2. Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий). Определение нормы через отсутствие отклонений существует в двух вариантах.
Первый вариант предполагает установление нормы через исключение отклонений без раскрытия ее положительных содержательных характеристик. Так определяется норма, например, с помощью десяти базисных шкал ММРI.

Второй вариант строится на предположении, что психически здоровый человек имеет в зачаточном виде скрытые признаки патологии и соответствует норме до тех пор, пока эти признаки в своем выражении не превосходят положенных границ. Такой подход позволяет оценить психику здорового человека в профилактических целях с точки зрения потенциальной угрозы дезадаптации (например, Я-структурный тест Амона).

2Б-3. Описательная характеристика нормы (положительный логический критерий) предполагает установление набора признаков психического здоровья, основанием для выделения которых служат как общечеловеческие ценности, так и признаки продуктивной деятельности здоровой самоактуализирующейся личности.

Некоторые авторы, опираясь на данные Всемирной организации здравоохранения, в качестве критерия нормы называют достаточно обширный перечень признаков психически здорового человека, который включает в себя:
1. причинную обусловленность психических явлений;
2. максимальную приближенность субъективных образов к отражаемым объектам действительности, гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
3. соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;
4. критический подход к обстоятельствам жизни;
5. способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
6. адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
7. чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
8. чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
9. способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций;
10. остальных его членов;
11. способность планировать и осуществлять свой жизненный путь и др.

источник