Меню Рубрики

Сравнительный анализ семейных форм устройства детей

В нашей стране есть несколько форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, приемная семья и патронатная семья. Мы задали вопросы прохожим на улице, о том, что они знают о семейном устройстве и формах новой семьи. Многие ответы были весьма интересными.

Итак, к сожалению, наши граждане не всегда понимают различие между теми или иными формами семейного устройства. И совсем немногие знают о том, что кроме усыновления и опеки существуют другие возможности быть полезным и нужным ребенку, оставшемуся без попечения родителей. В этой связи, мы решили составить небольшой экскурс по формам семейного устройства и постарались доступным языком рассказать о различиях между ними.

Самой приоритетной формой устройства детей считается усыновление (удочерение). Усыновление происходит по решению суда. После чего между ребенком и усыновителями возникают права и обязанности, как между родителями и детьми в родной семье. Родители могут поменять ребенку фамилию, имя и отчество, дату рождения, взять отпуск по уходу за ребенком и получить выплаты, положенные при рождении ребенка. В отношении усыновленного ребенка действует охраняемая законом «тайна усыновления», т.е. хранить тайну или сказать ребенку об усыновлении — решают родители.

Опека (до 14 лет) и попечительство (с 14 до 18 лет) устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Опекун становится законным представителем ребенка и получает ежемесячное пособие на его содержание, контролирует сохранение и использование его имущества. Ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество, право на получение жилплощади, социальные льготы. Органы опеки контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка. Эта форма подходит для семей, где воспитание детей берут на себя бабушки, дедушки или другие родственники.

Приемная семья подразумевает устройство детей на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органом опеки и приемными родителями. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Родители получают пособие на содержание ребенка и льготы для семьи. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. Органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка, а также за расходованием средств.

Патронатная семья — опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки). Родитель становится «внештатным» сотрудником детского дома или другого учреждения опеки, с ним заключается трудовой договор, платится зарплата, засчитывается трудовой стаж и предоставляется отпуск. В любое время родитель может обратиться за консультациями к команде профессионалов: врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Как и выпускники детского дома, воспитанники патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание и дополнительные права при получении высшего образования. Патронат используется в случаях, когда ребенок не может быть официально признан сиротой. Часто эта форма становится переходной к опеке или усыновлению.

Временная передача детей в семьи не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Ребенок проводит в семье лишь часть своего времени — выходные, праздники или каникулы. Срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать 1 месяца. Эта форма предназначена для воспитания и гармоничного развития детей и зачастую используется как переходная будущими опекунами или приемными родителями.

Каждая из форм семейного устройства имеет свои особенности, свои «плюсы» и «минусы». При усыновлении, установлении опеки и попечительства выдвигают достаточно жесткие требования к потенциальным родителям. Эти требования касаются доходов, жилья и социальной успешности кандидатов. Меньше шансов на усыновление, опекунство или создание приемной семьи у одиноких, людей, состоящих в гражданском браке, слишком молодых или пожилых. Есть отличия и в плане материальной поддержки родителей.

Если вы сомневаетесь в выборе семейного устройства, попробуйте понять, кем бы вы хотели стать для ребенка. Осознайте возможные риски, которые будут сопровождать этот выбор. Но главное помните, что вы берете на себя ответственность за самое прекрасное, что есть на Земле, за ребенка с чуткой и нежной душой, чья жизнь и здоровье бесценны!

источник

Семейные формы устройства детей наиболее приоритетны, т.к. они дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Организации, в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое).

Основания и факторы Усыновление Опека (попечительство)
1 2 3
Федеральные нормативные акты, регулирующие особенности данной формы Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»,
Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423
«Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
Основание возникновения Решение суда Безвозмездная форма — акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Возмездная форма опеки — акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) с последующим заключением соответствующего договора Согласие ребенка Требуется согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста Характер возникающих отношений с детьми Возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происхождению, которые предусмотрены нормами других отраслей законодательства Безвозмездная форма — акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Возмездная форма опеки — акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) с последующим заключением соответствующего договора Прекращение правоотношений Носят постоянный характер, но возможна отмена усыновления в судебном порядке в случаях, предусмотренных законодательством. Опека прекращается по достижении малолетним 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем до достижении несовершеннолетним 18 лет. При заключении соответствующего договора – на срок, указанный в договоре.

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Семья с приемным ребенком — достаточно хрупкая «конструкция», и в ней проблема иерархии встает особенно остро.

Жители Мурманской области, усыновившие ребенка, получат 121 тысячу рублей

Министерство труда подготовило проект приказа о внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячных выплат при рождении первого и (или) второго ребенка, сообщает «Парламентская газета».

Президент России Владимир Путин подписал закон о создании федерального реестра лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями. Документ, опубликованный в субботу на официальном портале правовой информации, вступит в силу с 1 января 2020 года.

источник

Усыновление (удочерение) – постоянная форма устройства

  • Рассматривается как приоритетная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей.
  • Устанавливается и отменяется на основании судебного решения по месту нахождения ребенка.
  • Юридически создает родственные связи между ребенком и гражданином (супругами), не являющимся его биологическим родителем. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям биологических детей.
  • Не все дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление; законом установлены повышенные требования как к кандидатам в усыновители, так и к правовому положению ребенка, передаваемого в семью.

Опека (попечительство) – постоянная форма устройства

  • Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка.
  • Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несет полную ответственность за ребенка, тем не менее. существуют и ограничения: в некоторых случаях биологические родители или родственники имеют право навещать ребенка; на основании судебного решения он может быть возвращен родителям; опекун не вправе присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения.
  • Так как с точки зрения семейного законодательства по своей функции опекун — это скорее родитель, чем профессиональный воспитатель, в 2008 году было официально закреплено общее правило «один опекун — один ребенок», однако в интересах ребенка (детей) оно может не соблюдаться. Труд опекуна не оплачивается, однако опекун получает ежемесячные выплаты на содержание ребенка. При необходимости по исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, за подопечным сохраняются различные дополнительные льготы. Органы опеки регулярно контролируют условиями содержания, воспитания и образования ребенка.
  • Любой ребенок, утративший родительское попечение, может быть передан под опеку на определенный или неопределенный срок, а требования к кандидатам в опекуны (попечители) немного мягче, чем к кандидатам в усыновители.

Приемная семья — постоянная форма устройства

  • Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями на определенный срок.
  • Деятельность приемного родителя по воспитанию ребенка – это возмездное оказание услуг государству; гражданин считается занятым и имеющим доход; трудовых отношений не возникает, однако страховой стаж (т.е. формирование индивидуальных пенсионных накоплений) осуществляется.
  • Обычно в приемную семью стараются передать детей, которых юридически или фактически сложно передать на усыновление или безвозмездную опеку (в силу проблем с правовым положением, возрастом и пр.). Биологические родители или родственники в отдельных случаях могут навещать ребёнка, изъятие, переустройство в другую семью (включая усыновление) ребенка возможно только с согласия приемного родителя.
  • Приемный родитель — это скорее профессиональный воспитатель, поэтому в общее количество детей в семье, включая воспитанников, может достигать 8 человек. В приемной семье один или оба родителя наделены полномочиями опекунов ребенка (детей) вплоть до его совершеннолетия, получают пособие на его содержание, вознаграждение за его воспитание и не состоят с ним в алиментных, наследственных, семейных отношениях.
  • С инициативой заключения договора о приемной семье может выступить как опекун (попечитель), так и орган опеки и попечительства. Такой договор может быть заключен не только в момент передачи ребенка в семью, но и позже, в отношении любого ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Патронат – временная форма устройства

  • Как региональная (а не общефедеральная) форма семейного устройства, патронат может не существовать в некоторых регионах РФ, и, даже если он существует, то его конкретные правила утверждаются каждым субъектом РФ самостоятельно.
  • Как правило, патронат устанавливается на основании договора между патронатным воспитателем и патронатной службой воспитательного учреждения. Воспитатель может быть принят в штат воспитательного учреждения.
  • Обычно под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья. Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя, передан на усыновление, возвращен биологическим родителям. Общение ребенка с биологическими родственниками, как правило, обязательно.
  • В патронатной семье один из родителей обычно имеет статус патронатного воспитателя, является сотрудников учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, и на время пребывания ребенка в семье разделяет ответственность за его воспитание с государственным опекуном, которым остается директор детского учреждения; патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание.
  • В г. Москве патронатное воспитание устанавливается только в случаях, когда невозможно применить иные формы семейного устройства.

Временная опека (попечительство) – гостевой режим пребывания

  • Дети, которые воспитываются в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом, дом ребенка и пр.) могут посещать семьи граждан, не являющихся их опекунами (попечителями) в выходные и праздничные дни, каникулы.
  • Временная передача детей в семьи не является формой устройства и осуществляется в целях воспитания и гармоничного развития детей. Временная опека дает возможность сохранять родственные отношения в случаях, когда граждане не имеют возможности принять ребенка в семью на постоянной основе.
  • Формы общения с ребенком при временной опеке разнообразны – можно пригласить его в гости, на дачу, на отдых (в пансионат, санаторий) либо просто гулять и общаться в выходные дни. Запрещен вывоз ребенка за границу.
  • Срок непрерывного пребывания ребенка в семье при временной опеке – 3 месяца, в исключительных случаях он может быть продлен до 6 месяцев.

Предварительная опека (попечительство) – временная форма устройства

  • Ребенок, которому требуется немедленное назначение опекуна или попечителя (например, в случае гибели, немотивированного отсутствия родителей), может быть передан в семью граждан на предварительную опеку. Как правило, предварительный опекун (попечитель) ищется среди близких взрослых, которые знакомы с семьей и ребенком (родственники, друзья) либо среди граждан, которые уже состоят на учете органа опеки и попечительства в качестве кандидатов усыновители, в опекуны (попечители).
  • Главная задача предварительной опеки – не допустить попадания ребенка, внезапно оставшегося без родительской опеки, в интернатную систему.
  • Ребенок, помещенный под надзор в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом, дом ребенка и пр.), не может быть передан на предварительную опеку, поскольку юридически он уже имеет государственного опекуна (попечителя).
  • Предварительным опекуном (попечителем) может быть совершеннолетний дееспособный гражданин. Акт о предварительной опеке (попечительстве) составляется на основании документа, удостоверяющего личность гражданина, после проведения обследования его жилищно-бытовых условий.
  • Срок осуществления предварительной опеки (попечительства) от 6 до 8 месяцев. В течение этого срока должно быть принято решение о постоянном устройстве ребенка (в ту же или другую семью либо в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей).

источник

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т.п.). Поэтому даже суд, лишая родителей родительских прав или ограничивая родителей в родительских правах и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение (пункт 5 статьи 71, пункт 4 статьи 74 Семейного кодекса Российской Федерации; пункт 18 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10) Михеева Л.Ю. Опека (попечительство). Правовое регулирование. Учебно- практическое пособие. — М.: Издательство «Палеотип», 2002. С. 10..

Читайте также:  Анализ на инфекции у детей цитомегаловирус

В разделе VI Семейного Кодекса Российской Федерации предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронатные семьи.

Правовое регулирование усыновления (удочерения) регламентируется Семейным кодексом (статьи 124 — 140).

Принятие в семью ребенка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями, является приоритетной формой семейного устройства детей. Для родителей это — высшая степень ответственности за судьбу ребенка Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. С.102..

Усыновление (удочерение) производится в судебном порядке по заявлению лиц (лица), желающего усыновить (удочерить) несовершеннолетнего ребенка. Необходимо согласие родителей ребенка (отказ от родительских прав). В случае признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, неизвестными, лишенными родительских прав, уклоняющимися от воспитания и воспитания ребенка более 6 месяцев согласия родителей не требуется. Для усыновления ребенка, достигшего 10-летнего возраста, необходимо его согласие. По просьбе усыновителя усыновленному ребенку могут быть изменены фамилия, имя и отчество, а также дата (при усыновлении ребенка до возраста одного года) и место рождения. Усыновленный ребенок и его потомство по отношению к усыновителю и его родственникам приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах к родственникам по усыновлению. Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при усыновлении. Законом охраняется тайна усыновления Письмо Минобразования РФ от 24 ноября 1993 г. N 214-М «Об упорядочении усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. от 31 августа 1994 г.) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. № 6. 1994. .

Усыновление утверждается решением суда по месту нахождения ребенка.

Порядок предъявления и рассмотрения иска об отмене усыновления ребенка регулируется гражданским процессуальным законодательством с учетом норм, предусмотренных статьями 140-142 Семейного кодекса Российской Федерации (об основаниях отмены усыновления ребенка и лицах, имеющих право предъявить требование об отмене усыновления ребенка). Отмена усыновления допускается, по общему правилу, до достижения усыновленным ребенком возраста совершеннолетия (статья 144 Семейного кодекса Российской Федерации). Статья 141. Основания к отмене усыновления ребенка Статья 142. Лица, обладающие правом требовать отмены усыновления ребенка Статья 143. Последствия отмены усыновления ребенка Статья 144. Недопустимость отмены усыновления по достижении усыновленным ребенком совершеннолетия. Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах Королев Ю. А. Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации — М.: “Юридический дом “Юстицинформ”, 2003. С. 56.. Эта принципиальная норма соответствует требованиям статьи 21 Конвенции о правах ребенка. Лица, достигшие совершеннолетия (восемнадцати лет), не могут быть усыновлены.

Тайна усыновления охраняется законом. Государство не оказывает никакой помощи и не участвует в жизни семьи после усыновления, за исключением общедоступных форм социальной поддержки (послеродовой отпуск и пр.).

Достоинства усыновления (удочерения):

Позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи;

Законом закрепляются родственные отношения и право наследования;

Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, место и дату рождения на 3 месяца в одну или другую сторону.

Недостатки усыновления (удочерения):

Более жесткие требования (по сравнению с опекой) по материальному положению, жилью. Усыновление устанавливается гражданским судом, поэтому оформляется дольше, чем опека;

Государство не оказывает помощи после усыновления (исключение: предоставление послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребенка, если усыновляется младенец);

Не каждый ребенок может быть усыновлен.

Правовое регулирование опеки (попечительства) регламентируется Семейным кодексом (статьи 145 -150).

Ребенок принимается на правах воспитуемого до исполнения ему 18 лет (до 14 — летнего возраста — опека, с 14 до 18 лет — попечительство). Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка и ответственности за него. Органы опеки осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Высокая, но не полная степень ответственности. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления Михеева Л.Ю. Опека (попечительство). Правовое регулирование. Учебно- практическое пособие. — М.: Издательство «Палеотип», 2002. С. 12..

Производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства несовершеннолетнего ребенка по заявлению лица, желающего оформить опеку (попечительство) над ребенком, оставшимся сиротой или без попечения родителей. Для установления опеки над ребенком, достигшим 10-летнего возраста, необходимо его согласие. Изменения в документах несовершеннолетнего (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения) не производятся. Подопечный ребенок и его потомство по отношению к опекуну (попечителю) и его родственникам не приобретает личных неимущественных и имущественных прав. Ребенок, переданный под опеку (попечительство) сохраняет права на причитающиеся ему алименты, пенсию и пособия, на сохранение права собственности на жилое помещение или пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения — право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства. Опекун (попечитель) исполняет свои обязанности по воспитанию подопечного ребенка безвозмездно Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. М., 1998. С. 12..

Детям, находящимся на полном государственном попечении, опекуны (попечители) не назначаются.

Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка.

Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несет полную ответственность за ребенка, тем не менее, существуют и ограничения: биологические родители имеют право навещать ребенка, подопечный ребенок может быть усыновлен третьими лицами либо возвращен родителям, опекун не вправе присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения.

Так как с точки зрения семейного законодательства по своей функции опекун — это скорее родитель, чем профессиональный воспитатель, в 2008 году было официально закреплено общее правило «один опекун — один ребенок», кроме случаев кровного родства между детьми. Труд опекуна не оплачивается, однако опекун получает ежемесячные выплаты на содержание ребенка. При необходимости по исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё. Органы опеки регулярно контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка.

Достоинства опеки (попечительства):

Менее жесткие, по сравнению с усыновлением, требования к доходу и жилищным условиям;

На опекаемого ребенка ежемесячно выплачиваются средства на содержание, органы опеки оказывают содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения ребенка;

По достижении совершеннолетия ребенку выделяется жилье, если его у него нет.

Недостатки опеки (попечительства):

Ребенок имеет статус воспитуемого и в подростковом возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна;

Нет тайны передачи ребенка под опеку, и контакты ребенка с кровными родственниками возможны;

Смена фамилии затруднена, изменение места рождения и даты невозможно.

Правовое регулирование приёмной семьи регламентируется Семейным кодексом (статьи 151 -155).

Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства // Российская юстиция, № 10. 1996. С. 52..

Образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключаемого между приемным родителем и органом опеки и попечительства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства приемной семьи. Договор заключается на определенный срок. Ребенок, достигший 10-летнего возраста, может быть передан в приемную семью только с его согласия. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет права на причитающиеся ему алименты, пенсию и пособия, на сохранение права собственности на жилое помещение или пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения — право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. На содержание ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства. Приемный родитель получает заработную плату за исполнение обязанностей по воспитанию и содержанию приемного ребенка, зачисляется общий трудовой стаж Красницкая Г.С. и др. Вы решили усыновить ребенка. — М: Дрофа, 2001. С. 13..

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на определенный срок.

Обычно в приемную семью передают детей, которых юридически или фактически сложно передать на усыновление (в силу проблем со статусом, возрастом и пр.). Биологические родители имеют право навещать ребёнка, ребенок может быть изъят из приемной семьи, усыновлен третьими лицами.

Приемный родитель — это скорее профессиональный воспитатель, поэтому в отличие от опеки общее количество детей, включая воспитанников, может достигать 8 человек. В приемной семье один или оба родителя наделены полномочиями опекунов ребенка (детей вплоть до его) их совершеннолетия, получают пособие на его содержание, зарплату за его воспитание и не состоят с ним в алиментных отношениях Муратова С.А. Семейное право: схемы, комментарии. Учебное пособие. М.,1999. С. 45..

Достоинства приёмной семьи:

Менее жесткие, по сравнению с усыновлением, требования к доходу и жилищным условиям;

На приемного ребенка ежемесячно выплачиваются средства на содержание, органы опеки оказывают содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения ребенка; приемный родитель за воспитание приемного ребенка получает от государства заработную плату;

По достижении совершеннолетия ребенку выделяется жилье, если его у него нет.

Недостатки приёмной семьи:

Ребенок имеет статус воспитуемого и в подростковом возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье приемных родителей;

Нет тайны передачи ребенка в приемную семью, и контакты ребенка с кровными родственниками возможны;

Смена фамилии, изменение места рождения и даты невозможно.

Патронат — одна из узаконенных в ряде регионов Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя. При патронате, патронатные воспитатели ребёнка, у которых он проживает, принимаются на работу в качестве воспитателей того детского дома, откуда взят ребенок, получают заработную плату за уход и воспитание ребёнка Терновская М.Ф., Иванова Н.П. Развитие патронатного воспитания в регионах России. — М.: Слово, 2002.С. 8..

Как правило, патронат устанавливается на основании договора между патронатным воспитателем и патронатной службой воспитательного учреждения. Воспитатель принимается в штат воспитательного учреждения.

Обычно под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья. Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя, передан на усыновление, возвращен биологическим родителям. Общение ребенка с биологическими родственниками, как правило, обязательно.

В патронатной семье один из родителей имеет статус патронатного воспитателя, является сотрудников учреждения для детей-сирот, на время пребывания ребенка в семье разделяет ответственность за его воспитание с опекуном, которым остается директор детского учреждения; патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание.

Также как и другие формы семейного устройства детей (усыновление, опека (попечительство), приёмная семья), патронат является договорной формой устройства ребёнка, патронатные воспитатели и учреждение по патронатному воспитанию совместно осуществляют права опекуна: права, и обязанности сторон разграничивались согласно договору. При этом патронатный родитель отвечает за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, а учреждение — за защиту прав ребенка в суде, охрану имущества (если это было поручено органом опеки) и за предоставление семье медико-социальной и психолого-педагогической помощи Терновская М.Ф., Иванова Н.П. Развитие патронатного воспитания в регионах России. — М.: Слово, 2002. С. 20.

гарантированное и построенное на правовой основе сопровождение ребенка и семьи и сохранение обязанностей службы по устройству (учреждения по патронату) предоставлять семье необходимую помощь и отвечать за результат для ребенка;

даёт возможность привлечь большее число семей, так как гарантирует семьям помощь и то, что они не останутся один на один с проблемами, неминуемо возникающими после помещения ребенка в семью, ответственность по закону с ними разделяют специалисты учреждения по патронату;

патронатные семьи имеют возможность при заключении договора получить занятость.

патронат является активной формой общественного участия в судьбе одинокого ребёнка и способствует лучшему его знакомству с общественными нормами на примере конкретной семьи.

не порождает достаточной ответственности патронатных воспитателей за судьбу ребёнка, за его содержание,

договор о патронате может быть расторгнут в случае, если ребёнок окажется «трудным».

временный характер такой формы устройства детей («в ожидании» опеки, либо усыновления),

неустойчивость патроната и его подверженность произвольным административным решениям руководства детского учреждения наносит непоправимый вред психике ребёнка, которого «изымают» из семьи.

Анализ данных показывает, что ни одна из форм устройства детей в семью, ни их совокупность, не решают всего комплекса проблем детей и семей. Официальная система оценки эффективности основывается на соотнесении долей детей, которые усыновляются; передаются под опеку и попечительство; уходят в приемную семью; оказываются в учреждениях общественного воспитания. Причем официальная же точка зрения поддерживает идею, что усыновление — наилучшая форма, опека — приемлемая, приемная семья — мало приемлемая, а устройство в учреждение не приемлемо. По всей России опекунство — самая популярная форма устройства детей в семью, 48,1% от всех желающих выказывает намерение взять ребенка под опеку, на усыновление готовы 28,9% россиян, готовы пойти по пути патроната или приемной семьи 23% Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 1994. С. 34..

Идеальных форм устройства детей нет — большинство развитых стран пользуют разные формы, и продолжают дискуссию о том, как следует соотносить в единую систему разные способы устройства детей. Возможно, и в России пришло время вопрос «Какая форма лучше?» заменить на вопрос «Как сочетать разные формы устройства?» — хотя ответить на него много сложнее, чем отстаивать ту или иную форму семейного устройства, полагаясь на удобные стереотипы, а не фактологию.

Действующее законодательство, в первую очередь Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ряд Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных актов субъектов Российской Федерации нуждаются в дополнениях и изменениях. В частности, законодательно не определены понятия устройства детей и форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не сформирована система таких форм, не урегулированы ряд содержательно принципиальных положений, касающихся усыновления, опеки (попечительства), приемной семьи как форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Изложенные обстоятельства доказывают необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства, регулирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

источник

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: сравнительный анализ законодательства РФ и Японии

Дата публикации: 20.06.2019 2019-06-20

Статья просмотрена: 26 раз

Петрова А. И. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: сравнительный анализ законодательства РФ и Японии // Молодой ученый. — 2019. — №25. — С. 333-336. — URL https://moluch.ru/archive/263/60872/ (дата обращения: 22.10.2019).

Статья посвящена сравнительному анализу форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации и Японии.На сегодняшний день дети и в России, и в Японии остаются без попечения родителей по разным причинам, и как следствие, среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, они занимают наиболее важное место. Перед государством состоит очень важная задача: воспитать из них полноценных здоровых граждан, привить им все социальные навыки, необходимые для дальнейшей социальной адаптации.

Ключевые слова: институт усыновления, опека, приемная семья, органы опеки и попечительства, детский дом.

The article is devoted to a comparative analysis of the forms of organization of children left without parental care, according to the legislation of the Russian Federation and Japan. Today, children in both Russia and Japan are left without parental care for various reasons and as a result, among the categories of the population in need of special social and state care, they occupy the most important place. The state is facing a very important task: to educate one of them full-fledged healthy citizens, to instill in them all the social skills necessary for further social adaptation.

Keywords: institution of adoption, guardianship, foster family, guardianship and custody agencies, orphanage.

В настоящее время дети во всем мире остаются без попечения родителей по разным причинам и как следствие среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, они занимают наиболее важное место. Перед государством состоит очень важная задача: воспитать из них полноценных здоровых граждан, привить им все социальные навыки, необходимые для дальнейшей социальной адаптации.

Читайте также:  Анализ на инфекции у детей берут

Япония — это страна, которая последовательно реализует принципы стабильного развития на всех уровнях: национальном, местном и международном. Один из наиболее важных факторов стабильного социального развития Японии — эффективная система социальной защиты. Главной целью которой является гарантия минимально необходимого уровня жизни гражданам и стабильность их образа жизни путем действий, контролируемых национальным правительством [1].

А. В. Веретенников в своей работе отмечает: «В России сегодня много внимания уделяется повышению уровня жизни детей, обеспечению их правовой защищенности. Государство еще в середине 90-х годов XX в. определило в качестве одного из основных направлений в своей деятельности укрепление правовой защиты детей. Россия признает общей целью государственной социальной политики улучшение положения детей, стабилизацию их положения и создание реальных предпосылок положительной дальнейшей динамики процессов их жизнеобеспечения» [2].

Во всех случаях, когда ребенок, по тем или иным причинам остается без родителей, заботу о нем обязано взять на себя государство. Защита прав детей провозглашена в качестве главного принципа почти во всех развитых странах. Поэтому, сравнительный анализ следует начать с органов, которые занимаются выявлением и учетом детей, оставшихся без попечения родителей. В Российской Федерации этим занимаются государственные органы, а именно, органы опеки и попечительства. Их задачи и полномочия перечислены в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» [3].

В Японии же эти органы формируются из, так называемых, волонтеров. Согласно Закону о благосостоянии детей [4] муниципальное управление набирает персонал волонтеров по охране детства. Сотрудник по охране детства является должностным лицом, назначаемым в качестве вспомогательного органа для губернатора префектуры. Кроме того, в Японии деятельность этих органов регулируется Законом о благосостоянии детей, но этого недостаточно, а отдельный нормативный акт, регулирующий их деятельность, отсутствует. К волонтерам предъявляются требования, почти не отличающиеся от требований к должностным лицам органов опеки и попечительства в России.

Стоит обратить внимание на тот факт, что и в Японии, и в России уполномоченным органам оказывают содействие иные организации. Например, учебные заведения, медицинские учреждения, правоохранительные органы и другие.

Если из школы, медицинского учреждения или полиции поступил сигнал о жестоком обращении с ребенком, сотрудники детских центров в Японии или органов опеки и попечительства в России, проводят расследование, обеспечивают безопасность ребенку и планируют его поддержку в дальнейшем, но когда проблему решить не удается, директор детского центра или уполномоченный сотрудник органа опеки и попечительства принимает решение изъять ребенка на временное попечение.

В России процесс учета детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован достаточно детально, существуют отдельные нормативные акты, такие как, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [5], Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденные приказом Министерства образования и науки [6], а в Японии отсутствует регламентация этого процесса. Но несмотря на это, анализ судебной практики показывает, что достаточно большое количество детей по тем или иным причинам не ставят на учет. Это, безусловно, ущемляет их права, т. к. некоторые дети лишаются возможности воспитываться в семье, а кроме того, лишаются права на получение жилого помещения и иных льгот. В законодательстве же существует лишь несколько положений, которые содержатся в Законе о благосостоянии детей. Разумеется, этого недостаточно, стоит отделить семейное право от гражданского, издать отдельный акт, в котором детально регламентировать процесс выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, четко выразить права и обязанности уполномоченных органов.

Далее стоит обратить внимание на формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Существует несколько одинаковых форм в Японии и России.

По мнению Ларина А. Н. и Коноплевой И. Н.: «В Японии приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является помещение в детский дом и очень незначительно используются семейные формы устройства, что, несомненно, является выражением доверия государственному попечению. Количество детей, проживающих в детских домах, постоянно возрастает и составляет 0,1 % от общего количества несовершеннолетних, проживающих в Японии» [7].

Кроме того, здесь тоже различается нормативное регулирование. В Японии существует только один Закон, в котором содержатся нормы, регулирующие формы устройства детей. Помимо этого Закона о благосостоянии детей, некоторые нормы содержатся в Гражданском кодексе [8]. Соответственно, нигде не прописана процедура устройства детей, не достаточно четко сформулированы права и обязанности опекунов, приемных родителей. В России Семейное право — самостоятельная отрасль права, поэтому существует достаточное количество нормативно — правовых актов, регулирующих все аспекты устройства детей на воспитания в семью. Например, ФЗ «Об опеке и попечительстве», также Семейный кодекс РФ. Поэтому в России четко сформулированы и законодательно закреплены права и обязанности опекунов, органов опеки и попечительства, регламентирована процедура, прописаны требования к кандидатам.

Важным отличаем устройства детей под опеку в этих странах является то, что в России может быть назначен только один опекун, за исключением случая, когда семейная пара подает одно заявление о назначении их обоих опекунами. Кроме того, контролировать выполнение обязанностей опекунов должны только органы опеки, а в Японии могу назначаться несколько опекунов, один из которых надзирает за деятельностью второго. Было бы правильно упразднить такую систему в Японии и обязать следить за опекунами государственные органы.

Несмотря на то, что в Японии семейное право не является самостоятельной отраслью права, там существует суд по семейным делам. Было бы целесообразно создать по аналогии такой суд в России, поскольку это значительно уменьшит объем работы судов, ускорит процесс рассмотрения дел, уменьшит вероятность судебных ошибок.

В Японии национальное, муниципальное правительство и правительство префектуры создает учреждения по уходу за детьми (за исключением акушерских домов, средств поддержки матери и ребенка и яслей). Кроме того, такие учреждения могут быть созданы и частными лицами, но они должны соответствовать принятым стандартам и должны быть утверждены губернатором префектуры.

В России также существует, так называемый, детский дом семейного типа, который может быть создан частными лицами. Но эта форма устройства детей больше похожа на приемную семью, только с большим количеством детей. Было бы целесообразно ввести детские дома, созданные частными лицами. Это, несомненно, будет во имя интересов детей, оставшихся без попечения родителей, ведь государственным учреждениям не всегда хватает финансирования.

Что касается особой формы устройства детей — усыновления, то здесь процедуры в России и Японии совпадают. С момента усыновления ребенок приобретает статус законнорождённого ребенка, на него распространяются родительские права, он приобретает родственную связь со всеми кровными родственниками приемных родителей и наделяется всеми правами, в том числе правом наследования, поэтому, не допускается усыновление с условием (например, без права наследования) или на определенный срок. Но есть и отличия. Например, в Японии усыновление устанавливается двумя способами: в административном порядке и в судебном, а в России существует только судебный. Было бы правильно указать, в каких конкретно случаях в Японии применяется административный порядок. А в России ввести административный порядок, например, если ребенок давно проживает с усыновителями или при усыновлении ребенка отчимом (мачехой). Разумеется, судебная процедура более регламентирована, больше внимания уделяется каждому конкретному случаю, но для такого рода усыновлений это необязательно. Это уменьшит объем работы судов, уменьшит вероятность судебных ошибок.

Помимо вышесказанного, в Российском законодательстве отсутствует такое понятие, как недействительность и аннулирование усыновления.

При отсутствии заявления в Японии, усыновление признается недействительным. Вместе с тем, ситуация при которой заявление было подано, но не принято вследствие его несоответствия требованиям не вызывает автоматической недействительности установления.

Аннулирование установления может иметь место лишь при наличии требования лиц, обладающих правом на аннулирование и в предусмотренном законом судебном порядке. Лицами, имеющими право на аннулирование, согласно действующему Гражданскому кодексу Японии, являются усыновитель, усыновленный и любые их родственники.

Основанием аннулирования являются случаи нарушения предусмотренных законом условий усыновления. Например, недостижение усыновителем совершеннолетнего возраста, усыновление родственника по восходящей линии, отсутствие разрешения семейного суда, осуществление усыновления путем обмана и принуждения.

Аннулирование усыновления не имеет обратной силы.

Кроме того, в Японии существует два вида расторжения усыновления: по соглашению сторон и в судебном порядке.

В России существует только отмена усыновления. Согласно нормам Семейного кодекса РФ [9] усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией. Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка [10].

Было бы целесообразно, в России ввести и отмену усыновления, в некоторых случаях, в административном порядке. Например, если есть достаточно доказательств того, что усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей, или у них имеется хроническое заболевание наркоманией или алкоголизмом. Суд так или иначе отменит усыновление при подобных обстоятельствах, только административный порядок значительно упростит и ускорит этот процесс.

Из анализа законодательства Японии и России можно сделать вывод, что в Японском законодательстве много пробелов. В Японии существует только один Закон и Гражданский кодекс, которые затрагивают процедуру выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также их устройства. Разумеется, этого объективно недостаточно для наиболее последовательной реализации принципа защиты детей. В России же нормативно-правовых документов значительно больше и можно сказать, что эта сфера урегулирована достаточно детально, однако пробелы, о которых говорилось выше, все же имеют место. А это значит, что совершенствовать систему законодательства необходимо.

источник

Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление, опека или попечительство, приемная семья, патронат

Плюсы и минусы основных форм устройства брошенных детей: усыновление (удочерение), опека, патронат и воспитание в приемной семье.

Усыновление (удочерение) — принятие в семью ребенка на правах кровного, всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства. Для родителей высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

  • Позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи.
  • Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста.
  • Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
  • Оформляется дольше, чем опека т.к. усыновление утверждается гражданским судом.
  • Государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.
  • Самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства.
  • Не каждый ребенок лишенный родительского попечения может быть усыновлен.

Опека — принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.

  • Опека устанавливается решением главы местного самоуправления из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление т.к. не требуется суда.
  • На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
  • По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.
  • Менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости.
  • Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
  • Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребенка.
  • Нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны.
  • Смена фамилии ребенку затруднена, изменение даты рождения невозможно.

Приемная семья — форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у «приемного родителя»-воспитателя. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или не удается найти ему опекунов или усыновителей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребенку Приемные родители являются ему опекунами. Высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.

  • Возможно взять в семью ребенка не имеющего статуса под опеку или усыновление и, в ином случае, обреченного жить в детском доме.
  • Менее жесткие требования к кандидатам — такие же как при опеке.
  • На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
  • По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.
  • Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
  • Сложнее оформить т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт).
  • Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе т.к. выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета.
  • Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.

Патронат — форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса или если их статус не позволяет передать на опеку или усыновление. Патронат форма заменяющая временное содержание в приюте и часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделенна между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребенка и территориальными органами опеки.

Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.

Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе.

  • Возможно поместить в семью патронатного воспитателя ребенка не имеющего статуса позволяющего передать его под опеку или усыновить и в ином случае обреченного попасть в приют, детский дом.
  • Менее жесткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жесткие чем при опеке.
  • На ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет.
  • Уполномоченная служба организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.
  • Работа по планам Уполномоченной службы, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование средств.
  • Ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент, по решению Уполномоченной службы.
  • Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется Уполномоченной службой.
  • Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных территориях.
Читайте также:  Анализ на инфекции у детей

Примечание: при разных формах устройства предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны были прежде лишены родительских прав или ограниченных в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновителя по вине взрослых.

источник

Между усыновителями и их родственниками и усыновленным возникают те же личные неимущественные и имущественные отношения, что и между родителями и детьми.
Отмена усыновления. Усыновление может быть отменено в соответствии со ст. 140-141 Семейного кодекса в судебном порядке в следующих случаях:

  • уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей,
  • злоупотребления этими правами,
  • жестокого обращения с усыновленными,
  • если усыновители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.

При этом согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.
Кроме того, суд может отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка, например, отсутствие взаимопонимания, выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка, что существенно затрудняет процесс воспитания, восстановление дееспособности родителя ребенка, к которому он сильно привязан и др. В отличие от лишения родительских прав, где перечень оснований является исчерпывающим, перечень оснований для отмены усыновления не ограничен. В этих случаях суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг десяти лет.
Опека и попечительство над детьми
Опека (попечительство) в семейном праве представляет собой форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливается опека, в возрасте от 14 до 18 лет — попечительство.
Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Ст. 146
Семейного кодекса предусматривает требования к опекунам (попечителям), которые во многом идентичны требованиям к усыновителям. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
В качестве опекунов (попечителей) могут выступать родственники, знакомые, которые взяли на воспитание ребенка, администрация учреждения, в которой находится ребенок.
В обязанности опекунов (попечителей) входит проживание с ребенком одной семьей. При достижении ребенком 16 лет ему может быть разрешено проживание отдельно, если это необходимо для получения образования или связано с работой.
Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с родительскими. В частности, опекуны вправе требовать возращения ребенка от любого лица, включая его родителей, которые удерживают ребенка без законного основания. Опекуны обязаны заботиться о содержании, воспитании и образовании ребенка, о его нравственном и физическом развитии. Опекуны совершают от имени малолетних сделки и осуществляют другие необходимые юридические действия, попечители дают согласие на совершение сделок, которые подростки совершают от своего имени.
Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства. Например, при выборе форм и способов воспитания ребенка опекуны обязаны учитывать мнение органа опеки и попечительства. Кроме того, на содержание ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачиваются денежные средства.
Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя), а также право на общение со своими родственниками.
Если ребенок находится на государственном попечении в детском учреждении, то ему опекун (попечитель) не назначается, а соответствующие функции выполняет администрация учреждения. Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в таких учреждениях, также осуществляют органы опеки и попечительства.
Прекращение опеки и попечительства происходит по достижении ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет, эмансипации ребенка, смерти опекуна (попечителя) или подопечного, а также в форме освобождения от обязанности опекуна (попечителя) или отстранения от их выполнения, что предусмотрено ст. 39 Гражданского кодекса.
Основаниями для освобождения опекуна (попечителя) от выполнения своих обязанностей являются:

  1. возвращение несовершеннолетнего родителям,
  2. усыновление,
  3. помещение подопечного в соответствующее детское учреждение. В этом случае опекун (попечитель) освобождается от исполнения обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного,
  4. уважительные причины (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и др.)

Отстранение опекунов (попечителей) производится в случаях ненадлежащего выполнения опекуном (попечителем) лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании опеки (попечительства) в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи. Последствием этого является невозможность в дальнейшем быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.
Приемная семья является достаточно новым институтом в семейном праве, который представляет собой одну из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей — своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя определенные признаки института усыновления и опеки (попечительства). В настоящее время такая форма воспитания детей распространена за рубежом, например, в Швеции, Германии и других странах. В России к началу ХХІ века насчитывалось около 1000 приемных семей.
Законодательством не устанавливается минимальное количество детей, которое может быть передано в приемную семью. Максимальное число приемных детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Для передачи в приемную семью ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие.
В отношении приемных родителей действуют те же самые ограничения (п. 1 ст. 153 Семейного кодекса), что и в отношении усыновителей. В некоторых странах для того, чтобы стать приемными родителями необходимо пройти специальные курсы воспитателей, например, в Австрии и Германии. Приемные родители приобретают по отношению к приемному ребенку права и обязанности опекуна (попечителя). Между приемными родителями и приемными детьми не возникает алиментных и наследственных правоотношений. Приемные дети сохраняют право на алименты, получаемые до передачи в приемную семью, а также наследственные права в отношении родственников.
Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. В том случае, если ребенок проживает на территории одного органа местного самоуправления, а приемная семья — на территории другого, то при передаче его в приемную семью возможно заключение трехстороннего договора между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, органом опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей и приемными родителями. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг (ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации), к которому также применяются общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.
Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей, в частности, воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения ребенком образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др. Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами. Так, например, в Московской области ежемесячный размер оплаты труда за воспитание ребенка каждому приемному родителю устанавливается в размере минимальной оплаты труда, установленной в Российской Федерации. Кроме того, каждому приемному родителю ежегодно выплачивается материальная помощь в размере двух минимальных размеров оплаты труда на каждого приемного родителя для организации отдыха семьи. В соответствии с Законом Ростовской области «Об установлении льгот и социальных гарантий приемной семье в Ростовской области» 1998 года приемным родителям предоставляется удобный и близко расположенный участок для сада, огорода с освобождением от уплаты земельного налога, предоставление льгот при приобретении домашних животных и кормов, право первоочередного выделения кредита для приобретения техники и сельхозинвентаря.
Детский дом семейного типа — форма воспитательного учреждения являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом), правовое положение которого урегулировано постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»41). Детский дом семейного типа организуется на базе семьи. Семья должна состоять из супругов, брак которых зарегистрирован. Для организации детского дома семейного типа необходимо желание обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, а также если в семье есть родные или усыновленные дети, достигшие 10 лет, то необходимо и их согласие. Супруги являются организаторами детского дома семейного типа. Также должно быть учтено мнение другие членов семьи (дедушки, бабушки и т.д.), если они проживают совместно с супругами.
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей не должно превышать 12 человек.
Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа является юридическим лицом в виде воспитательного учреждения (некоммерческая организация), учредителями которого являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.
41 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 13. Ст. 1251.
Отношения между органом опеки и попечительства и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними, что объединяет детский дом семейного типа с приемной семьей.
В отличие от других форм устройства детей на воспитание при создании детского дома семейного типа организаторы (супруги) кроме документов, предъявляемых при усыновлении ребенка, должны представить документ об образовании. Предпочтение при организации детского дома отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).
Таблица № 2
Сравнительный анализ форм устройства детей, оставшихся без
попечения родителей

Усыновление Опека/по
печитель
ство
Приемная
семья
Детский дом семейного типа
1. Федеральные нормативные акты, регулирующие
особенности
данной
формы
Семейный кодекс РФ
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях
усыновителей на территории Российской Федерации и правил
постановки на учет
консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся
Семейный кодекс РФ, Гражданск ий кодекс РФ Семейный кодекс РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»
гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»
2. Основание возникновения Решение суда Решение органа опеки и попечительства Договор между приемными родителями и органами опеки и
попечительства
Договор между детским домом семейного типа и органами опеки и попечительства
3. Орган, принимающий
решение об устройстве ребенка
Суд Орган опеки и попечительства Органы опеки и
попечительства
Создание детского дома семейного типа производится на основании решения органов исполнительной власти, передача ребенка в детский дом семейного типа
осуществляется по решению органа опеки и попечительства
4. Согласие ребенка Требуется, если ребенок достиг 10 лет Не
требуется
Требуется, если ребенок достиг 10 лет Требуется, если ребенок достиг 10 лет
5. Характер возникающих отношений с детьми Родительские
правоотношения
Родительские право- отношения не возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с фактическими родителями. Родительские правоотношения не
возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с
фактическими
родителями
Родительские правоотношения не возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с фактическими родителями
6. Оплачивается ли труд лиц, которым передаются дети Нет Да Да Да
7. Возникают ли алиментные обязательства между детьми и лицами, которым переданы дети на воспитание Да Нет Нет Нет
8. Количество детей не ограничено не
ограничено
в приемной семье не должно быть более 8 детей от 5 до 10 детей, общее количество детей не более 12.
9. Прекращение правоотношений Отмена усыновления производится в судебном порядке Принятие решения органом опеки и попечительства Расторжение
договора
Принятие решения органом опеки и
попечительства

Трудовое право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с применением труда граждан по трудовому договору, устанавливает права, обязанности и ответственность участников данных отношений. Таким образом, трудовое право — это отрасль права, регулирующая трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. К отношениям, непосредственно связанным с трудовыми, относятся отношения:

  • по организации труда и управлению трудом,
  • по трудоустройству у данного работодателя,
  • по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя,
  • по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений,
  • по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях,
  • по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда,
  • по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (а также законодательства об охране труда),
  • по разрешению трудовых споров.

Трудовое право является частью системы российского права и, как любой элемент системы, оно взаимосвязано с другими отраслями права. Так, например. трудовое право неразрывно связано с конституционным правом, являющимся базой действующего законодательства. Конституционное право устанавливает основы правового регулирования трудовых отношений, закрепляя право на свободу труда, право на отдых, оплату труда, охрану труда, трудовые споры и забастовку, право на объединение в профсоюзы.
Административный кодекс регулирует порядок государственного управления охраной труда, занятостью населения, а также ответственность за нарушение законодательства об охране труда, уклонение от участия в переговорах по заключению коллективного договора, необоснованный отказ от заключения коллективного договора, невыполнение или нарушение коллективного договора.
Общими вопросами трудового и гражданского права являются отношения по социальному страхованию граждан от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением трудовых обязанностей, а также по компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением и переводом.
Наиболее часто трудовое право пересекается с правом социального обеспечения, так как работа по трудовому договору дает право на получение трудовых пенсий, пособий по социальному страхованию. Государственная помощь безработным является формой социальной защиты граждан. Существует и обратная связь: прекращение трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия работника влечет за собой понижение размера пособия по временной нетрудоспособности. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет меры социальной защиты при применении труда инвалидов, женщин, несовершеннолетних.
Трудовое право предусматривает ответственность, а уголовное право ее детализирует, в случае нарушения работодателем правил охраны труда, необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет.

    источник