Меню Рубрики

Понятие регулирования общественных отношений анализ норма

1. Понятие, стадии и виды правового регулирования.

2. Способы и типы правового регулирования.

3. Методы правового регулирования. Правовые режимы.

4. Эффективность правового регулирования.

Термин «регулирование» (от лат. Regula — планка, правило) означает упорядочивание, введение в определенные рамки путем воздействия на определенный объект.

Правовое регулирование общественных отношений — это упорядочение поведения участников общественных отношений с помощью юридических средств.

Объектам правового регулирования является поведение людей и их объединений в обществе, которая в силу своей социальной значимости регулируется нормами права (юридически значимое поведение). Кроме того, в юридической литературе используется более широкое, чем правовое регулирование, понятие «правовое воздействие», непосредственным объектом которого является не только поведение человека, а также и его сознание, психика.

Предметом правового регулирования являются такие общественные отношения, упорядочения которых возможно и одновременно уместно именно с помощью юридических средств, ведь право является универсальным социальным регулятором, но далеко не единственным и не всеобъемлющим. Существуют определенные объективные возможности права, которые определяют пределы правового регулирования, вне которых оно становится неэффективным, бесполезным и даже вредным. Определение этих границ необходимо с целью предотвращения тотальной регламентации общественной жизни и вмешательству государства в личную жизнь членов общества. Право достигает своих целей и действительно регулирует общественные отношения лишь постольку, поскольку поведение людей, которой требуют его нормы, объективно возможной и соответствует социальным, в частности экономическим и политическим, условиям.

Следовательно, не все общественные отношения подлежат правовому регулированию, а только те, которые отвечают определенным признакам:

1) имеют социальную значимость;

2) затрагивают интересы других лиц или общества в целом;

3) предполагают возможность социального конфликта вследствие ценности и ограниченности ресурсов (общественных благ), по поводу которых они возникают;

4) являются постоянными, нередко повторяющимися;

5) предполагают возможность внешнего, именно правового контроля над ними.

Круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, не является постоянным; оно может изменяться в зависимости от потребностей общества.

Специфической свойством правового регулирования, следует из сущности самого регулятора — права, является его обеспеченность государством. Она уполномочивает органы публичной власти на создание нормативно-правовых актов и других формальных источников права, осуществление их постоянного обновления и одинакового применения, установленные санкций за их невыполнение, обеспечение их охраны средствами принуждения и тому подобное. Сущность права определяет и такие свойства правового регулирования, как всеобщность (распространяется на все общество и всю территорию страны); формальная определенность (осуществляется только в заранее определенный способ и в заранее определенных формах) системность (осуществляется с помощью системы правовых норм).

Обязательными стадиями правового регулирования являются: формирование нормативно-правовой базы (объективного права), возникновение субъективного права и реализация права.

На стадии формирования объективного права осуществляется юридическая регламентация общественных отношений. На этой стадии уполномоченный субъект нормотворчества создает нормативную основу правового регулирования, закрепляет нормы и отражает принципы права в нормативно-правовых актах, выбирает из унифицированных способов, методов и типов правового регулирования те, что являются наиболее подходящими, целесообразными для эффективного регулирования соответствующих отношений.

На стадии возникновения субъективного права констатируется наличие у участников общественных отношений субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии общественные связи приобретают правового характера, становятся правовыми отношениями — юридически регламентированы и защищенными публичным властным принуждением, а их участники получают юридического статуса субъектов правовых отношений.

На стадии реализации права происходит фактическое воплощение норм в правомерном поведении субъектов. Именно здесь правовое регулирование проходит проверку практикой на целесообразность, достаточность и эффективность.

Факультативной является стадия применения права. На этой стадии осуществляется дополнительное правовое обеспечение реализации участниками общественных отношений их субъективных прав и юридических обязанностей с привлечением уполномоченных органов публичной власти и их должностных лиц.

Сложность и неоднородность правового регулирования определяют разнообразие его видов , которые классифицируются по ряду критериев.

Так, в зависимости от специфики юридических средств, используемых при правовом регулировании, оно делится на нормативное и индивидуальное.

Нормативное правовое регулирование осуществляется на основе созданных уполномоченными субъектами нормативно-правовых актов и других формальных источников права. Оно имеет такие специфические признаки: распространяется на заранее не определенное количество тождественных случаев; адресуется кругу лиц, персонально не определяется; осуществляется, как правило, в течение длительного времени.

Индивидуальное (ненормативное) правовое регулирование осуществляется посредством издания уполномоченными субъектами индивидуальных правовых актов, прежде всего на стадии применения права. Оно направляется на благоустройство конкретного поведения, распространяется только на персонально определен круг лиц.

По характеру распределения компетенции правовое регулирование подразделяется на централизованное и децентрализованное.

Полномочия по централизованному правового регулирования имеют только центральные органы государственной власти. Полномочия по децентрализованного правового регулирования относятся местным органам государственной власти, органам местного самоуправления (правовое регулирование благоустройства, распоряжение имуществом, находящимся в коммунальной собственности и т.д.).

По степени причастности субъектов в процесс создания правил , регламентирующих их поведение, правовое регулирование разделяют на субординационные, координационное и автономное.

Субординационные правовое регулирование не предусматривает согласование юридических правил с субъектами, на которых распространяется их действие (например, регламентация общественных отношений на основании нормативных и индивидуальных правовых актов).

Координационное правовое регулирование предусматривает согласование и сотрудничество субъектов по созданию таких правил (например, заключение нормативно-правовых договоров).

Автономное правовое регулирование характеризуется совпадением субъекта создания и субъекта применения юридического правила в одном лице (например, утверждение приказом Министерства внутренних дел Украины Инструкции по организации деятельности органов предварительного расследования Министерства внутренних дел Украины).

Все элементы правового регулирования обусловливают друг друга, находятся в системном единстве, составляют целостный юридический механизм. Его полнота и действенность является необходимым и достаточным условием результативного правового регулирования.

Механизм правового регулирования — это логично согласована, динамическая система унифицированных юридических средств, необходимая и достаточная для обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношений.

Эта категория позволяет собрать вместе и объединить в целостный, логически согласованный комплекс юридические средства (нормы права, нормативно-правовые акты, акты применения права, акты реализации прав и обязанностей и т.п.), исследовать и открыть их как динамическую и действенную систему.

источник

Социальная норма — правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, в той или иной степени подкреплённые мерами социального воздействия. Человек живёт в социуме, поэтому неизбежно вступает в общественные отношения (отношения с людьми и организациями), которые урегулированы социальными нормами.

  1. Общий характер, который заключается в следующем:
    1. адресовано индивидуально-неопределённому кругу лиц (одновременно всем людям);
    2. регулирует наиболее типичные устойчивые общественные отношения;
    3. рассчитано на неоднократное применение;
    4. существует длительный заранее неопределённый период времени.
  2. Регулирует только общественные отношения, то есть отношения между людьми.
  3. Подкреплена мерами общественного воздействия, чтобы побудить людей её исполнить.

Индивидуальный акт — указание совершить определённые действия или воздержаться от каких-либо действий, адресованное индивидуально-определённому лицу (конкретный человек или определённая группа лиц).

В литературе также выделяются Стихийные регуляторы [2] [3] — это какие-либо объективные природные явления, а также процессы, в той или иной степени воздействующие на общественные отношения.

Право — система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.

Обычай — правило поведения, складывающееся в течение длительного времени на основе опыта жизнедеятельности относительно большой группы лиц, которое исполняется добровольно в силу привычки.

Мораль — правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, хорошем и плохом, существующие в общественном сознании и подреплённые мерами общественного осуждения (общественным мнением). Мораль бывает следующих видов:

  • Личная мораль — представление о должном поведении отдельно взятого человека, внутреннее убеждение, которое он не нарушает.
  • Общественная мораль (нравственность) — общепринятые представления о должном поведении в конкретном обществе.

Религиозные нормы — правила поведения, основанные на вере в сверхъестественные существа и подкреплённые обещанием благополучия или наказания в потусторонней жизни.

Корпоративные нормы — правила поведения, закреплённые в соответствующем документе (устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, Кодекс корпоративного поведения, кодекс чести и др.), вырабатываемые относительно небольшой группой лиц (корпорацией, членами различных общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, предпринимательских союзов, клубов и т. д.) и обязательные для исполнения в рамках этой группы под угрозой корпоративного принуждения в виде предупреждения, выражающего недовольство поведением члена (участника) организации, так и исключения из организации.

Наряду с перечисленными социальными нормами, в теории выделяются также эстетические нормы, под которыми понимаются правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного в их противопоставлении безобразному [4] . Клод Леви-Стросс выделял культурные нормы, рассматривая их как совокупность ценностей, ритуалов, обычаев, связанных друг с другом взаимными функциональными связями и влияющих на поведение человека [5] .

Критерии Право Мораль Обычай Религиозные нормы Корпоративные нормы
1. Способ формирования специально закрепляется государством (правотворчество) возникает спонтанно в процессе общения людей складывается в силу длительной практики складывается в процессе веры в сверхъестественное создаётся в процессе организации и внутренней деятельности сообществ людей
2. Форма существования в письменных источниках в сознании людей поведенческая традиция, обыкновения в письменных источниках и сознании людей в письменных источниках
3. Способ обеспечения меры государственного принуждения (юридическая ответственность) общественное осуждение (порицание) обеспечивается самим фактом существования церковное порицание и наказание в потусторонней жизни корпоративное принуждение организационного характера (предупреждение, выговор, исключение из сообщества)
4. Характер воздействия регулирует взаимоотношения субъектов с точки зрения их прав и обязанностей через сознание деятельность вошедшая в привычку определяется вероисповеданием определяется членством в конкретной организации
5. Государственный контроль за реализацией общеобязательно обязательны для членов соответствующих социальных групп
  1. Морозова Л. А. Теория государства и права — М.: Изд. Эксмо, — 2009. — С. 143.
  2. Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А. С. — Изд-во: Городец, 2003. — С. 88.
  3. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова — М. : ИНФРА М-Норма, 1997. — С. 243—248.
  4. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. — М., 2000. — С. 83
  5. Леви-Стросс К.Структурная антропология = Anthropologie structurale / Пер. с фр. В.В. Иванова. — М ., 2001. — 512 с.
  • Явич Л. С. Право — регулятор общественных отношений // Правоведение. — 1958. — № 2. — С. 19-25.
  • Лазарев В. В. Теория государства и права (актуальные проблемы). — М., 1992.
  • Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. — М., 1994.
  • Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000. (Глава 10. Право в системе социальных регуляторов).
  • Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Право
Доктрина права Теория государства и права · История государства и права · История политических и правовых учений · Философия права · Социология права · Антропология права · Энциклопедия права
Основные отрасли права Конституционное право · Административное право · Административно-процессуальное право · Гражданское право · Гражданское процессуальное право · Арбитражное процессуальное право · Уголовное право · Уголовно-процессуальное право · Уголовно-исполнительное право · Семейное право · Трудовое право · Финансовое право · Земельное право · Жилищное право
Комплексные отрасли права Предпринимательское право (Хозяйственное право) · Таможенное право · Муниципальное право · Военное право · Право социального обеспечения · Экологическое право · Конкурсное право
Подотрасли и институты права Коммерческое право · Налоговое право · Бюджетное право · Банковское право · Информационное право · Корпоративное право · Транспортное право · Антимонопольное право · Лесное право · Авторское право · Патентное право · Смежное право · Изобретательское право
Юридические дисциплины Криминология · Криминалистика · Судебная медицина · Судебная психиатрия · Юридическая этика · Юридическая психология · Судебная бухгалтерия · Судебная экспертиза · Оперативно-розыскная деятельность
Международное право Международное публичное право · Международное частное право · Европейское право
Юриспруденция Правосудие · Прокурорский надзор · Правоохранительные органы · Адвокатура · Нотариат · Правозащитная деятельность · Законодательство · Сравнительное правоведение · Юридическая профессия · Известные юристы
Категория · Портал · Проект

Wikimedia Foundation . 2010 .

Правовое регулирование — Не следует путать с Социальным регулированием. Правовое регулирование процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и… … Википедия

Правовая система — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Система права — Система права это внутреннее строение структурных элементов права. [1] Содержание 1 Система права 2 Классификации системы права … Википедия

Право — Фемида греческая богиня справедливости, а также символ правосудия У … Википедия

Правовая культура — является одной из приоритетных составлющих теоретической конструкции ( теоретическим телом (проф. Ю.М.Дмитриенко) более сложных форм правовых культур (например, религиозной, политической, национальной и др. (асп. И.В. Дмитриенко), которые чаще… … Википедия

Гражданское общество — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Гражданское общество это совокупность общественных отношений, фо … Википедия

Норма права — Норма права это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве… … Википедия

Институт права — Вот одна из классических дефиниций правового института: Институт права это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства … Википедия

Типы государства — Типология государств это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует… … Википедия

Конституционная экономика — Конституционная экономика научно практическое направление на стыке экономики и конституционализма, описывающее и анализирующее взаимное влияние правовых и экономических факторов при принятии государственных решений, которые затрагивают… … Википедия

источник

Вопрос: Социальные нормы: понятие, признаки, функции, виды. Место права в системе нормативного регулирования общественных отношений

Социальные нормы – правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер. С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения членов общества, без чего его существование невозможно.

Читайте также:  Гормоны нормы анализов для детей

Общие признаки социальных норм:

1. Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Этим они отличаются от несоциальных правил (производственно-технологических, математических, физиологических, химических и т. п.), регулирующих взаимодействие человека с природой, техникой, материальными объектами. В отличие от социальных такие нормы называют техническими. Технические нормы носят сугубо прикладной, практический характер. Если социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект, то технические — по типу Субъект-Объект.

Иногда технические нормы — как правило, регулирующие вопросы природопользования, управленческой, производственной, медико-санитарной деятельности, — закрепляются в источниках права, приобретая юридическую силу и характер технико-юридических норм.

2. Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания — когда, кому и что делать (или не делать), а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Они не регулируют случайные или уникальные ситуации. Предмет регулирования социальных норм — стандартные, типичные, широко распространенные отношения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных моделей правомерного поведения — что можно, нужно или нельзя делать при наступлении определенных, заранее установленных обстоятельств.

3. Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В них ярко проявляются особенности исторического развития общества, национальная специфика, общекультурные достижения. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой — обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

4. Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий — внутренние (внутри отдельно взятой системы норм) и внешние (между разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями). Регулирующее воздействие одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Так, право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.

5. Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. Nemo est supra leges (с лат.) — закон превыше всего. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

6. Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило — моральное, религиозное, корпоративное или правовое — должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

Виды социальных норм по сферам действия:

— экономические: регулируют общественные отношения! сфере экономики, т.е. связаны с взаимодействием форм о ственности, с производством, распределением и потреблен» материальных благ;

— политические: регулируют отношения между класса! нациями, народностями; связаны с их участием в борьбе за го дарственную власть и в ее осуществлении, с взаимоотношен» ми государства с другими элементами политической системь

— религиозные: регулируют отношения в сфере религии , между различными религиями, специфические культовые де| ствия, основанные на вере в существование Бога;

— экологические: регулируют отношения в сфере охраны о» ружающей среды и др.

Виды социальных норм по регулятивным особенностям:

Нормы права – установленные государством, формально определенные и подкрепленные возможностью государственного принуждения общеобязательные правила поведения людей в обществе.

— Нормы морали – правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости.

— Нормы обычаев – устойчивые правила поведения, которые сохранялись длительное время благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку.

— Нормы традиций – правила поведения, передаваемые из поколения в поколение в семье, местности, народе и служащие целям поддержания жизнеспособности и самобытности общества.

Без отнесения к тому или иному виду социальные нормы выполняют следующие функции: регулятивную — социальные нормы устанавливают правила поведения, регулируют взаимодействие людей; оценочную — выступают критериями и основанием оценок поведения, действия людей (моральное — аморальное, правомерное — противоправное и др.); культурологическую — нормы, во-первых, выступают хранилищем культурных ценностей, в них концентрируется опыт, культура, а во-вторых, являются своего рода ретранслятором этой культуры, накопленные и аккумулированные ценности через воспитание, образование, обучение передаются другим поколениям; информативную — содержат полезную и нужную информации относительно способов социализации человека.

Право в системе социальных норм занимает особое место. Оно выделяется среди других источником (субъектом) формирования, способом внешнего выражения, характером формулирования правил поведения, механизмом их действия, особенностями обеспечения.

Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений. Право – уникальный, высокозначимый и авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов (норм) имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия.

Степень и характер регулирующего влияния на общественные отношения позволяет выделить в системе нормативного регулирования наряду с правом следующие группы норм: обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль (нравственность).

Объединенные единой нормативной природой, все эти нормы характеризуются следующими общими чертами:

– представляют собой определенный стандарт (образец, эталон, норматив) поведения, типичный и нормальный для данного времени и среды;

– определяют границы должного и возможного поведения, служат ориентирами в выборе социально одобряемого поведения и одновременно являются средством контроля за этим поведением;

– формируются в процессе жизнедеятельности людей и в этом смысле неотделимы от своего носителя;

– преследуют достижение единых целей – обеспечение порядка и организованности в общественных отношениях.

источник

В результате изучения данной главы студент должен:

  • систему социальных норм современного общества;
  • • основные механизмы регулирования общественных отношений;
  • • нормативные и ненормативные регуляторы, специфику технико-юридических норм;
  • • давать классификацию социальных норм, выделять общие черты социальных норм и норм права;
  • • устанавливать взаимодействие норм права и других социальных норм;
  • • методикой выделения норм права из социальных норм;
  • • навыками анализа социальных и правовых норм.

Ключевые слова: регулирование общественных отношений, нормативные и ненормативные регуляторы, социальные нормы, обычаи, традиции, нормы морали, нормы права, корпоративные нормы, нормы общественных организаций, религиозные, политические, эстетические нормы, технические нормы.

Сведения о праве как об одном из регуляторов общественных отношений впервые появились одновременно с возникновением государства в результате перехода человечества от присваивающей к производящей экономике в III—II тыс. до н.э. Основное назначение права — быть регулятором общественных отношений, которые складываются по всему спектру нового социально-хозяйственного уклада человеческого бытия.

Социальные отношения — это совокупность многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и тому подобной деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.

Право является одним из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно (право) авторитетным образом склоняет их к определенному поведению.

На протяжении столетий юридические науки, а вместе с ними и все человечество пытались понять, что есть «право». Однако даже сегодня, в XXI в., по этому вопросу пет общепризнанного мнения. Никакая теория права не может уклониться от ответа на этот вопрос. При отсутствии удовлетворительного определения понятия права не могут быть очерчены границы его теории, теория рискует быть противоречивой и вообще стать не теорией. Таким образом, формулирование определения понятия права является важнейшей задачей юриспруденции.

Наиболее глубоким и теоретически обоснованным представляется определение понятия «право», которое было дано на рубеже XIX и XX вв. великим русским правоведом Е. Н. Трубецким: «Право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой». [1]

Попробуем обосновать высказанную позицию. Действительно, право и государство возникают объективно на определенном этапе развития человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом и т.п.

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они входили непосредственно в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Несовершенство орудий труда, низкая производительность заставляли людей проживать совместно, совместно владеть орудиями груда и охоты, распределять продукты на основе равенства.

Эти объективные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества: социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали способы добывания пищи и способствовали продолжению человеческого рода. Эти специфические нерасчлененные нормы именуются мононормами, поскольку они выражали общий интерес всех людей общества.

Мононормы выступали регуляторами социальной жизни, нормами первобытной морали и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной мифологии.

Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период, отличаются следующими признаками’.

— имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и наиболее понятный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

˗ были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

˗ выражали интересы всех членов рода и племени и были полезны для них;

  • — реализовывались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
  • — существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
  • — обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода).

Прообразом права в условиях родового общества были правила, сложившиеся и функционировавшие в виде обычаев, которые никто не вводил в жизнь рода. Они сложились в результате естественного, многократного повторения, с их помощью люди пытались удовлетворять свои потребности. Действия, которые не приводили к желаемому результату, воспринимались как неэффективные, вредные и опасные для всего общества и, следовательно, не становились обязательными правилами поведения, осуждались и требовали запрета.

Действия, которые приводили к желаемым целям, многократно повторялись, закреплялись и становились обычаем, они, передаваясь от поколения к поколению, закреплялись через традицию и превращались в постоянно действующие нормы. Обычай становится основой коллективного сознания членов всего рода, но еще не был писаным, санкционированным.

С развитием общества на смену кровнородственных отношений приходят новые связи, основанные уже па обмене как средстве объединения людей в новый тип общества, следовательно, замена личных отношений родства общественными — такова первая и самая общая предпосылка возникновения права. Известный юрист Л. И. Спиридонов отмечал, что если общество основано на вещных связях, то его члены нуждаются, прежде всего, в нормальном функционировании рынка как фундамента не только общества в целом, но их собственного личного бытия. Вот почему объективные условия рыночного обмена — главное, что должно быть закреплено в праве и в чем должна конкретизироваться его общая трансформирующаяся в условия предпосылка.

Обмен возможен, если только его участники свободны, а не находятся в родственной или коллективной зависимости, поэтому личная свобода — первое и необходимое условие товарообмена, подлежащее юридической защите.

И. Кант понимал свободу как независимость человека от принуждающего произвола кого бы то ни было. Поскольку свобода может быть совместима со свободой другого человека, она должна рассматриваться как единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду.

Историческое развитие свободы и права в человеческих отношениях представляет собой, таким образом, прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права — формального (правового) равенства — первоначально несвободная масса людей постепенно, в ходе исторического развития, преобразуется в свободных индивидов. Правовое равенство делает свободу возможной в виде определенного правопорядка.

Между тем довольно широко распространены представления о противоположности права и свободы, права и справедливости, права и равенства. Они обусловлены во многом тем, что под правом имеют в виду любые веления власти, законодательство, которое зачастую носит антиправовой, произвольный, насильственный характер.

Но если речь действительно идет о свободе, а не о привилегиях, произволе, деспотизме, то она просто невозможна без принципа и норм равенства, без общего правила, единого масштаба и равной меры свободы, т.е. без права, вне правовой формы. Свобода не только не противоположна равенству (а именно — правовому равенству), но, напротив, она выразима лишь с помощью равенства и воплощена в этом равенстве. Свобода и равенство неотделимы друг от друга и взаимно предполагают друг друга.

Свободный индивид должен стать частным собственником, так как только собственник правомочен владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему вещами, следовательно, частная собственность — второе условие существования рынка, которое требует правового закрепления и охраны.

Однако если участники этих отношений неравноправны и обладают разными полномочиями, они могут в своих интересах нарушать выработанные правила. Третье условие, подлежащее закреплению в праве, — равенство участников общественных отношений.

Таким образом, обменные отношения по мере вытеснения кровнородственных объединяют людей в общество на принципиально новой основе. Их закрепление и охрана приобретают отныне общественное значение и осуществляются не с помощью локальных норм первобытного коллектива, а посредством установления общих правил поведения. Все субъекты обмена на рынке равны, и потому правила и нормы поведения в одинаковой мере распространяются на всех.

Право — не просто всеобщий масштаб и равная мера, а всеобщий масштаб и равная мера именно и прежде всего свободы индивидов. «Право — это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей. Формальное равенство так же предполагает свободу и справедливость, как последние — первое и друг друга», — отмечает известный юрист. [2]

От религиозных, нравственных и прочих норм юридические отличаются тем, что они направлены на обеспечение целостности всего общества. Закрепляя либо запрещая то или иное поведение, они способствуют сохранению и функционированию того способа связей, который в Новое время объединил людей в общественный коллектив, создан новый тип социального организма, успешно выполняющего свою роль до сих пор. Стремление к самосохранению придает общеобязательность тем нормам, которые обеспечивают жизнеспособность всего общества. Вот почему общество проявляет особую заботу об обеспечении реализации норм права, о повсеместном соблюдении всех юридических запретов.

Читайте также:  Гормональный сбой анализы в норме

Из сказанного следует, что посредством норм права человек реализует определенные свободы. Вместе с тем право и ограничивает эту сферу свободы рядом обязательных правил, закрепленных государством в юридических нормах, выражающих ценности правосознания всего общества.

Деятельность людей, их отношения и поведение являются объектом регулирования различных социальных норм — норм, регулирующих поведение и деятельность членов общества и государства, которые представляют собой систему нормативного регулирования общественных отношений.

Эти социальные нормы объединены единой нормативной природой и имеют общие черты:

  • — представляют определенный образец, стандарт, типичное поведение в определенной ситуации;
  • — определяют границы возможного и должного поведения;
  • — служат ориентиром в выборе одобряемого поведения;
  • — являются средством контроля за поведением людей;
  • — имеют общую цель — обеспечение сохранения и упрочения общественных отношений.

Наряду с нормами права, социальные отношения регулируются обычаями. Обычаи — правила поведения, которые в результате многократного использования показывают свою полезность для развития общества, входят в привычку и регулируют, таким образом, поведение членов общества, т.е. становятся привычными или обычным нормами. К обычным нормам можно отнести традиции, обряды и ритуалы. В процессе развития общества право выделяется, отделяется от традиций и ритуалов, но продолжает опираться на привычные формы поведения в обществе и закрепляет их в своих нормах. Влияние права на обычаи выражается в том, что прогрессивные обычаи перерастают в право, а те обычаи, которые становятся тормозом в развитии общества, обеспечения свободы, справедливости и безопасности, становятся правонарушением.

Роль обычаев возрастает постоянно, таким образом, необходимо рассмотреть вопрос о признании правовых обычаев источником российского права. Другим регулятором являются религиозные нормы — правила поведения, зафиксированные в различных религиях (конфессия), обязательные для их последователей, регулирующие отношения в сфере интересов этих вероисповеданий. Эти предписания, во-первых, обладают всеми качествами нормативности, во-вторых, выражая принципы того или иного вероисповедания, издаются и реализуются посредством официально принятого порядка и процедуры; в-третьих, регулируют широкий круг отношений как непосредственно религиозных, так и находящихся в сфере интересов того или иного вероисповедания. Религиозные нормы неоднородны по своему характеру. Их можно подразделить па доктринальные (вероучительные), нравственные, обрядово-богослужебные, правовые. Эти нормы содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний духовенства (постановления соборов, конференций и др.), а также в произведениях религиозных писателей.

В истории были целые эпохи, в которых религиозные нормы играли роль права, они регулировали политические, гражданско-правовые, семейные и государственные общественные отношения. Различие между правовыми и религиозными нормами произошло в тот момент, когда стали разграничиваться преступление и грех. Это различие особенно выражено было в римском праве.

Между правом и религией имеются существенные различия, а именно, религиозные нормы распространяют свое действие только на верующих людей. Механизм действия религиозных норм также различен, например высшим авторитетом у верующих является Бог, который предписывает вести себя в соответствии с вероучением. Напротив, правовые нормы — это нормы, установленные и гарантированные государством.

Также различие состоит в том, что например свобода совести со стороны религиозных норм значительно уже, чем та же свобода совести в рамках правовых норм, потому что в первом случае обязательства распространяются только на верующих лиц, а во втором — на всех граждан общественной жизни.

Другим видом норм являются правила поведения в каких-либо организациях. Эго гак называемые корпоративные нормы — нормы, которые регулируют отношения внутри коллектива, корпорации, организации, политической партии и иных объединений. Эти нормы, как правило, закрепляются в уставах и принимаются на общих собраниях либо съездах. Действие корпоративных норм распространяется на всех членов коллектива и выражает волю участников организации. Данные нормы имеют некоторое сходство с юридическими: они зафиксированы в письменной форме (устав, положение и т.д.); в них закреплены права, обязанности, полномочия членов сообщества, а также меры воздействия, применяемые к нарушителям этих норм.

Нормативные правовые акты, регулирующие порядок образования, деятельности, оказывает регламентирующее влияние на корпоративные нормы, а организации, учреждения, объединения и иные организации входят в единое правовое пространство и должны подчиняться праву.

Одним из древнейших регуляторов поведения человека является мораль. У морали наиболее обширная сфера деятельности в системе регулирования поведения человека в общественных отношениях. Это обусловлено тем, что связь между правом и моралью обусловлена той ролью, которая занимает мораль в системе нормативного регулирования.

Право и мораль имеют общие черты и свойства, которые проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными ориентирами, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели согласования интересов личности и общества, обеспечению свободы, нравственности и достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Единство права и морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Единство и соотношение между правом и моралью выражается в том, что в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; у норм права и норм морали единый объект регулирования — общественные отношения; как и нормы права, нормы морали исходят от общества; нормы права и нормы морали имеют сходную структуру; нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества.

Вместе с тем нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

  • — происхождение. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия;
  • — форма выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. В свою очередь, правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях и т.д.);
  • — по санкциям. Нормы права и нормы морали в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются также меры государственного принуждения в виде различных санкций;
  • — степень детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным и т.п.). Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений;
  • — сфера действия. Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе правовую сферу. Право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя лишь общественные отношения, подконтрольные государству.

источник

Наиболее общей, является категория «регулирование». Данный термин имеет широкое хождение, как в теоретической, так и в практической человеческой деятельности. Вследствие этого, объем понятия существенно различается.

В обиходной речи можно встретить термин «регулирование» применительно к характеристике самых различных видов деятельности. Более строго термин «регулирование» употребляется в систематизированном теоретическом сознании. В той или иной мере этот термин используется практически во всех сферах научного знания — в естественных, технических и общественных науках, в том числе — в юриспруденции.

Понятие «регулирование» (от лат. regulo — устраиваю, привожу в порядок) используется в русском языке как действие по значению глагола «регулировать». В справочных материалах и изданиях «регулирование» толкуется в значении упорядочивающего, налаживающего фактора. Под термином «социальное регулирование» — понимается функция общества, сущность которой состоит в упорядочении социальных процессов особыми, выработанными в сознании субъектов регулирования программами, способными активно влиять на все сферы общества. В основе регулирования социальных процессов с помощью специальных правил «лежит» их нормативность. Основная масса общественных отношений упорядочивается именно с помощью соционормативного регулирования.

Рассматривая нормативное регулирование в социальной жизни, целесообразно отметить, что нормативность проявляется, преимущественно, в виде особых правил, стандартов, эталонов поведения участников социального общения.

Проблемам нормативного регулирования уделялось и уделяется достаточно большое внимание со стороны ученых. Нормативность — это абсолютное свойство развития высшей формы материи — социальной жизни.

Нормативность является объективной необходимостью, закономерностью, законом развития социальной жизни. Данная закономерность заключается в том, что любая совокупность социальных явлений, несмотря на их хаотичное и беспорядочное состояние, неизбежно самоорганизуется в ту или иную упорядоченную форму.

Происходит унификация социальной практики по различным системообразующим признакам. Складывается определенный способ взаимодействия участников социального процесса. Появляются единообразные схемы развития, функционирования общественных отношений, определенные стандарты поведения. Этот процесс имеет характер обязательного закона, неизбежного условия всякого общественного развития.

Общественный прогресс во многом определяется устойчивым характером, стабильностью связей и отношений, внедрением определяемых эталонов в поведении людей, их повторяемостью и приданием им обязательного характера. Ни одно общество не смогло бы существовать без этих общеобязательных правил поведения людей. Основой этого воздействия выступает социальная нормативность. Она выражает объективно необходимые требования взаимодействия явлений и событий как результата предметно-практической деятельности людей.

Нормативность выступает формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей. Следовательно, сущность нормативности как социального закона выражается в неизбежной унификации хаотичной совокупности воль отдельных лиц (членов социальной общности) по определенным признакам, обусловленным объективными потребностями данной общности.

Унификация, в данном случае, означает приведение чего-то к единообразию, формирование определенного стандарта. Неизбежность этого процесса связана с наличием тех или иных потребностей и интересов членов общества. Нельзя определить единственный или даже преобладающий путь решения интересов, все зависит от содержания интересов, их поддержки и противодействия им, от ситуации в обществе.

Следует подчеркнуть, что нормативность выступает не только формой бытия социальных интересов и потребностей, но и как процесс формирования и выявления этих способов существования социальной реальности. То есть нормативность выступает с одной стороны, как форма социального развития, а с другой — как его основное содержание.

Такая позиция представляется оправданной. Она позволяет увидеть происхождение нормативного характера регулятивных явлений. «Ранее рассматривали нормативные свойства социальных регуляторов как нечто само собой разумеющееся, не требующее пояснения. Правила носили как бы «надличностный» характер, появлялись откуда-то извне. Но суть нормативности не только и не столько в том, что это формы бытия социальных закономерностей, сколько в том, что нормативность охватывает процесс происхождения данных форм».

Нормативность в социальной жизни обладает своим собственным содержанием. Им являются, осознанные индивидом (членами общества) как необходимые, жизненно важные собственные интересы и потребности, требующие нормативного обобщения. Проявление этих единообразных схем, стандартов отношения к реальной действительности выступает в системном виде.

В свою очередь, необходимость — является одним из прерогативных свойств нормативности.

Любой социальный закон включает в себя не бесспорные факты, а ориентиры поведения. «Нормативный закон, будь то правовой акт или моральная заповедь, вводится человеком. Его часто называют хорошим или плохим, правильным или неправильным, приемлемым или неприемлемым, но «истинным» или «ложным» его можно назвать лишь в метафорическом смысле, поскольку он описывает не факты, а ориентиры нашего поведения».

Если тот или иной ориентир взят на вооружение в качестве определенного образца поведения либо запрета, следовательно, он признан обществом необходимым, социально полезным. Какое-либо правило прошло через волю и сознание участников социальной жизни и решено считать это правило необходимым в процессе дальнейшей деятельности.

При анализе необходимости нормативности можно выделить две стороны проблемы. С одной стороны, это — объективное требование социальной жизни, без чего любой человеческий коллектив существовать не может, ибо нормативность вносит упорядоченность в отношения людей. Общество — это продукт взаимодействия людей. Если нет упорядоченности в этих взаимодействиях и отношениях, то общество перестает существовать.

С другой стороны, люди в ходе общественной практики начинают осознавать социальную значимость и необходимость нормативности. Ее потребности проходят через сознание, идеологию и члены общества начинают формировать обычаи, заповеди, нормы религиозных отправлений, нравственности, и др. Все это формирует стереотипы поведения. Субъективный фактор, отражающий и воздействующий на объективные процессы, отражает реальные требования как необходимые.

В качестве следующего нормативного свойства можно назвать типичность, повторяемость.

Типичность производна от понятия «типизация». Типизация — сложный мыслительный процесс, предполагающий обобщение, отвлечение от несущественных признаков явлений и выделение существенных. Оценка общественных связей с точки зрения их типичности позволяет выделить самое значимое, сущностное, в этих отношениях, что дает возможность классифицировать отношения, связи, явления по различным видам. В основе классификации лежат типичные признаки, являющиеся неотъемлемой частью данного вида отношений.

Типичность служит для выделения из многообразия человеческой деятельности четких и ясных моделей поведения. Типичность тех или иных социальных конструкций является важной предпосылкой их нормативно-регулятивного выражения. Вывод о типичном характере признаков явления сложно сделать лишь при анализе их возникновения, развития и функционирования, воздействия на общественные процессы.

В ходе повторяемости различных событий появляется возможность сделать вывод об общности характера условий и результатов нескольких вариантов общественных процессов. Так можно свести несколько внешне различных моделей в единый вид по какому-либо критерию. В качестве критерия может выступать сущностный признак явления. Регулярность повторения и полученный в результате этого общий итог некоторой суммы общественной практики, подводят к такому важному выводу как стабильность и устойчивость действия данной модели. В этом заключен социальный иммунитет данного отношения от дестабилизирующих общественных процессов и свидетельство о его нормативном характере.

Типичность, как нормативное свойство, характеризует не только правила поведения человека, но и сознание, т.к. нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной деятельности. Нормативны сам мыслительный процесс и его закономерности, нормативны язык, правила грамматики, нормативны, наконец, социальные процессы и поведение человека.

Читайте также:  Гормоны анализ и его норма

Следующим важным признаком нормативности следует назвать всеобщность.

Всеобщность как нормативное свойство дает представление об объеме, широте, распространенности в обществе тех или иных эталонов, масштабов, связей, взаимозависимостей. Чем большее количество участников вовлечено в данный комплекс отношений, тем более он действенен, тем большую сумму социальных интересов выражает. Всеобщность взаимосвязана с обобщенностью требований нормативно-регулятивных явлений.

Чем выше всеобщность, тем полнее раскрываются требования нормативности, тем качественнее нормативный материал. Пренебрежение требованием всеобщности, отсечение возможных участников общественных отношений снижает эффективность функционирования данных отношений, тормозит развитие позитивных социальных связей. Кроме того, это создает возможность и для социальных конфликтов. Под угрозой оказывается процесс эволюционного развития.

Еще одним признаком нормативности следует признать зависимость взаимодействующих элементов системы. Каждое структурное образование функционирует в рамках единой программы, стоящей перед всей структурой в целом. Компоненты единой системы подчиняются единым задачам и принципам. Однако взаимозависимость не должна существовать за счет необходимой свободы, поглощать «инициативу с мест», которая нужна составляющим образованиям для эффективного целого. Такое положение придает гибкость всему целому, способствует выработке иммунитета к всевозможным потрясениям.

Процессу унификации, стандартизации социальной жизни, т.е. процессу нормативного обобщения социальных интересов присущ ряд форм. Ими выступают правила поведения — нормы; реализация этих правил, то есть сам процесс поведения; структура и компоненты общественного устройства, обеспечивающие определенный порядок социального развития; а также теории, взгляды, и другие нормативные мотивационные элементы сознания.

В совокупности эти элементы образуют систему регулирующего воздействия на общественные отношения. Центральное место в этой системе занимает подсистема социальных норм, выступающих в виде специфических правил поведения (право, мораль, обычаи, религия, нормы общественных организаций). Воли отдельных членов социального сообщества, обусловленные характером и уровнем существующих потребностей, складываются в необходимые данному социальному объединению модели поведения. Вычленение и обособление нормативности в виде правил поведения позволяет им быть средством не только отражения, но и установления порядка, когда повторяемость, типичность, стабильность перерастают в норму как социальное явление, как выражение конструктивной человеческой деятельности.

При помощи социальных норм достигается целенаправленная, управляемая общность в регламентации общественных отношений, система типовых масштабов, охватывающая тот или иной вид общественных отношений, а затем и целую совокупность этих отношений. Нормативность, в данном случае, «выражает то социальное содержание, которое представляет собой определенного вида общественное отношение, ставшее предметом нормативного регулирования».

Социальное назначение норм заключается в обработке и переработке потока многообразной и различной социальной информации. В самом широком смысле информация представляет собой сведения о каких-то имеющихся свойствах или происходящих процессах в предметах и явлениях объективного мира. Данная информация систематизируется, «раскладывается по полочкам» и обобщается в известные формы, в том числе и правила поведения. Социальные нормы выражают собой не разновидность, а особый уровень социальной информации. Являясь особым структурным компонентом всех форм общественного сознания, социальные нормы выступают носителями такой информации, которая характеризуется политическими, правовыми, нравственными, эстетическими и другими свойствами и качествами.

Правила поведения как формы социальной нормативности имеют двойственный характер. С одной стороны, это те модели, системы, в которые укладывается вся совокупность общественных отношений в зависимости от различных системообразующих признаков. Это своеобразный итог унификации общественной жизни, при котором вся совокупность внутренних мотивов поведения индивидов, их интересы возводятся в качество нормативных требований, становятся содержанием социальных норм.

Социальная норма получает необходимую информацию из социальной действительности для того, чтобы на основе этой информации согласовать поведение личности, выступая в роли фактора связи, общения людей, согласования их личных и общественных интересов, целенаправленности их совместных действий.

Следует подчеркнуть, что от важности содержащейся информации зависит значимость данной нормы. Социальная значимость нормы во многом определяется именно глубиной и направленностью передаваемой информации.

С другой стороны, социальные нормы, переработав и упорядочив информацию, сами начинают передавать ее в регулятивные процессы, и начинают выполнять роль средства управления социальными процессами. Так, например, правовая информация «обслуживает» процесс социального управления во многих аспектах, не характеризуя всего диапазона случаев воздействия права на поведение людей. Вспомним хотя бы две крайние его точки: с одной стороны, побуждение к деятельности, изложение программы поведения, вызывающей (как следствие) соответствующую деятельность.

Следовательно, можно прийти к выводу, что социальные регуляторы в процессе нормативного обобщения общественных отношений являются не только формой, результатом такого обобщения, но и средством дальнейшего упорядочивающего воздействия на социальную систему.

Еще одной сущностной характеристикой социально-нормативного регулирования можно считать определенную структуру общественных правил поведения. В качестве элементов структуры отдельной социальной нормы обычно выделяют гипотезу диспозицию и санкцию.

Гипотеза представляет собой информацию об адресации нормы и условиях ее применения. Диспозиция — это формулировка требования деятельности, выраженная в языке. Санкция выражает способы и средства обеспечения действенности социальной нормы. Однако, данное положение, почти бесспорное относительно правовых регуляторов, вызывает разногласия ученых относительно структуры других социальных норм.

Так, например, Я.З. Хайкин выделяет два элемента социальной нормы: гипотезу и диспозицию. Автор обосновывает свою позицию ссылкой на моральные и религиозные нормы, в которых якобы отсутствуют санкции. Дело в том, что нет полного соответствия между идеальной и реальной структурой нормы. На практике бывают случаи, когда гипотеза и диспозиция как бы слиты воедино, а санкция проявляется логическим путем. По этому принципу сконструированы, всем известные, христианские заповеди: «не убий», «не укради» и т.д. Следовательно, апеллировать к религиозным нормам неправомерно — санкция в них всегда подразумевается в виде кары господней.

Н.И. Сидоренко предлагает рассматривать четыре элемента нормы: обоснование, гипотеза, диспозиция и санкция. По его мнению, как элемент структуры нормы обоснование нормы представляет собой информацию о том, почему та или иная норма должна иметь определенное содержание и почему люди должны следовать ей. Автор этой концепции смешивает гносеологический и функциональный подходы в рассмотрении социальных норм. Структура нормы — касается функциональности, а предлагаемое Н.И. Сидоренко обоснование более тяготеет к гносеологии. Представляется, что несовершенство традиционной концепции порождает разброс во мнениях.

С известной долей условности можно констатировать, что та или иная социальная норма содержит столько структурных логических элементов, сколько требует данное общественное отношение. Структура отношений участников общественных объединений обусловливает наличие в корпоративной норме таких элементов как гипотеза, диспозиция (одна или две), мера поощрения. Для массовых политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации в норме их наличия. Отсюда, реальная структура социальной нормы, производна от соответствующего общественного отношения.

Реальная структура нормы отражает в известной степени результат нормативного опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того, чтобы конкретное общественно-властное веление получило жизнь. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия социальных норм в системе нормативного регулирования.

Структуру социальной нормы можно представить как систему диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложившимися общественными отношениями, а также специфическими особенностями самих элементов. Так, например, диспозиция корпоративных норм содержащих какой-либо запрет, распространяющийся на членов объединения, одновременно является гипотезой для органов управления, рассматривающих эти нарушения.

На основании изложенного можно заключить, что структура социальной нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Из анализа социальных форм регулирования поведением людей вытекает, что не всякое регулирование имеет нормативный характер. Значительное место в этих процессах занимает другая форма упорядочения социальной жизни — ненормативная. Ненормативные факторы, определяющие поведение, помогают глубже и всестороннее раскрыть содержание взаимоотношений между социальными нормами. Вместе с тем, понятие этой формы регулирования в литературе не определяется.

Один из первых ученых, так или иначе обращавшихся к анализируемой проблеме, С.А. Даштамиров, к ненормативному регулированию относит: явления природы; механизм экономического регулирования; сознательно-идеологические формы воздействия; индивидуальные условия жизни каждого индивида.

Однако следует заметить, что естественные факторы не являются специальным средством регулирования поведения человека, и лишь в определенной степени имеют социально-значимый характер, т.к., все же детерминируют поведение людей и их объединений.

Механизм экономического регулирования, как справедливо отмечает автор рассматриваемой типологии, действует в сфере материальных общественных отношений. Данный механизм осуществляется через взаимодействие экономических законов, функционирующих в обществе и определяющих внутренние стимулы хозяйственной жизни в процессе достижения оптимального экономического эффекта. Взаимодействие между людьми в процессе общественного производства опосредуется различными рычагами, среди которых особое и важное место принадлежит потребностям и интересам.

Человеческие потребности возникают на базе общественного производства; производство возбуждает в потребителе потребности и, тем самым, через потребности стимулирует трудовую, политическую и духовную активность человека, направленную на создание средств удовлетворения его потребностей.

Следовательно, производство материальных благ, по С.А. Даштамирову, представляет собой, во многих случаях, первопричину и конечную основу поведения человека.

Вне сомнений и точка зрения данного исследователя, об условиях жизни индивида как ненормативных регулятивах. Думается, что каждый человек может по своей воле преследовать личную цель или добровольно действовать по воле (по совету) других людей, стремясь к достижению определенных целей, в зависимости от индивидуальных условий. Жизненные детерминанты индивида, при этом, неразрывно связаны с той конкретной средой, где он живет, учится, работает и проводит свой досуг. Индивидуальных условий может быть бесчисленное множество. К ним можно, например, отнести личные отношения между отдельными людьми, своевременное поощрение отличившихся или порицание провинившихся, поддержку товарища в трудную минуту, удовлетворение законной просьбы и другие положительные условия, которые тесно связаны с социальной действительностью.

Другая концепция представлена известным отечественным правоведом С.С. Алексеевым. Он относит к ненормативным регуляторам лишь индивидуальные факторы. То есть, такое упорядочение поведения людей, которое осуществляется при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений какого-либо вопроса, относящихся к строго определенному случаю, к конкретным лицам. Индивидуальное, по его мнению, — это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решить жизненные проблемы с учетом особенностей данной ситуации, персональных качеств личности, характера возникающих отношений. Но очевидны его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, ибо каждый раз проблему нужно решать заново, отсутствует единый общий порядок, а главное, существуют достаточно широкие возможности для субъективистских, произвольных решений.

Продолжая анализ классификаций ненормативных регуляторов, следует отметить весьма интересную концепцию А.Б. Венгерова. В инфраструктуру ненормативного воздействия на общественные отношения, данный исследователь включает следующие регулятивы: ценностный, директивный и информационный, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний.

Ценностный регулятор, по его мнению, определяет поведение членов общества, участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных приоритетов, психологических установок, стереотипов, штампов. Он имеет весьма глубокую и сложную структуру и проявляется, прежде всего, в культуре общества или в культуре различных социальных общностей, придавая ей регулятивное содержание.

Для директивного регулятора, как считает автор, характерным является способ воздействия на социальные процессы, при котором от органа власти или общественной организации исходит директива, направленная на решения крупной цели, но средства решения задачи или достижения цели, указанные в директиве, не имеют непосредственно нормативного значения или не содержат конкретное поведение адресатов директивы.

Тем не менее, представляется возможным предложить деление директивного регулятора на: персонифицировано-директивный и абстрактно-директивный; в силу того, что директива может не иметь одушевленного адресата директивы.

Сюда же можно, предположительно, отнести различные социально-политические программы, платформы, обращения, заявления, приобретающие регулятивное значение, создающее для участников общественных отношений основание и обоснование своего поведения.

Информационным регулятором, согласно этой точки зрения, оказывается такой способ регулирования, при котором публично распространяющиеся сведения о конкретных случаях социального поведения выступают либо образцами для подражания, либо для осуждения.

Относительно ненормативности такого регулятора, как социальный институт предсказаний, необходимо отметить, что этот фактор регламентации общественных отношений, по мнению А.Б. Венгерова, формировался одновременно со становлением человеческой цивилизации, обеспечивая благополучие тех или иных кланов, общин, групп в первобытном обществе, а затем в раннеклассовых обществах приобрел исключительно важное значение. Однако, в условиях современного общества такой регулятор выглядит архаично и не находит на практике широкого применения.

Подводя итог рассмотрению некоторых точек зрения относительно нормативности и ненормативности в социальном регулировании, следует отметить, что нормативность как социальное явление является универсальной организационной основой регулирования общественных отношений. Но нормативные обобщения должны где-то содержаться, поэтому нормативность в реальной жизни имеет определенные формы, в которых она объективируется в средства социального регулирования и управления.

Таким образом, специфика соционормативного регулирования выражается в нормативности общественных процессов и явлений и особых формах ее выражения, главное место среди которых занимают общественные правила поведения — нормы. Поэтому, нормативное регулирование можно определить как особую форму социальной деятельности, направленную на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих норм поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе.

Анализ видов ненормативного регулирования и их признаков позволяет отметить, что ненормативные регуляторы, многомерны и многоплановы. Однако четкой типологии данных категорий в проанализированных трудах не прослеживается.

К общим признакам ненормативного регулирования можно отнести нестандартность их регламентирующего воздействия. Ненормативные проявления в обществе нельзя шаблонизировать, ввести в какие-либо рамки, именно поэтому они столь разноплановы. Действие данных регуляторов индивидуализировано. Индивидуальность связана либо с самим регулятором, либо с проявлением их действия. Ненормативное регулирование имеет ситуативный характер. Ситуативность проявляется в зависимости времени действия регулятора от изменений обстановки. Так, экономический интерес может существенно измениться в зависимости от эволюции достатка его субъекта. Экономическое регулирование тесно связано и взаимодействует с социально-политической, идеологической регуляцией поведением людей и служит основой последних. В свою очередь решение экономических вопросов в значительной мере зависит от соционормативных регуляторов.

источник