Меню Рубрики

Подготовка к общему анализу мочи у детей

Как правильно подготовить детей к сдаче анализов.

Сдавать анализы приходится достаточно часто. Существует ряд правил, которые необходимо соблюдать перед сдачей анализа крови. Соблюдение рекомендаций позволит получить точную и достоверную информацию о состоянии пациента.

Как правильно сдать анализ крови.

  1. Необходимо строго соблюдать рекомендации врача и сдавать анализы крови именно в те даты и в то время, когда вам определил лечащий врач.
  2. Если Ваш малыш принимает лекарственные препараты, следует проконсультироваться с врачом о целесообразности проведения лабораторного исследования на фоне приема препарата или возможности отмены приема препарата перед сдачей анализа крови;
  3. При сдаче анализов крови не всегда требуется длительный интервал голода, так как не все дети могут легко это перенести. Поэтому если вам предстоит сдача крови, поинтересуйтесь у врача — какой завтрак можно дать ребёнку или необходимо отложить завтрак на более позднее время.
  4. Анализы крови необходимо сдавать в утреннее время, как правило, с 8 часов утра до 10 часов дня, соблюдение этого временного режима даёт более точный результат исследований.
  5. При контроле лабораторных исследований в динамике рекомендуется проводить повторные исследования в одинаковых условиях – в одной лаборатории, сдавать кровь в одинаковое время суток и т.д.
  1. Предварительно нужно взять специализированный пластиковый контейнер для кала в клинике у администратора.
    Недопустимо использовать другие бытовые емкости.
  1. Собирать кал для исследования следует утром. Если это затруднительно, можно подготовить пробу заранее, но не более чем за 8 часов перед сдачей кала в лабораторию. В этом случае хранить пробу следует в холодильнике (не замораживать).
  2. Перед сдачей анализа кала необходимо провести гигиенический туалет половых органов и области заднего прохода с мылом, после чего ополоснуть теплой водой и насухо вытереть чистым полотенцем.
  3. Перед сдачей анализа кала необходимо помочиться.
  4. Для проведения анализа кала достаточно объёма до 10 г. (размер крупной горошины).
  1. Предварительно нужно взять в клинике специализированный пластиковый контейнер для мочи. Контейнер стерилен, не требует предварительной обработки и полностью готов к использованию. Недопустимо использовать ёмкости ,не предназначенные для этой цели!
  2. Бытовые емкости, могут содержать примеси, искажающие результаты анализов. Для общеклинического анализа мочи следует использовать «утреннюю» мочу, которая в течение ночи собирается в мочевом пузыре, что позволяет исследуемые параметры считать объективными.
  3. Перед сдачей анализа мочи необходимо провести гигиенический туалет половых органов, подмыть ребёнка теплой водой с мылом, после чего ополоснуть теплой водой и насухо вытереть чистым полотенцем.
  4. Рекомендуется собирать среднюю порцию мочи:
    — начать мочеиспускание в горшок или унитаз
    — через 2-3 секунды подставить контейнер для сбора анализа;
    — после наполнения контейнера на 2/3-3/4 объема продолжить мочеиспускание в унитаз или горшок.
  5. Доставить мочу в лабораторию необходимо не позднее, чем через 2 часа после того как она была собрана.
  6. Не охлаждайте и не перегревайте контейнер.

Помните, что получение достоверных результатов предполагает правильный сбор материала для анализа. Несоблюдение правил подготовки к сдаче материала для исследования, в лучшем случае, приведет к необходимости повторения анализа, в худшем — к неправильной постановке диагноза со всеми вытекающими отсюда последствиями.

источник

Анализ мочи это стандартное лабораторное исследование ребенка.

Общий анализ мочи – самый частый и распространенный анализ. Этот анализ назначают при появлении первых симптомов болезни и в профилактических целях.

Есть и специальные анализы мочи у ребенка, которые назначают только в диагностических целях. Например, анализ мочи по Нечипоренко (при подозрении на цистит, гломерунефрит, пиелонефрит), проба Зимницкого для оценки состояния почек, проба Сулковича (скрининг-тест для определения количества кальция в организме), проба Реберга (для оценки эффективности работы почек), анализ мочи на гормоны , посев мочи на чувствительность к антибиотикам и др.

-при симптомах болезни (повышение температуры тела, болезненное мочеиспускание, боли в спине, частое мочеиспускание, примесь крови в моче и др.);

-грудные дети в установленные декретированные сроки – не менее 2х раз в год;

-дети старше 1 года не менее 1 раза в год.

Чтобы результаты анализа мочи ребенка были достоверными необходимо правильно подготовить ребенка к сдаче. Накануне сдачи анализа мочи нельзя кормить ребенка овощами и фруктами, которые могут изменить цвет мочи (свекла, морковь). Мочу для исследования собирают в специальный стерильный пластиковый контейнер или мочеприемник (для сбора мочи у грудничка), которые можно купить в аптеке или взять в диагностической лаборатории. Перед сбором мочи обязательно подмойте ребенка. Девочек подмывают спереди назад, затем, ваткой, смоченной в теплой воде, промойте участок между половыми губами. Мальчикам при подмывании отодвигают крайнюю плоть, обнажая головку полового члена.

Для общего анализа мочи лучше всего сдавать утреннюю мочу. Первую порцию мочи малыш выпускает в унитаз, а остальную мочу вы должны собрать в контейнер. Если вы собрали вечернюю мочу, то хранить баночку с материалом надо в холодильнике, чтобы не изменились основные показатели.

Как собрать мочу для анализа мочи по Нечипоренко, для пробы Зимницкого, для пробы Сулковича, для исследования мочи на гормоны, для посева.

Для анализа мочи по Нечипоренко нужна только утренняя моча, причем средняя порция. Хранить мочу для этого анализа можно лишь 1,5 часа.

Для пробы по Зимницкому собирают суточную мочу в 8 контейнеров. Мочу собирают каждые три часа, начиная с 9.00 и заканчивая 9.00 следующего дня. Каждые три часа все мочеиспускания ребенка, включая ночные, собирают в отдельный подписанный (время собора мочи) контейнер. Если малыш не ходил в туалет в указанный промежуток, то контейнер остается пустым.

7 порция – с 3-00 до 6-00 часов

8 порция – с 6-00 до 9-00 утра.

Хранить мочу нужно в холодильнике.

Для пробы Реберга попросите ребенка помочиться в туалет сразу после сна, чтобы полностью опорожнить мочевой пузырь. Затем вся моча, выделенная за 24 часа от момента утреннего мочеиспускания, собирается в сухой контейнер. Хранить мочу нужно в холодильнике. Перед сдачей анализа в лабораторию необходимо перемешать мочу и измерить объем. 50 мл мочи перелить в контейнер для мочи и отдать на исследование.

Для пробы Сулковича собирают утреннюю мочу, натощак. Малая порция мочи выпускается отдельно, чтобы избежать попадания воспалительных элементов, остальная порция полностью собирается в сухой контейнер. Хранить мочу можно не более 2х часов.

Для сдачи мочи на гормоны необходимо взять из диагностической лаборатории специальный сухой консервант. Моча собирается в течение 24, 12 или 6 часов в большую емкость с сухим консервантом. Первое утреннее мочеиспускание происходит в унитаз, вся остальная моча собирается емкость. Вся моча перемешивается, измеряют объем, часть переливается в контейнер и отдается на исследование.

Для анализа мочи с определением чувствительности к антибиотикам необходимо провести тщательный туалет половых органов. Первые 1-2 секунды ребенок мочится в унитаз, а всю остальную мочу необходимо собрать в стерильный контейнер. Мочу отдать на исследование необходимо в ближайшие сроки.

Более подробно о том, как правильно подготовитться к сдаче анализов мочи можно прочитать здесь.

Показатели нормы анализа мочи у ребенка зависят от вида анализа и от возраста малыша. Цвет мочи ребенка в норме насыщенный желтый, от соломенного до янтарно-желтого, моча должна быть прозрачной, запах в норме не должен быть резким, белка в моче быть не должно или обнаруживаются следы белка, глюкозы (сахара) быть не должно в моче, эритроциты в норме не обнаруживаются или единичные в препарате, лейкоциты в норме до 5 у мальчиков и 8-10 у девочек в разовой порции мочи, эпителий в норме единичный, слизь в норме практически не встречается.

Повышение лейкоцитов в моче у ребенка или появление эритроцитов повод для обращения к врачу. Так как несвоевременное лечение причин вызвавших эти отклонения от нормы очень опасны.

Наличие эритроцитов в моче у ребенка (гематурия) говорит о подмешивание крови к моче. Большинство причин гематурии требуют тщательного обследования и лечения. Появляются эритроциты при гломерулонефрите , пиелонефрите, опухолях почек, цистите, мочекаменной болезни, интоксикации организма, травме почек или мочевого пузыря и др.

При повышенном количестве лейкоцитов в моче у ребенка, убедитесь, что вы тщательно подмыли ребенка. Причины ведущие к повышению уровня лейкоцитов в моче – инфекция мочевыводящих путей ребенка, инфекция почек, воспаление наружных половых органов ребенка, нарушение обмена веществ и др.

В норме в моче у ребенка белка быть не должно или допустимо обнаружение до 0,002 гр\л. Появление белка в моче может говорить о развитии серьезных нарушений в организме ребенка. Определить истинную причину появления белка в моче у ребенка может только врач-нефролог.

Появление глюкозы в анализе мочи у ребенка говорит о появлении серьезных заболеваний, например сахарного диабета. Обязательно обратитесь к врачу, если в моче ребенка обнаружили глюкозу.

Анализ мочи должен расшифровывать лечащий врач ребенка. Ведь для составления правильной схемы лечения заболевания ребенка доктору важно не только расшифровать показатели анализа мочи, но и соотнести жалобы, данные осмотра и результаты дополнительного обследования с результатами анализа мочи.

ВИДЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Стоимость, руб. ** Приведены основные виды анализов. Возможно проведение других видов анализов — подробности уточняйте у администраторов Центра. Анализ мочи (общий) 380 Посев мочи 1620 Анализ мочи по Нечипоренко (подсчет количества форменных элементов) 380 Экстренный моча общий 290 Выезд лаборатории в пределах МКАД 1 720 Экстренный выезд лаборатории в пределах МКАД 1720 Выезд лаборатории за МКАД 2300

Записаться на прием к врачу Центра можно через:

либо по телефонам Центра В Москве:

+7 (495) 229-44-10 или +7 (495) 954-00-46

в рабочие часы Центра (ежедневно, без выходных и праздников, с 9.00 до 21.00)

источник

Исследование мочи у детей разного возраста — один из наиболее простых и информативных способов диагностики многих патологий. Показатели мочи могут свидетельствовать о наличии заболевания у малыша еще до появления выраженных симптомов. О каких нарушениях работы организма говорят результаты этого анализа и почему так важно его сдавать? Давайте разберемся в этом вместе.

Моча (урина) — продукт жизнедеятельности человека. Жидкость выделяется почками. Пройдя в них фильтрацию и претерпев ряд преобразований, она стекает по мочеточникам в мочевой пузырь. Затем через мочеиспускательный канал выводится из организма.

Анализ мочи дает информацию о состоянии почек и всего организма, показывает, насколько эффективна в случае лечения болезни применяемая терапия. Также данный анализ может указать на наличие скрытых воспалительных процессов, начальный этап того или иного заболевания. Поэтому детям очень важно проходить данный тест не только во время лечения, но и в профилактических целях. Ведь ребенок более подвержен различным простудным, инфекционным и травматическим заболеваниям, нежели организм взрослого.

Специальной подготовки анализ мочи у детей не требует. Важно, чтобы накануне сбора биоматериала ребенок не испытывал эмоциональных и физических перегрузок, соблюдал привычный режим дня, питания и приема жидкости. Постарайтесь исключить из рациона вашего чада острую и жирную пищу, следите за тем, чтобы он не употреблял фастфуд, газированные напитки. Если малыш в этот период принимает лекарственные препараты, об этом следует сообщить врачу.

Для исследования понадобится утренняя моча, собранная сразу после пробуждения. Детям старшего возраста следует подробно объяснить правила сбора материала. Для точности результата необходимо, чтобы мочеполовые органы ребенка были чистыми. Первую порцию мочи (2–3 секунды от начала мочеиспускания) следует спустить в унитаз. Последующую жидкость — собрать в стерильную баночку, но не выпускать всю мочу до конца. То есть, для анализа нужна средняя часть утренней урины.

Родителям младенцев стоит «подкараулить» время первого утреннего мочеиспускания и держать малыша над посудой для анализа. Можно подложить под ребенка какой-либо контейнер, который окажется дома. Другой вариант — использовать специальный мочесборник. Нужно учитывать, что он доставляет детям определенный дискомфорт, поэтому следует проконтролировать, чтобы ребенок его не сбросил. Неприемлемый способ — это выжимание памперса или пеленки, к чему иногда прибегают неосведомленные родители. В этом случае в биоматериал могут попасть посторонние частицы, что исказит показатели анализа. Чтобы сделать анализ, понадобится немного мочи — всего 20–30 мл.

Между сбором материала и доставкой его в лабораторию должно пройти не более двух часов.

В общем анализе мочи у детей рассматривают те же показатели, что и у взрослых: прозрачность, цвет, удельный вес, кислотность, количество эритроцитов, лейкоцитов, эпителия и другие. Различия заключаются в нормативных значениях.

Цвет — моча ребенка обычно более светлая, чем у взрослого человека. Если малыш находится на грудном вскармливании, его моча почти прозрачна. При введении в рацион ребенка продуктов, имеющих яркий пигмент (морковь, свекла), цвет становится более насыщенным.

Читайте также:  100 анализ мочи по нечипоренко

Запах — детская моча не обладает резким запахом. Если рацион ребенка насыщен мясной и белковой пищей, запах усиливается.

Пенистость — у здорового человека, как взрослого, так и ребенка, моча не должна пениться. Если пена появилась, это может быть вызвано недостаточным количеством жидкости в организме. Однако если с увеличением количества питья пена остается, это указывает на нарушения в организме.

Прозрачность — согласно норме, детская моча прозрачна. Ее замутненность может говорить о наличии инфекции или нарушении обменных процессов, например о скоплении большого количества солей.

Плотность (удельный вес) — у новорожденных норма этого показателя составляет 1,001–1,005. Если кормящая мама употребляет мясную и жирную пищу, плотность увеличивается, а если основа рациона кормилицы овощи и фрукты, тогда плотность понижается. В шесть месяцев этот параметр у младенца равен 1,005–1,015. К трехлетнему возрасту норма составляет 1,005–1,025. Плотность уменьшается при обильном питье и употреблении растительной пищи.

Кислотность — в норме у ребенка моча слабокислая (рН = 5–7) или нейтральная (рН = 7). Если моча была собрана после приема пищи, то реакция обычно бывает ближе к щелочной (рН > 7). Щелочная реакция также возможна после сильного потоотделения или при большом употреблении в пищу ржаного хлеба, овощей и фруктов. Кислотность мочи повышается после употребления белковой и жирной пищи, пшеничного хлеба и после физических нагрузок.

Если при изменении режима питья и питания, отмены физических нагрузок кислотность и плотность мочи выходят за пределы нормы, это может указывать на такое нарушение в организме, как почечная недостаточность.

Белок — появление белка в моче у младенцев допустимо в концентрации до 5 г/л. Также белок наблюдается в период, когда ребенок начинает ходить. Наличие белка в моче возможно после активных физических упражнений, однако в норме в утренней моче белок отсутствует.

Сахар — появление сахара в моче ребенка может быть обусловлено обильной пищей, богатой углеводами. Другая причина — временное расстройство пищеварения (диарея, изжога, метеоризм). Однако если появление сахара не вызвано данными причинами, это может говорить об эндокринном расстройстве, и в данном случае нужно будет пройти дополнительное обследование.

Кетоновые тела — эти вещества могут появляться в моче, если ребенок употребляет мало углеводов (картофеля, мучного и сладкого). Данное явление не является нарушением состояния здоровья.

Билирубин, уробилиноген, индикан, желчные кислоты — в норме данные вещества в крови ребенка отсутствуют. Их появление говорит о наличии патологии (нарушение работы печени, камни в почках, воспалительные процессы в кишечнике) и необходимости дальнейшего обследования.

Осадок (органический, неорганический) — сам по себе осадок не является причиной для беспокойства. Он может появиться в биоматериале, если тот привезен в лабораторию позже положенного срока. Однако если материал отдан на анализ вовремя, наличие осадка может указывать на повышенное содержание минеральных солей.

Кровяные тельца (эритроциты, лейкоциты) — количество эритроцитов в норме не должно превышать 2–3 в поле зрения. Однако при интенсивных физических нагрузках этот показатель может значительно увеличиться: вплоть до 75. Что касается лейкоцитов, то их допустимое количество — до 3 в поле зрения. Показатель может увеличиться, если перед сбором материала для анализа не были соблюдены правила гигиены.

Цилиндры — это составляющие осадка мочи. Они представляют собой белок, накапливающийся в почечных канальцах при заболеваниях почек. В их состав также могут входить различные включения. Выделяют следующие виды цилиндров:

  • Пигментные, или гемоглобиновые, цилиндры , — состоят из пигментов крови. Их наличие в анализе говорит о воздействии на организм ребенка токсических веществ.
  • Гиалиновые цилиндры — присутствуют в моче в первые дни жизни ребенка, потом исчезают. Появиться они могут в случаях пищевых расстройств и нарушения водного баланса в организме.
  • Зернистые цилиндры — в норме этот показатель отсутствует. Их появление бывает вызвано теми же причинами, что и появление гиалиновых цилиндров.
  • Восковые цилиндры — их возникновение указывает на наличие хронических заболеваний почек.
  • Эпителиальные цилиндры — представляют собой «слипшиеся» клетки эпителия. Их появление может говорить о повреждении почечных канальцев.

Слизь — в моче ребенка ее быть не должно. Если она присутствует, это говорит о воспалении в почках или в мочевыводящих путях.

Вирусы, бактерии и грибы — в моче здорового ребенка их быть не должно. Наличие говорит заболеваниях вирусной, бактериальной или паразитарной природы.

Амилаза, или диастаза , — фермент, участвующий в расщеплении полисахаридов. У здорового ребенка количество амилазы в моче достаточно низкое. В среднем врачи считают нормальным уровень амилазы в моче у детей до года — 5–65 Ед/л, у детей старше года и у взрослых нормативный показатель равен 20–160 Ед/л.

Соли — кристаллы солей нередко встречаются в моче ребенка. Режим питания и физическая активность малыша напрямую связаны с их появлением, поэтому наличие солей не является патологическим явлением.

Таким образом, общий анализ мочи ребенка состоит в определении множества разнообразных показателей. Они могут меняться под влиянием внешних факторов, но также указывают на наличие или предрасположенность к тому или иному заболеванию. Поставить точный диагноз может врач, учитывая при этом не только результаты теста, но и индивидуальные особенности растущего организма, сопутствующие симптомы и другие факторы.

Здо­ровье ре­бен­ка — за­лог спо­койст­вия ро­ди­те­лей и, сле­до­ва­тель­но, — гар­мо­нии в семье. Очень важ­но своев­ре­мен­но про­хо­дить про­фи­лак­ти­чес­кие осмот­ры и де­лать ди­аг­нос­ти­чес­кие те­с­ты, в том чис­ле об­щий ана­лиз мо­чи, ко­то­рый яв­ля­ет­ся аб­со­лют­но без­бо­лез­нен­ным и весь­ма ин­фор­ма­тив­ным.

источник

Анализ мочи у детей является одним из самых простых, информативных и к тому же недорогостоящих методов диагностики, который позволяет определить наличие достаточно большого ряда изменений в организме.

При этом исследование способно показать развитие различных заболеваний на ранних стадиях, когда еще не проявилась характерная для них симптоматика. Главной особенностью анализов мочи является то, что биоматериал для изучения родственникам либо ребенку постарше потребуется собрать самостоятельно.

Поэтому обязательно перед подготовкой к сдаче образца следует ознакомиться с памяткой, содержащей необходимую информацию. Сюда входит, когда и куда нужно производить сбор, что можно и что нельзя есть накануне, сколько мочи нужно для анализа грудничка и детей старшего возраста и т. д.

Выделяемая почками жидкость, то есть моча (урина) является продуктом жизнедеятельности организма. Пройдя все стадии фильтрации, в ходе чего претерпевает множество преобразований, она по мочеточникам спускается в специальный природный резервуар для хранения – мочевой пузырь.

После его наполнения через уретру (мочеиспускательный канал) урина выводится из организма, тем самым освобождая место для следующих отфильтрованных порций. В мочу выделяется значительная часть конечных продуктов, образующихся в процессе метаболизма, и поэтому при нарушении деятельности функциональных систем или отдельных органов в ней также будут отмечаться изменения.

Поэтому при диагностике определенных заболеваний зачастую проводится несколько видов анализов мочи, которые позволяют оценить ее органолептические, биохимические, физико-химические, микробиологические и микроскопические свойства. Необходимость сдавать мочу на анализ возникает не только в критических ситуациях, когда у ребенка присутствует патологическая симптоматика.

Обследования данного вида биологического материала часто назначаются в профилактических целях, чтобы иметь возможность отследить соответствие развития функциональных органов ребенка его возрасту. Исходя из этого ОАМ (общий анализ мочи) у детей, а также другие методики исследования отфильтрованной почками жидкости назначаются в следующих ситуациях:

  • После перенесенного заболевания проводится контрольная диагностика показателей крови и мочи для оценки динамики выздоровления и выявления возможных осложнений.
  • При наличии подозрений на скрытые заболевания внутренних органов (сахарный диабет, болезни печени, поджелудочной железы и т.д.)
  • После перенесенных заболеваний, отличающихся высокой вероятностью развития почечных осложнений (вирусные инфекции, скарлатина, ангина и пр.)
  • Перед плановой, а также ургентной госпитализацией в стационар.
  • В профилактических целях для оценки общего состояния ребенка.
  • Для проверки эффективности проводимой терапии.

Все вышеперечисленное подчеркивает, насколько важны исследования мочи у детей. Учитывая, что малыши наиболее подвержены различным простудным, инфекционным заболеваниям, а также травмам, данные процедуры становятся незаменимыми при проведении любой диагностики.

Специальная подготовка к прохождению анализа мочи ребенку не потребуется. Однако есть несколько моментов, которые родителям следует учесть. Это необходимо для получения достоверных результатов. К ним относятся следующие рекомендации:

  • оградить малыша от физического переутомления и эмоциональных потрясений;
  • не изменять накануне сбора биоматериала привычного распорядка дня, питания и питьевого режима;
  • из рациона ребенка следует исключить жирную и острую пищу, а также фастфуд и газированные напитки;
  • проследить, чтобы в пищу не были включены продукты, способные изменить окраску мочи (свекла, морковь, ревень и т.д.);
  • если малыш принимает какие-либо медпрепараты, то об этом нужно обязательно уведомить врача.

Учитывая, что методик для исследования урины существует достаточно много, после получения направления на анализ родители должны обязательно уточнить все тонкости сбора биоматериала. В данный перечень входит:

  • Куда собирать мочу, где приобрести стерильный контейнер, и как при необходимости простерилизовать имеющуюся емкость?
  • Как произвести туалет наружных половых органов ребенку, избежав попадания посторонних примесей в образец?
  • Сколько мл мочи нужно для выполнения конкретного назначенного анализа?
  • Как правильно собрать биоматериал, чтобы не потребовалось повторять анализ?

Самым первым исследованием выделяемой жидкости, которое назначается при визите в больницу, является ОАМ. С помощью него удается оценить большое количество показателей, что предоставляет врачу возможность скорректировать дальнейшие обследования маленького пациента.

Сбор мочи для общего анализа производится утром, после тщательно выполненного туалета половых органов. Мыть ребенка необходимо без использования средств, содержащих различные отдушки и антибактериальные компоненты. Лучше всего подойдет обычное детское мыло, которым рекомендуется пользоваться и в остальное время. Оно гипоаллергенно и не представляет угрозы чувствительному детскому организму.

В качестве емкости, в которую планируется собрать анализ мочи, лучше всего воспользоваться специальным стерильным контейнером, приобретенным в аптеке. Хотя можно для этих целей применить и обычную небольшую стеклянную или пластмассовую посуду, предварительно подержав ее несколько минут в кипящей воде.

Чтобы взять анализ у новорожденных младенцев и детей до года рекомендуется приобрести специальный мочеприемник, который клеится к лобку и промежности, позволяя не допустить проливания требуемого биоматериала.

Для проведения исследования потребуется порция утренней мочи, собранная непосредственно после пробуждения. Детям постарше родители должны подробно разъяснить правила сбора и сколько мочи надо для анализа, чтобы они могли это сделать самостоятельно.

Сама процедура забора имеет четкую последовательность, а именно:

  • первая порция мочи (приблизительно 2-3 секунды после начала мочеиспускания) выпускается в унитаз;
  • последующая жидкость – собирается в подготовленную емкость (примерно 20-30 миллиграммов);
  • завершается мочеиспускание опять в унитаз, поскольку последняя порция мочи не пригодна для диагностики.

Таким образом, для проведения ОАМ берется средняя порция утренней урины, а две остальные выливаются в унитаз. Существует методика, в ходе которой изучаются все три порции (трехстаканная проба), позволяющая определить более конкретную локализацию патологий мочевыделительного тракта.

Взять мочу на анализ у новорожденного процедура не совсем простая. Необходимо помнить, что выкрутить пеленку или отжать памперс категорически запрещено, так как в контейнер могут попасть посторонние примеси, что помешает получить достоверный результат. Собрать урину у младенца можно следующим образом – «подкараулить» первое утреннее мочеиспускание, и поддержать его над подготовленной заранее емкостью.

При использовании специального мочеприемника следует учитывать, что малыши при его приклеивании чувствуют определенный дискомфорт и пытаются сбросить. Поэтому нужно проконтролировать, чтобы до мочеиспускания мочеприемник находился на своем месте.

Полученную мочу надо как можно быстрее отправить в лабораторию, поскольку она пригодна для анализа первые 2 часа после сбора, если хранится при комнатной температуре, и до 6 часов, если стоит в холодильнике при 4-6º С.

Кроме средней порции утренней мочи, может назначаться исследование суточного диуреза, что подразумевает сбор всей выделенной за сутки жидкости. Такой анализ показывает работоспособность почек и прочие особенности их деятельности. В детской нефрологии оценка суточного диуреза является не менее важным исследованием, чем ОАМ.

Расшифровка анализа мочи у детей должна проводиться исключительно специалистом, поскольку многие заболевания у маленьких пациентов развиваются стремительно, и любое промедление может закончиться серьезным осложнением.

Самую обширную информацию о состоянии организма дают общий и биохимический анализы, которые зачастую назначаются в паре первыми совместно с исследованием крови. Как уже упоминалось выше при их проведении можно оценить пять свойств выделяемой жидкости.

Цвет – детская моча обычно имеет более светлый оттенок желтого, чем у взрослого человека. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то его урина практически прозрачна. При вводе в рацион малыша продуктов, содержащих яркий пигмент (свекла, морковь), оттенок приобретает более выраженную окраску.

Читайте также:  10 мл мочи грудничок анализ

Запах – урина ребенка, как правило, не обладает резким специфическим запахом. Если детский рацион перенасыщен белковой, и, в частности, мясной пищей, то запах выделяемой жидкости усиливается.

Пенистость – у здоровых людей, как взрослых, так и у детей выделяемая почками жидкость не должна пениться. Появление пены может быть обусловлено обезвоживанием организма. Однако если при приведении питьевого режима в норму пенистость остается, то это свидетельствует о присутствии патологических изменений.

Прозрачность – в норме урина детей прозрачна. Мутность зачастую является сигналом о развитии инфекционного заболевания либо нарушении процессов метаболизма, выражающихся, к примеру, скоплениями большого количества солевых формирований.

Плотность (удельный вес) (SG) – норма данного коэффициента у новорожденного младенца составляет 1,002-1,004. Если рацион кормящей матери в большей мере состоит из жирной и мясной пищи, то плотность повышается, а если преобладает растительная, то, наоборот, понижается. То же самое относится и к питанию детей, грудное вскармливание которых уже завершено, и еще плотность снижается при обильном питье.

К шести месяцам этот параметр у ребенка увеличивается до 1,006-1,016, и таким остается, пока малышу не исполнится год. У детей 3-5 лет значения удельного веса варьируются в интервале 1,010-1,020, 7-8 лет – 1,008-1,022, и в 10-12 лет постепенно приближаются к взрослым, то есть к 1,011-1,025. По этому показателю лаборант определяет наличие солей и других продуктов распада.

Повышение коэффициента отмечается:

  • при сахарном диабете;
  • пиелонефрите, цистите;
  • высокой дозировке лекарств, выводящихся с мочой;
  • обезвоживании вследствие рвоты, диареи, интенсивном потоотделении.

Снижение удельного веса мочи наблюдается:

  • при обильном питье;
  • несахарном диабете;
  • приеме диуретиков;
  • почечной недостаточности.

Кислотность (Ph) – в норме у детей реакция мочи нейтральная (7) либо слабокислая (5-7). Если урина собрана незадолго после употребления пищи, то ее реакция бывает приближенная к щелочной (выше 7).

Кроме того, щелочная реакция наблюдается при чрезмерном поедании овощей, фруктов и ржаного хлеба. Повышается Ph при увеличении в рационе белковой и жирной пищи, хлебобулочных изделий из пшеничной муки, а также после физических нагрузок.

Белок (PRO) – белковых молекул в моче грудничков не должно быть свыше 5 г/л. Появление белка также отмечается и в период, когда дети начинают ходить. Повышенное содержание данного вещества наблюдается после интенсивных физических нагрузок, однако в норме в утренней порции мочи белок должен отсутствовать.

Сахар (GLU) – появление в моче ребенка сахара может быть вызвано употреблением большого количества углеводной пищи. Еще одна причина – это временное расстройство пищеварительной функции (метеоризм, изжога, диарея). Если же повышение показателя не связано с вышеописанными факторами, то возможно речь идет об эндокринном расстройстве, что должно стать поводом для дополнительной диагностики.

Кетоновые тела (KET), или так называемый ацетон, появляются в моче, когда в детском рационе содержится малое количество углеводов. Если же ребенок потребляет их достаточно, то, возможно, существует проблема с усваиванием, что наблюдается при сахарном диабете.

Билирубин (BIL), уробилиноген (URO), индикан и желчные кислоты – в норме все перечисленные вещества в выделенной почками жидкости у ребенка не должны определяться. Их присутствие указывает на патологии, такие как дисфункции печени, мочекаменную болезнь, воспалительные процессы в различных отделах кишечника, и поэтому требуется обязательное дообследование.

В отфильтрованной почками жидкости могут находиться различные микроскопические элементы, которые при отстаивании мочи выпадают в осадок. В свою очередь, он разделяется на органический и неорганический.

Осадок иногда наблюдается, если моча доставлена в лабораторию позже положенного срока, но если биоматериал был привезен вовремя, то его присутствие говорит о наличие патологии. Нередко это является свидетельством высокого содержания кристаллов минеральных солей различного состава (фосфаты, ураты, осксалаты).

Соли – формирования в виде солевых кристаллов, появляющиеся в моче детей, нередкое явление. В основном их формирование напрямую связано с режимом питания и физической активностью малышей. Если при приведении в норму этих двух факторов показатели не стабилизируются, то необходимо искать причину возникновения патологии.

Эритроциты – красные кровяные клетки могут присутствовать в моче здорового ребенка, но их количество в норме не должно превышать 2-3 штуки в поле зрения микроскопа. В рамках физиологии, обусловленных физической нагрузкой, показатель может достигать даже 75 штук, но при отсутствии данного фактора такой скачок будет однозначно патологией.

Лейкоциты – белые кровяные тельца, в моче детей их, как правило, в норме не более 1-3 штук в поле зрения. Но незначительное увеличение у малышей до года, к примеру, у грудничка мальчика до 7 штук, и у грудничка девочки – до 10 единиц в поле зрения также не считается признаком болезни.

Цилиндры – составляющие мочевого осадка белковой природы, которые скапливаются в канальцах почек при различных патологиях данного органа. Кроме белка, в их состав нередко входят различные включения. По характеру последних выделяют следующие разновидности цилиндров:

  • Пигментные (гемоглобиновые) – формируются из пигментов крови, и свидетельствуют о воздействии на организм токсичных веществ.
  • Гиалиновые – присутствуют в первые дни у новорожденного, затем пропадают. Также могут появляться при нарушениях водного равновесия и расстройствах пищеварительной функции.
  • Зернистые – в норме отсутствуют. Образование их может быть вызвано такими же причинами, как и гиалиновых.
  • Эпителиальные – представляют собой «слипшиеся» эпителиальные клетки, и могут говорить о повреждении почечных канальцев.
  • Восковые – указывают на протекание хронических почечных патологий.

Слизь – это вязкие сгустки эпителия, которые появляются в моче при возникновении воспалительных заболеваний в мочевыделительной системе и, в частности, в почках.

Бактерии, вирусы, грибки и прочие микроорганизмы не должны присутствовать в моче здорового ребенка. Наличие представителей микрофлоры указывает на протекание воспалительного процесса бактериальной, вирусной, инфекционной или паразитарной природы.

Все вышеперечисленное подтверждает широкие возможности, которые предоставляет проведение и расшифровка общего анализа мочи, а также биохимического. Поэтому эти две методики являются очень важными для профилактики и диагностики большого ряда заболеваний, которым подвержены маленькие пациенты.

Если выясняется, что у малыша какой-либо из данных анализов «плохой» обязательно следует принять все меры, чтобы узнать причину отклонения того или иного параметра. Нельзя забывать, что у детей большинство патологий развиваются гораздо быстрее, чем у взрослых, и не потерять драгоценное время – самая главная задача не только врачей, но и родителей!

источник

Алгоритм действия Исходный балл Полученный балл
Оснащение 2
1 Резиновые перчатки, полотенце, памперс, одноразовый пластиковый контейнер для мочи, одноразовый пластиковый мешочек – накладка, бланк – направление в лабораторию. Обязательное условие: не допускать длительного хранения мочи, так как происходит разложение форменных элементов, изменяется реакция мочи, вследствие чего значительно искажаются результаты исследования.
Выполнение процедуры
2 Объяснить маме цель и ход исследования, установить доброжелательные отношения. 2
3 Подготовить необходимое оснащение. Выписать направление в клиническую лабораторию. 2
4 Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки. 2
5 Подготовить памперс. 1
6 Подмыть ребёнка под проточной водой с мылом (девочку в направлении спереди назад). 2
7 Просушить половые органы полотенцем промокательными движениями 1
8 Прикрепить стерильный одноразовый пластиковый мешочек – накладку. Предварительно с него снимают наклейку и клейкой стороной прикрепляют: у девочек – широким основанием к лобку, узким к промежности (анус должен оставаться снаружи), дно мешочка располагается внизу; У мальчиков – узким основанием к лобку, широкое к промежности, в контейнер погружают мошонку с пенисом, дно контейнера располагается кверху. Возможен другой вариант: широкое основание на лобок, в мешочек погружают пенис без мошонки, узкое основание прикрепляется под пенисом, дно мешочка располагается внизу (как у девочек). .Надеть памперс. 2
9 После сбора мочи ребёнка необходимо подмыть. Просушить и смазать кожу детским кремом. 2
10 Мочу из мешочка перелить в стерильный одноразовый контейнер и закрыть крышкой. 1
11 Снять перчатки, вымыть и осушить руки. 2
12 Организовать транспортирование полученного материала в лабораторию не позднее 1 часа после сбора. 2
13 Примечание: мочу на общий анализ берут утром после сна. У девочек пубертатного возраста не рекомендуется собирать мочу во время менструации, за 3 дня до и после менструации. Категорически запрещается отправлять на исследование мочу, отжатую с ваты после сбора. Исследование мочи выполняют не позже 1 – 1,5 часов после её получения. В случае необходимости мочу хранят в холодильнике. 1
ВСЕГО 23

Критерии оценки

ПК 2.2. ,ПК 2.3.

Профессиональные компетенции (ПК) Количество баллов оценка Уровень проявления компетенции
20-17 «4»
17 -16 «3»
Менее 16 баллов «2» «Компетенции не освоены»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж № 6 Департамента здравоохранения города Москвы»

Одобрен цикловой комиссией специальных дисциплин №1 Председатель ________Е. А. Мухина Цикловой комиссией специальных дисциплин №2 Председатель ________Т.Э. Макурина «___»__________2013 г. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № _25_ для проведения промежуточной аттестации. Экзамен квалификационный по ПМ. 02 Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах Специальность: 060102 Акушерское дело, базовая подготовка УТВЕРЖДЕН Зам. директора по учебно-методической работе _______ И.М. Воронич «___»_________2013 г.

Профессиональная задача

Ребенок 5 лет поступил в стационар с диагнозом: “Геморрагическийваскулит”, кожно-абдоминально-почечная форма”.

При обследовании были получены следующие данные: жалобы на интенсивные боли в животе, тошноту, периодически после еды рвота. Температура тела 37,8º С. На коже голеней симметрично расположенная геморрагическая сыпь, зудящая, такая же сыпь — на слизистой полости рта. Живот не вздут, болезненный при пальпации, особенно в области пупка. Стул жидкий, темного цвета, без слизи. Моча цвета “мясных помоев”.

Два дня назад мальчику был введен гамма глобулин. В этот же вечер у него появились боли в животе, отмечалась рвота с примесью крови: на ногах — сыпь.

1. Определите потребности пациента, удовлетворение которых нарушено.

2. Сформулируйте проблемы пациента и цели сестринского вмешательства.

3. Составьте план сестринского ухода.

Женщина 58 лет первые сутки после экстирпации матки жалуется на позывы к мочеиспусканию и невозможность самостоятельно помочится.

При осмотре выявлено: в сознании, адекватна, кожные покровы бледные, сухие теплые. Повязка в области операции сухая. При перкуссии мочевой пузырь определяется на 3см выше лона.

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте манипуляцию на фантоме: «Катетеризация мочевого пузыря».

Продемонстрируйте манипуляцию на фантоме: «Техника применения глюкометра».

ЭТАЛОН ОТВЕТА НА БИЛЕТ № 25

Профессиональная задача.

Содержание Исходный балл Полученный балл
1 У пациентки нарушено удовлетворение потребностей
— в физиологических отправлениях — в питании и питье — в безопасности — в общении — во сне — в движении — в поддержании нормальной температуры тела 2
2 Проблемы
Настоящие — интенсивные боли в животе -тошнота, периодическая после еды рвота -температура тела 37,8º С. — геморрагическая сыпь на коже и слизистых — болезненность в области пупка -стул жидкий, темного цвета — моча цвета “мясных помоев”. 2
Потенциальные — ухудшение состояния пациента, связанное с развитием осложнений 2
3 Цели сестринского вмешательства
Краткосрочная: у ребенка будет отмечаться уменьшение геморрагической сыпи и боли в животе к концу недели. 1
Долгосрочная: — сыпь исчезнет к моменту выписки, нормализуется цвет мочи и кала. 1
4 План сестринского ухода
Информировать родителей /родственников/ о заболевании. 2
Получить информированное согласие на проведение манипуляций. 2
Организовать рациональное питание. 1
Обеспечить соблюдение постельного режима. 1
Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента. 1
Осуществлять контроль передач. 1
Обеспечить выполнение назначений врача. 1
Проводить мероприятия по профилактике присоединения простудных заболеваний и сопутствующих инфекций. 1
ВСЕГО 18

Критерии оценки

ПК 2.2., ПК 2.3

Профессиональные компетенции (ПК) Количество баллов оценка Уровень проявления компетенции
15-14 «4»
13-12 «3»
Менее 12 баллов «2» «Компетенции не освоены»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10642 — | 7344 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Каждый ребенок в процессе роста и развития сталкивается с огромным количеством факторов окружающей среды, на многие из которых его организм усиленно реагирует. Поэтому у детей чаще, чем у взрослых, возникают простудные и инфекционные заболевания. Как правило, сложную диагностику в отношении маленьких пациентов не проводят, зато регулярно назначаются лабораторные исследования, позволяющие своевременно выявить проблемы со здоровьем. Одним из них является анализ мочи, расшифровка которого позволяет сравнить показатели нормы у детей с возможными отклонениями и поставить правильный диагноз.

Читайте также:  100 мл мочи хватит для анализа

Моча – это жидкость, выделяемая почками и являющаяся продуктом жизнедеятельности человека. Пройдя фильтрацию и подвергшись ряду преобразований, она попадает в мочевой пузырь, а оттуда через мочеиспускательный канал удаляется из организма.

Детская урина – это многокомпонентный раствор, состоящий на 90-95% из воды и имеющий в своем составе органические и неорганические соединения, примерно 50-55 элементов, которые определяются лабораторным методом. Так как состав мочи на протяжении дня изменяется несколько раз, то важно определить состав выделяемых веществ и динамику их колебаний. Это позволяет оценить фильтрационные, реабсорбционные и концентрационные способности почек.

Изучение состояния урины – наиболее простой и необременительный способ оценки общего самочувствия ребенка и получения информации о стабильности функционирования важных систем жизнеобеспечения организма. Показаний для сдачи мочи на анализ множество, но вместе с тем существуют определенные поводы для ее назначения у детей.

  1. Плановое профилактическое обследование. У младенцев оно проводится в возрасте одного, трех месяцев и года. В последующие периоды необходимость в диагностике возникает раз в два года. Она направлена на выявление врожденных аномалий строения или появившихся нарушений в развитии.
  2. Диагностика при подозрении на заболевания мочевыводящей системы. Она проводится, если у ребенка отмечается болезненность мочеиспускания, частота позывов, резкий и специфический запах урины, изменения прозрачности и цвета.
  3. Бактериальные инфекции. Назначается в целях исключения почечных осложнений после перенесенных заболеваний – ангины, скарлатины, поражений стрептококком и кишечной палочки. Анализ назначается спустя неделю после выздоровления.
  4. Контроль эффективности проводимой терапии патологий, влияющих на почки и органы мочевого тракта.
  5. Наблюдение за течением болезни. Врач может направить на анализ при различных осложнениях, затяжных патологических процессах, частых ОРВИ и гриппа.

В обязательном порядке врач назначает ОАМ перед вакцинацией, в случае наличия у малыша аллергии или хронических заболеваний, в ходе оформления в детский сад или школу, госпитализации в стационар.

Все параметры, которые определяет врач посредством анализа мочи, предполагают оценивание ее физических качеств, выявление всех присутствующих компонентов, а также изучение мочевого осадка. Грамотная расшифровка общего анализа мочи у детей предполагает изучение определенных критериев, каждый из которых имеет свою норму. Для удобства все они объединены в систему и представлены в форме таблицы.

Критерий Значение Описание нормы
Цвет Зависит от наличия пигментов. Обусловлен питанием ребенка и приемом лекарственных препаратов. От соломенно-желтого до насыщенно-янтарного.
Запах Зависит от присутствующих в составе компонентов с летучими веществами. Специфический, но не резкий. Напоминает аромат мясного бульона.
Прозрачность Указывает на присутствие осадка в урине. Прозрачная, без примесей.
Кислотность Характеризует процентное pH соотношение. Предполагает постоянное изменение. Нейтральная pH=7 или
слабокислая pH = 5-7
Удельный вес Зависит от состава урины. Считается критерием оценки фильтрационной способности почечного аппарата, характеризует степень обезвоживания организма. Изменчивый показатель. Первые дни после рождения – 1,008-1,018
0-6 месяцев – 1,002-1,003
6 мес.-1 год – 1,006-1,009
3-5 лет – 1,010-1,019
7 лет – 1,008-1,021
Старше 10 лет – 1,011-1,025
Белки Органические вещества, состоящие из набора аминокислот. Отсутствуют. До 5 единиц допустимо у новорожденных.
Глюкоза Простой углевод, появляющийся в моче вследствие избыточного содержания в крови. Отсутствует. Может обнаруживаться после кормления ребенка.
Билирубин Один из важных компонентов желчи. Не выявляется.
Уробилиноген Производный элемент предыдущего вещества. Отсутствует.
Кетоновые тела Продукты метаболизма жиров, углеводов. Обладают токсичностью. Допускается незначительное содержание в случае низкоуглеводного питания.
Индикан Производный компонент индоксила. Отсутствует.
Эпителий Клетки, попавшие в урину при ее сборе. Незначительное количество.
Цилиндры Микрочастицы, являющиеся индикатором работы почек, их фильтрационной способности. Не выявляются.
Бактерии Микроорганизмы, проникающие в урину в процессе ее забора. Не выявляются.
Эритроциты Транспортные элементы крови – красные тельца округлой формы. Отсутствуют.
Кристаллы солей Оксалаты, фосфаты, ураты. Могут обнаруживаться у младенцев, находящихся на грудном вскармливании.
Лейкоциты Белые кровяные тельца. Отсутствуют.
Слизь Побочный продукт работы внутренних оболочек. Отсутствует.

В общем анализе мочи рассматриваются те же параметры, что и у взрослых. Нормативные значения исследуемого материала, которые составляют основу при оценке состояния ребенка, различаются в зависимости от возраста. Поэтому расшифровка анализа мочи у детей должна выполняться обязательно с учетом данного фактора. Интерпретацию проводит квалифицированный специалист или лечащий врач, поскольку только он может определить природу выявленных отклонений с учетом того, что не всегда они указывают на развитие патологии.

Первый этап исследования, при котором параметры оцениваются с помощью органов чувств. К ним относятся цветовые характеристики, запах, прозрачность и количественный показатель. Расшифровка основных критериев анализа мочи у детей и их отклонения указаны в таблице.

Цвет Насыщенно-желтый оттенок указывает на обезвоживание вследствие нарушений сердечной системы.
Темный, практически коричневый, свидетельствует о патологиях печени и желчного пузыря, структурных изменениях в этих органах.
Красная окраска появляется при травмировании поясницы, или наличии песка и камней в почках или мочевом пузыре.
Гипохромурия в анализе мочи у грудничка – следствие питания молоком матери.
Запах Резкий аромат появляется при обезвоживании или развитии сахарного диабета.
Запах ацетона свидетельствует о воспалении мочевого пузыря.
Аромат гнили появляется при инфекциях системы мочевыделения.
Прозрачность Ее потеря и появление мутности указывает на попадание клеток эпителия, присутствие эритроцитов и лейкоцитов, мочевины.

Образец урины изучается с помощью микроскопа. На данном этапе выявляются элементы крови, цилиндры и соли.

Показатель Заболевания Особенности
Эритроциты Цистит;
Вирусные поражения;
Патологии мочевыводящей системы;
Химические отравления
Небольшое количество появляется в результате физического перенапряжения
Лейкоциты Цистит;
Пиелонефрит;
Патологии почек;
Высокая концентрация указывает на процессы гниения
Попадание происходит с половых губ у девочек
Бактерии Инфицирование органов мочевыделения Проникновение в урину в результате нарушения правил сбора материала
Соли Мочекаменная болезнь Погрешности питания, преобладание в нем жирной и сладкой пищи

На следующем этапе лабораторного исследования оцениваются характеристики биологической жидкости ребенка: плотности и кислотно-щелочного равновесия.

Показатели удельного веса считаются индикатором работы почек, фильтрационной способности. Повышенные значения данного параметра являются следствием состояний:

  • патологии печени;
  • сахарного диабета;
  • нефротического синдрома;
  • нарушения сердечного ритма.

Пониженные показатели указывают на снижение функционирования почек, обезвоживание или наличие разного рода инфекций.

Значение среды pH меньше 5 свидетельствует о повышенной кислотности и, наоборот, при pH выше 7 наблюдается снижение данного показателя. В первом случае причинами считаются дефицит жидкости, сахарный диабет и избыточное содержание мяса в рационе. Во втором случае следует обратить внимание на серьезные патологии функционирования мочевыводящего тракта, развитие почечной недостаточности, наличие инфекций.

Результатами лабораторного анализа на этой стадии считаются белок, глюкоза, креатинин. мочевина, билирубин и уробилиноген. Присутствие в моче первого компонента недопустимо в любом случае. Развитие протеинурии может быть обусловлено следующими патологиями:

  • воспалением почек;
  • аллергическими проявлениями;
  • нарушением в работе сердечной мышцы;
  • опухолевыми процессами.

Повышенное содержание глюкозы часто свидетельствует о развитии галактоземии, сахарного диабета или избыточном содержании сладкого в рационе ребенка. Дефицит этого компонента, наоборот, приводит к развитию кетонурии (появлению кетоновых тел, в частности, ацетона). Если обнаруживается повышенное содержание уробилиногена, следует обратить внимание на работу органов ЖКТ.

Если общий анализ мочи у детей показал значительные отклонения от нормы основных показателей, врач может назначить более тщательное исследование. Существует несколько видов исследований, которые выполняются с целью дифференциации диагнозов, особенно, если имеются подозрения на развитие патологий мочевыводящих путей.

  • Анализ мочи по Нечипоренко. Проводится в ходе планового обследования пациентов, имеющих хронические заболевания мочевыделительной системы, в случае выявления в ОАМ форменных элементов – лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров, а также белка. У специалистов исследование получило название накопительных проб, поскольку позволяет обнаружить в моче патологические структуры и выявить скрытое воспаление.
  • Анализ мочи по Зимницкому. Позволяет оценить функциональность почек и проводится по трем параметрам: суточному объему урины (диурезу), удельному весу и балансу между дневным и ночным количеством. О заболеваниях мочевыводящего тракта и почек может свидетельствовать олигурия (недостаточное выделение биожидкости), никтурия (усиленное мочевыведение в ночные часы), а также полиурия (избыточный объем суточной мочи). Последняя часто обусловлена потреблением большого количества жидкости ребенком.
  • Бактериальный посев мочи. Исследование на стерильность назначается с целью выявления инфекций мочевыводящих путей. Для анализа требуется забор средней порции урины. Нормальными показателями считаются: 1,0х10²КОЕ в 1 мл биологической жидкости.
  • Биохимический анализ мочи. Исследование считается незаменимым при диагностике заболеваний мочевыводящих путей. Изучению подлежит материал, собранный на протяжении суток. На основании результатов врач способен оценить работу не только почек, но также других структур и систем организма. О патологических нарушениях можно судить по присутствию в составе таких элементов, как белок, глюкоза, кетоновые тела (ацетон), цилиндры и другие форменные элементы.
  • Тест-полоски. Современный быстрый и удобный метод исследования урины в домашних условиях. Он позволяет получить быстрый результат при возникновении острой боли в животе, поясничной области, при подозрении воспалительного процесса или диабетической комы. Уровень достоверности достаточно высок. При правильном проведении теста можно обнаружить в моче глюкозу, кетонурию, протеинурию, лейкоцитурию.

При отсутствии у детей серьезных патологий и тяжелых заболеваний врач назначает общеклиническое исследование мочи. Оно помогает определить химический состав, наличие отклонений и уточнить заболевание.

Результаты клинического анализа мочи довольно часто бывают ложными. Причины кроются не только в ошибках при подсчете или расшифровке, но в элементарном нарушении правил сбора биоматериала и его хранения. Специальной подготовки к исследованию мочи не существует. Достаточно лишь привести в норму питание, питьевой режим, и психоэмоциональное состояние ребенка.

  1. За двое суток нужно исключить из употребления все продукты, содержащие красящий пигмент – овощи, некоторые виды ягод и фруктов, сладости и газированные напитки, а также жирную, острую и белковую пищу.
  2. В этот же период прекратить прием некоторых групп медикаментов и витаминных комплексов. Если временный перерыв сделать невозможно, следует заранее известить об этом лечащего врача.
  3. Если ребенок посещает спортивные секции, за 2-3 дня до исследования необходимо прекратить занятия, а также исключить любые физические нагрузки.
  4. Также нужно позаботиться о том, чтобы он не испытывал дискомфорта, стрессов, нервного напряжения и умственного переутомления.

Доктора советуют заранее подготовить емкость для пробы мочи. Это может быть простерилизованная и высушенная стеклянная баночка или разовый контейнер, который можно купить в аптеке.

Все родители знают, что получить образец мочи у ребенка – процесс непростой, и требующий определенных навыков и знаний. Особенно это касается грудничков, которые не понимают сути процедуры, не могут контролировать процесс мочеиспускания и справляют нужду в подгузник. Чтобы получить достоверные данные, врачи советуют соблюдать следующий алгоритм действий.

  1. Стандартом для исследования является утренняя моча, собранная после сразу пробуждения. Она наиболее концентрированная, поэтому дает наиболее достоверные результаты. Желательно, чтобы промежуток между последним опорожнением и утренним составлял не менее 5-6 часов.
  2. Утром следует предварительно обмыть наружные половые органы теплой водой с применением неагрессивного моющего средства (лучше всего, детского мыла). Запрещается использовать раствор марганца, фурацилин, отвары трав, поскольку это может исказить реальную картину исследования.
  3. Просушить полотенцем или салфеткой область промежности.
  4. У детей старше трех лет, рекомендуется брать среднюю порцию мочи, то есть первую и последнюю часть нужно спустить в унитаз или горшок.

Сложности возникают с получением урины у младенцев, не контролирующих мочеиспускание. Обычно малыш начинает мочиться, если его раздеть. Поэтому следует заранее подготовить чистую емкость (баночку, колбу или пиалу). У девочек ее следует приложить к промежности, и дождаться появления жидкости. У мальчиков в тару нужно погрузить пенис, и также дождаться результата.

Сегодня в аптеках можно приобрести мягкий мочеприемник, который представляет собой полиэтиленовый пакет емкостью 100 мл и надежно крепится к телу за счет липкого края. Его можно прикрепить к половым органам грудничка (независимо от пола) и дождаться опорожнения мочевого пузыря естественным образом. Данный подход существенно облегчит задачу родителей. Собранный таким образом материал следует перелить в контейнер и доставить в лабораторию.

Общий анализ мочи – важный диагностический показатель. В профилактических целях его рекомендуется проводить раз в год всем людям независимо от возраста и половой принадлежности. Изменения внешних характеристик урины у ребенка внимательные родители могут определить самостоятельно и обратиться за помощью к врачу. Однако следует помнить, что единичный результат не является показателем патологий, и для окончательного вывода о наличии болезни требуется выполнение анализов в динамике.

источник