Меню Рубрики

Анализ практики применения нормы права

В этой статье будет рассмотрено, благодаря каким принципам осуществляется применение норм права, стадии применения норм права, а также формы его реализации. Исходной позицией реализации правовых норм выступает законотворчество. Принимая нормативно-правовой акт, законодатель должен проследить его соответствие по отношению к принятым ранее законам и Конституции. Нормы права создаются для регулирования отношений среди субъектов права.

Применение норм права – это деятельность уполномоченных органов власти, которая направлена на принятие законодательных актов путём вынесения конкретных предписаний.

Такой вид деятельности необходим в случаях невозможности полной реализации норм права. Такого рода случаи можно обобщить в несколько групп:

  • когда обязанности и права не возникают у юридических или физических лиц без постороннего вмешательства органов власти (например, призыв на службу в армию);
  • в случае если необходимо установить отсутствие или наличие определённых юридических фактов либо зарегистрировать какие-либо юридические действия (например, удостоверение копии сделки);
  • когда спор между субъектами правоотношения не может быть разрешён без вмешательства органов власти (развод с разделом имущества);
  • когда необходимо установить меру и вид ответственности для правонарушителя.

Так как применение норм права — это отношения между органами государственной власти и его субъектами, направленные на выявление правоприменительных отношений, законодатель не ограничивается делением правоотношений по их правотворческой и служебной роли. Из всех существующих правовых норм следует выделить такие, которые функционально предназначены для непосредственной регламентации правовой деятельности. К числу этих норм относятся отрасли права, которые реализуются в рамках процесса правоприменения.

Существуют также стадии применения норм права и их особенности, которые обладают определёнными специфическими чертами. Правоприменительные отношения прекращаются, изменяются и возникают вследствие наступления юридических фактов, которые, в свою очередь, представлены в виде юридического состава, характеризующегося публично-властными действиями.

Теоретиков более всего интересуют правоприменительные отношения, а также стадии применения норм права. ТГП приравнивает правоприменение к процессуальным отношениям, которые включают в себя как материально-правовую сторону регулирования, так и процессуально-процедурную.

Материальные нормы направлены на регламентацию отношений между субъектами права и органами власти. Предметом регулирования служат организационные отношения, которые складываются в процессе властной деятельности государства.

Правоприменительные отношения определяются как особая разновидность общественных отношений, в рамках которой происходит осуществление государственных полномочий, а также реализация конкретных правовых ситуаций.

Стадии применения норм права обладают рядом признаков:

  1. Применение права подразумевает деятельность органов государства.
  2. Несут властный характер, поскольку решения принимаются посредством одностороннего волеизъявления государственного органа.
  3. Правоприменительная деятельность соответствует всем нормативным актам, а также Конституции. Необходимость соблюдать процессуальные нормы в правоприменительной деятельности вытекает из соблюдения требований государственного принуждения, а также законности. Результатом такой деятельности является вынесение конкретных предписаний, которые определяют обязанности и права участников правоотношений.
  4. Правоприменительная деятельность базируется на основе государственных правовых норм.

Стадии применения норм права — это сложная и в то же время многоступенчатая деятельность. Законодательно выделяют 4 стадии правоприменения:

  1. Выяснение обстоятельств по делу.
  2. Установление основы по делу.
  3. Вынесение юридически значимого решения по делу.
  4. Доведение принятого решения до всех заинтересованных общественных и государственных органов и их должностных лиц.

Установление обстоятельств по делу – это подготовительная стадия, благодаря которой осуществляется применение норм права. Стадии применения выражены в виде значимых фактов события, к которому применимы юридические нормы.

Фактические обстоятельства выступают в роли юридически значимых только в том случае, если правовая норма связывает с ними прекращение или изменение правоотношений, характер и размер санкций. В юридической практике они именуются главными фактами либо обстоятельствами, подлежащими доказыванию (например, факт убийства).

Полная достоверность и надлежащее юридическое закрепление – это принципы, характеризующие применение норм права. Стадии применения выражены посредством установления доказательств по делу. Доказательства – это данные касаемо фактических обстоятельств, к которым относятся доводы в спорах, логические аргументы.

Источники сведений о фактических обстоятельствах дела требуют процессуального удостоверения или закрепления. Например, протокол с перечнем предметов, обнаруженных при обыске, в обязательном порядке подписывается понятыми. Законом закреплена всеобщая доступность доказательств, но в случае их неправомерного получения, они считаются недействительными (например, незаконное прослушивание телефонного разговора).

Установление доказательств – это предварительная стадия, благодаря которой осуществляется применение норм права. Стадии применения представлены в виде логической деятельности субъектов, которая направлена на установление доказательств, их исследование и оценку.

Если при расследовании дела сразу не было выявлено всех юридически значимых фактов и событий, которые имеют отношение к правонарушению, по истечении времени сделать это будет гораздо сложнее. Чем больше обстоятельств и фактов будет выявлено на первом этапе правоприменительной деятельности, тем быстрее смогут реализоваться все последующие этапы.

Установление основы по делу – это вторая стадия, благодаря которой осуществляется применение норм права. Стадии применения представляют собой структурированную деятельность органов власти, которая предполагает:

  1. Выбор нормы, которая впоследствии подлежит применению.
  2. Проверку текста нормативного акта, содержащего необходимую норму.
  3. Проверку её подлинности и закономерности действия в пространстве, по кругу лиц и времени.
  4. Уяснение содержания и смысла нормы.

Выбор нормы права осуществляется после установления характера рассматриваемых обстоятельств. Стадии процесса применения норм права прежде всего направлены на определение отрасли законодательства, которая регулирует конкретные правоотношения. После чего устанавливается вид отношений, под которые подбирается определённая норма, предусматривающая конкретную жизненную ситуацию.

Выбрав норму права, законодатель проверяет подлинность текста правового акта, где содержится предписание. Затем выясняется, какие изменения были внесены в нормативный акт. После этих действий в обязательном порядке производится «критика» правовой нормы, которая подразумевает детальную и всестороннюю проверку возможности применения нормы права к конкретному жизненному случаю. Критика, в свою очередь, подразделяется на «низшую» и «высшую».

Благодаря «высшей» критике производится проверка правомерности закона, устанавливается наличие противоречий. Также проверяется, не приостановлен ли он в действии, распространяется ли круг его влияния на возникшие правоотношения. Если норма права не проходит «высшую» критику, её применение ставится под вопрос. Нельзя применять правовую норму, которая была принята после наступления регулируемых правоотношений.

«Низшая критика» относится только к законодательному тексту. Она направлена на оценку словесного изложения нормы, а также на устранение погрешностей (машинописных или полиграфических), которые были допущены в процессе набора.

Первый этап стадии применения норм права кратко можно охарактеризовать как предварительную правовую квалификацию, по окончании которой подлежит определению круг обстоятельств по делу. Окончательная квалификация осуществляется при формулировке итогового вывода, касаемо юридических норм, которые подпадают под конкретный жизненный случай.

На последнем этапе правоприменительного процесса подлежит выяснению смысл, а также содержание законодательного акта, иными словами, осуществляется толкование правовой нормы. Такой вид деятельности осуществляют все участники правоотношений, так как нормы права носят абстрактный характер, хотя и применяются к определённому жизненному случаю. Также на этом этапе правоприменения необходимо установить все вспомогательные нормы, которые впоследствии помогут уяснить основную норму права.

К завершающей стадии процесса применения норм права относится вынесение решения дела. С формальной стороны эта стадия выражена в виде умозаключения, в котором факты подлежат подведению под правовую норму. В этой ситуации суд или другой правоприменительный орган в силу своих властных полномочий применяет общие правила к сложившимся жизненным обстоятельствам.

Результатом решения дела является властное предписание или веление, которое представлено в документальной форме (акт, приговор, решение, заключение). Государственно-властное веление имеет двоякую функцию:

  1. Юридическое значение заключается в констатации или признании существования определённых фактов по делу, а также их правомерности.
  2. После принятия решения есть необходимость дополнительной деятельности компетентных органов, направленной на исполнение решения суда, которым было наложено взыскание.
  3. Решение по делу занимает подчинённое положение по отношению к остальным актам правотворчества, а также основывается на нормах права, издаваемых с целью индивидуального воздействия.
  4. Органами власти принимаются юридически значимые документы, которые характерны конкретно для этой стадии применения норм права (примеры: основной акт, закрепляющий решение по делу, и вспомогательный акт – принимаемый при установлении фактических обстоятельств в ходе судебного процесса).

Решение по делу считается одним из наиболее важных актов по двум причинам:

  • субъекты, которые принимают решение, ответствены за свои действия перед гражданами и государством;
  • решение играет решающую роль в судьбе субъектов, на которых распространяется действие нормативного акта.

Вынесение правильного решения обеспечивает:

  • укрепление законности и правопорядка в целом;
  • поддержку авторитета государства в обществе;
  • формирование уважения к закону;
  • охрану прав человека.

На практике все стадии применения права находятся в неразрывном единстве друг с другом, а также нередко выражаются посредствоом идентичных действий. В практической деятельности стадии разбирательства представлены в гражданском и уголовном производстве.

В уголовной сфере представлены такие стадии правоприменения, как:

  1. Судебное разбирательство.
  2. Предварительное следствие.
  3. Исполнение приговора.

В гражданском делопроизводстве выделяются стадии:

  1. Судебной подготовки.
  2. Рассмотрения спора.
  3. Исполнение принятого решения.

Но, несмотря на деление правоприменительных стадий по отраслям, все они преследуют единую цель – установление обстоятельств дела и принятие юридически значимого решения.

Доведение принятого решения к сведению всех заинтересованных общественных и государственных органов, а также должностных лиц

Компетентный орган занимается не только вынесением властного решения по делу, но и доводит сведения о его принятии до заинтересованных лиц. Такие действия осуществляются как после принятия решения, так и по истечении определённого временного промежутка.

Принятое решение определяет дальнейшую судьбу субъектов, фигурирующих в деле, оказывает воздействие на фактические обстоятельства по делу, устанавливает обязанности и права лиц, участвующих в производстве, закрепляет санкции по отношению к правонарушителям.

На этой стадии процесс правоприменения заканчивается, после чего наступает реализация принятого решения.

Применение права представляет особый вид деятельности компетентных органов, которая направлена на реализацию законодательных норм посредством вынесения индивидуальных предписаний.

Основные стадии применения норм права осуществляются в четыре этапа:

  1. Определение юридической основы по делу.
  2. Установление обстоятельств дела.
  3. Вынесение решения.
  4. Доведение установленного решения до сведения всех заинтересованных общественных, государственных органов, а также должностных лиц.

Все четыре стадии объединяет одна специфическая черта, которая выражается в юридической оценке всей совокупности обстоятельств по делу путём отнесения конкретного случая к необходимой юридической норме.

Правоприменение обязано соответствовать основным требованиям законности, целесообразности, справедливости и обоснованности.

источник

Исторические аспекты правового регулирования трудовых отношений. Порядок заключения трудового договора, характеристика основных видов и отличия от гражданско-правовых соглашений о труде. Особенности и случаи расторжения срочного трудового договора.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Практика применения ТК РФ систематизирована главным образом в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Анализ действующих норм трудового законодательства, актуальной судебной и иной практики позволят выделить ряд проблемных аспектов заключения трудового договора.

Во-первых, при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 ТК РФ работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях. Например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений, велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключение трудового договора.

При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ч. 2,3 ст. 64 ТК РФ); работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (ч. 4 ст. 64 ТК РФ).

Во-вторых, поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела. Поэтому если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.

Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). Данное положение в скором времени должно найти законодательное закрепление в ТК РФ.

В-третьих, отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (ч. 1 ст. 27), Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также противоречит ч. 2 ст. 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию.

В-четвертых, если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (ч. 2 ст. 67 ТК РФ). При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.

Читайте также:  Аденома гипофиза анализы в норме

В-пятых, решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (ст. 58 ТК РФ).

Поскольку ст. 59 ТК РФ предусматривает право, а не обязанность работодателя заключать срочный трудовой договор в случаях, предусмотренных этой нормой (в отличие, например, от абз.2 п.3 ст. 25 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», допускающего возможность государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, продолжать работу в государственных органах лишь на условиях срочного трудового договора), работодатель может реализовать это право при условии соблюдения общих правил заключения срочного трудового договора, установленных статьей 58 Кодекса. При этом в силу статьи 56 ГПК РФ обязанность доказать наличие обстоятельств, делающих невозможным заключение трудового договора с работником на неопределенный срок, возлагается на работодателя. При недоказанности работодателем таких обстоятельств следует исходить из того, что трудовой договор с работником заключен на неопределенный срок.

При применении положений об изменении трудового договора, как показывает практика, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

Как уже отмечалось, работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, а также переводить работника на другую постоянную работу без его согласия.

Фактически это будет означать изменение обязательных условий трудового договора, а поэтому такое «изменение» должно быть согласовано сторонами.

Что касается временного перевода работника на другую работу в связи с производственной необходимостью, то такой перевод возможен лишь в пределах той же организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях; с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе; работа не должна быть противопоказана работнику по состоянию здоровья и должна соответствовать его квалификации. Продолжительность одного такого перевода не может превышать одного месяца. При этом исходя из ч. 1,2 ст. 74 ТК РФ перевод для замещения отсутствующего работника также может носить неоднократный характер, однако его общая продолжительность не должна превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря). Если в связи с переводом вследствие производственной необходимости (в том числе для замещения отсутствующего работника, за которым сохраняется его рабочее место) работник должен будет выполнять работу более низкой квалификации, то такой перевод в силу ч. 3 ст. 74 ТК РФ может быть осуществлен только при наличии письменного согласия работника.

3.2 Анализ судебной практики об изменении трудового договора

При применении положений об изменении трудового договора, как показывает практика, необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Как уже отмечалось, работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, а также переводить работника на другую постоянную работу без его согласия.

Фактически это будет означать изменение обязательных условий трудового договора, а поэтому такое «изменение» должно быть согласовано сторонами.

Что касается временного перевода работника на другую работу в связи с производственной необходимостью, то такой перевод возможен лишь в пределах той же организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях; с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе; работа не должна быть противопоказана работнику по состоянию здоровья и должна соответствовать его квалификации. Продолжительность одного такого перевода не может превышать одного месяца. При этом исходя из ч. 1,2 ст. 74 ТК РФ перевод для замещения отсутствующего работника также может носить неоднократный характер, однако его общая продолжительность не должна превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря). Если в связи с переводом вследствие производственной необходимости (в том числе для замещения отсутствующего работника, за которым сохраняется его рабочее место) работник должен будет выполнять работу более низкой квалификации, то такой перевод в силу ч. 3 ст. 74 ТК РФ может быть осуществлен только при наличии письменного согласия работника.

Анализ действующих норм трудового законодательства, актуальной судебной и иной практики позволят выделить ряд проблемных аспектов расторжения трудового договора.

Во-первых, на практике, чаще всего, проблемы у работодателя связаны с нарушением порядка расторжения трудового договора по инициативе работника. В этой связи подчеркнем, что работодатель прямо заинтересован в четком соблюдении установленного законом порядка проведения, поскольку несоблюдение легального порядка грозит финансовыми потерями.

Во-вторых, на практике необходимо учитывать особенности разрешения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания и восстановлении на работе.

Суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из ст. ст. 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен.

Однако в указанном случае суд не вправе заменить увольнение другой мерой взыскания, поскольку в соответствии со ст. 192 ТК РФ наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя.

При рассмотрении дел о восстановлении на работе следует иметь в виду, что при реализации гарантий, предоставляемых Кодексом работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны самих работников. В частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы либо того обстоятельства, что он является членом профессионального союза или руководителем (его заместителем) выборного профсоюзного коллегиального органа организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденным от основной работы, когда решение вопроса об увольнении должно производиться с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа организации либо соответственно с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа.

В-третьих, на практике необходимо учитывать особенности расторжения трудового договора с отдельными категориями работников. Так, например, согласно п. 57 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 г. №160, увольнение преподавателей средних специальных учебных заведений по инициативе администрации, связанное с сокращением численности работников, допускается только после окончания учебного года. Соответственно работодатель не вправе уволить преподавателя, например, в середине учебного года.

В-четвертых, на практике зачастую не учитывается, что гарантии, предусмотренные «обычным» работникам, распространяются и на руководителя организации. Принимая во внимание, что ст. 3 ТК РФ запрещает ограничивать кого-либо в трудовых правах и свободах в зависимости от должностного положения, а также учитывая, что увольнение руководителя организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора по существу является увольнением по инициативе работодателя и гл.43 ТК РФ, регулирующая особенности труда руководителя организации, не содержит норм, лишающих этих лиц гарантии, установленной ч. 3 ст. 81 ТК РФ, в виде общего запрета на увольнение работника по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (кроме случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем — физическим лицом), трудовой договор с руководителем организации не может быть расторгнут по п. 2 ст. 278 ТК РФ в период его временной нетрудоспособности или пребывания в отпуске.

В-пятых, проблемным вопросом при рассмотрении оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя (администрации) представляет собой ситуация, обрисованная в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 мая 2003г.

Субъекты РФ, таким образом, не могут ограничить легальные основание инициативы работодателя на расторжение трудового договора.

Правовые последствия увольнения, с нарушением установленного законом порядка регламентируются ст. 394 ТК РФ.

Среди таких последствий законодатель устанавливает:

— восстановление работника на прежней работе;

— выплата работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула;

— возмещение денежной компенсации морального вреда.

Принятие подобных решений находится в исключительной компетенции органа по рассмотрению индивидуального трудового спора. В данном случае таким органом является суд (ст. 382 и 391 ТК РФ).

По общему правилу, работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе. Однако на практике могут возникнуть ситуации, когда работника нет возможности восстановить на прежней работе, к примеру, в виду ликвидации организации.

При невозможности восстановления его на прежней работе вследствие ликвидации организации суд признает увольнение незаконным, обязывает ликвидационную комиссию или орган, принявший решение о ликвидации организации, выплатить ему средний заработок за все время вынужденного прогула. Одновременно суд признает работника уволенным по п.1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.

Если работник, с которым заключен срочный трудовой договор, был незаконно уволен с работы до истечения срока договора, суд восстанавливает работника на прежней работе, а если на время рассмотрения спора судом срок трудового договора уже истек, — признает увольнение незаконным, изменяет дату увольнения и формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.

По заявлению работника, увольнение которого признано незаконным, суд может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула и об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию (ч. 3,4 ст. 394 ТК РФ).

В силу ч. 7 ст. 139 ТК РФ исчисление подлежащего взысканию среднего заработка производится с учетом Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. №213.

Расчет средней заработной платы работника для оплаты вынужденного прогула осуществляется по следующим правилам:

— по общему правилу, средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих вынужденному прогулу, кроме случаев, когда коллективным договором предусмотрен иной период для расчета средней заработной платы и при условии, что это не ухудшает положение работника (ч. 3 и 6 ст. 139 ТК РФ);

— в случае если работник за расчетный период и до расчетного периода не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка (п.6 Положения);

— в случае если работник за расчетной период, до расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней в организации, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного вознаграждения (п.7 Положения).

При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету. Однако при определении размера оплаты времени вынужденного прогула средний заработок, взыскиваемый в пользу работника за это время, не подлежит уменьшению на суммы заработной платы, полученной у другого работодателя, независимо от того, работал у него работник на день увольнения или нет, пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула, а также пособия по безработице, которое он получал в период вынужденного прогула, поскольку указанные выплаты действующим законодательством не отнесены к числу выплат, подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула.

Как мы уже подчеркнули, суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя. В соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.Козлова Т.А., Трудовой договор: понятие и его содержание, «Трудовое право», — 2006, №2.

Если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную, либо не соответствующую закону формулировку причины увольнения, суд в силу ч. 5 ст. 394 ТК РФ обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой ТК РФ или иного федерального закона, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения. В случае доказанности того, что неправильная формулировка причины увольнения препятствовала поступлению работника на другую работу, суд в соответствии с частью шестой ст. 394 ТК РФ взыскивает в его пользу средний заработок за все время вынужденного прогула.

Читайте также:  2 скрининг результат анализа норма

1 октября 2006 г. вступила в силу новая редакция ТК РФ. Изменения коснулись почти 300 статей ТК, который насчитывает всего 424 статьи. Введено 13 новых статей.

В новой редакции Трудового кодекса основным документом, по которому строятся отношения работника и работодателя, по-прежнему остается трудовой договор. Однако его содержание и форма существенно изменились. Появилась принципиально новая классификация условий трудового договора, которые делятся на обязательные и дополнительные.

Первое, на что следует теперь обращать внимание при оформлении трудового договора, — как раз на наличие в нем и правильную четкую формулировку обязательных условий. Отсутствие в трудовом договоре хотя бы одного из обязательных условий, например, об оплате труда, дает основание правовому инспектору привлечь организацию к административной ответственности.

В ряде случаев отсутствие в тексте трудового договора одного из обязательных условий, например, о разъездном характере работы, лишает организацию права требовать от работника выполнения этого условия.

Вместе с тем, в редакции ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в договоре каких либо сведений, не является основанием для признания его не заключенным, а также не дает основания для его расторжения. Все обстоит значительно проще. Недостающие условия включаются в дополнительное соглашение к трудовому договору сотрудника.

В ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться его личной подписью на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя.

Кроме того, в новой редакции Трудового кодекса устанавливается обязанность работодателя знакомить работника под роспись с Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и т.п. до подписания трудового договора.

В части 4 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации говорится, что помимо обязательных условий в тексте трудового договора могут быть установлены еще и дополнительные условия, например, об испытании или дополнительном страховании работника.

Несмотря на то, что дополнительные условия устанавливаются только по соглашению сторон, сам факт включения в текст трудового договора обязывает их выполнять.

Помимо обязательных и дополнительных условий трудовой договор должен содержать и другую важную информацию. По новым правилам в трудовом договоре должно содержаться больше сведений об участниках трудовых отношений.

Важное место трудового договора в современных правоотношениях очевидно. Так как работодатель теперь обязан строго соблюдать трудовое законодательство, что существенно охраняет и гарантирует права работника.

В практической деятельности нельзя не заметить стремление каждого работника в четком обозначении не только своих обязанностей, но и прав, он все чаще хочет быть уверенным в будущем результате своей трудовой деятельности. Правильно и грамотно заключенный трудовой договор, может усилить мотивацию и заинтересованность работника в труде, от чего зачастую зависит производительность производства в целом. Для работодателя, заключенный, на основании действующего законодательства трудовой договор является способом воздействия на работника для надлежащего исполнения им своих обязанностей, а для работника — это уверенность в настоящем и будущем, гарантированное социальное обеспечение.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, «Российская газета», 25.12.1993.

2. Кодекс законов о труде Российской Федерации (введен в действие с 1 апреля 1972г. Законом РСФСР от 9 декабря 1971 г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 1971. — №50. — ст. 1007; 1973, — №39.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ, (с последующими изменениями и дополнениями), собрание законодательства РФ №27, — 2006.

4.Федеральный закон от 30.06.2006 №90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекса Российской Федерации», «Российская газета», — 2006.

5. Гражданский кодекс РФ Ч. 1от 30.11.1994 №51-ФЗ в ред. от 05.02.2007 г., Ч. 2 от 26.01.1996 г. №14-ФЗ в ред. от 20.04.2007 г., Ч. 3 от 26.11.2001 г. №146-ФЗ в ред. от 03.06.2006 г. с изм. от 29.12.2006 г., Н.: Сиб. унив. изд-во, — 2006.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 138-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), «Российская газета», — 2002, №220.

7. Бюллетень Министерства труда Российской Федерации. — 1993г. — №1-2.

Научная и учебная литература

8. Баркашова С.В., Рассмотрение судами споров о заключении трудовых договоров, Трудовое право, — 2004, №5.

9. Бойченко Т.А., Трудовые споры, вызванные ошибками при заключении и оформлении трудового договора, «Справочник кадровика», — 2005, №3.

11. Буянова М.О., Отграничение трудового договора от гражданско-правовых договоров, связанных с трудом, «Справочник кадровика», — 2004, №11.

12. Буянова М.О., Трудовое право в вопросах и ответах, М.: Проспект, — 2004.

13. Викторов И.С., Исполнение законодательства о трудовом договоре, «Трудовое право», — 2005, №4.

14. Головина С., Мершина Н., Срочные трудовые договоры в Трудовом кодексе и решениях Конституционного Суда, «Российская юстиция», — 2004. №3.

15. Горелко Н.А. Достоинства и недостатки ТК РФ // Юрист — №10 — 2006 г.

16. Гейц И.В., Сравнительная характеристика положений нового Трудового кодекса РФ с ранее действующей нормативной базой по вопросам труда, «Консультант бухгалтера», — 2002, №3.

17. Гусов К.Н., Толкунова В.Н., Трудовой договор, М., — 2002.

18. Ершова Е.А., Заключение трудового договора, «Юрист», — 2005, №4.

19. Ершов В.В., Применение трудового права, «Законность», — 2004, №6.

20. Захарова И.В., Некоторые проблемы применения законодательства о срочном трудовом договоре, «Справочник кадровика», М., — 2004, №7.

21. Карсетская Е., Порядок заключения срочного трудового договора, М.: ФПА АКДИ, «Экономика и жизнь», — 2002, №4.

22. Козлова Т.А., Трудовой договор: понятие и его содержание, «Трудовое право», — 2006, №2.

23. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации с последними изменениями на 20 октября 2006 г, отв. ред. Ю.П. Орловский, М.: Контракт ИНФРА-М, — 2007.

24. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации, отв. ред. В.В. Пиляева, М.: издательство КНОРУС, — 2006.

25. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) новая ред. О.В. Смирнов и др., 5-е изд., перераб. и доп., М.: КноРус, — 2007.

26. Корнийчук Г. ,Трудовой договор, «Право и экономика», — 2006, №7.

27. Коршунова Т.Ю., Особенности прекращения трудового договора, «Справочник кадровика», — 2005, №10.

28. Костян И.А., Трудовой и гражданско-правовой договоры: основные отличия, «Справочник кадровика», — 2006, №8.

29. Молчанова С.А., Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, М., — 2006, №9.

30. Соболев С.А. История становления трудового договора в России, «Государство и право», — 2002, №2.

источник

Стадии правоприменения и их содержание

Функции применения права

Организационная Правоохранительная
Эта функция заключается в сосредоточении важных для государства вопросов в руках компетентных органов, наделенных властными полномочиями, потому что в ряде случаев для защиты прав граждан и организаций необходима координация и применение к правонарушителям мер юридической ответственности (органы исполнительной власти, наторит). Одновременно с организационной функцией правоприменительные органы осуществляют охрану прав и законных интересов граждан и юридических лиц (система правоохранительных органов: суды, прокуратура, адвокатура и т.д.)

Применение права представляет собой сложную,многоступенчатую деятельность, в ходе которой необходимо выделять главные звенья (стадии применения), характеризующие по­следовательность действий при рассмотрении юридического дела.

Обычно выделяют следующие стадиипроцесса применения норм права:

♦ установление фактических обстоятельств дела;

♦ выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам их толкование;

♦ решение конкретного юридического дела и его документальное оформление, принятие решения и доведение его до заинтересован­ных лиц и организаций;

♦ иногда еще присоединяют к ним исполнение решения и контроль за его реализацией.

1. Установление и анализ фактических обстоя­тельств дела

Фактическими обстоятельствами являются жизненные события, происшествия, образующие реальную основу применения права. Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения;способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве); содержание трудового конфликта(спора), его участники (в трудовом праве).

Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью дока­зательств — всевозможных материальных и нематериальных «следов» правоотношения (вещей, документов, сви­детельств очевидцев).

Среди множества фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая(главные факты), к которым применяются юридические нормы.

Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания, которое представляет собой деятельность по установлению истинности отобранных и изученных обстоятельств дела. Установление фактических обстоятельствдела должно быть законным и обоснованным. Это достигается с помощью доказательств путем глубокого и всестороннего исследования событий,выявления их истинности и объективной достоверности.

К доказатель­ствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляютсяпроцессуальныетребования относимости (принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, имеют от­ношение к исследуемым обстоятельствам), допусти­мости(использование определенных процессуальным за­коном средств доказывания, собранными без нарушения материального и процессу­ального права) и полноты и всесторонности (установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела, должны полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств).

Доказательством являются сведения о фактах, сами факты (убийство, имущественный ущерб) и источники сведений о фактах (документы, свидетельские показания). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения(например, протокол допроса обязательно должен быть подписан обвиняемым). Недопустимыми в качестве юридических доказательств являются сведения, полученные,например, в результате физического насилия над обвиняемым.

На этой стадии возникает вопрос о том, на основании какой нормы должно решиться рассматриваемое дело. Выбор необходимой правовой нормы является правовой квалификацией фактических обстоятельств дела.

Правовая квалификацияэто юридическая оценка всей совокупности фактических об­стоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами.

а) Проверка подлинности текста статьи с точки зрения законности

Необходимо проверить подлинность применяемой статьи закона, с точки зрения

законности, то есть установить, не изменена ли норма, не противоречит ли она иным законам и т.д.

б) Проверка действия нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц

Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

• действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;

• действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

• распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

в) Толкование правовой нормы и разрешение возможных коллизий между нормами права и преодоление пробелов в праве

При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. Это явление называется коллизией правовых норм.

Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами?

♦если обнаружено противоречие между нормой федерального закона и нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федерального закона;

♦ если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;

♦ при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;

♦ в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8796 — | 7156 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Специальное рассмотрение этой непростой и немаловажной проблемы предполагает, прежде всего, выделение относительно самостоятельных элементов (слагаемых) в данной структуре. Причем речь идет о слагаемых непосредственно самой правовой нормы, а не регулируемых ею актуальных общественных отношений.

Вряд ли можно согласиться с утверждением, будто норму права, как «содержательное структурно-функциональное целое с общесоциологической стороны . образует ее субстанция, субстрат, т.е. общественное отношение, поведение, со специальной структурой — в единстве содержательная мысль, предметное суждение, высказывание и направленная воля законодателя» . Нельзя смешивать регулятор с предметом регулирования, нормы права с общественными отношениями. Каждое из них имеет собственные структурированные содержательные элементы, хотя они должны быть соотнесены друг с другом.

В имеющейся юридической литературе чаще всего в норме права различают три возможных структурных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию, хотя немало высказываний о двухчленности правовой нормы. А. С. Пиголкин выделил дополнительно такой элемент, как указание на субъектный состав, имея в виду содержащееся в норме «положение о том, на кого распространяется предписание нормы» . На наш взгляд, следует добавить сюда еще один возможный элемент нормы — указание на ее социальную цель, имеющее во многих случаях весьма важное научно-практическое значение.

Рассмотрим, что собой представляют эти элементы и в каких вариантах (разновидностях) они встречаются в действующем российском праве.

Гипотеза — это та часть правовой нормы, где содержится указание на те жизненные ситуации (обстоятельства), при которых приходят в рабочее состояние, «срабатывают» изложенные в ней правила поведения, начинающие реализовываться в каждом данном случае. Встречающиеся в литературе интерпретации гипотезы как условие применения нормы, «указание на тот вид фактических обстоятельств, при которых следует руководствоваться данной правовой нормой», представляются неточными. При наступлении обозначенных в гипотезе жизненных ситуаций приводится в движение, начинает реализовываться именно диспозиция нормы права, претворяемая в жизнь путем соблюдения, исполнения, использования или осуществления предусмотренных в ней правил поведения, а в ряде случаев — также путем их применения. Что же касается санкции нормы права, то для введения ее в действие требуются другие жизненные ситуации, представляющие собой отклоняющееся от установленных масштабов или, наоборот, специально поощряемое поведение.

Представляется контрпродуктивной и попытка трактовать гипотезу нормы права прежде всего как обозначение круга «лиц, которым адресована правовая норма» . Тем самым не только смешиваются два разных структурных элемента нормы, но и создается почва для вывода, будто в общих, адресованных любому лицу нормах права нет полнокровной гипотезы.

Гипотезы норм права бывают казуальные и общие, причем последние, в свою очередь, подразделяются на определенные и относительно определенные. Неопределенных гипотез не существует.

Читайте также:  Ack норма анализ у ребенка

В казуальной гипотезе исчерпывающим образом перечисляются те типические жизненные ситуации, при которых срабатывает диспозиция нормы.

Из разряда общих гипотез определенная содержит четкую формулировку общего условия, требуемого для реализации диспозиции нормы. Так, законный режим имущества супругов, означающий их общую совместную собственность, действует при условии, если брачным договором не установлено иное (п.1 ст.33 Семейного кодекса РФ). В Таможенном кодексе РФ общее правило выпуска товаров для свободного обращения обусловлено такими обстоятельствами, как уплата таможенных пошлин, иных таможенных платежей и налогов (ст.31). По статье 31 КЗоТ РФ для расторжения трудового договора на неопределенный срок по инициативе работника ставится такое условие, как предупреждение об этом администрацию за две недели в письменной форме и т.д.

В относительно определенной гипотезе жизненные ситуации, необходимые для приведения в действие диспозиции нормы, обозначаются лишь в общей форме. Статья 73 КЗоТ РФ, к примеру, определение очередности предоставления отпусков работникам ставит в зависимость от согласованного мнения администрации и выборного профсоюзного органа, однако не конкретизирует обстоятельств, которые при этом должны обязательно учитываться.

Диспозицией называется та часть правовой нормы, где описываются масштабы (правила, образцы) должного, возможного или возможно-должного поведения участников регулируемого общественного отношения или определяется их статус. Это — ведущий элемент в структуре нормы права, где в позитивном или негативном виде обозначается юридическая модель упорядочиваемого жизненного отношения, указываются субъективное право, свобода, обязанность, полномочие участвующих в нем лиц. Причем в позитивном виде изображается предписываемое, дозволяемое, рекомендуемое, поощряемое или ограничиваемое поведение, а в негативном — чаще всего вытесняемое общественное отношение, запрещаемое поведение. Последнее особенно характерно для диспозиций уголовно — правовых норм.

Диспозиции норм права весьма разнообразны, по различным признакам они классифицируются на те или иные разновидности. Так, в зависимости от того, детализируется ли в них правила поведения участников упорядочиваемого отношения, различаются простые и описательные диспозиции. Из них в простой правотворческий орган ограничивается общим указанием на соответствующее поведение без какой-либо рас шифровки его признаков, поскольку имеются в виду предельно ясные действия или бездействие (например, доведение лица до самоубийства — ст.110 УК РФ). Описательная диспозиция содержит указание на наиболее существенные черты соответствующего поведения, как это сделано, скажем, в ст. 105 УК РФ, где убийством считается умышленное причинение смерти другому лицу.

Нередко при классификации по данному основанию выделяют еще отсылочные и бланкетные диспозиции. Отсылочными считаются диспозиции, формулируемые путем ссылки на какое-либо другое нормативное предписание и помощи таких выражений, как «те же действия», «действия, указанные в статье такой-то» и т. д. Бланкетными именуются диспозиции, в которых законодатель в общем виде обозначает соответствующее поведение, а конкретное содержание последнего «развертывается» в другом нормативном акте, раскрывается при помощи и на фоне содержащихся там специальных положений (скажем, в ч.2 ст. 249 УК РФ запрещается нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, а сами эти правила изложены в других нормативных актах). Однако при более строгом подходе надо признать, что отсылочными или бланкетными бывают не диспозиции норм права, а нормативные правовые предписания. На это обстоятельство П.Е. Недбайло обратил внимание еще в начале 60-х годов .

По степени категоричности диспозиции могут быть императивными (повелительными) или диспозитивными (восполнительными). Первые из них моделируют упорядочиваемое жизненное отношение таким образом, что эта модель не может измениться по воле субъектов соответствующего правоотношения. Иначе говоря, при императивных диспозициях не допускается возможность видоизменения или замены другим указанный законодателем масштаб (правило) поведения. В диспозитивной же диспозиции оставляется возможность выбора вариантов поведения, конкретизации их по усмотрению или по взаимному согласию участников регулируемого общественного отношения, как это, например, сделано в ст. 363 ГК РФ, по которой при неисполнении или ненадлежащем исполнении обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если договором не предусмотрена субсидиарная (т.е. иная) ответственность поручителя. Эти диспозиции могут ограничиться и установлением определенного правила на тот случай, если иное не оговорено самими участниками регулируемого от ношения (к примеру — ст.458 ГК РФ о моменте исполнения обязанности продавца передать покупателю товар).

По своей юридической направленности возможны представительно-обязывающие, управомочивающие, обязывающие, уполномочивающие, закрепительные, рекомендательные, поощрительные, предоставляющие льготы, запретительные и ограничительные диспозиции.

В представительно-обязывающих диспозициях содержатся взаимноскоординированные правила поведения двух и более участников упорядочиваемого общественного отношения (например, арендодателя и арендатора, учредителя траста, трастового управляющего и выгодоприобретателя — ст.ст.606,1012 ГК РФ).

Управомочивающая диспозиция регулирует соответствующее жизненное отношение путем указания на вид и меру или на сферу возможного поведения одного его участника, наделяемого в рамках данного отношения субъективным правом или юридической свободой (скажем, ст.421 ГК РФ о свободе договора).

В обязывающей диспозиции, наоборот, указывается вид и мера должного поведения лица, на которое возлагается односторонняя юридическая обязанность (ст.32 Налогового кодекса РФ).

Уполномочивающие диспозиции расценивают обозначенную в них модель поведения как возможно-должное, т. е. одновременно и как право, и как обязанность должностного лица (к примеру, т.36 Налогового кодекса РФ о полномочиях налоговой полиции).

Закрепительные диспозиции служат средством официального подтверждения государственной властью определенных общественных отношений или установления в их рамках общеобязательных масштабов (принципов, организационных начал) деятельности субъектов, как это имеет место, например, во многих конституционных нормах, закрепляющих политическую и экономическую систему, форму устройства государства и т.д.

Рекомендательные диспозиции строятся по формуле: «если налицо такие-то условия, то целесообразно и желательно поступать таким-то образом».

Поощрительные диспозиции описывают возможные масштабы поведения, которые специально стимулируются государством путем одобрения и воздаяния почестей, назначения наград, премий и т. п.

Предоставляющие льготы диспозиции определяют виды и меру таких льгот.

Запретительные диспозиции указывают на общественное отношение, которые полностью вытесняются государственной властью, считаются недопустимы ми.

Ограничительные диспозиции хотя и не вытесняют целиком регулируемое отношение, но ставят его в строго определенные жесткие рамки (скажем, ст.161 КЗоТ РФ, ограничивающая труд женщин на работах в ночное время).

Между некоторыми из только что перечисленных видов диспозиций можно найти много общего. Например, диспозиция, обязывающая совершать известное действие, косвенно запрещает поступать в регулируемом отношении иначе, а диспозиция, запрещающая или ограничивающая определенное поведение, таким путем возлагает на субъекта права обязанность соблюдать запрет или ограничение. Поощрительная диспозиция предписывает и дозволяет использовать санкционируемые ею материальные и духовные средства для стимулирования какого-то поведения. Рекомендательная диспозиция указывает на вид и меру возможного поведения и от имени регулирующей подсистемы советует ему следовать.

Однако все это не дает достаточного основания отождествлять подобные виды диспозиций правовых норм. Обязывать совершать действие и запрещать или ограничивать его — не одно и то же, отнесение поощрительных норм к виду обязывающих не дает правильной юридической характеристики их и не определяет их социального назначения, «форма изложения нормы и выполняемая ею функция не одно и то же», «общественное назначение. поощрительной нормы заключается (в отличие от управомочивающей) в воздействии не на поведение должностных лиц, а на поведение граждан, на стимулирование их трудовой и иной активности» . Такие же отличительные черты имеются у остальных из указанных видов диспозиций норм права.

Те или иные виды диспозиций правовых норм, в конечном счете, зависят не от субъективного усмотрения законодателя, а от особенностей тех общественных отношений, которые при их помощи организовываются.

Санкция нормы права многими авторами трактуется как указание на те меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение ее диспозиции. Это связано, и наш взгляд, с неоправданным отождествлением двух близких, но не всегда совпадающих значений слова «санкция». Последним в одних случаях обозначается непосредственный носитель принудительного воздействия, сама реальная мера государственного принуждения (штраф, лишение свободы и т.п.), в других — структурная часть правовой нормы, где указывается тот масштаб (вид и объем) средств, который намечен регулирующей подсистемой в обеспечение надлежащего диспозиции нормы, сообразованного с ней поведения участников регулируемого общественного отношения . Когда в качестве таких средств фигурируют принудительные меры, указанные значения рассматриваемого понятия фиксируются одновременно. Больше того, в некоторых сферах (скажем, в уголовно-правовой) они неразрывны, поскольку здесь правовые санкции выражаются лишь в карательных мерах. Однако в сфере трудовых, хозяйственных и многих других отношений этого не наблюдается ввиду того, что регулирующая подсистема обеспечивает свои нормативные предписания не только мерами принуждения, но и мерами поощрения, морального и материального стимулирования, санкционируя тем самым применение принуждения за отклоняющееся, поощрение – за образцовое поведение. Соответственно, в работах ряда авторов справедливо выделяются поощрительные санкции .

Мнение о том, что меры поощрения — «совсем иное явление», ими обеспечиваются «не юридические нормы, а те цели, задачи, социальные нормативы, на охране (обеспечении) которых также стоят нормы права со всем присущим им специфическим инструментарием» , представляется недостаточно убедительным. Как государственное принуждение, так и поощрительные меры, санкционируемые регулирующей подсистемой, обеспечивают, в первую очередь, устанавливаемую ею модель поведения в регулируемом общественном отношении, а при ее помощи – те социальные цели (блага), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами. Вряд ли есть серьезные причины для того, чтобы не считать применением санкционируемой государством меры, когда, скажем, выдается премия, прямо предусмотренная законом за юридически стимулируемое поведение, скажем, по ст.ст.131 134 КЗоТ РФ. В условиях цивилизованного общества это тоже является средством государственного (юридического) обеспечения соответствующих правовых норм и достигаемых посредством их социальных целей.

Представляется более оправданным под санкцией нормы права понимать тот ее структурный элемент, где дозируется мера юридического обеспечения, предусматриваемого в ее диспозиции масштаба поведения. Эти меры могут носить штрафной, карательный характер: тогда они именуются карательными санкциями. Во многих случаях такие меры выражаются в восстановлении нормального состояния правоотношений, в принуждении к исполнению невыполненной обязанности, благодаря чему называются правовосстановительными, защитными санкциями. По существу, сюда примыкают санкции ничтожности, при которых неправомерное поведение признается несуществующим, лишенным юридической значимости. Существуют и санкции организационного характера, применяемые за отклоняющееся поведение типа систематического неисполнения работником трудовых обязанностей, прогула, появления на работе в нетрезвом состоянии (ст.33 КЗоТ РФ). Когда же нормой права предусматриваются меры морального и материального стимулирования, налицо санкции поощрительные.

По степени определенности и вариации санкции правовых норм бывают абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные и кумулятивные. При первой из них предельно точно определена та мера воздействия, которая санкционируется за правонарушение (например, штрафные проценты за неисполнение денежного обязательства — ст.395 ГК РФ). Относительно определенные санкции содержат указание на нижний, верхний или одновременно на нижний и верхний пределы таких мер (к примеру, лишение свободы сроком от восьми до двадцати лет за убийство, до пяти лет за убийство матерью новорожденного ребенка — ст.ст.105,106 УК РФ). Альтернативные санкции предоставляют правоприменительную возможность выбирать один из двух и более возможных видов мер воздействия с учетом конкретных обстоятельств дела (скажем, штраф, обязательные работы на определенный срок, исправительные работы либо арест за клевету — п.2 ст.129 УК РФ). Кумулятивные санкции допускают применение одновременно основной и дополнительной мер воздействия, как, скажем, лишение свободы и конфискация имущества по ст.161 УК РФ за разбой.

Указание на субъектный состав заключается в определении законодателем круга точных адресатов нормы, если она рассчитана не на любых лиц, которые могут оказаться в сфере регулируемых общественных отношений. Оно характерно для компетенционных, исключительных, специальных и некоторых других норм, под действие которых подпадают только определенные законодателем органы (организации) и лица. В уголовном процессе, например, было бы невозможно правильно решить вопрос об отличии дознания от предварительного следствия, если бы законодатель четко не определил субъектный состав соответствующих процессуальных норм (ст. ст. 117-120, 125-127 УПК РСФСР). В гражданском обороте не представлялось бы возможным дифференцировать ответственность юридических лиц и их учредителей (участников), если бы в соответствующих нормах гражданского законодательства не указывались организационно-правовые формы тех или иных юридических лиц (ст.ст.75,87,95,96,107,114,115,116, 121 ГК РФ).

Указание на цель представляет собой ту часть структуры нормы права, где самим законодателем обозначаются те социальные блага, идеально намечаемые результаты, на достижение которых сориентирована норма или их совокупность. Такое указание, носящее порою многоцелевой характер, в одних случаях встречается непосредственно в том нормативном предписании, где содержится вся норма или ее диспозиция, в других — в относительно обособленном подразделении (чаще всего в соответствующей статье) нормативного правового акта. Так, в Водном кодексе РФ содержится прямое указание на то, что его нормы имеют свой целью обеспечение прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду, поддержание оптимальных условий водопользования, отвечающих санитарным и экологическим требованиям, защиты водных объектов, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем» (ст.3). В пункте 2 ст.29 Градостроительного кодекса РФ обозначается цель нормы, предусматривающей государственную экспертизу градостроительной документации и т.д.

В некоторых случаях указание на цель норм права осуществляется косвенным образом — путем обозначения тех целей, ради достижения которых они не могут использоваться. В качестве примера сошлемся на вторую часть ст.1О ГК РФ, по которой не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Но, так или иначе, указание на цель тех или иных норм и комплексов более чем значимо. В отечественной правотворческой практике это, к сожалению, должным образом не учитывается, что подчас способствует, с одной стороны, появлению ничем не оправданных нормативных предписаний (особенно в области налогообложения, оплаты труда и привилегий ряд категорий должностных лиц), с другой, злоупотреблениям служебным положением, полномочиями, правами и некоторыми юридическими свободами. Для искоренения таких крайне негативных явлений, а также для надлежащего уяснения содержания и назначения норм права при помощи телеологического приема толкования, для реализации их сообразно с той целью, ради достижения которых они существуют, а равно для определения их эффективности необходимо всем понять важную роль рассматриваемого элемента правовых норм и обозначать его как можно четче.

источник