Меню Рубрики

Увертюра дети капитана гранта анализ

Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках.

Тема. Кульминация в музыкальном произведении. Увертюра. Исаак Дунаевский, увертюра к фильму «Дети капитана Гранта» — слушание. Слова А. Житкевича, музыка Л. Стельмащук «Заквітчали зари горизонт» — разучивание (с. 105 — 107).

Цель. Повторить основные понятия и термины; углубить знания изученных тем; совершенствовать навыки правильного дыхания, пения, умение воспроизводить гаммы со слуха, создавать правильный ритмический рисунок упражнений, воспроизводить ритмические упражнения; воспитывать любовь к музыке, ее истории.

Методико-дидактическое обеспечение урока. Музыкальный инструмент (при наличии — фортепиано, баян, аккордеон), музыкально-тембровые инструменты, проигрыватель СЭ, «Хрестоматия» и «Фонохрестоматія» по музыке 3 класс.

И. Организационная часть.

Звонок всем нам дал приказ:

До работы, быстрее в класс!

Возле парты станем вежливо,

Пусть пройдет время недаром.

1. Вход в класс под звучание песни (по выбору учителя).

2. Музыкальное поздравление.

2. Обобщение ранее изученного материала.

В древние времена люди думали, что наша планета Земля — это большая круглая тарелка, похожая на гигантский плоский щит, который держится на трех китах, которые плавают в океане.

Именно об этих «трех китов» мы сегодня поговорим, ведь они тесно связаны с музыкальным искусством. Это выражение в музыке условный. Его употребляют, когда говорят о трех основных жанрах музыки, три основных типа музыки.

Далее учитель играет марш, учащиеся должны определить характер, тип этой музыки, к какой отрасли она относится. То есть, это — марш. Это первый кит.

Затем звучит полька, вальс, гопак. Что это звучало ? Танцы. Танец — это второй кит.

И, наконец, звучит музыкальный отрывок песенной мелодии без сопровождения. Песня — это третий кит.

В музыкальном произведении могут быть совмещены различные типы музыки (песня, танец, марш). Песня, танец, марш — является основой всех жанров (видов) вокальной и инструментальной музыки.

Конечно, нет на земле, да и никогда не было человека, который бы не спела за свою жизнь хотя бы одной песни, не станцевала хотя бы одного танца, не принимала участия хотя бы раз в какой-то маршевой процессии. А вспомним нас, маленьких. Разве мы еще задолго до школы не пели каких-то простых песенок, не танцевали танцев не шагали под музыку марша?

Итак, сделаем вывод: без «трех китов» ни один человек — ни взрослый, ни маленький — просто не сможет обойтись.

3. Музыкальная игра Василия Верховинца.

Мишка и лесные зверята

Лесные зверята (Лс)—все дети.

маски для Лесных зверушек (по желанию).

Дети — Лесные звери — образуют замкнутый круг и условно разделяют его на два полукруга: первое и второе. Посередине на стульчике (под дубком) Мишка спит (рис. 1). Начинается песня:

В первом куплете Лесные зверьки осторожно ходят в кругу залетным движением, будто подкрадываются к тому, кто уснул там под «дубком», а на «Цс-с-с!» приседают к земле.

Во втором куплете Лесные зверята первого полукруга осторожно приближаются к центру и на «Цс-с-с!» приседают возле стульчика (рис. 2).

В третьем куплете до первого полукруга присоединяется и второе, ведь Лесным зверятам очень интересно знать, кто же все-таки уснул (рис. 3).

Хоть Зверьки хорошо стереглися, однако разбудили Мишку, узнали его и кричат:

Лесные звери бросаются врассыпную. Мишка за ними. Кого он поймает, тот садится вместо него на стульчике (под дубком), и игра начинается сначала.

Цель игры. Развивать у детей ловкость. Развлечь воспитанников.

Мишка и лесные зверята

Слова и музыка. Верховинца

V. Слушание музыки.

Исаак Дунаевский, увертюра к фильму «Дети капитана Гранта».

1. Общие сведения о композиторе.

Исаак Осипович Дунаевский родился ЗО января 1900 года в Лохвице (ныне Полтавская обл.) в семье состоятельного службов — эта-еврея Цалі Дунаевского. Окончил Харьковскую консерваторию (1919) по классу скрипки И. Ю. Ахрона; композицией занимался в Сек. С. Богатырева. Работал как композитор и дирижер в харьковских драматических театрах. С 1924 года жил в Москве, где руководил музыкальной частью Театра сатиры.

И. Дунаевский — один из создателей советской оперетты, автор 12 произведений в этом жанре. Не отвергая традиций нео — венской оперетты, композитор прокладывал новые пути. Маэстро ввел в свои произведения большие ансамбли, развернутые финалы, оркестровые эпизоды.

Ярче всего проявился талант Дунаевского в музыке к фильмам «Веселые ребята» (1934), «Три товарища» (1935), «Вратарь» (1936), «Цирк» (1936 Сталинская премия, 1941), «Дети капитана Гранта» (1936), «Волга-Волга» (1938 Сталинская премия, 1941),«Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Кубанские казаки» (1950; Сталинская премия, 1951). Композитор стал главным творцом советской музыкальной кинокомедии, сделав музыку одним из главных компонентов драматургии фильма.

Стиль Дунаевского сложился на основе городской песенной и инструментальной бытовой музыки, а также тесно связан с опереттой и джазом.

Умер композитор 25 июля 1955 года в Москве.

2. Обсуждение прослухованого произведения.

VI. Физкультминутка.

Кто же там, кто уже так устал

Надо дружно всем нам встать — (выйти из-за парт)

Солнце спит, небо спит, (глаза закрыты ладонями)

Даже ветер не шумит, (присесть)

Рано утром солнце встало, (открыть глаза, встать, поднять головы,

Всех лучами приветствовало, подняться на носки, руки приподнять вверх, развести в стороны, поднять вверх, помахать руками)

Слезки срібнії обронила, (закрыть лицо руками)

В травке позбираємо, (приседания)

VII. Изучение песни.

Слова А. Житкевича, музыка Л. Стельмащук «Заквітчали зари горизонт» — разучивание.

1. Слушание песни в исполнении учителя или фонограммы +.

VIII. Познавательный экскурс в прошлое.

IX. Итог урока. Релаксация.

источник

Учитель Щёголева Любовь Васильевна

МОУ СОШ №7 с. Стародубское, Будённовский район

Разработка урока в 7 классе

по программе Д.Б.Кабалевского

Тема четверти: «Музыкальная драматургия»

Тема урока: «Тайна» музыки И.О.Дунаевского.

Цель: научить распознавать музыкальную драматургию музыки посредством творческого воображения.

— образовательная: закрепить знания о музыкальной драматургии, о сонатной форме;

— развивающая: развитие воображения, творческой фантазии, ассоциативного мышления;

— воспитательная: воспитание уважения к творческому наследию; высоких моральных качеств (верности дружбе, взаимовыручке, честности и порядочности).

Оборудование: портрет И.О.Дунаевского, компьютер, проектор,экран, фортепиано,доска, мел.

Методы обучения: метод ретроспективы, эмоциональной драматургии, эвристический, наглядно-слуховой, наглядный.

У: какую музыку мы слушали на прошлом уроке?

Д: увертюру М.И.Глинки к опере «Руслан и Людмила».

У: что нового вы узнали на примере этого произведения?

Д: мы познакомились с сонатной формой.

У: вспомните структуру произведений, написанных в сонатной форме.

Д: называют части сонатной формы.

У: какие виды произведений пишутся в сонатной форме?

Д: сонаты, симфонии, увертюры, концерты.

Мотивация: У: Сегодня мы прослушаем еще одну увертюру. Она написана к приключенческому кинофильму «Дети капитана Гранта», снятом по одноименному роману Жуля Верна. Написал ее знакомый вам со 2 класса композитор. Попытайтесь его вспомнить по вот этой песенке: (наигрываю и напеваю «Песенку о капитане» И.Дунаевского, дети, как правило, подхватывают припев).

У: Итак, сегодня у нас на уроке музыка Исаака Осиповича Дунаевского, написанная им к кинофильму «Дети капитана Гранта». А кто из вас, дети, читал роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта»? (как правило, есть несколько учащихся, читавших этот роман или смотревших один из фильмов по нему).

Вспоминаем краткое содержание романа.

У: первый фильм по этому роману был снят еще до ВОВ. Захватывающая история двух подростков, брата и сестры, а так же их взрослых друзей, для мальчишек и девчонок многих поколений стала примером отваги, благородства, преданности, истинной дружбы, которой не страшны никакие испытания. Сегодня на нашем уроке прозвучит Увертюра к этому фильму. Прослушайте тему вступления.

Звучит фрагмент: вступление.

У: что вы услышали в этой музыке?

Ответы детей (далекий зов о помощи; призыв).

Д: роман-то начинается с того, что из пойманной акулы извлекли бутылку с клочком бумаги, на котором были географические координаты, и почерк был узнан.

У: Прослушайте главную тему экспозиции.

У: Итак, кому или чему вы посвятили бы главную тему экспозиции?

Д: главная тема должна олицетворять главных героев и их друзей во время их нелегкого плавания.

У: логично. Слушаем побочную тему.

Звучит фрагмент: побочная тема.

У: Что вы представили под эту музыку?

Д: может быть это то, что помогало им преодолеть трудности и опасности? Наверное, это дружба, взаимовыручка.

У: я хочу напомнить вам еще об одном примере верной дружбы и взаимовыручки. Это мушкетеры из романа А.Дюма. Не напоминает ли вам побочная тема их девиз? Помните его?

Д: (как правило, все вместе) «Один за всех, все за одного!». Очень похоже! Труба начинает, оркестр подхватывает.

У: Итак, слушаем «Увертюру» к кинофильму «Дети капитана Гранта».

Слушание всего произведения. Анализ музыки. Отзывы детей.

У: какова музыкальная драматургия этот произведения?

Дискуссия. Аргументация мнений. Просмотр презентации «Парусники».

У: давайте вернемся к теме урока: «Тайна» музыки И.О.Дунаевского. Какая тайна есть в этой музыке?

Д: зная содержание романа, очень легко разгадать эту тайну. Просто музыка очень достоверно рассказала обо всех событиях романа.

У: я согласна с вами. Надо уметь вслушиваться в музыку. И разгадка будет найдена обязательно. К какому выводу вы пришли, узнав содержание и прослушав произведение?

Вывод: музыка способна своими средствами раскрыть любой сюжет.

У: для того, чтобы и вы могли физически выносить трудности, надо заниматься спортом.

У: сегодня я предлагаю вспомнить и спеть песню «Ты слышишь, море?» из кинофильма «Свистать всех наверх» А.Зацепина и Л.Дербенева. Это песня мальчишки, который любит море, мечтает стать моряком и испытать все трудности и опасности.

Домашнее задание: прочитать роман Ж.Верна (тем, кто не читал). Нарисовать рисунок на морскую тему.

источник

1. Познакомить учащихся с личностью писателя, с этапами его жизни.

2. Дать определение жанра “научно-приключенческий роман”.

3. Познакомить учащихся с отрывком из “Увертюры” И.Дунаевского,

раскрыть гармоничное слияние музыки и текста художественного

произведения в композиции И.Дунаевского.

4. Выявить личное отношение учащихся к рассматриваемым проблемам.

Оборудование урока: портрет Ж.Верна, раздаточный материал “Жизненный путь Ж.Верна”, отрывок из “Увертюры” И.Дунаевского.

Организация домашней подготовки учеников к уроку:

1. Прочитать 1 часть романа “Дети капитана Гранта”.

2. Заполнить первые 2 графы таблицы.

-Что такое приключение? (Словарь С.И.Ожегова даёт такое определение понятию: “приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни”)

— Постройте ассоциативный ряд к слову “приключение” (веселье, забава, Робинзон Крузо, сокровища, герой, приключенческие романы, Жюль Верн)

Сегодня мы знакомимся с новым именем в мировой зарубежной литературе. Это имя Жюля Верна – человека величайшей работоспособности, автора более 100 томов. На родине писателя, в Нанте, хранится собрание его рукописей объёмом 15 тысяч рукописных листов.

— Обратимся к теме урока: “Диалог о Ж.Верне” Что такое диалог? Мы будем вести сегодня диалог о Ж.Верне, а поможет нам в этом таблица.

1.Прежде чем мы узнаем, в чём состоит своеобразие его личности, каковы основные этапы жизни Ж.Верна, давайте обратимся к 1 части вашего домашнего задания: таблице, состоящей из 3 столбиков, первые 2 из которых вы постарались заполнить дома. 3 столбик вы заполните в конце нашего урока, после знакомства с биографией Ж.Верна. Что же у вас получилось?

Что я знаю о Ж.Верне? (уровень первоначальных знаний) Что я хочу узнать?(что вы считаете нужным узнать о нём?) Уровень интересов Что я узнал? (уровень полученных знаний)
Автор романов “Дети капитана Гранта”, “Таинственный остров”, “200 тысяч лье под водой”. Француз, получил хорошее образование. Что это за человек? Как он выглядит? Как он жил? Что любил? Как решил стать писателем? Были ли у него дети и пошли ли они по его стопам? Каковы его увлечения, пристрастия?

Давайте обратимся к портрету (демонстрация портрета). Каким вам представляется этот человек, какими чертами характера, на ваш взгляд, он обладает?

Проверить правильность ваших предположений я предлагаю с помощью эпиграфов к уроку – слова самого Ж.Верна о себе.

Задание: давайте прочитаем эпиграфы и попробуем выяснить, о каких чертах характера автора они говорят. Выводы оформим в виде схемы.

(Свободолюбивый, любит природу, музыку, имеет утончённый вкус, умеет эстетически наслаждаться прекрасным).

2.“Не думаю, что хоть однажды в жизни я делал какую-либо работу спустя рукава. Труд для меня — источник единственного счастья, жизненная функция”.

(Трудолюбивый, ответственное отношение к делу)

3. “Я люблю уют и покой. Я был бы совершенно счастлив в монастыре. Тихая, посвящённая науке и работе жизнь – наслаждение для меня”.

(Любит одиночество и работу).

4. “Интерес к технике и промышленности всегда был важной чертой моего характера”

(Техническая направленность личности, но при этом автор более 100 произведений – гуманитарий, всесторонне развитая личность, образованный человек)

Выводы о качествах характера после обсуждения записываются в схему.

Ваши ответы показали, что вы хотели бы узнать о важных событиях жизненного пути автора, поэтому мы обращаемся к материалу, который есть у каждого на столах, “Жизненный путь Ж.Верна”. Я сообщу вам о важных событиях его жизни, ваша задача – подобрать заголовок каждому жизненному периоду, то есть отразить основное событие, приобретение этого периода.

( Работа с раздаточным материалом “Жизненный путь Ж. Верна”).

Вопросы: Как вы озаглавили основные периоды в жизни автора? Почему именно так? Какую информацию вы зафиксируете в 3 колонке вашей таблицы? (Заполнение 3 столбика).

Совпало ли первоначальное представление о Ж.Верне с последующим?

Что показалось наиболее интересным?

Я предлагаю вам снова обратиться к портрету писателя, но уже не для того, чтобы узнать его как личность, а как художника слова, автора научно-приключенческих, научно-фантастических романов.

С какими произведениями у вас связано, ассоциируется имя Ж.Верна?

В помощь я прочитаю небольшое стихотворение, и, если вы будете внимательными, услышите в нём подсказку:

Погляди: оживает этот старый портрет,
Он из рамы шагает: “Сколько зим, сколько лет!”
Жар труда и таланта, благородная цель –
Дети смелого Гранта и чудак Паганель.
Как живая легенда “Наутилус” плывёт,
Честь и совесть Дик Сенда увлекают вперёд!
Всё и странно, и просто,
Но спешат корабли,
И таинственный остров утопает вдали…
Поражается каждый: были рядом и нет!
Вот что может однажды нам поведать портрет!
Ваши ответы запишите в виде схемы:

— Давайте побеседуем о жанре этого произведения. Что такое жанр?

научно-приключенческий роман приключенческий роман

— Почему научно-приключенческий роман? Что отличает этот роман от произведений Ф.Купера и Л.Стивенсона? (Научность описаний)

— Давайте расшифруем это определение.

— Почему с неослабевающим интересом читаются страницы, посвящённые подробному описанию аргентинских памп, рельефа Кордильер, климату Патагонии и её жителей патагонцев?

— Какой путь проделывают герои в 1 части романа по поискам капитана Гранта? (Индивидуальное задание). Какие приключения вам особенно запомнились?

– Важно отметить, что этот роман вдохновил на творчество не только режиссёров и сценаристов (как результат – фильм с одноименным названием), но и композиторов. И.Дунаевский написал изумительно красивую мелодию к этому фильму — “Увертюра”

Мы знаем, что музыка помогает отразить, передать душевные переживания , внутреннюю жизнь героев. Мы послушаем отрывок из “Увертюры”. Слушая мелодию, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Какие чувства и образы вызывает у вас эта мелодия? Передаёт ли она романтику приключений, стремление к новым открытиям, слышен ли в ней шум моря?

Эти чувства можно сравнить с теми, которые испытывают герои романа “Дети капитана Гранта”?

– синквейн (стихотворная миниатюра, которая выражает эмоциональный итог работы учащихся на уроке).

ЖЮЛЬ ВЕРН (кто?что?)
2 строка (какой?) 2 прилагательных
3 строка (что делает?) 3 глагола
4 строка фраза об авторе

Истоки будущих увлечений
Нужно искать в детстве…

I. 1828 – 1848 гг. – МЕЧТЫ НА БЕРЕГАХ ЛУАРЫ

— 8 февраля 1828 г. — родился в семье нантских судовладельцев.

— 1846 г. — получает юридическое образование, заканчивает Сорбонну (привилегированное высшее учебное заведение во Франции).

— с 1848 г. – переселяется в Париж, работает адвокатом.

II. 1848 — 1862 гг. – Дебют драматурга (Самостоятельная жизнь. Занятие любимым делом. Поиск себя и самовыражение)

-скандал в семье Вернов (нежелание сына подчиниться воле отца – работать адвокатом). Мечта — стать писателем: “ Я мог бы стать хорошим литератором, но адвокатом буду плохим, так как во всём вижу только комическую сторону и художественную форму”.

— Знакомство с А.Дюма – сыном, с Ж.Араго.

— Первое литературное произведение – драма “Сломанные соломинки”.

III. 1862 – 1872 гг. – Начало “Путешествий” (Трудовые будни писателя).

-Возникает замысел “романов о науке” — “Необыкновенные путешествия”.

— 1862г.- 1 роман из серии “Пять недель на воздушном шаре” имеет успех.

— Заключает контракт на 20 лет с издателем Ж.Этцелем.

— Информацию для новых книг черпает в научных изданиях, из общения с друзьями, путешествий.

IV. 1872 -1885 гг. — Время признания (Успех. Наконец-то пришла слава).

К автору приходит слава, его творчество заметили в Академии, сюжеты его романов переносятся на театральные подмостки.

V. 1886 – 1905 гг.- Гражданское служение (Служение Родине).

— В течение 16 лет исполняет обязанности члена муниципального республиканского совета в Амьене.

— 24 марта 1905 г. – умер. Его могила – место паломничества поклонников его таланта.

— Памятник писателю в Нанте (фигура автора приподнимает могильную плиту, протягивая руку вверх. Надпись гласит: “К вечной молодости”).

источник

Жюль Верн (1828—1905) был и остался неумирающим спутником юности. Первые же романы принесли ему всенародное признание. По мере выхода в свет книги французского писателя немедленно переводились на иностранные языки и распространялись по всему миру.

Жюль Верн был в расцвете творческих сил, не успел осуществить и половины задуманного, когда восхищенные современники стали называть его «всемирным путешественником», «прорицателем», «чародеем», «пророком», «провидцем», «изобретателем без мастерской» (заголовки статей, появлявшихся при его жизни).

А задумал он, ни больше ни меньше, описать весь земной шар — природу разных климатических зон, животных и растительный мир, нравы и обычаи всех народов планеты.

И не просто описать, как это делают географы, а воплотить беспримерный замысел в многотомной серии романов, которую он назвал «Необыкновенные путешествия».

Труд Жюля Верна поражает масштабностью. Серия включает шестьдесят три романа н два сборника повестей и рассказов, изданных в девяноста семи книгах. В полном объеме — около тысячи печатных листов, или восемнадцати тысяч книжных страниц!

Жюль Верн работал над «Необыкновенными путешествиями» свыше сорока лет (с 1862 до начала 1905 года), издание же всей серии растянулось более чем на полвека. За это время сменились поколения школьников, для которых он писал свои книги. Поздние романы Жюля Верна попадали в нетерпеливые руки сыновей и внуков его первых читателей.

«Необыкновенные путешествия», вместе взятые, представляют собой универсальный географический очерк земного шара. Если распределить романы по месту действия, то окажется, что в четырех романах описываются кругосветные путешествия, в пятнадцати — страны Европы, в восьми — Северная Америка, в восьми — Африка, в пяти — Азия, в четырех — Южная Америка, в четырех — Арктика, в трех — Австралия и Океания, и в одном — Антарктика. Кроме того, в семи романах местом действия служат моря и океаны. Четыре романа составляют цикл «робинзонад» — действие развертывается на необитаемых островах. И наконец, в трех романах события происходят в межпланетном пространстве. К тому же во многих произведениях — не только «кругосветного» цикла — герои переезжают из страны в страну.

Можно сказать без преувеличения, что на страницы книг Жюля Верна врываются пена волн, песок пустынь, вулканический пепел, арктические вихри, космическая пыль. Место действия в его романах — планета Земля, и не только Земля, но и Вселенная.

География и естествознание соседствуют в «Необыкновенных путешествиях» с техническими и точными науками. Фантастика географическая свободно уживается с инженерной.

Герои Жюля Верна всегда в пути. Преодолевая громадные расстояния, они стремятся выиграть время. Достижение небывалой скорости требует улучшенных средств передвижения.

Жюль Верн «усовершенствовал» все виды транспорта от сухопутных до воображаемых межпланетных. Его герои создают быстроходные машины, подводные воздушные корабли, исследует вулканы и глубины морей, проникают в недоступные дебри, открывают новые земли, стирая с географических карт последние «белые пятна». Весь мир служит им мастерской для экспериментов. На дне океана, на необитаемом острове, на Северном полюсе, в межпланетном пространстве, — где бы они ни были, там их лаборатория, там они работают, действуют, спорят, претворяют в действительность свои дерзкие мечты.

В Жюле Верне соединялись как бы три писателя. Он был подлинным зачинателем научной фантастики, основанной на научном правдоподобии и нередко на научном предвидении, замечательным мастером романа путешествий и приключений, страстным пропагандистом науки и ее грядущих завоеваний.

Опираясь на искания научной мысли, он изображал желаемое как уже осуществленное. Изобретения, еще не получившие применения, модели механизмов, проходившие испытания, машины, которые лишь намечались в эскизах, он представлял в законченном, идеальном виде. Отсюда столь частые совпадения мечты писателя с ее последующим воплощением в жизнь.

Но он не был ни «прорицателем», ни «пророком». Его герои решали задачи, подсказанные самой жизнью — бурным развитием промышленности, транспорта, связи.

Научно-технические фантазии романиста почти никогда не превосходили возможностей их осуществления на более высокой ступени научного и технического прогресса.

«Ее величество» паровая машина все еще олицетворяла торжество техники. Пароходы и железные дороги «уменьшили» земной шар. Но предстояло овладеть электрической энергией, открыть, изобрести или ввести в обиход фонограф, телефон, дирижабль, трамвай, электропоезд, кинематограф, автомобиль, самолет, телевизор и многое, многое другое, без чего мы не мыслим цивилизации.

Именно в этих направлениях работает пытливая мысль героев «Необыкновенных путешествий».

Изобретатели, инженеры, строители воздвигают прекрасные города, орошают бесплодные пустыни, находят способы ускорять рост растений с помощью аппаратов искусственного климата, конструируют электрические приборы, позволяющие видеть и слышать на большом расстоянии, мечтают о практическом использовании внутреннего тепла земли, энергии солнца, ветра и морского прибоя, о возможности накопления запасов энергии в мощных аккумуляторах.

Они изыскивают способы продления жизни и замены одряхлевших органов тела новыми, изобретают цветную фотографию, звуковое кино, автоматическую счетную машину, синтетические пищевые продукты, одежду из стеклянного волокна и немало других замечательных вещей, облегчающих жизнь и труд человека и помогающих ему преобразовывать мир.

Когда Жюль Верн писал свои книги, Арктика еще не была завоевана, оба полюса еще не были открыты. Центральная Африка, Внутренняя Австралия, бассейн Амазонки, Памир, Тибет, Антарктида почти еще не были изучены.

Герои Жюля Верна совершают географические подвиги, предвосхищая действительные открытия.

Преобразование мира — главный нерв его творчества. Всесильный разум овладеет природой. Все четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь — неизбежно покорятся людям. Объединёнными усилиями человечество перестроит и улучшит планету.

Отсюда жизнеутверждающий пафос лучших произведений Жюля Верна.

Он создал роман нового типа — роман о науке и ее беспредельных возможностях.

Науку, которая наделила человека могуществом и помогла ему проникнуть в тайны природы, он сделал своей музой.

Фантазия у него подружилась с наукой и стала ее неразлучной спутницей. Фантазия, окрыленная научными исканиями, превратилась в научную фантастику.

Вместе с новым романом в литературу вошел и новый герой — рыцарь науки, бескорыстный ученый, готовый во имя своих творческих идей, ради осуществления больших надежд совершить любой подвиг, пойти на любую жертву.

В будущее устремлены не только научно-технические фантазии Жюля Верна, но и его герои — первооткрыватели новых земель и творцы удивительных машин.

Время диктует писателю свои требования. Жюль Верн уловил эти требования и откликнулся на них «Необыкновенными путешествиями».

Найти свою цель оказалось труднее, чем посвятить жизнь её достижению.

Старший сын адвоката, Жюль Верн знал еще мальчиком, что давняя семейная традиция предписывает ему стать правоведом и со временем унаследовать контору отца. Но желания расходились с семейными устоями.

Он вырос в приморском городе Нанте, бредил морем и кораблями и даже попытался — ему было тогда одиннадцать лет — удрать в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Корали». «Я не могу равнодушно видеть, — признался он значительно позже словами одного из героев, — как отчаливает судно — военное, торговое, даже простой баркас, чтобы всем своим существом не перенестись на его борт. Я, должно быть, родился моряком и теперь каждый день сожалею, что морская карьера не выпала на мою долю с детства».

Однако неумолимый отец посылает его после лицея в парижскую Школу права. Море остается светлой мечтой, а любовь к поэзии, театру и музыке сокрушает твердыню родительской власти. В угоду отцу «выстрадав» кое-как диплом правоведа, он предпочитает заранее уготованной ему адвокатской конторе в Нанте полуголодное существование литератора, перебивающегося неверными заработками — пишет комедии, водевили, драмы, сочиняет либретто комических опер и после каждой очередной неудачи трудится с еще большим азартом.

На дне старого чемодана покоятся десятки недоставленных и неизданных пьес.

В то же время жадная любознательность, увлечение естественными науками заставляют его посещать Национальную библиотеку, лекции и ученые диспуты, делать выписки из прочитанных книг, не зная еще, на что пригодится ему этот ворох всевозможных сведений по географии, астрономии, навигации, истории,техники и научных открытий.

Далеко еще не утвердившись в своем истинном призвании, он исподволь накапливал знания, позволившие ему стать первооткрывателем «романа о науке», как он впоследствии назовет счастливо найденный новый вид повествования. По-прежнему возлагая надежды на театр, он только лишь начинал задумываться, как было бы интересно и поучительно соединить литературу с наукой, когда однажды — это было в середине 1850-х годов — в ответ на уговоры отца отказаться от никчемных занятий и вернуться в Нант решительно заявил:

— Я не сомневаюсь в своем будущем. К тридцати пяти годам я займу в литературе прочное место.

Ему минуло 27 лет. Из множества предвидений Жюля Верна, сбывшихся с большим или меньшим приближением, этот первый прогноз оказался безукоризненно точным.

Но блуждания еще продолжались. Несколько напечатанных рассказов на морские и географические сюжеты, которым сам он не придавал большого значения, хотя позднее и включил их в свою громадную серию, были вехами на пути к «Необыкновенным путешествиям». Лишь на переломе к шестидесятым годам, убедившись, что теперь он вполне подготовлен, Жюль Верн стал разрабатывать новые замыслы. Это было осознанное художественное открытие. Он открыл для литературы поэзию науки. Порывая со всем, что его прежде связывало, он сказал театральным друзьям:

— Мне кажется, я нашел свою золотую жилу.

Осенью 1862 года Жюль Верн закончил свой первый роман. Его давний покровитель Александр Дюма порекомендовал обратиться к Этцелю — умному, опытному издателю, который подыскивал способных сотрудников для юношеского «Журнала воспитания и развлечения».

По первым же страницам рукописи Этцель угадал, что случай привел к нему именно того писателя, какого не хватало детской литературе.

Этцель быстро прочел роман, высказал свои замечания и отдал Жюлю Верну на доработку. Уже через две недели рукопись вернулась в исправленном виде, и в начале 1863 года роман вышел в свет.

Само название — «Пять недель на воздушном шаре» — не могло пройти незамеченным.

Успех превзошел все ожидания и ознаменовал рождение «романа о науке», в котором увлекательные приключения сплетаются с популяризацией знаний и обоснованием различных гипотез. Так, уже в этом первом романе о воображаемых географических открытиях в Африке, сделанных с птичьего полета, Жюль Верн «сконструировал» аэростат с температурным управлением и безошибочно предсказал местонахождение тогда еще не открытых истоков Нила.

Романист заключил с издателем долгосрочный договор, согласившись писать по три книги в год. Теперь он мог без помех, не думая о завтрашнем дне, приступить к осуществлению многочисленных замыслов.

Этцель становится его другом и советчиком. В Париже они часто видятся, а когда Жюль Верн уезжает работать к морю или курсирует вдоль берегов Франции, запершись в «плавучем кабинете» на борту Вернемся, однако, года на три назад, когда, писатель впервые поделился с Этцелем только что сложившимся замыслом.

источник

Приветствую всех занимающихся оркестровой музыкой !

Я отсканировал замечательную увертюру И. Дунаевского к кинофильму «Дети Капитана Гранта»
Потрясающая взволнованно-романтическая музыка, точно передает дух юнешеских приключений.

Читайте также:  Анализ сюжетных рисунков детей по теме

В архиве также есть мп3, но к сожалению произведение звучит не до конца, я нашел только этот вариант. Если у кого-нибудь есть запись оркестра получше, буду рад. Вообще, хотелось бы послушать другие оркестровые произведения Дунаевского, особенно оперетты, нигде не нашел. Считается, что в них Дунаевский достиг высокого мастерства оркестровки.

Произведение небольшое и простое по форме, думаю, что оно идеально подходит для изучения оркестровки, так как на таком примере проще почувствовать меру в использовании средств оркестра, проследить закономерности. В связи с этим предлагаю обсудить эту партитуру. Я первый задам свои вопросы, надеюсь, что на форуме найдутся знающие оркестровку пользователи, которые сумеют объяснить непонятные мне детали.

1) В первом примере (7-8 такты) кларнеты, звучащие все время ниже гобоев, делают скачок и берут ноту выше гобоев, тоесть партии инструментов перекрещиваются.

С какой целью это делается ? Известно, что перекрещивать партии инструментов следует только если на это есть какая-то серьезная причина.
Вообще, Геварт пишет, что нижние звуки аккордов лучше доверять как раз гобоям, а не кларнетам, хотя их партии (кларнетов) принято записывать ниже гобоев. В нашем случае кларнеты звучат ниже гобоев, но потом делают скачок и становятся выше.

Я думаю, что без скачка образовалась бы пустота, так как мелодия все время идет вверх, и флейты отрываются от ближайших голосов, но почему нельзя было повести гобои и кларнеты параллельно вверх, зачем гобои оставлены на месте, а кларнеты делают скачок и заполняют пустоту?

2) Во втором примере в партии трубы делается пауза, хотя все инструменты разом берут аккорд за аккордом. Затем перед кульминацией труба опять включается в общий рисунок.

Я думаю, что подсоединение трубы перед кульминацией усиливает напряжение, поэтому она выключается на момент до этого. Но это лишь мое предположение. Также не понятно почему только одна труба делает паузу, а все остальные инструменты звучат на каждую долю. Разве для трубы не нашлось места в этом эпизоде?

В архиве я положил также таблицу с названиями оркестровых инструментов на итальянском, немецком и французском языках. Эти полные и сокращенные названия можно встретить в партитурах. Жаль нет английских названий, так как у Дунаевского, например, записано на итальянском Tamburo — военный барабан, но как он называется в программе Finale я не знаю ? Там много самых разных ударных инструментов.

Приветствую всех занимающихся оркестровой музыкой !

Я отсканировал замечательную увертюру И. Дунаевского к кинофильму «Дети Капитана Гранта»
Потрясающая взволнованно-романтическая музыка, точно передает дух юнешеских приключений.

В архиве также есть мп3, но к сожалению произведение звучит не до конца, я нашел только этот вариант. Если у кого-нибудь есть запись оркестра получше, буду рад. Вообще, хотелось бы послушать другие оркестровые произведения Дунаевского, особенно оперетты, нигде не нашел. Считается, что в них Дунаевский достиг высокого мастерства оркестровки.

Произведение небольшое и простое по форме, думаю, что оно идеально подходит для изучения оркестровки, так как на таком примере проще почувствовать меру в использовании средств оркестра, проследить закономерности. В связи с этим предлагаю обсудить эту партитуру. Я первый задам свои вопросы, надеюсь, что на форуме найдутся знающие оркестровку пользователи, которые сумеют объяснить непонятные мне детали.

1) В первом примере (7-8 такты) кларнеты, звучащие все время ниже гобоев, делают скачок и берут ноту выше гобоев, тоесть партии инструментов перекрещиваются.

С какой целью это делается ? Известно, что перекрещивать партии инструментов следует только если на это есть какая-то серьезная причина.
Вообще, Геварт пишет, что нижние звуки аккордов лучше доверять как раз гобоям, а не кларнетам, хотя их партии (кларнетов) принято записывать ниже гобоев. В нашем случае кларнеты звучат ниже гобоев, но потом делают скачок и становятся выше.

Я думаю, что без скачка образовалась бы пустота, так как мелодия все время идет вверх, и флейты отрываются от ближайших голосов, но почему нельзя было повести гобои и кларнеты параллельно вверх, зачем гобои оставлены на месте, а кларнеты делают скачок и заполняют пустоту?
2) Во втором примере в партии трубы делается пауза, хотя все инструменты разом берут аккорд за аккордом. Затем перед кульминацией труба опять включается в общий рисунок.

Я думаю, что подсоединение трубы перед кульминацией усиливает напряжение, поэтому она выключается на момент до этого. Но это лишь мое предположение. Также не понятно почему только одна труба делает паузу, а все остальные инструменты звучат на каждую долю. Разве для трубы не нашлось места в этом эпизоде?

В архиве я положил также таблицу с названиями оркестровых инструментов на итальянском, немецком и французском языках. Эти полные и сокращенные названия можно встретить в партитурах. Жаль нет английских названий, так как у Дунаевского, например, записано на итальянском Tamburo — военный барабан, но как он называется в программе Finale я не знаю ? Там много самых разных ударных инструментов.
[/b]

источник

Произведение «Дети капитана Гранта» было написано писателем в 1868 году. Оно представляет собой первый роман из знаменитой трилогии о капитане Немо. Впервые этот роман был опубликован в 1868 году.

Сюжет первой части трилогии Жюля Верна сосредоточен на поисках капитана Гранта, храброго шотландского патриота, противника Англии. Он не смог смириться с тем, что его родина потеряла независимость, и решил основать колонию «Новая Шотландия» на одном из островов в Тихом океане. Однако кораблекрушение стало препятствием на пути к достижению этой цели. Лорд Гленарван, пэр Шотландии, капитан паровой яхты «Дункан», нашёл бутылку с координатами потерпевших крушение. Он решает снарядить экспедицию на поиски капитана. Дети капитана Гранта, Роберт и Мэри, в поисках отца приходят к Гленарвану и собираются помочь лорду найти и спасти их отца.

«Дункан» выходит из Глазго, на корабле оказываются: лорд со своей супругой, дети капитана Гранта, кузен лорда — майор Мак-Наббс, а самой яхтой управляет капитан Джон Манглс. Также, по воле случая, на борту корабля оказывается Жак Паганель, который перепутал корабли, но всё же присоединился к миссии «Дункана».

Поисковый отряд знает из записки только широту, но долгота им неизвестна, следовательно, им нужно пройти по 37-ой параллели южной широты. Маршрут яхты пролегает по следующему пути:

1. Яхта плывёт по Атлантике к берегам Южной Америки, проходит через Магелланов пролив, и по тихому океану направляются к Патагонии, где, по первым попыткам расшифровать записку, участники плавания полагали найти капитана в плену у индейцев.

2. После безрезультатных поисков, «Дункан» направляется к Австралии, следуя 37-ой параллели. В Австралии поисковый отряд путешествует по суше.

3. Из Австралии герои попадают в Новую Зеландию, у берегов которой их встречает «Дункан».

В Патагонии, Австралии и Новой Зеландии героев поджидают опасности на каждом шагу. Поиски в Патагонии начинаются с опасного перехода через горы, после их настигает самый настоящий потоп, из-за чего им приходится жить на огромном южноамериканском дереве. Измученные, голодные, не спавшие сутками, изнурённые жарой, Гленарван и его спутники возвращаются на яхту, которая обогнула континент, чтобы снова оказаться на 37-ой параллели.

После неудачных поисков в Патагонии, герои не падают духом и, по новой догадке Паганеля, плывут в Австралию. На их долю выпало быть обманутыми Айртоном, бывшим боцманом корабля капитана Гранта. Айртон оказывается не только бывшим боцманом, но и нынешним разбойником, который, с группой беглых каторжников, пытается захватить «Дункан».

Поиски не дали результатов, но вечно жизнерадостный Паганель предлагает трактовать записку иначе, будто в ней сказано не об Австралии, а о Новой Зеландии. Оказавшись на родине людоедов, в Новой Зеландии, герои попадают в плен к туземцам, которые хотят их убить. Благодаря ловкости и смекалке они выбираются из плена и бегут, держась морского побережья, к цивилизованным районам Зеландии. Герои спасаются благодаря оставленным лодкам на побережье, выплывают в открытое море навстречу «Дункану».

На борту яхты оказывается Айртон, который хотел захватить судно, но не смог. Гленарван вместе с женой допрашивают его, после чего он говорит, что всё расскажет о крушении «Британии», только если Гленарван не сдаст его английским властям, а просто высадит его на необитаемом острове. Но знания Айртона не помогают в поисках капитана Гранта.

Уже отчаявшись, команда Гленарвана плывёт по направлению к Европе, и по пути ищет необитаемый остров для Айртона. Неожиданно, проплывая мимо одного из островов, они видят сигнальные огни костров. На острове Табор оказываются капитан Грант и двое его матросов, которые жили там уже больше двух лет. Семья Грант воссоединяется, Айртон остаётся на острове Табор, а «Дункан» плывёт домой, в Шотландию.

Роман «Дети капитана Гранта» — роман со счастливым концом, как и многие романы писателя. Благодаря своей храбрости, мужеству, ловкости, смекалке герои выходят победителями из всех сражений со стихией и коварством людей.

Лингвострановедческий анализ научно-фантастического романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» следует начать с рассмотрения экстралингвистических факторов его создания.

Произведение «Дети капитана Гранта» — яркий и мощный протест против колонизации народов. Писатель пытается всевозможными способами показать всю свою неприязнь к Англии, и в то же время симпатию к Шотландии и Франции. Во второй половине XIX века Франция вела колонизаторскую политику Африки, а Великобритания была её самым серьёзным соперником. Возможно, поэтому автор так старательно подчёркивал жажду господства англичан. Но, вместе с тем, нужно отметить, что Жюль Верн был против только такой колонизации, которая влекла за собой порабощение народов, их истребление, угнетение.

«Les anglais, on le voit, au dйbut de leur conquкte, appelиrent le meurtre en aide а la colonisation.

Leurs cruautйs furent atroces. Ils se conduisirent en Australie comme aux Indes, oщ cinq millions d’indiens ont disparu. Aussi la population aborigиne, dйcimйe par les mauvais traitements, tend-elle а disparaоtre du continent devant une civilisation homicide» [26].

«Мы видим, что англичане с самого начала призвали на помощь колонизации убийство.

Их жестокость была ужасна. Они вели себя в Австралии так, как вели себя в Индии, где исчезли пять миллионов индийцев. Так и местное население, уже поредевшее из-за плохого обращения, совсем исчезнет с континента по вине этой смертоносной цивилизации».

Писатель старается поставить колониальные народы на одну ступень с европейскими: например, автор описывает индейца Талькава как человека столь же благородного, мужественного и справедливого. Занимательна сатирическая сцена с австралийским мальчиком Толине, который возвращается из школы с наградой по географии, но когда Паганель задаёт ему вопросы по географии, то оказывается, что мальчика в школе учили тому, что весь мир принадлежит Англии.

«Les hйros positifs de Jules Verne ne sont pas seulement partisans du progrиs dans la science, explorateurs et savants. Ils sont aussi les ennemis de l’injustice sociale et nationale, ils luttent pour la libertй et les droits des opprimйs» [27, с. 85-86].

«Положительные персонажи Жюля Верна являются не только сторонниками прогресса науки, исследователей и учёных. Но они также враги социальной и национальной несправедливости, они борются за свободу и за права угнетённых».

Главная тема произведения, вокруг которой складывается сюжет, — поиски пропавшего отца. Что же касается главной идеи, то, на наш взгляд, это невероятная сила науки, любви, верности, справедливости и мужества, которая преодолевает любые преграды. Благодаря Пагенелю и его знаниям герои спаслись от туземцев в Новой Зеландии; благодаря мужеству и благородству Гленарвана герои достигли своей цели; благодаря храбрости и самоотверженности Роберта Гранта Гленарван и его товарищи были спасены от волков и смерти от разгневанных туземцев.

В произведении мы видим огромное количество терминов различных областей науки и техники: dunette — ют (кормовая часть судна), Araucanie — Араукания (территория Чили, населённая индейцами-арауканами), pibrochs — пиброксы (древнешотландские песни), patent-log — патент-лаг (прибор, показывающий скорость движения судна), nyctalopie — никталопия (свойство глаз видеть в темноте предметы лучше, чем при ярком свете), hypsomйtria — гипсометрия (измерение рельефа местности), cacique — касик (вождь туземного племени). Жюль Верн умеет увлекать читателя даже такими малоинтересными и «сухими» темами, как особенности взаимодействия частей машины, технологии обработки растений для приготовления их в пищу и т.д.

В дополнение к этому в романе ярко выделяется противопоставление положительных и отрицательных героев. Например, автор описывает Гленарвана при помощи следующих определений: bon, juste, courageux, fort, intelligent, noble (добрый, справедливый, мужественный, сильный, умный, благородный). Айртона писатель называет vil, cruel et misйrable lвche (подлым, жестоким негодяем и трусом).

Писатель мастерски использует различные композиционные приёмы: преодоление препятствий, достижение невероятно сложных целей, раскрытие тайны. Развязка произведения также доказывает то, что справедливость в произведениях писателя всегда торжествует: Айртон наказан, капитан Грант воссоединился со своими детьми.

источник

Здесь Вы можете высказать свое мнение о прослушанной песне, добавить или уточнить информацию о ней, описать связанные с ней интересные моменты. Все это позволит трудящимся сравнить различные точки зрения и получить объективное представление о песне.

Запрещается вести политические дискуcсии и/или любые разговоры, не связанные напрямую с обсуждаемой песней, для них существует форум. Все подобные записи, а также непристойные и оскорбительные сообщения будут удаляться.

Обсуждаем песню:
Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» — 04:01 (946Kb)
Бессмертный символ социалистической романтики. Наиболее полная оркестровка. Звук в начале немного «плывёт».
Музыка: Исаак Дунаевский 1936г. Исполняет: оркестр п/у В.Кожухаря
Скачано: 23826 раз

Комментарии
Сатурну
Автор: LaoShugen 11.08.06 10:16 Сообщить модератору

Спасибо за эту музыку! К стати, у Вас может быть и есть музыка Шостаковича к к/ф «ОВОД» — вступление, романс и т. д. Заранее благодарю!

Романс из «Овода» я выкладывал — он лежит в самодеятельности.

Сатурн, оркестровка не только полная, но и на мой взгляд, более удачная, чем та, что на сайте.
Автор: Коровьев 19.08.06 22:06 Сообщить модератору

Но что вы имеете ввиду под 1936 годом? 🙂

На тему выставления дат я неоднократно говорил. В том числе и уважаемому Сатурну.
Для слушателя — посетителя сайта необходимо чётко обозначать — либо это год создания произведения, либо год исполнения. Естественно, что это не одно и то же.
Уважаемый Сатурн по-прежнему выставляет год создания произведения. Хотя в записи отчётливо слышно, что качество записи 30-х — 50-х годов очень заметно отличается от техники и уровня записи последних лет (если звучит произведение, скажем, 20-х — 40-х годов.
И вот здесь получается «запудривание мозгов» слушателя. Примеров на нашем сайте хватает.
Нужно ещё раз договориться о том, как именно датировать то или иное произведение.
Либо выставлять обе даты (создание и исполнение).

Огромное спасибо!! Но плавает качество — реально ли получить ее в хорошем CD качестве? Заранее спасибо!

Великолепное произведение! У меня эта мелодия вызывает чувство восторга, какого-то необъятного простора. наворачиваются слёзы на глазах.

Одно из самых замечательных творений великого Дунаевского безжалостно испохаблено аранжировкой. Представленный на сайте вариант не авторский, а киношный — обрезанный и кем-то пересочиненный. Начиная со второй половины, это уже не Дунаевский. Кому нужен авторский вариант в исполнении симфонического оркестра Гостелерадио и в хорошем качестве, пишите в приват:
bavarin@inbox.ru

Вещь исключительная по колориту, динамике и потенциалу, восходящая к высшим творениям П.И.Чайковского. Кстати, характерно для раннего довоенного советского периода также в творчестве других композиторов, включая Д.Б.Кабалевского.

Пересочинённый он тем же Исааком Дунаевским — это послевоенный вариант

источник

Перед началом урока звучит увертюра И.Дунаевского к кинофильму “Дети капитана Гранта”.

Недавно на уроке литературы вы знакомились с романом Ж. Верна “Дети капитана Гранта”. К сегодняшнему уроку МХК у вас было задание: охарактеризовать главных героев: Паганеля, лорда Гленарванда, сына капитана Гранта – Роберта и других. Давайте проверим, совпадают ли ваше описание героев этого романа с теми вариантами, которые предлагаю я вам.– Какие черты характеров этих героев, вам наиболее запомнились и понравились? Подчеркните в текстах и дополните по памяти. (Отвага, честность, стремление к победе, ответственность, бесстрашие, принципиальность, смелость, борьба за идеалы, великодушие, благородство, самостоятельность, добродушие, дисциплинированность, преданность и т.д.)

– Обратите внимание на женский образ. Как зовут главную героиню и какая роль ей отведена автором?

– В каких фильмах вы встречали персонажей с похожими чертами характера?

– Можем ли мы этих персонажей назвать героями и почему?

– В 1936 г. по роману Ж.Верна режиссер Владимир Вайншток , сценарист Олег Леонидов и композитор И.Дунаевский создали художественный фильм “Дети капитана Гранта”. Как вы думаете, почему 1985 году, режиссер Станислав Говорухин создает фильм “В поисках капитана Гранта” по мотивам романа Ж.Верна , а также использует музыку И.Дунаевского, которая была написана к фильму В.Вайнштока? (большая популярность фильма, достижения кинематографа: появление новых технологий, цвета и т.д.)

– Вспомните, какие песни звучали в фильмах? Давайте вспомним эти песни. Просмотр фрагмента из кинофильма, где звучит одна из самых известных песен этого кинофильма (“Песенка о капитане”). В чем особенность музыки И.Дунаевского, написанной для этого фильма?

– В какой ситуации вы пропели бы эту песню своему другу? Какие интонации вы слышите в этой песне? (Уверенность, желание поддержать товарищей, рассудительность, т.д.)

– Найдется ли среди вашего окружения человек, который в трудный час сумел бы так поддержать вас? Кем является для вас такой человек? (другом) Дорожите ли вы этим человеком и почему?

– Сегодня на уроке мы обращаемся к произведениям, созданные в 20-50-е годы ХХ века. Возьмите сравнительную таблицу №1и проанализируйте, какая тема является основной для творчества художников 1-й половины ХХ века.

– Какие виды искусств объединяет кино? Какие средства выразительности вам известны? (В разных видах искусств.)

– Используя средства выразительности, опишите, какую музыку вы написали бы, к фрагментам книги Ж.Верна “Дети капитана Гранта”, если были бы кинокомпозиторами. Какими средствами выразительности она должна обладать? Обоснуйте свои предположения.

– Прослушаете увертюру И.Дунаевского к кинофильму “Дети капитана Гранта”. Созвучна ли она книге Ж.Верна? Обоснуйте свой ответ.

– В чем же значение музыки в кино? Какую роль отводит современное киноискусство музыке? В чем это проявляется?

Домашнее задание: Вспомнить “Песенку о веселом ветре”, пройденную в начальной школе на уроке музыки и описать, какие черты характера пробуждаются при звучании и исполнении этой песни в человеке, основываясь на собственном опыте.

Информация о ообразовании:

Особенности содержания и организации образовательного процесса в Омском автотранспортном колледже
Рассмотрим на примере реализации инновационной образовательной программы «Интегрированная система непрерывной многоуровневой подготовки специалистов для высокотехнологичных производств автотранспортной отрасли и агропромышленного комплекса Омской области в условиях внедрения Европейских стандартов .

Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования
Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изо искусства, но и в области методов обучения рисованию. В это время возрождается стремление к реалистическому искусству, к правдивой передаче действительности. Мастера эпохи Возрождения активно вступают на путь реалистического мир .

Задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Основной задачей физического воспитания, как и воспитания вообще в ДОУ, является формирование здорового, всесторонне развитого ребенка. Система работы в МДОУ «Колокольчик» предусматривает обязательное планомерное и систематическое воздействие на ребенка средствами физического воспитания. .

источник

Фильм состоит из двух сюжетных линий. Первая рассказывает о жизни писателя Жюля Верна

и истории создания и публикации романа «Дети капитана Гранта». Вторая собственно повествует сюжет романа так, как он постепенно рождался в воображении писателя.

Лорд Гленарван и его жена Элен совершают свадебное путешествие в шотландских водах на яхте «Дункан». Экипаж корабля вылавливает акулу, во внутренностях которой находят бутылку из-под шампанского. Внутри неё лежат разъеденные водой бумаги на трёх языках с просьбой о помощи: английское судно потерпело крушение, спастись удалось двум матросам и капитану Гранту. Прослышав о находке, к лорду приезжают дети капитана.

После отказа английского правительства вести поиски лорд Гленарван сам решает отправиться на помощь герою Шотландии. Им точно известно, что крушение произошло на 37-й параллели, но долгота неизвестна. В поисках капитана отважные шотландцы совершают по 37-й параллели кругосветное путешествие.

В финале фильма обе сюжетные линии сливаются, корабль Жюля Верна и «Дункан» встречаются в море.

В фильме использована увертюра Исаака Дунаевского из фильма «Дети капитана Гранта», первой советской экранизации романа 1936 года.

Яхта «Дункан» направляется из Европы в Южную Америку. Её маршрут проходит рядом с Канарскими островами. Но не трудно заметить, что в роли островов показан Аю-Даг со стороны Гурзуфа.

В Крыму были сняты лишь некоторые морские сцены. Основная же масса материала родом из Болгарии.

В фильме, поставленном по канве романа, авторы стремились выявить созвучность с современностью, показать, как храбрость, ловкость, мужество и героизм преодолевают все препятствия.

Дунаевский написал к фильму прекрасные песни «Жил отважный капитан», песенку «О веселом ветре», но главное — романтическую, подлинно симфоническую увертюру. Шостакович в статье «Большой талант, большой мастер» писал: «Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента — не зря так полюбилась слушателям, что и по сей день (вот уже больше 20 лет) ее часто по многочисленным просьбам передают по радио.

Композитор и сам считал эту увертюру одним из лучших своих произведений. Действительно, в музыке так взволнованно передана вечная тема романтики подвига, опасности и преданности людей благородному делу, что она не могла не увлечь слушателей».

С тех пор и до наших дней увертюра к «Детям капитана Гранта» звучит в концертах, занимая прочное место на симфонической эстраде.

ИРОНИЯ СУДЬБЫ

Традиционно 31 декабря, накрывая праздничный стол или собираясь в гости, мы будем смотреть всем знакомый, без преувеличения скажем – наизусть, самый-новогодний-фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Итак, телепремьера одной из самых популярных картин Эльдара Рязанова состоялась 31 декабря 1975 года. Аудитория первого показа достигла 100 млн зрителей, а уже 7 февраля фильм повторили по многочисленным просьбам. Кинокартина стала лучшей по опросу журнала «Советский экран» в 1977 году.

Фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» (отсюда и вторая часть названия фильма), написанной в 1969 году. Спектакль по этой пьесе успешно шел в нескольких театрах до выхода фильма.

2. На роль Нади Шевелевой пробовались: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, актриса Кировского драмтеатра Меримсон и другие. Также режиссёра долго и упорно уговаривали пригласить Алису Фрейндлих. Но Рязанов вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска. Он раздобыл ее телефон и позвонил ей в Варшаву. Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву. Её версия роли оказалась самой убедительной.

3. Рязанов очень тщательно подыскивал исполнителей главных ролей. Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Рязанов видел его лишь в образе Ипполита. Кроме того, говорить о том, что персонаж Миронова не пользовался бы успехом у женщин по сюжету было не возможно — никто бы не поверил, поэтому его кандидатура не рассматривалась. Пробовались Пётр Вельяминов, Станислав Любшин, а Мягкова взяли практически случайно.

4. Первоначально роль Ипполита должен был играть Олег Басилашвили. Более того, Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за смерти отца. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна, и снег растаял.

7. Знаменитую сцену в бане, где перед Новым годом собираются друзья, снимали после первомайских праздников. Под лестницей в одном из коридоров «Мосфильма» установили банные скамейки и весы.

«Ирония судьбы. » открыла для миллионов людей мир русской поэзии. В фильме прозвучали песни Микаэла Таривердиева на стихи восьми поэтов: М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Кочеткова, В. Киршона, М. Львовского, А. Аронова, Б. Ахмадулиной и Е. Евтушенко.

По замыслу Рязанова, музыку к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!» должны были написать несколько композиторов — каждый по одной песне. Первым, кому был отправлен сценарий с прилагавшимися стихами Марины Цветаевой, Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной, оказался Микаэл Таривердиев

Через некоторое время он представил на суд съемочной группы дюжину песен, после прослушивания которых Рязанов передумал обращаться за сочинением музыки к другим авторам. Таривердиев отыскал и исполнителей, которые должны были спеть песни за героев Андрея Мягкова и Барбары Брыльской. Это были Сергей Никитин и Алла Пугачёва. Они сделали это великолепно, исполненные ими песни вот уже на протяжении сорока лет не теряют своей популярности. В фильме звучит много фортепианной музыки. Исполнена она была лично композитором Микаэлом Таривердиевым.

– Какая гадость эта ваша заливная рыба!– Так кто из нас летит в Ленинград?

– Ну что вы меня все время роняете?– Не надо меня поливать!– Спинку потрите, пожалуйста…

Солярис» — драма, снятая Андреем Тарковским в 1972 году по мотивам одноимённого романа польского писателя-фантастаСтанислава Лема

об этических проблемах человечества через призму контактов с внеземным разумом

Действие происходит в неопределённом будущем. Соляристика — наука, изучающая далекую планету Солярис, — зашла в тупик. На Земле разгорается дискуссия — продолжать ли тратить ресурсы на исследования планеты или окончательно свернуть их. Споры подогревает свидетельство пилота Бертона, некоторые делают из него вывод, что океан планеты, возможно, обладает разумом. Психолог, доктор Крис Кельвин вылетает на Солярис, чтобы принять решение на месте.

Для написания музыки и записи звукового сопровождения к фильму был приглашен Эдуард Артемьев, уже имевший к тому времени репутацию лучшего в Советском Союзе композитора-электронщика. Первый опыт сотрудничества оказался настолько удачным, что впоследствии режиссер и композитор вместе трудились над «Зеркалом» и «Сталкером».

Для использования в звуковой дорожке к «Солярису» Артемьевым была собрана богатейшая коллекция звуков, в которой только шума ветра в листьях было несколько десятков вариантов. Тарковский принимал непосредственное участие в создании коллекции, подбирая звуки для передачи того или иного ощущения. Например, в сцене перемещения Бертона по туннелю для «утяжеления» звучания при записи на гул мотора едущей машины был наложен шум проезжающих танков.

Эта замечательная социально-сатирическая комедия увидела свет 3 февраля 1967 года. Сегодня мы решили вспомнить знаменитый киношедевр и подготовили несколько любопытных фактов о его создании.

Эта история напоминает фантастический сценарий: скромный и тихий актер театра самодеятельности с трогательной фамилией Деточкин на самом деле оказывается непримиримым борцом со взяточниками и прочими преступниками, и борется он во имя блага детей.

Чтобы сыграть роль подруги Деточкина – Любы, ее исполнительнице Ольге Аросевой пришлось на самом деле получить права водителя троллейбуса и затем водить настоящий троллейбус во время съёмок.

В театре самодеятельности персонаж Смоктуновского играет роль Гамлета. Что интересно, на момент выхода кинокартины у Смоктуновского уже была блестяще исполненная роль в одноименном фильме : “Гамлет” был показан в 1964 году.

Продолжим тему погони за Деточкиным: вальс, звучащий во время преследования милиционером “неуловимого мстителя” , использует музыкальную фразу из песни «Padam… Padam…». Эта мелодия композитора Андрея Петрова – одна из наиболее известных и узнаваемых в мире музыки кино. В репертуаре певца Сергея Никитина есть написанная на стихи Евгения Евтушенко песня «Стеклянный Господин», использующая мотив вальса из фильма «Берегись автомобиля».

вот популярные и всеми любимые советские комики Андрей Миронов и Анатолий Папанов крайне легко и удачно вписались в концепцию фильма, еще и обеспечив всей съёмочной группе веселый рабочий процесс с бесконечной импровизацией и искрометным юмором. Работа Андрея Миронова в роли «работника торговли» критиками считается одной из его самых успешных. А цитаты персонажа Папанова прочно вошли в жизнь советского общества и актуальны, кстати по сей день, например: «Тебя посодют, а ты не воруй!» и др

Специально для съёмок Иннокентий Смоктуновский по настоянию Рязанова сдал на водительские права.

источник