Меню Рубрики

Взятие общего анализа мочи у детей

Исследование мочи у детей разного возраста — один из наиболее простых и информативных способов диагностики многих патологий. Показатели мочи могут свидетельствовать о наличии заболевания у малыша еще до появления выраженных симптомов. О каких нарушениях работы организма говорят результаты этого анализа и почему так важно его сдавать? Давайте разберемся в этом вместе.

Моча (урина) — продукт жизнедеятельности человека. Жидкость выделяется почками. Пройдя в них фильтрацию и претерпев ряд преобразований, она стекает по мочеточникам в мочевой пузырь. Затем через мочеиспускательный канал выводится из организма.

Анализ мочи дает информацию о состоянии почек и всего организма, показывает, насколько эффективна в случае лечения болезни применяемая терапия. Также данный анализ может указать на наличие скрытых воспалительных процессов, начальный этап того или иного заболевания. Поэтому детям очень важно проходить данный тест не только во время лечения, но и в профилактических целях. Ведь ребенок более подвержен различным простудным, инфекционным и травматическим заболеваниям, нежели организм взрослого.

Специальной подготовки анализ мочи у детей не требует. Важно, чтобы накануне сбора биоматериала ребенок не испытывал эмоциональных и физических перегрузок, соблюдал привычный режим дня, питания и приема жидкости. Постарайтесь исключить из рациона вашего чада острую и жирную пищу, следите за тем, чтобы он не употреблял фастфуд, газированные напитки. Если малыш в этот период принимает лекарственные препараты, об этом следует сообщить врачу.

Для исследования понадобится утренняя моча, собранная сразу после пробуждения. Детям старшего возраста следует подробно объяснить правила сбора материала. Для точности результата необходимо, чтобы мочеполовые органы ребенка были чистыми. Первую порцию мочи (2–3 секунды от начала мочеиспускания) следует спустить в унитаз. Последующую жидкость — собрать в стерильную баночку, но не выпускать всю мочу до конца. То есть, для анализа нужна средняя часть утренней урины.

Родителям младенцев стоит «подкараулить» время первого утреннего мочеиспускания и держать малыша над посудой для анализа. Можно подложить под ребенка какой-либо контейнер, который окажется дома. Другой вариант — использовать специальный мочесборник. Нужно учитывать, что он доставляет детям определенный дискомфорт, поэтому следует проконтролировать, чтобы ребенок его не сбросил. Неприемлемый способ — это выжимание памперса или пеленки, к чему иногда прибегают неосведомленные родители. В этом случае в биоматериал могут попасть посторонние частицы, что исказит показатели анализа. Чтобы сделать анализ, понадобится немного мочи — всего 20–30 мл.

Между сбором материала и доставкой его в лабораторию должно пройти не более двух часов.

В общем анализе мочи у детей рассматривают те же показатели, что и у взрослых: прозрачность, цвет, удельный вес, кислотность, количество эритроцитов, лейкоцитов, эпителия и другие. Различия заключаются в нормативных значениях.

Цвет — моча ребенка обычно более светлая, чем у взрослого человека. Если малыш находится на грудном вскармливании, его моча почти прозрачна. При введении в рацион ребенка продуктов, имеющих яркий пигмент (морковь, свекла), цвет становится более насыщенным.

Запах — детская моча не обладает резким запахом. Если рацион ребенка насыщен мясной и белковой пищей, запах усиливается.

Пенистость — у здорового человека, как взрослого, так и ребенка, моча не должна пениться. Если пена появилась, это может быть вызвано недостаточным количеством жидкости в организме. Однако если с увеличением количества питья пена остается, это указывает на нарушения в организме.

Прозрачность — согласно норме, детская моча прозрачна. Ее замутненность может говорить о наличии инфекции или нарушении обменных процессов, например о скоплении большого количества солей.

Плотность (удельный вес) — у новорожденных норма этого показателя составляет 1,001–1,005. Если кормящая мама употребляет мясную и жирную пищу, плотность увеличивается, а если основа рациона кормилицы овощи и фрукты, тогда плотность понижается. В шесть месяцев этот параметр у младенца равен 1,005–1,015. К трехлетнему возрасту норма составляет 1,005–1,025. Плотность уменьшается при обильном питье и употреблении растительной пищи.

Кислотность — в норме у ребенка моча слабокислая (рН = 5–7) или нейтральная (рН = 7). Если моча была собрана после приема пищи, то реакция обычно бывает ближе к щелочной (рН > 7). Щелочная реакция также возможна после сильного потоотделения или при большом употреблении в пищу ржаного хлеба, овощей и фруктов. Кислотность мочи повышается после употребления белковой и жирной пищи, пшеничного хлеба и после физических нагрузок.

Если при изменении режима питья и питания, отмены физических нагрузок кислотность и плотность мочи выходят за пределы нормы, это может указывать на такое нарушение в организме, как почечная недостаточность.

Белок — появление белка в моче у младенцев допустимо в концентрации до 5 г/л. Также белок наблюдается в период, когда ребенок начинает ходить. Наличие белка в моче возможно после активных физических упражнений, однако в норме в утренней моче белок отсутствует.

Сахар — появление сахара в моче ребенка может быть обусловлено обильной пищей, богатой углеводами. Другая причина — временное расстройство пищеварения (диарея, изжога, метеоризм). Однако если появление сахара не вызвано данными причинами, это может говорить об эндокринном расстройстве, и в данном случае нужно будет пройти дополнительное обследование.

Кетоновые тела — эти вещества могут появляться в моче, если ребенок употребляет мало углеводов (картофеля, мучного и сладкого). Данное явление не является нарушением состояния здоровья.

Билирубин, уробилиноген, индикан, желчные кислоты — в норме данные вещества в крови ребенка отсутствуют. Их появление говорит о наличии патологии (нарушение работы печени, камни в почках, воспалительные процессы в кишечнике) и необходимости дальнейшего обследования.

Осадок (органический, неорганический) — сам по себе осадок не является причиной для беспокойства. Он может появиться в биоматериале, если тот привезен в лабораторию позже положенного срока. Однако если материал отдан на анализ вовремя, наличие осадка может указывать на повышенное содержание минеральных солей.

Кровяные тельца (эритроциты, лейкоциты) — количество эритроцитов в норме не должно превышать 2–3 в поле зрения. Однако при интенсивных физических нагрузках этот показатель может значительно увеличиться: вплоть до 75. Что касается лейкоцитов, то их допустимое количество — до 3 в поле зрения. Показатель может увеличиться, если перед сбором материала для анализа не были соблюдены правила гигиены.

Цилиндры — это составляющие осадка мочи. Они представляют собой белок, накапливающийся в почечных канальцах при заболеваниях почек. В их состав также могут входить различные включения. Выделяют следующие виды цилиндров:

  • Пигментные, или гемоглобиновые, цилиндры , — состоят из пигментов крови. Их наличие в анализе говорит о воздействии на организм ребенка токсических веществ.
  • Гиалиновые цилиндры — присутствуют в моче в первые дни жизни ребенка, потом исчезают. Появиться они могут в случаях пищевых расстройств и нарушения водного баланса в организме.
  • Зернистые цилиндры — в норме этот показатель отсутствует. Их появление бывает вызвано теми же причинами, что и появление гиалиновых цилиндров.
  • Восковые цилиндры — их возникновение указывает на наличие хронических заболеваний почек.
  • Эпителиальные цилиндры — представляют собой «слипшиеся» клетки эпителия. Их появление может говорить о повреждении почечных канальцев.

Слизь — в моче ребенка ее быть не должно. Если она присутствует, это говорит о воспалении в почках или в мочевыводящих путях.

Вирусы, бактерии и грибы — в моче здорового ребенка их быть не должно. Наличие говорит заболеваниях вирусной, бактериальной или паразитарной природы.

Амилаза, или диастаза , — фермент, участвующий в расщеплении полисахаридов. У здорового ребенка количество амилазы в моче достаточно низкое. В среднем врачи считают нормальным уровень амилазы в моче у детей до года — 5–65 Ед/л, у детей старше года и у взрослых нормативный показатель равен 20–160 Ед/л.

Соли — кристаллы солей нередко встречаются в моче ребенка. Режим питания и физическая активность малыша напрямую связаны с их появлением, поэтому наличие солей не является патологическим явлением.

Таким образом, общий анализ мочи ребенка состоит в определении множества разнообразных показателей. Они могут меняться под влиянием внешних факторов, но также указывают на наличие или предрасположенность к тому или иному заболеванию. Поставить точный диагноз может врач, учитывая при этом не только результаты теста, но и индивидуальные особенности растущего организма, сопутствующие симптомы и другие факторы.

Здо­ровье ре­бен­ка — за­лог спо­койст­вия ро­ди­те­лей и, сле­до­ва­тель­но, — гар­мо­нии в семье. Очень важ­но своев­ре­мен­но про­хо­дить про­фи­лак­ти­чес­кие осмот­ры и де­лать ди­аг­нос­ти­чес­кие те­с­ты, в том чис­ле об­щий ана­лиз мо­чи, ко­то­рый яв­ля­ет­ся аб­со­лют­но без­бо­лез­нен­ным и весь­ма ин­фор­ма­тив­ным.

источник

Цель. Изучение состава мочи.
Показания. Как правило, проводится всем пациентам, поступившим на стационарное лечение.
Оснащение. Чистая сухая банка из прозрачного стекла с прикрепленным к ней направлением в клиническую лабораторию; горшок с этикеткой.
Техника взятия мочи на общий анализ:
1. Накануне вечером предупреждают пациента о предстоящем исследовании. Объясняют, что завтра утром с 6.00 до 7.00 после тщательного туалета половых органов ему необходимо помочиться в горшок и перелить примерно 200 мл мочи в банку. Банку с мочой он должен оставить в определенном месте.
2. Утром медицинская сестра должна проконтролировать, собрана ли моча, и отправить ее в лабораторию.
3. При поступлении результата из лаборатории его подклеивают в историю болезни на определенное место.
Примечание. Если пациент находится на постельном режиме, то необходимо подготовить два судна. Сначала медицинской сестре следует подмыть пациента и, подставив чистое сухое судно, попросить в него помочиться. Затем она переливает мочу в банку и отправляет в лабораторию. Для лучшей организации работы нужно привлечь санитарку.

Цель. Изучение водного обмена в организме.
Показания. Нарушение процессов кровообращения и мочевыделения.
Оснащение. Банка объемом 3л с этикеткой; горшок с этикеткой; мерная колба; листок учета выпитой жидкости.
Техника измерения суточного диуреза:
1. Накануне вечером пациенту сообщают о предстоящем исследовании. Подробно объясняют, что завтра утром в 6.00 ему необходимо помочиться в унитаз и подойти к постовой медицинской сестре для измерения массы тела. Все следующие мочеиспускания в течение суток (до утра следующего дня) пациенту необходимо совершать в горшок и переливать в банку.
Последнее мочеиспускание в банку пациенту необходимо сделать в 6.00 утра следующего дня и повторно подойти к постовой медицинской сестре для взвешивания. Кроме того, с завтрашнего утра в течение суток пациенту необходимо учитывать количество выпитой жидкости, а также съеденные фрукты, овощи и жидкие блюда. Количество жидкости по мере ее употребления необходимо записывать в «Листке учета выпитой жидкости». Среднего размера фрукты и овощи принято считать за 100 г жидкости.
2. Через сутки медицинской сестре необходимо измерить количество мочи в трехлитровой банке, подсчитать количество выпитой жидкости и отметить эти данные, а также массу тела пациента до исследования и в его конце в температурном листе в соответствующих графах.
Примечание. Если пациент преклонного возраста или ослаблен, то учет выпитой жидкости ведет сама медицинская сестра.

Цель. Определение среднего количества сахара в суточном объеме мочи.
Показания. Подозрение на сахарный диабет; нарушение функций печени, поджелудочной железы, щитовидной железы, обмена веществ.
Оснащение. Банка емкостью Зле направлением; горшок с направлением; банка емкостью 200 мл с направлением в биохимическую лабораторию; стеклянная или пластмассовая палочка; листок учета выпитой жидкости; мерная колба.
Техника взятия мочи на сахар из суточного количества:
1. Накануне вечером пациента предупреждают о предстоящем исследовании. Ему сообщают, что завтра утром в 6.00 необходимо помочиться в унитаз, затем подойти на пост к медицинской сестре для взвешивания. В течение суток пациенту, помочившись в подписанный горшок, необходимо переливать мочу в трехлитровую банку. Последнее мочеиспускание в банку необходимо совершить в 6.00 следующего дня и снова подойти к медицинской сестре для взвешивания. Кроме собирания мочи пациенту необходимо вести учет выпитой жидкости, а также жидкой пищи, фруктов и овощей.
2. Утром следующего дня после последнего мочеиспускания пациента в банку медицинской сестре необходимо перемешать всю мочу в трехлитровой банке, измерить ее количество, отлить 200 мл в приготовленную банку с направлением, отправить ее в лабораторию.
3. Данные о количестве выделенной мочи (суточный диурез), выпитой жидкости и массе тела пациента отмечают в температурном листе.
4. Результат исследования подклеивают в историю болезни.
Примечания. Показатели уровня сахара в моче (глюкозурия) во многом зависят от правильности собирания суточного количества мочи. Знание суточного диуреза необходимо для определения суточной потери сахара с мочой. Если пациент преклонного возраста или ослаблен, учет выпитой жидкости ведет медицинская сестра.

Цель. Определение количества форменных элементов и цилиндров.
Показания. Воспалительные заболевания почек.
Оснащение. Мерная колба (или банка емкостью 1 л); чистый сухой горшок (или судно для пациентов на постельном режиме); направление в клиническую лабораторию.
Техника взятия мочи для пробы Аддиса-Каковского:
1. После выборки назначений из истории болезни готовят направление и посуду.
2. Пациента подготавливают к исследованию следующим образом: «Вам назначено исследование мочи по Аддису-Каковскому. Сегодня в 22.00 часа вам необходимо помочиться в унитаз и задержать мочеиспускание до 8.00 утра следующего дня. Утром в 8.00 обязательно тщательно подмойтесь и помочитесь в горшок, а затем перелейте всю мочу в мерную колбу. Колбу оставьте в санитарной комнате на полке».
3. Необходимо предусмотреть возможные мочеиспускания у пациента в течение ночи и предупредить его об обязательном туалете половых органов перед каждым мочеиспусканием, а в мерную колбу, во избежание разрушения форменных элементов, добавить консервант (тимол или формальдегид).
4. Мочу следует доставить на исследование сразу же после мочеиспускания в теплом виде.
5. Результат исследования подклеивают в историю болезни.
Примечания. Если исследование назначено женщине и у пациентки из влагалища есть выделения, то необходимо заложить его чистым ватным тампоном. Если пациент находится на постельном режиме, то туалет половых органов проводит медицинская сестра, приготовив предварительно все необходимое для подмывания. При специальном назначении врача медицинская сестра сама проводит подмывание по принятой методике с последующей катетеризацией мочевого пузыря.
В норме при исследовании по пробе Аддиса-Каковского в моче находится: лейкоцитов — до 2 млн; эритроцитов — до 1 млн; цилиндров — до 20000.

Цель. Определение количества форменных элементов и цилиндров.
Показания. Воспалительные заболевания почек.
Оснащение. Чистая сухая банка из прозрачного стекла; направление в клиническую лабораторию; чистый сухой горшок (или судно для пациентов на постельном режиме).
Техника взятия мочи для пробы по Амбюрже:
1. После выборки назначений из истории болезни готовят посуду и направление.
2. Пациента готовят следующим образом: «Завтра вам нужно собрать мочу на исследование по Амбюрже. Для этого в 6.00 утра помочитесь в унитаз и задержите мочеиспускание на 3 ч до 9.00. В 9.00 после тщательного туалета половых органов помочитесь в горшок и перелейте всю мочу в банку с направлением. Горшок и банка находятся в туалете на стеллаже».
3. Всю мочу отправляют в лабораторию сразу же после мочеиспускания в теплом виде.
4. Результат исследования подклеивают в историю болезни.
Примечания. Если больной находится на постельном режиме, подмывание проводит медицинская сестра.
В норме в моче при исследовании по пробе Амбюрже содержится: лейкоцитов — до 2,5* 10″3; эритроцитов — до 1х10″3; цилиндров — до 15.

Читайте также:  1 кетоновые тела при анализе мочи

Цель. Определение количества форменных элементов и цилиндров.
Показания. Воспалительные заболевания почек.
Оснащение. Чистая сухая банка из прозрачного стекла; направление в клиническую лабораторию; чистый сухой горшок или судно с направлением.
Техника взятия мочи для пробы по Нечипоренко:
1. Получив назначение врача, готовят посуду с направлением.
2. Пациента готовят следующим образом: «Завтра утром вам нужно собрать мочу на исследование. В 8.00 утра тщательно подмойтесь и помочитесь прерывисто, т.е. сначала в унитаз, затем в горшок, остатки опять в унитаз. Всю мочу из горшка перелейте в банку и поставьте в санитарной комнате на стеллаж».
3. Мочу отправляют в лабораторию сразу после мочеиспускания в теплом виде.
4. Результат исследования подклеивают в историю болезни.
Примечания. Для исследования необходим 1 мл мочи. Мочу на исследование по Нечипоренко при необходимости можно собирать в любое время. В экстренных случаях можно собрать не среднюю порцию струи мочи, а всю мочу, особенно если ее мало.
В норме при исследовании по Нечипоренко в моче содержатся: лейкоцитов — 4 000; эритроцитов — 1 000; цилиндров — 220.

Цель. Определение водовыделительной и концентрационной функций почек Показания. Нарушение процессов кровообращения и мочеобразования.
Оснащение. Чистые сухие стеклянные банки из прозрачного стекла емкостью 500 мл — 8 шт.; направления на каждую банку с четким указанием номера порции и времени мочеиспускания — 8 шт.; чистый сухой горшок с направлением; листок учета выпитой жидкости.
Техника взятия мочи для пробы по Зимницкому:
1. Получив назначение, готовят посуду, наклеивают направления, ставят банки в отведенное место.
2. Накануне вечером готовят пациента следующим образом: «Вам назначено исследование мочи по Зимницкому. Завтра утром в 6.00 вам необходимо помочиться в унитаз и подойти к медицинской сестре для измерения массы тела. Затем вам необходимо собирать мочу за каждые 3 ч в течение суток (помочившись в горшок, перелить в соответствующую банку), а именно: в 9.00: 12.00; 15.00; 18.00; 21.00; 24.00; 3.00; 6.00. При отсутствии мочи в какой-то из порций банка остается пустой. После получения последней восьмой порции в 6.00 следующего дня вам необходимо снова подойти на пост к медицинской сестре для взвешивания. Кроме того, вам нужно записывать количество выпитой за сутки жидкости в листке учета».
3. Пациента предупреждают, что для получения ночных порций мочи его будут будить. Об этом также нужно предупредить ночную медицинскую сестру записью в Журнале передачи дежурств.
4. Утром всю мочу доставляют в клиническую лабораторию, подсчитывают количество выпитой жидкости, отмечают данные взвешивания и выпитой жидкости в температурном листе.
5. Полученный из лаборатории результат подклеивают в историю болезни.
Примечания. При исследовании в каждой порции определяют количество и относительную плотность мочи, а также подсчитывают дневной, ночной и суточный диурез. Проба проводится в условиях обычного пищевого и питьевого режима.

Цель. Определение количества диастазы в моче.
Показания. Воспаление поджелудочной железы.
Оснащение. Чистая сухая баночка с крышкой емкостью 200 мл; направление в лабораторию; чистый сухой горшок; набор для подмывания при заборе мочи у тяжелобольных.
Техника взятия мочи на диастазу:
1. Накануне вечером пациенту сообщают о предстоящем исследовании. Ему говорят, что завтра утром в 8.00 после тщательного туалета половых органов необходимо помочиться в подготовленный горшок и часть мочи перелить в подготовленную баночку, после чего отнести банку в санитарную комнату.
2. Сразу после мочеиспускания медицинской сестре сообщают о собранной моче.
3. Мочу следует доставить в лабораторию сразу после мочеиспускания в теплом виде.
4. Результат исследования подклеивают в историю болезни.
Примечания. Для анализа достаточно 5 — 10 мл мочи. В норме в моче 32 — 54 ед. диастазы. Тяжелобольному все манипуляции по забору мочи помогает выполнить медицинская сестра.

Цель. Определение ацетоновых тел в моче.
Показания. Сахарный диабет; голодание; лихорадка; безуглеводная диета; некоторые формы злокачественных новообразований.
Оснащение. Чистая сухая баночка емкостью 200 мл; направление в лабораторию; чистый сухой горшок с этикеткой; набор для подмывания при заборе мочи у тяжелобольного.
Техника взятия мочи на ацетон:
1. Накануне вечером пациенту сообщают о предстоящем исследовании. Ему говорят, что завтра утром с 6.00 до 7.00 после тщательного туалета необходимо помочиться в горшок или в судно, отлить часть мочи в баночку с направлением и оставить в санитарной комнате.
2. Медицинская сестра обязана доставить мочу в биохимическую лабораторию.
3. Результат исследования подклеивают в историю болезни.
Примечания. Если больной находится на постельном режиме, подмывание и забор мочи из судна осуществляет медицинская сестра. В норме в моче ацетон отсутствует.

Цель. Определение бактериурии.
Показания. Заболевания почек.
Противопоказания. Травмы уретры, мочевого пузыря.
Оснащение. Набор для подмывания; набор для катетеризации; стерильная емкость для мочи с направлением в бактериологическую лабораторию.
Техника сбора мочи для бактериологического исследования с помощью катетеризации:
1. Подмывают пациентку, убирают судно.
2. Проводят катетеризацию мочевого пузыря.
3. Выпускают свободный конец катетера в стерильную емкость, не касаясь ее краев. Набирают 20 — 30 мл мочи.
4. Опускают остатки мочи в судно.
5. Заканчивают катетеризацию.

Цель. Определение бактериурии.
Показание. Заболевание почек.
Противопоказания. Травмы уретры, мочевого пузыря.
Оснащение. Набор для подмывания; стерильная емкость для мочи с направлением в бактериологическую лабораторию.
Техника сбор для бактериологического исследования без катетеризации:
1. Подмывают пациента, убирают судно.
2. Просят пациента помочиться прерывисто, т.е. сначала в унитаз, затем в стерильную емкость, а остатки мочи — опять в унитаз. На середине мочеиспускания стерильную емкость необходимо поднести как можно ближе к наружным половым органам, но не касаться их!
3. Набрав 20 — 30 мл мочи, отправляют ее в бактериологическую лабораторию не позднее чем через 2 ч после взятия.
4. Результат исследования подклеивают в медицинскую карту стационарного пациента.
Примечания. Стерильную посуду для мочи необходимо взять в бактериологической лаборатории.

источник

Показания: выявление изменений в моче.

Противопоказания: поражение кожи гениталий.

— тарелка и умеренно надутый подкладной круг для сбора мочи у девочки,

— презерватив-для сбора мочи у мальчика,

— набор пеленок для пеленания,

— чистая, сухая, обезжиренная баночка с направлением в клиническую лабораторию.

1) Оценить состояние ребенка.

2) Если ребенок лежит с матерью дать инструкцию по сбору мочи.

3) Оценить возраст ребенка, чтобы выбрать способ сбора мочи (посадить на горшок или собрать мочу в презерватив или в тарелку).

4) Осмотреть кожу гениталий (не должно быть гнойничковых заболеваний, обширных опрелостей и т.д.)

1) При выявлении противопоказаний доложить врачу и получить новые рекомендации (откладывается анализ или собирается моча катетером и т.д.).

2) При отсутствии противопоказаний приступить к сбору мочи.

Алгоритм выполнения манипуляции:

1) Обработать подкладной круг 1% раствором хлорамина при сборе мочи у девочки. Тарелка должна быть чистой, сухой обезжиренной.

2) Обработать горшок 1% хлорамином и обдать кипятком (для детей постарше).

3) Подмыть ребенка (девочка подмывается спереди назад). Осушить кожу промокательными движениями.

4) Девочку уложить на подкладной круг предварительно обернутый пеленкой, под спину подложить несколько свернутых пеленок, чтобы голова, спина и ягодицы находились на одном уровне, а внутрь круга помещают чистую глубокую тарелку.

5) Прикрыть ребенка пеленкой (или одеялом).

6) Мальчику надеть презерватив, зафиксировать пластырем к коже лона. При отсутствии презерватива, можно использовать пробирку (флакон). Ноги ребенка обворачиваются пеленкой с целью безопасности. М/с или мать не отлучаются от ребенка, пока не получат мочу.

Оценка и завершение манипуляции

1) Оценить, достаточно ли собрано мочи. Перелить ее в баночку, написать направление в лабораторию.

2) Ребенка запеленать или одеть.

3) Мочу доставить в клиническую лабораторию в течение 1 часа.

4) Предметы ухода обработать 1% хлорамином дважды через 15 минут.

5) Проконтролировать,чтоб анализ был подклеен к истории.

Медицинская сестра должна уметь оценить качественное исследование мочи.

У здорового ребенка моча прозрачная, не должна содержать хлопьев и осадка, цвет ее соломенно-желтый. Последний зависит от многих факторов. Например: темно-желтый – при длительном стоянии, высокой концентрации, цвет пива – при вирусном гепатите, кровянистый – при гломерулонефрите, мочекаменной болезни; розово-красный – при приеме амидопирина; бесцветная моча – при сахарном диабете или несахарном мочеизнурении и так далее.

Запах мочи здорового ребенка – обычно ароматический, обусловлен наличием в ее составе летучих жирных кислот. При длительном ее стоянии может сменяться на аммиачный.

Реакцию мочи можно определить с помощью лакмусовой бумажки. При кислой реакции мочи синяя лакмусовая бумажка краснеет, а при щелочной красная синеет. В норме реакция мочи кислая. Щелочная реакция мочи обусловливается разложением мочевины под влиянием бактерий, что встречается при заболеваниях мочевыделительной системы, неправильном и длительном хранении мочи, а также при собирании ее в грязную посуду.

При химическом исследовании мочи определяют наличие в ней белка (его появление в моче носит название протеинурия), сахара (глюкозурия), котоновых тел (кетонурия), билирубина и уробилиновых тел (билирубинурия, уробилинурия), минеральных веществ (кальция, хлоридов, натрия и т.д.).

Так, протеинурия может свидетельствовать о поражении почечных клубочков; глюкозурия и кетонурия – симптомы сахарного диабета. Обнаружение желчных пигментов в моче является важным признаком желтухи.

Кроме химического исследования мочи, в общем анализе мочи проводят микроскопию ее осадка, составляющими которого являются эритроциты, лейкоциты, цилиндры, эпителиальные клетки, кристаллы соли. В норме – эритроцитов не должно быть, лейкоцитов – у мальчиков – 3-5 в поле зрения, у девочек – 3-6 в поле зрения.

Повышенное содержание солей, слизи, эпителиальных клеток говорит о патологии.

Появление эритроцитов в моче носит название гематурии, которая является важным признаком многих заболеваний почек и мочевыводящих путей – острого и хронического гломерулонефрита, мочекаменной болезни, опухолей почек и мочевого пузыря. Обнаружение лейкоцитов в моче (лейкоцитурия) свидетельствует чаще всего о воспалительном процессе в мочевой системе – остром или хроническом пиелонефрите, цистите и так далее. Нахождение в моче цилиндров указывает обычно на поражение клубочков и канальцев почек. Наличие в моче бактерий (бактериурия) характерно для инфекции мочевыводящих путей.

Запомните!Мочу следует доставить в лабораторию не позже, чем через 1 час после того, как она собрана.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8439 — | 8046 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

№п/п Последовательность действий
1. Ознакомиться с листом назначений.
2. Идентифицировать пациента
3. Дать информацию о вмешательстве и возможных последствиях отказа от него.
4. При необходимости, уточнить готовность пациента к вмешательству( соблюдены ли условия).
5. Оформить согласие пациента на вмешательство.
6. Вымыть (обработать) руки на гигиеническом уровне.
7. Подготовить оснащение. Стерильная упаковка с ватными шариками. 2 стерильных лотка, ножницы, пинцет в стерильной упаковке. Антисептический раствор. Чистые перчатки. Емкость для сбора мочи. Емкости с дезинфицирующим раствором. Детский мочеприемник в стерильной упаковке. Клеенка или непромокаемая пеленка. Пеленки. Направление. Стерильное вазелиновое или растительное масло.
8. Вымыть руки, надеть перчатки.
9. Постелить клеенку, пеленку.
10. Ребенка подмыть под проточной водой и вытереть на пеленальном столе. (Если это мальчик старше года – отодвинуть крайнюю плоть и обработать головку полового члена антисептическим раствором).
11. Расположить детский мочеприемник на уровне проекции уретры и зафиксировать. Накрыть ребенка пеленкой.
12. После мочеиспускания снять с ребенка пеленку, мочеприемник и перелить мочу в емкость, обрезав ножницами нижний край мочеприемника.
13. Ребенка подмыть, обсушить и обработать кожу в местах соприкосновения с мочеприемником стерильным вазелиновым или растительным маслом с помощью стерильных ватных шариков. Сбросить мочеприемник, шарики или салфетки из лотка в емкость для использованного материала.
14. Одеть ребенка и уложить в кроватку.
15. Утилизация использованного материала. Использованный мочеприемник, ватные шарики погрузить в емкость с дезинфицирующим раствором соответствующей концентрации с последующей утилизацией в пакетах для отходов класса «В». Лотки погрузить в контейнер с дезинфицирующим раствором соответствующей концентрации. Снять перчатки и погрузить их в емкость с дезинфицирующим раствором в соответствующей концентрации с последующей утилизацией в пакетах для отходов класса «В».
16. Вымыть (обработать) руки на гигиеническом уровне.
17. Зарегистрировать вмешательства в медицинской документации. Дать информацию родителям о проведенной манипуляции.

Сбор мочи на общий клинический анализ

№п/п Последовательность действий
1. Ознакомиться с листом назначений.
2. Идентифицировать пациента
3. Дать информацию о вмешательстве и возможных последствиях отказа от него.
4. При необходимости, уточнить готовность пациента к вмешательству (соблюдены ли условия).
5. Оформить согласие пациента на вмешательство.
6. Вымыть (обработать) руки на гигиеническом уровне.
7. Подготовить оснащение. чистая сухая емкость с крышкой, направление.
8. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры (если он с нею незнаком) и особенности подготовки: — обучить пациента правилам подготовки посуды для сбора мочи: сухая чистая емкость с крышкой; — дать направление на исследование, — обучить пациента технике подмывания: утром, накануне исследования, обработать наружные половые органы теплой водой с мылом в направлении от уретры к промежности с последующим подсушиванием салфеткой в том же направлении, — обучить пациента технике сбора мочи для исследования: утром после гигиенической процедуры, начать мочеиспускание, начать мочеиспускание в унитаз на счет 1,2, затем задержать мочеиспускание на счет 3, открыть емкость и собрать в нее 100 — 200мл мочи, закрыть крышкой, — объяснить пациенту/семье, куда и в какое время нужно принести емкость с мочой и направление.
9. Попросить пациента повторить информацию, задать ему вопросы по алгоритму подготовки и сбора мочи. При необходимости дать ему письменную инструкцию.
10. Проконтролировать действия пациента по сбору мочи на исследование.
11. Доставить емкость с мочой в клиническую лабораторию на исследование.
12. Вымыть (обработать) руки на гигиеническом уровне.
13. Зарегистрировать вмешательства в медицинской документации. Дать информацию родителям о проведенной манипуляции.
14. Подклеить полученные на следующий день результаты исследования в документацию.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

Лабораторные тесты влияют на результат лечения, а если речь идет о грудных детях, серьезность ситуации возрастает многократно – ведь ребенок не пожалуется на симптомы и не ответит на вопросы врача. Чтобы помочь маленькому пациенту, приходится полагаться на опыт, интуицию, знания – и результаты диагностики.

Читайте также:  1025 sg в анализе мочи

Грудные дети – сложная категория пациентов. Они еще не умеют рассказывать о своих жалобах, а метод привлечения внимания взрослого – пронзительный плач – нельзя использовать в качестве диагностического симптома. Поэтому, если состояние ребенка вдруг ухудшилось, врач назначит, помимо прочих исследований, общий анализ мочи – это базовый тест, позволяющий:

  • выявить признаки заболеваний мочевых путей;
  • понять, есть ли бактериурия – выделение микроорганизмов, свидетельствующих о наличии инфекционного очага;
  • оценить содержание билирубина, глюкозы, иных веществ и сделать выводы об общем состоянии пациента и факторах риска.

Это стандартный тест, который проводится рутинно даже в случаях, когда нет жалоб на состояние здоровья ребенка. Его выполняют в клинических лабораториях больниц, он включает в себя оценку визуальных характеристик мочи (количество, цвет, запах), определение относительной плотности, белка, глюкозы. Также в рамках общего анализа выполняют микроскопию осадка (лейкоциты, эритроциты, эпителиальные клетки, цилиндры, иные вероятные фрагменты).

Ребенок еще не контролирует позывы на опорожнение. В такой ситуации возрастает вероятность ошибок из-за неправильного сбора материала, попадания в емкость посторонних компонентов (например, бактерий), а также отсутствия достаточного количества образца вообще.

По этой причине специально для детей младше 2 лет разработаны мочеприемники. Это мешочки, которые прикрепляются к области половых органов так, чтобы материал из уретры во время опорожнения попадал в емкость. Они одноразовые и, что важно, стерильные; стоят, как правило, недорого (в среднем, от 15 до 30 рублей или 5-10 гривен за экземпляр), бывают универсальными или адаптированными под половую принадлежность ребенка. Конечно, не запрещено использовать аптечные стаканчики с завинчивающейся крышкой или обычные баночки – чистые и сухие.

Чтобы получить материал для анализа, необходимо:

  • вымойте область наружных половых органов ребенка (по направлению от влагалища к анусу, а не наоборот);
  • используйте одноразовые салфетки, чтобы убрать избыток влаги;
  • убедитесь, что промежность достаточно просушена.

Если выбрана обычная емкость для сбора мочи, нужно дождаться, пока ребенок после гигиенических процедур захочет в туалет, и подставить под струю баночку или стаканчик. Более удобной, если писает девочка, признана тарелка с широкими краями, достаточно глубокая; помните, что нужно вымыть и просушить ее. Стоит производить манипуляции над полотенцем, простыней или в ванной, так как высока вероятность, что часть материала окажется за пределами тары.

В случаях, когда выбирается специальный приемник, после уже описанных манипуляций по подмыванию нужно собрать мочу у новорожденной девочки следующим образом:

  • распечатайте пакет со сборником – так как он стерилен, не делайте это заранее;
  • снимите полоску, которая защищает линию крепления;
  • приклейте емкость так, чтобы липкая область оказалась вокруг половых губ.

Следите за тем, чтобы отверстие приемника не соприкасалось с областью ануса. На большинстве моделей есть указатели (обычно это желтый крестик), которые должны при наклеивании находиться между зоной половых губ и прямой кишки. Так будет исключено попадание в образец каловых масс.

Чтобы сделать это, необходимо:

  1. Вымыть область промежности ребенка.
  2. Просушить ее салфетками.
  3. Подготовить емкость для сбора.

Получить материал для анализа у мальчика проще, чем у девочки – поэтому многие родители выбирают стандартную тару: это стаканчик или баночка. Они должны быть чистыми и сухими, лучше всего – простерилизованными. Можно купить в аптеке одноразовые экземпляры. После того, как область промежности и пениса вымыта, нужно подождать, когда ребенок начнет писать, и подставить емкость.

В то же самое время мочеприемник не стоит сбрасывать со счетов. Грудной ребенок может начать писать в неподходящий момент, и есть риск не успеть схватить баночку. Кроме того, стерильность емкости – немаловажный фактор, влияющий на качество анализов. Как пользоваться пакетом-сборником?

  • произвести гигиену наружных половых органов ребенка;
  • просушить обработанную область салфетками;
  • распечатать мочеприемник;
  • снять липкую ленту;
  • аккуратно вставить пенис в отверстие пакета;
  • приклеить емкость к коже;
  • подождать опорожнения мочевого пузыря.

Как и в ситуации с девочкой, нужно прикреплять пакет так, чтобы в него не попали фекалии.

Это исследование необходимо, чтобы выявить инфекцию мочевых путей. Материал, полученный при сборе, наносят на питательные среды, позволяющие вырасти определенным микроорганизмам. При появлении колоний бактерий определяют вид, количество и чувствительность к антибиотикам.

  1. Возникает симптоматика инфекции мочевых путей (выделения из уретры, изменение объема, цвета, запаха мочи, частоты опорожнения, возникает лихорадка).
  2. Есть основания полагать, что у ребенка – латентная (скрытая) бактериурия (о ней вы можете прочесть в других статьях на сайте).
  3. Наблюдается стойкая, но при этом необъяснимая лихорадка, и врач проводит дифференциальную диагностику различных патологий.

Исследование также требуется для контроля излеченности после курса антибактериальной терапии. Его проводят не ранее чем через 7-14 дней с момента прекращения приема лекарственных препаратов.

Соответствует уже описанным в разделе «Общий анализ» правилам и требованиям. Однако есть нюанс – поскольку бакпосев должен определить количество микроорганизмов в моче, необходима стерильность. Поэтому используется:

  • одноразовый пакет-приемник;
  • в ситуациях, когда трудно получить материал или есть, например, выделения из уретры в большом количестве – катетеризация мочевого пузыря или его пункция (прокол); эти процедуры проводит врач.

Расшифровка результатов бактериологического анализа подробно описана в других статьях на сайте; если говорить кратко, она выглядит следующим образом:

Способ сбора мочи Результат, КОЕ/мл
В норме При патологии
Пакет-приемник До ≥ 10 2
Катетеризация До 1000 ≥10 2
Пункция Бактерии отсутствуют Позитивный рост любого количества колоний микробов

Сколько нужно мочи грудничка для анализа? Объем – около 20-25 мл, но стоит уточнить у педиатра, может ли лаборатория взять в работу меньшее количество материала, если удалось получить от 10 мл.

Лаборатории принимают анализы утром (за исключением экстренных ситуаций в стационарах), и мочу нужно доставить в течение полутора часов с момента сбора. Материал, собранный под вечер, непригоден; даже если его хранить в холодильнике, результаты исследований будут искажены, и информативность теста сведется к нулю.

  1. Чистой теплой водой.
  2. Без использования антисептиков, любых гелей или травяных настоев.
  3. С аккуратным промоканием кожи салфетками или мягкими полотенцами.

Родителям следует вымыть руки перед тем, как проводить гигиену наружных половых органов ребенка, и не прикасаться к внутренним стенкам емкости с материалом. Если используется пакет-приемник, его не следует держать приклеенным более 2 часов, а после опорожнения нужно перелить образец в стерильный стаканчик.

источник

Манипуляция — Сбор мочи у грудных детей. Цель: диагностическая Показания: взятие мочи для лабораторного исследования Противопоказания: нет Оснащение: резиновый круг, пеленки, лоток или тарелка, колба, пробирка или презерватив, пластырь, емкость для мочи, бланки для направлений в лабораторию. Алгоритм действий: Подготовка к процедуре 1 .Объяснить маме ход и цель предстоящей манипуляции 2. Проверьте наличие всего необходимого для проведения процедуры 3. Вымойте руки. Наденьте перчатки 4. Подмойте ребенка 5. Вымойте руки Выполнение процедуры сбора мочи у грудных детей 1. Уложите ребенка: а) девочку на резиновый круг, обернутый пеленкой, поставьте в центр круга лоток или тарелку б) мальчику опустите половой член в пробирку, зафиксируйте пробирку лейкопластырем к коже живота 2. Оберните каждую ножку пеленкой 3. Прикройте ребенка пеленкой 4. Наблюдайте за ребенком Окончание процедуры. 1 .Собранную мочу перелейте в чистую посуду 2. Вымойте руки 3. Оденьте ребенка 4. Положите его в кроватку 5. Оформите направление 6. Обеспечьте своевременную доставку мочи в лабораторию. Инфекционный контроль 1.Обработать резиновый круг 1% р-ром хлорамина, тарелку замочить в 3% р-ром хлорамина на 60 минут. 2. Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.

Цель: диагностическая Показания: для лабораторного исследования Противопоказания: нет Оснащение: — глюкотест — моча в баночке Техника выполнения. Для быстрого определения сахара в моче у ребенка используют реактивные бумажки глюкотест. 1. Собрать в 200,0 баночку мочу. 2. Погрузить в мочу глюкотест и проследить за изменением его окраски. 3. Сравнить полученную окраску глюкотеста со шкалой в наборе. 4. Результаты исследования записать в историю болезни. Инфекционный контроль 1. Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем

Манипуляция — Техника введения газоотводной трубки ребенку грудного возраста. Цель: лечебная. Показания: метеоризм. Противопоказания: выпадение прямой кишки, острые воспалительные, гнойные, язвенный процессы в области заднего прохода и толстой кишки, трещины заднего прохода и его зияние, опрелости в области заднего прохода 2-3 степени, перитонит, желудочно-кишечные кровотечения, первые дни после операции на органах брюшной полости. Оснащение: А — стерильные: газоотводная трубка, лоток, салфетки, пинцет, перчатки; Б — лоток с водой, вазелин, вазелиновое масло, растительное масло, фантом — кукла, марлевые шарики, присыпка или детский крем, 3 пеленки, клеенка, дез.раствор.

Техника введения газоотводной трубки: Подготовка к процедуре: 1. Положите на пеленальный столик последовательно сверху вниз: — пеленку, — клеенку — пеленку; 2. Проверьте наличие на рабочем месте баночки с вазелином, стакан с водой, марлевых тампонов; 3. Проведите психологическую подготовку ребенка (мамы), объясните ход процедуры; 4. Вымойте руки; 5. Наденьте перчатки; 6. Возьмите пинцетом стерильный лоток: — положите стерильную салфетку; — возьмите стерильную газоотводную трубку и положите в салфетку; — поставьте лоток на пеленальный столик; — распеленайте или разденьте ребенка; — уложите его на спину или левый бок, согнув ноги в тазобедренном и коленных суставах. ВНИМАНИЕ! Перед постановкой газоотводной трубки сделайте очистительную клизму. Выполнение процедуры: 1. Возьмите правой рукой газоотводную трубку, закругленный конец ее смажьте вазелином или маслом (метод полива). 2. Раздвиньте ягодицы ребенка 1-2 пальцем левой руки, правой рукой, вращательными движениями без усилий введите газоотводную трубку в прямую кишку на 8-10 см (для ребенка первых месяцев жизни) так, чтобы наружный конец ее выступал из заднего прохода. 3. Опустите наружный конец газоотводной трубки в стакан с водой, 4. проверьте отхождение газов по наличию пузырьков в воде, 5. Накройте ребенка пеленкой, 6. Оставьте газоотводную трубку на 20-30 мин, пока не отойдут газы, 7. Примечание: в течение 30 минут проведите ребенку легкий массаж живота по часовой стрелке через согретую пеленку, 8. Через 30 минут осторожно удалите газоотводную трубку из прямой кишки, 9. Положите газоотводную трубку в дез.раствор. Окончание процедуры: 1. Обработайте после удаления газоотводной трубки окружность заднего прохода марлевым шариком, обработайте кожу в области заднего прохода детской присыпкой или кремом, 2. Запеленайте или оденьте ребенка, положите в кроватку. Инфекционный контроль: 1. Снимите перчатки и погрузите их в 3% р-р хлорамина на 60 минут, 2. Газоотводную трубку замочить в 3% р-ре хлорамина на 60 минут. 3. Клеенку протереть двукратно 1% р-м хлорамина, 4. Обработайте руки на гигиеническом уровне. Примечание: через 3 часа процедуру можно повторить.

источник

Цель: исследование

Показание: диспансерное наблюдение

· нестерильные перчатки,

· мочеприемник,

· бланк направления в лабораторию,

Обязательное условие: не допускать долгого хранения мочи, так как при хранении происходит разложение форменных элементов, изменяется реакция мочи, вследствие чего искажаются результаты исследования.

Алгоритм действия:

1. Провести идентификацию пациента.

2. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры, получить согласие.

3. Выписать направление в клиническую лабораторию.

4. Провести гигиеническую антисептическую обработку рук.

5. Надеть нестерильные одноразовые перчатки ,

6. Положить на постель пеленку.

7. Подмыть ребенка (девочку спереди назад) под проточной водой.

8. Просушить половые органы полотенцем , промокательными движениям.

9. Положить ребенка на спину, раздвинуть ножки и убедиться , что промежность сухая.

10. Открыть упаковку и развернуть мочеприемник, снять защитную пленку с клейкой поверхности.

11. У мальчиков опустить пенис и мошонку малыша в отверстие мочеприемника, плотно прижать клеевую часть к коже в области промежности и вокруг половых органов. При этом направление резервуара значения не имеет.

12. Для девочки приклеить мочеприемник, резервуаром вниз, начиная от точки между половыми губами и анальным отверстием и двигаясь вверх к лобковой зоне.

13. Липкую ленту наклеивать плотно, полностью захватывая зону выделения мочи, но с тем расчетом, чтобы не повредить нежную кожу ребенка.

14. Надев мочеприемник, подождать, пока ребенок помочится.

15. Когда материал для анализа будет собран, снова подмыть ребенка, обсушить кожу и наденьте подгузник.

16 Поместить мочеприемник в устойчивую емкость.

17 Снять перчатки, сбросить в КБУ.

19 Организовать транспортирование полученного материала в лабораторию не позднее одного часа.

Документирование:

5. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года.

6. Приказ Министерства здравоохранения РК от 23 апреля 2013 года № 111.

7. Приказ Министерства здравоохранения РК от 24.02.2015 года № 127.

8. Приказ Министерства здравоохранения РК от 28.02.2015 года № 176.

Алгоритм : « Организация уголка оральной регидтационной терапии (ОРТ) по программе ИВБДВ.

Уголок ОРТ-это место в медицинском учреждении , отведенное для проведения оральной регидратационой терапии детям с диареей

Цель: борьба с обезвоживанием, профилактика обезвоживания.

Показания: диарея.

Алгоритм действия:

1. Организуйте уголок ОРТ в таком месте , где медицинским работникам удобно наблюдать за ребенком, консультировать и подбадривать мать.

2. Проконтролируйте , чтобы уголок ОРТ хорошо проветривался, был недалеко от туалета и умывальника.

— стол для приготовления ОРС и хранения расходных материалов;

— стул со спинкой для матери;

— тумбочка с медицинскими весами;

— небольшой удобный стол или тумбочка , на которую мать может ставить чашку с раствором ОРС, лист бумаги для записи и ручку;

— шкаф для хранения расходных материалов( пакеты, ОРС, однолитровые банки, мерные стаканы, чашки, ложки и т. д.);

— раковина и жидкое мыло для мытья рук;

4. Используйте время нахождения матерей в уголке ОРТ для проведения санитарно- просветительной работы:

А) повесьте информационные плакаты;

— о лечении, профилактике диареи и обезвоживания,

— об ОРТ, использовании чистой воды, о грудном вскармливании;

-о преимуществах грудного вскармливания;

— о том, когда необходимо вернуться с ребенком в медицинское учреждение;

Б) консультируйте лично мать с Помощью памятки Матери.

Документирование:

1. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года.

2. Приказ Министерства здравоохранения РК от 23 апреля 2013 года № 111.

3. Приказ Министерства здравоохранения РК от 24.02.2015 года № 127.

4. Приказ Министерства здравоохранения РК от 28.02.2015 года № 176.

МЗ РК №656 от 19.12.2008 года «О внедрении метода интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста в Республике Казахстан»

Алгоритм : « Проведение оральной регидратации растворами оральных

Регидратационных солей (ОРС) по программе ИВБДВ.

Цель:борьба с обезвоживанием, профилактика обезвоживания.

Показания:диарея.

· порошок ОРС (регидрон, глюкосалан, смекта),

· 1 литр кипяченой воды температуры 22-24 С,

· посуда для разведения ОРС с меркой 1 литр

Алгоритм действия:

1. Провести идентификацию пациента.

2. Объяснить матери ( ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие.

4. Провести гигиеническую антисептическую обработку рук.

5. 1 пакет ОРС постепенно , тщательно размешать и развести в 1 литре кипяченой и охлажденной воды.

Читайте также:  10 мл мочи грудничок анализ

6. Подсчитать объем жидкости, необходимый ребенку( по плану А и В).

7. Отлить из приготовленного раствора ОРС с помощью мерного стаканчика , рассчитанный для ребенка объем жидкости в другую посуду и отдайть матери.

8. Объяснить матери, что рассчитанный объем ОРС необходимо дать грудному ребенку между кормлениями по 1 чайной ложке каждые 1-2 минуты( детям старшего возраста по 1-2 столовые ложки каждые 3-5 минут или из чашки частыми небольшими глотками) в течении 4 или 6 часов в зависимости от степени обезвоживания.

9. Попросить мать отмечать на листке бумаги объем пищи, съеденной ребенком, и объем выделенной мочи, стула, рвотных масс.

10. Оценить общее состояние ребенка через 4 или 6 часов: определить симптомы обезвоживания ( состояние кожи, слизистых, большего родничка и т.д.), назначить дальнейшую тактику лечения согласно плана Аи Б.

11. Объяснить матери о необходимости поить ребенка растворами ОРС и по истечении 4-6 часов , до полного исчезновения рвоты и признаков диареи.

Документирование:

1. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года.

2. Приказ Министерства здравоохранения РК от 23 апреля 2013 года № 111.

3. Приказ Министерства здравоохранения РК от 24.02.2015 года № 127.

4. Приказ Министерства здравоохранения РК от 28.02.2015 года № 176.

5. МЗ РК №656 от 19.12.2008 года «О внедрении метода интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста в Республике Казахстан»

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 947 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Анализ мочи у детей является одним из самых простых, информативных и к тому же недорогостоящих методов диагностики, который позволяет определить наличие достаточно большого ряда изменений в организме.

При этом исследование способно показать развитие различных заболеваний на ранних стадиях, когда еще не проявилась характерная для них симптоматика. Главной особенностью анализов мочи является то, что биоматериал для изучения родственникам либо ребенку постарше потребуется собрать самостоятельно.

Поэтому обязательно перед подготовкой к сдаче образца следует ознакомиться с памяткой, содержащей необходимую информацию. Сюда входит, когда и куда нужно производить сбор, что можно и что нельзя есть накануне, сколько мочи нужно для анализа грудничка и детей старшего возраста и т. д.

Выделяемая почками жидкость, то есть моча (урина) является продуктом жизнедеятельности организма. Пройдя все стадии фильтрации, в ходе чего претерпевает множество преобразований, она по мочеточникам спускается в специальный природный резервуар для хранения – мочевой пузырь.

После его наполнения через уретру (мочеиспускательный канал) урина выводится из организма, тем самым освобождая место для следующих отфильтрованных порций. В мочу выделяется значительная часть конечных продуктов, образующихся в процессе метаболизма, и поэтому при нарушении деятельности функциональных систем или отдельных органов в ней также будут отмечаться изменения.

Поэтому при диагностике определенных заболеваний зачастую проводится несколько видов анализов мочи, которые позволяют оценить ее органолептические, биохимические, физико-химические, микробиологические и микроскопические свойства. Необходимость сдавать мочу на анализ возникает не только в критических ситуациях, когда у ребенка присутствует патологическая симптоматика.

Обследования данного вида биологического материала часто назначаются в профилактических целях, чтобы иметь возможность отследить соответствие развития функциональных органов ребенка его возрасту. Исходя из этого ОАМ (общий анализ мочи) у детей, а также другие методики исследования отфильтрованной почками жидкости назначаются в следующих ситуациях:

  • После перенесенного заболевания проводится контрольная диагностика показателей крови и мочи для оценки динамики выздоровления и выявления возможных осложнений.
  • При наличии подозрений на скрытые заболевания внутренних органов (сахарный диабет, болезни печени, поджелудочной железы и т.д.)
  • После перенесенных заболеваний, отличающихся высокой вероятностью развития почечных осложнений (вирусные инфекции, скарлатина, ангина и пр.)
  • Перед плановой, а также ургентной госпитализацией в стационар.
  • В профилактических целях для оценки общего состояния ребенка.
  • Для проверки эффективности проводимой терапии.

Все вышеперечисленное подчеркивает, насколько важны исследования мочи у детей. Учитывая, что малыши наиболее подвержены различным простудным, инфекционным заболеваниям, а также травмам, данные процедуры становятся незаменимыми при проведении любой диагностики.

Специальная подготовка к прохождению анализа мочи ребенку не потребуется. Однако есть несколько моментов, которые родителям следует учесть. Это необходимо для получения достоверных результатов. К ним относятся следующие рекомендации:

  • оградить малыша от физического переутомления и эмоциональных потрясений;
  • не изменять накануне сбора биоматериала привычного распорядка дня, питания и питьевого режима;
  • из рациона ребенка следует исключить жирную и острую пищу, а также фастфуд и газированные напитки;
  • проследить, чтобы в пищу не были включены продукты, способные изменить окраску мочи (свекла, морковь, ревень и т.д.);
  • если малыш принимает какие-либо медпрепараты, то об этом нужно обязательно уведомить врача.

Учитывая, что методик для исследования урины существует достаточно много, после получения направления на анализ родители должны обязательно уточнить все тонкости сбора биоматериала. В данный перечень входит:

  • Куда собирать мочу, где приобрести стерильный контейнер, и как при необходимости простерилизовать имеющуюся емкость?
  • Как произвести туалет наружных половых органов ребенку, избежав попадания посторонних примесей в образец?
  • Сколько мл мочи нужно для выполнения конкретного назначенного анализа?
  • Как правильно собрать биоматериал, чтобы не потребовалось повторять анализ?

Самым первым исследованием выделяемой жидкости, которое назначается при визите в больницу, является ОАМ. С помощью него удается оценить большое количество показателей, что предоставляет врачу возможность скорректировать дальнейшие обследования маленького пациента.

Сбор мочи для общего анализа производится утром, после тщательно выполненного туалета половых органов. Мыть ребенка необходимо без использования средств, содержащих различные отдушки и антибактериальные компоненты. Лучше всего подойдет обычное детское мыло, которым рекомендуется пользоваться и в остальное время. Оно гипоаллергенно и не представляет угрозы чувствительному детскому организму.

В качестве емкости, в которую планируется собрать анализ мочи, лучше всего воспользоваться специальным стерильным контейнером, приобретенным в аптеке. Хотя можно для этих целей применить и обычную небольшую стеклянную или пластмассовую посуду, предварительно подержав ее несколько минут в кипящей воде.

Чтобы взять анализ у новорожденных младенцев и детей до года рекомендуется приобрести специальный мочеприемник, который клеится к лобку и промежности, позволяя не допустить проливания требуемого биоматериала.

Для проведения исследования потребуется порция утренней мочи, собранная непосредственно после пробуждения. Детям постарше родители должны подробно разъяснить правила сбора и сколько мочи надо для анализа, чтобы они могли это сделать самостоятельно.

Сама процедура забора имеет четкую последовательность, а именно:

  • первая порция мочи (приблизительно 2-3 секунды после начала мочеиспускания) выпускается в унитаз;
  • последующая жидкость – собирается в подготовленную емкость (примерно 20-30 миллиграммов);
  • завершается мочеиспускание опять в унитаз, поскольку последняя порция мочи не пригодна для диагностики.

Таким образом, для проведения ОАМ берется средняя порция утренней урины, а две остальные выливаются в унитаз. Существует методика, в ходе которой изучаются все три порции (трехстаканная проба), позволяющая определить более конкретную локализацию патологий мочевыделительного тракта.

Взять мочу на анализ у новорожденного процедура не совсем простая. Необходимо помнить, что выкрутить пеленку или отжать памперс категорически запрещено, так как в контейнер могут попасть посторонние примеси, что помешает получить достоверный результат. Собрать урину у младенца можно следующим образом – «подкараулить» первое утреннее мочеиспускание, и поддержать его над подготовленной заранее емкостью.

При использовании специального мочеприемника следует учитывать, что малыши при его приклеивании чувствуют определенный дискомфорт и пытаются сбросить. Поэтому нужно проконтролировать, чтобы до мочеиспускания мочеприемник находился на своем месте.

Полученную мочу надо как можно быстрее отправить в лабораторию, поскольку она пригодна для анализа первые 2 часа после сбора, если хранится при комнатной температуре, и до 6 часов, если стоит в холодильнике при 4-6º С.

Кроме средней порции утренней мочи, может назначаться исследование суточного диуреза, что подразумевает сбор всей выделенной за сутки жидкости. Такой анализ показывает работоспособность почек и прочие особенности их деятельности. В детской нефрологии оценка суточного диуреза является не менее важным исследованием, чем ОАМ.

Расшифровка анализа мочи у детей должна проводиться исключительно специалистом, поскольку многие заболевания у маленьких пациентов развиваются стремительно, и любое промедление может закончиться серьезным осложнением.

Самую обширную информацию о состоянии организма дают общий и биохимический анализы, которые зачастую назначаются в паре первыми совместно с исследованием крови. Как уже упоминалось выше при их проведении можно оценить пять свойств выделяемой жидкости.

Цвет – детская моча обычно имеет более светлый оттенок желтого, чем у взрослого человека. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то его урина практически прозрачна. При вводе в рацион малыша продуктов, содержащих яркий пигмент (свекла, морковь), оттенок приобретает более выраженную окраску.

Запах – урина ребенка, как правило, не обладает резким специфическим запахом. Если детский рацион перенасыщен белковой, и, в частности, мясной пищей, то запах выделяемой жидкости усиливается.

Пенистость – у здоровых людей, как взрослых, так и у детей выделяемая почками жидкость не должна пениться. Появление пены может быть обусловлено обезвоживанием организма. Однако если при приведении питьевого режима в норму пенистость остается, то это свидетельствует о присутствии патологических изменений.

Прозрачность – в норме урина детей прозрачна. Мутность зачастую является сигналом о развитии инфекционного заболевания либо нарушении процессов метаболизма, выражающихся, к примеру, скоплениями большого количества солевых формирований.

Плотность (удельный вес) (SG) – норма данного коэффициента у новорожденного младенца составляет 1,002-1,004. Если рацион кормящей матери в большей мере состоит из жирной и мясной пищи, то плотность повышается, а если преобладает растительная, то, наоборот, понижается. То же самое относится и к питанию детей, грудное вскармливание которых уже завершено, и еще плотность снижается при обильном питье.

К шести месяцам этот параметр у ребенка увеличивается до 1,006-1,016, и таким остается, пока малышу не исполнится год. У детей 3-5 лет значения удельного веса варьируются в интервале 1,010-1,020, 7-8 лет – 1,008-1,022, и в 10-12 лет постепенно приближаются к взрослым, то есть к 1,011-1,025. По этому показателю лаборант определяет наличие солей и других продуктов распада.

Повышение коэффициента отмечается:

  • при сахарном диабете;
  • пиелонефрите, цистите;
  • высокой дозировке лекарств, выводящихся с мочой;
  • обезвоживании вследствие рвоты, диареи, интенсивном потоотделении.

Снижение удельного веса мочи наблюдается:

  • при обильном питье;
  • несахарном диабете;
  • приеме диуретиков;
  • почечной недостаточности.

Кислотность (Ph) – в норме у детей реакция мочи нейтральная (7) либо слабокислая (5-7). Если урина собрана незадолго после употребления пищи, то ее реакция бывает приближенная к щелочной (выше 7).

Кроме того, щелочная реакция наблюдается при чрезмерном поедании овощей, фруктов и ржаного хлеба. Повышается Ph при увеличении в рационе белковой и жирной пищи, хлебобулочных изделий из пшеничной муки, а также после физических нагрузок.

Белок (PRO) – белковых молекул в моче грудничков не должно быть свыше 5 г/л. Появление белка также отмечается и в период, когда дети начинают ходить. Повышенное содержание данного вещества наблюдается после интенсивных физических нагрузок, однако в норме в утренней порции мочи белок должен отсутствовать.

Сахар (GLU) – появление в моче ребенка сахара может быть вызвано употреблением большого количества углеводной пищи. Еще одна причина – это временное расстройство пищеварительной функции (метеоризм, изжога, диарея). Если же повышение показателя не связано с вышеописанными факторами, то возможно речь идет об эндокринном расстройстве, что должно стать поводом для дополнительной диагностики.

Кетоновые тела (KET), или так называемый ацетон, появляются в моче, когда в детском рационе содержится малое количество углеводов. Если же ребенок потребляет их достаточно, то, возможно, существует проблема с усваиванием, что наблюдается при сахарном диабете.

Билирубин (BIL), уробилиноген (URO), индикан и желчные кислоты – в норме все перечисленные вещества в выделенной почками жидкости у ребенка не должны определяться. Их присутствие указывает на патологии, такие как дисфункции печени, мочекаменную болезнь, воспалительные процессы в различных отделах кишечника, и поэтому требуется обязательное дообследование.

В отфильтрованной почками жидкости могут находиться различные микроскопические элементы, которые при отстаивании мочи выпадают в осадок. В свою очередь, он разделяется на органический и неорганический.

Осадок иногда наблюдается, если моча доставлена в лабораторию позже положенного срока, но если биоматериал был привезен вовремя, то его присутствие говорит о наличие патологии. Нередко это является свидетельством высокого содержания кристаллов минеральных солей различного состава (фосфаты, ураты, осксалаты).

Соли – формирования в виде солевых кристаллов, появляющиеся в моче детей, нередкое явление. В основном их формирование напрямую связано с режимом питания и физической активностью малышей. Если при приведении в норму этих двух факторов показатели не стабилизируются, то необходимо искать причину возникновения патологии.

Эритроциты – красные кровяные клетки могут присутствовать в моче здорового ребенка, но их количество в норме не должно превышать 2-3 штуки в поле зрения микроскопа. В рамках физиологии, обусловленных физической нагрузкой, показатель может достигать даже 75 штук, но при отсутствии данного фактора такой скачок будет однозначно патологией.

Лейкоциты – белые кровяные тельца, в моче детей их, как правило, в норме не более 1-3 штук в поле зрения. Но незначительное увеличение у малышей до года, к примеру, у грудничка мальчика до 7 штук, и у грудничка девочки – до 10 единиц в поле зрения также не считается признаком болезни.

Цилиндры – составляющие мочевого осадка белковой природы, которые скапливаются в канальцах почек при различных патологиях данного органа. Кроме белка, в их состав нередко входят различные включения. По характеру последних выделяют следующие разновидности цилиндров:

  • Пигментные (гемоглобиновые) – формируются из пигментов крови, и свидетельствуют о воздействии на организм токсичных веществ.
  • Гиалиновые – присутствуют в первые дни у новорожденного, затем пропадают. Также могут появляться при нарушениях водного равновесия и расстройствах пищеварительной функции.
  • Зернистые – в норме отсутствуют. Образование их может быть вызвано такими же причинами, как и гиалиновых.
  • Эпителиальные – представляют собой «слипшиеся» эпителиальные клетки, и могут говорить о повреждении почечных канальцев.
  • Восковые – указывают на протекание хронических почечных патологий.

Слизь – это вязкие сгустки эпителия, которые появляются в моче при возникновении воспалительных заболеваний в мочевыделительной системе и, в частности, в почках.

Бактерии, вирусы, грибки и прочие микроорганизмы не должны присутствовать в моче здорового ребенка. Наличие представителей микрофлоры указывает на протекание воспалительного процесса бактериальной, вирусной, инфекционной или паразитарной природы.

Все вышеперечисленное подтверждает широкие возможности, которые предоставляет проведение и расшифровка общего анализа мочи, а также биохимического. Поэтому эти две методики являются очень важными для профилактики и диагностики большого ряда заболеваний, которым подвержены маленькие пациенты.

Если выясняется, что у малыша какой-либо из данных анализов «плохой» обязательно следует принять все меры, чтобы узнать причину отклонения того или иного параметра. Нельзя забывать, что у детей большинство патологий развиваются гораздо быстрее, чем у взрослых, и не потерять драгоценное время – самая главная задача не только врачей, но и родителей!

источник