Меню Рубрики

Сравнительный анализ моторного развития детей

Из беседы с родителями также можно узнать о раннем развитии ребенка. При этом необходимо помнить, что оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте должна быть дифференцированной, учитывающей особенности развития общей моторики, тонкой моторики рук, зрительно — моторной координации, восприятия, речи, а также социально — эмоционального развития. Беседа с родителями может быть достаточно информативной, однако любая информация, полученная от родителей признается достоверной, если она находит подтверждение в документах или при обследовании ребенка.

Поэтому изучение документации является неотъемлемым звеном в оценке моторного развития ребенка. Необходимо проанализировать медицинскую документацию (медицинскую карту или выписку из нее, заключения узких специалистов, результаты лабораторных и аппаратурных исследований и др.). При анализе документации можно получить ценные сведения о ребенке: указание на причины поражения, клинический диагноз и время его установления, особенности психомоторного развития на первом году жизни, изменения в диагностике по мере развития ребенка, время и место лечения, наиболее эффективные виды лечения и др.

При изучении педагогической документации (характеристик, заключений по результатам психологического обследования, речевых карт) необходимо обращать внимание на особенности развития общей, мелкой и артикуляционной моторики ребенка в различные возрастные периоды; анализировать динамику психомоторного развития ребенка; оценивать влияние моторного развития ребенка на его общее психическое развитие.

С. Д. Забрамная отмечает и важность метода изучения рисунков детей при проведении психолого-педагогического обследования, т. к. рисунок является важным дифференциально- диагностическим показателем при изучении детей. Анализ рисунков детей и характера рисования может дать представление о развитии графо-моторных навыков ребенка, его пространственной ориентировке, развитии зрительно — моторной координации, тонких движений кисти и пальцев рук.

2.1.Клинический подход к изучению моторики.

Клинический подход к изучению моторики предполагает всестороннее медицинское изучение ребенка, поскольку многие отклонения в развитии двигательной сферы детей связаны с наличием у детей определенных соматических, неврологических или психических заболеваний, обуславливающих отклонения в развитии.

Клинический метод исследования предполагает комплексный подход, включающий оценку этиологии, патогенеза, структуры ведущего дефекта и осложняющих его нарушений, анализ взаимосвязи психопатологических и неврологических нарушений .

Медицинская диагностика отклонений развития у детей раннего и дошкольного возраста включает общий осмотр, анализ анамнестических данных, оценку соматического, неврологического и психического состояний. Клинический диагностический процесс разделяется на несколько этапов. Важное значение для клинической диагностики имеет нейрофизиологический, биохимический, генетический и другие методы обследования. Основывается клиническая диагностика на знании основных закономерностей возрастного развития нервно-психических функций.

Таким образом, сочетание качественно- количественной оценки психолого-педагогических данных об уровне развития моторики ребенка, динамическое наблюдение и комплексное клиническое исследование позволяет наиболее точно и полно оценить общее психическое развитие ребенка, состояние его психомоторики, дать прогноз дальнейшего развития и определить наиболее оптимальные пути психолого-педагогической коррекции.

Список используемой литературы

  1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с речевыми нарушениями./Под ред. Г.В. Чиркиной – М., 2003.
  2. Волкова Г.Л. Логопедическая ритмика. — М., 2003.
  3. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое обследование. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.,2001.
  4. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис-пресс., 2005.
  5. Дудььев В.П. Психомоторика. Словарь – справочник – М.: центр ВЛАДОС, 2008. – 266 с.
  6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб, 1997.
  7. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления у младших школьников с ЗПР. СПб, 2004

источник

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


реферат Сравнительный анализ медико-психолого-педагогических подходов к изучению моторного развития детей


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА
КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

ТЕМА : Сравнительный анализ медико-психолого- педагогических подходов к изучению моторного развития детей . .

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 4 КУРСА : ДАНЕКИНА Е.А.

НОВОСИБОРСК 2011
Содержание

Введение………………………………………………………… ……………….3
ГЛАВА 1. Понятие моторное развитие детей дошкольного возраста………4
ГЛАВА 2. Психолого-педагогический подход к изучению двигательной сферы детей………………………………………………………………… ……..6
2.1.Клинический подход к изучению моторики………… …………………….10
Список используемой литературы…………………………………………….. 12

Когда детки крошечные, хочется, чтобы они скорее выросли. Всегда кажется, что ребенок вот-вот начнет сидеть, ползать, ходить, и порой это превращается в соревнование с малышом, живущим по соседству. Но моторные навыки детей в большой степени зависят от готовности организма, в частности, тех отделов головного мозга, которые отвечают за равновесие, осанку. Но даже в том случае, если все эти отделы мозга работают, ребенок не будет сидеть или передвигаться, если структура мышц не изменилась достаточно для удержания веса тела и совершения необходимой для передвижения работы. То есть малыш начинает сидеть, ползать, брать в руки игрушку, ходить тогда, когда достигает необходимого развития его тело и мозг. А это в большой степени запрограммировано на генетическом уровне, а также зависит от здоровья родителей до зачатия ребенка, семейной предрасположенности к тем или иным заболеваниям, хронических заболеваний матери до беременности (сердечно-сосудистые, гинекологические, эндокринологические и др.), острых инфекционных заболеваний во время беременности, курения, употребления алкоголя даже в минимальных количествах.
Отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребенка, вызываю трудности в овладении чтением, письмом и счетом, являются причиной появления вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.
Особое значение приобретает ранняя диагностика психомоторного и речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.

ГЛАВА 1.Понятие моторное развитие детей дошкольного возраста.

Моторное развитие — особенности двигательных действий и нейрофизиологические механизмы, определяющие их формирование на этом этапе развития. Моторное развитие детей 3—7 лет связано с созреванием мозга и всех его структур, которые участвуют в регуляции движений, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры, изменением структуры и функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата. В период от 3 до 6—7 лет совершенствуется и становится более устойчивой структура локомоций и перемещений рук при игровых и бытовых ситуациях. Однако вплоть до 7 лет биодинамику движений верхних и нижних конечностей у детей отличает наличие лишних колебаний и неравномерность скорости. В период от 3—4 к 5—6 годам улучшается координация движений, дети сравнительно легко, без ошибок выполняют попеременные движения ногами, что связано с созреванием отделов ЦНС, ответственных за координацию движений.
В 3,5—4 года ребенок уже умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется зрительно-пространственное восприятие, и это позволяет детям при копировании передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными. Рисунки детей этого возраста разнообразны по сюжетам, они не только рисуют, но пытаются писать буквы, подписывая свои рисунки.Период 4—7 лет является этапом активного освоения и совершенствования новых инструментальных движений, в том числе и действий карандашом и ручкой.В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. К концу дошкольного возраста детям доступны любые графические движения, любые штрихи и линии. Регулярные занятия детей рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создают основу для успешного обучения письму. «Опыты» письма шестилетних детей, с которыми специально не занимаются, показывают, что дети пишут многие буквы зеркально, не соблюдая размерность и соотношение штрихов, а попытки писать письменными буквами часто закрепляют неправильную конфигурацию, неверную траекторию движений.
Важно отметить, что начиная с 4 лет выявляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка, роль слова в процессе двигательного обучения повышается. Для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения, недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация деятельности ребенка под руководством взрослого. При этом сочетание словесной инструкции и наглядного показа дает наиболее эффективный результат. От 4-х к 7 годам снижается число упражнений, необходимых для формирования нового двигательного действия.В 6—7 лет начинается освоение одного из самых сложных двигательных навыков — письма. Трудность формирования этого навыка связана не только со сложностью самого двигательного действия, но и с несформированностью мелких мышц кисти и пальцев, незавершенностью окостенения костей запястья и фаланг пальцев, несовершенством нервно-мышечной регуляции. Все это определяет значение условий, при которых формирование навыка наиболее эффективно. Эти условия включают осознанный анализ траекторий каждого движения, выделение основных ориентиров движения, включение в общий контекст деятельности с высокой игровой мотивацие

ГЛАВА 2. Психолого-педагогический подход к изучению двигательной сферы детей.

Психолого-педагогический подход к изучению двигательной сферы детей предполагает использование основных и дополнительных методов исследования для более полной и адекватной оценки развития психических функций ребенка, том числе и моторных .
Метод наблюдения является одним из основных при изучении детей с отклонениями в развитии .
Н. С. Жукова и Е. М, Мастюкова в своей работе «Если ваш ребенок отстает в развитии» дают советы родителям и педагогам по наблюдению за развитием ребенка в раннем и дошкольном возрасте, а также описывают нормативы нормального психического развития ребенка от 0 до 6 лет.
Говоря о развитии движений, авторы подчеркивают необходимость наблюдения за развитием двигательных функций ребенка с первых месяцев жизни. При наличии у ребенка на первом году жизни выраженного отставания в развитии двигательных навыков, особенно при сочетании его с повышением мышечного тонуса, наличии насильственных движений, авторы советуют родителям обязательно показать ребенка детскому невропатологу. Подчеркивается необходимость быть особенно внимательными, когда становление двигательных навыков ребенка происходило нормально, а затем к возрасту 9-12 месяцев стали проявляться двигательные расстройства в виде низкого мышечного тонуса, нарушений координации движений с постепенной утратой двигательной активности, так как подобные состояния характерны для многих заболеваний нервной системы.
Авторы отмечают, что у многих детей с отклонениями в развитии значительно задержано развитие совместного функционирования руки и глаза (зрительно-моторной координации) и двигательной активности рук.

При непосредственном изучении ребенка во время психолого- педагогического обследования наблюдение начинается с первого момента знакомства с ребенком и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение должно проводиться целенаправленно, его материалы необходимо фиксировать .
Многое о ребенке может сказать его общий вид. Это его осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика и т. д. При многих нарушениях развития внешний вид ребенка часто неблагоприятен. В качестве отклонений от нормального внешнего вида отмечаются невыразительное, маскообразное, амимичное лицо; наличие асимметрии и диспластичности; отсутствие фиксации взора, блуждающий взор; слюнотечение; косоглазие; неправильная форма или нестандартная величина головы; нарушения точности и координации движений при ходьбе. Отклонения от нормального внешнего вида могут указывать на наличие нарушений в развитии.
Е. М. Мастюкова также отмечает важность того, чтобы педагог научился профессионально оценивать облик ребенка, выявляя микро — или макроцефалию, наличие ожирения и т.д.
При обследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста большое значение имеет наблюдение за игрой ребенка. Помимо всего прочего, в процессе игры проявляются все недостатки двигательного развития ребенка. Можно увидеть особенности как мелкой, так и общей моторики.
У детей с органическими поражениями нервной системы отмечается отставание в развитии манипулятивной функции . Движения рук плохо координированные, неточные, ребенок неловко, всей кистью пытается захватить предмет, весь напрягается. При некоторых формах психической патологии ребенок может не проявлять интереса к игрушкам, а предпочитать «играть» со своими руками, производя монотонные однообразные движения ими в поле своего зрения.

С. Д. Забрамная значительное место при изучении ребенка отводит наблюдению за его игрой. Она отмечает необходимость наблюдения за координацией движений в ходе производимых ребенком манипуляций, за состоянием моторики,
Е. М. Мастюкова также отмечает необходимость наблюдать свободную игру и деятельность ребенка. Важно обратить внимание на особенности поведения ребенка, развитие его моторики и речи, отметив устойчивость походки, специфику манипулятивной деятельности рук, наличие насильственных движений, оценив ведущую руку.
Особое внимание обращают на поведение, контактность ребенка, адекватность его мимики, жестов. Обращается внимание на повышенную истощаемость и пресыщаемость ребенка в процессе спонтанной игры, оцениваются реакции на одобрения и замечания.При изучении моторики детей с нарушениями развития дошкольного возраста важны и дополнительные методы: сбор анамнестических данных, изучение документации на ребенка, беседа с родителями, изучение продуктов деятельности ребенка и др.О необходимости тщательного изучения анамнеза говорит Е. М. Мастюкова . Педагогической диагностике должно предшествовать знакомство педагога с данными анамнеза относительно развития ребенка, начиная с первых месяцев жизни. Известно, что различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут привести к отклонениям в психическом развитии. При оценке анамнеза важно обратить внимание на наследственную патологию в семье, отметить возможность неблагоприятного воздействия на развитие ребенка различных вредных факторов в период внутриутробного развития или после рождения. Следует внимательно ознакомиться с данными медицинского обследования. Впоследствии все эти сведения могут внести неоценимый вклад не только при квалификации структуры нарушений, но и при определении путей педагогической коррекции.
На необходимость изучения раннего психомоторного развития и становления навыков самообслуживания указывают многие авторы (О. Н. Усанова, Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, С. Д. Забрамная и др.).
Как правило, наиболее полную информацию о раннем психомоторном развитии и становлении навыков самообслуживания у ребенка можно почерпнуть из беседы с родителями, педагогами и другими лицами, принимающими участие в воспитании ребенка,
Изучение развития моторики и навыков самообслуживания, ориентировано на диагностику и использование полученных данных в обосновании педагогического процесса. Характеристика уровня самообслуживания является одним из важных показателей общего психического и моторного развития ребенка, а также играет большую роль при определении возможности зачисления ребенка в специальное учебное заведение. При беседе с родителями важно выяснить, в каком возрасте ребенок научился сам раздеваться и одеваться, мыть руки, убирать свои игрушки, пользоваться столовыми приборами и т. д., и как быстро и умело он это делает. Особенно показательным фактором является активность ребенка в достижении результатов самообслуживания (просит ли ребенок помочь ему, когда сам не справляется; принимает ли участие в отдельных доступных ему операциях; настойчив ли или быстро прекращает попытки к действию). Часто родители сообщают о том, что навыки самообслуживания сформировались при значительной помощи взрослых. Сопоставляя эти сведения с результатами дальнейшего обследования, можно составить представление о темпах формирования и переноса этих навыков у ребенка и о влиянии трудностей моторного характера на процесс развития.
Из беседы с родителями также можно узнать о раннем развитии ребенка. При этом необходимо помнить, что оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте должна быть дифференцированной, учитывающей особенности развития общей моторики, тонкой моторики рук, зрительно — моторной координации, восприятия, речи, а также социально — эмоционального развития. Беседа с родителями может быть достаточно информативной, однако любая информация, полученная от родителей признается достоверной, если она находит подтверждение в документах или при обследовании ребенка.
Поэтому изучение документации является неотъемлемым звеном в оценке моторного развития ребенка. Необходимо проанализировать медицинскую документацию (медицинскую карту или выписку из нее, заключения узких специалистов, результаты лабораторных и аппаратурных исследований и др.). При анализе документации можно получить ценные сведения о ребенке: указание на причины поражения, клинический диагноз и время его установления, особенности психомоторного развития на первом году жизни, изменения в диагностике по мере развития ребенка, время и место лечения, наиболее эффективные виды лечения и др.
и т.д.

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей расшифровка

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

источник

Дата публикации: 28.06.2018 2018-06-28

Статья просмотрена: 72 раза

Пахомова Н. И. Сравнительный анализ сенсомоторного развития детей четырех и пяти лет // Молодой ученый. — 2018. — №26. — С. 167-169. — URL https://moluch.ru/archive/212/51847/ (дата обращения: 22.10.2019).

В статье описаны результаты исследования сенсомоторного развития детей четырех и пяти лет. Обнаружены достоверные возрастные различия у детей четырех и пяти лет в уровне развития кинестетического, зрительного, пространственного, слухового факторов. Полученные данные позволили сделать предположение о том, что функции задних структур головного мозга имеют более выраженные возрастные изменения в период с пяти до шести лет, чем функции передних структур головного мозга. В связи с этим воспитателю детского сада необходимо строить образовательную деятельность таким образом, чтобы поведение и эмоции, которыми управляет лобная доля головного мозга и которая созревает позже, чем задние структуры, способствовали более успешному сенсомоторному развитию детей.

Актуальной задачей в настоящее время, стоящей перед педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций является интеллектуальное и сенсомоторное развитие детей. В основном используются для этой цели занятия физической культурой с инструктором по физической культуре, квест-игры, подвижные игры с воспитателем, утренняя зарядка.

Согласно представлениям сенсомоторного развития детей, основываясь на нейропсихологии, автором которой является А. Р. Лурия, психическая деятельность ребенка является сложной системой. Реализация сенсомоторного развития обеспечивается комплексом совместно работающих отделов головного мозга, каждый из которых вносит свой вклад в ее обеспечение [1].

В ходе педагогического анализа был получен материал, подтверждающий, что двигательная активность и игры, включающие физические упражнения, являются фундаментом психологического и соматического здоровья, физического и психического развития ребенка. Процесс развития психических функций в онтогенезе ребенка происходит в результате гетерохронного созревания мозговых структур и имеющихся связей между ними. В результате этого формируются функциональные системы, которые составляют основу анатомо-физиологических функций [3].

Отмечено, что для формирования психических познавательных процессов ребенка дошкольного возраста необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Опыт ученых, исследовавших область сенсомоторной коррекции детей дошкольного возраста, доказал адекватность и информативность такого подхода [4].

Понимание важности сенсомоторного развития в дошкольном возрасте позволит педагогам, инструкторам по физической культуре дошкольных образовательных организаций разработать систему развивающих мероприятий, способствующую двигательному, когнитивному, психическому и физическому развитию детей.

Целью работы было исследование, направленное на выявление разницы в сенсомоторном развитии у детей четырех и пяти лет.

Решались задачи выявления разницы в сенсомоторном развитии у детей четырех и пяти лет.

Испытуемые и методики исследования

В исследовании приняли участие 28 детей МБДОУ «ЦРР — детский сад № 189» города Воронежаввозрасте четырех и пяти лет. Это средняя группа детского сада. Дети не имели психиатрических и неврологических диагнозов (в соответствии с данными медицинской карты). Вначале проводилось индивидуальное обследование каждого ребенка с помощью педагогических методик. В диагностике учитывалось нейрофизиологическое развитие детей.

Методы определения функций блока программирования и контроля деятельности: «реципрокная координация», игра «Море волнуется…», логопедическая проба «Ладонь — ребро- кулак», изучение зрительной памяти «Чего не стало» и наблюдение за детьми во всех режимных моментах. Данные исследования заносились в журнал наблюдений. Отдельно исследовались дети средней группы четырех и пяти лет. Для оценки влияния возраста на успешность выполнения сенсомоторных проб использовался однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), где в качестве фактора выступал возраст детей четырех и пяти лет. Полученные результаты показаны в таблице 1.

Сравнительный анализ выявления разницы всенсомоторном развитии удетей четырех ипяти лет

Педагогические диагностики

источник

Сравнение методик:- Н.А. Рычковой,
-Г.В.Бабиной, Т.В.Волосовец

Анализ схем изучения моторного развития Авторы методик: 1.Н.А. Рычкова 2.Г.В.Бабина, Т.В.Волосовец Подготовила: Горбовская Елена Юрьевна

Общая моторика Г.В.Бабина, Т.В.Волосовец Движения и серии движений для рук: бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске; руки вперед, вверх, в стороны, на пояс; правая рука на поясе, левая — к плечу, левая рука вверх, правая — к плечу и т.д.; держа руки над головой, переложить из одной кисти в дру­гую три ленты по очереди; поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем, под­няв другую руку вверх, переложить предмет из руки в руку. Другие движения: · прыгать на двух ногах и на каждой; · впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и вы­прыгнуть из него; · катить обруч, двигаясь рядом с ним. Произвольное управление движениями: остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыж­ков; изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на пол­ной ступне с увеличением громкости ударов, при прекраще­нии звучания бубна — остановка движения). Статическая координация: стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами; стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на од­ной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед. Н.А. Рычкова 1.Ребенку предлагают встать на пальцы ног («на цыпочки») и удерживать эту позу с открытыми глазами в течение 10 с. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сдвинуты, пятки и носки сомкнуты. Задание считается невыполненным, если обследуемый сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитывается шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног. Допускается повторение пробы до 3 раз. 2.Ребенок с открытыми глазами продвигается прыжками попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Нога, не участвующая активно в движении, согнута под прямым углом в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу испытуемый начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Испытуемому дается квадратный листок (размером 5 х 5 см) папиросной бумаги и предлагается как можно быстрее при помощи пальцев правой руки скатать шарик; помогать во время работы другой рукой не разрешается. Задание проделывается в положении руки на весу. После перерыва в 15 с предлагают скатать шарик другой рукой. Время выполнения — не более 15 с для правой руки, 20 с для левой (для левшей цифры обратные). Тест считается невыполненным, если будет потрачено более указанного времени и если шарики не будут достаточно компактно свернуты. Тест оценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставится 1/2 плюса;

Мелкая моторика Г.В.Бабина, Т.В.Волосовец Задания выполняются отдельно каждой рукой, затем обеими руками, уточняется ведущая рука). 1. Статическая координация движения: распрямить ладонь правой руки, сблизить пальцы и удержать кисть в этом положении под счет до 10—15; распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать кисть в этом положении под счет 10—15; выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет до 15; выставить второй и пятый пальцы и удержать под счет до 5—8; положить вторые пальцы обеих рук на третьи и удержать это положение под счет до 5 — 8; положить третьи пальцы на вторые и удержать под счет до 5—8. 2. Динамическая координация движений: пальцы сжать в кулак, разжать (5 — 8 раз); выполнить пробу: кулак—ребро—ладонь (5 — 8 раз); положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить (5 — 8 раз); одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5 — 8 раз); по очереди выставить второй и третий пальцы, затем вто­рой и пятый (5 — 8 раз); по очереди соединять все пальцы правой руки с большим пальцем правой руки, все пальцы левой руки с большим паль­цем левой руки, затем выполнять эти движения обеими руками одновременно; по очереди касаться каждым пальцем стола; по очереди перекатывать карандаш каждым пальцем, начиная со второго. Н.А. Рычкова Справа и слева от спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук брать одновременно с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее, чем по 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание считается невыполненным, если ребенок производил движения разновременно или уложил менее 5 спичек за 20 с. Допускается повторение задания. Ребенку дается квадратный листок (размером 5 х 5 см) папиросной бумаги и предлагается как можно быстрее при помощи пальцев правой руки скатать шарик; помогать во время работы другой рукой не разрешается. Задание проделывается в положении руки на весу. После перерыва в 15 с предлагают скатать шарик другой рукой. Время выполнения — не более 15 с для правой руки, 20 с для левой (для левшей цифры обратные). Тест считается невыполненным, если будет потрачено более указанного времени и если шарики не будут достаточно компактно свернуты. Тест оценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставится 1/2 плюса;

Мимика Г.В.Бабина, Т.В.Волосовец Мышцы лба: поднять брови, нахмурить брови; наморщить лоб. Мышцы глаз: · легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки; · закрыть правый глаз, затем левый; · подмигнуть. Мышцы щек: надуть левую, затем правую щеку; надуть обе щеки одновременно; перекатывать воздух из одной щеки в другую. Мимика лицевых мышц: изобразить различные эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг, грусть, недовольство. Праксис лицевой мускулатуры: символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье. Н.А. Рычкова Предлагаются следующие задания (желательно в игровой форме). 1.Поднять брови («Удивление»). 2.Слегка сомкнуть веки. 3.Прищурить глаза («Яркое солнце»). 4.Плотно сомкнуть веки («Стало темно»). 5.Сжать губы. 6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте. 7.Вытянуть губы, как для произнесения звука о. 8.Надуть щеки. 9. Оскалить зубы («Забор»). 10. Вытянуть губы, как для свиста. Дается общая характеристика мимики по результатам наблюдения за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, дифференцированная или недифференцированная мимика, амимия, гримасничанье).

Артикуляционный аппарат Г.В.Бабина, Т.В.Волосовец 1. Двигательная функция губ: сомкнуть губы; округлить губы, как при произнесении звука о, удержать до 10; вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу до 10; вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10; растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5; максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10; поднять верхнюю губу, видны верхние зубы; опустить нижнюю губу, видны нижние зубы; многократно произносить губные звуки (б-б-б, п-п-п ). Двигательная функция челюсти: · широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть; · сделать движение нижней челюстью вправо, влево, впе­ред. Двигательные функции языка: положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5; положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5; переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ; высунуть язык (лопаточкой, иголочкой); приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт); упереть язык в правую, затем в левую щеку; закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу; произвести движение языком вперед-назад при открытом рте. Двигательная функция мягкого нёба: широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке); логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу; при зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи. Н.А. Рычкова Задания преподносятся в игровой форме. Оцениваются сила, точность, объем и переключаемость движений. Отмечаются наличие синкинезий , девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы. 1.Открыть и закрыть рот. 2.Рот полуоткрыть , широко открыть, закрыть. 3.Имитировать жевательные движения. 4.Попеременно надувать щеки. 5.Втянуть щеки внутрь. 6.Оттянуть углы рта, как для произнесения звука и; губы сделать круглыми — о; вытянуть губы — у. 7.Высунуть «широкий» и «узкий» язык, удержать заданную позу на счет до 5 8. Покусывать кончик языка. 9. Касаться кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»). 10. Упереть кончик языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»). 11. Пощелкать языком («Поехали на лошадке»). 12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»). 13.Приблизить кончик языка к нёбу и пощелкать (« Поцокаем »). 14.Произнести гласные звуки на твердой и мягкой атаке.

Выводы Г.В.Бабина, Т.В.Волосовец Обследование состоит из 4 разделов, каждый из них разделен на категории для пояснения, какая сфера обследуется в данном задании, что очень удобно. Не хватает в данной методике : учитывания времени работы, количества попыток, оценки качества выполнения заданий. Обследование моторной сферы детей необходимо для выработки принципов построения и проведения логоритмических занятий. Развитие основных двигательных функций, координации движений, точности их и быстроты реакции служит опорой для совершенствования движений органов артикуляционного аппарата. Н.А. Рычкова Методы обследования моторных функций Н.А. Рычковой Обследование состоит из 4 разделов, каждый из которых содержит от 5 до 14 тестовых заданий. I. Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики. С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Н. И. Озерецкого . Обследуется статическая и динамическая координация, одновременность и отчетливость выполнения движений. Методика Рычковой рассчитана на детей старшей, подготовительной группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Особенностью предлагаемой методики является игровое описание приемов с целью лучшего понимания и более точного исполнения предлагаемых упражнений. Для определения уровня развития моторики учитываются: время выполнения пробы, количество выполненных движений, качество выполнения и одновременность движений. Обследование произвольной мимической моторики имеет целью выявление определение и качества нарушений отдельных групп мимических мышц и их сложных сочетаний. Мимические пробы позволяют определить уровень развития мышц лица: круговой мышцы губ, мышц щек, глаз, лба.

Читайте также:  Анализы на иммунный статус у детей

источник

Сравнительная характеристика моторного, познавательного и доречевого развития ребенка первого года жизни при нормальном и нарушенном психофизическом развитии

Развитие ребенка на первом году можно условно разделить на 5 основных этапов: I — период новорожденности; II — 1-3 мес.; III — 3-6 мес.; IV — 6-9 мес.; V — 9-12 мес. На каждом возрастном этапе формируются специфические функции, которые служат показателями возрастного развития и определяют его последовательный ход. Для выявления нарушений психомоторного развития на первом году жизни, прежде всего, необходимо знать основные этапы развития здорового ребенка.

I. Период новорожденности.

Для новорожденного ребенка характерна сгибательная поза. Руки согнуты во всех суставах, приведены к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большой палец приведен к ладони. Ноги несколько согнуты во всех суставах. Спонтанная двигательная активность проявляется в виде хаотичных некоординированных движений. У ребенка в норме можно вызвать рефлексы врожденного автоматизма: защитный, хватательный, Моро, опоры, автоматической ходьбы, ползания, Галанта.

К 3-ей неделе ребенок в положении на животе делает попытку приподнять голову. К концу первого месяца жизни у ребенка формируется лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову (в положении на животе или на спине ребенок поднимает и удерживает голову).

При нарушении моторного развития в период новорожденности у детей могут отмечаться различные варианты нарушений мышечного тонуса.

Гипертонус мышц (повышение мышечного тонуса) выражается в общей скованности: при всех манипуляциях ребенок сохраняет сгибательную позу. Руки согнуты и приведены к туловищу. При мышечной гипотонии ребенок, наоборот, лежит с разогнутыми во всех суставах конечностями. Мышечная гипотония у новорожденных встречается чаще и может быть симптомом многих неврологических заболеваний. Объем пассивных движений значительно увеличен. Спонтанная двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы чаще угнетены.

К концу первого месяца жизни у ребенка не формируется лабиринтный установочный рефлекс на голову.

В период новорожденности при нормальном развитии идет формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций: в возрасте 10 дней — ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение), в возрасте 20 дней — неподвижный предмет (лицо взрослого). Плачущий ребенок умолкает и прислушивается при сильном звуковом раздражителе. В возрасте 1 месяца отмечается зрительное сосредоточение и плавное прослеживание движущегося предмета; длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к звуку игрушки, голосу взрослого). В ответ на ласковое обращение взрослого у ребенка появляется положительная эмоциональная реакция в виде «ротового внимания» и улыбки.

Нарушение познавательного развития у детей с двигательной патологией проявляется в том, что даже к концу периода новорожденности у них часто нет зрительного и слухового сосредоточения, «ротового внимания», прослеживания движущегося предмета. Оптические и слуховые раздражители вызывают защитно-оборонительные реакции в виде вздрагивания, мигания век, плача. Имеющиеся у некоторых детей ориентировочные реакции носят слабо выраженный познавательный характер. Период бодрствования короткий, на его фоне возникают отрицательные реакции. Нередко дети много и беспричинно кричат или, наоборот, сонливы. Эмоциональное общение детей с окружающими выражено слабо (они не улыбаются).

Первый период доречевого развития — безусловно-рефлекторный, когда ведущее значение для жизнедеятельности организма имеют безусловные пищевые и защитные рефлексы. Голосовые реакции — звуки, произносимые новорожденным и неотделимые от его жизненно важных физиологических функций. Помимо крика к голосовым реакциям новорожденного относят кашель, чихание, звуки при сосании, зевании. Крик в норме громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом (уа-а-а-), длительностью не менее 1-2 секунд, без интонационной выразительности. Временами ребенок издает отдельные гортанные звуки, средние между а и э.

У детей выявляются следующие безусловные пищевые и оборонительные рефлексы, которые при нормальном развитии проявляются с рождения, а затем постепенно ослабевают и угасают:

1. Ладонно-рото-головной рефлекс (Бабкина). Вызывается давлением на ладонь в области возвышения большого пальца, при этом рот открывается, голова сгибается. Ослабевает к концу 1-го месяца жизни и пропадает к 3-м месяцам.

2. Губной рефлекс. При похлопывании по одному из углов полуоткрытого рта возникает непроизвольное движение губ, закрывание рта — подготовка к сосанию. После 6 недель рефлекс постепенно угасает.

3. Хоботковый рефлекс. Раздражение в области середины верхней губы вызывает рефлекторное движение губ вперед, они вытягиваются в «хоботок» (рефлекс подготовки к сосанию). Угасает после 6 недель.

4. Поисковый рефлекс. Раздражение щеки в области угла рта вызывает движение губ в сторону раздражителя (рефлекс подготовки к сосанию). Угасает после 6 недель.

5. Сосательный рефлекс. При тактильном раздражении губ, передней поверхности языка и твердого неба возникают сосательные движения. Нежное движение раздражителя (соски или пальца) ускоряет и усиливает активность сосательных движений. Рефлекс гаснет в возрасте от 4-х месяцев до 1 года.

6. Глотательный рефлекс. Вызывается тактильной стимуляцией корня языка, неба, задней стенки глотки. Обычно глотание следует за сосательной активностью. Но в период новорожденности глотание предшествует сосательному рефлексу. Изменение в схеме глотания и сосания начинается с 12 недель.

7. Рот-открывающий рефлекс. Вызывается зрительной стимуляцией — при виде груди или бутылки с молоком происходит рефлекторное открывание рта (условный сосательный рефлекс). Возникает в 4 месяца, начинает угасать с 6 месяцев.

8. Жевательный рефлекс появляется с 7 месяцев и вызывается тактильной стимуляцией десен или зубов.

Нарушение доречевого развития проявляется в том, что различные патологические состояния могут приводить к затруднению или невозможности осуществления даже примитивных голосовых реакций. Нарушения тонуса артикуляционной и дыхательной мускулатуры делают крик ребенка слабым, коротким, высокого тона. При крике может отсутствовать преобладание второй фазы (уа вместо уа-а-а). Иногда изменяется и звуковая сторона крика. Он может быть пронзительным, резким или очень тихим, в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний, которые ребенок обычно производит на вдохе. Крик бывает настолько тихим, что только по мимическим реакциям (гримаса на лице) можно догадаться, что ребенок плачет. В тяжелых случаях крик может отсутствовать совсем (афония). Иногда отмечается хныканье, несвойственное здоровым новорожденным. У ребенка со слабостью дыхательной мускулатуры ослаблен или отсутствует кашлевой толчок, он плохо чихает.

Голосовые реакции новорожденного с двигательными нарушениями могут быть бедными или отсутствовать совсем вследствие угнетения центральной нервной системы. В этом случае ребенок не произносит даже отдельные гортанные звуки. В первые недели и месяцы жизни у детей с двигательной патологией рефлексы орального автоматизма чаще всего ослаблены, угнетены или не проявляются совсем, что затрудняет кормление детей и препятствует развитию голосовых реакций.

II период (1-3 месяца.)

Сгибательная поза еще сохраняется, но уже менее выражена. Наблюдается нарастание объема движений в конечностях, особенно активизируются руки. Ребенок может подносить их ко рту. К концу периода он может короткое время удерживать вложенную в руку игрушку; совершает активные повороты головой в стороны, особенно на звуковой стимул. На третьем месяце, лежа на спине, малыш пытается поднять голову.

К третьему месяцу в положении на животе, поднимая голову, ребенок опирается на предплечья, руки полуразогнуты в локтевых суставах. В начале периода безусловные рефлексы ярко выражены, к его концу они начинают ослабевать и угасать.

При нарушении двигательного развития тонус мышц-сгибателей остается повышенным или даже происходит его нарастание. Объем активных движений может быть снижен, особенно отсутствует активизация рук, кисти остаются сжатыми в кулачки. Патологическими признаками являются сохраняющееся снижение мышечного тонуса и дистония (меняющийся характер мышечного тонуса). На животе сохраняется сгибательная поза (руки располагаются под грудью, ноги согнуты в бедрах и коленях, таз приподнят). При мышечной гипотонии поза остается распластанной, ноги разогнуты. Опора на руки практически отсутствует.

При гипертонусе активизируется асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР), который вызывает асимметрию мышечного тонуса и позы. АШТР проявляется в том, что при повороте головы в сторону разгибаются конечности, в направлении которых повернута голова; ребенок принимает «позу фехтовальщика». Реакции выпрямления отсутствуют или развиваются недостаточно. В положении на животе ребенок плохо поднимает голову и не удерживает ее, не выдвигает руки вперед, не опирается на предплечья. Поэтому он не любит лежать на животе. Отмечается активизация рефлексов врожденного автоматизма, вместо постепенного их угасания.

При нормальном развитии во II периоде в ответ на положительное эмоциональное общение со взрослым ребенок проявляет «комплекс оживления» — сочетание улыбки и начальных звуков гуления с общим мимическим оживлением и двигательной активностью. У ребенка отмечается длительное зрительное сосредоточение и прослеживание предмета (во всех направлениях). Возникает поисковая реакция: ищущие повороты головы при длительном звуке. Ребенок начинает различать интонации голоса взрослого (по-разному реагирует на ласковый и сердитый голос). У детей появляется движение руки к объекту.

Нарушение познавательного развития в этот период проявляется в следующем. У детей с двигательной патологией чаще всего преобладают отрицательные эмоциональные реакции, не наблюдается их выразительность и дифференцированность. Улыбка отсутствует или вызывается с трудом после повторной стимуляции и длительного латентного периода. «Комплекс оживления» обычно не сформирован. Нет реакции «глаза в глаза» со взрослым. Зрительные и слуховые ориентировочные реакции неполноценны или отсутствуют. Ребенок плохо фиксирует взгляд на предмете, реакция прослеживания фрагментарная, быстро истощается. Иногда отмечается повышенная чувствительность на любой слуховой раздражитель, которая находит свое выражение в защитно-оборонительных реакциях в виде вздрагивания и мигания.

Объем активных движений в руках снижен. Отсутствует движение руки к объекту.

II-й период доречевого развития характеризуется новым, качественным обогащением — появлением интонационной выразительности в крике, начального гуления и смеха.

На 3-м месяце крик как выражение отрицательных эмоций приобретает различный характер в зависимости от того, чем он вызван. По характеру крика можно определить состояние ребенка. Ребенок по-разному, определенными интонациями в крике сигнализирует окружающим о чувстве голода, болевых ощущениях, дискомфорте в связи с мокрыми пеленками. В интонации крика на фоне неудовольствия проскальзывают нотки требования (в лице – мимика гнева, «протестующие» движения руками и ногами).

Постепенно частота крика снижается, вместо него появляется начальное гуление (гуканье) на фоне положительного эмоционального состояния (повторно произносит различные гласные и гортанные согласные). При этом появляется первый смех, радостные повизгивания.

Нарушение доречевого развития у детей с двигательной патологией проявляется в том, что крик остается однообразным, непродолжительным, тихим, мало модулированным, нередко с носовым оттенком. Интонационная выразительность крика не развивается: отсутствуют дифференцированные интонации, выражающие оттенки радости, недовольства, требования. Крик не является средством выражения состояния ребенка и его желаний, то есть не может служить средством общения с окружающими. Даже к концу этапа начальное гуление отсутствует.

Часто отмечается задержка угасания и даже усиление рефлексов орального автоматизма. Например, если на I этапе отмечалась ослабленность сосательного рефлекса, то на II этапе сосательные движения могут быть усилены и ребенок не в состоянии их притормозить в паузах между кормлением, т.е. сосание остается сугубо рефлекторным актом и в него не включаются элементы произвольной регуляции.

У детей с двигательной патологией в первые месяцы жизни выявляется взаимосвязь между развитием двигательной и голосовой активности. При выраженности двигательных нарушений задерживается развитие произвольных голосовых реакций, крик не приобретает интонационной выразительности и имеет крайне ограниченное значение в развитии общения ребенка со взрослым.

III период (с 3 до 6 месяцев).

В этот период поза ребенка определяется развивающимися выпрямляющими реакциями туловища и зависит от двигательной активности ребенка. Физиологическая гипертония сгибателей сменяется нормальным мышечным тонусом. Объем движений в конечностях полный. Важнейшим показателем этого периода является движение рук и независимость движений головы и конечностей. Ребенок все чаще поворачивает голову, поднимает руки вверх, тянется к игрушке, захватывает, ощупывает одежду.

Четырехмесячный ребенок пытается повернуться на бок. Сначала поворот осуществляется «блоком»: сгибает голову, поворачивает ее в сторону, за головой следует туловище. К концу третьего периода ребенок осваивает повороты со спины на живот, затем возникают повороты вокруг оси тела. В положении на животе постепенно исчезает сгибательная поза. Формируется разгибание головы и выпрямление туловища. В возрасте 4-5 месяцев ребенок лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом, открывает кисть. Голова по средней линии, ноги разогнуты. К 6 месяцам возможна опора на ладони вытянутых рук с приподнятой грудной клеткой. Поставленный на опору, ребенок выпрямляет голову и туловище. Безусловные рефлексы не вызываются.

Нарушение двигательного развития проявляется в том, что у детей при наличии повышенного мышечного тонуса сохраняется патологическая поза: сгибательная, разгибательная или асимметричная. Отмечается выраженное сопротивление пассивным движениям, уменьшение их объема. Сохранение повышения мышечного тонуса, как правило, сочетается с позотоническими рефлексами, которые препятствует формированию возрастных двигательных навыков, что нарушает произвольную активность, в первую очередь рук.

В положении лежа на спине отмечается разгибательное положение головы, туловища и конечностей. В положении на животе усиливается, а не уменьшается тонус мышц-сгибателей. Руки продолжают располагаться под грудью, их трудно отвести в стороны, выдвинуть вперед. При этом ноги слегка разогнуты, таз поднят. Такая поза обусловлена влиянием шейного тонического рефлекса (ШТР). Затруднены направленные движения рук к игрушкам и захват. Из-за выраженного АШТР ребенок не может поднести руку и игрушку ко рту.

При мышечной гипотонии дети предпочитают лежать на спине, к игрушке не тянутся, вложенную в руки игрушку быстро выпускают.

Нарушение двигательного развития с 4 до 6 месяцев сопровождается задержкой цепных выпрямительных реакций туловища. Лежа на животе, ребенок не опирается на предплечья, не поднимает голову и не удерживает ее в срединном положении или делает это недолго. В положении на спине не формируется сгибание головы и подтягивание. Ребенок не поворачивается на бок после 4 месяцев и на живот после 5 месяцев не только самостоятельно, но и при стимуляции игрушкой.

У здорового ребенка от 3 до 6 месяцев отмечается дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Совершенствуется слуховое и зрительное сосредоточение и прослеживание в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого). К 4-м месяцам ребенок локализует звук в пространстве (поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его). К 5 месяцам совершенствуется общение ребенка со взрослыми, начинает дифференцироваться «комплекс оживления».

Возникает ориентировочная реакция: прежде чем вступить в контакт, ребенок внимательно всматривается в лицо взрослого. Отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека). При виде чужих людей перестает улыбаться, усиленно и напряжено их рассматривает, может заплакать. Появляется новая эмоциональная реакция — радость при узнавании матери и крик после ее ухода. Ребенок различает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи. К 6 месяцам малыш узнает по звучанию свое имя.

Важнейшими достижениями на этом этапе является развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук (умение захватывать предмет, удерживать и манипулировать). В 4-5 месяцев ребенок начинает тянуться к игрушке и захватывает ее. Захват предмета — первое целенаправленное действие грудного ребенка. Хватание постепенно совершенствуется, ребенок свободно берет игрушку из разных положений и начинает осуществлять простейшие манипуляции (стучит игрушкой, трясет ее, перекладывает из руки в руку, подносит ко рту, сосет). В начале периода возможен захват предмета только перед грудью, а к концу периода ребенок способен взять предмет, находящийся над лицом или сбоку. К 6 месяцам реакция хватания совершенствуется с точки зрения быстроты ее возникновения и точности захвата. Акт хватания связан с формированием зрительно-моторной координации, которая является узловой в этот период (взгляд направляет и контролирует движение руки).

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей отзывы

Нарушение познавательного развития у детей с двигательной патологией характеризуется тем, что эмоциональное общение со взрослыми кратковременно, ориентировочная реакция быстро переходит в реакцию страха. В реакции на новое эмоциональный компонент преобладает над познавательным (в новой обстановке ребенок начинает кричать, плакать). «Комплекс оживления» часто неполноценен и не дифференцируется (из-за выраженных двигательных нарушений).

Прослеживание за предметами фрагментарное, ребенок не изучает игрушку, не «ощупывает» ее взглядом и после некоторого сосредоточения теряет к ней интерес. Интерес к игрушкам и окружающим предметам снижен. Ребенок предпочитает рассматривать свои руки, а не игрушки. Локализация звука в пространстве чаще не выражена. Иногда сохраняется повышенная чувствительность на любой слуховой раздражитель в виде вздрагивания, мигания век, плача.

В тяжелых случаях при выраженных двигательных нарушениях отсутствует зрительно-моторная координация: ребенок не тянется к предмету и не захватывает его. Движения рук замедлены, некоординированы. У многих отмечается патологическое состояние кистей рук, характеризующееся приведением большого пальца к ладони и плотным сжатием кулаков. В более легких случаях зрительно-моторная координация неполноценна, она только начинает развиваться (ребенок тянется к предмету, но захват не удается; он может удержать вложенную игрушку, но не дотягивает ее до рта).

У здорового ребенка в III период появляется истинное или певучее гуление, которое отличается от начального разнообразием звуков с преобладанием сочетаний гортанных и гласных, продолжительностью, певучестью, интонационной вариабельностью. Звуки гуления возникают на выдохе, что является своеобразной тренировкой речевого дыхания, и произносятся спонтанно, с открытым ртом. В период певучего гуления наиболее интенсивно развивается интонационная система языка. Звуки, составляющие гуление, уже приближаются к стандартным фонемам, которые выступают как самостоятельный речевой сигнал.

На этом этапе отмечается переход чисто рефлекторных звуков в социализированные, то есть звуки гуления все больше и больше начинают выполнять функцию общения ребенка с окружающими. Ребенок активнее гулит в присутствии других людей. В период певучего гуления произнесение звуков не сопровождается общими, диффузными движениями и не является составной частью «комплекса оживления», как это было в предыдущий период. Постепенно диффузные движения притормаживаются, ребенок как бы сосредотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях. Прислушиваясь и подражая самому себе, ребенок произносит цепочки звуков. Самоподражание в гулении — новое качественное приобретение в доречевом развитии ребенка в данный период.

Репертуар звуков гуления постепенно обогащается, удлиняются цепочки звуков, и, наконец, появляется сочетание губных звуков с гласными (па, ба, ма), что свидетельствует о переходе к следующему этапу доречевого развития — лепету.

Патология голосовых реакций у детей с двигательными нарушениями в III периоде развития может быть выражена в разной степени: в виде полного отсутствия или неполноценности, специфических особенностей произнесения звуков гуления. Полное отсутствие голосовых реакций отмечается лишь у детей с тяжелым поражением нервной системы. У многих детей гуление появляется в более поздние сроки. Неполноценность голосовых реакций проявляется в отсутствии или бедности интонационной выразительности гуления, отсутствии даже элементов самоподражания, бедности и однообразии звуковых комплексов, редкости их возникновения. Однообразие звуков сочетается с их специфическим произнесением: звуки тихие, нечеткие, часто с носовым оттенком, не соответствующие фонетическим единицам языка.

Большинство детей с двигательной патологией в данный период издает редуцированные (усредненные) гласные звуки и их сочетания (а, э, аэ, эо) — спонтанно или при общении со взрослым. Эти короткие звуки гуканья, как правило, не имеют интонационной окраски.

Отдельные недифференцированные звуки представляют собой элементы гуления. При этом они короткие, лишены певучести звучания. Заднеязычные звуки («г», «к», «х») в гулении часто отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности.

Недостаточная активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового анализатора.

IV период (6-9 месяцев).

Для нормально развивающегося ребенка характерна разнообразная двигательная активность. Малыш часто меняет позу, быстро поворачивается на живот, на животе высоко поднимает голову, поворачивает ее во все стороны. Опираясь на одну руку, он другой тянется к игрушке. В начале периода начинает ползать назад, к 8 месяцам — двигаться вперед, встает на четвереньки.

В 6 месяцев ребенок сидит непродолжительное время, в 7-8 месяцев садится самостоятельно и может сидеть без поддержки с достаточно прямой спиной. В 8-9 мес. начинает самостоятельно вставать. После 7 месяцев одновременно с вставанием на четвереньки, ползанием, сидением формируются реакции равновесия. С улучшением контроля над положением туловища руки освобождаются для более дифференцированных действий.

При нарушении моторного развития отмечаются снижение возрастной спонтанной двигательной активности, патологические позы на животе и спине. Ребенок не может самостоятельно изменить положение тела.

У детей с двигательной патологией имеет место задержка двигательного развития на более ранней стадии, отсутствие оптической опоры рук, невозможность приподняться на вытянутых руках, невозможность манипулировать одной рукой при опоре на трех других конечностях, патологическая опора на пальцы, а не на полную стопу. Если ребенка посадить, то он не в состоянии удержать правильную позу даже кратковременно. Поворачивается только блоком, реакции равновесия не выражены. Нет попыток передвигаться или передвигается неправильным способом.

Для нормального развития познавательной деятельности ребенка в IV периоде характерным является появление начального понимания обращенной речи (выделение по слову близких людей, нескольких знакомых предметов, игрушек, часто называемых и находящихся в определенном месте; выполнение разученных ранее действий – «ладушки», «до свидания», «дай ручку»).

Ребенок осуществляет неспецифические манипуляции с предметами, то есть действует стереотипно, одинаково, не учитывая даже физических свойств предметов (перекладывает из руки в руку, стучит, трясет ими, похлопывает по ним рукой, тянет в рот, сосет, бросает). Все действия сопровождаются выразительной мимикой, разнообразными по интонации голосовыми реакциями, выражающими удивление, радость, неудовольствие. Все это — проявления активной познавательной деятельности, которая формируется на основе зрительно-моторного манипулятивного поведения.

Нарушение познавательного развития у детей с двигательной патологией проявляется в том, что у них часто отмечается слабость слуховых дифференцировок на голос, тон, недостаточность слухового внимания и трудности определения звука в пространстве, что задерживает развитие начального понимания обращенной речи.

Ориентировочная реакция на новое лицо недостаточна и не переходит в познавательный интерес. Отсутствует готовность к совместной деятельности со взрослым, стремление к подражанию. Ребенок не выполняет разученные ранее действия. Вместо ориентировочной реакции и манипулятивной деятельности выражены общий «комплекс оживления» и подражательная улыбка. В тяжелых случаях дети пассивны, не интересуются окружающим, эмоциональные реакции бедные, маловыразительные.

При нормальном развитии IV период знаменует собой начало лепета. К 6 месяцам нормально развивающийся ребенок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков (ба-а-а, ма-а-а), а также сочетания язычных и гласных звуков (та-а-а, ла-а-а). Вначале слоги произносятся однократно, очень редко, как бы случайно.

Лепет имеет важное значение в развитии речи. В период лепета происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что считается существенным механизмом слогообразования. Повторное произнесение слогов под контролем слуха способствует формированию необходимой для речи слухо-вокальной интеграции. Ребенок сначала повторяет звуки, как бы подражая самому себе (аутоэхолалия), а позже начинает подражать звукам взрослого (эхолалия). Для этого он должен слышать звуки, отбирать наиболее часто слышимые и моделировать свою собственную вокализацию. Стадия канонической вокализации характеризуется повторением двух одинаковых слогов (ба-ба, па-па, ма-ма, да-да). Кроме типичных повторяемых слогов, ребенок произносит и отдельные слоги и гласные звуки. В лепете каждый звук артикулируется на выдохе, то есть тренируется координация между дыханием и артикуляцией.

Характерна определенная последовательность в появлении звуков лепета. Согласные звуки появляются в следующем порядке: гортанные г, к х; губные и губно-носовые б, м; зубные и зубно-носовые т, д, н. Среди гласных раньше всего появляются гласные передне-среднего ряда средне-нижнего подъема. Характерной является тенденция к сглаживанию артикуляции гласных звуков.

Примерно с 6-7 месяцев лепет приобретает социализированный характер. Ребенок больше лепечет при общении со взрослым. Он слушает речь других и постепенно начинает использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

Нарушение доречевого развития проявляется в том, что на этом этапе для детей с двигательными расстройствами характерна низкая голосовая активность. Лепет отсутствует или малоактивный, без четкой интонационной выразительности, возникает редко. Реакция на обращенную речь проявляется бедными звуковыми комплексами, лишенными эмоциональной окраски. Чаще всего голосовая активность детей в данный период на уровне гуления. Самоподражание в гулении только начинает развиваться. Стремление к звукоподражанию обычно отсутствует или выражено незначительно.

Зрительно-моторная координация только начинает развиваться. Чаще всего дети не совершают неспецифических манипуляций с предметами. Начинает развиваться функция хватания, но она несовершенна. При захвате движения пальцев недифференцированные, расположение их на предмете случайно.

V период (9 — 12 месяцев).

При нормальном развитии происходит дальнейшее усложнение движений, направленных на поддержание туловища в вертикальном положении, что способствует высвобождению руки для манипулятивной деятельности. Ребенок часто меняет положение. Ползание становится основной формой передвижения. Совершенствуется самостоятельное сидение, умение сесть из любого положения тела и вставание. Ребенок начинает ходить, сначала у опоры, затем самостоятельно. Дифференцируются движения пальцев: появляется указательный жест, «ковыряние» одним пальцем. Ребенок начинает мять и рвать бумагу. К концу периода может взять предмет двумя пальцами.

При нарушении двигательного развития патологические признаки, как правило, заметны уже на предыдущих этапах. Это относится, прежде всего, к произвольной двигательной активности. В это время появляются и становятся более выраженными нарушения опорно-двигательного аппарата.

Поза и нарушения моторики зависят от степени выраженности патологических рефлексов и степени изменения мышечного тонуса. Наличие выраженных тонических рефлексов является неблагоприятным диагностическим признаком и может свидетельствовать о развивающейся церебральной патологии. Патологические симптомы могут иметь различную степень выраженности.

При нормальном развитии отличительной особенностью этого периода является интенсивное развитие понимания обращенной речи, дифференцированность эмоциональных и сенсорных реакций.

С 9 месяцев у ребенка отмечается ситуативное понимание обращенной речи: он по просьбе взрослого находит и дает предметы и игрушки, отвечает действием на словесную инструкцию, подражая взрослому, играет в «ладушки», «прятки», «догонялки», «сорока-ворона» (выполняет разученные действия и движения).

Все действия ребенка эмоционально окрашены. Ребенок осуществляет специфические манипуляции с предметами — действует по-разному, учитывая физические свойства предметов (резиновую игрушку сжимает, погремушкой гремит, мяч катает, коробку с крышкой открывает-закрывает, кольца снимает со стержня, отталкивает подвешенные игрушки).

Нарушение познавательного развития характеризуется тем, что у детей с двигательной патологией дифференцированные эмоциональные и познавательные реакции отстают в развитии. Реакция на новое, на незнакомого человека неадекватная. Снижен интерес к окружающим предметам-игрушкам. Реакция на речевое общение неполноценна: ребенок чаще всего не понимает обращенную к нему речь, не отвечает действием на словесную инструкцию.

Зрительно-моторная координация нарушена. Только некоторые дети могут захватить предмет, совершить с ним простейшие неспецифические манипуляции, но их движения неловки, скованы, однообразны. Дети не осваивают специфические манипуляции с предметами.

Для начала V периода при нормальном доречевом развитии характерен активный лепет ребенка, состоящий из 4-5 и более слогов. Он «расцветает», обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое общение взрослого. Ребенок эхолалично повторяет слоги, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодику слов, приветствий, с удовольствием произносит восклицания, междометия. Восклицания сопровождаются выразительной мимикой и жестами. Голосовое общение ребенка со взрослым расширяется, он начинает сигнализировать голосом о биологических нуждах, выражать эмоции удовольствия и неудовольствия, появляется новая интонация просьбы. Ребенок произносит слоги разных типов: согласный-гласный и даже согласный-гласный-согласный. У одних детей этот этап короткий, рудиментарный, и они быстро переходят к речи, произнося сочетания слогов, имеющих определенное обозначение — «лепетные слова»; у других этот этап затягивается.

Начало общения ребенка со взрослым при помощи интонационно-выразительных звукосочетаний, выполняющих роль слов-предложений, является характерной качественной особенностью этого периода. К концу года ребенок соотнесенно произносит от 5 до 10 лепетных слов и звукоподражаний, обозначая ими определенные предметы.

Нарушение доречевого развития у детей с двигательной патологией характеризуется тем, что спонтанный лепет часто не появляется и в этот возрастной период, что значительно отстает от нормы. В более легких случаях, если лепет все-таки начинает развиваться, он характеризуется фрагментарностью, бедностью звукового состава, отсутствием слоговых комплексов. Издаваемые звуки однообразны, интонационно невыразительны, монотонны. Ребенок не может произвольно менять высоту и громкость голоса. Подражательная звуковая активность крайне низкая.

Чаще всего в лепете детей с двигательными нарушениями присутствуют гласные звуки а, э и губно-губные согласные м, п, б (если не выражены нарушения тонуса круговой мышцы рта). Наиболее характерными в лепете являются сочетания гласных а, э с губно-губными согласными: па, ба, ма, ама, апа. Редко встречаются в лепете губно-зубные, передне-, средне-, заднеязычные звуки. Почти нет противопоставлений согласных звуков: звонких глухим, твердых мягким, смычных щелевым.

Снижение потребности в голосовом и речевом общении, а также низкая голосовая активность детей с двигательной патологией не обеспечивает готовности артикуляционного аппарата к четкому произнесению звуков. Патологическое состояние речевого аппарата также препятствует развитию артикуляционной моторики и появлению новых звуков. Таким образом, у детей с двигательной патологией задержан доречевой период и нарушены предпосылки к развитию речи.

Характеристика моторного, познавательного и речевого развития детей с двигательной патологией в раннем возрасте

Темпы моторного, познавательного и речевого развития ребенка с двигательной церебральной патологией могут широко варьировать. Часто обнаруживается диспропорция в развитии отдельных функций. Так, уровень развития эмоциональной сферы может намного опережать уровень двигательного и речевого развития.

Становление реакций выпрямления и равновесия у детей с двигательной патологией в раннем возрасте резко задержано и качественно неполноценно. К году только часть детей с церебральным параличом или синдромами двигательных нарушений удерживает голову; в основном они не могут самостоятельно сидеть. У многих отмечается вынужденное положение тела, невозможность поворотов со спины на живот, патологическая опора при попытке поставить их на ноги. Все эти нарушения могут отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности.

К двум годам дети с тяжелой двигательной патологией часто еще плохо удерживают голову, не умеют свободно ее поворачивать и разглядывать окружающее. Они не в состоянии поворачиваться и менять положение своего тела. Только часть детей могут самостоятельно сидеть, удерживать вертикальное положение стоя (у опоры) и переступать с поддержкой за руки.

источник