Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
Главные герои сказки «Дети в роще» и их характеристика
- Брат и сестра. Ленивые, безответственные, шалуны.
План пересказа сказки «Дети в роще»
- Предложение брата
- Брошенные учебники
- Золотой жук
- Все заняты
- Недовольство ручья
- Пение малиновки
- Отповедь малиновки
- Прилежный труд
Кратчайшее содержание сказки «Дети в роще» для читательского дневника в 6 предложений
- Детям было неохота идти в школу и они пошли в рощу.
- Там было очень хорошо, но жук отказался с детьми играть.
- Отказались с ними играть и прочие звери и птицы, и даже цветок.
- Ручей возмутился, когда дети решили, что он бездельничает.
- Малиновка пристыдила детей, сказав, что нужно сперва поработать, а потом отдыхать.
- Детям стало стыдно и они пошли в школу.
Главная мысль сказки «Дети в роще»
Чтобы весело отдохнуть, нужно хорошо потрудиться.
Чему учит сказка «Дети в роще»
Сказка учит тому, что бездельников никто не любит и никто с ними не играет. Учит тому, что каждый должен заниматься своим делом, делать то, что ему поручено. Учит детей учиться в школе, не лениться и быть прилежными.
Отзыв на сказку «Дети в роще»
Мне понравилась эта сказка и особенно сделанный в ней вывод о том, что право на отдых нужно заслужить. Ведь отдыхать можно только от трудов, а если ничего не делал, то и отдыха тебе не видать, как своих ушей.
Пословицы к сказке «Дети в роще»
Делу время, потехе час.
Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в споре.
Сделал дело — гуляй смело.
Весело прядется, весело и споется.
Как поработаешь, так и отдохнешь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Дети в роще»
Как-то брат и сестра пошли в школу. День был чудесный, а проходить им пришлось мимо тенистой рощи, в которой пели птицы и бегали белки.
Брат предложил сестре заглянуть в рощу, мотивируя это тем, что школа никуда не убежит, а в роще очень хорошо. Сестре понравилось предложение брата, и дети, бросив учебники на травку, побежали в рощу.
А там действительно было прекрасно!
Первым, кого встретили дети, оказался золотой жук. Дети стали просить жука поиграть с ними, но жук ответил, что ему некогда, он добывает себе обед.
Отказалась играть с детьми и пчела — она собирала мед. Муравей просто не обратил на них внимания, он тащил соломинку в муравейник. Белка запасала орехи, голубь строил гнездо, зайчик бежал к ручью умываться. Даже цветок земляники был занят делом — спешил созреть свои ягоды.
Дети добежали до лесного ручья и стали просить его поиграть с ними. Но ручей оскорбился и сказал, что у него от работы голова идет кругом, он поит зверей и птиц, вращает колеса мельницы, носит лодки и моет белье.
Детям стало скучно и они собирались было пойти в школу, но вдруг заметили малиновку, которая пела веселую песенку. Дети решили, что ей точно нечего делать и стали просить поиграть с ними.
Но малиновка обозвала детей маленькими ленивцами, и сказала, что устала до чертиков, собирая мошек для деток, да и теперь не просто поет, а убаюкивает птенцов. И малиновка посоветовала детям идти в школу и помнить о том, что играть весело тому, кто прежде хорошо потрудился.
Дети отправились в школу и прилежно занимались, хотя и опоздали.
источник
Константин Дмитриевич Ушинский писал детям не только воспитывающие сказки (1), (2), не только сказки научно-познавательные, но и рассказы. Представляю вам анализ рассказов Ушинского: «Дети в роще», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Гадюка», «Утренние лучи».
Рассказ «Дети в роще» —
читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.
В данном произведении рассказывается о том, как двое детей – брат и сестра – решили не идти в школу, а погулять в это время в роще. Но никто с ними не хотел играть: ни пчелка, ни ручеек, ни птичка. И все потому, что каждый был занят своим делом: жучку надо было добыть себе обед, пчелке – собирать мед. Скучно стало детям в роще, но все равно с ними никто не играл. А малиновка их даже пристыдила и сказала, что только тем и будет приятно отдыхать и играть, кто сначала поработал да сделал все, что был обязан сделать. И при этом рассказ заканчивается оптимистично.
Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» —
читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.
Рассказ «Гадюка» —
это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. При этом рассказ не сухой и напичканный фактами, а как будто вырванный из жизни. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И детки узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.
Рассказ «Утренние лучи» —
здесь описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.
И дорогие мои читатели, на десерт я вам припасла рассказ Ушинского «Четыре желания». Обязательно прочитайте его вашему ребенку!
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
А в следующий раз я охарактеризую вам следующие рассказы Ушинского для детей: «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Курица и утята», «Проказы старухи-зимы».
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ? Я ценю ваше мнение!
источник
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще» в подготовительной группе
Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще» в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
совместной деятельности воспитателя с детьми:
«Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще»
в подготовительной группе детей с ЗПР
воспитатель: Кириллова Т. Н
1. Познакомить детей со сказкой К. Д. Ушинского «Дети в роще».
2. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
3. Воспитывать читателя, способного испытывать сочувствие к героям сказки.
4. Расширять и уточнять представления детей о растениях и обитателях рощи.
1. Вступительное слово воспитателя.
Сегодня я читаю вам сказку Константина Дмитриевича Ушинского «Дети в роще». Мы вместе с двумя детьми, братом и сестрой, главными героями сказки, попадаем в тенистую рощу. Роща – это небольшой, близкий к жилью лиственный (нехвойный) лесок. Роща полна обитателей: насекомых, зверей, птиц. Вместе с детьми мы пойдём по роще и увидим, чем занят каждый из живущих здесь жителей.
2. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще»
Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.
— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.
Прежде всего дети увидели золотого жучка.
— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.
— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.
— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.
— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.
Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.
Голубь сказал:
— Строю гнездо для своих маленьких деток.
Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.
Детям стало скучно, что все заняты своим делом, и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.
— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!
— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.
Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.
— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.
— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.
Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
И на место снова сели. (Дети садятся.)
4. Беседа по содержанию сказки.
— Куда предложил пойти брат сестре вместо школы? (Ответы детей: в рощу).
— Почему сестра согласилась пойти в рощу? (Ответы детей: брат сказал, что в роще весело).
— Как встретила детей роща? (Ответы детей: пели птички, белки прыгали по веткам, насекомые суетились в траве).
— Что ответил золотой жук детям на предложение поиграть с ними? (Ответы детей: нет времени, я должен добыть себе обед).
— Приняла ли пчела приглашение поиграть? (Ответы детей: не приняла, потому что ей нужно собирать мёд).
— Как отреагировал муравей на слова детей? (Ответы детей: муравью некогда было слушать детей, он тащил соломинку, чтобы строить жильё).
— Что ответила белка на предложение поиграть? (Ответы детей: она должна запастись орехами на зиму).
— Каков был ответ голубя? (Ответы детей: строю гнездо для своих маленьких деток).
— Чем был занят серенький зайчик? (Ответы детей: бежал к ручью умыть свою мордочку).
— Почему белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми? (Ответы детей: спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду).
— Каким было настроение детей к этому времени? (Ответы детей: детям скучно, все заняты делом, никто не хочет с ними играть).
— Почему рассердился на детей ручей? (Ответы детей: они решили, что ручью нечего делать).
— А на самом деле, какие дела у ручья? (Ответы детей: поит людей и животных, моет бельё, вертит мельничные колёса, носит лодки и тушит пожары).
— Как чувствовали себя дети после разговора с ручьём? (Ответы детей: детям стало ещё скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а уж из школы зайти в рощу).
— Чем занималась крошечная малиновка на зелёной ветке? (Ответы детей: насвистывала превесёлую песенку).
— Почему малиновка обиделась на мальчика? (Ответы детей: он сказал, что ей нечего делать и позвал поиграть).
— Чем занималась целый день малиновка, и что она делает сейчас? (Ответы детей: целый день ловила мошек для своих малюток, а сейчас убаюкивает их песенкой).
— Как вы считаете, справедливо ли малиновка назвала детей маленькими ленивцами? (Ответы детей: справедливо).
— Что велела помнить малиновка о том, кому и когда приятно отдыхать и играть? (Ответы детей: тому, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать).
— Почему после разговора с малиновкой дети пошли в школу? (Ответы детей: им стало стыдно).
— Как учились дети в тот день? (Ответы детей: прилежно).
5. Дидактическая игра «Угадай героя сказки».
1). Он тащил соломинку втрое больше себя. (Муравей).
2). Она должна запастись орехами на зиму. (Белка).
3). Он спешил приготовить к сроку свою ягоду. (Цветок земляники).
4). Он работает днём и ночью, журча по камням. (Ручей).
5). Она ловила целый день мошек. (Малиновка).
6). Они другим мешали дело делать. (Дети).
Вы удивились, что в такой красивой роще, где живут и белка, и серенький зайчик, и голубь, и муравей, растёт земляника, журчит ручей, поёт маленькая малиновка, нашим героям стало сначала скучно, а потом стыдно?
Думаю, что вы правильно поняли мудрую сказку К. Д. Ушинского: у каждого есть дела, обязанности, которые просто необходимо выполнять, а игры и отдых – после того, как всё сделано.
Блок совместной деятельности воспитателя с детьми в подготовительной логопедической группе Интеллектуальная игра по произведениям С. Я. Маршака «Умники и умницы» Цель: создать условия для расширения и закрепления знаний детей о.
Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми «Как дети весну в сказках искали» Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми «Как дети весну в сказках искали». Подготовила воспитатель: Рудакова.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Чужое яичко» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Н. Павловой «Жёлтый, белый, лиловый» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки Л. Т. Тарасенко «Фокус ящерицы» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.
Конспект совместной НОД воспитателя с детьми «Чтение рассказа Г. Виеру «Хлеб с росою» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.
Совместная деятельность воспитателя с детьми «Чтение рассказа Ушинского К. Д. «Гадюка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.
Совместная деятельность воспитателя с детьми «Чтение сказки Л. Пантелеева «Две лягушки» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.
источник
Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.
— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.
Прежде всего дети увидели золотого жучка .
— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.
— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.
— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.
— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.
Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.
— Строю гнездо для своих маленьких деток.
Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.
Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью . Журча по камням, пробегал ручей через рощу.
— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!
— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.
Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку . Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.
— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.
— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.
Детям стало стыдно: они пошли в школу и, хотя пришли поздно, но учились прилежно.
Беседа по рассказу К. Д Ушинского « Дети в роще»
Цель : осмысление понятий «труд», «лень», «ответственность».
— воспитывать уважение к чужому труду, ответственное отношение к своим поступкам, труду
Оборудование: компьютер, проектор, книга К.Д Ушинского «Дети в роще», картинки жучка, пчелы, муравья, белки, цветка земляники, зайчика, ручья, малиновки
Механизмы нравственного воспитания
Знания и представления: все насекомые и птицы добывают себе корм, строят жилища, делают запасы на зиму. Земляника готовит свою сочную, вкусную ягоду только в солнечный жаркий день. Ручей работает днем и ночью …..Птица малиновка не просто так поет песни, а убаюкивает птенцов.
Мотив: прежде чем отдохнуть и поиграть, нужно поработать и сделать все, что обязан был сделать
Чувства и отношения: ответственность, воля, стойкость и чувство долга, теплое отношение к окружающему миру, стремление к полезной деятельности, твердый характер
Поступки и поведение: дети должны стремиться к обучению, у них должно быть желание учиться и понимание того, что знания необходимы.
Нравственные качества: трудолюбие, стремление к полезной деятельности, привитие любви и уважения к природе, к труду и умение работать так, чтобы работа приносила радость и счастье.
1.Вводная часть Психологический настрой
-Ой, где это мы? Поют птицы, журчат ручьи, слышится шепот листьев. Мы с вами оказались в солнечной роще, где веет спокойствием и тишиной. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть воздуха, запах зеленой травы. Кого можно встретить в роще?
— загадки про героев рассказа
-Однажды, все эти насекомые, птицы, зверята и даже растения с ручейком повстречали двоих детей: мальчика и девочку. И приключилась с ними вот такая история, хотите послушать? Её написал К.Д Ушинский «Дети в роще»
— показ наглядного материала (книга)
Восприятие и освоение нового
-чтение рассказа по частям
-Кто главные герои рассказа?
-Чем были заняты жители рощи?
-Почему ребята не попали в школу?
-Давайте проанализируем поступок детей. Хорошо ли они поступили?
-Хотелось ли им идти в школу?
-роща была тенистая, там было прохладно и весело, шумно
— птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали, белки прыгали по веткам, насекомые суетились в траве
-дети бросили азбуку в траву
-нет, они не попали в школу, они остались в роще
-ребята заленились идти в школу, им не хотелось учиться, а хотелось бегать, прыгать, резвиться. Они поступили неправильно
источник
Открытый урок в 3 классе по литературному чтению на тему «К. Ушинский «Дети в роще»
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
Открытый урок в 3 классе по литературному чтению проводился в рамках ГМО завучей по УВР, НМР и информатизации города Кызыла. Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: раскрытие главной идеи рассказа и его осмысление через умение работать с текстом. Урок целенаправлен на развитие у учащихся учения работать с текстом, находить в тексте скрытый смыл. Данный урок построен на технологии развития критического мышления (прием » 6 шляп», цветные карточки). Урок начинается с просмотра мультфильма, который мотивирует детей на активную учебную деятельность. В конце урока проводится рефлексия, оценивание детьми своей работы. Урок интересен тем, что чтение текста разделен на остановки, после которых идет обсуждение. От начальной остановки до финальной дети восстанавливают текст, придя к главной авторской идее.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Кызыла»
Открытый урок в 3 классе по литературному чтению на тему
Учитель начальных классов
Сарыглар Алена Валентиновна
Тема урока: К.Д.Ушинский «Дети в роще»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: раскрытие рассказ и его осмысление через умение работать с текстом
- познакомить учащихся с новым произведением;
- отрабатывать навык выразительного чтения
- Развивающие:
- развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
- пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
- развивать связную устную речь учащихся.
- воспитывать уважение к чужому труду, ответственное отношение к своим поступкам, труду.
Предметные – умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.
Регулятивные – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в собственной деятельности. Планирование вместе с учителем деятельностипо изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные – умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;
Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные – осмысление понятий «труд», «лень», «ответственность», формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Оборудование – презентация , аудиозапись, отрывок из видео, учебник, карточки , разрезные бабочки, шляпы (белая, красная).
I.Организационный момент.Психологический настрой
-Послушайте пение птиц, журчание ручья, шепот листьев. Мы с вами оказались в солнечной роще, где веет спокойствием и тишиной. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть воздуха, запах зеленой травы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу, природе, к окружающей среде. Надеюсь, сегодняшний урок принесет нам массу положительных эмоций и вдохновения.
II. Мотивация детей к уроку
-Ребята, я предлагаю наш урок начать не совсем обычно, а именно с мультфильма. Вы любите мультфильмы? Итак, давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Антошка». Прошу Вас смотреть внимательно.
-Скажите, какой у нас главный герой? Чему нужно Антошке научиться? (Главный герой ленивый, неряшливый, не умеет дружить…Антошке следует научиться уважать товарищей, уметь быть и работать в команде, уважать чужой труд).
-Конечно, Антошке следует завести друзей, любить и уважать чужой труд, принимать точку зрения товарищей, взаимодействовать с товарищами.
-А среди вас есть ребята, которые не умеют дружить?
-Ведь дружба – это не только друзья, но и верность, доверие, уважение и труд
-Мы с вами научим главного героя хорошим манерам, изучая новый рассказ.
. А кто автор произведения, мы узнаем, выполнив следующее задание. Я прошу выйти ко мне тех ребят, у которых есть буквы на спине. А задача остальных товарищей из предложенных букв составить фамилию автора.-Хорошо, молодцы. Скажите, какие качества вам помогли выполнить задание? (Умение слушать друг друга, умение сотрудничать и взаимодействовать).-Итак, сегодня мы познакомимся с произведением Константина Ушинского «Дети в роще»
IV. Работа над новой темой.
-Мы с вами пока не читали рассказ, поэтому мы пока не знаем события, но попробуем спрогнозировать события, которые происходят в рассказе по ключевым словам и восстановить их.
Брат и сестра, в школе душно, скучно, в роще прохладно, бросили азбуки в траву, птички пе-ре-пар-хи-ва-ли, насекомые су-е-ти-лись… (зачитываются ответы детей, сравниваются)
Чтение текста до первой остановки (белые листы)
— Давайте проверим наши предположения вместе со мной, читая текст в голубых листах.
Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.
— Знаешь что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.
Задаются вопросы по отрывку:
-Скажите, совпадают ли события, описанные в рассказе с нашими предположениями?
-Кто главные герои рассказа?
-Почему дети не попали в школу?
-Давайте проанализируем поступок детей с помощью метода 6 шляп. В данном случае у нас белая и красная шляпы. Что означает белая шляпа? И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию. (В тексте говорится о том, что дети не пошли в школу, а гуляли в роще). А о чем говорит красная шляпа? Красная шляпа – это эмоции, ощущения, переживания, которые возникли при чтении текста.
-А теперь вместе с детьми погуляем по роще.
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает. ( Считаем пальчиком)
— Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте)
Задень, за два и за месяц. (шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять (хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла! (считаем пальчиком)
Чтение текста до второй остановки (желтые листы)
-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте текст.
Прежде всего, дети увидели золотого жучка.
— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.
— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.
— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.
— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья. Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.
Голубь сказал: — Строю гнездо для своих маленьких деток.
-Кого дети встретили в роще?
-Кто из животных с ними поиграл?
-Какого развития событий вы ожидаете дальше?
-Вернемся к нашим шляпам. Возьмите белую шляпу и найдем из текста факты (золотой жук добывал обед, мохнатая пчелка собирала мед, муравей строил жилье, белка запасала орехи на зиму, голубь строил гнездо).А теперь красную шляпу. Какие ощущения и эмоции у вас возникли при чтении текста.
-Почему автор привел детей в рощу? (Чтобы они поняли, что все живые существа трудятся)
Чтение текста до третьей остановки (Белые листы).
-А теперь прочитайте текст на белых листах.
Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.
Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.
— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!
— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.
-Кого дети встретили у ручья?
-Как он их назвал? Найдите в тексте.
-Какую работу выполняет ручей?
-А теперь скажите, как себя чувствовали дети? А как они себя чувствовали в начале рассказа?
Чтение текста до четвертой остановки (зеленые листы)
-Достаньте зеленые листы и прочитайте текст.
Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.
— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.
— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать…
-Что сказала малиновка? Малиновка-это птица, еще одно название зарянка
-Как стали чувствовать себя дети?
-Каким вы видите финал рассказа? Что бы вы сделали на месте героев? (Ответы детей).
-Найдите слова малиновки, которые подходят к пословице «Делай дело-гуляй смело»
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
-Посмотрите на удивительное дерево, которое растет в той роще. Давайте возьмем бабочки и положим их на ладошки, чтобы мы никогда не позволяли себе совершать плохие поступки, ведь говорят все в твоих руках.
-Спасибо всем за урок. Надеюсь, урок дал вам много нового и интересного.
источник
Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.
— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.
Прежде всего дети увидели золотого жучка.
— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.
— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.
— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.
— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья. Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.
Голубь сказал: — Строю гнездо для своих маленьких деток.
Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.
Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.
— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!
— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням. Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.
— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.
— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать. Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.
Экзаменационные ответы по детской литературе.
Уфимский педагогический колледж №1.
Уфа / россия, 54 ст, 2012.
Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. роль д.л. в формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения.
Основные требования к произведению для дошкольников. Роль иллюстрации в книге для маленьких детей. Основные требования к иллюстрациям для детей.
Понятие о фольклоре. Понятие о детском фольклоре. Жанры произведений народного творчества, доступные детям дошкольного возраста.
Сказка. Русские народные сказки, их характерные особенности, воспитательная ценность. Отношение поэтов и писателей к сказкам.
Особенности русских народных сказок кумулятивного типа. Анализ сказки колобок.
Особенности сказок о животных. Анализ сказок заюшкина избушка, волк и козлята.
Особенности волшебных сказок сестрица аленушка и братец иванушка , сивка-бурка , царевна-лягушка , снегурочка .
Особенности бытовых сказок.
Сказки народов нашей страны.
Анализ сказки кукушка.
Сказки ш. Перро и их особенности. Анализ сказки ш.перро кот в сапогах и красная шапочка.
Сказка братьев грим. Анализ сказки горшок каши.
Демократизм и гуманизм сказок г.хандерсона. Анализ гадкий утенок , принцесса на горошине .
ознакомление детей со сказками народов разных стран.
взгляды а. с. пушкина на детскую литературу. лирика а. с. пушкина в чтении детям.
сказки а.с. пушкина. анализ сказки о рыбаке и рыбке.
анализ сказка о царе салтане .использование для детей отрывков из сказки о царе салтане.
творчество п. п. ершова. народность идей и образность сказки. анализ сказки конек – горбунок .
н. а. некрасов. произведения о детях и для детей в творчестве н. а. некрасова. анализ произведения дедушка мазай и зайцы .
Деятельность к. Д. Ушинского как детского писателя. Анализ произведений васька , петушок с семьей , лиса патрикеевна .
Многообразие тематики произведений к. Д. Ушинского. Особенности стиля и манеры описания. Анализ как рубашка в поле выросла , дети в роще .
роль л. н. толстого в развитии детской литературы и детского чтения.
маленькие рассказы л.н. толстого для детей. единство педагогического и литературного воплощения.
картины русской природы в творчестве поэтов половины 19 века.
анализ произведения а.м.горького воробьишко , про иванушку – дурочка , самовар . Умение а.м.горького забавно говорить детям о серьезном.
В.а. жуковский. стихи, сказки жуковского вошедшие в круг детского чтения. Анализ мальчик с пальчик , овсяной кисель .
в.в. маяковский. воспитание любви к труду в стихах кем быть .
В.в.маяковский. Анализ что такое хорошо и что такое плохо .
деятельность к.и.чуковского в области теории и практики детской литературы. Обобщение в книге от двух до пяти .
веселые сказки в стихах как основной жанр творчества к.и.чуковского для детей.
с.я.маршак. тематическое жанровое многообразие поэзии с.я.маршака. произведения о героях труда пожар , почта .
сочетание познавательного мира с поэтическим видением мира в стихотворении с.я. маршака круглый год .
юмор и сатира в произведениях с.я.маршака.
с. в. михалков. анализ тетралогии о дяде степе.
а. л. Барто. Краткость стиха и завершенность сюжета в книгах для самых маленьких игрушки , машенька .
жизнь и творчество а. гайдара. его произведения для детей.Анализ чук и гек , тимур и его команда .
творчество в. ф. одоевского. опыт создания научно — популярной сказки городок в табакерке . анализ мороз иванович .
творчество б. с. житкова. своеобразие рассказов о героизме, труде.
опыт создания энциклопедии для детей что я видел .
м.м.пришвин – тонкий знаток русской природы, большой художник слова. анализ золотой луг , ребята и утята , еж , лисичкин хлеб .
многообразие жанров в творчестве в. в. бианки. анализ рассказа в. в. бианки молодая ворона , синичкин календарь .
е. и. чарушин — писатель и художник. основные темы творчества.
н. н. носов. единство веселого и серьезного в произведениях фантазеры , живая шляпа , карасик .
художники — иллюстраторы детских книг.
своеобразие детской литературы 20-30-х годов. творчество саши черного.
поэты – обэриуты для детей. творчество д. хармса, а. введенского.
гуманистическая направленность литературы конец 19-начало 20 века о детях и для детей. творчество а. п. чехова, а. блока, с. есенин.
возвращенные имена. творчество а. вербицкой, л. чарской для детей.
С. П. Аксаков — мастер реалистической прозы детские годы Багрова внука . Анализ сказки аленький цветочек.
в. м. гаршин. особенности творческой манеры.
жизнь и творчество д.н. мамина-сибиряка.
жизнь и творчество а. погорельского. черная курица, или подземные жители .
- Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
Учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов. — М. Академия, 2005. — 576 с. — ISBN 5-7695-2234-8 Учебник раскрывает понятие детская литература на материале устного народного творчества, русской и переводной литературы. Впервые представлены очерк истории науки о детской литературе, обзоры литературы ранней русской эмиграции, постсоветского периода и начала XXI века, а также.
- 4,46 МБ
- скачан 462 раза
- дата добавления неизвестна
- изменен 06.03 19:33
- будет удален через 14 дней
3-е изд. перераб. и доп. — Москва: Академия, 2005. — 576 с. — ISBN 5-7695-2234-8. Учебник раскрывает понятие «детская литература» на материале устного народного творчества, русской и переводной литературы. Впервые представлены очерк истории науки о детской литературе, обзоры литературы ранней русской эмиграции, постсоветского периода и начала XXI века, а также введение в.
- 878,22 КБ
- скачан 440 раз
- добавлен 07.09 11:21
- изменен 06.03 22:44
- будет удален через 14 дней
81 стр. 44 вопроса с ответами. Поэзия Фета в детском чтении. Устное народное творчество в детском чтении. Детский фольклор. Появление первых книг в 16-17 веках. «Лицевой букварь». Обзор современной детской периодической печати. Русские народные сказки о животных, их особенности. Русские народные волшебные сказки, их особенности. Русские народные социально-бытовые.
- 217,98 КБ
- скачан 183 раза
- дата добавления неизвестна
- изменен 09.04 17:13
- будет удален через 14 дней
2010г. — 202 стр. Освещены вопросы по подготовке к сдаче зачета и экзамена по программе Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов дошкольных педагогических колледжей Детская литература — своеобразная область общей литературы. Принципы. Специфика детской литературы Роль детской литературы. Особенности восприятия детской литературы детьми.
- 3,29 МБ
- скачан 200 раз
- добавлен 30.09 02:02
- изменен 02.10 02:14
- будет удален через 14 дней
Еще одна отличная книга от ИД Мещерякова.
Произведения К.Д.Ушинского люблю,да наверное просто обожаю,с детства.Моим детям тоже очень понравились рассказы.Слушали с интересом,и потом долго обсуждали,додумывали,фантазировали на тему .
В книге шесть ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ рассказов ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО Ушинского:
—Четыре желания -рассказ о том,что у природы нет плохой погоды,все времена года по своему хороши,
-ЧУЖОЕ ЯИЧКО-это более сокращенный вариант гадкого утенка,только утенка никто ни от куда не гнал.а курочка его любила и обожала,
-ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЯБЛОНЬКИ-это история о дикой яблоньке,которую принесли в сад,привили ей черенок от сладкой яблоньки и выросли на ней дивные яблочки.
-ДЕТИ В РОЩЕ-рассказ о двух детях,брате и сестре,которые вместо школы пошли играть в рощу.Но с ними там никто не стал играть,потому что все-муравьи,пчелы,белки,зайцы и т.д.,были заняты работой.Детям стало стыдно и они пошли в школу и учились еще более прилежно.
-ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ-рассказ о том,как лютая зима решила избавиться от всего живого,но птицы улетели в теплые края,до весны,звери залегли в спячку и одели теплые шкурки,а люди затопили печки и одели теплую одежду.А больше всех Зима обиделась на детей,которые зимой веселились и играли.Она заплакала и пришла Весна.
-СЛЕПАЯ ЛОШАДЬ-самый проникновенный рассказ о том,как хозяин отблагодарил своего верного и преданного коня,который спас ему жизнь и в результате ослеп.Хозяин выгнал бедную слепую лошадь на улицу,но люди вступились за нее и хозяину стало стыдно за свое поведение.И на протяжении всей своей жизни он стал заботиться о коне и беречь его.
Дети перечитывают эту книжку каждый день.Настолько им понравились рассказы.Особенно последний,они очень сострадали и сочуствовали бедному коню.
Вообще,на мой взгляд,Ушинский писал душой и сердцем.И с любовью относился к своим произведением.В его рассказах действительно чувствуется ДУША,и становится теплее в сердце.
Качество просто отличное-обложка из плотной мелованной бумаги,белая офсетная плотная бумага страниц,отличные иллюстрации Е.Ермолиной,четкий крупный шрифт,формат чуть уже А4.
Если говорить об иллюстрациях отдельно,то хочется отметить,что издательство удивительным образом смогло подобрать художников к каждой отдельной книге.На мой взгляд,иллюстрации в каждой книге очень сильно сочеаются с произведениями того или иного автора и передают характер произведений.С этой книгой произошло тоже самое.Иллюстрации оказались такими же теплыми инежными,как и сами рассказы К.Д.Ушинского.
ЭТУ книгу можно по праву назвать одним из шедевров полосатой серии.У нас она стала одной из ЛЮБИМЕЙШИХ.
И опять я не могу не поблагодарить всех кто работал над этой книгой.СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ. Доставили нам массу положительных эмоций и безграничное удовольствие!
источник
Деятельность К.Д. Ушинского как детского писателя. Произведения о детях, их педагогическое значение. Рассказы К.Д. Ушинского о животных, рассказы познавательного характера
К.Д.Ушинский (1824—1870) — выдающийся педагог и детский писатель.
Отрочество и юность Ушинского прошли в небольшом городе Новгород-Северске, где он и учился в гимназии. Позднее Ушинский окончил Московский университет.
Педагогическая деятельность. В русской и мировой педагогике имя К. Д.Ушинского занимает особое и значительное место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педагогической мысли — он справедливо считается создателем русской народной школы — чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования. Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практической педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женского образования (несколько лет он служил инспектором Смольного института для благородных девиц). В области народного образования Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа. В наступлении эпохи капитализма и индустриализации он усматривал «грязь» и «разврат». И утверждал, что лишь церковь и школа могут вывести «наш простой народ. в более обширную и свободную сферу».
Свою педагогическую практику Ушинский теоретически осмыслил в большом двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868— 1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи «Родное слово» (1861). Ушинский признавал краеугольным камнем формирования личности нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств». Следует воспитывать, считал он, не навязывая ребенку своих убеждений, а пробуждая в нем «жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственно низких стремлений, так и от других».
В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью. Цель его книги — дать ученикам младших классов по возможности полное представление о мире, которое поможет развитию их мыслительных способностей. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики». В приложении-хрестоматии ученик знакомился с «образцами слога лучших писателей» — как с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, так и с произведениями современных авторов — Некрасова, Тургенева, Гончарова, Никитина, Майкова и др. В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.
Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. Так же как «Детский мир. », «Родное слово» слово сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на лучших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать детям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.
Произведения для д е т е й. Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Например, «Детский мир. » открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагубности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в школу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними — все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? — говорит им уставшая малиновка. — В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еше мешаете другим дело делать. Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».
Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представление о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокойная интонация — все располагает маленького читателя к восприятию информации, заключенной в этих рассказах.
На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.
Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, направленным на духовное развитие. Рассказ «О человеке» начинается словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей». Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце — напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой — свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». В хрестоматии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать — и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».
В «Детском мире. » в разделе «Из русской истории» напечатаны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Российского», сделанное Ишимовой.
Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жалобы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.
Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?
Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сентенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и рассказы в прозе».
Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домовом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не способен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.
Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отдавал им предпочтение даже перед хорошо написанным литературным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народного творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».
В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хитрый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы — корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке — «Лиса и Козел» — Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь». Козел простодушно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины — на рога, да и вон из колодца».
Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педагогические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
источник
Прочитать рассказ «Дети в роще» Константина Ушинского можно на страницах нашего сайта.
Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.
— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.
Прежде всего дети увидели золотого жучка.
Золотой жучок
— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.
— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.
Пчела
— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.
— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.
Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.
Муравей
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.
Белка
— Строю гнездо для своих маленьких деток.
Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.
Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.
— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!
— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.
Ручей
Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.
— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.
— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.
Малиновка
Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.
источник