Меню Рубрики

Верн дети капитана гранта анализ

Жюль Верн (1828—1905) был и остался неумирающим спутником юности. Первые же романы принесли ему всенародное признание. По мере выхода в свет книги французского писателя немедленно переводились на иностранные языки и распространялись по всему миру.

Жюль Верн был в расцвете творческих сил, не успел осуществить и половины задуманного, когда восхищенные современники стали называть его «всемирным путешественником», «прорицателем», «чародеем», «пророком», «провидцем», «изобретателем без мастерской» (заголовки статей, появлявшихся при его жизни).

А задумал он, ни больше ни меньше, описать весь земной шар — природу разных климатических зон, животных и растительный мир, нравы и обычаи всех народов планеты.

И не просто описать, как это делают географы, а воплотить беспримерный замысел в многотомной серии романов, которую он назвал «Необыкновенные путешествия».

Труд Жюля Верна поражает масштабностью. Серия включает шестьдесят три романа н два сборника повестей и рассказов, изданных в девяноста семи книгах. В полном объеме — около тысячи печатных листов, или восемнадцати тысяч книжных страниц!

Жюль Верн работал над «Необыкновенными путешествиями» свыше сорока лет (с 1862 до начала 1905 года), издание же всей серии растянулось более чем на полвека. За это время сменились поколения школьников, для которых он писал свои книги. Поздние романы Жюля Верна попадали в нетерпеливые руки сыновей и внуков его первых читателей.

«Необыкновенные путешествия», вместе взятые, представляют собой универсальный географический очерк земного шара. Если распределить романы по месту действия, то окажется, что в четырех романах описываются кругосветные путешествия, в пятнадцати — страны Европы, в восьми — Северная Америка, в восьми — Африка, в пяти — Азия, в четырех — Южная Америка, в четырех — Арктика, в трех — Австралия и Океания, и в одном — Антарктика. Кроме того, в семи романах местом действия служат моря и океаны. Четыре романа составляют цикл «робинзонад» — действие развертывается на необитаемых островах. И наконец, в трех романах события происходят в межпланетном пространстве. К тому же во многих произведениях — не только «кругосветного» цикла — герои переезжают из страны в страну.

Можно сказать без преувеличения, что на страницы книг Жюля Верна врываются пена волн, песок пустынь, вулканический пепел, арктические вихри, космическая пыль. Место действия в его романах — планета Земля, и не только Земля, но и Вселенная.

География и естествознание соседствуют в «Необыкновенных путешествиях» с техническими и точными науками. Фантастика географическая свободно уживается с инженерной.

Герои Жюля Верна всегда в пути. Преодолевая громадные расстояния, они стремятся выиграть время. Достижение небывалой скорости требует улучшенных средств передвижения.

Жюль Верн «усовершенствовал» все виды транспорта от сухопутных до воображаемых межпланетных. Его герои создают быстроходные машины, подводные воздушные корабли, исследует вулканы и глубины морей, проникают в недоступные дебри, открывают новые земли, стирая с географических карт последние «белые пятна». Весь мир служит им мастерской для экспериментов. На дне океана, на необитаемом острове, на Северном полюсе, в межпланетном пространстве, — где бы они ни были, там их лаборатория, там они работают, действуют, спорят, претворяют в действительность свои дерзкие мечты.

В Жюле Верне соединялись как бы три писателя. Он был подлинным зачинателем научной фантастики, основанной на научном правдоподобии и нередко на научном предвидении, замечательным мастером романа путешествий и приключений, страстным пропагандистом науки и ее грядущих завоеваний.

Опираясь на искания научной мысли, он изображал желаемое как уже осуществленное. Изобретения, еще не получившие применения, модели механизмов, проходившие испытания, машины, которые лишь намечались в эскизах, он представлял в законченном, идеальном виде. Отсюда столь частые совпадения мечты писателя с ее последующим воплощением в жизнь.

Но он не был ни «прорицателем», ни «пророком». Его герои решали задачи, подсказанные самой жизнью — бурным развитием промышленности, транспорта, связи.

Научно-технические фантазии романиста почти никогда не превосходили возможностей их осуществления на более высокой ступени научного и технического прогресса.

«Ее величество» паровая машина все еще олицетворяла торжество техники. Пароходы и железные дороги «уменьшили» земной шар. Но предстояло овладеть электрической энергией, открыть, изобрести или ввести в обиход фонограф, телефон, дирижабль, трамвай, электропоезд, кинематограф, автомобиль, самолет, телевизор и многое, многое другое, без чего мы не мыслим цивилизации.

Именно в этих направлениях работает пытливая мысль героев «Необыкновенных путешествий».

Изобретатели, инженеры, строители воздвигают прекрасные города, орошают бесплодные пустыни, находят способы ускорять рост растений с помощью аппаратов искусственного климата, конструируют электрические приборы, позволяющие видеть и слышать на большом расстоянии, мечтают о практическом использовании внутреннего тепла земли, энергии солнца, ветра и морского прибоя, о возможности накопления запасов энергии в мощных аккумуляторах.

Они изыскивают способы продления жизни и замены одряхлевших органов тела новыми, изобретают цветную фотографию, звуковое кино, автоматическую счетную машину, синтетические пищевые продукты, одежду из стеклянного волокна и немало других замечательных вещей, облегчающих жизнь и труд человека и помогающих ему преобразовывать мир.

Когда Жюль Верн писал свои книги, Арктика еще не была завоевана, оба полюса еще не были открыты. Центральная Африка, Внутренняя Австралия, бассейн Амазонки, Памир, Тибет, Антарктида почти еще не были изучены.

Герои Жюля Верна совершают географические подвиги, предвосхищая действительные открытия.

Преобразование мира — главный нерв его творчества. Всесильный разум овладеет природой. Все четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь — неизбежно покорятся людям. Объединёнными усилиями человечество перестроит и улучшит планету.

Отсюда жизнеутверждающий пафос лучших произведений Жюля Верна.

Он создал роман нового типа — роман о науке и ее беспредельных возможностях.

Науку, которая наделила человека могуществом и помогла ему проникнуть в тайны природы, он сделал своей музой.

Фантазия у него подружилась с наукой и стала ее неразлучной спутницей. Фантазия, окрыленная научными исканиями, превратилась в научную фантастику.

Вместе с новым романом в литературу вошел и новый герой — рыцарь науки, бескорыстный ученый, готовый во имя своих творческих идей, ради осуществления больших надежд совершить любой подвиг, пойти на любую жертву.

В будущее устремлены не только научно-технические фантазии Жюля Верна, но и его герои — первооткрыватели новых земель и творцы удивительных машин.

Время диктует писателю свои требования. Жюль Верн уловил эти требования и откликнулся на них «Необыкновенными путешествиями».

Найти свою цель оказалось труднее, чем посвятить жизнь её достижению.

Старший сын адвоката, Жюль Верн знал еще мальчиком, что давняя семейная традиция предписывает ему стать правоведом и со временем унаследовать контору отца. Но желания расходились с семейными устоями.

Он вырос в приморском городе Нанте, бредил морем и кораблями и даже попытался — ему было тогда одиннадцать лет — удрать в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Корали». «Я не могу равнодушно видеть, — признался он значительно позже словами одного из героев, — как отчаливает судно — военное, торговое, даже простой баркас, чтобы всем своим существом не перенестись на его борт. Я, должно быть, родился моряком и теперь каждый день сожалею, что морская карьера не выпала на мою долю с детства».

Однако неумолимый отец посылает его после лицея в парижскую Школу права. Море остается светлой мечтой, а любовь к поэзии, театру и музыке сокрушает твердыню родительской власти. В угоду отцу «выстрадав» кое-как диплом правоведа, он предпочитает заранее уготованной ему адвокатской конторе в Нанте полуголодное существование литератора, перебивающегося неверными заработками — пишет комедии, водевили, драмы, сочиняет либретто комических опер и после каждой очередной неудачи трудится с еще большим азартом.

На дне старого чемодана покоятся десятки недоставленных и неизданных пьес.

В то же время жадная любознательность, увлечение естественными науками заставляют его посещать Национальную библиотеку, лекции и ученые диспуты, делать выписки из прочитанных книг, не зная еще, на что пригодится ему этот ворох всевозможных сведений по географии, астрономии, навигации, истории,техники и научных открытий.

Далеко еще не утвердившись в своем истинном призвании, он исподволь накапливал знания, позволившие ему стать первооткрывателем «романа о науке», как он впоследствии назовет счастливо найденный новый вид повествования. По-прежнему возлагая надежды на театр, он только лишь начинал задумываться, как было бы интересно и поучительно соединить литературу с наукой, когда однажды — это было в середине 1850-х годов — в ответ на уговоры отца отказаться от никчемных занятий и вернуться в Нант решительно заявил:

— Я не сомневаюсь в своем будущем. К тридцати пяти годам я займу в литературе прочное место.

Ему минуло 27 лет. Из множества предвидений Жюля Верна, сбывшихся с большим или меньшим приближением, этот первый прогноз оказался безукоризненно точным.

Но блуждания еще продолжались. Несколько напечатанных рассказов на морские и географические сюжеты, которым сам он не придавал большого значения, хотя позднее и включил их в свою громадную серию, были вехами на пути к «Необыкновенным путешествиям». Лишь на переломе к шестидесятым годам, убедившись, что теперь он вполне подготовлен, Жюль Верн стал разрабатывать новые замыслы. Это было осознанное художественное открытие. Он открыл для литературы поэзию науки. Порывая со всем, что его прежде связывало, он сказал театральным друзьям:

— Мне кажется, я нашел свою золотую жилу.

Осенью 1862 года Жюль Верн закончил свой первый роман. Его давний покровитель Александр Дюма порекомендовал обратиться к Этцелю — умному, опытному издателю, который подыскивал способных сотрудников для юношеского «Журнала воспитания и развлечения».

По первым же страницам рукописи Этцель угадал, что случай привел к нему именно того писателя, какого не хватало детской литературе.

Этцель быстро прочел роман, высказал свои замечания и отдал Жюлю Верну на доработку. Уже через две недели рукопись вернулась в исправленном виде, и в начале 1863 года роман вышел в свет.

Само название — «Пять недель на воздушном шаре» — не могло пройти незамеченным.

Успех превзошел все ожидания и ознаменовал рождение «романа о науке», в котором увлекательные приключения сплетаются с популяризацией знаний и обоснованием различных гипотез. Так, уже в этом первом романе о воображаемых географических открытиях в Африке, сделанных с птичьего полета, Жюль Верн «сконструировал» аэростат с температурным управлением и безошибочно предсказал местонахождение тогда еще не открытых истоков Нила.

Романист заключил с издателем долгосрочный договор, согласившись писать по три книги в год. Теперь он мог без помех, не думая о завтрашнем дне, приступить к осуществлению многочисленных замыслов.

Этцель становится его другом и советчиком. В Париже они часто видятся, а когда Жюль Верн уезжает работать к морю или курсирует вдоль берегов Франции, запершись в «плавучем кабинете» на борту Вернемся, однако, года на три назад, когда, писатель впервые поделился с Этцелем только что сложившимся замыслом.

источник

Что случилось бы с обществом, если в нем не нашлись бы люди, которые умеют мечтать? Наверное, оно до сих пор жило бы в каменном веке, поддерживало вечный огонь в глубокой пещере и охотилось за дикими зверями с палками и луками. Но, к счастью, фантазеры были, есть и будут! Это они ведут нас к прогрессу, увлекая за своей мечтой. И одним из таких мечтателей, фантастов, верящих в человека с большой буквы, является Жюль Верн.

Его имя знакомо нам еще с детской скамьи. Автор книги «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров», «Вокруг света за восемьдесят дней» и еще целого ряда прекрасных произведений, несомненно, человек необычный. Он не только прогнозировал будущее технического прогресса, но и детально работал над тем, чтобы его фантазии были научно обоснованы и возможны. Неудивительно, что все его летающие аппараты, подводные лодки и другие приспособления имеют место в нашей жизни.

Кто написал «Дети капитана Гранта»? Ответ на этот вопрос даст, пожалуй, каждый человек. Это произведение хоть и считается детским, имеет непредсказуемый и очень увлекательный сюжет. Книга написана понятным языком, а научные рассуждения и информация об окружающем мире настолько интересны, что их с упоением читают даже взрослые. Поэтому можно смело утверждать, что роман является лучшим из писательского наследия Жюля Верна.

Начинается книга рассказом о яхте «Дункан», которая принадлежит богатому шотландцу Эдуарду Гленарвану. Во время плаванья экипаж ловит акулу, в брюхе которой имелась записка. В ней на трех языках некий капитан Грант просит помощи: после гибели их судна («Британия») он с двумя матросами оказался на острове. Географические координаты этого клочка земли полностью прочесть не удалось, так как бумага была повреждена соленой водой. Но это не мешает благородным людям отправиться на поиски пропавших. Поскольку правительство отказывается снарядить спасательную операцию, лорд отправляет ее за собственный счет. В состав экспедиции входят дети капитана Гранта – дочь Мэри (шестнадцать лет) и сын Роберт (двенадцать лет), леди Гленарван, майор Мак-Наббс, капитан Джон Манглс, помощник капитана Том Остин и команда из двадцати трех человек, родом из Шотландии.

Кто написал «Дети капитана Гранта», мы уже выяснили. Теперь поговорим о дальнейшей судьбе яхты, после того как она вышла в плаванье из порта Глазго. На борту вдруг оказывается еще один пассажир, который перепутал корабли. Рассеянный ученый Жак Паганель решает присоединиться к поискам отважного капитана. Сначала «Дункан» держит путь в Патагонию, но когда путешественники пересекли эту землю по тридцать седьмой параллели, преодолев все препятствия, они не нашли там Гранта. Но зато везде встречали благородных людей, готовых оказать помощь в трудную минуту. В пампасах Аргентины они познакомились с туземцем по имени Талькав, который стал их проводником.

Потому как экипаж «Британии» не был найден в Южной Америке, Паганель предполагает, что в записке имелась в виду Австралия. Команда возвращается на «Дункан» и отправляется к зеленому континенту. Обследуя по пути острова, компания приплывает в Австралию. Там они быстро находят нужные следы: работник фермы Айртон служил некогда боцманом у капитана Гранта и видел крушение собственными глазами. Он вызвался показать место, где, как думал, погибла вся команда судна. Дети капитана Гранта и их помощники отправляются на восток материка, но оказывается, что Айртон обманул их, поскольку являлся главарем разбойников. Он хотел завладеть «Дунканом», а его пассажиров погубить. Чудом они избегают ужасной участи, а рассеянность Паганеля спасает корабль.

Очень увлекательная книга «Дети капитана Гранта»! Автор отправляет своих героев в Новую Зеландию, где их едва не съели аборигены. Но все же спасательная операция продолжается. Айртон рассказывает все, что знает, а за это Гленарван высаживает его на одном из островков Тихого океана. По счастливому совпадению остров Табор, расположенный на тридцать седьмой параллели, был приютом капитана Гранта и его людей. Выполнив свою миссию, «Дункан» возвращается домой. Хеппи-энд.

Читайте также:  Анализы на гормон ттг у детей

Романтиком и идеалистом был Ж. Верн, «Дети капитана Гранта» это доказывают. В книге мы видим разных героев, положительных и негативных. Персонажи второй категории являются истинными отбросами общества, готовыми на любое преступление ради наживы. Так и Айртон, он же главарь банды, готов был погубить практически три десятка человек, чтобы завладеть быстроходной яхтой шотландского лорда. Но что мы видим в конце? Триумф человеческого духа над злом, милосердия над плохими привычками! Лорд Гленарван соглашается с женой, которая просит отпустить Айртона взамен на правду, которую он расскажет. И хотя рассказ моряка не мог помочь в поисках пропавшего капитана, благородный мужчина сдерживает свое слово. Вместо суда и каторги, которые светили разбойнику, его высадили на остров. Таким образом, он получил прощение от команды и шанс на покаяние.

Положительные персонажи книги «Дети капитана Гранта» – это отважные люди, благородные, смелые. Они держат свое слово, данное даже перед самим собой, и готовы преодолеть разные препятствия ради спасения одного человека. Они рискуют своей жизнью, но цель для них оправдана. Женщины в произведении Жюля Верна (а это именно тот, кто написал «Дети капитана Гранта») также особенные. Они сильные духом, готовы пожертвовать собой, милосердны и никогда не жалуются на судьбу или лишения. Вот какой идеал принес писатель в общество. Он нарисовал большого человека, который заботится о ближних, и получает за это помощь с неба. Ведь все те счастливые стечения обстоятельств были ничем иным, как покровительством бога, провидением.

Кто написал «Дети капитана Гранта», читатель уже знает. И тот, кто любит творчество Жюля Верна, может вспомнить, что книга буквально наполнена интересной информацией об окружающем мире. Писатель рассказывает о повадках животных, о природе и ее явлениях, о климате материков и регионов, об их флоре и фауне, толкует о географии и истории. Это настоящая энциклопедия знаний из разных областей науки! И только уже за это стоит прочитать роман целиком.

Мы вкратце рассказали сюжет первой книги, вошедшей в великую трилогию, которую создал Жюль Верн. «Дети капитана Гранта» имеют продолжение. Это роман «Двадцать тысяч лье под водой», в котором рассказывается о приключениях удивительного капитана Немо, первого строителя подводной лодки под названием «Наутилус». И «Таинственный остров», в котором все возвращается на круги своя. То есть Айртон вновь становится нормальным членом общества (не без помощи других героев), а капитан Немо уносит тайну своего корабля в иной мир, правда, открыв людям некоторые свои секреты. И вновь, читая эти книги, восторгаешься идеалом настоящего человека, нарисованного великим фантастом.

Наверное, невозможно остаться безразличным к произведениям великого француза. Каждый, кто читал их, влюбляется навсегда. На них выросло не одно поколение, и можно смело утверждать, что вырастет еще не одно. Мы читаем и смотрим фильмы, снятые по мотивам романов Жюля Верна, учимся быть лучшими, стремимся к собственному идеалу.

Хотя правды ради нужно сказать, что отзывы о книге «Дети капитана Гранта», как и об остальных частях трилогии, не одинаковые. Конечно, в девятнадцатом веке это была смелая фантастика, в которую верилось с трудом. А сегодня – это совсем привычное явление. Но хочется сказать всем этим критикам, что книги предназначены для детей и тех, у кого еще живо детское восприятие, вера в чудеса, тяга к приключениям. И читать ее необходимо тем, кто хочет вернуть себе ощущение детства. Поэтому запомните на всю жизнь это имя и не спрашивайте, кто автор. «Дети капитана Гранта», как и другие романы неисправимого мечтателя Жюля Верна, — книга, стоящая вашего внимания.

источник

Главная цель автора в написании произведения «Дети капитана Гранта» показать протест против колонизации людей, любовь детей к затерявшему отцу, которого до конца рассказа пытаются найти.

Рассказ повествует историю 19 века, когда Англия ведет колонизаторскую политику, ущемляя права индейцев и других племён, относясь к ним не снисходительно. Развитие цивилизации и господство англичан повлияло на отношение к этому народу, что привело к их угнетению. Причиной этому миллионами индейцев были истреблены, поредели и почти исчезли, так как права их постоянно были нарушены.

Одних из тем затронутых в этом произведении это темы дружелюбия, единства и борьбы, совокупность которых помогает героям преодолеть препятствия в поисках капитана Гранта.

В рассказе широко используются наука растениеводства, обработка техники и другие сфер развития, где употребляется увлечение читателя, с живыми темами избегая скучных фраз повествования.

В романе описывается любовь сына и дочери к отцу, когда дети не боятся сложностей, голода и трудностей в пути воссоединения с одного из родителей. Они переживают приключения, которые всклочили их еще тесней, а встреча с отцом была еще слаще, потому что пережитые чувства удвоились после достижения цели.

Что не скажешь, про нынешнюю молодежь, любящую все готовое, предсказуемое и доступное, лишь бы, не попотеть даром, что делает их ленивее и бездарными. Только трудолюбие и терпение приводит к самым неожиданным итогам, главное быть всегда в движении и добиваться намеченных целей. Так и поступили Роберт и Мэри, спасая отца вопреки трудностям, переживаниям и мучениям, которые ещё ближе сблизили родственные связи между родными людьми.

Однако главная цель автора сопутствовала весь рассказ и всегда играла важную роль в истории этого произведения, сопоставляя положительных и отрицательных героев. Перед читателем раскрывается вся правда о несправедливостях социального и национального различия и порабощения народов на фоне фантастических приключений, придающие вуаль над истинным горем человечества, где происходит борьба на выживание.

Их поддерживают и положительные персонажи рассказа, связанные с наукой, прогрессом и исследований, где помогают слабым людям по жизненному рангу и этническому расположению в этом мире. В мире, где все люди равны во всех смыслах этого слова, но те, кто этого не понял, Жуль Верн, создал данный шедевр произведения, который навеки искоренит из душ грешных подобные моральные качества и низости духа. Так как колонизация привела к гибели многих людей, которые тоже были в праве на счастливую жизнь без угнетений, на такие же условия жизни в нашем цивилизованном мире, где не человеческим и не гуманным образом поступают лишь животные.

Итак, на картине изображены планеты. Но внимание приковывает именно та, которая зарождается в данную минуту. Она поднимается из-за горизонта и моментально ослепляет всех людей. Вокруг разносятся ярко-оранжевые лучи

Известный миллионам читателей роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» полон загадок и неразрешенных вопросов, однако на некоторые из них мы можем дать ответ

Пушкин – самый любимый писатель, как в России, так и в ближнем зарубежье. Его произведения перечитывают по много раз, стихи легко заучиваются наизусть. С детства нам знаком его портрет: лицо с живыми ясными глазами, курчавые волосы, бакенбарды

Старушка Феклуша это не такой значительный персонаж, как главные. Однако несмотря на это, она является довольно особенным образцом из так называемого тёмного царства.

Уважение – это почтительное отношение к окружающим людям, особенно старшим. Каждый под данным выражением представляет что-то своё. Сверстники, например, могут думать, что уважение заключается в слепом

источник

Что случилось бы с обществом, если в нем не нашлись бы люди, которые умеют мечтать? Наверное, оно до сих пор жило бы в каменном веке, поддерживало вечный огонь в глубокой пещере и охотилось за дикими зверями с палками и луками. Но, к счастью, фантазеры были, есть и будут! Это они ведут нас к прогрессу, увлекая за своей мечтой. И одним из таких мечтателей, фантастов, верящих в человека с большой буквы, является Жюль Верн.

Его имя знакомо нам еще с детской скамьи. Автор книги «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров», «Вокруг света за восемьдесят дней» и еще целого ряда прекрасных произведений, несомненно, человек необычный. Он не только прогнозировал будущее технического прогресса, но и детально работал над тем, чтобы его фантазии были научно обоснованы и возможны. Неудивительно, что все его летающие аппараты, подводные лодки и другие приспособления имеют место в нашей жизни.

Жюль Верн появился на свет 8 февраля 1828 года во французском Нанте, неподалеку от крупнейшего порта страны. Наверное, поэтому он так увлекся морем с детства. Предки были дворянами, но род Вернов походил от кельтов (по отцу) и шотландцев (по матери). Семья была многодетной, но образование мальчика было очень даже приличным. Однако мечтал Жюль о море, поэтому попытался устроиться на корабль. Отец снял его на берег в последний момент и буквально потребовал обещания, что такое не повторится. И молодой паренек сдержал свое слово: с тех пор о море он только мечтал. И вот сначала появились сонаты и стихи, посвященные кузине, которая его отвергла, потом пьесы, а потом и настоящие литературные шедевры.

Кто написал «Дети капитана Гранта»? Ответ на этот вопрос даст, пожалуй, каждый человек. Это произведение хоть и считается детским, имеет непредсказуемый и очень увлекательный сюжет. Книга написана понятным языком, а научные рассуждения и информация об окружающем мире настолько интересны, что их с упоением читают даже взрослые. Поэтому можно смело утверждать, что роман является лучшим из писательского наследия Жюля Верна.

Начинается книга рассказом о яхте «Дункан», которая принадлежит богатому шотландцу Эдуарду Гленарвану. Во время плаванья экипаж ловит акулу, в брюхе которой имелась записка. В ней на трех языках некий капитан Грант просит помощи: после гибели их судна («Британия») он с двумя матросами оказался на острове. Географические координаты этого клочка земли полностью прочесть не удалось, так как бумага была повреждена соленой водой. Но это не мешает благородным людям отправиться на поиски пропавших. Поскольку правительство отказывается снарядить спасательную операцию, лорд отправляет ее за собственный счет. В состав экспедиции входят дети капитана Гранта – дочь Мэри (шестнадцать лет) и сын Роберт (двенадцать лет), леди Гленарван, майор Мак-Наббс, капитан Джон Манглс, помощник капитана Том Остин и команда из двадцати трех человек, родом из Шотландии.

Кто написал «Дети капитана Гранта», мы уже выяснили. Теперь поговорим о дальнейшей судьбе яхты, после того как она вышла в плаванье из порта Глазго. На борту вдруг оказывается еще один пассажир, который перепутал корабли. Рассеянный ученый Жак Паганель решает присоединиться к поискам отважного капитана. Сначала «Дункан» держит путь в Патагонию, но когда путешественники пересекли эту землю по тридцать седьмой параллели, преодолев все препятствия, они не нашли там Гранта. Но зато везде встречали благородных людей, готовых оказать помощь в трудную минуту. В пампасах Аргентины они познакомились с туземцем по имени Талькав, который стал их проводником.

Потому как экипаж «Британии» не был найден в Южной Америке, Паганель предполагает, что в записке имелась в виду Австралия. Команда возвращается на «Дункан» и отправляется к зеленому континенту. Обследуя по пути острова, компания приплывает в Австралию. Там они быстро находят нужные следы: работник фермы Айртон служил некогда боцманом у капитана Гранта и видел крушение собственными глазами. Он вызвался показать место, где, как думал, погибла вся команда судна. Дети капитана Гранта и их помощники отправляются на восток материка, но оказывается, что Айртон обманул их, поскольку являлся главарем разбойников. Он хотел завладеть «Дунканом», а его пассажиров погубить. Чудом они избегают ужасной участи, а рассеянность Паганеля спасает корабль.

Очень увлекательная книга «Дети капитана Гранта»! Автор отправляет своих героев в Новую Зеландию, где их едва не съели аборигены. Но все же спасательная операция продолжается. Айртон рассказывает все, что знает, а за это Гленарван высаживает его на одном из островков Тихого океана. По счастливому совпадению остров Табор, расположенный на тридцать седьмой параллели, был приютом капитана Гранта и его людей. Выполнив свою миссию, «Дункан» возвращается домой. Хеппи-энд.

Романтиком и идеалистом был Ж. Верн, «Дети капитана Гранта» это доказывают. В книге мы видим разных героев, положительных и негативных. Персонажи второй категории являются истинными отбросами общества, готовыми на любое преступление ради наживы. Так и Айртон, он же главарь банды, готов был погубить практически три десятка человек, чтобы завладеть быстроходной яхтой шотландского лорда. Но что мы видим в конце? Триумф человеческого духа над злом, милосердия над плохими привычками! Лорд Гленарван соглашается с женой, которая просит отпустить Айртона взамен на правду, которую он расскажет. И хотя рассказ моряка не мог помочь в поисках пропавшего капитана, благородный мужчина сдерживает свое слово. Вместо суда и каторги, которые светили разбойнику, его высадили на остров. Таким образом, он получил прощение от команды и шанс на покаяние.

Кто написал «Дети капитана Гранта», читатель уже знает. И тот, кто любит творчество Жюля Верна, может вспомнить, что книга буквально наполнена интересной информацией об окружающем мире. Писатель рассказывает о повадках животных, о природе и ее явлениях, о климате материков и регионов, об их флоре и фауне, толкует о географии и истории. Это настоящая энциклопедия знаний из разных областей науки! И только уже за это стоит прочитать роман целиком.

Мы вкратце рассказали сюжет первой книги, вошедшей в великую трилогию, которую создал Жюль Верн. «Дети капитана Гранта» имеют продолжение. Это роман «Двадцать тысяч лье под водой», в котором рассказывается о приключениях удивительного капитана Немо, первого строителя подводной лодки под названием «Наутилус». И «Таинственный остров», в котором все возвращается на круги своя. То есть Айртон вновь становится нормальным членом общества (не без помощи других героев), а капитан Немо уносит тайну своего корабля в иной мир, правда, открыв людям некоторые свои секреты. И вновь, читая эти книги, восторгаешься идеалом настоящего человека, нарисованного великим фантастом.

Наверное, невозможно остаться безразличным к произведениям великого француза. Каждый, кто читал их, влюбляется навсегда. На них выросло не одно поколение, и можно смело утверждать, что вырастет еще не одно. Мы читаем и смотрим фильмы, снятые по мотивам романов Жюля Верна, учимся быть лучшими, стремимся к собственному идеалу.

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей

Хотя правды ради нужно сказать, что отзывы о книге «Дети капитана Гранта», как и об остальных частях трилогии, не одинаковые. Конечно, в девятнадцатом веке это была смелая фантастика, в которую верилось с трудом. А сегодня – это совсем привычное явление. Но хочется сказать всем этим критикам, что книги предназначены для детей и тех, у кого еще живо детское восприятие, вера в чудеса, тяга к приключениям. И читать ее необходимо тем, кто хочет вернуть себе ощущение детства. Поэтому запомните на всю жизнь это имя и не спрашивайте, кто автор. «Дети капитана Гранта», как и другие романы неисправимого мечтателя Жюля Верна, — книга, стоящая вашего внимания.

источник

Произведение «Дети капитана Гранта» было написано писателем в 1868 году. Оно представляет собой первый роман из знаменитой трилогии о капитане Немо. Впервые этот роман был опубликован в 1868 году.

Сюжет первой части трилогии Жюля Верна сосредоточен на поисках капитана Гранта, храброго шотландского патриота, противника Англии. Он не смог смириться с тем, что его родина потеряла независимость, и решил основать колонию «Новая Шотландия» на одном из островов в Тихом океане. Однако кораблекрушение стало препятствием на пути к достижению этой цели. Лорд Гленарван, пэр Шотландии, капитан паровой яхты «Дункан», нашёл бутылку с координатами потерпевших крушение. Он решает снарядить экспедицию на поиски капитана. Дети капитана Гранта, Роберт и Мэри, в поисках отца приходят к Гленарвану и собираются помочь лорду найти и спасти их отца.

«Дункан» выходит из Глазго, на корабле оказываются: лорд со своей супругой, дети капитана Гранта, кузен лорда — майор Мак-Наббс, а самой яхтой управляет капитан Джон Манглс. Также, по воле случая, на борту корабля оказывается Жак Паганель, который перепутал корабли, но всё же присоединился к миссии «Дункана».

Поисковый отряд знает из записки только широту, но долгота им неизвестна, следовательно, им нужно пройти по 37-ой параллели южной широты. Маршрут яхты пролегает по следующему пути:

1. Яхта плывёт по Атлантике к берегам Южной Америки, проходит через Магелланов пролив, и по тихому океану направляются к Патагонии, где, по первым попыткам расшифровать записку, участники плавания полагали найти капитана в плену у индейцев.

2. После безрезультатных поисков, «Дункан» направляется к Австралии, следуя 37-ой параллели. В Австралии поисковый отряд путешествует по суше.

3. Из Австралии герои попадают в Новую Зеландию, у берегов которой их встречает «Дункан».

В Патагонии, Австралии и Новой Зеландии героев поджидают опасности на каждом шагу. Поиски в Патагонии начинаются с опасного перехода через горы, после их настигает самый настоящий потоп, из-за чего им приходится жить на огромном южноамериканском дереве. Измученные, голодные, не спавшие сутками, изнурённые жарой, Гленарван и его спутники возвращаются на яхту, которая обогнула континент, чтобы снова оказаться на 37-ой параллели.

После неудачных поисков в Патагонии, герои не падают духом и, по новой догадке Паганеля, плывут в Австралию. На их долю выпало быть обманутыми Айртоном, бывшим боцманом корабля капитана Гранта. Айртон оказывается не только бывшим боцманом, но и нынешним разбойником, который, с группой беглых каторжников, пытается захватить «Дункан».

Поиски не дали результатов, но вечно жизнерадостный Паганель предлагает трактовать записку иначе, будто в ней сказано не об Австралии, а о Новой Зеландии. Оказавшись на родине людоедов, в Новой Зеландии, герои попадают в плен к туземцам, которые хотят их убить. Благодаря ловкости и смекалке они выбираются из плена и бегут, держась морского побережья, к цивилизованным районам Зеландии. Герои спасаются благодаря оставленным лодкам на побережье, выплывают в открытое море навстречу «Дункану».

На борту яхты оказывается Айртон, который хотел захватить судно, но не смог. Гленарван вместе с женой допрашивают его, после чего он говорит, что всё расскажет о крушении «Британии», только если Гленарван не сдаст его английским властям, а просто высадит его на необитаемом острове. Но знания Айртона не помогают в поисках капитана Гранта.

Уже отчаявшись, команда Гленарвана плывёт по направлению к Европе, и по пути ищет необитаемый остров для Айртона. Неожиданно, проплывая мимо одного из островов, они видят сигнальные огни костров. На острове Табор оказываются капитан Грант и двое его матросов, которые жили там уже больше двух лет. Семья Грант воссоединяется, Айртон остаётся на острове Табор, а «Дункан» плывёт домой, в Шотландию.

Роман «Дети капитана Гранта» — роман со счастливым концом, как и многие романы писателя. Благодаря своей храбрости, мужеству, ловкости, смекалке герои выходят победителями из всех сражений со стихией и коварством людей.

Лингвострановедческий анализ научно-фантастического романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» следует начать с рассмотрения экстралингвистических факторов его создания.

Произведение «Дети капитана Гранта» — яркий и мощный протест против колонизации народов. Писатель пытается всевозможными способами показать всю свою неприязнь к Англии, и в то же время симпатию к Шотландии и Франции. Во второй половине XIX века Франция вела колонизаторскую политику Африки, а Великобритания была её самым серьёзным соперником. Возможно, поэтому автор так старательно подчёркивал жажду господства англичан. Но, вместе с тем, нужно отметить, что Жюль Верн был против только такой колонизации, которая влекла за собой порабощение народов, их истребление, угнетение.

«Les anglais, on le voit, au dйbut de leur conquкte, appelиrent le meurtre en aide а la colonisation.

Leurs cruautйs furent atroces. Ils se conduisirent en Australie comme aux Indes, oщ cinq millions d’indiens ont disparu. Aussi la population aborigиne, dйcimйe par les mauvais traitements, tend-elle а disparaоtre du continent devant une civilisation homicide» [26].

«Мы видим, что англичане с самого начала призвали на помощь колонизации убийство.

Их жестокость была ужасна. Они вели себя в Австралии так, как вели себя в Индии, где исчезли пять миллионов индийцев. Так и местное население, уже поредевшее из-за плохого обращения, совсем исчезнет с континента по вине этой смертоносной цивилизации».

Писатель старается поставить колониальные народы на одну ступень с европейскими: например, автор описывает индейца Талькава как человека столь же благородного, мужественного и справедливого. Занимательна сатирическая сцена с австралийским мальчиком Толине, который возвращается из школы с наградой по географии, но когда Паганель задаёт ему вопросы по географии, то оказывается, что мальчика в школе учили тому, что весь мир принадлежит Англии.

«Les hйros positifs de Jules Verne ne sont pas seulement partisans du progrиs dans la science, explorateurs et savants. Ils sont aussi les ennemis de l’injustice sociale et nationale, ils luttent pour la libertй et les droits des opprimйs» [27, с. 85-86].

«Положительные персонажи Жюля Верна являются не только сторонниками прогресса науки, исследователей и учёных. Но они также враги социальной и национальной несправедливости, они борются за свободу и за права угнетённых».

Главная тема произведения, вокруг которой складывается сюжет, — поиски пропавшего отца. Что же касается главной идеи, то, на наш взгляд, это невероятная сила науки, любви, верности, справедливости и мужества, которая преодолевает любые преграды. Благодаря Пагенелю и его знаниям герои спаслись от туземцев в Новой Зеландии; благодаря мужеству и благородству Гленарвана герои достигли своей цели; благодаря храбрости и самоотверженности Роберта Гранта Гленарван и его товарищи были спасены от волков и смерти от разгневанных туземцев.

В произведении мы видим огромное количество терминов различных областей науки и техники: dunette — ют (кормовая часть судна), Araucanie — Араукания (территория Чили, населённая индейцами-арауканами), pibrochs — пиброксы (древнешотландские песни), patent-log — патент-лаг (прибор, показывающий скорость движения судна), nyctalopie — никталопия (свойство глаз видеть в темноте предметы лучше, чем при ярком свете), hypsomйtria — гипсометрия (измерение рельефа местности), cacique — касик (вождь туземного племени). Жюль Верн умеет увлекать читателя даже такими малоинтересными и «сухими» темами, как особенности взаимодействия частей машины, технологии обработки растений для приготовления их в пищу и т.д.

В дополнение к этому в романе ярко выделяется противопоставление положительных и отрицательных героев. Например, автор описывает Гленарвана при помощи следующих определений: bon, juste, courageux, fort, intelligent, noble (добрый, справедливый, мужественный, сильный, умный, благородный). Айртона писатель называет vil, cruel et misйrable lвche (подлым, жестоким негодяем и трусом).

Писатель мастерски использует различные композиционные приёмы: преодоление препятствий, достижение невероятно сложных целей, раскрытие тайны. Развязка произведения также доказывает то, что справедливость в произведениях писателя всегда торжествует: Айртон наказан, капитан Грант воссоединился со своими детьми.

источник

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАНА

Ж. ВЕРНА «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА»

автор проекта: Трибулкина Елизавета

руководитель: Трибулкина Е. Ф.

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ИХ ВИДЫ …………………………………………………………………………………….5

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАНА Ж.ВЕРНА «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА»………………………………………………………..8

ВЛИЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ…………………………..12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………20

Как известно, в географии описательный элемент, представляемый словом, играет огромную роль, что отражено в самом названии науки. Описания путешествий были вкладом не только в географию, но и в литературу. Их читали как приключенческие романы. Соответственно и художественное произведение может стать источником географических знаний, формируя красочный, запоминающийся образ территории и помогая преодолеть барьер академической сухости учебников.

Кроме того, художественное слово Мастера – поэта, писателя, образное и яркое, западающее в душу, расширяет возможности не только в формировании географической картины мира, но и в развитии всех компонентов личностного потенциала учащихся.

Для географических исследований рекомендуются в первую очередь широко известные произведения знаменитых путешественников, исследователей и писателей: В. А. Обручева, В. К. Арсеньева, М. М. Пришвина, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, А. Е. Ферсмана и других. Их книги вошли в золотой фонд географической литературы. Большой интерес представляют и произведения зарубежных путешественников: Ф. Нансена, Р. Амундсена, Т. Хейердала и других. Большое место среди книг по географии занимают научно-популярные монографии о природе и хозяйстве зарубежных стран. Очень интересные статьи с самым разнообразным географическим содержанием печатаются на страницах газет и журналов. Анализируя эти книги, учащиеся говорят не только об их географическом содержании, но и об их литературно-художественных достоинствах.

Особое значение для географического исследования представляют романы Жюля Верна. Годы жизни писателя были годами величайших открытий, годами грандиозных переворотов в науке и технике. В книгах Ж. Верна можно найти описание почти всего земного шара. Так, в десяти романах действие происходит в Европе; в четырех – в Азии; семь романов переносят нас в Африку; три – в Австралию; девять – в Америку; три – в Арктику и Антарктиду. Открытый океан – место действия шести романов Жюля Верна. В пяти книгах он описывает кругосветные путешествия. Герои романов в курсе всех естественных наук: географии, геологии, метеорологии, палеонтологии, биологии, астрономии, физики, химии.

Знаменитый французский писатель Жюль Верн (1828—1905) почти всю свою творческую жизнь посвятил созданию многотомной серии романов «Необыкновенные путешествия». Заглавие серии было выбрано, разумеется, не случайно. В каждом романе, независимо от темы и сюжета, перед читателем развертывается пестрая географическая панорама.

Героев Жюля Верна, всегда находящихся в пути, на каждом шагу подстерегают всевозможные препятствия и опасности, обусловленные особенностями природы и нравами обитателей той или иной страны.

Красочные описания природы, многочисленные отступления на исторические и географические темы органически вплетаются в пеструю ткань приключенческого сюжета. Отсюда — первостепенная роль географии в романах Жюля Верна, которые являются не просто приключенческими, а приключенческо-географическими.

«Я поставил своей целью описать в «Необыкновенных путешествиях» весь земной шар», — говорил Жюль Верн. И он действительно выполнил эту грандиозную задачу: на карте мира почти не осталось таких областей, где не побывали бы его любознательные герои. Стремясь охватить в «Необыкновенных путешествиях» все страны и все народы, все моря и океаны, растительный и животный мир всего земного шара, Жюль Верн создал единственную в своем роде географическую эпопею, какой еще не было до него в художественной литературе. «Необыкновенные путешествия» Жюля Верна — труд писателя и ученого, талантливого романиста и блестящего популяризатора.

«Дети капитана Гранта» — это своеобразный географический очерк всей Земли, ведь путешествия главных героев романа разнообразны и совершенно неожиданны. Яркими красками в романе изображены флора и фауна Южной Америки, Австралии, Новой Зеландия. Писатель выразительно показывает, в каком положении оказалось коренное население описываемых стран, попавшее под владычество колонизаторов. Ключевой характеристикой этого произведения можно назвать то, что герои Верна постоянно делают какие-то открытия, как и географические, так и технологические. В этом и невероятная особенность романов Верна – мир, который он изображает в своих произведениях, как будто опережает то время, в котором жил сам писатель. Сюжет произведения заключается в поисках загадочного и мужественного капитана Гранта на основе выловленной из моря записке, в которой были указаны обрывочные сведения о кораблекрушении.

Все выше изложенное определило актуальность, цель и задачи исследования.

Цель исследования: провести географическое исследование маршрута поиска капитана Гранта в произведении Ж.Верна «Дети капитана Гранта».

Объект исследования: роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта».

Предмет исследования: маршрут поиска капитана Гранта вдоль параллели 37 градусов 11 минут.

Мы предполагаем, что (гипотеза исследования): географический кругозор учащихся расшириться в результате проведенного географического исследования романа.

Для достижения поставленной цели в соответствии с гипотезой были определены следующие задачи исследования:

Проанализировать маршрут поиска капитана Гранта вдоль параллели 37 градусов 11 минут.

Отобрать наиболее наглядные и интересные географические объекты, процессы и явления для создания карты маршрута.

Разработать карту маршрута, список объектов, процессов и явлений, указанных в романе, и проверить эффективность влияния проведенного исследования на формирование географического кругозора.

Проектный продукт: карта маршрута поиска капитана Гранта; список объектов, процессов и явлений, указанных в романе.

При исследовании применялись следующие методы: теоретические (анализ текста романа), эмпирические (наблюдение, интервью, анкетирование), картографические.

Практическая значимость. Результаты исследования можно использовать на уроках географии, литературы и во внеурочной деятельности.

Источниками информации служат учебники, географические справочники и энциклопедии, карты и атласы. Насыщенные информацией географические журналы и газеты.

Читайте также:  Анализы на иммунный статус у детей

Много нового можно узнать из радио- и телепередач: прогнозы погоды, сообщения о стихийных бедствиях, природные диковинки, культуру населения разных стран и т. п. Сейчас для получения необходимых географических знаний пользуются услугами Интернета.

Чтобы получить географические сведения и знания пользуются различными методами. Древнейшим является описательный метод исследования. Он заключается в описании объекта. Этот метод и сейчас является одним из самых основных.

Исторический метод позволяет выяснить, как возникли и развивались во времени объекты и явления. Литературный метод заключается в изучении литературы – всего, что уже написано по данной теме. Картографический метод исследования состоит в определении местонахождения объектов и нанесение их на карту. Умело читая географические карты, исследователь может получить много необходимой информации. К новым методам относится аэрокосмический и моделирования.

Географы выделяют источники первичной и вторичной географической информации. Вместе они обеспечивают полноценные географические знания.

Первичные источники географических знаний связаны с общественно-географическими полевыми исследованиями, когда объекты изучаются прямо на местности благодаря непосредственному знакомству с ними, благодаря наблюдениям, инструментальным измерениям, а также опросу, анкетированию, интервью. Это обычно исследования отдельных объектов, хозяйств и предприятий (сельскохозяйственных, промышленных, строительных, рекреационных и др.), а также населенных пунктов и мест сосредоточения производства и инфраструктуры (совокупности сооружений и служб, обеспечивающих функционирование отраслей производства и условий жизнедеятельности общества).

Первичные источники обычно обеспечивают общественно-географические знания о собственном государстве, ведь не так часто исследователям предоставляется возможность осуществить необходимые полевые исследования за рубежом. Поэтому основными источниками общественно-географических знаний о мире являются вторичные источники.

Вторичные источники общественно-географических знаний — это добытые и определенным образом упорядочены другими исследователями. Классическим примером являются различные литературные источники — историческая, географическая, природоохранная литература.
Сейчас благодаря Интернету существует возможность не выходя из дома «посещать» крупнейшие библиотеки мира.

Для приобретения знаний в области социальной и экономической географии очень важны различные источники, содержащие упорядоченную статистическую информацию. Такими источниками являются органы государственного управления — областные и районные государственные администрации, а также государственные управленческие структуры — экологической безопасности и природных ресурсов, санитарно-эпидемиологической службы, водного хозяйства, лесного хозяйства, железнодорожного и водного транспорта, электро- и газоснабжения и др..

Важные географические данные нередко содержатся также в местных органах власти — областных, районных, городских, поселковых, сельских советах и т.д. Так же полезными часто оказываются отдельные предприятия, хозяйства, учреждения с их оперативно-учетной и отчетно-статистической информацией.

Полезны также научно-исследовательские и проектные учреждения и организации, накапливающие фондовой информацию и научные проектные разработки по своему профилю. Интересную общественно-географическую информацию могут иметь и общественные организации и движения — этнокультурные, конфессиональные, политические (партийные), профессиональные и т. д.

Информация о разных государствах, регионах или вообще о мире есть на сайтах Организации Объединенных Наций, Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной туристической организации и других известных международных организаций.

Выделяют конкретные источники географических знаний. К числу важнейших относятся: карты и атласы, космические съёмки, справочники, книги и журналы, отчёты о научных исследованиях и изысканиях, фотоальбомы, документальные фильмы, телевизионные передачи, сайты Интернет.

Карты и атласы — это географические источники информации. Они содержат накопленные человечеством знания о различных природных явлениях и процессах, об их распространении по территории. По картам планируются маршруты различных экспедиций и выбирают районы детальных изысканий, а по их результатам часто уточняются или составляются новые карты.

Другим важнейшим источником географической информации о природе и природных ресурсах служат географические описания . Они представлены в виде научных и научно-популярных книг и статей в журналах и сборниках (« Вокруг света », « Гео », « Вояж » и т.д.).

Массовым источником информации являются энциклопедии и справочники, словари.

В последнее время все большую роль в качестве источника географической информации начинают играть аэрокосмические снимки (снимки земной поверхности и летательных воздушных и космических аппаратов). Космические снимки используют при геологических исследованиях, разработке прогнозов погоды , изучении растительности, эрозии почвы, распространении пылевых бурь, дымовых шлейфов, лесных пожаров и т.д.

Всю полученную информацию накапливают и хранят в компьютерных банках о природе. С помощью специальных программ ее можно извлекать из банка данных и использовать для решения различных научных и практических задач.

Для расширения знаний и представлений об окружающем нас мире можно использовать телепередачи , а также различные видеозаписи и сайты в интернете.

Другие источники географической информации: экспедиционные и стационарные исследования природных условий и природных ресурсов, туристические поездки, экскурсии, краеведческие поиски, музейные экспозиции, выставки.

Важнейшим источником географической информации является художественная литература. В них часто содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории, изучаемых объектов, т.е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний.

Таким образом, география использует разнообразные источники информации, среди которых немаловажную роль играют тексты художественных произведений, являясь источниками описаний природы, быта и хозяйства людей.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАНА Ж.ВЕРНА «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА»

Взаимодействие географии и литературы в целом не следует понимать как исключительно использование учеными методов художественного описания, а писателями – конкретных знаний о географических явлениях и объектах. Это взаимодействие происходит на нескольких уровнях, как очевидных, так и опосредованных. «Поскольку литература не является изолированной системой, – отмечает О.В. Белый, – ее социальная ценность, определяющая структуру художественной ценности, существенно зависит также от типов информационных связей и средств во всем комплексе духовной культуры».

Можно выделить следующие уровни взаимодействия литературы и географической науки, на которых между ними происходит информационный обмен: бытовой, научный и философский.

На «бытовом» уровне выделяется «бытийный географизм», под которым В.С. Преображенский понимал географические знания, циркулирующие вне географической науки. Понятие «бытийного географизма» складывается из существования географического слоя в составе разговорного языка, топонимов и хронотопов в лексике и в литературных произведениях. В языке он представлен наименованиями многих географических универсалий: «пространство», «место», «остров», «город», «степь», «лес», «материк» и т.д.; личными наименованиями географических объектов (топонимами); общекультурно-значимыми местами или хронотопами, соединяющими в себе информацию о связях конкретных территорий с историческими событиями или культурными явлениями, например, «Куликово поле», «Малахов курган» и др.

Следующий уровень охватывает конкретные научные знания о топографии и хорологии, географических явлениях и процессах, взаимодействии природы и общества, экологические представления, в той или иной степени, отражающиеся в произведениях художественной литературы. Анализ этих сведений позволяет определить круг географических познаний писателя.

На каждом из выделенных уровней взаимодействие между географическим знанием и литературой может носить пассивный или активный характер. Пассивная форма — неосознанное введение автором в текст литературного произведения элементов географического описания, либо использование географического фона как декорации к действию.

В отличие от пассивной, активная форма взаимодействия между географическим знанием и литературой характеризуется включением первого в структуру образа, создаваемого художником.

Географическое описание Жюль Верн понимает как сумму разнообразных сведений о данной стране и ее обитателях. Поэтому описания становятся в его изложении одновременно очерком географии, истории, этнографии, культуры, религии разных племен и народов, природных ресурсов, ландшафта, флоры и фауны и даже экономики разных отдаленных стран, не говоря уже о биографиях самих путешественников.

«Дети капитана Гранта» (фр. Les Enfants du capitaine Grant) — роман Жюля Верна, написанный в 1867—1868 годах. Является первой частью трилогии («Дети капитана Гранта», «20 000 льё под водой», «Таинственный остров»). Роман содержит в себе три части, в каждой из которой главные герои повествования (лорд и леди Гленарван, майор Мак-Наббс, Жак Паганель, Мэри и Роберт Грант, Джон Манглс) путешествуют вокруг Земли по Южной Америке через Патагонию, по Австралии и Новой Зеландии, строго придерживаясь 37-й параллели южной широты.

Долгота места высадки капитана Гранта и его матросов, остаётся неизвестной, но его можно найти, если проследовать вдоль всей 37-й параллели южной широты через моря и материки. Маршрут поиска можно разделить на три этапа: по Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии.

Этап первый. Яхта «Дункан» направляется из Глазго ( о.Великобритания ) через Атлантический океан к берегам Южной Америки , проходит о. Мадейра , Канарские острова , о-ва Зеленого Мыса (Кабо-Верде) , пересекает экватор , через Магелланов пролив , мимо о. Огненная Земля , следует по Тихому океану до Патагонии , к месту её пересечения с 37 параллелью. «Дункан» высаживает лорда Гленарвана, Мак-Наббса, Паганеля, Роберта Гранта, помощника капитана Тома Остина и двух матросов на западном берегу Южной Америки, с тем, чтобы обойдя мыс Горн принять их на восточном, у мыса Коррьентес . Отряд Гленарвана пересекает Патагонию , успешно совершает переход через Анды (Кордильеры) в Чили на высоте 12000 футов (в горах пережили землетрясение и сход лавины , Роберт похищен кондором ), следуя по 37 параллели пересекает реку Рио-Колорадо , пампасы (или пампа – южноамериканская степь), аргентинские равнины ( Лаплатская низменность ) испытывает нападение волков, наводнение , шаровую молнию , но не находит никаких следов капитана, и, дойдя до восточного побережья Южной Америки, возвращается на ожидающий его «Дункан».

Этап второй. Путешественники плывут на восток, пересекают Индийский океан и посещают по пути острова Тристан-да-Кунья и Амстердам , лежащие на 37 параллели, но безрезультатно, и высаживаются в юго-восточной Австралии (мыс Бернулли ). Лорд Гленарван находит ферму, принадлежащую гостеприимному ирландцу, который тоже ничего не знает о «Британии». Однако один из его слуг, по имени Айртон , заявляет, что он был боцманом на «Британии», и что она погибла на восточном берегу Австралии.

Лорд Гленарван решает пересечь Австралию в поисках капитана Гранта вдоль 37 параллели и приглашает Айртона проводником в свою экспедицию. В её состав, кроме Айртона, входят также те лица, что участвовали в поисках капитана Гранта в Патагонии, к ним присоединяются леди Гленарван, Мэри Грант, капитан Манглс и Олбинет — стюард «Дункана», в то время как сама яхта под командой помощника капитана Тома Остина направляется на ремонт в Мельбурн и должна ждать там дальнейших инструкций Гленарвана. Путешественники пересекают провинцию Викторию , реку Виммера , прииски горы Александр , Австралийские Альпы (одна из частей Большого Водораздельного хребта ).

Экспедиция начинает терпеть бедствия, одна за другой падают почти все лошади, отряд попадает в болота реки Сноу . Лорд Гленарван пишет приказ Тому Остину направиться к восточному берегу Австралии и крейсировать в районе 37 параллели. Мак-Наббс разоблачает Айртона, который является атаманом шайки беглых каторжников. Айртон захватывает письмо и спешит в Мельбурн, надеясь захватить быстроходный «Дункан». Отряд лорда Гленарвана пешком достигает порта Иден и телеграфирует в Мельбурн. Гленарван узнаёт, что «Дункан» отплыл 18-го января в неизвестном направлении и решает, что его яхта попала в руки бандитов Айртона и стала пиратским судном. Обследовав побережье Австралии, в месте его пересечения с 37 параллелью, он окончательно убеждается в том, что Айртон лгал ему, и капитана Гранта в Австралии нет, и решает вернуться домой. Однако в Идене не оказывается судов, следующих в Европу, и Гленарван решает добраться до Окленда , который имеет с ней более-менее регулярное пассажирское сообщение. Путешественники садятся на торговое судно и отправляются в Новую Зеландию .

Этап третий. У западных берегов Новой Зеландии судно терпит крушение, но Гленарвану со спутниками удаётся собрать из его обломков самодельный плот и достичь на нём берега. Высадившись в Новой Зеландии, они решают добраться до ближайшего города. Этот путь очень опасен из-за войны между англичанами и местными аборигенами — людоедами маори . Отряд маори захватывает в плен путешественников, рассчитывая использовать их для переговоров с английскими войсками. Узнав о том, что их пленные казнены, дикари решают съесть путешественников, но тем удаётся бежать и добраться до восточного побережья, где они и находят «Дункан» под командованием Тома Остина. Как выясняется, прибыв в Мельбурн, Айртон отдал письмо помощнику капитана Тому Остину, который ознакомился с ним и тронулся в путь, но вовсе не в порт Иден, а к восточному берегу Новой Зеландии, так как Паганель неверно указал место прибытия. Айртон попытался подбить команду на бунт, и его взяли под стражу. «Дункан» крейсировал у берегов Новой Зеландии уже пять недель.

Гленарван заключает договор с Айртоном — тот соглашается говорить, и рассказывает о капитане Гранте всё, что ему известно, а лорд Гленарван высаживает его на каком-нибудь безлюдном острове в Тихом океане. «Дункан» берёт курс на остров Табор (Риф Мария-Тереза) — единственную непосещённую землю на 37° южной широты, где путешественники и находят капитана Гранта. Риф Мария-Тереза ( англ. Maria Theresa Reef , фр. l’île Tabor ) — « остров-призрак », риф , якобы находящийся к востоку от Новой Зеландии и к югу от архипелага Туамоту , «открытый» китобоем Асафом П. Табером в 1843 году и названный в честь его родного американского городка Мария-Тереза. По другой версии, имя дано в честь корабля.

Риф Мария-Тереза — один из многих несуществующих рифов в Южном Тихом океане, изображавшихся на картах до второй половины XX века (среди других — рифы Юпитер, Вачусетт, Эрнест-Легуве, Рангитики). Изображён также по крайней мере на трёх недавних картах (французской карте мира 1989 года, украинской карте мира 2000 года и в американском Атласе мира 2005). Вопреки распространённому мнению, риф Мария-Тереза — не плод фантазий писателя, в отличие от острова Линкольна. Жюль Верн искренне, как и его современники, считал, что остров существует.

Последний раз остров искали в указанном месте в 1957 году, но не обнаружили ни суши, ни следов недавнего погружения земли на дно: океан в ближайшей окрестности данных координат очень глубок. В 1983 году координаты острова были определены как 36°50′ ю. ш. 136°39′ з. д., что восточнее от ранее известного места более чем на тысячу километров. Однако и в этот раз поиски оказались безуспешными.

Геолог К. Ранкс высказывает предположение, что такие разночтения в координатах острова вызваны тем, что он представлял собой образование из изверженной подводным вулканом пемзы , который достаточно долго кружил в Южнотихокеанской циркуляции , чтобы обзавестись растительностью и гнездовьями птиц.

Капитан Грант спасён, и путешественники возвращаются в Англию. Айртона же, в надежде, что тот раскается в совершённых преступлениях, оставляют на острове Табор, где он проводит 12 лет — вплоть до событий романа « Таинственный остров ».

Таким образом, составлен маршрут по тем Южным материкам, выделены интересные объекты, процессы и явления.

источник