Меню Рубрики

Анализ почвы на азот калий фосфор

Агрохимический анализ почв проводят для того, чтобы [2]:

  1. Определить, достаточно ли в почве доступных питательных веществ для растений;
  2. Следить за изменением свойств почвы, которые так или иначе влияют на рост и развитие растений;
  3. Оценить характер и определить особенности взаимодействия почвы с применяемыми удобрениями и поступающими из атмосферы веществами;
  4. Рассчитать количество удобрений, которое необходимо внести в почву.

Мы определяем основные свойства почвы, которые тем или иным образом могут сказаться на росте и развитии растений. Одним из важнейших показателей, определяемых при агрохимическом анализе, является реакция среды (рН). Почему важно контролировать рН?

  1. В основном наибольшие урожаи сельскохозяйственных растений получают при слабокислой или нейтральной реакции среды, но очень часто почва становится более кислой и это препятствует получению высоких урожаев. [12]
  2. Реакция среды воздействует на способность растений поглощать из почвы питательные элементы. При более низких рН она уменьшается, а иногда даже приводит к потере питательных элементов из корней растений [12];
  3. рН сказывается на миграции и аккумуляции веществ в почве [3], в том числе токсичных [6];
  4. Микробиологическая активность почвы тоже зависит от реакции среды [3];
  5. Помимо этого, рН влияет на катионообменную ёмкость почв [4] – максимальное количество катионов, которое может быть удержано почвой в обменном состоянии при заданных условиях [1] и потенциально доступно растениям.

Поэтому при агрохимическом анализе мы определяем рН водной вытяжки из почвы. Но он позволяет судить только о степени кислотности или щёлочности и не даёт количественного представления о содержании кислот и оснований из-за высокой буферности почв. Однако, например, содержание кислотных компонентов может увеличиваться, а рН оставаться практически неизменным. В связи с этим помимо рН водной вытяжки мы определяем потенциальную кислотность — рН солевой вытяжки [8].

Кроме реакции среды важны так же и сами питательные элементы. Растения больше всего нуждаются в следующих из них:

Азот — один из наиболее распространённых элементов в природе, тем не менее растениям часто не хватает азота, так как растения могут усваивать только определённые формы соединений азота (в основном аммонийную и нитратную формы) [3]. В то же время азот является незаменимым элементом в растении, входя в состав белков, ДНК, многих жизненно важных органических веществ. При недостатке азота нарушается процесс фотосинтеза из-за разрушения хлорофилла, возможно высыхание и отмирание частей растений, поэтому обеспечение азотом — одна из важнейших проблем при выращивании сельскохозяйственных культур. В связи с этим для оценки доступного для растений азота мы определяем содержание аммонийного и нитратного азота в почве.

Фосфор тоже жизненно необходим растениям и также входит в состав многих органических соединений. Кроме того, он участвует в энергетическом обмене клеток. Но подвижные формы фосфора во многих почвах находятся в дефиците [4], что приводит к снижению активности ферментов, контролирующих клеточный метаболизм, и веществ, участвующих в синтезе РНК, белков и делении клеток. Соответственно, при недостатке фосфора рост растений замедляется, что, естественно, не может не сказаться на урожае [10]. Поэтому очень важно определять содержание подвижных форм фосфора в почве.

Калий является важнейшим элементом питания растений, он входит в состав цитоплазмы клетки, в значительной степени определяет её свойства и поэтому влияет практически на все процессы в клетке. Калий участвует в поглощении и транспорте воды, открывании и закрывании устьиц. Также при калийном голодании нарушается структура митохондрий и хлоропластов, что в свою очередь оказывает влияние на фотосинтез и дыхание [10]. Поэтому достаточное содержание калия в почве повышает устойчивость растений к воздействию низких и высоких температур, сопротивляемость растений болезням, а также сокращает сроки созревания растений [12]. Растениям доступны только подвижные формы калия, поэтому именно их мы и определяем.

Органическое вещество почвы является важным показателем её плодородия. Оно состоит из ещё не успевших разложиться органических остатков и уже претерпевших изменения органических веществ, называемых гумусом. Гумус способствует накоплению и удержанию питательных для растений веществ, которые при его разложении переходят в почвенный раствор и могут потребляться растениями [3]. Количество гумуса в почве определяют через количество органического углерода в почве.

Данные показатели могут различаться для разных типов почв, и для разных сельскохозяйственных культур могут быть оптимальными разные диапазоны значений, тем не менее в среднем плодородие почвы можно оценить следующим образом:

Таблица 1. Оценка потенциального плодородия почв по содержанию гумуса и доступных для растений фосфора, калия и азота.

Уровень содержания Подвижный фосфор Р2O5, млн -1 * Обменный калий
К2O, млн -1 *
Нитратный азот
N — NO3, млн -1 **
Аммонийный азот
N-NH3+, N-NH4, млн -1 **
Содержание
гумуса
(С орг*1,724),
% от массы
почвы***
Очень высокий Более 250 Более 250 Более 10
Высокий 250–150 250–170 Более 20 Более 40 6–10
Повышенный 150–100 170–120
Средний 100–50 120–80 15–20 20–40 4–6
Низкий 50–25 80–40 10–15 10–20 2–4
Очень низкий Менее 25 Менее 7 Менее 10 Менее 10 Менее 2

* — по Г. В. Мотузовой и О.С. Безугловой, 2007 (по методу Кирсанова);

*** — по Л. А. Гришиной и Д. С. Орлову, 1978.

Таблица 2. Градация кислотности (щёлочности) почв по величине рН водной и солевой вытяжек [11].

Характеристика почвы рНН2О Характеристика почвы рНKCl
Сильнокислые 3,0–4,5 Сильнокислые 5,6
Слабощелочные 7,0–7,5
Щелочные 7,5–8,0
Сильнощелочные >8,5

Одним из основных приёмов повышения плодородия почв является внесение удобрений. В таблице 3 представлены некоторые из них.

Таблица 3. Вещества, добавляемые в почву для улучшения её свойств [7].

Какой показатель выходит за рамки нормального Что нужно добавлять в почву
рН Известь (если реакция кислая), гипс (если реакция щелочная)
Азот Натриевая, кальциевая, аммиачная селитра, сульфат аммония, аммиак жидкий, карбомид-аммиачная селитра, аммиачная вода, хлористый аммоний
Фосфор Суперфосфат простой гранулированный, суперфосфат двойной гранулированный, фосфоритная мука, преципитат, мартеновский фосфатшлак, обесфторенный фосфат
Калий Калий хлористый, калийная соль смешанная, сильвинит, сульфат калия-магния (калимагнезия), цементная калийная пыль, калий сернокислый, сульфат калия, полигалит, каинит, жидкий гумат калия
Органический углерод Навоз, торф, различные растительные компосты, сапропель, зелёное удобрение (сидераты)

При недостатке в почве азота, фосфора и калия применяют комплексные удобрения, содержащие в своём составе сразу несколько питательных элементов. Например, это аммонизированный суперфосфат, аммофос, диаммофос, калийная селитра, нитрофос и нитроаммофос, нитрофоска и нитроаммофоска, карбоаммофос и карбоаммофоска, жидкие комплексные удобрения. Преимущество их заключается в том, что при внесении удобрений в крупных масштабах снижаются затраты на транспортировку смешивание, хранение и внесение удобрений. Из недостатков комплексных удобрений выделяют то, что соотношение элементов питания в них изменяется слабо и при внесении их в почву может получиться так, что одних элементов попадёт в почву больше, чем нужно, тогда как других окажется недостаточно [7].

Существуют также бактериальные удобрения, содержащие специальные бактерии, которые улучшают питание растений. Их применяют только при выращивании бобовых растений и для каждого вида подбирают разные штаммы бактерий [7].

Таблица 4. Сравнение органических, минеральных и биологических удобрений [7].

Органическое Минеральное Биологическое
Содержание питательных элементов Все необходимые элементы Некоторые элементы, определяемые типом удобрения Нет
Форма элементов питания Недоступна для растений, но при разложении органического вещества постепенно выделяются доступные питательные вещества Доступная для растений Не содержит элементов питания, но способствует усвоению растениями питательных веществ
Скорость действия Медленно (3–4 года) Быстро Медленно (3–5 лет)
Наличие микроорганизмов Да Нет Да
Повышение качества почвы Да Нет Да
Специфичность для определённого вида растения Нет Да Да

Внося удобрение надо помнить, что его избыток так же плохо сказывается на растениях, как и недостаток. Необходимо рассчитывать количество вносимого удобрения исходя из свойств почвы и произрастающих сельскохозяйственных культур. Для того, чтобы правильно подобрать удобрение и рассчитать его дозу, нужно обратиться в аккредитованную лабораторию, где специалисты проведут анализ почвы согласно установленным ГОСТам и определят указанные выше параметры (рН, аммонийный и нитратный азот, подвижный фосфор, обменный калий и углерод органического вещества).

Список литературы:

  1. ГОСТ 27593-88. Почвы. Термины и определения // Охрана природы. Почвы / Сборник. Государственные стандарты. М: ИПК Изд-во стандартов, 1998.
  2. Е. П. Дурынина, В. С. Егоров Агрохимический анализ почв, растений, удобрений. М: Изд-во МГУ, 1998г., 113 с
  3. Кауричев И.С., Гречин И.П., Почвоведение. Москва: Колос, 1969, 543 с.
  4. Ковда В.А., Розанов Б.Г. Почвоведение. Часть 1. Почва и почвообразование. М.: Высшая школа, 1988. 400 с.
  5. Мотузова Г.В., Безуглова О.С. Экологический мониторинг почв: учебник/ Г.В.Мотузова, О.С.Безуглова. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2007, 237 с.
  6. Мотузова Г. В., Карпова Е. А., Химическое загрязнение биосферы и его экологические последствия. М: МГУ, 2013, 304 с.
  7. Никляев В. С. Основы технологии сельскохозяйственного производства. Земледелие и растениеводство. М.: Былина, 2000, 555 с.
  8. Орлов Д. С., Садовникова Л. К., Лозановская И. Н., Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. М.: Высш. шк., 2002, 334 с.
  9. Орлов Д.С., Бирюкова О.Н., Розанова М.С. Дополнительные показатели гумусного состояния почв и их генетических горизонтов // Почвоведение. 2004. № 8. С. 918-926)
  10. Полевой В. В. Физиология растений. М: Высшая школа, 1989, 464 с.
  11. Прожорина Т. И, Затулей Е. Д, Химический анализ почв. Часть 2. Издтельско-полиграфический центр ВГУ, 30 с.
  12. Соколова Т. А. Калийное состояние почв, методы его оценки и пути оптимизации. М: МГУ. 1987, 47 с.

источник

Во время выращивания сельскохозяйственных культур значительная часть затрат (до 25%) приходится на удобрения. Среди агрономов всегда возникают дискуссии, сколько нужно вносить удобрений под запланированную урожайность, какие формы удобрений использовать, как удобрения влияют на развитие культуры и т.д.

Безусловно, для правильного расчета норм и форм удобрений нужно проводить агрохимический анализ почвы. Впрочем, даже проведя анализ почвы и получив результаты, мы не углубляемся в детали полученных результатов и по-прежнему вносим удобрения по ощущениям. Вместе с тем не знаем, как они влияют на растение и почвенный раствор. Предлагаю немного разобраться с удобрением с/х культур и рассчитать нормы их внесения относительно запланированной урожайности, согласно разработанному мной методу расчета.

Прежде всего, необходимо провести полное агрохимическое обследование каждого поля в хозяйстве с последующей расшифровкой полученных данных и созданием технологической карты под запланированную культуру и урожай.

Прежде чем рассказывать о последовательности проведения агрохимического обследования, хочу провести небольшое введение в курс агрохимии и системы удобрения растений, чтобы можно было представить всю суть вопроса корневого питания.

Поступления минеральных питательных веществ в растение зависит как от внешних условий (состав и концентрации солей в почвенном растворе, его реакции (рН) и др.), так и от биологических особенностей того или иного растения, его химического состава, типа и развития корневой системы, его поглощающей способности в отношении питательных веществ.

Из внешних условий большое значение имеют состав и концентрация солей почвенного раствора. Корни растений способны поглощать питательные вещества при их небольшой концентрации, ориентировочно от 0,03-0,05 до 0,1-0,2%. При концентрации выше 0,2% способность поглощения растением воды и питательных веществ резко замедляется, что приводит к потере тургора (вялости) растений. Этот процесс наблюдается на засоленных почвах.

Почвенный раствор должен быть физиологически сбалансированным, то есть иметь в своем составе все необходимые для растения питательные вещества в правильном соотношении. Корневые клетки поглощают питательные соли, главным образом, в виде катионов и анионов (так называемый «обменный фонд», который возникает в результате дыхания клеток, катионом выступает атом водорода (Н + ), анионом — угольная кислота (Н2СО3 — )). Поэтому между отдельными катионами и анионами должны быть благоприятные взаимосвязи. Между одинаково заряженными ионами проявляется антагонизм, когда один ион ограничивает поступление в растение другого.

В качестве примера можно привести антагонизм между катионами кальция (Са + ) и водорода (Н + ). Так, если в питательном растворе есть избыток катиона водорода (в кислых почвах), то наличие в растворе катиона кальция будет мешать поступлению катиона водорода в растение. Это касается катионов алюминия (Al), марганца (Mn) и аммония (NH4). Антагонизм наблюдается и между другими катионами, например, между кальцием и магнием, кальцием и калием и др. Аналогична ситуация и между анионами, например между нитратным анионом (NO 3- ) и анионом хлора (Cl — ) ). При этом избыточное внесение хлора (при удобрении хлористым калием) будет мешать поступлению нитратного аниона (NO3-). В этом случае необходимо либо увеличить дозу нитратного удобрения, либо уменьшить дозу хлористого калия или вносить хлористый калий с осени, чтобы избыток хлора вымылся из почвы.

Реакция среды (рН). Для большинства сельскохозяйственных растений наиболее благоприятна слабокислая или нейтральная реакция среды. Очень кислая реакция вообще вредна для растений: она задерживает в них синтез белковых веществ. В то же время, при изменении реакции среды в пределах, допустимых для растений, катионы и анионы попадают в растения неодинаково: при слабокислой реакции среды в растение лучше попадают анионы, а при нейтральной и слабощелочной — катионы.

Нужно отметить, что при попадании в растение катионов среда закисляется, поэтому для удобрений с данным типом действующего вещества будет наиболее оптимальной нейтральная или слабощелочная среда. При попадании анионов происходит некоторое подщелачивание среды, поэтому они лучше усваиваются при слабокислой реакции. Так, на примере аммиачной селитры (NH4NO3) можно сказать, что в слабокислой среде лучше будет попадать в растение анион NO3 — , а в нейтральном — катион аммония (NH4 + ). Именно поэтому при использовании тех или иных удобрений необходимо принимать во внимание влияние этих удобрений на изменение реакции среды и их физиологическую реакцию.

Читайте также:  Активированный уголь влияет на анализ кала

Стоит отметить, что поглощение растением питательных веществ из удобрений проходит не в одинаковых пропорциях, а зависит от того, какого конкретного иона, катиона или аниона, больше всего не хватает растению в соответствии с его потребностями. Если растение усваивает из удобрения больше катионов, то удобрение будет физиологически кислым; если растение будет потреблять в большем количестве анионы, то удобрение будет физиологически щелочным. Рассмотрим несколько примеров с конкретными удобрениями.

  • Сульфат аммония ((NH4 + )2SO4 — ) — физиологически кислое удобрение. Растение нуждается в большей степени в азоте, чем сере, поэтому оно будет поглощать катион NH4 + в большем количестве, чем анион SO4 — . Катион аммония поглощается в обмен на катион водорода (Н + ) растения, который будет накапливаться в окружающей среде. При этом он образует с анионом SO4 — , который остается в почвенном растворе и меньше поглощается растением, серную кислоту, подкисляя почвенный раствор. Таким образом, можно сделать вывод, что сульфат аммония ((NH4 + )2SO4 — ) подкисляет почву, поэтому сульфат аммония можно использовать только на щелочных почвах.
  • Аммиачная селитра (NH4NO3) — как и сульфат аммония, это физиологически кислое удобрение, где катион аммония (NH4 + ) поглощается растением лучше и в большем количестве, чем анион нитрата (NO3 — ). Поэтому в результате замещения катиона водорода в почвенном растворе образуется ((NH4 + )2SO4 — ) (HNO3), которая его подкисляет.

Вот почему необходимо выполнить агрохимическое обследование почвенного покрова, прежде чем использовать удобрение.

Теперь перейдем к методике агрохимического обследования.

Мною была разработана методика, в дальнейшем проверенная временем и результатами. Эта методика является самой быстрой и снижает финансовые затраты на агрохимический анализ. Предлагаемую систему можно назвать универсальной, потому что она подходит для всех типов хозяйств. Я не утверждаю, что она может заменить все существующие методики, однако является наиболее простой, удобной в использовании и дает определенные ориентиры по нормам внесения удобрений.

Суть ее заключается в следующем:

Подготовка к отбору проб почвы

  • Отбор проб проводят не реже 1 раза в год (оптимально проводить перед посевом культуры или перед внесением удобрений).
  • Учитываем однородность рельефа местности (если рельеф местности неоднороден — отбираем пробы по элементам рельефа).
  • Для контроля химического состава почвы достаточно 1 пробы на площади до 20 га (при однородном рельефе местности).

Отбор проб почвы

  • Точечные пробы отбирают из одного или нескольких слоев методом конверта с таким расчетом, чтобы каждая проба представляла собой часть почвы, типичной для горизонтов данного типа почвы.
  • После того, как мы отобрали пробы грунта, формируем объединенную (среднюю) пробу. Объединенную пробу получаем путем смешивания точечных проб, отобранных на одном поле.
  • Общая масса объединенной пробы должна быть не более 2 кг.

Анализ почвы

  • Проводится в специализированном институте или сертифицированной лаборатории. Например, в Харьковской обл. это ННЦ «Институт почвоведения и агрохимии им. А.Н. Соколовского».
  • После анализа проб получаем на руки «Протокол результатов измерений».

Обработка полученных результатов анализа

На примере результата агрохимического обследования поля в одном из хозяйств Харьковской области хочу показать, как проводить расчет использования удобрений относительно запланированного урожая кукурузы на зерно (10 т/га).

Итак, мы получили следующие результаты агрохимического анализа почвы:

  • Аммонийный и нитратный азот N-NO3 — 6,61 мг/кг грунта, N-NH4 – 0,99 мг/кг грунта;
  • Обменный фосфор по методу Чирикова P2O5 — 87,22 мг/кг грунта;
  • Обменный калий по методу Чирикова K2O – 60,25 мг/кг грунта;
  • рН водный раствор — 7,4.

Далее очень просто переводим эти данные в более привычную для всех форму:

Установлено, что в пахотном слое (0-30 см) находится около 3 млн кг/га почвы, поэтому рассчитываем количество NPK, которая будет доступна растениям:

Азот. 6,61 мг/кг + 0,99 мг/кг = 7,6 мг/кг = 7,6мг/кг * 3 000 000 кг / 1 000 000 (коэффициент переасчета с мг в кг) = 22,8 кг/га доступного минерального азота.

Фосфор. В этом случае дело обстоит несколько сложнее. Все зависит от типа грунта. На разных почвах может быть разный коэффициент использования кукурузой доступного элемента (информацию можно получить из агрохимических учебников и интернета).

В нашем хозяйстве тип почвы — чернозем типичный легкоглинистый гумусово-аккумулятивный (подробнее о типах почвы можно узнать из интернета из карт почвенного покрова Украины). Коэффициент использования = 0,1 или 10%.

Доступен P2O5 = (87,22 мг/кг * 0,1) * 3 000 000 кг / 1 000 000 = 26 кг/га.

Калий. С этим элементом ситуация аналогичная. Коэффициент использования калия кукурузой = 0,25 или 25%.

Доступен K2O = (60,25 мг/кг * 0,25) * 3 000 000 кг / 1 000 000 = 45 кг/га.

Получив такие данные, можем рассчитать необходимое плановое количество действующего вещества относительно запланированного урожая балансово-расчетным методом на основе коэффициента использования питательных веществ из удобрений по формуле:

Н д.в. = В кг/га — Д кг/га / 10 * Кд

  • Н д.в. — норма удобрений, кг/га действующего вещества;
  • вынос питательных веществ запланированным урожаем (для кукурузы N = 3,4 кг д.в./ц основной и побочной продукции, Р = 1,2 кг д.в./ц, К = 3,7 кг д.в./ц);
  • количество доступного элемента в почве, кг/га;
  • коэффициент использования удобрений растениями (азотные удобрения — 50%, фосфорные — 15%, калийные — 50%).

N = 340 кг/га — 22,8 кг/га / 10 * 0,5 = 63,5 кг/га д.в. необходимо дополнительно внести;

P = 120 кг/га — 26 кг/га / 10 * 0,15 = 62,6 кг/га д.в. необходимо дополнительно внести;

K = 370 кг/га — 45 кг/га / 10 * 0,5 = 65,0 кг/га д.в. необходимо дополнительно внести.

Что касается уровня рН почвенного раствора, в данном случае ситуация нормальная, то есть мы можем использовать почти все типы удобрений. Однако, необходимо помнить, что в сложных комплексных удобрениях фосфор и калий будут доступны для растений только через 6 месяцев, поэтому их желательно вносить с осени.

Таким образом, комплексный подход к выращиванию сельскохозяйственных культур даст возможность не только получить запланированную урожайность, но и снизить риски. Однако в любом случае нужно учитывать закон минимума Либиха (ограниченного фактора).

Александр Добренький, агроном-консультант в Харьковской области

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Украины на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, скачивайте приложение в AppStore, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.

источник

Анализ почвы в домашних условиях
Кислотность.

Чтобы получать высокие урожаи и эффективнее использовать удоорения, каждый садовод должен знать, какая почва у него на участке. Нейтрализация кислых почв (известкование) зачастую бывает просто необходима. Как известно, почвы бывают сильнокислыми (рН 3—4), кислыми (рН 4—5), слабокислыми (рН 5—6), нейтральными (рН 7), щелочными (рН 7—8) и сильнощелочными (рН 8—9).

Большинство плодово-ягодных, овощных и других культур предпочитает почвы от слабокислых до нейтральных (рН 5,5—7), а некоторорые (арония, облепиха, черная смородина) — нейтральные.

Приближенно о реакции почв можно судить по произрастающим сорнякам, но на садовых участках с ними ведется непрерывная борьба, поэтому такой фактор трудно использовать практически.

На своем участке для определения кислотности почвы вы можете использовать универсальную индикаторную бумагу (ТУ 16—99 —1181 — 71), применяемую в химических лабораториях для определения реакций различных растворов. Продают ее в магазинах «Химреактивы».

Это набор из 60 или 75 фильтровальных полосок светло-оранжевого цвета, пропитанных смесью индикаторов, которые при разных значениях рН принимают ту или иную окраску. Длина полосок 5 см, ширина 1 см, срок годности 5 лет. К бумаге прилагается цветная стандартная шкала с десятью разноцветными полосками, над каждой из которых указана величина рН. Точность измерения универсальной индикаторной бумаги — до одной единицы рН.

Почву для анализа нужно брать в разных местах и на разной глубине. Реакцию почвенного раствора нужно определять в водной вытяжке. Для этого в стеклянную или пластмассовую баночку налить воды. Уложить почву в чистую тряпочку, завязать ее и опустить в воду. Вода при этом не мутнеет. (На одну по объему часть почвы взять 4—5 частей воды.)

Через 5 минут сухую полоску индикаторной бумаги погрузить в почвенный раствор на 2—3 сек или нанести на нее каплю этого раствора. Затем бумагу вынуть и сразу же сравнить приобретенный ею цвет со шкалой. Получите значение рН почвенного раствора.

Если почва кислая, нужно внести золу или известь, мел или порошкообразный строительный цемент. Излишнюю щелочность можно уменьшать, добавляя земли с нейтральной или кислой реакцией, и все тщательно перемешать.

На участках с близким стоянием грунтовых вод анализ почвы можно проводить сразу на месте. Для этого после дождя в небольшую лунку с отстоявшейся водой достаточно опустить полоску универсальной индикаторной бумаги и определить рН. Для более точного определения реакции почвы можно использовать индикаторную бумагу «рифан». Это также фильтровальная бумага длиной 8 и шириной 1 см с нанесенными поперек цветными полосками разной окраски. На каждой цветной полоске указана величина рН с узким интервалом, например: 5,8; 6,2; 6,6; 7,0; 7,4.

Для определения рН сухую бумагу «рифан» опустить в почвенный раствор так, чтобы все цветные полоски оказались в воде, а затем сравнить ее с цветной шкалой на бумаге, имеющей цифровые обозначения рН. Одинаковая окраска индикаторной полоски с одной из полосок шкалы и укажет на величину рН. При определении реакции почвы вначале можно использовать универсальную индикаторную бумагу, а потом для уточнения величины рН — бумагу «рифан».

Анализ можно проводить и с помощью кислотно-щелочных двухцветных индикаторных бумаг: красной лакмусовой (переход окраски индикатора от красного цвета до синего), синей лакмусовой (переход окраски от красного цвета дд| синего) и нейтральной лакмусовой (до рН 5 — красный цвет, более 8 — синий).

Красная лакмусовая бумага в сильнощелочном растворе становится синей, не изменяя своей окраски в сильнокислом растворе (в интервале рН от 4 до 6,4 — цвет переходный).

Синяя лакмусовая бумага в кислом и сильнокислом растворах становится красной, не изменяя окраски в сильнощелочном растворе (в интервале рН от 5 до 8 — цвет переходный). При нейтральной реакции она приобретает фиолетово-сиреневую окраску.

Нейтральная лакмусовая бумага в сильнокислом растворе (рН до 5) становится красной, в сильнощелочном (рН более 8) — синей.

В отличие от красной и синей лакмусовых бумаг нейтральная лакмусовая бумага в интервале рН от 5 до 8 краску не меняет.

Таким образом, для приближенного определения реакции почвы можно использовать кислотно-щелочные двухцветные бумаги, для более точного — универсальную «рифан» и другие индикаторные бумаги с узкими интервалами рН.

Микробиологический анализ — нет ничего проще!

Многие, наверное, знают, что плодородие почвы определяется не только минеральным составом, но и теми гумусообразующими организмами, которые превращают органику и минеральные вещества в ту форму, которую могут воспринять растения. Общеизвестна роль обыкновенных червей, которые перерабатывают органические остатки в гумус. Но не все знают о том, что наряду с ними в почве живут миллионы микроорганизмов, которые превращают органические остатки в гумусный слой. Невидимые микроорганизмы, бактерии и грибки, постоянно перерабатывая органику, обеспечивают растения питанием на 57 процентов.

Видов таких микроорганизмов — превеликое множество. Есть среди них и агрономически полезные, которые связывают азот, фосфор, калий, микроэлементы, а есть и вредные в основном, это грибки, которые поражают растения. Особенность поражения микроорганизмами такова, что проявляются заболевания растений не сразу, да и не видны подчас, поэтому урожай бывает потерян уже после сбора.

Каждому, конечно, хотелось бы знать, какие микроорганизмы живут именно на его участке, и не получится ли так, что весь урожай будет поражен каким-нибудь вредным грибком. Проведение микробиологических тестов в лабораториях — дело долгое и весьма дорогостоящее.

Простые способы узнать микробиологический состав почвы в домашних условиях.

Методика очень проста. Готовятся полоски чистой ткани или фильтровальной бумаги, или же куски отработанной фотопленки или фотобумаги размером 5×15см. Затем ставятся полоски в почву в верхний слой в 3-4 местах. Это делается так: загоняем вертикально лопату в грунт, не вынимая, отодвигаем слой, закладываем листок к твердой стороне, осторожно вынимаем лопату. Слегка трамбуем прорез. Оставляем эту бумагу или ткань в почве на три месяца. Затем осторожно извлекаем пробы, очищаем от почвы и по характеру колоний микроорганизмов, разрушающих клетчатку, то есть тех, которые выросли на пробной ткани или бумаге и загрязнили её некоторыми фитопатогенами, определяем состояние почвы.

Как правило, фитопатогенные грибы образуют колонии чёрной, серой, фиолетово-малиновой окраски и распространяются по всей поверхности пробы. Если есть черные, сажистые колонии грибка стахиботриса, который поражает все луковые, чеснок, кукурузу, соломку злаковых, значит, надо на участке сменить севооборот. Этот грибок образует супермикотоксин, который в очень малой дозе, равной одной миллионной доле миллиграмма на килограмм массы, вызывает отравление (стахиботриотоксикоз) у лошадей, крупного рогатого скота и человека. Проявляется отёчностью нижней части головы, появлением трещин на губах и тягучего слюнотечения. Для сравнения, токсичность пестицидов (даже самых опасных, вызывающих летальный исход), составляет 5-40 мг/кг веса. Следует помнить, что токсин этого гриба не разрушается при высокой температуре, химической и механической обработке.

Читайте также:  Адреса анализы кала сдать в ростове

Если же на поверхности бумаги или ткани разовьются фиолетово-малиновые колонии, то они принадлежат грибку фузариуму. Токсическое действие на человека микотоксинов этого гриба было известно еще в 1943 году. При использовании зерна, хранившегося при низких температурах, но зараженного этим грибком, возникал эффект «пьяного хлеба». Действие его токсинов сходно с действием алкоголя. Фузариум вызывает корневые гнили многих культурных растений, у плодовых — опадание и усыхание листьев.

Если на поверхности ткани или бумаги разовьются серые круглые или округлые колонии, то они принадлежат грибку альтернария, вызывающему болезнь у многих растений. Он образует коричневые пятна на поверхности плодов, чем снижает товарный вид продукции.

Если поверхность ткани или бумаги желтая, зеленая или розовая, то это свидетельствует о хорошем развитии микобактерий и здоровом состоянии почвы.

Только не надо думать, что все микроскопические грибы вредны. Они встречаются повсеместно. Общее число видов микроскопических грибов в почвах — от 160 до 300, из них токсигенных только около 50 процентов. А теперь попробуем определить содержание нитратов. Об этом можно судить, прежде всего, по развитию микроорганизмов на фильтровальной бумаге, помещенной в почву. Если надо определить, много ли нитратов в моркови или огурце, то в междурядье этих культур поставьте в верхний слой пластинку с фильтровальной бумагой и оставьте её на семь дней. Затем извлеките, отряхните с неё почву и осмотрите.

Если на фильтре одна-две колонии гриба хетомиум в виде серо-зелёных выпуклых точек (это органы плодоношения гриба), значит, почва нормально обеспечена нитратным азотом, в продукции не будет большого накопления нитратов. В этом случае мы имеем дело с экологически безопасной продукцией.

Если же колонии гриба разбросаны по всему фильтру, то почва содержит очень много нитратов и вся продукция на этом участке сильно загрязнена и непригодна для использования. Такую продукцию необходимо обязательно вымачивать перед едой не менее одного часа. Этот же грибок образует плодовые тела и на покровных листьях капусты, т.е. его можно использовать и для определения нитратного загрязнения капусты.

О микробиологических методах определения потребности почвы в удобрениях.

Для определения потребности почвы в азотных удобрениях необходимо взять отработанные фотоплёнку, рентгеноплёнку или фотобумагу.

Поставить полоски в почву в верхний слой в трех-четырех местах под лопату вертикально, плотно прижав к стенке почвы. Оставить на пять дней. Затем извлечь, окунуть раза три в ведро с водой. Если с плёнки всё смылось, и она стала прозрачной, значит, почвенные микроорганизмы высокоактивны. На поверхности плёнки находится слой желатина, а это белок. При разложении его микроорганизмами образуется аммиак. При его взаимодействии с другими соединениями почвы образуются доступные растениям аммонийные формы азота. И там, где желатин на плёнке полностью разложился, пленка обесцветилась, нет необходимости во внесении азотных удобрений. Если же совсем не обесцветилась и осталась чёрной, то нужно внести полную дозу азотных, примерно одну столовую ложку на квадратный метр, Если обесцвечивание частичное, нужно внести дозу азотных удобрений соответственно степени разложения: 70-50-30 процентов.

Чтобы определить потребность почвы в фосфорных удобрениях, нужно поставить пластинку с белой хлопчатобумажной тканью или фильтровальной бумагой. Делать это так же, как мы описали выше. Не забудьте плотно прижать ткань или фильтр к почвенному разрезу. Оставить ткань в почве на 30 дней. Затем извлечь, очистить от почвы и посмотреть степень разложения. Если рядом стоявшая пять дней плёнка обесцветилась, а ткань или фильтровальная бумага разложились на 75-100 процентов, то почва не нуждается ни в азотных, ни в фосфорных удобрениях.

Набор для самостоятельного анализа почвы

Вариант для ленивых — наборы Luster Leaf позволяют быстро оценить качество почвы в домашних условиях.

Luster Leaf предлагает наборы для определения содержания азота, фосфора и калия, а также для оценки pH. Чтобы проверить уровень pH, руководствуясь отметками на контейнере, насыпьте почву и залейте водой. Затем вскройте капсулу, высыпьте содержимое в пузырек и встряхните его. Теперь остается только сравнить цвет содержимого со шкалой, нанесенной на контейнер.

Проверка содержания азота, фосфора и калия немного сложнее. Для этого смешайте одну часть грунта с пятью частями воды, взболтайте и оставьте, чтобы выпал осадок. Затем возьмите пипетку и наполните контейнер, вскройте капсулу, высыпьте содержимое в пузырек и снова взболтайте. Сравните цвет жидкости со шкалой на контейнере. С наборами поставляется подробная инструкция, пользоваться которой предпочтительнее, чем кратким описанием, приведенным в данной статье.

источник

Набор для цифрового экспресс-анализа почвы на содержание азота, фосфора и калия (NPK), а также определения уровня кислотности (pH). С помощью этого набора можно самостоятельно определить каких питательных веществ в избытке, а каких недостаточно для нормального развития растений.

Прибор американской фирмы Luster Leaf.

Данный набор прост в использовании, посмотрите видео и убедитесь сами:

  • зеленая – кислотность;
  • фиолетовая – азот;
  • синяя – фосфор;
  • красная – калий.
  • Подставка для пробирок.
  • Капсулы для тестов (25 штук).
  • Пипетка.
  • Батарейки 3×1,5V (АА).
  • Таблица оптимальных значений кислотности на 450 видов растений.
  • Инструкция на русском.
  • Отбор почвы необходимо провести для однолетних растений на глубине 5–8 сантиметров, для многолетних растений, в частности для кустарников, овощных и фруктовых растений, на глубине 10 сантиметров. Рекомендуется производить анализ образцов, собранных с различных участков отдельно, а не смешивать их, так как они могут отличаться типами почв, предыдущим уходом и другими показателями. Предпочтительно производить отбор в чистые контейнеры, а также избегать прикосновений почвы руками. Вырыв образец необходимо удалить из него камни и органические материалы, такие как травы, сорняки, корни и твердые частицы извести. Затем необходимо измельчить и тщательно перемещать собранную почву.

    1. Снимите крышку с зеленой пробирки.
    2. Заполните пробирку почвой по нижнюю резку.
    3. Осторожно откройте и высыпьте порошок в пробирку.
    4. Используя пипетку, добавьте в пробирку воду по верхнюю резку (рекомендуется использовать дистиллированную воду).
    5. Закройте пробирку крышкой и тщательно взболтайте.
    6. Оставьте пробирку на 2 минуты, пока земля не осядет и не даст цвет.
    7. Вставьте пробирку в прибор.
    8. Нажмите кнопку «pH».
    9. На приборе загорится индикатор, соответствующий результату теста.
    1. Заполните чистую емкость 1 порцией подготовленной почвы и 5 порциями воды (рекомендуется использовать дистиллированную воду).
    2. Тщательно перемешайте воду с почвой и дайте полученной смеси отстояться, пока она не осядет (на это потребуется от 30 минут до 24 часов). Глинистая почва оседает намного дольше песчаного грунта. Для результата теста, чем прозрачнее полученная смесь, тем лучше.
    3. Возьмите пробирку соответствующую тесту, который вы хотите провести, и откройте крышку. Пробирка с фиолетовой крышкой предназначена для анализа на азот, с синей на фосфор и с красной на калий.
    4. Возьмите капсулу такого же цвета, осторожно откройте и высыпьте порошок в пробирку.
    5. Используя пипетку, заполните пробирку почвенной смесью по верхнюю резку. Набирайте только жидкость, избегайте встряхивания осадка.
    6. Закройте пробирку крышкой и тщательно взболтайте.
    7. Оставьте пробирку на 10 минут и дождитесь окрашивания.
    8. Если чешуйки голубого цвета осели на дно пробирки во время проведения анализа на фосфор, встряхните пробирку, чтобы они плавали по пробирке.
    9. Вставьте пробирку в прибор.
    10. Нажмите кнопку выполняемого теста.
    11. На приборе загорится индикатор, соответствующий результату теста.
    12. Выполните такие же шаги для остальных показателей.

    Комплект капсул по 5 шт. для каждого показателя (NPK + pH).

    • 5 капсул для анализа на азот
    • 5 капсул для анализа на фосфор
    • 5 капсул для анализа на калий
    • 5 капсул для анализа на кислотность

    Капсулы предназначены для проведения анализа почвы с помощью следующих наборов:

    Набор для экспресс-анализа позволяет самостоятельно в течение короткого времени определить уровень кислотности почвы и узнать содержание в ней азота, фосфора и калия. Анализ выполняется с помощью индикаторных капсул, различных для каждого показателя, и цветовых диаграмм, по которым определяется результат. На основании результатов анализа можно определить необходимую концентрацию удобрений для поддержания плодородия почвы.

    Набор американской фирмы Luster Leaf.

    1. 40 капсул-индикаторов.
    2. 4 специальных контейнера с цветовыми диаграммами.
    3. Пипетка.
    4. Инструкция на русском.

    Отбор почвы необходимо провести для однолетних растений на глубине 5–8 сантиметров, для многолетних растений, в частности для кустарников, овощных и фруктовых растений, на глубине 10 сантиметров. Рекомендуется производить анализ образцов, собранных с различных участков отдельно, а не смешивать их, так как они могут отличаться типами почв, предыдущим уходом и другими показателями. Предпочтительно производить отбор в чистые контейнеры, а также избегать прикосновений почвы руками. Вырыв образец, необходимо удалить из него камни и органические материалы, такие как травы, сорняки, корни и твердые частицы извести. Затем необходимо измельчить и тщательно перемещать собранную почву.

    1. Снимите крышку с зеленого контейнера и достаньте пакет капсул. Убедитесь, что диаграмма цвета (пленка) на месте.
    2. Заполните тестовую камеру почвой до соответствующей отметки.
    3. Удерживая капсулу горизонтально над тестовой камерой, тщательно отделите две половинки зеленой капсулы и засыпьте порошок в тестовую камеру.
    4. C помощью пипетки добавьте воду (желательно дистиллированную) до соответствующей отметки.
    5. Наденьте крышку на контейнер и тщательно взболтайте.
    6. Дайте почве осесть и дождитесь стабилизации цвета (около 1 минуты).
    7. Сравните цвет раствора с рН графиком. Для лучшего результата оценивайте цвет раствора при дневном свете (не при прямых солнечных лучах).
    1. Заполните чистый контейнер 1 порцией почвы и 5 порциями воды (пропорция 1 к 5). Для получения наилучших результатов используйте дистиллированную воду.
    2. Тщательно перемешайте воду с почвой и дайте полученной смеси отстоятся, пока она не осядет (на это потребуется от 30 минут до 24 часов). Глинистая почва оседает намного дольше песчаного грунта. Для результата теста, чем прозрачнее полученная смесь, тем лучше.
    3. Выберите соответствующий контейнер для теста. Снимите крышку и достаньте капсулы, которые должны быть такого же цвета, как и крышка контейнера. Убедитесь, что диаграмма цвета (пленка) на месте.
    4. C помощью пипетки заполните раствором тестовую и сравнительную камеры до отметки заполнения. В сравнительную камеру раствор добавляется, чтобы компенсировать любое обесцвечивание в исследуемом образце, вызванного почвой. Избегайте встряхивания осадка, наливайте только жидкость.
    5. Достаньте одну из соответствующих цветных капсул. Удерживая капсулу горизонтально над тестовой камерой, тщательно отделите две половинки капсулы и засыпьте порошок в тестовую камеру.
    6. Наденьте крышку на контейнер и тщательно взболтайте.
    7. Дайте почве осесть и дождитесь стабилизации цвета (около 10 минут).
    8. Сравните цвет раствора в тестовой камере с цветовой шкалой. Для лучшего результата оценивайте цвет раствора при дневном свете (не при прямых солнечных лучах). Выполните те же действия для каждого параметра: N, P и K.

    Контейнеры для экспресс-анализа почвы на азот, фосфор и калий. На контейнеры нанесены цветовые схемы, которые помогут определить уровень содержания показателя в почве.

    Садовый набор для ухода за растениями из 4 инструментов: лопатка, совок для пересадки, грабельки и вилка для рыхления.

    источник

    Набор для цифрового экспресс-анализа почвы на содержание азота, фосфора и калия (NPK), а также определения уровня кислотности (pH). С помощью этого набора можно самостоятельно определить каких питательных веществ в избытке, а каких недостаточно для нормального развития растений.

    Прибор американской фирмы Luster Leaf.

    Данный набор прост в использовании, посмотрите видео и убедитесь сами:

    • зеленая – кислотность;
    • фиолетовая – азот;
    • синяя – фосфор;
    • красная – калий.
  • Подставка для пробирок.
  • Капсулы для тестов (25 штук).
  • Пипетка.
  • Батарейки 3×1,5V (АА).
  • Таблица оптимальных значений кислотности на 450 видов растений.
  • Инструкция на русском.
  • Отбор почвы необходимо провести для однолетних растений на глубине 5–8 сантиметров, для многолетних растений, в частности для кустарников, овощных и фруктовых растений, на глубине 10 сантиметров. Рекомендуется производить анализ образцов, собранных с различных участков отдельно, а не смешивать их, так как они могут отличаться типами почв, предыдущим уходом и другими показателями. Предпочтительно производить отбор в чистые контейнеры, а также избегать прикосновений почвы руками. Вырыв образец необходимо удалить из него камни и органические материалы, такие как травы, сорняки, корни и твердые частицы извести. Затем необходимо измельчить и тщательно перемещать собранную почву.

    1. Снимите крышку с зеленой пробирки.
    2. Заполните пробирку почвой по нижнюю резку.
    3. Осторожно откройте и высыпьте порошок в пробирку.
    4. Используя пипетку, добавьте в пробирку воду по верхнюю резку (рекомендуется использовать дистиллированную воду).
    5. Закройте пробирку крышкой и тщательно взболтайте.
    6. Оставьте пробирку на 2 минуты, пока земля не осядет и не даст цвет.
    7. Вставьте пробирку в прибор.
    8. Нажмите кнопку «pH».
    9. На приборе загорится индикатор, соответствующий результату теста.
    1. Заполните чистую емкость 1 порцией подготовленной почвы и 5 порциями воды (рекомендуется использовать дистиллированную воду).
    2. Тщательно перемешайте воду с почвой и дайте полученной смеси отстояться, пока она не осядет (на это потребуется от 30 минут до 24 часов). Глинистая почва оседает намного дольше песчаного грунта. Для результата теста, чем прозрачнее полученная смесь, тем лучше.
    3. Возьмите пробирку соответствующую тесту, который вы хотите провести, и откройте крышку. Пробирка с фиолетовой крышкой предназначена для анализа на азот, с синей на фосфор и с красной на калий.
    4. Возьмите капсулу такого же цвета, осторожно откройте и высыпьте порошок в пробирку.
    5. Используя пипетку, заполните пробирку почвенной смесью по верхнюю резку. Набирайте только жидкость, избегайте встряхивания осадка.
    6. Закройте пробирку крышкой и тщательно взболтайте.
    7. Оставьте пробирку на 10 минут и дождитесь окрашивания.
    8. Если чешуйки голубого цвета осели на дно пробирки во время проведения анализа на фосфор, встряхните пробирку, чтобы они плавали по пробирке.
    9. Вставьте пробирку в прибор.
    10. Нажмите кнопку выполняемого теста.
    11. На приборе загорится индикатор, соответствующий результату теста.
    12. Выполните такие же шаги для остальных показателей.
    Читайте также:  Алгоритм анализа кала на копрограмму

    Контейнеры для экспресс-анализа почвы на азот, фосфор и калий. На контейнеры нанесены цветовые схемы, которые помогут определить уровень содержания показателя в почве.

    Комплект капсул по 5 шт. для каждого показателя (NPK + pH).

    • 5 капсул для анализа на азот
    • 5 капсул для анализа на фосфор
    • 5 капсул для анализа на калий
    • 5 капсул для анализа на кислотность

    Капсулы предназначены для проведения анализа почвы с помощью следующих наборов:

    Набор для экспресс-анализа позволяет самостоятельно в течение короткого времени определить уровень кислотности почвы и узнать содержание в ней азота, фосфора и калия. Анализ выполняется с помощью индикаторных капсул, различных для каждого показателя, и цветовых диаграмм, по которым определяется результат. На основании результатов анализа можно определить необходимую концентрацию удобрений для поддержания плодородия почвы.

    Набор американской фирмы Luster Leaf.

    1. 40 капсул-индикаторов.
    2. 4 специальных контейнера с цветовыми диаграммами.
    3. Пипетка.
    4. Инструкция на русском.

    Отбор почвы необходимо провести для однолетних растений на глубине 5–8 сантиметров, для многолетних растений, в частности для кустарников, овощных и фруктовых растений, на глубине 10 сантиметров. Рекомендуется производить анализ образцов, собранных с различных участков отдельно, а не смешивать их, так как они могут отличаться типами почв, предыдущим уходом и другими показателями. Предпочтительно производить отбор в чистые контейнеры, а также избегать прикосновений почвы руками. Вырыв образец, необходимо удалить из него камни и органические материалы, такие как травы, сорняки, корни и твердые частицы извести. Затем необходимо измельчить и тщательно перемещать собранную почву.

    источник

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Определение подвижных соединений фосфора и калия по методу Кирсанова в модификации ЦИНАО

    Soils. Determination of mobile phosphorus and potassium compounds by Kirsanov method modified by ClNAO

    1 РАЗРАБОТАН Государственным научным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт агрохимии имени Д.Н.Прянишникова» Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ «ВНИИА им.Д.Н.Прянишникова» Россельхозакадемии)

    2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 25 «Качество почв, грунтов и органических удобрений»

    5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.

    Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

    В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

    ГОСТ 17.4.3.01 Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб

    ГОСТ 1770 (ИСО 1042-83, ИСО 4788-80) Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия

    ГОСТ 3118 Реактивы. Кислота соляная. Технические условия

    ГОСТ 3765 Реактивы. Аммоний молибденовокислый. Технические условия

    ГОСТ 4198 Реактивы. Калий фосфорнокислый однозамещенный. Технические условия

    ГОСТ 4204 Реактивы. Кислота серная. Технические условия

    ГОСТ 4234 Реактивы. Калий хлористый. Технические условия

    ГОСТ 4328 Реактивы. Натрия гидроокись. Технические условия

    ГОСТ 4919.1 Реактивы и особо чистые вещества. Методы приготовления растворов индикаторов

    ГОСТ 6709 Вода дистиллированная. Технические условия
    ________________
    Действует ГОСТ Р 58144-2018.

    ГОСТ 12026 Бумага фильтровальная лабораторная. Технические условия

    ГОСТ 19908 Тигли, чаши, стаканы, колбы, воронки, пробирки и наконечники из прозрачного кварцевого стекла. Общие технические условия

    ГОСТ 25336 Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные параметры и размеры

    ГОСТ 27593 Почвы. Термины и определения

    ГОСТ 28168 Почвы. Отбор проб

    ГОСТ 28311 Дозаторы медицинские лабораторные. Общие технические требования и методы испытаний

    ГОСТ 28498 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний

    ГОСТ 29169 (ИСО 648-77) Посуда лабораторная стеклянная. Пипетки с одной отметкой

    ГОСТ 29251 (ИСО 385-1-84) Посуда лабораторная стеклянная. Бюретки. Часть 1. Общие требования

    ГОСТ 29269 Почвы. Общие требования к проведению анализов

    ГОСТ Р 8.563 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

    ГОСТ Р 51652 Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия

    Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

    В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 8.563, ГОСТ 28168, ГОСТ 27593, а также следующий термин с соответствующим определением.

    3.1 характеристика почвы агрохимическая: Совокупность химических и физико-химических показателей плодородия почв.

    Метод основан на извлечении подвижных соединений фосфора и калия ( ) из почвы раствором соляной кислоты (экстрагирующим раствором) молярной концентрацией 0,2 моль/дм и последующем количественном определении подвижных соединений фосфора на фотоэлектроколориметре и калия — на пламенном фотометре.

    5.1 Пределы относительной погрешности результатов измерений подвижных соединений фосфора в почве по методу Кирсанова в модификации ЦИНАО:

    ±35% при массовой доле до 30 млн включ.;

    ±20% при массовой доле св. 30 млн .

    5.2 Пределы относительной погрешности результатов измерений подвижных соединений калия в почве по методу Кирсанова в модификации ЦИНАО:

    ±20% при массовой доле до 80 млн включ.;

    ±15% при массовой доле св. 80 млн .

    6.1 Спектрофотоколориметр (фотоэлектроколориметр) для колориметрирования в видимой области спектра с максимумом поглощения (пропускания) 600-750 нм.

    6.2 Фотометр пламенный с использованием газовой смеси состава пропан-бутан-воздух, сетевой газ — воздух и светофильтра с максимумом пропускания 766-770 нм.

    6.3 рН-метр, обеспечивающий измерения от 0 до 10 ед. рН, пределами допускаемой абсолютной погрешности измерений ±0,1 ед. рН.

    6.4 Весы со значением среднего квадратического отклонения (СКО), не превышающим 0,3 мг и с погрешностью от нелинейности не более ±0,6 мг по документации изготовителя.

    6.5 Емкости технологические вместимостью не менее 100 см , установленные в 10-позиционные кассеты; для оторфованных горизонтов почв — колбы конические Кн-1-100-29/32 ТС, Кн-1-250-29/32 ТС, Кн-2-100-34 ТХС или Кн-2-250-34 ТХС по ГОСТ 25336.

    6.6 Мешалка 20-позиционная с вращающимися лопастями (для минеральных почв), погружаемыми одновременно в 20 технологических емкостей по 6.5, установленных в 10-позиционные кассеты, с частотой вращения лопастей не менее 700 об/мин и с автоматической остановкой через 1 мин.

    6.8 Дозатор лабораторный по ГОСТ 28311.

    6.9 Цилиндр 1-50-1 или 3-50-1 по ГОСТ 1770.

    6.10 Воронки 56 или 71 по ГОСТ 19908, В-56-110 ХС или В-75-110 ХС по ГОСТ 25336.

    6.12 Таймер (часы) с возможностью установки автоматического звукового сигнала.

    6.13 Колбы мерные 2-250, 500, 1000-2 по ГОСТ 1770.

    6.14 Бюретки I-1 (или 2)-2-25, 100-0,1 по ГОСТ 29251.

    6.15 Коробки для хранения лабораторных проб почв вместимостью 200-500 г.

    6.16 Поддоны для установки коробок для хранения проб.

    Примечание — Площадь поддона должна соответствовать десятикратному размеру коробок (иметь прямоугольную или квадратную форму).

    6.18 Кислота аскорбиновая (гамма-лактон 2,3-дегидро- -гулоновой кислоты, ) массовой долей основного вещества не менее 99%, ч.д.а.

    6.21 Калий хлористый (калия хлорид, ) массовой долей основного вещества не менее 99,8% по ГОСТ 4234, ч.д.а.

    6.22 Натрия гидроксид массовой долей основного вещества не менее 98% по ГОСТ 4328, ч.д.а.

    6.24 Кислота серная массовой долей основного вещества 93,6%-95,6% по ГОСТ 4204, ч.д.а.

    6.26 Кислота соляная массовой долей основного вещества не менее 35% по ГОСТ 3118, ч.д.а.

    6.30 Бумага фильтровальная по ГОСТ 12026, не содержащая фосфора и калия.

    6.32 Государственные стандартные образцы (ГСО) состава агрохимических показателей — соединений фосфора и калия типов почв (раздел 1) с погрешностью аттестованного значения не более одной трети от характеристики погрешности результатов анализа (раздел 5).

    6.34 Термометр лабораторный типа Б по ГОСТ 28498 с диапазоном измерений от 0°С до 100°С и ценой деления 1°С.

    Допускается применение других средств измерений с метрологическими характеристиками и оборудования с техническими характеристиками, а также реактивов по качеству не ниже вышеуказанных.

    7.1 Отбор объединенных проб в поле при проведении мониторинга плодородия почв проводят по ГОСТ 28168, при проведении экологических исследований — по ГОСТ 17.4.3.01.

    7.2 Подготовка лабораторных проб

    Лабораторные пробы почвы доводят до воздушно-сухого состояния путем высушивания на воздухе в затененном от солнца месте, в помещении при комнатной температуре или в постоянном потоке воздуха в сушильной камере при температуре, не превышающей 30°С. Высушенную почву измельчают, пропуская через сито с круглыми отверстиями диаметром 2 мм.

    Перед измельчением из лабораторной пробы отбирают посторонние включения (крупные корни, камни, растительные остатки). При наличии значительного количества посторонних включений (каменистые почвы) отобранные от лабораторной пробы включения взвешивают, одновременно определяют массу оставшейся пробы и рассчитывают долю посторонних включений в процентах от общей массы пробы.

    Высушенные и измельченные лабораторные пробы хранят в коробках или пакетах в помещениях для хранения почвенных проб.

    7.3 Отбор анализируемой пробы

    Анализируемую пробу отбирают ложкой или шпателем из предварительно перемешанной на всю глубину лабораторной пробы, хранившейся в коробке.

    Лабораторную пробу, хранившуюся в пакете, высыпают на ровную поверхность, на кальку, перемешивают, распределяют слоем не более 1 см и отбирают анализируемую пробу не менее чем из пяти мест.

    Масса анализируемой пробы составляет (10,0±0,1) г для минеральных горизонтов почв, (1,0±0,1) г — для оторфованных горизонтов почв.

    8.1 Приготовление 1 дм экстрагирующего раствора соляной кислоты молярной концентрации 0,2 моль/дм

    Для приготовления 1 дм раствора 16 см соляной кислоты постепенно, при помешивании, вливают в химический стакан с дистиллированной водой (

    500 см ). Перемешанный раствор переливают в мерную колбу на 1 дм и доводят до метки дистиллированной водой, дополнительно перемешивают.

    Концентрацию экстрагирующего раствора проверяют титрованием, для чего 5 см приготовленного раствора помещают в коническую колбу емкостью 250 см , приливают 50 см дистиллированной воды и 2 капли фенолфталеина и оттитровывают раствором натрия гидроксида концентрацией 0,1 моль/дм по 6.23 до появления слабо-розовой окраски, не исчезающей в течение 1 мин.

    Концентрацию раствора соляной кислоты , моль/дм , вычисляют по формуле

    где — молярная концентрация раствора гидроокиси натрия, моль/дм ;

    — объем раствора гидроокиси натрия, израсходованный на титрование, см ;

    — объем раствора соляной кислоты, взятой для титрования, 5 см .

    Допускается использование экстрагирующего раствора соляной кислоты молярной концентрацией от 0,18 до 0,21 моль/дм .

    Срок хранения раствора — 1 мес.

    8.2 Приготовление окрашивающего реактива

    8.2.1 Приготовление реактива А

    (6,0±0,1) г молибденовокислого аммония по 6.17 растворяют в 200 см дистиллированной воды, (0,15±0,01) г сурьмяновиннокислого калия по 6.19 растворяют соответственно в 100 см дистиллированной воды. Оба раствора готовят при слабом нагревании до полного растворения и объединяют. Охлажденный раствор приливают к 500 см раствора серной кислоты 5 моль/дм по 6.25, тщательно перемешивают, доводят объем в мерной колбе дистиллированной водой до 1 дм и снова перемешивают.

    Раствор хранят в темной плотно закрытой посуде в защищенном от света месте — 1 мес.

    8.2.2 Приготовление реактива Б

    (1,00±0,01) г аскорбиновой кислоты по 6.18 растворяют в 170 см реактива А, доводят объем раствора в мерной колбе дистиллированной водой до 1 дм и тщательно перемешивают.

    Раствор готовят в день проведения анализа и используют для окрашивания почвенных вытяжек и градуировочных растворов.

    8.3 Приготовление растворов массовой концентрацией фосфора 1 г/дм и калия 2 г/дм

    (1,918±0,001) г однозамещенного фосфорнокислого калия по 6.20 и (2,113±0,001) г хлористого калия по 6.21 помещают в мерную колбу вместимостью 1 дм и растворяют в экстрагирующем растворе по 8.1, доводят объем до метки экстрагирующим раствором, тщательно перемешивают.

    Срок хранения раствора — 1 мес.

    источник