Меню Рубрики

Тесты на анализ личности для детей

Каждый человек имеет определённые таланты, и всё что нужно – это обнаружить их. Чем раньше это будет сделано, тем лучше. Тест выявления способностей ребенка – именно то, что поможет с самых первых лет его жизни начать развитие по верному пути.

Ваш ребенок обладает способностями этого типа. Раскройте их — приходите к нам!

Записывайтесь к нам на тестирование по телефонам:
+7 (499) 248 04 34, +7 (495) 920 94 18

Мы находимся по адресу: Арбат, 35, офис 637

Редко ли бывает так, что человек закончил институт, а потом пошёл работать совершенно не по специальности? Не случается ли так, что ребёнок, который 5 лет ходил в музыкальную школу, получает диплом и с этого момента больше никогда не берёт в руки скрипку? Возникает вопрос: а зачем тогда было потрачено столько времени, денег, нервов? И ответ совершенно неутешительный: да, те ресурсы, которые были затрачены не туда, не приносят совершенно никакой пользы.

Вот почему мы предлагаем провести тестирование детей на выявление способностей уже сейчас, пока вашим детям совсем немного лет.

Почему вам стоит пройти тестирование нашего центра «Сократ»?

  • Вы лучше поймёте особенности мышления вашего ребёнка.
  • Вы узнаете его настоящие склонности и таланты.
  • Вы не совершите ошибки, отдавая его учиться тому, к чему у него нет ни таланта, ни мотивации.

Вместо этого вы сможете выработать правильную методику раннего и последующего развития своего ребёнка, которая поможет развить не слабые, а сильные его стороны. Естественно, результат будет намного более заметен.

Наша методика не имеет аналогов в том, сколько пользы вы от неё получаете. Если правильно определить наклонности детей, вы сможете правильно выбрать и школу с подходящим профилем, и высшее учебное заведение. В то время как другие школьники и даже студенты будут «плыть по течению» и до 30 лет определяться, чем же они хотели бы заняться в жизни, вы как родитель сможете направить сына или дочь на верную стезю, за что они будут очень вам благодарны.

Наш центр – это французский центр, который уже несколько лет предлагает свои услуги ответственным родителям во многих странах.

На каких принципах мы базируемся?

  • Каждый человек имеет таланты.
  • Определить их можно на любом этапе жизни человека, начиная с самого раннего.
  • Не всегда истинные таланты очевидны. В этом и состоит причина многочисленных ошибок родителей, которым кажется, что они правильно определили наклонности у детей, но на самом деле это не так.

Пробный тест для детей для определения профессии, который мы предлагаем, вы сможете провести, не выходя из дома.

Всё что вам нужно — это ответить на несколько простых вопросов. Варианты ответа элементарные – «да» или «нет».

Прежде чем заполнять данную анкету, внимательно присмотритесь к ребёнку. Если на какие-то вопросы вы не можете дать ответ сразу, потратьте ещё немного времени на изучение того, насколько хорошо ваша дочь или сын проявляет себя в том или ином деле.

При таком внимательном прохождении тест на творческие способности детей обязательно принесёт вам много пользы. Вы узнаете, какими способностями в наибольшей мере обладает каждый из ваших детей. А это поможет сделать правильный выбор, чтобы далее развиваться в нужном направлении и не делать критических ошибок, из-за которых ребёнок может затратить не один год жизни на то, что ему никогда не пригодится впоследствии.

Опыт показывает, что тест подходит абсолютно для любого возраста. Если вы хотите получить максимально достоверную информацию об особенностях мышления и талантах вашего ребёнка, свяжитесь с нашими специалистами, которые проведут более глубокий анализ и абсолютно точно скажут, на чём вам сконцентрировать своё внимание для наилучшего результата.

Основываясь на философии древнегреческого мыслителя Сократа, мы помогаем человеку «познать самого себя».

Мы делаем это с помощью нескольких собеседований, определения ведущих мотивов, комплексного тестирования личности.

Создаем психологический портрет, наполненный смыслами и возможностями.

источник

Методики, тесты, опросники для детей и подростков распределены по группам (разделам):

Тесты, опросники, методики для диагностики детей и подростков:

– 4-7 лет
– 7-11 лет
– 11-14 лет
– 14-18 лет

В каждом разделе описана проблемная ситуация, например «не слушается», или «не общается со сверстниками», или «не хочет учиться» и методики, которыми рекомендуется воспользоваться.

Тесты для диагностики детей 4-7 лет:

Проблемная ситуация

Тестовые методики, опросники

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

ЦТО (исследование отношений к значимым людям)

Шкала степени отверженности ребенка в семье.

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)

Не общается со сверстниками.

Проблемы в общении со взрослыми.

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

Цветовая проективная социометрия

Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен).

ЦТО (исследование отношений к значимым людям)

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)

Методика Рене Жиля. (Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе

Тесты для диагностики детей 7-11 лет

Проблемная ситуация

Тестовые методики, опросники

Проблемы в отношениях с учителями.

Проблемы поведения в школе.

Методика Рене Жиля. (Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

Цветовая проективная социометрия

ЦТО (отношение к учителям, к учебным предметам)

Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет)

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

ЦТО (отношение к учебным предметам, отношение к учителям)

Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет)

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

Проблемы в отношениях со сверстниками.

Методика Рене Жиля. (Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

Проективный тест школьной тревожности

Цветовая проективная социометрия

Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)

Проблемы в отношениях с родителями.

«Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY)

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

ЦТО (отношение к значимым людям)

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

Тесты для диагностики детей 11-14 лет

Проблемная ситуация

Тестовые методики, опросники

Проблемы в отношениях с учителями.

Проблемы поведения в школе.

Тест школьной тревожности Филлипса

Выявление акцентуаций (Тест — опросник Шмишека)

Диагностика принятия других, В. Фей.

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка. (до 12 лет)

ЦТО (отношение к учителям, учебным предметам)

Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Тест школьной тревожности Филлипса

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Тест структуры интеллекта Амтхауэра (модификация Ясюковой)

Диагностика культурно-независимого интеллекта (Р. Кетелл)

ЦТО (проективный тест отношений)

Проблемы в отношениях со сверстниками.

Выявление акцентуаций. Тест — опросник Шмишека

Диагностика принятия других, В. Фей.

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка. (до 12 лет)

Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

Цветовая проективная социометрия

Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Проблемы в отношениях с родителями.

«Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY)

Тест на межличностную зависимость. Методика Р. Гиршфильда, адаптация О.П. Макушиной.

Опросник Кеттелла (до 12 лет)

Выявление акцентуаций. Тест — опросник Шмишека

Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Диагностика принятия других, В. Фей.

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка (до 12 лет)

Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона) (с 12 лет)

Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

Тесты для диагностики детей 14-18 лет

Проблемная ситуация

Тестовые методики, опросники

Проблемы в отношениях с родителями.

Тест «Подростки о родителях»

Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

«Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY)

Выявление акцентуаций. Тест — опросник Шмишека

Диагностика принятия других, В. Фей.

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона)

Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

Методика экспресс-диагностики эмпатии (Юсупов)

Методикак Ильина и Ковалева

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (с 16 лет)

Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Проблемы в отношениях с учителями.

Проблемы поведения в школе.

Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса

Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (с 16 лет)

Методика Ильина и Ковалева

Выявление акцентуаций (тест — опросник Шмишека)

Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Диагностика принятия других, В. Фей.

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Проблемы в отношениях со сверстниками

Цветовая проективная социометрия

Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

Тест школьной тревожности Филлипса

Методика «Мотивация аффилиации»

Методика экспресс-диагностики эмпатии

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (с 16 лет)

Методика Ильина и Ковалева

Выявление акцентуаций. Тест — опросник Шмишека

Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Диагностика принятия других, В. Фей.

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Диагностика культурно-независимого интеллекта (Р. Кетелл)

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Тест структуры интеллекта Амтхауэра, модификация Ясюковой)

Тест школьной тревожности Филлипса

ЦТО (проективный тест отношений)

Измерение мотивации достижения успеха

Методика оценки профессиональных интересов и способностей Соломина И.Л.

Опросник карта интересов А. Е. Голомштока, модификация Филимоновой О. Г.

Анкета матрица выбора профессии.

Измерение мотивации достижения

Тест структуры интеллекта Амтхауэра, модификация Ясюковой)

Тест на мышление и креативность Дж. Брунера.

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Чтобы открыть тест на сайте — наберите его название в строке поиска. Многие тесты и методики есть уже сейчас, остальные будут добавляться.

источник

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Иногда взрослым непросто понять, что творится в голове у малышей. Поэтому мы собрали тесты, которые помогут родителям определить тип мышления и черты характера ребенка, чтобы найти общий язык стало проще.

Другое название теста испытание отложенного удовлетворения. Он помогает понять, какой тип мышления ближе малышу — стратегический или тактический. Стратег готов отказаться от менее выгодного предложения сегодня, если завтра возможная выгода от согласия возрастет. Тактик не ждет завтрашнего дня и работает с тем, чем располагает сегодня.

Что понадобится: угощение, стол, стул и помещение, где ничто не сможет отвлечь внимание ребенка (без игрушек, телефонов и телевизоров).

Что делать: на столе перед ребенком угощение (зефир, конфета, плитка шоколада или маленькое пирожное). Мы объясняем ребенку, что эта сладость предлагается ему и он может съесть ее, как только останется в помещении один. Но если он справится с искушением и подождет 10 минут, мы вернемся с еще одним сюрпризом, и тогда он получит в два раза больше. Если к возвращению взрослого на столе не окажется угощения, второе он не получит.

На что обратить внимание: некоторые дети съедают сладость сразу. Многие борются с искушением до последнего: закрывают глаза руками, теребят волосы, играют с угощением, чтобы отвлечь мысли. Но в итоге съедают десерт. Это тактики. Треть детей дожидается возвращения взрослого и получает двойную награду. Это стратеги.

Тест помогает распознать черты интроверта или экстраверта у ребенка.

Что понадобится: для маленьких детей лучше выбрать цветной конструктор с большими деталями, для детей от 5 лет — детскую раскраску и карандаши или фломастеры.

Что делать: даем маленькому ребенку конструктор и предлагаем собрать домик. Неважно, какой формы он получится. Предоставим маленькому архитектору полную свободу!

Ребенку постарше даем раскраску и фломастеры и объясняем, что торопиться не нужно. Раскрашивать рисунок следует в удобном темпе и так, как ему хочется. Цвета, которые он выберет для закраски той или иной части рисунка, не играют значения.

На что обратить внимание: если ребенок собрал домик из цветных деталей, отметим, существует ли порядок в выборе цвета. Если при строительстве он складывал кубики, комбинируя между собой по цвету, или каждая часть дома имеет собственный цвет, то перед нами ребенок с чертами интроверта. Он обращает внимание не на саму форму, а на ее содержание и признаки деталей.

Если ребенку досталась раскраска, смотрим, насколько старательно он закрашивал рисунок. Если детали рисунка закрашены в пределах области, не выходя за линии, значит, перед нами интроверт.

Тест помогает определить, какой тип поведения в обществе характерен для ребенка: соглашаться с большинством, избегая конфликта, или отстаивать собственную позицию — черта, которая говорит о лидерских качествах.

Что понадобится: несколько членов семьи или друзей (взрослые и дети) и тарелки со сладкой кашей (это важно!).

Что делать и на что обратить внимание: взрослые и дети садятся за стол и едят кашу. Вслух замечают, что каша слишком соленая, ее невозможно есть. В этот момент важно обратить внимание ребенка на происходящее. Каждый из присутствующих по очереди еще раз наглядно пробует кашу и подтверждает, что она слишком соленая. Затем очередь доходит до ребенка. Задаем ему тот же вопрос: кажется ли ему, что каша соленая? Дети, которым важно сохранять мир внутри коллектива, которые не готовы «играть против правил», ответят, что каша соленая. Эту ситуацию они воспринимают как некую игру, где вдруг поменялись правила. И чтобы не отставать от других, они следуют новым правилам, даже если они кажутся им неясными. Собственное мнение о вкусе каши для них не так важно по сравнению с возможностью «продолжать игру в компании». Допустим, ребенок отвечает, что его каша сладкая, пробуем кашу из его тарелки и подтвердим прежнее: «Каша соленая». Если ребенок продолжает отстаивать собственную точку зрения, то ему определенно присущи лидерские качества — для него не так важно, что подумают о нем окружающие, сколько факт, что он выскажет мысль, которая кажется ему правильной.

Благодаря этому тесту за 5 минут можно провести анализ личности ребенка на основе его выбора цветов. Тест разработан швейцарским психологом Максом Люшером, который считал, что восприятие цветов объективно и универсально, но цветовые предпочтения субъективны, отражают психологическое состояние испытуемого, определяют черты личности.

Что делать и на что обратить внимание: достаточно перейти по ссылке и пройти тест вместе с ребенком. Взрослый задает вопрос, ребенок указывает на цвет. В конце на сайте появляется результат.

Определить, какая рука у ребенка активная — правая или левая, легко уже в 2 года. У правшей образно-двигательное полушарие расположено справа, а логическое — слева. У левшей — наоборот. Зная это, можно определить, в каких видах деятельности ребенку легче себя реализовать. Каждый второй из нас — левша и правша одновременно. Таких людей называют амбидекстрами. Определение доминирующей руки у ребенка помогает родителям в воспитании: обучать левшу пользоваться активно правой рукой неправильно, так как это негативно сказывается на развитии ребенка. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей.

Вариант для самых маленьких детей:

Обращаем внимание, какой рукой ребенок пользуется чаще: держит лопатку, указывает на нужную вещь, тянется за угощением или берет игрушку.

Читайте также:  Анализ притч о воспитании детей

Варианты для детей от 3 лет:

  • Предлагаем собрать пальцы рук в замок. Сверху находится большой палец той руки, которая является активной.
  • Обращаем внимание, какой рукой ребенок откручивает крышку бутылочки — это доминирующая рука.
  • Просим ребенка скрестить руки на груди. Та рука, которая окажется сверху, является активной.

Доктор Дэвис предположила, что даже в юном возрасте мозг ребенка самостоятельно определяет, как питаться правильно. Для первого теста Клара выбрала троих детей от 8 до 10 месяцев, которые прежде питались только грудным молоком, а значит, не определились с пристрастиями в еде. Теперь во время каждого приема пищи перед малышами ставили до 8 тарелок. В них овощи, фрукты, яйца, каши, мясо, черный хлеб, молоко, вода и соки. Дети сами решали, что есть: если малыш опускал руку в рисовую кашу, а потом облизывал руку, то ему давали чайную ложку рисовой каши. Затем снова ждали, пока малыш выбирал. Он мог снова пожелать каши или выбрать нечто другое. Так Дэвис обнаружила три вещи:

  1. Дети, самостоятельно выбиравшие таким образом свое меню из числа простых блюд, развивались очень хорошо. Ни один из них не набрал лишнего веса и не стал худым.
  2. Несмотря на кажущийся беспорядок, ребенок в течение определенного периода набирал все необходимые ему элементы, как если бы следовал специальной диете.
  3. В разные дни и даже время дня аппетит ребенка менялся. Но это не влияло на конечный результат. Один из малышей пару дней ел только овощи, а затем вдруг интересовался мясом или рыбой. Доля того или иного продукта могла тоже меняться: в какой-то момент ребенок хотел много молока, сразу после этого на время мог словно забыть о нем. Таким образом мозг ребенка самостоятельно определял в зависимости от потребностей организма, что необходимо есть. Этот же эксперимент Клара Дэвис повторила со старшими детьми, отдельно изучая поведение абсолютно здоровых и болеющих детей, но результаты были аналогичными.

Что делать и на что обратить внимание: эксперимент можно с легкостью повторить дома, разделив рацион по типу продуктов: овощи, мясо, рыба, фрукты, черный хлеб, крупы, молочные продукты, детские соки и чай. Ребенок может вместе со взрослым составлять рацион питания на 1–2 дня вперед. Некоторые ученые отмечают важность отбора продуктов по принципу сезонности. Например, в июне предлагать ребенку среди фруктов клубнику, а в августе — дыню или арбуз.

Модели: Самира Юнусова, Алир Вагапов
Фотограф: Роман Захарченко

источник

Материалы по изучению личности ребёнка и педагогическому взаимодействию

Цель: организация самопознания с помощью проективного теста, выявление психологической дистанции между учащимися класса в процессе игровой деятельности.

Форма: игровая деятельность.
Подготовительная работа.

Для проведения диагностической части занятия учащимся потребуется листок бумаги и ручка. Игры на взаимопонимание лучше проводить в большом помещении.
Ход занятия.

1. Психологический настрой. На этом занятии в качестве психологического настроя можно использовать игру «Я — неодушевленный предмет». Игра заключается в следующем. Сначала предлагается выбрать для себя неодушевленный предмет. Все по очереди сообщают, что они выбрали, например, «я — зеркало», «я — дерево» и т.д. Дальше каждому предлагается, вжившись в образ этого предмета, рассказать о том, как ему живется. Педагог должен внимательно наблюдать за всем происходящим, тогда можно получить много информации о внутреннем мире школьника, его проблемах и его самочувствии. Ведь школьники будут от лица неодушевленного предмета невольно говорить о своих проблемах, да и предмет выбирается не случайно.

2. Основная диагностическая часть. В качестве диагностической методики на этом занятии мы предлагаем использовать упрощенный вариант проективного психологического теста «Прогулка по лесу».

Учащимся предлагается представить, что они будут совершать мысленно прогулку по лесу, где с ними может произойти все, что угодно. Нужно внимательно слушать и все, что представили, подробно записывать на листочке. Итак, вы идете по лесу.

1. Представьте себе, какой это лес: светлый или темный, редкий и просторный или частый и густой. Идете вы по тропинке или сами прокладываете путь. Запишите.

2. Вы идете и видите на земле чашу (чашку). Представьте себе ее и опишите в подробностях: чистая она или грязная, какого цвета, из чего сделана, прочная или хрупкая. Запишите.

3. Вы встречаете препятствие, например, заросли кустарника или завал из деревьев. Что вы будете делать? Запишите.

4. Вы идете дальше и подходите к дому. Рассмотрите его и опишите, как он выглядит. Затем войдите в дом. Что вы там увидели? Опишите тоже подробно. Теперь представьте, что вы там делаете? Запишите.

5. Вы выходите из дома и снова идете по лесу. Вдруг вы встречаете очень страшного волка. Опишите свои действия. Вы справились, наконец, с волком и пошли дальше, подошли к озеру. Что вы станете делать запишите.

7. Наконец вы подходите к совершенно непонятному препятствию. Это огромной высоты стена, и стена эта такая длинная, что ее невозможно обойти. Что вы будете делать? Запишите. Анализ результатов можно провести прямо в классе. Правда, не все учащиеся сообщат о том, что они написали. Поэтому мы рекомендуем рассказать всем интерпретацию теста, объяснив на примере желающих поделиться своими записями вслух. Затем обязательно соберите листочки, и вы получите много сведений о самочувствии школьников в классе и в семье.

Каждая из предложенных ситуаций большинством людей воспринимается одинаково.

1. Лес — это общество, социальная среда, в которой живет человек. Характеристика леса — это восприятие и отношение человека с данной средой. Если нет страха перед будущим и перед обществом, то лес, как правило, светлый и просторный. Уверенность и отсутствие тревожности проявится в наличии тропинки или дороги. Если же школьник не уверен в себе, испытывает страх перед людьми и жизнью в целом, то лес у него темный, полный теней и неизвестности, а тропинку он не видит. Наконец, может быть и такая ситуация, когда лес темный или слегка видны просветы, а школьник сам прокладывает путь. Это говорит о неуверенности и боязни, но настойчивости и попытке преодолеть свой страх перед жизнью. Коротко говоря, первая ситуация характеризует уровень социализации ученика, его адаптации к взрослой жизни.

2. Описание чаши или чашки психологи связывают с восприятием человеком самого себя, с самооценкой, отношением к себе. Так, чистая чаша — это восприятие себя как положительного человека, грязная — критичное отношение к себе и самоосуждение. Цвет чаши тоже может дать некоторую информацию о человеке. Голубая чаша связана с высокой моральностью, красная — с активностью, зеленая — с интроверсией и стремлением к лидерству, фиолетовая — с эмоциональностью и склонностью к искусству. Белая чаша олицетворяет чистоту и невинность. Материал чаши тоже имеет значение. Так, хрупкость говорит о неуверенности. Дорогая антикварная чаша свидетельствует о высокой самооценке.

3. Описание того, как преодолевалось или не преодолевалось препятствие, говорит об умении преодолевать трудности. Если человек идет в напролом, то он сам справляется с трудностями и о нем говорят как о человеке, приспособленном к жизни, самостоятельном. Если обходит завал или, хуже того, придумывает еще какие-то виды препятствий, то это не приспособленный человек, не умеющий преодолевать трудности или любящий их создавать себе сам.

4. Дом всеми людьми связывается с семьей. Описание самого дома характеризует восприятие школьником своей семьи. Прочный и старый дом (избушка из дерева, большая деревенская изба и т.п.) — это хорошая семья, в которой подростку уютно и там он защищен. Иногда описывают многоэтажный дом. Это говорит о том, что школьнику уделяется мало внимания в семье, там и без него много детей или проблем и на всех внимания не хватает. Каков дом внутри и как ведет себя человек, говорит об отношениях в семье. Если уютно и светло и школьник наслаждается теплом в доме, в семье ему хорошо и он еще долго будет ощущать себя ребенком. Темные комнаты, паутина, грязь говорят о неблагополучии семьи, одиночестве подростка и его незащищенности.

5. То, как человек справляется с волком, говорит о его умении преодолевать свои страхи. Если побежал домой за чем-либо, то от страхов человек ищет защиты у мамы или папы. Если пытается уговорить волка, то страх загоняется внутрь себя и повышается тревожность. Иногда пишут, что достали оружие, например, топор и победили волка. Это тревожный симптом, такой человек агрессивен, озлоблен и «носит» на всякий случай оружие против любого, кто посмеет приблизиться к нему.

6. Озеро обычно не интерпретируется, однако можно предположить, что по поведению у озера можно судить об активном отношении к жизни, если в озеро попытались войти, замочили ноги или искупались.

7. Непреодолимая стена — это как что-то такое, что может быть после смерти, и поведение около нее может говорить об отсутствии или наличии страха смерти. Если хочу заглянуть за стену, пытаюсь влезть на дерево для этого, то не испытываю страха смерти, и наоборот.

Игра на взаимопонимание. Игра «Ассоциации»

Один из участников выходит за дверь. Группа выбирает человека, которого должен вычислить «водящий». Затем водящий входит и начинает задавать вопросы такого характера: «Если бы этот человек был литературным героем, то каким?», «Если это погода, то какая?», «Если это животное, то какое?», «Если это цвет?», «Если это дерево?».Запах, время года, историческую эпоху, воинское звание, мебель — все, что угодно,

можно использовать в вопросах. Водящий может выбирать, кому какой опрос задать, чтобы, как ему кажется, получить наиболее ценную информацию для выполнения задачи отгадывания.

Игра обычно проходит живо и легко. «Загаданному» она дает огромное количество обратных связей. Какие-то ассоциации вызывают приятные чувства, какие-то вызывают протест. Наибольшее удивление (вызывает у школьников то, что можно точно узнать человека, ассоциируя его с такими различными вещами. Как правило, «загаданным» хочет быть почти каждый. Иногда игра продолжается и после занятий.

Педагог наблюдает за происходящим и так же, как школьники, узнает о них много нового. Можно рискнуть и предложить «загадать» себя.

Признаки положительных качеств

1. Ответственность за свое поведение перед коллективом.

2. Ответственность за поведение товарищей.

3. Умение противостоять безнравственному поведению и отрицательному примеру.

4. Умение учитывать мнение товарищей.

1. Потребность в постоянном труде.

2. Умение использовать в труде свои силы и способности.

3. Эстетическое отношение к труду.

4. Объективная оценка своего и чужого труда.

5. Самовоспитание трудовых умений и навыков.

3. Совестливость, стыдливость.

1. Устойчивый интерес к учению.

2. Добросовестность в выполнении учебной работы в школе и дома.

4. Самоконтроль и самооценка знаний.

5. Умение преодолевать трудности.

2. Самообладание, самоконтроль.

3. Требовательность к себе и другим.

4. Умение отказываться от соблазнов и неразумных желаний.

1. Понимание других людей. Чувство красоты.

4. Чувство меры в самовыражении.

Отрицательные признаки личностных качеств

источник

С помощью этого теста проводится анализ семейных отношений.

Для прохождения теста ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги с помощью карандашей или фломастеров свою семью. Время проведения теста не ограничено. Полученный рисунок помогает определить психо-эмоциональную обстановку в семье, выявить проблемы, волнующие ребенка. Исследование проводится по следующим критериям:

  • состав семьи на рисунке и в реальности;
  • расположение членов семьи по отношению друг к другу;
  • характерные черты в изображении каждого члена семьи;
  • деятельность людей, изображенных на рисунке.

Тест позволяет выявить индивидуально-типологические особенности ребенка.

На листе бумаги карандашом или ручкой необходимо нарисовать любое дерево.

Все фигуры, изображенные на рисунке, группируются по 15 категориям. Тщательное изучение нарисованного по критериям позволяет определить склонности ребенка, его эмоциональное состояние и особенности отношений с окружающими людьми. Исследователь обращает внимание на крону дерева, расположение веток, листов и их количество, на форму дерева и другие параметры.

Данный тест позволяет исследовать личность ребенка и состояние его психики.

Ребенку предлагается нарисовать несуществующее в природе животное и дать ему особенное имя, которое будет характеризовать его. Полученный рисунок исследуется на основе ряда признаков, которые позволяют раскрыть эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему миру. Особое внимание исследователи уделяют таким параметрам рисунка, как расположение изображения на листе, черты и характер выдуманного животного, контуры фигуры, общий характер рисунка и название.

Тест помогает узнать состояние ребенка и его страхи и переживания.

Взрослый рассказывает ребенку сказку, в которой обязательно есть герой, с которым малыш должен идентифицировать себя. После прочтения ребенку задается вопрос по теме сказки. Наблюдение за тоном голоса ребенка, его поведением, скоростью ответа и нетипическими реакциями позволяет узнать больше о ребенке и его состоянии, ведь дети, когда пересказывают или придумывают сказки, как правило, искренне выражают свои чувства и эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Темперамент является динамической характеристикой психической деятельности человека, поэтому так важно знать, какой темперамент у ребенка, чтобы понимать его действия и поступки.

Для того чтобы узнать темперамент ребенка, необходимо задать ему 57 вопросов. По результатам опроса можно будет отнести его к одному из четырех характеров с различной устойчивостью нервной системы: холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик, которые имеют ряд отличительных признаков.

Цветовая методика Люшера позволяет определить уровень комфортности ребенка в различных местах его времяпровождения (дом, сад, школа) и выявить его возможное депрессивное состояние.

Взрослый предлагает ребенку выбирать по очереди из 8 разноцветных карточек наиболее приятный цвет. Номера цветов, представленные в методическом руководстве, записываются. На основе записей строится индивидуальная характеристика ребенка и даются рекомендации по способам, позволяющим избежать стресс и его симптомы.

Тест позволяет определить особенности отношения ребенка к самому себе, к своему положению среди окружающих.

На листе бумаги изображается лесенка из семи ступеней, на одну из которых ребенок должен вписать свое имя или нарисовать себя в виде человечка. Четвертая ступенька представляет собой площадку между лестничными пролетами. Условное расположение ребенка на лестнице отражает его самооценку. На верхние ступеньки помещают себя дети с завышенной самооценкой, любящие быть в центре внимания. На 2-3 ступеньку ставят себя дети с адекватной самооценкой, знающие свои положительные и отрицательные черты характера. Расположение ребенка на нижней ступеньке или у лестницы свидетельствует о его недовольстве собой, выражающемся в заниженной самооценке.

источник

Диагностика учебной мотивации школьника.

Вложение Размер
Диагностика учебной моивации школьника. 13.48 КБ
Рисуночный тест Кактус. 16.8 КБ

Диагностика структуры учебной мотивации школьника

Шкалы: познавательные мотивы, коммуникативные мотивы, эмоциональные мотивы, мотивы саморазвития, позиция школьника, мотив достижения, внешние мотивы

1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.

2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.

3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.

4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.

5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.

6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.

7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.

8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.

9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.

10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.

11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.

12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.

13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.

14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.

15. На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.

Читайте также:  Анализ привитости против дифтерии детей и подростков

16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, команде).

17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.

19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.).

20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело.

21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.

Обработка и интерпретация результатов теста

Внешние (поощрения, наказания)

Изначально эта методика диагностики личности была предложена М. А. Панфиловой для детей 3-7 лет. Однако и взрослым будет не лишним узнать о себе немного больше. Вы можете провести этот тест со своим ребенком, другом, близким человеком. Если Вы захотите проверить себя и сделать тест самостоятельно, то рекомендуется сначала выполнить указания в инструкции, а потом прочитать эту статью дальше.

Для выполнения теста Вам понадобится чистый лист А4 формата, простой карандаш средней твердости, также можно использовать и цветные карандаши.

«Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь». Дальнейшие вопросы и пояснения излишни – дайте волю своей фантазии!

Далее приводятся варианты интерпретации для детей и взрослых.

Интерпретация детских рисунков

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок (размер, расположение, количество)

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм , стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе , зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность , открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность , осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите , чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите , чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Толкование цветовой гаммы.

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:

  • зелёный символизирует постоянство и уверенность;
  • жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
  • синий — ребенку комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
  • красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
  • серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
  • белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
  • чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

  • Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
  • Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
  • О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
  • Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
  • Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки)

источник

В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

  • Диагностика личности – определение темперамента, типа самооценки.
  • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
  • Диагностика когнитивной сферы – это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
  • Диагностика поведения.

Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста (диагностика детей дошкольного возраста, диагностика детей младшего школьного возраста).

Методики диагностики детей весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

  • Наблюдение – изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
  • Беседа – даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
  • Метод изучения результатов деятельности детей – анализ рисунков, поделок.
  • Метод эксперимента – предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
  • Тесты для детей – наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

Метод тестирования можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов – тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика готовности ребёнка к школе. Тесты-действия используются при изучении поведения.

Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

Конечно, при определении типа темперамента ребёнка, опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой – самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

По окончании теста психолог делает следующие выводы:

  • Самооценка неадекватно завышена – ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
  • Самооценка завышена – задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
  • Самооценка адекватна – подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
  • Самооценка занижена – помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: «Подумай немножко, у тебя получится». Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

Рисунок расскажет об эмоциональных особенностях ребёнка. Изучите результат в деталях:

  • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
  • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
  • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
  • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют «домашние» дети, стремящиеся к семейной защите.
  • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь – одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь – карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй – сыплет в ямку семена, на третьей – поливает ростки, на четвёртой – любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная – разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.

источник

Для детей младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, при выполнении которой у ребенка возникают главные психические новообразования — анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения в развитии познавательных процессов ребенка, так и всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферы.

Предлагаемая здесь система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков.
На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

· Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе.

· Социальная ситуация развития.
Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье.

· Ведущая деятельность, сформированность компонентов структуры учебной деятельности.

· Возрастные психические новообразования.

· Предпосылки формирования учебной деятельности.

· Произвольность поведения и познавательных процессов.

Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можно точно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.
Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии. В данный комплекс включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим — менее развитым — только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком. Имеющиеся данные психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство — от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.
Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста). Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны.

Читайте также:  Анализ при запорах у детей

источник

1. Обучить основам работы с тестами.

2. Стимулировать учащихся к познанию собственного Я.

Оборудование: изречения, написанные на доске.

Учитель. Давным-давно в Древней Греции был построен храм в честь бога Аполлона (бога света и искусств). На стенах храма были написаны 7 изречений:

6. В многолюдстве нет добра.

Составили эти изречения 7 мудрецов. Они были известными политиками и законодателями того времени. Одно из этих изречений — «Познай себя самого» — любил повторять великий философ Сократ.

— Как вы думаете, что означает выражение «Познай (пойми) самого себя»? (Дети отвечают.)

Познать себя — значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен. Как же это сделать?

Психологи разработали большое количество тестов — несложных, но эффективных, с помощью которых вы сможете найти ответы практически на все интересующие вас вопросы. Причем с помощью тестов вы сможете узнать много интересного не только о себе, но и о людях, которые вас окружают.

Сегодня мы попробуем разобраться с тем, что вам близко и понятно, — хорошо ли вам с вашими друзьями. Заодно посмотрим, какой род деятельности вам предпочесть.

1. Нарисуйте 8 кружочков. Посмотрите на них и определите, где вы. Поставьте в выбранном кружочке галочку.

2. Нарисуйте два ряда кружков по семь в каждом ряду. Вы живете с папой и мамой? Напишите внутри первого кружка (он специально закрашен), предположим, «мама». Или «папа». Если в первом «мама», то вписывайте «папа» в кружок снизу.

Внимательно посмотрите на ряд кружков и определите, где находитесь вы. Сначала в первом ряду, потом во втором. Поставьте галочки.

3. Нарисуйте семь кружков. (Учитель должен показать как.) Поставьте галочку там, где вы находитесь, подпишите, где находятся родители.

4. Вокруг каждого из вас можно выделить три группы людей (родители, учителя, друзья). Перед вами три кружка. Напишите, где кто находится. И точкой обозначьте, где находитесь вы.

5. Здесь две группы кружков — девять и два. Найдите среди них себя. Отметьте галочкой или крестиком.

6. Перед вами точка, вертикальная линия, треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, звезда. Какая фигура больше всего вам нравится? Какая фигура больше всего похожа на вас?

7. А теперь — внимание! Перед вами пять фигур — квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой можете сказать: «Это — я!» — ту, что понравилась больше всего. Затем выберите ту, что не нравится больше всего.

Оценка результатов

(По результатам тестирования классный руководитель может сделать для себя выводы о взаимоотношениях в семье, в классе. Поэтому зачитывать вслух все результаты не обязательно).

Если вы быстро выполняли задание, то в ваших отношениях с людьми нет ничего сложного, вы приятный в общении человек. Вы скорее направлены на общение, т. е. ваша профессия должна быть связана с людьми.

Если вы долго не решались поставить галочку, можно сказать, что вы нерешительный человек, друзей у вас мало. Пора вам выбираться из своей скорлупы. Из профессий вам больше подойдет работа с техникой.

1. Галочка слева — вы хорошо себя чувствуете в коллективе, человек компанейский и один на один со сложной машиной (например, с компьютером или с разобранным пылесосом) долго не протянете — вам нужна компания.

Галочка справа — с окружением у вас явная незадача, вы предпочитаете одиночество, а если вас и вытаскивают на мероприятие, то вести себя там вы стараетесь незаметно.

Галочка посередине — все зависит от настроения. В классе вы особо не выделяетесь, не рветесь в лидеры, но и в откровенные изгои не стремитесь попасть.

2. Кого первым написали — тот и является для вас в жизни главным.

Написали «мама» — вы ориентируетесь на маму, больше с ней

общаетесь, с каким-нибудь вопросом в первую очередь пойдете именно к ней.

Написали «папа» — значит, с отцом вам комфортнее, чем с матерью.

Если вы поставили галочку рядом с их кружками, то у вас доверительные, искренние отношения с родителями. 3-4-й кружок от начала — вы в хороших отношениях, но у каждого свои секреты. Неважные у вас отношения, если вы себя видите в самых дальних от родителей кружках.

3. Это вопрос на воображение. Если, прочитав задание, вы представили себя, своих родных, а может, друзей и быстренько расставили их по местам и поставили галочки, в ваших отношениях все понятно. Если представлять было сложно — у вас все не так просто.

Если вы себя ставите выше других (галочка в верхних кружочках) — мир лежит около ваших ног. Вы считаете себя достаточно осведомленным в этой жизни. К таким уверенным, как вы, люди тянутся. Рядом с вашей уверенностью и им становится теплее. Возможно, вы заводила в классе, на любой вечеринке вы буквально фонтанируете идеями. Вы много где успеваете и в учебе стараетесь не отставать от других.

Родителей вы отметили рядом? Причем обоих в одном кружочке? У вас хорошие отношения — то, что принято называть дружескими.

Родители на ступеньку ниже. Нормальная позиция. Родители пока работают на вас, поэтому они на втором месте в ваших мыслях. Вы — главная персона.

Родители на третьем уровне, с большим отрывом от вас. У вас неважнецкие отношения. Со своими проблемами вы скорее пойдете к друзьям, чем к маме с папой. Общего языка у вас нет, вы и не пытаетесь его найти.

По расположению кружочков мама ближе, чем папа, да еще и мама нарисована раньше папы. Ваш авторитет — мама. Возможно, папа столько времени проводит на работе, что вы его почти не видите и не общаетесь.

Вы выбрали для себя средний ряд. Вам удобно быть в компании. Когда спрашивают, кто пойдет добровольцем на какое-либо дело, руку вверх не поднимаете. Вы не любите высовываться, хотя с удовольствием принимаете приглашения на всякие мероприятия.

Родители стоят рядом — у вас полный мир и согласие. Вы даже вместе в походы ходите.

Родители выше вас — в вашем доме можно услышать разговор на повышенных тонах, и чаще вам приходится подчиняться, делая то, чего делать не хочется.

Родители в нижнем ряду. В школе вам интереснее, чем дома. Все новости вы узнаете от друзей, а не от родителей.

Вы выбрали для своего местопребывания нижний ряд. Вам удобно сидеть за последней партой у окна и быть незаметным. Сейчас вас это несильно задевает.

Родители рядом. Как говорится, яблоко от яблони недалеко падает. У тихих, спокойных родителей часто бывают такие же тихие дети. Сама атмосфера семьи на них давит, заставляя, так сказать, пригибаться к полу. Но вас еще ждут свои маленькие «революции», когда вы попытаетесь «прорвать блокаду» и выйти в свободное плавание.

Родители выше на одну позицию. Ваши мама с папой придерживаются принципа: пока вы живете в их доме, вы маленький и извольте делать, как сказано. При вашей «спокойности» командовать вами не так сложно.

Родители выше на две позиции. Родители — правители вашего маленького королевства, а вы занимаете в нем самое ничтожное положение. И все это накладывается еще и на конфликты в классе, отсутствие друзей (или их измену), — короче, полоса в жизни явно темная.

4. Кого написали в первую очередь — тот и является для вас авторитетом.

5. Тест на определение того, насколько хорошо вы себя чувствуете в «стае».

Вы нашли себя среди девяти кружочков — «стая» принимает вас, вы можете в ней затеряться и быть одним из ее членов. Вы чувствуете себя чуть выше «стаи» (верхний ряд), равноправным членом (средний ряд), не самым сильным и популярным бойцом (нижний ряд).

Вы выбрали кружок в стороне. Коллектив вас изгнал, или вы сами ушли. А может, вы пишете стихи и витаете далеко-далеко? Значит, вы осознаете свою индивидуальность.

Черный кружок. Не самая лучшая позиция.

6. Чем сложнее вы выбрали фигуру, тем более многогранным человеком вы себя ощущаете. Творческие люди выбирают звезду — она вся такая заковыристая и загадочная. Пятиугольник связан с цифрой пять, а это само по себе о многом говорит. Прямая линия — вы натура скрытная, ревностно храните свои секреты. Или наоборот, вы слишком легкомысленны и просты. Для вас в жизни не существует сложностей, горизонт чист. Завидное состояние.

Сделаем выводы. Если по всем тестам выходит, что вы лидер, ощущаете и оцениваете себя выше всех, то вам стоит искать профессию, где можно самовыразиться. Любая профессия подразумевает хорошее выполнение и похвалу за успех. Политик, оратор, организатор своего дела, социолог (человек, занимающийся «законами толпы», который умеет прогнозировать события в человеческом обществе), учитель (вот где проявятся лидерские качества), актер (аплодисменты, цветы. ).

Если по тестам выходит, что вы тихий середнячок (не обижайтесь на эти слова), везде ставите себя рядом с кем-то, не можете прожить без коллектива, значит, далекие экспедиции, одинокие зимовки и кругосветные путешествия на плоту не для вас. В будущем вам улыбнется работа в большой корпорации, где все вертится, крутится, происходят глобальные события, где планеты сходят со своих орбит и загораются сверхновые.

7. А теперь посмотрим, что вы за фрукт, а вернее, что за фигура.

Квадрат. Привет, отличники и хорошисты! Вы человек организованный и трудолюбивый, дома на вашем письменном столе всегда порядок. Карандаши в пенале остро отточены, ручки всех цветов радуги. Но иногда и вы даете промашку. Слишком увлекшись мелочами, совершаете большие ошибки. Вы упрямо идете к своей цели. Взаймы у вас попросить тяжело — не дадите. Учиться вы любите. Из таких, как вы, получаются хорошие бизнесмены и учителя.

Треугольник. Вы — заводила. В снах такие девочки, как вы, видят себя великими актрисами, а мальчики — Наполеонами. Вам нравится быть в центре внимания. Вы любите соревноваться и побеждать, но принцип «главное — не финиш, а участие» — не для вас. Вам важна победа!

Круг. Вы легко сходитесь с людьми. Приблизительно так же, как Колобок. Отправившись путешествовать из домика бабушки и дедушки, он с лету определил, что ни заяц, ни волк ему не помеха. Ну, с лисой ошибочка вышла. А кто в наше время не ошибается? Вы с удовольствием встречаетесь с новыми людьми. Любимое занятие на уроке — изучать реакцию учителя на тот или иной раздражитель: на сопение Сидорова, на хлопающую форточку, на перешептывающихся Петрову и Иванову, на скрипучие ботинки Борисова. Вы умеете сделать так, чтобы людям вокруг вас было хорошо. Ваша стихия — литература и история.

Прямоугольник. Вы все подвергаете сомнению. Где сомнение — там желание во всем разобраться, а значит, вы любознательны и смелы. Пока не узнаете, что там шуршит в темном углу, не успокоитесь. Вы легко решаете сложные задачи — вам интересен сам процесс решения.

Зигзаг. Такую сложную форму выбирают обычно личности творческие. Зигзаг необычен, выделяется из общего ряда, агрессивен (поэтому его же могут выбрать отъявленные хулиганы). На уроках вы редко отвечаете заученными фразами. Ответ сам рождается в вашей голове, поэтому вы любите литературу, позволяющую порассуждать и поспорить. Вы интересный собеседник.

Социометрическая методика

Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценки межличностных отношений: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности. Рассмотрим данную методику применительно к детскому коллективу.

Ребятам предлагается перечислить товарищей по классу, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:

1. Кого из одноклассников ты бы пригласил на свой день рождения?

2. С кем из одноклассников ты бы отправился в кругосветное путешествие?

3. С кем из одноклассников ты мог бы поделиться своими личными переживаниями?

Как правило, ребятам предлагается выбрать не больше трех одноклассников. Их фамилии записывают в именительном падеже.

Результаты представляют в форме матриц (таблиц), которые составляет классный руководитель. Для каждого вопроса составляется отдельная матрица.

Первый столбец матрицы содержит фамилии ребят, которые выбирают. Первая строка матрицы содержит фамилии тех, кого выбирают. И в том и в другом случае фамилии перечислены в одном и том же порядке.

Цифра 1 ставится в столбец того ученика, которого испытуемый выбрал в первую очередь, цифра 2 — в столбец того, который был выбран вторым, 3 — третьим.

В итоговых строках и столбцах:

ВС — количество выборов, сделанных данным человеком;

ВП — сумма выборов, полученных данным человеком (т. е. сколько человек выбрали его);

ВВ — количество взаимных, совпавших выборов.

Сумма выборов, полученных каждым ребенком (ВП), является мерилом его положения в классе.

Если ученик получил наибольшее количество выборов, он относится к числу «звезд».

Если получил среднее количество выборов — к предпочитаемым.

Если меньше среднего числа выборов — к пренебрегаемым.

Если не получил ни одного выбора — к изолированным.

Удовлетворенность ребенка собственным положением в классе определяется по коэффициенту:

ВВ (число взаимных выборов) К .

ВС (число выборов, сделанных данным человеком)

Так, если число ВВ равно 0, а число выборов, сделанных человеком, — 3 и К = 0/3 = 0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в межличностных отношениях.

Средний уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в классе будет фиксироваться в случае примерного равенства: «звезды» + предпочитаемые = = пренебрегаемые + изолированные.

О низком уровне благополучия в классе свидетельствует преобладание людей с низким статусом.

Если «звезды» + предпочитаемые > пренебрегаемые + изолированные, то это говорит о высоком УБВ, для которого характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе. Но при этом следует очень внимательно отнестись к наличию изолированных и прене- брегаемых и постараться внести необходимые коррективы в межличностные отношения в коллективе, предварительно разобравшись в причинах имеющихся проблем.

В качестве примера приведем таблицу, в которую заносятся ответы на вопрос: «С кем бы ты отправился в кругосветное путешествие?»

источник