Меню Рубрики

Учим детей звуковому анализу слов

Людмила Гребенко
Мастер-класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: — требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению; — появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; — не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

— не пропускал буквы, не путал их при написании;

— умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

— под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас. Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

определение количества звуков в слове;

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);

определение места звука в слове.

Детям необходимо знать, что:

Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я — , Ю – , Е – , Ё – .

Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.

Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.

Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). Согласные звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р. Согласные глухие звуки: П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.

1. Игра «Хлопни, если услышишь звук». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук).

2. Игра «Светофорчик». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.

3. Игра «Покажи картинку на определенный звук». Задача: развивать умение слышать звук в начале слова.

4. Игра «Звуковой поезд». Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.

5. Игра «Сколько звуков спряталось в слове». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Как проводится звуковой анализ слова?

1). Совместная деятельность педагога с родителями.

Выложить схему слова КОТ.

— Сколько звуков в слове КОТ? слове КОТ три звука)

— Какой первый звук в слове КОТ? слове КОТ первый звук [К])

Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

— Какой второй звук в слове КОТ? слове КОТ второй звук [О])

Звук [О] какой? ( Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)

— Какой третий звук в слове КОТ? слове КОТ третий звук [Т])

Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом) Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Обучение грамоте — ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя. Большое спасибо за внимание!

«Ассорти из слов и звуков». Викторина для детей подготовительной к школе группы и родителей Задачи: — совершенствовать звукослоговой анализ и синтез слов, навык чтения; — закреплять умение отвечать полным предложением на вопросы;.

Мастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» «Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития творчества дошкольников» Техника торцевания. Тема: «Гиацинты в вазе» Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для родителей и детей «Ромашка» Мастер –класс для родителей и детей «Ромашка» Маленькое солнце на моей ладошке, — Белая ромашка на зеленой ножке. С белым ободочком желтые.

Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» ГБДОУ детский сад № 20 комбинированного вида Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Мастер-класс для родителей «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Мастер-класс для родителей с детьми «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Цель: Повышение.

Мастер-класс для родителей «Музыкотерапия-музыка как лекарство» Мастер-класс «Музыкотерапия: музыка как лекарство» Цель — ознакомление с музыкотерапией как средством здоровьесбережения детей и взрослых.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей» Форма проведения: мастер- класс. Аудитория: родители подготовительной группы №1. Цели: 1. Приобщать родителей к театральному искусству,.

Мастер-класс по обучению звуковому анализу и синтезу слов «Путешествие в Страну Слов» Цель: Познакомить педагогов ДОУ с основными компонентами процесса обучения грамоте детей старшего дошкольного.

Обучение детей с нарушениями речи звуко-слоговому анализу и синтезу слов Обучение звуко-слоговому анализу и синтезу слов – основа подготовки детей-логопатов к обучению грамоте. В чём актуальность этой проблемы?.

Методика обучения детей звуковому анализу и чтению Задачами обучения грамоте по программе детского сада является развитие фонематического слуха и навыки звукового анализа речи. Как таковой.

источник

Фонетический разбор слова является главной темой, которую начинают изучать в 1 классе, во 2 классе и в последующие годы этот пласт знаний дополняется более сложным материалом, отрабатывается на практических упражнениях. Данная статья раскрывает основные тематические понятия, показывает, как сделать фонетический разбор слова.

К фонетике относят область науки о языке, занимающейся изучением звуков речи.

Буквы являются их графической интерпретацией. Благодаря этим символам звуковая информация перекладывается на бумагу при письме.

Люди издают около сотни разных звуков, но при общении друг с другом используют только около половины из них. А при письме звуки обозначают всего 33 графическими символами (буквы и знаки), из которых 10 (а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е) гласных и 21 согласная, твёрдый и мягкий знак. Располагаясь в определенной последовательности, они образуют русский алфавит. У каждой буквы есть своё «имя».

Не всегда количество написанных графических символов соответствует числу звуков. В ряде слов не все звуки нами произносятся, хотя при написании обозначаются графически. Также звук может звучать по-иному, отличаясь от написанного буквенного символа.

Таким образом, звуки — то, что воспринимается ухом и образуется при произношении, а буквенные знаки − символы, видимые глазу и отображаемые при создании текстовой информации. Во время чтения книги вслух взор направлен на слова, построенные из букв, а голос создаёт поток звуков.

Звуки также подразделяются на гласные и согласные.

Несмотря на то, что гласных букв десять, звуков же всего шесть: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. При их произношении воздух, который выдыхается, беспрепятственно покидает ротовую полость. Голосовые связки создают вибрацию, воспринимаемую человеческим ухом как голосовой звук. Он обладает певучестью.

Слова состоят из слогов, в каждом из которых присутствует гласная. Число гласных и слогов в слове одинаково.

Совет! Первокласснику легко будет подсчитывать слоги в слове, если во время отчётливого произношения удерживать выпрямленную ладонь под подбородком. Поток гласных заставит подбородок биться о ладонь. Подсчитав удары, можно определить, какое число словарных слогов получилось.

Воздух, который выдыхается из ротовой полости при проговаривании согласных звуков, встречает на своём пути преграды. Этими барьерами могут быть язык, губы или зубы. Именно они определяют разнообразие звучания.

Согласные звуки подразделяют на твердые и мягкие, звонкие, глухие. Всего их 36.

Выделяют парные согласные по твёрдости и мягкости, например, [п] — [п′], а также непарные твёрдые ([ж], [ш], [ц]) и непарные мягкие ([ш′], [й], [ч]).

Многие фонетические единицы образуют пары и по звонкости-глухости ([з] — [с], [з′] — [с′]). Также есть непарные звонкие (сонорные) звуки, образованные при помощи голоса и шума, например [й] и непарные глухие, например, [ч].

Совет! Приём поможет малышу понять принадлежность звука: ребёнку предлагается закрыть уши ладонями и проговорить непонятный для него звук. Если во время проговаривания ему послышался голос, то звук относится к звонким. Если шум — к глухим.

Видео «Фонетическая транскрипция»

Ниже приведены основные правила, которые необходимо запомнить детям:

  • звуки [е], [ё], [ю], [я] как фонетические единицы не образуются;
  • согласный становится твёрдым, когда располагается перед «а», «о», «у», «ы», «э»;
  • согласный становится мягким, если он находится перед «я», «ё», «ю», «и», «е». Важно! В некоторых иностранных словах согласный, предшествующий «е», продолжает быть твёрдым;
  • гласные «я», «ю», «е», «ё», стоящие перед согласными звучат так: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о];
  • если гласные «я», «е», «э», «о» находятся в безударном положении и следуют за согласными, то они имеют следующее звучание: «я» — [э] или [и], «е» — [и], «э» — [э] или [и], «о» — [а];
  • «ё», «я», «ю», «е», стоящие за гласными, после «ь», «ъ», в начале слова дают два звука: «я» — [й’а], «ю» — [й’у], «е» — [й’э], «ё» — [й’о] (ударные) и «я» — [й’и], «е» — [й’и] (безударные);
  • «и», следующая за «ь», звучит удвоенно [й’и];
  • «и», стоящую в слове сразу за «ж», «ш», «ц», произносят как [ы];
  • мягкость согласного обозначают с помощью символа [‘], например [л’];
  • тянущиеся звуки дополняют двоеточием;
  • «й», «ч», «щ» всегда мягкие;
  • «ж», «ц», «ш» всегда твёрдые;
  • «й» всегда звучит мягко и звонко;
  • «л», «м», «н», «р», «й» всегда значатся звонкими звуками;
  • «х», «ц», «ч», «щ» всегда значатся глухими звуками;
  • если парным согласным заканчивается слово, а до него стоит глухая, то транскрипция букв следующая: «б» — [п], «д» — [т], «г» — [к], «з» — [с], «в» — [ф];
  • непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корнях фонетических единиц не образуют;
  • удвоенные согласные, следующие за гласной под ударением, обозначают тянущимся звуком;
  • удвоенные согласные, стоящие перед гласной под ударением, обозначают одинарный звук;
  • «ъ» и «ь» фонетических единиц не образуют;
  • «ь», стоящий после согласной, даёт мягкость;
  • «ъ», стоящий после согласной, даёт твёрдость.

Ниже приведена схема фонетического разбора слова:

  1. понятие прописывается в тетради;
  2. показывается на какую букву приходится ударение;
  3. обозначается число слогов;
  4. разбираемое понятие прописывается по вертикали;
  5. около всех буквенных знаков прописать в [ ] их звуковую интерпретацию;
  6. всем звуковым обозначениям даётся характеристика:
  7. для гласного (находится в ударном положении или безударном),
  8. для согласного (глухость, звонкость, твёрдость, мягкость, парность);
  9. под чертой обозначается число буквенных и звуковых символов.

туча — слово состоит из двух слогов: ту-ча.

т — [т] — согл., парн. глухой, парн. твёрд.
у — [у] — гласн., ударн.
ч — [ч’] — согл., непарн. глухой, непарн. мягк.
а — [а] — гласн., безударн.

В слове четыре буквы, четыре звука.

Итак, фонетический разбор слова представляет собой анализ слоговой и звуковой структуры слова.

источник

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Консультация для родителей
«Как обучают детей звуковому анализу слов»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

Читайте также:  Генетический анализ в роддоме у детей

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный. «

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

— Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

— Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

— Звук [К] какой? (звук [К] согласный, твёрдый).

— Какой фишкой на схеме обозначим звук [К]? (Синей фишкой).

— Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

— Звук [О ] какой? (Звук [О] гласный).

— Каким цветом на схеме обозначим звук [О]? (Красной фишкой).

— Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

— Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый).

Каким цветом на схеме обозначим звук [Т]? (Синим цветом).

— Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

— Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

— Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

— В ряду букв обвести в круг заданную букву.

— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Список используемой литературы.

  1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
  2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.
  3. Лидия Журова: Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет. Сценарии образовательной деятельности. ФГОС. Издательство: Вентана -Граф, серия: Тропинки, дата выпуска 2015 год.
  4. Тайны слов и звуков. Рабочие тетради для детей 5-6 лет. Журова Л. Е Издательство «Вентана-Граф», серия Рабочая тетрадь, 2015 год.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.Обучение звуковому анализу с.

Исходя из педагогической практики заметно. что дети испытывают большие трудности при выполнении звукового анализа. Родители не могут оказать нужную помощь ребенку в данном виде деятельности. Что бы ре.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамо.

Консультация по развитию речи.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

Консультация для родителей.«Как обучают детей звуковому анализу слов».Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом.

источник

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло­бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо­нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный. «

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

— Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

— Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

— Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

— Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

— Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

— Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

— Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

— Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

— Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

— Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

— В ряду букв обвести в круг заданную букву.

— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Список используемой литературы.

  1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
  2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.

источник

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Читайте также:  Гепатиты у детей биохимический анализ

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и «ъ» и «ь») звучат как 2 звука.

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. ( карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. ( карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

источник

Ирина Федоряка
Консультация «Обучение детей старшего дошкольного возраста звуко-буквенному анализу слов»

В современном мире подавляющее большинство детей, которые ещё только готовятся поступать в школу, знают буквы или уже умеют читать. Представления же о звуках речи у будущих первоклассников является достаточно смутным или совсем отсутствует. Русское письмо является звуко-буквенным (точнее, фонемно-буквенным). Значит, для того, чтобы успешно овладеть грамотой, необходимо, чтобы у ребёнка было сформировано полноценное представление о звуках речи, о звуковом составе слова.

Почему же детям так трудно бывает называть звуки речи? Это объясняется тем, что в данный период возникает естественное стремление опереться на представление написанного слова (на буквы, так как зрительный ряд ребёнок воспринимает острее, чем звуковой. Звук мгновенен, невидим и летуч. От произнесения слова не остаётся никаких следов. Поэтому необходимы такие средства, которые могли бы зафиксировать звучание слова, при этом не обращаясь к буквам. Для этого на занятиях по обучению грамоте воспитателям необходимо использовать разнообразные схемы, модели и условные значки для обозначения звуков.

В качестве такой модели рекомендую использовать пособия: «Звуковая линейка», «Звуковая птичка», «Звуковой домик». Её систематическое использование позволяет развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.

Обычно такие пособия изготавливают самостоятельно: полоска бумаги, разделена на 3 сектора, которые обозначают три части слова: 1 — начало слова, 2 — середина слова. 3 — конец слова.

Линейка проста в использование. Например: изучая звук [C], предложите детям определить место звука в слове, дав инструкцию: «В каком месте слова слышится [C]». Обращаю ваше внимание именно на такую инструкцию, так как часто педагоги произносят следующую инструкцию: «В каком месте слова стоит звук [C]». Это фраза не приемлема по отношению к звуку, поскольку он слышится, а стоять в слове может буква. Дети пропевают слово, определяют звук (на первых порах с помощью педагога) и переставляют фишку в нужное место.

Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому) анализу слогов и слов.

Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

В игре дошкольник может усвоить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких, глухих и твёрдых согласных, научиться фонемному анализу слов. Игровые приёмы способствуют устойчивости внимания, поддержанию интереса и активности. Можно долго объяснять детям, что когда мы говорим, то произносим слова, слова состоят из звуков, звуки звучат по-разному, звук – единица речи и т. д. Это вряд ли будет понятно. Здесь будут уместнее игры «Кто как кричит?», «Откуда появился звук», «Хлопни, если услышишь» на выделение отдельно заданного звука, как изолированного, так и в слове. Для развития умения выделять место звука в слове (позиционный анализ) подходят игры «Где спрятался хитрый звук, «Назови первый (последний) звук в слове». Играя, дошкольники учатся слушать звуки, давать ему характеристику. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слова. А это уже первая ступень обучения грамоте. Умение анализировать звуковой состав слова предупреждает пропуски букв при письме.

Формировать у детей фонематические представления, т. е. умение подбирать слова с заданным звуком помогут такие игры и упражнения, как «Назови фрукты на звук А», «Назови предметы одежды на П» и т. д., а также прослушивание потешек, стихотворений, в словах которых часто встречаются определённые звуки. Примером может служить стихотворение С. Маршака.

Спит спокойно старый слон.

После прочтения которого детям предлагается назвать слова со звуком С.

Научить определять количество слогов в слове дошкольников можно с помощью хлопков с одновременным проговариванием. Для закрепления умения можно использовать картинный материал. Детям предлагаются выбрать слова, которые состоят из определённого количества слогов. Примером может служить дидактическая игра «Огород». Воспитатель объясняет, что овощи нужно распределить на две корзинки. Причём, в первую корзинку нужно положить овощи, в названии которых, два слога, а во вторую — три.

В игре можно научить дошкольников различать на слух сходные по звучанию и артикуляции согласные, если использовать сказочных персонажей. Например, Малышу помочь подобрать предметы одежды, в названии которых есть звук Ш (шапка, шорты, рубашка) а Карлсону со звуком С (свитер, носки, галстук и т. д.).

Обучая ребенка звуковому анализу мы, решаем несколько задач:

1. Учим определять количество звуков в слове

2. Учим определять звуковой состав слова

3. Учим определять последовательность звуков в слове

4. Трансформация слов

Прежде, чем мы перейдем непосредственно к знакомству с различными методиками обучения детей звуковому или фонемному анализу слова хотелось бы кое-что напомнить: мы знаем, что в русском языке количество звуков и букв не совпадает букв 33. Звуков или фонем…. 42

1. На наших занятиях по обучению грамоте мы должны детям четко объяснить различие между звуком и буквой, так как буква в разных ситуациях может обозначать разное количество звуков. Скажите, чем звук отличается от буквы?

Вначале учим детей определять количество звуков в слове. Во всех случаях мы используем звуковые модели слов, как средство материализации неуловимой для ребенка звуковой формы слов.

«Угадай слово»,

У каждого ребенка по схеме. На доске картинки. Нужно выбрать тот рисунок, название которого по числу звуков совпадает с числом клеток схемы.

«Самое длинное слово»

Среди картинок нужно определить ту, название которой содержит наибольшее количество звуков.

«Самое короткое слово»

Среди этих же картинок найти ту, название которой содержит наименьшее количество звуков.

2. Звуки делятся по механизму образования на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных) В чем отличие?

Обучающий называет звук, а ребенок в ответ показывает фишку: Б-синюю, И-красную

Дети получают схемы: из двух и трех клеток и красные фишки. Взрослый называет слова, а ребенок закрывает на схеме определенную клетку или клетки – гласные звуки.

Ам, му, сок, уши, ум, усы, каша, аист, пион, топор, сирень, голубь….

Дети закрывают синими фишками все согласные звуки

Дом, мох, да, зуб, мак, ах, ух, ухо….

«Напишем правильно». Из фишек составляется слово нос, вор, оса….

«Чего не стало?» После составления слова, например, нос, ребенка просят закрыть глаза, в это время одну фишку убирают и спрашивают: «Какой звук убежал

3. Согласные звуки делятся : по наличию или отсутствию подъема спинки языка твердые и мягкие. Твердые — пары всех согласных, кроме Ч, Щ, Й. Они всегда мягкие.

Мягкие – пары всех согласных, кроме Ш, Ж, Ц. Они всегда твердые.

Дифференциация твердых и мягких звуков.

Игра «Скажи. Кто большой. А кто маленький?», «лед и травка».

Обучающий произносит согласные звуки, дети поднимают фишку соответствующего цвета, слоги, слова тук, тюк, лук, люк, нос, нес….

«Закроем домики». Две картинки: липа и лось и две схемы – из трех и четырех клеток. Нужно определить, какому слову соответствует схема, и закрыть ее фишками определенного цвета.

По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок – звонкие, глухие; Как научить детей определять, какой звук глухой, а какой звонкий? Обозначения: фишки с колокольчиком и без него.

Можно использовать те же игры по дифференциации, что и в двух первых случаях.

Отбери картинки, названия которых начинаются со звонкого согласного, с глухого. «Разбери картинки на две кучки»

Особо хотелось бы остановиться на буквах Е, Е, Ю, Я. Это не звуки. Это буквы, которые в разных позициях в слове обозначают разное количество звуков.

В начале слова или после гласных звуков эти буквы обозначают 2 звука ЙО, ЙЭ, ЙА и ЦУ: ежик, ель, яблоко, юг

Во всех остальных случаях они обозначают звуки э, а, о, у, но эти буквы используются для смягчения предшествующего согласного.

4. Определение последовательности звуков в слове.

«Волшебная цепочка». Конечный звук первого слова становится началом второго: кот-туфли- иголка-апельсин….

«Живые звуки», «Напиши сам». Ребенок самостоятельно составляет схему слова по картинке. Которая лежит перед ним.

5. Трансформация слов. Этот этап работы проводится, когда дети достаточно хорошо овладели звуковым анализом слов. Во второй половине года.

«Что получится?», если в слове СОК С заменить на Б, затем на Т

В слове РАК Р заменить на Л, М, Т

Строится живая схема: КОТ, затем К и Т меняются местами, дети читают ТОК

НОС – СОН, ТИК – КИТ, СОР – РОС

«Найди слово в слове»

ДУДОЧКИ – УДОЧКИ – ДОЧКИ – ОЧКИ

Игры для формирования звуко-буквенного анализа и синтеза слов Игра «Пройди по буквам» Цель: научить детей слышать звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение.

Читайте также:  Генетический анализ в спб для детей

Конспект ООД «Учимся звуковому анализу слов» Задачи: Совершенствовать умение детей составлять короткий описательный рассказ об игрушке, называть её характерные признаки. Продолжать.

Фотоотчет «Волшебная петелька. Обучение детей старшего дошкольного возраста вязанию крючком» «Петелька за петелькой» Программа дополнительного образования «Петелька за петелькой» направлена на развитие мелкой моторики руки,.

Конспект занятия по развитию речи в группе детей старшего дошкольного возраста «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Конспект занятия по образовательной области «Коммуникация: развитие речи» в группе детей старшего возраста. Тема: «Обучение рассказыванию.

Консультация для родителей «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине» Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В настоящее время ведётся активная работа по подготовке.

Презентация «Обучение детей звуко-слоговому анализу и синтезу» Галимова Елена Анатольевна Презентация «Обучение детей звуко-слоговому анализу и синтезу» Звуко-слоговой анализ и синтез делится на 2.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста. Нас всех с вами в жизни сопровождает удивительное.

Обучение катанию на коньках детей старшего дошкольного возраста Обучение катанию на коньках, как игровая форма физического оздоровления детей дошкольного возраста Физическое воспитание в детском саду.

Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительности речи Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительности речи. Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно,.

Проектирование по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста сюжетному рассказыванию» Тема: Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста по теме: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

источник

Впервые родители сталкиваются с понятием «звуковой анализ слова» в тот момент, когда решили всерьёз заняться обучением ребёнка чтению. Но далеко не каждый обращает на него должное внимание, а многие просто не понимают, зачем забивать малышам голову столь трудной темой, когда ребёнок ещё не научился читать. На самом деле ответ прост. Именно звуковой анализ слов поможет понять разницу между звуками и буквами, научить различать звуки на слух и не путать слова (Лак-Рак). Ознакомление со звуками речи является основой на пути к успешному обучению дошкольников слитному чтению. Уже в этом возрасте следует хорошо поработать над развитием фонематического слуха. Не сформировать у ребёнка основ звукового анализа слов, значит обречь его на неграмотное чтение и письмо в будущем. Учить анализировать слова лучше начинать, когда ребёнку исполнилось 5 лет.

  • Это умение определить есть ли в слове заданный звук, выявить правильное местонахождение звука (в начале слова, в середине или в конце).

Умение выделять ударные и безударные звуки, устанавливать последовательность звуков в слове, их количество.

Способность различать звуки и буквы, слог и слово, гласные и согласные звуки, определять на слух твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие.

  • Умение посчитать слоги в словах.
  • Необходимо подготовить специальное пособие – схемы слов — нарисуйте в ряд клетки, их количество должно совпадать с количеством звуков в слове (на первых порах можно сделать их с картинками, чтобы ребёнку было интереснее, а потом достаточно применять только схемы). Ещё понадобятся разноцветные фишки одного размера с клетками на схемах (белые – для обозначения всех звуков на начальном этапе обучения анализу, красные — для обозначения гласных, синие — для обозначения твёрдых согласных, зелёные — для обозначения мягких согласных, чёрные для ударных гласных).

    Прежде чем учить ребёнка, сами научитесь выделять интонацией в слове звук. Поверьте, это не так уж и просто! Выделить звук интонацией — это значит, произнести его длиннее и громче, чем остальные. К примеру, в слове «роза» звук «Р» можно произнести длиннее, чем все другие звуки (ррроза), а в слове «дым» звук «Д» можно произнести громче остальных (Дым). Выделить звук интонацией дети смогут, только если взрослый покажет им правильный образец. Когда вы сами овладели хорошо этим умением, приступайте к обучению ребёнка, только строго следуйте такому правилу: выделять звук, независимо от его местоположения в слове, нужно слитно проговаривая всё слово целиком (например, рррыба, дорррога, моторрр). Очень часто дети затрудняются в таком произнесении слов. Это происходит потому, что ребёнку нужно переключиться со смысла слова, на его произнесение. Поэтому ребёнку нужно несколько раз услышать образец взрослого, только потом повторить.

    Предложите малышу рассмотреть несколько картинок (лук, капуста, арбуз), затем послушать как вы скажите слово «Лук»-ЛЛЛУК. Попросите ребёнка также произнести слово. Уточните, какой звук вы произносили дольше остальных («Л»). Следите, чтобы проговаривая звуки отдельно, ребёнок не присоединял к согласному гласный звук («Лэ»), так произносить звуки неверно. Теперь, слово «Капуста» — каПуста. Поинтересуйтесь, какой звук вы произнесли в слове громче остальных? Предложите ребёнку повторить слово также. Теперь поработайте со словом «Арбуз».

    После того, как ребёнок научился выделять звук в слове, можно приступать к работе со звуковыми схемами. Как они выглядят мы уже описали выше. Начинайте анализировать простые односложные, и затем двусложные слова (лук, кит, кот, мак, дом, дым, лук, роза, луна, лиса). Приготовьте себе небольшую указку, которой можно будет вести по звуковой схеме, когда проговариваете слово, задерживать на звуке, выделяемом голосом

    А теперь поработаем со словом «Дом». Скажите ребёнку, что сейчас вы узнаете какие звуки есть в слове «Дом». Проводите указкой по схеме из трёх звуков и произнесите отчётливо каждый звук. Теперь предложите ребёнку сделать то же самое. Не забывайте, ребёнок ведёт указкой в это время по звуковой схеме. Убедитесь в том, что он научился пользоваться указкой, может ускорить или замедлить её перемещение при выделении звука интонацией.

    Итак, выделяем первый звук «Дом», ребёнок повторяет и задерживает указку на первой клеточке схемы. Называет звук изолированно «Д» и обозначает его фишкой. На начальном этапе все звуки обозначаем белыми фишками. То же самое проделаем со вторым и третьим звуками «О», «М». После этого предложите «прочитать» слово ребёнку, проводя последовательно указкой под схемой. В этот момент обращайте внимание ребёнка на последовательное выделение звуков интонацией в соответствии с движением указки. Пусть ребёнок усвоит, что произнесение слова должно совпадать с движением указки. Для него это не так просто, поэтому делайте это последовательно из занятия в занятие. Будьте терпеливы, пока ребёнок не станет автоматически выполнять это условие работы со звуковой схемой. Придумайте сказку о звуках, которые живут каждый в своём домике. А домики для них — это клеточки звуковой схемы. Каждый звук живёт в своём домике один.

    Теперь давайте познакомим малыша с гласными звуками. Объясните ему, что произносятся они легко, их можно пропеть, прокричать. Предложите произнести несколько гласных звуков (А,О,У). Объясните ребёнку, что теперь, когда вы будете анализировать слова, то гласные звуки будете обозначать красными фишками. Обязательно познакомьте с термином «гласный звук». И каждое занятие закрепляйте, какие звуки вы называете гласными.

    После ознакомления с гласными звуками, ребёнка знакомят с согласными звуками, учат различать их на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, а также обозначать фишками (твёрдые согласные — синими, мягкие согласные — зелёными). Для лучшего понимания различия между твёрдыми и мягкими согласными можно предложить ребёнку сопоставить пары звуков т-ть, л-ль, н-нь, между звонкими и глухими сопоставить пары д-т, г-к и т.д. Но также нужно обратить внимание детей на то, что некоторые звуки не имеют пары (ж, ц, ш) — всегда твёрдые согласные, звуки (й,ч,щ) – всегда мягкие согласные. Звуки (ц,х,ч,щ) – всегда глухие, (м,н,л,р,й) – всегда звонкие

    Не забывайте знакомить с терминами «твёрдый согласный» и «мягкий согласный звук», «глухой согласный» и «звонкий согласный» и закреплять их на каждом занятии.

    Ну вот, теперь, работая со звуковыми схемами, белые фишки уже не понадобятся, мы с вами знаем какой фишкой обозначить каждый звук в слове.

    источник

    Консультация для родителей
    «Как обучают детей звуковому анализу слов»

    Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

    При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

    Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло­бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо­нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный. «

    Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

    Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

    Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

    Уважаемые родители, помните:

    1. Звук – мы слышим и произносим.

    2. Буквы мы пишем и читаем.

    3. Звуки бывают гласными и согласными.

    Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

    Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

    Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

    Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

    Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

    глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

    Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

    Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

    Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

    Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

    Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

    Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

    Примерные игровые задания.

    Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

    Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

    Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

    Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

    — Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

    — Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

    — Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

    — Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

    — Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

    — Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

    — Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

    — Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

    — Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

    Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

    — Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

    — Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

    Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

    Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

    — Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

    Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

    Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

    В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

    — В ряду букв обвести в круг заданную букву.

    — Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

    — Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

    Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

    Список используемой литературы.

    1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.

    2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.

    источник