Меню Рубрики

Общий анализ мочи грудного возраста

Цель: исследование

Показание: диспансерное наблюдение

· нестерильные перчатки,

· мочеприемник,

· бланк направления в лабораторию,

Обязательное условие: не допускать долгого хранения мочи, так как при хранении происходит разложение форменных элементов, изменяется реакция мочи, вследствие чего искажаются результаты исследования.

Алгоритм действия:

1. Провести идентификацию пациента.

2. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры, получить согласие.

3. Выписать направление в клиническую лабораторию.

4. Провести гигиеническую антисептическую обработку рук.

5. Надеть нестерильные одноразовые перчатки ,

6. Положить на постель пеленку.

7. Подмыть ребенка (девочку спереди назад) под проточной водой.

8. Просушить половые органы полотенцем , промокательными движениям.

9. Положить ребенка на спину, раздвинуть ножки и убедиться , что промежность сухая.

10. Открыть упаковку и развернуть мочеприемник, снять защитную пленку с клейкой поверхности.

11. У мальчиков опустить пенис и мошонку малыша в отверстие мочеприемника, плотно прижать клеевую часть к коже в области промежности и вокруг половых органов. При этом направление резервуара значения не имеет.

12. Для девочки приклеить мочеприемник, резервуаром вниз, начиная от точки между половыми губами и анальным отверстием и двигаясь вверх к лобковой зоне.

13. Липкую ленту наклеивать плотно, полностью захватывая зону выделения мочи, но с тем расчетом, чтобы не повредить нежную кожу ребенка.

14. Надев мочеприемник, подождать, пока ребенок помочится.

15. Когда материал для анализа будет собран, снова подмыть ребенка, обсушить кожу и наденьте подгузник.

16 Поместить мочеприемник в устойчивую емкость.

17 Снять перчатки, сбросить в КБУ.

19 Организовать транспортирование полученного материала в лабораторию не позднее одного часа.

Документирование:

5. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года.

6. Приказ Министерства здравоохранения РК от 23 апреля 2013 года № 111.

7. Приказ Министерства здравоохранения РК от 24.02.2015 года № 127.

8. Приказ Министерства здравоохранения РК от 28.02.2015 года № 176.

Алгоритм : « Организация уголка оральной регидтационной терапии (ОРТ) по программе ИВБДВ.

Уголок ОРТ-это место в медицинском учреждении , отведенное для проведения оральной регидратационой терапии детям с диареей

Цель: борьба с обезвоживанием, профилактика обезвоживания.

Показания: диарея.

Алгоритм действия:

1. Организуйте уголок ОРТ в таком месте , где медицинским работникам удобно наблюдать за ребенком, консультировать и подбадривать мать.

2. Проконтролируйте , чтобы уголок ОРТ хорошо проветривался, был недалеко от туалета и умывальника.

— стол для приготовления ОРС и хранения расходных материалов;

— стул со спинкой для матери;

— тумбочка с медицинскими весами;

— небольшой удобный стол или тумбочка , на которую мать может ставить чашку с раствором ОРС, лист бумаги для записи и ручку;

— шкаф для хранения расходных материалов( пакеты, ОРС, однолитровые банки, мерные стаканы, чашки, ложки и т. д.);

— раковина и жидкое мыло для мытья рук;

4. Используйте время нахождения матерей в уголке ОРТ для проведения санитарно- просветительной работы:

А) повесьте информационные плакаты;

— о лечении, профилактике диареи и обезвоживания,

— об ОРТ, использовании чистой воды, о грудном вскармливании;

-о преимуществах грудного вскармливания;

— о том, когда необходимо вернуться с ребенком в медицинское учреждение;

Б) консультируйте лично мать с Помощью памятки Матери.

Документирование:

1. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года.

2. Приказ Министерства здравоохранения РК от 23 апреля 2013 года № 111.

3. Приказ Министерства здравоохранения РК от 24.02.2015 года № 127.

4. Приказ Министерства здравоохранения РК от 28.02.2015 года № 176.

МЗ РК №656 от 19.12.2008 года «О внедрении метода интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста в Республике Казахстан»

Алгоритм : « Проведение оральной регидратации растворами оральных

Регидратационных солей (ОРС) по программе ИВБДВ.

Цель:борьба с обезвоживанием, профилактика обезвоживания.

Показания:диарея.

· порошок ОРС (регидрон, глюкосалан, смекта),

· 1 литр кипяченой воды температуры 22-24 С,

· посуда для разведения ОРС с меркой 1 литр

Алгоритм действия:

1. Провести идентификацию пациента.

2. Объяснить матери ( ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие.

4. Провести гигиеническую антисептическую обработку рук.

5. 1 пакет ОРС постепенно , тщательно размешать и развести в 1 литре кипяченой и охлажденной воды.

6. Подсчитать объем жидкости, необходимый ребенку( по плану А и В).

7. Отлить из приготовленного раствора ОРС с помощью мерного стаканчика , рассчитанный для ребенка объем жидкости в другую посуду и отдайть матери.

8. Объяснить матери, что рассчитанный объем ОРС необходимо дать грудному ребенку между кормлениями по 1 чайной ложке каждые 1-2 минуты( детям старшего возраста по 1-2 столовые ложки каждые 3-5 минут или из чашки частыми небольшими глотками) в течении 4 или 6 часов в зависимости от степени обезвоживания.

9. Попросить мать отмечать на листке бумаги объем пищи, съеденной ребенком, и объем выделенной мочи, стула, рвотных масс.

10. Оценить общее состояние ребенка через 4 или 6 часов: определить симптомы обезвоживания ( состояние кожи, слизистых, большего родничка и т.д.), назначить дальнейшую тактику лечения согласно плана Аи Б.

11. Объяснить матери о необходимости поить ребенка растворами ОРС и по истечении 4-6 часов , до полного исчезновения рвоты и признаков диареи.

Документирование:

1. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года.

2. Приказ Министерства здравоохранения РК от 23 апреля 2013 года № 111.

3. Приказ Министерства здравоохранения РК от 24.02.2015 года № 127.

4. Приказ Министерства здравоохранения РК от 28.02.2015 года № 176.

5. МЗ РК №656 от 19.12.2008 года «О внедрении метода интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста в Республике Казахстан»

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 933 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Лабораторные тесты влияют на результат лечения, а если речь идет о грудных детях, серьезность ситуации возрастает многократно – ведь ребенок не пожалуется на симптомы и не ответит на вопросы врача. Чтобы помочь маленькому пациенту, приходится полагаться на опыт, интуицию, знания – и результаты диагностики.

Грудные дети – сложная категория пациентов. Они еще не умеют рассказывать о своих жалобах, а метод привлечения внимания взрослого – пронзительный плач – нельзя использовать в качестве диагностического симптома. Поэтому, если состояние ребенка вдруг ухудшилось, врач назначит, помимо прочих исследований, общий анализ мочи – это базовый тест, позволяющий:

  • выявить признаки заболеваний мочевых путей;
  • понять, есть ли бактериурия – выделение микроорганизмов, свидетельствующих о наличии инфекционного очага;
  • оценить содержание билирубина, глюкозы, иных веществ и сделать выводы об общем состоянии пациента и факторах риска.

Это стандартный тест, который проводится рутинно даже в случаях, когда нет жалоб на состояние здоровья ребенка. Его выполняют в клинических лабораториях больниц, он включает в себя оценку визуальных характеристик мочи (количество, цвет, запах), определение относительной плотности, белка, глюкозы. Также в рамках общего анализа выполняют микроскопию осадка (лейкоциты, эритроциты, эпителиальные клетки, цилиндры, иные вероятные фрагменты).

Ребенок еще не контролирует позывы на опорожнение. В такой ситуации возрастает вероятность ошибок из-за неправильного сбора материала, попадания в емкость посторонних компонентов (например, бактерий), а также отсутствия достаточного количества образца вообще.

По этой причине специально для детей младше 2 лет разработаны мочеприемники. Это мешочки, которые прикрепляются к области половых органов так, чтобы материал из уретры во время опорожнения попадал в емкость. Они одноразовые и, что важно, стерильные; стоят, как правило, недорого (в среднем, от 15 до 30 рублей или 5-10 гривен за экземпляр), бывают универсальными или адаптированными под половую принадлежность ребенка. Конечно, не запрещено использовать аптечные стаканчики с завинчивающейся крышкой или обычные баночки – чистые и сухие.

Чтобы получить материал для анализа, необходимо:

  • вымойте область наружных половых органов ребенка (по направлению от влагалища к анусу, а не наоборот);
  • используйте одноразовые салфетки, чтобы убрать избыток влаги;
  • убедитесь, что промежность достаточно просушена.

Если выбрана обычная емкость для сбора мочи, нужно дождаться, пока ребенок после гигиенических процедур захочет в туалет, и подставить под струю баночку или стаканчик. Более удобной, если писает девочка, признана тарелка с широкими краями, достаточно глубокая; помните, что нужно вымыть и просушить ее. Стоит производить манипуляции над полотенцем, простыней или в ванной, так как высока вероятность, что часть материала окажется за пределами тары.

В случаях, когда выбирается специальный приемник, после уже описанных манипуляций по подмыванию нужно собрать мочу у новорожденной девочки следующим образом:

  • распечатайте пакет со сборником – так как он стерилен, не делайте это заранее;
  • снимите полоску, которая защищает линию крепления;
  • приклейте емкость так, чтобы липкая область оказалась вокруг половых губ.

Следите за тем, чтобы отверстие приемника не соприкасалось с областью ануса. На большинстве моделей есть указатели (обычно это желтый крестик), которые должны при наклеивании находиться между зоной половых губ и прямой кишки. Так будет исключено попадание в образец каловых масс.

Чтобы сделать это, необходимо:

  1. Вымыть область промежности ребенка.
  2. Просушить ее салфетками.
  3. Подготовить емкость для сбора.

Получить материал для анализа у мальчика проще, чем у девочки – поэтому многие родители выбирают стандартную тару: это стаканчик или баночка. Они должны быть чистыми и сухими, лучше всего – простерилизованными. Можно купить в аптеке одноразовые экземпляры. После того, как область промежности и пениса вымыта, нужно подождать, когда ребенок начнет писать, и подставить емкость.

В то же самое время мочеприемник не стоит сбрасывать со счетов. Грудной ребенок может начать писать в неподходящий момент, и есть риск не успеть схватить баночку. Кроме того, стерильность емкости – немаловажный фактор, влияющий на качество анализов. Как пользоваться пакетом-сборником?

  • произвести гигиену наружных половых органов ребенка;
  • просушить обработанную область салфетками;
  • распечатать мочеприемник;
  • снять липкую ленту;
  • аккуратно вставить пенис в отверстие пакета;
  • приклеить емкость к коже;
  • подождать опорожнения мочевого пузыря.

Как и в ситуации с девочкой, нужно прикреплять пакет так, чтобы в него не попали фекалии.

Это исследование необходимо, чтобы выявить инфекцию мочевых путей. Материал, полученный при сборе, наносят на питательные среды, позволяющие вырасти определенным микроорганизмам. При появлении колоний бактерий определяют вид, количество и чувствительность к антибиотикам.

  1. Возникает симптоматика инфекции мочевых путей (выделения из уретры, изменение объема, цвета, запаха мочи, частоты опорожнения, возникает лихорадка).
  2. Есть основания полагать, что у ребенка – латентная (скрытая) бактериурия (о ней вы можете прочесть в других статьях на сайте).
  3. Наблюдается стойкая, но при этом необъяснимая лихорадка, и врач проводит дифференциальную диагностику различных патологий.

Исследование также требуется для контроля излеченности после курса антибактериальной терапии. Его проводят не ранее чем через 7-14 дней с момента прекращения приема лекарственных препаратов.

Соответствует уже описанным в разделе «Общий анализ» правилам и требованиям. Однако есть нюанс – поскольку бакпосев должен определить количество микроорганизмов в моче, необходима стерильность. Поэтому используется:

  • одноразовый пакет-приемник;
  • в ситуациях, когда трудно получить материал или есть, например, выделения из уретры в большом количестве – катетеризация мочевого пузыря или его пункция (прокол); эти процедуры проводит врач.

Расшифровка результатов бактериологического анализа подробно описана в других статьях на сайте; если говорить кратко, она выглядит следующим образом:

Способ сбора мочи Результат, КОЕ/мл
В норме При патологии
Пакет-приемник До ≥ 10 2
Катетеризация До 1000 ≥10 2
Пункция Бактерии отсутствуют Позитивный рост любого количества колоний микробов

Сколько нужно мочи грудничка для анализа? Объем – около 20-25 мл, но стоит уточнить у педиатра, может ли лаборатория взять в работу меньшее количество материала, если удалось получить от 10 мл.

Лаборатории принимают анализы утром (за исключением экстренных ситуаций в стационарах), и мочу нужно доставить в течение полутора часов с момента сбора. Материал, собранный под вечер, непригоден; даже если его хранить в холодильнике, результаты исследований будут искажены, и информативность теста сведется к нулю.

  1. Чистой теплой водой.
  2. Без использования антисептиков, любых гелей или травяных настоев.
  3. С аккуратным промоканием кожи салфетками или мягкими полотенцами.

Родителям следует вымыть руки перед тем, как проводить гигиену наружных половых органов ребенка, и не прикасаться к внутренним стенкам емкости с материалом. Если используется пакет-приемник, его не следует держать приклеенным более 2 часов, а после опорожнения нужно перелить образец в стерильный стаканчик.

источник

Манипуляция — Сбор мочи у грудных детей. Цель: диагностическая Показания: взятие мочи для лабораторного исследования Противопоказания: нет Оснащение: резиновый круг, пеленки, лоток или тарелка, колба, пробирка или презерватив, пластырь, емкость для мочи, бланки для направлений в лабораторию. Алгоритм действий: Подготовка к процедуре 1 .Объяснить маме ход и цель предстоящей манипуляции 2. Проверьте наличие всего необходимого для проведения процедуры 3. Вымойте руки. Наденьте перчатки 4. Подмойте ребенка 5. Вымойте руки Выполнение процедуры сбора мочи у грудных детей 1. Уложите ребенка: а) девочку на резиновый круг, обернутый пеленкой, поставьте в центр круга лоток или тарелку б) мальчику опустите половой член в пробирку, зафиксируйте пробирку лейкопластырем к коже живота 2. Оберните каждую ножку пеленкой 3. Прикройте ребенка пеленкой 4. Наблюдайте за ребенком Окончание процедуры. 1 .Собранную мочу перелейте в чистую посуду 2. Вымойте руки 3. Оденьте ребенка 4. Положите его в кроватку 5. Оформите направление 6. Обеспечьте своевременную доставку мочи в лабораторию. Инфекционный контроль 1.Обработать резиновый круг 1% р-ром хлорамина, тарелку замочить в 3% р-ром хлорамина на 60 минут. 2. Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.

Читайте также:  0 цилиндров в анализе моче

Цель: диагностическая Показания: для лабораторного исследования Противопоказания: нет Оснащение: — глюкотест — моча в баночке Техника выполнения. Для быстрого определения сахара в моче у ребенка используют реактивные бумажки глюкотест. 1. Собрать в 200,0 баночку мочу. 2. Погрузить в мочу глюкотест и проследить за изменением его окраски. 3. Сравнить полученную окраску глюкотеста со шкалой в наборе. 4. Результаты исследования записать в историю болезни. Инфекционный контроль 1. Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем

Манипуляция — Техника введения газоотводной трубки ребенку грудного возраста. Цель: лечебная. Показания: метеоризм. Противопоказания: выпадение прямой кишки, острые воспалительные, гнойные, язвенный процессы в области заднего прохода и толстой кишки, трещины заднего прохода и его зияние, опрелости в области заднего прохода 2-3 степени, перитонит, желудочно-кишечные кровотечения, первые дни после операции на органах брюшной полости. Оснащение: А — стерильные: газоотводная трубка, лоток, салфетки, пинцет, перчатки; Б — лоток с водой, вазелин, вазелиновое масло, растительное масло, фантом — кукла, марлевые шарики, присыпка или детский крем, 3 пеленки, клеенка, дез.раствор.

Техника введения газоотводной трубки: Подготовка к процедуре: 1. Положите на пеленальный столик последовательно сверху вниз: — пеленку, — клеенку — пеленку; 2. Проверьте наличие на рабочем месте баночки с вазелином, стакан с водой, марлевых тампонов; 3. Проведите психологическую подготовку ребенка (мамы), объясните ход процедуры; 4. Вымойте руки; 5. Наденьте перчатки; 6. Возьмите пинцетом стерильный лоток: — положите стерильную салфетку; — возьмите стерильную газоотводную трубку и положите в салфетку; — поставьте лоток на пеленальный столик; — распеленайте или разденьте ребенка; — уложите его на спину или левый бок, согнув ноги в тазобедренном и коленных суставах. ВНИМАНИЕ! Перед постановкой газоотводной трубки сделайте очистительную клизму. Выполнение процедуры: 1. Возьмите правой рукой газоотводную трубку, закругленный конец ее смажьте вазелином или маслом (метод полива). 2. Раздвиньте ягодицы ребенка 1-2 пальцем левой руки, правой рукой, вращательными движениями без усилий введите газоотводную трубку в прямую кишку на 8-10 см (для ребенка первых месяцев жизни) так, чтобы наружный конец ее выступал из заднего прохода. 3. Опустите наружный конец газоотводной трубки в стакан с водой, 4. проверьте отхождение газов по наличию пузырьков в воде, 5. Накройте ребенка пеленкой, 6. Оставьте газоотводную трубку на 20-30 мин, пока не отойдут газы, 7. Примечание: в течение 30 минут проведите ребенку легкий массаж живота по часовой стрелке через согретую пеленку, 8. Через 30 минут осторожно удалите газоотводную трубку из прямой кишки, 9. Положите газоотводную трубку в дез.раствор. Окончание процедуры: 1. Обработайте после удаления газоотводной трубки окружность заднего прохода марлевым шариком, обработайте кожу в области заднего прохода детской присыпкой или кремом, 2. Запеленайте или оденьте ребенка, положите в кроватку. Инфекционный контроль: 1. Снимите перчатки и погрузите их в 3% р-р хлорамина на 60 минут, 2. Газоотводную трубку замочить в 3% р-ре хлорамина на 60 минут. 3. Клеенку протереть двукратно 1% р-м хлорамина, 4. Обработайте руки на гигиеническом уровне. Примечание: через 3 часа процедуру можно повторить.

источник

Расшифровка анализа мочи у детей также важна, как и для взрослых.

Моча – это жидкость, которая образуется при поступлении плазмы крови к почкам. В клубочках она фильтруется, часть веществ всасывается обратно через внутрисосудистую жидкость, часть – выделяется в виде мочи. Далее выделительная жидкость попадает внутрь мочевого пузыря. При его опорожнении моча поступает внутрь мочевыделительного канала и выходит через уретру.

Для проверки здоровья и постановки диагноза терапевт назначает общий анализ мочи (ОАМ). Это метод лабораторной диагностики, определяющий параметры урины. Чтобы врач правильно интерпретировал результаты анализа мочи, которые ему передаст лаборант, необходимо правильно собирать урину.

  1. Сбор мочи производятся до начала лечения, так как даже незначительное применение лекарств изменит результат. Поэтому необходимо исключать все препараты за неделю до тестирования.
  2. Если употребляются лекарственные средства, которые постоянно необходимы для поддержания здоровья, об этом предупреждают лечащего врача и лаборанта.
  3. За несколько дней до сдачи анализа мочи придерживаются диеты: не едят жирное, жаренное, соленое, острое. Детям есть меньше сладкого.
  4. В день сдачи анализа мочи не есть, сразу после сна собрать мочу в контейнер, который является стерильным, то есть не содержит микроорганизмы. Нельзя применять для этих целей банки, так как там есть микробы, которые не исчезнут, даже после мытья. Результат будет ошибочным, выявится содержание белка, бактерий, других загрязнений.
  5. Перед сбором биоматериала вымыть тело с помощью бактерицидного мыла.
  6. Если моча собирается у взрослых детей, во время мочеиспускания под наружные половые органы подставляется контейнер. Если у младенцев – используется мочеприемник, который крепится на область выхода из влагалища у девочек, вокруг полового члена у мальчиков. После мочеиспускания содержимое мочеприемника переливается внутрь стерильного контейнера.
  7. После того, как образец мочи собран, его доставляют в лабораторию. Максимальное время транспортировки – не более одного часа. Если время продлевается, образец помещают внутрь холодильной камеры. Замораживание не допустимо.
  8. На образце пишут данные пациента, фамилию врача и время сбора.

По общему анализу мочи судят о работе мочевыделительной, сердечно-сосудистой системах, о работе почек, печени. Показатели, которые определяют, едины для взрослых и детей. Отличие состоит в количественных изменениях.

  • Цвет урины свидетельствует о концентрационной способности почек, состоянии водно-солевого баланса. У здорового человека любого возраста он должен быть соломенно-желтым. Утром он отличается, так как моча за ночь становится более концентрированной (веществ образуется больше, жидкости меньше). При уменьшении выпитой воды за день или повышенном потоотделении, урина претерпевает временные физиологические изменения, появляется отклонение цвета до янтарного.
  • Прозрачность мочи: в норме жидкость должна быть без примесей, осадка, помутнения, пены. При осмотре ее на свету выявляется полная прозрачность. Помутнение обнаруживается при нарушении работы мочевыделительной системы.
  • Запах мочи специфический, не гнилостный. Для детей характерно его изменение после употребления различных продуктов, так как фильтрационная способность почек не развита.
  • Удельный вес (плотность). Этот физический показатель оценивает функцию клубочков почек к фильтрации, чем больше веществ (белка, глюкозы) выделяется через орган, тем темнее моча и выше удельный вес. Плотность мочи зависит от употребляемой пищи: от белковой – возрастает, от большого количества овощей – уменьшается.
  • Кислотно-основное состояние. Зависит от соотношения кислот и щелочей, которые выделяются из крови в почки и мочевой пузырь. Для новорожденных характерен щелочной показатель, с возрастом он увеличивается.

У младенцев pH зависит от питания: при грудном вскармливании — более нейтральный, при искусственном – щелочной.

  • Белок у здорового человека любого возраста не определяется. Появление белка наблюдается при патологических процессах организма.
  • Глюкоза в моче обычно отсутствует у здорового человека любого возраста, появляется при нарушении обмена веществ. Ее в моче определяют, если в крови выявилось превышение углевода. Появление глюкозы наблюдается при диабете и почечных нарушениях.
  • Эпителий в моче – это клетки слизистой оболочки мочевыводящих путей. Присутствуют небольшим количеством у здоровых людей всех возрастов. Если показатель повышен, врач будет искать наличие воспаления мочевыделительной системы. Чаще всего бывает при воспалении мочевого пузыря и уретры.
  • Цилиндры — это структуры, которые образуются внутри почечных канальцев. Анализ мочи здорового ребенка их не выявляет. Их появление допускается только для новорожденных. Если цилиндры обнаруживаются, это свидетельствует о почечной недостаточности.
  • Лейкоциты – это клетки иммунной системы, они служат для уничтожения чужеродных микроорганизмов. Поэтому при их многочисленном появлении терапевт заподозрит инфекцию, вызванную микробами. Их количество зависит от возраста ребенка.
  • Эритроциты – это клетки внутрисосудистой жидкости, которые переносят белок – гемоглобин. Их число для нормального показателя анализа мочи ограниченно. Если количество эритроцитов повысилось, значит, образовалось повреждение слизистой оболочки мочевыделительной системы. Количество эритроцитов нормального анализа одинаково для всех возрастов.
  • Бактерии, грибки отсутствуют у здоровых людей. Их появление бывает от неправильного сбора выделительной жидкости, долгой транспортировке. Микробы в анализе выявляются при пиелонефрите у детей.
  • Соли появляются у здоровых людей при характерном питании (употребления солений, поваренной соли в рационе питания). У младенцев при введении прикорма или грудном вскармливании обнаруживается в норме. Много кристаллов обнаруживается только при наличии мочекаменной болезни.
  • Слизь образуется после воспалительных заболеваний мочевыделительной системы, у здоровых людей отсутствует.
  • Билирубин, уробилиноген отсутствует, является признаком заболеваний печени.
  • Кетоновые тела – это компонент жирового и углеводного обмена, отсутствует у здоровых людей, появляются только у маленьких детей после долгой безуглеводной диеты.

Для оценки расшифровки общего анализа мочи обращаются к терапевту. Заболевания проходят с увеличением нескольких показателей, например, лейкоциты, эритроциты и цилиндры повышаются после появления мочекаменной болезни.

Важно! Часто показатели появляются при приеме некоторых лекарств.

Для того чтобы терапевту было легче расшифровать данные лабораторного исследования общего анализа мочи у детей, сделана таблица норм. Пациенты могут сами узнать, каковы их показатели, нормальны ли они, до посещения врача.

Общий анализ мочи у детей норма и расшифровка результатов в таблице.

Показатель Латинская аббревиатура Норма для младенцев Норма для детей от 1 года
Цвет COLOR Соломенно-желтый Соломенно-желтый
Прозрачность мочи Прозрачный, мутность отсутствует Прозрачный, мутность отсутствует
Запах Специфический Специфический, меняется в зависимости от употребляемой пищи
Плотность SG 1001-1006 1011-1025
Кислотно-основная реакция Ph 4,5-7 5-8
Белок PRO Нет Отсутствует, но иногда доходит до 0,035 г/л
Глюкоза GLU Нет Нет
Эпителий 0-1 1-3
Цилиндры Нет 0-2
Лейкоциты LEU 0-3 0-5
Эритроциты BLD Нет 0-2
Бактерии, грибы NIT Нет Нет
Соли Нет Нет
Слизь Нет Нет
Билирубин BIL Нет Нет
Уробилиноген URO, UBG Нет 4-8 мг/л
Кетоновые тела KET Нет Нет

Анализ мочи по Нечипоренко проводится, если общий анализ мочи дал неточные результаты или показал ошибочные данные. Метод более информативен, чем общий анализ мочи, так как показывает точное число клеток на 1 мл жидкости. Общий анализ мочи проводится с помощью микроскопии. Для его проведения требуется средняя порция мочи. То есть ребенок сначала мочится внутрь унитаза, потом в контейнер, затем опять внутрь унитаза. Поэтому сбор образца у младенца затрудняется.

Время для перемещения его лаборанту должно быть как можно меньше. Клетки подсчитывают с помощью полуавтоматического анализатора, поэтому уменьшается риск врачебной ошибки.

Для детей существуют свои нормы анализа мочи по Нечипоренко:

  • белых кровяных телец – не более 2 тысяч клеток на 1 мл жидкости;
  • красных кровяных телец – не более 1 тысячи клеток;
  • цилиндров до 15-20.
Показатель Норма для детей на 1 мл
Белые кровяные тельца не более 2000
Красные кровяные тельца не более 1000
Красные кровяные тельца до 15-20

Анализ мочи по Зимницкому назначают после выявления множества цилиндров в общем анализе мочи и пробе Нечипоренко. С помощью этого анализа собирается вся суточная моча. То есть каждые три часа пациент мочится внутрь емкости и отдает образец медсестре. Лаборант определяет количество мочи и ее удельный вес.

Так отслеживается концентрационная функция почек, то есть их способность разбавлять выделенные вещества мочой.

У здорового ребенка днем выделяется больше урины, так как ночью функция почек замедляется. Каждая отдельная порция должна быть с разной плотностью мочи, но колебания незначительны. После питья жидкости (это заносится в дневник), мочи должно быть больше.

Причины изменения общих свойств мочи бывают не только во время болезней, но и во время смены рациона питания или окружающей обстановки. Показатели анализа мочи у детей меняются после долгого нахождения на солнце. Если обнаруживаются нарушения норм, врач назначает дополнительные обследования. Это возможно при патологии печени, болезнях почек, почечной недостаточности, сахарном диабете, мочевыводящих путей, мочевого пузыря или уретры, нарушения обмена веществ, сердечно-сосудистых заболеваний и других патологий. Чтобы не пропустить начавшееся детское заболевание мочевыделительной и других систем, необходимо ежегодно проходить осмотр ребенка у врача, осуществлять исследования крови и мочи. Вовремя выявленная патология и правильное лечение способствуют благоприятному прогнозу.

источник

Показания: выявление изменений в моче.

Противопоказания: поражение кожи гениталий.

— тарелка и умеренно надутый подкладной круг для сбора мочи у девочки,

— презерватив-для сбора мочи у мальчика,

— набор пеленок для пеленания,

— чистая, сухая, обезжиренная баночка с направлением в клиническую лабораторию.

Читайте также:  10 мл мочи грудничок анализ

1) Оценить состояние ребенка.

2) Если ребенок лежит с матерью дать инструкцию по сбору мочи.

3) Оценить возраст ребенка, чтобы выбрать способ сбора мочи (посадить на горшок или собрать мочу в презерватив или в тарелку).

4) Осмотреть кожу гениталий (не должно быть гнойничковых заболеваний, обширных опрелостей и т.д.)

1) При выявлении противопоказаний доложить врачу и получить новые рекомендации (откладывается анализ или собирается моча катетером и т.д.).

2) При отсутствии противопоказаний приступить к сбору мочи.

Алгоритм выполнения манипуляции:

1) Обработать подкладной круг 1% раствором хлорамина при сборе мочи у девочки. Тарелка должна быть чистой, сухой обезжиренной.

2) Обработать горшок 1% хлорамином и обдать кипятком (для детей постарше).

3) Подмыть ребенка (девочка подмывается спереди назад). Осушить кожу промокательными движениями.

4) Девочку уложить на подкладной круг предварительно обернутый пеленкой, под спину подложить несколько свернутых пеленок, чтобы голова, спина и ягодицы находились на одном уровне, а внутрь круга помещают чистую глубокую тарелку.

5) Прикрыть ребенка пеленкой (или одеялом).

6) Мальчику надеть презерватив, зафиксировать пластырем к коже лона. При отсутствии презерватива, можно использовать пробирку (флакон). Ноги ребенка обворачиваются пеленкой с целью безопасности. М/с или мать не отлучаются от ребенка, пока не получат мочу.

Оценка и завершение манипуляции

1) Оценить, достаточно ли собрано мочи. Перелить ее в баночку, написать направление в лабораторию.

2) Ребенка запеленать или одеть.

3) Мочу доставить в клиническую лабораторию в течение 1 часа.

4) Предметы ухода обработать 1% хлорамином дважды через 15 минут.

5) Проконтролировать,чтоб анализ был подклеен к истории.

Медицинская сестра должна уметь оценить качественное исследование мочи.

У здорового ребенка моча прозрачная, не должна содержать хлопьев и осадка, цвет ее соломенно-желтый. Последний зависит от многих факторов. Например: темно-желтый – при длительном стоянии, высокой концентрации, цвет пива – при вирусном гепатите, кровянистый – при гломерулонефрите, мочекаменной болезни; розово-красный – при приеме амидопирина; бесцветная моча – при сахарном диабете или несахарном мочеизнурении и так далее.

Запах мочи здорового ребенка – обычно ароматический, обусловлен наличием в ее составе летучих жирных кислот. При длительном ее стоянии может сменяться на аммиачный.

Реакцию мочи можно определить с помощью лакмусовой бумажки. При кислой реакции мочи синяя лакмусовая бумажка краснеет, а при щелочной красная синеет. В норме реакция мочи кислая. Щелочная реакция мочи обусловливается разложением мочевины под влиянием бактерий, что встречается при заболеваниях мочевыделительной системы, неправильном и длительном хранении мочи, а также при собирании ее в грязную посуду.

При химическом исследовании мочи определяют наличие в ней белка (его появление в моче носит название протеинурия), сахара (глюкозурия), котоновых тел (кетонурия), билирубина и уробилиновых тел (билирубинурия, уробилинурия), минеральных веществ (кальция, хлоридов, натрия и т.д.).

Так, протеинурия может свидетельствовать о поражении почечных клубочков; глюкозурия и кетонурия – симптомы сахарного диабета. Обнаружение желчных пигментов в моче является важным признаком желтухи.

Кроме химического исследования мочи, в общем анализе мочи проводят микроскопию ее осадка, составляющими которого являются эритроциты, лейкоциты, цилиндры, эпителиальные клетки, кристаллы соли. В норме – эритроцитов не должно быть, лейкоцитов – у мальчиков – 3-5 в поле зрения, у девочек – 3-6 в поле зрения.

Повышенное содержание солей, слизи, эпителиальных клеток говорит о патологии.

Появление эритроцитов в моче носит название гематурии, которая является важным признаком многих заболеваний почек и мочевыводящих путей – острого и хронического гломерулонефрита, мочекаменной болезни, опухолей почек и мочевого пузыря. Обнаружение лейкоцитов в моче (лейкоцитурия) свидетельствует чаще всего о воспалительном процессе в мочевой системе – остром или хроническом пиелонефрите, цистите и так далее. Нахождение в моче цилиндров указывает обычно на поражение клубочков и канальцев почек. Наличие в моче бактерий (бактериурия) характерно для инфекции мочевыводящих путей.

Запомните!Мочу следует доставить в лабораторию не позже, чем через 1 час после того, как она собрана.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Общий анализ мочи входит в число обязательных исследований при любом остром заболевании или диспансеризации ребенка. Это связано с тем, что болезни мочевыводящей системы у детей диагностируются часто (они уступают по распространенности только ОРЗ), а также с достаточной информативностью и простотой выполнения этого исследования.

Правила сбора мочи на анализ

На анализ обычно собирают утреннюю мочу, так как она самая концентрированная. Перед процедурой ребенка необходимо подмыть. Первые капли мочи рекомендуется не собирать, а при проведении некоторых анализов, к примеру, по Нечипоренко, даже строго оговаривается необходимость сбора средней струи мочи. Для проведения общего анализа мочи достаточно 50-100 мл, но определенную информацию можно получить и при сданных 10-30 мл.

У грудных детей порой сложно собрать мочу на анализ. Можно использовать продающиеся в аптеках мочеприемники. Для сбора мочи у мальчиков иногда используют презерватив. Девочек раньше в ожидании мочеиспускания выкладывали на резиновый круг, под отверстие в котором подставляли тарелку или иную чистую емкость. Наконец, можно поместить в ползунки малыша комок ваты и после мочеиспускания осторожно отжать его в баночку. Но в этом случае эпителий с рук взрослого может попасть в мочу, и точным результат назвать будет нельзя.

При общем анализе мочи учитывают ее физические и химические свойства. Кроме того, мочу центрифугируют и исследуют образовавшийся осадок.

Основные физические свойства мочи

К основным показателям мочи относят количество, цвет, прозрачность, относительную плотность (удельный вес). В норме цвет мочи колеблется от светло-желтого до янтарно-желтого. Обычно, чем сильнее окрашена моча, тем более она концентрирована и тем выше ее удельный вес. Он зависит от температуры окружающего воздуха, питьевого режима, а также питания ребенка. Многие ярко окрашенные овощи и фрукты (свекла, земляника, морковь) могут изменять цвет мочи. То же самое можно сказать о некоторых медикаментах: поливитамины, нитрофурановые препараты.

Цвет мочи зависит и от возрастных особенностей почек. В первые дни жизни ребенка моча бывает насыщенного цвета. На 5-7 день в ней могут быть соли, оставляющие на пеленке или памперсе кирпично-красный осадок. Позже, в грудном возрасте цвет мочи ребенка становится светлее: концентрационная способность почек у малышей довольно низкая, и моча даже «на выходе» из организма мало отличается по составу от плазмы крови.

Этим же объясняется и более низкий, чем у взрослого, удельный вес мочи грудного ребенка. Если у детей старшего возраста он колеблется в норме от 1005 до 1025 ед, то до года составляет 1002-1006 ед. Повышение относительной плотности мочи может происходить при потере жидкости с поносом или рвотой, недостатке питья, а также при сахарном диабете. Понижение удельного веса мочи характерно для голодания и обильного потребления жидкости.

Моча должна быть прозрачной. Мутной она становится при содержании в ней солей, слизи или патологических включений – белка, лейкоцитов, жира. Моча мутнеет и при длительном стоянии. Если с ночи не вылить детский горшок, то утром моча в нем может оказаться мутной, с осадком и аммиачным запахом. Но это, скорее всего, связано с закономерным щелочным брожением, а не с болезнью ребенка.

Основные химические свойства мочи

При проведении общего анализа мочи исследуют ее реакцию, наличие белка, сахара, кетоновых тел, желчных пигментов и гемоглобина.

Реакция (рН) мочи составляет 4,5-8,4 и во многом определяется диетой. При преимущественно молочной пище она увеличивается, при преобладании мясной – уменьшается. Кислая реакция мочи может быть при повышении температуры тела и сахарном диабете, щелочная – при рвоте или воспалении мочевыводящих путей.

Появление в общем анализе мочи белка всегда настораживает врача, если только речь не идет о новорожденном первых дней жизни, когда отмечается физиологическая желтуха. Белок в небольших количествах может появляться в моче здоровых людей старшего возраста – например, после значительной физической или эмоциональной нагрузки (соревнований, марш-броска). В иных ситуациях белок в анализе мочи обычно указывает на патологию почек, сердца или отравление.

Сахар в моче здорового человека обычными качественными пробами не определяется. Он появляется при повышении уровня глюкозы в крови, что характерно для сахарного диабета. При этом у детей порог проницаемости почек для глюкозы выше, чем у взрослых, и при заболевании ребенка сахарным диабетом сахар в моче может появиться позже.

Кетоновые тела также нехарактерны для нормального анализа мочи. Но если у взрослых их появление всегда заставляет искать заболевание, то у детей небольшое количество кетоновых тел эпизодически может наблюдаться при нарушении пуринового обмена, то есть, при так называемом нервно-артритическом диатезе.

Читаю огромное количество постов о тяжелейших отношениях с матерями/свекровями. Жалобы на то, что матери/свекрови постоянно учат жизни: как и что готовить, как убираться, как вещи в шкаф складывать и как кормить ребёнка и пр. пр. пр. У некоторых аж до драк доходит. Понятное дело, что надо просто съехать и всё. Но не все могут это сделать сразу после регистрации брака. У кого-то зарплата не очень для ипотеки, ждут пока будет новая работа, кто-то вынужден жить с родителями, пока ремонт в купленной квартире идёт, а кто-то и вовсе не может от родителей уехать в силу болезни тяжёлой этих самых родителей. Ещё вариант, мать-одиночка, воспитывает ребёнка одна, жить негде.

Люди учат, вот не надо рожать детей, если нет квартиры, но вы простите комментирующие – вы не вправе указывать людям, при каких условиях им рожать ребёнка.

Обращаюсь к тем, кто живёт вынужденно с матерями/свекровями. Кто как из вас находит ними общий язык? Что делаете, чтобы дать понять, что только вы решаете, как вам лучше? Не все хотят открыто вступать в конфронтацию и начинать войну. У некоторых война уже началась и это отражается на отношениях со второй половинкой.

Поделитесь вашим опытом и другие смогут благодаря вам улучшить сложившуюся ситуацию.

Сын учится в 3 классе. В первой четверти впервые появились пятерки четвертные. Я обрадовалась, т.к. у сына глаза засверкали, самооценка поднялась.

Сразу скажу, что у сына сдвг и дисграфия. Очень сложно даётся русский, технология, рисование. Во второй четверти всё намного хуже стало. Через день двойки и замечания от учителя. Два по литературе — не ту басню выучил. Два по технологии — не принёс папку. Два по рисованию — нет ножниц. А вчера я увидела, что эти двойки выставлены в дневник.ру, значит и в журнал то же.

Я понимаю, двойки и замечания заслуженные, но неужели их надо в журнал выставлять. Сын вчера очень расстроился, называл себя неудачником. Мотивация и самооценка опять упали. Что делать? Идти говорить с учителем? Сыну говорю, что оценки не важны

источник

Исследование мочи у детей разного возраста — один из наиболее простых и информативных способов диагностики многих патологий. Показатели мочи могут свидетельствовать о наличии заболевания у малыша еще до появления выраженных симптомов. О каких нарушениях работы организма говорят результаты этого анализа и почему так важно его сдавать? Давайте разберемся в этом вместе.

Моча (урина) — продукт жизнедеятельности человека. Жидкость выделяется почками. Пройдя в них фильтрацию и претерпев ряд преобразований, она стекает по мочеточникам в мочевой пузырь. Затем через мочеиспускательный канал выводится из организма.

Анализ мочи дает информацию о состоянии почек и всего организма, показывает, насколько эффективна в случае лечения болезни применяемая терапия. Также данный анализ может указать на наличие скрытых воспалительных процессов, начальный этап того или иного заболевания. Поэтому детям очень важно проходить данный тест не только во время лечения, но и в профилактических целях. Ведь ребенок более подвержен различным простудным, инфекционным и травматическим заболеваниям, нежели организм взрослого.

Специальной подготовки анализ мочи у детей не требует. Важно, чтобы накануне сбора биоматериала ребенок не испытывал эмоциональных и физических перегрузок, соблюдал привычный режим дня, питания и приема жидкости. Постарайтесь исключить из рациона вашего чада острую и жирную пищу, следите за тем, чтобы он не употреблял фастфуд, газированные напитки. Если малыш в этот период принимает лекарственные препараты, об этом следует сообщить врачу.

Для исследования понадобится утренняя моча, собранная сразу после пробуждения. Детям старшего возраста следует подробно объяснить правила сбора материала. Для точности результата необходимо, чтобы мочеполовые органы ребенка были чистыми. Первую порцию мочи (2–3 секунды от начала мочеиспускания) следует спустить в унитаз. Последующую жидкость — собрать в стерильную баночку, но не выпускать всю мочу до конца. То есть, для анализа нужна средняя часть утренней урины.

Родителям младенцев стоит «подкараулить» время первого утреннего мочеиспускания и держать малыша над посудой для анализа. Можно подложить под ребенка какой-либо контейнер, который окажется дома. Другой вариант — использовать специальный мочесборник. Нужно учитывать, что он доставляет детям определенный дискомфорт, поэтому следует проконтролировать, чтобы ребенок его не сбросил. Неприемлемый способ — это выжимание памперса или пеленки, к чему иногда прибегают неосведомленные родители. В этом случае в биоматериал могут попасть посторонние частицы, что исказит показатели анализа. Чтобы сделать анализ, понадобится немного мочи — всего 20–30 мл.

Читайте также:  1500 эритроцитов в анализе мочи

Между сбором материала и доставкой его в лабораторию должно пройти не более двух часов.

В общем анализе мочи у детей рассматривают те же показатели, что и у взрослых: прозрачность, цвет, удельный вес, кислотность, количество эритроцитов, лейкоцитов, эпителия и другие. Различия заключаются в нормативных значениях.

Цвет — моча ребенка обычно более светлая, чем у взрослого человека. Если малыш находится на грудном вскармливании, его моча почти прозрачна. При введении в рацион ребенка продуктов, имеющих яркий пигмент (морковь, свекла), цвет становится более насыщенным.

Запах — детская моча не обладает резким запахом. Если рацион ребенка насыщен мясной и белковой пищей, запах усиливается.

Пенистость — у здорового человека, как взрослого, так и ребенка, моча не должна пениться. Если пена появилась, это может быть вызвано недостаточным количеством жидкости в организме. Однако если с увеличением количества питья пена остается, это указывает на нарушения в организме.

Прозрачность — согласно норме, детская моча прозрачна. Ее замутненность может говорить о наличии инфекции или нарушении обменных процессов, например о скоплении большого количества солей.

Плотность (удельный вес) — у новорожденных норма этого показателя составляет 1,001–1,005. Если кормящая мама употребляет мясную и жирную пищу, плотность увеличивается, а если основа рациона кормилицы овощи и фрукты, тогда плотность понижается. В шесть месяцев этот параметр у младенца равен 1,005–1,015. К трехлетнему возрасту норма составляет 1,005–1,025. Плотность уменьшается при обильном питье и употреблении растительной пищи.

Кислотность — в норме у ребенка моча слабокислая (рН = 5–7) или нейтральная (рН = 7). Если моча была собрана после приема пищи, то реакция обычно бывает ближе к щелочной (рН > 7). Щелочная реакция также возможна после сильного потоотделения или при большом употреблении в пищу ржаного хлеба, овощей и фруктов. Кислотность мочи повышается после употребления белковой и жирной пищи, пшеничного хлеба и после физических нагрузок.

Если при изменении режима питья и питания, отмены физических нагрузок кислотность и плотность мочи выходят за пределы нормы, это может указывать на такое нарушение в организме, как почечная недостаточность.

Белок — появление белка в моче у младенцев допустимо в концентрации до 5 г/л. Также белок наблюдается в период, когда ребенок начинает ходить. Наличие белка в моче возможно после активных физических упражнений, однако в норме в утренней моче белок отсутствует.

Сахар — появление сахара в моче ребенка может быть обусловлено обильной пищей, богатой углеводами. Другая причина — временное расстройство пищеварения (диарея, изжога, метеоризм). Однако если появление сахара не вызвано данными причинами, это может говорить об эндокринном расстройстве, и в данном случае нужно будет пройти дополнительное обследование.

Кетоновые тела — эти вещества могут появляться в моче, если ребенок употребляет мало углеводов (картофеля, мучного и сладкого). Данное явление не является нарушением состояния здоровья.

Билирубин, уробилиноген, индикан, желчные кислоты — в норме данные вещества в крови ребенка отсутствуют. Их появление говорит о наличии патологии (нарушение работы печени, камни в почках, воспалительные процессы в кишечнике) и необходимости дальнейшего обследования.

Осадок (органический, неорганический) — сам по себе осадок не является причиной для беспокойства. Он может появиться в биоматериале, если тот привезен в лабораторию позже положенного срока. Однако если материал отдан на анализ вовремя, наличие осадка может указывать на повышенное содержание минеральных солей.

Кровяные тельца (эритроциты, лейкоциты) — количество эритроцитов в норме не должно превышать 2–3 в поле зрения. Однако при интенсивных физических нагрузках этот показатель может значительно увеличиться: вплоть до 75. Что касается лейкоцитов, то их допустимое количество — до 3 в поле зрения. Показатель может увеличиться, если перед сбором материала для анализа не были соблюдены правила гигиены.

Цилиндры — это составляющие осадка мочи. Они представляют собой белок, накапливающийся в почечных канальцах при заболеваниях почек. В их состав также могут входить различные включения. Выделяют следующие виды цилиндров:

  • Пигментные, или гемоглобиновые, цилиндры , — состоят из пигментов крови. Их наличие в анализе говорит о воздействии на организм ребенка токсических веществ.
  • Гиалиновые цилиндры — присутствуют в моче в первые дни жизни ребенка, потом исчезают. Появиться они могут в случаях пищевых расстройств и нарушения водного баланса в организме.
  • Зернистые цилиндры — в норме этот показатель отсутствует. Их появление бывает вызвано теми же причинами, что и появление гиалиновых цилиндров.
  • Восковые цилиндры — их возникновение указывает на наличие хронических заболеваний почек.
  • Эпителиальные цилиндры — представляют собой «слипшиеся» клетки эпителия. Их появление может говорить о повреждении почечных канальцев.

Слизь — в моче ребенка ее быть не должно. Если она присутствует, это говорит о воспалении в почках или в мочевыводящих путях.

Вирусы, бактерии и грибы — в моче здорового ребенка их быть не должно. Наличие говорит заболеваниях вирусной, бактериальной или паразитарной природы.

Амилаза, или диастаза , — фермент, участвующий в расщеплении полисахаридов. У здорового ребенка количество амилазы в моче достаточно низкое. В среднем врачи считают нормальным уровень амилазы в моче у детей до года — 5–65 Ед/л, у детей старше года и у взрослых нормативный показатель равен 20–160 Ед/л.

Соли — кристаллы солей нередко встречаются в моче ребенка. Режим питания и физическая активность малыша напрямую связаны с их появлением, поэтому наличие солей не является патологическим явлением.

Таким образом, общий анализ мочи ребенка состоит в определении множества разнообразных показателей. Они могут меняться под влиянием внешних факторов, но также указывают на наличие или предрасположенность к тому или иному заболеванию. Поставить точный диагноз может врач, учитывая при этом не только результаты теста, но и индивидуальные особенности растущего организма, сопутствующие симптомы и другие факторы.

Здо­ровье ре­бен­ка — за­лог спо­койст­вия ро­ди­те­лей и, сле­до­ва­тель­но, — гар­мо­нии в семье. Очень важ­но своев­ре­мен­но про­хо­дить про­фи­лак­ти­чес­кие осмот­ры и де­лать ди­аг­нос­ти­чес­кие те­с­ты, в том чис­ле об­щий ана­лиз мо­чи, ко­то­рый яв­ля­ет­ся аб­со­лют­но без­бо­лез­нен­ным и весь­ма ин­фор­ма­тив­ным.

источник

Общий анализ мочи у детей – довольно распространенное исследование для выявления каких-либо заболеваний, в том числе инфекционных и простудных. В рамках ОАМ изучаются физические свойства урины, состав осадка и концентрация различных веществ.

Клинический анализ мочи позволяет изучить цвет, запах, относительную плотность биологической жидкости. При проведении химических тестов определяют кислотность урины, наличие в образце белковых структур, сахара, кетоновых тел, пигментов желчи (билирубина, кислот, уробилина, пр.). Микроскопия мочевого осадка выявляет следы крови, лейкоцитарные клетки, цилиндры, эпителий, солевые образования, слизь, бактерии, пр. Полученные значения помогают выявить бактериальные и вирусные инфекции (ангину, ОРВИ, пневмонию), нарушения обменных процессов, а также диагностировать болезни мочеполовой системы (гломерулонефрит, пиелонефрит, цистит, вульвит).

Оценивая результаты анализа младенца, следует учитывать тип вскармливания (грудное, искусственное, смешанное). После достижения годовалого возраста и отлучения малыша от груди диапазон нормы аналогичен показателям, характерным для взрослого человека. Исследование мочи и расшифровка результатов проводится в течение суток после сдачи биоматериала. Если данные сроки будут нарушены, не исключено допущение погрешностей, ошибки возможны и при неправильном заборе образца.

Анализ назначается практически при любом клиническом обследовании как у новорожденного, так и у подростка. Исследование также проводят если:

  • имеется подозрение на заболевание мочеполовой системы,
  • недавно были перенесены вирусные или инфекционные заболевания,
  • планируется вакцинация от коклюша, дифтерии в 3 месяца (особенно если имеются хронические заболевания),
  • было проведено длительное лечение лекарственными препаратами (чтобы оценить, насколько терапия была правильной и эффективной).

У младенцев до 1 года клинический анализ проводится планово в месячном, трехмесячном, шестимесячном и годовалом возрасте.

Согласно алгоритму проведения исследования, на начальном этапе изучается объем биологического материала, дается оценка физических параметров. Нормальным считается светло-желтый либо янтарный цвет, любое изменение оттенка может быть симптомом серьезной патологии. Однако стоит учитывать, что на это свойство способны влиять продукты, ранее употребленные в пищу (например, вишневый сок, газированные напитки, красные фрукты, свекла, морковь), а также прием лекарственных препаратов.

Что касается запаха, то моча у новорожденных малышей абсолютно не пахнет. С возрастом она приобретает характерный аромат, но не ярко выраженный. Если же жидкость пахнет слишком резко, отдает ацетоном или чем-то химическим, это повод обратиться за консультацией к врачу. Проверяют в лаборатории и пенистость биоматериала. Если при взбалтывании пена пропадает сразу же, это нормально, если она не исчезает, это говорит о содержании в образце белка. В раннем возрасте такое явление относится к норме.

Полученные данные плотности, реакции мочи, а также других биохимических показателей указывают, насколько правильно функционируют мочеполовые органы. По таким характеристикам, как билирубин, лейкоциты, эритроциты, цилиндрические частицы, амилаза оценивают состояние почек, наличие травм и поражений выделительного тракта. Выявление в моче дрожжевых грибков свидетельствует о развитии кандидоза.

Расшифровывать результаты анализов необходимо с учетом клинической симптоматики, потому как у маленьких детей на показатели сильно влияет питание и процесс активного формирования всех систем организма. Поэтому и нормы у младенцев немного другие, и отклонения в показателях далеко не всегда появляются по причине патологий.

Расшифровка анализа мочи у детей в зависимости от возраста представлена в таблице:

Девочки: 7–10 в п.зр.

Таблица Норма и расшифровка результатов общего анализа мочи у детей
Параметры Обозначение на электронном бланке результатов Показатели нормы
Возраст
До 1 года Старше 1 года Подростки старше 12 лет
Цвет COLOR У новорожденных: бесцветная, на ГВ: соломенного либо лимонного цвета Соломенно-желтый Соломенно-желтый
Плотность S.G 1.001–1.005 До 2 лет 1.001–1.005
2–5 лет 1.012–1.020
5–12 лет 1.012–1.025
5–12 лет 1.012–1.025
Кислотность рН От 4.5 до 7.7 От 4.5 до 8 От 5 до 7
Белок PRO Отсутствует либо до 0.002 г/л
У новорожденных до 5 г/л
Отсутствует либо до 0.036 г/л Отсутствует либо до 0.03 г/л
Лейкоциты LEU до 3 в п.зр. (в поле зрения) до 6 единиц в п.зр.
Глюкоза GLU 0.8 ммоль/л или выше Отсутствует или 0.8 ммоль/л Отсутствует или 0.8 ммоль/л
Кетоновые тела KET «–» (отсутствуют) «–» «–»
Эритроциты BLD «–» не более 2 в п.зр. 1–3 в п.зр.
Эпителий Плоский эпителий в небольшом количестве Плоский эпителий в небольшом объеме Плоский эпителий в небольшом объеме
Слизь mucus «–» (negative) «–» «–»
Бактерии «–» «–» «–»
Уробилиноген, билирубин UBG, BIL «–» «–» «–»

Посуда для сбора должна быть стерильной и сухой. Лучше всего приобрести в аптеке специальный контейнер. Как правило, это емкость из прозрачного стекла либо пластика с плотно закручивающейся крышкой и этикеткой для записей. Еще одно условие: хранить забранный биологический материал нужно исключительно в холодильнике, сдать его в лабораторию следует в течение 1,5–2 часов после забора.

Не стоит забывать, что на результат исследования может повлиять прием некоторых лекарственных препаратов, употребление фруктов, овощей и напитков (например, минеральной воды). Поэтому вечером нужно внимательно проследить за рационом малыша. Если речь идет о грудничке, то маме стоит отказаться от соленой, перченной, копченой пищи, а также свеклы и моркови.

Собрать биоматериал можно несколькими способами, учитывать стоит пол и возраст ребенка. Проводя гигиенические процедуры у девочки перед анализом, особое внимание стоит уделить области между половыми губами, ее можно обработать ватной палочкой со слабым раствором марганцовки. При заборе образца у мальчиков необходимо удерживать крайнюю плоть, выпустить первые капли в горшок, а затем подставить под струю контейнер.

Собрать мочу у грудничка девочки лучше всего при помощи специального мочесборника. Он представляет собой прозрачный мешочек с отверстием и гипоаллергенным липким слоем вокруг него, бывают варианты с катетером и без. Техника забора материала достаточно простая и не требует особой подготовки. После утренней гигиены необходимо прикрепить мочеприемник к коже вокруг половых органов. После мочеиспускания пакетик с уриной снимается, и биоматериал переливается в стерильный контейнер.

При помощи такого приспособления можно собрать утреннюю мочу и у грудничка мальчика. В аптеках представлены универсальные мочесборники, а также предназначенные отдельно для мальчиков и девочек, отличаются они лишь формой отверстия. Для сбора мочи у детей постарше можно также использовать специальный мочесборник, но если ребенок уже способен контролировать позывы, собирать образец можно сразу в стерильный контейнер. Собранный биоматериал следует в кратчайшие сроки сдавать в лабораторию, минимальный объем жидкости составляет 20 мл.

источник