Меню Рубрики

Нормы коэффициентов в финансовом анализе

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник

Основными показателями, характеризующими финансовое состояние предприятия являются коэффициенты платежеспособности и ликвидности. При этом понятие платежеспособность шире понятия ликвидность. Так, под платежеспособностью понимают способность компании полностью выполнять свои обязательства по платежам, а также наличие у нее денежных средств, необходимых и достаточных для выполнения этих обязательств. Термин ликвидность означает легкость реализации, продаж, превращения материальных ценностей в денежные средства.

Основным способом определения платежеспособности и ликвидности компании является коэффициентный анализ. Для начала, дадим определение понятию «финансовый коэффициент».

Финансовый коэффициент это относительный показатель, рассчитываемый как отношение отдельных статей баланса и их комбинаций. Само собой что, для коэффициентного анализа информационной базой служит бухгалтерский баланс, т.е. он проводится на основании данных 1 и 2 формы баланса.

В экономической литературе под коэффициентным финансовым анализом, как правило, понимается изучение и анализ финансовой отчетности при помощи набора финансовых показателей (коэффициентов), характеризующих финансовое положение организации. Назначение коэффициентного анализа – описать компанию по нескольким базовым показателям, которые позволяют судить о ее финансовом состоянии.

Таблица 1. Основные финансовые коэффициенты, характеризующие платежеспособность предприятия

Наименование финансового коэффициента Рекомендуемое значение Расчетная формула
Числитель Знаменатель
Коэффициент финансовой независимости >=0,5 Собственный капитал Валюта баланса
Коэффициент финансовой зависимости =1,0 Валюта баланса Заемный капитал
Коэффициент инвестирования (вариант 1) >0,25 1,0 Собственный капитал + Долгосрочные обязательства Внеоборотные активы

Основные показатели, характеризующие ликвидность коммерческой организации, представлены в следующей таблице.

Таблица 2. Основные финансовые коэффициенты, характеризующие ликвидность

Наименование финансового коэффициента Рекомендуемое значение Расчетная формула
Числитель Знаменатель
Коэффициент мгновенной ликвидности > 0,8 Денежные средства и денежные эквиваленты Краткосрочные обязательства
Коэффициент абсолютной ликвидности > 0,2 Денежные средства и денежные эквиваленты + Краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) Краткосрочные обязательства
Коэффициент быстрой ликвидности (упрощенный вариант) => 1,0 Денежные средства и денежные эквиваленты + Краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) + Дебиторская задолженность Краткосрочные обязательства
Коэффициент средней ликвидности > 2,0 Денежные средства и денежные эквиваленты + Краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) + Дебиторская задолженность + Запасы Краткосрочные обязательства
Коэффициент промежуточной ликвидности => 1,0 Денежные средства и денежные эквиваленты + Краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) + Дебиторская задолженность + Запасы + Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям Краткосрочные обязательства
Коэффициент текущей ликвидности 1,5 — 2,0 Оборотные активы Краткосрочные обязательства

Одной из основных задач анализа показателей ликвидности и платежеспособности компании является оценка степени близости организации к банкротству. Отметим, что показатели ликвидности не связаны с оценкой потенциала роста компании и отражают преимущественно сиюминутную ситуацию. Если же компания работает на перспективу, значимость показателей ликвидности существенно падает. Соответственно, оценку финансового состояния компании целесообразно начинать с анализа ее платежеспособности.

Таблица 3. Основные финансовые коэффициенты, характеризующие имущественное положение предприятия

Наименование финансового коэффициента Расчетная формула
Числитель Знаменатель
Динамика имущества Валюта баланса на конец периода Валюта баланса на начало периода
Доля внеоборотных активов в имуществе Внеоборотные активы Валюта баланса
Доля оборотных активов в имуществе Оборотные активы Валюта баланса
Доля денежных средств и их эквивалентов в оборотных активах Денежные средства и денежные эквиваленты Оборотные активы
Доля финансовых вложений (за исключением денежных эквивалентов) в оборотных активах Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) Оборотные активы
Доля запасов в оборотных активах Запасы Оборотные активы
Доля дебиторской задолженности в оборотных активах Дебиторская задолженность Оборотные активы
Доля основных средств во внеоборотных активах Основные средства Внеоборотные активы
Доля нематериальных активов во внеоборотных активах Нематериальные активы Внеоборотные активы
Доля финансовых вложений во внеоборотных активах Финансовые вложения Внеоборотные активы
Доля результатов исследований и разработок во внеоборотных активах Результаты исследований и разработок Внеоборотные активы
Доля нематериальных поисковых активов во внеоборотных активах Нематериальные поисковые активы Внеоборотные активы
Доля материальных поисковых активов во внеоборотных активах Материальные поисковые активы Внеоборотные активы
Доля долгосрочных вложений в материальные ценности во внеоборотных активах Долгосрочные вложения в материальные ценности Внеоборотные активы
Доля отложенных налоговых активов во внеоборотных активах Отложенные налоговые активы Внеоборотные активы

Основные финансовые коэффициенты, используемые в процессе оценки финансовой устойчивости предприятия, базируются на принимаемых в расчет для целей анализа собственном капитале (СК), краткосрочных обязательствах (КО), заемном капитале (ЗК) и собственном оборотном капитале (СОК), которые могут быть определены с помощью формул, составленных на основе кодов строк бухгалтерского баланса:

СК = КиР + ДБП = стр. 1300 + стр. 1530

ЗК = ДО + КО = стр. 1400 + стр. 1500 — стр. 1530

СОК = СК — ВА = стр. 1300 + стр. 1530 — стр. 1100

где КиР — капитал и резервы (стр. 1300); ДБП — доходы будущих периодов (стр. 1530); ДО — долгосрочные обязательства (стр. 1400); ВА — внеоборотные активы (стр. 1100).

При оценке показателей финансового состояния предприятия следует учитывать то что, нормальные или рекомендуемые значения были определены на основании анализа деятельности западных компаний и небыли адаптированы к российским условиям.

Кроме того необходимо осторожно относиться к методике сравнения коэффициентов с отраслевыми нормативами. Если в развитых странах основные пропорции сложились десятилетия назад, существует постоянный мониторинг всех изменений, то в России рыночная структура активов и пассивов предприятия находится в стадии становления, мониторинг в полном объеме не ведется. А если принять во внимание искажения отчетности, постоянные корректировки правил ее составления, то понятно, что выведение достаточно обоснованных новых нормативов по отраслям затруднительно.

Более подробное описание с примерами и формулами расчетов по балансу изложены в тематических статьях раздела Финансовые коэффициенты.

В дальнейшем значения коэффициентов сравнивают с их рекомендуемым нормативом, в результате чего формируют мнение о платежеспособности или неплатежеспособности организации, ее финансовой устойчивости или неустойчивости, рентабельности деятельности, уровне деловой активности.

источник

I. Коэффициенты ликвидности

1. Коэффициент абсолютной ликвидности

Показывает, какая доля текущих долговых обязательств (кредиторская задолженность, краткосрочные банковские кредиты и другие обязательства) может быть немедленно погашена за счет денежных средств и их эквивалентов.

КАЛ = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Текущие обязательства

Рекомендуемые значения: 0.2 — 0.5

2. Коэффициент срочной ликвидности (критической оценки)

Отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений) к краткосрочным обязательствам.

КСЛ = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность) / Текущие обязательства

Рекомендуемые значения: 0.7 — 1

3. Коэффициент текущей ликвидности

Показывает, какая доля текущих долговых обязательств может быть погашена в короткие сроки за счет ликвидных оборотных активов

КТЛ = Оборотные активы / Текущие обязательства

Читайте также:  Внутренняя норма доходности инвестиционного анализа

Рекомендуемые значения: 2 — 3

  1. 1.Собственные оборотные средства

Показывает в каком объеме оборотные активы сформированы за счет собственного капитала.

СОС = Собственный капитал – Внеоборотные активы

  1. 2.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Kосс = СОС / Оборотные средства

Минимальное рекомендуемое значение 0,2.

6. Чистый оборотный капитал

Показывает превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами. Отражает возможность предприятие продолжать текущую производственную деятельность после погашения своих краткосрочные обязательства.

ЧОК = Оборотные активы — Текущие обязательства = Собственный капитал + Долгосрочные пассивы – Внеоборотные активы

Рекомендуемые значения: не менее половины об общей суммы оборотных активов.

II. Показатели структуры капитала (коэффициенты финансовой устойчивости)

7. Коэффициент автономии (финансовой независимости)

Данный коэффициент показывает, в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственного капитала, и насколько предприятие независимо от внешних источников финансирования.

КА = Собственный капитал / Валюта баланса

Минимальное рекомендуемое значение 0,5 – 0,6

8. Коэффициент финансирования (соотношения заемных и собственных средств) характеризует объем привлеченных заемных средств на единицу собственного капитала.

КФ = Заемный капитал / Собственный капитал

Максимальное рекомендуемое значение 1

9. Коэффициент текущей задолженности характеризует долю краткосрочного заемного капитала в общей сумме капитала.

КТЗ = Краткосрочные обязательства / Валюта баланса

Рекомендуемое значение 0,1 – 0,2

10. Коэффициент финансовой устойчивости (долгосрочной финансовой независимости)

показывает, в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственных и долгосрочных заемных средств.

КФУ = Собственный капитал + Долгосрочный заемный капитал / Валюта баланса

Рекомендуемое значение 0,8 – 0,9

III. Коэффициенты рентабельности

11. Коэффициент рентабельности продаж, %

Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рассчитывается по всей продукции в целом и по отдельным ассортиментным видам.

ROS = Чистая прибыль от реализации / Выручка от реализации * 100 %

12. Коэффициент рентабельности оборотных активов, %

Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

RCA = Чистая прибыль * 100 % / Средняя величина текущих активов

13. Коэффициент рентабельности активов, %

Наряду с показателем ROE является основным, используемым в странах рыночной экономики для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида.

ROA = Прибыль* 100% / Средняя стоимость активов

14. Коэффициент рентабельности собственного капитала, %

Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие активы.

ROE = Чистая прибыль* 100 % / Собственный капитал

15. Коэффициент рентабельности инвестиций

Показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности.

ROI = Чистая прибыль* 100% / (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства)

IV. Коэффициенты оборачиваемости (деловой активности)

16. Коэффициент оборачиваемости основных средств (Фондоотдача)

Этот коэффициент характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в распоряжении основных средств.

КОС = Выручка от реализации / Средняя стоимость основных средств

17. Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент трансформации, ресурсоотдача)

Характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения.

КОА = Выручка от реализации / Средняя стоимость активов

18. Коэффициент оборачиваемости запасов

Отражает скорость реализации запасов.

КОЗ = Себестоимость реализованной продукции / Средняя величина запасов

19. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Чем выше коэффициент оборачиваемости и чем короче период инкассации, тем меньше средств заморожено в счетах дебиторов, тем мобильнее оборотные активы предприятия.

КОДЗ = Выручка от реализации / Средняя величина дебиторской задолженность

Период инкассации дебиторской задолженности: ТИДЗ = 365 / КОДЗ

20. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

КОКЗ = Себестоимость реализованной продукции / Средняя величина кредиторской задолженности

V. Коэффициенты рыночной активности

21. Прибыль на акцию

Один из наиболее важных показателей, влияющих на рыночную стоимость компании. Показывает долю чистой прибыли (в денежных единицах), приходящуюся на одну обыкновенную акцию.

EPS = (Чистая прибыль – Дивиденды по привилегир-м акциям) / Число обыкновенных акций

22. Дивиденды на акцию

Показывает сумму дивидендов, распределяемых на каждую обыкновенную акцию.

DPS = Дивиденды, выплачиваемые по обыкновенным акциям) / Число обыкновенных акций

23. Соотношение цены акции и прибыли

Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц согласны платить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли компании. Он, также, показывает, насколько быстро могут окупиться инвестиции в акции компании.

P / E = Рыночная цена акции / EPS

24. Коэффициент устойчивости экономического роста

Данный коэффициент показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности, а не за счет привлечения дополнительного акционерного капитала.

sgr = (Чистая прибыль – Общая сумма выплачиваемых дивидендов) / Собственный капитал

источник

Показатели финансового анализа предприятия позволяют определить его текущее состояние, возможности и проблемы. Затем эту ценную информацию используют для разработки стратегии и принятия управленческих решений. В ней также заинтересованы инвесторы, акционеры и собственники бизнеса. Поэтому каждая компания нуждается в специалисте, который на основании данных из отчетов умеет формировать адекватные выводы по результатам деятельности и прогнозы. В статье рассмотрим основные группы коэффициентов финансового анализа и научимся правильно раскрывать их смысл.

Анализ финансовых показателей – один из методов оценки состояния предприятия и его возможностей в будущем. Он выступает основой стратегического планирования, помогает управленцам выявить возможности для последующего развития, найти сильные и слабые стороны компании.
Анализ финансовых коэффициентов проводится, чтобы найти оптимальные пути достижения увеличения прибыльности компании. Аналитик должен разбираться в многообразии цифр из бухгалтерской и управленческой отчетности, чтобы определить насколько результативно работает предприятие.

Но в финансовом анализе главное не расчет показателей, а правильное истолкование полученных результатов. От этого зависит эффективность принимаемых решений в управлении компанией.

В финансовом анализе используется более 200 коэффициентов. Все они характеризуют 4 основные стороны деятельности компании:

  • ликвидность
  • оборачиваемость активов
  • рентабельность
  • рыночная стоимость

Для каждой из этих групп показателей рассчитываются свои коэффициенты. Они могут отличаться зависимо от задач анализа и пользователей, для которых предназначена эта информация.

Рассмотрим подробнее каждую из групп коэффициентов.

Способность компании выплачивать свои обязательства за счет текущих активов – одно из условий ее финансовой стабильности. Адекватно оценить ее позволяют коэффициенты ликвидности.

Показатели рассчитываются на основании бухгалтерского баланса (Формы №1). Чем они выше, тем выше платежеспособность предприятия. Каждый из них раскрывает информацию разного характера. Так коэффициент текущей ликвидности интересен в первую очередь инвесторам, абсолютной – поставщикам, а быстрой – кредиторам.

Коэффициенты оборачиваемости позволяют оценить эффективность управления активами и капиталом предприятия. Основой для их расчета выступает выручка от продаж продукции или услуг, ее отношение к среднегодовому размеру активов, дебиторской и кредиторской задолженности. Для проведения анализа необходимо:

  • собрать данные за последние 3-5 лет;
  • установить положительную или отрицательную динамику;
  • сравнить результаты с конкурентами в отрасли.

Дополнительно рассчитывают период оборачиваемости активов по формуле:

Период оборачиваемости = Отчетный период/ Коэффициент оборачиваемости активов

Чем меньше значение, тем выше производительность компании и скорость перевода активов в деньги. В торговой отрасли период оборачиваемости обычно меньше, чем в промышленной.
Наибольшую ценность показатели оборачиваемости представляют для менеджмента предприятия. Их рост свидетельствует об увеличении объема выручки и эффективности использования активов.

Коэффициенты рентабельности отражают степень прибыльности по различным видам активам. Они рассчитываются как отношение чистой прибыли к сумме активов, за счет которых она была получена. Для этого используются данные бухгалтерского баланса (Форма №1 и №2). Чем выше значения, тем эффективнее задействованы анализируемые ресурсы предприятия.

В отличие от оборачиваемости активов, в показателях рентабельности больше заинтересованы собственники и акционеры. Они играют важную роль в разработке инвестиционной, кадровой, и маркетинговой стратегий компании.

Анализ рыночной активности предприятия позволяет сделать вывод об эффективности его финансово-хозяйственной деятельности, рациональности дивидендной политики и самое главное – привлекательности для акционеров или инвесторов.

Главным показателем, учитываемым при анализе рыночных коэффициентов предприятия, является стоимость акций. Если она растет, значит инвестиции используются эффективно и прибыль компания растет.
Также важный показатель – это дивидендный доход, характеризующий процент возврата на вложенный в акции капитал. Чем выше значение, тем выгодней для акционера дальнейшие инвестиции в деятельность предприятия.
Потенциальных инвесторов обычно очень интересует коэффициент реальной стоимости предприятия. Он рассчитывается как отношение рыночной к балансовой стоимости акции. Если значение больше или равно 1, компания инвестиционно привлекательна. Но существуют также и другие методы оценки стоимости бизнеса.

Насколько хорошо вы ориентируетесь в вопросах финансового менеджмента?

Пройдите бесплатный тест, чтобы получить объективную оценку уровня своих знаний и необходимых навыков!

Чтобы провести адекватный анализ финансовых показателей предприятия, необходимо:

  • Иметь полное описание финансовой деятельности компании за анализируемый период – отчет о результатах хоздеятельности, о прибыли, балансовый отчет и т.д.
  • Сопоставить коэффициенты за разные периоды, а также сравнить со среднестатистическими значениями в отрасли, результатами предприятий-конкурентов;
  • Сравнивая полученные значения с рекомендуемыми, делать скидку на специфику хозяйственной деятельности компании. Например, для торговли и промышленности пределы нормы отличаются в разы.
  • Проводить анализ показателей в комплексе. Например, коэффициент рентабельности сам по себе не слишком информативен. Чтобы получить объективную картину, его необходимо анализировать в разрезе рыночных показателей в сравнении с конкурентами.

Рассчитав финансовые показатели, можно узнать о текущем положении дел на предприятии и оценить его перспективы. Грамотный анализ позволит правильно выстроить стратегию развития, улучшить концепции управления активами и привлеченными средствами компании. Главным источником информации при этом выступает отчетность организации, мониторинг которой желательно проводить почаще.

Хотите овладеть современными инструментами финансового анализа для принятия удачных управленческих решений за 4 занятия?

Пройдите тренинг “Финансовый анализ: современные инструменты и эффективные управленческие решения”, чтобы получить практические навыки работы с данными финансовых отчетов. Узнавая из них о сильных и слабых сторонах своей компании, научитесь принимать стратегически взвешенные управленческие решения.

Зарегистрируйтесь, чтобы посмотреть фрагмент тренинга бесплатно и оценить удобство такого формата обучения!

источник

Финансовые коэффициенты отражают соотношения между различными статьями отчетности (выручкой и суммой активов, себестоимостью и размером кредиторской задолженности и т. д.).

Процедура анализа при помощи финансовых коэффициентов подразумевает два этапа: собственно расчет финансовых коэффициентов и сравнение их с базовыми значениями. В качестве базовых значений коэффициентов могут быть выбраны среднеотраслевые значения коэффициентов, их значения за предыдущие годы, значения этих коэффициентов у основных конкурентов и др.

Преимущество этого метода заключается в его высокой «стандартизации». Во всем мире основные финансовые коэффициенты вычисляются по одинаковым формулам, а если в расчете имеются отличия, то такие коэффициенты легко привести к общепринятым значениям с помощью несложных преобразований. Кроме того, этот метод позволяет исключить влияние инфляции, поскольку практически все коэффициенты являются результатом деления одних статей отчетности на другие, т. е. изучаются не абсолютные величины, фигурирующие в отчетности, а их соотношения.

Несмотря на удобство и относительную простоту использования данного метода, финансовые коэффициенты не всегда дают возможность однозначно определить состояние дел компании. Как правило, сильное отличие определенного коэффициента от среднеотраслевого значения или от значения этого коэффициента у конкурента указывает на наличие вопроса, нуждающегося в более детальном анализе, но не указывает на то, что у предприятия однозначно имеется проблема. Более детальный анализ с применением других методов может выявить наличие проблемы, но может и объяснить отклонение коэффициента особенностями хозяйственной деятельности предприятия, не ведущими к возникновению финансовых затруднений.

Для Интернет-компаний регулярный расчет финансовых коэффициентов является удобным инструментом отслеживания текущего состояния предприятия. В условиях бурно растущего сетевого рынка их относительный характер позволяет исключить влияние многих факторов, вносящих искажения в абсолютные величины показателей отчетности.

Различные финансовые коэффициенты отражают те или иные стороны деятельности и финансового состояния предприятия. Обычно их подразделяют на группы:

· коэффициенты ликвидности. Под ликвидностью понимается способность компании погасить в срок свои обязательства. Эти коэффициенты оперируют соотношениями величин активов компании и величин краткосрочных и долгосрочных обязательств;

· коэффициенты, отражающие эффективность управления активами. Эти коэффициенты служат для оценки соответствия размеров тех или иных активов компании выполняемым задачам. Они оперируют такими величинами, как размеры материальных запасов, оборотных и внеоборотных активов, дебиторской задолженности и др.;

· коэффициенты, отражающие структуру капитала компании. К этой группе относятся коэффициенты, оперирующие соотношениями собственных и заемных средств. Они показывают, за счет каких источников сформированы активы компании, и насколько предприятие финансово зависит от кредиторов;

· коэффициенты рентабельности. Эти коэффициенты показывают, какие доходы компания извлекает из находящихся в ее распоряжении активов. Коэффициенты рентабельности позволяют осуществить разностороннюю оценку деятельности компании в целом, по конечному результату;

· коэффициенты рыночной активности. Коэффициенты этой группы оперируют с соотношениями рыночных цен на акции компании, их номинальных цен и доходов на одну акцию. Они позволяют оценить положение компании на рынке ценных бумаг.

Рассмотрим указанные группы коэффициентов более подробно. Основными коэффициентами ликвидности являются:

· коэффициент текущей (общей) ликвидности (Current ratio). Он определяется как частное от деления размера оборотных средств компании на размер краткосрочных обязательств. Оборотные средства включают в себя денежные средства, дебиторскую задолженность (за вычетом сомнительной), товарно-материальные запасы и другие быстро реализуемые активы. Краткосрочные обязательства состоят из счетов к оплате, краткосрочной кредиторской задолженности, начислений по заработной плате и налогам и других краткосрочных пассивов. Этот коэффициент показывает, достаточно ли у компании средств для погашения текущих обязательств. Если величина этого коэффициента меньше 2, то у компании могут возникнуть проблемы при погашении краткосрочных обязательств, выражающихся в задержке платежей;

Читайте также:  Волчаночный антикоагулянт анализ в норме

· коэффициент быстрой ликвидности (Quick ratio). По своей сути он аналогичен коэффициенту текущей ликвидности, но вместо полного объема оборотных средств в нем используется только сумма оборотных средств, которые можно быстро обратить в деньги. Наименее ликвидной частью оборотных средств являются товарно-материальные запасы. Поэтому при расчете коэффициента быстрой ликвидности они исключаются из оборотных средств. Коэффициент показывает способность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства в относительно сжатые сроки. Считается, что для нормально функционирующей компании его значение должно находится в пределах от 0,7 до 1;

· коэффициент абсолютной ликвидности. Этот коэффициент показывает, какую часть краткосрочных обязательств компания может погасить практически мгновенно. Он рассчитывается как частное от деления объема денежных средств на счетах предприятия на объем краткосрочных обязательств. Нормальной считается его величина в интервале от 0,05 до 0,025. Если значение ниже 0,025, то у предприятия могут возникнуть проблемы с погашением текущих обязательств. Если оно больше 0,05, то, возможно, предприятие нерационально использует свободные денежные средства.

Для оценки эффективности управления активами используются следующие коэффициенты:

· коэффициент оборачиваемости запасов (Inventory turnover ratio). Он определяется как частное от деления выручки от реализации за отчетный период (год, квартал, месяц) на среднюю за период величину запасов. Он показывает, сколько раз за отчетный период запасы трансформировались в готовую продукцию, которая, в свою очередь, была продана, а на выручку от реализации вновь были приобретены запасы (сколько за период было совершено «оборотов» запасов). Это стандартный подход к вычислению коэффициента оборачиваемости запасов. Существует и альтернативный подход, основанный на том, что реализация продукции происходит по рыночным ценам, что приводит к завышению коэффициента оборачиваемости запасов при использовании выручки от реализации в его числителе. Для устранения этого искажения вместо выручки можно взять себестоимость реализованной за период продукции или, что даст еще более точный результат, общий объем затрат предприятия за период на закупку товарно-материальных запасов. Коэффициент оборачиваемости запасов очень сильно зависит от отрасли, в которой действует компания. Для Интернет-компаний он обычно выше, чем для обычных предприятий, поскольку большинство Интернет-компаний работают в сфере сетевой торговли или в сфере услуг, где оборачиваемость обычно выше, чем в производстве;

· коэффициент оборачиваемости активов (Total asset turnover ratio). Рассчитывается как частное от деления выручки от реализации за период на общую сумму активов предприятия (среднюю за период). Этот коэффициент показывает оборачиваемость всех активов компании;

· оборачиваемость дебиторской задолженности. Вычисляется как частное от деления выручки от реализации за отчетный период на среднюю за период величину дебиторской задолженности. Коэффициент показывает, сколько раз за период дебиторская задолженность была сформирована и погашена покупателями (сколько «оборотов» дебиторской задолженности совершилось). Более наглядным вариантом этого коэффициента является средний срок погашения дебиторской задолженности покупателями (в днях) или средний срок получения платежа (Average Collection Period, ACP). Для его расчета средняя за период дебиторская задолженность делится на среднюю выручку от реализации за один день периода (рассчитываемую как выручка за период, деленная на продолжительность периода в днях). АСР показывает, сколько дней в среднем проходит с даты отгрузки продукции до даты получения платежа. Сложившаяся в России практика работы Интернет-компаний, как правило, не предусматривает отсрочку платежа покупателям. По большей части Интернет-компании работают на условиях предоплаты или оплаты в момент доставки. Таким образом, для большинства российских сетевых предприятий показатель АСР близок к нулю. По мере развития Интернет-бизнеса этот показатель будет увеличиваться;

· коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной за период продукции на среднюю за период величину кредиторской задолженности. Коэффициент показывает, сколько раз за период возникла и была погашена кредиторская задолженность;

· коэффициент фондоотдачи или оборачиваемость основных средств (Fixed asset turnover ratio). Рассчитывается как отношение выручки от реализации за период к стоимости основных средств. Коэффициент показывает, сколько выручки за отчетный период принес каждый рубль, вложенный в основные средства компании;

· коэффициент оборачиваемости собственного капитала. Под собственным капиталом понимается общий размер активов компании за вычетом обязательств перед третьими лицами. Собственный капитал состоит из инвестированного владельцами капитала и всей заработанной компанией прибыли за вычетом налогов, выплачиваемых из прибыли, и дивидендов. Коэффициент рассчитывается как частное от деления выручки от реализации за анализируемый период на среднюю за период величину собственного капитала. Он показывает, сколько выручки принес за период каждый рубль собственного капитала компании.

Структуру капитала компании анализируют при помощи следующих коэффициентов:

· доля заемных средств в структуре активов. Коэффициент рассчитывается как частное от деления объема заемных средств на общую сумму активов компании. К заемным средствам относятся краткосрочные и долгосрочные обязательства компании перед третьими лицами. Коэффициент показывает, насколько зависимой от кредиторов является компания. Нормальным считается значение этого коэффициент около 0,5. Кроме этого коэффициента иногда рассчитывается коэффициент финансовой зависимости, определяемый как частное от деления объема заемных средств на объем собственных средств. Опасным считается уровень этого коэффициента, превышающий единицу;

· обеспеченность процентов к уплате, TIE (Time-Interest-Earned). Коэффициент рассчитывается как частное от деления прибыли до вычета процентов и налогов на сумму процентов к уплате за анализируемый период. Коэффициент демонстрирует способность компании выплачивать проценты по заемным средствам.

Весьма информативными являются коэффициенты рентабельности. Из них наиболее важными считаются следующие:

· рентабельность реализованной продукции (Profit margin of sales). Рассчитывается как частное от деления чистой прибыли на выручку от реализации. Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли принес каждый рубль выручки;

· рентабельность активов, ROA (Return of Assets). Рассчитывается как частное от деления чистой прибыли на сумму активов предприятия. Это наиболее общий коэффициент, который характеризует эффективность использования компанией активов, находящихся в ее распоряжении;

· рентабельность собственного капитала, ROE (Return of Equity). Рассчитывается как частное от деления чистой прибыли на сумму простого акционерного капитала. Показывает прибыль на каждый рубль, вложенный инвесторами;

· коэффициент генерирования доходов, ВЕР (Basic Earning Power). Рассчитывается как частное от деления прибыли до вычета процентов и налогов на общую сумму активов компании. Этот коэффициент показывает, сколько прибыли на каждый рубль активов заработало бы предприятие в гипотетической безналоговой и беспроцентной ситуации. Коэффициент удобен для сравнения эффективности работы предприятий, находящихся в неодинаковых налоговых условиях и имеющих различную структуру капитала (соотношение собственных и заемных средств).

Коэффициенты рыночной активности предприятия позволяют оценить положение компании на рынке ценных бумаг и отношение акционеров к деятельности компании:

· коэффициент котировки акции, М/В (Market/Book). Рассчитывается как отношение рыночной цены акции к ее балансовой стоимости;

· доход на обыкновенную акцию. Рассчитывается как отношение дивиденда на одну обыкновенную акцию к рыночной цене акции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Конечно же, тема финансово-экономического анализа предприятий, особенно в части касающейся оценки кредитоспособности и рисков неплатежеспособности в сфере банковского кредитования, хорошо изучена, систематизирована, унифицирована и доступно представлена как в профессиональной, так и популярной литературе, а также Интернете. Но мы все же для полноты изложения нашей рубрики «управление финансами» коснемся, по крайней мере, основ этой темы.

Все нижеизложенные в настоящем разделе формулы расчета коэффициентов и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия аккумулированы нами в следующем Excel-файле, в котором читатель может самостоятельно заполнить стандартные бухгалтерские финансовые формы отчетности (баланс, финансовый результат, движение ДС) своего предприятия и с легкостью получить расчеты классических финансовых коэффициентов, тем самым самостоятельно провести, так называемый, экспресс-анализ финансово-экономического состояния предприятия:

В качестве примера в конце раздела будет представлен этот же файл, только заполненный конкретными финансовыми данными гипотетической компании, где можно будет, изменяя те или иные входящие данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о движении денежных средств, посмотреть, что происходит со значениями финансовых показателей.

Начнем с понятия ликвидность. Под ликвидностью мы будем здесь понимать способность предприятия расплачиваться точно в срок и в полном объеме по своим обязательствам перед кредиторами, поставщиками, бюджетом, сотрудниками предприятия и т.д.

Для анализа и оценки ликвидности активы баланса компании обычно ранжируют по степени ликвидности, а пассивы в части обязательств – по срочности и «важности» погашения.

Степень ликвидности активов определяется скоростью их преобразования в денежные средства и уровнем потери их балансовой стоимости при срочном преобразовании в деньги. Денежные средства обладают абсолютным уровнем ликвидности, финансовые вложения (депозиты, веселя коммерческих банков и т.п.) чуть меньшим уровнем ликвидности, поскольку, например, при досрочном снятии денежных средств с банковского депозита, как правило, теряются начисленные проценты. Дебиторская задолженность, которая не является безнадежной, обладает еще меньшим уровнем ликвидности, потому как, например, контрагент, который должен оплатить с отсрочкой купленную продукцию у предприятия, может в какой-то момент испытывать финансовые трудности и не произвести своевременно оплату (погашение дебиторской задолженности). Просроченная дебиторская задолженность теряет ликвидность зачастую в следствие списания ее части (компания может «простить» часть своему контрагенту-должнику с целью получения по крайней мере «каких-то» наличных денег). Для того чтобы готовая продукция «превратилась в живые деньги» для этого ее сначала необходимо продать, после чего формируется дебиторская задолженность, и мы отправляемся на два предложения выше. Ну а внеоборотные активы и такие оборотные активы, как запасы, залежалый, не пользующийся спросом товар, безнадежная дебиторская задолженность имеют, очевидно, самый низкий уровень ликвидности.

Наиболее срочными обязательствами являются просроченные обязательства (долги неоплаченные в срок), причем первостепенно перед коммерческими банками, бюджетом и персоналом, потом перед поставщиками, поскольку с последними еще как-то можно договариваться без существенного ущерба для репутации. Далее, по мере убывания срочности и «важности» – кредиторская задолженность, краткосрочные кредиты и займы, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства и, наконец, долгосрочные обязательства.

Представим в виде следующей таблицы ранжирование активов и пассивов баланса:

Говорят, что баланс является абсолютно ликвидным, если одновременно выполняются следующие четыре неравенства:

источник

Существует много связей между различными элементами финансовой отчетности, а также между одними и теми же элементами, но в различные моменты времени. Коэффициенты (показатели) представляют собой полезный способ выражения этих связей. Они выражают одну величину по отношению к другой (обычно как долю одного элемента в другом).

Простыми словами: Коэффициент – это число (числа), разделенное на другое число (числа).

Известные научные исследования уделяли внимание важности показателей в прогнозировании доходности акций (Оу и Пенманом, 1989b; Абарбел и Бушше, 1998) или оценке кредитоспособности (Альтман, 1968; Олсон, 1980; Хопвуд и др., 1994). Эти исследования показали, что коэффициенты финансовой отчетности эффективны при выборе направления инвестирования и при прогнозировании финансовых трудностей. Практики постоянно используют показатели для отображения стоимости компании и ее ценных бумаг.

Некоторые аспекты анализа показателей имеют важное значение для их понимания. Во-первых, вычисленный коэффициент не является «ответом». Показатель является индикатором какого-либо аспекта деятельности компании, говоря что случилось, но не почему это произошло. Например, аналитику может понадобиться ответ на вопрос: Какая из двух компаний была рентабельнее? Рентабельность продаж по чистой прибыли, которая выражает прибыль по отношению к выручке, может обеспечить понимание этого вопроса. Рентабельность продаж по чистой прибыли (маржа чистой прибыли) рассчитывается путем деления чистой прибыли по выручку:

Предположим, компания А имеет 100 000 тыс. руб. чистой прибыли и 2 млрд руб. выручки, и, таким образом, рентабельность составляет 100/2000 * 100% = 5 процентов. Компания Б имеет 200 000 тыс. руб. чистой прибыли и 6 млрд выручки, и, таким образом, рентабельность продаж в размере 3,33 процента. Выражая чистую прибыль как процент от дохода, можно точно определить взаимосвязь: для каждых 100 рублей дохода, компания А зарабатывает 5 рублей чистой прибыли, в то время как компания Б получает только 3,33 рублей за каждые 100 рублей дохода. Итак, теперь мы можем ответить на вопрос о том, какая компания была более прибыльной в процентном выражении: Компания А была рентабельнее, ведь у нее более высокая чистая прибыль в размере 5 процентов. Отметим также, что компания А была более прибыльной несмотря на то, что компания Б сообщила о более высоком размере прибыли (200 000 тыс. руб. против 100 000 тыс. руб.). Тем не менее, этот показатель сам по себе не говорит нам почему Компания А имеет более высокую норму прибыли. Дальнейший анализ необходим для того, чтобы определить причину (возможно, более высокие цены на продукцию или лучший контроль за издержками).

Размер компании иногда дает экономию за счет эффекта масштаба, поэтому абсолютные суммы чистой прибыли и выручки полезны в финансовом анализе. Однако показатели уменьшают влияние размера предприятия, что позволяет сравнивать компании между собой, а также сравнивать эффективность компании по сравнению с тем же показателем в прошлом.

Вторым важным аспектом анализа показателей является то, что различия в учетной политике (по всей компании и во времени) могут исказить коэффициенты, поэтому иногда при сравнении может понадобиться дополнительная корректировка финансовых данных. В-третьих, не все показатели обязательно применять к конкретному анализу. Способность выбрать соответствующий коэффициент или коэффициенты, чтобы ответить на вопрос исследования, является важным аналитическим навыком. Наконец, как и в случае финансового анализа в целом, анализ показателей не превращается в простое вычисление; интерпретация результатов имеет важное значение. На практике различие в показателях во времени и между компаниями может быть еле заметным, поэтому интерпретация показателей должна подходить под конкретную ситуацию.

Читайте также:  Внутренние органы увеличены анализы в норме

Финансовые показатели, как правило, выражаются в процентах, разах, днях, рублях или без единицы измерения. Следующие показатели являются финансовыми показателями предприятия:

1. Коэффициенты ликвидности (краткосрочной платежеспособности), которые позволяют измерить способность фирмы выполнять свои текущие обязательства (в течении одного текущего года). Они могут включать в себя соотношения, которые измеряют эффективность использования оборотных активов и текущих обязательств.

2. Показатели способности отвечать за долгами (финансовая устойчивость и долгосрочная платежеспособность) — соотношения, которые позволяют измерить степень защиты поставщиков долгосрочных финансовых средств (то есть долгосрочных кредиторов предприятия).

3. Коэффициенты рентабельности измеряют способность фирмы зарабатывать.

4. Показатели деловой активности говорят о том, насколько эффективно используются активы.

5. Коэффициенты денежных потоков могут указывать на ликвидность, кредитоспособность, или доходность.

6. Показатели имущественного положения измеряют состояние активов, их структуру и мобильность.

Показатель может быть вычислен из любой пары чисел. Учитывая большое количество переменных в финансовой отчетности, можно составить очень длинный список значимых коэффициентов. Стандартный перечень коэффициентов или стандартный способ их вычисления не существует. Каждый автор и источник по финансовом анализе использует другой список и часто имеется другой способ вычисления той же пропорции. Этот сайт представляет возможность рассчитать показатели, которые используются наиболее часто. При анализе соотношения, аналитик иногда сталкиваются с негативными показатели прибыли. Анализ коэффициентов, которые имеют негативные числители или знаменатели не имеют смысла, и отрицательный знак коэффициента следует просто отметить в выводах.

Показатели интерпретируют в сравнении с показателем за предыдущий год, коэффициентами конкурентов, коэффициентами сферы деятельности и заданными стандартами(нормативными значениями). Анализ финансовой отчетности предприятия является более значимым, если результаты сравниваются со средними отраслевыми и с результатами конкурентов. Использование нескольких методов финансового анализа позволяет сформировать комплексное мнение о финансовом состоянии предприятия и различным отраслям.

Аналитик сталкивается с проблемой, когда не ясно к какой именно отрасли отнести компанию из-за ее диверсифицированной деятельности. Поскольку многие компании не вписываются только в одну отрасль, часто необходимо использовать для сравнения данные той отрасли, которая наилучшим образом соответствует фирме. В процессе финансового анализа важно помнить о том, что методы бухгалтерского учета на предприятиях одной отрасли могут отличатся. Поэтому важно читать примечания к финансовой отчетности или приказ о учетной политике или другой документ, который отображает этот аспект. В идеале, необходимо использовать все виды сравнения в процессе финансового анализа. Анализ тенденций, средних показателей по отрасли, а также сравнение с основным конкурентом оказывает поддержку в формировании выводов и обеспечивает прочную основу для анализа.

Сравнение фирм различных размеров может оказаться более сложным, чем сравнение фирм одинакового размера. Например, крупные фирмы часто имеют доступ к более широким и более сложным рынкам капитала, могут купить в больших количествах сырье, и обслуживают более широкие рынки. Коэффициенты, вертикальный и горизонтальный анализ поможет устранить некоторые проблемы, связанные с использованием абсолютных чисел. Будьте осторожны при анализе фирм разных размеров. Различия между компаниями можно увидеть, глядя на относительные размеры продаж, активов или прибыли.

Использование процентов, как правило, предпочтительнее использования абсолютных чисел. Приведем пример. Если фирма А зарабатывает 10000 тыс.рублей и фирма Б зарабатывает 1000 тыс.рублей, какая из них работает более эффективно? Фирма А, вероятно, ваш ответ? Однако, общая стоимость вложенного капитала собственников в компанию А составляет 1 млрд.рублей, а в фирму Б составляет 10000 тыс.рублей. Поэтому фирма Б — значительно более эффективная. Как результат, анализ относительных показателей позволяет сравнивать фирмы различных размеров гораздо более качественно и взвешенно.

Тенденция показателя и его изменчивость также являются важными аспектами, которые следует учитывать в финансовом анализе.

Сравнение отчета по прибылям и убыткам и баланса, в виде финансовых показателей, может создать трудности в связи со сроками составления финансовой отчетности. В частности, в отчете по прибылям и убыткам охватывается весь финансовый период; в то время как в балансе числа относятся к одной точке во времени, а именно к концу периода. В идеале, чтобы сравнить прибыли и убытки к числам в балансе, например, к дебиторской задолженности, мы должны знать среднюю дебиторскую задолженность за весь год(то есть в каждом отдельном месяце). Тем не менее, эти данные не доступны для внешнего аналитика. В большинстве случаев, аналитик использует среднее с учетом значения на начало и конец года. Этот подход сглаживает изменения от начала до конца, но это не исключает проблемы, связанной с сезонными и циклическими изменениями. Он также не отражает изменения, которые происходят неравномерно в течение года. В общем случае, отношение с учетом среднего на основании значения на начало и конец года будет, как правило, представлять собой достаточно точное значение.

Формулы и даже имена коэффициентов часто отличаются зависимо от аналитика или базы данных. Число различных коэффициентов, которые могут быть созданы, практически безгранично. Есть, однако, широко принятые коэффициенты, которые были признаны полезными. Тем не менее, аналитик должен иметь в виду, что в некоторых отраслях разработаны уникальные показатели с учетом особенностей этой отрасли. Когда он сталкивается с незнакомым показателем, аналитик может изучить формулу, лежащую в основе этого показателя, чтобы получить представление о том, что измеряет соотношение. Например, рассмотрим следующую формулу:

Операционная прибыль / Среднегодовая стоимость активов

Никогда не видев это соотношение ранее, аналитик может спросить, является ли результат 12 процентов лучше, чем 8 процентов. Ответ можно найти в самом соотношении. Числитель операционная прибыль и знаменатель средние совокупные активы, поэтому соотношение можно интерпретировать как сумму операционной прибыли в расчете на единицу активов. Если компания генерирует для каждых 100 рублей активов 12 рублей операционной прибыли, то это лучше, чем создание 8 рублей операционной прибыли. Кроме того, очевидно, что именно этот показатель является показателем рентабельности (и, в меньшей степени, эффективности использования активов в формировании прибыли). При столкновении с показателем в первый раз, аналитик должен оценить числитель и знаменатель, что позволит оценить собственно компанию.

Соотношение операционной прибыли к средней сумме активов в течение года, который показан выше, является одним из многих вариантов коэффициента рентабельности (ROA) активов. Следует отметить, что существуют и другие способы отображения этой формулы, например, зависимо от того, как определяются активы. Некоторые практики предлагают вычислить ROA с помощью конечной стоимости активов (стоимости активов на конец года), а не с помощью средней величины активов.

В отдельных случаях можно также увидеть стоимость активов на начало года в знаменателе. Кто из них прав? Это зависит от того, что вы пытаетесь измерить и какие основные тенденции компании. Если компания имеет стабильный уровень активов, то ответ не будет сильно отличаться по трем показателям активов (на начало, в среднем, на конец периода исследования). Если, тем не менее, активы растут или снижаются, результаты будут отличаться. Когда активы растут, операционная прибыль, разделенная на активы, не будет иметь смысла, потому что некоторые из доходов были бы сгенерированы до момента приобретения новых активов. Это привело бы к занижению показателей эффективности компании.

Аналогичным образом, если используются начальные активы, то часть из операционного дохода будет создана позднее в этом году с помощью новоприобретенных активов. Таким образом, показатель будет завышать эффективность компании. Поскольку операционная прибыль генерируется в течение всего периода, обычно имеет смысл использовать некоторую среднюю меру активов.

Общее правило заключается в том, что если в числителе используются данные с отчета о финансовых результатах или отчета о движении денежных средств, а в знаменателе – из баланса, то желательно использовать среднегодовые показатели баланса. Нет необходимости это делать в том случае, если оба числа при расчете коэффициента взяты из баланса компании, поскольку оба определяются по состоянию на ту же дату.

Если используется среднее значение, то нужно также определиться с тем, какого типа среднее использовать. Для простоты, большинство практиков использует простое среднее с учетом значения на начало и на конец операционного года. Если бизнес компании носит сезонный характер, из-за чего уровни активов варьируются в зависимости от временного периода (раз в полгода или ежеквартально), то стоит взять среднее по всем промежуточным периодам, если таковые имеются (если аналитик работает в компании и имеет доступ к месячным данным, то стоит их использовать).

Подытожим, что в целом процесс расчета финансовых коэффициентов зависит от целей, которые стоят перед аналитиком.

Значение анализа показателей состоит в том, что он позволяет кредитному или биржевому аналитику оценить прошлые результаты деятельности предприятия, рассмотреть текущее финансовое положение компании, а также получить представление о полезных для прогнозирования будущих результатах. Как уже отмечалось выше, сам показатель не является ответом, но является индикатором какого-либо аспекта деятельности компании. Финансовые показатели обеспечивают понимание таких аспектов:

  • микроэкономические связи внутри компании, что помогает аналитикам проектировать прибыли и свободный денежный поток.
  • финансовая гибкость компании или способность получить денежные средства, необходимые для роста и выполнения своих обязательств, даже если возникают неожиданные обстоятельства.
  • управленческие способности руководства.

Существуют также ограничения метода показателей:

  • однородность операционной деятельности компании. Компании могут иметь подразделения, работающие в различных отраслях экономики. Это может затруднить сравнение коэффициентов в компании со среднерыночными значениями. В таком случае стоит рассмотреть показатели отдельных бизнес-подразделений.
  • необходимость определить, согласуются ли результаты анализа показателей. Один набор коэффициентов может указывать на проблему, в то время как другой набор коэффициентов может показать, что потенциальная проблема носит лишь краткосрочный характер.
  • необходимость использования суждений. Ключевой вопрос состоит в том, находится ли показатель компании в разумных пределах. Хотя финансовые показатели используются, чтобы помочь оценить потенциал роста и риски компании, они не могут быть использованы по отдельности, чтобы непосредственно оценить компанию, ее ценные бумаги или ее кредитоспособность. Необходимо изучить всю деятельность предприятия, а также внешние экономические и отраслевые условия, в которых она работает. Это позволит правильно интерпретировать значения финансовых коэффициентов.
  • использование альтернативных методов учета. Компании часто имеют некоторое пространство для маневра при выборе определенных методов бухгалтерского учета. Коэффициенты, взятые из финансовых отчетностей и к которым применялись различные варианты учета, не могут быть сопоставимы без проведения дополнительных корректировок. Несколько важных аспектов бухгалтерского учета включают в себя следующее:

— метод учета стоимости запасов, например, ФИФО;

— стоимость или методы долевого участия для неконсолидированных филиалов компании;

— метод расчета амортизации;

— оценка основных средств при их покупке или получении в лизинг.

Учитывая это, можно утверждать, что существует ряд бухгалтерских решений, которые аналитик должен рассмотреть.

Коэффициенты могут быть вычислены с использованием данных непосредственно из финансовых отчетов компаний или из базы данных. Эти базы данных популярны, потому что они обеспечивают легкий доступ к многим историческим данным, так что позволяют рассмотреть тенденции с течением времени. Например, часть финансовых показателей могут быть рассчитаны по материалам Федеральной службы государственной статистики.

Аналитики должны знать, что основные формулы могут отличаться в случаях использования сторонних данных. Используемая формула должна быть получена перед началом анализа, и аналитик должен определить, нужны ли какие-либо корректировки. Кроме того, поставщики баз данных часто применяют суждения при классификации предметов.

Например, операционная прибыль может не отображаться непосредственно в финансовой отчетности компании, и поставщик баз данных может использовать суждение для классификации определения показателей как «операционная» или «неосновная» прибыли. Различия в таких суждений могут повлиять на любой расчет с участием операционной прибыли. Поэтому хорошей считается практика использования одних и тех же источников данных при сравнении различных компаний или при оценке исторической записи одной компании. Аналитики должны проверить согласованность формул и данных классификаций.

Из-за большого количества коэффициентов полезно думать о показателях с позиции того, к какой группе они относятся.

Использование различных групп показателей позволяет сформировать мнение об общем финансовом состоянии компании на текущий момент, а также коэффициентный анализ может стать основой для прогнозирования будущего финансового положения предприятия.

Эти категории не являются взаимоисключающими; некоторые коэффициенты могут быть использованы для измерения различных аспектов бизнеса. Например, оборачиваемость дебиторской задолженности, которая относится к группе показателей деловой активности, измеряет как быстро компания собирает дебиторскую задолженность, но также показатель полезен при оценке ликвидности компании, поскольку сбор доходов увеличивает денежные средства.

Некоторые показатели рентабельности также отражают операционную эффективность бизнеса. Таким образом, аналитики надлежащим образом используют определенные коэффициенты для оценки различных аспектов бизнеса. Они также должны быть в курсе изменений в отраслевой практике при расчете финансовых коэффициентов.

источник