Меню Рубрики

В короленко дети подземелья анализ

Данную повесть В. Г. Короленко начал писать будучи заключенным. Вернувшись в Петербург он окончил писать ее.

Много можно рассуждать о этой повести, взятой из жизни писателя. Перед нами открывается нищета, воровство, бродяжничество, голод. Но не смотря ни на что при этом присутствует удивительная и крепкая дружба, которая помогает выжить в таких условиях.

Доброта заставляет переживать и сочувствовать детям, лишенным дома, привыкшим выживать самостоятельно, занимаясь бродяжничеством и воровством.

Автор данной повести хочет донести до нас, что нельзя оставаться равнодушным и черствым к проблемам других людей. Короленко дает понять, что необходимо дорожить дружбой,

Милосердие и доброта могут спасти немало людей нуждающихся в нашей помощи.

Все события этой повести происходят в небольшом польском городке, где главным героем является мальчик- Вася, росший в семье местного судьи.

Судью считали честным и добропорядочным человеком, поэтому и наш герой рос, не принимая дурных привычек. Он рос со своими понятиями о жизни.

Но после смерти матери у Васи все изменилось. Отец охладел к нему, занимался воспитанием дочери, так как она была похожа на мать.

Вася остался совсем один , окутанный своим психологическим коконом. Все изменилось после знакомства с нищими бродягами Валеком и его сестрой Марусей. Прежде Василий презирал нищих, но дружба связавшая его с этими детьми изменила взгляд на жизнь.

Если раньше для него воровство было неприемлемо, то теперь глядя на Марусю, как она ест ворованное мясо он радовался вместе с ней. Он осознавал, что это необходимо для этих детей, чтобы выжить в том мире в котором они находятся.

Общаясь с Валеком и Марусей, он сам стал совершать такие поступки, которые раньше мог назвать аморальными. Он украл куклу из дома, для того, что бы подарить ее умирающей девочки.

Понимая, что доставит ей хоть немного радости в ее короткой жизни.

Не раз показывает в своей повести Короленко доброту и честность наших героев.

Отец Васи не наказывает Тыбурцева, принесшего куклу после смерти Маруси, но и приветствует поступок своего сына. Этим он устраняет преграду в отношении с сыном.

Рассказ Виктора Короленко «Дети подземелья» можно назвать автобиографическим, потому что многие образы взяты, что называется, «с натуры», а место действия так и вовсе в точности списано с города, где автор проходил обучение – с города Ровно, который в книге назван Княжье-Вено.

Сюжет разворачивается в конце XIX века. Автор знакомит читателя с жизнью социального дна данного города. В городе есть заброшенный замок, где нашли приют нищие и бездомные. Самое печальное, что среди них обретаются и дети. Главный герой – мальчик по имени Василий – из хорошей семьи, живущей в достатке. Но в этой семье несчастье – в результате болезни умирает его мать. Его отец – судья. Он сильнейшим образом подавлен утратой своей супруги, и почти не обращает внимания на сына. Он сосредоточил любовь на дочери, сестре Васе, поскольку та напоминает его покойную жену. Это отталкивает Василия от дома, он начинает бродяжничать и знакомится с другими бродяжничающими детьми и взрослыми. Те живут в подземелье на старом кладбище. Тема рассказа – жизнь нищих детей и взрослых, трагическая судьба бездомной девочки, взаимоотношения главного героя с членами его семьи.

Главный герой – мальчик Вася. У него есть друг по имени Валек – бродяжка, приёмный сын бродяги по имени Тыбурций. Тыбурций – образованный человек с хорошими лидерскими и ораторскими качествами. У него также есть приёмная дочь Маруся – слабая, болезненная девочка, которая умирает в конце повествования. Есть и второстепенные персонажи: один из лидеров бродяг Януш, отец главного героя – суровый, но справедливый судья, сестра главного героя – Лиза, полусумасшедший старик по кличке «Профессор». Для Васи общение с этими людьми сначала кажется игрой, но, когда он сталкивается с больной девочкой, проблемы нищих становятся и его проблемами. Любопытным сюжетным ходом является то, что «благополучный» мальчик оказывается в «неблагополучной среде», где зарабатывают на жизнь кражами и подаяниями.

Краеугольным камнем произведения является трагизм, который порождается живописанием бедности, и порождёнными ею людскими страданиями. Речь идёт не только о материальной бедности, но и о бедности духовной, которая рождает безнравственность, которая в свою очередь влечёт за собой дополнительные страдания. Духовным обнищанием является и равнодушие благополучных жителей города к проблемам бедных. Трагизм заключается и в смерти бедной девочки, и в пропасти между главным героем, и его отцом. В конце повествования стена отчуждения между Васей и его отцом рушится, когда Вася возвращает в дом дорогую куклу, которую он выпросил у сестры, и которую отец-судья счёл украденной.

Основным персонажем произведения является князь Лев Николаевич Мышкин, которого писатель представляет в образе двадцатишестилетнего высокого молодого человека, имеющего белокурые густые волосы, голубоватые глаза, впалые щеки и востренькую бородку.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» содержит две легенды, которые рассказывают о двух молодых людях. Первая легенда повествует о человеке-орле по имени Ларра, а вторая знакомит читателя с персонажем, которого зовут Данко

Архип Иванович Куинджи родился 15 января 1942 года. Ещё в молодости Архип начал увлекаться живописью. Чуть позже он начал работать ратушером в разных городах страны. В 1872 году его удостаивают звания классного художника из-за картины «Осеняя распутица».

В романе «Герои нашего времени» в главе «Тамань» главный герой Печорин знакомится со странной девушкой. Печорин совершенно очарован красавицей. Скрытная девушка чудо, как хороша — ее гибкий стан и грация пленили любвеобильного Печорина

Интересной особенностью является довольно схематичное изображение неба и фонового ландшафта, которые практически не имеют никаких деталей. В частности небо практически однотонно и ровной полоской отделяется синий

источник

Повесть «Дети подземелья» написал известный писатель В. Короленко в 1884 году. Изначально произведение называлось «В дурном обществе». В своем произведении автор хотел показать жизнь во всей ее многообразии. Идея произведения – показать, как жизненные обстоятельства влияют на характеры главных героев.

Маленький мальчик Вася рано потерял мать, и воспитывается, вместе с сестренкой Соней, строгим отцом. Отец холоден к мальчику и поэтому Вася растет как «пугливый зверек». Мальчик страдает от одиночества и непонимания. Однажды он знакомится с бродягами, которые жили за городом: мальчиков Вальком, примерно одного возраста с Васей, его сестрой – четырехлетней Марусей и их приемным отцом Паном Тыбурцим. Бродяги жили в заброшенной часовне рядом с кладбищем, а в город ходили воровать еду. Когда Вася пришел к ним в гости, он не поверил своим глазам. Как дети могут жить в темном, сыром подвале? Так Вася узнал, что такое несправедливость. После увиденного он больше не осуждал воров бродяг. И чем больше Вася общался с бродягами, тем больше он ощущал социальное неравенство и тем больше портились его отношения с отцом.

Мальчики много времени проводили вместе, что не нравилось отцу Васи. Однажды Маруся тяжело заболела. Она лежала в подземелье на сырых холодных камнях и никак не могла вылечиться. Вася очень переживал за Марусю, дети стали близки, и решил сделать ей приятно, порадовать ее. Он подарил девочке куклу сестры, которую подарила покойная мать. Девочка была в восторге, ей даже стало ненадолго лучше. Отец Васи был в ярости, он никак не мог понять сына. Маруся вскоре умерла, кукла была возвращена, а бродяги ушли в другой город.

Вася и отец открыли для себя новый этап в отношениях, холод сменился на теплоту и любовь.

В данном произведении автор хотел показать, что мир может быть жестоким и несправедливым. Но даже в таком мире нужно иметь такие качества, как доброта, милосердие, понимание и человечность. Автор говорит о том, что нельзя быть равнодушным к проблемам других людей.

Мне понравилось повесть В. Короленко «Дети подземелья». Эта повесть интересная и поучительная.

Наполненное трагичности и мировоззренческой оценки справедливости действий повествование Владимира Короленко «Дети подземелья» в самом деле, можно называть примером реальных дружеских отношений и сострадания.

Главной вопросом, поднятым в произведении, является нужда, как физическая, так и внутренняя. Будучи литературным творцом-филантропом, Короленко немало уделяет строк этому общественному вопросу в литературной работе, принуждая каждого подумать над своими предпочтениями в этом проблеме.

Содержание начинается в польском городе XIX столетия. Подросток Василий, сынок судьи проживает мирной и благоустроенной жизнью, только одной бедой в которой оказывается безразличие папы, который являлся объективным и добросовестным судьей, абсолютно незаслуженно изолируется от сына после кончины его мамы, сосредоточив свою заботу именно на дочке Софии, потому как она была очень похожа на нее. Василий проживает жизнью отшельника в свой духовной оболочке, которая рассыпается именно в тот временной отрезок, когда он сталкивается лицом к лицу с бездомными — Валекой и Марусей, которые вынуждены попрошайничать и заниматься воровством, для того чтобы как-то прожить на некоторое время. Их обычный день — борьба за существование. Он начинается с пещеры, стужи и недостатка пищи.

Подросток на первых порах воспринимает контакт с «нехорошим людьми» как незнакомое развлечение. Потом понемногу изменяется его восприятие насущных процессов и житейских законов, и в моменте наивысшего напряжения болезненного состояния и кончины Маруси, открывается его новое восприятие что белое, а что черное. Осознавая, что кража — это дорога в один конец, он, однако, на глазах папы «крадет» куклу для Маруси (сувенир мамы, полученный с разрешения сестрички). Когда папа узнает, где находится потерянная кукла, которую отдает обратно Тибальций после кончины Маруси, он понимает всю серьезность выходки родного отпрыска, который преподнесший в виде подарка больной и обездоленной девчонке преподнес ей хоть какой-то восторг в один из дней её жизни. Папа просит прощения перед сыном и в конце концов этим самым ломает невидимый барьер между ними. Совокупность проблем душевного потрясения, изоляции в этом месте раскрывается по типу «клин клином»: бездна и безысходность созданная одной драмой сглаживается следующий драмой.

Главным внутренним побуждением писателя в этой литературной работе оказывается то, что безденежье олицетворяет собой весь общественный слой проблем, так или иначе тревожащих и психологическую область любой личности. Писатель рекомендует заняться преображением мира к хорошему, и начать нужно с себя, демонстрируя сострадание и милосердие. Не быть бесчувственным к трудностям остальных людей, ведь на самом деле это духовная бедность личности.

Солженицин в своем произведении Матренин двор зацикливает внимание читателя на нескольких центральных элементах, которые играют весомую роль в целостности сюжета. Одним из них является дом главной героини Матрены.

Великая Отечественная война сильно повлияла на русскую литературу. После окончания военных действий многие фронтовики становились писателями, поэтами, режиссерами. Они стремились в своих произведениях передать

Мечта – удивительный и невероятно притягательный мир. Мир фантазии, в котором возможно всё. Но очень часто можно услышать – «Хватит мечтать, это всего лишь пустая трата времени!». Это не совсем так.

Общение выполняет одну из главных ролей в жизни людей. Почти каждый день мы с кем-то встречаемся, делимся информацией, рассказываем друг другу интересные новости. Также рассказываем о своих чувствах

Ещё в далёкие 30-е годы прошлого века Хеменгуэй написал очерк «На голоубой воде». Он написан про реальные события, о которых Хеменгуэю рассказал рыбак с острова Свободы. Он и лёг в основу будущей повести

источник

Анализ рассказа «Дети подземелья» В. Короленко

Исполненный трагизма и философской оценки правильности поступков рассказ Владимира Короленко «Дети подземелья» по праву можно считать образцом настоящей дружбы и милосердия.

Основной тематикой произведения является нищета, как материальная, так и духовная. Будучи писателем-гуманистом, Короленко большое внимание уделяет этой социальной проблеме в произведении, заставляя задуматься над собственными приоритетами в данном вопросе.

Сюжет разворачивается в польском городке XIX века. Мальчик Василий, сын судьи живет спокойной и уютной жизнью, единственной трагедией в которой является холодность отца, который будучи справедливым и честным судьей, совершенно несправедливо отгораживается от сына после смерти его матери, сконцентрировав свое внимание только на дочери Софии, ибо она схожа с ней. Василий живет жизнью одиночки в собственном психологическом коконе, который разрушается только в тот момент, когда он встречает бродяжек Валека с Марусей, вынужденных просить милостыню и воровать, чтобы как-то прожить день. Их жизнь – игра на выживание. Ее условия – подземелье, холод и голод.

Мальчик сначала воспринимает общение с «дурным обществом » как некую игру. Затем постепенно трансформируется его понимание жизненных процессов и закономерностей, и в кульминации болезни и смерти Маруси, раскрывается его обновленное понимание что правильно, а что нет. Понимая, что воровство – это путь в никуда, он, тем не менее, в глазах отца «ворует» куклу для Маруси (подарок матери, взятый с согласия сестры). Когда отец выясняет, куда именно пропала кукла, которую возвращает Тибальций после смерти Маруси, он осознает всю глубину поступка своего сына, который подарил маленькой больной и обделенной девочке хоть какую-то радость жизни. Отец извиняется перед сыном и наконец этим самым рушит пропасть между ними. Проблематика последствий психологической трагедии, одиночества здесь предстает в системе «клин клином»: пропасть порожденная одной трагедией нивелируется другой трагедией.

Основным посылом автора в данном произведении является то, что нищета представляет собой целый социальный пласт проблем, так или иначе затрагивающих и духовную сторону каждого человека. Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других, что по сути является духовной нищетой.

Роль «дурного общества» в жизни Васи — героя повести В. Г. Короленко «Дети подземелья» Вася — главный герой повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья». Мы видим происходящие в произведении события глазами этого мальчика. Он говорит о своей жизни: «Я же рос, как дикое деревце в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы». Уже из этих строк видно, что герой был одинок. Мать Васи умерла, и у него остались отец и младшая сестра. С сестрой у мальчика были нежные, тёплые отношения, но между ним и отцом была «неодолимая стена». С особым трагизмом Короленко описывает, как Вася страдает от этого. Чтобы избежать «ужаса одиночества», герой почти не бывает дома, и надеется найти «что-то», что изменит его жизнь. После смерти матери Вася хотел найти ту любовь, которую она не успела ему дать, в сердце отца. Однако отец казался ему «угрюмым человеком», который не любит своего сына и считает его «испорченным мальчишкой». Но в своей повести Короленко показывает нам, как Вася учится понимать других людей, как он узнаёт горькую правду жизни и как, наконец, рушится эта «неодолимая стена» между ним и отцом. Короленко построил повесть на контрастах. Вася был «сыном почтенных родителей», но его друзьями стали дети из «дурного общества» — Валек и Маруся. Это знакомство изменило и героя, и его жизнь. Вася узнал, что есть дети, у которых нет дома и которым приходится воровать, чтобы не умереть от голода. Описывая внутренние переживания героя, автор показывает, как сначала Вася удивлялся тому, что видел в «дурном обществе», а затем мучился от жалости и сострадания к нищим: «Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди…». Вася очень привязался к Валеку и Марусе. Они ещё совсем дети, и им очень хотелось от души веселиться и играть. Сравнивая Марусю со своей сестрой Соней, Вася с грустью отмечал, что Соня «…так резво бегала… так звонко смеялась», а Маруся «…почти никогда не бегала и смеялась очень редко…». Знакомство с Валеком, Марусей и их отцом Тыбурцием помогло Васе посмотреть на жизнь с другой стороны. Он узнал, что есть люди, которым нечего есть и негде спать, и особенно его поразил серый камень, который забирает силы у маленькой девочки. Отец Васи — судья, и мы видим, что и сам мальчик в своих мыслях пытается судить поступки людей из «дурного общества». Но это «презрение» заглушали сострадание и жалость, желание помочь. Об этом говорит глава «Кукла», которую можно назвать кульминационной. Люди из «дурного общества» помогли Васе узнать и понять своего отца, найти в нём «что-то родное». Читая повесть, мы видим, что Вася и отец всегда любили друг друга, но Тыбурций и его дети помогли им выразить эту любовь. У героя появились такие качества, как сострадание, стремление помочь людям, доброта, смелость, честность. Но «дурное общество» помогло не только Васе, но и его отцу: он тоже взглянул на своего сына по-новому. В конце повести Короленко описывает, как на могилке Маруси Вася и Соня вместе с отцом произносили обеты. Я думаю, что главный из них — это обет помогать людям и прощать их. Я переживала вместе с ребятами все события, о которых рассказывается в повести. Мне очень понравилась эта книга.

источник

Исполненный трагизма и философской оценки правильности поступков рассказ Владимира Короленко «Дети подземелья» по праву можно считать образцом настоящей дружбы и милосердия.

Основной тематикой произведения является нищета, как материальная, так и духовная. Будучи писателем-гуманистом, Короленко большое внимание уделяет этой социальной проблеме в произведении, заставляя задуматься над собственными приоритетами в данном вопросе.

Сюжет разворачивается в польском городке XIX века. Мальчик Василий, сын судьи живет спокойной и уютной жизнью, единственной трагедией в которой является холодность отца, который будучи справедливым и честным судьей, совершенно несправедливо отгораживается от сына после смерти его матери, сконцентрировав свое внимание только на дочери Софии, ибо она схожа с ней. Василий живет жизнью одиночки в собственном психологическом коконе, который разрушается только в тот момент, когда он встречает бродяжек Валека с Марусей, вынужденных просить милостыню и воровать, чтобы как-то прожить день. Их жизнь – игра на выживание. Ее условия – подземелье, холод и голод.

Читайте также:  Генетический анализ у детей 1 года

Мальчик сначала воспринимает общение с «дурным обществом » как некую игру. Затем постепенно трансформируется его понимание жизненных процессов и закономерностей, и в кульминации болезни и смерти Маруси, раскрывается его обновленное понимание что правильно, а что нет. Понимая, что воровство – это путь в никуда, он, тем не менее, в глазах отца «ворует» куклу для Маруси (подарок матери, взятый с согласия сестры). Когда отец выясняет, куда именно пропала кукла, которую возвращает Тибальций после смерти Маруси, он осознает всю глубину поступка своего сына, который подарил маленькой больной и обделенной девочке хоть какую-то радость жизни. Отец извиняется перед сыном и наконец этим самым рушит пропасть между ними. Проблематика последствий психологической трагедии, одиночества здесь предстает в системе «клин клином»: пропасть порожденная одной трагедией нивелируется другой трагедией.

Основным посылом автора в данном произведении является то, что нищета представляет собой целый социальный пласт проблем, так или иначе затрагивающих и духовную сторону каждого человека. Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других, что по сути является духовной нищетой.

  • Энциклопедия путешествий. Страны мира. Плешаков А.А., Плешаков С.А. 214 193 просмотра
  • Spotlight 5. Английский в фокусе. 5 класс. Контрольные задания. Ваулина 61 295 просмотров
  • Spotlight 6. Английский в фокусе. 6 класс. Контрольные задания. Ваулина 56 313 просмотров
  • Окружающий мир. ВПР за курс Начальной школы. Практикум. Волкова Е.В., Данилова А.В., Цитович Г.И. 45 135 просмотров
  • Английский язык. 11 класс. Учебник. Spotlight. Английский в фокусе. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В. и др. 44 797 просмотров
  • ВПР. Окружающий мир. 4 класс. Типовые задания, 25 вариантов. Волкова Е.В., Цитович Г.И. 43 259 просмотров

Стихи известных писателей, сочинения по русскому языку и литературе, материалы для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, тесты, ГДЗ (готовые домашние задания), анализ литературных произведений русских и зарубежных писателей и поэтов, биографии известных людей для школьников и студентов вузов. Материалы собранные на сайте помогут лучше подготовиться к школе.
Наша цель – облегчить выполнение домашних заданий, написание сочинений по русскому языку литературе.

источник

Исполненный трагизма и философской оценки правильности поступков рассказ Владимира Короленко “Дети подземелья” по праву можно считать образцом настоящей дружбы и милосердия.

Основной тематикой произведения является нищета, как материальная, так и духовная. Будучи писателем-гуманистом, Короленко большое внимание уделяет этой социальной проблеме в произведении, заставляя задуматься над собственными приоритетами в данном вопросе.

Сюжет разворачивается в польском городке XIX века. Мальчик Василий, сын судьи живет спокойной

и уютной жизнью, единственной трагедией в которой является холодность отца, который будучи справедливым и честным судьей, совершенно несправедливо отгораживается от сына после смерти его матери, сконцентрировав свое внимание только на дочери Софии, ибо она схожа с ней. Василий живет жизнью одиночки в собственном психологическом коконе, который разрушается только в тот момент, когда он встречает бродяжек Валека с Марусей, вынужденных просить милостыню и воровать, чтобы как-то прожить день. Их жизнь – игра на выживание. Ее условия – подземелье, холод и голод.

Мальчик сначала воспринимает общение с “дурным

обществом ” как некую игру. Затем постепенно трансформируется его понимание жизненных процессов и закономерностей, и в кульминации болезни и смерти Маруси, раскрывается его обновленное понимание что правильно, а что нет. Понимая, что воровство – это путь в никуда, он, тем не менее, в глазах отца “ворует” куклу для Маруси (подарок матери, взятый с согласия сестры). Когда отец выясняет, куда именно пропала кукла, которую возвращает Тибальций после смерти Маруси, он осознает всю глубину поступка своего сына, который подарил маленькой больной и обделенной девочке хоть какую-то радость жизни. Отец извиняется перед сыном и наконец этим самым рушит пропасть между ними. Проблематика последствий психологической трагедии, одиночества здесь предстает в системе “клин клином”: пропасть порожденная одной трагедией нивелируется другой трагедией.

Основным посылом автора в данном произведении является то, что нищета представляет собой целый социальный пласт проблем, так или иначе затрагивающих и духовную сторону каждого человека. Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других, что по сути является духовной нищетой.

Краткое содержание – Дети подземелья – КороленкоВ.Г. Короленко – повесть “Дети подземелья”. В этой по­вести В.Г. Короленко рассказывает о процессе взросления маленького мальчика, о тех событиях, которые формируют его душу. У.

Сочинение на тему: МИЛОСЕРДИЕ – ЭТО… (В. Г. Короленко. “Дети подземелья”)(В. Г. Короленко. “Дети подземелья”) Милосердие – это когда ты понимаешь других, ког­да приходишь в нужную минуту им на помощь, когда го­тов пожертвовать своей выгодой.

Сочинение на тему: ОТЦЫ И ДЕТИ В РАССКАЗЕ В. Г. КОРОЛЕНКО “ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ”Извечная проблема отцов и детей, которую пыта­ются решать писатели во все времена, в “Детях подзе­мелья” В. Г. Короленко звучит особенно остро. Вася, сын окружного судьи.

Сочинение-рассуждение: “Дети подземелья” В. КороленкоВеликий писатель-гуманист Владимир Короленко в своем произведении “Дети подземелья” сконцентрировал наше внимание на проблемах нищеты, безразличия, черствости в отношениях, но вместе с этим сразу обозначив.

Роль “дурного общества” в жизни Васи – героя повести Короленко “Дети подземелья”Роль “дурного общества” в жизни Васи – героя повести В. Г. Короленко “Дети подземелья” Вася – главный герой повести Владимира Галак­тионовича Короленко “Дети подземелья”. Мы.

Краткий пересказ повести дети подземелья. Напишите повесть дети подземелья в краткости!Мать маленького рассказчика Василия умерла, когда ему было шесть лет. Отец скучал, не обращал внимания на сына. Из совсем малой сестрой Соней еще играл, потому.

Короленко дети подземелья среди серых камней. ЯяКороленко В. Г. Среди серых камней.”Дети подземелья” Среди серых камней. Солнце согреет тот камень, Который он обнял в последний раз Желавшими жить руками. Кайсын Кулиев.

Краткое содержание Дети подземелья в сокращении (Короленко В. Г.)Детство Васи проходило в небольшом городе под названием Княжье-Вено в Юго-Западном крае. Мальчик был сыном городского судьи. Рос Вася, “как дикое деревцо в поле”: когда.

Краткое содержание сочинения “Дети подземелья” Короленко В. ГВ небольшом местечке Княж-городок на юго-западе России, где так сильно польское влияние, живет семья: мальчик-рассказчик Вася, его сестра Соня и отец. Мать умерла, когда мальчику.

Портрет в повести В. Г. Короленко “Дети подземелья”Словосочетание “литературный портрет” трактуется двояко: как разного рода указания на внешний облик литературного героя и как развернутая характеристика конкретной исторической личности. В данном случае речь.

источник

Сочинение «Дети подземелья» (краткое содержание его мы будем рассматривать в настоящей статье) прекрасно тем, что хотя это и подростковая проза, но она дает очень много и взрослому читателю. Если же ее листает ребенок, то она учит его некоторому канону человеческого поведения: нельзя предавать друзей, надо оставаться твердым и верным своим убеждениями. И большого, и малого читателя «Дети подземелья» учат быть человечным и не отворачиваться от чужого горя, несмотря на социальные предрассудки.

В. Г. Короленко «Дети подземелья» (краткое содержание этого произведения) спешит предстать перед нами во всей красе.

Дело происходит в небольшом городке Княжье-Вено. Это место не было обычным, его опоясывали пруды. В одном из них стоял остров, а на острове том был заброшенный замок, который страшно смотрел на город пустотой глазниц своих окон. Древнее строение было еще хоть куда, и в нем жила беднота. Но однажды в кругах нищеты произошло «классовое расслоение»: бедняки благородного происхождения или те, кто раньше обслуживал графов, выгнали тех, кто не служил в высоких кругах, а в их жилах не было замечено «голубой крови». Среди последних были и герои второго плана повествования: Тыбурций Драб и его дети: Валек (7-летний мальчик) и Маруся (3-летняя) девочка.

«Изгнанники» были вынуждены искать себе другой приют и нашли его в подземелье «среди серых камней» прямо над старой часовенкой, которая так же, как замок, пугала местных жителей своей внешностью. Интересно отметить, что жители городка боялись больше старинных строений, нежели населяющих их людей. К люмпенам они относились настороженно, но без явного страха.

Также в первой главе сочинения «Дети подземелья» (краткое содержание, к сожалению, не может вместить в себя всех фактов) много места отводится описанию Тыбурция Драба: его внешности и потрясающей образованности, взявшейся неизвестно откуда.

Главный же герой повествования паренек по имени Вася. Он стал бродягой и «уличником» не по нужде, а в известной степени с горя: у мальчика рано умерла мать, оставив маленькую девочку и сына, отец (судья, уважаемый человек) потерял всякий интерес к жизни после смерти жены. И если дочке он еще уделял внимание, потому что она была похожа на мать и будила в нем некоторые светлые воспоминания о супруге, то мальчик был брошен на волю случая. Вася – мальчик с тонкой душевной организацией тяжело переживал разрыв с отцом и его охлаждение к нему. Оттого, наверное, он и начал странствовать.

«Дети подземелья» (краткое содержание также настраивает на подобный лад) — чрезвычайно трогательное и проникновенное сочинение. Щедро В.Г. Короленко рисует образ несчастного, но нравственно здорового и чуткого ребенка. Главное в этом образе то, что Вася, фигурально говоря, человек двух миров: с одной стороны, он мальчик из благополучной семьи. С детства за ним ходили слуги, он никогда не знал, что значит голодать. Другими словами, ему всегда сопутствовали все прелести обеспеченной жизни. С другой же стороны, он – дитя улиц, брошенное отцом без внимания и «с шести лет испытывавшее уже ужас одиночества». На этом опыте разворачивается дальнейшее повествование.

Вторая глава произведения «Дети подземелья» (краткое содержание, надеемся, это демонстрирует) посвящена фактически психологическому портрету главного героя.

Когда Вася исследовал все потаенные уголки города и странствование как таковое ему немного наскучило, он решил изучить terra Incognita (лат. неизвестная земля) – старую часовню с прилегающим к ней кладбищем.

Конечно, одному было идти туда страшновато, поэтому он созвал небольшой мальчишеский консилиум. Ребят соблазнила тайна, скрытая в часовне (разумеется, о ней ходило по городу много легенд), и обещанные яблоки из судейского сада.

Не будем утомлять читателя подробностями похода и приступа часовни, который осуществили ребята. Главное то, что Вася попал в темное и страшное строение, а его «коллеги» струхнули и сбежали. Тайны герой не обнаружил, но зато познакомился с замечательными ребятами: Валеком и Марусей. На момент встречи Валеку было уже 9, как и Васе, а Марусе почти 5, но пока 4, как и сестре сына судьи.

Из рассказа Валека Вася узнал, что обнаруженные в часовенке дети – это часть тех «изгнанников», которых выселили из замка. Вася говорит, что будет навещать своих новых знакомых как можно чаще и приносить с собой яблоки из родного сада. Валек ему словно нехотя позволяет совершать добрые дела. Вопросы же о доме, обращенные к маленькому нищему, тот обходит «благородным молчанием».

В третьей глава завязываются отношения, которые станут двигателем дальнейших событий повести, так ее выстроил Короленко. «Дети подземелья» (краткое содержание имеется в виду) идут дальше.

Так оно и шло какое-то время. Вася приходил к ребятам, они играли, особенно его визитам радовалась девочка, которой он приносил разные «вкусности». В один из таких дней главный герой обнаружил, что худоба, нетвердая походка 4-летней Маруси не случайны — девочка больна. Но чем конкретно, не ясно, понятно, что жизнь из нее вытягивают «серые камни», проще говоря, подземелье.

Это главное, чем запоминается четвертая глава. И все-таки прекрасна проза Короленко. «Дети подземелья»: краткое содержание и анализ мужественно дошли до середины.

Валек решается и показывает Васе место их с Марусей обитания, т.е. они спускаются в подземелье. Но происходит и еще что-то более важное: у главного героя случается внутренний нравственный конфликт – он узнает, что Валек и другие нищие живут воровством. Казалось бы, очевидная истина, но для мальчика 9-ти лет из хорошей семьи было не так-то просто понять, что его ближайший друг – вор.

Поэтому даже после того как Валек проводил Василия в «святая святых», последний не мог играть с детьми, как и прежде. Их забавы быстро сошли на нет, а сам Вася рано вернулся домой и лег в постель, засыпал он весь в слезах. Плакал мальчик оттого, что некоторым людям приходится жить так, как живут его друзья.

Дети-бродяги не смогли бы все равно долго скрывать дружбу с Васей от отца. И «хозяин дома» в один из дней все-таки обнаружил у себя чужака. Удивительно, но он проявил неожиданное благородство во время знакомства для человека, который ведет подобный образ жизни. Правда, радушие хозяин выказал только тогда, когда был уверен, что Василий никому не разболтал об укрытии. Тыбуций был очень высокого мнения об отце мальчика, он сказал, что это, пожалуй, единственный судья, у которого есть сердце. Но сначала Драб проверил паренька «на вшивость» и тот с честью выдержал испытание. Глава заканчивается обедом, в котором принимает участие и сын судьи.

Тыбурций Драб – замечательный персонаж, созданный писателем В.Г. Короленко. «Дети подземелья» (краткое содержание по главам не передает всего очарования образа мудрого бездомного) обязательно надо читать полностью.

Наступила очередная осень. Погода испортилась, а меж тем Васе понадобилось чаще выбираться из дома и навещать своих друзей. Но дело было не только в скверной погоде: Януш – предводитель «аристократов», засевших в замке (вернее, в его развалинах), наведался к судье и рассказал ему о том, что его сын ходит в подземелье. Отец Васи ему, конечно, не поверил, но визиты в «дурное общество» стали опасны для мальчика. Это было тем более плохо, так как девочка Маруся совсем разболелась. Василию было нестерпимо смотреть, как медленно исчезает из бытия девочка, к которой он привязался как к сестре.

И тем не менее, он рассказал о сплетнях старика Януша Драбу. Тот сказал, что это очень скверно, ибо судья хоть и человек очень хороший и порядочный, но против закона он не пойдет.

Диалогом между Васей и Драбом заканчивается седьмая глава, но не наш рассказ. «Дети подземелья» (краткое содержание содержит еще одну главу) продолжаются.

В кульминации, естественно, Марусе стало хуже. И Вася был так добр, что приносил в подземелье свои игрушки, но они мало помогали девочке забыть о болезни. Тогда мальчик обратился за помощью к своей сестренке. У нее была роскошная барышня (кукла) – подарок умершей матери. Сначала Соня (так звали девочку) не хотела отдавать свою любимицу, но потом Василий все-таки сломил сопротивление сестры.

Сказать, что Марусе понравилась кукла, значит, не сказать ничего. Кукла оказала на нее эффект «живой воды». Сестренка Валека не только поднялась с кровати, но и начала ходить по полу подземелья своими босыми ногами.

Жаль, что ремиссия длилась недолго. Через некоторое время Маруся снова слегла, а у Васи из-за куклы возникли дома проблемы. Причем Соня была в этом совсем не виновата, слуги заподозрили неладное, да и отец стал волноваться, ведь это подарок горячо любимой им жены.

В итоге Вася попал под домашний арест. А закончился он пристрастным допросом судьи своего сына, но тот ни словом не опорочил своих друзей и не выдал тайны исчезновения куклы. Отец все больше сжимал плечо и делал все больнее сыну, но не по злому умыслу, а лишь потому, что не мог справиться с бушевавшим внутри гневом. В разгар напряженного действа с улицы Васю стал выкликать Тыбурций Драб. Затем он вошел в кабинет и после непродолжительного диалога с судьей, они вдвоем отправились с другую комнату, где сам Драб и рассказал всю историю безутешному мужу. Конечно, предварительно «Отец семейства» вернул куклу и пригласил Васю на прощание с Марусей. Тыбурций сказал: «Приходи к нам попрощаться с моей девочкой. Отец отпустит тебя. Она… она умерла». «Дети подземелья» (краткое содержание по главам не передает всего драматизма происходящего) достигают в этой точки предела трагичности.

По большому счету это конец истории. Далее следует описание церемонии прощания, а в заключении В.Г. Короленко от лица мальчика говорит, что бродяги вскоре покинули подземелье. Валек и его отец растворились где-то в мире. Старая часовня обрушилась, проломив потолок подземелья, а на кладбище, располагающемся рядом, сохранилась в приличном виде только одна могила (нетрудно понять, какая именно). На нее очень часто приходили Соня, Вася и их отец.

источник

Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: показать «внутреннее движение» героя

Оборудование: компьютер, (репродукции картин Перова; музыка П. И. Чайковского «Печальная песня»)

Вложение Размер
план-конспект урока 42 КБ
презентация к уроку 377.5 КБ

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: показать «внутреннее движение» героя

Оборудование: компьютер, (репродукции картин Перова; музыка П. И. Чайковского «Печальная песня»)

  1. Вступительное слово учителя. (Звучит музыка ) (1)
Читайте также:  Герпесная инфекция у детей анализ

Сегодня мы завершаем с вами знакомство с повестью В. Г. Короленко «Дети подземелья» А какое еще название существует у этого произведения? (2)

  • Какое настроение осталось у вас после прочтения повести?
  • Ребята, я предлагаю вам посмотреть на репродукции картин знаменитого художника Перова, который жил и творил в то же время, что и писатель. Всмотритесь в картины «Спящие дети», «Тройка», «Проводы покойника». Скажите мне, пожалуйста, что объединяет повесть «Дети подземелья» и эти произведения? Можем ли мы сказать, что писатель и художник говорят нам об одном и том же? О чем (о тяжелой доле детей)
  • Какие чувства вызывают у вас эти дети? (СОСТРАДАНИЕ)
  • Что такое сострадание?
  • А вам не мешает музыка, которая звучит у нас сегодня на уроке
  • Может мне кто сказать, кто ее автор? (Это П.И. Чайковский) называется она «Печальная песня?
  • Как вы думаете, почему именно эту мелодию я выбрала на сегодняшний урок? (П.И. Чайковский тоже жил и творил в это время, поэтому страдания простого народа, детей он знал непонаслышки, он видел это каждый день)
  • А как эта музыка может быть связана с нашим уроком?

Но всё-таки мне кажется, что есть в этом произведении светлые тона. (5)

Попробуем их увидеть. Именно поэтому я предлагаю вам отправиться по дороге, по которой шел через все страницы повести главный герой, дорогой сердца. Мы попробуем вновь испытать те переживания, которые испытал мальчик, и понять, что изменилось в нем после встречи с детьми подземелья.

Помните, как сказал пан Тыбурцый Васе: (6) «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».

  • Как вы понимаете эти слова?
  • Какими качествами или, будем говорить добродетелями, должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?

Ребята перечисляют: доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование. Учитель помогает. Эти слова появляются на доске.

  • А как вы понимаете эти слова? Попробуйте дать мне лексическое значение этих слов по вариантам.
  • Нелегко, не правда ли? Мне в этом помог Толковый словарь Ожегова , а также мысли русских философов, писателей, исследователей.

На доске появляются толкования слов.

Добродетель всякая есть свет душевный.

чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Без любви добра не бывает.

…возлюби ближнего своего, как самого себя.

Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.

Милосердие — готовность помочь кому–н. или простить кого–н. из сострадания, человеколюбия.

Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим–н. несчастьем, горем.

Милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный.

Совесть — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Совесть есть голос Божий, отвращающий и удерживающий нас от зла.

Самопожертвование — жертвование своими личными интересами ради других.

  • А Вася наделён этими добродетелями?
  • Найдите в тексте подтверждения этому.

Класс делится на 6 групп, соответственно количеству слов, выделенных на уроке. Ребята приводят цитаты из книги, подтверждающие их мнение.

  • Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Мы не можем с быть милосердными без сострадания, любви без самопожертвования не бывает.
  • Каким же стал Вася после встречи с Марусей и Валеком? Каким мы видим героя до встречи с ребятами? ( его называют хулиганом, бродягой, он убегает из дома) А каким он стал в конце произведения? (после встречи с ними он проявляет лучшие свои качества, а главное он понимает, что рядом с ним близкие, любящие его люди)
  • (10)
  • Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
  • А что хорошего эта дорога дала Валеку и Маруси?

Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким.

Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

  • Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.
  • (11)

Чтение отрывка «На могиле Маруси»: « Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы , в виду тихо сверкавшего в тумане города . Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями . Первыми планами крылатой и честной юности.

Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты».

  • Что же изменилось? (Он вместе со своими близкими; ему спокойно, хорошо)
  • Прочитайте те слова, которые помогают понять душевное состояние Васи. В приведенном фрагменте они выделены. (12)
  • Почему же, лучше иметь в груди (13) кусочек человеческого сердца, чем холодный камень?
  • А вспомните отца Васи, каким было сердце у него в начале произведения? (оно очерствело от горя) Каким стало в конце произведения? Т.е. урок из этой истории вынес не только Вася, но и его отец, который тоже понял своего сына.
  • Да, добрый человек отдает добро, любовь и чем больше он отдает, тем больше он приобретает.
  • Какой урок получили вы, прочитав это произведение, о чем оно заставило задуматься вас?
  1. Домашнее задание.
  1. Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни других. Напишите об этом.
  2. Что значит уметь сострадать?

источник

Исполненный трагизма и философской оценки правильности поступков рассказ Владимира Короленко «Дети подземелья» по праву можно считать образцом настоящей дружбы и милосердия.

Основной тематикой произведения является нищета, как материальная, так и духовная. Будучи писателем-гуманистом, Короленко большое внимание уделяет этой социальной проблеме в произведении, заставляя задуматься над собственными приоритетами в данном вопросе.

Сюжет разворачивается в польском городке XIX века. Мальчик Василий, сын судьи живет спокойной и уютной жизнью, единственной трагедией в которой является холодность отца, который будучи справедливым и честным судьей, совершенно несправедливо отгораживается от сына после смерти его матери, сконцентрировав свое внимание только на дочери Софии, ибо она схожа с ней. Василий живет жизнью одиночки в собственном психологическом коконе, который разрушается только в тот момент, когда он встречает бродяжек Валека с Марусей, вынужденных просить милостыню и воровать, чтобы как-то прожить день. Их жизнь – игра на выживание. Ее условия – подземелье, холод и голод.

Мальчик сначала воспринимает общение с «дурным обществом » как некую игру. Затем постепенно трансформируется его понимание жизненных процессов и закономерностей, и в кульминации болезни и смерти Маруси, раскрывается его обновленное понимание что правильно, а что нет. Понимая, что воровство – это путь в никуда, он, тем не менее, в глазах отца «ворует» куклу для Маруси (подарок матери, взятый с согласия сестры). Когда отец выясняет, куда именно пропала кукла, которую возвращает Тибальций после смерти Маруси, он осознает всю глубину поступка своего сына, который подарил маленькой больной и обделенной девочке хоть какую-то радость жизни. Отец извиняется перед сыном и наконец этим самым рушит пропасть между ними. Проблематика последствий психологической трагедии, одиночества здесь предстает в системе «клин клином»: пропасть порожденная одной трагедией нивелируется другой трагедией.

Основным посылом автора в данном произведении является то, что нищета представляет собой целый социальный пласт проблем, так или иначе затрагивающих и духовную сторону каждого человека. Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других, что по сути является духовной нищетой.

  • Энциклопедия путешествий. Страны мира. Плешаков А.А., Плешаков С.А. 214 193 просмотра
  • Spotlight 5. Английский в фокусе. 5 класс. Контрольные задания. Ваулина 61 295 просмотров
  • Spotlight 6. Английский в фокусе. 6 класс. Контрольные задания. Ваулина 56 313 просмотров
  • Окружающий мир. ВПР за курс Начальной школы. Практикум. Волкова Е.В., Данилова А.В., Цитович Г.И. 45 135 просмотров
  • Английский язык. 11 класс. Учебник. Spotlight. Английский в фокусе. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В. и др. 44 797 просмотров
  • ВПР. Окружающий мир. 4 класс. Типовые задания, 25 вариантов. Волкова Е.В., Цитович Г.И. 43 259 просмотров

Стихи известных писателей, сочинения по русскому языку и литературе, материалы для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, тесты, ГДЗ (готовые домашние задания), анализ литературных произведений русских и зарубежных писателей и поэтов, биографии известных людей для школьников и студентов вузов. Материалы собранные на сайте помогут лучше подготовиться к школе.
Наша цель – облегчить выполнение домашних заданий, написание сочинений по русскому языку литературе.

источник

Повесть «Дети подземелья» написал русский писатель Владимир Галактионович Короленко. Автор затронул вечные темы любви, дружбы и добра. Данное произведение вызывает у читателя сопереживание и сочувствие к юным героям, жизнь которых наполнена почти одними лишениями. Книга адресована подросткам среднего школьного возраста, однако, существует версия повести и для детского чтения. Если у вас нет печатного издания, то прочитать данное произведение можно онлайн либо прослушать аудиокнигу.

События происходят в небольшом местечке Польши Княжье-Вено, где живут мальчик Вася и девочка Соня — дети уважаемого судьи. Их жизнь размерена и спокойна. Но после смерти матери семейная трагедия оборачивается для них тяжелой болью и нелюбовью отца к шестилетнему сыну. Отец отдаляется от сына и ограничивается общением с дочерью.

Мальчик считает себя брошенным и бесцельно шатается по городу, и однажды встречает двух нищих маленьких бродяг, Валерку и Марусю, которые вынуждены воровать и попрошайничать, чтобы выжить. Они живут в развалинах старого замка со своим отцом Тибурцием и другими нищими. Таким образом, Вася находит себе друзей и приглашает их поиграть в саду своего дома, но Тибурций не одобряет такого гостеприимства, ведь знает, что отец мальчика уважаемый в городе судья. Однако ребята не предают своей дружбы и продолжают встречаться.

Если говорить о сюжетных линиях, то следует выделить несколько:

  • взаимоотношения детей из разных миров;
  • взаимоотношения отец и сын в разных мирах;
  • взаимоотношения взрослых.

Считается, что произведение В. Г. Короленко воссоздает некоторые факты биографии автора, изучая которые поражаешься неподдельности авторского слова и его искренности, ведь читая его, сопереживаешь всем героям произведения и глубоко проникаешься их печалями и раздумьями.

Следует обратить внимание, что в повести «Дети подземелья» есть дети-герои:

  • Мальчик Вася
  • его сестра Соня;
  • Валерка.
  • его сестра Маруся.

Также следует отдельно выделить героев-взрослых:

  • Судья (отец Васи и Сони);
  • Тибурций Драб (отец Маруси и Валерки).
  • Януш — предводитель нищих;
  • слуги в доме отца Васи и Сони

В образе мальчика Васи автор воплотил самого себя, описал свои чувства и ощущения от мира, каким он его воспринимал в детстве. Этот герой обладает способностью хорошо разбираться в людях и умением жалеть и сопереживать тем, кто находится в беде.

Его отец — справедливый и честный человек, который несмотря на свою уважаемую должность судьи так же, как и другие может отчаиваться и переживать. Однако нельзя не отметить и мудрость отца Маруси и Валерки, Тибурция, который был вынужден стать бездомным и нищенствовать вместе с детьми.

В. Г. Короленко объединил два мира и две семьи, и раскрыл характеры героев с лучшей стороны. В каждом из этих героев он продемонстрировал такие черты, как понимание, сопереживание, благородство и умение помогать другим.

Герои повести учат нас не робеть перед лицом жизненных трудностей и принимать жизнь со всеми ее прелестями и разочарованиями. Кроме этого, Короленко В. Г. на их примере призывает читателя к пониманию горькой участи ближнего, не забывая о сочувствии, взаимопомощи и уважении к людям, независимо от их статуса и положения.

«Дети подземелья» — история подростков, которая учит любого читателя быть человечным и не сторониться чужого горя, несмотря на существующие социальные предрассудки. Она западает в самое сердце и незримо меняет сформировавшееся мировоззрение каждого человека, в том числе и ребенка.

Дело происходит в польском городке Княжье-Вено. Это место необычное, его опоясывают пруды, на котором одного из них стоит остров, а на острове заброшенный замок, в котором живут бедные люди.

Среди таких неугодных личностей оказались хорошо образованный Тибурций и его дети: семилетний мальчик Валерка и трехлетняя девочка Маруся. «Изгнанники» были вынуждены найти себе новый приют и обосновались в подземелье замка, который находился рядом со старой часовней.

Шестилетний Вася, сын судьи после смерти своей матери из-за того, что считает себя никому не нужным становится бродягой, ведь уважаемый человек и вдовец не уделяет должного внимания сыну, т. к. и сам не может пережить потерю жены. И если с дочкой Соней он находит минутку поговорить, то мальчик и в самом деле остается брошенным в этой трагедии.

Вася — ребенок с тонкой душевной организацией. Он тяжело переживает охлаждение отца к нему и оттого начинает странствовать. Его образ в произведении передает несчастье мальчика при всей его здоровой нравственности и чуткости. Он, волею случая, попал из благополучной жизни в нищую. Попал как гость, но постарался понять и искренне сочувствовал тем, кто оказался в том мире. С одной стороны, он живет в окружении слуг и не знает, что такое голодать, а с другой — он дитя улиц, брошенный отцом без внимания и испытывавший ужас одиночества.

Вася знакомится с Валеркой и Марусей из подземелья, когда исследует старую часовню и интересуется прилегающим к ней кладбищем. От них Вася узнает, что дети часовни — это «изгнанники», которых выселили из замка. Мальчик обещает, что будет приходить к своим новым знакомым как можно чаще и приносить им еду. Валерка как бы нехотя позволяет ему совершать добрые дела и вопросы о своем доме обходит «благородным молчанием».

Вася навещает ребят, приносит им «вкусности», которым особенно радуется маленькая Маруся; они играют и раскрывают страшную тайну замка. В один из своих визитов Вася обнаруживает ненормальную худобу девочки, ее нетвердую походку и узнает от Валерки, что Маруся больна. Но чем именно неясно, Васе понятно только одно — жизнь из нее вытягивает подземелье и «серые камни», среди которых живут его друзья.

Валерка решается показать Васе их с Марусей место обитания и они все вместе спускаются в подземелье. Но это не пугает мальчика так сильно, как-то, о чем он узнает в дальнейшем: все нищие в этом подземелье и в том числе его друзья живут воровством. У главного героя развивается внутренний нравственный конфликт и в глубине души он не может принять этого.

Можно сказать, очевидная истина происходящего для девятилетнего мальчика из хорошей интеллигентной семьи оказалась сложным препятствием в понимании того, что его самый близкий друг — вор. Поэтому даже после того, как Валерка провожает его в место их пребывания, Вася сторонится и не может играть с ребятами, как прежде. Их интересные забавы моментально прекращаются, Вася рано возвращается домой, ложится в постель и засыпает весь в слезах.

Преданная дружба продолжалась. Вася знакомится с отцом своих друзей — Тибурцием Драбом, ведь как ребята не старались, у них не получалось долго скрывать встречи маленьких бродяг и сына городского судьи и в один из дней Тибурций обнаруживает в своем жилище чужака, но, на удивление Васи, проявляет неожиданное благородство при знакомстве с ним. Правда, радушие хозяина он видит только тогда, когда тот не сомневается в том, что мальчик никому не рассказал о тайном укрытии нищих.

Тибуций всегда был высокого мнения об отце Васи и говорил, что это, пожалуй, единственный человек в судействе, у которого есть сердце. Но несмотря на такое отношение к нему, он все равно проверяет паренька «на вшивость», а тот с честью и достоинством выдерживает испытание.

Наступает осень. Погода портится, но Вася не перестает навещать своих друзей. Болезнь пятилетней Маруси переходит в критическую фазу. И в тот момент, когда Вася проявляет желание быть рядом со своими друзьями в период тяжелой болезни девочки и всячески помогать им, его отец узнает от предводителя «аристократов» Януша, который тоже нищенствует в развалинах замка, что Вася ходит в подземелье.

Его отец, конечно, не верит бродяге и попрошайке, но визиты в «дурное общество» становятся опасными для мальчика. Вася сильно переживает и не может без слез смотреть, как девочка медленно исчезает из жизни, к которой он сильно привязался и стал считать своей сестрой.

Из-за возникших препятствий его визита к больной Марусе и совсем разбитого Валерки, Вася решается рассказать о сплетнях и предательстве старика Януша Тибурцию Драбу. Тот отвечает, что это скверно, ибо судья хоть и хороший человек, но против закона не пойдет.

В этой главе описывается финал истории. Марусе становится хуже. Вася приносит в подземелье свои игрушки, чтобы хоть как-то отвлечь девочку от болезни. Но такой способ мало влияет на ее состояние и тогда он придумывает помочь иначе: мальчик обращается за помощью к своей сестре Соне и просит у нее роскошную куклу — память их умершей матери. Соня не хочет ее отдавать, но Вася все же уговаривает сестру и бежит к Марусе с шикарным девичьим подарком.

Марусе кукла очень понравилась. Она стала для нее своего рода «живой водой». Девочка не только встала с кровати, но и начала ходить. Однако это длилось недолго, ведь через некоторое время она снова слегла.

Вася сталкивается из-за куклы с проблемами, которые возникают дома, но вины Сони в этом нет; неладное заподозрили слуги, да и отец начал сильно волноваться по поводу утери подарка горячо любимой им жены.

Читайте также:  Гепатиты у детей биохимический анализ

Вася попадает под домашний арест, который заканчивается пристрастным допросом отца, но не выдает тайны исчезновения куклы и не признается о своих друзьях.

Отец все больше сжимает плечо сына, злится и делает сыну больно, но не по злому умыслу, а только потому, что не может справиться с внутренним гневом. И в разгар напряженного конфликта судьи и его сына, Васю с улицы зовет Тибурций. Он знакомится с отцом мальчика и рассказывает всю историю дружбы Васи и его детей, возвращает куклу и приглашает Васю проститься с Марусей. «Приходи к нам попрощаться с моей девочкой. Отец тебя отпустит. Она умерла», — говорит Тибурций.

Этот момент достигает предела трагичности данного произведения. Автор описывает церемонию прощания, а также как бродяги уходят из подземелья, заброшенная часовня обрушивается, и на кладбище, которое было с ней рядом, остается могила, на которую часто приходят Вася, Соня и их отец.

источник

С ловосочетание “литературный портрет” трактуется двояко: как разного рода указания на внешний облик литературного героя и как развёрнутая характеристика конкретной исторической личности. В данном случае речь пойдёт о портрете как изображении персонажа художественного произведения. Обычно такое изображение усматривают в описании видимых примет героя. В словарях, справочниках, учебниках держатся за старинный принцип говорящей живописи: изобразить — значит определить, очертить словом, создать словесный рисунок.

Однако такое понимание портрета ничего не объясняет в целом ряде случаев. Показательный пример — тексты Э.Хемингуэя, которые строятся на диалогах без сопроводительных описаний, что нисколько не мешает читателю “видеть” участников разговора. Рисуночное толкование литературного портрета здесь явно не подходит. Между тем сплошь и рядом нас уверяют, что портрет в литературе — это описание примет, сообразных с характером героя повествования. Анализ портрета предлагают проводить, сосредоточиваясь на подобных словесных указаниях, рассеянных по тексту произведения: штрих + штрих + штрих — их сумма якобы и является изображением действующего лица. Но, как остроумно заметила В.Инбер, “можно со скрупулёзной точностью описать героя литературного произведения, показать, как он кашляет, зевает, моргает, разматывает кашне, ест ржаной хлеб или пирожное, пьёт шампанское или квас, и так далее, и так далее, и так далее, а читатель не увидит этого героя, не запомнит, не узнает при встрече. Только и останется в памяти копошенье деталей. Чёрточки не сложатся в черты”1.

Применительно к портрету то, что считается изобразительной вещественностью, формируется большей частью за пределами текста и зависит не от живописных подробностей, а от умения писателя обозначить словом больше того, что соответствует его лексическому содержанию. В конечном счёте — это проблема творческой силы художника. Она связана с его способностью “видеть” своего героя и воплощать в слове так, что герой становится зримым и для читателя. Линейно этот процесс выглядит следующим образом: отчётливое представление об индивидуальном облике персонажа у писателя — воплощение данного представления в слове — возбуждённое адекватное представление у читателя. Но слово как таковое здесь ещё не всё.

При портретировании в литературном произведении воспроизводится, в сущности, не внешность персонажа, а испытываемое художником ощущение данного героя во всех обстоятельствах бытия. В совокупности этих выраженных в слове ощущений и воспринимает героя читатель, общается с ним, испытывает на себе его влияние, “видит” его. Сила воздействия характера тем и обусловлена, сумел или не сумел художник всеми средствами, доступными искусству слова, передать воображению читателя это портретное представление о персонаже.

Смысл произведения возникает в сопряжении родственных элементов целого. У Короленко первообразом целого является обычно представление о главном действующем герое. “Даже и внешние обстоятельства, в которые Вы его поставите, — объясняет писатель Н.Каронину-Петропавловскому, — только отчасти зависят от Вас; он сам в значительной степени будет их видоизменять и подчинять своему воздействию, своему настроению…”2 Речь идёт именно о портретном представлении, на которое автор опирается, выстраивая свой рассказ о персонаже, который обозначился в творческом сознании. Поэтому портретирующий героя материал неизбежно распределяется в зримой и незримой, но также осязаемой плоскости изображения. Большую роль в этом процессе играет, как указывает А.С. Вартанов, “основной закон синестезии, состоящий в том, что образ, возбуждая одни чувства, влечёт за собой косвенное, ассоциативное участие других (что в результате позволяет получить целостное художественное представление)”3.

Сам Короленко заявлял: “Я требую от художественного произведения, чтобы в его основе лежало представление, полное, цельное, ясное, об известном человеке, с его личными свойствами и темпераментом”4, а ещё так: “Нужно ясно представлять себе прежде всего душевный и внешний облик описываемого человека. Тогда он и без длинных описаний заговорит как живой”5. Формулы недвусмысленные: в основе целого произведения лежит представление о герое — так у автора. Оттуда, из целого рассказа, а не из отдельных фрагментов, это представление извлекает затем для себя читатель. Путём не только зрительных, а ещё множества иных ощущений, порождаемых прочитанным текстом. У Короленко любой фрагмент повествования то ли заложенной в нём эмоцией, то ли мыслью, то ли своей живописной фактурой даёт исходный материал для представлений о его герое.

Н а уроках литературы первые представления о портрете даются уже в начальной школе. Элементы более серьёзного анализа возможны при изучении повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Разговор о портрете можно замотивировать предстоящим творческим заданием — подготовкой к оформлению вернисажа иллюстраций к повести, в котором особое место займёт “портретная галерея” короленковских героев.

Повествование в произведении ведётся от первого лица. Читатель знакомится с бытом захолустного местечка, узнаёт историю о том, как жизненный путь сына судьи пересёкся однажды с путями бедняков, составляющих так называемое “дурное общество”. Перед нами несколько лиц, которые обрисованы по-разному.

О своей внешности рассказчик (Вася) не сообщает ничего, указывая лишь на рост в сравнении с Валеком: “Это был мальчик лет девяти, больше меня. ” И всё-таки, прочитав повесть, можно представить физический облик Васи. Как именно? Этот вопрос предлагается классу. Ответы учащихся разнообразны, что понятно: в тексте нет упоминаний о цвете волос Васи, форме носа, разрезе глаз, походке, жестах, одежде и т.п. Но из всей совокупности чувств, поступков, размышлений мальчика в сознании читателя возникает его облик.

Потеряв мать, забытый отцом, который отдался своему горю, Вася с шести лет рос без присмотра, как деревце в поле. Можно фиксировать внимание учащихся на изобразительных средствах рассказа, используя для этого приём “читаем — видим”.

Читаем: “. Мне стало тесно в доме и в садике, где я не встречал ни в ком привета и ласки. Я начал бродяжить. Всё моё существо трепетало тогда каким-то странным предчувствием жизни. С тех пор к прочим нелестным моим эпитетам прибавились названия уличного мальчишки и бродяги, но я не обращал на это внимания. Когда все углы города стали мне известны до последних грязных закоулков, тогда я стал заглядываться на видневшуюся вдали, на горе, часовню. Мне захотелось осмотреть её всю, заглянуть внутрь. ” Видим: бродяжничанье Васи — детская реакция на пренебрежение домашних. В таких условиях это единственный способ удовлетворить естественную пытливость мальчика, растущего без привета и ласки в родном доме, охваченного странным предчувствием жизни. Он узнал город вплоть до последних грязных закоулков и стремился осмотреть загородную часовню, на которую уже стал заглядываться. Мы наблюдаем и видим мальчика, хотя в тексте нет описания его внешности. Видим так отчётливо, что понимаем несоответствие его действительного облика нелестным эпитетам, относящимся к Васе: сорванец, бродяга, негодный мальчишка, отпетый маленький разбойник, у которого руки и ноги налиты ртутью, но всё же сын таких почтенных родителей.

Таким ли встаёт Вася в нашем воображении? Выберем несколько описаний из его характеристики — и перед нами совсем другой мальчик Вася, который у Януша со слезами вырвал свою руку, который робел и замыкался в себе, притерпелся к упрёкам, хмуро выслушивал замечания, чьё сердце загоралось жалостью и сочувст­вием к страданиям бедняков и т.п.

Читаем: “Я уходил потому, что не мог уже в этот день играть с моими друзьями по-прежнему безмятежно. Чистая детская привязанность моя как-то замутилась, к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли”. Видим: Вася, поняв, что новые его товарищи вынуждены воровать, не просто ушёл, он от них уходил (длительное действие). Глагольная форма говорит об усилиях скрыть своё состояние и о невозможности сделать это иначе, как только удалившись от друзей, чтобы не оскорбить их. Называя действия, глаголы неизбежно отсылают нашу мысль к персонажу, всё более проясняя его облик.

Рассказ от первого лица избран автором сознательно, в целях типизации. Любой ребёнок — это подтвердят ответы учащихся — на месте Васи вёл бы себя точно так и чувствовал то же, что он. Портрет героя — отвлечённый. Читатель представляет себе “обобщённого” мальчика 8–9 лет, который узнал и увидел много такого, чего не видели дети значительно старше его. И возможности визуального воплощения этого образа юными художниками будет отличаться свободой выбора и наибольшей степенью самовыражения.

Е го следует рассматривать не отдельно, а в сопоставлении с портретами других детей. Дети подземелья. Об их судьбе заставляет нас думать автор, преднамеренно столкнувший с ними мальчика иного происхождения, которому уготована в жизни иная участь. С одной стороны — оживление, порывистая резвость у Васи, с другой — грусть и задумчивость у Валека. Показательно, что в окончательной авторской редакции на месте задорно сверкавшими (глазами) поставлен эпитет задумчивыми. Задумчивость улавливается во взгляде Валека сразу, какой бы беспечно-задорный вид (в момент знакомства с Васей) он ни придал своему лицу. Такое контрастирование в изображении Валека автор применяет неоднократно.

Читаем: “— Где же ваш дом?

Я не мог себе представить, чтобы дети жили без «дома». Валек усмехнулся с обычным грустным видом и ничего не ответил”. Видим: искреннее недоумение, граничащее с любопытством на лице Васи. Изнанка жизни, чужой опыт открываются перед ним. А на грустном лице Валека всё это отражается в молчаливой усмешке.

Валек — мальчик очень солидный, с манерами взрослого человека, смотрит серьёзно и независимым тоном отзывается о старших. Вначале Вася увидел только ровесника, позже открылось различие. Грустная солидность Валека была особенно заметной в его заботах о маленькой Марусе. Вася тоже любил свою младшую сестру Соню, но ему никогда не приходилось задумываться над тем, чтобы накормить её (она была кругла, как пышка), развеселить (она так звонко смеялась), спасти от гибели.

Валек — угрюмый (угрюмо шатался), нечёсаный (волосы лохматились), грязный (в грязной рубашонке). Но мог ли он выглядеть иначе? Школьники говорят об условиях его жизни. Что в его внешности особенно заметно? Постоянная грусть и задумчивость. Отчего грустит Валек? Над чем он задумывается? Дети читают отрывки о кладбищенской часовне, где прячутся тёмные личности, где живёт Валек и гибнет Маруся, из которой серый камень постепенно высасывает жизнь. Из Валека, по-видимому, тоже: мальчик — худощавый и тонкий, как тростинка. Однотонны цветовые эпитеты в его портрете: тёмные волосы над чёрными глазами. Белокурая, бледная и крохотная Маруся рядом с Валеком ещё больше подчёркивает трагизм положения членов “дурного общества”. Валек, так много познавший, отличается от Васи не возрастом, а пониманием жизни, внешняя солидность его — знак этого понимания.

П ортретные описания Маруси в повести концентрически развёрнуты. Принцип концентричности позволяет “физически” удерживать героя в поле зрения читателя. Эта особенность присуща не только портретным изображениям, а является устойчивым признаком художественного стиля В.Г. Короленко в целом. Этим, между прочим, объясняется использование в тексте ряда постоянных эпитетов, сравнений, метафорических образов (серый камень, например). Портретные детали в повествовании периодически повторяются, варьируются, непрерывно взаимодействуют с контекстом. Подробная детализация портрета Маруси отвечает идее образа: Маруся так мала, крохотна потому, что серый камень истощил её. Настойчивое повторение деталей создаёт ритмическое однообразие мотива неизбежной гибели этого невинного существа: маленькая девочка — крохотная, грустная фигурка — маленькая могилка.

Приём предварительной сигнализации — ещё одна особенность стиля, связанная с концентрической структурой описания внешности. Не по-детски грустная улыбка Маруси напоминает Васе покойную мать в последние дни её жизни. Крохотность, бледность, даже светлые волосы — тоже предварительные сигналы. Все эти признаки художественно сливаются в картине призрачности, эфемерности бытия Маруси — маленького туманного пятнышка, почти неразличимого в потоке солнечного света. Можно проследить, как от главы к главе расширяются смысловые связи эпитета маленькая — исходной точки описания внешности Маруси.

Глава I. Собственно о Марусе сказано немного: маленькая девочка на руках пана Тыбурция. В самом начале главы мы узнаём: мать Васи умерла, у Васи есть маленькая сестра Соня.

Глава II. О Марусе не говорится ничего. Но снова упоминается о маленькой сестрёнке Васи, о бледном лице его покойной матери, о цветах, которыми её покрыли.

Глава III. О Марусе: грязное личико; белокурые волосы; голубые глаза; нетвёрдые шаги; ручонки маленькие, крохотные. Эпитет маленькая разветвился в ряд более частных определений, отражающих трагическую суть образа. Приоткрываются глубины первоначально якобы нейтрального эпитета.

Глава IV. О Марусе: ручонки; бледное лицо; бледное, крошечное создание; кривые ножки; руки тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее; глухой смех; платье грязно и старо; невесёлая; движения медленные; глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице; длинные ресницы опущены; крохотная, грустная фигурка, из которой серый камень высосал жизнь. Здесь же — прямое сопоставление Маруси и Сони, Маруси и умирающей Васиной матери, многочисленные упоминания о цветах. Повторы, варьирование ранее перечисленных признаков, прибавление новых.

Глава V. О Марусе: белокурая головка; странное и маленькое туманное пятнышко, которое, казалось, вот-вот расплывётся и исчезнет; крохотная фигурка девочки.

Глава VI. О Марусе: звенела слабыми переливами своего жалкого смеха и шлёпала по каменному полу непроворными ножками; белокурые волосы; бирюзовые глаза. Определение маленькая раскрывается всё полнее: Маруся не просто маленькая девочка, а потому такая, что живёт в нищете, где-то на кладбище, в подземелье.

Глава VII. О Марусе: всё худела; лицо её бледнело; глаза потемнели, стали больше; веки приподнимались с трудом; всё больше хиреет; тихие переливы её слабого смеха; грустная улыбка. Развитие заданной темы — маленькая — продолжается: маленькая жизнь клонится к закату, предопределённому социальными причинами.

Глава VIII. О Марусе: смотрела равнодушно большими, потемневшими и неподвижными глазами; увядала, как цветок осенью; белокурые волосы раскидались по подушке; закрытые глаза слегка ввалились и ещё резче оттенились синевой; тело её убирали осенними цветами. Портретные детали вытесняются из описания многозначным образом осенних цветов. Главное здесь — контраст, возникающий из сопоставления: ранняя смерть матери Васи — смерть Маруси. Случайность и закономерность.

Заключение — в связи с Марусей: огни на могилах тёмными осенними ночами вспыхивают синим зловещим светом; могила пестрела цветами; над маленькою могилкой. Применительно к образу Маруси эпитет “маленькая” оказывается средоточием, смысловым центром всего повествования.

С принципом концентричности у писателя связана не только стилеобразующая, но в известной степени и сюжетообразующая функция портрета. Пан Тыбурций Драб — фигура романтическая. В портрете это выражается контрастированием деталей. Каждая деталь как бы укрупняется, становится содержательнее, требует пояснения — детерминирует движение сюжета. Все характерные для Короленко приёмы портретирования (концентричность описаний, периодическая повторяемость отдельных деталей, система предварительных сигналов) легко прослеживаются и в этом портрете. Особенностью в обрисовке внешности Тыбурция является использование своеобразной светотени. Он появляется среди несчастливцев в качестве их организатора и руководителя. Это его положение подчёркнуто двойственностью впечатления, производимого самой наружностью пана Тыбурция. И если его друзья на сереньком фоне городской жизни выделялись мрачными пятнами, то пан Тыбурций Драб воспринимался ярко, удивляя обывателей поразительной учёностью и непокорной силой. Полной разгадки его печали нет. Его загнала в подземелье какая-то крупная ссора с законом. Физически Тыбурций — урод. Трогательна его забота о детях, о целом сообществе обиженных людей — таких же, как он, гонимых законом несчастных существ.

О н нарисован отвлечённо. Отмечен только высокий рост, все остальные портретные детали имеют сугубо психологический характер: суровое, строгое и угрюмое лицо с печатью неизгладимого горя; затуманенные глаза; угрюмый человек; тяжёлый, неподвижный, подавляющий взгляд; мрачный взгляд; обычно задумчивый взгляд. В этих описаниях обрисован характер, а не внешность человека. Это и понятно, ведь судья — отец рассказчика, внешность которого для него не нуждается в конкретизации.

И тогом наблюдений за мастерством Короленко-портретиста может стать заключительный интегрированный урок, на котором, помимо художественного слова и творческих опытов учащихся в иллюстрировании и инсценировании фрагментов повести, можно организовать просмотр и обсуждение работ художников-профессионалов (например, рисунков Г.Филипповского и Г.Фитингофа в детгизовских изданиях повести). Предметом дискуссии может послужить художественный фильм Киры Муратовой «Среди серых камней». На стендах портретной галереи возможно размещение “фотосессии” или показ слайд-ряда, например, снимков позирующих в костюмах героев одноклассников и знакомых или документальных портретов современных “детей подземелья”. Так внимательный взгляд на литературный портрет героев может помочь юным читателям стать внимательней друг к другу, проникнуться сочувствием к ближнему в жизни.

1 Инбер В. За много лет. М., 1964. С. 82.

2 Короленко В.Г. О литературе. М., 1957. С. 460.

3 Вартанов А. Время завершает спор (о соотношении литературы и изобразительного искусства) // Вопросы литературы. 1964. № 3. С. 117.

4 Короленко В.Г. О литературе. С. 461.

источник