Меню Рубрики

Сравнительный анализ игр современных детей

Изменение психических функций происходит следующим образом: память — непроизвольная, образная. Становится в центр сознания, тогда как в раннем возрасте она существовала как узнавание. Мышление перестает быть наглядно-действенным и превращается в наглядно-образное. Позже развивается логическое мышление, с помощью которого ребенок в состоянии продумать план действий в уме и затем выполнить соответствующее действие. Воображение – воссоздающее, суть которого заключается в воссоздании образов, описываемых в сказках, рассказов взрослого. Внимание дошкольника –непроизвольное.

Психическими новообразованиями этого возраста является: становление иерархии мотивов деятельности (соподчинение мотивов), возникновение потребности в общественно-значимой, в общественно-оцениваемой деятельности, половая идентификация.

Одним из важнейших новообразований этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредствованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, то есть создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения и пр.

Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста- игре, а именно в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Разновидностью сюжетно ролевой игры являются и строительные, режиссерские игры-драматизации. Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры. В режиссерской игре дети по ходу развертывания сюжета, передающего какие-либо событие, управляют действиями игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов. В этой игре ребенок сам создает сюжет, пусть и очень простой; сам придумывает, кто где будет находиться, как будут друг с другом взаимодействовать персонажи и что с ними в конце концов произойдет. В игре-драматизации или театрализованной игре, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, кинофильмов.

Другая группа игр – это игры с правилами, специально созданные взрослыми в воспитательных целях. К ним относятся дидактические и подвижные игры. В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. Правила в таких играх выделены до начала игры, открыты для ребенка. Подвижные игры прямо направлены на развитие основных движений и формирование двигательных качеств, но так же они способствуют формированию нравственно-волевой сферы личности. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. А в играх-соревнованиях, играх-эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Дидактические игры создаются взрослым специально в обучающих целях, поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой.

К сожалению, в настоящее время сюжетно-ролевая игра у детей становится более однообразной и ограничивается в основном семейной тематикой. Я думаю, что это связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не подражают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями из-за повышенная занятости родителей.

В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. (Человек-паук, Барби и Кен, Бетмен, телеведущая и т.д.) Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет в среднем 28 часов в неделю смотрит на экран. Просмотр телевидения, видеофильмов, компьютерные игры становятся привычной формой досуга и основным источником впечатлений для ребенка.

Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли (банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т.д.) и новые игровые сюжеты («Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс» и т.д.). Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы » и «Танцы на льду». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель»).

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования. Руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии с проведением учебных занятий.

Таким образом, современные дети все меньше и меньше уделяют внимание игре и все больше времени просмотру телевизионных передач. Из-за этого четко видны различия между сюжетами и ролями игр современных детей и детей прошлого поколения.

1. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник / Е. О. Смирнова. – Москва : КНОРУС, 2016. – 280 с.

2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. –7-е изд., испр. – Москва : Издательский центр «Академия», 2008. – 368с.

3. Изучение психического развития ребенка в детском возрасте: учебное пособие/ сост. И. П. Иванова, О.В. Патеева. – Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет, 2014. – 206 с.

источник

Сделайте сравнительный анализ игр детей разных поколений. Постарайтесь охватить анализом четыре поколения: игры современ­ных детей; игры поколения, к которому принадлежите вы сами; игры ваших родителей; игры ваших бабушек и дедушек.

Методика выполнения задания:

— наблюдения за играми современных детей;

— беседа с представителями старших поколений (родители, бабуш­ки, дедушки);

— ретроспективный самоанализ: в какие игры играли вы;

— составление сводной таблицы «Игры разных поколений»;

— формулирование выводов о тематике игр, изменении их содер­жания, причинах этих изменений.

Насколько подтверждает ваши выводы утверждение чешского писателя Ю. Фучека «Игра — зеркало общества»?

Как уже говорилось выше, игра имеет социальную осно­ву. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеж- „ дают, что они связаны с миром взрослых.

хаошстепдет- ° дним из пе Р вы х, кто доказал это поло­ской и ы жение, оснастив его научно-психологи- кои игры ческими данными, был К. Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребен­ка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую соци­альную среду, дающую «. материал, гораздо разнообраз­нее и действительнее того, который предлагается игрушеч­ной лавкой» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. — М., 1954.- Т. И. — С. 483). Образное отражение реальной жизни в иг­рах детей зависит от их впечатлений, складывающейся сис­темы ценностей. К. Д. Ушинский писал: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. » (там же, с. 483).

Но окружающая ребенка действительность чрезвычай­на многообразна, а в игре находят отражение лишь отдель­ные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельнос­ти, труда, отношений между людьми. Как показывают ис­следования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуков­ской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссозда­ющей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. По­этому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребенок гото­вит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике). А. А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «по- л уигрой-полутруд ом».

В развернутой форме ролевой игры, которая наблюда­ется у детей начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (вос­создания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а следовательно, начинает служить усвое­нию социального опыта.

Игра социальна и по способам ее осуществления. Игро­вая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Да­выдовым, Н.Я.Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, зна­комит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместите­ли, другие средства воплощения образа; выполнять услов­ные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и перено­сит на другие ситуации. Так игра приобретает самодви­жение, становится формой собственного творчества ре­бенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9270 — | 7277 — или читать все.

источник

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 2008 раз

Сорокина И. В. Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 106-108. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9786/ (дата обращения: 22.10.2019).

Социальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах: в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования — это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы.

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО): ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Дошкольное детство — возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Игра — одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

Положение о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника является общепризнанным и традиционным в отечественной психологии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка.

Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. В современном мире произошли значительные изменения в жизни взрослых людей, а также в условиях воспитания детей. Всё это не могло не отразиться на детской игре. Опытные воспитатели детских садов отмечают, что за последние 5–6 лет произошли существенные изменения в играх дошкольников. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их внутреннего мира, их интересов, ценностей, представлений и пр. В последнее время дошкольное образование всё более превращается в подготовку к школе, которая понимается как усвоение знаний и умений. Выявление влияния раннего обучения на игровую деятельность дошкольников и на особенности их личностного развития является крайне актуальной задачей. За последние десятилетия социокультурные условия жизни ребенка значительно изменились. В последнее время наблюдается разрыв между поколениями детей и родителей. Повышенная занятость родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Наблюдается явный дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями и положительных контактов со сверстниками. С другой стороны появились новые профессии, суть которых закрыта для ребенка (программист, менеджер, дизайнер, стилист). Характер поведения взрослого в этих случаях не может быть смоделирован в игре. Мир взрослых стал более закрыт для детского понимания, и еще более сузилась сфера возможного участия детей в труде взрослых. В связи с этим утрачивается возможность представленности идеального образа взрослости и совместная жизнь со взрослым не дает содержания для игровой деятельности ребенка. В современных условиях, сокращается также реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение со старшими детьми. Дети разного возраста разобщены, дворовое и соседское общение становится редкостью. Всё это затрудняет естественную трансляцию игровой деятельности от одного поколения детей к другому. С другой стороны в современное детство активно внедряются новые информационные технологии. Просмотр телевидения, видеофильмов, компьютерные игры становятся привычной формой досуга, источником впечатлений для ребенка. Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет в среднем 28 часов в неделю смотрит на экран. Постепенно игра подменяется просмотром телевизора. Активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей и взрослых ведет к повышению ценности интеллекта, начиная с раннего возраста. Родители хотят, чтобы дети учились с самого раннего возраста. Все эти изменения не могли не отразиться на игровой деятельности дошкольника, а следовательно и на особенностях развития детей. Можно полагать, что обозначенные выше общественные трансформации нарушают психолого-педагогические условия игровой деятельности и, следовательно, ведут к снижению уровня развития сюжетно-ролевой игры. Это в свою очередь неизбежно отражается на особенностях развития детей. Поскольку сюжетно-ролевая игра способствует прежде всего становлению потребностно-мотивационной сферы и произвольности, можно полагать, что редукция этой деятельности ведет к отклонениям в развитии этих важнейших сторон личности ребенка.

Во что играют современные дети? Наблюдение за свободной деятельностью детей показало, что значительная часть дошкольников в свободное время не играли в сюжетно-ролевые игры. Некоторые из них демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривали книжки, рисовали, занимались конструктором «Лего» и пр. Многие дети, услышав предложение «поиграть» брали с полки коробки с настольными дидактическими играми. Наиболее популярными оказались традиционные бытовые сюжеты в семью: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. Достаточно часто встречались сюжеты, связанные с телепередачами и мультфильмами (Человек-паук, роботы, черепашки-ниндзя, последний герой, Бригада, «Зачарованные», собака Рекс и др.). Значительное место среди них занимают агрессивные сюжеты связанные с защитой и нападением: «полицейские и воры», «бандиты и наши», «охотники за приведениями», погоня за преступниками и пр. Чаще они проигрывались мальчиками. Подобные агрессивные сюжеты встречаются очень часто. Ещё одну своеобразную группу сюжетов составили игры в домашних животных. В этих играх дети берут на себя роли кошечек или собачек и их хозяев и разыгрывают отношения между ними: кормление, прогулки, лечение и пр. Профессиональные сюжеты встречаются очень редко. Это игры в ресторан, кафе, суши-бар, пикник, больницу, магазин и парикмахерскую.

Описывая специфику сюжетов игр современных дошкольников интересно сопоставить полученные данные с общепринятыми положениями дошкольной педагогики. Напомним, что среди сюжетов детских игр принято выделять бытовые, профессиональные и общественно-политические. При этом, несмотря на повторяемость одних сюжетов в разных возрастах, их общая динамика в дошкольном возрасте идёт по линии движения от бытовых (характерных для младших дошкольников) к профессиональным, а затем к общественно-политическим сюжетам. У современных детей даже в старшем дошкольном возрасте явно доминируют бытовые сюжеты, а профессиональные и общественно политические «вытесняются» телевизионными. Это, на наш взгляд, отражает разрыв между жизнью современных детей и взрослых. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых. Реальный опыт детей ограничивается с одной повседневным бытом, а с другой — сюжетами боевиков и виртуальных персонажей, заимствованных с экрана телевизора.

Наблюдения за играми детей побуждают поставить вопрос о формировании более серьёзного и ответственного отношения к игре дошкольников — как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения. Лишившись игры, дети не приобретают осознанности своего поведения, независимости, ответственности, самоконтроля, внутренняя свобода. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых. Стратегия дошкольного воспитания должна быть направлена не на форсирование сроков начального обучения, а прежде всего на полноценное развитие сюжетно-ролевой игры, поскольку именно в ней зарождаются и первоначально развиваются главные личностные образования. Ведь игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для дошкольников — любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

  1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка// Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. тр. М., 1990.
  2. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. — М., 1975.
  3. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. — М., 1988.
  4. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. — М., 1991.
  5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М., 2000.
  6. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. — М., 1996.
  7. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. — М., 1982.
  8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. — Екатеринбург, 1999.
  9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. — М., 1990.
  10. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2000.
  11. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. — М., 1976.
  12. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.. 1978.
Читайте также:  Анализ на хламидийную инфекцию у детей

источник

В этоф работе рассказывается обиграх детей XX века и начала XXI века: бабушек и дедушек, мам и пап, а также детей нынешнего поколения. По итогам работы создан сборник подвижных игр.

Вложение Размер
rabota.docx 34.91 КБ
knizhka.docx 49.34 КБ

Демченкова С.В., учитель математики

Современная жизнь ребенка — это компьютер, телевизор, разнообразные игровые приставки, игровые автоматы. Цивилизация и прогресс захватили нас с непреодолимой мощью. В этом есть несомненные плюсы: мы адаптируемся к новому техногенному миру и принимаем его как естественную «среду обитания». Откровенно говоря, и родителям в определенной степени это облегчает жизнь. Потратился на компьютер, и вот уже любимое чадо оторвано от улицы, освободило родителей от бесконечных вопросов и организации развлечений, всегда дома, на глазах. Хорошо? Но почему же многие родители недовольны. «Уставился в телевизор», «не оторвешь от компьютера», «пошел бы на улицу, погулял» — эти и подобные им заявления не свидетельствуют о большом восторге родителей о времяпрепровождении ребенка.

Особое место в жизни ребенка занимает игровая деятельность.

Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией и религией, спортивными и военными тренировками, воспитанием и развлечениями, искусством и великими научными открытиями. Игровая деятельность в самых различных видах не только заполняет досуг детей, но и оказывает на них большое воспитательное воздействие.

Игры берут свое начало в глубокой древности. Особенно бурное развитие игры получили в Древней Греции. Именно здесь родились Олимпийские игры. Платон даже обожествлял игры, считая их привилегией богов.. Петр I ввел маскарады, карнавалы, фейерверки. После Петра I «бесовские» игры были запрещены. Однако игры невозможно было «вытравить», и они продолжали жить. Более того, игры развивались и совершенствовались. Сегодня игра стала одним из распространенных видов отдыха и развлечения.

Игра — ведущая деятельность ребенка и основа его развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что ему присуща любознательность.

Как-то играя на улице с ребятами в различные игры, задумался: «А в какие игры играли наши бабушки и дедушки, папы и мамы, старшие братья и сестры?» Я решил это выяснить. Вооружившись фотокамерой, я стал обходить жителей своей деревни и брать у них интервью. Задавал всего один вопрос: «В какие игры вы играли в своем детстве?»

Выяснить в какие игры играли дети разных

поколений XX – начало XXI века.

1. Провести анкетирование сверстников, родителей, бабушек и дедушек;

2. Выявить, в какие игры любят играть наши сверстники, и в какие игры играли мамы и папы, бабушки и дедушки;

3. Изучить литературу по данной теме, поискать необходимую информацию в сети Интернет;

4. Выпустить сборник, в который войдут все изученные нами игры.

5. Разучить с одноклассниками новые игры.

Чтобы узнать любимые игры моих сверстников, родителей, бабушек и дедушек, я провел анкетирование ( Приложение 1, 2 ).

Мной было опрошено 14 учащихся нашей школы. Возраст детей 7-14 лет. В опросе приняли участие 9 девочек и 5 мальчиков.

Предложил ответить на вопрос:

  1. Твои любимые подвижные игры?

Любимые игры наших сверстников приведены в таблице.

(Шашки, шахматы, настольные игры)

Проанализировав результаты, я выявил, что у большей половины детей, у двенадцати из четырнадцати, любимые игры – это компьютерные. А жаль! В последнее время говорят не только о пользе компьютера, но и о вреде. Ведь дети используют его не для учёбы и работы, а только для игры. У них может испортиться зрение, искривиться позвоночник. Долгое времяпровождение без движения приносит детям большой вред.

Некоторые дети, особенно девочки, любят играть в малоподвижные игры: в куклы, настольные игры, шашки и шахматы. Это, несомненно, полезные игры. Но они проходят в комнате. А детям так полезен свежий воздух.

Радует, что наши мальчики и девочки любят играть в спортивные игры, футбол и пионербол. Но это происходит, в основном, на уроках физкультуры.

Подвижных игр, к сожалению, дети знают не так и много. А ведь они приносят только пользу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека. Подвижные игры требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. А главное, они приносят радость и массу положительных впечатлений.

Дети назвали всего пятнадцать подвижных игр. Содержание которых мы описали в сборнике «Детские игры разных поколений!»

В ходе исследования, я выяснил, что наши сверстники недостаточно знают подвижных игр. За помощью мы обратились к нашим мамам и папам. Я провел анкетирование. (Приложение 2).

Многие родители с удовольствием откликнулись на нашу просьбу. А некоторые мамы и папы даже описали нам несколько игр. Все эти игры можно увидеть в сборнике.

В опросе приняли участие одиннадцать родителей: семь мам и четыре папы. Ответы родителей на вопрос, в какие игры вы играли в детстве, приведены в таблице.

(шашки, шахматы, крестики-нолики,

Подведя итоги анкетирования, я отметил, что наши мамы и папы, как и мы, любили играть в спортивные игры, шахматы и шашки. Мамы любили играть в куклы, как и наши сверстницы. Отличие видим в том, что во времена детства наших родителей не было компьютеров. Наверное, поэтому родители намного больше знают подвижных игр, чем наши сверстники. Они вспомнили тридцать пять игр. Многие игры, как прятки, жмурки, вышибалы, и т.д., остаются любимыми у многих детей и их родителей. Появились и незнакомые нам игры. Это десяточка, садовник, путаница и т.д.

Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в тяжёлое время. Но все равно дети находили время для игры. Когда я задал вопрос бабушке и дедушке, во что они играли в детстве, они назвали немного игр. Оказывается, они играли в те же игры, в которые играю я с друзьями. Играли в подвижные игры, догонялки, скакали на скакалках. А девочки играли с куклами. Настоящих кукол ни у кого не было, поэтому их делали сами. Наматывали тряпки в виде валика, рисовали лицо углем, из початка кукурузы делали волосы и так играли. Любили качаться на качелях, которые мастерили их папы между деревьев из верёвки. А зимой дети играли в снежки, строили крепости и катались с горки на деревянных санках.

Но были и те игры, о которых я слышал в первый раз. Играя в «Чехарду», прыгали через спину товарища. Мой дедушка любил играть со своими друзьями в «Мушкетёров». Делали из палок шпаги и сражались. Ходили к реке и строили из песка крепости, домики, лепили разные фигурки. Для своих кукол готовили из песка угощения. А зимой катались с горки на деревянных самодельных санках. Долгими морозными вечерами моя бабушка со своей сестрой занимались рукоделием, устраивали домашние концерты. Они наряжались, пели песни, читали стихи, а родители внимательно слушали и аплодировали.

В ходе исследования я смог познакомиться с играми детей трёх поколений. Выявил, что все дети во все времена очень любят играть. Многие игры остаются любимыми у детей всех трёх поколений. Это жмурки, прятки, пятнашки, вышибалы. У некоторых игр меняются только название. Например, дети называют игру «догонялки», родители — «салки», а бабушки и дедушки – «баташки».

Можно сказать, что мое предположение, что дети разных поколений играют в разные игры, подтвердилось только частично.

Выявились и забытые игры. Это городки, чехарда.

Несколько игр мы уже разучили с одноклассниками. Теперь, мы уверены, с выбором игры проблем не будет. Несколько игр остались ещё не разученными. Среди них чехарда, городки, и некоторые игры с мячом. Их мы оставили на лето, т.к. они проводятся на свежем воздухе.

Результатом моего исследования является сборник подвижных игр, куда вошли 25 любимых игр детей трёх поколений: наших сверстников, родителей, бабушек и дедушек. Думаем, что наш сборник будет постепенно пополняться.

Хотелось бы, чтобы в эти игры играли не только наши сверстники, но и в будущем наши дети и внуки.

Мы проводим исследовательскую работу на тему

«Игры детей разных поколений»

Просим ответить тебя на наши вопросы.

Твои любимые подвижные игры?_____________________________________

Мы, дети, очень любим играть.

Но как оказалось, игр мы знаем недостаточно.

Поделитесь с нами, пожалуйста, воспоминаниями о вашем детстве.

Фамилия, имя, отчество________________________________________________________

В какие игры вы играли в детстве? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Число игроков не ограничено. Один водящий догоняет всех остальных. Кого коснулся рукой, тот становится водящим и догоняет остальных.

Число игроков не ограничено. Водящих может быть 1-3. Водящие догоняют остальных. Кого коснулся водящий рукой, тот останавливается, машет руками и кричит: «Чай-чай-выручай». Остальные игроки должны подбежать к нему и коснуться рукой, тогда все убегают, а в это время водящий не должен подпускать других к «осаленному» игроку. Игра продолжается пока водящие всех не «осалят».

Число игроков не ограничено. Один водящий отворачивается, остальные разбегаются и прячутся. Водящий ищет всех игроков, кого найдут первым (или последним по договоренности), тот и будет водящим.

Число игроков не ограничено. Водящий кидает мяч каждому по очереди. Кидая мяч водящий называет слово, если это съедобное, то игрок ловит, если несъедобное – нет. Если игрок сделал все правильно, то переходит на один шаг вперед, если нет – остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша.

Игроки выстраиваются в нескольких шагах перед какой-нибудь стеной, а напротив них встает ведущий. Игроки держат сложенные «лодочкой» ладони перед собой. Ведущий так же складывает ладони «лодочкой» и прячет между ними колечко. По очереди, подходя к каждому игроку, ведущий проводит своей «лодочкой» над «лодочкой» игрока, делая вид, что именно ему он передает кольцо. После того, как обход всех игроков закончен (одному из них кольцо обязательно передается), ведущий говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Тот игрок, у кого находится кольцо, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой стенки. Если ему это удается, то он меняется ролями с ведущим.

Один из игроков назначался «монахом», еще один – «продавцом», остальные были «красками». Каждая из «красок» загадывала себе какой-нибудь цвет и тихонько сообщала его «продавцу». «Краски» и «продавец» садились на длинную скамейку. «Монах» подходил к ним и говорил: «Тук-тук!» «Продавец» спрашивал: «Кто там?» – «Я монах в синих штанах!» «Продавец» интересовался: «За чем пришел?» – «За краской!» – «За какой?» Здесь монах называл какой-нибудь цвет. Если такой краски нет, «продавец» отвечал: «Скачи по дорожке на одной ножке!» «Монах» делал круг почета на одной ноге и возвращался за новой краской. Если же названная «краска» присутствовала среди сидящих, «продавец» говорил: «Есть такая. Платите столько-то». Пока «монах» «расплачивался» – хлопал рукой по ладони продавца нужное количество раз, «краска» вскакивала и убегала. Дальше существовало два варианта развития событий. Вариант первый: «монах» пытается поймать краску. Пойманная «краска» становится «монахом». Если же игрок сумел вернуться на скамейку – игра продолжалась.

Число игроков не ограничено. Игроки сидят в ряд на скамейке. Водящий подходит к первому игроку и на ухо говорит ему какую-то фразу, только очень-очень быстро. Первый игрок второму игроку на ухо пытается повторить то, что услышал тоже быстро и т.д. Когда все игроки получили информацию, ведущий по очереди спрашивает каждого игрока, какую фразу он услышал. Тот кто угадает, становится водящим, если никто не угадал, то игра начинается сначала.

На площадке отчерчивались две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это была дорога. Все игроки, кроме «светофора», выстраивались за одной из линий. «Светофор» караулил на «дороге». Стоя спиной к игрокам, он называл какой-нибудь цвет. Если игрок мог отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он брался за него рукой и спокойно переходил через «дорогу». Если же ничего подходящего не находилось, ему оставалось только быстро перебежать на другую сторону. А «светофор» должен был ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивался, сам становился «светофором».

Каждый играющий называется каким-нибудь цветком. Водящий говорит:

Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме… тюльпана.

Названный цветок должен быстро откликнуться:

— Ой!
— Что с тобой?
— Влюблен!
— В кого?
-В розу!

Теперь аналогичным образом откликается «роза», и игра продолжается.

Ведущий встает в центр, остальные игроки его окружают. Он подбрасывает вверх мяч и называет имя одного из участников, например: «Штандер-вандер-Коля». Тот, чье имя названо кидается ловить мяч, а все остальные бросаются врассыпную. Пока мяч летит, все игроки должны разбежаться как можно дальше. Как только водящий поймал мяч, он кричит «Стоп!». Все игроки замирают на том месте, куда успели добежать.

Водящий выбирает одного из игроков. Прикидывает до него расстояние «на глаз» и говорит, например: «До Кати десять гигантских». И начинает двигаться к игроку. Шаги в этом случае могут измеряться как гигантские (длинный шаг-прыжок), простые (обычный шаг) и лилипутские (одна нога плотно приставляется к другой). Чем точнее глазомер водящего, тем ближе он сумеет подойти к игроку. Подобравшись к игроку максимально близко, водящий кидает в него мячом. Если игрок сумеет увернуться или поймать мяч, водящему приходится бежать за мячом (или снова подкидывать мячик в воздух) и еще раз кричать «Стоп!», а все остальные в это время разбегаются еще дальше. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не сумеет выбить одного из игроков. Если же мяч водящего попал в игрока, а тот не сумел увернуться – он и водит.

Все игроки собираются в круг. Выбираем водящего. Водящий отворачивается, а держатся за руки и «запутываются». Здесь можно переступать через руки друг друга, закручиваться, но соблюдать главное условие: руки не отпускать. Теперь все громко кричат: «Все!» Водящий должен распутать веселую кучу-малу, так, чтобы снова получился круг, при этом руки игроков расцеплять нельзя…

Все игроки садятся на корточки в круг. Водящий бегает у них за спинами по внешнему кругу, держа в руке платочек. Незаметно он кидает платочек за спиной кого-нибудь из игроков. Если игрок этого не заметил, и водящий, сделав круг, коснулся его, он становится новым водящим. Если игрок заметил подброшенный платок, он хватает его и бежит по кругу навстречу водящему, стараясь обежав круг занять свое место первым. Если игрок успевает вперед водящего прибежать, то игра продолжается с тем же водящим. Если игрок не успевает, то он – водящий.

Сначала выбираются двое водящих – кошка и мышка. Остальные игроки становятся в круг и берутся за руки. «Мышка» бегает внутри круга, «кошка» – снаружи. «Кошка» пытается прорваться в круг и поймать «мышку», а игроки пытаются ей помешать, не пропустить. «Кошка» может пробираться в круг любым способом: прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или перелезать через них. Если ей это удалось, игроки быстренько выпускают из круга «мышку», а «кошку» вновь пытаются задержать. Если «кошке» удалось поймать «мышку», выбираются новые водящие.

Одному игроку завязываются глаза, и в таком виде он пытается поймать остальных играющих. Обычно игра проходит на строго определенной территории, покидать пределы которой запрещено. Если территория достаточно велика, то играющие время от времени должны издавать какие-либо звуки (например, хлопать в ладоши или звонить в колокольчик), что бы водящий смог сориентироваться. Игроки могут пытаться запутать водящего, подавая сигналы сразу с нескольких сторон. Когда водящий поймает игрока, то он (водящий) должен угадать кто это. Если угадал, то игрок становиться водящим, если нет, то игра продолжается.

Играющие делятся на «вышибаемых» и «вышибающих». Вышибающие встают с двух сторон, а вышибаемые располагаются между ними. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом, попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться. Игрок, которого вышибли, отходит в сторонку. Но его могут «спасти» его товарищи, если им удастся поймать мяч. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами.

В игре «Десятки» необходима ровная площадка и стена. Каждый игрок должен выполнить десять упражнений:

Читайте также:  Анализ на хламидиоза у детей

1. Десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.

2. Девять раз стукнуть мячом об стену, ударяя по нему ладонями снизу.

3. Бросить мяч восемь раз под правую ногу об землю так, чтобы он отскочил к стене, а от стены поймать мяч руками.

4. Теперь семь раз, но под левую ногу.

5. Стоя лицом к стене, шесть раз бросить мяч сзади между ногами об землю так, что бы он отскочил к стене и затем поймать его в руки.

6. Теперь то же самое, но пять раз и стоя спиной к стене.

7. Четыре раза бросить мяч об стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли снова ударить об стену и затем поймать.

8. Ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.

9. Два раза ударить мяч об стену сложенными вместе кулаками.

10. Ударить мяч об стену прямым пальцем один раз.

После этого предстоит «экзамен»: каждое упражнение проделывается по одному разу, при этом нельзя смеяться и разговаривать.

Из всех играющих выбирались два ведущих. Они загадывали число от 1 до 100. Остальные игроки по очереди пытались отгадать число, а ведущие помогали им словами «больше» и «меньше». Когда кто-то, наконец, угадывал число, ведущие спрашивали: «Что тебе?» Изначально предполагалось, что все игроки не имеют ничего: ни одежды, ни жилья. И обычно, первым делом, требовалась хоть какая-никакая одежка. Не сидеть же на скамейке голым! Игрок заказывал, например, платье, и ведущие удалялись на совещание. Каждый из ведущих придумывал свой фасон платья, и оба «товара» предоставлялись игроку на выбор. Платья могли быть от принцессы и наимоднейшие, а могли быть из бумаги, целлофана, мха, колючек, проволоки, железа, с дырками в самых немыслимых местах… Из двух предложенных нарядов игрок выбирал тот, который ему больше по душе, уходил загадывать число вместе с модельером своего платья. А второй ведущий занимал место игрока на скамейке. Игра могла продолжаться до бесконечности или до тех пор, пока игрокам будет уже нечего больше желать: каждый получит и немыслимую одежду, и шикарные дома, и машины, и яхты, и самолеты.

Играют волейбольным мячом. Количество играющих от 5 человек. Начинают игру. Как волейбол в кругу. Тот кто не отбил мяч, садится в центр круга – это «картошка», остальные игроки располагаются вокруг него и перебрасываются мячом, так же, как при игре в волейбол. Уронивший мяч присоединяется к первому игроку – число игроков растет. Игроки могут не только перебрасываться мячом, но и глушить картошку, то есть с силой ударять ладонью по мячу, стараясь попасть в сидящих. Если игрок промахивается, то присоединяется к «картошке». Сидящие игроки имеют право выпрыгивать с корточек, пытаясь поймать пролетающий мяч. Если это удается, вся «Картошка» встает вместо игроков, а игрок, чью передачу он перехватил, садится в круг.

Каждый игрок должен выполнить десять заданий. Если выполняя задание, игрок сбился, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым справиться со всеми заданиями.

Задания, выполняемые прыгая на скакалке вперед (скакалка вращается вперед)

1. Десять раз на двух ногах.

2.Девять раз чередую ноги (с левой на правую и т.д.)

3.Восемь раз на правой ноге

5.Шесть раз руки и ноги «крестом»

Задания, выполняемые прыгая на скакалке назад (скакалка вращается назад)

7.Четыре раза чередую ноги

10. Один раз руки и ноги «крестом»

Игрок начинает прыгать через скакалку, приговаривая по одному слову на каждый прыжок: «Я знаю пять имен девочек: Маша – раз, Ира – два…» И так до пяти. Затем используются разные категории: имена мальчиков, животные, цветы, деревья, птицы, названия городов, стран, рек и т.п. Если кто-то сбился, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.

Два игрока крутят скакалку, а третий пытается впрыгнуть в нее и продолжать прыгая. При этом крутящие скакалку приговаривают: «Бьют часы 12 раз». Как только игрок впрыгнул в скакалку, крутящие проговаривают дальше: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать». После этого игрок пытается выпрыгнуть из скакалки. Ведущие продолжая крутить скакалку проговаривают: «Бьют часы одиннадцать раз» и т.д. если игрок сбился, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым закончит все задания.

Число игроков от 4 до 6. Каждый игрок выбирает себе «имя»: роза, береза, мак или табак. Два игрока крутят скакалку, а третий пытается впрыгнуть в нее и продолжать прыгать. Как только игрок впрыгнул в скакалку, крутящие начинают проговаривать: «Роза, береза, мак, табак». И так несколько раз пока игрок не собьется. Если игрок сбился, то следующий будет тот, на каком слове сбился игрок.

Один ведущий берет скакалку и становится в центр круга, игроки располагаются по кругу вокруг ведущего. Ведущий берет скакалку за один конец и начинает ее раскручивать по кругу. Игроки стараются перепрыгнуть через нее. Ведущий с каждым кругом поднимает скакалку чуть выше. Если игрок сбился, он меняется местами с ведущим.

На земле чертятся классики (см. рисунок ниже). Игроки по очереди начинают прыгать. Первый игрок начинает прыгать с первого по десятый классик. Если он не сбился (т.е. не наступил на линию), то следующий кон начинает прыгать со второго и т.д. Если игрок сбился, прыгает следующий игрок. Когда очередь доходит до первого игрока, он начинает прыгать с того кона, на котором сбился. Выигрывает тот, кто раньше всех прошел все классики.

источник

«Сравнительный анализ игр разных поколений»

Прежде чем говорить об играх разных поколений, рассмотрим, а что же такое игра. В свободной интернет энциклопедии Википедия говорится, что игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в её результате, так и в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ , предназначенных для подобной деятельности.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Теперь обратимся к рассмотрению следующего компонента – содержанию игры. Итак, содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребёнка в деятельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности – только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда.

Сюжеты детских игр обусловлены социальными условиями жизни – несомненный факт, признаваемый многими. Здесь внутренние законы развития действуют с такой силой, что у детей самых различных стран и эпох, несмотря на все противоположности в окружающих условиях, всегда пробуждаются на определённых ступенях возраста одинаковые инстинкты игры. Так, игры, связанные с бросанием, игры в куклы, игры в войну безусловно выходят из рамок времени и пространства, социального слоя, национальной дифференцировки, прогресса культуры. Специфический материал, над которым упражняются инстинкты движения, попечения, борьбы, может изменяться вместе со средой.

Данные о развитии и жизни ребёнка и его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны.

Мы не можем непосредственно проследить процесс возникновения игры. Имеющиеся очень скупые данные позволяют наметить лишь в самых общих чертах гипотезу о возникновении игры, установить, и то приблизительно, исторически условия, при которых появилась потребность в этой своеобразной форме жизни ребёнка в обществе.

Положение ребёнка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производственный труд взрослых членов общества. Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше включаются дети в производительный труд взрослых и становятся производителями.

При усложнении средств и способов труда и при его перераспределении происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Дети перестали принимать непосредственное участие в сложных и недоступных для них формах трудовой деятельности. В отношении наиболее важных, но недоступных для детей областей труда перед ними ставится задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда. Возникают уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражняются в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ним. То есть это «средство» растёт и совершенствуется вместе с ребёнком (например, нож, лук и т.д.). Говоря о детских играх и игрушках, можно встретить мнения о том, что в куклы девочки играли с самых древних времён, однако если рассмотреть данный вопрос более внимательно, то можно заметить, что кукла выполняет не только роль игрушки, но и в большей мере роль хранительницы семьи, плодородия – её передают по наследству(при этом дарить или отдавать чужим её нельзя). При шитье кукол и нарядов для них девочки приучаются к важному для будущего труду.

На более поздних стадиях первобытнообщинного строя происходило дальнейшее развитие производительных сил, усложнение орудий труда и тесно связанное с этим дальнейшее разделение труда. Усложнение орудий труда и связанных с ними производственные отношения должно было сказаться на положении детей в обществе. Дети постепенно как бы вытеснялись из сложных и наиболее ответственных областей деятельности взрослых. Вместе с тем усложнение орудий труда приводило к тому, что дети не могли овладевать ими путём упражнений с уменьшенными их формами. Возможно, что именно на этой стадии развития общества возникает игрушка в собственном смысле слова, как предмет, лишь изображающий орудия труда и предметы обихода из жизни взрослых. И у детей игра перестаёт быть только соревнованием в силе, ловкости, меткости, выносливости и т.д. она начинает приобретать форму, свойственную и детям нашего времени.

Таким образом, игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Её возникновение связано не с действием, каких – либо внутренних, врождённых инстинктивных сил, а с вполне определёнными социальными условиями жизни ребёнка в обществе. Детство удлиняется. Важно при этом подчеркнуть, что это удлинение происходит не путём надстраивания нового периода развития над уже имеющимися, а путём своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к сдвигу во времени вверх периода овладения орудиями производства. Возникает такое положение, при котором ребёнка нельзя учить овладению орудиями труда в силу их сложности, а также в силу того, что возникшее разделение труда создаёт возможности выбора будущей деятельности, не определяемой однозначно деятельностью родителей. Появляется своеобразной период, когда дети предоставляются самим себе. Возникают детские сообщества, в которых дети живут хотя и освобождённые от забот о собственном пропитании, но органически связанные с жизнью общества. В этих детских сообществах и начинает господствовать игра.

Итак рассмотрим, как же меняется игра в истории развития человечества:

— появились тяжёлые плуги, которыми дети управлять не в состоянии – появились подобные игры.

— стали строить дома из дерева или камня – появились игры в камнетёсов и строителей.

— начались военные действия – появились игры в войну.

— появились короли и королевы и дети стали в них играть.

— полетел человек в космос и дети стали играть в космонавтов и инопланетян.

— а в 90-х наши дети как не прискорбно играли в коммерсантов и проституток.

— сейчас они играют в банкиров и вымышленных героев, поскольку этого вымышленного в их жизни становится всё больше и больше. Иногда даже взрослые люди теряют связь с реальностью заигравшись в некоторые игры.

— На современном этапе жизни, даже взрослым уже приходится играть в различные игры с целью приобретения различных навыков, необходимых им на работе и вообще в жизни.

Итак сделаем вывод — меняется время, меняется общественный строй, появляются новые технологии, новые профессии, идут войны, человек мечтает о будущем и все эти общественные и личностные изменения сказываются на содержании игр в которые играют дети.

Особая чувствительность игры в сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывает, что при всём разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе.

Данная работа подготовлена с опорой на труд Д.Б. Эльконина «Психология игры».

источник

Олеся Боровикова
Особенности игры современных дошкольников

1. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста

«Дошкольный возраст – период первоначального фактического склада личности» (А. Н. Леонтьев). Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание [15, с. 47].

Появляются и новые мотивы – достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами.

Начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка, которая включает индивидуальную устойчивую иерархию мотивов (первый этап – выделение доминирующих мотивов — стремление лидировать, соперничать или всем помочь, или достичь успеха в серьезном деле, или получать удовольствие от процесса деятельности). Иерархия будет завершаться в младшем школьном и подростковом возрасте.

Происходит усвоение норм морали, которое вместе с эмоциональной регуляцией, способствует развитию произвольного поведения дошкольника.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе чисто эмоциональной самооценки («Я хороший, потому что умею делать то и это, потому что слушаюсь взрослых» и т. д.) и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. В целом самооценка дошкольника очень высока, что позволяет ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в занятия учебного типа. Согласно исследованиям (М. И. Лисина, самооценка ребенка формируется главным образом в зависимости от ожиданий родителей. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными [16, с. 23].

Характер ребенка в дошкольном возрасте формируется в совокупности его отношений к различным сторонам жизни: к деятельности, к другим, к себе, к предметам и вещам. Решающая роль в формировании характера также принадлежит взрослым, их поведению и оценке поведения ребенка.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. В первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой». Формируются общие и специальные способности: музыкальные, художественные, танцевальные.

2. Значение игры в жизни дошкольника

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.

По мнению О. А. Степановой игра имеет очень большое значение для детей. Для ребенка игровая деятельность не только некая экспериментальная площадка, на которой он проверяет, подвергает анализу, весь свой опыт, всю накопленную информацию о жизни, о людях, игра для него — огромный мир, причем мир собственно личный, где ребенок может все, что захочет, все, что ему запрещается взрослыми. Уже из выше сказанного можно выделить три стороны игры [23, с. 42]:

суверенность (независимость, самостоятельность, частично закрытый мир жизни;

экспериментальность, как пространство проверки накапливаемого социального опыта;

игра для детей является первой ступенью познания.

Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П. Ф. Лесгафт, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д. В. Хухлаева и др.). Важное значение игры заключается в том, что дети в раскованной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях. Игра обеспечивает развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых навыков [30, с. 25].

Для детей игра — это жизненная необходимость и условие развития. Игра признается и исследуется мировым научным сообществом в качестве важнейшего компонента развития ребенка:

— как ведущая деятельность дошкольника (А. Н. Леонтьев,

— как практика развития (С. Л. Рубинштейн,

— как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д. Б. Эльконин,

— как средство амплификации (обогащения) психического развития ребенка (А. В. Запорожец,

— как особое культурное средство духовно-нравственного развития ребенка (В. В. Абраменкова,

— как форма общения (М. И. Лисина,

— как детская традиция (B.C. Мухина,

— как практика воспитания (Е. В. Субботский, Дж. Брунер,

— как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже,

— как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (М. Мид,

— как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка (М. Мид,

— как источник развития творческого воображения (В. Т. Кудрявцев).

Принятые в 2013 году ФГОС ДО подчеркивают значение игры в воспитании и обучении ребенка. Владение разными формами и видами игры, умение различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам – одни из ключевых результатов освоения ребенком образовательной программы.

3. Сравнительный анализ традиционных и современных игр детей дошкольного возраста

Современная ситуация в сфере игры и игрушки показывает, что за последние годы из детского игрового репертуара практически исчезли традиционные игры, изменилось отношение к игрушке, существенно изменился игровой набор ребёнка, а также принципы организации игровой среды.

Это связано с сокращением физического пространства для детских игр в городах и сельской местности, что приводит к территориальной разобщенности детей, разрыву между детскими поколениями. Деформация содержания детской субкультуры, которая проявляется в обеднении репертуара детского фольклора, утрате устных текстов, существенных изменениях игрового репертуара также характерна для современной социокультурной ситуации.

Читайте также:  Анализ на яйца остриц у детей

Народная педагогика игры, её специфические возможности в воспитании и развитии ребёнка, а также перспективы использования традиционной игры в современной психолого-педагогической практике изучаются группой исследователей народной игры под руководством В. М. Григорьева. Психологические основы традиционных игр, их значение для формирования образа мира ребёнка раскрываются в работах А. В. Черной [29, с. 26].

В традиционных народных играх есть свои особенности, которые проявляются в следующих признаках (см.: табл. 1).

Дихотомии традиционной игры

Добровольность участия Подчиненность правилам

Жесткая заданность Вариативность

Закреплённость системы поощрений и наказаний Культурные формы примирения, разрешения конфликтных ситуаций

Внутри традиционной игры создаются возможности широкой вариативности поведения, например, от индивидуального — к коллективному и наоборот. Это позволяет ребенку освоить разные модели поведения и обрести опыт определения самостоятельной стратегии в различных игровых ситуациях.

Внутри игровой ситуации дети, выстраивая отношения на принципе паритетности, признают за собой и за другими равные права и обязанности, одновременно принимают главенствующую роль игрового лидера – «воды», или низкую статусную роль входящего в игру «новенького», неумелого и т. д. Такое сочетание равноправия и соподчинённости развивает в детях чувство свободы, уважения к общему мнению, самостоятельности, ответственности, осмысленности своих действий.

Добровольность участия в игре и одновременная подчинённость её правилам и сценариям вырабатывает важнейший навык культурного человека быть свободным в принятии ограничений. Свобода быть хорошим, умение сохранить принятый закон игры вне зависимости от желаний собственной самости как шаг на пути обуздания страстей.

Существенное значение для реализации воспитательного воздействия традиционной игры имеют принципы и механизмы, действующие в традиционной игре в детском сообществе. Интерактивность — обеспечивает всё многообразие связей и отношений в игровых ситуациях как на межличностном, так и на групповом уровнях. Мотивированность, проявляющаяся как желание быть принятым в игру, в игровое сообщество, обеспечивает добровольность игры и иерархичность игры. В игре находит свое отражение способность идентификации и обособления, которую мы называем способностью «быть собой и другим». Смена социальной позиции в игре, обеспечивающая идентификацию с позицией другого, является причиной развития гуманных отношений, «которые воплощают становление в сознании и поведении ребёнка ценности другого человека, переживаний его успехов и неудач как своих собственных» (В. В. Абраменкова). И, наконец, использование традиционного фольклора, которое обеспечивает сохранность сюжетов и сценариев игры, развивает творческие способности ребёнка (речь, музыкальность, даёт возможность применять культурные формы решения конфликтных ситуаций [2, с. 27].

В традиционных играх ребёнок задействует механизмы, которые будут востребованы и в социальной, и в духовной жизни. Ребёнок играет добровольно и с удовольствием, осознанно принимая на себя обязательства соблюдать правила, исполнять, терпеть наказания и поощрения, выполняет неписаный закон игры. В игре происходит встреча ребёнка не только с другими, но и с самим собой. Именно через других ребёнок может осознать себя, взглянуть на себя глазами другого. В игре ему предоставляется возможность исправиться, понести наказание и вернуть себе «доброе имя». «Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех лучших играх. Интересно, что игр морализаторских в народе почти не было. Нравственные требования заключены в содержании игр, её правилах и традициях» (В. М. Григорьев). В игре происходит пробуждение нравственного чувства, осуществляется внутренняя духовная работа, позволяющая в дальнейшем стать развитой личностью.

Сегодня отмирают коллективные игры нашего детства: «казаки-рабойники», «салочки» и т. д. А поработили детей компьютерные игры, и очевидный вред просматривается не только в нагрузке на глаза, эмоциональной стороне, а также малоподвижности и отсутствии свежего воздуха. Печальный итог характера игр у современных детей слишком очевиден.

Вывод: изменение отношения современного взрослого к игре как инструменту воспитания и становления личности ребёнка в сторону её рационализации и дидактизации лишает ребёнка образно-семантической и ценностно-смысловой составляющей игры. Непонимание родителями педагогического потенциала традиционной игры приводит к бездумному формированию игрового набора ребёнка.

4. Влияние современных игр на развитие ребенка в дошкольном возрасте

Исследуя вопрос влияния современных игр на развитие ребенка в дошкольном возрасте необходимо разобраться что происходит при нарушении процесса передачи игрового содержания и средств игровой культуры между поколениями.

В жизни современного общества такие разрывы в передаче игры обусловлены двумя причинами: возрастным разделением детей, преобладанием семей с одним ребенком. Тенденция к упразднению двора в современном городе приводит к исчезновению дворовых играющих групп, которые являются основным носителем игры [7, с. 28].

Между тем, в игре могут отражаться лишь внешние стороны человеческой деятельности – то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный «результат» человеческого труда. Поэтому изменяется и смысловая нагрузка игр современных детей.

Многие из них уже сейчас предпочитают часами просиживать перед монитором компьютера, погружаясь в иллюзорный мир компьютерных игр, но не способны самостоятельно придумать сюжет и распределить роли в игре со сверстниками. Они не умеют взаимодействовать с другими людьми, не учатся «примерять» к себе разные стратегии поведения и выбирать собственную стратегию и позицию. Это приводит к инфантилизации детей.

Другие под совместной игрой понимают коллективную «беготню» на детской площадке, имитирующую стремительную смену событий в современных боевиках, или разыгрывание отдельных сценок из популярных телесериалов, чаще всего демонстрирующих неприглядные стороны жизни взрослых (интриги, склоки и т. д.) на фоне утрированных и выхолощенных эмоциональных переживаний и чувств. В последнем случае, к сожалению, основным средством передачи игровой культуры становится телевизор.

Сегодня никто не отрицает, что рост влияния телевидения на детей связан с тем, что оно наиболее полно и эффектно удовлетворяет потребности подрастающего поколения в приобщении к ценностным ориентациям взрослых. Это происходит благодаря использованию «эффекта присутствия» («действования») ребенка в воображаемой ситуации и идентификации с героем. Дети присваивают себе установки социального или асоциального поведения героев. Тревогу вызывает тот факт, что это происходит на фоне ослабленности эмоциональной и интеллектуальной идентификации с родителями, их «отторжения» по причине того, что взрослые не соответствуют идеальному, воображаемому образу, а находятся «рядом» с ребенком [24, с. 29].

Телевидение зачастую использует утилитарную цель: повысить спрос на информацию как продукт деятельности ребенка. При этом упускаются из вида цели формирования личностных новообразований. Дети увлекаются конкретным сюжетом, а взрослые – педагог или родитель – не играют в процессе просмотра фильма или мультфильма никакой роли: не помогают развертыванию сюжета и удерживанию принятой роли, не объясняют сложные для детей понятия и т. п. К сожалению, интересы телекомпаний и рекламодателей ставятся выше интересов детей.

Поэтому взрослые должны принимать активное участие в выборе подходящих телепрограмм для детей и, по возможности, устраивать последующее обсуждение содержания и формы увиденного.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Воспитатель должен быть знаком с каждым из этапов формирования игры в онтогенезе, знать их отличительные особенности, уметь руководить игрой на каждом этапе, развивать игровую деятельность дошкольника.

Ведущим видом деятельности игра становится не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

В совместной деятельности дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре же возникает обмен опытом. В результате игры становятся интереснее и многообразнее.

На определенном этапе развития ребенка (при расширении его знаний и представлений об окружающем мире, роль начинает выступать как «ограничитель» творческого построения сюжета игры детьми. К старшему дошкольному возрасту у ребенка отмечается стремление не только к воссозданию в игре действий и отношений других людей, но и к творческому воссозданию, придумыванию событий, участником которых он хотел бы быть сам.

Такое стремление детей может быть реализовано в игре только при условии выхода за пределы ролевых способов построения игры и овладения детьми способом творческого сюжетосложения.

В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.

Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Если в ролевой игре моделируется сфера взаимоотношений между людьми, то в строительной – сфера созидания, создания архитектурных сооружений.

Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий. Расширение представлений детей об окружающем рукотворном мире, приобретения коммуникативных умений и технических «строительных» навыков приводят к появлению коллективных строительных игр.

В театрализованных играх или играх-драматизациях, дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом. В ходе игры дети эмоционально осваивают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков, у них формируется воображаемый образ и оценочное отношение к персонажу.

В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко – роль и сюжет. В играх-соревнованиях, играх-эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Главная цель любой дидактической игры – обучающая [8, с. 30].

Самое главное в детской игре – добиться следующего:

1. чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал

2. чтобы он не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца

3. чтобы в каждой игрушке он видел определенную ценность, хранил ее, поддерживал порядок в игровом уголке, с помощью взрослого производил ремонт в случае поломки

4. чтобы в игре комбинировались все типы игрушек.

В процессе самой игры необходимо, по возможности, представить ребенку полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идет правильно. Если ребенок попал в затруднительное положение, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ему, подсказать, поставить какой-нибудь интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда и поиграть с ним.

В основе современных критериев оценки детских игр, игрушек лежат педагогически ценные качества игрушек. Существуют два типа критериев оценки настольных, компьютерных и других видов игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Педагогам необходимо уметь определять достоинства и недостатки игрушек.

Готовая игрушка хороша тем, что знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, подводит ребенка к техническим вопросам и проблемам сложного человеческого хозяйства.

Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот).

В настоящее время наблюдается реформирование Российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий. Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время, наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий.

Проявляя интерес к миру взрослых, но не имея возможности включиться в него, дошкольник моделирует этот мир в игре, что является социальным по своему происхождению и содержанию. Сюжет и роли в игре дети заимствуют в обществе. Дети, отражая в игре различные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся сопереживать и отличать вымысел от реальности.

Появление новых видов игр не отрицает предварительно существующих, в которые ребенок продолжает играть в ДОУ. Применение в работе педагога разных видов игры является весьма ценным для старших дошкольников.

Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.

Современная педагогическая наука подтверждает бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка.

В целях повышения педагогической культуры родителей и формирования их педагогических ценностей необходимо помогать родителям грамотно организовать игровую деятельность ребенка, привлечь родителей к взаимодействию с воспитателями ДОУ, пробудить у них интерес к организации игровой деятельности детей.

Таким образом, очевидно, что все фиксируемые сегодня изменения в психологическом облике дошкольника (особенности его общения, игровой деятельности, личностного развития, готовности к школе, причины которых видят в неправильной, неадекватной возрастным потребностям ребенка организации его жизни, свидетельствуют о принципиально ином характере его дошкольной социализации, нежели это было в ХХ веке.

1. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. М., 2009.

2. Абраменкова В. В. В мире детских игр // Воспитание школьников. 2010.№7. с. 16-19.

3. Бибарцева Т. С. Учебно-игровой тренинг специалистов социокультурной сферы. СПб., 2009.

4. Большая Энциклопедия/Под ред. С. Н. Южакова. – М.: Наука, 2011.

5. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2011.

6. Гросс К. Душевная жизнь ребенка: Пер. с нем. — Киев, 2006.

7. Гударёва О. В. Игра современных дошкольников//Журнал прикладная психология. 2013, №2. С. 51-56

8. Гударёва О. В. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников//Психология и культура. Материалы Третьего съезда РПО, СПб, выпуск 1, 2013.

9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. — М., 2008.

10. Ершов П. М. Потребности человека. – М.: Мысль, 2010.

11. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2015.

12. Калугина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. Учебное пособие для студентов высших специальных учебных заведений. – М., 2011.

13. Козак О. П. Путешествие в страну игр. – СПБ.: Дело, 2013.

14. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 2015.

15. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры/ Сб. Проблемы развития психики М., 2011.

16. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 2008. 144 с.

17. Мануйленко З. В. Роль игры в воспитании дошкольника. М., 2011.

18. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн. -информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2009. — 290 с.

19. Педагогическая психология. Учебное пособие / Под ред. И. Ю. Кулагиной. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 480 с.

20. Петровский А. В. Общая психология. – М.: Просвещение, 2012.

21. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. /Под ред. М. А. Васильевой. — М.: Просвещение, 2012.

22. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 2014.

23. Степанова О. А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

24. Сыч В. Д. Влияние телевидения на игры дошкольников//Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: — M., 2015. — С. 70-72.

25. Усова А. П. Игра и организация жизни детей. М., 2012.

26. Ушинский К. Д. Собрание сочинений М., 2015. Т. 8.

27. Фридман Л. М. Психология современного человека. – М.: Эксмо, 2015.

28. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под редакцией И. Ильясова, В. Я. Ляудис – М.: МГУ, 2014.

29. Чёрная А. В. Психологические основы традиционных игр. // Развитие личности. 2009. № 4. — С. 86-98.

30. Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. 2012. №5. С. 41-46.

«Как изменился мир игры современных дошкольников» Игра- самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя.

Использование современных «Кейс — технологий» для социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса.

Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников» Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных.

Особенности организации дидактических игр у младших дошкольников Особенности организации дидактических игр у младших дошкольников Для успешной организации дидактических игр существуют три основных этапа:.

Особенности подвижной игры на разных возрастных этапах Актуальность. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном.

Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников 2–3 лет ВВЕДЕНИЕПроблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится.

Педсовет « Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников» Цель: стимулирование активности и повышение компетентности педагогов ДОУ по вопросу использования современных педагогических технологий.

Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в детском саду по развитию речи дошкольников» Цель: Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи детей, активизация форм повышения.

Внедрение современных форм патриотического воспитания дошкольников Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В.

источник