Меню Рубрики

Теоретический анализ проблемы сенсорного воспитания детей

Проблема развития восприятия окружающего мира, знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности существовала со времён древних цивилизаций. Ещё Платон, изучая древнейшие папирусы в библиотеках Египта, узнал, что детей обучали, используя предметы домашнего обихода [14].

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из главных мест. Известны различные системы сенсорного воспитания, разработанные педагогами прошлого (Я.А. Каменский, Ф. Фребель, И. Песталоцци, О. Декроли, Е.И. Тихеева). Они разрабатывали содержание и методы ознакомления ребенка с миром вещей, с их свойствами и отношениями. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания[ 3].

Одна из систем сенсорного развития детей — система Фребеля. Он считал, что каждый человек познает себя в творчестве. Исходя из этой идеи, Фребель рекомендовал обучать детей рисованию карандашами и красками, пению, лепке из глины и песка, проводить «построительные игры» из кубиков и веток. Подчеркивая важность первоначального умственного развития и воспитания, Фребель настаивал на необходимости правильного и прочного формирования у ребенка первых представлений, знаний, привычек, стремлений к познанию окружающего мира через непосредственное созерцание предметов. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров». Благодаря таким игрушкам ребенок, по его мнению, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира. Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности помогут выкладывание из палочек, переплетение лучин, плетение из полосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом. Догматизм в манипулировании с дарами вызывали справедливую критику со стороны прогрессивных педагогов[14].

Иной характер носила система М. Монтессори, в которой воспитание сенсорной культуры рассматривалось как центральная задача дошкольного воспитания. Этим в значительной степени определялась предложенная ею направленность сенсорного воспитания, заключавшаяся в обострении различительной чувствительности органов чувств[3].

В конце XIX — начале XX в. эта проблема привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихееву. Каждый по-своему подходил к решению задач сенсорного воспитания. Например, Е.И. Тихеева верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве. Также она утверждала, что сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Сущность эстетического воспитания Тихеева видела в частом восприятии художественных образов[14]. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты — могучий союзник нравственности. Заслуга Тихеевой в том, что она разработала методику использования дидактического материала, «щедро рассыпанного в природе». «Вообще, применение дидактического материала с целью развития внешних чувств, — писала она, — требует крайне осторожного, продуманного отношения. Надо, прежде всего, понять, что воспитание внешних чувств есть не цель, а средство; оно должно явиться подготовкой, канвой, облегчающей творческому уму человека возможность проявить себя, вышивать по этой канве самобытные узоры. Осуществить подобное, правильно понимаемое воспитание органов чувств дело нелегкое…»[14].

Особый интерес к проблеме сенсорного воспитания проявляла М.М. Манасеина. Опираясь на новейшие достижения медицины, физиологии она разработала оригинальную концепцию сенсорного развития и воспитания. Подчеркивая тесную взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребенка, М.М. Манасеина утверждала: чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие[3].

Признавая важную роль первых лет в жизни ребенка, М.М. Манасеина считала, что основное внимание родителей и воспитателей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей главным образом через развитие органов чувств. Разработанная М.М. Манасеиной система приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. М.М. Манасеина считает, что, вводя игровые элементы, можно научить ребенка определять расстояние до того или иного предмета по звуку, по голосу — узнавать человека. В сенсорном развитии и воспитании ребенка М.М. Манасеина не забыла функции рисования (лепки), не только развивающего верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребенка вникать во все подробности[14].

Так же тема сенсорного воспитания в этот период проанализирована и обобщена в работах Н. Виноградовой, Е.А. Гребенщиковой, Л.М. Казарян, Л.А. Калмыковой, Л.И. Красногорской, П.А. Лебедева, Л.Н. Перелыгиной, М.И. Петровой, А.В. Плеханова, В.В. Реутовой, Н.Т. Спиренковой, Е.К. Сухенко, М.Г. Ярошевского и др. Большое значение имеет работа О.В. Морозовой, поскольку в ней отражен процесс становления первоначального сенсорного воспитания этого времени[13].

Обобщенный анализ проблем сенсорного воспитания детей раннего возраста в период с 1917 по 1941 гг. дан в исследованиях Н.К. Беляевой, Л.Н. Литвина. Историко-педагогический анализ литературы второй половины XX столетия показал, что проблемами сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста занимались Ш.А. Абдуллаева, Э.А. Александрян, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина, A. M. Фонарев, СВ. Фонарева, Э.Л. Фрухт и др. И большинство их касались проблем, как умственного развития, так и развития других сторон личности и совершенствования практической деятельности ребенка[14].

Хотя особое внимание к развитию чувственного познания у маленьких детей вытекало из вопросов педагогической практики, соответствовало особенностям возраста, авторы предложенных систем не имели в своем распоряжении научных знаний о закономерностях психического развития ребенка и поэтому не могли правильно определить место сенсорного воспитания, его задачи и методы. Частные достижения в области развития сенсорных процессов не приводили к продвижению в общем развитии ребенка. На определенном этапе это привело к известной дискредитации самой идеи сенсорного воспитания. Основной упор в дошкольной педагогике был перенесен на развитие деятельности, речи и речевых форм. Вместе с тем дальнейшие психологические исследования показали, что без направленного сенсорного воспитания, стихийно складывающихся процессов восприятия не достигают у детей достаточного уровня, что в свою очередь тормозит умственное развитие ребенка в целом[13].

Это и послужило основанием к тому, чтобы на новом уровне рассмотреть вопрос о сенсорном развитии и сенсорном воспитании детей дошкольного возраста. Подобное рассмотрение было предпринято в работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Саккулиной и их сотрудников[13].

В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали А.П. Усова, Н. Саккулина, Н. Ветлугина, А. Леушина и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии (Л. Выгодский, Б. Ананьев, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, А. Запорожец, Л. Венгер и др.)[14].

Так, например, Л.А. Венгер отмечает, что для полноценного сенсорного развития необходимо исключить практику знакомства детей раннего возраста с двумя — тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Такое обучение ограничивает круг получаемых ребёнком представлений о свойствах предметов, а заучивание отдельных разновидностей свойств ведёт к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. Главное, на что обращает внимание Л. А Венгер — это чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними[3].

Также современная теория сенсорного развития базируется на сложившемся в советской психологии понимании закономерностей психического развития как процесса присвоения ребенком общественно-исторического опыта человечества, фиксированного в продуктах материальной и духовной культуры (А.Н. Леонтьев). Сенсорное развитие рассматривается при этом как процесс усвоения общественного сенсорного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей[3].

На основе полученных исследований группой учёных было выявлено, что развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов. Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребёнком в том случае, когда он должен эти свойства воссоздать. От того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат содержательной деятельности, увлекающей ребёнка. Условия для зрительного восприятия создаются главным образом в продуктивной деятельности — рисовании, лепке, конструировании; для слухового восприятия — в пении, в движении под музыку, речевом общении. Педагоги — исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включать в обучение дошкольников разным видам деятельности. В этом направлении развилось дальнейшее изучение вопросов сенсорного воспитания в детском саду[3].

Поддьякова Н.Н. и Аванесова В.Н. выявили, что сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Проблемы сенсорных вопросов, составляющих исходный уровень психологического отражения и психической регуляции, так же занимает существенное место в системе психологической проблематики. Разработка этих проблем важна не только для понимания закономерности психических явлений, но и для решения ряда практических задач: в создании «воспринимающих» и «опознающих» технических устройств, средств отображения информации рационализации трудовой и учебной деятельности дошкольника[13]..

Работы А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой были направлены на использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей. Учёные — педагоги установили, что использование специально сконструированных дидактических пособий и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, музыкой. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений[13].

источник

Проблема развития восприятия окружающего мира, знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности существовала со времён древних цивилизаций. Ещё Платон, изучая древнейшие папирусы в библиотеках Египта, узнал, что детей обучали, используя предметы домашнего обихода. Так, например, детям поручали собрать все чаши в доме и рассортировать на серебряные, глиняные, деревянные и т.п. Или во время плетения венков из цветов и листьев их обучали определению цвета, формы, величины. [12; 106]

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Известны различные системы сенсорного воспитания, разработанные педагогами прошлого (Я.А. Каменский, Ф. Фребель, И. Песталоцци, О. Декроли, Е.И. Тихеева). Они разрабатывали конкретное содержание и методы ознакомления ребенка с миром вещей, с их свойствами и отношениями. Развитие восприятия и представлений включалось в их работах в более широкую педагогическую систему, подчинялось ее задачам. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало находок. [13; 4]

Одна из систем сенсорного развития детей — система Фребеля. Он считал, что каждый человек познает себя в творчестве. Исходя из этой идеи, Фребель рекомендовал обучать детей рисованию карандашами и красками, пению, лепке из глины и песка, проводить «построительные игры» из кубиков и веток. Подчеркивая важность первоначального умственного развития и воспитания, Фребель настаивал на необходимости правильного и прочного формирования у ребенка первых представлений, знаний, привычек, стремлений к познанию окружающего мира через непосредственное созерцание предметов. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров». Благодаря таким игрушкам ребенок, по его мнению, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира. Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности помогут выкладывание из палочек, переплетение лучин, плетение из полосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом. Догматизм в манипулировании с дарами вызывали справедливую критику со стороны прогрессивных педагогов. (Приложение А).

Иной характер носила система М. Монтессори, в которой воспитание сенсорной культуры рассматривалось как центральная задача дошкольного воспитания. Этим в значительной степени определялась предложенная ею направленность сенсорного воспитания, заключавшаяся в обострении различительной чувствительности органов чувств.

В конце XIX — начале XX в. эта проблема привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихееву. Каждый по-своему подходил к решению задач сенсорного воспитания. Например, Е.И. Тихеева верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве. Также она утверждала, что сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Сущность эстетического воспитания Тихеева видела в частом восприятии художественных образов. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты — могучий союзник нравственности. Заслуга Тихеевой в том, что она разработала методику использования дидактического материала, «щедро рассыпанного в природе». «Вообще, применение дидактического материала с целью развития внешних чувств, — писала она, — требует крайне осторожного, продуманного отношения. Надо, прежде всего, понять, что воспитание внешних чувств есть не цель, а средство; оно должно явиться подготовкой, канвой, облегчающей творческому уму человека возможность проявить себя, вышивать по этой канве самобытные узоры. Осуществить подобное, правильно понимаемое воспитание органов чувств дело нелегкое…».

Особый интерес к проблеме сенсорного воспитания проявляла М.М. Манасеина. Опираясь на новейшие достижения медицины, физиологии она разработала оригинальную концепцию сенсорного развития и воспитания. Подчеркивая тесную взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребенка, М.М. Манасеина утверждала: чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств (зрением в особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Другой аспект проблемы, подмеченный М.М. Манасеиной, связь конкретных ощущений с соответствующими анализаторами, адекватность представлений получаемым ощущениям и, наконец, накопленные представления и понятия как база развития мышления. Признавая важную роль первых лет в жизни ребенка, М.М. Манасеина считала, что основное внимание родителей и воспитателей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей главным образом через развитие органов чувств. Разработанная М.М. Манасеиной система приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Немаловажным представляется М. Манасеиной развитие «цветового зрения», она доказывает: малыши далеко не сразу приобретают способность различать цвета. Что касается развития слуха, она советует оберегать ребенка от неожиданных звуков, она советует обращать внимание на способность детей определять характер и источник звука, приучать их узнавать по звуку (с закрытыми глазами) различные металлы, стекло, фарфор, дерево; по шелесту — бумагу, шелк, шерстяные ткани и т.д. Она считает, что, вводя игровые элементы, можно научить ребенка определять расстояние до того или иного предмета по звуку, по голосу — узнавать человека. В сенсорном развитии и воспитании ребенка М.М. Манасеина не забыла функции рисования (лепки), не только развивающего верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребенка вникать во все подробности.

Так же тема сенсорного воспитания в этот период (до 1917 года) проанализирована и обобщена в работах Н. Виноградовой, Е.А. Гребенщиковой, Л.М. Казарян, Л.А. Калмыковой, Л.И. Красногорской, П.А. Лебедева, Л.Н. Перелыгиной, М.И. Петровой, А.В. Плеханова, В.В. Реутовой, Н.Т. Спиренковой, Е.К. Сухенко, М.Г. Ярошевского и др. Большое значение имеет работа О.В. Морозовой, поскольку в ней отражен процесс становления первоначального сенсорного воспитания этого времени.

Обобщенный анализ проблем сенсорного воспитания детей раннего возраста в период с 1917 по 1941 гг. дан в исследованиях Н.К. Беляевой, Л.Н. Литвина. Историко-педагогический анализ литературы второй половины XX столетия показал, что проблемами сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста занимались Ш.А. Абдуллаева, Э.А. Александрян, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина, A. M. Фонарев, СВ. Фонарева, Э.Л. Фрухт и др. И большинство их касались проблем, как умственного развития, так и развития других сторон личности и совершенствования практической деятельности ребенка.

Хотя особое внимание к развитию чувственного познания у маленьких детей вытекало из вопросов педагогической практики, соответствовало особенностям возраста, авторы предложенных систем не имели в своем распоряжении научных знаний о закономерностях психического развития ребенка и поэтому не могли правильно определить место сенсорного воспитания, его задачи и методы. Частные достижения в области развития сенсорных процессов не приводили к продвижению в общем развитии ребенка. На определенном этапе это привело к известной дискредитации самой идеи сенсорного воспитания. Основной упор в дошкольной педагогике был перенесен на развитие деятельности, речи и речевых форм. Вместе с тем дальнейшие психологические исследования показали, что без направленного сенсорного воспитания, стихийно складывающихся процессов восприятия не достигают у детей достаточного уровня, что в свою очередь тормозит умственное развитие ребенка в целом.

Читайте также:  Гончаров отцы и дети анализ

Это и послужило основанием к тому, чтобы на новом уровне рассмотреть вопрос о сенсорном развитии и сенсорном воспитании детей дошкольного возраста. Подобное рассмотрение было предпринято в работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Саккулиной и их сотрудников.

Разработке системы сенсорного воспитания предшествовало проведение широкого фронта экспериментальных исследований, направленных на выявление закономерностей развития восприятия в онтогенезе (Б.Г. Ананьев,

З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, Т.О. Гиневская, Т.В. Ендовицкая, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, М.И. Лисина, Я.3. Неверович, А.Г. Рузская, Е.Ф. Рыбалко и др.). Было выяснено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий. Перцептивные действия ориентируют практическую деятельность человека. Именно через усвоение систем сенсорных эталонов и происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта (А.В. Запорожец). В открытии этого кардинального факта и заключается принципиальное отличие понимания закономерностей сенсорного развития в советской психологии от концепций развития восприятия, выдвинутых рядом современных зарубежных психологов (Э.Д. Гибсон, Ж. Пиаже и др.). С точки зрения последних перцептивные действия являются продуктом индивидуального опыта субъекта, его непосредственного «столкновения» с воспринимаемой действительностью.

В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали А.П. Усова, Н. Саккулина, Н. Ветлугина, А. Леушина и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии (Л. Выгодский, Б. Ананьев, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, А. Запорожец, Л. Венгер и др.).

Так, например, Л.А. Венгер отмечает, что для полноценного сенсорного развития необходимо исключить практику знакомства детей раннего возраста с двумя — тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Такое обучение ограничивает круг получаемых ребёнком представлений о свойствах предметов, а заучивание отдельных разновидностей свойств ведёт к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. Главное, на что обращает внимание Л. А Венгер — это чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. [4; 6]

Также современная теория сенсорного развития базируется на сложившемся в советской психологии понимании закономерностей психического развития как процесса присвоения ребенком общественно-исторического опыта человечества, фиксированного в продуктах материальной и духовной культуры (А.Н. Леонтьев). Сенсорное развитие рассматривается при этом как процесс усвоения общественного сенсорного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей.

На основе полученных исследований группой учёных было выявлено, что развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов. Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребёнком в том случае, когда он должен эти свойства воссоздать. От того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат содержательной деятельности, увлекающей ребёнка. Условия для зрительного восприятия создаются главным образом в продуктивной деятельности — рисовании, лепке, конструировании; для слухового восприятия — в пении, в движении под музыку, речевом общении. Педагоги — исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включать в обучение дошкольников разным видам деятельности. В этом направлении развилось дальнейшее изучение вопросов сенсорного воспитания в детском саду.

Поддьякова Н.Н. и Аванесова В.Н. выявили, что сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Проблемы сенсорных вопросов, составляющих исходный уровень психологического отражения и психической регуляции, так же занимает существенное место в системе психологической проблематики. Разработка этих проблем важна не только для понимания закономерности психических явлений, но и для решения ряда практических задач: в создании «воспринимающих» и «опознающих» технических устройств, средств отображения информации рационализации трудовой и учебной деятельности дошкольника. [26; 3]

Работы А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой были направлены на использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей. Учёные — педагоги установили, что использование специально сконструированных дидактических пособий и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, музыкой. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.

Итак, изучив отечественные и зарубежные исследования проблемы сенсорного воспитания можно сделать вывод:

1. Проблеме сенсорного развития детей во все времена придавалось большое значение, и занималось ей множество педагогов и психологов;

2. В современном подходе к сенсорному воспитанию существует два направления: усвоение «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов (Ш.А. Абдуллаева, З.М. Богуславская, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, З.Н. Максимова, С.Л. Новоселова, Л.А. Пеньевская, Э.Г. Пилюгина, и др.);

3. Сенсорные способности развиваются посредством дидактических игр (В.Н. Аванесова, А.И. Ануфриева, О.И. Бобылева, А.К. Бондаренко, Т.Г. Васильева, Т.А. Губенко, Р.И. Жуковская, О.М. Митюкова, И.Б. Теплицкая и др.) и в процессе предметной и продуктивной деятельности: изобразительной (Т.Г. Казакова, Е.И. Корзакова, Н.А. Курочкина, Н.П. Сакулина и др.); конструктивной (Ф.В. Изотова, А.Р. Лурия, В.Г. Нечаева, Э.Л. Фрухт и др.); в ходе музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина и др.); в процессе речевого развития (Л.Е. Журова, Г.М. Лямина, Н.С. Карпинская; Е.И. Радина, Д.Б. Эльконин и др.).

источник

Психолого-педагогические исследования в области сенсорного воспитания детей. Характеристика развития сенсорной сферы в раннем возрасте. Педагогическое руководство предметной игрой в раннем возрасте, методики отслеживания уровня развития предметной игры.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Теоретические аспекты сенсорного воспитания детей раннего возраста

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
  • 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
  • 3. СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТНОЙ ИГРЫ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
  • 4. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРЕДМЕТНОЙ ИГРОЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
  • 5. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ИГРЫ И СПЕЦИФИКИ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

В настоящее время пристальное внимание педагогов и психологов обращено на возможности сенсорного воспитания в развитии ребенка раннего возраста. Сенсорная сфера ребенка является фундаментом единого планомерного развития и воспитания дошкольников

Сенсорное воспитание осуществляется посредством развития таких психических процессов, как восприятие (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств), ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств). Именно в этом возрасте процессы восприятия и ощущения, составляющие основу сенсорной сферы, развиваются наиболее активно, идет интенсивное накопление ребенком представлений, совершенствование органов чувств, формируете потребность в познавательной деятельности. Это обуславливает дальнейшее развитие всех психических процессов ребенка, необходимых для дальнейшего обучения в школе: мышления, памяти, внимания, запоминания, воображения, которые строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

От уровня развития сенсорных процессов в большой степени зависит насколько успешно будет проходить умственное, эстетическое и нравственное воспитание, т.е. умение ребенка слышать, видеть, осязать окружающий мир, понимать произведения культуры и искусства.

Сенсорное воспитание способствует успешному овладению любой практической деятельностью. В раннем детстве у ребенка начинают проявляться способности, происходит обогащение сенсорного опыта, накопленного в младенчестве. Осязание, мышечные чувства, зрение направлены на познание величины, формы и цвета предметов. Б.Г. Ананьев отмечал, что «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Таким образом, развитие сенсорной сферы создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления и др.).

Изучением проблем сенсорного воспитания дошкольников занимались многие психологи и педагоги. Важный вклад в развитие сенсорной сферы ребенка внесли отечественные ученые: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева. Неоценимый опыт внесли и зарубежные ученые: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори и др.

Проблемы сенсорного воспитания детей в совокупности с развитием других сторон личности исследовались Ш.А. Абдуллаевой, Э.А. Александрян, М.Ю. Кистяковской, Н.С. Карпинской, С.Л. Новоселовой, Э.Г. Пилюгиной, Е.А. Радиной и др.

В то же время можно отметить, что на современном этапе в системе дошкольного образования недостаточно внимания уделяется сенсорному воспитанию дошкольников. Накопленный опыт исследований и методических рекомендаций во многом утрачен. Социальная ситуация в стране, на сегодняшний день не позволяет формировать в ДОУ полноценные группы раннего возраста (недостаточное количество ДОУ, нехватка педагогов, большие очереди в садик). Отсюда, раннему возрасту уделяется крайне мало внимания, многие программы оказываются «скомканные», многие сферы, в том числе и сенсорная, незатронутыми или затронуты поверхностно.

Все вышесказанное определяет проблему исследования: выяснение педагогических условий сенсорного воспитания детей раннего возраста средствами предметной игры.

Решение данной проблемы обусловило выбор темы курсовой работы: «Теоретические аспекты сенсорного воспитания детей раннего возраста».

Целью курсовой работы является: теоретическое обоснование возможности сенсорного воспитания детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности.

Исходя из цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать развитие сенсорной сферы ребенка раннего возраста.

3. Выявить возможности предметной игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста.

4. Определить педагогические условия сенсорного воспитания в раннем возрасте в процессе предметной игры.

5. Изучить методики отслеживания уровня развития предметной игры у детей раннего возраста.

Объект курсовой работы — процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Предмет курсовой работы педагогическое руководство сенсорным развитием ранних дошкольников в процессе предметной игры.

В курсовой работе применялись следующие теоретические методы: изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме; изучение и обобщение педагогического опыта по сенсорному развитию детей.

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения списка использованной литературы, включающего 32 источника. В работе содержатся 5 таблиц и 3 приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, и задачи, предмет и объект, методы исследования.

В основной части рассматриваются теоретические положения сенсорного воспитания дошкольников раннего возраста в процессе предметной игры.

В заключении сделаны основные выводы из проведенного исследования.

Сенсомрика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей. В соционике сенсорика — тип воспринимаемой человеком информации, обобщённое название для аспектов «белая сенсорика« (информация об ощущении) и «чёрная сенсорика« (информация о форме).

Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание, а именно — чувственное познание.

Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Изучение сенсорного развития дошкольников прошло определенный путь развития. С середины XIX столетия до 50-хх гг. XX века происходило накопление фактов об особенностях сенсорного развития и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. На исследование этой проблемы оказали значительное влияние Фридрих Фребель, Мария Монтесори, Е.И. Тихеева и др.. Так, великий педагог Фридрих Фребель, опираясь на систему воспитания Песталоцци, учения Яна Амоса Коменского, создал собственную систему воспитания, построенную на прочной методической основе. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров», соответствующих возрасту ребенка (см. приложение 1).

Педагогическая система Марии Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: он постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении, соответствующим его способностям. М. Монтессори в своей системе уделяет большое внимание сенсорному воспитанию дошкольников. Автор видит задачи сенсорного воспитания в насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям. Этому способствуют психологический комфорт и свобода.

По мнению М, Монтесори, умение различать является характерной чертой мышления. Различать — это значит группировать. Сенсорные упражнения — это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет — различать все это надо научить ребенка.

М. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, звука и других. Например, для развития тактильного чувства она использовала деревянную дощечку, разделенную на два квадрата. Один из них — с гладкой отполированной поверхностью, другой — с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). Развивать у детей чувство осязания — значит учить их «видеть руками».

Для развития чувства зрения М. Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы — бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). В «Доме ребенка» дети обучались различению восьми цветов по восемь тонов каждый (всего предлагались 64 цветные таблички). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков.

Оригинальную систему дошкольного воспитания создала Е.И. Тихеева, в основу которой положена гармоничная целостность всех природных способностей ребенка (гуманистическое направление в педагогике). По мнению Е.И. Тихеевой, речевое и сенсорное развитие «совершаются в теснейшем единении». Сенсорное воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребенка. Именно тогда начинается образование человека с постижения простых вещей и совершенствуется при помощи органов чувств. Истоки развития — внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми.

Сенсорное воспитание, по мнению педагога, должно происходит посредством восприятия художественных образов, лучших образцах живописи, музыки, живого художественного слова. Ведущее место в сенсорном воспитании автор отводит зрению и слуху.

Е.И. Тихеева разработала дидактические материалы для развития чувств:

— искусственные (лото, деревянные формы и тела, строительный материал, игрушки, картины);

— естественные (семена, плоды, овощи, листья, цветы, камни и др.) для работы с детьми над освоением формы, цвета, величины, количества и т.д.

— материалы из жизненной обстановки (мебель, посуда, одежда, орудия труда, бросовый материал).

Дидактические материалы основывались на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы.

Ф. Фребель, М. Монтесори, Е.И. Тихеева и другие педагоги, понимая значение сенсорного воспитания, старались создать для детей разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Однако отсутствие комплексных знаний в области закономерностей развития восприятия у детей затруднили дальнейшие разработки педагогов, связанные с содержанием и методами сенсорного воспитания.

В трудах ученых по проблемам сенсорного развития подчеркивается роль перцептивных действий в развитии восприятия целостного образа предметов, объектов. Это убедительно доказало значение своевременного формирования активности и самостоятельности детей в предметной деятельности, являющейся ведущей в младшем дошкольном возрасте. Только в деятельности образуются нужные системы связей, тренируются и развиваются новые свойства основных нервных процессов.

Важное значение сенсорного воспитания признавали видные отечественные педагоги Н.П. Сакулина, Э.Г. Пилюгина. Главное значение сенсорного воспитания — в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.

Большой вклад в изучение сенсорного воспитания дошкольников внес А.В. Запорожец. Им впервые введено понятие сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) — выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств.

При этом автор опирается внешние свойства предметов:

— цвета (семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности);

— формы (геометрические фигуры и их разновидности);

— величины (метрическая система линейных мер).

А.В. Запорожец выделяет этапы и уровни сенсорного развития по годам жизни ребенка (табл.1).

Таблица 1 — Этапы и уровни сенсорного развития дошкольника по А.В. Запорожцу

I. Переход к внешне ориентированному действию

Предоставить ребенку максимальную возможность сенсорных ощущений.

Практическое усвоение сенсорных ощущений путем проб, соотношения предметов.

Развитие манипуляционной функции: соотношение цвета, предметно-продуктивная, словесная деятельность.

II. Развернутая перспектива действия

Переход от предметной деятельности к нормативной.

Понятие о цветовом спектре, систематизация и закрепление понятия о геометрических фигурах, параметрах величины.

III.Соединение перспективных действий

Читайте также:  Глубокий анализ отцы и дети

Сформированность представлений об основных и дополнительных цветах, светлотах, геометрических фигурах, параметрах величины, анализ сложных форм предмета.

Ряд идей Марии Монтессори положен в основу сенсорного воспитания, разработанного Л.А. Венгером и его учениками. Так, Л.А. Венгер видит задачи сенсорного воспитания в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Л.А. Венгером особо выделен период раннего возраста, новообразованием которого является формирование перцептивных действий, основанных на использовании индивидуальных ситуативных средств — предметных предэталонов. По мнению Л.А. Венгер главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством.

Одновременно проводились исследования возрастного развития детей дошкольного возраста, необходимые для всестороннего и полноценного усвоения сенсорных эталонов. На основе результатов исследований были разработаны научно обоснованные пути и средства руководства сенсорным развитием ребенка раннего возраста.

Во второй половине XX века в отечественной педагогике наблюдается повышенный интерес к проблемам сенсорного воспитания:

— проводятся научно-практические конференции по вопросам всестороннего развития личности ребенка;

— обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств на этапе младшего дошкольного возраста;

— выходят в свет правительственные постановления, касающиеся проблем воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста и др.

Это позволило создать систему сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

В результате многолетней работы, в которой принимали участие выдающиеся педагоги, дошкольная педагогика накопила богатейший опыт сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. За это время отечественными и зарубежными педагогами проведены следующие исследования:

— определены актуальные проблемы сенсорного воспитания и обучения детей дошкольного возраста (Н.А. Агеносова, Э.А. Александрян, Л.А. Венгер, Е.А. Гребенщикова, Е.Б. Давидович, А.В. Запорожец, М.Ю. Кистяковская, А.П. Усова, A.M. Фонарев, С.В. Фонарева и др.);

— изучены особенности формирования у детей в процессе сенсорного воспитания простейших представлений о качествах предметов, сложных обобщенных (эталонирование) понятий (Ш.А. Абдуллаева, З.М. Богуславская, З.М. Истомина, Г.А. Кйслюк, З.Н. Максимова, C.JI. Новоселова, J1.A. Пеньевская, Э.Г. Пилюгина, Л.И. Сысуева и др.);

— исследованы особенности развития сенсорных способностей посредством дидактических игр (В.Н. Аванесова, А.И. Ануфриева, О.И. Бобылева, А.К. Бондаренко, Т.Г. Васильева, Т.А. Губенко, Р.И. Жуковская, О.М. Митюкова, И.Б. Теплицкая, Е.И. Удальцова и др.);

— изучено развитие сенсорных способностей детей в процессе предметной и продуктивной деятельности: изобразительной (Т.Г. Казакова, Е.И. Корзакова, Н.А. Курочкина, Н.П. Сакулина и др.); конструктивной (Ф.В. Изотова, А.Р. Лурия, В.Г. Нечаева, Э.Л. Фрухт и др.); в ходе музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина и др.); в процессе речевого развития (Л.Е. Журова, Г.М. Лямина, Н.С. Карпинская; Е.И. Радина, Д.Б. Эльконин и др.).

В 60-е гг. XX века в области сенсорного воспитания в связи с изменениями в социальной и экономической сфере, перестройкой в жизни общества, активно обсуждаются теоретические и методологические проблемы сенсорного воспитания:

— создание методологической базы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста (А.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Е.А. Радина и др.);

— разработаны дидактические материалы и пособия для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста (Ф.Н. Блехер, Е.Ф. Иваницкая, Е.И. Радина, Е.И. Тихеевая);

— совершенствование научных основ системы обучения и сенсорного воспитания (В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.В. Ендовицкая, М.Ю. Кистяковская, А.П. Усова);

— формирование сенсорных качеств в процессе различных видов детской деятельности (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Ф.В. Изотова, З.В. Липггван, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова др.).

— методические рекомендации по руководству сенсорным воспитанием и самостоятельной деятельностью детей раннего возраста (В.М. Бехтерев, П.Ф. Каптерев, П.А. Литвинский, И.А. Сикорский, Е.И. Тихеева и др.).

В период 70-х гг. практика и конкретные педагогические исследования строились с учетом и на основе общих методологических положений. В это время в отечественной дошкольной педагогике были разработаны методические рекомендации по организации и руководству процессом формирования сенсорных качеств и развития самостоятельности и активности в различных видах деятельности (предметной, игровой, конструктивной, изобразительной, музыкальной).

Работа по проблемам сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста шла по нескольким направлениям:

— определение задач, форм и условий;

— разработка и внедрение в практику дидактических материалов, игр и упражнений:

— уточнение методики руководства сенсорным воспитанием,

— разработка педагогических требований к дидактическим материалам и методики руководства играми и упражнениями; создание обширного ассортимента дидактических материалов.

На современном этапе исследования идут по пути создания вариативных и авторских программ сенсорного воспитания детей («Кроха», «Истоки», «Развитие», «Радуга» и др.).

Таким образом, психолого-педагогические исследования в области сенсорного воспитания детей раннего возраста имели длительную историю и разнонаправленный характер. В этот период разработаны задачи, принципы и требования к сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста. Определено содержание сенсорного воспитания. Разработаны методические рекомендации по организации и руководству процессом формирования сенсорных качеств. Показана роль педагога в сенсорном воспитании дошкольников.

Каждый возрастной этап является наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, накопление представлений об окружающем мире.

Ранний возраст — период с года до 3 лет. Для физического и нервно-психического развития детей этого возраста характерен быстрый темп. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Возможности деятельности ребёнка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребёнка и взрослого. В этот период очень быстро развивается познавательная активность детей.

Большинство педагогов и психологов считает, что ранний возраст наиболее благоприятен для сенсорного развития. Именно в раннем детстве происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Определяющую роль в развитие ребенка играет ознакомление его со свойствами предметов. Ранний возраст, по мнению Профессора Н.М. Щелованова является «золотой порой» сенсорного воспитания.

Значение сенсорного воспитания в раннем возрасте состоит в том, что оно:

— способствует развитию всех психических процессов: мышлению и речи, воображения и памяти; внимания и др.;

— формирует представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

— способствует развитию наблюдательности;

— обогащает эстетические чувства;

— способствует овладению новыми способами и приемами предметно-познавательной деятельности;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— готовит к усвоению навыков учебной деятельности;

— расширяет и обогащает словарный запас.

Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу — кукла, машинка, тарелка и т.д. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются.

Таким образом, развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения, так же как и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия.

В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны.

А.В. Запорожец выделяет три этапа формирования перцептивных действий в раннем возрасте (см. табл. 2).

На следующих, более поздних ступенях сенсорного обучения дети «приобретают способность быстро, без каких-либо внешних ориентировочно-исследовательских движений узнавать определен-ного рода свойства объектов, отличать их друг от друга, обнару-живать связи и отношения между ними. Внешне ориентировочно-исследовательское действие превращается в действие идеальное».

Таблица 2 — Этапы формирования перцептивных действий в раннем возрасте по А.В. Запорожцу

Формирование внешнего материального прототипа будущего внутреннего перцептивного действия.

Материальные действия с предметами. По ходу выполнения вносятся исправления в перцептивные действия или их коррекция.

Ознакомление детей с пространственными свойствами предметов.

Развернутые ориентировочно-исследовательские движения рук и глаз, причем ручное и зрительное обследование ситуации предшествует практическим действиям, определяя их направленность и характер.

Сворачивание перцептивных действий, их сокращения до необходимого и иного минимума.

Эфферентные звенья соответствующих действий оттормаживаются, и внешнее восприятие ситуации начинает создавать впечатление пассивного, реактивного процесса.

Особенности сенсорной сферы по Г.А. Урунтаевой:

— ребенок учится действовать с предметами;

— погруженность в предметные действия;

— первичные представления о свойствах предметов;

— свойства предметов усваиваются прямо пропорционально от их значимости в практической деятельности.

В этом возрасте начинается знакомство ребенка с сенсорными эталонами. Этапы усвоения сенсорных эталонов исследованы Л.А. Венгером. Так, на первом году жизни у ребенка преобладают произвольные движения. Поэтому ребенок начинает отражать пространственные свойства предметов, фиксируя их в «сенсомоторных предэталонах» — сначала реальных, а затем представляемых особенностях собственных движений, направленных на предмет.

Предметная деятельность ребенка данного возраста, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Предметы, с которыми действует ребенок являются общеупотребительными, например: ложкой едят, из чашки пьют, совочком копают, шапочку надевают на голову, а ботинки — на ноги. Способ употребления предметов ребенок узнает только под руководством взрослых, так как не умеет ни читать, ни писать, не может «открыть» его самостоятельно.

В этом возрасте ребенок способен перенести показанные действия на другой предмет. Например, ребенок в 1 г 2-3 мес. может кормить шарик, надевать носок на руку или причесывать расческой мячик. Смысл и человеческое значение действия еще не выделяются ребенком, хотя общая схема действия отрывается от конкретных предметов. Данный этап является этапом функционального действия и продолжается примерно до 1,5 лет. В этот период активность ребенка возрастает, действия приобретают характер подражания взрослым.

По мнению Л.Н. Павловой ребёнок на втором году жизни способен соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине в соответствии с образцом при выборе из 2-4 разновидностей. Имеет элементарные представления об основных разновидностях (предэталонах) величины, формы, цвета.

В этом возрасте ребенок легко узнает круглый предмет и назовет его мячик, шарик и т.п.; цвета мозайки соотнесёт со знакомыми предметами: оранжевую мозаику соотносит с морковкой или апельсином; белым цветом обозначает снег, зайца и т.д.

В конце второго года жизни предметная деятельность начинает приобретать новые черты: самостоятельность и умелость. Ребенок уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими. В это время существенно возрастает познавательная активность.

3-й года жизни — предметная деятельность процветает, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка, происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. В рамках предметной деятельности происходит овладение культурными способами действий с предметами, реализуется познавательная активность ребенка, которая в раннем возрасте проявляется в его любознательном стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Уровень развития познавательной активности отражает потребностно-мотивационную сторону предметной деятельности, т.е. желание и стремление узнать новое, получить желанный или предсказуемый эффект.

Предметная деятельность включает практическое соотнесение предметов с учетом их свойств, что приводит к появлению перцептивного соотнесения, когда представления об отдельных знакомых предметах становятся «предметными предэталонами». Они начинают применяться в качестве «меры» свойств других предметов.

Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном — например сказав, что яблоко — это неправильный круг.

Поскольку в этот период словарный запас ребенка малоразвит, бесполезно называть детям прямоугольник, квадрат, овал, круг, треугольник. Они умеют их только различать, но не называть, Дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали из строительного набора для «крыши» и т.д. В связи с этим наряду с «опредмеченными» словами-названиями форм, дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия, типа «такой», «разные», «не такой».

В три года отличительной чертой познания является настойчивость по отношению к достижению результата. Это способствует развитию внимательность, потребности в помощи взрослого, следованию инструкциям и пояснениям, ориентации на новые источники знания о предметном мире, интересе к предмету, об их готовности воспринимать и усваивать информацию о скрытых свойствах предметов и стремиться к ее получению из всех возможных источников.

Для достижения результата ребенок начинает ставить цели, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом, «изучить» их внешние свойства и назначение и пр. При этом он, как правило, выделяет только отдельные, резко бросающиеся в глаза признаки. Знакомые предметы становятся для ребенка эсенсорными эталонами, например, треугольные объекты с крышей, красные — с помидором. Происходит переход к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём.

Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям данного возраста справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашами (размещать элементы мозаики в отверстиях панели, аккуратно накладывать детали строительного набора одни на другие, наносить пятна или линии кистью, карандашами и т.д.).

На 3-м году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связано с общим психофизическим развитие, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.).

Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходном замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т. е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия. Поэтому целенаправленность предметной деятельности на данном этапе становится важнейшим ее параметром.

Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого. Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается к взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность. Поэтому включенность в общение с взрослым остается важ-нейшим параметром предметной деятельности ребенка.

На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно-познавательной и игровой деятельности, которая лишь намечалась на предыдущем этапе. Если предметно-познавательнаядеятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая — предполагает элементы творчества и становление игровых замещений.

К концу раннего детства у ребенка формируются три сенсорных эталона форма, цвет, размер. Результат действия становится наиболее значимым для ребенка. Например, важно стереть со стола, а не просто изобразить движение руки с тряпкой. Появление у ребенка целеполагания, которое предшествует конкретному действию, становится важной вехой в развитии не только его предметно-практической деятельности, но и личности ребенка в целом.

Таким образом, особенностями сенсорного развития в раннем возрасте являются:

— ведущее место зрительного восприятия;

— восприятие предметов в процессе предметной деятельности;

— освоение сенсорных эталонов: цвета, размера, формы;

— возрастание целенаправленности, планомерности, управляемости, осознанности восприятия, направленных на результат;

— интеллектуализация восприятия в связи с развитием речи;

— зачатки игровой деятельности.

В раннем детстве ведущей деятельностью является предметная. Предметные игры являются основным средством сенсорного воспитания. На них в педагогике почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Предметно-игровая деятельность зарождается еще в младенческом возрасте в ходе овладения предметными действиями. В этом возрасте ребенок только осваивает предметно отобразительные действия, которые будут преобладать до 1 года 6 мес. По мере расширения жизненной сферы ребенка, его взаимодействия с окружающим миром возрастает потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности. Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия людей с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе (например, процесс кормления, лечения).

Игра — универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

Читайте также:  Гойя сатурн пожирающий своих детей анализ

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Игры, в которых используются действия с предметами, развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребёнка.

Главной задачей предметных игр является сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения). Содержание предметных игр определяется воспитательными задачами и возрастными рамками.

Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.

М. Монтессори выделяла обучающую роль игры. В противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка.

В.Н. Аванесовой считает, что в образовательной деятельности важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы занятий; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

Предметные игры являются разновидностью дидактической игры, следовательно, вбирают в себя все формы, методы, приемы дидактических игр. Воспитательные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом — с игровыми задачами и игровыми действиями.

Предметные игры выполняют также функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей: От хаотичных «проб и ошибок», через «целенаправленные пробы» к безошибочному действия с предметом.

В раннем детстве предметные игры направлены на совершенствование умений сравнивать предметы по внешним признакам группировать их; составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов. В таких играх большое значение имеет слово, наглядность, показ действия.

Предметные игры совершенствуют тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Развивается наблюдательность и внимание.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами — символами реальных предметов, явлений и действий.

В предметных играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

В процессе игровых действий с предметами и игрушками у детей оказываются сформированными приёмы прикладывания, сравнения, сопоставления цвета, формы, величины. К 2-м годам эти процессы осуществляются без предварительных премирований, переходя из внешнего плана во внутренний.

П.Я. Гальперин условно делит игрушки в этом возрасте на 2 вида:

— игрушки, изображающие предметы (ручные), связанные с определенными манипуляциями (машинка, кубик, шарик); предмет — продолжение руки, им действуют как рукой;

— игрушки-орудия, предметы, выполняющие определенную функцию и предполагающие определенный, жестко фиксированный способ действия (ложка, чашка, карандаши, совочек, лопатка и т.д.). Овладение этими орудийными действиями происходит именно в раннем возрасте и является важнейшим приобретением этого периода. Рука подстраивается под предмет-орудие. Именно при усвоении орудийных операций для ребенка возникает само орудие как та новая реальность, которой можно овладеть. Он начинает действовать одним предметом для получения другого, использовать специфическое движение не для простого функционального удовольствия, а для получения какого-то другого результата.

П.Я. Гальперин выделяет следующие этапы формирования закреплённых за предметом — орудием действий:

— первая стадия — «целенаправленные пробы» — варьирование ребенкуом своих действий, исходя не из свойств орудия, с которым он хочет, например, достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета;

— вторая стадия — «подстерегания» — эффективный способ действия с орудием находится случайно, стремление ребенка повторить его;

— третья стадия — «навязчивого вмешательства» — активность поиск ребенком эффективного способа действия с орудием и овладения им;

— четвертая стадия — «объективная регуляция» — открытие ребенком способов регулирования и изменения действия, исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к усвоению норм и форм поведения взрослых, а далее — к формированию у ребенка определенных личностных качеств. Например, куклу ребенок укладывает спать, кормит ее, везет коляску, гладит, пылесосит, готовит еду и т.п.

Развитие предметных действий неразрывно связано с развитием игровых. Под руководством взрослого ребенок переносит предметные действия на игру: «Покорми мишку. Покачай лялю». Позднее дети сами превращают предметные действия в игровые. К концу раннего детства предметные игры перерастают в сюжетно-отобразительные, в которых наряду с набором действий заданы и некоторые отношения между персонажами.

Два момента показательны в этом плане.

— передача предмету несвойственных функций, которые вдруг обнаруживаются при варьировании места или действия. Например, кормить шарик, надевать носок на руку или причесывать расческой мячик;

— одушевление предметов, попытки разговаривать с ними: «Ап! «, «Бух! «, «Дрдр « или «Куку, нету!- Вот она! « Потом обращения типа: «Идииди сюда. Догоню! Aп!- поймала «. Вопросы к предмету: «Зачем укатился? «, «Хочешь, подниму высоко? « и т. д. Побуждают к этому приему народной педагогики, когда взрослые «говорят « с предметами: просят ножку ребенка не баловаться или зовут затерявшуюся варежку.

Речевые элементы придают игре сюжетное звучание, хотя она остается предметной; в центре внимания ребенка предмет, а не отражение действий взрослого.

Как видно предметная игра обогащается за счет элементов сюжетных и подвижных игр, а также всего опыта ребенка.

Таким образом, сущность предметной игры — это варьирование места, объекта, условий или способа действий, изменение функций предмета, одушевление его.

Предметная игра постепенно перерастает в сюжетно-отобразителъную, когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни. Дети раннего возраста сначала действуют с предметами, а потом осознают смысл предмета в игре и дают предметам игровые названия.

Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.

К концу раннего возраста дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем, не просто манипулируя ими, а конструируя, строят из них что-либо новое. Предметно-игровая деятельность приобретает развернутые формы начинает определять психическое развитие.

4. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРЕДМЕТНОЙ ИГРОЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

В дошкольной педагогике накоплены значительные материалы о содержании, методах, средствах, приемах сенсорного воспитания детей раннего возраста, разработаны педагогические требования к предметной деятельности, методика руководства играми и упражнениями, содержания предметной среды.

Рассмотрим педагогические условия, необходимые для реализации сенсорного воспитания детей раннего возраста в предметной игре.

В философии термин «условие» трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление или процесс возникает, существует и развивается [209, с. 425].

Педагогическими условиями мы называем те обстоятельства, которые могут или способствовать достижению цели или, напротив, тормозить ее достижение.

Предметная игра как средство сенсорного воспитания будет эффективно реализовываться и развиваться только при наличии определенного комплекса педагогических условий.

В комплекс педагогических условий входят:

— создание предметно-игровой среды;

— педагогическое руководство игрой;

— формирование интереса к предметно-игровой деятельности; побуждение к игре.

Рассмотрим указанные педагогические условия подробнее.

Предметно-игровая среда. Предметная игра как процесс, развивающая сенсорную сферу ребенка, начинается в созданной игровой среды. Педагоги организуют условия для обогащения детей впечатлениями, которые они будут использовать в игре: чтение сказок, прослушивание аудиозаписей голосов природы, рассматривание бытовых зарисовок, картинок с предметами, обращение внимания детей на бытовую деятельность.

Важным, даже обязательным условием развития сенсорной сферы является предметно-развивающая среда, которая должна быть наполнена предметами разного содержания: куклы, животные, строительной материал, предметы одежды игрушек, предметы быта, пирамидками, плоскостными геометрическими фигурами, машинками с вырезными отверстиями разной формы и цвета, театральным и куклами и декорациями развивающим сенсорным столом и пр.

Предметная среда должны быть насыщена дидактическими пособиями, как односторонне направленными, так и многофункциональными (см. прил.2). Пособия могут быть профессионально изготовленными или сделанными руками педагогов, или при помощи родителей. Например, пособие «Чудо-теремок» включает в себя действия пристегивание, использование шнуровки, прикрепление элементов на «липучки», «молнии» и т.д. Данное пособие способствует развитию мелкой моторики движений пальцев рук. Популярны сейчас пособия сделанные папами: доска с защелками, замочками, скрепками, шпингалетами, где ребёнок может вдоволь поизучать и позакрывать замочки. Мамы изготавливают мягкие вязаные или сшитые кубики с отверстиями разной формы, величины и цвета. Все эти пособия оказывают плодотворное влияние на сенсорное воспитание, развитие восприятия и ощущений.

Игрушки должны быть динамичными, что бы побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Игрушки должны быть наполнены добрым смыслом, побуждающими ребенка к положительным действиям. Недопустимо наличие в предметно-игровой среде игрушек, травмирующих психику ребенка, отображающих орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности.

Разнообразная предметная среда позволяет выполнять главную задачу — создавать условия для обследования ребенком многообразия предметов и обращать его внимание на их свойства, функциональное назначение, а также определения отношения выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого представленные в развивающей среде предметы должны соответствовать «сенсорным эталонам». Главная задача педагога — оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Игрушки должны быть привлекательные, выразительные, красочно оформленные, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение и интерес. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета.

Нельзя обходить стороной требования о безопасности игрушки, ее соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.

Руководство игрой. Важно создавать условия, побуждающие ребенка к действиям с предметами.

На всех этапах игра должна сопровождаться со стороны педагога показом действий, словесными комментариями, побуждающими высказываниями. Необходимо выделять время для свободной самостоятельной деятельность детей, в которой они будут использовать все доступные им игровые средства, пробовать, ошибаться, повторять, взаимодействовать друг с другом.

Педагог дает детям образец общения с игрушкой, эталон эмоциональных проявлений. В процессе предметно-игровой деятельности направляет детей в правильное русло, корректирует коммуникации, способствует адекватному возрасту и эмоциональному отношению к игре.

Руководство игрой предполагает естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры. Это способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами и действиями.

Формирование интереса происходит последовательно. Вначале необходимо привлечь внимание ребенка к игрушке. Это можно сделать путем: сенсорный воспитание предметный игра

— непосредственного обращения к ребенку, детям, например, «Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости!» а т.п.;

— обращение внимания на игрушку как на сенсорный эталон: ее цвет, форму, величину, например, «Посмотрите, какой большой красный мячик!», «Ах, какая маленькая куколка!», «Какой мягкий мишка!» и т.п.

— длительное сохранение в игре тайны, загадки, неизвестности. По мнению В.М. Букатова, игра быстро устаревает, если детям становятся понятны дидактические задачи.

После того, как внимание ребенка сосредоточилось на предмете, необходимо побудить его к действиям с ним. Это возможно путём обыгрывания сюжетных игрушек, показа действий и их последствиями (например, изменения во внешнем виде), сопровождаемых словесными описаниями «Давайте оденем куклу», словесным побуждениям ребенка к собственным действиям, обыгрывания бытовых сюжетов.

Основное содержание работы по формированию предметных и предметно-игровых действий у детей раннего возраста можно подразделить на несколько блоков (см. табл. 3).

Из таблицы 3 видно, что формирование предметно-игровых действий в раннем возрасте начитается со знакомства с предметами и игровыми действиями, которое обязательно проводится под руководством взрослого (педагога или родителей), поскольку маленький ребенок еще не знает функций предметов и как ими пользоваться. Для этого нужен показ и объяснение взрослого.

Таблица 3 — Формирование предметных и предметно-игровых действий у детей раннего возраста

Знакомство детей с игрушками и действиями с ними, формирование интереса к предметным играм

— наблюдение за обыгрыванием сюжетных игрушек;

мяч, кукла, машина, зайка, мишка, матрешка

— одевание себя: подбирать наряды,

— наблюдать за изменениями во внешнем виде при использовании аксессуаров и дополнительных предметов одежды;

Предметы одежды, косыночка, бусы, шапочка и т.п.

— обыгрывание кормления куклы;

— придумывание имени кукле, игровые действия с называнием куклы по имени;

— воспитание партнерских отношений к кукле в игровых действиях: кукла -дочка, девочка и пр.

— воспитание интереса к предметно-игровым действиям.

Закрепление интереса к игровым действиям с предметами разного содержания, формирование элементарного игрового опыта.

— побуждение ребенка к подбору наряда, рассматриванию себя в зеркале;

— наблюдение за своими действиями в зеркале: «Помаши ручками», «Похлопай в ладошки», «Надень косыночку», «Повесь бусы»;

Зеркало, предметы одежды, косыночка, бусы и пр.

— обучения предметно-отобразительной игре: одевание, раздевание куклы; складывание ее одежды на стульчик, подготовка ей постель;

Кукла, предметы одежды для нее, стульчик, кукольная кроватка с постелью;

Предметы гигиены: мыло, мочалка и т.п., ванночка

— прогулки с куклой в коляске, укачивние ее, сажать, высаживать из коляски;

Исследование проблемы сенсорного воспитания. Характеристика сенсорных процессов. Сенсорное воспитание детей раннего возраста, его задачи, содержание и методика работы. Влияние планомерного сенсорного воспитания на развитие детей третьего года жизни.

дипломная работа [186,6 K], добавлен 17.05.2012

Общая характеристика психологического развития детей раннего возраста. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Понятие, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего возраста в процессе предметно–игровой деятельности.

курсовая работа [44,5 K], добавлен 16.07.2011

Психофизиологические основы сенсорного воспитания, его возрастные особенности, сущность и принципы. Исследование уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста в группах различного направления. Методики изучения аспектов сенсорной культуры.

курсовая работа [4,1 M], добавлен 21.11.2014

Значение сенсорной культуры для развития ребенка, задачи сенсорного воспитания. Особенности систем сенсорного развития по методике М. Монтессори. Дидактические игры в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании.

курсовая работа [46,8 K], добавлен 16.09.2015

Задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике. Выявление знаний детей раннего возраста в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности дидактической игры вдетском саду.

курсовая работа [557,7 K], добавлен 21.12.2014

Изучение психолого–педагогической и методической литературы по вопросу воспитания детей. Особенности сенсорного воспитания ребенка в играх с использованием природных материалов. Анализ результатов исследования и рекомендации для родителей и педагогов.

курсовая работа [71,0 K], добавлен 08.04.2014

Анализ теоретических основ сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр. Основные особенности разработки программы по формированию представлений о цвете у детей третьего года жизни. Понятие сенсорного воспитания ребенка.

дипломная работа [361,6 K], добавлен 15.11.2012

Особенности развития предметной деятельности в раннем возрасте ребенка. Особенности речевого развития детей раннего возраста. Изучение речевого развития детей в процессе предметной деятельности, использование системы дидактических игр и упражнений.

дипломная работа [65,6 K], добавлен 24.02.2012

Содержание сенсорного воспитания в дошкольном возрасте, его условия и средства. Общая характеристика дидактических игр и упражнений. Эффективность использования дидактических игр в формировании сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа [214,0 K], добавлен 06.05.2014

Значение сенсорного воспитания в умственном развитии дошкольников, его особенности, понятие, задачи, этапы. Анализ зарубежной и отечественной систем сенсорного воспитания. Изучение процесса формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста.

курсовая работа [49,3 K], добавлен 24.12.2013

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник