Меню Рубрики

Психологические подходы к анализу нормы развития

Прежде чем охарактеризовать аномальное развитие, следует определить понятие «норма». Понятие нормы очень неоднозначно, поскольку нет четкой границы между нормой и отклонением. Всякий человек в той или иной степени отклоняется от нормы. По-латыни норма означает: правило, образец, руководящее начало. Термин «норма» используется для обозначения здоровья как противоположности патологии (болезни, расстройства, нарушения). Примером трудностей в отделении нормы от патологии является эксперимент американского исследователя Розенхана. Чтобы проверить, могут ли психиатры отличить здорового человека от больного, каждый из 8 исследователей пришел в приемный покой какой-либо психиатрической больницы и пожаловался на то, что слышит голоса. Об остальном – об истории своей жизни, эмоциональном состоянии они говорили честно и никаких других симптомов не демонстрировали. Большинство из них получили диагноз «шизофрения» и провели в госпитале 2-3 недели. Позже Розенхан рассказал отдельным представителям персонала больницы, что в течение трех месяцев несколько псевдопациентов попытаются лечь в госпиталь. По прошествии 3 месяцев он попросил персонал догадаться, кто из 193 пациентов, госпитализированных за это время, притворялся. 41 человек из 193 были признаны нормальными хотя бы одним представителем персонала. В действительности среди пациентов не было ни одного здорового человека.

Различают следующие виды норм:
1. Статистическая норма характеризует статистическое большинство описываемых объектов, т.е. определяет место индивида в популяции по отношению к статистическому среднему. Например, интеллект среднего уровня (IQ=80-119 баллов) имеет 80% людей, небольшие дефекты интеллекта – 6%, умственную отсталость – 2-3%, повышенный интеллект – 9-12%.
2. Функциональная (физиологическая) норма характеризует процессы и состояния здорового организма. Определяется по отношению к выполнению или невыполнению функции какой-либо системы.
3. Индивидуальная норма – мера отклонения от статистической и физиологической нормы.
4. Нормативная норма – предварительно идеально установленный образец; то, что должно быть. Нормативную норму можно рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. То, что в одном обществе считается нормальным, в другом признается отклоняющимся от нормы, поэтому эти нормы историчны, они меняются вместе с развитием общества. Нормативные нормы присутствуют в образовательных программах, квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей.

Критерием нормы является целесообразное функционирование организма. Показатели отклонения от нормы: а) социальная дезадаптация – невозможность взаимодействовать с другими людьми или сужение круга таких лиц; б) затрудненность или невозможность оказывать воспитывающее и обучающее воздействие; в) замедление или деградация развития психики; г) неадекватное поведение. Тем не менее человек может считаться нормальным, несмотря на отклонения от нормы в его отдельных функциях, если социальная компенсация оказалась успешной. Например, слепой или глухой не обязательно дефективен, если он достиг того же результата в своем психическом и личностном развитии, что и большинство людей без дефекта.

Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142 с.

Понятие психологической нормы

Основным потребителем дифференциально-психологических знаний является психодиагностика. В психологии индивидуальных различий рождаются понятия, для измерения которых затем создаются или подбираются методики. Здесь же возникает представление о способах оценки и интерпретации полученных результатов. В связи с этим очень важным является понятие психологической (психической) нормы, очень неоднородное по своему содержанию, на которое оказывают влияние по меньшей мере четыре фактора.

1. Норма — статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких или высоких значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Очевидно, что приставки «суб» и «супер» не дают этической или прагматической оценки качества.

Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной и других). Так, например, на протяжении последних лет показатель маскулинности по опроснику MMPI у девушек устойчиво повышен; однако это говорит не о том, что они поголовно ведут себя как юноши, а о необходимости пересмотра устаревших норм.

2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся. Например, в российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это никем не осуждается.

3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции. Так, например, когда пожилой человек, осознавая слабость своей памяти, использует вспомогательные средства (записную книжку, раскладывание необходимых предметов в поле зрения), то это поведение соответствует норме, а если он, относясь к себе некритически, отказывается от необходимости «протезировать» свое жизненное пространство, то это приводит в конечном счете к неспособности решать поставленные задачи и свидетельствует о нарушении психического здоровья.

4. Наконец, представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.

В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную анормальность личности свести к узкому признаку как ее единственной первопричине. В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.

Итак, нормы — это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются. Обязательно должны регулярно пересматриваться и стандарты психодиагностических методик.

источник

Понятие «норма» и «аномалия» в развитии ребёнка.

Норма –установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Проблема критериев нормы, нормального развития человека: приобретает особую актуальность в контексте коррекционно развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня «работающими» являются следующие понятия:

Предметная норма– знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования); социально-возрастная норма– показатели интеллектуального и личностного развития (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа; индивидуальная норма– проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития. Категория нормы психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.

Отклонения от общих закономерностей, неправильность в развитии и др. не соответствия норме, обозначается словом — аномалия (греч. отклонение).

В коррекционной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс обучения, воспитания, социализации ребенка. И на основе этого строить практическую деятельность педагога.

Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.

· Группа физических отклонений прежде всего связана со здоровьем человека и определяется медицинскими показателями (вес, рост, объем и др.). Отклонения в норме могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами. Всемирной организацией здравоохранения в 1980 году принят британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: недуг (связан с затруднением деятельности), ограниченная возможность (ограничения в деятельности), инвалидность (недееспособность). К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

· Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Сюда относятся задержкапсихического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильности до глубокой идиотии), нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одаренность детей.

· Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю или полную среднюю школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее среднее образование. Однако есть дети, не получившие общего среднего образования.

· Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Психологический аспект проблемы «норма — аномалия»

Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Остановимся на проблеме возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития. Предлагаемая психологами периодизация имеет свою интерпретацию фактов, т. е. объясняет, почему что-то происходит, случается или не случается, а это может служить основанием для выбора конкретных способов воздействия на индивидуальную судьбу человека.

Над периодизацией психического развития работалЛ.С.Выготский.Психическое развитие он понимал как процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых. Он разработал периодизацию психического развития в детском возрасте, в которой в качестве основного выступает понятие критический возраст. Выготский выделял несколько критических, поворотных пунктов психического развития ребенка, полагая, что кризисы — это необходимые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее протекает кризис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л.С.Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, личность ребенка изменяется как целое, и законы изменения этого целого определяют изменение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что и обусловливает особую роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие. В работах отечественных психологов — А. В. Запорожца, А. Р. Лу-рия, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, — принадлежащих к школе Выготского, дано теоретическое и экспериментальное обоснование параметров нормального психического и личностного развития ребенка.

Значительный вклад в решение данной проблемы внес талантливый отечественный ученый-психолог Д. Б. Эльконин (1904-1984). Он разработал оригинальную концепцию возрастной периодизации психического развития ребенка, положив в ее основу закономерности развития деятельности растущего человека, т. е.ведущую деятельность.

Исследуя механизмы психического развития, Д. Б. Эльконин обращается к анализу системы отношений человека. Существует две системы отношений: система человек—предмет и система человек-человек. Применительно к развитию эти системы выступают как система ребенок-общественный предмет и система ребенок-общественный взрослый. Взрослый человек выступает для ребенка носителем новых и все более сложных способов действий с предметами, а также норм, эталонов и мер, выработанных обществом и необходимых для ориентации в окружающей действительности. Формирование личности ребенка осуществляется через деятельность внутри систем ребенок — общественный предмет и ребенок — общественный взрослый.

источник

Важнейшей базовой категорией используемой в психопатологии, выступает понятие нормы, по отношению к которой производится сопоставление различных реакций, когнитивных функций, эмоционально-волевых и мотивационных процессов, а также личности в целом. В явной и неявной форме норма всегда противопоставляется отклонениям от нормы и тем самым обозначает свои границы.

Существует несколько принципиальных подходов к решению проблемы нормы и к ее определению.

1. Бытовой подход, опирающийся на житейский опыт и интуицию. Сфера нормаль­ного всегда имеет в сознании людей свои границы. Здесь подразумевается способность любого человека идентифицировать в окружающей среде лиц или оценивать их психические процессы как нормальные или ненормальные, причем степень адекватности такой оценки может быть достаточно высока. Реально в основе интуитивного критерия лежит та или иная комбинация уже существующих, ранее выработанных критериев, порой заимствованных из средств массовой информации, книг или общения сгружающими, либо выработанная путем примеривания сомнительных форм поведения к себе.

2. Интроспективный подход подразумевает, что единственно надежным критерием не­нормальности того или иного состояния является суждение самого пациента, источник которых — наблюдения за самим собой. В этом случае оценочное решение выносится на
основании отчета испытуемого о своих ощущениях: наличии болезненности, тревожности, растерянности и т. п. В подобных случаях нерешенной остается проблема адекватности самооценки человека и его способности на языковом уровне (словарный запас, образность,
точность) передать свое состояние.

Читайте также:  2 скрининг результат анализа норма

3. Клинический подход, построенный на традиционном противопоставлении («от про­тивного») нормы достаточно очерченным и не вызывающим разногласий формам психической патологии. Из-за последнего обстоятельства сама психиатрия долгое время не
испытывала потребности в теоретическом осмыслении нормы. Данный вопрос тем не менее возник со временем в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так на­зываемыми пограничными явлениями: психопатиями, неврозами, клиникой и педагогикой
проблемного детства, судебно-психиатрическими феноменами и др.

4. Статистический подход. В самой примитивной форме, на ранних этапах развития данного подхода, нормальным признается то, что присуще большинству представителей рассматриваемой популяции, то есть то, что при измерении или на качественном уровне
наиболее часто встречается в популяции и обычно соответствует вычисляемой средней. Современная психология уже давно ушла от узкого рассмотрения этого относительно простого, но абстрактного (отсутствующего в реальности) статистического параметра в
качестве критерия нормы.

Более перспективным и реально применяемым в экспериментальной практике является некоторым образом выбранный, консенсусный диапазон вокруг «средней психики», а к области патологии относится все, что выходит за пределы этого диапазона.

Обычно речь идет об определенной части так называемого нормального закона распределения, расположенной в центральной его зоне и, в зависимости от жесткости подхода, отсекающей примерно 67-95% популяции, по материалам которой данный закон (колоколообразная кривая частоты встречаемости признака в популяции) был построен. Наиболее широкое применение статистический подход получил при разработке шкал различных измерительных процедур и тестов.

Несмотря на массу преимуществ этого подхода, являющегося инструментом научных исследований, статистические критерии имеют и ряд существенных недостатков:

· Определение нормы как среднего или околосреднего, типичного для популяции исключает из этой категории все необычные психические проявления не только отрицательного, но и положительного характера, например гениальность.

· Поведение, характерное для одной популяции, например национальной группы, может восприниматься редчайшей аномалией в рамках другой популяции. То же имеет отношение и к дифференциации по половому признаку или по признаку обитания в конкретной природно-климатической или социальной, культурной среде, в определенный исторический период. Еще Петр Борисович Ганнушкин в предисловии к изданной в 1928г. «Исто­рии психиатрии» писал, что патопсихология и психиатрия стоят в самой определенной корреляции (связи) с состоянием биологии, социологии, фило­софии данного отрезка времени.

· Наличие широко распространенного признака не обязательно является свидетель­ством его нормальности (например, высокая вероятность гельминтозов у населения Центральной Африки).

· Если статистические критерии достаточно успешно применяются для оценки какого-то одного параметра функционирования психических процессов, например определения IQ, то при характеристике целостной («многомерной») личности в силу ее естественной уникальности могут возникать существенные трудности. Проблема осложняется еще и тем, что в процессе эволюции происходит не только дифференциация психических процессов, но и их взаимная координация, подгонка друг к другу, которые сами по себе определяют эффективность их реализации.

5. Адаптационный подход.В соответствии с ним, все, что способствует выживанию, отвечает природной целесообразности, является нормальным, а все, что этому противодей­ствует, — ненормальным. При таком подходе критерием нормального развития становится
сохранность личности, а к патологии относится все, что связано с повреждением или распадом личности, ее смертью как целого. В основу данного подхода положены биологически
ориентированные взгляды, характерные для естественного отбора.

6. Функциональная норма. Может рассматриваться как частный случай адаптационного подхода. Одним из наиболее глубоких представлений нормы для живых систем, изложен­ных в отечественной литературе, является характеристика ее как функционального оптимума. В выдвинутой концепции оптимального состояния норма трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняется оптимальная связь со средой и согласование всех функций организма.
Очевидно, что при переходе к социальному уровню регулирования и оценивания психики возникают принципиальные трудности, поскольку, с одной стороны, не все психические расстройства носят для больного угрожающий характер или укорачивают его жизнь, а с другой — приспособление к одной стороне социальной жизни или группы вполне может комбинироваться с дизадаптацией к другой. Вместе с тем критерий адаптированности (в том числе социально-психологической) чрезвычайно важен для понимания желаемой нормы.

7. Предписывающий (морально-этический) подход к понятию нормы предполагает существование в обществе системы официальных и неофициальных правил (должное), которые предписывают человеку некий достаточно широкий коридор поведения, выход за пределы которого может интерпретироваться как ненормальность. Поведение в рамках данного подхода может трактоваться в диапазоне конформности-девиантности. С другой стороны, применительно к психическим процессам, например, наличие правонарушения
может рассматриваться как результат невменяемости, не несущей в себе обвинения. Проблема подобной трактовки нормы заключается в частой противоречивости требований раз­личных социальных групп и слоев, а также в том, что медико-биологические нормы обычно
задаются как данные, а морально-этические и правовые — как должные и имеющие раз­мытые границы. По сути, речь идет о сопоставлении поведения человека с внешней для него системой ценностей.

8. Идеальностный подход. Нормативность поведения может задаваться не только «от противного», но и позитивными средствами, путем либо прямого указания на конкретного человека, воплощающего желаемые черты, к которым следует стремиться, либо выработки сложного, по возможности непротиворечивого эталона, указывающего вектор развития общества. Наиболее ярко подобная тенденция выражается в системе религиозных пред­ставлений, в недавнем прошлом — в «кодексе строителя коммунизма», в предлагаемых че­рез средства массовой информации образцах «преуспевающего благородного бизнесмена» и т. п. Во всех подобных случаях имеется некоторая унификация нормы, пренебрегающая индивидуальными ее вариантами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Е.Д. Белорусский государственный университет, г. Минск

В статье представлены результаты теоретического анализа проблем изучения нормы психического развития. Цель данной работы состоит в сопоставлении разных подходов к определению этого понятия в психологии развития и выявление наиболее эффективной стратегии определения конкретных нормативов.

In article results of the theoretical analysis of studying problems of norm of mental development are presented. The purpose of this work consists in comparison of different research approaches to definition of this concept of developmental psychology and definition of the most effective strategy of definition of concrete specifications.

Вопрос о норме психического развития является одним из тех, которые будут актуальными всегда. Понятие нормы неразрывно связано с окружающим миром, обществом, культурой, которые подвержены изменению. Ведь, как известно, «все течет, все изменяется». Поэтому особую актуальность данная проблема приобретает в период, когда такие изменения становятся заметны.

Вследствие этого сейчас вновь становится важным вопрос о норме психического развития.

Известно, что социальная среда является источником психического развития ребенка. Одним из важных факторов, его определяющих, является социальный фактор, совокупность окружающих ребенка предметов материальной, духовной культуры и людей. Изменение культурного уровня социального окружения, насыщение окружающего пространства техническими,

электронными устройствами разного уровня сложности вызывает, возможно,

изменение темпа развития современного ребенка. Очевидно, что с изменением ситуации в обществе, с усложнением информационной среды, в которой развивается ребенок, изменяются и критерии нормы. Это замечают не только ученые, психологи и педагоги, но и обычные родители. Все чаще от многих из них можно услышать, что «современные дети намного умнее». Интересно было бы получить этому научное подтверждение.

. . Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. — М, 1956. 23. Люблинская А.А. . Темпы овладения глобальным чтением зависят от возраста ребенка, уровня сенсорного развития, состояния слуха, индивидуальных особенностей. По мере . возрасту словесная регуляция, опирающаяся на знание нравственных норм, помогает ребенку самостоятельно управлять своим поведением. Развиваясь, речь .

Нужно сказать, что проблема нормы и ее вариантов является одной из самых неоднозначных в современной психологической науке. Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей «психологической нормы» и «психических отклонений», довольно широко представленной в современных научных публикациях, подтверждает тот факт, что она пока еще не имеет окончательного решения в виду своей сложности [1]. Ее решение осложняет и недостаточная изученность природы, сущности психики человека, принципов

ее организации, наличие достаточно большого спектра теоретико-

методологических подходов к пониманию личности человека, содержанию и границам «нормального» и «аномального» в психике.

Очевидно, что проблема определения нормы носит междисциплинарный характер. Так или иначе, она возникает в различных отраслях психологической науки: дифференциальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, психологии личности, нейропсихологии и др. Очень актуален этот вопрос также и для психиатрии. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Наиболее значимые из них представлены в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности. В целом в современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».

Статистический подход . Самым распространенным для многих является понимание нормы каксреднего, установившегося, не выделяющегося из массы. Статистический подход предполагает возможность количественного измерения свойств исследуемого объекта и установление с помощью математического аппарата соответствующих средних показателей. Как

правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как отличную от нормальной. Быть нормальным в рамках данного подхода значит соответствовать некоему усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу).

. Алтайский государственный университет» Факультет психологии и философии Контрольная работа по дисциплине: Общая психология Особенности подхода к психологии личности в гуманитарной психологии Выполнила: студентка II . умножат присущую природе человека доброту, которая столь существенна для нашего выживания. Экзистенциальная психология Это современное направление в психологии личности уходит корнями .

Однако, такой подход вызывает давнюю критику ученых. Они справедливо отмечают, что отождествление нормальности с часто встречающимся резко ограничивает представление о человеческом развитии.

Адаптационный подход представляет понимание нормы в соотнесении с понятием адаптации; быть нормальным значит быть приспособленным,

адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом адаптация понимается, как динамическое равновесие между организмом и средой, акак динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека. В целом норма рассматривается как процесс, в ходе которого личность достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования).

То есть, норма — это процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

Однако при этом социальная адаптация может пониматься слишком узко и ассоциироваться с приспособленчеством. Так, Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности [2].

подход. Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальным является то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Однако, множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность

. качество- компетентность стремление к достижению Нормальная линия трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков Аномальная линия . деятельность Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения. Кризисы Кризис 15 лет. . личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого. Сфера развития .

предъявляемых каждым таким социумом требований делает невозможным однозначное определение нормального поведения.

Психопатологический подход. Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствиевыраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма — через аномалию. Однако не вызывает сомнений однобокость этого подхода.

Экзистенциальный подход. Данный подход является по сути описательным и тесно связан с гуманистической теорией личности. Представители данного подхода пытаются выделить, прежде всего, то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Нормой признается самоусовершенствующаяся,

самоактуализирующаяся личность. Однако в данном подходе описывается только конечный продукт — сформировавшаяся личность, и практически ничего не говорится о том процессе, который привел к ее появлению, а также о тех внутренних закономерностях, что лежат в основе этого процесса [2].

Можно сказать, что ни один из названных подходов в отдельности не позволяет однозначно определить критерии нормы. Понятно, что в настоящее время однозначных показателей нормального поведения и внятных границ нормы не существует.

При этом очень важно четко понимать, что включает в себя понятие

Читайте также:  16 недель беременности афп анализ норма

«норма» и конкретно, «норма психического развития». Одно из основных значений термина «норма» (лат. norma — правило, точное предписание, образец,

мера) — установленная мера, средняя величина Понятие нормы относительно постоянно. Как уже отмечалось, его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

. жизни организма. Суперэго (Сверх-Я) – третья и последняя развивающаяся система личности, интернализованная модель общественных норм и стандартов . сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий развитие, отрицает, что в нем есть все возможности . и гуманистический подходы к личности Оглавление Введение 1. Характеристика гуманистической теории личности 1.1 Теория личности А. Маслоу .

Психология оперирует такими понятиями как норма реакции (моторной,

сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, возрастная норма

Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и аспекты.

Общепсихологические аспекты проблемы рассматриваются,

например, в рамках психологии личности. В отечественной психологии это направление широко представлено в работах Б.С. Братуся. Он рассматривает основные подходы к пониманию нормы, а также определяет норму личностного развития. Согласно точке зрения Б.С. Братуся признаками и атрибутами нормального развития личности считается отношение к другому человеку как к самоценности, способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целеустремленный характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего;

веру в осуществление намеченного; внутреннюю ответственность перед собой и другими, прошлым и будущим поколениями; стремление к обретению сквозного, общего смысла жизни. Это те направления, в которых осуществляется нормальное развитие человека. Нужно отметить, что выделенные критерии имеют достаточно общий характер, они нуждаются в конкретизации и операционализации, после чего могут быть использованы на практике [2].

аспект понимания нормы раскрывается через проблему возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития.

Не в каждой из теорий и периодизаций развития специально ставится проблема нормального развития личности. Например, в рамках бихевиоризма она, по сути, вообще не рассматривается. Под нормой здесь изначально подразумевается приспособляемость, адаптивность, стремление к гомеостатическому равновесию со средой.

. — единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма; социальная — система свойств, благодаря которым . и стало активно разрабатываться. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В связи с этим представляется . их социально-классовой принадлежности социальным статуса и усвоенным нормам; личная — единство и преемственность жизнедеятельности, целей .

Проблема специфики нормального развития фактически не ставилась и в психоаналитическом направлении, поскольку не усматривалось отличие невротической личности от нормальной и свойства мотивации «невротика»,

такие как связь мотивации с сексуальным влечением, бессознательность определяющих мотивов поведения человека, распространялись на здорового индивида.

Представители гуманистической психологии, критикуя бихевиоризм и психоанализ, особо подчеркивали роль самосознания в нормальном личностном развитии, стремление здоровой личности к самосовершенствованию, ее уникальность.

Особое значение для психологии развития имеет понятие «возрастной нормы развития». Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о ее существовании. Однако при более детальном анализе оказывается, что понятие возрастной нормы определить и представить в доступной для изучения и измерения форме, достаточно сложно. Поэтому в психологии развития также выделяют несколько подходов к определению понятия «возрастная норма».

Статистический подход базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям (например, росту, весу, показателю интеллекта).

Значения измеренных по определенной шкале признаков всегда находятся в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств или признаков подчиняется нормальному закону (кривая Гаусса или частотная кривая).

Нормальным признается такое значение признака,

которое оказывается в пределах среднего или стандартного отклонения.

Показатели, выходящие за установленные (по статистическим правилам)

границы, считаются ненормальными.

Лекция 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Основные закономерности психического развития в онтогенезе. Условия, источники

. развития (предварительные условия): природные свойства организма (врожденные свойства организма и процессы созревания), которые не порождая психических . с самим процессом развития критерия. Это периодизации биологизаторского . наскальным изображениям. Противоположный подход наблюдается в социологизаторском направлении . «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются .

В рамках статистического подхода норму можно выразить в виде конкретного количественного показателя. Но статистическая интерпретация нормы сталкивается с рядом трудностей. Например, редко встречающиеся значения признака (одаренность) рассматриваются как аномальные. Кроме этого, функции и процессы, которые нельзя выразить в

количественном виде, невозможно оценить в категориях статистической нормы.

подход. В теории функциональных систем обосновывается принципиально иной подход к понятию нормы. В этом случае норма понимается не как набор стандартных критериев, а как процесс,

определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Как показал К.В. Судаков, психологическая и физиологическая норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма. Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды [3].

Такой подход позволяет подойти к определению понятия возрастной нормы и, в отличие от статистической нормы, обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержания. Но подобное толкование имеет слишком обобщенный характер и нуждается в конкретизации. Спорными также при этом подходе являются способы описания возрастной нормы и установления ее критериев.

подход основан на эмпирическом опыте, лежащем в основе оценки функционального состояния организма, в том числе центральной нервной системы. Считается, что о норме функционирования организма и психики человека можно судить по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения. Безусловно, сами нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения под влиянием внутренних и внешних обстоятельств

(социальных условий, развития науки ).

Таким образом, можно сказать, что понятие нормы является весьма динамичной категорией, функционирующей в определенных пределах,

которые, в свою очередь, отражают наличие структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики. В

результате многолетних наблюдений и исследований, проводимых в медицине и возрастной физиологии, сложились вполне определенные представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются на статистические оценки возрастных изменений, статистические нормы.

Выделяют следующие варианты нормы развития:

Учет всех трех позволяет сформулировать представление о норме не как о среднем (стандартном), а как о том лучшем, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.

Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а

стандартные отклонения — их диапазон. Большинство индивидуальных вариаций в развитии связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости физиологических систем организма.

Поэтому на сегодняшний день возрастную норму в психологии развития рассматривают как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития [4].

Очевидно, что данное определение предполагает весьма широкие границы нормы психического развития и не указывает его конкретных критериев. При этом очень важно знать конкретные нормы психического развития ребенка на каждом возрастном этапе. Это позволит определить подходы к решению развивающих, а при необходимости, и коррекционных задач.

Учитывая сложность психики человека и многоплановость процесса психического развития, можно понять, что достаточно сложно сформулировать конкретные нормативы для каждой отдельной психической функции, процесса,

Сформулированные Л.С. Выготским положения о системе психических функций, о существовании ведущих психических функций на каждом возрастном этапе [5], а также положения Ю.Н. Карандашева о функционально-

стадиальном развитии [6] позволяют говорить о том, что одним из важнейших критериев нормального психического развития является сформированность конкретной ведущей психической функции на каждом из этапов онтогенетического развития.

Таким образом, наличие многообразия подходов к определению категории

«норма психического развития», достаточно широкий объем данного понятия делает очевидным необходимость проведения серии научных исследований,

целью которых будет уточнение, корректировка, дополнение существующих норм психического развития детей, относящихся к конкретной исторической эпохе, культуре и нации.

Список использованных источников

1. Валитова, И.Е. Проблема нормы психического развития / И.Е. Валитова

// Изв. Тул. гос. Сер. «Психология» / Тул. гос.; под ред. Е.Е.

Сапоговой. — Тула, 2003. — Вып. 3. — С.

2. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. — М.: Мысль, 1988. — 280 с.

3. Судаков, К.В. Общая теория функциональных систем / К.В.Судаков. —

4. Психология развития: учеб. для студ. высш. психол. и пед. учеб.

заведений / Марютина Т.М. [и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. — М.: Изд.

центр «Академия», 2001. — 352 с.

5. Выготский, Л. С. О психологических системах / Л. С. Выготский //

Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский; под ред.

М. Г. Ярошевского. — М.: практич. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.

6. Карандашев, Ю. Н. Диагностика развития в раннем детстве: учеб. пособие / Ю. Н. Карандашев, Ю. Ховер. — Минск:

источник

В психологии одним из источником заимствования является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма — патология».

Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З. Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни». В 1908 году вышла статья Ганнушкина «Постановка вопроса о границах душевного здоровья», в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и заболеванием существует множественные многообразные ступени.

В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы»:

1. Статистический подход. Этот подход состоит в понимании нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут понимать как аномальную. Грубо говоря, исходя из статистического подхода, быть нормальным — значит быть как все, соответствовать усредненному стандарту оценки возможностей человека. Однако, поскольку нормативы, полученные статистическим путем, обусловлены культурно, исторически, территориально, они являются относительными и не могут в полной мере быть критериями «нормальности». Отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения. Статистически «нормальное» общество не будет развиваться. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.

2. Адаптационный подход — исходит из такого утверждения, что быть нормальным — значит быть приспособленным, адаптированным. Достоинство такого подхода состоит в целостном взгляде на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Последователи этого подхода рассматривают «норму» в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека. Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития. В целом норма и не норма — это постоянно процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма — процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации. Понятие «нормы» смещается до границ индивида. Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы значительно снижается.

3. Культурно-релятивистский подход. Исходя из такого подхода, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что совершенно нормально для одной социальной группы, для прочих будет рассматриваться как патология. То есть, нормальное — это то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Однако, множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким социумом требований, исключают однозначное определение нормального и патологического поведения. Поэтому поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (например, требования родственников, друзей, трудового коллектива, социальной среды и т.д.). Кроме того, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.

Читайте также:  38 недель анализы в норме отеки

4. Психопатологический подход. Является достаточно распространенным среди исследователей, которые стали принимать за основу оценки негативные критерии нормы. Исходя из этого подхода, норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Таким образом, здоровье определяется через нездоровье, норма — через аномалию. Однако, и этот подход не лишен некоторой однобокости.

5. Гуманитарный (гуманистический) подход. Проявляется в оценке нормы самой по себе при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот подход прямо противоположен психопатологическому подходу, поскольку описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Рассматривает не отсутствие тех или иных ущербов и недугов, а самочувствие личности как некоторое особое достояние, полнота.

Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма — это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся. А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

— эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;

— принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;

— непосредственность, простота, естественность;

— независимость и наличие потребности в уединении от суеты;

автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;

— спокойное отношение к социальным поощрениям;

— свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;

— вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;

— глубокие межличностные отношения;

— разграничение целей и средств;

— философское чувство юмора;

Э. Фромм выделяет следующие характерные черты нормы: — продуктивное дело, т.е. созидание; — связь человека с внешним миром через эмоции и переживания; — постижение объективной реальности своим интеллектом; — осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми; — отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным; — постоянное возрождение нормального человека; — нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.

Исходя из вышеизложенного, границы между «нормой» и «ненормой» есть динамичны, поэтому вопрос о «норме» и «ненорме» должен решаться «здесь и сейчас». В психологии сформулированы несколько подходов, которые имеют свои достоинства и недостатки, и применению их должен предшествовать анализ индивида сразу в нескольких направлениях, чтобы найти верное решение в отношении него. Подходов к пониманию «нормы» и «ненормы» достаточно много, поэтому для решения определенных задач в своей практике психолог должен выбирать наиболее уместный и правильный подход к норме в данном, конкретном случае.

источник

Оговорюсь сразу, что однозначной позиции к понятию «норма» нет и быть не может.

К объяснению понятия «норма» имеется несколько подходов:

I — Cтатистичесеский подход. В этом подходе «норма» понимается как некоторая средняя величина.
Данный подход базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям. Величины измеренных признаков всегда будут находиться в неком числовом пространстве. Распределение признаков подчиняется так называемому нормальному распределению. В рамках этого подхода нормальным считается такое явление, которое находится в границах средней величины.
Статистическая норма имеет ситуативный характер, она дает представление о признаке «здесь и сейчас», но не позволяет перенести признак в другое время. Статистический подход не обеспечивает содержательного объяснения понятия «норма». В данном подходе необходима репрезентативность выборки.

II — Адаптационный подход. Человек нормален, если хорошо приспособлен.
Если не нарушается благополучие личности и благополучие ее окружающих, то это можно назвать адаптацией личности, если же нарушается — дезадаптацией.
Функциональная норма. Здесь под нормой понимается интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которой сохраняется оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма.
В психологии — это гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями с одной стороны, и требованиями социума, с другой стороны.
Достоинства этого подхода — попытка содержательного толкования понятия нормы
Недостатки: чрезмерная приспособляемость может свидетельствовать о патологии (чрезмерная гибкость); этот подход чреват утратой индивидуальности (быть как все).

III — Социокультурный подход. Нормально то, что некоторая культура «договорилась» считать нормой.
В каждой культуре, в каждом обществе существуют свои социальные требования, стереотипы, нормы. Понимается, что соотнесение с этими правилами соответствует социальным требованиям Аномальным считает то поведение, которое не соответствует этим правилам. Можно сказать, что человек «нормален», если следует всем социальным стереотипам. Данный подход сильнее проявляется в обществах с более жесткой культурой.
Недостатки подхода:
— не дает содержательного толкования того, что такое норма;
— утрата индивидуальности;
— невозможно однозначно определить норму и аномалию, как минимум потому, что нормы меняются со временем, и норма абсолютно разная в рамках разных групп общества.

IV — Медицинский подход. В этом подходе норма определяется как отсутствие патологии.
Этот подход считается негативным, потому что норма определяется через «не».
Достоинства подхода. Очерчиваются границы круга, в котором следует искать норму.
Недостатки.
— не дает содержательного описания;
— данный подход содержит в себе логическую ошибку — из того, что наличие какой-то патологии является не-нормой, то ее отсутствие еще не будет свидетельствовать о норме;
— различие в этом подходе не качественные, а количественные.

V — Идеальная норма. Норма как совершенство
Норма рассматривается как свойство выдающихся представителей человечества. Непонятно, что такое оптимальная норма и все ли могут ее достичь.
Гордон Олпорт полагал, что у здоровой продуктивной личности существует функциональная автономия мотивов, и что личностью управляет сознательное Я.
Признаки идеальной нормы:
— активная позиция к жизни;
— тяга к познанию;
— самоанализ;
— устойчивость к фрустрации.

То же самое делае и А. Маслоу вводя понятие самоактуализации. Согласно Маслоу, самоактуализирующаяся личность = здоровая личность.

Существуют и другие подходы к определению нормы. Например: субъективный, феноменологический, антипсихиатрический, подход Братуся.

источник

Проблема нормы и патологии является одной из самых спорных для наук, объектом изучения которых являются процессы, связанные с развитием человека. Некоторые ученые считают ее бессмысленной и неуместной, поскольку сомневаются в самом существовании нормы.

Однако для таких наук как психология, судебная медицина, дефектология, специальная, коррекционная педагогика является необходимым изучение данного понятия и создание некоторых границ в определении данного понятия. Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня «рабочими» являются вышеуказанные понятия нормы.

  • Статистическая норма – среднестатистический показатель какой-либо величины. Люди отличаются друг от друга рядом свойств и качеств. Большинство показателей тяготеют к среднестатистической норме, но не совпадают с ней. Например, можно измерить любой показатель (рост, вес, цвет глаз и др.) у каждого присутствующего в этой аудитории, найти средний показатель, сложив все значения — это и будет статистическая норма (хотя может оказаться, что человека именно с такими параметрами среди нас не будет).
  • Функциональная норма (индивидуальная) – в концепции этой нормы нормальным считается то, что хорошо или соответственно хорошо приспособлено и обеспечивает как субъективное удовлетворение, так и адекватную самореализацию при адекватной перцепции и «ассимиляции реальности» (О. Кондаш, 1977). В этом смысле человек является нормальным тогда, когда он такой, каким он должен быть со своей собственной точки зрения, когда он проявляется так, как ему свойственно, когда он находит удовлетворение в том, что считает правильным и красивым. Однако этот вид нормы следует принимать с оглядкой, в сочетании с другими видами норм.
  • Идеальная норма – её можно охарактеризовать как оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Эти нормы выдвигают такие нормативные науки как педагогика, политика, правовые науки и др. По отношению к детям понятия нормы несколько видоизменяются. Например, “ модели выпускников “ разных учебных заведений (список черт и качеств, умений и навыков, которыми они должны обладать).

    По отношению к детям понятие нормы несколько видоизменяется. Кроме ранее перечисленных появляются еще некоторые показатели.

  • Предметная норма – знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражаются в стандартах образования).
  • Социально-возрастная – показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа.
  • Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Здесь необходимо вспомнить о выделении нескольких возрастных периодизаций, в контексте которых рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.М. Прихожан и др.)

    Большинство исследователей признают, что норму следует рассматривать, по крайней мере, в 3 значениях: статистическая, функциональная и идеальная норма.

    В практике принята и наиболее часто используется статистическая процедура оценки нормальности ребенка. Сравнивается, соответствует ли ребенок данного возраста уровню развития, характерному для большинства детей его возраста, как в отдельных составляющих, так и в целом.

    Ребенок считается нормальным, если:

  • уровень его развития соответствует уровню развития большинства детей его возраста;
  • когда развиваются индивидуальные свойства и способности ребенка, преодолевая возможное негативное влияние со стороны собственного организма и средового окружения;
  • когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества;

    Другие проявления ребенка относят к аномальности (абнормальности) и это становится основанием для проведения коррекционной работы.

    Коррекционная работа, цели и принципы организации коррекционной работы в школе.

    Одним из самых сложных вопросов проведения коррекционной работы является вопрос о том, кто должен принимать решение о необходимости и целесообразности проведения коррекционной работы — родители, ребенок, психолог, общество, общеобразовательные учреждения, представители власти. На практике эта проблема решается довольно сложно вплоть до достижения ребенком подросткового возраста и начала его самостоятельности. Например, любая диагностика ребенка может проводиться только с письменного согласия его родителей и нет инструкций о тех случаях, когда родители хотят провести обследование ребенка, а он категорически против, или когда категорически против родители, а педагогический коллектив решительно настаивает. А если в процессе обучения ребенок не достиг желаемых результатов, то решение может быть принято только по такой схеме: учитель — психолог — обследование ребенка — собеседование с родителями — коллегиальное согласие — направление ребенка на ПМПК.

    Цели коррекционной работы определяются с учетом закономерностей психического развития и сензитивных периодов ребенка, динамики его роста. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.В. Бурменская, И.В. Дубровина и другие) выделяют три основных направления в области постановки коррекционных целей:

  • оптимизация социальной ситуации развития;
  • развитие видов деятельности ребенка;
  • формирование возрастно-психологических новообразований.

    При конкретизации целей необходимо руководствоваться некоторыми правилами:

  • Формулировка цели коррекции должна быть в позитивной форме, т.е. включать описание тех форм поведения, деятельности и личностных особенностей, которые должны быть сформированы у ребенка, определять “точки роста” индивида.
  • Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями ребенка к переносу новообразований, появившихся в результате коррекционной работы в реальную практику жизненных отношений.
  • Необходимо определение дальних и ближайших перспектив развития, а также конкретные показатели личностного и интеллектуального роста ребенка.
  • планирование целей и задач на основе проведенной психолого-педагогической диагностики;
  • разработка программы и содержания коррекционных занятий, методик и техник работы. Планирование форм участия родителей в коррекционной работе;
  • организация условий осуществления коррекционной программы предполагает: — консультирование родителей; — подбор детей в группы; — информирование и обсуждение коррекционных программ с педагогами, администрацией;
  • реализация коррекционной программы. Проведение коррекционной работы с детьми и консультирование родителей и педагогов;
  • оценка эффективности коррекционной работы с точки зрения достижения планируемых целей и задач; разработка последующего плана в случае необходимости.

    Принципы построения коррекционных программ.

    Ведущими принципами построения коррекционных программ (по работам Л.С. Выготского, Г.В. Бурменской, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгер) являются:

  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Системность отражает возможную неравномерность развития ребенка и определяет коррекционную задачу (исправление нарушений развития), задачу профилактики (предупреждение отклонений и трудностей развития), развивающую задачу (оптимизация и стимулирование условий развития).
  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип приоритетности коррекции каузального типа.
  • Деятельностный принцип коррекции.
  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип комплексности методов психологического воздействия.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

    источник