Меню Рубрики

Сравнительный анализ возрастных особенностей детей

Младший школьный возраст (6-10лет) Средний школьный возраст, или подростковый (10-15лет) Старший школьный возраст (15-18лет)
Особенности Связан с особенностями со-циального статуса, т.е. с изменением вида деятельности; вхождением в новый коллектив взрослых и детей; появлением новых обязанностей. Связан с глубокими изменениями в физическом развитии и становлении нравственных качеств. Связан с проблемами жизненного самоопределения, поиска смысла жизни, выбором профессии.
Физическое развитие
Биологическая характеристика В физическом развитии можно отметить следующие изменения: замедляется рост относительно предыдущего периода; идет более интенсивное развитие мышц, особенно мелких, благодаря которым ребенок приобретает навыки письма, работы с мелкими предметами и т.д.; изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения, т.е. ребенок начинает регулировать свое поведение, но возбуждение по-прежнему преобладает; значительно улучшаются ощущения: зрительное на 80%, суставно-мускульные на 50%, чувствительность к свету на 45%. Наблюдается усиленный рост тела (у мальчиков 6-10см /г, у девочек – 6-8см/г). Однако в целом идет неравномерное развитие. Напр., рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, это приводит к учащению сердцебиения; развитие легочного аппарата отстает от объема легких, что приводит к учащению дыхания. Процесс возбуждения по-прежнему сохраняется, однако, значительно возрастает роль сознания. Учитель в своей деятельности должен с пониманием относиться к тем изменениям, которые происходят в организме подростка, и использовать в работе преимущественно методы убеждения. Завершается физическое развитие. Происходит полное формирование костной и мышечной ткани. Стабилизация работы внутренних органов, особенно щитовидной железы, приводит к значительному снижению возбудимости нервной системы.
Психическое развитие
Восприятие Важным познавательным процессом для усвоения программного материала является восприятие. Оно у младших школьников характеризуется яркой эмоциональностью. Они с интересом воспринимают окружающий мир, но испытывают затруднения в орфографии, счете. Учитель должен приучать детей слушать, запоминать увиденное, развивать наблюдательность. У подростков восприятие организованное, целенаправленное, но часто носит поверхностный характер, что приводит к неумению связывать события окружающей жизни с учебным материалом. У старшеклассников выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в знаниях, важных для них, одна из характерных черт. Это и определяет его познавательные интересы и обуславливает его целенаправленность.
Внимание Таким же неустойчивым, как и восприятие является внимание. Оно непроизвольно и ограничено по объему, напр., из 15 предложений он запоминает только 3-5. Роль учителя заключается в формировании устойчивого внимания. Это происходит в процессе выполнения отдельных упражнений, формировании положительной мотивации, воспитания чувства ответственности. Особенностью внимания явля-ется его избирательность. Подростков увлекают интересные дела. Они могут надолго сосредоточиться на отдельных событиях. Однако наличие возбудимости приводит к постоянному переключению с одного вида деятельности на другой. Процесс обучения необходимо построить так, чтобы у них «не было ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на другие дела». Внимание является исключительно устойчивым и произвольным.
Мышление В процессе обучения происходит переход от эмоционально-образного мышления к абстрактно-логическому. Однако особенностью детского мышления является восприятие наглядности и появление соответствующих ощущений. Поэтому в процессе обучения учитель должен больше опираться на принцип наглядности. В процессе обучения происходит развитие интеллекта, т.е. устойчивой структуры умственных способностей и это должно проявляться не только в восприятии фактов, но и установлении причинно-следственных связей. В мыслительной деятельности подростка происходят серьёзные изменения. Мышление становится систематизированным и последовательным. Оно полностью переходит от образного к логическому и носит абстрактный характер. Особенностью мышления является критичность. Подростки стремятся иметь свое мнение, склонны проявлять постоянно свое несогласие с требованиями взрослых. Однако, зная особенности данного возраста, необходимо пользоваться такими методами, как убеждение и предоставление возможности самоанализа подростком своих поступков. Мышление достигает высокого уровня обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и практическую направленность. Этот возраст является периодом расцвета умственных способностей. Самостоятельность мышления начинает играть важную роль и необходима для утверждения своей личности. Однако, ввиду отсутствия жизненного опыта, суждения, выводы носят односторонний, необъективный характер и к, сожалению, учителя не всегда тактично реагируют на это, что приводит к непониманию и конфликту.
Память Важную роль играет память. Она связана с восприятием и мышлением. Быстрее запоминается ин-тересный материал, кон-кретный, яркий. Тем не менее, для данного возраста характерна способность дословного запоминания. Но эту способность ребенок не всегда может использовать в обучении. Именно поэтому учитель использовать в обучении. Именно поэтому учитель использует приемы для развития умений самоконтроля при заучивании, самопроверки, организации учебного труда. Подросток уже владеет приемами запоминания информации. Это: умение выделить в тексте ключевые понятия; составить план рассказа; использовать приемы ассоциации, сравнения; создать образ; повторить текст. Память является произвольной. Старшеклассник обладает информацией как лучше запомнить материал. Умение запоминания информации переходят в навыки.
Социальная направленность личности
Становление личности Поступление в школу связано с изменением социального статуса, установлением новых форм общения, изменением вида деятельности. Это период формирования навыков коллективного поведения, ответственности за свои поступ- Формирование личностных качеств происходит до подросткового периода, однако в характере подростка имеется определенная неустойчивость и под влиянием внешней, не всегда благоприятной среды, чтобы сохранить свою независимость среди сверстников, под Юношеский возраст связан с самоутверждением личности, осмыслением своего будущего. Это пора надежд и поисков. Из форм воспитательной работы целесообразней проводить дискуссии, диспуты.
ки, самостоятельного принятия решений и т.д. Учитывая личностные качества этого возраста: доверчивость, склонность к подражанию, признание авторитета взрослых, внушаемость; учитель имеет больше возможности в оказании воспитательного воздействия на ребенка. росток приобретает качества, не соответствующие тем, что заложены домашним воспитанием. Подростковый период это переходный возраст от детства ко взрослости. Пытаясь отстоять свою независимость, подросток часто проявляет такие качества, как эгоизм, агрессия, упрямство, гнев. Для этого возраста характерен максимализм. Важная роль принадлежит организованному воспитанию, которое бы способствовало формированию нравственных качеств.
Социализация личности Важным является включение ребенка в общественно-полезный труд, например, самообслуживание, выполнение разовых или постоянных поручений, участие во внеклассных мероприятиях. Это способствует формированию трудолюбия, ответственности, самостоятельности, активности. Участвуя в общественной жизни, знакомясь с содержанием деятельности окружающих людей, подросток задумывается о своей будущей профессии и педколлектив в планах воспитательной работы должен отражать формы профориентационной деятельности. Профориентационная работа носит более конкретный характер. Старшеклассник получает достаточный объем научных и житейских знаний для вступления в самостоятельную жизнь.

Вопросы для самоконтроля:

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 2622 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Анализ возрастных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

В этот период организм ребенка «дозревает», а его физические и психические процессы и особенности приобретают свое качественное своеобразие.
Совершенствуется физическое развитие. Движения становятся все более уверенными и ловкими. Ребенок хорошо прыгает в длину и высоту, сохраняет равновесие, уверенно лазает по гимнастической стенке, веревке или висячей лестнице. Он также хорошо управляется с мячом и может прыгать через скакалку.
Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений.
Более трудным для шестилетки является восприятие времени ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени. Ребенку еще трудно представить себе длительность какоголибо дела, так как у него все еще преобладает наглядно образное мышление.

Постепенно развивается более сложная форма словеснологическое мышление, которое тесно связано с речью, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразитель­ность речи при чтении стихов в сюжетноролевой игре и в повседневно» жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством, активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наибо­лее активного рисования. Совершенствуется восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они назы­вают не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осу­ществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения ока­жутся правильными только в том случае, если дети будут применять адек­ватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизиро­ванные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. В 5-6 лет ребенок, как губка впитывает любую информацию, тем самым расширяя диапазон своих познаний. Благодаря становлению словесно логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность рассуждать о них абстрактно. Поэтому усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, и ребенку приходится думать и рассуждать.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь.

В этот период важным в развитии ребенка становится формирование функции контроля, которая тесно связана с произвольным поведением.

К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении.

Все больший интерес ребенка направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием оценок представления ребёнка о Яреальном и Яидеальном дифференцируются более четко.

Многие шестилетние дети начинают противоречить родителям, игнорировать их указания. Это естественный процесс, который нужно пережить, но не пускать на самотек. Чтобы добиться послушания от шестилетнего ребенка, достаточно будет использовать логические аргументы.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детскородительских отношений. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, т.к. именно в общении с взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.

Просмотр содержимого документа
«Анализ возрастных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста »

Анализ возрастных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

В этот период организм ребенка «дозревает», а его физические и психические процессы и особенности приобретают свое качественное своеобразие.
Совершенствуется физическое развитие. Движения становятся все более уверенными и ловкими. Ребенок хорошо прыгает в длину и высоту, сохраняет равновесие, уверенно лазает по гимнастической стенке, веревке или висячей лестнице. Он также хорошо управляется с мячом и может прыгать через скакалку.
Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений.
Более трудным для шестилетки является восприятие времени ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени. Ребенку еще трудно представить себе длительность какоголибо дела, так как у него все еще преобладает наглядно образное мышление.

Постепенно развивается более сложная форма словеснологическое мышление, которое тесно связано с речью, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразитель­ность речи при чтении стихов в сюжетноролевой игре и в повседневно» жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством, активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наибо­лее активного рисования. Совершенствуется восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они назы­вают не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осу­ществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения ока­жутся правильными только в том случае, если дети будут применять адек­ватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизиро­ванные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. В 5-6 лет ребенок, как губка впитывает любую информацию, тем самым расширяя диапазон своих познаний. Благодаря становлению словесно логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность рассуждать о них абстрактно. Поэтому усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, и ребенку приходится думать и рассуждать.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь.

Читайте также:  В рисунки детей психологический анализ

В этот период важным в развитии ребенка становится формирование функции контроля, которая тесно связана с произвольным поведением.

К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении.

Все больший интерес ребенка направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием оценок представления ребёнка о Яреальном и Яидеальном дифференцируются более четко.

Многие шестилетние дети начинают противоречить родителям, игнорировать их указания. Это естественный процесс, который нужно пережить, но не пускать на самотек. Чтобы добиться послушания от шестилетнего ребенка, достаточно будет использовать логические аргументы.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детскородительских отношений. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, т.к. именно в общении с взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.

источник

Изучение возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста нужно для того, чтобы правильно построить образовательный процесс как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Младший возраст (3-4 года) — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметами.

Три года — это возраст, который можно считать рубежом развития ребенка с момента его рождения. Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании.

В этом возрасте очень ярко выражается желание делать все по-своему, против воли взрослого. Ребенку предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок пытается установить со взрослыми новые, более глубокие отношения, тем самым отделяясь от них.

Проявляется осознание ребенком себя как отдельного человека. Выражается это осознание в потребности отвергать почти все, что предлагают взрослые, и делать что-то самому, даже если это не очень хочется или пока не по силам. Ребенок отрицательно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование, просьбу взрослого. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.

Также в этом возрасте возникает острая потребность общаться не столько с мамой и членами семьи, но и с ровесниками. Игра на данном этапе должна становиться коллективной. Игра с предметами имеет сюжетное наполнение, становится образно-ролевой. Ребенок воображает себя кем и чем угодно и действует соответственно этому. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое. Ребенок должен учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться один.

Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл.

Исполнилось четыре года. (4-5 лет). Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Данный возраст характеризуется физической активностью ребенка. Заметив перевозбуждение ребенка, необходимо переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет восстановить силы и успокоиться.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Дети в этом возрасте учатся планировать свои действия. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра, также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, умение подчиняться правилам, складываются определенные навыки поведения, развивается наблюдательность, совершенствуются основные движения.

Дети в этом возрасте приобретают умения исследовать предметы, выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между этими частями. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение обобщать свойства предметов, связывать соотношения между ними и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к опытам, которые направлены на выяснение неизвестного и непонятного.

На пятом году жизни дети активно владеют связной речью, могут пересказывать небольшие рассказы, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из жизни. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997.

Переход в старшую группу (дети 5-6 лет) связан с изменением психологической позиции детей: они начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей. Это такие качества, как расширение знаний о предметах и явлениях, которые ребенок непосредственно не наблюдал. Детей начинают интересовать связи, которые существуют между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом может определить его развитие.

Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей и навыков со стороны взрослых, воспитатель старается обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, которые побуждают детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними более сложные задачи, поддерживает желание детей преодолевать трудности, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно в этом возрасте предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной ситуации, поддерживать детскую инициативу и творчество, демонстрировать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, с историей страны. Ребенок этого возраста способен удерживать в памяти большой объем информации. Практика «анализа» текстов, работа с иллюстрациями способствует углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Самой высокой формой самостоятельности детей этого периода является творчество. Задача воспитателя состоит в том, чтобы пробудить интерес ребенка к любому виду творчества. Этому может способствовать создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу творческой деятельности по интересам ребят. дошкольный занятие обучение возрастной

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников.

Воспитатель обращает внимание дошкольников на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на эксперимент, рассуждение, предположение.

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, новому этапу в его жизни — обучению в школе.

В возрасте 6-7 лет у детей меняются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности

В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

Дети этого возраста становятся выносливее, сильнее, более активнее, но возникает эмоциональное перенапряжение и повышенная утомляемость. Противоречивость развития ребенка 6-ти лет можно сравнивать с возникающими противоречиями и сложностями в подростковом возрасте.

Старший дошкольный возраст благополучен для формирования самооценки ребенка. Это способствует улучшению умений сравнивать себя со сверстниками. Ребенок этого возраста рассматривает оценку взрослого как оценку себя в целом, поэтому использовать замечания и наказания в процессе обучения детей 6-7 лет можно очень редко. В противном случае у детей формируется заниженная самооценка, неуверенность в себе.

Часто ребенок в этом возрасте готов и хочет пойти в школу, так как смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он очень стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какой-либо ряд задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам жизни ребенка.

Дети этого возраста могут давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек — это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и тонко их различать, например, очень хорошо различают отрицательную окрашенность слова «экономный» и «жадный». Также могут совершать нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно отказаться от приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции у детей данного возраста становятся достаточно устойчивыми. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978.

В этом возрасте у детей происходит расширение и углубление представлений о величине предметов, форме, цвете. Дошкольник может различать не только основные цвета, но и их оттенки.

То же происходит и с восприятием формы — ребенок успешно различает основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника.

К концу дошкольного детства ребенок становится самостоятельным читателем. Его интерес к чтению становится все более и более устойчивым. В возрасте 6-7 лет ребенок воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире.

Дети данного возрастного периода проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, но помощь воспитателя им все еще нужна.

Все выше разобранные особенности можно систематизировать в таблицу Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. М.:2009:

источник

Возраст детей, как и возраст всех людей, исчисляется в соответствии с календарными значениями от рождения до момента исчисления, а также может быть биологическим, характеризующим физиологическую зрелость организма, юридическим и психологическим, оценивающим соответствие психических процессов различным возрастным нормам. Детский возраст ребенка различается в зависимости от страны, культуры, общественных и временных норм. В России принято считать детским возрастом период от рождения до начала пубертата (полового созревания, 12-13 лет), после чего ребенок вступает в подростковый возраст.

У каждого периода детского возраста ребенка есть свои особенности развития, физического, психического, социального, свои типы ведущей деятельности и специфические потребности. О развитии детей разных возрастов, воспитании ребенка и необходимых для данного возраста видов занятий с детьми по возрастам рассказывает MedAboutMe.

Ребенком считается человек от рождения до окончания периода полового созревания. В данный отрезок входят периоды «детский возраст ребенка» и «подростковый возраст» детей старшего возраста.

Возраст детей также подразделяют на несколько дополнительных периодов. Говоря о хронологическом, или календарном, паспортном возрасте, подразумевают временной отрезок от рождения ребенка до даты определения возраста.

Для выделения отдельных периодов в жизни принято ориентироваться на этапы развития функциональных систем и/или жизненно важных органов человека.

В процессе зарождения и становления детского организма выделяют два основных этапа: внутриутробного и внеутробного развития. Внутриутробное развитие исчисляется от момента зачатия до появления на свет, подразделяясь, на эмбриональный период и период развития плода (до 3-х месяцев беременности и с 3-х до рождения).

После появления ребенка на свет в возрасте детей выделяют следующие периоды:

  • новорожденности – от даты рождения до 4-х недель;
  • грудной период, возраст грудничка, по устаревшей системе, когда в ясли принимали грудных детей, именовавшийся ранний ясельный: от окончания новорожденности до 1 года;
  • преддошкольный, старший ясельный или младший дошкольный период – от 1 года до 3-х лет;
  • дошкольный, от 3-х лет до поступления в школу (6-7 лет);
  • младший школьный возраст – от начала учебы до вступления в пубертат;
  • непосредственно подростковый возраст.

Детский возраст ребенка характеризуется непрерывностью процессов роста и его развития, в связи с чем границы возрастных периодов установлены условно на основании средних данных этапов функционирования организма и психики ребенка. Эти возрастные границы могут изменяться под влиянием генетических, социальных, индивидуальных физиологических особенностей детей и их окружения.

В соответствии с календарным методом исчисления окончанием младшего школьного возраста принято считать 12-13 лет, этап появления первых признаков полового созревания, отсутствующий у детей младшего возраста. Однако тенденция к акселерации, раннему началу полового развития в последние десятилетия позволяет говорить о снижении возрастных границ начала пубертата. Все чаще вторичные половые признаки начинают появляться у детей в возрасте 10-11 лет и ранее. В связи с этим окончание детского возраста и начало подросткового для конкретного ребенка рассматривается индивидуально. Статистически на данный момент нижней границей начала подросткового периода считается возраст в 12 лет.

К раннему возрасту относят новорожденных и грудничковый период, от момента рождения до года.

Дети раннего возраста характеризуются интенсивностью роста и развития организма, потребностью в организованном высококалорийном питании. Они беспомощны и требуют постоянного ухода, внимания, кормления, соблюдения правил гигиены. Слабость иммунной системы в этом периоде сказывается на подверженности детей раннего возраста риску развития септических процессов.

Период новорожденности – это период незаконченности развития органов и функциональных систем, начала адаптационных процессов к условиям внеутробного существования. Недостаточная функциональная зрелость органов может вызывать ряд расстройств, что осложняет диагностику в период новорожденности. Не всегда возможно определить, является ли расстройство физиологическим, как, например, физиологическая желтуха или потеря веса в первые дни после рождения, или патологическим (альбуминурия).

Относительная функциональная слабость органов пищеварения диктует выбор рациона детей раннего возраста. В него входят преимущественно молочные продукты (грудное молоко или его заменители), по достижении готовности ребенка в питание начинают вводить зерновой или овощной прикорм, постепенно внося разнообразие в список продуктов. При несоблюдении требований к качеству и количеству пищи возможны нарушения деятельности пищеварительной системы, расстройства питания, роста и т. п.

Центральная нервная система характеризуется на данном этапе быстрой истощаемостью, для восстановления и правильного развития необходимо значительное количество отдыха, отсутствие излишних впечатлений и нагрузок, негативно влияющих на нервную систему и организм ребенка в целом. Родителям надо следить за режимом сна и бодрствования. Дети раннего возраста много спят, до 20-22 часов в сутки при рождении, постепенно увеличивая периоды бодрствования по мере взросления. В течение дня к году грудничок сохраняет один-два дневных сна.

Данный период жизни примечателен формированием первой сигнальной системы. Дети раннего возраста обучаются распознаванию лиц, предметов, ориентированию в окружающей среде, первичной коммуникации. Начинает формироваться речь.

Преддошкольный или ясельный возраст детей от 1 до 3-х лет характеризуется снижением темпов физического роста и развития. Основные физиологические системы достигают зрелости позднее, однако дети младшего возраста уже могут употреблять в пищу твердые продукты, осваивают навыки крупной и мелкой моторики, активно учатся речевой коммуникации.

Читайте также:  Характеристика и тесты для детей анализ

В этом периоде отмечается интенсивный рост мышечных тканей, в среднем к двухлетнему возрасту у детей прорезается весь комплект молочных зубов.

Повышенная физическая активность в сочетании с несовершенным контролем тела и адекватности решений приводят к высокому травматизму. Еще один опасный фактор данного периода – высокая познавательная активность, вовлекающая использование всех возможных рецепторов. Это приводит к аспирации мелких предметов, отравлениям бытовыми химикатами.

Бурное развитие речи в данном возрасте проходит несколько этапов. Нормой считается освоение простых фраз из двух-трех слов к полутора годам, сложносочиненных предложений – к трем.

До трех лет ребенок имеет право не использовать местоимение «я» в речи, говорить о себе в третьем лице («дай Мише», «сыночек хочет гулять»).

Самоопределение как личности, осознание себя в качестве отдельного от родителей человека приводит к периоду проверки границ. У детей младшего возраста выделяют осознание возможностей сепарации в год, кризис двух лет, обусловленный первыми попытками настоять на своих желаниях, осложненный недостаточной развитостью речевой функции.

Дети младшего возраста наиболее чувствительны к приемам воспитания. Именно в этом периоде нужно начинать закладывать понятия о приемлемом и неприемлемом поведении, привычку к труду, распорядке дня, понимание допустимых форм выражения эмоций. Главные методы – пример взрослых и разъяснения в доступной малышу форме. Таким образом, воспитание становится основным элементом ежедневного ухода за ребенком.

Средний или дошкольный детский возраст ребенка – это временной период с 3 до 6-7 лет (в среднем 7). В свою очередь, он подразделяется на средний и старший дошкольный возраст детей, 3-5 и 5-7 лет, в соответствии с физическим, психическим и интеллектуальным темпом развития ребенка.

В этом возрасте у детей начинается углубление рельефа лица. Вытягиваются конечности, замедляется набор массы тела, отмечается физиологическое вытяжение: прибавка в росте значительно преобладает над прибавкой в весе. Начинается смена зубов: выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных. Достигает основной зрелости иммунная система, заканчивается дифференциация развития, формирования внутренних органов, в частности, начинает активно функционировать поджелудочная железа (именно ее поздним началом активной выработки инсулина объясняется необходимость ограничения пищи с высоким гликемическим индексом до в питании детей среднего возраста до 5-6 лет).

Крупная моторика достаточно хорошо развита, идет процесс совершенствования мелкой моторики, координации тонких движений, подготовка к рисованию и письму.

С трех лет дети среднего возраста начинают осознавать себя, как личность, отделять «мы» от «я». Основное внимание смещается с мира предметов и манипуляций ими на людей, их взаимоотношения. Начинается период социализации в среде сверстников.

В норме к 5 годам дети среднего возраста свободно разговаривают на родном языке. Развивается интеллект, память, с трех лет начинается полоролевая идентификация, влияющая на предпочтения в занятиях, играх, выражении личного отношения к окружению.

Дети старшего возраста – как правило, ученики школ 1-5-х классов, от 7 до 11-12 лет. В младшем школьном возрасте по анатомо-физиологическим параметрам органов и систем детский организм приближается к взрослому. Центральная нервная, репродуктивная и эндокринная системы завершат процесс формирования уже в следующем периоде.

Заканчивается смена зубов, к началу пубертата, как правило, все молочные зубы заменяются постоянными.

На физическое и нервно-психическое развитие детей старшего возраста в основном влияет окружение: родители, друзья, одноклассники, педагоги, значимые взрослые, а также средства массовой информации. Социальное развитие детей старшего возраста обогащается навыками общения и взаимодействия не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.

Классическая таблица возраста детей описывает общепринятые стандарты наименования этапа развития в соответствии с биологическим возрастом ребенка и используется обычно для определения среднего возраста ребенка при зачислении в дошкольные и общеобразовательные детские учреждения. В педиатрических таблицах возраста детей ориентируются на достижение возрастного этапа (0-1 месяц как период новорожденности, 1-12 месяцев – возраст грудничка), как для ориентации соответствия физиологическим показателям малышей средним нормам, так и в юридических целях, например, для выделения «дня грудничка» в поликлиниках, а также при составлении национального и индивидуального календаря вакцинации.

Таблицы возраста детей наиболее востребованы для оценки физиологических параметров и связаны с динамикой набора массы, характеристикам прироста в сантиметрах длины тела, объемов головы, груди.

Детский возраст ребенка – это период от рождения до начала пубертата, от 0 до 12 лет. Внутренние градации детского возраста ребенка основываются на этапах его биологического и психического взросления. Однако при поступлении в школу можно точно провести границу – воспитанник детского сада, ребенок старшего дошкольного возраста становится учеником.

Как правило, средний возраст поступления в школу – 7 лет. Рекомендованный специалистами и стандартный для российских школ возраст первоклассника находится в пределах 6,5 – 8 лет. В зависимости от зрелости психических процессов и готовности дошкольника возраст может быть как снижен (но не ранее 6 для первого класса), так и повышен.

Начало обучения в школе – важный этап для детей, символизирующий смену ведущей деятельности. Готовность к этому этапу формируется в течение всего преддошкольного периода развития и определяется психологами и педагогами перед зачислением в учебное заведение.

Дети дошкольного возраста – малыши от 3-4 лет до выпускников подготовительной группы детского сада. Это возраст детей наиболее чувствителен к развивающим и воспитательным методикам благодаря активному формированию психики, личностных особенностей и процессу социализации в обществе. Родители для детей дошкольного возраста являются наиболее значимыми фигурами (в отличие от школьников, где их место занимает сначала педагог, а потом – сверстники), и могут оказывать как максимально положительное, так и ярко отрицательное влияние на растущую личность в зависимости от стиля воспитания и примера, демонстрируемого ребенку.

Первое, что отмечают родители в особенностях детей дошкольного возраста, – становление самостоятельности, стремление отделить свое Я от Мы (чаще всего «мы с мамой»). Его начало в возрасте около трех лет описывается, как кризис трехлетия, когда ребенок начинает пытаться изменить свою позицию и прикладывает усилия, чтобы сделать все возможное самому и испытать гордость за свои достижения.

Из этой позиции формируется и новое социальное восприятие ребенком своего окружения. Оно развивается в двух направлениях: социальная вертикаль, выражающая восприятие малышом мира старших, и социальная горизонталь, ориентированная на мир сверстников.

В особенности детей дошкольного возраста также входят активная коммуникативная деятельность в речевой и невербальной форме, развитие чувственного познания, зачатки аналитического и формирование наглядно-образного мышления.

Ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте трансформируется в зависимости от личностной зрелости, партнера по совместному времяпрепровождению и социального восприятия. Начиная с предметных манипуляций, к школьному возрасту малыш проходит стадию игровой как ведущей деятельности детей дошкольного возраста и готовится к смене ее на учебную.

Мотивирующая деятельность ребенка в дошкольном возрасте сила во взаимодействии со взрослыми сначала, в 3 года, имеет деловую направленность: стремление выявить и понять, что и каким образом делают взрослые, подражать им, чтобы стать взрослее и иметь возможность также управлять реальностью. В среднем к 4-м годам приоритетная деловая мотивация сменяется игровой деятельностью, с взаимодействием на предметно-игровой основе.

Начинают развиваться отношения с ровесниками, ребенок «открывает» для себя других детей в качестве субъекта с самостоятельными мотивами к действию. Сначала понемногу, в эпизодических предметно-игровых действиях, дети дошкольного возраста постепенно выделяют своих сверстников и к концу дошкольного периода предпочитают их в качестве партнеров по ведущей в данном периоде игровой деятельности.

Ролевая игра, как яркое выражение социальных устремлений ребенка, помогает ему удовлетворять свои социальные потребности. Она же способствует развитию различных техник замещения: одного предмета другим, своей социальной роли на иную, учит представлению и моделированию различных воображаемых ситуаций. Дети «примеряют» на себя роли других людей, фантазируют и воспроизводят условия, в которых в силу возраста не могут пока попасть и совершенствуют реакцию психики на нестандартные происшествия, это также особенности детей дошкольного возраста.

Средний возраст детей при поступлении в школу составляет 7 лет. О готовности к школе судят по физиологической зрелости головного мозга, сформированности его структур и функций.

В некоторых странах, например, в США, начало учебного процесса стартует в 4 года, что смущает часть родителей. Однако данное обучение хотя и проводится чаще всего в школьном комплексе, но по направленности и организации процесса больше соответствует программе наших подготовительных групп детского сада и именуется preschool – «дошкольное», «перед школой».

Средний возраст детей для погружения в учебный процесс основывается на так называемой школьной зрелости, аспектах психофизиологической готовности ребенка. Они не включают в себя умение читать и писать, это определенные стадии сенсорного развития, произвольной памяти, внимания, мышления. Оценивают при тестировании готовности к школе также эмоционально-волевую сферу детей, фонематический слух, мелкую моторику, познавательный интерес и базовые знания, рассматривают, какая ведущая деятельность превалирует у дошкольника, готов ли он к смене игровой деятельности на учебную. Также немаловажный фактор – способность ребенка к отделению от значимого взрослого, самостоятельной деятельности и к восприятию педагога как авторитетной личности.

Дети, не достигнувшие необходимого уровня развития, не рекомендуются к началу обучения, это не просто скажется на отметках и усвоении знаний, но может значительно снизить мотивацию ребенка, повлиять на его психоневрологическое и физическое здоровье. Средним возрастом детей при поступлении в учебное заведение руководствуются для начала тестирования готовности, решение о приеме ребенка или рекомендации по отсрочке, необходимости дополнительных развивающих, коррекционных занятий принимают на основании психологического тестирования.

Дети школьного возраста отличаются от дошкольников пониманием иерархических отношений, умением выделять части и целое, более развитым образным мышлением, способностью, например, мысленно расположить предметы по размеру и иным характеристикам. Анализ, синтез, понимание принципов переноса качеств предмета, особенностей событий, способность учитывать две и более переменных при оценке отличают детей школьного возраста.

В начальной школе мышление детей школьного возраста все еще плотно связано с эмпирической реальностью (Жан Пиаже), они могут размышлять и рассуждать только о знакомых вещах, хотя и способны расширять умозаключения от конкретных к возможному сценарию. По окончании начальной школы у детей школьного возраста начинает активно развиваться стадия формальных операций мышления, знаменуя переход от конкретного, наглядно-образного типа к абстрактному, словесно-логическому.

Ведущая деятельность младших школьников – учебная. Она характеризуется следующими параметрами: результативности, обязательности, произвольности. Основы данного вида деятельности закладываются в первые годы обучения. Мотивация, ученая задача, контроль и оценка – основные компоненты, в соответствии с теорией Д.Б. Эльконина, учебной деятельности.

Нередко путают оценку деятельности и отметку за выполнение действий. Показательно экспериментальное обучение Ш.Б. Амонашвили: дети могут обучаться без оценок, и делать это охотно и успешно, однако отсутствие системы отметок за выполнение заданий не означает отсутствие оценок. Оценивать, насколько прогресс ребенка соответствует его темпу и общепринятым нормам, возможно без применения отметок, что и используется в данное время в первых классах средних образовательных школ России.

Развитие и воспитание ребенка – процессы, организуемые в соответствии с особенностями возрастных групп. Методы воспитания ребенка обуславливаются его физическими и умственными возможностями, особенностями мышления, характерными для возрастного этапа.

В выборе целей и средство развивающих методик и воспитания ребенка принято ориентироваться на зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), разницу между имеющимся уровнем развития и потенциальным, достижимым при помощи родителя или педагога. Для разных возрастных групп и для детей внутри этих групп зоны ближайшего развития различаются, поэтому общий процесс воспитания ребенка строится на основании статистических знаний, умений и навыков детей, а работа с конкретным малышом проводится, исходя из особенностей его личности.

Занятия с детьми по возрастам также ориентированы на специфику возрастной группы и этапа развития ребенка. В детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях занятия с детьми по возрастам базируются на выбранной учреждением и педагогом программе и могут быть направлены как на общее развитие ребенка, так и разделяться по направлениям (эстетическое, физическое, интеллектуальное и т. п.).

При выборе типа занятий с детьми по возрастам обязательно должен учитываться ведущий вид деятельности в конкретной возрастной группе, особенности внимания, памяти, мышления, их степень произвольности.

Развитие детей раннего возраста привлекает многих родителей своими многообещающими последствиями: раннее чтение «с пеленок», прогнозы феноменальной памяти, удивительное интеллектуальное развитие и т. п. В выборе методики надо ориентироваться на то, насколько долго она существует, одобрена ли специалистами различных групп, подходит ли ребенку.

Так, например, методика М. Монтессори для развития детей раннего возраста не предусматривалась самим автором, однако активно применяется для детей с 1 года. В этом возрасте малыши, согласно естественному развитию, должны расширять свои знания об окружающем мире, развивать коммуникативные навыки, крупную моторику. Методика Монтессори, используемая для малышей, предполагает более активное развитие логического мышления, мелких моторных навыков, без подключения коммуникации. Это может быть сбалансировано другими занятиями и играми малыша с родителями, а может и отдалить формирование нужных на данном возрастном этапе навыков, создав ситуацию неравномерного развития ребенка.

Развитие детей раннего возраста не должно быть однонаправленным, углубленным только в одну сферу деятельности, это приводит к невротизации личности ребенка, осложнениям в воспитательном процессе.

Основная сила, движущая развитие детей дошкольного возраста, – познавательный интерес. Это возраст «почемучек», любопытства, попыток понять, как устроено все – от предметов до взаимоотношений и природных явлений. Задача процесса развития детей дошкольного возраста – поддержание интереса ребенка.

Стоит помнить, что малыши ориентированы в этом периоде больше на сам процесс, а не на результат. Они пытаются понять, как и что происходит, вне особенной зависимости от исхода действия, поэтому ориентировать их на соревновательный момент, попытки выиграть не приносят ожидаемого эффекта.

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игровая. Именно в формате игры и должны организовываться занятия, направленные на развитие детей дошкольного возраста.

В соответствии с особенностями возрастного периода при составлении программы развития детей младшего дошкольного возраста необходимо помнить, что ребенок в 3-4 года – это активный исследователь. Проходя через кризис отделения от мамы и самоопределения, он пытается самостоятельно понять, какие процессы происходят каким образом. Аккуратно направляя детскую любознательность в нужное русло, можно успешно развивать детей младшего дошкольного возраста как физически, так и интеллектуально и социально.

Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста основывается исключительно на практике, на манипуляциях с предметами или наблюдениях. Для полноценного, всеохватывающего процесса развития необходимо сочетать разные виды деятельности, чередовать спокойные, активные, групповые и индивидуальные занятия и игры на улице и дома.

Стоит помнить, что на данном возрастном этапе дети склонны копировать поведение взрослого более, чем когда-либо. Воспитание ребенка сейчас базируется на собственном примере и разъяснениях нравственных норм, подкрепляемых поведением значимого взрослого.

Читайте также:  Хламидии и микоплазмы анализы у детей

Если ребенок младшего дошкольного возраста – активный исследователь, то детей старшего возраста можно назвать изобретательными созидателями. Развитие детей старшего возраста до зачисления в школу строится на ведущей деятельности – игровой. Однако первое сентября не означает резкой смены ведущей деятельности ребенка на учебную. Поэтому включение игровых техник развития детей старшего возраста приветствуется как для младших, так и для старших школьников с учетом возрастных особенностей. А вот включение ученической деятельности в программы дошкольников возможно лишь в игровой форме.

По-прежнему превалирует игровая деятельность, обогащаемая первыми попытками мыслить абстрактно, представляемыми пока фантазией. Социальные, полоролевые игры, связанные с различными ролями, профессиями, ситуациями, способствуют развитию детей старшего возраста, помогая осознавать связи между происходящим, учиться анализировать, прогнозировать события и реакции.

Если в три года при нормальном темпе развития речи детей дошкольного возраста ребенок умеет говорить фразами и начинает использовать местоимение Я, то к моменту зачисления в школу (7 лет) в словаре детей находится уже до 7 000 слов.

Развитие речи детей дошкольного возраста проходит несколько этапов – от слоговых слов в раннем детском возрасте ребенка до сложносочиненных предложений к школьному периоду. Становление и освоение грамматической части речи приходится на возраст 3-5 лет. Дети копируют словообразование из речи взрослых и пытаются освоить речь по этим правилам интуитивно.

На этом этапе важно использовать правильную речь, детям дошкольного возраста нужно предоставлять примеры использования словосочетаний и конструкций, а также отслеживать возможные отклонения в развитии речи у детей разных возрастов.

Отклонения в развитии речи у детей разных возрастов встречаются в 30% случаев. Чаще всего нарушения речи той или иной степени тяжести диагностируются у мальчиков (в 2-5 раз чаще девочек).

Основная часть отклонений речевого развития, которыми страдают дети разных возрастов, приходится на нарушения звукопроизношения. В зависимости от причины, силы нарушения и возраста ребенка это может быть как незначительное расстройство, так и речевая патология, обусловленная повреждением мозговых центров.

Среди заболеваний, приводящих к нарушениям звукопроизношения у детей разных возрастов, выделяют дислалию, дизартрию, артикуляционную диспраксию, моторную, сенсорную алалию, дислексию и ринолалию.

источник

Сравнительный анализ психологических особенностей старшего дошкольника и младшего школьника.
статья по теме

Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечнососудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Младший школьный возраст — это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1- 4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Сравнительный анализ психологических особенностей старшего дошкольника и младшего школьника.

Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечнососудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Младший школьный возраст — это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1- 4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Достижение высшей стадии логического мышления – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 6 – 7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления.

В развитии мышления младших школьников также наблюдаются две основные стадии. На первой стадии (она приблизительно совпадает с обучением в I и II классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольника. Анализ учебного материала производится здесь по преимуществу в наглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их прямые заместители, изображения (такой анализ иногда называют практически-действенным или чувственным).
Учащиеся I-II классов зачастую судят о предметах и ситуациях весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный внешний признак. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Обоснование вывода осуществляется не на основе логических аргументов, а путем прямого соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями.

Обобщения, выполняемые детьми на этой стадии, происходят под сильным «давлением» броских признаков предметов (к таким признакам относятся утилитарные и функциональные). Большинство обобщений, возникающих на этой стадии, фиксирует конкретно воспринимаемые признаки и свойства, лежащие на поверхности предметов и явлений.

На основе систематической учебной деятельности к III классу изменяется характер мышления младших школьников. С этими изменениями связана вторая стадия в его развитии. С каждым годом увеличивается объем заданий, требующих указания таких связей или соотношений между понятиями. К III классу учащиеся овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, то есть классификацией. Формирование классификации определенных предметов и явлений развивает у младших школьников новые сложные формы собственно умственной деятельности, которая постепенно сочленяется от восприятия и становится относительно самостоятельным процессом работы над учебным материалом, процессом, приобретающим свои особые приемы и способы.
К концу второй стадии большинство учащихся производят обобщения в плане ранее накопившихся представлений, посредством их умственного анализа и синтеза. Растет количество суждений, в которых наглядные моменты сведены до минимума и объекты характеризуются по более или менее существенным связям.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тд. С развитем сенсорики (от лат. sensus — ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Необходимо что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять — шесть лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для формирования способностей ко многим видам творческой деятельности. Восприятие в возрасте 6-7 лет утрачивает свой аффективный характер: персептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующем. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на восприятие в это время оказывает речь, так что ребенок начинает активно использовать название качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.

Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на различные формы и цвета), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и названию формы и цвета, у первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов.

Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различие отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных примеров и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным.

С помощью памяти ребенок усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. Делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Известно что, не любая информация легко запоминается: только то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.

В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания. Произвольная память — это анемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания.

К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование — у него развивается произвольная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необходимость возникает непосредственно в их деятельности или когда этого требуют взрослые. В то же время, именно этому виду памяти предстоит сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют постановки специальной цели запомнить. Чтобы они могли запомниться непроизвольно, ему необходимо будет производить для запоминания сознательные волевые усилия и использовать определенные приемы. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребёнком действий восприятия и мышления.

Объём фиксируемого материала определяется эмоциональным отношением к предмету или явлению. К 7 годам роль непроизвольного запоминания несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает.

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развития произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста, как отмечает Е.И. Рогов, является то обстоятельство, что перед ребёнком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определённого материала .

К 6 — 7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти остаётся память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда соответствующие задачи возникают в их действительности или когда этого требует взрослый.

Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определённым материалом, остаётся до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

Под влиянием обучения память развивается в двух направлениях: усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (на момент прихода в школу преобладает наглядно-образная память, дети склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей). Здесь необходимо научить дифференцировать задачи запоминания: что надо запомнить дословно, а что в общих чертах. Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Здесь необходимо научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются .

Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.

К 6 годам возрастает устойчивость внимания, ребенок лучше осознает предмет, выделяет в нем больше интересных для себя сторон.

Но основное умение внимания состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы.

Дети старшего дошкольного возраста в основном овладевают произвольным вниманием, но непроизвольное внимание остается преобладающим.

Детям трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной деятельности.

Они могут достаточно оставаться внимательными во время игры.

Таким образом, возможности развития произвольного внимания к 6 – 7 годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является, по мнению В.С.Мухиной универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.

Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Во II-III классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу — важное приобретение младшего школьного возраста.

Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.

источник