Меню Рубрики

Жамбыл жабаев ленинградцы дети мои анализ

Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи.
Если вдоль снеговых хребтов
Взором старческим я скользну, —
Вижу своды ваших мостов,
Зорь балтийских голубизну,
Фонарей вечерних рои,
Золоченых крыш острия.
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!

Не затем я на свете жил,
Чтоб разбойничий чуять смрад;
Не затем вам, братья, служил,
Чтоб забрался ползучий гад
В город сказочный, в город-сад;
Не затем к себе Ленинград
Взор Джамбула приворожил!
А затем я на свете жил,
Чтобы сброд фашистских громил,
Не успев отпрянуть назад,
Волчьи кости свои сложил
У священных ваших оград.
Вот зачем на север бегут
Казахстанских рельс колеи,
Вот зачем Неву берегут
Ваших набережных края,
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя,
Ваших дедов помнит Джамбул,
Ваших прадедов помнит он:
Их ссылали в его аул,
И кандальный он слышал звон.
Пережив четырех царей,
Испытал я свирепость их;
Я хотел, чтоб пала скорей
Петербургская крепость их;
Я под рокот моей струны
Воспевал, уже поседев,
Грозный ход балтийской волны,
Где бурлил всенародный гнев.
Это в ваших стройных домах
Проблеск ленинских слов-лучей
Заиграл впервые впотьмах!
Это ваш, и больше ничей,
Первый натиск его речей
И руки его первый взмах!
Ваших лучших станков дары
Киров к нам привез неспроста:
Мы родные вам с давней поры,
Ближе брата, ближе сестры
Ленинграду — Алма-Ата.
Не случайно Балтийский флот,
Славный мужеством двух веков,
Делегации моряков
В Казахстан ежегодно шлет,
И недаром своих сынов
С юных лет на выучку мы
Шлем к Неве, к основе основ,
Где, мужая, зреют умы.
Что же слышит Джамбул теперь?
К вам в стальную ломится дверь,
Словно вечность проголодав, —
Обезумевший от потерь
Многоглавый жадный удав.
Сдохнет он у ваших застав!
Без зубов и без чешуи
Будет в корчах шипеть змея!
Будут снова петь соловьи,
Будет вольной наша семья!
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
• • • •
Ленинград сильней и грозней,
Чем в любой из прежних годов:
Он напор отразить готов!
Не расколют его камней,
Не растопчут его садов.
К Ленинграду со всех концов
Направляются поезда,
Провожают своих бойцов
Наши села и города.
Взор страны грозово-свинцов,
И готова уже узда
На зарвавшихся подлецов.
Из глубин казахской земли
Реки нефти к вам потекли,
Черный уголь, красная медь
И свинец, что в срок и впопад
Песню смерти готов пропеть
Бандам, рвущимся в Ленинград.
Хлеб в тяжелом, как дробь, зерне
Со свинцом идет наравне.
Наших лучших коней приплод,
Груды яблок, сладких, как мед, —
Это все должно вам помочь
Душегубов откинуть прочь.
Не бывать им в нашем жилье!
Не жиреть на нашем сырье!
• • • •
Предстоят большие бои,
Но не будет врагам житья!
Спать не в силах сегодня я.
Пусть подмогой будут, друзья,
Песни вам на рассвете мои,
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя!


Nella solneshko

Те, кто пережил ленинградскую блокаду зимой 1941-1942 года, никогда не забудут поэтическое послание, с которым обратился Жамбыл к жителям города в сентябре 1941 года. Послание Жамбыла в русском переводе было передано по радио в Ленинград и там издано в виде плакатов. Плакаты с посланием Жамбыла были развешаны на стенах домов и в окнах магазинов по всему городу. С любовью, с тревогой, со словом мужественного ободрения обращался казахский акын к защитникам великого города.

источник

Мне в струе степного ручья

Виден отблеск невской струи.

Если вдоль снеговых хребтов

Взором старческим я скользну, —

Зорь балтийских голубизну,

Чтоб разбойничий чуять смрад;

Не затем вам, братья, служил,

Чтоб забрался ползучий гад

В город сказочный, в город-сад;

Не затем к себе Ленинград

Чтобы сброд фашистских громил,

Казахстанских рельс колеи,

Ваших дедов помнит Джамбул,

И кандальный он слышал звон.

Петербургская крепость их;

Грозный ход балтийской волны,

Где бурлил всенародный гнев.

Это в ваших стройных домах

Проблеск ленинских слов-лучей

Ваших лучших станков дары

Киров к нам привез неспроста:

Мы родня вам с давней поры,

Не случайно Балтийский флот,

Славный мужеством двух веков,

В Казахстан ежегодно шлёт,

Шлем к Неве, к основе основ,

Что же слышит Джамбул теперь?

К вам в стальную ломится дверь,

Словно вечность проголодав, —

Сдохнет он у ваших застав!

Будет в корчах шипеть змея!

Ленинград сильней и грозней,

Чем в любой из прежних годов:

К Ленинграду со всех концов

Взор страны грозово-свинцов,

Из глубин казахской земли

Чёрный уголь, красная медь

И свинец, что в срок и впопад

Песню смерти готов пропеть.

Бандам, рвущимся в Ленинград.

Хлеб в тяжёлом, как дробь, зерне

Наших лучших коней приплод,

Груды яблок, сладких, как мёд, —

Это всё должно вам помочь

Не бывать им в нашем жилье!

Спать не в силах сегодня я…

Пусть подмогой будут, друзья,

Песни вам на, рассвете мои,

Источник — »
7 Нравится Пожаловаться
3 ОТВЕТА
Анастасия Атаманчук 9 лет назад
Просветленный (26823)
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи.
Если вдоль снеговых хребтов
Взором старческим я скользну, —
Вижу своды ваших мостов,
Зорь балтийских голубизну,
Фонарей вечерних рой,
Золоченых крыш острия…
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!

Обращение Жамбыла к ленинградцам вызвало большой патриотический подъём в городе. Жамбыла переводили многие крупнейшие русские поэты. Эти переводы сделали большое дело: они приобщили читателя к творчеству Жамбыла, донесли образы и мысли казахского акына до самых дальних уголков.

Черное слово Антропология и история

Слово Тридцать Восьмое. Слова назидания детям

Дети мои, утешение сердца моего! Вот написал несколько слов о человеческих деяниях и завещаю написанное вам, как память. Прочтите со вниманием, вникните в суть этих слов, и ваши сердца преисполнятся любовью. Любовь человека неотделима от его разума, человечности, знаний. Исходной, изначальной причиной этих свойств являются те совершенства, которые даются человеку от рождения — крепкое здоровье, прекрасная внешность, все остальное зависит от благородства отца и матери, от мудрых наставников и добрых друзей. Устремленность и понятливость порождаются любовью. А разум, человечность и знания будят в человеке интерес к науке.

Ребенок по доброй воле не тянется с ранних лет к учебе. Приходится его принуждать или привлекать до тех пор, пока у него не возникнет жажда знаний. Ребенка, имеющего стремление к знаниям, можно считать человеком, можно питать надежду на то, что он будет стремиться познать Бога, понять себя и окружающий мир, что он научится приобретать добро, не поступаясь честью, и будет избегать зла. Иначе ему суждено пребывать в невежестве, в лучшем случае получит он весьма поверхностные знания. Скверно, что многие родители, дурно воспитавшие своих детей, затем отдают их на попечение мулл, ибо пользы от этой учебы нет. Развращенные сызмальства дети не могут иметь интереса к знаниям, религии, почтения к своим наставникам. Не получится из них полноценных людей, добросовестных мулл, истинных мусульман. Самое сложное — воспитать в них человечность. Потому что Аллах — это путь истины, а искренность и правдивость — враги зла. Разве друг явится на приглашение, посланное через врага? Не добиться истины, если в душе нет любви к ней. Человеческие знания добываются любовью к истине, жаждой открытия для себя природы и сути вещей. Это не божие всезнание, любознательность и стремление к наукам дают человеку знания лишь соразмерные его рассудку.

Но прежде всего надобно возлюбить Аллаха. Известно, что Наука — один из ликов Всевышнего, потому и любовь к Науке — признак человечности и искренности. Не достигнуть вершин Науки, занимаясь ею для стяжательства, достижения корыстных, низменных целей. Пусть богатство, всеобщее уважение и слава сами найдут человека, только тогда они смогут стать достойным украшением его. А преклонение перед ними принижает человека, независимо от того, добьется он успеха или нет.

Если ты обрел любовь к истине, желание учиться — найди в себе внимательный слух и искреннее прилежание. Исповедующие ислам прежде всего должны знать, в чем заключается истина имана, ибо иман — это не слепое поклонение. Скажем, поверили мы в Бога, в то, что слова Корана — изъявление его воли, что Мухаммед Мустафа, да будет благословенно его имя, является посланником его. Что нам дает такая вера? Ты веруешь в Бога ради него или ради своего спасения? Аллах велик и он не пострадает от твоего неверия. Если ты утверждаешь, что вера твоя необходима тебе самому, хорошо, значит, ты веруешь. Но если это — вера ради веры, пользы от нее тебе не будет. Твоя вера окажется поистине праведной, принесет пользу, когда ты сам этого жаждешь. Нужно знать, какими усилиями достигается осознанная, разумная вера.

Ты сказал, что веришь в Бога, в его лики и имена. Тогда ты должен знать его имена, понять величие сущности каждого из восьми его ликов, назвавшись мусульманином, почитать себя рабом Всевышнего и стараться подчинить свои помыслы его воле. Не тверди невежественно, что невозможно уподобиться Богу. Действительно, нельзя в точности воспроизвести творения Всевышнего. Но подражай во всем делам его, следуй указанным им путем. Вот светлейшие лики Аллаха: Жизнь, Наука, Могущество, Зоркость, Чуткость, Желание, Слово, Созидание.

Создатель наделил человека этими восемью ликами, но не в таком абсолютном совершенстве, каковым он сам ими обладает.

Можем ли мы называться мусульманами, направляя данные нам, пускай мизерные, но все же способности не по назначению, не употребляя их в угоду Всевышнему? Нужно знать, каким образом уподобить свои действия восьми величайшим качествам Аллаха, ибо природа Аллаха такова, что не нуждается в нашем описании, этого требует наш разум, нуждающийся в ясности представления Бога в восьми упомянутых ликах. Не зная их, нам не составить представления о Всевышнем. Поскольку мы знаем Аллаха по мере его проявлений, познать его окончательно не дано никому. Даже мудрейшим из мудрых не разобраться в его деяниях, не то чтобы постичь внутреннюю сущность его природы. Аллах всесилен, наши возможности ограничены. Измерить конечным бесконечное — невозможно. Стараясь закрепить в сознании понятия о нем, мы твердим: Аллах, есть, Аллах един. Но самое понятие “есть”, “един” не соответствует непостижимой сущности Аллаха, ибо любое возможное в действительности явление не минует измерения “един”. Применимо оно ко всему мирозданию, которое находится во владении Аллаха, о чем поведано нам в писаниях, где также упоминается восемь неизменных ликов и девяносто девять благостных имен Аллаха, выражающих неповторимый образ и действия его.

Я же хочу повести речь о четырех ликах — первые из них — Наука и Могущество, остальные являются неотъемлемой составной частью, дополняющей и объясняющей сущность этих двух. Отмечу еще одно из шести ликов — Жизнь.

Мы говорим: Аллах есть, Аллах един, характеризуем и воспринимаем его, как Могущество Науки. Задумаемся, имеют ли реальную силу понятия “есть”, “един”, “могущество”, “наука”? Не приходится сомневаться в том, что могущество науки — реальная сила: где Жизнь там и Желание. А там, где Наука, Желание тоже неизбежно. Наука сама по себе ничего не дает. Все на свете приводится в движение могуществом Всесильного. Одним из свойств, присущих Желанию, является Слово, то есть речь. Разве Слово может обойтись без буквенных знаков и голоса? Только слово Аллаха беззнаково и безголосно. Но коли есть потребность говорить, значит есть способность слышать сказанное и видеть зримое, не так ли? Аллах слышит и видит не так, как мы — ушами и глазами, что является господствующим преимуществом, то есть Могуществом Науки.

Следующий из его образов — Созидание, то есть претворение в жизнь. Если считать, что Созидание — одно из ликов Аллаха — пребывает в непрерывном претворении, не освобождаясь от этого, не обособляясь, как Наука и Могущество, а находясь в подчинении и принуждении, это указывало бы на его бессилие и зависимость. А зависимость — не к лицу Аллаху. Созидание — утверждает Могущество. Отсюда следует — благодаря Науке и Могуществу находят единение все восемь ликов Аллаха. Наука безмерна и совершенна. Могущество — всесильно и безупречно. О мастере судят по его делам. Ни одному смертному не дано объять разумом — каким колоссальным трудом сотворено и какой могущественной силой собрано в единое целое все, что видим и ощущаем.

Если у земного существа разум является его властителем, а сила служит ему во всех его деяниях, напрашивается вывод: не те ли свойства служат и Аллаху? Понятия Наука и Могущество должны восприниматься совместно — “Всезнающее Могущество”, иначе — одно из них окажется ведущим, другое ведомым. Что тоже противоречит учению Аллаха.

В таком случае может оказаться, что восемь ликов Аллаха, не сливаясь в единый образ, превратятся в разные и самостоятельные лики? Все эти свойства исходят от одного Создателя, все вместе они олицетворяют единый и неповторимый образ Аллаха. Усматривать преднамеренность их соединения — для создания могущественного образа — было бы ошибкой.

Сила человека заключается в его разуме и знаниях. Могущество Всевышнего выражено в Науке и Милосердии. Хотя Милосердие не упоминается в числе восьми его ликов, оно поясняется смыслом следующих его имен: Всемилостивый, Милосердный, Сострадательный, Всепрощающий, Любящий, Защищающий, Покровительствующий, Благодетельный, Дарующий, Учтивый. Эти имена Аллаха подтверждают мои доводы. Логику моих изложений также подтверждает удивительная гармония сотворенного мироздания. Ведь все на свете создано так, что одно служит интересам другого. Неживые тела не чувствуют боли и служат пищей одушевленной твари; животные поддерживают жизнь разумных существ — людей; животные освобождены от ответа перед Страшным судом, а человек наделен разумом и властвует над всем. В том, что Бог создал человека способным держать ответ на Страшном суде, проявились его справедливость и любовь к человеку. Он создал образ человеческий отличным от форм червей, птиц, прочей живности, наделил человека лучшим сложением, поставил на две ноги, высоко расположил голову, чтобы он мог обозревать окружающий мир, чтобы он не пригибался и не брал пищу, как животное, дал ему две руки, которые служат голове; чтобы он мог наслаждаться ароматами, дал ему нос; чтобы он мог видеть употребляемую пищу дал ему глаза; чтобы защитить их от опасностей, дал веки; ресницы даны, чтоб уберечь веки от трения; брови — чтобы отвести от глаз стекающий со лба пот; язык дан для того, чтобы люди могли общаться, понимать друг друга и трудиться сообща. Разве это не свидетельство любви к человеку? Если кто-то любит тебя, разве ты не обязан отвечать ему тем же?

Читайте также:  Анализ программ для детей дошкольного возраста

Вдумайся: солнце испаряет влагу, превращает ее в тучи, которые, проливаясь на землю животворным дождем, дают жизнь семенам, травам и цветам, радующим человеческий глаз и сердце; созревают всевозможные плоды, сахарные тростники, поддерживающие жизнь на земле; реки стекаются в моря и озера, утоляют жажду животных и птиц, служат обиталищем для рыб. Земля одаривает человека хлебом, хлопком, коноплей, плодами и ягодами, хранит в себе ископаемые богатства; птицы дают человеку пух, мясо, яйца; животные — молоко и шкуру; вода — рыб, рыбы — икру, пчелы — мед и воск, черви — свой шелк. Производя эти богатства, никто и ничто на свете не скажет: “Это мое!” Все предназначено для блага человека. Фабрики и машины, созданные невероятным трудом, служат на радость и пользу человеку.

Разве это не проявление любви Всевышнего к человеку? Разве не долг человека отвечать любовью на любовь?

Чтобы человечество из-за своей ненасытности не истребило виды животных и не причинило ущерба последующим поколениям, Аллах заставил ту же человеческую жадность оберегать животных; звери и птицы надеются на свою силу, крепкие ноги быстрые крылья; находят убежище в глубине вод, обитают в высоких скалах, хоронятся в лесах; все живое стремится к размножению и наделено инстинктом самосохранения и заботы о потомстве. Все создано не в расчете на то, чтобы животное, развиваясь, совершенствовалось до уровня человека, а с целью обеспечить человека неиссякаемым источником питания. Во всем мы находим проявление доброты и справедливости.

Мы не задумываемся над тем, что доброта и справедливость — есть условия шариата, считаясь мусульманами, мы должны были быть верными последователями Аллаха, но разве мы следуем ему неукоснительно? Разве для нас недостаточно этих ярких, подобных небесным светилам доказательств заботы Аллаха о человеке?

Нам нравится видеть благодеяния других. Но себя мы не обременяем лишней заботой о ближних. Разве это не грешно?

Кто допускает зло, не препятствуя ему, тот не может считаться истинным мусульманином. Или же он мусульманин наполовину.

Где тот праведный путь, указанный Всевышним? Этого многие не знают. Я не встречал мусульманина, который бы внял словам пророка: “Задумайся о деяниях Аллаха” или следовал бы молитве: “Люби Аллаха, и он возлюбит тебя”. “Твори людям добро, ибо Аллах любит творящих добро”. “Верующие в Бога творят благие дела, им уготовано место в раю”.

Коран изобилует подобными аятами, но никто из нас не пытается вникнуть в их суть, нет у нас ни желания, ни достаточных знаний для постижения этих истин.

“Есть люди, которые веруют в Аллаха, считают своим святым долгом творить людям добро, ибо знают, Аллах не любит злонамеренных”. Об этом свидетельствуют следующие слова пророка, да благословит его Аллах: “Кто несправедлив, тот не имеет совести. Не имеющий совести, не имеет веры”.

Отсюда мы уясняем, что вера не может возникнуть сама по себе, она рождается справедливостью и благонравием. Но справедливости и добродетели не добиться одними молитвами и слепым поклонением. Доказательства тут не требуются. Ты видишь мусульман, усердно молящихся и соблюдающих строгий пост, однако этого недостаточно.

Справедливость — мать всех благодеяний. Понятия совесть и честь исходят от справедливости. Справедливый человек непременно задумается и спросит себя: “Почему я одобряю добрые дела других, а сам не спешу принять в них участие”; Разве это не свидетельство его справедливости и честности? Разве это не начало благих дел? Но почему, заботясь о людях, он не проявляет такой же заботы о Создателе?

Стремление к благотворительности порождается умением довольствоваться малым. Не теряйте чувства справедливости, не уставайте творить добро. Без справедливости нет ни веры, ни человечности. Как учит Аллаяр суфи, один порок рождает сто других.

Понятия о Всевышнем сложились в нашем сознании как о Знающем, Милосердном, Справедливом. Если признаки Науки, Милосердия, Справедливости присутствуют в тебе, это означает, что ты имеешь стремление к знаниям, ты — истинный мусульманин и обладаешь высокой человечностью. Известно, что жауанмарт воплощает в себе три таких качества, как правдивость, благонамеренность, разум. Правдивость олицетворяет — Справедливость, благонамеренность — Милосердие, а Разум, как мы знаем — одно из имен Науки. Этими свойствами, но в малой мере, наделен человек; долг его — довести их до совершенства, использовать на благо, помнить о них, беречь их в себе. Достичь этого можно, имея искренние желания и неустанно трудясь. Этими тремя качествами обладает пророк, за ним — святые, ученые и истинные мусульмане; эти качества направлены на служение Всевышнему, проповедуются пророком, и приняты святыми с любовью. Но их любви хватило только на то, чтобы проявить заботу о загробной жизни. О мирских радостях они забыли или не брали их во внимание.

Ученые же думают и заботятся о земной жизни. Суждения святых и ученых — противоречивы, хотя они недалеко ушли друг от друга в своих убеждениях, хотя обе стороны рассуждают в пользу учения Аллаха. Но ведь любой спор должен закончиться удовлетворением?

Наука и Разум, как и человеческая природа, не терпят насилия над собой, им противны неискренность, они учат нас быть добрыми, искренними, благодетельными, что и есть Милосердие.

Но я думаю, что и святые, и ученые ищут удовлетворения в спорах ради своего тщеславия.

Если бы человечество для своего усовершенствования избрало тарикат, путь, указанный святыми, мир бы пришел в запустение. Кто бы тогда пас скот, кто бы остановил врага, кто бы шил одежду, кто бы сеял хлеб, добывал богатства земных недр?

Разве отказавшись от благ, дарованных Всевышним, мы не рискуем оказаться неучтивыми, неблагоразумными и неблагодарными, впадая тем самым в тяжкий грех?!

Избравшим этот путь грозит полное исчезновение или они окажутся жертвами кафиров, самые невыдержанные из них бесславно сойдут с избранного ими пути.

Если этот путь предначертан лишь для половины мусульман, то напрашивается вопрос: разве существует половинчатая истина? Истина должна быть единой для всех. Разве может быть выборочная истина? Выборочная справедливость? В таком случае у народа не может быть и самой жизни. Ибо жизнь есть высшая истина. Без жизни не может быть совершенства.

Не все святые презрели земные блага. Известно, что трое приближенных пророка: хазрет Гусман, Габдурахман ибн Гауф, Сагид ибн Абдукас славились своими богатствами.

Строгую воздержанность святых можно объяснить их неуверенностью в своей силе, опасением соблазниться мирскими радостями, что несомненно ослабило бы их веру. Или же это вызвано желанием отвлечь внимание людей от накопительства примером своей воздержанности, в расчете на то, что люди, видя их смирение, откажутся от пагубных увлечений, корыстных целей и изберут путь любви к благотворительности. Если это предпринято из самоотверженной любви к людям, то их жертвы неоправданны, путь их опасен и неверен. Добиться истины подобным путем могут только люди преданные своей вере, достигшие вершин науки, обладающие могуществом власти, редким мужеством, духовной непреклонностью. Собрать в одном человеке эти качества почти невозможно, или же их обладатель может оказаться непревзойденным мошенником.

Стремление отличиться, возвыситься над другими портит человеческую натуру. Невежда, объявивший о своем вступлении на путь тариката, тем самым признается в безнравственности. Мыслитель и ученый — суть одно, но в познании обнаруживается их отличие. Признанная в миру внешняя наука преподносится нам в виде наставлений. Наставники, достигшие наибольшего успеха в своих наставлениях, называются учеными.

Ничто не создано без причины, возможно, служители подобного учения одержимы жаждой постижения тайн могущества Аллаха, что никому не возбраняется, или они занялись наукой, такого склада из безграничной любви ко Всевышнему? Но уместно ли говорить именно о такой любви, коль человеку не дано познать самого Аллаха?

Только любовь, порожденную ясным пониманием, безмерной верой, чувством благодарности и признательности ко Всевышнему за тех существ, что сотворены им с любовью, сами наделены способностью любить и сострадать, можно назвать любовью ко Всевышнему.

И только те достойны звания ученого, кто стремится постичь Аллаха соразмерно своему рассудку, кто ищет первопричину всех явлений и предметов. Они добиваются истины, справедливости, блага в интересах человечества, для них не существует в жизни радости и удовольствия, помимо их труда. Не будь этих мыслителей, идущих верным путем, наступило бы всеземное крушение. Эти истинные ученые являются костяком всех человеческих творений, их умами приводится в порядок все, что есть на земле. Их деятельность направлена на земное благоденствие, как говорится: земная жизнь — есть возделанная нива для жизни загробной.

Не всякий ученый — мудрец, но всякий мудрец — ученый.

Традиционная вера приобретается с помощью наставления ученых, но благодаря просвещению мудрых, она перерождается в истинную веру. Добиваются этого мудрецы, постигшие высший смысл мусульманства. Ученые же мирских наук не знают основ религии, хотя они добиваются истины и сумели раскрыть для себя тайны вселенной и человеческого бытия. Из семи условий шариата они способны признать лишь Аллаха, не могут отличить сторонников Аллаха от его противников. Пусть они не являются нашими духовными пастырями, но они заслуживают нашу признательность, ибо, как сказано пророком в Хадисе, лучшими из людей считаются те, кто приносит пользу окружающим.

Эти люди не знают ни сна, ни покоя, ни развлечений, они находятся в неустанном поиске полезных для человечества открытий, они добыли электричество, подчинив человеку энергию молнии, научились держать связь друг с другом на огромных расстояниях, заставили огонь и воду выполнять колоссальную работу, непосильную тысячам людей, они совершенствуют человеческий разум, учат нас отличать добро от зла, несомненно, мы во многом обязаны им.

Теперешние муллы — противники ученых. Что свидетельствует о невежестве священнослужителей или о превратности их помыслов, ибо сказано: по природе своей человек тяготеет ко злу. Многие из их учеников, заучив несколько молитв на арабском или персидском языках, считают, что могут участвовать в спорах, гордятся этим, и вместо пользы, причиняют людям вред, сбивая их с пути громкими призывами и пустым бахвальством. Иные из них вредят не из злого умысла, а подчиняясь природному инстинкту. Отрадно видеть, когда кто-то из них вняв правдивому слову, возвращается к совести. Разве назовешь совестливым того, кто препятствует правде? Самодовольство, тем более необоснованное самодовольство портит человека. Если правда именуется еще истиной, а истина — есть Аллах, нужно не противиться ей, а постараться понять и рассудить справедливо. Подобное заблуждение чревато опасностью отчуждения от религии.

Когда великий пророк, да благословенно будет его имя, сказал, что “грядет день равный по своей продолжительности году”, богословы спросили его: “сколько же будет молитв в тот день?” И получили ответ: “Об этом будут знать ученые того времени”. Не хотел ли пророк этими словами дать понять, что вместе со временем будут меняться, обновляться и каноны религии?

В наши дни методы обучения в медресе безнадежно устарели, оказались не только бесполезными, но и вредными. В соответствии с этим в Турции уже открылись новые учебные заведения, где помимо богословия преподаются военная дисциплина и другие науки. Наша молодежь многие годы отдает пустой зубрежке в медресе, и оттуда выходят невежественные, неразумные, не приспособленные к труду люди, которые и в дальнейшем живут обманом да ложью. Учение мулл не приносит ничего, кроме вреда.

Красота мироздания облагораживает человеческий разум. Случается, что из-за нужды и нехватки человек теряет свой человеческий облик, звереет. Не иметь стремления к постижению мировой науки — признак невежества, что осуждается и Кораном.

Между богатством, накопленным для того, чтобы возвыситься, и богатством, которое копят для того, чтобы иметь возможность помочь страждущим и не быть в зависимости от других, есть большая разница.

Мы не стремимся овладеть знаниями в целях наживы. Напротив, используем богатства на пути к овладению знаниями. Искусство — вот подлинное, неиссякаемое богатство, учиться ему — самое благородное дело. Знания должны служить справедливости и отвечать требованиям закона Божьего. Человек обязан быть благодетельным и не только восхищаться благотворительностью других, но и самому неустанно творить добро.

Говоря о муллах, хочется особенно предостеречь вас от ишанов. Их учения ложны, пагубны. Многие из них невежды, не знают подлинных законов шариата, а избирают путь богослужения, пытаются учить других при всей убогости собственных знаний, учения этих искусителей человечества вредны даже для псевдорелигий. Они находят себе опору среди глупцов, слова их — ложь, свидетельство их учености — четки, чалма и больше ничего!

Читайте также:  Анализ программы психического развития детей

Так знайте же, дети мои! Путь Всевышнего беспределен. И никому не дано преодолеть его. Тот, кто решился пойти по этому пути, считается истинным мусульманином. Если конечная твоя цель — обогащение, это уже не божий путь, это свидетельство твоей ограниченности. Что за непостижимая уму алчность, алкать богатства всего мира?! Если ты намерен делиться с другими своими деньгами, скотом, знаниями, другими благами — это и есть путь Всевышнего, единственный путь, не знающий предела. Избравшие его считаются истинными рабами его, они могут питать надежду приблизиться к Богу. Какая надежда может быть у иного пути? Способности и намерения некоторых людей направлены на улучшение внешнего вида, они заботятся о своей одежде, следят за походкой, считая сие занятие высоким достижением. Стараются выставить себя напоказ, как на торгах, вызывают зависть у глупцов, чей ум только в глазах. Глядя на них, одни изводятся, снедаемые завистью, другие выбиваются из сил, подражая им. Кому какая выгода от этого? Сколько усилий потрачено только на то, чтобы понравиться окружающим своей внешностью! Достоинства человека содержатся не в наружности, а в чистоте его помыслов, в неприукрашенной внутренней сущности, по которым и распознает нас Аллах. Разве прибавится ума у этих поклонников зеркал? Разум человека совершенствуется безграничной, неиссякаемой любовью к добру.

Совершенным мастерством своим Аллах создал мироздание и человека, чтобы тот мог расти и продолжать род людской. Святой долг каждого из нас — множить число своих друзей. Это зависит от сердечности, благорасположенности к окружающим, что вызовет ответное чувство, или хотя бы не желайте зла другим, не пытайтесь возвыситься над другими словами или делами.

Возвыситься духовно можно иными путями.

Во-первых, умение сохранить человеческие достоинства даже во время великих испытаний, облагораживает человека.

Во-вторых, самовосхваление, выпячивание собственных достоинств могут только навредить тебе.

В-третьих, злонамеренность, принижение, оскорбление самолюбия других, порождает ответную враждебность.

Причина желания отличиться перед другими — хвастовство, оно порождает зависть, одна зависть влечет за собой другую.

Отсутствие же этих пороков приносит человеку умиротворение, а в умиротворенной душе рождается стремление.

Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние.

Невежество — то есть отсутствие знаний, без которых ничего нельзя добиться; отсутствие знаний равняет человека со скотом.

Леность — злейший враг искусства; бесталанность, безволие, бесстыдство, бедность — порождение лени.

Злодеяние — враг человечества; причиняя зло другим, человек отдаляется от людей, уподобляясь дикому зверю.

Противоядие от этих пороков — человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания. Направь свои знания на путь, указанный Аллахом, ибо Аллах не ленясь, огромными усилиями и старанием создал гармоничный совершенный мир. Твое дело тоже должно быть сделано с усердием и добрыми намерениями. Все, что создано Аллахом имеет свое назначение, плоды твоего труда тоже должны быть обращены на пользу людям. Иначе — любой труд бесполезен. И вера твоя — тщетна.

Известно, творения Аллаха не создавались без трудностей и ни один предмет не создан без назначения. Все имеет свою цель, свою причину. Человек, имеющий тягу к знаниям, обязан помнить — любое дело должно вершиться целенаправленно. Пророк, да благословит Аллах его имя, оставил нам такие слова: “Прежде чем взяться за дело, надобно иметь цель и стремление”.

Но вот вы решили совершать отныне омовения, читать молитвы, соблюдать посты. Но не грешно ли заботиться только о внешнем соблюдении обрядов? Если ваша душа чиста, соблюдение обрядов богослужения отражает вашу духовную жизнь, внешняя упорядоченность лишь украшает и облагораживает вашу веру. Не поэтому ли мудрецы утверждали, что вера одна, что она освящена многотерпением, без сдержанности, она тускнеет, а возможно даже обречена на погибель. Сказано это к тому, чтобы невежды, думающие лишь о соблюдении обрядов, не забывали о главной задаче — вере.

У меня есть основания думать, что они убеждены: достаточно им совершить обязательные элементы обрядов, чтобы считаться мусульманами. Это не так, обряды являются всего лишь стражами веры. Но что проку от стража, который только бдит, не заботясь о сохранности и благополучии охраняемого предмета? Что станет с верой без бдительности? Разве подлинная цель — не сохранность и чистота охраняемого предмета?

Не способные разобраться в смысле обрядовых знаков, прислушайтесь! Самое главное в них — намаз. Но прежде чем приступить к нему, вы должны совершить омовение. Омовение совершается после очищения от скверны. Помните об этом! Эта процедура должна закончиться проведением влажными руками по ногам — некоторые из знаков носят символический характер.

Избавившись от скверны, вы совершаете омовение, очищая невидимые стороннему глазу части тела, что, разумеется, совершенно неинтересно знать посторонним, но этими действиями вы показываете людям, что ваша душа безгрешна и вы приводите свой внешний облик в соответствие с внутренним состоянием. При полном очищении и спокойствии вы приступаете к намазу.

Намаз — это молитвы, заклинания.

Легкое прикосновение мокрыми пальцами к шее и ногам означает, что они уже омыты и чисты.

Приступая к молитве, вы касаетесь пальцами ушей — это означает, что вы не смеете перед Аллахом воздеть руки выше, это движение выражает ваше признание — Аллах превыше всего, и вашу мольбу к нему — не дай потонуть в мирской суете, протяни руку помощи.

Склоненная голова и сложенные на груди руки — знак того, что вы стоите не просто как раб перед вельможей, не как простолюдин перед падишахом, а выказываете этим признание как более слабое, ничтожное создание, справедливости и непомерному могуществу всемудрого Аллаха.

Обращение лицом к Кыбле — поклонение предполагаемому месту посещения, Всевышнего, хотя мы знаем, что не может быть на земле места, достойного его пребывания. Это надежда на то, что ваши молитвы достигнут слуха Всевышнего.

Чтение намаза начинается с суры Фатиха. Это продолжительная и содержательная молитва.

Поклоны, совершаемые положа руки на колени — знак того, что мусульманин предстал перед ликом Аллаха.

Первое прикосновение лбом земли означает, что человек вышел из земли, второе — что он вернется в землю же. Обращение лицом к небу — знак надежды и мольбы на воскрешение после смерти.

Вы заканчиваете молитву еще одним приседанием и словами приветствия ко Всевышнему и его пророку, да благословит Аллах его имя, а также пожеланием всем мусульманам мира, единства и благополучия.

Так что же мы уяснили для себя из этого Слова?

источник

Дата: Класс: 11 урок 16
Тема:
Цель урока:
Внеклассное чтение. Ж.Жабаев. «Ленинградцы, дети мои!»
Познакомить с биографическими сведениями и творчеством Жамбыла Жабаева.
Повторить и обобщить знания учащихся о войне.
Задачи:
Обучающие: познакомить с краткой биографией великого казахского акына
Жамбыла Жабаева. Продолжить знакомство с периодом 1941­1945 гг. в истории
нашей Родины; показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной
войне. Формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся ­ умения,
необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли,
совершенствовать высказывания; формировать умение создавать устное публичное
и монологическое выступление.
Развивающие: развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма,
вызывать яркий эмоциональный отклик на произведение. Развивать способность
сопереживать, формировать умение слушать окружающих; совершенствовать речь
учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе; развивать навыки
выразительного чтения, речевого этикета, познавательных интересов;
Ожидаемый результат
Активизировать творческую деятельность учащихся, развивать интеллект, общий
кругозор учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
нагляднос
ти
3
мин.
5
мин.
20
мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку, желает успеха. Разделение на
группы по приему «Выбери меня»
II. Мотивация к изучению нового.
С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся
к теме нового урока.
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Дети делятся на
группы.
Ученики отвечают на
вопросы учителя.
III. Актуализация знаний
Индивидуальная работа. По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал.
национальный инструмент изображен на доске: I
Дети: «домбра»
запишите ассоциативный ряд из пяти слов к слову «домбра».
Лидеры каждой группы выберут лучшую работу для афиширования.
(после выступления детей учитель объявляет тему и цель урока)

Учитель: Прекрасные слова прозвучали: акын, поэт, импровизатор. И как вы
догадались, наш урок посвящен великому человеку, акыну­импровизатору
Жамбылу Жабаеву, чье великое имя ­ носил наш город.
этап ­ социализация (выступление ученика в группе: сопоставление, сверка,
оценка, коррекция)
юртрет Жамбыла
Музыка
Отважный
Поэзия
•Друг
(работа в группах)
Жабаева, а в столбике слова, взятые
• Талантливый человек
поступок
биографии.
• Акын
• Домбра
• Судьба
из
Жамбыл Жабаев ­ казахский народный поэт­акын. В своих песнях Жамбыл правдиво рассказывал
о жизни народа. Акын слагал и героические поэмы о батырах.
В годы Отечественной войны пламенные стихи Ж. Жабаева вдохновляли воинов.
Ж. Жабаев горячо любил свою Родину ­ Казахстан. В своих песнях­ стихах он прославлял родной
край. Вот одно из его стихотворений.
Учитель: представьте себе, что вы поэты и вам надо составить отрывок из 5­6 предложений, связанных
между собой по смыслу, используя ряд слов выставленных на доске. По завершению работы лидеры
групп, проверьте и выберите лучшую для афиширования.
(лидеры представляют лучшую работу своей группы для афиширования)
выступление ученика, с самостоятельно добытой информацией, о событиях в годы Великой
Отечественной Войны, звучит под сопровождение песни «Вставай страна огромная», а на
интерактивной доске меняются кадры военных времен).
Ученик: С огромным творческим напряжением работал почти столетний акын в годы Великой
Отечественной войны. Поэзия Жамбыла вдохновляла советских людей на подвиги на фронте, и в
тылу, вселяя уверенность в победу.Те, кто пережил ленинградскую Ц блокаду зимой 1941­1942 года,
никогда не забудут поэтическое послание, с которым обратился Жамбыл к жителям города в
сентября 1941 года. Послание Жамбыла в русском переводе было передано по радио в Ленинград и
там издано в виде плакатов. Плакаты с посланием Жамбыла были развешаны на стенах домов и в окнах
магазинов по всему городу. С любовью, с тревогой, со словом мужественного ободрения обращался
казахский акын к защитникам великого города. Жамбыл говорил:
Ленинградцы, дети мои!
Вижу своды ваших мостов,
Ленинградцы, гордость моя!
Зорь балтийских голубизну,
Мне в струе степного ручья
Фонарей вечерних рой,
Виден отблеск невской струи.
Золоченых крыш острия.
Если вдоль снеговых хребтов
Ленинградцы, дети мои!

Взором старческим я скользну,
­ Ленинградцы, гордость моя!
Обращение Жамбыла к ленинградцам вызвало большой патриотический подъём в городе. Жамбыла
переводили многие крупнейшие русские поэты. Эти переводы сделали большое дело: они приобщили
читателя к творчеству Жамбыла, донесли образы и мысли казахского акына до самых дальних
уголков. В русских переводах Жамбыл стал известен и за рубежом. Его произведения, изданы в
Китае, Чехословакии, Англии и других странах. Казахский певец стал родным поэтом для всех
народов мира.
IV. Закрепление урока. По методу «Снежный
ком» проводит закрепление урока.
группа – Перестройка жизни республики на военный лад.
2 группа – Трудовые подвиги, всенародная помощь фронту
3 группа – Встреча с ветераном тыла. Клятва юных.
Ученики
демонстрируют свои
знания.
10
мин.
5
мин.
V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и отправить.
­ Чему научил вас урок?
­ Какое впечатление осталось у вас от урока?
2
мин.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете
поддерживать учащихся? Как вы
планируете стимулировать способных
учащихся
оценивание. Как вы
планируете увидеть
приобретенные знания
учащихся?
фишки
Оценивают работу
своих одноклассников,
пишут телеграммы.
На стикерах
записывают свое мнение
по поводу урока.
Записывают домашнюю
работу в дневниках.
межпредметные связи, соблюдение
СанПиН ИКТ компетентность. Связи
с ценностями
Проводит рефлексию.
­Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
­Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что
было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная
дифференциация? Выдерживалось ли
время обучения?
Какие изменения из данного плана я
реализовал и почему?

Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли
очень хорошо( с учетом преподавания и
учения)?
Какие два обстоятельства могли бы
улучшить урок( с учетом преподавания и
учения)?
Что узнал об учениках в целом или
отдельных лицах?
1.
2.
1.
2.

источник

Каждый прожитый день – это история. Историческая память воспроизводит непрерывность и преемственность поколений. Знание истории своего народа, своего государства является неотъемлемой частью патриотического воспитания. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Человек не рождается патриотом, он становится им в ходе воспитания и общественной жизни. Патриотизм является важнейшей частью общественного и гражданского сознания, стержнем повседневного воспитания, направляющим ориентиром образа жизни.

С первых дней войны казахстанцы проявили подлинный патриотизм на ее фронтах. Высокий духовный потенциал явился одним из ключевых факторов победы, содержание, которого нашло свое выражение в определенных идеалах, взглядах, нравах, базировавшихся на общенациональных ценностях. Советский народ и его культура доказали свою жизнеспособность, стойкость и единство духа, высокий нравственный потенциал в военное время, значение которого высоко и по сей день. В настоящее время необходимо и важно объединить усилия всего общества для формирования патриотических чувств молодежи.

Не забывая нашу историю и личностей, творивших ее, мы, тем самым, отдаем дань уважения людям, благодаря которым мы проживаем в мирном государстве, и можем смело и без опаски смотреть в свое светлое будущее.

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. На защиту свободы и независимости СССР, потребовалось напряжение всего экономического потенциала, людских ресурсов. Страна понесла неисчислимые человеческие жертвы ради победы в этой войне. Казахстан, вместе с другими республиками СССР, внес весомый вклад в желаемую и долгожданную победу. На территории нашей республики не велись боевые действия, однако события войны были связаны и с нашим краем. «В ряды сражавшейся армии в годы войны влились 1 196 164 казахстанца. В Казахстане было сформировано 12 стрелковых и 4 кавалерийских дивизий, 7 стрелковых бригад, около 50 отдельных полков. За боевые подвиги около 500 казахстанцев были награждены званием Героя Советского Союза» [1, с.326].

Читайте также:  Анализ программы по развитию речи детей

Тысячи казахстанцев отдавали свои жизни, покрыли себя ратной славой под Курском, в боях за освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии. Героизм и отвагу они проявили при форсировании Днепра, Десны, Припяти, Двины, при освобождении Польши, Венгрии, Чехословакии. Отважно сражались воины-казахстанцы и за Ленинград.

Литература в годы войны служила духовным оружием, воодушевляла защитников Отечества. Известные мастера поэзии и прозы, такие, как Д. Джабаев, С. Муканов, М. Ауэзов, Д. Мулдагалиев, Ж. Саин, С. Мауленов, С. Сеитов, писали о героях войны. На фронтах Великой Отечественной войны сражались около 90 писателей и поэтов Казахстана.

«Суровая военная судьба оторвала нас от созидательного труда, привела к берегам Невы, где раскинулся великий город Ленинград, – писал в письме землякам один из них. Воины-казахстанцы бьют немцев из всех видов оружия – бьют, находясь за штурвалом самолетов, за рулем танка, бьют из артиллерии, минометов, винтовок, рушат их гранатами» [2, с.3].

Из далекого Казахстана шли эшелоны с подарками Ленинграду. «Рабочим, работникам, интеллигенции, всем героическим защитникам Ленинграда! – писали казахстанцы, — сегодня мы посылаем Вам 130 вагонов продуктов, собранных трудящимися республики. Пусть эти подарки напоминают Вам, что наши мысли, наши лучшие чувства всегда с Вами. Примите наши подарки, как братскую руку помощи, как выражение нашего с Вами единства, как неукротимое желание сделать все, чтобы ускорить победу над врагом» [2, с.3].

В тяжелые сентябрьские дни 1941 года к ленинградцам обратился со своим стихотворением-посланием «Ленинградцы, дети мои!» известный казахский поэт Джамбул Джабаев [3]. К жителям и защитникам Ленинграда, в своем стихотворении, Джамбул обращается со словами «дети мои», подчеркивая, таким образом, родственную связь с жителями Ленинграда:

Мы родня вам с давней поры,
Ближе брата, ближе сестры
Ленинграду Алма-Ата [3, с.425].

Его послание стало поддержкой для всех осажденных. В своем стихотворении он озвучивает понимание всего ужаса блокады:

Что же слышит Джамбул теперь?
К вам в стальную ломится дверь,
Словно вечность, проголодав, —
Обезумевший от потерь
Многоглавый жадный удав…[3, с.426].

Джамбул всем жителям блокадного Ленинграда и его героическим защитникам, вселил надежду и уверенность на скорый исход войны:

Многоглавый жадный удав…
Сдохнет он у ваших застав!
Без зубов и без чешуи
Будет в корчах шипеть змея!
Будут снова петь соловьи,
Будет вольной наша семья,
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя![3, с.426].

От имени всех защитников Ленинграда шли благодарственные письма казахскому поэту. Одно из них было написано красноармейцем К. Шараповым в 1942 году. Ответ Джамбулу:

Вечно молод ты, наш Джамбул.

Бодрость в песне звучит твоей,

Бить врагов нам с ней веселей.

Каждый наш ленинградский боец

Шлет поклон тебе свой, отец! [2, с.3].

Джамбул воодушевлял людей не падать духом и бороться с жестоким врагом. Его послание сыграло значимую и весомую роль в поддержке людей блокадного Ленинграда. Это стихотворение-послание навсегда останется в памяти народа, так как оно является одной из страниц летописи Великой Отечественной войны.

Мы не знакомы с обстрелами домов, с голодом, с потерей близких и родных людей. За все это мы обязаны мужественным, стойким, храбрым защитникам Отечества, которые не пожалели своей жизни и победили фашизм! Победа в Великой Отечественной войне досталась нам огромнейшими потерями. Если бы не герои, то мы никогда бы не узнали мирной жизни, любви и заботы. Пройдут времена, но подвиг каждого солдата будет жить в памяти народа. Герои не умирают, для нового поколения они становятся примером мужества, патриотизма и верности Родине. Наш долг — чтить память героев каждую минуту за мирное небо и свободу.

источник

В Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга проходит выставка, посвященная творчеству поэта Жамбыла Жабаева. Отмечая 75-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, потомки тех, кто пережил ужасы самой страшной в истории человечества осады, не могли не вспомнить великого казахского акына, посвятившего ленинградцам одно из самых пронзительных стихотворений, написанных за годы войны.

Знаменитые строки «Ленинградцы, дети мои!» казахский поэт написал в сентябре 1941 года, сразу после того, как сомкнулось блокадное кольцо. Впервые пронзительное стихотворение было опубликовано в газете «Ленинградская правда». Позже, по просьбе ленинградцев, его издали отдельной листовкой и расклеили на улицах Ленинграда. На протяжении всех 872 дней блокады они воодушевляли жителей города и его защитников. По воспоминаниям литератора-фронтовика Всеволода Вишневского «Бойцы ощутили это послание акына как подход сильного резерва и шли в бой с удвоенной силой». Позже, подвиг ленинградцев будет восславлен в многочисленных стихах и прозе, но простые и мудрые слова казахского акына, навсегда остались в сердцах тех, кто пережил страшные дни блокады.

В благодарность за строки, поддержавшие в ленинградцев в тяжелые годы блокады, в 1952 году один из переулков Ленинграда был назван в честь Жамбыла Жабаева. А спустя почти полвека по инициативе Казахского общества Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ата-Мекен» в переулке Джамбула появился прекрасный памятник, в торжественном открытии которого 30 мая 2003 года принял президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Монумент был преподнесен городу в дар от казахского народа по случаю 300-летия со дня основания Санкт-Петербурга.

В день открытия выставки у памятника великому акыну собрались представители этно-культурных объединений Санкт-Петербурга, Генерального консульства РК в Санкт-Петербурге, Казахского общества «Ата-Мекен», Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербургского Дома национальностей.

Сегодня знаменательный день и отрадно, что отмечая 75-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, мы вспоминает акына Жамбыла Жабаева, – отметил президент «Ата-Мекена» Сарсенгали Куспанов на церемонии возложения цветов к памятнику. – В героической обороне города на Неве участвовали десятки тысяч казахстанцев. В заснеженных Синявинских болотах, защищая Ленинград, пала смертью храбрых Герой Советского Союза Алия Молдагулова. Под Пулковскими высотами повторил подвиг Александра Матросова кустанаец, Герой Советского Союза Султан Баймагамбетов. Ленинградцы помнят их имена. Как не забывают они и автора знаменитых строк «Ленинградцы, дети мои!» великого Жамбыла Жабаева. Читая эти строки Жамбыла Жабаева я не могу сдержать слез, – призналась директор Санкт-Петербургского дома национальностей Елена Кузнецова. – Оба моих деда погибли в блокаду. Бабушка и мама смогли эвакуироваться и только благодаря этому остались в живых. Знаменитое стихотворение «Ленинградцы, дети мои!» действительно очень сильно поддержало жителей блокадного города и мы, дети и внуки тех, на чью долю выпали эти нечеловеческие испытания, будет помнить это всегда.

Более сотни книг, связанных с творчеством Жамбыла Жабаева, стали экспонатами выставки «Взор Джамбула приворожил город сказочный Ленинград», проходящей в эти дни в Российской национальной библиотеке – одной из крупнейших книгохранилищ мира, фонд которого начитывает более 40 млн. единиц печатных изданий. В экспозиции представлены произведения Жамбыла и книги, написанные о нем другими писателями на казахском, киргизском, армянском, адыгейском и грузинском языках. Отдельно, под стеклом выставлена листовка со знаменитым стихотворением Жамбыла Жабаева «Ленинградцы, дети мои!».

Это особый экспонат, возле которого люди обязательно останавливаются, – поделилась заведующая отделом национальных литератур РНБ Шушана Жабко. – А когда отходят от него, вытирают слезы. В дни блокады наша библиотека не закрывалась ни на один день. Люди работали здесь голодные, при 30-градусных морозах. Многие в стенах библиотеки и умирали. Их тела складывали в отельной комнате, затем за ними приезжала машина. Стихотворение Жамбыла Жабаева «Ленинградцы, дети мои!» для жителей осажденного города было глотком свежего воздуха. Его переводили, развешивали на стенах домов. Ленинградцы читали его и чувствовали, что они не одни. Для них это была огромная моральная поддержка. У Жамбыла была цель дожить до победы, и он до нее дожил, вдохновляя на подвиги защитников не только Ленинграда, но и всех, кто встал на борьбу с фашистскими захватчиками.

источник

Творчество казахского поэта-акына Джамбула Джабаева (1846-1945) было широко известно в СССР: дети учили его стихи в школе, да и почти каждый взрослый знал его трогательные, проникновенные произведения. Вот, например, его первые строки его стихотворения, опубликованного в 1941 году:

Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи.
Если вдоль снеговых хребтов
Взором старческим я скользну, —
Вижу своды ваших мостов,
Зорь балтийских голубизну,
Фонарей вечерних рои,
Золоченых крыш острия.
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!

Сам Джамбул был фигурой колоритной — старец в халате, с домброй в руках. Долгожитель — умер он уже в возрасте 99 лет. Еще мальчиком он начал играть на домбре, а впоследствии решил стать акыном. К 1917 году Джамбул был уже 70-летним стариком и давно не играл. Однако, по его словам, с революции началось его духовное перерождение и творческий подъем. В 1930-е годы были опубликованы его произведения: «Гимн Октябрю», «Моя Родина», «В Мавзолее Ленина», «Ленин и Сталин».

Неудивительно, что Джамбул был известен на всю страну и даже за ее пределами. Однако существовал ли на самом деле поэт Джамбул Джабаев? Оказывается, это очень спорный вопрос. Например, этой истории посвящена книга «Джамбул Джабаев: приключения казахского акына в советской стране». В ней рассказывается о том, что оригиналов стихотворений Джамбула на казахском языке никогда не существовало — были только тексты на русском, которые выдавались за переводы.

Культ Джамбула возник благодаря стечению обстоятельств: так, если верить филологу Александру Жовтису и еще нескольким мемуаристам, в 1934 году литератор Павел Кузнецов опубликовал несколько своих переводов из Джамбула. Переводы понравились, а тут подоспело десятилетие новой национальной казахской литературы. Джамбула, 90-летнего старца, предъявили широкой публике. За этим последовало сочинение Джамбулу биографии с подвигами, а на самого старика, всю жизнь прожившего в бедности, посыпались неслыханные богатства: пенсии, премии, двенадцатикомнатный дом, личный автомобиль.

Тексты Джамбула напоминали традиционные восточные поэтические произведения, например, там были такие обращения к «господину»:

Товарищ Молотов! В дар прими
Простые, народные песни мои!

Противники Сталина сравнивались с шакалами:

Завыл в жажде крови взбесившийся Троцкий,
Завыли фашистские подголоски.
И темную страшную ночь оглашая,
Завыла шакалья трусливая стая.

Одним из «переводчиков» поэзии Джамбула был поэт Андрей Алдан-Семенов (впоследствии он утверждал, что Джамбула «создал» именно он, когда получил задание от партии найти какого-нибудь акына). После ареста Алдан-Семенова включились другие переводчики. В их числе, как утверждается, был Марк Тарловский, который числится переводчиком большинства военных стихов Джамбула, включая «Ленинградцы, дети мои», и даже Константин Симонов.

Вот что рассказывал об этом композитор Дмитрий Шостакович в своих воспоминаниях:

«Даже я клюнул на это и, признаюсь, сочинял музыку на некоторые из его строк. Что было, то было. Но оказывается, все это — вымысел. Я имею в виду, естественно, что Джамбул Джабаев существовал как человек, и существовали русские тексты его стихов — так сказать, переводы. Только оригиналов никогда не существовало.

Джамбул Джабаев, возможно, был хорошим человеком, но он не был поэтом. Допускаю даже, что он был им, но это никого не волнует, потому что так называемые переводы его несуществующих стихов были написаны русскими поэтами, и те даже не спрашивали разрешения у нашего великого народного певца. А если бы и хотели спросить, то им бы это не удалось, потому что переводчики не знали ни слова по-казахски, а Джамбул — ни слова по-русски.

Хотя нет, неверно. Одно слово по-русски он знал — «Гонорар». Джамбулу объяснили: каждый раз, когда он пишет свое имя (само собой разумеется, Джамбул был неграмотным, но его научили выводить загогулину, которая представляла собой его подпись), он должен сказать волшебное слово: «Гонорар», — и ему дадут денег, чтобы он мог купить еще овец и верблюдов.

Каждый раз, подписывая контракт, Джамбул получал гонорар, и становился все богаче и богаче. Это ему понравилось. Тем не менее, однажды произошел сбой. Его привезли в Москву, и в череде конференций, приемов и банкетов оказалась встреча с детьми, группой пионеров. Пионеры окружили Джамбула и стали просить автограф. Ему объяснили, что он должен написать свою знаменитую загогулину. Он так и сделал, твердя: «Гонорар». Он был уверен, что ему платят именно за подпись, о «своих» стихах он и понятия не имел. И был очень разочарован, когда ему объяснили, что на сей раз не будет никакой оплаты и его богатство не увеличится.

Как жалко, что рядом не было Гоголя, чтобы написать об этом — великий поэт, которого знает вся страна и которого не существует. Однако каждая гротесковая история имеет свою трагическую сторону. Может быть, этот несчастный Джамбул действительно был великим поэтом? Как-никак, он же щипал струны своей домбры и что-то пел. Но это никого не интересовало. Требовались высокопарные оды Сталину, поздравления в восточном стиле по любому поводу: к дню рождения, представлению Сталинской конституции, выборам, Гражданской войне в Испании и так далее. Множество тем для рифмовки, ни об одной из которых неграмотный старик понятия не имел. Что он мог знать, как мог переживать за «шахтеров Астурии»?»

источник