Меню Рубрики

Норма в теории экономического анализа

Показатель представляет собой количественную характеристику какого-либо свойства или признака изучаемого явления или процесса [48J. Показатель выражает устойчивые, постоянно действующие связи, отношения, характеризующие процесс, явление, понятие, категорию. Показатель имеет качественную и количественную характеристики.

Необходимой предпосылкой разработки системы показателей и правильного ее применения является классификация показателей, т.е. группировка по различным признакам, которая представлена на рис. 1.8.

Рис. 1.8. Классификация показателей экономического анализа

1. По способу исчисления показатели делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютные показатели, как правило, содержатся в исходной информации. Они характеризуют объемы деятельности анализируемой организации (например, объем продаж, величину расходов, сумму прибыли, численность работающих, величину внеоборотных и оборотных активов и т.п.). Абсолютные показатели измеряются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных величинах.

Относительные показатели — это соотношение каких-либо двух абсолютных показателей, они получаются расчетным путем в процессе аналитической обработки информации, при этом рекомендуется контролировать их логическую сопоставимость.

Распространенность относительных показателей обусловлена тем, что по сравнению с абсолютными они более пригодны для сопоставления характеристик объекта исследования в пространственно-временном разрезе. Кроме того, относительные показатели позволяют оценить эффективность деятельности экономического субъекта.

Например, прибыль, являясь абсолютным показателем, далеко не всегда может служить критерием эффективности работы организаций. Для оценки эффективности более пригодны показатели рентабельности, получаемые в результате сопоставления прибыли с объемом продаж, суммой затрат, величиной капитала.

2. В зависимости от используемых измерителей показатели делятся на стоимостные, натуральные и условно-натуральные.

Стоимостные показатели отражают величину сложных по составу явлений в денежном измерении.

Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем и т.п.).

Условно-натуральные показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства и продажи продукции разнообразного ассортимента (листы-оттиски в полиграфии и т.п.).

3. В зависимости от назначения показатели делятся на количественные и качественные.

Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин. Они могут быть как стоимостными, так и натуральными. Так, стоимость материальных затрат характеризует сумму денежных средств, направленных на приобретение требуемого количества запасов и затрат.

Качественные показатели отражают уровень интенсивности использования ресурсов, величину показателя в расчете на единицу. Например, среднечасовая заработная плата работников, уровень полной себестоимости единицы продукции и т.п.

4. По степени распространенности показатели делятся на общие и специфические.

Одни показатели используются при анализе всех видов экономической деятельности, другие — отдельных видов.

К общим относятся показатели доходов, расходов, прибыли, рентабельности, платежеспособности и т.п.

Примером специфических показателей могут заработанная премия, понесенные убытки, уровень выплат (в страховании) и т.п.

5. По составу различают показатели единичные и интегральные.

Единичные показатели характеризуют отдельные экономические

явления или их стороны, интегральные объединяют несколько единичных разнородных показателей с целью получения комплексной оценки результатов деятельности организации.

6. По функциональному признаку показатели делятся на нормативные, плановые, учетные, отчетные и аналитические (оценочные).

Нормативные показатели включают нормы расхода сырья, материалов, тарифные ставки, нормы амортизации, цены и т.п.

Плановые показатели это показатели оперативных, текущих, перспективных планов.

Учетные показатели представляют собой данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета.

Отчетные показатели включают данные бухгалтерской, оперативной, статистической отчетности.

Аналитические (оценочные) показатели исчисляются в ходе анализа для оценки и прогнозирования результатов интенсивности и эффективности работы организации.

7. По степени обобщения показатели делятся на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные).

Обобщающие показатели используются для сводной характеристики состояния анализируемого экономического субъекта, оценки объема и степени использования ресурсов и эффективности деятельности. Обобщающий показатель может быть разложен на ряд частных, отражающих отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Вспомогательные используют в качестве дополнения для более полной характеристики объекта анализа. Например, среднегодовая производительность труда одного работающего — обобщающий показатель, среднечасовая производительность труда одного рабочего — частный показатель.

8. По характеристике причинно-следственных связей показатели делятся на результативные и факторные.

Если показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, он называется результативным.

Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин его изменения, называются факторными.

Следует помнить, что в отношении многих характеристик деятельности организации, используемых в анализе, невозможно однозначно определить, является ли она результативным показателем или факторным. Так, например, при исследовании влияния показателей использования основных производственных средств на объем продукции фондоотдача трактуется как один из факторов. Если же мы исследуем показатели эффективности использования основных производственных средств, то фондоотдача выступает в качестве результативного показателя.

Система аналитических показателей гораздо шире системы показателей плана и учета, поскольку в процессе анализа рассчитывается множество производных показателей, необходимых для сравнения, оценки, диагностики, оперативного управления и прогнозирования.

К формированию системы показателей предъявляются следующие требования [54J.

  • 1. Все показатели, входящие в систему, должны:
    • • отражать сущность анализируемого явления либо его части;
    • • реально составлять систему;
    • • быть адекватными, динамичными, сводимыми и сопоставимыми;
    • • иметь измерители.
  • 2. В системе должно быть:
    • • несколько частных показателей и один общий агрегирующий, обеспечивающий единство системы показателей;
    • • достаточное количество показателей для оценки отдельных аспектов работы организации, при этом достаточность определяется поставленными целями.
  • 3. Система должна обладать интегрированностью.

Рассмотрим способы приведения показателей в сопоставимый

вид. Необходимость обеспечения сопоставимости показателей является важным условием экономического анализа, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.

Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: различиями в методике расчета показателей, разным уровнем цен, объемов деятельности, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, неодинаковыми календарными периодами и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому, прежде чем проводить сравнение, необходимо привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели приводятся к единой базе по уровню перечисленных выше факторов.

Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах. К примеру, для обеспечения сопоставимости валового выпуска продукции (ВП) ее физический объем в отчетном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:

где q и q физический объем производства /-го вида продукции соответственно в отчетном и предыдущем (базисном) периодах; р цена /-го вида продукции в базисном периоде; п — количество видов продукции.

Многие показатели могут быть несопоставимы из-за объемного фактора. Если сравнить сумму затрат отчетного года ^• Ь+ ах)

с затратами базисного года + й о)> то разность этих показателей обусловлена не только изменением переменных затрат на единицу продукции (b) и общей суммы постоянных расходов (а), но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора (Iz), для чего сумму переменных затрат базисного периода надо поделить на объем производства продукции отчетного периода ^(

источник

Теоретические основы экономического анализа

1. Содержание и значение экономического анализа

1. Понятие и значение экономического анализа.

2. Предмет экономического анализа.

3. Задачи экономического анализа.

4. Принципы экономического анализа.

5. Связь экономического анализа с другими дисциплинами.

6. Классификация видов экономического анализа.

Экономический анализ— это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.

Для исследования экономических процессов анализ используется в совокупности с синтезом. Синтез выявляет взаимосвязи и зависимости между отдельными элементами изучаемого объекта. Поэтому экономический анализ представляет собой диалектическую взаимосвязь анализа и синтеза.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную со следующими элементами:

1) с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов;

2) с научным обоснованием бизнес-планов и объективной оценкой их выполнения;

3) с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным изменением их действия;

4) с раскрытием тенденций и пропорции хозяйственного развития и выявлением хозяйственных резервов;

5) с обобщением передового опыта и принятием оптимальных управленческий решений.

Различают макроэкономическийанализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ,изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название экономического анализа хозяйственной деятельности.

Комплексный экономический анализ производственно-финансовой деятельности занимает центральное место в системе управления предприятием. На его основе разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его эффективность.

Недооценка роли анализа, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери. Напротив, те предприятия, на которых хорошо поставлен анализ, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.

Важную роль экономический анализ занимает в подготовке информации для планирования и прогнозирования результатов деятельности, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке их выполнения. Разработка планов для предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты деятельности за предыдущие периоды, изучаются тенденции развития экономики предприятия, вы- являются и учитываются дополнительные резервы производства.

Экономический анализ хозяйственной деятельности является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы, корректировки планов и управленческих решений. Планирование начинается и завершается анализом рёзультатов деятельности предприятия. Анализ позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным. Эта функция анализа — контроль за выполнением планов и подготовка информации для их обоснования — не ослабевает, а усиливается в рыночной экономике, поскольку в условиях неопределенности, конкуренции и изменчивости внешней среды требуется систематическая оперативная корректировка текущих и перспективных планов. Постоянно изменяющиеся внешние условия требуют, чтобы процесс планирования был непрерывным. Менеджер по планированию должен уметь оценивать и анализировать изменение каждой ситуации и оперативно вносить коррективы в планы предприятия.

Большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности деятельности субъекта хозяйствования в конкурентной среде на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта. Чтобы выжить в конкурентной борьбе и укреплять свои рыночные позиции, каждое предприятие должно осуществлять постоянный поиск резёрвов повышения эффективности своей деятельности. Это объективный процесс, без которого невозможно поступательное развитие общества. Анализ содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организаций труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат, разных недостатков в работе и т.д. В результате этого укрепляется экономика предприятия, повышается эффективность его деятельности.

Таким образом, экономический анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Под предметом экономического анализа понимают хозяйственные процессы предприятий различных форм собственности, социально-экономическую эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение через систему экономической информации.

Экономические процессы деятельности предприятия рассматриваются в процессе исследования в статике и в динамике.

Читайте также:  Норма лейкоцитов в анализе мочеполовых органов

Под объективными факторами понимают объективные экономические законы, которые влияют на деятельность предприятия и окружающую его экономическую среду.

Субъективными факторами называют те факторы, которые связаны с непосредственной деятельностью человека, как субъекта хозяйствования и субъекта аналитического исследования. Кроме того, в сельском хозяйстве, как объективные могут выступать природные и климатические факторы.

Система аналитической информации может иметь входные и выходные данные. Под входными данными понимают бухгалтерскую, оперативную, статистическую отчетность, различные виды учета, плановую, нормативную документацию, внеучетные источники информации, которые используются в процессе аналитических исследований. Выходные данные включают результаты проведенных аналитических исследований.

Конкретными объектами каждого аналитического исследования выступают конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основные задачи экономического анализа:

1) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов;

2) объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов и соблюдение нормативов;

3) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

4) оценка конечных финансовых результатов деятельности предприятия;

5) выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях процессов производства и реализации продукции;

6) обоснование и проверка оптимальности управленческих решений.

В процессе хозяйственной деятельности перед экономическим анализом встают новые задачи, решить которые возможно, используя методики аналитического исследования.

Основополагающие принципы экономического анализа:

1) анализ должен носить научный характер, т.е. он должен основываться на положениях диалектической теории познания, на действенных объективных экономических законов, должен использовать достижения НТП, передового опыта предприятий и новейшие методики аналитического исследования;

2) анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования предполагает охват всех сторон деятельности предприятия и изучение причинных зависимостей в экономике предприятия;

3) анализ должен обеспечивать системный подход;

4) анализ должен быть объективным, конкретным и точным, т.е. анализ должен базироваться на достоверной информации, которая реально отражает объективную действительность, а выводы должны обосновываться точным аналитическим расчетом.

5) анализ должен быть действенным, т.е. должен активно воздействовать на ход и результаты хозяйственной деятельности, своевременно выявлять недостатки и упущения;

6) анализ должен проводиться по плану, систематически;

7) анализ должен быть оперативным, т.е. по результатам проведенных исследований должны четко и быстро приниматься управленческие решения;

8) анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Экономический тесно связан с рядом экономических дисциплин. Эти связи с выделением экономического анализа в отдельную науку стали более многочисленными, что обусловлено ролью анализа, его методологическим характером и местом среди экономических наук.

Экономическая теория является теоретической базой для всех экономических дисциплин, в т.ч. и для анализа. Экономическая теория изучает экономические законы, механизм их воздействия, тем самым создает базу для развития экономических наук. В свою очередь экономический анализ содействует развитию экономической теории, т.к. многочисленные аналитические исследования, накапливают определенные сведения о появлении экономических законов, их действии на работу предприятия. Таким же образом экономический анализ связан с отраслевыми экономиками.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 1862 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Учебное пособие для студентов специальности СПО

080109 «Финансы (по отраслям)»

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Императорский Александровский лицей»

Учебное пособие по дисциплине «Теория экономического анализа» рассмотрено методическим советом колледжа и рекомендовано для использования в учебном процессе – протокол № 1 от 28.08.2014.

Методист колледжа А.Ф. Жмайло

Понятие экономического анализа. Его роль и место в системе управления. 5

Экономический анализ и его сущность, понятия и направления. 5

Предмет и задачи экономического анализа. 7

Предмет экономического анализа и условия, определившие его выделение в самостоятельную науку. 7

Связь экономического анализа с другими науками. 8

Цели и задачи экономического анализа. 8

Метод экономического анализа. 10

Определение и методы экономического анализа. 10

Понятие методики экономического анализа. Ее особенности и взаимосвязь с методом. 12

Приемы экономического анализа. 12

Первый этап исследования. 12

Второй этап исследования. 14

Третий этап исследования. 16

Использование экономико-математических методов в экономическом анализе. 17

Классификация экономико-математических методов и основные направления их использования. 17

Анализ спроса на продукцию (работы, услуги). 18

Анализ эффективности долгосрочных инвестиций. 19

Классификация затрат на производство и реализацию продукции. 21

Предварительный анализ объема продаж. 24

Оперативный анализ исполнения обязательств по поставкам. 27

Итоговый анализ объема продаж и факторов, его определяющих. 28

Анализ объема производства, состава, структуры и ассортимента продукции. 32

Анализ состава товарной продукции. 33

Анализ ассортимента и его обновляемости. 33

Влияние структурных сдвигов на объем продукции. 34

Анализ производственного потенциала и использование производственных ресурсов. 38

Анализ технического уровня производства и его потенциала. Состояние и использование основных фондов и производственных мощностей. 38

Оценка объема, состава и структуры основных фондов. 38

Анализ организационно-технического уровня производства. 39

Анализ эффективности использования производственного потенциала и производственных мощностей. 40

Факторный анализ фондоотдачи. 41

Анализ влияния эффективности использования основных фондов на основные показатели деятельности предприятия. 42

Анализ трудовых ресурсов. 43

Общая схема анализа трудовых ресурсов. 43

Анализ состава рабочей силы. 43

Анализ производительности труда. 44

Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами и эффективности их использования. 45

Модели управления запасами. 45

Анализ использования материалов. 46

Система учета и калькулирования себестоимости. 49

Планирование и бюджетирование затрат. 50

Анализ прямых производственных затрат. 50

Концепция финансового анализа. 51

Концептуальная схема финансового анализа. 52

Информационная база финансового анализа. 53

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. 55

Анализ состава и динамики балансовой прибыли. 55

Факторный анализ цепными подстановками. 57

Анализ прибыли в системе direct-costing (с использованием категории «маржинальный доход»). 58

Понятие экономического анализа. Его роль и место в системе управления.

Экономический анализ и его сущность, понятия и направления.

Экономический анализ – метод познания экономической действительности, при этом необходимо руководствоваться категориями познания в философии.

Анализ – расчленение объекта на отдельные составные части в разрезе факторов, которые их обусловили. Синтез – соединение в единое целое всех условий, причин и факторов, обобщение результатов, полученных при анализе. Также необходимо использовать принцип изучения экономической действительности во взаимосвязи, движении и развитии.

Индукция и дедукция (движение от общего к частному и наоборот).

В зависимости от уровня управления анализ делится на микроэкономический и макроэкономический. Первый включает анализ предприятий, организаций, целью его является изучение конкретных особенностей отдельного объекта, нигде не повторяющиеся условия работы (и типичные, и нетипичные проявления). Макроэкономический анализ охватывает большие совокупности, цель его – изучение наиболее типичных, общих закономерностей.

Экономический анализ хозяйственной деятельности – комплексное системное исследование хозяйственной деятельности предприятий и объединений с целью повышения ее эффективности и объективности результатов оценки.

Место и роль экономического анализа в системе управления.

Для определения места анализа необходимо обратиться к целям функционирования предприятий:

· получение прибыли для обеспечения активного производственного процесса и удовлетворения потребностей трудового коллектива и владельцев;

· удовлетворение потребностей общества в продукции (работах, услугах), которую предприятия производят (оказывают).

Для достижение этих целей предприятие должно бесперебойно функционировать, обладать высоким потенциалом и достаточными резервами. Задача управления и состоит в обеспечении этой бесперебойности работы:

— выполнение плана производства и поставок;

— управление качеством продукции, работ, услуг;

— управление ресурсами (всем производственным потенциалом);

— управление развитием предприятия;

— социальное развитие коллектива;

— управление охраной окружающей среды.

На предприятии может преобладать та или иная функция, которая диктует стратегию предприятия. Необходимо увязать реально происходящие процессы и направить их в нужном направлении. Подобная оценка и увязка составляет место экономического анализа.

Производственный процесс начинается и заканчивается анализом. Реальная информация должна быть изучена для составления планов: сбор, группировка и аналитическая обработка информации, на основе которой вырабатываются управленческие решения. Этапы проведения анализа оформлены в виде программы анализа, которая предваряет принятие экономического решения:

v выдача задания на проведение анализа, которое может исходить от владельцев, статистических и налоговых органов, инвесторов, руководителей. В зависимости от заказчика анализ делится на плановый и инициативный.

v согласование целей и задач анализа, уяснение срока выполнения работ, формы предоставления материала, определение круга специалистов, определение места предприятия на рынке, оценка производственных возможностей, повышение эффективности, целесообразность инвестиций. При этом могут составляться линейные и сетевые графики, выделены отдельные специалисты на предприятии или временные творческие коллективы.

v содержательная часть анализа:

— оценка сложившейся ситуации;

— оценка эффективности объекта и изменений в его важнейших показателях;

— изучение причинных связей внутри объекта, степени и направления влияния отдельных факторов, т.е. укрупненное (обобщенное) изучение объекта (определение системы показателей, их изучение и анализ, сравнение с «нормальной» ситуацией);

— детализированная оценка, т.к. за изменением показателей стоят причинные связи, т.е. определяются факторы, приведшие к изменению показателей, и производится их систематизация;

— выявляются условия, благоприятно повлиявшие, и условия, неблагоприятно повлиявшие, резервы развития объекта;

— вырабатывается как можно большее число управленческих решений, которые помогут достичь поставленных целей (дерево решений). Составляются варианты и выбирается наиболее оптимальное (в зависимости от выбранных критериев, например, эффективность, срок выполнения);

— осуществление принятого решения.

Экономический анализ – функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений.

Этапы развития экономического анализа. Его современный уровень.

См. пособие Барнгольц «Из истории экономического анализа»

Анализ возник вместе с бухгалтерским учетом, и имел разную направленность в разные периоды времени:

1920ые гг. – анализ балансов (первые монографии в России);

1930ые гг. – анализ хозяйственной деятельности;

1940ые гг. – анализ заработной платы и себестоимости;

1950ые гг. – выявление внутрипроизводственных резервов повышения эффективности;

1960ые гг. – межхозяйственные связи (качество продукции, уровень техники и технологии);

1970ые гг. – функционально-стоимостной анализ;

1980ые гг. – анализ стадий жизненного цикла изделий.

Предмет и задачи экономического анализа.

Предмет экономического анализа и условия, определившие его выделение в самостоятельную науку.

Все экономические науки можно подразделить на:

§ общетеоретические, которые изучают общие законы;

§ отраслевые, изучающие особенности развития производственных отношений в рамках отдельных сфер деятельности;

§ специальные, которые изучают отдельные проявления общих законов в конкретных условиях. Например, экономический анализ (анализ заканчивается там, где заканчиваются балансовые обобщения), статистика, бухгалтерский учет, планирование, управление, финансы.

Условия, определившие выделение экономического анализа в самостоятельную науку:

* наличие своего предмета изучения: причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности (причинно-следственные связи экономических явлений и процессов);

* наличие объектов исследования:хозяйственная деятельность предприятий и ее результаты;

* наличие методологии. оценка (изучение) проводится на основе системного и комплексного подхода. Кроме того, существует система методических приемов и способов анализа;

* накопление системы знаний(на Западе – с развитием рыночных отношений);

* наличие кадровых специалистов.

Связь экономического анализа с другими науками.

Анализ связан с планированием, менеджментом, бухгалтерским учетом, статистикой, аудитом.

Анализ связывает практические проявления тех или иных экономических законов.

Анализ дает информационную базу для планирования и менеджмента.

Бухгалтерский учет – основной источник информации для экономического анализа. Кроме того, анализ и учет пересекаются в базовых концепциях:

обособленность предприятия (правовая основа формирования имущества предприятия);

непрерывность деятельности предприятия;

все отражается по стоимостной оценке;

двойственность (источник средств и имущество предприятия должны быть взаимоувязаны);

консерватизм и осторожность (реальная оценка);

увязка доходов и расходов по временным периодам и по объему.

Анализ использует статистические приемы. Если статистика изучает типичные проявления, то анализ – нетипичные.

Читайте также:  Норма лейкоцитов в анализе по гинекологии

Связь с аудитом – оценка состояния предприятия (аналитические сводки).

Цели и задачи экономического анализа.

Цель – дать оценку результатам хозяйственной деятельности предприятия.

q определение обоснованности и напряженности бизнес-плана всего предприятия или его отдельного звена;

q оценка выполнения заданий, появления отклонений от плана или норм, причин их возникновения;

q оценка уровня и темпа развития производства по основным показателям за анализируемый период;

q выявление резервов повышения эффективности производства (внутренних и внешних);

q подготовка вариантов для принятия управленческих решений;

q оптимизация затрат, запасов,…

Характеристика содержания экономического анализа исходя из конкретных производственных задач.

Содержание экономического анализа:

— перечень вопросов, которые необходимо изучить и дать на них ответы;

— необходимая информация для рассмотрения этих вопросов;

— показатели, характеризующие изучаемое явление, и факторы, их определяющие;

— методы, используемые при изучении поставленных вопросов.

Анализ можно подразделить:

v финансовоэкономический анализ раскрывает содержание основных показателей отчетности в их увязке с производственными показателями;

v технико-экономический анализвыявляет влияние уровня техники, технологии и организации производства на обобщенные показатели деятельности предприятия. Основным ограничением его применения является построение показателей применительно к отдельным конструкциям, изделиям, видам оборудования, что ведет к невозможности сравнения и обобщения.

v функционально-стоимостной анализбазируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделий. Основная цель – выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации узлов, деталей, упрощения конструкции, экономии материалов.

· по кругу изучаемых вопросов:

v тематический(по специальной программе).

· по объектам и субъектам, проводящим анализ:

v внешний анализоснован на публичной отчетности, свободных данных. Его цель – оценка эффективности работы предприятия и устойчивости его финансового положения. Исполнителем является сторонняя организация.

v внутренний анализпроводится силами самого предприятия или сторонними специалистами (с условием неразглашения коммерческой тайны).

· по характеру принимаемых решений (по назначению, по признаку времени):

v предварительный анализ. Основная цель – определение ожидаемых результатов выполнения планов в ближайшем будущем;

v оперативный анализза короткий период, сразу после совершения хозяйственных операций. Это текущая оценка выполнения плана с периодичностью не более месяца (разновидность ретроспективного анализа);

v итоговый(ретроспективный) анализ— оценка деятельности предприятия за прошедший период (чаще всего, год);

v перспективный анализ.Его задача – оценить состояние объекта в будущем или возможное состояние объекта после принятия определенных управленческих решений. Является основой для составления планов.

· по периодичности проведения: плановый и инициативный анализ.

Метод экономического анализа.

Общие понятия, принципы и методы любой науки.

Метод – подход к изучению, способ познания. Определяется законами, предметом и содержанием.

Определение и методы экономического анализа.

Общие принципы, которые определяют метод экономического анализа:

— взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственных явлений, деятельности хозяйствующих единиц;

— движение, изменение и развитие хозяйственный явлений и единиц;

— хозяйственная деятельность – результат единства и борьбы противоположностей;

— применение анализа и синтеза в экономическом анализе: взаимосвязь целого и частей;

— использование приемов дедукции и индукции;

— взаимодействие категорий единичного, особенного и всеобщего;

— использование 3 стадий аналитического процесса познания: живое созерцание, научная абстракция, возврат к практике в обогащенном виде. Соответственно 3 этапа анализа: изучение, измерение и обобщение.

Метод экономического анализа – это способ системного комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на выполнение хозяйственных задач и динамику хозяйственного развития, осуществляемых путем обработки специальными приемами показателей плана, учета, отчетности и других источников информации.

Особенности метода экономического анализа.

К особенностям следует отнести системность, комплексность, применение системы показателей и нацеленность анализа на выделение узких мест и ведущих звеньев.

Системность. При анализе исходят из того, что объект является частью экономической системы более высокого уровня, а итоги деятельности объекта – система сложного взаимодействия внутренних и внешних причин.

Применение системного похода. Для определения функций системы должна быть система показателей. Поэтому система разбивается на элементы с учетом связей (простые и соподчиненные). Показатели подсистемы, влияющие на результат, являются показателями первого ранга. Показатели второго ранга влияют на результат опосредованно, через показатели первого ранга. С учетом соподчиненности составляется схема или модель экономического анализа, т.е. объект описывается в виде системы.

Комплексность – изучение деятельности предприятия во взаимосвязи всех факторов, которые обусловили деятельность предприятия.

Применение системы показателей. Показатели – количественная и качественная характеристика определенной стороны практической деятельности предприятия.

Система показателей и факторов, используемых в экономическом анализе.

Показатели могут быть классифицированы:

* по экономическому содержанию показателя: количественные (величина ресурсов, размер явлений или количественные изменения в них), качественные (эффективность использования ресурсов или хозяйствования) и структурные;

* по роли показателя в причинно-следственных связях: факторные и результативные или частные и общие;

* по направлениям экономического развития: экстенсивные и интенсивные;

* с позиции системного подхода (зависимость от деятельности предприятия): внутренние и внешние;

* по значению изменения факторов в определенных условиях: основные (ведущие) и второстепенные;

* по длительности воздействия: постоянные и временные.

Понятие методики экономического анализа. Ее особенности и взаимосвязь с методом.

Метод – подход, методика – совокупность специальных приемов для обработки информации. Основные элементы методики – система показателей, приемы для обработки информации и необходимая информационная база.

Приемы экономического анализа.

Все приемы, используемые в анализе, делятся на логические (традиционные и экономико-математические) и эвристические.

Первый этап исследования – изучение объекта, его общая оценка. На этой стадии используются приемы сравнения, группировки, соотношения темпов (пропорций) роста и детализации.

Для технического осуществления приема сравнения необходимо определить базу сравнения. Ею могут быть:

данные плана или технического задания,

данные предшествующих периодов,

нормы, нормативы, лимиты для идеальных условий,

лучшие образцы (по отрасли, конкуренты).

Важным условием для проведения сравнения является сопоставимость показателей, у которой есть набор признаков:

Þ тождественность методик определения сравниваемых показателей;

Þ использование цен одного уровня;

Þ временная сопоставимость;

Þ тождественность структуры исследуемых явлений.

В результате применения сравнения образуется перечень показателей, которые характеризуют в общем исследуемый процесс, по которому у изучаемого объекта есть проблемы.

Группировки могут быть типологические, структурные и аналитические. Их назначение состоит в обобщении собранных данных и выявлении сходства по всей массе данных. цель аналитических группировок – на базе обобщенных данных по предприятию определить взаимосвязь между группировочными признаками.

Соотношение темпов роста расширяет прием сравнения, устраняет его ограниченность, т.к. сравниваются не абсолютные, а относительные показатели.

Целью детализации является не только описание объекта с помощью системы показателей, но и разбивка их на более частные. чем детальнее разбивка, тем легче определить факторы. Разбивка может проводиться по времени, по месту совершения хозяйственной операции.

В результате описанных приемов появляется общее представление о всех показателях деятельности, становится ясно, существует ли между ними взаимосвязь и каковы причины изменения результатов деятельности.

Завершающая стадия этого этапа исследования – построение аналитической формулы (факторной модели), которая описывает явление, исходя из наших представлений о нем.

Для этого необходимо знать вид зависимости между показателями в модели. Эта зависимость может быть функциональной (детерминированной) и стохастической.

Функциональная зависимость характеризуется жесткой связью между показателями. Она базируется на допущении, что изменение результативного показателя однозначно определено изменением факторного показателя, т.е. каждому изменению фактора соответствует одно значение результата. При этом влияние каждого фактора рассматривается изолировано.

Стохастическая зависимость характеризуется тем, что каждому значению фактора соответствует несколько значений обобщающих показателей, т.е. с учетом всех факторов одновременно.

Детерминированная связь имеет ограниченный характер применения, т.к. не изучаются факторы, влияющие косвенно, однако стохастическая зависимость позволяет устранить подобный недостаток. Модель на базе детерминированной связи не изменяется в пространстве и времени, при переходе от одного объекта к другому, в то время как модель на основе стохастической связи необходимо корректировать с учетом изменений в пространстве и времени.

При моделировании формулы решаются следующие вопросы:

· какие показатели характеризуют объект в соответствии с теоретическими представлениями о нем;

· какие из выбранных показателей обобщающие, ведущие;

· как можно детализировать показатель, чтобы выделить его основный составные части;

· как связан каждый составляющий элемент с обобщающим показателем;

· каков вид зависимости между факторами в аналитической модели;

· какие есть возможности углубления наших представлений о модели.

Детерминированная зависимость имеет следующие формы:

v аддитивная:

v мультипликативная: y=П*xi=x1*x2*x3. Частный случай – кратная связь:

v смешанная (комбинированная): или

Каждый вид зависимости имеет свои приемы изучения влияния изменения факторов на результат.

Чем более детализированы факторы, тем больше возможность изучить причины, повлиявшие на результат. Прием детализации:

удлинение:

расширение:

Следующий шаг – измерение влияния отдельных факторов на результат.

При этом используемые приемы напрямую зависят от формы связи. При аддитивной связи основным является балансовый прием, при мультипликативной и кратной — прием цепных подстановок и интегральный прием, при комбинированной – прием долевого участия и все вышеперечисленные.

Балансовый прием – измерение влияния фактора на результат прямым счетом. Например, баланс реализации продукции: ОНП+В=Р+ОКП , где ОНП – остатки продукции на начало периода, В – выпуск продукции в данном периоде, Р – реализация продукции в данном периоде, ОКП – остатки продукции на конец периода.

Р= В — (ОКП — ОНП) D Р= DВ — (DОКП — DОНП) D Р= +DВ D Р= — DО

Приемы элиминирования (влияния отдельных факторов). Основа этих методов – дифференциальное исчисление. Предполагается, что общее изменение результативного показателя состоит из слагаемых изменений результативного показателя под влиянием отдельных факторов.

, где — частные производные, — факторное приращение.

— неразложимый остаток. Общепринято присоединять этот остаток к влиянию качественного фактора.

Прием цепных подстановок представляет собой последовательную замену в ранжированной аналитической формуле базисных значений факторов на их фактические значения.

q получаем промежуточные значения входе вычислений;

q жесткий порядок подстановки;

q нельзя использовать при кратной связи.

Прием абсолютных разниц (разновидность цепных подстановок):

Прием относительных разниц (разновидность цепных подстановок):

В этих приемах неразложимый остаток присоединяется к влиянию качественного показателя.

Интегральный прием позволяет избежать этого недостатка, т.к. он базируется на дроблении неразложимого остатка между всеми факторами, следовательно порядок показателей не важен.

Прием долевого участия заключается в разделении выявленного прироста результативного показателя за счет одного из связанных факторов на части пропорционально его приращению по факторам–слагаемым более низкого порядка. При этом считаем, что факторы действуют на паритетных началах, т.е. равнозначны.

Следующий шаг – обобщение результатов аналитического исследования и разработка управленческих решений.

Перед составлением обобщенной оценки необходимо:

Þ отобрать факторы, степень влияния которых на результат незначительна;

Þ отобрать факторы, сильно коррелирующие между собой, и заменить их одним;

Þ составить обобщающий показатель.

К приемам детерминированной обобщающей оценки относятся метод сумм и приемы многомерного анализа.

Метод сумм: суммируются абсолютные или относительные значения показателей деятельности. Необходимое условие для применения этот метода – показатели должны быть однонаправлены, т.е. чем выше каждый показатель, тем лучше, или чем ниже каждый показатель, тем лучше. Недостаток этого метода заключается в том, что отставание по одному из показателей может нивелировать ростом по другому показателю.

Продукция Частные показатели качества

Как разновидность, обобщающий может быть рассчитан:

Кроме того, существует метод суммы мест, бальной оценки (см. учебник Шеремета).

Показатели можно сравнивать также с эталоном. Например, выбираем наибольшие показатели (эталон) и приводим показатели к относительным, которые показывают, насколько предприятие близко к эталону.

Читайте также:  Норма лейкоцитов в анализе нечипоренко

Приемы многомерного анализа используются при более сложных типах связи. Основу составляет группа факторов, близких по своему содержанию (в виде кластера). Среди этих приемов можно назвать метод главных компонентов, кластерный анализ.

Использование экономико-математических методов в экономическом анализе.

Классификация экономико-математических методов и основные направления их использования.

Экономико-математические методы используются, если связь между результативным показателем и факторами носит стохастический (вероятностный) характер. В этом случае главным является установление существования, силы и направления воздействия факторов, повлиявших на результат.

Классификация экономико-математических методов:

— по признаку оптимальности:

* оптимизационные (поиск решения по заданным критериям оптимальности);

— по цели, которая достигается при использовании экономико-математических методов:

* методы, с помощью которых дается оценка ситуации;

* методы выбора наилучшего варианта.

— по критерию получения точного решения:

* приближения, дающие интервал как решение.

В экономическом анализе используются следующие классы экономико-математических методов:

классические метода высшей математики: производные, интеграл, дифференциал;

методы математической статистики: корреляция (изучение направления, наличие связи), регрессионный анализ (выявление аналитической формы связи между показателями), сглаживание, определение тренда (выявление параметров периодичности колебаний уровня показателей);

математическое программирование: линейное используется в условиях ограниченности, динамическое – при условной функции или если ограничения выражены нелинейной зависимостью;

методы исследования операций: управление запасами, теории игр (для нахождения оптимальных решений в условиях конфликта нескольких сторон или неопределенного конфликта), теория массового обслуживания, сетевое моделирование;

методы экономической кибернетики: теория распознавания образов, имитационное моделирование (изменяя параметры модели, изменяем результат), теории деловых игр.

Использование отдельных экономико-математических методов при изучении вопросов экономического анализа.

Анализ спроса на продукцию (работы, услуги).

Графический прием имеет 2 назначения: определить точное значение результативного показателя и экстраполировать данные. Наглядность.

Эластичность – степень изменения результативного показателя от изменения фактора. Существует 2 метода измерения эластичности:

· приростный метод дает ответ на вопрос, на сколько изменится фактор и на сколько — показатель. Основной недостаток – несопоставимость (единицы измерения, масштабы результата и факторов).

· относительный –темповый подход, который устанавливает, на сколько процентов изменится значение функции при изменении фактора на единицу.

, где Mf — производная функции или ее предельное значение в точке, Af — среднее значение.

Точечная эластичность: .

Дуговая эластичность: , где и .

Ценовая эластичность спроса: .

Перекрестная эластичность показывает тесноту связи товаров в потреблении. Чем выше показатель, тем в большей степени товары заменяют (знак «+») или дополняют (знак «-») друг друга. Перекрестная эластичность (Н в зависимости от М): .

Анализ эффективности долгосрочных инвестиций.

Существующие методы оценки проектов можно разделить на статические (метод окупаемости, учетного коэффициента окупаемости) и динамические (метод чистой текущей стоимости, внутренней ставки доходности).

При определении эффективности проектов принимается во внимание величина инвестиций, структура источников финансирования, ожидаемая величина прибыли, период экономической жизни проекта.

Метод окупаемости состоит в сопоставлении суммы инвестиций или капитальных вложений со среднегодовой величиной прибыли.

Преимуществом этого метода является простота, а недостатком – неопределенность: закроется ли проект после срока окупаемости? Если нет, какие суммы будут получены после?

Рассмотрим пример. Есть две машины, в которые мы можем вложить средства, со следующими характеристиками (таблица). Определить период окупаемости.

Показатель 1 машина 2 машина
стоимость 10 000 10 000
Приток денежных средств (сумма): 21 000 12 000
1 год 1 000 5 000
2 год 2 000 5 000
3 год 6 000 1 000
4 год 7 000
5 год 5 000

Вторая машина окупится после второго года, вторая – после четвертого.

Метод учетного коэффициента окупаемости основан на доходности инвестиций.

* рассчитывается на основе данных бухгалтерского учета;

* основан не на реальных поступлениях, а на бухгалтерской прибыли;

* не учитывается стоимость денег во времени.

Динамические методы основаны на разной стоимости денег во времени.

Простые проценты: и .

Сложные проценты: и

Метод определения чистой текущей стоимости(NPV, ЧТС) имеет следующие этапы:

1) рассчитывается текущая стоимость (PV) – доход за каждый год приводится в текущей дате;

2) текущая стоимость затрат сравнивается с текущей стоимостью доходов. ЧТС – разница между ними. Если ЧТС>0 — проект принесет доход, если ЧТС 0, B – ставка доходности, при которой ЧТС = — b (где ЧТС

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10572 — | 7332 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный торгово-экономический институт»

Утверждено Редакционно-издательским советом института

в качестве учебного пособия

кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики и отраслей химико-лесного комплекса СибГТУ В.В. Абрамкин;

кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой финансов и кредита ГОУ ВПО КГТЭИ М.А. Конищева

Д 99 Теория экономического анализа : учеб. пособие / О.Ю. Дягель; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2005. –187 с.

В предлагаемом учебном пособии рассмотрены вопросы теоретических основ экономического анализа, раскрыта сущность и область применения приемов общего анализа, методов изучения прямой и обратной детерминированной факторной связи, методов стохастического анализа. Кроме того, приведена классификация и содержание видов экономического анализа. По каждой теме предложены тесты для проверки качества усвоения материала, а применение рассмотренных методов факторного анализа продемонстрировано на конкретном цифровом примере.

Предназначено студентам экономических специальностей всех форм обучения, а также может быть использовано при подготовке профессиональных бухгалтеров.

ISBN 5-98153-059-6 © ГОУ ВПО «Красноярский государственный торгово-экономический институт», 2006

Тема 1 Научная основа экономического анализа

1.1 Содержание, значение и задачи экономического анализа

1.2 Предмет, объект и метод экономического анализа

1.3 Система аналитических показателей и их классификация

1.4 Приемы экономического анализа и их классификация

Тесты для самоконтроля знаний

Тема 2 Организационная основа экономического анализа

2.1 Организация экономического анализа

2.2 Типология видов экономического анализа

2.3 Информационное обеспечение экономического анализа

Тесты для самоконтроля знаний

Тема 3 Приемы общего экономического анализа

3.1 Сравнение: сущность и область применения в экономическом анализе

3.2 Применение индексного метода при общем экономическом анализе

3.5 Группировка и ранжирование

3.6 Относительные величины

3.8 Способы отражения аналитических данных

Тесты для самоконтроля знаний

Тема 4 Теоретическая основа факторного анализа

4.1 Понятие, типы и задачи факторного анализа

4.2 Классификация факторов в экономическом анализе

4.3 Методы моделирования детерминированных факторных систем

Тесты для самоконтроля знаний

Тема 5 Приемы изучения прямой детерминированной факторной связи

5.1 Прием цепных подстановок

5.3 Прием дифференциально-интегральных исчислений

5.4 Прием балансовой увязки

5.5 Прием долевого участия

Тесты для самоконтроля знаний

Тема 6 Приемы изучения обратной детерминированной факторной связи

6.1 Комплексная оценка: необходимость и условия применения

6.2 Система экономических показателей, используемых для комплексной оценки деятельности организаций

6.3 Методы комплексной оценки

6.4 Методы экспертных оценок

Тесты для самоконтроля знаний

Тема 7 Стохастическое моделирование в экономическом анализе

7.1 Сущность и задачи стохастического моделирования

7.2 Методы стохастического моделирования

7.3 Критерии оценки адекватности результатов стохастического анализа

Тесты для самоконтроля знаний

В современных условиях существенно меняется роль и задачи бухгалтерской службы субъектов предпринимательства, на которую все в большей степени возлагается экономическая работа: финансовое обоснование бизнес-планов и принятия управленческих решений, оптимизация отношений с инвесторами и контрагентами организации.

В этой связи возникла необходимость переосмысления функций бухгалтера, основное значение деятельности которого заключается не просто в фиксации сложившегося результата работы, а его оценка, сопоставление всевозможных вариантов и условий развития, подготовка и обоснование комплекса мер по оптимизации результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что невозможно без формирования системы аналитических знаний и навыков. Данная система позволяет сформировать всю необходимую управленческую информацию: о расходах и доходах субъекта хозяйствования, о состоянии торгово-производственного процесса, о состоянии обязательств перед кредиторами, о состоянии рынка и т. д. Кроме того, анализ дает возможность обоснованного выбора наиболее оптимального варианта учетных технологий, который был бы адекватен стоящим целям и задачам предпринимательской деятельности.

Современный курс «Экономического анализа» состоит из таких взаимосвязанных блоков, как «Теория экономического анализа», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» и «Анализ финансовой отчетности». Причем теоретическую основу этого единого курса составляет первая его часть, позволяющая изучить и систематизировать такие вопросы экономического анализа, как его принципы, задачи, виды, предмет и метод, методические приемы, позволяющие идентифицировать резервы повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, что нашло свое отражение в настоящем учебном пособии.

Научная основа экономического анализа

1.1 Содержание, значение и задачи экономического анализа

С общенаучной точки зрения анализ , который составляет основу любого экономического исследования, есть выделение сущности процесса или явления путем определения и последующего изучения всех его сторон и составных частей и построение на этой основе закономерностей его развития. Анализ позволяет понять и осмыслить имеющуюся информацию, подвергнуть ее обработке с помощью различных методов экономического исследования, выявить недостатки, ошибки, неиспользованные и перспективные резервы.

Непосредственно анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий различных отраслей является важнейшей частью и основой принятия решений на микроуровне. С помощью экономического анализа, особенностью которого в условиях рыночной экономики является изменение его задач и функций, выявляются наиболее значимые характеристики и стороны деятельности предприятий, «узкие места», причины их образования и способы устранения.

В специальной литературе сложилось несколько следующих определений экономического анализа:

1) экономический анализ – это система специальных знаний, способствующая идентификации тенденций, присущих деятельности предприятий и организаций за анализируемый период времени, а также их экономическая интерпретация на основе сопоставления с определенными критериями оценки (данный процесс составляет сущность диагностики результатов деятельности организаций) с целью выявления «узких мест»;

2) экономический анализ – это способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы и изучение последних в их взаимосвязи путем синтеза, т. е. объединения ранее выделенных частей объекта;

3) экономический анализ – это применение аналитических инструментов к показателям различных экономических и финансовых документов с целью выявления существенных связей и характеристик, а также с целью преобразования данных учета в экономическую информацию, всесторонне характеризующую деятельность субъекта хозяйствования.

Таким образом, содержание экономического анализа на микроуровне, которое в целом определяется его задачами и целью – это всестороннее изучение результатов деятельности предприятий и факторов их формирования, направленное на выявление резервов повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности коммерческих организаций и предприятий . В последнем обстоятельстве заключается цель экономического анализа в современных условиях хозяйствования.

Под хозяйственными резервами понимается постоянно возникающие возможности совершенствования деятельности организаций при данном уровне состояния производственных сил и производственных отношений. При этом резервы можно охарактеризовать разрывом между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможно полным их использованием за счет ликвидации потерь и непроизводительных расходов, внедрения в технологический процесс современных достижений науки и техники. Процесс формирования резервов является непрерывным, поскольку связан с совершенствованием организации и управления производством.

Резервы классифицируются по следующим признакам:

– по пространственному признаку: выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные;

– признаку времени: резервы делятся на неиспользованные (упущенные за отчетный период возможности роста), текущие (могут быть реализованы в ближайшее время) и перспективные;

– стадиям жизненного цикла изделия: предпроизводственные, производственные, эксплуатационные (гарантийные и послегарантийные);

– стадиям процесса воспроизводства: резервы в сфере производства и резервы в сфере обращения;

источник